Чем отличается фос от кос

Опубликовано: 17.09.2024

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемigoschinalg.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: " ФОС - фонды оценочных средств– составная часть ОПОП ОУ : – КОС – комплексные оценочные средства ( для оценки каждого ПМ): КОС – комплексные оценочные средства." — Транскрипт:

1 ФОС - фонды оценочных средств– составная часть ОПОП ОУ : – КОС – комплексные оценочные средства ( для оценки каждого ПМ): КОС – комплексные оценочные средства ( для оценки каждого ПМ) КОЗ – компетентностно-ориентированные задания( для оценки знаний и умений МДК, практик ) Экзаменационные задания - КИМы – контрольно-измерительные материалы (для оценки знаний и умений в УД, МДК)

2 КИМы, как следует из названия, измеряют, т.е. могут применяться в дисциплинах и МДК. КОСы представляют собой комплексные оценочные средства, в состав которых могут входить и КИМы, но в их составе есть еще и специфическая часть по оценке сформированности компетенций, которые оценивают качественно, без выставления балльных отметок. Они используются на экзамене (квалификационном) в ПМ.

3 КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ (КОЗы) И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

4 Как узнать компетентностно- ориентированное задание? Во-первых, это деятельностное задание; Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами: – Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение) – Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания) – Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) – Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)

5 ВНИМАНИЕ! Компетентностно-ориентированное задание организует деятельность обучаемого, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

7 ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫМ ЗАДАНИЯМ

8 Часто, читая условие заданий из учебника, олимпиадной работы и даже ЕНТ, мы встречаемся с путаницей в понятиях, некорректными формулировками, неконкретными заданиями. Громоздкие условия не настраивают учащегося на выполнение задания, а отвлекают от него. Самое главное требование – это чтобы задание было понято однозначно! Если Вы сформулировали задание, и не возникло ни одного вопроса на уточнение – значит, задание сформулировано очень грамотно.

9 МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

10 СТИМУЛ Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет следующие функции: мотивирует обучаемого на выполнение задания, включает обучаемого в контекст задания. Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он должен содержать только ту информацию, которая помогает заинтересовать обучаемого в выполнении задания или облегчает понимание задачной формулировки, следующей за стимулом. . Если описание ситуации содержательно важно для выполнения обучаемым задания (например, нацеленного на формирование компетентности разрешения проблем в аспекте «целеполагание и планирование деятельности» или «применение технологии»), оно играет в структуре компетентностно-ориентированного задания роль одного из источников информации и размещается после задачной формулировки.

11 Пример стимула В обувном магазине вам очень понравилась пара обуви. Она стоит достаточно дорого, но родители согласны ее приобрести при условии, что вы сможете проносить ее целый год (весной и осенью на улице, а зимой в школе) и сохранить в приличном виде.

12 Задачная формулировка однозначно описывает обучаемому ту деятельность, которую он должен совершить. Требования к способу представления результатов работы также должны содержаться в задачной формулировке и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса. Сравним несколько формулировок: Задачная формулировка должна точно соотноситься со способом оценки ответа\ результата (с модельным ответом или со специфической шкалой оценки). Задачная формулировка не должна содержать усложненный синтаксис, двойное отрицание, трудные слова, слова или предложения в скобках, без которых можно обойтись. Иными словами, грамотное построенное задание должно быть сформулировано однозначно и максимально просто. Задачная формулировка должна точно соотноситься со способом оценки ответа\ результата (с модельным ответом или со специфической шкалой оценки).

13 Задачная формулировка текст задания должен начинаться с глагола; в тексте задания указано: - ЧТО делать - есть указание на то, КАК делать.

14 Источник Назначение источника состоит в том, что он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания. Другими словами, он является ресурсом для деятельности обучаемого. Поэтому главное требование, предъявляемое к источнику, - чтобы он был необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности. Чтобы компетентностно- ориентированное задание было надежным, преподаватель должен быть уверен, что успешность обучаемого не зависит от того, располагает ли он тем или иным знанием. В отдельных случаях преподаватель может предлагать задание, которое основывается не только на внешних информационных ресурсах, но и на внутренних – программном содержании, которое было присвоено обучаемыми. Предлагая такое задание, преподаватель должен, во-первых, предварительно убедиться (например, с помощью теста), что знания обучаемыми присвоены, во-вторых, перечислить, на какие предметные знания обучаемый должен опираться при выполнении задания. Чтобы задание было надежным, преподаватель должен отбирать такие источники, которые, по его сведениям, до момента работы над заданием не были бы знакомы обучаемым. Следует помнить, что обучаемый тратит время и силы на то, чтобы изучить источник. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы источник был эффективен, т.е. позволял выполнить задание при минимальных затратах. Следует использовать все возможности, которые предоставляет тот или иной источник информации для конструирования компетентностно-ориентированных заданий, и основывать как можно больше заданий для обучаемого на одном источнике (или комплекте источников). При отборе источника необходимо заботиться о том, чтобы он был интересен обучаемым. Важно учитывать возрастные и гендерные особенности, а также конъюнктурные, сиюминутные интересы студенческой группы или другой совокупности обучаемых. Наконец, общим требованием является соответствие источника возрасту чтения.

15 Бланк для работы обучаемых задает структуру предъявления ими результата их деятельности по выполнению задания. Поэтому он может входить только в состав задания со структурированным или частично структурированным ответом. Бланк является обязательной частью такого задания, выполняя которое обучаемый должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации на первом-втором уровнях. В заданиях, предназначенных для работы над формированием других общих компетенций или других аспектов информационной компетенции (ОК 4), бланк призван облегчить деятельность обучаемого, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке аргументов, признаков, критериев и т.п. Поэтому обычно бланк для выполнения задания располагают после задачной формулировки и перед источниками информации.

16 В качестве инструмента проверки в составе компетентностно- ориентированного задания могут использоваться: ключ, модельный ответ, аналитическая шкала, бланк наблюдения за групповой работой. Инструмент проверки должен позволять оценить выполнение всех действий, предписанных в задачной формулировке. Инструмент проверки должен ориентироваться на оценку тех действий, которые были предписаны в задачной формулировке.

Nikitina Maria Nikolaewna

Методические рекомендации по ФОС написаны на основании рекомендаций ФИРО с изменениями в части оформления КОСов, т.к. шаблон КОСов отличается от рекомендуемых (своя разработка) в части оформления ведомостей и пакета экзаменатора.

ВложениеРазмер
formirovanie_fondov_otsenochnykh_sredstv.rar 79.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

«КОВРОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ».

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И ПРОФЕССИЯМ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих основные профессиональнее образовательные программы, раскрывают общие подходы к процессу формирования фондов оценочных средств по специальностям и профессиям СПО.

Методические рекомендации определяют требования к содержанию контрольно-оценочных средств, содержат информацию о структуре, порядке формирования и оформления фондов оценочных средств. В приложениях приведены макеты фондов оценочных средств по учебной дисциплине и профессиональному модулю, макет контрольно-оценочных средств для экзамена (квалификационного).

Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по

специальностям среднего профессионального образования…… 4

Порядок формирования ФОС……………………………………… 6

Общие требования к содержанию КОС…………………………… 7

Ответственность за формирование ФОС…………………………. 9

Требования к оформлению текста………………………………….10

Список использованных источников ……………………………….10

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса.

В настоящее время образовательные учреждения среднего профессионального образования создают фонды оценочных средств, обеспечивающие адекватную оценку знаний, умений и компетенций обучающихся. Деятельность педагогических коллективов при разработке оценочных средств должна быть ориентирована на усиление их содержательной и мотивационной составляющей, способствовать формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Системная работа по созданию фондов оценочных средств способствует повышению квалификации педагогических кадров в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур.

Разработанные рекомендации определяют требования к содержанию контрольно-оценочных средств, содержат информацию о структуре, порядке формирования и оформления фондов оценочных средств. Приложения могут быть использованы при оформлении фондов оценочных средств и контрольно-оценочных средств для проведения экзамена (квалификационного).

Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по специальностям среднего профессионального образования

1.1.Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО), разработаны в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

1.2. Фонды оценочных средств (далее – ФОС) создаются для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП).

1.3. ФОС - это комплекс контрольно-оценочных средств (далее - КОС), предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций студентов, на разных стадиях их обучения, а также для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников и проверки соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП.

1.4. Оценивание производится в ходе:

-текущего контроля знаний;

-государственной (итоговой) аттестации.

Порядок и условия оценивания определяются образовательным учреждением среднего профессионального образования (далее - ОУ СПО) самостоятельно и фиксируются локальными актами, утвержденными директором.

Условия и порядок проведения оценочных мероприятий и процедур раскрывают в Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СПО ВО «КПГТ».

1.5.ФОС разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. ФОС по учебной дисциплине, рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии. ФОС по профессиональному модулю, рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии после согласования с работодателями.

Программа государственной (итоговой) аттестации разрабатывается и утверждается образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

1.6. При формировании ФОС учитывают, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка освоенных компетенций.

2. Структура ФОС

2.1. ФОС по специальности состоит из программы государственной (итоговой) аттестации и ФОС по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям обязательной и вариативной частей ОПОП в соответствии с учебным планом ОУ СПО.

2.2. В состав ФОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю входят:

- КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся (могут разрабатываться по междисциплинарному курсу в целом (далее - МДК), разделам учебных дисциплин /профессиональных модулей, темам учебных дисциплин/профессиональных модулей);

- КОС для промежуточной аттестации обучающихся (могут разрабатываться по учебной дисциплине, МДК, учебной и производственной практике (по профилю специальности), в т.ч. для экзамена (квалификационного) (Приложение 1,2).

2.3. Порядок разработки КОС для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, состав и требования к оформлению определяется Положением о формировании фонда оценочных средств ГБОУ СПО ВО КПГТ. При определении состава КОС для экзамена (квалификационного) в него необходимо включать:

- требования к портфолио обучающегося;

- форму аттестационного листа по практике;

- форму оценочного листа ;

- форму сводной оценочной ведомости на учебную группу;

- комплект заданий для проведения экзамена (квалификационного) по количеству обучающихся в группе;

- пакет экзаменатора (Приложение 3).

3. Порядок формирования ФОС

3.1. ФОС формируются на ключевых принципах оценивания:

3.2. Организатором разработки ФОС по специальности является заместитель директора по учебной работе, определяющий непосредственных исполнителей, разрабатывающих ФОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю.

3.3. Непосредственными исполнителями разработки ФОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю (далее - разработчиками) могут являться как отдельные преподаватели/мастера производственного обучения, так и группа педагогических работников.

3.4. Разработчики заполняют паспорта ФОС по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

3.5. Формирование КОС для текущего контроля знаний, умений студентов, их промежуточной аттестации может осуществляться по двум направлениям:

- корректировка и адаптация имеющихся оценочных материалов с учетом компетентностного подхода к результатам обучения;

- разработка новых оценочных материалов.

3.6. Разработка оценочных материалов для включения в КОС ведется с учетом:

- форм проведения оценочных мероприятий (устный опрос, зачет, экзамен; письменная контрольная работа, зачет, экзамен и т.п.; тестирование, в т.ч. компьютерное).

- уровней освоения учебного материала темы (ознакомительный, репродуктивный, продуктивный);

- видов деятельности, которые будут выполнять обучающиеся в процессе оценочных мероприятий (осознанное воспроизведение информации, применение информации, анализ, синтез, оценка);

- обучающих возможностей оценочных материалов;

- возможности принятия решения об освоении обучающимися

профессиональных компетенций (вида профессиональной деятельности).

3.7 КОС для текущего контроля знаний, умений студентов по учебным дисциплинам/ междисциплинарным курсам, входят в их учебно-методический комплекс, и хранятся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской и т.п. у разработчика оценочных материалов.

3.8. КОС для промежуточной аттестации студентов по учебным дисциплинам/ междисциплинарным курсам, для экзамена (квалификационного) входят в состав учебно-методического комплекса и хранится в методическом кабинете.

3.9. КОСы собранные в единый ФОС по учебной дисциплине/ профессиональному модулю рассматриваются и утверждаются на заседании методических объединений техникума. ФОС по профессиональному модулю, включающий оценочные материалы для проведения экзамена (квалификационного), согласовывается с представителями профильных предприятий (организаций), работодателями.

3.10. Допускается формирование единого ФОС по учебной дисциплине, реализуемой в рамках различных ОПОП из одной укрупненной группы по специальностям СПО. Соответствующее решение принимается на профильном методобъединении после анализа дидактических единиц, определенных ФГОС СПО и согласовывается с заместителем директора по учебно-методической работе.

4. Общие требования к содержанию КОС

4.1. В состав КОС разработчики должны включать как простые, так и сложные задания.

4.1.1. К простым относятся задания, которые выполняются в одно или два действие. К ним можно отнести:

- тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствия в закрытой форме, или на установление правильной последовательности в закрытой форме;

- простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;

- простые задания по воспроизведению текста, решения или действия и т.п.

Они предполагают выполнение обучающимися простых действий по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала, либо по применению информации для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов.

4.1.2. К сложным (комплексным) заданиям могут быть отнесены задания, требующие многоходовых решений, как в стандартной, так и в нестандартной ситуациях. К ним можно отнести:

- задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. тестовые;

- задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п.;

(Они предполагают выполнение обучающимися сложных действий по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т.п.);

- по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что-либо и т.п.; по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п.

4.1.3.При формировании КОС для промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине, МДК рекомендуется включать задания, требующие от обучающихся выполнения как простых, так и сложных действий.

Для проверки комплексных умений и компетенций в ходе промежуточной аттестации, в т.ч. при проведении экзамена (квалификационного) рекомендуется применять сложные задания.

4.2. В состав КОС включают методические материалы, выполняющие как контролирующие, так и обучающие функции, в т.ч. методические разработки по выполнению лабораторных работ, организации и проведению практических занятий методами: анализа производственных (профессиональных) ситуаций, кейс-методом, портфолио, проектов, деловых игр и т.п.

Они позволяют не только проверить уровень усвоения знаний, освоения умений, но и оценить различные качества личности обучающегося, уровень сформированности профессиональных и общих компетенций.

4.3. В состав КОС входят материалы обеспечивающие оценку результатов контроля. К ним относятся: критерии оценки показателей результатов обучения, эталоны решений заданий, ключи к тестам и т.п.

Критерий оценки показателей результатов обучения – признак (основание, правило) для принятия решения о соответствии результатов освоения компетенций, усвоения знаний, освоения умений предъявленным требованиям ФГОС.

Оценивание результатов должно проводиться по специально установленной шкале. Шкала определяет систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев),полученных обучающимися в ходе оценочных мероприятий и правила принятия решения об итоговой оценке.

4.4. Форма проведения оценочных мероприятий и вид контроля влияет на содержание оценочных материалов и представление их в КОС.

4.4.1.В материалы для оценочных мероприятий, проводимых в устной форме (устного экзамена, зачета) включают перечень вопросов для подготовки обучающихся к оценочным мероприятиям и экзаменационные билеты.

4.4.2 Материалы для письменных мероприятий комплектуют по вариантам (не менее 2-х), включая в них контрольные задания и инструкции для обучающихся по их выполнению.

4.4.3. Тесты (в т.ч. для проведения компьютерного тестирования) формируют в соответствии с общими требованиями к оформлению и содержанию тестов.

4.5. Тематика курсовой работы (проекта); требования к её (его) структуре и оформлению могут быть включены в состав КОС для текущего контроля по учебной дисциплине/профессиональному модулю.

5. Ответственность за формирование ФОС

5.1 Заместитель директора по учебно-методической работе и заместитель директора по учебно-производственной работе несут ответственность за разработку содержания КОС и организацию формирования содержания ФОС по специальностям.

5.2. Заместитель директора по учебно-производственной работе организует проведение экспертизы и согласования КОС для экзамена (квалификационного), тематики выпускных квалификационных работ, программы государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ СПО у работодателей.

5.3. Председатель методического объединения несет ответственность за качество КОС, разработанных по учебным дисциплинам/профессиональным модулям, закрепленным за данной комиссией и включенных в ФОС.

5.4. Разработчик(и) несет(ут) ответственность за:

- соответствие ФОС рабочей программе учебной дисциплины/профессионального модуля и требованиям ФГОС;

- соблюдение ключевых принципов оценивания;

- правильность оформления ФОС в соответствии с локальными актами ГБОУ СПО ВО КПГТ.

Методически грамотно сформированный фонд оценочных средств является инструментом, позволяющим выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на результаты образования.

Перед педагогическими коллективами стоят сложные задачи по разработке заданий, адаптированных к практикоориентированным оценочным процедурам, обеспечивающих принятие обоснованных решений об освоении обучающимися общих и профессиональных компетенций, видов профессиональной деятельности.

Работа по созданию современных оценочных средств будет способствовать достижению такого уровня качества образования, что квалификации выпускников могут быть сертифицированы и признаны как работодателями, так и образовательной системой в целом.

7.Требования к оформлению текста:


• Формат А 4.
• Поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см.
• Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер.
• Шрифт - Times New Roman.
• Высота шрифта - 12 (14) пунктов;
• Красная строка.
• Междустрочный интервал - одинарный.
• Выравнивание текста - по ширине.
• Исключить переносы в словах.

8.Список использованных источников

1. Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям среднего профессионального образования и профессиям начального профессионального образования

2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе/В.А.Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин.–М.: Изд-во МГУ, 2007.

3. Материалы образовательных учреждений:

- ГБОУ ВПО «Набержночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»;

- ОГБОУ СПО «Иркутский техникум архитектуры и строительства»;

- ГБОУ СПО Технологический колледж №14;

- ГБОУ СПО Колледж ландшафтного дизайна №18;

- ГБОУ СПО Политехнический колледж №19.

- Центр изучения проблем профессионального образования

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cvets.ru/Doc-

- Учебно-методические комплексы по дисциплинам. Рабочие

программы, технологические карты, лекции, тесты, методики выполнения

лабораторных и практических работ [Электронный ресурс]. – Режим

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», профессиональные образовательные программы должны включать фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС — совокупность оценочных средств, используемых в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, обеспечивающих контроль и оценивание, как отдельных элементов образовательных программ, так и результатов их освоения в целом.

ФОС является основой для проверки различных предметов оценивания, установленных образовательными стандартами СПО:

  • — знаний, умений, практического опыта; общих и профессиональных компетенций;
  • — квалификации.

Соответственно, ФОС образовательной программы включает три части: 1) оценочные средства для текущего контроля; 2) оценочные средства для промежуточной аттестации; 3) оценочные средства для итоговой аттестации.

ФОС должен удовлетворять требованиям, обеспечивающим:

  • - функционирование процедур и операций оценивания как целенаправленного процесса, завершающегося получением качественных и (или) количественных оценок;
  • — подчиненность оценочных средств учебной дисциплины, ПМ (его назначения, состава, структуры и содержания) не только целям освоения данной конкретной дисциплины, ПМ, но и конечной цели основной образовательной программы;
  • — сопровождение оценочных средств набором методических, нормативных и инструктивных материалов, определяющих процедуры выявления и оценивания достижений обучающихся на всех этапах образовательного процесса;

применение эффективных способов и методов обработки и представления результатов оценивания;

  • — возможность однозначной интерпретации результатов оценивания разными участниками образовательного процесса;
  • — наличие в составе фонда руководств, рекомендаций и положений по оценке качества ФОС и его компонентов, включая экспертизу, периодичность ее проведения и т.д.

Каждое оценочное средство, входящее в ФОС, содержит перечень предметов оценивания, типовое(ые) оценочное(ые) задание(я), показатели и критерии для его (их) оценивания, инструктивные материалы.

Типовое задание представляет собой обобщенную формулировку, на базе которой путем конкретизации разрабатываются варианты задания за счет видоизменения предмета, материалов, технологий и прочих условий задачи. В состав задания могут также входить источники, представленные как в бумажном, так и в электронном виде.

Инструктивные материалы должны учитывать потребность во всех видах ресурсов (материально-технических, информационных, организационных, временных, кадровых), необходимых для успешного выполнения задания испытуемым, в частности, содержать указание на оборудование, инструменты, аппаратное и программное обеспечение, справочные материалы, доступ к которым раз- решен/запрещен всем испытуемым. Важнейшим нормирующим фактором будет также указание на время выполнения задания.

Перечень предметов оценивания, показателей и критериев оценки, требования к содержанию и организации (условиям) процедуры оценивания, правила подведения итогов и оформления результатов оценивания могут отражаться в спецификации (паспорте) фонда оценочных средств. В спецификации (паспорте) также необходимо описать шкалы оценивания: какие решения и на основании чего (какой шкалы) могут быть приняты экспертной (экзаменационной) комиссией по итогам проведения процедуры оценивания (целесообразно привести формулировки решений и общее описание оснований для этих решений).

В отдельных случаях приложением к ФОС являются «ключи» — эталоны или «модельные ответы», на соответствие которым указывают выбранные показатели и критерии оценивания. Эта часть ориентирована на экспертов-оценщиков.

Таким образом, структуру ФОС образуют:

  • — спецификация (паспорт);
  • — типовые задания (с описанием требований к условию выполнения, допуску к источникам информации, если предусмотрено, показатели и критерии оценивания задания);
  • — эталоны, «модельные ответы».

С. А. Каракулин

(ГАОУ СПО «ВСПК», г. Волгоград)

Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю должны проходить экспертизу, т.е. всестороннее изучение контрольно-измерительных средств и условий их применения на основе диагностических и оценочных процедур, осуществляемых различными субъектами образовательных отношений по определенным показателям на основе установленных критериев.

Анализ нормативной документации, научно-методической литературы, опыта работы коллег, позволил нам придти к выводу, что экспертиза фонда оценочных средств состоит из двух этапов:

  1. Внутренняя экспертиза (преподаватели смежных дисциплин или профессионального модуля, методисты колледжа, студенты выпускных курсов).
  2. Внешняя экспертиза (представители работодателей осуществляют экспертизу контрольно-измерительных материалов на предмет их соответствия условиям будущей профессиональной деятельности. В качестве экспертов могут привлекаться выпускники прошлых лет, представители ссузов и вузов-партнеров).

Экспертиза фонда оценочных средств проводится с целью установления соответствий:

- требованиям ФГОС СПО;

- основной образовательной программе по направлению подготовки (в нашем случае – основной профессиональной образовательной программе по специальности СПО 050146 «Преподавание в начальных классах»);

- результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.

Минимальное число членов экспертной комиссии – три.

Итоги экспертизы оформляются экспертным заключением (примеры представлены в Приложении 1 и 2), подтверждающим факт согласования комплекта контрольно-оценочных средств, с представителями профессионального сообщества (работников и (или) специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.). Комплекты контрольно-оценочных средств (КОС) по учебным дисциплинам не проходят экспертизу работодателей.

При разработке, экспертизе и утверждении ФОС должно быть обеспечено соответствие его содержания результатам обучения и задачам будущей профессиональной деятельности согласно:

- ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности;

- ООП и учебному плану (направлению подготовки);

- рабочей программе дисциплины, реализуемой по ФГОС СПО;

- образовательным технологиям, используемым в учебном процессе;

- современным научным представлениям, достижениям науки, техники, технологии и культуре.

Критериями качества при экспертизе ФОС являются:

- диагностичность целей контроля;

- соответствие результатов обучения;

- качество предлагаемых критериев, показателей, индикаторов оценивания;

- полнота и системная организация оценочных материалов, наличие уровней трудности, сложности, адаптивные механизмы предъявления, вариативность, обеспечение контроля междисциплинарных связей;

- стимулирование познавательной активности (разнообразие форм заданий, контекстные задания, релевантное и интегрированное оценивание, рефлексия, взаимооценка);

- формирование навыков само- и взаимооценивания;

- использование современных принципов контроля (компетентностный подход, объективность, внешняя оценка, автоматизация процедур и т.п.);

- надежность и содержательная валидность результатов контроля (избыточность (или недостаточность) заданий в составе комплекта оценочных средств в сопоставлении с перечнем проверяемых компетенций, необходимых для выполнения вида профессиональной деятельности; полнота отражения в комплекте оценочных средств существенного содержания профессиональной деятельности);

- данные апробации, качественные показатели заданий, соответствие разрабатываемых материалов целям контроля;

- объем, полнота охвата и оригинальность материалов, в т.ч. результаты собственных научных исследований и т. д.;

- постановка проблемных и перспективных вопросов развития конкретной темы профессионального модуля.

Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю утверждается директором колледжа, комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине утверждается заместителем директора по УВР, курирующего данное направление.

Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю, учебной дисциплине рассматривается на заседании кафедры или предметно-цикловой комиссии. Решение о включении комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю в ФОС принимается на заседании Научно-методического совета колледжа после рассмотрения на заседании кафедры или ПЦК, проведения соответствующей экспертизы, апробации и оформляется протоколом заседания НМС.

Как уже отмечалось, внешнюю независимую экспертизу проводят специалисты, не участвовавшие в разработке оценочных материалов, в том числе эксперты из состава профессионального сообщества, преподаватели и методисты других образовательных организаций, представители работодателей и др. Процедура экспертизы – сложное и крайне энергоемкое мероприятие, так что образовательным учреждением (организацией) должна быть предусмотрена процедура оплаты работы экспертов.

Необходимые ресурсы и их источники – затраты на внешнюю экспертизу должны быть предусмотрены в смете, определяющей стоимость образовательной услуги по договору с заказчиком.

Результаты осуществления вида деятельности – утвержденные комплекты КОС по профессиональным модулям, что подтверждается документально (экспертные заключения) и фиксируется на первых страницах комплектов КОС (подписи экспертов и гриф согласования заказчика).

- примерный договор подряда на выполнение работ экспертизы;

- примерная смета на проведение внешней экспертизы;

- примерный шаблон экспертного заключения;

- проекты комплектов КОС для итоговой оценки образовательных результатов, скорректированные по результатам внутренний экспертизы и пилотной апробации.

На современном этапе основной задачей контрольно-оценочной деятельности становится не только то, в какой мере обучающиеся освоили формально – знаниевый компонент содержания образования, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований.[1]

Нормативного определения понятия фондов оценочных средств (ФОС) нет. Однако в высшей школе используется следующее определение: «оценочные средства (ОС) – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала».

Оценка качества подготовки учащихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций учащихся. Соответственно, ФОС можно разделить на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени сформированности компетенций. Их сравнительная характеристика приведена в таблице 1. [2]

Таблица 1 Фонды оценочных средств

Характеристики

Дают качественную оценку

Оценивают в баллах
(пятибалльная система)

Вид контроля
по этапам обучения

Аттестация по профессиональному модулю.
Экзамен квалификационный

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль
и оценка

Преподаватель/Ц(М)К/
Заместитель директора

Ц(М)К/заместитель директора/
работодатель

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела
5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)

Оценивать сформированность профессиональной компетенции можно двумя способами: как материальный или интеллектуальный продукт деятельности или как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или важен сам процесс). Квалификационный экзамен и в том и другом случае можно проводить в реальной обстановке по критериям, либо в модельной ситуации (учебная деятельность) по критериям.
При оценивании профессиональных и общих компетенций образовательное учреждение самостоятельно занимается разработкой компетентностно-ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.
Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, в том числе при реализации ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно, в процессе оценки будущих студентов и выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом постепенно традиционные средства следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для повсеместного применения.[3]
Традиционные формы контроля
Формы устного контроля:

  • Собеседование - специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
  • Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.
  • Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению СПО.

Формы письменного контроля:

  • Тесты - будут рассмотрены в разделе об инновационных ОС
  • Контрольные работы - могут применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН и профессионального. Контрольная работа как правило состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией.
  • Эссе - одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и формировании универсальных компетенций выпускника. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений.
  • Рефераты - форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
  • Курсовые работы - более сложный вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций.
  • Отчеты по практикам - позволяют студенту обобщить знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных и производственных практик.

Технические формы контроля:

  • Программы компьютерного тестирования
  • Учебные задачи
  • Комплексные ситуационные задания
  • Электронный практикум - содержит набор заданий, которые необходимо выполнить студенту. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных
  • Виртуальные лабораторные работы - с помощью специализированных обучающих комплексов позволяют студенту производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически.

Итоговая государственная аттестация:

  • Итоговый государственный экзамен - в связи с необходимостью объективной оценки степени сформированности как универсальных, так и профессиональных компетенций выпускника, тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Например, в экзаменационное задание (вопрос) могут входить элементы нескольких дисциплин (модулей) гуманитарного, естественнонаучного и профессионального циклов. Один из вопросов рекомендуется делать комплексным, ситуационным или представляющим задание практического характера.
  • Выпускная квалификационная работа - представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении студент должен показать способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией. Возможна защита в качестве ВКР различных проектов, использование портфолио.

Инновационные формы контроля

Проектирование системы комплексных оценочных средств для контроля уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников образовательных программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. В настоящее время имеется хороший научно-методический задел, приобретенный образовательным сообществом при разработке оценочных диагностических средств оценивания обучающихся, однако, его использование для контроля качества компетенции требует принципиальной доработки.

Читайте также: