Что делают из конского волоса

Опубликовано: 17.09.2024


Конский это длинный, грубый волос растет на гривами и хвостами от лошадей . Он используется для различных целей, включая обивку , щетки , дужки музыкальных инструментов, износостойкую ткань, называемую салфеткой для волос , и для штукатурки из конского волоса , материала для покрытия стен, который раньше использовался в строительной индустрии, а теперь встречается только в старых зданиях.

Конский волос может быть очень жестким или очень тонким и гибким; волосы гривы обычно мягче и короче, чем волосы на хвосте. Текстура конского волоса может зависеть от породы и содержания лошади, включая природные условия, такие как диета или климат. Обработка также может повлиять на качество и ощущение.

Конский волос - это белковое волокно, которое медленно впитывает воду, но его можно эффективно окрасить или окрасить с помощью традиционных красителей, подходящих для белковых волокон. Его можно сварить , но непросто.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Использование
  • 2 Поставка
  • 3 История
  • 4 Другие приложения
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Использует


Horsehair ткань соткана с утками хвостом волос от живых лошадей и хлопка или шелков перекосов . Ткани из конского волоса ценятся из-за их блеска, долговечности и ухаживающих свойств и в основном используются для обивки и интерьеров.

Конский волос используется для изготовления конского волоса, плетения из конского волоса, изготовления гончарных изделий, а также для изготовления ювелирных изделий, таких как браслеты, ожерелья, серьги и заколки. Из него делают настенные и художественные кисти . Живопись - одна из областей, где конский волос широко используется и сегодня. Конский волос обрабатывается, режется по размеру и подгоняется к кистям, которые используются для чего угодно, от окраски стен до росписи картин для развешивания в галереях. Конский волос желателен для малярных кистей из-за его гладкости и способности удерживать большое количество краски, действуя как резервуар и позволяя художнику меньше останавливаться.

Конский волос используется для изготовления смычков для скрипок и других струнных инструментов . Еще одно применение в художественном сообществе - гончарные изделия и плетение корзин, где волосы используются для создания четких акцентов и укладки.

Использование конского волоса для рыбной ловли имеет широкий спектр применения. Чаще всего конский волос используется для изготовления лески. Волосы скручиваются в очень длинные пряди.

Одно из исторических применений было для перчаток, которые обычно использовались для рыбалки в средневековье, вплоть до 17-го века в холодном климате.

В начале 1900-х годов хирурги использовали конский волос и серебряную проволоку, чтобы зашивать разрезы, необходимые для подтяжки лица .

Поставлять

Большинство конского волоса получают от забитых лошадей. Волосы для луков поступают из хвостов лошадей в холодном климате и сортируются по размеру. Он поступает в основном от жеребцов и стоит 150–400 долларов за фунт из-за сортировки, необходимой для извлечения длинных волосков. Монголия производит 900 тонн конского волоса в год.

История


Были некоторые предположения относительно первого использования конского волоса. Многие источники указывают на то, что испанцы в 8 веке первыми использовали конский волос в качестве ткани. Тем не менее, первое задокументированное использование относится к IX веку в Швейцарии, где швейцарцы использовали его для строительства аббатства Святого Галла . Чертежи, проект монастырского комплекса в средневековье, являются национальным достоянием швейцарцев, которые, как говорят, были сотканы из конского волоса.

Он широко использовался в 19 веке в качестве набивки обивки (например, для тканевых диванов) и в качестве обивочной ткани для мебели. Почти всегда это волокно использовалось для изготовления щеток для бритья . Это было также распространено в головных уборах и женском нижнем белье. Его использовали в волосах, чтобы создать образ « девушки Гибсона », а в 18 веке его использовали в париках. До 20 века из него обычно делали кисти для изобразительного искусства, а также шерсть соболя, лисицы, волка, козла и ягненка. Кисти для каллиграфии изготавливаются, в частности, из кроличьего, лисьего или конского волоса. Тысячи лет лески изготавливались из плетеного конского волоса.

Другие приложения

В наше время образцы конского волоса с гривы и хвоста с прикрепленной тканью корня обычно используются для анализа ДНК образцов лошадей. Частные компании по генетическому тестированию регулярно используют ДНК, извлеченную из корневого фолликула конского волоса, для тестирования родства, анализа генетических заболеваний и определения генетики цвета шерсти .

Конский волос — новая возможность для творчества | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Культ лошади, следы которого сохранились в их мнениях, религиозных обрядах и в поверьях, также указывает на громадную роль, какую сыграла лошадь в прошлом якутов. Якут, сколько бы ни держал рогатого скота, все жаловался, все считал себя бедным; только когда завел один-другой табун коней, начинал говорить: «Ну теперь и у меня есть добро!»; «Кобылы и лошади были когда-то божеством у якутов. Вы видели кобылью голову, что во время свадьбы лежала в переднем углу? Ну, так вот этой самой голове, а не образам святых должны были в старину троекратно кланяться молодые, входя в дом. Они почитали их, потому что ими жили». Жертвы духам самым опасным и могущественным состояли из коней. Эти духи так и называются — «небесный род духов с конным скотом», и в отличие от «подземного — с рогатым скотом». Только второстепенным духам приносят в жертву рогатый скот, веревки и пучки волос, употребляемые в жертву и для колдовства, всегда должны быть конские. Вы видели чтобы чтобы огню в жертву бросали коровью шерсть — всегда конский волос и преимущественно с гривы.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 1

Сравнение девушки с кобылой, а парня с жеребцом считается дозволительным, даже красивым, между тем как сравнение ее с коровой считается оскорбительным. «Конь — животное чистое: куда чище человека! Русские не едят лошадиного мяса, а едят свинину. Конское мясо, жир, потроха считаются у якутов самым лакомым блюдом, а кобылий кумыс самым отменным напитком, вроде меда древних славян.»

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 2

Конский волос для народа применялось в ритуалах. Лошадь с самых древних времён был верным другом и помощником человека. «В старину с бахромой из конского волоса оторачивали верхнее платье.» А шляпы из конского волоса были очень удобны, так как в летом она защищала от жары и солнечного света, а зимой она сохраняла тепло, не пропускала зимнего холода.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 3

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 4

Изредка у мужчин встречались шляпы, которые они сами изготавливали из конского волоса. Такие шляпы на Вилюе сохранились до 20-х годов и оттуда их привозили на продажу в Якутск.
Циновку из конского волоса стелили, на нарах где она не пропускает влагу, имеет лечебное свойство и параллельно имела магическую защиту от негативного влияния Нижнего мира, так как конский волос во всех ритуальных обрядах имел сакральное значение.
Конский волос имеет самое прямое отношение к декоративно — прикладному искусству.
Конский волос — это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много разных цветовых гамм.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 5

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 6

Сплетая тонкие нити, мастера создают ковры, сумки и даже украшения. И конечно, кроме красоты, полученные изделия обладают лечебным свойством. Ковры, сумки, шляпки и украшения можно сделать из конского волоса.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 7

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 8

Куннэйэ Яковлева все изделия создает своими руками. Ее авторские головные уборы отличаются тонкостью работы. Секреты плетения передала ей мама. «Самое главное для начала работы надо хорошенько обработать материал, то есть промыть хорошо и обсушить, приготовить к работе.»

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 9

Конский волос — это весьма нужный продукт, так что в хозяйстве он пригодится.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 10

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 11

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 12

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 13

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 14

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 15

Из конского волоса изготавливают различного рода щетки — малярные, даже для очистки часовых механизмов, а еще и художественные кисточки. Сита, леска, силки и не забудем про волосяные веревки — это еще далеко не полный список.
Из конского волоса изготавливают полировальные круги и валы, которые используют для шлифовки зеркала, стекол, металла.
Бортовский волос (изготовленный из конского) используют при пошиве верхней одежды.
Крученый конский волос применяем автомобильной, авиационной промышленностями.
Ну а то, что конский волос нужен смычку для скрипки. Волос конского хвоста идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке. Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 16

А так же театральные парики — уж точно порадует любителей искусства.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 17

Работа с конским волосом — один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества и доступностью и экологической чистотой этого материала.

Как буряты из конской гривы ткали ковры, делали веревки и даже изготавливали светильники и сито для муки.



От животных наши предки брали все до последнего волоса. И это в прямом смысле слова. Мы побывали в Этнографическом музее Забайкалья и своими глазами увидели, что из материала животного происхождения можно сделать даже самые невероятные вещи.

Заведующая научно-выставочным сектором Эржэна Найданова ведет нас в бурятский комплекс и показывает совершенно обычные, на первый взгляд, предметы обихода. И только при ближайшем рассмотрении видно, что все это сделано из конского волоса!


Веревка – один из самых необходимых предметов быта кочевника. Этой веревкой арканили коней, крепили юрты, с ними ходили на охоту и рыбалку

• Начинаем нашу экскурсию с самого простого – веревок. На них в свое время держались бурятские юрты, благодаря крепости и высокой износостойкости хорошо держали форму, не гнили и не расползались, а в мороз держали тепло. В литературе имеются указания, что один волос из хвоста лошади может выдержать груз весом до 400 грамм. Конский волос отличается удивительными свойствами: например, его прочность на разрыв мало уступает стальной проволоке такого же диаметра.




Рыболовные сети и наколенники. Все предметы как новые. Готовы к потреблению хоть сейчас

• В быту буряты использовали этот материал повсеместно. Из него шили наколенники, чтобы охотиться на нерпу. Дело в том, что при охоте на это животное добытчику приходилось долгое время стоять на четвереньках, упершись коленками в ледяную землю. Без специальных приспособлений из конского волоса можно было буквально остаться без ног. Также из природных ниток плели сети для ловли рыбы, делали сито. Все вещи, представленные в комплексе, датируются 19-20 веком. Тем удивительнее видеть, что предметы, сделанные более ста лет назад, сохранили свой первозданный вид.



В руках заведующей научно-выставочным комплексом – сито из конского волоса. Как вы можете увидеть, в нем нет ни одной дырочки – все сохранилось в первозданном виде, что подтверждает крепость материала



Подобный коврик или циновка был в доме у каждого кочевника. Здесь самые незатейливые узоры – геометрические. Несмотря на кажущуюся простоту, работа над изделием требовала невероятной выдержки и терпения мастерицы. Из-за жесткости и колкости материал буквально «съедал» пальцы швеи

• В советский период популярность обрели гобелены из конского волоса. Это невероятно сложное и трудоемкое мастерство стало распространяться в Бурятии в 70-х годах. Как рассказывает Эржэна Сергеевна, родононачальником гобеленового плетения как вида искусства считается Светлана Ринчинова. Она стала основателем бурятской школы гобелена и учителем для многих именитых мастеров, чьи имена до сих пор на слуху. Одним из знаковых произведений мастериц стал знаменитый занавес из конского волоса для Бурятского театра имени Хоца Намсараева. Он до сих пор украшает сцену храма Мельпомены, а во время реконструкции театра хранился в Этнографическом музее.



Один из первых гобеленов, выполненных с художественным замыслом

Самый распространенный конский волос - черный. Самый редкий и ценный волос - белый, смычок у скрипачей из такого материала ценится дороже всего.



Декоративный светильник из конского волоса. В нем, по словам Эржэны Найдановой, отражены представления бурят 19 века о космосе. Есть и традиционные узоры: символы неба, земли, воды. Цвет экспоната переходит от светло серого к коричневому: на самом деле этот плавный и едва заметный переход стоит огромного труда мастериц. Нужно отметить, что никаких красок наши предки не использовали. Все представленные цвета – это естественная масть лошади

Где сегодня используется конский волос?

В строительстве конский волос используют как компонент изоляционных материалов, в косметической промышленности - для получения экстрактов для ухода за волосами. На основе конского волоса делают формы для прессовки масличных семян и фильтровальные салфетки. Разработаны технологии переработки волос в белковую кормовую добавку для птиц и пушных зверей. Отходы производства используют в качестве наполнителей для мебели, матрацев, сидений в транспорте, ведь вареный или крученый конский волос - лучший материал для набивки. А значительная гигроскопичность конского волоса позволяет использовать его в гигрометрах и гигрографах - физических приборах для определения относительной влажности воздуха.

Разделы: Технология

Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом.

Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. На сегодняшний день не теряет своего воспитательного значения всё то, что связано с представлениями народа Саха о мироздания.

Привлечение учащихся в творческий процесс, раскрыть творческий потенциал обучающихся на уроках технологии средствами декоративно-прикладного искусства, где конский волос имеет большую магическую силу и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях.

Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.

Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Известны образцы ковриков-циновок, элементы конской упряжи, всевозможные элементы быта, выполненные в технике “соруо”. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха.

В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.

С целью приобщения к национальным традициям, развития творческого потенциала, формирования социальной компетентности и профессионального самоопределения обучающихся с 2003 года в нашей школе был введен кружок работы с конским волосом, с 2009 г. был введен как предмет декоративно-прикладного искусства.

Цель: развитие творческого потенциала учащихся на основе работы с конским волосом

  1. Приобщение учащихся к национальным традициям на основе работы с конским волосом;
  2. Обучение новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика;
  3. Разработка и реализация индивидуальных или групповых творческих проектов;
  4. Участие в различных выставках, конкурсах, НПК, реализация продуктов.

Возможности работы с конским волосом

На уроках технологии для изготовления изделий, надо постараться использовать бросовый материал, чтобы снизить себестоимость изделия.

Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для детей младших классов. Не у всех есть возможность работать с конским волосом.

Технология работы с конским волосом

На уроках технологии для изготовления изделий, надо постараться использовать бросовый материал, чтобы снизить себестоимость изделия.

Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для детей младших классов. Не у всех есть возможность работать с конским волосом.

  1. Создание эскиза: определить размер панно; составить рисунок.
  2. Создание панно:
  3. Изготовления деталей – по отдельности: подбор по цвету конского волоса; переборка конского волоса; придаем в пучке форму лепестка; пришиваем лепесток к основе, украшение и окончательная отделка изделий по эскизу;
  4. Сборка деталей по эскизу – окончательная отделка панно
  5. Оформление рамки аппликацией из конского волоса

  1. Подбор по цвету конского волоса;
  2. Переборка конского волоса;
  3. Придаем в пучке нужную вам форму;
  4. Обшиваем мононитью по краям швом “через край”, при желании можем создать выпуклость, стягивая нить;
  5. Украшаем бисером, блестками, стразами по проекту;
  6. Пришиваем мононитью к картине.
  1. Берем конский волос нужных цветов, отрезаем отдельно друг от друга на мелкие кусочки волос;
  2. Рисуем карандашом эскиз на основе.
  3. По всему параметру фигуры намазываем клеем и аккуратно высыпаем конский волос одного цвета.
  4. После сушки отряхиваем излишки;
  5. Рстальную часть рисунка обклеиваем конским волосом другого цвета.
  6. Итак, получаем готовый рисунок из конского волоса.

Занимаясь на занятиях, мы выяснили что, работа с конским волосом дает толчок для новых творческих работ. Мы научились новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика. Результаты участия с представленными творческими проектами на выставках, конкурсах, НПК “Шаг в будущее”, районного и регионального уровня показывают актуальность и практическую востребованность изделий из конского волоса.

Достижения на выставке декоративно-прикладного творчества школьников

  • 2007 г. Грамота за лучшую работу на районной выставке декоративно-прикладного творчества “Радуга Севера”, Попова Наталья 9 кл. г. Мирный. Гобелен “Береза”
  • 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Алексей 8 кл. – гобелен из конского волоса “Иэйэхсит Ийэ”
  • 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Сандал 7 кл. гобелен из конского волоса. “Лошарик”
  • 2008 г. – участие на 24 Республиканской выставке прикладного творчества учащихся “Радуга Севера”, посвященной 90-летию государственной системы ДОД в России. Сидорова Сардана 11 кл. – панно из конского волоса. “Символ Года Семьи”
  • 2009 г. – диплом 1 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Алексей 9 кл. – гобелен из конского волоса “Иэйэхсит Ийэ”
  • 2009г- диплом 2 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Сандал 8 кл. гобелен из конского волоса. “Лошарик”
  • 2009г- диплом 3 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Кычкина Ия 6 кл. гобелен из конского волоса. “Ягодный туясок”
  • Диплом 2 степени МОУ СОШ № 9 - на 2008 г, 2009 г
  • Диплом 1 степени МОУ СОШ № 9 - на 2008 г, 2009 г.

Участие школьной студии мод “Мичийэ”

  • Участие в 14 молодежном фестивале “Мирный поет о мире”, дипломант студия “Мичийэ” МОУ СОШ №9 им.Р.В.Лонкунова п. Таас-Юрях.
  • 2007 г. – 1 место в конкурсе показе мод национальных одежд среди студий мод – выиграли супер – приз районном ысыахе г. Мирный

  • Модель “Дьоьогой оьуора” ( конский волос, холщовый ткань)
  • Модель “Маленький рыбак” (шляпа из конского волоса, жилет с имитацией сети с рыбками, берестяной туясок)
  • Модель “Ленские столбы” (жилет, шляпа из конского волоса)
  • Модель “Жеребенок” (Шапка, жилет, сумка из конского волоса, берестяное нагрудное украшение).

  • 2006г. – участие в районной НПК “Олонхо – нематериальная культура народа Саха” - Тихонов Алексей ученик 11 класса, диплом 3степени за доклад “Богатырские кони в Олонхо”.
  • 2007г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попов Андрея ученика 10 класса с докладом “Традиционный промысел народа Саха”.
  • 2008г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Современная стилизованная мода с применением конского волоса”.
  • 2008г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Современная стилизованная мода с применением конского волоса”.
  • 2008г. – школьная НПК “Сохраним чистые берега детства” с докладом “Конское убранство – чепрак” Соловьева Мария, 10 класс в номинации “Владение содержанием” секция “5-11 классы”.
  • 2009г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Кычкина Ия ученица 7 класса, диплом 2 степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Мое творчество с конским волосом”.
  • 2009г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Иванова Галина ученица 11класса, диплом 3 степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Сакральное значение конского волоса”.

Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды.

Учитывая деятельность по созданию оригинальных изделий, не являющихся репродуктивными, требующих творческого подхода, пришла к выводу что, работа с конским волосом помогает развитию творческого потенциала учащегося.

Нужно сохранить обычаи предков не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.


Министерство образования Республика Саха (Якутия)

Мирнинское районное управление Образования

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 им. »

Конский волос – новые

возможности для творчества

Учитель технологии, высшей категории

1. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ

Характер учебных заданий - проблемный, поисковый, творческий;

Занятие 1-2. Работа с конским волосом – один из самых древних технологий изготовления изделий. Ознакомление с традициями народа Саха, обобщить представление о лошади и его роли в жизни народа Саха, приобщение к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом. – (заочно - теоретическая часть)

Занятие 3-4. Ознакомление с традиционными художественными изделиями народа Саха и возможностями работы с конским волосом. (заочно - теоретическая часть).

Занятие 5-6. Способы подготовки конского волоса к плетению. Подбирать и подготовить конский волос к работе и выполнять простейшие узлы плетения. (очно)

Занятие 7-8. Технологические приемы видов плетений – плетение, сучение, прессование, мозаика, валяние. (очно)

Занятие 9. Ознакомление с основами проектной деятельности - возможности для создания композиций; роль цвета и сочетание цветов. ( теоретическая часть)

Занятие 10-11. Самостоятельная работа обучающихся - проектирования при создании своего изделия из конского волоса. (самостоятельная работа)

Занятие 12. Итоговое занятие – выставка работ, рефлексия, итог. (очно)

Занятие 1 Представление лошади у народа Саха и его роли в жизни народа Саха. Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления изделий.

Цель: Ознакомление с традициями народа Саха, обобщить представление о лошади и его роли в жизни народа Саха.


Культ лошади, следы которого сохранились в их мнениях, религиозных обрядах и в поверьях, также указывает на громадную роль, какую сыграла лошадь в прошлом якутов. "Старинный якут, сколько бы ни держал рогатого скота, все жаловался, все считал себя бедным; только когда завел один-другой табун коней, начинал говорить: "Ну теперь и я со скотом, есть и у меня добро!' Намск, ул., 1890 г.). "Кобылы и лошади были когда-то нашим божеством. Ты видел кобылью голову, что во время свадьбы лежала в переднем углу? Ну, так вот этой голове, а не образам святых должны были в старину троекратно кланяться молодые, входя в дом. Мы почитали их, потому что ими жили" (Колым. ул., Енгжа, 1884 г.). Жертвы духам самым опасным и могущественным состоят из коней. Эти духи так и называются — "небесный род духов с конным скотом", и в отличие от "подземного — с рогатым скотом". Только второстепенным духам приносят в жертву рогатый скот, веревки и пучки волос, употребляемые в жертву и для колдовства, всегда должны быть конские. Я не видел также, чтобы огню в жертву бросали коровью шерсть — всегда конский волос и преимущественно с гривы. Пучками конских волос украшают свадебные деревянные кувшины для кумыса, ими украшают кожаный мешок и кожаное громадное кумысное ведро в весенний праздник ысыаха. Ысыах по преимуществу конский праздник, и в старинной хоровой песне его, где довольно подробно описывается дом и древнее якутское хозяйство, где часто упоминается о кобылах и жеребятах, — ничего, между прочим, не говорится о коровах. Столбы коновязей считаются священными, с ними связано счастье дома. "Если эти столбы пожелают кому хорошего, то благословляют за три переезда, говоря: "Пусть живет три человеческих века!" Если кому худого пожелают, то проклинают с девяти переездов, говоря: "Стойте шумя— высыхая, обнявши сухое дерево!". Богатые якуты, переменяя место жительства, не раз выкапывали и увозили с собой эти столбы (Намск, ул., 1889 г.). Нередко подобные столбы, украшенные богатой резьбой, пучками волос и лентами разноцветного ситца, можно встретить на перевалах, на перекрестке дороги — вообще там, где христиане привыкли ставить кресты. Эти столбы ставились в старину на могилах князей и вождей; на некоторых встречаются изображения конских голов. Якут никогда не оставит валяться на земле череп или позвонки лошади, а обязательно подымет их и повесит на кол или сук дерева, что зазывается арангкасты. Все в лошади, по мнению якутов, чисто, изящно, хорошо. Ножкам деревянной посуды, столов, коробок, почетным вешалкам в юрте, на которые раньше вешалось оружие, якуты охотно придают форму кобыльих ног, копыт, голов.

Я не встречал этих предметов в форме голов или копыт рогатого скота. Точно так же сравнение девушки с кобылой, а парня с жеребцом считается дозволительным, даже красивым, между тем как сравнение ее с коровой считается оскорбительным. "Конь — животное чистое: куда чище человека! Вы, русские, брезгуете лошадиным мясом, а едите свинину!"— упрекали меня колымские якуты. Конское мясо, жир, потроха считаются у якутов самым лакомым блюдом, а кобылий кумыс самым отменным напитком, вроде меда древних славян. В старину при постройке юрты главные столбы, служащие ее основою, обмазывались кумысом и лошадиной кровью. В якутских былинах (олонго), в сказках, в песнях конь играет видную роль — он советник, друг, наперсник героя, превышающий его умом, прозорливостью, благородством и скромностью. Часто он является даже заступником за своего господина перед божеством. "Смотри, не отпусти своего коня, а то навеки потеряешь богатырскую судьбу", — говорят добрые боги, даря коня якутскому богатырю. "Сначала бог сотворил коня, от него произошел полуконь - получеловек, а уже от последнего родился человек. " — поясняет легенда (Баягант. ул., 1886 г.). "Коня сотворил Белый Бог Создатель А и-Тангара наравне с человеком; корова вышла из воды", — говорит другое предание (Колымский улус, 1883 г.). Я не знаю воспетого случая о превращении доброго божества в быка или корову, между тем как в олонго Огоннёр дох эмяхсин "Старуха со стариком" рассказывается, как с неба спустилась на землю Создательница Аисыт, — одно из главных якутских божеств, богиня плодородия, обилия, покровительница рожениц и семьи; она спустилась в виде кобылицы "с тридцатисаженной лодкой-хвостом, с семи саженной нежной серебряной гривой, с трехсаженной торчащей холкой стоячими ушами, с ноздрями, как труба, с серебряной трехскладной шерстью, с копытами, подобно гребню, с рябыми глазами, с летней нежной думой-мыслью, окрылившись своими священными гривой и хвостом". Якуты страстно любят лошадей; лишенные лошадей, они тоскую по ним, что заметно в песнях и преданьях дальних северян; глаза их всегда с наслаждением останавливаются на любимых формах, а язык охотно восторженно воспевает их. Я не видел, чтобы якут бил или ругал коня "Кони умны, как люди: нельзя оскорблять их. Ты только посмотри, как они ходят по лугам, они никогда зря, подобно коровам, не топчут, не разоряют копен, они берегут человеческий труд. " — объяснял мне баягантайский якут поведение табунов, бережно обходивших готовые копны на лугах, между тем как рогатый скот постоянно из шалости топтал и разбрасывал их рогами. "Конь — животное с нежными мыслями; он способен оценить добро и зло!" (Баяган. ул., 1886 г.). "Если уж ты говоришь, неужели я тебя не послушаю?"— говорит богатырь своему коню. Подобно арабам, имена и происхождение лошадей, прославившихся чем-либо, население долго сохраняет в памяти и разукрашивает их фантастическими вымыслами.

И так каждый улус, каждая почти известная местность, каждый богатырь и военачальник имеют знаменитых коней. В описании богатства сказочного богатыря всегда на первом месте кони. У Юрюнг Уолана главный жеребец назван Xан-Джарылы, кобыла — Кюнь-Кеделю; хан и кюнь — самые высшие титулы; между тем там же главный бык зовется только "господином" Тоён Тойболу огус, а корова — "месяцем": Ый Ыдалык ынак. По отношению к рогатому скоту не замечается особого поклонения. Добрые герои и божества якутских былин никогда не ездят на быках, повествование, о чем так часто встречается в бурятских и монгольских сказаниях. Наоборот, как это ни странно, на быках ездят по большей части злые персонажи сказок, враждебные якутам. Несомненно, что в прошлом якутов конь занимал такое же центральное и исключительное место, как северный олень у тунгусов и чукчей. Культура рогатого скота явилась впоследствии. Следы этой последовательности отразились даже в языке. Для коней есть специальные названия: ат — конь, атыыр — жеребец, менге — яловая, никогда не жеребившаяся кобыла; для быков и коров нет такого специального названия. Бык (вол) зовется у них "конем-быком", ат-огус, порос — "жеребцом-быком", атыыр-огус; кытарах значит вообще — стародойка. В случае надобности якуты везде применяют к рогатому скоту термины конного скота с оговорками.

Занятие 2. Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления изделий у народа Саха.

Цель: Ознакомление с традициями применение конского волоса в жизни народа Саха.

Конский волос для народа применялось в ритуальных и хозяйственных употреблениях. Думается, что чувство любви к коню у якутского народа изначально. Лошадь с самых древних времён был верным другом и помощником человека. «В старину с бахромой из конского волоса оторачивали верхнее платье.» (Серошевский Якуты. с. 360). А шляпы из конского волоса были очень удобны, так как в летнюю жару он защищала от жары и солнечного света, а зимой она сохраняла тепло, не пропускала зимнего, сурового холода.

Ритуальное применение конского волоса в старину

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои
Как писал дореволюционный исследователь и путешественник Ф, якуты изготовляли необходимые предметы и красивые вещи из меха, кожи, железа, дерева, бересты, кости и волоса.

…что, конский волос применяли в ритуальных целях. «… ручка кружки на пирах (чороон) обвязана имеющимися особое значение волосами из лошадиной гривы, связанными в пучок и свидетельствующим о том, что кружка освещена, потому что якуты повсюду считает себя окруженными духами…»

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Конский волос на поплавках в виде приношения.

…якуты, уже из дому запасся пучком лошадиных волос привешенные к поплавке, которые привязывали к сучьям ближайших к перевалу деревьев, посвящают духом и бесом, отчасти слушать к подвязыванию всевозможных приношений.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Народный художник пишет «..Изредка у мужчин встречались шляпы, собственноручно изготовленные из конского волоса. Такие шляпы на Вилюе сохранились до 20-х годов и оттуда иногда их привозили на продажу в Якутск» (Эволюционное развитие якутской одежды с конца столетия до 1920-х годов).

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Циновку из конского волоса стелили, на нарах где она влагу не пропускает, имеет лечебное свойство и параллельно была магическая защитная функция от негативного влияния Нижнего мира, так как конский волос во всех ритуальных обрядах имел сакральное значение.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Кисти (комаромахалка) служащей, как для сметания пыли, да к защите от укуса насекомых, который очищает и освещает человека.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Особое место в традиционной системе обрядности занимали плетка (кымньыы) широкое применение которых в ритуальной практике было обусловлено их высоким семиотическим статусом.

Применение в охоте и рыбалке

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0040.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0039.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0038.jpg

Волосяные сети легки, прочны, быстро сохнут, мало преют и мало заметны в воде. Илим (рыболовные сети), мунха (невод), куйуур (кукла), туьах (петли для уток и зайцев), чарапчы (волосяные очки), мамыл (оленьи веревки), и т. д.

Хозяйственное применение конского волоса

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0042.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0033.jpg

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0044.jpg
Изображение 490

Полезные вещи для домашнего обихода. Ситии (веревки для шитья берестяных посуд), сито (большая для мерки, маленькая для молока), чарапчы (волосяные очки), тэьиин (повод), кентес (подпруга), цепочки для часов, для набивки седла, головные уборы.

Занятие 3. Строение конского волоса, его технический состав и физико-механические свойства. Создание современных изделий из доступного местного сырья - конского волоса.

Цель: Ознакомление со строением конского волоса, его технического состава и физико-механических свойств. Приобщение к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом в современном виде.

Конский волос – это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много цветовых гамм.

Конский волос имеет много особенностей, отличающих ее от других видов шерсти и придающих ей длительно уникальные целебные свойства. Конский волос внутри полый, что обеспечивает ему дополнительные теплоизолирующие свойства и легкость.

Изданном в 1947 году учебнике по товароведению профессора представлена полная характеристика конского волоса.

В отличие от волос других участков конской шкуры волосы хвоста, челки и гривы сменяются не периодически во время линьки, а постепенно, беспрерывно и равномерно в течение всего года и растут в продолжение ряда лет. Такой непрерывный длительный рост и обусловливает их большую длину.

Волосы конского хвоста, гривы и челки состоят из стержня и корня; последний погружен в волосяную сумку кожи. Но так как конский волос снимается стрижкой (а не выдергиванием, как щетина), он обычно не имеет луковиц и корней.

Стержень конского волоса имеет в сечении округлые очертания и цилиндрическую форму. Поверхность стержня гладкая, блестящая. Концы волос обычно слегка расщеплены или оторваны.

В стержне можно различить три резко обособленных слоя клеток - кутикулярный, корковый и сердцевинный.

Конский волос отличается удивительными свойствами: например, его прочность на разрыв мало уступает стальной проволоке такого же диаметра. Волос состоит из трех слоев - чешуйчатого, коркового и сердцевинного. Чешуйчатый слой, состоящий из тонких пластинчатых роговых клеток, защищает волос от воздействия внешней среды и придает блеск. Основную массу волоса занимает корковый слой: он-то и придает конскому волосу упругость, гибкость и прочность. В нем также содержатся окрашивающие зерна пигмента. Сердцевина конского волоса развита очень слабо и представляет собой губчатую массу кератина, пронизанную пузырьками воздуха.

Снаружи конский волос обычно покрыт жиром или жирсодержащей грязью.

Из физических свойств конского волоса наибольшее значение для его товарной оценки имеют длина стержня, его толщина, крепость на разрыв, растяжимость, упругость, окраска и блеск.

1. Длина конского волоса, прежде всего, зависит от того, с какого места шкуры лошади он снят. Наиболее длинный волос растет по бокам репицы хвоста, образуя его боковые части; у нестриженых хвостов боковой волос может достигать 100 см и даже более. Несколько короче волос, растущий на верхней стороне репицы хвоста и на ее конце. Волос с гривы по длине резко уступает хвостовому; он редко достигает 50 см. Еще короче волос челки (обычно 10-30 см).

Длина волос на хвосте и гриве увеличивается с возрастом лошади, кроме того, она зависит от породы животного и характера его содержания. На длину снятого волоса сильно влияет и способ стрижки.

2. Толщина конского волоса остается почти неизменной на всем протяжении стержня. Это видно из приводимых ниже промеров (в микронах) поперечника волос хвоста, гривы и челки лошади, произведенных через каждые 5 см, начиная от основания их стержней, в среднем из измерений 25 волос".

Место промеров от основания стержня (в сантиметрах): 0-65

Из этих цифр видно также, что волосы гривы, а тем более челки значительно тоньше волос хвоста.

У полувзрослых лошадей, а тем более жеребят волосы на хвосте и гриве заметно тоньше, чем у взрослых животных. Отмечено также, что у лошадей, содержащихся в конюшнях, волосы хвоста и гривы тоньше и мягче, чем у лошадей, разводимых в табунах.

3. Крепость на разрыв у конского волоса очень велика. Это и дает возможность использовать его на различные технические цели. Такая высокая крепость на разрыв объясняется не только относительно большой толщиной волоса, но и мощным развитием в его стержне плотного коркового слоя при слабом образовании рыхлой сердцевины.

В литературе имеются указания, что один волос из хвоста лошади может выдержать груз весом до 400 г. При пересчете на площадь сечения волос можно высчитать разрывную нагрузку пучка волос с площадью сечения в 1 кв. мм. Она равна примерно 62 кг/мм2. Для сравнения укажем, что разрывная нагрузка стальной проволоки равна примерно 70 кг/мм2.

4. Растяжимость конского волоса также очень большая. В наших опытах по растяжению и разрыву 10-сантиметровых отрезков волос различных категорий были получены следующие результаты (в процентах к первоначальной длине отрезка):

Читайте также: