Что значит ни один волос не упадет с головы

Опубликовано: 17.09.2024

Сказал Господь Своим ученикам: когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой», – говорит Христос. В случае опасности ученики Христовы могут и должны спасаться бегством, когда Бог Своим Промыслом подает им руку помощи. Сохранивший свою жизнь может снова сражаться. Нет ничего бесславного для воинов Христовых в отступлении, при условии, что они не бросают Христово знамя. Им надо выйти из окружения, чтобы продолжить духовную войну. Богу не нужна безрассудная храбрость. Он не одобряет ничем не оправданный риск.

«Вы не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий», – утешает их Господь. То, что они проповедовали о Втором Пришествии Христовом, прекрасно исполнится. И это будет скоро. Время трудов делателей на ниве Божией коротко, а воздаяние бесконечно. Кроме того, это пророчество Спасителя перекликается с другими Его словами. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие пришедшее в силе» ( Лк. 9, 27 ). Это совершилось буквально на глазах первых христиан. В течение тридцати лет проповедь о Христе распятом и воскресшем обошла мир и достигла столицы мира – Рима. Поистине Царство Божие явилось в силе. Не успели ученики Христовы обойти городов Израилевых, как пришло Царство Божие. По мере того, как они шли с проповедью из города в город, открывались сердца людей Христу и они исповедали Его как Учителя и Господа. В Духе Святом они узнавали Его пришествие.

«Ученик не больше учителя, – говорит Христос, – и слуга не выше господина своего». «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» Ученики Христовы не должны удивляться, когда их будут чернить самыми гнусными именами. Наступит время, когда слуг сатаны все будут воспринимать как тех, кто сражается против сатаны. А главные враги сатаны, сокрушающие его царство, будут названы его друзьями. То, что произошло со Христом, произойдет и с ними. Быть христианином значит идти крестным путем вслед Христу. Кто хочет быть причастником его славы, должен разделить с Ним и Его страдания. И в этом – самая великая милость и честь для любящих Господа. Таков путь древних и новых мучеников, всех святых, всей Церкви. Быть христианином дорого стоит, но кто сподобляется приобщиться Христову Кресту, узнает и силу Его воскресения.

«Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». Не бойтесь возвещать истину. Никто не может остановить ее. То, что было сказано сокровенно на ухо, – через века обошло всю землю, преодолело все преграды. И наш Господь дает мужество слова любящим истину.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Трижды Господь повторяет это слово: «не бойтесь». Мы можем научиться подлинной смелости только у Него. У Христа нет страха. Он знает, что Ему надлежит быть убитым, ибо ненависть Его врагов вздымается над Ним как страшные волны – с самого начала Его проповеди. Но Господь знает цену всему. Для Него земная жизнь мало что значит по сравнению с вечной жизнью, которую Он знает изнутри как Сын Отца Небесного. Есть на свете то, что хуже смерти. И неверность, бесчестие – в этом ряду. Люди могут разрушить жизнь тела. Но они не имеют никакой власти над истинной жизнью, которая совершенно не поддается их контролю.

Мученик – это тот, кто знает это, идя вслед Господу. Гонимые больше гонителей. Предаваемые мукам больше своих палачей. По видимости гонители сильней: у них оружие и жестокая власть. Но только в этом смысле они сильней – зверски, диавольски сильней. Гонимые сильней их внутренней непобедимой силой. Обладать крепкими мускулами – это слишком мало. Быть крепким душой – вот, что имеет значение. Промысел Божий особенным образом бдит над христианами среди страданий. Если ни одна из малых птиц не упадет на землю без воли Отца Небесного – ни тем более ли храним христианин, служитель Христов, чадо Божие? Тот, Кто любит нас, знает нашу жизнь до мельчайших подробностей. Он знает нас лучше, чем мы знаем себя. Он знает, сколько у каждого из нас волос на голове.

Наш Бог, Творец неба и земли, Промыслитель и Искупитель содержит все в деснице Своей. Он никогда не оставит нас, мы будем во веки веков окружены Его заботой. Если дано нам это знать, то чего нам бояться? Все заключается в ответе на этот вопрос.

Содержание

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 29-30 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены

И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божьем промысле, говоря: не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Что, говорит, малозначительнее их? Однако же, и их нельзя уловить без ведения Божия.

Он не то говорит, что падают по содействию Божьему (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно. Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них.

Итак, если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Это место связано по смыслу с вышесказанным. Ведь умножатся несчастья тех, кто будет предавать нас, преследовать, вынуждать к бегству, ненавидеть нас за имя Господне, - тех, кто имеет власть только над телами, а не над душами. Итак, они и есть те, кто продает двух малых птиц за ассарий. И то, что продано греху, Христос искупил от клятвы закона. Стало быть, продается тело и душа, и продаются они греху, потому что Христос искупил нас от греха и есть Искупитель души и тела. Итак, те, кто продает двух малых птиц за один ассарий, продают себя малому греху; они были рождены летать и возноситься на духовных крыльях на небо, но, плененные ценностями земных удовольствий и соблазненные блеском мира сего, поступая так, продают себя подобными поступками.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Максим Исповедник

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

На что указывает Господь, говоря в Евангелии, что две малые птицы продаются за ассарий

Говорят, что ассарий — это десять нуммов, число десять означает букву йота, а эта буква — первая в имени Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, именем Господа искупается и ветхий, и новый народ, и внутренний, и внешний человек.

Вопросы и затруднения.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 29-33 Не продаются ли два воробья за [один] асе [мелкую медную монету]; но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах

Речь Господа остается верной себе, и последующее вытекает из вышесказанного, предшествующего. Благоразумный читатель, всегда остерегайся предубежденного толкования, чтобы не со своим смыслом соразмерять Писания, а, наоборот, свой смысл приспосабливать к Писанию и понимать, что следует далее. Выше Он сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить(Мф. 10:28). Теперь Он говорит: Не продаются ли два воробья за асе, но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, предназначенные к вечности (qui aeterni estis), не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия. Этот смысл выражен и раньше в словах: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26) и далее: Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф. 6:28) и прочее; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:30) Некоторые под двумя воробьями понимают, - применяя искусственное толкование, - душу и тело. Также и пять воробьев, - в Евангелии от Луки (Лк. 12:6) - которые продаются за два ассария, они относят к пяти внешним чувствам. Но немалое затруднение состоит в том, каким образом такое понимание приспособить ко всему составу (corpori) Евангельского слова: А у вас все волосы на голове исчислены, - итак не бойтесь; вы лучше многих воробьев. Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены - Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены; а там, где - число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 29-31 Не две ли малые птицы продаются за один ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц

Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Августин Иппонийский

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

См. Толкование на Пс. 148:8

Ориген

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Этими словами Он указывает на промысел о всей [твари]. Слово же без показывает не волю, но предведение. Ибо из того, что происходит, одно происходит по изволению, а другое по одобрению и согласию. И здесь в буквальном смысле проявляется тонкость промысла и знание всего случающегося вплоть до мелочей. В духовном же смысле малая птица, которой свойственно возноситься вверх или садиться для отдыха на горы и холмы, то есть выражения Писания, падает на землю, когда [кто-нибудь], ища дольнего, падает на землю, поскольку одержим пороками плоти, предан постыдным страстям (Рим. 1:26) и погубил свободу и честь. Таковым является тот, кто был вознесен словом [Божьим] ввысь, но обратил свои помыслы к земному.

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

Не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего

Ассарий – малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

(Лк. 12:6). Непременно избран пример маленьких, ничтожных птичек вообще (στρουθία), а не воробьев (хотя στρυθίον значит и воробей), и притом не одной, а двух, чтобы еще сильнее показать их малую ценность. У Луки вместо двух — пять, πέντε. Указание, вероятно, имело в виду знакомые всем обычаи продажи птичек на рынке.

Ходячая медная монета в Палестине тогда была ас, древне-латинский ассарий и после греч. άσσάριον. Стоимость аса равнялась первоначально 1/10 динария, а после пунической войны (217 г. до Р. X.) только 1/16 динария. Самой маленькой монетой была прута = 1/8 аса; с нею была тождественна встречающаяся в Новом Завете лепта, составлявшая половину кодранта (Шюрер). Выражение не “упадет” имеет общее значение не погибнет, независимо от причин этой гибели. Поэтому праздно рассуждать о том, гибнет ли птичка потому, что попадается в силок, бывает подстрелена, падает ли она из воздуха или ветвей и проч.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 10:29 / Мф 10:29

Иоанн Златоуст (

Ст. 29−30 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены

И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божьем промысле, говоря: не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Что, говорит, малозначительнее их? Однако же, и их нельзя уловить без ведения Божия.

Он не то говорит, что падают по содействию Божьему (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно. Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, — любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них.

Итак, если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Иларий Пиктавийский (

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Это место связано по смыслу с вышесказанным. Ведь умножатся несчастья тех, кто будет предавать нас, преследовать, вынуждать к бегству, ненавидеть нас за имя Господне, — тех, кто имеет власть только над телами, а не над душами. Итак, они и есть те, кто продает двух малых птиц за ассарий. И то, что продано греху, Христос искупил от клятвы закона. Стало быть, продается тело и душа, и продаются они греху, потому что Христос искупил нас от греха и есть Искупитель души и тела. Итак, те, кто продает двух малых птиц за один ассарий, продают себя малому греху; они были рождены летать и возноситься на духовных крыльях на небо, но, плененные ценностями земных удовольствий и соблазненные блеском мира сего, поступая так, продают себя подобными поступками.

Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.

Максим Исповедник (580−662)

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

На что указывает Господь, говоря в Евангелии, что две малые птицы продаются за ассарий

Говорят, что ассарий — это десять нуммов, число десять означает букву йота, а эта буква — первая в имени Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, именем Господа искупается и ветхий, и новый народ, и внутренний, и внешний человек.

Источник: Вопросы и затруднения.

Иероним Стридонский (

Ст. 29−33 Не продаются ли два воробья за [один] асе [мелкую медную монету]; но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах

Речь Господа остается верной себе, и последующее вытекает из вышесказанного, предшествующего. Благоразумный читатель, всегда остерегайся предубежденного толкования, чтобы не со своим смыслом соразмерять Писания, а, наоборот, свой смысл приспосабливать к Писанию и понимать, что следует далее. Выше Он сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить(Мф. 10:28). Теперь Он говорит: Не продаются ли два воробья за асе, но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, предназначенные к вечности (qui aeterni estis), не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия. Этот смысл выражен и раньше в словах: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26) и далее: Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф. 6:28) и прочее; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:30) Некоторые под двумя воробьями понимают, — применяя искусственное толкование, — душу и тело. Также и пять воробьев, — в Евангелии от Луки (Лк. 12:6) — которые продаются за два ассария, они относят к пяти внешним чувствам. Но немалое затруднение состоит в том, каким образом такое понимание приспособить ко всему составу (corpori) Евангельского слова: А у вас все волосы на голове исчислены, — итак не бойтесь; вы лучше многих воробьев. Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены — Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены; а там, где — число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 29−31 Не две ли малые птицы продаются за один ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц

Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген (

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Этими словами Он указывает на промысел о всей [твари]. Слово же без показывает не волю, но предведение. Ибо из того, что происходит, одно происходит по изволению, а другое по одобрению и согласию. И здесь в буквальном смысле проявляется тонкость промысла и знание всего случающегося вплоть до мелочей. В духовном же смысле малая птица, которой свойственно возноситься вверх или садиться для отдыха на горы и холмы, то есть выражения Писания, падает на землю, когда [кто-нибудь], ища дольнего, падает на землю, поскольку одержим пороками плоти, предан постыдным страстям (Рим. 1:26) и погубил свободу и честь. Таковым является тот, кто был вознесен словом [Божьим] ввысь, но обратил свои помыслы к земному.

Евфимий Зигабен (

Не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего

Ассарий — малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

(Лк. 12:6). Непременно избран пример маленьких, ничтожных птичек вообще (στρουθία), а не воробьев (хотя στρυθίον значит и воробей), и притом не одной, а двух, чтобы еще сильнее показать их малую ценность. У Луки вместо двух — пять, πέντε. Указание, вероятно, имело в виду знакомые всем обычаи продажи птичек на рынке.

Ходячая медная монета в Палестине тогда была ас, древне-латинский ассарий и после греч. άσσάριον. Стоимость аса равнялась первоначально 1/10 динария, а после пунической войны (217 г. до Р. X.) только 1/16 динария. Самой маленькой монетой была прута = 1/8 аса; с нею была тождественна встречающаяся в Новом Завете лепта, составлявшая половину кодранта (Шюрер). Выражение не “упадет” имеет общее значение не погибнет, независимо от причин этой гибели. Поэтому праздно рассуждать о том, гибнет ли птичка потому, что попадается в силок, бывает подстрелена, падает ли она из воздуха или ветвей и проч.

Безусловно, любая смерть тяжело переносится родными и близкими, особенно если она носит трагический характер. Как правило, люди задаются вопросом: что является причиной смерти родного человека?

Как же нам согласовывать смерть невинных людей с Божественным Промыслом? Современный мир рассматривает смерть как абсолютное зло. Христианство видит в смерти лишь переход от одного образа бытия к другому.

Мы часто вопим к Небу, грозя сжатыми «праведным» гневом кулаками: «Куда Бог смотрит? Почему гибнут невинные дети?» Мы задаём Небу наши роковые вопросы, совершенно уверенные в том, что, если бы не молчание Божие, невинные младенцы не погибали бы, и вся тварь не страдала бы и не мучалась бы доныне! Какие бы несчастья ни обрушились на род людской, разве хоть в одном из них род сей «прелюбодейный и грешный» усмотрит свою вину? Нет, у нас, как всегда, виноват только Тот, Кто за нас же принёс Себя в Жертву!

Даже разбойник благоразумный понял, что «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк.23.41), а мы, неразумные потомки его, всё ищем виноватого в своих несчастьях, всё подозреваем Небеса в равнодушии к нашим скорбям, на все лады повторяя один и тот же вопрос: «За что, Господи?»

Господь призывает к Себе всех, но не все к Нему приходят, а если приходят, то все идут по-разному. Сколько людей, столько в Царствие Божие путей. Порой человек омрачен грехом так, что не знает, как ему от греха проснуться. Бывает, стоит погибнуть сыну, и мать с отцом "просыпаются" от греховной жизни. Приходит в церковь, к Богу - каются. Господь забирает человека, зная, кого когда забрать. Человек достигает расцвета своего, он уже не станет лучше - и Господь в этот момент его забирает из жизни. А сколько человеку - сто, пятьдесят или десять - неважно. Богу виднее. Он - Творец. Мы не имеем права указывать Ему.

Очень сложно сказать, по какому поводу скончался этот мальчик или из-за чего. Одни люди умирают в юных летах, другие - в средних, а иные - в старости.

Суды Божие непостижимы для нас, смертных и падших, и есть много причин, по которым Господь соизволяет забрать того или иного ребенка к Себе. Это полезно и самому ребенку, и его родителям или родственникам, и прочим взрослым, знавшим его. Если мы верим в благость Бога и знаем, что Он все делает только к лучшему для нас, то никогда не смутимся смертью невинного ребенка.

В Евангелии сказано, что ни один волос не упадет с головы человека, если на то не будет воли Божией. Всякий человек, обладающий злым сердцем, переходя в вечность, ощущает свою ущербность и несостоятельность. Напортив, доброе сердце обретает блаженство и покой .

Поэтому с младенцами как раз проще всего. Они греха не имеют и отходят в Царствие Небесное, им не за что отвечать. Неожиданно умирают люди в землетрясениях, наводнениях, под случайными обвалами зданий, в сошедшем с колеи поезде или врезавшемся не туда куда нужно самолете (это мы теперь слишком хорошо знаем). Лес рубят – щепки летят. Умирают потому, что представители одной национальности возненавидели людей другой и не склонны просто человека друг в друге видеть. Они знают, что есть враг, которого нужно уничтожать, и им дела нет, кто перед ними – воин, женщина или ребенок. Такой видимой несправедливости в мире очень много. У христианина на этот вопрос есть уже окончательный ответ. Эти случайности нельзя запланировать, но мы, православные, не имеем права говорить, что люди эти греховнее нас, поэтому они так страшно погибают. Мы только можем сказать, что такую же незаслуженную смерть принял за каждого из них Господь Иисус Христос на Кресте. И он незримо присутствует рядом с любым погребаемым под обломками зданий, утопающим в волнах, несправедливо и жестоко убиваемым человеком. Он его никогда не оставит. Нет слезы, которая была бы пролита, и которую Христос потом не отер. Или горя матери, потерявшей ребенка, которого не было бы "засчитано" в Царствии Небесном. Это наш единственный и окончательный ответ.

Одному Богу ведомо, за что мальчику надо было пострадать. Поэтому все это надо оставить на Промысел Божий и не рассуждать на эту тему. Просто нужно радоваться, что у Вас появился молитвенник пред престолом Божиим, т.к. он был молодым и безгрешным. На все воля Божия. И не нам грешным рассуждать об этом. Убиваться не надо, необходимо взять себя в руки и больше плакать о своих грехах.

Ответ на этот вопрос прочитали 1577 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 87

Б Е С Е Д А 2

Перевоплощение душ. Процесс и этапы реинкарнации. Механизм воплощения духовного зародыша. Понятие родовой души. Реинкарнация и время.

— Ты заговорил о предыдущих существованиях, то есть о перевоплощении душ – о том, что представляет для человека, воспитанного в русле материализма, почву для очень больших сомнений. В свое время Высоцкий пел: «Хорошую религию придумали индусы – что мы, отдав концы, не умираем насовсем»…

— На самом деле эту «религию» придумали не индусы, а египтяне. В частности, первое учение о метемпсихозе – перевоплощении – дал Гермес Триждывеличайший – Гермес Трисмегист, по-египетски названный Тотом – первый из Сынов Божиих, первый Мессия Земли.

— Насколько мне известно, православная церковь от-рицает идею переселения душ.

— Нынешняя православная церковь отрицает идею переселения душ. Однако не идея, а учение о переселении душ существовало в христианской ортодоксальной церкви. И на одном из Никейских соборов – если не ошибаюсь, на втором Никейском соборе – оно было изъято.

Один из авторитетнейших отцов церкви Климент Александрийский исповедовал это учение. Более того, он был посвященным-герметистом, прославился как гностик. (Гностическое учение – это поздняя ветвь герметизма, которая возникла уже на основе различных греческих его интерпретаций – поздних сочинений неопифагорейцев, неоплатоников и др.). Климент Александрийский глубоко чтил Тота – Гермеса Трисмегиста. А в древнеегипетском герметизме (несмотря на сомнения некоторых современных авторов) существовало глубокое учение о метемпсихозе. Оно отражено и в картине Десятого Таинства Магии, где передано вращение душ, сходящих в материальный мир, возносящихся к Богу и снова сходящих в материальный мир.

Итак, церковь изъяла из своей философской базы учение о переселении душ, потому что оно противодействовало насаждению в сердцах так называемых язычников «страха Божия», а по сути – слепого страха перед карающим Богом, который в то время отцы церкви считали наиболее правильным орудием насаждения веры. Ведь учение о перевоплощении душ исходит из представления о Боге как о Существе, являющемся источником блага и милосердия для каждого Человека и таким образом дающем каждому Человеку шанс вернуться к Нему. В эзотерической традиции это называется идеей Возвращения в Дом Отца, идеей очищения.

Таким образом, в руках Бога перевоплощение душ служит в первую очередь для очищения грешивших душ: для их возвращения на Землю и для исполнения ими своего долга перед ближними, который не был ими выполнен или был выполнен плохо. То есть всякая душа имеет возможность очиститься, вернуться в Дом и воссоединиться с Отцом.

— Хорошо, ну а как реально происходит это перевоплощение души? Что это вообще такое?

— Реинкарнация или перевоплощение души – это процесс, который происходит с неочистившейся от своей кармы, от бремени своих человеческих страстей, эмоций и иллюзий душой Человека; поскольку такая душа не готова для существования в Царствии Небесном – в Доме Отца. Представь себе, что кто-то приходит в некую обитель, совершенно чистую, сияющую, – в грязных башмаках, в пыльной одежде, громко крича, говоря негармоничные слова и размахивая руками. В такую обитель он не может быть допущен. Начинает действовать закон Пифагора: «Непосвященные – прочь». Следовательно, такая душа должна вернуться на Землю; искупить бремя своих прегрешений, очиститься, чтобы заслужить право быть принятой в Царствие Небесное.

— Может быть, надо начать с того, что такое вообще человеческая душа?

— Всему свое время… Механически процесс реинкарнации выглядит так. Первое: смерть физического тела, прекращение его функций. Второе: отделение астросома. Астросом (astrosom) – это латинский термин, буквально означающий «звездное тело», то есть тело человеческой души, которое содержит в себе бессмертный Дух человека. Душа подобна оболочке, в которой заключается бессмертная искра Духа Божия в Человеке. Душа подобна телу, только это – тело души.

Итак, второй этап – отделение человеческой души от тела и образование флюидического жгута. Флюидический жгут – это связь, которая устанавливается между душой Человека и телом, в котором прекратились жизненные функции, но все еще продолжает оставаться некоторое количество жизненного энергетического начала. До тех пор, пока этот флюидический жгут не прерван, пока он не иссяк, не растворился, не исчез, возможно возвращение души в тело. Случается, что люди после клинической, то есть фактической смерти, когда приборы регистрируют прекращение деятельности сердца и функций мозга, оживают удивительным образом.

— Но ведь это не реинкарнация.

— Нет, это еще не реинкарнация. Третий этап – прекращение функций флюидического жгута: он распадается, – душа окончательно расстается с телом.

Четвертый этап – это так называемые мытарства или блуждания души в астральном мире, если эта душа обременена грехами и страстями.

Если душа не обременена грехами или страстями, она сразу возносится в Царствие Небесное, в сферы Чистого Духа, в тот самый OLAM ha AZILUTH (Мир Сияния – по-древнееврейски), который есть Царство Божие, REGNUM DEI латинских магов. В таком случае реинкарнация не нужна – душа освобождается от своего вращения в Колесе Сансары («Колесо Сансары» – это буддийский термин, означающий «Колесо вечного страдания души», в котором вращаются несовершенные души).

Обремененная душа не может подняться к Отцу, процессы раскаяния в ней протекают медленно и недостаточно продуктивно, она не очищается, не сбрасывает это бремя – страсти притягивают ее к Земле. Сократ по этому поводу говорил так: «Скажи мне, друг мой Кебет, если такая душа расстается с телом оскверненная и замаранная, если всю жизнь она была в согласии с телом, приучалась угождать ему, любить его и все телесное; привыкла ставить все, что можно выпить, съесть или использовать для любовной утехи, выше постигаемого разумом и философским рассуждением, – может ли такая душа расстаться с телом чистой, обособленной в себе самой?» Кебет отвечает: «Никогда!» Сократ говорит: «Я думаю, что их срастило постоянное общение с телом, забота о нем и удовлетворение его нужд.»

Душа, которая была, по выражению Сократа, «сращена с телом», неизбежно этой связью привлекается обратно. Эта связь уже психологическая: душу тянут вниз к Земле оставленные там блага, близкие люди, боль. Такая душа проходит в астральном мире определенный процесс страдания, что можно отождествить с так называемой геенной огненной; хотя по сути ощущение горения создается именно из-за того, что информационная емкость души – комплекс ее идей и стремлений – не соответствует тому окружающему эфирному пространству, в котором душа находится. Можно сказать, что эфирный огонь ее жжет, терзает; душа начинает гореть, пылать. Так душа нераскаявшегося грешника – Человека, который не может или не желает перейти на следующие, более высокие уровни развития, после физической смерти сгорает, исчезает, растворяется…

— Вообще сгорает?

— Растворяется, умирает совершенно – это называется второй смертью; это пятый этап реинкарнации. Сокрытое в душе духовное зерно, духовный зародыш – вот истинное содержание личности Человека. Всю жизнь Человек привыкал думать «я» только о теле, всю жизнь привыкал считать «я» телом, не помирил в себе множество разных противоречивых «я», не объединил их в единое «Я», и поэтому у него вообще практически нет «я». И тем не менее этот духовный зародыш, Йод (y) по-древнееврейски, эссенция человеческого существа, созданная в уме Бога и являющаяся по сути частью Ума Бога, возносится в сферы Абсолютного Духа, где и была рождена. Это то, о чем сказал Екклесиаст: «Прах вернется в землю, чем он и был, а дух вернется к Богу, который дал его.»

Таким образом, Дух возвращается к Богу. Но не будем забывать о том, что этот духовный зародыш владеет воспоминаниями о жизни, прожитой как бы своим хозяином – тем Человеком, Сущностью которого

Читайте также: