Что было в комнате синей бороды

Опубликовано: 17.09.2024

У Миланы была очень красивая фигура, которая категорически не сочеталась с её невзрачным, даже откровенно некрасивым лицом. Одноклассники в школе смеялись над ней, используя известное выражение: "Сзади пионерка, спереди пенсионерка."

Волей судьбы Милана выучилась на визажиста, и стала великолепным специалистом в этой области. Поначалу она работала в салоне красоты, очередь к ней была расписана на месяцы вперёд. А потом она перебралась в столицу и устроилась на работу мечты: её взяла штатным гримером одна известная киностудия. С каждой зарплаты девушка откладывала приличную сумму на радикальную пластику лица.

Очередной исторический фильм съёмочная группа, в составе которой работала Милана, приехала снимать на юг России.

Яркое южное солнце озаряло великолепные пейзажи: буйная изумрудная растительность на склонах гор, уходящая за горизонт синяя гладь моря, золотистый пляж - всё дышало и кипело жизнью. На одной из высоких гор, рядом с заросшим деревьями небольшим ущельем, на фоне всей этой красоты мрачным пятном выделялся старинный замок в готическом стиле.

Милана жадно вдыхала морской воздух из окна автомобиля, когда вся съёмочная группа ехала по серпантину к старинному замку, в котором будет сниматься большая часть будущего фильма.

Она ехала в одном автомобиле с водителем, оператором Костей и художником по костюмам Ольгой. Остальные члены команды ехали на других автомобилях.

- Классно тут, да? - оживился Костя, обращаясь к Милане.

- Не то слово! Вот бы сейчас на пляж! - мечтательно протянула девушка.

- Да уж, пляж мы можем только лицезреть издали! Работы на целый день, а завтра уже съёмки начнутся.

Вдали наконец показался впечатляющий своим величием замок.

Когда группа подъехала к замку и все вышли, Милана почувствовала давящую атмосферу этого места. Замок будто нависал всей своей массивной, угнетающей грандиозностью над окружающей природой. Вокруг него сохранились и явно были отреставрированы статуи и аллеи, газон был ухожен, живая изгородь ровно подстрижена, яркими пятнами выделялись кусты роз, росли персики и финики.

- Интересно, а здесь сейчас кто-нибудь живёт? - спросила Ольга.

К ним подошёл продюсер, моложавый, стильно одетый мужчина лет пятидесяти, Олег Ефимов:

- Нет, Олечка, здесь давно никто не живёт, - ответил он, - Замок выкупил местный предприниматель, сюда водят экскурсии, поэтому он ухожен и чист. А жил здесь ещё в начале девятнадцатого века один богатый господин, Владимир Левин. Он был одинок, детей не имел, но поговаривают, что он воровал самых красивых девушек из местных, и, вдоволь наигравшись с ними, жестоко убивал. Его и самого потом мужики из местных убили, отец одной из девушек с приятелями.

- Прямо Синяя Борода! - усмехнулась Ольга.

А Олег продолжил:

- Ходит легенда, что его дух до сих пор обитает здесь, и если красивая девушка окажется в этом замке в одиночестве, то больше её никто не увидит!

Ольга и Милана завороженно слушали Олега, и в этот момент к ним подошла Анна Василькова, актриса главной роли. Её необыкновенно красивое, породистое лицо озарила насмешливая улыбка. Анна усмехнулась, поправив белокурые локоны, и надменно сказала, обращаясь к Милане:

- Ну что ты стоишь с открытым ртом? Уж кому, так точно не тебе грозит быть похищенной духом бывшего владельца замка!

Слова Анны больно резанули самолюбие Миланы. Девушка и без её напоминания знала, что она некрасива, но это ведь не повод для оскорблений!

- Так я не за себя переживаю, Анна Андреевна, - с подчеркнутой вежливостью сказала Милана, - А вот вам следует осторожнее ходить по замку. Тем более если дух Владимира похитит вас, он будет очень разочарован. Возможно, у него при жизни была аллергия на ботокс и силикон.

Анна обиженно вздернула подбородок, резко развернулась и зашагала к остальным актёрам, бросив напоследок:

- Нечего прохлаждаться, идите готовьте гримерку!

Ольга наконец захохотала, когда Анна ушла:

- Круто ты её осадила! Как же она меня бесит, противная, ехидная бабища!

Оператор Костя тоже засмеялся:

- Милан, не слушай ты эту дуру, она не красивая, она мерзкая. А ты красивая, потому что душа у тебя светлая. А это самое главное!

Милана смущенно улыбнулась.

- Ну хватит, девочки и мальчики, - сказал Олег, - Василькова востребованная актриса, пользуется популярностью у зрителей, так что придется мириться с её характером. Ну что, за работу?

Весь день группа готовила замок к съёмкам. Расставляли реквизит, готовили гримерку, гардероб и все прочие атрибуты, необходимые для работы над фильмом. Наконец к вечеру работа была завершена, и все засобирались домой.

Милана закончила раскладывать инструменты для работы и вышла из гримерки последней, остальная команда гримеров уже покинула помещение. В дверях её ждала Ольга. Девушки, весело переговариваясь, поспешили к выходу. В большом зале тоже заканчивали с реквизитом и сворачивали работу.

- Чувствуешь, как холодно? - поежившись, шепнула Ольга подруге.

- Ага, - по телу Миланы невольно пробежали мурашки. Она почувствовала чье-то незримое, но навязчивое присутствие.

Милана повернула голову и посмотрела вверх, туда, куда вела парадная лестница - открытый участок коридора второго этажа был украшен массивными резными колоннами, находящимися сразу за фигурными перилами из белого мрамора. Она заметила, что за одну из колонн мелькнула серая фигура в просторной одежде. Дрожь пробежала по телу. Милана резко остановилась и толкнула Ольгу, указывая наверх:

- Смотри, там кто-то есть!

Взглянув туда, куда указывала Милана, Ольга открыла рот от изумления. По коридору медленно проплыл серый, полупрозрачный мужской силуэт. Он прошёл сквозь дверь в одну из комнат и скрылся из виду.

- Твою ж. - выругалась Ольга, - Так это что, правда что ли?

Милана стояла на месте и не могла сдвинуться.

Ольга толкнула её:

Милана очнулась и направилась к выходу, торопливо схватив под локоть Ольгу:

- Мне-то бояться нечего, а вот тебе. Не хочу терять подругу и единственного здесь искреннего человека!

- Да ладно, ты действительно думаешь, что он женщин ворует?

- А кто его знает? Но на всякий случай не надо оставаться здесь в одиночестве!

На следующий день группа приехала в замок засветло. У режиссёра в планах было снять сегодня как можно больше сцен, чтобы не задерживать надолго выход фильма на экран, ведь и так съёмки долго откладывались из-за бюрократических заморочек.

До обеда работа кипела настолько бурно, что даже присесть было некогда, в гримерке был настоящий бардак. Наконец наступил долгожданный перерыв, и так получилось, что остальные гримеры оказались на площадке, а Милана настолько увлеклась наведением порядка и подготовкой инструментов, что не сразу заметила, как осталась в гримерке одна. Она копошилась в своём чемоданчике, когда почувствовала озноб. Изо рта пошли дышки.

Девушка застыла на месте, явственно почувствовав на своей спине пронзительный взгляд. Она боялась обернуться, потому что уже догадалась, что увидит. Тем не менее, Милана встала и усилием воли развернулась.

Тот самый призрак, что видели Милана и Ольга вчера, стоял, точнее, парил в воздухе в паре метров от неё. Это был призрак мужчины средних лет, который при жизни был явно красив, но в его прищуренном взгляде таилась злоба и надменность. Его полупрозрачный силуэт был окутан серой дымкой, и Милана от охватившего её ужаса прикрыла глаза, дрожа всем телом.

При виде Миланы лицо призрака искривилось от отвращения.

- Уродина! - пророкотал дух хозяина замка, - Ты мне не подходишь!

С этими словами он поплыл прочь и в следующее мгновение растворился в стене.

Сердце девушки громко колотилось от пережитого ужаса, она открыла глаза и мысленно промолвила: "Спасибо, мама и папа! За поросячьи глазки, за нос крючком и за челюсть, как у гориллы! За всё спасибо!"

В следующий миг Милана будто очнулась: Ольга! Не дай бог, она одна! Как ошпаренная, девушка выскочила из гримерки и бросилась по направлению к гардеробной. Она резко распахнула дверь и увидела Ольгу, мило беседующую с Олегом.

- Ты чего? Привидение увидела? - засмеялась Ольга.

Милана судорожно кивнула, а потом дрожащим голосом сказала:

- Не поверишь, да. Он был в гримерке, когда я осталась одна. Только меня он не тронул, я страшная.

Олег вопросительно посмотрел на испуганную Ольгу. Та нервно теребила подол платья. Ольга замялась, а потом они с Миланой наперебой рассказали Олегу про вчерашнюю встречу с призраком. Олег улыбнулся и спокойно сказал, приобняв Ольгу:

- Девочки, миленькие, даже если легенда и правда, у нас ведь никто надолго один не остаётся! Не бойтесь. Скорее всего, вам показалось, под впечатлением от моего рассказа!

Затем все трое решили выйти к месту основной площадки, чтобы перевести дух. На площадке тем временем была странная суета, не похожая на обычную рабочую атмосферу.

- Что случилось? - спросил Олег, подойдя к режиссёру, Вячеславу Фёдорову.

- Я просто в шоке! Ничего не понимаю, куда запропастилась эта капризная бестия? Мало того, что мы терпим её придирки, так она ещё и исчезает в середине съёмочного дня! - ответил Фёдоров.

- Ты про Василькову? - уточнил Олег.

- А про кого ещё? Не про тебя же! Хотя, ты настоял на её кандидатуре на главную роль! Костя, подойди! - Фёдоров громко подозвал оператора.

Костя подошёл и виноватым голосом начал объяснять:

- Перед сценой, где Анна Андреевна в спальне, она попросила оставить её одну на пару минут. Я ждал, ждал, прошло уже минут пятнадцать, я не выдержал и постучал. Никто не открыл. Я тогда зашёл, думал, может, Анне Андреевне плохо стало. Но её в спальне не было. Она точно не выходила, клянусь! Я снаружи стоял, со мной гримерша Лена была, и Игорек, второй оператор.

- Да верю я, - отмахнулся Фёдоров, - Продолжаем искать. Полицию вызвали? - спросил Фёдоров у подошедшей администратора Яны.

- Да, вот уже, подъехали, - указала Яна на вошедших полицейских.

Ольга и Милана переглянулись. Обе без слов поняли, что Анну вряд ли найдут.

- Туда ей и дорога! - шепнула Ольга Милане на ухо.

- Ты чего? Она же тоже человек, тоже жить хочет! - ответила Милана, всё ещё мысленно благодаря природу за свою невзрачную внешность.

Анну Василькову нашли в подвале, она была мертва. Милана на всю жизнь запомнила ужас, навсегда застывший в глазах красавицы. Официально - несчастный случай. Как Анна оказалась в подвале, никто не смог объяснить. Но в отчёте полиции значилось, что она сама туда спустилась, дверь захлопнулась, и от испуга у актрисы произошёл разрыв сердца.

Снимали фильм уже с другой актрисой. А Милана потратила все накопленные на пластическую операцию деньги на благотворительность. Она решила, что останется такой, какой её создала природа. И её муж, оператор Костя, оказался с ней полностью солидарен - потому что добрая душа важнее внешней красоты.

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Яндекс.Метрика

Синяя борода

  • Мальчик-с-пальчик
  • Рикэ-Хохолок

Синяя борода сказка Шарль Перро картинка крупный шрифт детям читать бесплатно

Синяя борода – сказка о тайной комнате…

Шарль Перро – великий французский писатель, известный каждому ребенку и взрослому. Его перу принадлежат такие произведения, как «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица» и многие другие. Почти все они были основаны на народных сказаниях и адаптированы для читателей того смутного времени.

Некоторые литературоведы сомневаются в том, что Шарль Перро был истинным автором большинства историй. Есть версия, что сборник «Сказки матушки Гусыни» создал родной сын писателя — Перро д’Арманкур. Правда ли это? Ответ остается загадкой!

История о счастливом спасении

Сказка «Синяя Борода» рассказывает о таинственном герцоге и его супруге. Поборов страх перед суровым дворянином, девушка разглядела в нем воспитанного и серьезного человека. Доверие юной леди не оправдалось, когда всплыл на поверхность ужасный секрет ее синебородого мужа.

В сказке несколько героев и каждый из них вносит свою лепту в остросюжетное повествование. Давайте рассмотрим всех по порядку:

Синяя Борода – жуткий и загадочный герцог, обладатель несметных сокровищ. Было у него несколько жен, только все бесследно исчезли. Девушки в округе боялись колдовской бороды и грозного взгляда герцога. Ходили слухи, что бывших благоверных Синяя Борода убил и держал их тела в залитой кровью коморке. Оказалось, что права народная молва. В наказание герцог был казнен братьями супруги, когда пытался убить жену за раскрытую тайную комнату.

Женушка – безымянная, но очень любопытная девушка. Искательница приключений вышла замуж за Синюю Бороду и поселилась в его богатом замке. Получив в руки ключи от всех комнат, она не удержалась от соблазна и открыла запретную каморку в конце галереи. Там девушка заляпала волшебный ключ в крови мертвых девушек и не смогла стереть предательское пятно. Перед мужем раскаялась в проступке, но прощения не заслужила. Была спасена в последний миг своими братьями, получила целое состояние в наследство и вскоре вышла замуж за хорошего человека.

Анна – родная сестра главной героини, старшая в семье. Синяя Борода сватался к обеим девушкам, но приняла предложение руки и сердца младшая из сестер. Анна появляется в конце истории, когда мужчина угрожает супруге. Она высматривает братьев в поле и предупреждает сестрицу. После смерти Синей Бороды получает часть его наследства и выходит замуж за влюбленного в нее дворянина.

Братья – один драгун, а другой конный егерь. Смелые вояки, сильные юноши и просто бесстрашные герои. Спешили навестить замужнюю сестру и вовремя ворвались в замок. Сумели вытащить девушку из лап смерти, заколов шпагами Синюю Бороду. В благодарность за спасение сестрица купила обоим капитанские чины.

Вот такая пугающая сказка, напоминающая ранние произведения небезызвестных братьев Гримм. Однако по традиции счастливая концовка снимает напряжение, а положительные герои получают заслуженную награду.

Тайна Синей Бороды или Кому будет интересна эта история?

Произведение в духе легкого триллера определенно придется по душе детям старшего школьного возраста и подросткам. Малышам, воспитанникам детского сада с чтением «Синей Бороды» лучше повременить, жестокие проделки герцога могут не на шутку напугать ребятишек!

Информация для взрослых! Анализ сказки проводит параллель между вымыслом и реальность далекого 17 века. Колдовство и алхимия были под строжайшим запретом, а Синяя Борода (следы от купороса) явно использовал запрещенные практики. Возможно, он проводил тайные обряды или изучал медицину, тогда расчаленные тела лишь следствие его фанатичных занятий.

Читайте на нашем сайте качественный перевод оригинального произведения в сопровождении ярких иллюстраций. Крупный шрифт облегчит чтение, а картинки заинтересуют юных читателей. Именно для вас на нашем сайте собрана классическая детская литература на русском языке!

Читайте известную сказку Шарля Перро «Синяя борода» бесплатно онлайн на нашем сайте.

Жил-был однажды человек, у которого водилось множество всякого добра: были у него прекрасные дома в городе и за городом, золотая и серебряная посуда, шитые кресла и позолоченные кареты, но, к несчастью, борода у этого человека была синяя, и эта борода придавала ему такой безобразный и грозный вид, что все девушки и женщины, бывало, как только завидят его, так давай бог поскорее ноги.

У одной из его соседок, дамы происхождения благородного, были две дочери, красавицы совершенные. Он посватался за одну из них, не назначая, какую именно, и предоставляя самой матери выбрать ему невесту. Но ни та, ни другая не соглашались быть его женою: они не могли решиться выйти за человека, у которого борода была синяя, и только перекорялись между собою, отсылая его друг дружке. Их смущало то обстоятельство, что он имел уже несколько жен и никто на свете на знал, что с ними сталось.

Синяя Борода, желая дать им возможность узнать его покороче, повез их вместе с матерью, тремя-четырьмя самыми близкими их приятельницами и несколькими молодыми людьми из соседства в один из своих загородных домов, где и провел с ними целую неделю. Гости гуляли, ездили на охоту, на рыбную ловлю; пляски и пиры не прекращались; сна по ночам и в помине не было; всякий потешался, придумывал забавные шалости и шутки; словом, всем было так хорошо и весело, что младшая из дочерей скоро пришла к тому убеждению, что у хозяина борода уж вовсе не такая и синяя и что он очень любезный и приятный кавалер. Как только все вернулись в город, свадьбу тотчас и сыграли.

По прошествии месяца Синяя Борода сказал своей жене, что он принужден отлучиться, по меньшей мере на шесть недель, для очень важного дела. Он попросил ее не скучать в его отсутствие, а напротив, всячески стараться рассеяться, пригласить своих приятельниц, повести их за город, если вздумается, кушать и пить сладко, словом, жить в свое удовольствие.

— Вот, — прибавил он, — ключи от двух главных кладовых; вот ключи от золотой и серебряной посуды, которая не каждый день на стол ставится; вот от сундуков с деньгами; вот от ящиков с драгоценными камнями; вот, наконец, ключ, которым все комнаты отпереть можно. А вот этот маленький ключик отпирает каморку, которая находится внизу, на самом конце главной галереи. Можешь все отпирать, всюду входить; но запрещаю тебе входить в ту каморку. Запрещение мое на этот счет такое строгое и грозное, что если тебе случится — чего боже сохрани — ее отпереть, то нет такой беды, которой ты бы не должна была ожидать от моего гнева.

Супруга Синей Бороды обещалась в точности исполнить его приказания и наставления; а он, поцеловав ее, сел в карету и пустился в путь. Соседки и приятельницы молодой не стали дожидаться приглашения, а пришли все сами, до того велико было их нетерпение увидать собственными глазами те несметные богатства, какие, по слухам, находились в ее доме. Они боялись прийти, пока муж не уехал: синяя борода его их очень пугала. Они тотчас отправились осматривать все покои, и удивлению их конца не было: так им все показалось великолепным и красивым! Они добрались до кладовых, и чего-чего они там не увидали! Пышные кровати, диваны, занавесы богатейшие, столы, столики, зеркала — такие огромные, что с головы до ног можно было в них себя видеть, и с такими чудесными, необыкновенными рамами! Одни рамы были тоже зеркальные, другие — из позолоченного резного серебра. Соседки и приятельницы без умолку восхваляли и превозносили счастье хозяйки дома, а она нисколько не забавлялась зрелищем всех этих богатств: ее мучило желание отпереть каморку внизу, в конце галереи.

Она заметила, что ключ от каморки запачкался в крови; она вытерла его раз, другой, третий, но кровь не сходила. Как она его ни мыла, как ни терла, даже песком и толченым кирпичом — пятно крови все оставалось! Ключ этот был волшебный, и не было возможности его вычистить; кровь с одной стороны сходила, а выступала с другой.

В тот же вечер вернулся Синяя Борода из своего путешествия. Он сказал жене, что на дороге получил письма, из которых узнал, что дело, по которому он должен был уехать, решилось в его пользу. Жена его, как водится, всячески старалась показать ему, что она очень обрадовалась его скорому возвращению. На другое утро он спросил у нее ключи. Она подала их ему, но рука ее так дрожала, что он без труда догадался обо всем, что произошло в его отсутствие.

— Отчего, — спросил он, — ключ от каморки не находится вместе с другими?

— Я его, должно быть, забыла у себя наверху, на столе, — отвечала она.

— Прошу принести его, слышишь! — сказал Синяя Борода.

После нескольких отговорок и отсрочек она должна была наконец принести роковой ключ.

— Это отчего кровь? — спросил он.

— Не знаю отчего, — отвечала бедная женщина, а сама побледнела как полотно.

— Ты не знаешь! — подхватил Синяя Борода. — Ну, так я знаю! Ты хотела войти в каморку. Хорошо же, ты войдешь туда и займешь свое место возле тех женщин, которых ты там видела.

Она бросилась к ногам своего мужа, горько заплакала и начала просить у него прощения в своем непослушании, изъявляя притом самое искреннее раскаяние и огорчение. Кажется, камень бы тронулся мольбами такой красавицы, но у Синей Бороды сердце было тверже всякого камня.

— Ты должна умереть, — сказал он, — и сейчас.

— Коли уж я должна умереть, — сказала она сквозь слезы, — так дай мне минуточку времени богу помолиться.

— Даю тебе ровно пять минут, — сказал Синяя Борода, — и ни секунды больше!

Он сошел вниз, а она позвала сестру свою и сказала ей:

— Сестра моя Анна (ее так звали), взойди, пожалуйста, на самый верх башни, посмотри, не едут ли мои братья? Они обещались навестить меня сегодня. Если ты их увидишь, так подай им знак, чтоб они поторопились. Сестра Анна взошла на верх башни, а бедняжка горемычная временя от времени кричала ей:

— Сестра Анна, ты ничего не видишь?

А сестра Анна ей отвечала:

— Я вижу, солнышко яснеет и травушка зеленеет.

Между тем Синяя Борода, ухватив огромный ножище, орал изо всей силы:

— Иди сюда, иди, или я к тебе пойду!

— Сию минуточку, — отвечала его жена и прибавляла шепотом:

— Анна, сестра Анна, ты ничего не видишь?

А сестра Анна отвечала:

— Я вижу, солнышко яснеет и травушка зеленеет.

— Иди же, иди скорее, — орал Синяя Борода, — а не то я к тебе пойду!

— Иду, иду! — отвечала жена и опять спрашивала сестру:

— Анна, сестра Анна, ты ничего не видишь?

— Я вижу, — отвечала Анна, — большое облако пыли к нам приближается.

— Ах, нет, сестра, это стадо баранов.

— Придешь ли ты наконец! — вопил Синяя Борода.

— Еще маленькую секундочку, — отвечала его жена и опять спросила:

— Анна, сестра Анна, ты ничего не видишь?

— Я вижу двух верховых, которые сюда скачут, но они еще очень далеко. Слава богу, — прибавила она, погодя немного. — Это наши братья. Я им подаю знак, чтоб они спешили, как только возможно.

Но тут Синяя Борода такой поднял гам, что самые стены дома задрожали. Бедная жена его сошла вниз и бросилась к его ногам, вся растерзанная и в слезах.

— Это ни к чему не послужит, — сказал Синяя Борода, — пришел твой смертный час.

Одной рукой он схватил ее за волосы, другою поднял свой страшный нож… Он замахнулся на нее, чтоб отрубить ей голову… Бедняжка обратила на него свои погасшие глаза:

— Дай мне еще миг, только один миг, с духом собраться…

— Нет, нет! — отвечал он. — Поручи душу свою богу!

И поднял уже руку… Но в это мгновение такой ужасный стук поднялся у двери, что Синяя Борода остановился, оглянулся… Дверь разом отворилась, и в комнату ворвались два молодых человека. Выхватив свои шпаги, они бросились прямо на Синюю Бороду.

Он узнал братьев своей жены — один служил в драгунах, другой в конных егерях, — и тотчас навострил лыжи; но братья нагнали его, прежде чем он успел забежать за крыльцо. Они прокололи его насквозь своими шпагами и оставили его на полу мертвым.

Бедная жена Синей Бороды была сама чуть жива, не хуже своего мужа: она не имела даже довольно силы, чтобы подняться и обнять своих избавителей. Оказалось, что у Синей Бороды не было наследников, и все его достояние поступило его вдове. Одну часть его богатств она употребила на то, чтобы выдать свою сестру Анну за молодого дворянина, который уже давно был в нее влюблен; на другую часть она купила братьям капитанские чины, а с остальною она сама вышла за весьма честного и хорошего человека. С ним она забыла все горе, которое претерпела, будучи женою Синей Бороды.

Ключ от запретной комнаты.







Вспомним сюжет этой сказки Шарля Перро, впервые изданной в 1697 г. Жил-был очень богатый господин, но из-за синей бороды, делавшей его гадким и страшным, он никак не мог обрести подругу жизни. Его прель­щали дочки почтенной дамы, жившей по соседству. Он сватался к ним, получил отказ, но проявил настойчивость: устроил в своём замке им и всей респектабельной соседской молодёжи целую неделю развлечений. Акция удалась, и младшенькая дочка сдалась. Сыграли свадьбу, медовый месяц прошёл отлично. Молодая была счастлива, но муж собрался по делам и «по­просил её хорошенько развлекаться в его отсутствие, пригласить своих подруг, поехать с ними в загородный замок, если ей захочется, и всюду делать всё, что ей вздумается». Муж запретил лишь посещать одну комнатку в замке, пригрозив страшными карами. Жена пригласила подруг, и, пока они завидовали её богатству, обходя замок, она устремилась к запретной комнатке. Что она там увидела? «Весь пол покрыт свернувшейся кровью, в которой отражались трупы нескольких женщин, висевшие на стенах». Это были прежние жёны Синей Бороды, убитые им. От страха она уронила ключ, запачкав его кровью. Смыть её, как ни старалась, не смогла. Внезапно вернувшийся муж, увидев ключ, всё понял и предложил супруге быстрее готовиться к смерти. К счастью, подоспели её братья и всё закончилось удачно - они убили злодея, а жена, унаследовав его несметные богатства, удачно вышла замуж снова да ещё и спонсировала сестру и братьев.

Белоснежка

Садо без мазо

Реальным прообразом Синей Бороды часто считают богатейшего барона и маршала Франции Жиля де Рэ. В 1440 г. его казнили за жуткие преступления. Продав душу дьяволу и став алхимиком и чернокнижником, он проводил чудовищные обряды, в процессе которых пытали и убивали детей. Сам де Рэ принимал в них активное участие, к тому же занимался содомией и некрофилией. Барон сознался примерно в 800 убийствах, но судьи решили, что их было около 150. Более жуткой фигуры в истории Франции не было.

Но одновременно Жиль де Рэ был чуть ли не национальным героем. Звание маршала он заслужил своей отвагой в Столетнюю войну. Более того, он был ближайшим подвижником Жанны д’Арк и сопровождал её почти во всех битвах. Именно ему доверили почётную миссию доставить елей для миропомазания Карла VII во время его коронации в Реймсе в 1429 г. Но в начале 30-х он отходит от доблестных дел, живёт поочерёдно в своих замках, коих у него было больше, чем у Синей Бороды, и пускается во все тяжкие. Окружает себя частной армией, огромной свитой и даже штатом священников. Его образ жизни и выезды похожи на королевские. А в запретных комнатах замков творятся жуткие вещи.

Маршал Франции Жиль де Рэн

В отличие от сказочной Синей Бороды де Рэ убивал не жён, а детей. А единственную жену отправил в монастырь. Почему же Перро «наградил» героя синей бородой и почему мы отождествляем его с бароном де Рэ? Можно было бы предположить, что синюю бороду для героя великий сказочник придумал точно так же, как красную шапочку для крестьянской девочки и сапоги для кота. В народных сказках, на основании которых они написаны, кот совершает подвиги босиком, а у девочки голова не покрыта. «В памяти людей Рэ остался легендарным монстром. В краю, где он обитал, эта память смешалась с легендой о Синей Бороде», - объясняет эту коллизию Жорж Батай, известнейший философ и автор самой полной книги о Жиле де Рэ. По его мнению, между героем сказки и реальным бароном «нет ничего общего». И это похоже на правду.


Отцы и дети

Гораздо ближе к сказке Перро легенда о Коморе - короле Бретани, правившем в VI веке. Он женился на некой Трифимии, потом ставшей католической святой. Когда она забеременела, ей было видение прежних семи жён короля, убитых им. Они уговорили её бежать. Комор догнал жену и, узнав о беременности, отрубил голову. А отец с помощью святого Гильдаса её воскресил. Поэтому святую часто изображают без головы - она дер­жит её в своих руках. В этой легенде отсутствует только запретная комната, но на сказку она похожа больше истории Жиля де Рэ.

Но почему Комор убивает жён, узнав об их беременности? Этот мотив встречается очень широко в мифологии. Древнегреческому богу Кроносу предсказали, что его свергнет сын. Дабы избежать этого, он проглатывал только что родившихся детей. Но вместо одного из них мать подсунула ему камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос проглотил его, ребёнок спасся и потом действительно сверг отца и стал главным богом на Олимпе. Это был Зевс. Но и он получил пророчество, что будет свергнут сыном. Чтобы сохранить власть, Зевс съел супругу, когда она забеременела. В результате он унаследовал от неё… беременность. Но родилась девочка, правда, муже­подобная. Это была Афина. Она появилась из расколотой головы Зевса сразу в боевом снаряжении - в шлеме, со щитом и копьём.

Кронос, детей пожирающий.

А вот среди сказок точного прообраза «Синей Бороды» нет. Есть сказки с запретными комнатами, в которых убивают, расчленяют, а потом воскрешают. Но в отличие от Перро делают это не только мужья, но ещё и животные, разбойники или какие-нибудь нелюди и посланцы из иного мира. Главным в них специалисты считают не образ мужа, а тот беспредел, который происходит в запретной комнате. Вот что видит героиня сказки братьев Гримм «Диковинная птица», которая была обезглавлена, а потом спасена: «Посреди комнаты стоял огромный таз, полный крови, и в нём лежали тела людей, разрубленных на части, а рядом с тазом поставлен был обрубок дерева и около него положен блестящий топор».


Подобных картин много в сказках разных народов, в том числе и у нас. Владимир Пропп, самый влиятельный специалист по сказкам в мире, видел в этом феномен так называемой временной смерти. Его проводили во время посвящения: человека убивали, разрубали на части, потом собирали и воскрешали. Понятно, это делали понарошку, но под действием галлюциногенов или других психотехник посвящаемый воспринимал это буквально. Для большей уверенности, что с ним совершали экзекуции, ему могли отрезать палец, нанести несколько шрамов, оставить другие знаки насилия. В результате посвящаемый возрождался новым, другим человеком. Такие серьёзные ритуалы с расчленёнкой и сдвигом сознания обычно проводились при по­священии в шаманы. Проходили они часто в запретной комнате - как в сказке. В особых мужских домах, где этим занимались, такие помещения часто были. Это наблюдали у архаичных народов, практиковавших такие обряды даже в XIX-XX вв. В незапамятные времена этим занимались и предки т. н. цивилизованных народов. Осколки воспоминаний об этом остались в сказках.


Конечно, всё это чтение не слишком подходит детям в наше жёсткое время. Но помнить об этом нужно, ведь социальные психологи утверждают: то, что было однажды, может повториться. И сегодня уже возрождаются дикие обычаи. В Сирии террористы едят сердца убитых врагов, а в Дании публично убивают и вскрывают животных на глазах у детей. В детских книжках уже вовсю рассказывают об эвтаназии, насилии, гомосексуализме, наркозависимости. В Швеции писатели гордятся, что научились изображать детей злыми и неприятными. Стоит ли нам идти по этому пути или открыть другие книжки?

В ближайших номерах читайте о том, на каких сказках надо воспитывать детей.


На международном фестивале в Лионе прошла премьера оперы венгерского композитора Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода". Новую интерпретацию знаменитого произведения представили швейцарский дирижёр Тит Энгель, французский драматург Жорж Бану и украинский режиссёр Андрей Жолдак.

"Синяя Борода" – французская народная сказка, которую обработал и записал Шарль Перро. Впервые её опубликовали в 1697 году. Прототипом главного героя стал французский барон Жиль де Ре, казнённый по обвинению в многочисленных убийствах.

В 1992 году во французском сенате дело де Ре пересмотрели. Зачем парламентарии и эксперты вернулись к процессу XV века? И какой вердикт вынес трибунал? Об этом рассказали эксперты программы "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Кто был прототипом сказочного злодея?

Жиль де Ре происходил из знатного французского рода Монморанси. Родители дали ему хорошее образование. Он знал несколько языков, много читал и не жалел денег на покупку книг.

"С 11 лет он стал сиротой, и поэтому его воспитанием занимался дедушка. И в основе принципов воспитания лежали такие, как вседозволенность и распущенность. В последующем это и сыграло свою определённую роль, когда он был обвинён в совершении преступлений", - отметил адвокат, кандидат юридических наук Виталий Шакин.

Дед обучил Жиля фехтованию и стрельбе из лука. В 16 лет молодой барон де Ре отправился на Столетнюю войну между Англией и Францией. Под его предводительством войско Жанны д’Арк вступило в Реймс. Карла Седьмого короновали, а Жилю присвоили звание маршала Франции.


"И спустя некоторое время он ушел в отставку. После ухода в отставку Жиль де Ре стал жить в своем поместье, в замке, и увлёкся очень алхимией. Вокруг него стали появляться различные маги, колдуны", - рассказал Виталий Шакин.

В родовом замке Тиффож Жиль де Ре оборудовал огромную алхимическую лабораторию. Он мечтал отыскать философский камень и рецепт эликсира молодости. Над башнями Тиффожа часто клубился едкий дым. По окрестностям поползли слухи о богопротивных занятиях барона, а вскоре возле поместья стали пропадать дети.

Суд над бароном де Ре

"Пошли слухи о том, что в его замке творятся страшные вещи. В результате этого Жиль де Ре был обвинён в множественных убийствах детей", - пояснил Виталий Шакин.

По словам эксперта, ходили слухи о том, что у барона было несколько жён, порядка семи, и каждую из них он якобы убил. А после каждого убийства на аллее возле своего замка он высаживал дерево.

Главным обличителем Жиля де Ре стал епископ Нантский. У него не было никаких доказательств преступлений барона, поэтому он требовал, чтобы Жиль де Ре сознался в совершённых им злодеяниях.


"Конечно, следствие и суд тогда были до чрезвычайности несовершенны, признание было царицей всех доказательств. И достаточно было признания, причём под пытками, потерпевшего, и приговор мог быть вынесен", - сказал Сергей Литвинов.

На суде маршал де Ре держался уверенно - настаивал на своей невиновности. Барон признался только в занятиях алхимией и уверял, что никогда не похищал детей и не мог убить семь жён, поскольку женился лишь однажды. Но шансов избежать наказания у него не было.

"Фактически Жиля де Ре судило три суда - это инквизиция, епископальный суд и светский суд. Поэтому у Жиля де Ре не было никаких шансов избежать наказания, даже если бы инквизиция простила его за то, что он совершил, получив раскаяние обвиняемого. Инквизиция могла прощать грешников, а светский суд все равно бы осудил бы его за убийство детей", - отметил Виталий Шакин.


По делу опросили 200 свидетелей, но они путались в показаниях и сообщали противоречивую информацию. Тогда епископ Нантский вызвал свидетеля Франческо Прелати - близкого друга Жиля де Ре. Изначально итальянца записали в сообщники маршала.

"Прелати на суде засвидетельствовал, что управляет демоном Барроном. Кроме того, он рассказал судьям о том, что Жиль де Ре якобы в его присутствии кровью подписал договор с дьяволом, согласно которому он должен был похищать и убивать детей", - поделился Виталий Шакин.

Самое невероятное, что после выступления Прелати маршал сознался в убийстве почти 800 детей. Сказал, что похищал по одному ребёнку в неделю на протяжении последних 15 лет. Но таким разговорчивым барон де Ре стал не из-за показаний свидетеля.

"После пыток ему ничего не оставалось делать, как признаться в совершённых преступлениях. Надо думать, что инквизиция умела допрашивать своих подсудимых, и люди признавались во всём, в чём угодно", - рассказал писатель, автор детективных романов Сергей Литвинов.

Жиля де Ре приговорили к смертной казни. А его история легла в основу сказки о Синей Бороде - жестоком мучителе и убийце. Но имел ли барон хоть какое-то отношение к приписываемым ему преступлениям? Ответить на этот вопрос решили современные исследователи.

Имел ли барон отношение к приписываемым ему преступлениям?

Археологи провели раскопки на территории замка барона. И не обнаружили ни одного скелета. В самом доме тоже не нашли ни человеческих останков, ни пыточных комнат. Вывод очевиден: дело Жиля де Ре сфабриковали.

"Дело в том, что среди судей Жиля де Ре были герцог Иоанн V и епископ Нантский, которым он продал, то ли намеревался продать, свой замок. И по условиям договора Жиль де Ре имел право выкупить обратно свои владения", - пояснил Виталий Шакин.


Он добавил, что это не устраивало ни герцога, ни епископа, и именно это явилось причиной того, что они стали распускать слухи о том, что он совершает ужасные преступления.

Именно поэтому, спустя 550 лет, дело барона решили пересмотреть на трибунале. В итоге Жиля де Ре признали невиновным и официально реабилитировали. А недавно историки выдвинули любопытную версию. Возможно, прототипом Синей Бороды был правитель одного из королевств на юге Британии Кономор Проклятый. По легенде, его жена Трифина обнаружила в замке секретную комнату, а в ней - тела трёх бывших жён короля.

О других невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Синяя Борода – это серийный убийца из французской народной сказки. Хотя история о нем во многом кажется невероятной, но есть основания полагать, что она была основана на реальных событиях. Точного ответа, кто был прототипом Синей Бороды в реальной жизни, мы не знаем, но есть 2 исторических персонажа, которые подходят под этот характер. Первый – Жиль де Ре, дворянин 15-го века из области Бретани, Франция. Второй – Коморр Проклятый, бретонский король.

Короткое содержание сказки

Наиболее известная печатная версия сказки была написана Шарлем Перро в 1697 году. Это рассказ о некоем загадочном, богатом дворянине, который являлся обладателем длинной бороды синего цвета. О нем ходили в округе разные слухи, так как мужчина был довольно скрытным и странным. К тому же граф был несколько раз женат, а его бывшие загадочно исчезли.

Сказка

Он просил руки нескольких девушек, но все ему отказывали, так как боялись. Наконец, синебородый сделал предложение соседской девушке, а чтобы ближе познакомиться с ней и ее семьей, пригласил их в свой замок. Они были поражены его богато обставленным жилищем. Граф развлекал гостей по высшему уровню целую неделю, устраивал танцы, пиршества и т.д. Ему удалось завоевать сердце женщины, поэтому вскоре состоялась свадьба.

Прожили они месяц, когда Синяя Борода сообщил, что ему нужно уехать по делам на несколько недель. Он оставил на хозяйстве жену, передав ей ключи от всех комнат в доме, с одной оговоркой: она не должна была открывать маленькую комнату на нижнем этаже, иначе ее муж сильно разозлится. Но девушка оказалась слишком любопытной. Пока муж отсутствовал, она проникла в комнату, а внутри увидела ужасную картину – залитый кровью пол и трупы женщин, подвешенных на стенах. От страха девушка уронила ключик в кровь.

На следующий день она пошла подобрала его, закрыла комнату, но вот беда: кровь с ключа не смывалась! Синяя Борода вернулся раньше времени, увидел окровавленный ключи и догадался обо всем. Он собрался убить непослушную жену, но мимо проходили ее браться, которые услышали крики и вовремя спасли беднягу. Злодея убили, а вдова унаследовала большое состояние, повторно вышла замуж и жила долго и счастливо.

Жиль де Ре

Большинство историков полагают, что сказка о Синей Бороде связана с историей Жиля де Ре – французского дворянина из богатой семьи, которого судили как серийного убийцу. Он остался сиротой в раннем возрасте, и опеку над ним взял дедушка Жан де Краон. Дед попытался женить Жиля, которому в то время было 12 лет на Жане Пайель – очень богатой наследнице Нормандии, но получил отказ. Только с третьего раза удалось найти молодому человеку невесту. Женившись, де РееРе стал одним из самых богатых людей в Европе. Это имеет некое сходство со сказкой: синебородый тоже пытался жениться на нескольких молодых леди, но все боялись его и отказывались, хотя дворянин обладал большим богатством.

Жиль де Ре

Во взрослой жизни Жиль де Ре стал маршалом Франции, он участвовал в Столетней войне и был «коллегой» знаменитой Жанны д’Арк. Как же получилось, что такой уважаемый человек обрел славу убийцы? В конце августа 1440 года монсеньор Жан де Малестру, епископ Нантский произнес сенсационную проповедь: ему якобы стало известно о чудовищных преступлениях одного из ведущих дворян Бретани маршала де Ре «против маленьких детей и подростков обоего пола» (да, о женах или женщинах речь вообще не шла). Обвинители утверждали, что Жиль увлекся алхимией и оккультизмом, а затем начал похищать, пытать, насиловать и убивать детей в качестве жертвоприношений темным силам.

Обвинение и суд

Вскоре у епископа появилась возможность сообщить обо всем главе следственного трибунала – отцу Жану Блуину, и началось настоящее расследование. На маршала нашлось много компромата, по которому было сформировано обвинение. Бумаги направили герцогу Бретани и генеральному инквизитору Франции Гийому Мерику. Там было все: колдовство, жертвоприношения, сексуальные извращения, убийства детей с расчленением.

Суд состоялся 19 сентября 1440 года. Власти постарались максимально обнародовать процесс, объявляя о нем на площадях всех городов Бретани. Были приглашены все, кто мог иметь хоть какие-то истинные или мнимые доказательства. На суд собралось столько зрителей, что многим приходилось торчать за дверью. В адрес Жиля де Ре звучали оскорбления, женщины плевали в лицо «проклятому злодею».

В ходе разбирательства нашлось немало свидетелей против маршала. Один из его бывших подчиненных подробно рассказал о чудовищном издевательстве над несовершеннолетними детьми. Слуги утверждали, что де Ре хранил в темнице своего замка человеческие головы. О пропавших детях засвидетельствовали их родители. Некоторые из них сказали, что в последний раз они видели своих детей, когда те шли во владение Жиля де Ре просить милостыню.

Жиль де Ре: суд

Под пытками маршал быстро раскаялся и признался в совершении этих преступлений, подробно описав, как он их совершал. Сам маршал назвал число замученных им детей – 300, но суд мудро решил, что 150 будет достаточно для казни. Некоторые думали (и думают), что мужчину подставили, и на самом деле он не был виновен. С помощью пыток из любого можно вытянуть подобное признание. Звучавшие свидетельства были близки к слухам, а физических доказательств не было, то есть ни тел, ни даже фрагмента кости не нашлось.

Казнь

Утром 26 октября площадь перед Нантским собором была переполнена горожанами. Все хотели посмотреть на казнь благородного лорда, обвиняемого в гнусных преступлениях. В соборе маршал Жиль де Ре раскаялся и попросил прощения, но это сути дела не меняло – убийца был повешен. Труп передали родственникам, но те, естественно, не посмели похоронить «монстра» в семейном склепе. Жиль нашел вечный покой под безымянной табличкой в ​​монастыре кармелитов на окраине Нанта. Во время Французской революции замок де Ре сровняли с землей из-за его нехорошей славы.

Вообще, инцидент с Жилем имеет мало сходств с Синей Бородой, однако, тот факт, что был некий убийца, совершивший ужасные злодеяния, сам по себе мог стать предпосылкой к возникновению легенд. Кроме того, некоторые поверили во всю эту историю.

Интересный факт: есть много версий сказки о Синей Бороде. Они передавались устно еще до того, как Перро опубликовал свой рассказ. После него тоже появлялось множество похожих рассказов.

Кономор Проклятый

Больше сходств со сказкой имеет предание о короле Кономоре Проклятом, который правил в Бретани в первой половине 6-го века. Тогда большая часть страны все еще была усеяна дольменами и покрыта первобытными лесами, а местные народы были такими же язычниками, как и христианами.

Кономор Проклятый

Мы почти ничего не знаем о Кономоре, за исключением того, что он был очень жестоким еще с детства. Его мать звонила в колокольчик, чтобы предупредить людей о приближении «маленького дьяволенка». На тех крестьян, которые не успели убежать, Кономор натравлял своих собак. По всей видимости его деяния достаточно сильно повлияли на людей, раз легенды об этом короле стали частью фольклора.

Одна из таких легенд записана в биографии святого Гильда Премудрого. Он пишет, что «Кономор уже убил трех жен, когда его взгляд упал на прекрасную Трифину. Граф Ванн не хотел отдавать ему свою дочь, но затем согласился, надеясь на лучший исход. Договоренности о заключении брака были подписаны при участии святого Гильда, который в то время как раз присоединился ко двору «в надежде превратить этого хищного волка в кроткого ягненка».

Однажды новая королева пошла помолиться в часовню, где были похоронены ее предшественницы. Примечательно, что там стоял 1 пустой гроб (для нее, по-видимому). Как только Трифина хотела уйти оттуда, 4 гробницы бывших жен открылись, и из них вылетели призраки. Они предупредили женщину, что король убивает своих жен, когда те беременеют, так как один вещун предсказал, что Кономора убьет собственный сын. Трифина, которая недавно узнала о беременности, испугалась и решила сбежать.

Девушка не смогла уйти далеко. Разъяренный тиран настиг ее и, игнорируя слезные просьбы о пощаде, одним ударом своего меча снес бедняге голову. Святой Гильда чудесным образом возвратил королеву к жизни. Затем отправился к замку убийцы, встал на колени, поднял горсть пыли и бросил ее на стены. Они обрушились и задавили короля.

Легенда о Кономоре

Конечно, эта история еще более невероятная, чем предыдущая, но в Бретани Кономор – известная историческая фигура, и даже местные церкви посвящены святой Трифине и ее сыну, святому Тремеру.

Мнение экспертов

Так как нет исторических фактов об убийце с синей бородой, историки склоняются к тому, что сказка о нем представляет собой смесь различных легенд, связанных с мужчинами, убивающими жен. Некоторые ученые интерпретируют ее, как поучительную басню, проповедующую повиновение мужьям и осуждающую чрезмерное любопытство.

Ни в одной версии не объясняется, почему Синяя Борода убил свою первую невесту, ведь она не могла войти в запретную комнату и найти мертвую жену. Некоторые ученые предположили, что мужчина проверял послушание своей невесты, приказав не заглядывать в определенную комнату, и убил ее только лишь за неповиновение приказу.

Имя Синей Бороды, которое указывает на наличие бороды самого глубокого черного цвета (конечно же, синих волос у людей не бывает), обозначает его как фигуру непреодолимой мужественности, «альфа-самца», чья сила и мужество почти сверхчеловеческие.

Читайте также: