Что значит выстригать волосы на темени

Опубликовано: 17.09.2024

Содержание

Волосы в разных частях головы по-разному реагируют на обработку при выполнении модельной стрижки. Поэтому, чтобы достичь желаемого внешнего вида прически, необходимо научиться видеть, где форма черепа трансформируется: изгибается, расширяется или сужается.

В этом нам огромную помощь оказывают эталонные точки на поверхности черепа – они указывают на те участки, где плоскость головы и поведение волос меняется. Можно назвать следующие ориентиры — например, ушные раковины, линия челюсти, высшая точка головы, затылочная кость.

Обдумывая форму стрижки, мастер мысленно расчленяет ее на отдельные сегменты и детально мысленно рисует себе, как она должна выглядеть. Вдобавок он выбирает всю совокупность необходимых технологических приемов по обработке волос. Сегодня мы рассмотрим методы стрижки фронтально-теменной зоны.

Как выделить теменную зону

Фронтально-теменная зона условно считается горизонтальной частью головы. Имейте ввиду, это важно. Волосы темени растут от макушки к лицу, а височной – вертикально вниз. Поэтому стоит выделить не тот слой волос, и локоны уже не лежат как нужно, а «ломают» линию модельной стрижки.

Фронтальный участок головы – самый важный и ответственный, играющий главную роль для внешнего вида прически. Начинающему мастеру рекомендуется этой частью волос завершать работу.

Для выделения фронтальной зоны важна такая опорная точка, как теменной выступ. Находится он в самом широком месте головы и определяет линию перехода от горизонтальной теменной зоны к вертикальной височно-теменной.

И второй нужный нам ориентир – наивысшая точка черепа.

С помощью опорных точек проведите п-образный и дугообразный проборы. В результате получится, что фронтально-теменная зона будет ограничиваться п-образным разделом, образованным двумя височными проборами на уровне середины бровей и средней частью дугообразной линии через макушку и ушные раковины.

Дополнительно теменную зону можно разделить на две равные части с помощью сагиттального пробора.

Варианты решения стрижки теменной зоны

Работа над фронтальной зоной имеет свои особенности. Обычно вводится контрольная прядь (КП) – тонкая прядка, в основании которой лежит окружность или прямоугольник – это стартовая длина для выполнения модельной стрижки.

Длина волос фронтальной зоны остается постоянной


Начните работу с того, что обговорите с клиентом длину челки.

Далее горизонтальным пробором выделите тонкую прядь, расчешите ее в естественном спаде и постригите на уровне оговоренной длины внутренним срезом. Работайте стоя перед клиентом (у правого или левого колена). Голову клиента поверните в свою сторону и следите за ее положением (не должно быть наклона черепа).

Дальше работаем за спиной клиента. Все оставшиеся волосы темени стригите с ориентиром на подстриженную ранее первую прядь – она будет проверочной.

Расческой приподнимите вверх контрольную прядку и горизонтально через 1 см отделите еще одну. Соединив их вместе и прочесав, вы увидите разницу в длине.

Еще раз хорошо прочешите оттянутые вверх волосы, захватите их пальцами и постарайтесь равномерно натянуть под углом в 90 град. Ориентируясь на КП, произведите внешний срез (с внешней стороны пальцев).

Подготовьте следующую тонкую прядку, повторите уже знакомые нам действия: вычешите волосы от корня, соедините их с предыдущей прядью и выполните срез. Вы наверняка заметили, что на этот раз контрольной прядью будет вторая прядка, а первая КП нам уже не нужна.

Отпустив первую и вторую прядь, готовим четвертую. Вычесав и подхватив ее, выполните очередной срез с ориентиром уже на третью прядку. На этом этапе она будет контрольной.

Подобным образом отделяйте волосы прядь за прядью и стригите до макушки. Длина прядей на протяжении всей стрижки должна оставаться постоянной (примерно 7-8 см). В этом случае линия дизайна будет подвижной.

Стрижка с короткой челкой и объемной затылочной зоной

На этот раз контрольная прядь не будет передвигаться по голове – она будет стационарной. Нужно каждую последующую прядку подтягивать к неподвижному ориентиру на краевой линии у лба и стричь на уровне этой линии дизайна. Причем КП оттягивается под углом в 90 гр.

Фронтальная зона с длинной челкой

Для начала переместите контрольную прядь в область макушки. Ее длину можно выбрать в границах от 6 до 8 см.

Затем отделяйте волосы горизонтальными разделами и поочередно подтягивайте их к стационарной контрольной. У нас получится короткая макушка и довольно густая и длинная челка.

Стрижка теменной зоны по типу «шапочки»

Контрольная прядь при этом методе стрижки находиться в середине темени (ее длина равна приблизительно 6-7 см). Стригите тонкими прядками, подтягивая волосы к контрольной стационарной пряди с двух сторон по очереди.

Стрижка темени по границе сагиттального раздела

Контрольную прядь выделите вдоль сагиттального пробора. Все остальные волосы темени поделите на пряди параллельными разделами и, поочередно подтягивая к КП, стригите на ее уровне.

Для получения различных форм челок по такому методу можно постричь половину волос темени.

Стрижки с косой челкой

Проведите боковой пробор и выделите контрольную прядку вдоль этого раздела. Подтягивайте все остальные волосы фронтальной зоны попрядно к разделу и производите срезы на уровне линии дизайна.

Стоит посмотреть


Разнообразные виды челок. Как подстричь самостоятельно
Урок деления волос по радиусам — стрижки с короткой макушкой

Что такое «попово гуменце», ныне знают не многие; но неда­леко еще то время (не более ста лет), когда все наши пра­во­слав­ные рус­ские свя­щен­ники были с гумен­цами. Да поз­во­лено будет дать, сколько воз­можно, полное поня­тие о попов­ских гумен­цах.

«Гуменце» — слово умень­ши­тель­ное от гумна, а «гумно» — это вычи­щен­ная и выгла­жен­ная часть земли. «Гуменце на голове» — выстри­жен­ная на темени часть головы, а «гуменце попово» — это выстри­жен­ное темя головы свя­щен­ника; назы­ва­ется еще иногда гуменце попово «гумен­цем Апо­стола Петра», это потому, что глава св. Апо­стола была в насмешку обрита неве­ро­вав­шими его слову языч­ни­ками; в древ­но­сти на Руси назы­ва­лось оно еще «оброс­не­нием», что значит «голое место на голове1»; это послед­нее назва­ние удер­жано и в Скри­жали пат­ри­арха Никона (1656 г.).

Обычай стричь волосы на голове — один из древ­ней­ших; он суще­ство­вал у всех наро­дов древ­но­сти и у каж­дого народа с своим особым зна­че­нием. «Еллины, — гово­рит св. Афа­на­сий Ал. в ответе на вопрос 28, — имеют обык­но­ве­ние стричь верх­нюю часть головы у отро­ков, остав­ляя малые волосы; потом они обре­зают их и посвя­щают демо­нам»2. Рим­ляне побеж­ден­ным наро­дам стригли волосы, в знак победы над ними Евреи стригли волосы по окон­ча­нии обета Богу, как пред­пи­сано в законе Мои­се­е­вом: «И да обриет обеща́вый пред две́рьми ски́нии сви­де­ния главу́ обета своего́, и да возложи́т власы́ на о́гнь» ( Числ. 6:18 ), и в знак глу­бо­кой печали, как гово­рит пророк Михей: «Обросни́ся и остризи́ся по ча́дех свои́х млады́х: раз­шири́ обросне́ние твое́ я́ко оре́л, поне́же плене́ни бы́ша от тебе́» ( Мих. 1:16 ). У cлавян-языч­ни­ков обряд пер­вого обре­за­ния волос или постриг сопро­вож­дался особым тор­же­ством3. Хри­сти­ане с самых первых веков хри­сти­ан­ства стригли себе волосы то в зна­ме­ние чистоты, то ради посвя­ще­ния и все­це­лого пожерт­во­ва­ния сами себя на слу­же­ние Богу4.

Пас­тыри хри­сти­ан­ской церкви, более других рев­но­вав­шие о чистоте жизни, из любви к Спа­си­телю, в память тер­но­вого венца, покры­вав­шего главу Его, волосы на главах своих сверху выстри­гали, а снизу под­стри­гали, делая таким обра­зом из них нечто похо­жее на венец.

Такой обычай суще­ство­вал во всей все­лен­ской церкви как на Востоке, так и на Западе. Начи­ная c IV века мы имеем о нем непре­рыв­ный ряд сви­де­тель­ства. Блаж. Авгу­стин и Иеро­ним, писа­тели IV века сви­де­тель­ствуют, что свя­щен­но­слу­жи­тели волосы на голове под­стри­гают в круг, а на темени несколько выстри­гают по древ­нему обычаю5. Св. Васи­лий Вели­кий, по сви­де­тель­ству древ­него исто­рика Ульния Рим­ля­нина, «имел волосы на голове несколько обстри­жен­ные6. В VI веке импе­ра­то­ром Юсти­ни­а­ном построен в Кон­стан­ти­но­поле зна­ме­ни­тый Софий­ский храм; моза­и­че­ские изоб­ра­же­ния в сем храме сохра­ни­лись до нашего вре­мени. Там св. Гри­го­рий Бого­слов и Дио­ни­сий Аре­о­па­гит изоб­ра­жены обстри­жен­ными7. А на моза­ике VI же века в церкви Космы и Дами­ана в Риме запад­ные епи­скопы изоб­ра­жены и обстри­жен­ными и с гумен­цами8. В VII веке обычай клира стричь волосы был обще­из­вест­ным и обще­при­ня­тым. 21‑е пра­вило 6‑го Все­лен­ского собора гово­рит: «Ока­зав­ши­еся винов­ными в пре­ступ­ле­ниях про­тив­ных пра­ви­лам и за cиe под­верг­ну­тые совер­шен­ному и все­гдаш­нему извер­же­нию из своего чина, и в состо­я­ние мирян изгнан­ные, аще, при­ходя доб­ро­вольно в рас­ка­я­ние, отвер­гают грех, за кото­рый лиши­лися бла­го­дати, и от него совер­шенно устра­няют себя, — да стри­гутся по образу клира».

«Аще же про­из­вольно не поже­лают того, да растят, власы подобно миря­нам, яко пред­по­чет­шие обра­ще­ние в мире жизни небес­ной». Выра­же­ние: «да стри­гутся по образу клира» дает разу­меть, что в то время все состо­я­щие в клире стригли себе волосы, и только лишен­ные сана, если не испра­вятся, должны были рас­тить их подобно миря­нам. Как именно состо­я­щие в клире стригли себе волосы, из пра­вила собора не видно; объ­яс­не­ние на это мы нахо­дим в писа­ниях св. Софро­ния, пат­ри­арха Иеру­са­лим­ского, кото­рый скон­чался не задолго до откры­тия 6‑го Все­лен­ского собора († 614 г.). В слове о боже­ствен­ном свя­щен­но­дей­cтвии он гово­рит: «Круг­ло­вид­ное остри­же­ние волос на главе свя­щен­ника озна­чает тер­но­вый венец, а двой­ной венец, обра­зу­е­мый воло­сами, изоб­ра­жает чест­ную главу вер­хов­ного Апо­стола, кото­рую в насмешку остригли ему неуве­ро­вавше и кото­рую бла­го­сло­вил Хри­стос».9 «Круг­ло­вид­ное остри­же­ние», «двой­ной венец», обра­зу­е­мый воло­сами — слова эти пока­зы­вают, что свя­щен­ники того вре­мени на темени волосы выстри­гали, а снизу под­стри­гали. Волосы, остри­жен­ные так, дей­стви­тельно пред­став­ляли нечто похо­жее на венец, почему у Греков такое стри­же­ние и назы­ва­лось «δτεφάνη» (венок, голов­ное укра­ше­ние). В VIII веке св. Герман, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, объ­яс­нял этот повсе­мест­ный обычай так же, как объ­яс­нял его и св. Софро­ний. «Стри­же­ние головы иepeя, — гово­рит он, — и круг­ло­вид­ное остри­же­ние волос посре­дине ея дела­ется но образу тер­но­вого венца, кото­рый носил Хри­стос. Зна­ме­ну­е­мый воло­сами двой­ной, лежа­щий на главе иepeя, венец изоб­ра­жает чест­ную главу апо­стола Петра»10. В IX , X и XI веках свя­ти­те­лей изоб­ра­жали под­стри­жен­ными и на иконах, и в руко­пис­ных сочи­не­ниях. Так в руко­писи Гри­го­рия Нази­ан­зина (Гри­го­рий Бого­слов) ( IX – X в.), писан­ной для визан­тий­ского импе­ра­тора Васи­лия Маке­до­ня­нина, изоб­ра­жены свя­ти­тели Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Нис­ский и Гри­го­рий Бого­слов остри­жен­ными; а пророк Иезе­ки­иль как назо­рей11, изоб­ра­жен с длин­ными воло­сами12. В гре­че­ской Четьи-минеи ( X в.) ни один из святых не изоб­ра­жен с длин­ными воло­сами, на многих видны гуменца13. Об изоб­ра­же­ниях в руко­пи­сях нужно заме­тить, что они не под­вер­га­лись ника­ким изме­не­ниям и исправ­ле­ниям, между тем как иконы, под­вер­жен­ные боль­шей порче, часто изме­ня­лись и исправ­ля­лись; а самые древ­ней­шие из них почти все уни­что­жены в век ико­но­бор­ства; поэтому неуди­ви­тельно, если в насто­я­щее время те же свя­ти­тели, о кото­рых мы упо­ми­нали, изоб­ра­жа­ются не с под­стри­жен­ными, а с длин­ными воло­сами.

Из древ­ней церкви гре­че­ской обычай стричь волосы на голове пере­шел и в цер­ковь рус­скую. На фрес­ках Киево-Софий­ского собора ( XI в.) свя­ти­тели изоб­ра­жены

с под­стри­жен­ными воло­сами, на неко­то­рых видны гуменца14. В Хара­тей­ной Корм­чей Книге XIII века, на 21 прав. 6‑го Все­лен­ского собора нахо­дится такое тол­ко­ва­ние: «пре­з­ви­тер или диакон, аще будет от сана извер­жен, честь же да имать и седа­лище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постри­гают, рекше сущее на главе гуменце. Аще на обра­ще­ние зрит, якоже при­чет­ницы главу да постри­гает. Аще же своею волею не отсту­пит, но тво­рити хощет грех, якоже мир­стии чело­вецы власы да растит, понеже воз­лю­бил мир­ское пре­бы­ва­ние, паче небес­ныя жизни»15. Досто­верно, что обычай стричь волосы на голове был принят и соблю­дался в Церкви Рус­ской в самом начале её суще­ство­ва­ния. А начи­ная с XVI века мы имеем непре­рыв­ный ряд сви­де­тельств о нем, как ино­стран­цев бывав­ших в России так и самих рус­ских. В 1517 и 1526 г. был послом в Москве от импе­ра­тора австрий­ского барон Гер­бер­штейн. В своих запис­ках о России он, между прочим, пишет: «Рус­ские свя­щен­ники одежду имеют почти такую же, как миряне, наде­вая на голову кроме малень­кой и круг­лой шапочки, кото­рою они при­кры­вают выстри­жен­ное место, еще широ­кую шляпу от жара и дождей, или носят также высо­кия и боб­ро­выя шапки сераго цвета. Все они ходят опи­ра­ясь на палки, назы­ва­е­мый посо­хами»16. Олеaрий, Гол­ш­тин­ский ученый, бывший в России в XVII в. (1634 г.), гово­рит о свя­щен­ни­ках: «Ново­по­став­лен­ный обле­ка­ется в свя­щен­ни­че­ское верх­нее платье, кото­рое немно­гим отли­ча­ется от мир­скjго. На макушке головы остри­га­ются волосы и пола­га­ется на нее сукон­ная шапочка, назы­ва­е­мая ску­фьею, точно как наша ермолка, плотно обни­ма­ю­щая голову; прочее на голове волосы длин­ные, как у женщин, отпус­ка­ются вниз до самых плеч. Эту шапочку днем они нико­гда не могут снять, разве нужно будет только им остричь голову»17. Из слов Оле­фа­рия видно, что в XVII в. у свя­щен­ни­ков волосы только на макушке выстри­га­лись, прочие же остав­ля­лись длин­ными. Тоже гово­рят и другие путе­ше­ствен­ники18. Всегда ли так было в России или только в XVII веке — неиз­вестно. При патр. Никоне обычай носить гуменце был еще во всей силе, что видно из напе­ча­тан­ной при нем «Скри­жали», где и объ­яс­нен он согласно со свв. Софро­нием и Гер­ма­ном19. После Никона при пат­ри­архе Иоанне на мос­ков­ском соборе 1674 г. состо­я­лось такое опре­де­ле­ние о гумен­цах: «Про­то­пре­сви­тери и про­то­ди­а­кони, иepee же мир­стии и диа­кони дол­жен­ствуют ходити во ску­фьях, в зна­ме­ние свя­щен­ного духов­ного их чина и руко­по­ло­же­ния архи­ерей­скaгo, на главах же имети про­стри­жено, зовемо гуменце, немало: власы же остав­ляти по круг­ло­сти главы, еже являет тер­но­вый в венец, егоже носи Хри­стос20». Это собор­ное опре­де­ле­ние соблю­да­лось и в про­шед­шем сто­ле­тии. В архиве Мос­ков­ской Духов­ной Кон­си­сто­рии сохра­ни­лось довольно дел став­лен­ни­че­ских21 XVIII века, из кото­рых видно, что при постав­ле­нии в иepeя про­стри­га­лось став­ле­нику на голове «гуменце не мало»; дей­ствие это совер­ша­лось не даром — став­ле­ники обя­заны были вно­сить деньги «про­стри­галь­ныя по гривне с плеши»22. Место, выстри­жен­ное на голове при посвя­ще­нии, когда покры­ва­лось воло­сами, снова было выстри­га­емо и таким обра­зом оста­ва­лось на всю жизнь наруж­ным знаком свя­щен­ства, так что без гуменца тогда нельзя было назвать себя и свя­щен­ни­ком, что, посему, делали и лже­е­реи, чтобы выдать себя за истин­ных иереев. В про­то­коле 1731 г. апр. 19 ска­зано: «При­слан был в Дика­сте­рию поп само­став, кото­рый допро­сом пока­зал, что его посвя­тил и гуменцо постриг поп…»

Когда именно остав­лен обычай носить гуменцо — неиз­вестно; но нет сомне­ния, что он суще­ство­вал и во 2‑й поло­вине про­шед­шего сто­ле­тия. Покой­ный мит­ро­по­лит

Фила­рет, родив­шийся в 1782 г., рас­ска­зы­вал, чго в моло­до­сти своей он видал свя­щен­ни­ков в Коло­мен­ской епар­хии с гумен­цами. Равно и в гре­че­ской церкви этот обычай не сохра­нился.

Могут спро­сить: хорошо ли посту­пили, что оста­вили такой древ­ний хри­сти­ан­ский обычай? Отве­чаем: обычай, не то, что закон или пра­вило. Правда, на Мос­ков­ском соборе при пат­ри­архе Иоакиме 1674 года, обычай этот как мы видели, уза­ко­нен как зна­ме­ние, наруж­ный знак свя­щен­ного духов­ного чина; но это — уза­ко­не­ние мест­ной, а не Все­лен­ской Церкви, притом выра­жен­ное не стро­гом виде. 6‑й Все­лен­ский собор в 21 пра­виле сказав, что свя­щен­но­слу­жи­тели, ока­зав­ши­еся винов­ными в пре­ступ­ле­ниях, лишен­ные сана и потом рас­ка­яв­ши­еся, «да стри­гутся по образу клира», — не уза­ко­няет этот обычай, а только упо­ми­нает о нем, как о суще­ству­ю­щем в церкви, и смотря на него, как на внеш­нюю при­над­леж­ность духов­ных лиц, каково, напри­мер, ноше­ние одежды, доз­во­ляет удер­жать его и лишен­ным сана. Наша Пра­во­слав­ная рус­ская Цер­ковь долго дер­жа­лась его, но, нако­нец, не видя твер­дых кано­ни­че­ских правил, оста­вила его, — и оста­вила не без осно­ва­ния. «По Боже­ствен­ному уста­нов­ле­нию, — гово­рит недавно почив­ший рус­ский свя­ти­тель Фила­рет, — Назо­рей растил власы в про­дол­же­нии обет­ного вре­мени ( Числ. 6:5 ). Еврей­ский Назо­рей был про­об­ра­зо­ва­нием Христа ( Мф. 2:23 ). И Хри­стос Спа­си­тель, соот­вет­ствуя про­об­ра­зо­ва­нию, и объ­яс­няя оное самым видом Своего лица, по чину назо­рей­скому, не стриг власов. Cие пока­зы­вают издревле иконы Его, начи­ная от неру­ко­тво­рен­наго образа. Очень есте­ственно, что после­до­ва­те­лям Христа Спа­си­теля, и наи­паче слу­жи­те­лям веры по осо­бен­ному при­зва­нию, вожде­ленно было под­ра­жать Ему не только в духов­ном, но и во внеш­нем». Над при­ем­ле­мыми в клир, постри­же­ние на высоте головы совер­ша­ется и ныне. «Это — цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние и символ, — про­дол­жает свя­ти­тель. — Что такое волосы? Све­то­выя луче­об­раз­ныя исте­че­ния из головы, обле­чен­ныя в соот­вет­ствен­ную им внеш­нюю форму тон­каго, без­ко­лен­наго, гиб­каго трост­ника.

Посему волосы суть близ­кий образ или символ чело­ве­че­ских мыслей. Постри­же­нием на при­ем­ле­мом в клир иди в мона­ше­ство пола­га­ется зна­ме­ние, что он должен отсечь плот­ския и мир­ския мысли. За сим, полу­чив­шая бла­го­сло­ве­ние глава пусть обильно рас­тить власы новые — помыш­ле­ния духов­ныя, чистыя и святыя»23.

Заклю­чаем нашу статью таким суж­де­нием: хорошо делали преж­ние пра­во­слав­ные свя­щен­ники, когда выстри­гали на голо­вах своих гуменца по образу тер­но­вого венца Христа Спа­си­теля; хорошо делают и нынеш­ние, совер­шенно нестри­гу­щие своих волос, по при­меру древ­них назо­реев, в под­ра­жа­ние Гос­поду Иисусу. «Свя́т бу́дет растя́й власы́ главы́ своея́» ( Числ. 6:5 ).

При­ме­ча­ния:

1. «Сло­варь цер­ковно-сла­вян­ского и рус­ского языка», состав­лен­ный Вторым Отде­ле­нием Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии наук, Спб, 1847 г., см. слово «оброс­не­ние»)
2. «Новая Скри­жаль», Спб., 1870 г., стр. 430.
3. «Рус­ские про­сто­на­род­ные празд­ники и суе­вер­ные обряды», Сне­ги­рев И.М., М., 1837 г., часть 1, стр. 210.
4. «Дио­ни­сий Аре­о­па­гит», книга о цер­ков­ной иерар­хии, в кн.: «Писа­ния свв. отцов и учи­те­лей Церкви, отно­ся­щи­еся к истол­ко­ва­нию пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния», СПб., 1855, т. 1, стр. 197.
5. См. в книге: «Опыт курса цер­ков­ного зако­но­ве­де­ния». Спб, 1851 г. вып. II , стр. 382.
6. «Ука­за­тель для обо­зре­ния Мос­ков­ской Пат­ри­ар­шей риз­ницы и биб­лио­теки», М., 1858 г., стр. 285.
7. «Хри­сти­ан­ские древ­но­сти и архео­ло­гия». Еже­ме­сяч­ный журн. изд. И. Про­хо­ров, 1862 г., т. 2., ср. 7, см. рисун.
8. Там же.
9. «Писа­ния святых отцов и учи­те­лей Церкви, отно­ся­щи­еся к истол­ко­ва­нию пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния», Спб, 1855 г., том I , стр. 271.
10. Там же, стр. 365.
11. Назо­рей (от евр. «незир» — отде­лен­ный, посвя­щен­ный) чело­век, посвя­щён­ный во вре­мена Вет­хого Завета на особое слу­же­ние Богу посред­ством при­ня­тия ряда обетов ( Числ.6 ). Назо­реем был судия Самсон ( Суд.13:5 ); 2) одно из имен Гос­пода Иисуса Христа. В про­дол­же­нии всего срока обета, назо­реям запре­ща­лось стричь волосы ( Чис.6:5 ).
12. «Хри­сти­ан­ские древ­но­сти и архео­ло­гия», Спб, 1862 г., кн. 2, рисун. к стр. 8. Еще кн. 3.
13. Там же.
14. Там же, кн. 3.
15. «Сла­вян­ские руко­писи», Мос­ков­ская сино­даль­ная биб­лио­тека, № 132, л. 201.
16. «Записки о Moc­ко­вии барона Гер­бер­штейна», пер. с латин­ского Ив. Ано­ни­мов. Спб., 1866, стр. 47.
17. «Душе­по­лез­ное Чтение», 1867 г. кн. 3, стр. 282.
18. «Мос­ков­ские губерн­ские ведо­мо­сти», 1847 г., стр. 117. Здесь ска­зано о свя­щен­ни­ках: «волосы отра­щи­вают до плеч».
19. Печат. в Москв., 1656 г., смотр. л. 129, гл. 40.
20. «Деяния Все­лен­ских Собо­ров», хра­нится в Синод. биб­лиот. № I . л. 187, обр.
21. Дела при­сяги свя­щен­ника (став­ле­ни­че­ская гра­мота, при­сяж­ный лист).
22. Исто­рия Мос­ков­ского епар­хи­аль­ного управ­ле­ния со вре­мени учре­жде­ния Св. Синода (1721–1821), М.: В тип. «Рус­ских ведо­мо­стей», 1870; См. в «Чтения в Обще­стве люби­те­лей духов­ного про­све­ще­ния”, кн. 7, стр. 198, 199.
23. «Нечто о раще­нии волоc», свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский (Дроз­дов).

«Душе­по­лез­ные чтения» 1870 года из декабрь­ской книжки. Москва, 18 декабря 1870.

gumenco01

gumenco07

В Русской Православной Церкви власоращению предшествовал другой обычай: выстригать волосы на темени, или делать гуменцо. На Русь эта традиция пришла из Византии, где, как и повсеместно, существовала с VII века. Появление же длинных волос у духовенства связано с реформой Патриарха Никона и ориентацией на греческие образцы, и не только в богослужении. Однако еще постановления Московского собора (1675 г.) свидетельствуют, что гуменцо, как и прежде, продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».

Как уже отмечалось, в Византийской империи священники тоже выбривали гуменцо. После падения в XV веке Константинополя уцелевшее православное духовенство стало выполнять функции чиновников, отвечавших за греческое население Порты. В знак несения государственных полномочий священнослужители стали отращивать волосы, как полагалось османским чиновникам. Ведь длинные волосы, а также головной убор, напоминавший современную греческую камилавку, и одежда с широкими рукавами были отличительной особенностью служивших по гражданскому ведомству подданных турецкого султана.

Требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца только во второй половине XVII века, после того как при Патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского Чиновника. Правда, на практике гуменцо продолжали выстригать и сто лет спустя. Об этом свидетельствуют воспоминания святителя Московского Филарета, лично встречавшего старых священников «с плешью». К середине XIX века окончательно складывается известный и поныне тип православного священнослужителя – одетого в рясу с широкими рукавами, носящего бороду и длинные волосы. В Греции же после освобождения от турецкого ига в начале XIX века по длине волос стали различаться женатые и монашествующие священнослужители (первые стригутся коротко, вторые по-прежнему носят длинные волосы).

Снова волосы священников оказываются в центре общественного внимания в России в начале XX века, в период бурного обсуждения дальнейшей судьбы Церкви. Среди духовенства, особенно молодых и склонных к движению обновленцев, появляются сторонники светских коротких стрижек и даже бритья бород. Длинные волосы и бороды священнослужителей становятся символом приверженности «консервативной» Церкви и Патриарху Тихону.

Комментарий:

sdobrolubov01

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Бритье бороды и острижение волос стало символом отречения от сана или перехода к обновленцам

Современный образ нашего духовенства уже совершенно оторван от греческого прообраза времен османского ига. Трагическая судьба десятков тысяч священнослужителей, пострадавших за Христа в первой половине XX века, во время репрессий, освятила в истории именно такой внешний облик пастыря Церкви. Бритье бороды и острижение волос стало символом отречения от сана или перехода в «Живую Церковь» к обновленцам.

Примечательно, что уважительное отношение к волосам священнослужителей не чуждо было даже некоторым сотрудникам НКВД в страшные 1930-е годы. Когда моего отца, постриженного в чтецы юношу, арестовали в 1935 году, подчиненные спросили у начальника местного отделения милиции, обривать ли его перед отправкой в Москву. На что тот ответил: «Оставьте так, там разберутся, он же из попов, ему не полагается».

Досье

Гуменцо (гоумьньце), или оброснение

gumenco02

Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно», которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. Другое название – «тонзура» – калька с латинского tonsuratus, «стрижники». Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей (в просторечии – плешегрейкой или наплешником), которая являлась знаком священства не менее важным, чем само гуменцо.

Лютер с тонзурой
Лютер с тонзурой
Тонзура (лат. tonsura, слав. гумёнце, оброснение) — ocтpижeннoe место на макушке у духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов (отменена в 1973)

С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г.

Этот обычай существовал повсеместно по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода [1], именно 21-е правило Трулльского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце» [2].

Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» [3].

Тонзуры бывали двух видов:

  1. Тонзура апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы. Этот вид тонзур был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Тонзура апостола Иакова) — также у британцев и ирландцев.
  2. Тонзура апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Второй вид тонзур общепринят в западной церкви у монахов и священников.

Католическая традиция

В начале XIX века тонзура у католиков обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиною с гостию, у епископов — еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос надо лбом.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 г.

Русский обычай

На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно» [4], которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники [5].

Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь» [6]. Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев [7].

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой [8], или наплешником [9], которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:

Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» [11]. Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:

По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.» [13]. По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» [14]. Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Облик русского священника: к истории длинных волос. Вероника Макарова / Журнал "Теория моды. Одежда. Тело. Культура", №4, 2007
    • http://deacon.ru/library/raznoe/68-makarova.html

[1] Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496

[2] Руднев 1870: 115

[3] Руднев 1870: 114

[4] Фасмер 1996, 1: 474

[5] Фасмер 1996, 3: 778; Срезневский 2003, 3: 547; Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2 со с. 578

Записки стервозного Ангела.

Ангелы-они хорошие. Стервозными их делает тот,кто их ударит.Больно ударит.

Длинные волосы на Руси

Распускать волосы на Руси на людях было не то, что не принято, а просто неприлично, потому как длинные распущенные волосы символизировали беспорядочное растрачивание энергии и сексуальный призыв, поэтому носили их разве что падшие женщины, или, как их называли, «распутницы» (обратите внимание, именно отсюда и берет начало это слово). Благопорядочным же скромным девушкам предполагалось заплетать косы и повязывать головы платком. Длинная коса символизировала о сохранении энергии для будущего мужа, потому носили их девушки незамужние. Позже, когда они выходили замуж, косы менялись на пучки, символизировавшие концентрацию энергии для чего-то одного, то есть, для мужа и для семьи.
Девочкам залетали косу, она располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства. Она символизировала объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Замужняя женщина заплетала 2 косы, чтобы получать энергию и для себя и для своего будущего ребенка. Чтобы косы не мешали работе, их собирали в пучок, или убирали под платок.

Для женщины тогда не было бОльшего позора, чем быть обстриженной по причине распутства или колдовства. Так жить, становясь объектом постоянных насмешек соседей, было просто невыносимо.

Чтобы волосы быстрее росли, после состригания их подносили к любому плодовому дереву, либо вербе, и развешивали на ветки или бросали в быстрый ручей, дабы рост был такой же быстрый, как созревание плодов и бегущая вода.

Длинные женские волосы, к тому же распущенные – как оружие массового поражения, которое безотказно воздействует на мужчин. Издавна ассоциируясь с Женским Началом, шикарные длинные волосы способны будить в мужчине настоящего зверя, напрочь потерявшем голову и способного к чувственным подвигам. Можете считать это магической силой, либо природными рефлексами, но факт остается фактом – длинные волосы, роскошно струящиеся по женским плечам и спине, имеют огромное преимущество перед даже самой модной и креативной стрижкой, выполненной мастером со знанием всех тонкостей парикмахерского искусства. А потому, чем реже вы посещаете парикмахерскую, и чем реже преобразовывайте прическу, тем лучше. Но к этому мы еще вернемся позже.

А пока давайте поговорим об управлении той неимоверной силой, которую хранят в себе длинные волосы. Задумывались ли вы, например, о том воздействии, которое оказывает, как казалось бы на первый взгляд, самое обычное расчесывание? Жаль, что знаниям этим в современном мире не уделяется много внимания. А ведь издавна люди знали, как можно при помощи всевозможных манипуляций с длинными волосами влиять на ход событий жизни и достигать желаемых целей. Например, заплетение волос предполагало разрушение от злых чар. Косички и узелки, заплетенные на длинных волосах, были своеобразной защитой от духов тьмы. Расчесывание волос вообще включало в себя целый ритуал, на протяжении которого девицы, проводя руками по волосам, буквально активизировали магические силы своих волос. Думая в момент расчесывания о желаемом, они мысленно обращались к духам с просьбой помочь в той или иной ситуации, либо исполнить конкретное желание. Не зря на Руси все «бабы» считались ведьмами.

Кстати, привести в действие магию волос можете и вы. Распустите свои длинные волосы, и, загадав желание и мысленно представляя, как оно исполняется, расчесывайте свои волосы. Только не проделывайте это все вечером. Считается, что расчесывание волос, производимое после захода солнца, снижает сексуальную энергию.

Допустима ли стрижка?

Еще древние мудрецы предостерегали от стрижки, ведь подстричь длинные волосы – значит оборвать связь со своими ангелами-хранителями, следовательно, отвернуть от себя фортуну и укоротить жизнь. Конечно, делать стрижку или нет, решать вам. Как уже писалось ранее, подрезание длинных волос может несколько помочь в избавлении от переживаний, связанных с прошлым, поэтому иногда в благих целях оно может применяться. Однако, когда женщина регулярно посещает парикмахерскую, изменяя то длину, то цвет волос, это может говорить только о ее неудовлетворенности собой и своей жизнью. В любом случае, волосы лучше поберечь, применяя стрижку только в самых редких случаях, тогда и благотворный эффект от неё будет максимальным.

Еще один важный момент: стрижку не следует доверять человеку, в котором вы не уверены. Так, если он настроен по отношению к вам негативно, впоследствии вы можете ощутить недомогание, почувствовать убывание сил, поэтому лучше всего, если ваши волосы будет подстригать близкий вам человек, либо родственник одного и того же пола с вами и старше вас по возрасту.

Длинные волосы и вопрос культуры

Интересно пронаблюдать за историей отношения к длинным волосам других культур. Например, в одних культурах волосы у женщин до подбородка уже считаются длинными, в то время, как человек другой культуры не назвал бы их таковыми.

Если рассматривать длинные волосы с точки зрения учения Фрейда, то вследствие естественного отбора их можно считать признаком хорошего здоровья, а, следовательно, то, что женщины с длинными волосами нравятся мужчинам, обосновывается рефлекторным желанием иметь здоровое потомство.

Интересна еще точка зрения психоаналитиков относительно того, что длинные волосы являются своеобразным идентификатором сексуальности человека, при отрезании их получается эффект сродни кастрации. Наверно, потому, первое, что раньше делали с неверными женами – это отрезали их косы.

И если среди женщин иметь длинные волосы считается нормой, то для мужчин это является признаком желания освободиться от подавления, а также сигнализирует об отделении личности от правил системы и общества. Впрочем, то же самое можно сказать и о женщинах, которые коротко стригутся.

В практически каждой религиозной культуре имеются четкие правила, касающиеся длины волос. Так, длинные волосы у мужчин с точки зрения церкви считаются недопустимыми.

Буддийские монахи вообще бреют голову налысо, такое сбривание как важное составляющее входит в часть порядка богослужения. Совсем обратное можно проследить у религиозно посвященных назореев и сикхов, которые напрочь отказывались от подстригания. Сам Иисус везде изображается с длинными волосами и бородой. Тем не менее, в Новом Завете мы видим строки: «Если мужчина имеет длинные волосы, то позор ему. А если женщина растит волосы, то слава ей». Как видите, нестыковка, ставящая под сомнение все то, что написано (а точнее, переписано) в Библии священниками, желающими манипулировать людьми с помощью все того же обстригания. Тем не менее в древних манускриптах и наскальной живописи будийские монахи изображены с пучком волос сверху. Тоже самое мы можем наблюдать на гравюрах японской культуры.

У мужчин не менее значимой является энергетика усов и бороды. Многие на практике замечали, что их энергетика способствует увеличению интуитивной чувствительности человека и особенно значимыми в этом плане являются усы. А многое подсказывает, что это не единственная энергетическая функция усов и бороды. С учётом особенностей энергетики волос арии формировали определённые типы стрижек, и эти стрижки были своими для каждого сословия. Рахманы, например, составлявшие греческое сословие, волос не подрезали в принципе, для них это было недопустимым, так как уменьшало на какое-то время их возможности взаимодействия с духовными материями.
Волосы являются одной из наиболее простых характеристик человека, которые позволяют судить о социальных взглядах. Считается, что человеком, имеющим длинные волосы, труднее управлять, он вне системы. Тот же, кто имеет короткие срезанные волосы, рассматривается как находящийся под контролем общества.
Волосы действительно являются проводниками энергии, но для этого их длина должна быть не меньше 7 см. ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ для наших предков - МУДРОСТЬ. На Руси носили длинные косы неспроста - ведь коса располагалась строго вдоль позвоночника, являясь мощным оберегом (сейчас мы знаем, что вдоль позвоночника расположены основные чакры).

Любое ПЛЕТЕНИЕ защищало от зла и темных сил. ТЕМИ, КТО БРИТЫЙ, УПРАВЛЯТЬ ЛЕГЧЕ. Так нарушается связь с предками и свободомыслие, затуманивается осознание. Сила этого тока зависит от длины волос: для начального этапа роста волоса чем волос длинней, тем сильнее ток, и так происходит, пока волос не отрастёт до 10-15см, а затем ток стабилизируется и при дальнейшем росте волоса (примерно в пределах 20-40 см) постепенно падает до нуля. Следует отметить, что такая закономерность наблюдается у людей со здоровой, то есть достаточно выраженной энергетикой, у людей с ослабленной жизненной силой может вообще не наблюдаться никакого тока.
Кстати волосы на теле человека выполняют те же функции что и на голове. Поэтому делая так называемую эпиляцию женщины лишают себя дополнительного потока энергии, который питает конкретные чакры. В Европе первым организовал стрижку волос Римский Император Нерон, который приказал консулу постричь все иностранные легионы наголо. Когда консул, командующий иностранными легионами, спросил императора Нерона, для чего это необходимо, тот ответил: «Я не желаю, чтобы они мыслили, для меня достаточно, чтобы они исполняли лишь мои приказы и распоряжения».


Волосы выполняют несколько очень важных для человека функций:

1) Во-первых волосы это своеобразные «антенки», которые получают космическую энергию.

2) Во-вторых волосы выполняют функцию аккумулятора. Они накапливают энергию. Личную силу человека. У человека с длинными волосами лучше работает интуиция. Женщина с длинными волосами выносит ребенка БЕЗ токсикоза.

3) В-третьих волосы хранят память человека. Человеку, который пережил очень большое горе, советуют сделать стрижку. И по той же самой причине не в коем случае НЕЛЬЗЯ подстригать маленьких детей. Есть такое поверье что ребенка надо обязательно подстричь наголо в годик. Это полнейшая глупость. Ребенок активно познает мир, учится каждую секунду своей жизни, а Вы просто берете и обрезаете ему всю память. Он начинает учиться сначала. На лицо отставание в развитии. Почему девочки, как правило, развиваются быстрее? Потому что их, как правило, не подстригают. Доказано что дети, которым не стригли волосы, развиваются намного быстрее.

Нежные младенческие волосы выполняют довольно серьезные функции в первые годы жизни они подпитывают ребенка космической энергией. Да, кроме того, переизлучая её, создают сильное защитное поле вокруг ещё не окрепшего организма.

Детям до 12 лет волосы НЕ подравнивали. Подравнивание кончиков волос на длину не более одного ногтя у молодых людей старше 14 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.
Ребенок активно познает мир, учится каждую секунду своей жизни, а Вы просто берете и обрезаете ему всю память. Он начинает учиться сначала. Налицо отставание в развитии. Почему девочки, как правило, развиваются быстрее? Потому что их, как правило, не подстригают.

В старину не стригли волосы. Женщина с остриженными волосами считалась опозоренной, причем у всех народов. Даже мужчины не стригли волосы. У некоторых народов было принято подстригать волосы у мужчин, но заметьте, стрижки были далеко не короткие.

Заповедь Бога Сварога гласит: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».

Читайте также: