Что казачки носили на волосах

Опубликовано: 17.09.2024

Основа костюм казачки 19-го начала 20-го века - это приталенная кофта с баской и длинная юбка.

Повседневная их одежда состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присбоеренным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщовую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

Казачка всегда собрана, подтянута. Не допускалось оголять руки, плечи, носить одежду с вырезами. Юбку и кофту называли парочка.

На нарядных блузах кокетка отделывалась рюшами, тесьмой.

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Блузки часто имели вышивку на груди, плечах и манжетах.

На летних блузках рукав был укорочен, они шились с прострочкой под грудью, были свободны в талии. Юбки имели складки, либо оборку по низу.

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Обязательным считался платок для замужней женщины. Его носили даже дома- простой белый хлопковый платок.

Для красоты на плечи накидывали нарядные шерстяные шали с кистями.

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Теплые шали носили и в холодное время года, повязывая на голову, под низ поддевали хлопковый платок.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Шали были так же шелковыми, с длинной плетеной бахромой, очень дорогими. Такой подарок дарили на свадьбу. И всю жизнь казачка бережно носила шелковую шаль.

 Кадр из фильма

 Кадр из фильма

Замужние казачки носили файшонки . Это головной убор, представляющий ажурную косынку из черных шелковых и хлопковых нитей. В нем нет никакого траурного подтекста.

Длинные волосы, собранные в косы казачки прятали под шлычки , специальные шапочки. При этом голова оставалась не покрытой.

Кадр из фильма

Важной деталью был и фартук или завеска , он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками, кружевами или тесьмой.

Кадр из фильма

Свадебный женский наряд шился из дорогой шелковой ткани. Обязательно с богатой отделкой на груди - рюши, кружево, складочки, с тесьмой, иногда расшивали золотой нитью. Платье было приталенным с воротником стойкой, отделанным кружевами, высокими манжетами, пышными приподнятыми рукавами.

Правильный наряд невесты в фильме 1957 года. Учтены особенности кроя.

Важное значение имел свадебный венец. В фильмах он проработан детально и, на мой взгляд, очень близок к тому, что надевали на свадьбу казачки в начале 20 века.

В фильме Урсуляка венец тоже неплох. Только вот почему не убрали косу?

В фильме Бондарчука, при всем уважении, свадебный наряд совсем никуда не годится. Такое чувство, что платье из другой эпохи. А венок пришлепнули какой-то попало, фата мятая, да и прическа у невесты непонятная.

Кадр из фильма

Специально разместила три свадебных кадра подряд из трех фильмов. Пусть каждый посмотрит, что ему больше нравится.

Добавлю несколько кадров для настроения. Со съемок фильма режиссера Урсуляка. Кстати невеста Наталья Коршунова в жизни его дочь -Дарья Урсуляк.

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Может быть вам известны какие-то особенности нарядов донских казачек? Делитесь в комментариях.

МЫ КАЗАЧКИ

МЫ КАЗАЧКИ запись закреплена

Головные уборы донских казачек.

Головные уборы казачек нижнего и верхнего Дона поражают своим разнообразием, самобытностью и причудливой изысканностью. Особый интерес представляют архаичные уборы - то есть те, которые широко бытовали в XVIII - сер. XIX в.в. Судить о них мы можем по описаниям, зафиксированных в письменных источниках и сохранившимся иллюстрациям и гравюрам.

🌿
Повойник. Женский головной убор, нижний Дон.

"Женской наряд составляют: повойник парчовой, 6-ти вершков вышиною; сверх повойника повязывается платок, к которому прикалываются цветы или разноцветные страусовыя перья" [1]

"Замужние женщины носили на голове повойники, бывшие на вате, из дорогой парчи и около семи вершков вышиною. К верху они постепенно съуживались и утверждались на голове особенным платком, к коему прикалывались цветы или страусовые перья" [2]

🌿
Кичка лопатообразная. Женский головной убор, нижний Дон.

"На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, а поверх оных высокие кички с сороками, наподобие стоячей большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и щелками в узор, а иные унизаны дорогими каменьями и жемчугом, с накрытым белым тонким салником, то есть кисейною или флеровою фатою" [3].

Разница между одним и другим головным убором состояла в следующем:

Лопатообразная кичка одевалась поверх повязки с чикиликами / Повойник надевался на прямо волосы женщины. Лопатообразная кичка накрывалась сверху легким платком или фатой, именуемым "салником" / Повойник подвязывался платком у основания и, таким образом, держался на голове женщины. Лопатообразная кичка имела отчетливо треугольную форму и своим обликом несколько напоминала тиару / Повойник слегка сужался к верху. Лопатообразная кичка была праздничным головным убором / Повойник носили как в праздники, так и в будни.

Общим у этих головных уборов было то, что оба они носились замужними казачками и имели широкое распространение на Нижнем Дону до XIX века. И тот, и другой головной убор богато украшались и являлись предметами роскоши очень зажиточных казачек.

🌿
Челоуч (челоух). Девичий головной убор, нижний Дон.

Челоуч "много сходствовал с нынешней скуфьей и делался обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуча, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты" [4].

🌿
Платок-таркич. Девичий головной убор, нижний и верхний Дон.

"Таркичем повязывали голову так, что один конец или угол его покрывал или обвертывал значительную часть косы, которая заплеталась сзади головы, спускалась по спине во всю свою длину и оканчивалась косником из ленты" [5].

Таким образом, таркич представлял из себя обыкновенный платок треугольной или квадратной формы, сложенный по диагонали. Одевался он так, что один его конец покрывал заплетенную косу, спускающуюся по спине, а два других конца продевались под косой и завязывались на темени. Таркич - головной убор молодых незамужних казачек, одевался как в комплекте с кубелеком, так и с сарафаном.

🌿
Рогатая кичка. Женский головной убор, верхний и нижний Дон.

"У простых и небогатых в верховых станицах жены носят с двумя рожками посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумажной пряжей" [6]

"Головной убор женщин: кичка с высокими рогами; на нее одевается сорока, так же высаженная япраками Кичка накрывается сырцовым сальником (белым шелковым платком - прим.авт.); он висит на рогах ниже пояса" [7]

Рогатые кички носили замужние женщины и Верхнего, и Нижнего Дона. С разницей в том, что рожки верховых кичек были ниже, а низовых - выше и вверху слегла загибались.

На верхнем Дону бытовала так же разновидность кички в виде небольшой круглой шапочки без рожек. Описание данного головного убора приводит Н.Яковлев: "кичка представляла небольшую круглую шапочку с невысоким околышем и плоским верхом. Надета была кичка прямо, волосы тщательно зачесывались под нее, но виднелись спереди и сзади. Кичка, по-видимому, не покрывала всей головы. Сделана была из зеленого бархата и вышита золотом" [8].

🌿
Колотовочка (казимирка), женский головной убор, верхний Дон.

Колотовочка - небольшой красный (из кумача) платочек, который завязывался узлом на затылке, закрывая лоб, вески и волосы женщины. На колотовочку сверху надевался большой верхний платок. "На колотовочку повязывается верхний платок или шаль, причем с боков слегка закладывается внутрь, а надо лбом сгибается уголком" [9].

🌿
Колпак, женский головной убор, нижний Дон.

В XIX веке колпак пришел на смену лопатообразным кичкам и повойникам. Данный головной убор аналогичен татарскому калфаку.

"Колпак - старинный и наименее затейливый головной убор Казачки, как бы трикотажный, мелко-связанный мешок в форме клина, с красной кисточкой у его вершины; Колпак одевался на голову, широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец, оставляя свободной одну кисточку. Проф. М. Д. Миллер встречал в станицах Колпаки только черные с вышитыми по ним красными цветочками и зелеными листиками" [10].

В середине XIX века региональные особенности одежды казачек верхнего и нижнего Дона были в значительной степени сглажены. В моду постепенно стали входить комплекты одежды, состоящие из юбок и кофт, а кубелеки и сарафаны приняли роль исключительно праздничной одежды. Архаичные головные уборы так же были вытеснены шлычками, файшонками коклюшечного плетения и ливонскими шарфами.

Автор: Екатерина Гобозова.
Источники:
1 - Броневский В.Б. История Донского Войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. Часть третья. СПб., 1834;
2,4, 5 - Cухоруков В.Д. Статистическое описание Земли донских казаков, 1822-1832 годы;
3, 6 - Ригельман А. История, или повествование о Донских казаках, 1778 г., Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских, 1846 г.;
7 - Котельников Е. Историческое сведение Войска Донского о верхней Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний Евлампием Котельниковым, 1818 год;
8, 9 - Яковлев Н.Ф. Материалы по одежде донских казаков // Этнографическое обозрение. 1916;
10 - Казачий словарь-справочник том 1. США 1966 год.

И.А. Баранкевич, старший преподаватель
Краснодарского государственного университета культуры и искусства

В современной историко-этнографической и культурологической литературе женский костюм казачеств России, функциональное назначение которого многогранно, исследован недостаточно полно. Между тем роль костюма в обрядах жизненного цикла в конце XIX – начале XX вв. очень велика.

В данной работе рассматривается традиционный женский головной убор и связанная с ним прическа как важная часть костюмного комплекса в семейной обрядности казачеств Юга России. Не останавливаясь подробно на всех этапах обрядов жизненного цикла, обозначим кульминационные моменты, в которых наиболее четко прослеживается обрядовое значение традиционного женского головного убора, и отметим общее и особенное для отдельных казачеств.

В восточнославянской традиции первый свой головной убор – платок – девочка получала в день обряда «первой стрижки», который был настоящим семейным праздником [1]. В первую годовщину рождения девочки ей впервые подрезали ногти и волосы. До этого возраста волосы не стригли, а ногти обкусывала у младенца мать, объясняя это тем, что, подстригая, «можно отрезать язык» и ребенок долго не будет говорить [2]. Кроме того, считали, что стрижка может помешать его хорошему росту и появлению зубов [3].

Русские верили, что ребенок, родившийся с волосом на голове, обладает большой «жизненной силой». По представлениям восточных славян, на увеличение «жизненной силы» у младенца, со временем его взросления, указывали: затвердение кости, рост волос и появление зубов. Поэтому стричь волосы можно было только после появления у ребенка зубов. «Постриги», возможно, были посвящены наделению младенца «культурными» признаками пола и признанию личности ребенка обществом. В традиционной культуре кубанского казачества «пострижение» расценивается исследователями «как подтверждение социальных связей ребенка, установленных посредством крещения, т.к. осуществлялось чаще всего восприемниками» [4].

Повсеместно у восточных славян ребенка «постригали», посадив на вывернутую шубу, овчину или подушку [5]. На Кубани ребенка начинал стричь крестный отец, а заканчивала – крестная мать. Иногда стрижку совершал кто-то один из крестных родителей: девочку стригла крестная мать, а мальчика – крестный отец. Волосы выстригали крестообразно, а затем стригли «налысо». Во время ритуала ребенок обычно сидел на табурете, покрытом шубой или кожухом [6]. Распространенным на Кубани было представление, что состригают первые волосы полностью для того, чтобы последующие хорошо росли и были густыми [7]. Состригаемые волосы нельзя было бросать на землю («чтобы не схватила птица») или пускать по ветру. Иначе голова будет болеть и кружиться [8].

Обрядовая «застрижка» волос у восточных славян отмечала разные этапы жизни ребенка, вступление его в иную возрастную группу. Ритуальные действия обычно сопровождали добрыми пожеланиями ребенку на будущую жизнь [9]. В кубанских станицах после завершения «пострига» крестные родители одаривали своего крестника («шоб великий рос») [10]. Крестная дарила ткань на рубашку или платье. В других районах России девочка получала юбку и платок. Таким образом «бесполое дитя» приобретало культурно предписанные признаки пола [11]. На данном этапе социализации ребенка уже заметную роль играют традиционные головные уборы – шапка и платок.

В традиционной культуре донского казачества встречался интересный обряд, связанный с первой прической девочки, который проводили, когда она начинала ходить. Обыкновенно семья устраивала праздник, посвященный первому шагу ребенка, и одаривала девочку ленточками «на первый бантик», гребенкой «на косочку», платочком «в церкву ходить» [12]. На Дону существовал также обычай прокалывать мочки ушей у девочек и вдевать в них сережки только после того, как мать перестает кормить дочь грудью. В исследованиях историка Н.И. Костомарова встречаем сведения о том, что в XVI–XVII веках русские матери прокалывали уши своим дочерям и вдевали в них серьги, как только девочки начинали ходить [13]. Обычай этот был распространен как у знатных людей, так и у крестьян. Традиция прокалывания ушей символически связана с первой стрижкой ребенка, так как обе эти операции не могли осуществляться до первых шагов ребенка, чтобы не помешать его росту, развитию и умению ходить.

До своего совершеннолетия девочка могла носить платок лишь в особых случаях, не используя его как повседневный головной убор. Но с наступлением возраста, когда девушку можно было сватать, у нее появлялся специальный девичий головной убор и платок уже часто использовался в ее праздничном наряде [14].

Традиционные женские головные уборы и прически казачьих областей юга России очень разнообразны. Замужняя женщина обязана была закрывать свои волосы под головным убором, а девушка могла их не прятать. По этой причине и существовали различия в форме и составе головных уборов девушек и женщин. Представление о волосах у восточных славян связывалось с идеей плодородия, поэтому их сокрытие имело апотропейное значение, направленное на сохранение плодовитости женщины.

Самой древней прической девушек были свободно распущенные волосы. В XIX – начале XX вв. повсеместно юные казачки носили одну косу с нарядными лентами. Девушки Дона в косу вплетали «косник» – ленту с кисточками, «махрами» и колокольчиками [15]. Их головной убор – «челоуг» – состоял из широкой красной бархатной ленты, унизанной жемчугом и украшенной по краям золотыми цепочками или монетами. Поверх такого головного убора надевали «таркич» – шелковый или бумажный платок, концом которого обворачивали косу [16]. В праздники девушки Кубанской области украшали голову венками из искусственных или живых цветов, колосков, листьев [17].

Значительные изменения происходили в головном уборе и прическе девушки в день ее свадьбы. В этот день в доме невесты с утра начиналось обряжение к венцу. Сваха, мать или старшая подруга расчесывала волосы невесте и заплетала косу особым способом так, чтобы другой свахе (со стороны жениха), которая позже будет расплетать косу, пришлось бы с ней повозиться. Впереди волосы «плоили» (завивали) [18]. Невеста разбирала свой «косник» и раздавала подругам по ленте.

В XVIII – начале XIX вв. приготовления невесты к венцу у донских казаков проходили в церковном притворе или на паперти. С девушки снимали головной убор, расплетали косу, расчесывали и, разделив ее на две, опускали на плечи. После совершения обряда венчания невесту «повивали» на том же месте, где и расплетали. Перемена прически и головного убора («окручивание», «повивание») означала «рождение» женщины в новой семье и в новой социальной группе замужних. Донской казачке заплетали две косы и, обернув их вокруг головы, надевали повойник или соболью шапку [19; 20]. Способы заплетания кос в женской прическе отличались от обычного девичьего способа. Их плели «навыворот», т.е. обратным способом – сверху вниз. После венца заплетать снизу вверх было нельзя [21]. По сведениям Евлампия Котельникова в донской Верхне-Курмоярской станице до 1785 г. «великий был грех венчаться без повязки и кички» [22]. После венчания здесь снимали девичью «перевязку» и, сделав женскую прическу, надевали «рогатую кичку», покрыв ее «сырцовым сальником» (белым шелковым покрывалом). В письменных источниках века встречаем сведения, что в донских станицах новобрачных домой из церкви везли в венцах, с молодыми ехал и священник [23]. Во второй половине XIX в. на свадьбе при «повивании» надевали «колпак» [24]. Он представлял собой тканый или вязаный конусообразный мешочек, заканчивавшийся небольшими «махрами», иногда украшенный бисером и вышивкой с красной кисточкой наверху [25]. Подобный головной убор встречаем у татар – это вязаный женский и бархатный девичий «калфак».

Старинные головные уборы долго сохранялись в свадебной обрядности некрасовских казаков. Девушка – невеста в день венчания обычно встречала в родительском доме жениха, надев девичий кокошник. Во время обряда «повивания» девичий головной убор сменяли на «кичку». «Кичка рогатая» состояла из трех основных частей: «рогов», «сороки», и «позатыльника». «Рогами» называли небольшую полотняную шапочку с укрепленными на ней рогами из твердого материала. Обряжая невесту к венцу, на голову ей надевали «рога», накрепко привязывая их тесемками. Затем накладывали и привязывали сзади «позатыльник», отделанный галуном и плотно пришитыми австрийскими, русскими, турецкими монетами. Сверху на «рога» надевали «сороку». И завершал свадебный головной убор шарф – «лента» из тонкого прозрачного шелка. Шарф накидывался на «рога» и закрывал лицо невесты [26]. Одна из общин некрасовцев в Турции использовала «кичку», украшенную серебряными монетами XVIII в., вплоть до переезда в Россию в 1962 г. [27]. Этот головной убор являлся, прежде всего, знаком этноконфессиональной принадлежности казачек в иноэтничной и иноконфессиональной стране и, возможно, поэтому так долго сохранился.

Гребенские казаки-староверы проводили обряд «повивания» в церкви, куда приезжала невеста с непокрытой головой. Сваха перед венчанием расплетала девичью косу, заплетала две косы, которые укладывала «куклями» вокруг головы в женскую прическу «наколку» и покрывала ее шелковым платком [28]. На такую прическу в начале XX в. надевали многосоставный женский головной убор, состоящий из «подкосника», «сорочки», «стягиша» и «ширинки» [29].

Под влиянием городской моды во многих регионах России в конце XIX – начале XX вв. был широко распространен в качестве подвенечного головного убора венок из белых восковых цветов с белой фатой [30]. Но наряду с ним встречались и более архаичные головные уборы.

В кубанских станицах, населенных выходцами с Украины, использовались свадебные украинские венки из красных восковых цветов или головная повязка из сложенного платка. Именно в таких головных уборах венчались невесты станицы Воронежской в конце XIX в. [31].

Украинский венок из красных и белых восковых цветов с яркими шелковыми лентами надевали на венчание казачки линейных станиц Новорождественской и Фастовецкой (Тихорецкий район) [32; 33]. Эти уборы вместе с «монистом» и вышитой «завеской», входивших в костюм невесты, местные жители, возможно, заимствовали у поздних переселенцев с Украины. В станице Фастовецкой подруги расчесывали волосы и делали невесте косу «врасплет» еще вечером накануне дня венчания. Тогда же надевала она свадебный венок [34].

На кубанских свадьбах в конце XIX – начале XX вв. на женскую прическу новобрачной одевали «колпак», «очипок» («чепчик») или «шлычку» и покрывали ее платком [35; 36]. В конце XIX в. «шлычка» закрывала почти все волосы, а в начале XX в. вошли в моду «шлычки», надевавшиеся только на «шиш» (волосы, уложенные на затылке). Такой головной убор был широко распространен и у казачек Дона. Подобные «уборы» встречались у казачек других регионов России.

Во второй половине XIX в. повсеместно в России в качестве основного женского головного убора употреблялся платок. Во всех казачьих регионах происходило упрощение традиционных женских головных уборов, которые сначала открывали лишь часть волос прически, а позже уже закрывали только пучок волос на затылке. Но, несмотря на такое влияние городской моды, в начале XX в. еще существовала устойчивая традиция закрывать волос платком, выходя на улицу (в «чужое», «опасное» пространство). С упрощением головных уборов происходило и упрощение связанной с ними прически. Самым удобным в употреблении головным убором оказался платок, которым можно было традиционно закрывать волосы, придавая при этом ему удобную форму с допуском вариативности и учетом личного вкуса.

В обрядах жизненного цикла женский головной платок часто служил символом породнения. Родившая женщина на «родинах» и «крестинах» дарила бабке-«повитухе» и «крестной матери» ребенка платки или отрезы ткани. Платки и полотенца раздавали родным и близким на похоронах и поминках [37]. Просватанная девушка также получала в подарок от жениха и его родных платки, косынки, шали, отрезы ткани и другие предметы одежды. С изменением возраста женщины головной убор ее изменялся, платки же продолжали носить казачки и в пожилом возрасте. Пожилые кубанские казачки и сегодня покрываются платком, сложенным по диагонали треугольником. Три угла такого платка символизируют по их представлению «Святую Троицу» [38]. В обряжение покойницы также обязательно входит платок [39].

Платок заменяет в конце XIX – начале XX вв. старинные, сложные в изготовлении, многосоставные головные уборы. Традиционный женский головной убор, широко распространенный еще в начале XIX в. и вытесненный из повседневного бытования городской модой, в конце XIX – начале XX вв. становится только обрядовым и несет очень важную семантическую информацию.

Примечания:

1. Веселова И.С. Покров Богородицы и бытование платка в русской женской субкультуре // Живая старина. 1996. № 3. С. 8.
2. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX вв. М., 1984. C. 106.
3. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – нач. XX вв. (Половозрастной аспект традиционной культуры). Л., 1988. C. 56.
4. Богатырь Н.В. Крестильные обычаи и обряды восточнославянского населения Кубани в конце XIX – первой половине XX вв. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. М., 2001. С. 79–103.
5. Маслова Г.С. Указ соч. С. 106.
6. Богатырь Н.В. Указ. соч. С. 95.
7. Там же. С. 94.
8. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст. Новорождественская. АК № 974. Инф. Земкова А.И. (1912 г.р.).
9. Маслова Г.С. Указ. соч. С. 107.
10. Богатырь Н.В. Указ. соч. С. 95.
11. Веселова И.С. Указ. соч. С. 8.
12. Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов-н/Д., 1998. С. 416.
13. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992. С. 176.
14. Веселова И.С. Указ. соч. С. 8.
15. Новак Л.А., Фрадкина Н.Г. Как у нас-то было на Тихом Дону. Историко-этнографические очерки. Ростов-н/Д., 1985. С. 5.
16. Там же. С. 58.
17. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967. С. 160.
18. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст.Фастовецкая. АК № 1000. Инф. Тихонова З.Г. (1917 г.р.), Соколов П.Л. (1917 г.р.).
19. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях. Новочеркасск, 1892. С. 83.
20. Броневский В. История Донского войска. Описание донской земли, нравов и обычаев жителей. СПб., 1834. Ч. 3. С. 209.
21. Листопадов А.М. Старинная казачья свадьба на Дону. Обряды и словесные тексты. Ростов-н/Д., 1947. С. 102.
22. Исторические сведения Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленные из сказаний старожилов и собственных примечаний, 1818 года декабря 31 дня, Евлампия Кательникова. Новочеркасск, 1886. С. 36.
23. Астапенко Г. На тихом, на вольном, на славном Дону… (Быт, обычаи, обряды, праздники донских казаков). Ростов-н/Д., 1998. С. 78.
24. Новак Л.А., Фрадкина Н.Г. Указ. соч. С. 64.
25. Там же.
26. Донской народный костюм (О создании сценического костюма на основе донской народной одежды). Ростов-н/Д., 1986. С. 63.
27. Абрамова Т. Некрасовские рогатые кички (к проблеме идентификации одежды казаков-некрасовцев) // Памяти А.М. Листопадова. Сборник научных статей. Ростов-н/Д., 1997. С. 83.
28. Заседателева Л.Б. Терские казаки (сер. XVI – нач. XX вв.). Историко-этнографические очерки. М., 1974. С. 326.
29. Гребенец Ф.С. Из быта гребенских казаков // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1909. Вып. 40. С. 17.
30. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996 г. (ПМ КФЭЭ-96). Тихорецкий район (р-н), станица (ст.) Архангельская. Аудиокассета (АК) № 1062. Информатор (Инф.) Демченко Е.Н. (1920 г.р.), Конюхова В.И. (1921 г.р.).
31. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967. С. 659.
32. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст. Новорождественская. АК № 974. Инф. Земкова А.И. (1912 г.р.).
33. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст.Фастовецкая. АК № 1005. Инф. Бравкова Е.Е.
34. Там же.
35. Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 159.
36. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст. Новорождественская. АК № 970. Инф. Куликина А.А. (1913 г.р.).
37. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст. Новорождественская. АК № 974. Инф. Земкова А.И. (1912 г.р.).
38. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст. Архангельская. АК № 1062. Инф. Демченко Е.Н. (1920 г.р.), Конюхова В.И. (1921 г.р.).
39. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст. Фастовецкая. АК № 1005. Инф. Бравкова Е.Е.


Источник: Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 5/ред.-сост.: М.Е. Галецкий, Н.Н. Денисова, А.Ю. Муляр; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; Отдел славянской культуры Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева. – Майкоп: ООО «Качество», 2010.

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Эта статья мало удивит заядлых реконструкторов и специалистов по казачьей одежде, но большинству многая информация будет к удивлению. К сожалению, область народного костюма полна разного рода мифов и стереотипов. Я часто встречаю такие заявления как «казачки никогда не носили шаровар», «все казачки одеваются одинаково», «одежда казачки — это парочка». Большинство представляет себе костюм казачки как кофту с юбкой в кондитерском или флористическом стиле.

По своим наблюдениям я составила топ 10 стереотипов об одежде казачек:

1. Костюм казачки — это приталенная кофта с баской и юбка.

2. У казачек не было традиционной одежды, они надевали одежду той местности, откуда их украли.

3. До парочек казачки носили одежду турчанок.

4. Казачки никогда не носили шаровар.

5. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки.

6. Казачки носили кафтан — казакин или чапан, а на голове тюрбан.

7. Все казачки одевались одинаково. (Все казачки носили кубелек / парочку.)

8. Головной убор казачки — шлычка.

9. Казачки носили кофты «казачок», полусапожки «казаки», а в холода «казакин».

10. Казачки одевались как казаки — в чекмени, гимнастерки и папахи.

Действительность, конечно же, далека от буйной фантазии авторов таких костюмов. И даже привычная всем парочка казачки — это всего лишь городская мода, в которой щеголяли женщины по всей России. И, конечно же, казачки не называли свою одежду казакинами, казаками и казачками. Действительно народный казачий костюм был совсем иным и индивидуальным для каждой местности, где жили казачки.

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 1

В исторических и этнографических документах донских казаков принято разделять на низовых и верховых, что обусловлено разностью образа жизни и занятий: казаки низовых станиц были склонны к легким видам промыслов, а верховцы занимались тяжелым изнурительным трудом, что сказалось и на характерах, быте и культуре одежды. Низовцы одевались изысканнее и щеголеватее верховцев, для которых свойственны практичность и сдержанность.

Казачки нижнего Дона.

«. В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 2

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 3

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

Казачки верхнего Дона.

Костюм верховых казачек более схож с южнорусской одеждой. Они носили «с двумя рожками посредственные и малые кички, с сороками, шитыми шелками и красною бумажною пряжею, так точно как в Русии деревенские бабы, и также в панёвах и в мужниных кафтанах, лаптях, портнях и сапогах, а летом босиком».

В начале 19 века распространенной одеждой женщин на Верхнем Дону в верховьях реки Бузулука являются сукман и сарафаны с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, соединявшимися на спине.

Сукман по своей природе является родом туники с короткими узкими рукавами; спереди от ворота короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый пазька, обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли создает цветной шнур по одному из краев пазуки. Ленты и пуговицы бывали иногда и «скрозные до подла». Вдоль подола сукман украшали широкой шелковой лентой, обычно красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным гърусском, — род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на «рашках» (ст. Сергиевская — деревянная рогулька). Подпоясывался сукман широким плетеным шерстяным кушаком, обычно красного или синего цвета. Девушки же до венца ходили в одних длинных рубахах.

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 4

Важной частью верхнедонского женского костюмного комплекса является запонили завеска.

Завеска — это женский передник (фартук) без нагрудника. «Завескахвартук биз нагруднай части» (ст. Манычская).

За´пон (или запо´н) — род короткого фартука из холста с пришитой небольшой грудинкой и небольшими сборками по шву на талии. Завязывался запон тесемками вокруг талии узлом впереди и вокруг шеи. Запоны были праздничные и расхожие (будничные). Праздничные украшались ткаными узорами — переткаными запонинамивесь чиста ф перетыках»). Подол запонана ½ вершка обшивался синей китайкой или кумачом. Будничный запон был белым, а по низу украшен узорами или менее широкой полосой.

В старину в общем употреблении верховых казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой.

Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, носимые на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. Грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые казачки носили без подвязок, особым щегольством считались толстые складки на узкой части ноги над щиколоткой. Назывались чулки карпетками или чулапками.

На волосы замужние казачки одевали шлычку — особого кроя колпачок, который удерживал прическу под головным убором, а поверх нее разного рода платки: колотовочку, казимирку, зануздалку. Помимо упомянутой выше кички с малыми рожками, верховые казачки носили кички с плоским верхом невысоким околышем высотой с вершок. И если кичка с малыми рожками изображена на казачках, занятых полевыми работами, кичка с плоским верхом была праздничной, поскольку шилась из дорогой ткани и украшалась золотным шитьем.

Отдельно следует выделить костюм казачек Верхне-Курмоярской, Есауловской и других станиц Второго Донского округа Области Войска Донского, располагавшихся чуть выше Цимлянской (средний Дон). Несмотря на то, что эти станицы относят к верховым, культура народного костюма этих станиц похожа на нечто среднее между вышеописанными комплексами одежды казачек и нижнего и верхнего Дона.

Как и низовые, серединные казачки носили кубелеки с вислыми пуговицами и татаурами, однако кичка замужних казачек заслуживает отдельного внимания, поскольку они были с высокими рогами. На кичку надевали сороку, высаженную япраками. В районе лба — круг, называемый прямок, вокруг лба до ушей «рогатые висюльки», а с тыла — подзатыльник, вышитый золотом или серебром. К кичке цеплялись нитки, унизанные разноцветным бисером с серебрянными копейками на конце. На висках висят такие же нитки, называемые чикилики. Кичка накрывается сырцовым сальником, свисающим с рог по спине ниже пояса.

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 5

Девушки этой станицы повязывали по лбу широкую ленту, называвшуюся повязкою, которая была «вдвое или втрое раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою наподобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого, украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.» (Гмелин Самуил Готлиб. 1768-1769).

В итоге хочу сказать, что «в полную голову стереотипов тяжело вложить новые мысли», однако надеюсь, что мне удалось дать вам что-то новое. ;)

Автор — Алена Яблокова.

(при копировании статьи прошу указывать активную ссылку на эту страницу).

Иллюстрации из электронной книги «Казачья старина», авторы — Е.Малкина, А. Яблокова. 2016 г.

1. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Издание Областного Правления войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.

2. В.Броневский «История Донского войска. Описание Донской земли», 1834 год.

3. Е.Кательников «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Кумоярской станице. 31.12.1818 г.», изданной в 1886 году.

4. А.И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

5. Н.Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

6. А.И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли. На Дону существовало несколько различных комплексов одежды с кубелеком, понёвой, сарафаном и сукманом.

На Нижнем и Среднем Дону наибольшее распространение в XVII - XVIII вв. получил комплекс женского костюма с кубелеком, в котором чувствовалось влияние Востока. В. Д. Сухоруков писал, что одежда жён казачьей старшины отличалась восточной пышностью.

Верхнее платье кубелек напоминало по форме и названию татарское платье камзол. Шилось из дорогих тканей, парчи, шёлка. Эти ткани казаки привозили из военных походов или закупали в Москве. Кубелек до пояса застёгивался серебряными, позолоченными пуговицами. Под низ одевалась рубаха, шитая из тонкого полотна, шёлка, ворот, рукава и подол которого выглядывали из-под кубелька. Ворот рубахи украшался золотым шитьём. Выше талии, поверх кубелька, надевался пояс - татаур, шитый из бархата. Богатые казачки носили кованые серебряные пояса. При выходе из дома поверх кубелька надевался каврак (кафтан), который также застёгивался на груди. Многие женщины на татарский манер носили шаровары.

Кубелечный костюм, частично изменяясь, сохранялся в течение всего XVIII в. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, украшенные на подъёме вышивкой. Поверх сапожек надевали туфли из сафьяновой кожи на невысоком каблуке.

Головы, как и все женщины России, казачки должны были покрывать. Обязательное покрытие женской головы идёт с давних времён и связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой.

Женский головной убор отражал и возрастные различия в положении женщин: чёткое разграничение женских и девичьих головных уборов. На Дону головные уборы у замужних и незамужних казачек были различны, и были русского происхождения: девушки носили челоуч - налобную повязку, косу украшали лентами. Женщины носили повойники - мягкую шапочку, поверх которых повязывался платок.

Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она шилась из меха лисы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Её длина доходила до пят. Она была без застёжки, с удлинёнными рукавами. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам шапки.

Как и все женщины, казачки любили украшения. Самыми характерными были чикилики, которые представляли из себя алую ленту, украшенную жемчугом, к которой прикреплялась сетка из крупного жемчуга. Жемчуг являлся любимым украшением как россиянок, так и казачек.

Богатые казачки носили серебряные и золотые браслеты - безилики. Серебряное кольцо на пальце левой руки девушки означало, что она на выданье, на правой - просватана. Если кольцо с бирюзой - жених служит. Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой - разведённая. Два кольца на одном пальце левой руки - вдова.

Одежда с понёвой, сарафаном и сукманом бытовала в верховьях Дона. В основном это была русская одежда. Красную понёву (юбку) из трёх полотнищ домодельной ткани казачки носили с рубахой и рогатой кичкой.

В России понёву начинали носить только девушки, достигшие возраста замужества. На Дону юбки начинали носить девочки с 15 лет и то при условии, если старшая сестра была просватана. Ежели она была не замужем, то младшие сёстры должны были ходить в платьях, чтобы « не посадить» старшую сестру под корыто.

Одежда казаков–некрасовцев была русская. Крой в своей основе имел простейшие геометрические формы: это круг, квадрат и прямоугольник, что свидетельствует о древности кроя.

Одежда казачки, жившей в верховьях Дона в начале XVIII в., состояла из рубахи, балахона, завески, пояса и мутозиков. Рубашка, как мы говорили выше, является самой древней одеждой обитателей Восточной Европы. Подол, ворот и рукава украшались вышивкой, выделялись цветом.

Рубашка казачки–некрасовки состояла из двух частей. Верх рубахи, который был не виден, шился из простой ткани, а подол и рукава – из ярких шёлковых тканей. Подол состоял из двух прямоугольных полотнищ, по бокам которых вшивались клинья. Низ подола украшался красной каймой – построчкой. Рукава имели пройму. Поверх рубахи надевался балахон, представляющий верхнюю распашную одежду на подкладке, сшитый из яркой полосатой ткани. Рукава балахона, как и рубахи, тоже имели прямую пройму, которые сшивались при помощи треугольников, называвшихся ластовицами. Сверху на рукава нашивались разноцветные яркие шёлковые ленты – наставки. На груди балахон имел застёжку, количество пуговиц превышало количество петель. Сверху балахона надевалась завеска. В повседневном наряде она выполняла утилитарную роль, защищала одежду от загрязенения, а в праздничном костюме была дополнительным украшением. Крой её был прост. Шилась она из яркого прямоугольного полотнища, сосборенного под обшивку, украшенного каймой – построчкой. Завеска шилась без завязок. Дополнительным украшением к костюму был мутозик – пояс длиной 2,5 м, сшитый из разноцветных лоскутов.

В холодное время года казачки–некрасовки поверх балахона носили куфаенки или сарафаны. Куфаенки – это верхняя распашная, длиной до пояса, с короткими рукавами одежда, стёганная на шерсти. Сарафан имел такой же покрой, как и балахон, но впереди к нему пришивались две косые полки, и был он так же стёган на шерсти.

Головные уборы казачек – некрасовок демонстрировали их статус. Девочки и девушки – невесты с самого рождения носили связку, сложенную в несколько раз полоску ткани, украшенную бисером. Поверх связки надевали платок красно – жёлтой расцветки.

Женский головной убор некрасовки представлял собой более сложную композицию. Он включал каюк – наполненный шерстью валик из х\б ткани, поверх которого надевали шлычку – повязку особой формы, потом прилаживали связку, и завершал головной убор уруминский платок.

В середине XIX в. в комплекс женской одежды входил и сарафан. Он являлся символом русской национальной одежды. Сарафаны шили без спинки, с высоким нагрудником, множеством сборок сзади и украшали его цветными лентами. Такие сарафаны носили в верховьях Дона.

Кубелек, который носили казачки первого и второго Донских округов, прежде был в верховых станицах предметом роскоши и служил нарядом для женщин более зажиточных семейств. В XIX в. среди казачек получил распространение сукман – вид нераспашной одежды с узкими короткими рукавами. Сукман шился из шерсти синего или чёрного цветов. По прямому разрезу шеи он обшивался шёлковой лентой или тесьмой красного цвета. Под сукман надевали длинную домотканую рубаху, воротник, подол и рукава которой шились из красного ситца. Подпоясывался сукман плетёным поясом из красных ниток. Во второй половине 19 в. сукман носили женщины пожилого возраста.

Быстрый процесс экономического развития Дона в 80 – 90 гг. XIX в. сопровождался ростом численности неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости. Яркий красочный старинный женский костюм уходит из быта и преобладающим становится комплекс женской одежды с юбкой и кофтой.

В течение столетий одни женские уборы сменялись другими. И только платок во все времена оставался неизменной принадлежностью женского костюма. Платки в России появились только в XVI – XVII вв. Это большие шёлковые платки с разноцветными полосами. Их привозили с востока купцы. Наряду с парчёвыми повойниками, в описях имущества казаков встречаются и шёлковые платки – шали. Первоначально рисунок на платках был некрупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким. Но вначале XX в. цветение алых роз по чёрному, красному и белому полю становится всё более пышным.

С праздничными платьями носили покупную обувь – кожаные на пуговицах ботинки – гусарики, гетры на шнурках, полуботинки с узким носом – баретки. Рабочей обувью служили поршни – примитивные башмаки. Носили самодельные чирики – туфли на жёсткой подошве с широким каблуком и тупым носом.

Из тёплой одежды в ходу были традиционные донские шубы, покрытые чёрной блестящеё тканью (ластином) и отороченые мехом выдры, некоторые носили овчинные шубы, плюшевые пальто.

Читайте также: