Черемуха душистая весною расцвела и ветви золотистые что кудри завила

Опубликовано: 17.09.2024

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Краткое содержание


И. Левитан. Черемуха. 1880-е

По весне расцвела душистая, прекрасная черёмуха. Её ветви, освещённые солнечными лучами, кажутся золотыми. В эту чудесную пору черёмуха завила свои ветки, подобно кудрям. По её коре скатываются росинки, пахнущие медом. Пряная зелень, наполненная острым ароматом, сияет на фоне белоснежной, почти серебряной коры. Неподалёку от дерева, в траве среди черёмуховых корней, журчит смелый ручеёк: весной он кажется серебряным.

Душистая черёмуха стоит, широко развесив свои ветви. Молодые листочки её под солнечными лучами сверкают золотом. Ручеёк, спешащий поблизости от черёмухи, вдруг превращается в гремучую волну, обретя силу и мощь. Теперь он может обнять черёмуховые ветви со всех сторон. Среди всего многоголосия звуков, черёмуха слышит волшебные песни ручья.

История создания

Поэт написал стихотворение в ранний период своего творчества, в январе-феврале 1915 г. Уже в мартовском выпуске журнала «Мирок» произведение было напечатано.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой классику пейзажной лирики, считаясь одним из самых узнаваемых произведений Есенина. Оно чрезвычайно характерно для его ранней лирики, когда поэт занимался поэтизацией родной природы, демонстрируя её самые великолепные стороны. Есенин использовал при создании произведения простой двустопный ямб и перекрёстную рифмовку.

Композиция

В произведении отсутствует лирический герой. Поэт просто делится своими впечатлениями об окружающем мире, описывая его красоту. Для этих целей идеально подходит простая линейная композиция, включающая в себя небольшой кольцевой элемент в виде рефрена первой строки. Сюжеты в стихотворении словно наложены один на другой. С одной стороны – описание цветущей природы, с другой – трогательная история любви двух влюблённых.

Образы и символы

В стихотворении представлены яркие образы, восприятие которых дополняется множеством природных цветов, звуков и запахов:

  • образ черёмухи – ключевой. Это не просто цветущее дерево: оно символизирует прекрасную девушку, которая преображается с наступлением весны, словно черёмуха;
  • образ «серебряного ручья» – молодой юноша любуется ручьём, который поёт черёмухе свои «песенки». Пение ручья – это символ любовного признания. Таким образом, в произведении возникает влюблённая пара, делающае повествование более живым и проникновенным.

Лирический герой не представлен: образ некоего наблюдателя лишь предполагается. Есенин даёт возможность своим читателям посмотреть на красивую весеннюю картину собственными глазами.

Темы и настроение

В произведении представлено четыре темы:

  1. Тема природы – основная. Поэт любуется красотами родной земли, видя не только ручей и поле, но и отдельную историю любви.
  2. Тема любви находит отражение в описании весеннего пейзажа: черёмуха и ручей – подобие влюблённой молодой пары. Весна – начало их чувства.
  3. Тема любви к родине прослеживается в каждом образе природы. Окружающий мир вызывает в душе у автора вдохновение и трепет.
  4. Тема деревни – сквозная в творчестве поэта. Есенин с грустью и ностальгией вспоминает о расцвете своего родного села, которое способно удивить чуткого наблюдателя.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в вечной гармонии, взаимодействии природы и человека. Поэт говорит о том, что мы должны обращать гораздо больше внимания на детали в отношениях между собой. Опасно забывать о таких категориях души, как: чувства, эмоции, переживания, настроения. Человек и природа должны жить в едином ритме, настроившись на одну «волну». Основная мысль – продемонстрировать весеннее пробуждение чувств, способное объединить всё живое.

Средства выразительности

В произведении автор использовал разнообразие художественных средств:

  • метафоры – «зелень сияет в серебре», «зелень горит на солнышке»;
  • эпитеты – «душистая черёмуха», «роса медвяная», «золотистая зелень»;
  • сравнение – «что кудри»;
  • олицетворение – «черёмуха завила ветки», «ручей поёт песенки», «ручей бежит».

Сергей Александрович Есенин

Не жалею, не зову, не плачу. Стихотворения 1910–1925

© Нина Щербак, сост. и вступ. ст., 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Творчество Сергея Есенина принадлежит к числу самых заметных явлений русской лирической поэзии. Оно оригинально, самобытно, проникновенно, соотносимо с болью и горечью человеческой души, ее внутренней песней. Произведения Есенина вызвали у его современников колоссальный резонанс. Беспощадный критик Серебряного века Зинаида Гиппиус насмешливо и зло пародировала его костюмы и манеру себя держать, поэт Сергей Городецкий и писатель Иванов-Разумник относились к Есенину, напротив, тепло и дружелюбно. Близкий друг поэт Николай Клюев в начале их взаимоотношений, как и многие, страстно Есенина обожал, но под конец любовь сменилась чуть ли не ненавистью. Есенина, действительно, многие ненавидели. За славу и успех, за народное признание и слишком очевидный талант, который ничем нельзя было заглушить: ни вином, ни жизненными коллизиями, ни женщинами, которые любили поэта до безумия.

Биография Сергея Есенина яркая, памятная. Она полна красок, городов, стихов и людей, с которыми поэта сводила судьба, начиная от последней императрицы (слушала его произведения, «печальные как сама Россия», когда Есенин был определен на военную службу в санитарный поезд, что стоял в Царском Селе) до известных политических деятелей революции, друзей-писателей, врагов-завистников, почитателей и убийц.

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. С 1912 года вместе с отцом жил в Москве, где сначала работал в книжном магазине, а затем, с марта 1913 года, устроился в типографию. Есенин не просто хотел славы – он ее жаждал. В 1915 году отправился искать счастья в журналах Северной столицы. Сразу с поезда пошел к знаменитому Александру Блоку. Тот, назвав Есенина «талантливым крестьянским поэтом-самородком», ввел его в круг поэтов. Перед петербургской творческой интеллигенцией Есенин изображал «наивного, простодушного паренька», хотя ни простодушия, ни наивности в нем никогда не было. Близкий друг поэта Анатолий Мариенгоф вспоминал, как Есенин весьма цинично объяснял свой успех в Петрограде: «С бухты-барахты не след идти в русскую литературу. Искусную надо вести игру и тончайшую политику. Не вредно прикинуться дурачком. Шибко у нас дурачка любят. Каждому надо доставить удовольствие». Действительно в его поведении было немало театрального. Свидетели и недруги писали, что, даже перед тем, как учинить дебош и публично «разбить окно» (или из него выпрыгнуть!), он всегда наматывал на руку пиджак – чтобы не пораниться!

Бо́льшую часть своей жизни Есенин был бездомен и бесприютен, но губительно очарователен:

Он всегда притягивал к себе ярких женщин. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Августа Миклашевская, Софья Толстая… Тянулся к ним сам, искал в них поддержки, но в конце концов покидал их.

Театральность Есенина, его внешняя грубость и влюбчивость – лишь грани его личности. Это был, без всякого сомнения, умный и образованный человек, несмотря на то что после школы фактически нигде не учился. Но, возможно, именно благодаря тому, что Есенин прошел свои «университеты», его культурная основа оказалась уникальна. Тому подтверждение – его неподдельный интерес и глубокое изучение культуры Закавказья, Ирана, что нашло отражение в поздних произведениях, в частности в «Персидских мотивах».

«Московский озорной гуляка» Есенин очень напряженно работал, особенно в последние годы своей жизни: много писал, постоянно общался с сотрудниками издательств, выступал перед многочисленными аудиториями. Следствием популярности были постоянные столкновения со знакомыми и малознакомыми людьми, «доброжелателями» и просто желавшими поживиться за его счет, а также пристальное внимание властей. Есенина никогда не оставляли в покое. Результат – нервные срывы, болезнь. И причиной тому были не только шатания времени, революция, смена ориентиров, богемные встречи, вино, друзья-негодяи и неудавшаяся личная жизнь, а какая-то заложенная свыше внутренняя болезненная организованность души. Как будто, родившись поэтом, Есенин был изначально приговорен ощущать мир слишком остро. Как будто выдержать жизнь, познав ее всем нутром, для него было невыносимо.

Тексты Есенина – разные, и их много. В предложенном нами сборнике стихотворения печатаются в последней авторской редакции, представленной в первых трех томах четырехтомного «Собрания стихотворений» (М.-Л.: Гиз, 1926–1927), вышедшего посмертно. Наборный экземпляр первых трех томов этого издания хранится в Государственном литературном музее и был подготовлен самим поэтом. Последний, четвертый, том составлялся уже после смерти Есенина и вышел в 1927 году. Рукописное наследие поэта хранится в четырнадцати государственных архивах и в архивах частных лиц. Датировка сочинений Есенина представляет известную трудность, многие его публикации, особенно в период раннего творчества, не датировались. Есенинские автографы не всегда сопровождаются указанием даты (около шестидесяти хранит Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский дом), около сорока – Рязанский областной краеведческий музей, двадцать шесть – Российская национальная библиотека). Для данного издания, как правило, сохранена авторская датировка, установленная для Собрания стихотворений. Нередко поставленные поэтом по памяти даты в разных изданиях не совпадают. Первопечатная датировка в таких случаях принята как наиболее достоверная.

Сергей Есенин почти не писал собственных биографий. В эссе 1925 года «О себе» указал несколько дат и встреч, а в конце подытожил: «Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах». Поэтому, наверное, и правда, ни революция, ни женщины, ни важные встречи, ни даже самоубийство поэта не раскроют до конца того щемящего чувства, которое дарит его бесконечно нежная и проникновенная поэзия:

Стих Черемуха Сергей Есенин

Содержание страницы:

Сергей Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов — это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор. Стих Черемуха Сергей Есенин.

Дата рождения литературного гения — 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Читайте еще: Поздравление маме в прозе с днем рождения.

Биография поэта

Биография поэта

Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.

Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.

Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.

Еще одним поводом для разлада в семье стало то, что после переезда отца в Москву мальчик стал жить у своего родного деда-старообрядца, отца матери. Именно там он получил мужское воспитание, которым на свой лад занимались сразу три его дяди. Так как они не успели обзавестись своими семьями, то старались уделить мальчику много внимания.

Все дяди были неженатыми сыновьями бабки деда Есенина, которые отличались веселым нравом и отчасти еще юношеским озорством. Они научили мальчика ездить на лошади весьма необычным образом: посадили его на коня, который помчался галопом. Также происходило и обучение плаванию в реке, когда маленького Есенина просто кидали голого с лодки прямо в воду.

Что касается матери поэта, то на нее повлияло расставанием с мужем, когда тот был на долгой службе в Москве. Она получила работу в Рязани, где влюбилась в Ивана Разгуляева. Женщина покинула Александра Никитича и даже родила второго ребенка от нового сожителя. Сводного брата Сергея назвали Александром. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.

Образование

В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.

После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.

Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.

В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг. Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году он не поступил, но зато стал вольным слушателем Московского городского народного университета. Там он посещал лекции историко-философского факультета.

Творчество

Творчество

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

  1. Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
  2. В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
  3. Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество Александра Блока.

Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».

Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

  • С.М. Городецкий.
  • З.Н. Гиппиус.
  • Д.В. Философов.
  • А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.

Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.

Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

  • Петроградская книга «Голубень» (1918).
  • Второе издание «Радуница» (1918).
  • Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.

Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль Бориса Пастернака. Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.

Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением. Тогда были написаны:

  • «Сорокоуст» (1920).
  • Поэма «Пугачев» (1921).
  • Трактат «Ключи Марии» (1919).

Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.

После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

  • «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
  • «Трерядница» (1921).
  • «Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
  • «Стихи скандалиста» (1923).
  • «Москва кабацкая» (1924).
  • «Письмо к женщине» (1924).
  • «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
  • «Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».

В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался В. Маяковский. Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

Советская власть

Советская власть

После того, как Сергей решил порвать с имажинизмом, он начал давать частые поводы для критики своего поведения. Например, регулярно после 1924 года стали выходить различные уличающие статьи о том, что он был замечен в пьяном состоянии или же устраивал дебоши, скандалы в заведениях.

Но такое поведение было всего лишь хулиганством. За счет доносов недоброжелателей был открыто сразу же несколько уголовных дел, которые позже были закрыты. Самым громким из них является Дело четырёх поэтов, в котором значились обвинения в антисемитизме. В это время пошатнулось и здоровье литературного гения.

Что касается отношения советской власти, то она беспокоилась о состоянии поэта. Есть письма, свидетельствующие о том, что Дзержинского просят помочь и спасти Есенина. В них значится о том, чтобы к Сергею приставили работника ГПУ, который бы не давал ему спиться. Дзержинский отреагировал на просьбу и привлек своего подчиненного, который так и не смог найти Сергея.

Личная жизнь

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей — Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.

В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.

С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке — на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.

Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.

Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.

В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.

В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл Сергей Безруков. Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

Черемуха душистая

Черемуха душистая

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стиха

Большая часть раннего творчества С. Есенина посвящена пейзажной лирике. Молодой крестьянский поэт стремился раскрыть перед читателями удивительный мир русской природы. Воспоминания о родном селе позволяли Есенину создавать очень чистые проникновенные произведения, который точно передавали его ощущения. Одним из них является стихотворение «Черемуха» (1915 г.).

В центре внимания восторженного наблюдателя находится «черемуха душистая». Обычное дерево совершенно преображается с наступлением весны. Черемуха предстает в облике молодой прекрасной девушки, которая завила свои кудри. Она осознает свою ослепительную красоту, что придает ей еще большее очарование.

Черемуха расцветает вместе со всей окружающей природой. Есенин использует богатую цветовую палитру в изображении пейзажа: «ветви золотистые», «зелень», «в серебре». Динамичность общей картине придает струящийся «серебряный ручей», который напевает черемухе «песенки». Тем самым изображение словно оживает, наполняется разнообразными звуками.

Черемуха и ручей могут символизировать собой двух влюбленных, чьи чувства пробудились впервые под влиянием весны. «Вкрадчивое» пение ручейка напоминает пылкое признание в любви молодого человека. Наделение растений и животных человеческими чертами вообще было излюбленным приемом Есенина, который не отделял человека от природы.

Характерной особенностью пейзажной лирики Есенина является отсутствие лирического героя. Фигура наблюдателя только предполагается. Поэт позволяет читателям своими глазами взглянуть на волшебную картину.

Произведение написано очень простым и понятным языком. Особую красоту и лиричность ему придают разнообразные эпитеты: «душистая», «медвяная», «гремучею». Обычным приемом для ранней лирики Есенина является использование олицетворения: «роса… сползает», «ручей… поет». Также поэт применяет оригинальные метафоры: «зелень… на солнышке горит», «волной гремучею все ветки обдает». Единственное сравнение («как кудри») станет традиционным для Есенина и впоследствии будет им очень часто применяться.

Весеннее преображение природы выбрано Есениным не случайно. Оно было очень близко его собственному состоянию в этот период. Молодой поэт недавно переехал в Москву. Он полон надежд и уверен в собственных силах. Читайте еще: Доброе утро в прозе.

Вхождение в поэтический мир Есенин связывал с началом новой жизни. Он находился в состоянии мощного духовного подъема. Это ощущение стало «визитной карточкой» нового русского поэта, с помощью которой ему удалось покорить взыскательную московскую публику.

Оказавшись вдали от родных пенатов, со временем мы испытываем трепетное ностальгическое чувство по милому дому, земле, окрестным, пейзажам. Возникают различные воспоминания, порой противоречивые: болезненные, грустные, терзающие душу изнутри, или светлые теплые, радостные, вызывающие улыбку. Все зависит от того, счастлив ли был там человек или нет, видел ли он красоту окружающего мира, душевную чистоту и совершенство людей малой родины, а также от чувств и эмоций, переполняющих человека.

Поэзия – это чистое искусство, в котором автор обращается к читателю напрямую без посредников и выражает свое настроение посредством поэтической речи. Поэтому при прочтении стихотворений нужно уметь видеть между строк. Стихотворение Сергея Есенина «Черемуха» проникнуто светлым, радостным настроем, восторгом от красоты цветущей пышной черемухи, от дивных ароматов весны. На сайте Литера Гуру представлен анализ этого прекрасного произведения.

История написания

Стих «Черемуха» Есенин написал в 1915 году, он принадлежит к начальному периоду творчества автора. Он не зря выбрал тематику вешнего цветения. Она перекликалась с настроением Есенина в то время. Поэт тогда переехал в столицу, был окрылен надеждой и полон творческих сил, испытывал эмоциональный подъем. Но все же поэт помнил о своем родном селе Константиново и чувствовал ностальгию по нему. Он часто писал о нем свои творения. Небольшой стих «Черемуха» выражает все чувства и ощущения автора, его радостное и счастливое состояние души. В марте 1915 года стих был опубликован в журнале «Мирок».

Сельские пасторали и яркие луга, похожие на ковры, сотканные из цветов, понравились москвичам, и Есенин быстро стал известным и успешным в литературных кругах. Происхождение поэта тоже вызывало интерес у читателей, так же, как и его сочинения, проникнутые искренностью, самобытностью, романтичностью. Деревенский поэт, выходец из крестьянского рода, был новым явлением на поэтическом поприще, и многие издательства отметили в Есенине крепкую хватку, свойственную крестьянину, при помощи которой людям низов под силу свернуть горы и забраться на самую вершину.

Жанр, направление

Стих сочинен в жанре пейзажной лирики. Этот вид поэзии является основным в начальном периоде литературной деятельности Есенина, она присутствует почти во всех его произведениях, написанных в этот период. Пейзажная лирика Есенина глубоко раскрывает нежные, трепетные и искренние чувства автора к своему родному краю.

Направление произведения – новокрестьянская лирика. Поэт был выходцем из крестьянской семьи и поэтому принадлежал плеяде русских поэтов серебряного века, имеющих крестьянские корни. Есенин в своих ранних произведениях старался показать уникальный, чудесный мир отечественных пейзажей, первозданность и нетронутость русской природы.

Стих «Черемуха» имеет размер – двустопный ямб и перекрестную рифму – АВАВ.

Образы и символы

Основным образом в стихотворении является дерево – весенняя цветущая черемуха. Нужно отметить, что в стихах Есенина встречается огромное количество растительных образов: деревьев, кустарников, трав. Поэт так ярко и детально рисует их лирические образы, зачастую олицетворяя и сравнивая их с людьми. И образ черемухи не исключение. В стихе она изображена не только деревом, цветущим и пышным, а предстает перед читателями в облике юной красивой девушки, которая, как и черемуха, с наступлением весны преображается – завивает кудри,

Нежной красотой черемухи любуется, струящийся между корней «серебряный ручей». Он течет по траве, поет деревцу звонкие, незатейливые песни. Вкрадчивость говорливого ручейка схожа с нежными любовными признаниями. Образ хрупкого хрустального ручейка схож с обликом юного пылкого влюбленного.

Так в стихотворении перед читателями возникают облики влюбленных – парня и девушки, которые оживляют природные образы и создают волшебную картину любовных отношений. Эта пара становится символом любви и счастья. Ведь не зря весну называют порой любви.

Произведение наполнено яркими весенними красками, многочисленными звуками, дивными ароматами.
В стихотворном тексте отсутствует лирический герой, но чувствуется присутствие наблюдателя или созерцателя всей этой чудесной красоты весенней поры. Есенин дает возможность множеству читателей увидеть фантастическую картину лично.

Темы, настроение

Основная тема стихотворения – красота русской природы. Поэт очарован вешней красой родных краев, он рисует не только черемуху и ручей, но и трогательную историю человеческих отношений.

Нужно отметить, что сюжеты произведения словно наложены друг на друга. Первый и сразу привлекающий внимание читателя – это изображение цветущей весенней природы. А второй сюжет – это трепетная и трогательная история человеческих отношений, история любви.

Автором перед читателем красиво раскрывается тема любви, которая отражается в теме весны. Черемуха и ручей – это пара влюбленных, на фоне весеннего пейзажа возникают их трепетные, взаимные чувства. В стихотворении автор раскрывает еще одну тему – любовь к Родине, патриотизм. Любые детали и многочисленные образы родной природы волнуют душу русского человека, вызывают в ней трепет.

Также в стихе «Черемуха» возникает еще одна сквозная тема творчества Есенина – тема деревни. Автор с легкой грустью и ностальгическими нотками показывает расцвет своего родного края, его удивительную красоту и первозданность.

Основная идея

Поэт учит читателей быть внимательными, наблюдательными, уметь любоваться природной красотой, ценить и беречь ее. Он изобразил черемуху, цветущую, теплой вешней порой, затем описал «серебряный ручей», неторопливо струящийся внизу, в траве. Потом автор снова любуется деревом.

Смысл стиха «Черемуха» заключен в природной и человеческой гармонии, в незаметном, но ритмичном биении сердец всех представителей живой природы, в их взаимоотношениях. Есенин хочет, чтобы люди не скрывали эмоциональные состояния своей души: волнения, настроения, переживания, радость, счастье, а были открытыми, и не боялись бы показать чувства.

Центральная мысль стихотворения «Черемуха» — обратить внимание людей на вешнее преображение природы и пробуждение человеческих чувств. Эти два начала наполняют жизнь счастьем и смыслом и радуют.

Художественные средства

В стихотворении автор употребил следующие эпитеты – «черемуха душистая», «ветки золотистые», «серебряный лучей», «роса медвяная», «зелень золотистая». Также в стихе имеются несколько олицетворений. Именно на них выстроена композиция произведения. «Черемуха завила ветки», «ручей бежит» и «ручей поет песенки». Есть в нем и сравнение: «что кудри завила». В произведении автором употреблено несколько метафор: «зелень горит на солнышке», «зелень сияет в серебре».

Оказавшись вдали от родных пенатов, со временем мы испытываем трепетное ностальгическое чувство по милому дому, земле, окрестным, пейзажам. Возникают различные воспоминания, порой противоречивые: болезненные, грустные, терзающие душу изнутри, или светлые теплые, радостные, вызывающие улыбку. Все зависит от того, счастлив ли был там человек или нет, видел ли он красоту окружающего мира, душевную чистоту и совершенство людей малой родины, а также от чувств и эмоций, переполняющих человека.

Поэзия – это чистое искусство, в котором автор обращается к читателю напрямую без посредников и выражает свое настроение посредством поэтической речи. Поэтому при прочтении стихотворений нужно уметь видеть между строк. Стихотворение Сергея Есенина «Черемуха» проникнуто светлым, радостным настроем, восторгом от красоты цветущей пышной черемухи, от дивных ароматов весны. На сайте Литера Гуру представлен анализ этого прекрасного произведения.

История написания

Стих «Черемуха» Есенин написал в 1915 году, он принадлежит к начальному периоду творчества автора. Он не зря выбрал тематику вешнего цветения. Она перекликалась с настроением Есенина в то время. Поэт тогда переехал в столицу, был окрылен надеждой и полон творческих сил, испытывал эмоциональный подъем. Но все же поэт помнил о своем родном селе Константиново и чувствовал ностальгию по нему. Он часто писал о нем свои творения. Небольшой стих «Черемуха» выражает все чувства и ощущения автора, его радостное и счастливое состояние души. В марте 1915 года стих был опубликован в журнале «Мирок».

Сельские пасторали и яркие луга, похожие на ковры, сотканные из цветов, понравились москвичам, и Есенин быстро стал известным и успешным в литературных кругах. Происхождение поэта тоже вызывало интерес у читателей, так же, как и его сочинения, проникнутые искренностью, самобытностью, романтичностью. Деревенский поэт, выходец из крестьянского рода, был новым явлением на поэтическом поприще, и многие издательства отметили в Есенине крепкую хватку, свойственную крестьянину, при помощи которой людям низов под силу свернуть горы и забраться на самую вершину.

Жанр, направление

Стих сочинен в жанре пейзажной лирики. Этот вид поэзии является основным в начальном периоде литературной деятельности Есенина, она присутствует почти во всех его произведениях, написанных в этот период. Пейзажная лирика Есенина глубоко раскрывает нежные, трепетные и искренние чувства автора к своему родному краю.

Направление произведения – новокрестьянская лирика. Поэт был выходцем из крестьянской семьи и поэтому принадлежал плеяде русских поэтов серебряного века, имеющих крестьянские корни. Есенин в своих ранних произведениях старался показать уникальный, чудесный мир отечественных пейзажей, первозданность и нетронутость русской природы.

Стих «Черемуха» имеет размер – двустопный ямб и перекрестную рифму – АВАВ.

Образы и символы

Основным образом в стихотворении является дерево – весенняя цветущая черемуха. Нужно отметить, что в стихах Есенина встречается огромное количество растительных образов: деревьев, кустарников, трав. Поэт так ярко и детально рисует их лирические образы, зачастую олицетворяя и сравнивая их с людьми. И образ черемухи не исключение. В стихе она изображена не только деревом, цветущим и пышным, а предстает перед читателями в облике юной красивой девушки, которая, как и черемуха, с наступлением весны преображается – завивает кудри,

Нежной красотой черемухи любуется, струящийся между корней «серебряный ручей». Он течет по траве, поет деревцу звонкие, незатейливые песни. Вкрадчивость говорливого ручейка схожа с нежными любовными признаниями. Образ хрупкого хрустального ручейка схож с обликом юного пылкого влюбленного.

Так в стихотворении перед читателями возникают облики влюбленных – парня и девушки, которые оживляют природные образы и создают волшебную картину любовных отношений. Эта пара становится символом любви и счастья. Ведь не зря весну называют порой любви.

Произведение наполнено яркими весенними красками, многочисленными звуками, дивными ароматами.
В стихотворном тексте отсутствует лирический герой, но чувствуется присутствие наблюдателя или созерцателя всей этой чудесной красоты весенней поры. Есенин дает возможность множеству читателей увидеть фантастическую картину лично.

Темы, настроение

Основная тема стихотворения – красота русской природы. Поэт очарован вешней красой родных краев, он рисует не только черемуху и ручей, но и трогательную историю человеческих отношений.

Нужно отметить, что сюжеты произведения словно наложены друг на друга. Первый и сразу привлекающий внимание читателя – это изображение цветущей весенней природы. А второй сюжет – это трепетная и трогательная история человеческих отношений, история любви.

Автором перед читателем красиво раскрывается тема любви, которая отражается в теме весны. Черемуха и ручей – это пара влюбленных, на фоне весеннего пейзажа возникают их трепетные, взаимные чувства. В стихотворении автор раскрывает еще одну тему – любовь к Родине, патриотизм. Любые детали и многочисленные образы родной природы волнуют душу русского человека, вызывают в ней трепет.

Также в стихе «Черемуха» возникает еще одна сквозная тема творчества Есенина – тема деревни. Автор с легкой грустью и ностальгическими нотками показывает расцвет своего родного края, его удивительную красоту и первозданность.

Основная идея

Поэт учит читателей быть внимательными, наблюдательными, уметь любоваться природной красотой, ценить и беречь ее. Он изобразил черемуху, цветущую, теплой вешней порой, затем описал «серебряный ручей», неторопливо струящийся внизу, в траве. Потом автор снова любуется деревом.

Смысл стиха «Черемуха» заключен в природной и человеческой гармонии, в незаметном, но ритмичном биении сердец всех представителей живой природы, в их взаимоотношениях. Есенин хочет, чтобы люди не скрывали эмоциональные состояния своей души: волнения, настроения, переживания, радость, счастье, а были открытыми, и не боялись бы показать чувства.

Центральная мысль стихотворения «Черемуха» — обратить внимание людей на вешнее преображение природы и пробуждение человеческих чувств. Эти два начала наполняют жизнь счастьем и смыслом и радуют.

Художественные средства

В стихотворении автор употребил следующие эпитеты – «черемуха душистая», «ветки золотистые», «серебряный лучей», «роса медвяная», «зелень золотистая». Также в стихе имеются несколько олицетворений. Именно на них выстроена композиция произведения. «Черемуха завила ветки», «ручей бежит» и «ручей поет песенки». Есть в нем и сравнение: «что кудри завила». В произведении автором употреблено несколько метафор: «зелень горит на солнышке», «зелень сияет в серебре».

Читайте также: