Что сделал подросток с розовыми волосами

Опубликовано: 17.09.2024

Как реагировать родителям на эпатажность подростка?

Когда пеленки и памперсы уже позади, детский сад и начальная школа - тоже пройденные этапы, наступает самый сложный период в воспитании ребенка – переходный возраст. Как и о чем разговаривать с ребенком, как реагировать на его поведение и что делать, если часто возникают конфликтные ситуации? Сейчас постараемся разобраться.

В этом возрасте основной психологической потребностью подростка является общение со сверстниками, а также желание стать независимым и самостоятельным, школьник начинает требовать признания своей значимости и взрослости.

Частые конфликты в этот период связаны с завышенными притязаниями и неадекватной оценкой подростком своих сил и возможностей, это вызывает ссоры с родителями и другими взрослыми, а также именно с этим связано часто протестное поведение ребенка.

Ребенок начинает подражать поведению взрослых, это может выражаться в чрезмерном использовании косметики (для девушек), преувеличенном интересе к противоположному полу, появлении пагубных привычек — табакокурения и употребления алкоголя, а также копировании привычных видов коммуникации среди взрослых.

Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма, всплеск гормонов. С этим связана половая идентификация подростков.

Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.

Для подростков характерна тяга к риску, попытка найти пределы допустимого, но в связи с заниженной самооценкой и завышенными требованиями к себе, что часто приводит к пагубным последствиям. Для подростка рискнуть — значит выделиться, стать лидером, самоутвердиться.

Желание выделиться подростки часто удовлетворяют посредством яркой одежды, необычного цветами волос, пирсинга, татуировок. Часто подобные эксперименты не одобряются родителями, что приводит к нарастанию конфликтов. Что делать, если ваш горячо любимый ребенок в один день вернулся домой с кольцом в носу, фиолетовыми волосами и татуировкой на животе?

Обычно первым порывом родителей бывает перекрасить волосы насильно и вырвать это кольцо из носа, «чтоб неповадно было». Но остановитесь и подумайте: а почему? Почему я, взрослый, состоявшийся во всем человек, так реагирую на это? Может быть, это моя проблема, а не ребенка?

Спросите у ребенка, какой смысл он вкладывает в эти действия. Любое поведение человека полимотивированно – просто так никто ничего не делает. Узнайте, что случилось, чем вызвано желание ребенка так изменить свою внешность. Возможно, что, поняв причины, вы не захотите препятствовать ребенку в дальнейшем. У меня в практике был случай, когда девочка украшала свое тело пирсингом и татуировками, а маме это очень не нравилось. Но однажды, вместо криков и паники она спросила у дочери «Почему?». Дочь внимательно посмотрела на нее, расплакалась и сказала: «Я просто хочу быть красивой». Так нужно ли мешать ребенку в период становления быть красивым, даже если его представления о красоте идут вразрез с вашими?

Ведь какая, впрочем, разница, какого цвета волосы, если ребенок счастлив и уверен в себе?

Существует стереотип о том, что неформальная внешность – это удел хулиганов и наркоманов. Так вот, это - миф. Самовыражение – это естественная потребность человека, особенно в подростковом возрасте. Исследования показали, что интерес к пирсингу и татуировкам не связан с преступными наклонностями или зависимым поведением.

Если на вопрос «зачем?», подросток отвечает, что так принято в его субкультуре, постарайтесь узнать побольше об этом. Поинтересуйтесь, что именно его привлекло в этом сообществе людей. Пусть подросток поймет, что вы его друг, что вы не против его увлечений, и тогда он не станет закрываться от вас и еще глубже уходить в эту субкультуру. Для подростков крайне важно чувствовать себя частью какого-то общества, быть там значимым человеком, быть «своим». Это одно из противоречий этого возраста – ребенок хочет выделиться, но при этом быть частью какой-то группы, а не белой вороной. Только «постарайтесь узнать» не означает «допрос подсудимого».

Он должен чувствовать, что вам действительно очень интересно и важно узнать, что же происходит у него внутри. А внутри у него, поверьте, буря.

Доверие и любовь к ребенку – вот что поможет вам избежать конфликтных ситуаций, найти компромисс и решение любой проблемы.

Что скрывает мода на цветные волосы-1200x800

Маргарите шесть лет, она любит мультик My little pony и играет в куклы Monster High. Дане — 10 лет, и он сутками просиживает в TikTok и увлекается дертджампингом, а Лере — 14, она ведет свой блог в Instagram и любит танцевать. Но всех этих детей объединяет одно — они хотят перекрасить волосы в яркие цвета.

И сегодня такое желание детей не редкость. Причем выделиться таким образом сегодня не прочь девочки-отличницы и мальчики-домоседы.

Но родители по-разному относятся к желанию детей таким образом преобразить свою внешность. Одни сами выкрашивают пряди на голове ребенка, руководствуясь принципом "не можешь остановить беспорядок — возглавь его". Другие — категорически запрещают. А третьи — отпускают ситуацию, надеясь без сильных потерь переждать подростковое чудачество.

"Вести" вместе с Мариной Шапран, подростковым психологом, и Еленой Лукшиц, психологом-цветотерапевтом, разбирались, можно ли разрешать детям красить волосы в радужные оттенки и как сделать желание самовыразиться безопасным.

Три причины перекрасить волосы

Желание кому-то подражать

Обычно дети хотят быть похожими на друзей, кумиров-блогеров и любимых мультипликационных героев. Эта причина вызывает желание изменить цвет волос у детей до 10–12 лет. В этом возрасте проще всего выяснить причину изменить свой внешний вид. Ребенка нужно просто спросить: "Почему? Что тебе это даст?". Отвечая на ваши вопросы, ребенок либо аргументирует свое решение причинами, которые для него действительно важны (тогда следует пойти ему на уступки), либо сам передумает, когда поймет, что синие волосы — это не совсем подходящий для него образ.

Что делать? Отучите копировать

Если желание изменить цвет волос на экстремальный вызван стремлением быть на кого-то похожим, не пытайтесь отделить его от "враждебного социума". В этом случае аргументы типа "надо думать своей головой" — не действуют. Желаемый эффект принесут замечания в режиме реального времени. Например, вместо того чтобы упрекать: "Ты опять хочешь быть похожим на кого-то!" — перефразируйте замечание, сделав упор на "Я вижу". "Я вижу, ты оделся, как любимый блогер!" или "Я вижу, что ты сейчас ведешь себя, как твоя одноклассница". Сделав акцент в режиме реального времени, вы обратите внимание ребенка на его повторяющееся неправильное поведение.

Поиски границ

Причиной перекрасить волосы в неестественный цвет может быть потребность найти границы собственного Я и определить, где заканчивается доверие окружающих. Так ребенок прощупывает, как будут себя вести родители, когда он будет не такой, как все, и что они станут делать, если другие от него отвернутся. Обычно эта причина становится ключевой в резкой смене имиджа у подростков в 13–15 лет.

Что делать? Покажите, что он вырос

Если в вашем ребенке проснулся "анархист", то выделиться из толпы — это его жизненно необходимая задача, которая сопровождается болью и унынием. А нейтрализовать генерирующийся негатив можно только радостью и признанием "важности" взрослеющего ребенка. Создать эту радость можно, показав, что вы воспринимаете его уже как взрослого, готовы поручать ему ответственные задания и приобщать к взрослым увлечениям. Например, когда вы уезжаете на ночь, не отправляйте ребенка под присмотр к бабушке, если он этого не хочет, а попросите присмотреть его за квартирой. Или, собираясь на природу со своими друзьями, возьмите ребенка с собой и не просите его удалиться, когда начинаются "взрослые" темы. Такие доверительные отношения покажут ребенку, что границы, где заканчивается ваша любовь, — нет, и ему вовсе не обязательно испытывать вас "на прочность" голубыми волосами.

Страх и немая просьба о помощи

Третья причина эпатажного поведения подростков обычно проявляется в старшем подростковом возрасте — в 16–18 лет. В это время ребенок уже отвоевал некоторую независимость, но вместе с ней получил и свою зону ответственности. А вот что с ней делать, он еще не знает. Ему становится страшно, а свой страх он пытается нивелировать смелыми решениями и спрятаться за маской сильного героя, которому начихать на мнение окружающих. И хотя он не против получить совет от родителей, сам он никогда его не попросит из-за все еще присутствующего юношеского максимализма.

Что делать? Возглавьте беспорядок и защитите

Снизить градус экстремальных экспериментов можно, если вместе подбирать краску или стрижку. Если "живой коралл" или цвет морской волны, на ваш взгляд, слишком рискованное решение, обратите внимание на "розовое золото", насыщенный пепельный и бордо. Они выглядят не менее интересно, чем яркие оттенки, но благодаря своей приглушенности позволяют носить их и в повседневной жизни. А еще можно сделать такую стрижку-окраску, когда, уложив волосы на одну сторону, голова засветится всеми цветами радуги, а зачесав их на другую, получится совершенно приличная укладка для посещения учебного заведения или офиса.

Еще один способ снизить желание эпатажа — поддержать затею подростка. Как показывает практика, мамы более лояльно относятся к готовности подростков экспериментировать со своей внешностью. А вот папы — большие консерваторы. Ими нередко оказываются и бабушки-дедушки, у которых поднимается давление от выбритого виска или малиновой пряди на челке. Особенно острое невосприятие внешних изменений ребенка возникает, если желание стать голубоволосым персонажем аниме возникает у мальчиков.

В этом случае контроль над ситуацией и предотвращением конфликта должна взять в руки мама. Ее задача — убедить отца в том, что окрашивание волос — это "не недостойное занятие для мужчины", и несколько зеленых прядей на русой шевелюре — это вовсе не признак того, что "что-то пошло не так". С остальными домочадцами следует договориться, что во время экспериментов ребенка с внешностью не должно быть никаких обидных разговоров и упреков. В противном случае к осуждающим членам семьи доверие ребенка будет потеряно, а эксперименты затянутся, ведь он будет пытаться всеми силами досадить обидчикам еще больше.

Обратите внимание на выбранный цвет

Если ваш ребенок все-таки твердо решил, что этим летом разноцветная шевелюра — это необходимость, расспросите его о том, в какой цвет и почему он решил перекраситься. Дело в том, что цвет, в который хочет покраситься ребенок, является лакмусовой бумажкой, которая может много рассказать о его душевном состоянии, комплексах и желаниях.

Красный цвет выбирают лидеры и жестокие люди. К таким детям нужно относиться более нежно и внимательно.

Розовый оттенок выбирают дружелюбные и легкомысленные особы. Подросткам с такими волосами не хватает рядом авторитетного человека.

Фиолетовые волосы выдают чувственность, которая находится на грани индивидуальности и может трактоваться как внушаемость. В этом случае необходимы какие-то лидерские курсы и работа с самооценкой.

Зеленый — показатель эгоизма и того, что ребенок взывает о нехватке внимания. Для становления его личности необходимо, чтобы кто-то из близких родственников участвовал в его жизни, не ругал за ошибки и в любой момент спешил на помощь.

А что если уже случилось…

Часто на запреты родителей делать что-либо с собственной внешностью подростки в ответ поступают самостоятельно и назло. Получается, что в один не совсем прекрасный день ребенок появляется с цветным ирокезом на голове.

Увидев сногсшибательный сюрприз, действуйте от обратного. Похвалите ребенка, даже если вы в шоке. Такой прием поможет остановить бунт, ведь, скорее всего, такая прическа была апогеем борьбы за собственную независимость. И когда конечная точка будет поставлена, ребенок увидит, что дальше воевать не с кем, ведь даже такое "вопиющее непослушание" не вызвало у родителей негативных эмоций. И они его не стали от этого меньше любить. В результате уже через несколько дней ребенку надоест его новый образ, и он сам начнет искать способы, как бы избавиться от этого "нечто" на своей голове. И вот тогда уже точно придет к вам за советом.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Алина Купава

По всей территории СССР действовали общепринятые нормы, касающиеся внешнего вида школьников. Никто не их не нарушал, поскольку малейшее отклонение от Устава прилюдно осуждалось, и «нестандартный» школьник мог стать изгоем. Сейчас же все чаще можно встретить учеников с татуировками, пирсингом, нестандартной прической. Нередко внешний вид подростков становится поводом для взысканий со стороны администрации школы, например, девочек не пускают в школу из-за цвета волос. Законно ли это, чем все заканчивается, узнаем далее.

Девочка с розовыми волосами

Весной 2017 года в Санкт-Петербурге 15-летнюю девушку «терроризировали» представители образовательного учреждения, которое она посещала. Классный руководитель категорически осуждала преображение девушки, выкрасившей волосы в розовый цвет. Учительница пыталась добиться возвращения к прежнему виду угрозами остричь локоны неестественного оттенка. Завуч школы поддержала педагога, пообещав школьнице отчисление.


Оборонять дочь взялся отец. Родитель обратился к омбудсмену по правам детей. Папа отстаивал не только интересы своего ребенка, но и одобрял поступок дочери по смене имиджа. После вмешательства в дело уполномоченного представители администрации школы проявили снисходительность по отношению ко внешнему виду девочки. Подросток продолжил посещать школу, не меняя внешний облик.

Мирное решение вопроса не дало делу широкую огласку. Вопрос закрыли без дальнейших разбирательств. Представители учебного заведения перестали «травить» девушку, отец ученицы не стал добиваться наказания администрации школы.

«Мальвина» из Питера

На линейке, посвященной Дню знаний, 1 сентября 2018 года старшеклассницу одной из школ г. Санкт-Петербурга показательно удалили из строя одноклассников за шевелюру, выкрашенную в синий цвет. Представители школы вывели девушку за ворота учебного заведения, лишив праздника.

Забили тревогу родители ребенка, обратившиеся к Светлане Агапитовой, уполномоченной по правам детей в регионе. Чиновница разобралась в ситуации. Девочка продолжает посещать свою школу, не меняя цвет волос.


Родители ребенка решили не «раздувать» скандал. С администрацией учебного заведения вышестоящими органами проведена разъяснительная беседа. Имя основной фигурантки, номер школы, другие подробности участники инцидента пожелали скрыть.

«Яркие волосы подростков не причина не пускать их в школы»: высказалась заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Спасская.

Случай в Перми

В образцовой гимназии №4 г. Перми 7 сентября произошел аналогичный случай. Ученица школы, 15-летняя десятиклассница Зина Агишева, явилась на урок с розовыми волосами. Школьница выкрасила пряди в неестественный, но мягкий вариант цвета. Присутствовать на занятиях девушке запретили. Школьница потребовала выдать ей письменное распоряжение за подписью директора гимназии об отстранении от учебы. Документ Зина получила.



Источник фото: страница Надежды Агишевой в Facebook

Мать подростка, депутат Пермской городской думы Агишева Надежда, возмутилась ситуацией, развернула борьбу за права дочери. Благодаря деятельной матери, дело приняло широкий общественный резонанс. Агишева-старшая довела разбирательство до прокурорской проверки учебного заведения.

Результатом дела стало назначение административной ответственности директора школы. Помимо этого, прокуратура принудила внести изменения в локальный документ учебного заведения, касающийся требований ко внешнему виду учеников.

Правовая сторона вопроса

Основным документом, регламентирующим внешний вид учащихся общеобразовательных школ, является Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Документ подтверждает право на образование для всех, невзирая на различные внешние и другие особенности. Закон исключает дискриминацию учеников. За неформальный внешний вид ограничивать право на образование представители школ не имеют права.

Внимание! Все локальные акты, устанавливающие конкретные ограничения для школьников, носят рекомендательный характер. Администрации учебных заведений могут требовать соблюдения норм, но применение любых дисциплинарных взысканий противоречит закону.

«В уставах образовательных учреждений нет конкретного запрета на окрашивание волос в яркие цвета, формулировки ограничиваются «опрятностью» и «деловым стилем» — поясняет зампред комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Спасская.

За нарушение законодательства для ответственных лиц установлена ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях статьей 5.57 предусмотрено наказание за нарушение или незаконное ограничение права на образование.

Психологический аспект

В вопросе самовыражения подростков в части изменения внешнего вида существует не только правовая сторона. Психологи напоминают, что подростковый период — сложное время становления личности. Психологические травмы, получаемые в результате публичной критики со стороны учителей, способны пагубно отразиться на незрелой личности.

Если школьник появляется в учебном заведении с неформальным внешним видом, то педагоги обязаны провести с «преступником» разъяснительную беседу. Можно взывать к разуму школьника или привлечь к ответственности родителей, которые должны оказать воздействие.

Учителя, администрация школы не имеют права подавлять в ребенке личность. Даже требовать переодеться, смыть макияж педагоги не могут. Разговор с «нарушителем» должен выстраиваться в позитивном русле. Педагоги могут воззвать к соблюдению этических норм, но не топтать личность подростка, которая не успела окрепнуть.

Позиция представителей школ по вопросу соблюдения дисциплины понятна: дети в любом возрасте должны соблюдать общие правила. Публичное дисциплинарное наказание становится примером для масс, побуждающим к соблюдению требований. Вот, только правовая и психологическая сторона вопроса исключает подобные воспитательные действия в отношении детей.

В этом году флаг на линейке выносила не Настя. Фото: сайт школы №45 Красноярска.

В этом году флаг на линейке выносила не Настя. Фото: сайт школы №45 Красноярска.

Потому что нельзя… Примечательная история о патриотизме и прическе произошла в Красноярске. Восьмикласснице 45-й школы Насте М.* на праздничной линейке 1 сентября запретили выносить флаг России из-за «неправильного» цвета волос – они у нее розовые.

Школьница неприятно поразилась: «Где патриотизм, а где розовые волосы?». История попала в соцсети – первым ее обнародовал паблик «Я живу в Красноярске», потом в СМИ.

И началось: ситуация грозит обернуться скандалом. Оно и понятно, многие тут же припомнили случай под Красноярском. Год назад четверокласснику сосновоборской школы, сделавшему хипстерский узелок на голове, как у любимого футболиста Златана Ибрагимовича, посоветовали сменить прическу, а лишь потом посещать уроки. Причем в разговоре упоминались секс-меньшинства и гитлерюгенд. Тогда все дошло до прокуратуры и СК, извиняться перед семьей пришлось министру образования края Светлане Маковской. Хотя справедливости ради надо отметить: устав школы, в котором были указаны требования к внешнему виду детей («… запрещаются экстравагантные стрижки и прически, окрашивание волос в яркие неестественные оттенки»), принимали родители. И тогда никаких претензий к педагогам не было.

Вот такие правила принимают в большинстве школ. На фото - устав школы Сосновоборска.

Фото: Ольга АДЛЕР

Одна из лучших учениц

А что же сейчас? Запрет на вынос флага школьнице с розовыми волосами бурно обсуждают в соцсетях. Как и ожидалось, мнения разделились, один из самых частых аргументов звучит так: «Выделяться можно и нужно знаниями, а не цветом волос и/или одежды! А то нарядятся клоунами, приходят, как на показ мод». Но, как оказалось, упреки не по адресу.

- Это одна из лучших учениц, - рассказала в беседе с корреспондентом «Комсомольской правды – Красноярск» директор 45-й школы Юлия Каменская. – Хорошо учится, активно участвует в общественных мероприятиях.

Дело тут в другом: девочка состоит в знаменной группе военно-патриотического клуба школы. Она постоянно принимает участие в торжественных линейках, выносила флаг. У нас члены военно-патриотического клуба несут службу и на посту №1 и у памятника Александру Матросову, это особый почет.

Директор школы Юлия Каменская. Фото: сайт школы №45 Красноярска.

Перед тем, как вступить в клуб, каждый ученик изучает положение о знаменной группе. А в нем есть пункты, посвященные внешнему виду. Там указано: у юношей должна быть короткая стрижка, у девушек – волосы убраны в пучок или хвост, цвет естественный.

Однако этим летом девочка перекрасилась. И на репетицию мероприятия пришла с волосами розового цвета. Поскольку это противоречило уставу, нести флаг я не разрешила.

Поймите, ведущая тема воспитания детей сейчас – патриотизм. Здесь есть четкие рамки и ограничения. Ладно бы, если мы в школу с такой прической запретили ходить! На уроках у меня сидят дети и с зелеными, и с розовыми волосами – пожалуйста. Но флаг России и цветные волосы – нет.

Девочка и ее мама недавно побывали у меня, мы поговорили. Никакого унижения достоинства в произошедшем не усматривают. Устав есть устав. Примечательно, что в семье говорят: ни в СМИ, ни в соцсети они не обращались.

Повторюсь: запрета на самовыражение в школе нет. Ничего общего с прошлогодней историей, где ребенка не пустили на уроки из-за прически, я не вижу. Очень хочется, чтобы эту историю не раздували искусственно.

Между тем в СМИ уже началась кампания по поддержке Насти. Так, возмутившись позицией руководства школы, ведущая новостей красноярского телеканала «Прима» Анастасия Цыганова перекрасила волосы в прямом эфире.

Разделились на два лагеря

Пользователи в соцсетях тоже разделились на два лагеря – за и против Насти.

- Бред, маразм и совок.

- Особенно забавно прикапываться к волосам детей, когда сами учителя зачастую ходят с фиолетовой шевелюрой.

- О, пещерные вылезли. Ведь важно, что у ребенка в голове, а не на ней.

- Если изначально девочке поручили выносить флаг, значит, она была примерной ученицей или участвовала в мероприятиях, где нужно отстоять честь школы. А потом отстранили. Разве цвет волос мешает уму и воспитанию? Человек-то от этого никак хуже не стал. Это всего лишь волосы.

- В школе яркий цвет нельзя, в институте нельзя, на работе нельзя. Ходим все серые и хмурые. Только на пенсии и остается в голубой да сиреневый волосы красить.

- Изменение цвета волос делает из человека обезьяну? Голубые/зеленые/красные, да какие угодно волосы не влияют на способность учиться. А вот наличие максимально строгих ограничений может его отбить. Максимализм у подростков никто не отменял.

Праздник в честь Дня знаний в 45-й школе. Фото: сайт школы №45 Красноярска.

- В школу надо ходить как положено, а клоунаду устраивать на каникулах.

- Школьник, которого решили выделить и поручили вынести флаг - это лицо школы. В любой нормальной фирме сотрудник - лицо компании. И даже цвет волос и бижутерия прописаны в дресс-коде. Ну, есть общепринятые мерки, и это нормально. Поэтому в чем, по сути, вопрос и проблема?

- Девочке с розовыми волосами поставить в пару мальчика с голубыми волосами, и слов не хватит у всего города!

- В моем детстве в школе косметику смывать заставляли и золото носить ученикам запрещали. А сейчас дети ресницы и ногти наращивают, волосы во все цвета радуги красят. Самовыражение - это хорошо, конечно, но дети на детей не похожи. Что в этом хорошего?

- Должны понимать, везде есть уместность. Это как не принято театр посещать в спортивном костюме или на заседание Заксобрания приходить в пижаме. Есть организации и мероприятия, у которых дресс-код установлен, и надо это соблюдать. Человек, несущий флаг, не должен эпатировать публику. Почему везде надо выделяться?

- Есть устав школы, в котором прописан внешний вид учащихся. То, что им позволяют по школе ходить с цветными волосами - поблажка от директора. В чем проблема? Хотите выделиться - есть каникулы. К школе будьте добры привести себя в порядок.

- Хочу поддержать директора школы! У патриотического клуба есть правила, есть требования. Если девочка состоит в клубе, должна соблюдать правила. Кстати, у меня дочь пошла в школу с красными волосами, не вижу в этом ничего страшного. Но в данном случае дело не в прическе, а в правилах игры.

А вы как думаете?

(* имя девочки изменено согласно требованиям законодательства).

Сильно модный? Сиди дома! Школу обвинили в травле четвероклассника за хипстерский пучок

Модный «лук» парень выбрал неслучайно. Он еще с детсада «болеет» футболом, успешно играет, собрал коллекцию кубков. Любимая команда – «Манчестер Юнайтед», игрок – Златан Ибрагимович. (Подробности)

«Всех под «канадку» - у нас такого нет!» СК проверяет школу, где ученика «травили» из-за прически

Руки прочь от мальчика, - под таким девизом вот уже несколько дней в соцсетях идет масштабная кампания по «защите» школьника из Красноярского края Петра И.* Напомним, четверокласснику в школе сделали замечание: отстраним от занятий, если не приведешь в порядок прическу. На голове у паренька обычный хипстерский пучок, - стрижку «man bun» в мире сегодня носят миллионы мужчин. В том числе и кумир Пети, футболист Златан Ибрагимович. Вот мальчишка и постригся так же, как любимый футболист (Подробности).

Следователи в Красноярском крае заинтересовались конфликтом из-за прически школьника

На данный момент правоохранители выясняют обстоятельства и причины инцидента. Для этого проводят опросы, в том числе беседы ведут с самим мальчиком и его родителя, а также с учителями и директором школы. (Подробности).

«Прости взрослых, они не правы!» Школьника, которого учителя «травили» из-за прически, позвали в большой футбол

- Дорогой Петр*! Я Юрий Семин, тренер «Локомотива», Прости взрослых людей, они не правы. Вырастай в нового Ибрагимовича, и ждем тебя в «Локомотиве», Удачи тебе, все будет хорошо!

Четвероклассника из Красноярского края Петра И.*, чью историю вот уже неделю обсуждает вся страна, позвали в большой футбол. Сам Юрий Семин, наставник знаменитых «железнодорожников», записал видеообращение в поддержку обычного парнишки из Сибири (Подробности).

Мы начинаем серию публикаций, которые будут интересны всем родителям, чьи дети готовятся стать частью взрослого мира. Мы будем говорить о подростках.

В этой рубрике не будет длинных и утомительных лекций о том, как надо и как правильно. Еженедельно мы будем рассуждать о современном поколении, о подростках, о детях, о переживаниях, с которыми сталкивается каждый родитель. Давайте попробуем взглянуть на современный мир глазами детей вместе.


room27.ru

С наступлением подросткового возраста у «цветов жизни» многие родители вынуждены наблюдать, как ярко-оранжевая челка постепенно превращается в фиолетовое омбре, в пупке и в носу появляются кольца, а за «живописными пейзажами» из черепов, цветов и супергероев становится не видно кожи.

Что это: протест? Желание выделиться из толпы? Месть «предкам» за запреты и ограничения? Или, может быть, есть среди подростков те, у которых тоннели в ушах — реальное отражение их внутреннего мира? Давайте попробуем разобраться.

Растущий организм или арт-объект?

Начнем с того, что тело подростка — то немногое, что целиком и полностью принадлежит только ему одному. Ни мама, ни папа, ни любимая бабушка или строгий дедушка не могут лишить его на неделю, например, правой руки или уха в качестве наказания, а вот гаджета — запросто. Именно поэтому чаще всего тело становится объектом самовыражения, эмоций, чувств подростка и предметом глубочайших переживаний всей семьи.

Однажды милый ребенок с розовыми бантами и в белых колготках понимает, что он может не только самостоятельно есть, пить и завязывать шнурки на ботинках, но и принимать решения, не посоветовавшись с родителями. Безусловно, мамы и папы еще не до конца утратили авторитет и могут как-то влиять на оценки в школе (карманными деньгами, например), посещение музыкальной школы… Но тело? Это исключительно подростковая монополия!


joyreactor.cc

Внешний вид ребенка, не соответствующий общепринятым нормам, часто приводит к появлению в семье фраз вроде «что люди скажут?», «это кошмар!» или по крайней мере к многозначительному молчанию.

На мой взгляд, роль родителей должна заключаться в другом. Первое, что должно волновать каждого родителя — здоровье ребенка. В сравнении с «лотосными ножками» китайских девочек, шрамов и тарелок в нижней губе жителей Эфиопии, лысая голова, пирсинг или татуировка (которую, кстати, сегодня достаточно просто вывести) — вообще цветочки. Так что самое главное в такой момент — донести до ребенка, что тату делаются в салонах и только стерильными инструментами, а краску для волос лучше подбирать со специалистом.

Моим родителям повезло. Я была «удобным» подростком: не сквернословила, не употребляла алкоголя, не стриглась под ноль и не украшала свой нос серьгами. Однако одна моя знакомая регулярно преподносила своим родителям «сюрпризы». Маме с папой приходилось только вздыхать и оплачивать очередной пирсинг. Но не прошло и года, как интерес к украшению своего тела был утерян.

Запрещать подростку что-то делать — все равно что бороться с ветряными мельницами. А вот делиться своим опытом и знаниями, давать практическую информацию о возможных последствиях, учить брать ответственность за свои поступки — важная задача родителя в этот непростой период.

Что? Где? Когда?

Почему подростки принимают такое решение? Обратите внимание: вопрос именно «почему?», а не «зачем?», «да как ты мог?», «ты видел себя в зеркале?» и тому подобное. Именно вопрос «почему» позволяет найти причину, которая привела к новому образу себя у подростка.

Удивительно, но иногда причина такого поведения до боли банальна — ребенок просто украшает себя! Вопрос, однако, в другом: у родителя и подростка (между которыми не меньше 20 лет разницы) совершенно разные понятия о красоте. Увы, но свой стиль он ищет среди своих сверстников, у которых розовая челка — признак стиля и отменного вкуса.


zhurnal.lib.ru

А знаете ли вы, что по татуировкам, косичкам и пирсингу можно понять, чего именно вашему дорогому чаду не хватает. Безусловно, каждый случай индивидуален, но все же закономерность прослеживается достаточно четко.

Молодежь — отдельное сообщество со своими вкусами, ценностями, символами и позицией. Это культурная автономия, если хотите, которая играет не последнюю роль в формировании внутреннего мира. А вот то, к какой субкультуре примкнуть — подросток выбирает самостоятельно, исходя из своих внутренних потребностей. К неформальным объединениям, например, чаще всего примыкают подростки, у которых есть внутренняя потребность самоутверждения (психотерапевт Михаил Литвак выделяет эту потребность в одну из основных).

Татуировки — очень интересная тема, достойная целой книги! С одной стороны, нанося рисунок на свое тело, подросток пытается изменить к себе отношение общества, с другой — показывает свое отношение к этому самому обществу. А под обществом он понимает всех без разбора (в том числе и своих родителей, и своих кумиров). Татуировки могут нести в себе и скрытый смысл. Например, именно таким способом подросток пытается скорректировать свое поведение и поведение своих родных. Это своеобразное выражение внутреннего «Я». Например, изображение хищников, черепов и мифологических героев чаще всего наносят подростки с комплексом неполноценности и чувством незащищенности.

Приведу любопытную статистику. По данным журнала «Teen», более 30% девочек-подростков обращаются за удалением нательного рисунка с именем парня. Тату с именем парня — прекрасная иллюстрация того, как в молодости мы пытаемся выразить свои чувства на теле.


tattoosphoto.ru

Многие психологи уверены, что пирсинг у подростков свидетельствует о том, что он не чувствует себя ценным и значимым, а проколы — всего лишь средство компенсировать это. Место прокола тоже играет не последнюю роль в понимании мотивации подростка. Пирсинг в языке, например, подразумевает постоянные сосательные движения для стимуляции проколотой зоны. Если подросток сделал подобное, это говорит о нехватке любви, ласки и тактильного контакта.

Кто виноват и что делать?

Повторюсь: каждая ситуация индивидуальна и предполагает такой же к ней подход. В данном случае единственный универсальный совет — разговаривать, объяснять, вести диалог. Обратите внимание, что фразы «тебя заразят гепатитом», «что в этом красивого», «как ты будешь выглядеть в 40?» — это не диалог, а упреки. В них звучит наставление, а не уважение. Подросток, который как раз пытается завоевать авторитет, при такой реакции родителей еще больше уходит в себя и в свое сообщество. Не упрекайте — уважайте выбор своего почти взрослого ребенка. Помогите ему осознать свою собственную ценность!

И еще, начинать воспитывать ребенка, достигшего подросткового возраста — поздновато. К этому возрасту он уже выбрал себе кумиров и тех, на кого равняться. Поэтому если этими кумирами оказались не вы, то лучше попробуйте поменять свое отношение к татуировкам, потому как некоторые из них — настоящее произведение искусства.

Тело вашего ребенка — его собственность. Дайте ему право владеть им.

Очень хочется услышать ваше мнение: как вести себя во время подростковой революции? Давайте продолжим беседу!

Читайте также: