Что это за обряд завивание бороды

Опубликовано: 17.09.2024

Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Успение Богородицы

Обжинки
Обжинки
Последний сноп. Фото начала ХХ в.
Тип народно-православный
иначе Дожинки, Спожинки, Досевки, Земля-именинница, Большая пречистая, Plon (польск.)
также Успение (христ.)
Значение Окончание жатвы хлебов
Отмечается восточными и западными славянами
Дата 15 (28) августа. В некоторых регионах России обряды Обжинок проводили 8 (21) сентября (Осенние спожинки) или 14 (27) сентября (Воздвижение). Мазуры отмечали дважды: по случаю уборки яровых и после сбора всех злаков.
Празднование завивают «бороду» из колосьев, чествуют последний сноп, мирская складчина [1] [2] , освящают убранное жито и собранные травы (зелье) [3]





Обжи́нки [4] (Дожи́нки, Успе́ние) [5] — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы, выпадающий во многих местах на 15 (28) августа. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Включает в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды» и праздничную трапезу.

Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна [4] .

Содержание

Другие названия

Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спажá» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Plon» (польск.), «Pepek» (польск.) — Пупок, «Święto Matki Boskiej Zielnej» (польск.), «Matka Boska Wniebowzięta» (польск.), Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), Успенщина, Успение (христ.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Икону Софии, Премудрости Божией (Новгородской); иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерской, Овиновской, Псково-Печерской, Семигородной, Пюхтицкой; иконы Божией Матери: Ацкурской, Цилканской, Владимирской-Ростовской, Моздокской, Гаенатской, Чухломской, Сурдегской, Тупичевской, Влахернской, Бахчисарайской.

Перед иконой «Прибавление ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении [6] .

Время проведения

Справлялись Обжинки в XIX веке в зависимости от климата и местности в разное время: У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению, в Сибири совпадали с праздником Воздвижения (Здвиженье). В польском Поморье — в день св. Лаврентия (10 августа), у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея (24 августа) [7] . Болгары и сербы, приурачивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября.

В ряде мест Обжинки устраивались дважды: праздник по случаю уборки ржи назывался в Польше (Вармия, Мазуры) plon (более старая форма), а после сбора с поля всех злаков — okrezyie и dozynki. В некоторых регионах Украины и Белоруссии Обжинки (Дожинки) справляли только в конце жатвы озимых, в других — только в конце жатвы яровых [4] . У западных славян-католиков день часто был связан или с праздником Вознесения Девы Марии (15 августа) или с осенним равноденствием (23 сентября).

Выжанка

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (то есть с добровольными помощниками).

Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По завершению работ жнеи катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду» — Волосу, велету, Николе, Илье-пророку, «Божью бороду», «козу», «деда», «перепёлку»:

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земле чернопахотной,
На землице на пахотной [8] .

В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль [9] . Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе [10] .

В некоторых местах последний сноп связывают специальным свиточком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

Последний сноп — «именинник», он пользуется особым почётом: его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками. После из колосьев сплетают венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».

Если по пути домой встречается мужчина или хлопец, девушка снимает венок и надевает ему. Остальные прыгают вокруг и поют, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевает венок хозяину на голову. Все входят в хату, где уже ждёт ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые. Выпив, девушки запевают:

Как на нашей нивке
Сегодня дожинки!
Диво, диво!

До краю дожнёмся —
Меду мы напьёмся!
Диво, диво!

Наш хозяин Савостень
Даст гарэлки берестень!
Диво, диво!

Хозяйка-тетеря
Поставит вечерю!
Диво, диво!

Наварила буряков,
Насыпала червяков!
Диво, диво!

Наварила каши,
Насыпала сажи!
Диво, диво!

Наиболее рельефно товарищеское начало проявляется в таких толаках или выжанках, во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение. Заранее оповещается, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывает настолько велик, что иные оставляют к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М. Истоминым в 1893-м году в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин,
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зелёнова, братцы, вина!
Нам не дóрого, хозяин,
Твоё пиво и вино!
Дорогá, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят… [1]

Иные обряды

В этот день святят жито и всё что растёт на поле, а также цветы.

Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14—15-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение — в молодёжных осенних посиделках.

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно» [11] . В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся — видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба [12] .

В Обжинки же, как в весенние вечера, собираются парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собираются пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходят украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе.

В некоторых местах в эти «осенины» отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу или иные поминальные дни.

Рябиновые ночи

С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах, приводит Ч. Петкевич. «Рябиновая ночь бывае меж Пречистыми (15.08—8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая» [13] .

Поговорки и приметы

«У по́ли дажы́ночкы, ў до́ми радзи́ночкы» (полес.). Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября) ) [1] . Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое. Молодое бабье лето начинается, солнце засыпается. С Успенья солнце засыпает. Успение провожай, осень встречай. От Троицы до Успения хороводов не водят. «Прийшла Перша Пречиста — стає дівка речиста» (укр.). Как после первой, так и после второй Пречистой принято засылать сватов: «Старости на Пречисту — в хаті речисто» (укр.). Пришла Пречистая — сватов несёт нечистая (укр.). До Успенья пахать — лишнюю копну нажать. На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить. В осень и у воробья пиво. «Спажá — хлеба дзяжа» (белорус.). «Пéрша жито засіває, а Друга тому помагає» (укр.). «Пéрша Пречиста жито засіває, Друга — дощем поливáє, Третя — снíгом укриває» (укр.). В Успеньев день, в тёплую погоду, считается большим грехом ходить босиком (север.). Озимь сей за три дня до успения и три дня после успения (южн.).

Фестивали «Дожинки»

В России праздник проводится в Вологодской области [источник не указан 84 дня] .

В Польше фестиваль «Дожинки президентские в Спале» проходил ежегодно с 1927 по 1938 годы в Спале. В послевоенный период в Польше проводились «Центральне Дожинки» (1946, 1949, 1968, 1971 годы; в 1973—1980 годах проводились ежегодно в разных городах). В 2000 году были возрождены «Дожинки президентские».

В Беларуси ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дожинки“» (белор. Рэспубліканскі фестываль-кірмаш працаўнікоў вёскі Дажынкі [14] ). В республиканском масштабе в Беларуси его начали отмечать с 1996 года. В средневековье в западной Беларуси по традиции в деревнях в последний день жатвы самая уважаемая женщина отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Далее к ней подтягивались и остальные женщины деревни. Когда был собран последний сноп, каждая из участниц жатвы откладывала по одному колоску для общего дожиночного снопа. После этого происходило торжественное шествие всех участников дожинок с дожиночным снопом к дому хозяина, где начинался праздник.

Места проведения республиканского праздника [значимость не указана 84 дня]

  • Столин 1996
  • Мосты 1997
  • Несвиж 1998
  • Шклов 2000
  • Мозырь 2001
  • Полоцк 2002
  • Пружаны 2003 [15]
  • Волковыск 2004
  • Слуцк 2005
  • Бобруйск 2006
  • Речица 2007
  • Орша 2008 [16]
  • Кобрин 2009 [17][18]
  • Лида 2010 [19]
  • Молодечно 2011
  • Горки 2012

Обжинки — дожинки

Народный славянский праздник Обжинки отмечается 28 августа, он характерен для западных и восточных славянских народов и традиций. Праздник включают в себя ритуалы связанные с последним «дожиночным» снопом, народными гуляньями, масштабной праздничной трапезой. По другому называется праздник: Дожинки, Спожинки, Засидки, Овсяница, Складчины. Во времена двоеверия, становления христианства, торжество стали именовать Успение или Большая Пречистая как поминание смерти Пресвятой Богородицы, который тоже приходится на этот день.

К концу августа заканчивалась жатва хлебов, отсюда и название праздника. В 19 — начале 20 веков Обжинки справлялись в разное время в зависимости от климата и местности. У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению, в Сибири совпадали с праздником Воздвижения. В польском Поморье — в день св. Лаврентия, у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея. Болгары и сербы, приурочивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября. У западных славян-католиков день часто был связан с праздником Вознесения Девы Марии.

День завершения большой жатвы был значим и важен для земледельцев. Сегодня нужно было поблагодарить Всевышнего за урожай, собранный за прошедший год. Самые последний сноп пожинали с особым уважением и почтением, стараясь не произнести ни слова. В отдельных регионах считалось, что в него вселился дух полей и урожая, потому сноп наряжали в вышитую рубаху, повязывали платок. Затем его ставили рядом со столом и благодарили за дары природы. На самом поле нетронутыми оставляли несколько колосков, каждый из которых повязывали яркой лентой, а затем заплетали по принципу косы. Процесс называли «завиванием Велесовой бороды». Рядом с «бородой» ставили соль и хлеб, даруя их языческим Богам.

К вечеру на Обжинки устраивали застолье. Хозяева полей готовили густые масляные каши, блины с салом, ставили на стол свежесобранный мед, свойские наливные яблоки. Под запретом была говядина, поскольку самого быка считали одним из образов бога Велеса. Угощали снедью всех, кто принимал участие в работе. От гостеприимства и щедрости хозяина зависела урожайность следующего года, поэтому выкладываться старались максимально. Молодежь в это время развлекалась возле двора — устраивали пляски, песнопения, игры.

С дожиночным пучков колосьев связана еще один интересный ритуал. Из колосков сплетали небольшой венок и одевали самой красивой девушке из добровольной толоки. Затем гурьбой шли по улице, запевая частушки, песни. Если по дороге юной красавице встречался пригожий мужчина, она снимала венок и отдавала избраннику. После этого все шли в хату, где ждал сытный традиционный обед.

С этого момента начинаются рябиновые (изначально рябинные, то есть пестрые) ночи — пик разгула бесов и нечистой силы. Их отличительная черта — зарницы и сильные раскаты грома в темное время суток. На протяжении ночи проливной дождь неустанно льет с небес, дует вихреобразный ветер, блестят молнии. Каждого покалеченного или убитого автоматически считали ведьмаком и черным колдуном, которого покарал Всевышний.

Примечательно, что на Украине Спожинки связаны не только с процессом большой жатвы. Этот день все незамужние девушки ждали с особым трепетом, так как после его кануна посылали в дома сватов. К тому же на Успение можно было попросить у Богородицы долгожданной беременности или просто женского здоровья. Для этого дева отправлялась на сжатое поле, каталась по земле, читая определенный заговор.

Традиции и обряды на Обжинки

Главные традиции на этот праздник — завершение жатвы, чествование последнего снопа, обряд завивания «бороды», засолка огурцов.

— В этот день по сжатому полю катались жнецы, прося землю вернуть им силу, потраченную на сбор урожая.

— Традиционным обрядом являлось завивание «бороды» («козы»). На поле оставляли немного колосьев и связывали их лентой. Считалось, что это поможет земле восстановиться.

— Последний сноп наряжали и несли в деревню, где начинались гуляния с ломившимися от еды столами, плясками, песнями.

— 28 августа солили огурцы.

Приметы и поговорки на Обжинки

Утром нет заморозков — не будет еще две недели.
Радуга в эти дни означает долгую теплую осень.
Много паутины, значит, зима будет холодная.
Успение провожай, осень встречай.
На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
Погода хорошая — вторая половина сентября будет ненастной.
Много паутины, значит, зима будет холодная.
Начало Молодого бабьего лета или лета молодух.
Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое.
На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
Спажа — хлеба дежа.
Первая пречистая жито засевает, а Вторая помогает.

Именины 28 августа:

Василий, Александр, Федор, Максим, Мария, Макар, Марк, Сусанна, Неофит, Гай, Донат и Евпл.

Сакральная тайна бороды для славян

Предыдущая: «7 известных борцов с бородой» http://www.proza.ru/2014/10/01/453

и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:

— ;. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

— В. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.

— Г. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело).Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосы на бороде получает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями. «О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды»Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.

— Д. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

— Е. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки — каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.

— Ж. Борода есть духовная связь с предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно.

— З. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.
В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона — она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» — воспроизводительницей благ.

— И. Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял.И дед Мороз без бороды не он.

В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Людей можно обрезать по разному, у некоторых народов обрезание делают между ног, зато оставляют бороду, а некоторым наоборот обрезают бороду, зато между ног оставляют. То есть на разные нации действуют по разному, кому нижнюю чакру обрежут, а кому и повыше. Теперь у нас весь мир обрезанный ходит, только на разных уровнях

Это точно — люди выбрали обрезание и облысение — в некотором роде это самокострация и самоуничтожение одновременно.

Благодарю за отзыв вас.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Странные обычаи: завивание «бороды»


Только в Беларуси вы узнаете, что завивать бороду можно не только из соображений мужской моды. Сегодня этот обычай можно увидеть даже на вполне официальном праздники «Дожынок», то есть, празднике сбора урожая.

Последний сноп

Хлеб в старину ассоциировался с возможностью выживания. От урожая злаков напрямую зависело не просто благополучие, но и жизнь или смерть целых родов. Поэтому ничего удивительного, что языческие верования подчёркивали необходимость особо уважительного отношения к полю и невидимым силам, от которых зависит урожай.

Праздник последнего снопа встречался по всей Европе, но лишь в Беларуси, где элементы языческой обрядовости особенно сильны в быту, мы можем встретить обряд завивания «бороды».

Что за «борода»?

А это тот самый последний сноп. Только срезают его не обычным путём, а – предварительно завязав в некую косичку. Для завивания «бороды» использовались разнообразные ленточки, да и не только. Предполагалось, что после созревания урожая дух поля ходит по наделу, прячась от жней и жнецов. И когда остаётся лишь один несжатый сноп, дух поля прячется именно там. Для язычников было важно украсить этот последний сноп, тем самым выказывая свою благодарность за урожай и внося «аванс» на урожай будущего года.

Главное – вовремя

Что интересно, если на поле появлялись «завитые бороды» раньше жнива, это расценивалось как происки ведьм. И в самом деле – если «бороду» уже завили, дух спрячется в украшенной «бороде», и зерно на всём остальном поле на дозреет. В перспективе это означало настоящую катастрофу – ведь недозревшее зерно не взойдёт в будущем году, и род ожидает голод. Поэтому приверженцы языческих верований и в давние времена, и сегодня тщательно проверяют поле до жнива и во время уборки урожая.

Христианство воздействовало на этот обычай не слишком сильно. Так, последний сноп точно так же, как и прежде, украшался лентами и сухоцветами, и торжественно вносился в дом. Только хранился уже не в сенях, над дверью, а в «красном углу», за иконами.

Что это за обряд завивание бороды

Обжинки

Народный праздник Обжинки отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) каждого года. По церковному календарю в этот день справляют Успение Пресвятой Богородицы.

Другие названия праздника: Дожинки, Спожинки, Засидки, Овсяница, Складчины, Осенины, Успение, Земля-именинница, Большая Пречистая.

К середине августа заканчивалась жатва хлебов, отсюда и название праздника. В 19 — начале 20 веков Обжинки справлялись в разное время в зависимости от климата и местности. У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению, в Сибири совпадали с праздником Воздвижения (Здвиженья). В польском Поморье — в день св. Лаврентия (10 августа), у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея (24 августа). Болгары и сербы, приурочивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября. У западных славян-католиков день часто был связан с праздником Вознесения Девы Марии.

После вознесения Иисуса возле его матери, Девы Марии, остался один апостол Иоанн. Он забрал ее в свой дом на Сионе. Богородица все время проводила в молитвах, прося поскорее соединить ее с сыном. Бог услышал мольбу и отправил к ней Архангела Гавриила с посланием, что через три дня исполнится ее мечта.

Перед концом земного пути Мария изъявила лишь одно желание – проститься с учениками Иисуса. Святой Дух помог перенестись им из разных мест и предстать у ложа пречистой девы.

Спустя три дня после похорон Марии прибыл апостол Фома, которого в пути удержало особое устроение Божие. Он так сильно горевал, что остальные братья решили открыть вход в пещеру, где была могила, и дать ему проститься. Вскрыв гроб, они не нашли в нем тела. Там были лишь погребальные одежды, источавшие благоухание. Апостолы возрадовались данному явлению. Не смертью, а успением называется произошедшее именно потому, что тело Богородицы стало нетленным и вместе с духом ее перенеслось на небеса.


Традиции и обряды на Обжинки

Главные традиции на этот праздник — завершение жатвы, чествование последнего снопа, обряд завивания «бороды», засолка огурцов.

— В этот день по сжатому полю катались жнецы, прося землю вернуть им силу, потраченную на сбор урожая.

— Традиционным обрядом являлось завивание «бороды» («козы»). На поле оставляли немного колосьев и связывали их лентой. Считалось, что это поможет земле восстановиться.

— Последний сноп наряжали и несли в деревню, где начинались гуляния с ломившимися от еды столами, плясками, песнями.

Обжинки — дожинки

Народный славянский праздник Обжинки отмечается 28 августа, он характерен для западных и восточных славянских народов и традиций. Праздник включают в себя ритуалы связанные с последним «дожиночным» снопом, народными гуляньями, масштабной праздничной трапезой. По другому называется праздник: Дожинки, Спожинки, Засидки, Овсяница, Складчины. Во времена двоеверия, становления христианства, торжество стали именовать Успение или Большая Пречистая как поминание смерти Пресвятой Богородицы, который тоже приходится на этот день.

К концу августа заканчивалась жатва хлебов, отсюда и название праздника. В 19 — начале 20 веков Обжинки справлялись в разное время в зависимости от климата и местности. У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению, в Сибири совпадали с праздником Воздвижения. В польском Поморье — в день св. Лаврентия, у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея. Болгары и сербы, приурочивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября. У западных славян-католиков день часто был связан с праздником Вознесения Девы Марии.

День завершения большой жатвы был значим и важен для земледельцев. Сегодня нужно было поблагодарить Всевышнего за урожай, собранный за прошедший год. Самые последний сноп пожинали с особым уважением и почтением, стараясь не произнести ни слова. В отдельных регионах считалось, что в него вселился дух полей и урожая, потому сноп наряжали в вышитую рубаху, повязывали платок. Затем его ставили рядом со столом и благодарили за дары природы. На самом поле нетронутыми оставляли несколько колосков, каждый из которых повязывали яркой лентой, а затем заплетали по принципу косы. Процесс называли «завиванием Велесовой бороды». Рядом с «бородой» ставили соль и хлеб, даруя их языческим Богам.

К вечеру на Обжинки устраивали застолье. Хозяева полей готовили густые масляные каши, блины с салом, ставили на стол свежесобранный мед, свойские наливные яблоки. Под запретом была говядина, поскольку самого быка считали одним из образов бога Велеса. Угощали снедью всех, кто принимал участие в работе. От гостеприимства и щедрости хозяина зависела урожайность следующего года, поэтому выкладываться старались максимально. Молодежь в это время развлекалась возле двора — устраивали пляски, песнопения, игры.

С дожиночным пучков колосьев связана еще один интересный ритуал. Из колосков сплетали небольшой венок и одевали самой красивой девушке из добровольной толоки. Затем гурьбой шли по улице, запевая частушки, песни. Если по дороге юной красавице встречался пригожий мужчина, она снимала венок и отдавала избраннику. После этого все шли в хату, где ждал сытный традиционный обед.

С этого момента начинаются рябиновые (изначально рябинные, то есть пестрые) ночи — пик разгула бесов и нечистой силы. Их отличительная черта — зарницы и сильные раскаты грома в темное время суток. На протяжении ночи проливной дождь неустанно льет с небес, дует вихреобразный ветер, блестят молнии. Каждого покалеченного или убитого автоматически считали ведьмаком и черным колдуном, которого покарал Всевышний.

Примечательно, что на Украине Спожинки связаны не только с процессом большой жатвы. Этот день все незамужние девушки ждали с особым трепетом, так как после его кануна посылали в дома сватов. К тому же на Успение можно было попросить у Богородицы долгожданной беременности или просто женского здоровья. Для этого дева отправлялась на сжатое поле, каталась по земле, читая определенный заговор.

Традиции и обряды на Обжинки

Главные традиции на этот праздник — завершение жатвы, чествование последнего снопа, обряд завивания «бороды», засолка огурцов.

— В этот день по сжатому полю катались жнецы, прося землю вернуть им силу, потраченную на сбор урожая.

— Традиционным обрядом являлось завивание «бороды» («козы»). На поле оставляли немного колосьев и связывали их лентой. Считалось, что это поможет земле восстановиться.

— Последний сноп наряжали и несли в деревню, где начинались гуляния с ломившимися от еды столами, плясками, песнями.

— 28 августа солили огурцы.

Приметы и поговорки на Обжинки

Утром нет заморозков — не будет еще две недели.
Радуга в эти дни означает долгую теплую осень.
Много паутины, значит, зима будет холодная.
Успение провожай, осень встречай.
На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
Погода хорошая — вторая половина сентября будет ненастной.
Много паутины, значит, зима будет холодная.
Начало Молодого бабьего лета или лета молодух.
Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое.
На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
Спажа — хлеба дежа.
Первая пречистая жито засевает, а Вторая помогает.

Именины 28 августа:

Василий, Александр, Федор, Максим, Мария, Макар, Марк, Сусанна, Неофит, Гай, Донат и Евпл.

Обжинки

Обжинки
Обжинки

✍ Обжинки (Дожинки, Успение) — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы хлебов, который отмечается как правило: восточными славянами — 15 (28) августа, славянами-католиками — 15 августа, болгарами и сербами — в конце сентября. Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна.
Праздник включал в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды», обливания жниц и праздничную трапезу.

§ Другие названия

рус. Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Спасов день, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, Осенины, Земля-именинница, Большая пречистая, Успенщина, Успение, Успенькин день; белор. Талака, Спажá, Сплине, Вспленье; укр. Перша Пречиста; болг. Голяма Бугройца; польск. Plon, Pepek (Пупок), Święto Matki Boskiej Zielnej, Matka Boża Owocowa, Matka Boska Wniebowzięta; чеш. Maria Kořenná na nebe vzetiж чеш. и словацк. Dožinky, Obžinky, Dožata, Homola.

§ Время проведения

В XIX — начале XX веков Обжинки справлялись в разное время в зависимости от климата и местности. У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению, в Сибири совпадали с праздником Воздвижения (Здвиженья). В польском Поморье — в день св. Лаврентия (10 августа), у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея (24 августа). Болгары и сербы, приурочивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября. У западных славян-католиков день часто был связан с праздником Вознесения Девы Марии (польск. Święto Matki Boskiej Zielnej, 15 августа).

У поляков Обжинки отмечали после завершения уборки каждой из зерновых культур и в конце всей жатвы; последние нередко назывались «окренжна» — (польск. okrężna). В ряде мест Обжинки устраивались дважды: праздник по случаю уборки ржи в Вармии и Мазурии назывался plon (более старая форма), а после сбора с поля всех злаков — okrężyie и dożynki. В некоторых регионах Украины и Белоруссии Обжинки (Дожинки) справляли только в конце жатвы озимых, в других — только в конце жатвы яровых.

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь отмечала завершения жатвы 8 (21) сентября, выезжая на острова для проведения праздника.

§ Выжанка

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (то есть с добровольными помощниками).

Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить «дух поля», который переселяется в него. По завершению работ жнеи катались по ниве со словами

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду» — волотам, Волосу, Николе, Илье-пророку, «Божью бороду», «козу», «деда», «перепёлку»:

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земле чернопахотной,
На землице на пахотной.

В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль. Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе

В некоторых местах последний сноп связывали специальным небольшим свитком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

Последний сноп — «именинник», он пользовался особым почётом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками. После из колосьев сплетали венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».

Если по пути домой встречался мужчина или хлопец, девушка снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевала венок хозяину на голову. Все входили в хату, где уже ждал ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые. Выпив, девушки запевали.

Как на нашей нивке
Сегодня дожинки.
Диво-диво!

Наш хозяин тетерев
За горилкой полетел,
Диво-диво!

Наиболее рельефно товарищеское начало проявлялось в таких «толоках» или «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служило угощение. Заранее оповещалось, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно шли на «выжанку», имея в виду возможность несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работали с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывал настолько велик, что иные оставляли к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М. Истоминым в 1893-м году в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин,
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зелёнова, братцы, вина!
Нам не дóрого, хозяин,
Твоё пиво и вино!
Дорогá, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят.

В Ярославской губернии последний сноп «дожина» являлся всегда снопом ярового хлеба. Жницы с поля несли его в свой дом и клали в передний угол или на передний «попавошник», или на лавку. Часто это сноп стоял в переднем углу под «божницей». В иных местах последним выступал овсяный сноп. Снопом этим на Покров день, хозяин дома «закармливал скот». Для этого он утром в Покров день шёл во двор и прежде всякого другого корма раздавал каждой скотине часть последнего снопа. Сноп этот раздавал в рукавицах — «чтобы скот зимою не зазяб».

В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней дня после этого дня. Сроки обычно корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда успевали отсеяться к Яблочному Спасу.

Утром, пред выходом на посев озимых, вся семья усердно молилась, хозяйка давручала мужу хлеб с солью. Сеяльщик клал на телегу три снопа ржи с прошлого урожая, а на них в мешках укладывал семена ржи. На поле засевальщика встречали дети с пирогом и грешневой кашей. После засева пирог и каша съедались там же всей семьёй.

§ Иные обряды

Перед иконой «Прибавление ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении.

В этот день святили жито и всё что растёт на поле, а также цветы. Поляки в этот день святили в костёлах зерновые культуры, горох, лён, овощи, фрукты, а также лекарственные растения, или травы, которые могли защитить от чародейства.

Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14—16-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение — в молодёжных осенних посиделках.

На Украине с этого дня и до Покрова начинали засылать сватов: «Пришла Пречистая — принесла сватов нечистая» (укр. Прийшла Пречиста — принесла старостів нечиста).

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно». В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся — видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба.

В Обжинки же, как в весенние вечера, собирались парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собирались пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходили украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе.

В Словении считается последним днём лета или первым днём осени, с которого охлаждается вода и уже не купаются.

У болгар это был один из праздников урожая. В некоторых районах устраивались общесельские трапезы с поеданием жертвенных животных. Во время празднования танцевали общесельский хоровод (болг. хора), на который полагалось выйти в новой одежде. В хороводе участвовали не зависимо от возраста, начинал его наиболее удачливый в прошедшем сезоне хозяин.

§ Рябиновые ночи

С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах, приводит Чеслав Петкевич. «Рябиновая ночь бывает меж Пречистыми (15.08—8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая».

§ Фестивали «Дожинки»

В Польше фестиваль «Дожинки президентские в Спале»[pl] проходил ежегодно с 1927 по 1938 годы в Спале, проводившиеся в том числе и на территории Западной Белоруссии. В 2000 году были возрождены как «Дожинки президентские».

В Белоруссии с 1996 года ежегодно проводится Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дожинки» (белор. Рэспубліканскі фестываль-кірмаш працаўнікоў вёскі «Дажынкі»).

Народные праздники. Сентябрь

ЗАМЫКАНИЕ ЗЕМЛИ и ПРАЗДНИК УРОЖАЯ - вторая суббота сентября.

( По материалам книги: © Крескин В.Н.: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции" – https://tinyurl.com/YaziciKalendarj )

В 2020 году - 12 сентября 2020
Часть 1

Для кого аграрии оставляют бороду, косичку и полоску ржи?

Дожинки, Спожинки

Дожиночные ритуалы (Бородка, Косичка, угощение Земли и т.д.) проводятся на каждом поле — ржаном, овсяном, ячменном и т. д. Однако окончательный обряд Дожинок проводится после полной уборки злаков. В разных регионах он имел свое название – Дожинки, Отжинаха, Оспожинки, Спожинки, Обжинки, Пожинки и т.д. Их предназначение - Замыкание Земли. С ритуалов дожинок начинается Праздник Урожая – День чествования Матери-Земли и всех Богов - покровителей. "Распространение текстов с упоминанием послежатвенных работ, очевидно, связано с обыкновением исполнять дожинальный обряд (или часть его) при окончании уборки овса, точнее — яровой жатвы вообще" (Терновская О. А.: "К статье Д.К.Зеленина…", 1).

Последние Дожинки при завершения родильной функции Матери-Земли, таким образом, являются итоговым обрядом благодарения за полностью собранный урожай, восстановления её сил и возвращения в девственное состояние.

Дата — вторая суббота сентября — приведена как средняя для восточнославянского мира. Так, в редких случаях, по причинам сухой погоды, отсутствии влаги, сев озимых откладывался на середину сентября — начало октября (в современном стиле). "До Успенья полагается, по установившемуся въ незапамятные годы обычаю, успѣть дожать послѣдній снопъ въ озимомъ полѣ" (2).

Символ плодородия - Козел

1. От Козла до Велеса

Главными знаками, символами Дожинок являются последний сноп, "косичка", "бородка" и недожатая полоска Хлеба. Последние ритуалы на поле в древности имели двойную направленность — благодарение Земли-Матери (женское начало, древнейшие обряды) и хранителю поля — Велесу (мужское начало, — более поздние). Ближайшие к нам по времени ритуалы в большинстве случаев обращены к мужскому Божеству, полевому духу-хранителю. Собранный в пучок, завязанный в узел последний недожатый клочок хлеба, оставляли ему "на бороду". Как бы он ни назывался в разных местностях, в древности он имел козлоподобный вид, с бородой и рогами. "В образе козла представлялся и дух урожая: при срезании последних колосьев ржи ему "завивают бороду", и ставят коровай с пением: "сидит козел на меже, дивуется бороде" (3).

Этого козла водили по засеянным полям весной, после чего приносили в жертву, отправляли в иномирье для охраны злаков и обеспечения плодовитости Земли. Как отметил Д.К.Зеленин, "У русских очень распространено другое, хотя и не характерное, название для бороды — коза́" (4). Не случайно в святочный период, с ряжеными, этот Козел возвращается в мир людей с пожеланиями наступающего плодородного года, также как и у соседей — финнов в это время по домам ходит "Йольский Козёл" — Йоулупукки. Рассмотрев вопрос изображения мужских лиц на "Збручском истукане", автор отметил их безбородость; в крайнем случае бородка была коротко острижена (5).

Козел - символ плодородия на Новогоднем столе

Богу, дающему достаток и богатство, обеспечивающему плодородие и в аграрном и в животноводческом комплексах, — Велесу и отправленному к нему Козлу оставляется недожатая полоска ржи. В описании обряда "завивания бороды", записанном в Новгородской губернии в 1870-е годы, хтонический Бог указан прямо: "Когда выжнутся, оставляют на поле небольшой кустик колосьев и говорят одной жнее: "Ты верти бороду Волосу, или Велесу, другояко скажут" (6). В период созревания урожая Велес являлся людям в виде Полевика – духа-хранителя поля. "К разряду таких же материальных существ относится полевик, козлообразное существо, живущее в высокой траве или в высоких колосьях" (3)

Окончание - в Части 2

©В.К. (В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников): © Виктор Крескин: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм

Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Успение Богородицы
Обжинки
Обжинки
Последний сноп. Фото начала ХХ в.
Тип народно-православный
иначе Дожинки, Спожинки, Досевки, Земля-именинница, Большая пречистая, Plon (польск.)
также Успение (христ.)
Значение Окончание жатвы хлебов
Отмечается восточными и западными славянами
Дата 15 (28) августа. В некоторых регионах России обряды Обжинок проводили 8 (21) сентября (Осенние спожинки) или 14 (27) сентября (Воздвижение). Мазуры отмечали дважды: по случаю уборки яровых и после сбора всех злаков.
Празднование завивают «бороду» из колосьев, чествуют последний сноп, мирская складчина [1] [2] , освящают убранное жито и собранные травы (зелье) [3]





Обжи́нки [4] (Дожи́нки, Успе́ние) [5] — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы, выпадающий во многих местах на 15 (28) августа. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Включает в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды» и праздничную трапезу.

Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна [4] .

Содержание

Другие названия

Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спажá» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Plon» (польск.), «Pepek» (польск.) — Пупок, «Święto Matki Boskiej Zielnej» (польск.), «Matka Boska Wniebowzięta» (польск.), Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), Успенщина, Успение (христ.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Икону Софии, Премудрости Божией (Новгородской); иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерской, Овиновской, Псково-Печерской, Семигородной, Пюхтицкой; иконы Божией Матери: Ацкурской, Цилканской, Владимирской-Ростовской, Моздокской, Гаенатской, Чухломской, Сурдегской, Тупичевской, Влахернской, Бахчисарайской.

Перед иконой «Прибавление ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении [6] .

Время проведения

Справлялись Обжинки в XIX веке в зависимости от климата и местности в разное время: У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению, в Сибири совпадали с праздником Воздвижения (Здвиженье). В польском Поморье — в день св. Лаврентия (10 августа), у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея (24 августа) [7] . Болгары и сербы, приурачивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября.

В ряде мест Обжинки устраивались дважды: праздник по случаю уборки ржи назывался в Польше (Вармия, Мазуры) plon (более старая форма), а после сбора с поля всех злаков — okrezyie и dozynki. В некоторых регионах Украины и Белоруссии Обжинки (Дожинки) справляли только в конце жатвы озимых, в других — только в конце жатвы яровых [4] . У западных славян-католиков день часто был связан или с праздником Вознесения Девы Марии (15 августа) или с осенним равноденствием (23 сентября).

Выжанка

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (то есть с добровольными помощниками).

Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По завершению работ жнеи катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду» — Волосу, велету, Николе, Илье-пророку, «Божью бороду», «козу», «деда», «перепёлку»:

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земле чернопахотной,
На землице на пахотной [8] .

В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль [9] . Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе [10] .

В некоторых местах последний сноп связывают специальным свиточком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

Последний сноп — «именинник», он пользуется особым почётом: его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками. После из колосьев сплетают венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».

Если по пути домой встречается мужчина или хлопец, девушка снимает венок и надевает ему. Остальные прыгают вокруг и поют, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевает венок хозяину на голову. Все входят в хату, где уже ждёт ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые. Выпив, девушки запевают:

Как на нашей нивке
Сегодня дожинки!
Диво, диво!

До краю дожнёмся —
Меду мы напьёмся!
Диво, диво!

Наш хозяин Савостень
Даст гарэлки берестень!
Диво, диво!

Хозяйка-тетеря
Поставит вечерю!
Диво, диво!

Наварила буряков,
Насыпала червяков!
Диво, диво!

Наварила каши,
Насыпала сажи!
Диво, диво!

Наиболее рельефно товарищеское начало проявляется в таких толаках или выжанках, во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение. Заранее оповещается, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывает настолько велик, что иные оставляют к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М. Истоминым в 1893-м году в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин,
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зелёнова, братцы, вина!
Нам не дóрого, хозяин,
Твоё пиво и вино!
Дорогá, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят… [1]

Иные обряды

В этот день святят жито и всё что растёт на поле, а также цветы.

Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14—15-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение — в молодёжных осенних посиделках.

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно» [11] . В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся — видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба [12] .

В Обжинки же, как в весенние вечера, собираются парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собираются пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходят украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе.

В некоторых местах в эти «осенины» отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу или иные поминальные дни.

Рябиновые ночи

С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах, приводит Ч. Петкевич. «Рябиновая ночь бывае меж Пречистыми (15.08—8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая» [13] .

Поговорки и приметы

«У по́ли дажы́ночкы, ў до́ми радзи́ночкы» (полес.). Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября) ) [1] . Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое. Молодое бабье лето начинается, солнце засыпается. С Успенья солнце засыпает. Успение провожай, осень встречай. От Троицы до Успения хороводов не водят. «Прийшла Перша Пречиста — стає дівка речиста» (укр.). Как после первой, так и после второй Пречистой принято засылать сватов: «Старости на Пречисту — в хаті речисто» (укр.). Пришла Пречистая — сватов несёт нечистая (укр.). До Успенья пахать — лишнюю копну нажать. На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить. В осень и у воробья пиво. «Спажá — хлеба дзяжа» (белорус.). «Пéрша жито засіває, а Друга тому помагає» (укр.). «Пéрша Пречиста жито засіває, Друга — дощем поливáє, Третя — снíгом укриває» (укр.). В Успеньев день, в тёплую погоду, считается большим грехом ходить босиком (север.). Озимь сей за три дня до успения и три дня после успения (южн.).

Фестивали «Дожинки»

В России праздник проводится в Вологодской области [источник не указан 84 дня] .

В Польше фестиваль «Дожинки президентские в Спале» проходил ежегодно с 1927 по 1938 годы в Спале. В послевоенный период в Польше проводились «Центральне Дожинки» (1946, 1949, 1968, 1971 годы; в 1973—1980 годах проводились ежегодно в разных городах). В 2000 году были возрождены «Дожинки президентские».

В Беларуси ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дожинки“» (белор. Рэспубліканскі фестываль-кірмаш працаўнікоў вёскі Дажынкі [14] ). В республиканском масштабе в Беларуси его начали отмечать с 1996 года. В средневековье в западной Беларуси по традиции в деревнях в последний день жатвы самая уважаемая женщина отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Далее к ней подтягивались и остальные женщины деревни. Когда был собран последний сноп, каждая из участниц жатвы откладывала по одному колоску для общего дожиночного снопа. После этого происходило торжественное шествие всех участников дожинок с дожиночным снопом к дому хозяина, где начинался праздник.

Места проведения республиканского праздника [значимость не указана 84 дня]

  • Столин 1996
  • Мосты 1997
  • Несвиж 1998
  • Шклов 2000
  • Мозырь 2001
  • Полоцк 2002
  • Пружаны 2003 [15]
  • Волковыск 2004
  • Слуцк 2005
  • Бобруйск 2006
  • Речица 2007
  • Орша 2008 [16]
  • Кобрин 2009 [17][18]
  • Лида 2010 [19]
  • Молодечно 2011
  • Горки 2012

Читайте также: