Что значит выстригать волосы на темени
Опубликовано: 17.09.2024
Содержание
Волосы в разных частях головы по-разному реагируют на обработку при выполнении модельной стрижки. Поэтому, чтобы достичь желаемого внешнего вида прически, необходимо научиться видеть, где форма черепа трансформируется: изгибается, расширяется или сужается.
В этом нам огромную помощь оказывают эталонные точки на поверхности черепа – они указывают на те участки, где плоскость головы и поведение волос меняется. Можно назвать следующие ориентиры — например, ушные раковины, линия челюсти, высшая точка головы, затылочная кость.
Обдумывая форму стрижки, мастер мысленно расчленяет ее на отдельные сегменты и детально мысленно рисует себе, как она должна выглядеть. Вдобавок он выбирает всю совокупность необходимых технологических приемов по обработке волос. Сегодня мы рассмотрим методы стрижки фронтально-теменной зоны.
Как выделить теменную зону
Фронтально-теменная зона условно считается горизонтальной частью головы. Имейте ввиду, это важно. Волосы темени растут от макушки к лицу, а височной – вертикально вниз. Поэтому стоит выделить не тот слой волос, и локоны уже не лежат как нужно, а «ломают» линию модельной стрижки.
Фронтальный участок головы – самый важный и ответственный, играющий главную роль для внешнего вида прически. Начинающему мастеру рекомендуется этой частью волос завершать работу.
Для выделения фронтальной зоны важна такая опорная точка, как теменной выступ. Находится он в самом широком месте головы и определяет линию перехода от горизонтальной теменной зоны к вертикальной височно-теменной.
И второй нужный нам ориентир – наивысшая точка черепа.
С помощью опорных точек проведите п-образный и дугообразный проборы. В результате получится, что фронтально-теменная зона будет ограничиваться п-образным разделом, образованным двумя височными проборами на уровне середины бровей и средней частью дугообразной линии через макушку и ушные раковины.
Дополнительно теменную зону можно разделить на две равные части с помощью сагиттального пробора.
Варианты решения стрижки теменной зоны
Работа над фронтальной зоной имеет свои особенности. Обычно вводится контрольная прядь (КП) – тонкая прядка, в основании которой лежит окружность или прямоугольник – это стартовая длина для выполнения модельной стрижки.
Длина волос фронтальной зоны остается постоянной
Начните работу с того, что обговорите с клиентом длину челки.
Далее горизонтальным пробором выделите тонкую прядь, расчешите ее в естественном спаде и постригите на уровне оговоренной длины внутренним срезом. Работайте стоя перед клиентом (у правого или левого колена). Голову клиента поверните в свою сторону и следите за ее положением (не должно быть наклона черепа).
Дальше работаем за спиной клиента. Все оставшиеся волосы темени стригите с ориентиром на подстриженную ранее первую прядь – она будет проверочной.
Расческой приподнимите вверх контрольную прядку и горизонтально через 1 см отделите еще одну. Соединив их вместе и прочесав, вы увидите разницу в длине.
Еще раз хорошо прочешите оттянутые вверх волосы, захватите их пальцами и постарайтесь равномерно натянуть под углом в 90 град. Ориентируясь на КП, произведите внешний срез (с внешней стороны пальцев).
Подготовьте следующую тонкую прядку, повторите уже знакомые нам действия: вычешите волосы от корня, соедините их с предыдущей прядью и выполните срез. Вы наверняка заметили, что на этот раз контрольной прядью будет вторая прядка, а первая КП нам уже не нужна.
Отпустив первую и вторую прядь, готовим четвертую. Вычесав и подхватив ее, выполните очередной срез с ориентиром уже на третью прядку. На этом этапе она будет контрольной.
Подобным образом отделяйте волосы прядь за прядью и стригите до макушки. Длина прядей на протяжении всей стрижки должна оставаться постоянной (примерно 7-8 см). В этом случае линия дизайна будет подвижной.
Стрижка с короткой челкой и объемной затылочной зоной
На этот раз контрольная прядь не будет передвигаться по голове – она будет стационарной. Нужно каждую последующую прядку подтягивать к неподвижному ориентиру на краевой линии у лба и стричь на уровне этой линии дизайна. Причем КП оттягивается под углом в 90 гр.
Фронтальная зона с длинной челкой
Для начала переместите контрольную прядь в область макушки. Ее длину можно выбрать в границах от 6 до 8 см.
Затем отделяйте волосы горизонтальными разделами и поочередно подтягивайте их к стационарной контрольной. У нас получится короткая макушка и довольно густая и длинная челка.
Стрижка теменной зоны по типу «шапочки»
Контрольная прядь при этом методе стрижки находиться в середине темени (ее длина равна приблизительно 6-7 см). Стригите тонкими прядками, подтягивая волосы к контрольной стационарной пряди с двух сторон по очереди.
Стрижка темени по границе сагиттального раздела
Контрольную прядь выделите вдоль сагиттального пробора. Все остальные волосы темени поделите на пряди параллельными разделами и, поочередно подтягивая к КП, стригите на ее уровне.
Для получения различных форм челок по такому методу можно постричь половину волос темени.
Стрижки с косой челкой
Проведите боковой пробор и выделите контрольную прядку вдоль этого раздела. Подтягивайте все остальные волосы фронтальной зоны попрядно к разделу и производите срезы на уровне линии дизайна.
Стоит посмотреть
Разнообразные виды челок. Как подстричь самостоятельно
Урок деления волос по радиусам — стрижки с короткой макушкой
Что такое «попово гуменце», ныне знают не многие; но недалеко еще то время (не более ста лет), когда все наши православные русские священники были с гуменцами. Да позволено будет дать, сколько возможно, полное понятие о поповских гуменцах.
«Гуменце» — слово уменьшительное от гумна, а «гумно» — это вычищенная и выглаженная часть земли. «Гуменце на голове» — выстриженная на темени часть головы, а «гуменце попово» — это выстриженное темя головы священника; называется еще иногда гуменце попово «гуменцем Апостола Петра», это потому, что глава св. Апостола была в насмешку обрита неверовавшими его слову язычниками; в древности на Руси называлось оно еще «оброснением», что значит «голое место на голове1»; это последнее название удержано и в Скрижали патриарха Никона (1656 г.).
Обычай стричь волосы на голове — один из древнейших; он существовал у всех народов древности и у каждого народа с своим особым значением. «Еллины, — говорит св. Афанасий Ал. в ответе на вопрос 28, — имеют обыкновение стричь верхнюю часть головы у отроков, оставляя малые волосы; потом они обрезают их и посвящают демонам»2. Римляне побежденным народам стригли волосы, в знак победы над ними Евреи стригли волосы по окончании обета Богу, как предписано в законе Моисеевом: «И да обриет обеща́вый пред две́рьми ски́нии свидения главу́ обета своего́, и да возложи́т власы́ на о́гнь» ( Числ. 6:18 ), и в знак глубокой печали, как говорит пророк Михей: «Обросни́ся и остризи́ся по ча́дех свои́х млады́х: разшири́ обросне́ние твое́ я́ко оре́л, поне́же плене́ни бы́ша от тебе́» ( Мих. 1:16 ). У cлавян-язычников обряд первого обрезания волос или постриг сопровождался особым торжеством3. Христиане с самых первых веков христианства стригли себе волосы то в знамение чистоты, то ради посвящения и всецелого пожертвования сами себя на служение Богу4.
Пастыри христианской церкви, более других ревновавшие о чистоте жизни, из любви к Спасителю, в память тернового венца, покрывавшего главу Его, волосы на главах своих сверху выстригали, а снизу подстригали, делая таким образом из них нечто похожее на венец.
Такой обычай существовал во всей вселенской церкви как на Востоке, так и на Западе. Начиная c IV века мы имеем о нем непрерывный ряд свидетельства. Блаж. Августин и Иероним, писатели IV века свидетельствуют, что священнослужители волосы на голове подстригают в круг, а на темени несколько выстригают по древнему обычаю5. Св. Василий Великий, по свидетельству древнего историка Ульния Римлянина, «имел волосы на голове несколько обстриженные6. В VI веке императором Юстинианом построен в Константинополе знаменитый Софийский храм; мозаические изображения в сем храме сохранились до нашего времени. Там св. Григорий Богослов и Дионисий Ареопагит изображены обстриженными7. А на мозаике VI же века в церкви Космы и Дамиана в Риме западные епископы изображены и обстриженными и с гуменцами8. В VII веке обычай клира стричь волосы был общеизвестным и общепринятым. 21‑е правило 6‑го Вселенского собора говорит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях противных правилам и за cиe подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от него совершенно устраняют себя, — да стригутся по образу клира».
«Аще же произвольно не пожелают того, да растят, власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Выражение: «да стригутся по образу клира» дает разуметь, что в то время все состоящие в клире стригли себе волосы, и только лишенные сана, если не исправятся, должны были растить их подобно мирянам. Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, из правила собора не видно; объяснение на это мы находим в писаниях св. Софрония, патриарха Иерусалимского, который скончался не задолго до открытия 6‑го Вселенского собора († 614 г.). В слове о божественном священнодейcтвии он говорит: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавше и которую благословил Христос».9 «Кругловидное острижение», «двойной венец», образуемый волосами — слова эти показывают, что священники того времени на темени волосы выстригали, а снизу подстригали. Волосы, остриженные так, действительно представляли нечто похожее на венец, почему у Греков такое стрижение и называлось «δτεφάνη» (венок, головное украшение). В VIII веке св. Герман, патриарх Константинопольский, объяснял этот повсеместный обычай так же, как объяснял его и св. Софроний. «Стрижение головы иepeя, — говорит он, — и кругловидное острижение волос посредине ея делается но образу тернового венца, который носил Христос. Знаменуемый волосами двойной, лежащий на главе иepeя, венец изображает честную главу апостола Петра»10. В IX , X и XI веках святителей изображали подстриженными и на иконах, и в рукописных сочинениях. Так в рукописи Григория Назианзина (Григорий Богослов) ( IX – X в.), писанной для византийского императора Василия Македонянина, изображены святители Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов остриженными; а пророк Иезекииль как назорей11, изображен с длинными волосами12. В греческой Четьи-минеи ( X в.) ни один из святых не изображен с длинными волосами, на многих видны гуменца13. Об изображениях в рукописях нужно заметить, что они не подвергались никаким изменениям и исправлениям, между тем как иконы, подверженные большей порче, часто изменялись и исправлялись; а самые древнейшие из них почти все уничтожены в век иконоборства; поэтому неудивительно, если в настоящее время те же святители, о которых мы упоминали, изображаются не с подстриженными, а с длинными волосами.
Из древней церкви греческой обычай стричь волосы на голове перешел и в церковь русскую. На фресках Киево-Софийского собора ( XI в.) святители изображены
с подстриженными волосами, на некоторых видны гуменца14. В Харатейной Кормчей Книге XIII века, на 21 прав. 6‑го Вселенского собора находится такое толкование: «презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце. Аще на обращение зрит, якоже причетницы главу да постригает. Аще же своею волею не отступит, но творити хощет грех, якоже мирстии человецы власы да растит, понеже возлюбил мирское пребывание, паче небесныя жизни»15. Достоверно, что обычай стричь волосы на голове был принят и соблюдался в Церкви Русской в самом начале её существования. А начиная с XVI века мы имеем непрерывный ряд свидетельств о нем, как иностранцев бывавших в России так и самих русских. В 1517 и 1526 г. был послом в Москве от императора австрийского барон Герберштейн. В своих записках о России он, между прочим, пишет: «Русские священники одежду имеют почти такую же, как миряне, надевая на голову кроме маленькой и круглой шапочки, которою они прикрывают выстриженное место, еще широкую шляпу от жара и дождей, или носят также высокия и бобровыя шапки сераго цвета. Все они ходят опираясь на палки, называемый посохами»16. Олеaрий, Голштинский ученый, бывший в России в XVII в. (1634 г.), говорит о священниках: «Новопоставленный облекается в священническое верхнее платье, которое немногим отличается от мирскjго. На макушке головы остригаются волосы и полагается на нее суконная шапочка, называемая скуфьею, точно как наша ермолка, плотно обнимающая голову; прочее на голове волосы длинные, как у женщин, отпускаются вниз до самых плеч. Эту шапочку днем они никогда не могут снять, разве нужно будет только им остричь голову»17. Из слов Олефария видно, что в XVII в. у священников волосы только на макушке выстригались, прочие же оставлялись длинными. Тоже говорят и другие путешественники18. Всегда ли так было в России или только в XVII веке — неизвестно. При патр. Никоне обычай носить гуменце был еще во всей силе, что видно из напечатанной при нем «Скрижали», где и объяснен он согласно со свв. Софронием и Германом19. После Никона при патриархе Иоанне на московском соборе 1674 г. состоялось такое определение о гуменцах: «Протопресвитери и протодиакони, иepee же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфьях, в знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейскaгo, на главах же имети прострижено, зовемо гуменце, немало: власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый в венец, егоже носи Христос20». Это соборное определение соблюдалось и в прошедшем столетии. В архиве Московской Духовной Консистории сохранилось довольно дел ставленнических21 XVIII века, из которых видно, что при поставлении в иepeя простригалось ставленику на голове «гуменце не мало»; действие это совершалось не даром — ставленики обязаны были вносить деньги «простригальныя по гривне с плеши»22. Место, выстриженное на голове при посвящении, когда покрывалось волосами, снова было выстригаемо и таким образом оставалось на всю жизнь наружным знаком священства, так что без гуменца тогда нельзя было назвать себя и священником, что, посему, делали и лжеереи, чтобы выдать себя за истинных иереев. В протоколе 1731 г. апр. 19 сказано: «Прислан был в Дикастерию поп самостав, который допросом показал, что его посвятил и гуменцо постриг поп…»
Когда именно оставлен обычай носить гуменцо — неизвестно; но нет сомнения, что он существовал и во 2‑й половине прошедшего столетия. Покойный митрополит
Филарет, родившийся в 1782 г., рассказывал, чго в молодости своей он видал священников в Коломенской епархии с гуменцами. Равно и в греческой церкви этот обычай не сохранился.
Могут спросить: хорошо ли поступили, что оставили такой древний христианский обычай? Отвечаем: обычай, не то, что закон или правило. Правда, на Московском соборе при патриархе Иоакиме 1674 года, обычай этот как мы видели, узаконен как знамение, наружный знак священного духовного чина; но это — узаконение местной, а не Вселенской Церкви, притом выраженное не строгом виде. 6‑й Вселенский собор в 21 правиле сказав, что священнослужители, оказавшиеся виновными в преступлениях, лишенные сана и потом раскаявшиеся, «да стригутся по образу клира», — не узаконяет этот обычай, а только упоминает о нем, как о существующем в церкви, и смотря на него, как на внешнюю принадлежность духовных лиц, каково, например, ношение одежды, дозволяет удержать его и лишенным сана. Наша Православная русская Церковь долго держалась его, но, наконец, не видя твердых канонических правил, оставила его, — и оставила не без основания. «По Божественному установлению, — говорит недавно почивший русский святитель Филарет, — Назорей растил власы в продолжении обетного времени ( Числ. 6:5 ). Еврейский Назорей был прообразованием Христа ( Мф. 2:23 ). И Христос Спаситель, соответствуя прообразованию, и объясняя оное самым видом Своего лица, по чину назорейскому, не стриг власов. Cие показывают издревле иконы Его, начиная от нерукотвореннаго образа. Очень естественно, что последователям Христа Спасителя, и наипаче служителям веры по особенному призванию, вожделенно было подражать Ему не только в духовном, но и во внешнем». Над приемлемыми в клир, пострижение на высоте головы совершается и ныне. «Это — церковное благословение и символ, — продолжает святитель. — Что такое волосы? Световыя лучеобразныя истечения из головы, облеченныя в соответственную им внешнюю форму тонкаго, безколеннаго, гибкаго тростника.
Посему волосы суть близкий образ или символ человеческих мыслей. Пострижением на приемлемом в клир иди в монашество полагается знамение, что он должен отсечь плотския и мирския мысли. За сим, получившая благословение глава пусть обильно растить власы новые — помышления духовныя, чистыя и святыя»23.
Заключаем нашу статью таким суждением: хорошо делали прежние православные священники, когда выстригали на головах своих гуменца по образу тернового венца Христа Спасителя; хорошо делают и нынешние, совершенно нестригущие своих волос, по примеру древних назореев, в подражание Господу Иисусу. «Свя́т бу́дет растя́й власы́ главы́ своея́» ( Числ. 6:5 ).
Примечания:
1. «Словарь церковно-славянского и русского языка», составленный Вторым Отделением Императорской Академии наук, Спб, 1847 г., см. слово «оброснение»)
2. «Новая Скрижаль», Спб., 1870 г., стр. 430.
3. «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», Снегирев И.М., М., 1837 г., часть 1, стр. 210.
4. «Дионисий Ареопагит», книга о церковной иерархии, в кн.: «Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения», СПб., 1855, т. 1, стр. 197.
5. См. в книге: «Опыт курса церковного законоведения». Спб, 1851 г. вып. II , стр. 382.
6. «Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы и библиотеки», М., 1858 г., стр. 285.
7. «Христианские древности и археология». Ежемесячный журн. изд. И. Прохоров, 1862 г., т. 2., ср. 7, см. рисун.
8. Там же.
9. «Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения», Спб, 1855 г., том I , стр. 271.
10. Там же, стр. 365.
11. Назорей (от евр. «незир» — отделенный, посвященный) человек, посвящённый во времена Ветхого Завета на особое служение Богу посредством принятия ряда обетов ( Числ.6 ). Назореем был судия Самсон ( Суд.13:5 ); 2) одно из имен Господа Иисуса Христа. В продолжении всего срока обета, назореям запрещалось стричь волосы ( Чис.6:5 ).
12. «Христианские древности и археология», Спб, 1862 г., кн. 2, рисун. к стр. 8. Еще кн. 3.
13. Там же.
14. Там же, кн. 3.
15. «Славянские рукописи», Московская синодальная библиотека, № 132, л. 201.
16. «Записки о Mocковии барона Герберштейна», пер. с латинского Ив. Анонимов. Спб., 1866, стр. 47.
17. «Душеполезное Чтение», 1867 г. кн. 3, стр. 282.
18. «Московские губернские ведомости», 1847 г., стр. 117. Здесь сказано о священниках: «волосы отращивают до плеч».
19. Печат. в Москв., 1656 г., смотр. л. 129, гл. 40.
20. «Деяния Вселенских Соборов», хранится в Синод. библиот. № I . л. 187, обр.
21. Дела присяги священника (ставленическая грамота, присяжный лист).
22. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821), М.: В тип. «Русских ведомостей», 1870; См. в «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения”, кн. 7, стр. 198, 199.
23. «Нечто о ращении волоc», святитель Филарет Московский (Дроздов).
«Душеполезные чтения» 1870 года из декабрьской книжки. Москва, 18 декабря 1870.
В Русской Православной Церкви власоращению предшествовал другой обычай: выстригать волосы на темени, или делать гуменцо. На Русь эта традиция пришла из Византии, где, как и повсеместно, существовала с VII века. Появление же длинных волос у духовенства связано с реформой Патриарха Никона и ориентацией на греческие образцы, и не только в богослужении. Однако еще постановления Московского собора (1675 г.) свидетельствуют, что гуменцо, как и прежде, продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».
Как уже отмечалось, в Византийской империи священники тоже выбривали гуменцо. После падения в XV веке Константинополя уцелевшее православное духовенство стало выполнять функции чиновников, отвечавших за греческое население Порты. В знак несения государственных полномочий священнослужители стали отращивать волосы, как полагалось османским чиновникам. Ведь длинные волосы, а также головной убор, напоминавший современную греческую камилавку, и одежда с широкими рукавами были отличительной особенностью служивших по гражданскому ведомству подданных турецкого султана.
Требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца только во второй половине XVII века, после того как при Патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского Чиновника. Правда, на практике гуменцо продолжали выстригать и сто лет спустя. Об этом свидетельствуют воспоминания святителя Московского Филарета, лично встречавшего старых священников «с плешью». К середине XIX века окончательно складывается известный и поныне тип православного священнослужителя – одетого в рясу с широкими рукавами, носящего бороду и длинные волосы. В Греции же после освобождения от турецкого ига в начале XIX века по длине волос стали различаться женатые и монашествующие священнослужители (первые стригутся коротко, вторые по-прежнему носят длинные волосы).
Снова волосы священников оказываются в центре общественного внимания в России в начале XX века, в период бурного обсуждения дальнейшей судьбы Церкви. Среди духовенства, особенно молодых и склонных к движению обновленцев, появляются сторонники светских коротких стрижек и даже бритья бород. Длинные волосы и бороды священнослужителей становятся символом приверженности «консервативной» Церкви и Патриарху Тихону.
Комментарий:
Протоиерей Сергий Правдолюбов: Бритье бороды и острижение волос стало символом отречения от сана или перехода к обновленцам
Современный образ нашего духовенства уже совершенно оторван от греческого прообраза времен османского ига. Трагическая судьба десятков тысяч священнослужителей, пострадавших за Христа в первой половине XX века, во время репрессий, освятила в истории именно такой внешний облик пастыря Церкви. Бритье бороды и острижение волос стало символом отречения от сана или перехода в «Живую Церковь» к обновленцам.
Примечательно, что уважительное отношение к волосам священнослужителей не чуждо было даже некоторым сотрудникам НКВД в страшные 1930-е годы. Когда моего отца, постриженного в чтецы юношу, арестовали в 1935 году, подчиненные спросили у начальника местного отделения милиции, обривать ли его перед отправкой в Москву. На что тот ответил: «Оставьте так, там разберутся, он же из попов, ему не полагается».
Досье
Гуменцо (гоумьньце), или оброснение
Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно», которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. Другое название – «тонзура» – калька с латинского tonsuratus, «стрижники». Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей (в просторечии – плешегрейкой или наплешником), которая являлась знаком священства не менее важным, чем само гуменцо.
Лютер с тонзурой |
С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г.
Этот обычай существовал повсеместно по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода [1], именно 21-е правило Трулльского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце» [2].
Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» [3].
Тонзуры бывали двух видов:
- Тонзура апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы. Этот вид тонзур был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Тонзура апостола Иакова) — также у британцев и ирландцев.
- Тонзура апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Второй вид тонзур общепринят в западной церкви у монахов и священников.
Католическая традиция
В начале XIX века тонзура у католиков обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиною с гостию, у епископов — еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос надо лбом.
Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 г.
Русский обычай
На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно» [4], которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники [5].
Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь» [6]. Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев [7].
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой [8], или наплешником [9], которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:
Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.
Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» [11]. Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:
По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.» [13]. По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» [14]. Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Облик русского священника: к истории длинных волос. Вероника Макарова / Журнал "Теория моды. Одежда. Тело. Культура", №4, 2007
- http://deacon.ru/library/raznoe/68-makarova.html
[1] Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496
[2] Руднев 1870: 115
[3] Руднев 1870: 114
[4] Фасмер 1996, 1: 474
[5] Фасмер 1996, 3: 778; Срезневский 2003, 3: 547; Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2 со с. 578
Записки стервозного Ангела.
Ангелы-они хорошие. Стервозными их делает тот,кто их ударит.Больно ударит.
Длинные волосы на Руси
Распускать волосы на Руси на людях было не то, что не принято, а просто неприлично, потому как длинные распущенные волосы символизировали беспорядочное растрачивание энергии и сексуальный призыв, поэтому носили их разве что падшие женщины, или, как их называли, «распутницы» (обратите внимание, именно отсюда и берет начало это слово). Благопорядочным же скромным девушкам предполагалось заплетать косы и повязывать головы платком. Длинная коса символизировала о сохранении энергии для будущего мужа, потому носили их девушки незамужние. Позже, когда они выходили замуж, косы менялись на пучки, символизировавшие концентрацию энергии для чего-то одного, то есть, для мужа и для семьи.
Девочкам залетали косу, она располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства. Она символизировала объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Замужняя женщина заплетала 2 косы, чтобы получать энергию и для себя и для своего будущего ребенка. Чтобы косы не мешали работе, их собирали в пучок, или убирали под платок.
Для женщины тогда не было бОльшего позора, чем быть обстриженной по причине распутства или колдовства. Так жить, становясь объектом постоянных насмешек соседей, было просто невыносимо.
Чтобы волосы быстрее росли, после состригания их подносили к любому плодовому дереву, либо вербе, и развешивали на ветки или бросали в быстрый ручей, дабы рост был такой же быстрый, как созревание плодов и бегущая вода.
Длинные женские волосы, к тому же распущенные – как оружие массового поражения, которое безотказно воздействует на мужчин. Издавна ассоциируясь с Женским Началом, шикарные длинные волосы способны будить в мужчине настоящего зверя, напрочь потерявшем голову и способного к чувственным подвигам. Можете считать это магической силой, либо природными рефлексами, но факт остается фактом – длинные волосы, роскошно струящиеся по женским плечам и спине, имеют огромное преимущество перед даже самой модной и креативной стрижкой, выполненной мастером со знанием всех тонкостей парикмахерского искусства. А потому, чем реже вы посещаете парикмахерскую, и чем реже преобразовывайте прическу, тем лучше. Но к этому мы еще вернемся позже.
А пока давайте поговорим об управлении той неимоверной силой, которую хранят в себе длинные волосы. Задумывались ли вы, например, о том воздействии, которое оказывает, как казалось бы на первый взгляд, самое обычное расчесывание? Жаль, что знаниям этим в современном мире не уделяется много внимания. А ведь издавна люди знали, как можно при помощи всевозможных манипуляций с длинными волосами влиять на ход событий жизни и достигать желаемых целей. Например, заплетение волос предполагало разрушение от злых чар. Косички и узелки, заплетенные на длинных волосах, были своеобразной защитой от духов тьмы. Расчесывание волос вообще включало в себя целый ритуал, на протяжении которого девицы, проводя руками по волосам, буквально активизировали магические силы своих волос. Думая в момент расчесывания о желаемом, они мысленно обращались к духам с просьбой помочь в той или иной ситуации, либо исполнить конкретное желание. Не зря на Руси все «бабы» считались ведьмами.
Кстати, привести в действие магию волос можете и вы. Распустите свои длинные волосы, и, загадав желание и мысленно представляя, как оно исполняется, расчесывайте свои волосы. Только не проделывайте это все вечером. Считается, что расчесывание волос, производимое после захода солнца, снижает сексуальную энергию.
Допустима ли стрижка?
Еще древние мудрецы предостерегали от стрижки, ведь подстричь длинные волосы – значит оборвать связь со своими ангелами-хранителями, следовательно, отвернуть от себя фортуну и укоротить жизнь. Конечно, делать стрижку или нет, решать вам. Как уже писалось ранее, подрезание длинных волос может несколько помочь в избавлении от переживаний, связанных с прошлым, поэтому иногда в благих целях оно может применяться. Однако, когда женщина регулярно посещает парикмахерскую, изменяя то длину, то цвет волос, это может говорить только о ее неудовлетворенности собой и своей жизнью. В любом случае, волосы лучше поберечь, применяя стрижку только в самых редких случаях, тогда и благотворный эффект от неё будет максимальным.
Еще один важный момент: стрижку не следует доверять человеку, в котором вы не уверены. Так, если он настроен по отношению к вам негативно, впоследствии вы можете ощутить недомогание, почувствовать убывание сил, поэтому лучше всего, если ваши волосы будет подстригать близкий вам человек, либо родственник одного и того же пола с вами и старше вас по возрасту.
Длинные волосы и вопрос культуры
Интересно пронаблюдать за историей отношения к длинным волосам других культур. Например, в одних культурах волосы у женщин до подбородка уже считаются длинными, в то время, как человек другой культуры не назвал бы их таковыми.
Если рассматривать длинные волосы с точки зрения учения Фрейда, то вследствие естественного отбора их можно считать признаком хорошего здоровья, а, следовательно, то, что женщины с длинными волосами нравятся мужчинам, обосновывается рефлекторным желанием иметь здоровое потомство.
Интересна еще точка зрения психоаналитиков относительно того, что длинные волосы являются своеобразным идентификатором сексуальности человека, при отрезании их получается эффект сродни кастрации. Наверно, потому, первое, что раньше делали с неверными женами – это отрезали их косы.
И если среди женщин иметь длинные волосы считается нормой, то для мужчин это является признаком желания освободиться от подавления, а также сигнализирует об отделении личности от правил системы и общества. Впрочем, то же самое можно сказать и о женщинах, которые коротко стригутся.
В практически каждой религиозной культуре имеются четкие правила, касающиеся длины волос. Так, длинные волосы у мужчин с точки зрения церкви считаются недопустимыми.
Буддийские монахи вообще бреют голову налысо, такое сбривание как важное составляющее входит в часть порядка богослужения. Совсем обратное можно проследить у религиозно посвященных назореев и сикхов, которые напрочь отказывались от подстригания. Сам Иисус везде изображается с длинными волосами и бородой. Тем не менее, в Новом Завете мы видим строки: «Если мужчина имеет длинные волосы, то позор ему. А если женщина растит волосы, то слава ей». Как видите, нестыковка, ставящая под сомнение все то, что написано (а точнее, переписано) в Библии священниками, желающими манипулировать людьми с помощью все того же обстригания. Тем не менее в древних манускриптах и наскальной живописи будийские монахи изображены с пучком волос сверху. Тоже самое мы можем наблюдать на гравюрах японской культуры.
У мужчин не менее значимой является энергетика усов и бороды. Многие на практике замечали, что их энергетика способствует увеличению интуитивной чувствительности человека и особенно значимыми в этом плане являются усы. А многое подсказывает, что это не единственная энергетическая функция усов и бороды. С учётом особенностей энергетики волос арии формировали определённые типы стрижек, и эти стрижки были своими для каждого сословия. Рахманы, например, составлявшие греческое сословие, волос не подрезали в принципе, для них это было недопустимым, так как уменьшало на какое-то время их возможности взаимодействия с духовными материями.
Волосы являются одной из наиболее простых характеристик человека, которые позволяют судить о социальных взглядах. Считается, что человеком, имеющим длинные волосы, труднее управлять, он вне системы. Тот же, кто имеет короткие срезанные волосы, рассматривается как находящийся под контролем общества.
Волосы действительно являются проводниками энергии, но для этого их длина должна быть не меньше 7 см. ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ для наших предков - МУДРОСТЬ. На Руси носили длинные косы неспроста - ведь коса располагалась строго вдоль позвоночника, являясь мощным оберегом (сейчас мы знаем, что вдоль позвоночника расположены основные чакры).
Любое ПЛЕТЕНИЕ защищало от зла и темных сил. ТЕМИ, КТО БРИТЫЙ, УПРАВЛЯТЬ ЛЕГЧЕ. Так нарушается связь с предками и свободомыслие, затуманивается осознание. Сила этого тока зависит от длины волос: для начального этапа роста волоса чем волос длинней, тем сильнее ток, и так происходит, пока волос не отрастёт до 10-15см, а затем ток стабилизируется и при дальнейшем росте волоса (примерно в пределах 20-40 см) постепенно падает до нуля. Следует отметить, что такая закономерность наблюдается у людей со здоровой, то есть достаточно выраженной энергетикой, у людей с ослабленной жизненной силой может вообще не наблюдаться никакого тока.
Кстати волосы на теле человека выполняют те же функции что и на голове. Поэтому делая так называемую эпиляцию женщины лишают себя дополнительного потока энергии, который питает конкретные чакры. В Европе первым организовал стрижку волос Римский Император Нерон, который приказал консулу постричь все иностранные легионы наголо. Когда консул, командующий иностранными легионами, спросил императора Нерона, для чего это необходимо, тот ответил: «Я не желаю, чтобы они мыслили, для меня достаточно, чтобы они исполняли лишь мои приказы и распоряжения».
Волосы выполняют несколько очень важных для человека функций:
1) Во-первых волосы это своеобразные «антенки», которые получают космическую энергию.
2) Во-вторых волосы выполняют функцию аккумулятора. Они накапливают энергию. Личную силу человека. У человека с длинными волосами лучше работает интуиция. Женщина с длинными волосами выносит ребенка БЕЗ токсикоза.
3) В-третьих волосы хранят память человека. Человеку, который пережил очень большое горе, советуют сделать стрижку. И по той же самой причине не в коем случае НЕЛЬЗЯ подстригать маленьких детей. Есть такое поверье что ребенка надо обязательно подстричь наголо в годик. Это полнейшая глупость. Ребенок активно познает мир, учится каждую секунду своей жизни, а Вы просто берете и обрезаете ему всю память. Он начинает учиться сначала. На лицо отставание в развитии. Почему девочки, как правило, развиваются быстрее? Потому что их, как правило, не подстригают. Доказано что дети, которым не стригли волосы, развиваются намного быстрее.
Нежные младенческие волосы выполняют довольно серьезные функции в первые годы жизни они подпитывают ребенка космической энергией. Да, кроме того, переизлучая её, создают сильное защитное поле вокруг ещё не окрепшего организма.
Детям до 12 лет волосы НЕ подравнивали. Подравнивание кончиков волос на длину не более одного ногтя у молодых людей старше 14 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.
Ребенок активно познает мир, учится каждую секунду своей жизни, а Вы просто берете и обрезаете ему всю память. Он начинает учиться сначала. Налицо отставание в развитии. Почему девочки, как правило, развиваются быстрее? Потому что их, как правило, не подстригают.
В старину не стригли волосы. Женщина с остриженными волосами считалась опозоренной, причем у всех народов. Даже мужчины не стригли волосы. У некоторых народов было принято подстригать волосы у мужчин, но заметьте, стрижки были далеко не короткие.
Заповедь Бога Сварога гласит: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».
Читайте также: