Человек этот был уже немолодой плотный и с густою светлою почти белою бородой кто это

Опубликовано: 17.09.2024

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 133

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, – нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! – подумал он с странною улыбкой. – Гм… да… все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся… А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это ? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки!»

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел.

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться… А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» – и заорал во все горло, указывая на него рукой, – молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская,[1] но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его.

– Я так и знал! – бормотал он в смущении, – я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая- нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа… Смешная, потому и приметная… К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят… главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее… Мелочи, мелочи главное. вот эти-то мелочи и губят всегда и все…

Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, «безобразную» мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее.

– Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, – поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее.

\"\u041f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u0435\"\u00a0\u0414\u043e\u0441\u0442\u043e\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e.
\u0410\u0440\u043a\u0430\u0434\u0438\u0439 \u0418\u0432\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0447 \u0421\u0432\u0438\u0434\u0440\u0438\u0433\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u044b\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u043b\u043e\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c\u00a0\u0414\u0443\u043d\u0438 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u043e\u0439, (\u0441\u0435\u0441\u0442\u0440\u044b \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f,\u00a0\u0420\u043e\u0434\u0438\u043e\u043d\u0430 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430).

\u0412\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442 \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0438\u043d\u0430 \u0421\u0432\u0438\u0434\u0440\u0438\u0433\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0430 - \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e 50 \u043b\u0435\u0442:

\". \u042d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u043b\u0435\u0442 \u043f\u044f\u0442\u0438\u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u0438. \"

\u041e \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0421\u0432\u0438\u0434\u0440\u0438\u0433\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0435\u0435:

\". \u0440\u043e\u0441\u0442\u0443 \u043f\u043e\u0432\u044b\u0448\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e, \u0434\u043e\u0440\u043e\u0434\u043d\u044b\u0439, \u0441 \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0438 \u043a\u0440\u0443\u0442\u044b\u043c\u0438 \u043f\u043b\u0435\u0447\u0430\u043c\u0438, \u0447\u0442\u043e \u043f\u0440\u0438\u0434\u0430\u0432\u0430\u043b\u043e \u0435\u043c\u0443 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0441\u0443\u0442\u0443\u043b\u043e\u0432\u0430\u0442\u044b\u0439 \u0432\u0438\u0434.\u00a0\u0411\u044b\u043b \u043e\u043d \u0449\u0435\u0433\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438 \u0438 \u043a\u043e\u043c\u0444\u043e\u0440\u0442\u043d\u043e \u043e\u0434\u0435\u0442 \u0438 \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043b \u043e\u0441\u0430\u043d\u0438\u0441\u0442\u044b\u043c \u0431\u0430\u0440\u0438\u043d\u043e\u043c.\u00a0\u0412 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445 \u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u0430\u044f \u0442\u0440\u043e\u0441\u0442\u044c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u044e \u043e\u043d \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043a\u0438\u0432\u0430\u043b, \u0441 \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u043c \u0448\u0430\u0433\u043e\u043c, \u043f\u043e \u0442\u0440\u043e\u0442\u0443\u0430\u0440\u0443, \u0430 \u0440\u0443\u043a\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0441\u0432\u0435\u0436\u0438\u0445 \u043f\u0435\u0440\u0447\u0430\u0442\u043a\u0430\u0445.\u00a0\u0428\u0438\u0440\u043e\u043a\u043e\u0435, \u0441\u043a\u0443\u043b\u0438\u0441\u0442\u043e\u0435 \u043b\u0438\u0446\u043e \u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u043d\u043e, \u0438 \u0446\u0432\u0435\u0442 \u043b\u0438\u0446\u0430 \u0431\u044b\u043b \u0441\u0432\u0435\u0436\u0438\u0439, \u043d\u0435 \u043f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439.\u00a0\u0412\u043e\u043b\u043e\u0441\u044b \u0435\u0433\u043e, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0435\u0449\u0435 \u0433\u0443\u0441\u0442\u044b\u0435, \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0432\u0441\u0435\u043c \u0431\u0435\u043b\u043e\u043a\u0443\u0440\u044b\u0435 \u0438 \u0447\u0443\u0442\u044c-\u0447\u0443\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435 \u0441 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0435\u0434\u044c\u044e, \u0430 \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u0430\u044f, \u0433\u0443\u0441\u0442\u0430\u044f \u0431\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430, \u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u0432\u0448\u0430\u044f\u0441\u044f \u043b\u043e\u043f\u0430\u0442\u043e\u0439, \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0435\u0449\u0435 \u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u0435\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441.\u00a0\u0413\u043b\u0430\u0437\u0430 \u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0433\u043e\u043b\u0443\u0431\u044b\u0435 \u0438 \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043b\u0438 \u0445\u043e\u043b\u043e\u0434\u043d\u043e-\u043f\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0438 \u0432\u0434\u0443\u043c\u0447\u0438\u0432\u043e; \u0433\u0443\u0431\u044b \u0430\u043b\u044b\u0435.\u00a0\u0412\u043e\u043e\u0431\u0449\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u043d\u043e \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0432\u0448\u0438\u0439\u0441\u044f \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438 \u043a\u0430\u0437\u0430\u0432\u0448\u0438\u0439\u0441\u044f \u0433\u043e\u0440\u0430\u0437\u0434\u043e \u043c\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043b\u0435\u0442. \"

\". \u043e\u0431\u0435\u0438\u043c\u0438 \u0440\u0443\u043a\u0430\u043c\u0438 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0442\u0440\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0440\u0430\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434\u0435\u0442\u044c \u0441\u043a\u0432\u043e\u0437\u044c \u043c\u0438\u0433\u0430\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0441\u043d\u0438\u0446\u044b, \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0431\u044b\u043b \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0435\u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u043e\u0439, \u043f\u043b\u043e\u0442\u043d\u044b\u0439 \u0438 \u0441 \u0433\u0443\u0441\u0442\u043e\u044e, \u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u043e\u044e, \u043f\u043e\u0447\u0442\u0438 \u0431\u0435\u043b\u043e\u044e \u0431\u043e\u0440\u043e\u0434\u043e\u0439\u2026\"\u00a0

\u041e\u0431\u0440\u0430\u0437 \u041b\u0443\u0436\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0421\u0432\u0438\u0434\u0440\u0438\u0433\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0430 \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u044f\u0435\u0442 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u043e\u0431\u0430 \u044d\u0442\u0438\u0445 \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f - \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435\u00a0\u0434\u0432\u043e\u0439\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430.\u0410\u0440\u043a\u0430\u0434\u0438\u0439 \u0418\u0432\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0447 \u043e\u043b\u0438\u0446\u0435\u0442\u0432\u043e\u0440\u044f\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0443\u043f\u0430\u0434\u043e\u043a \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u0443\u044e \u0434\u0435\u0433\u0440\u0430\u0434\u0430\u0446\u0438\u044e, \u043a \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c \u043f\u0440\u0438\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f \u0444\u0438\u043b\u043e\u0441\u043e\u0444\u0438\u0438 \u0420\u043e\u0434\u0438\u043e\u043d\u0430, \u0435\u0433\u043e \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434\u0430 \u043d\u0430 \u043c\u0438\u0440.

Лакруа Ирина Евгеньевна

Проверочный тест по жизни и творчеству Ф.М. Достоевского с ответами.

ВложениеРазмер
test_po_dostoevskomu_3_varianta.doc 150 КБ
Контрольный тест по литературе за курс 10 класса с ответами 131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочный тест по творчеству Ф.М. Достоевского.

1. В каком учебном заведении получил образование Ф.М. Достоевский:

А) в Московском университете

Б) в Высшем военном инженерном училище

В) в Петербургском университете

Г) в Царскосельском лицее

2. Ф.М. Достоевский был уроженцем: А) Омска Б) Петербурга В) Москвы Г) Твери

3. Укажите причину ареста Ф.М. Достоевского: А) совершение уголовного преступления Б) открытый призыв к свержению самодержавия В) публикация романа "Бедные люди" Г) нелегальное издание антиправительственного журнала, членство в политическом кружке Петрашевского

4. Укажите основную тему раннего творчества Ф.М. Достоевского: А) тема крепостничества Б) тема социального протеста В) тема "униженных и оскорбленных" Г) тема сильной личности, "сверхчеловека"

5. В какое время года происходит действие романа "Преступление и наказание":

6. Укажите произведение, которое не принадлежит перу Ф.М. Достоевского: А) "Неточка Незванова" Б) "Идиот" В) "Бесы" Г) "Обыкновенная история"

7. Какое событие из перечисленных произошло уже после совершения Раскольниковым преступления: А) разговор двух офицеров в распивочной о бесполезной старухе-процентщице Б) встреча с Семеном Мармеладовым В) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни Г) знакомство с Соней Мармеладовой

8. Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет: А) учитель Б) дипломат В) юрист Г) врач

10. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным:

А) герой, спрятав деньги, не смог потом вспомнить место тайника

Б) из-за страха быть разоблаченным

В) деньги не являлись целью преступления

Г) в спешке забыл взять деньги

11. Какова роль Петербурга в романе "Преступление и наказание": А) психологический фон Б) декоративный фон В) не играет никакой роли Г) соучастник преступлений, герой романа

12. Какое определение романа "Преступление и наказание" наиболее соответствует его характеру: А) криминальный роман Б) авантюрный роман В) социально-психологический, философский роман Г) любовный роман

13. Образ Сони Мармеладовой символичен. Он является воплощением: А) христианского смирения Б) гордости В) алчности Г) бунтарства

14. В романе "Преступление и наказание" можно заметить библейские сюжеты, образы, символику. Укажите, какой образ является основным для понимания главной идеи романа: А) убийца и блудница Б) Голгофа В) крест Г) воскрешение Лазаря


15. Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны и кто является психологическим двойником Раскольникова:

16. Символика цвета играет большую роль в романе "Преступление и наказание". Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф.М. Достоевского: А) желтый Б) зеленый В) черный Г) серый

17. Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова: А) Наполеон Б) Цезарь В) Иоанн Грозный Г) Петр I

18. Какой смысл заключен в названии романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": А) не всякое преступление влечет за собой наказание Б) преступление и наказание противопоставлены В) неотвратимость наказания за совершенное преступление Г) несоответствие наказания совершенному преступлению


19.Первой жертвой Раскольникова была старуха-процентщица, а второй стала:

А) Катерина Ивановна

Б) девочка на бульваре

В) Соня Мармеладова

20. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что: А) она тоже "переступила" нормы человеческой морали Б) ему больше не к кому идти В) она сможет понять Раскольникова Г) она не выдаст его

21. Какое событие в романе явилось началом крушения "идеи" Раскольникова: А) самоубийство Свидригайлова Б) разговор с Профирием Петровичем В) второе свидание с Соней Г) встреча с Мармеладовым

22. Укажите, какой конфликт является основным в романе "Преступление и наказание": А) идейный (Раскольников - Соня Мармеладова) Б) психологический (Раскольников - Профирий Петрович) В) социальный (Раскольников - старуха-процентщица) Г) внутренний (происходящий в душе главного героя)

  1. Ф.М. Достоевский написал:

в) Бедность не порок»

г) «Бедная невеста»

  1. Герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи – процентщицы ради:

б) Оправдания своей теории

в) близких ему людей: матери и сестры

г) Семьи Мармеладовых

3. С какого момента начинается преступление Раскольникова:

а) После убийства старухи – процентщицы и её сестры

б) Во время убийства

4 . Что несёт миру теория, созданная Раскольниковым:

а) Индивидуализм и преступную философию вседозволенности

б) Освобождение от материальной зависимости

в) Освобождение от социального давления общества

г) Разрешение социальных противоречий общества

5. Кому принадлежат комнаты:

а) «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по углам…»

б) «Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух – трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках…»

в) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…»

1. Алёне Ивановне 2. Соне 3. Раскольникову

  1. Кому из героев романа принадлежат слова, ярко выражающие позицию Ф.М. Достоевского: «И кто тебя тут судьёй поставил, кому жить, кому не жить?»

а) Софье Семёновне

б) Катерине Ивановне

в) Авдотье Романовне

7. Определите портрет героини: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица… такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»

а) Дуня Раскольникова

б) Девушка на мосту

в) Соня Мармеладова

8. Чей это портрет:

а) «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…»

1. Раскольникова 2. Зосимова 3. Разумихина

б) «Лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка…»

1. Катерина Ивановна 2. Алёна Ивановна 3. Лизавета

в) «Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с … жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевлённые красноватые глазки…»

1. Мармеладов 2. Порфирий Петрович 3. Свидригайлов

г) «Была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности… Глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые…»

1. Катерина Ивановна 2. Дуня 3. Соня

д) «Человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…»

1. Мармеладов 2. Порфирий Петрович 3. Свидригайлов

е) «Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка…»

1. Разумихин 2. Лужин 3. Лебезятников

9. Среди перечисленных утверждений выберите несколько правильных.

Согласно первоначальному замыслу ,

А) роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие».

Б) действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах.

В) в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.

Г) Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа.

Д) в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.

Е) Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова.

10. Из первой главы романа мы узнаём, что главный герой Родион Романович Раскольников

А) был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника.

Б) часто посещал распивочные.

В) жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома.

Г) был строен и хорош собою.

Д) задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.

Е) выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.

11. Из разговора студента с молодым офицером в распивочной Раскольников услышал, что Алёна Ивановна

А) может сразу выдать 5 тысяч рублей.

Б) была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.

В) была злой и больной старушонкой.

Г) бьёт свою сводную сестру Лизавету.

Д) составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете.

Е) недостойна жить, по мнению собеседников.

12. В письме к своему сыну Роде Пульхерия Александровна писала, что Пётр Петрович Лужин

А) является дальним родственником Марфы Петровны.

Б) хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

В) учится в университете на юридическом факультете.

Г) предлагает Дуне выйти за него замуж.

Д) поедет скоро в Москву по делам.

Е) ей очень понравился.

13. В день похорон мужа Катерина Ивановна Мармеладова

А) бегала к генералу, где обедал бывший начальник мужа.

Б) вышла на улицу с детьми и шарманкой.

В) должна была встретиться со священником.

Г) умерла от горлового кровотечения.

Д) решила жить по «жёлтому билету».

Е) бросила детей и ушла в монастырь.

14. Согласно теории Раскольникова:

А) все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).

Б) обыкновенные люди совершают преступления.

В) все люди имеют право совершать преступления.

Г) обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.

Д) люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.

Е) необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

15. В эпилоге романа мы узнаём, что

А) Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.

Б) Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении.

В) Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки.

Г) Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

Д) Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

Е) Соня и Раскольников поженились сразу же после суда.

1. Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента:

а) университета юридического факультета.

б) университета философского факультета.

в) университета факультета словесности.

г) духовной семинарии.

2. С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился:

а) в распивочной.

в) на похоронах его жены.

3. Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых:

4. Раскольников убил Лизавету из-за того, что она:

а) вызывала у него отвращение.

б) не любили его сестру.

в) оказалась свидетелем другого убийства.

г) не вернула ему карточный долг.

5. Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом:

а) убитой им старухи-процентщицы.

б) умирающей Катерины Ивановны.

в) доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой.

г) умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.


6. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о:

а) Давиде и Голиафе.

б) великом потопе.

в) воскресении Лазаря.

г) сотворении мира.

7. В конце романа Свидригайлов:

а) женился на Соне Мармеладовой.

б) умер от тяжёлой болезни.

в) уехал в Америку.

г) застрелился из револьвера.

8. За своё преступление Раскольников был:

а) приговорён к смертной казни.

б) осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

в) сослан на остров Сахалин.

г) подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

9. Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу:

а) Амалия Фёдоровна

б) Алёна Ивановна

в) Дарья Францовна

г) Марфа Петровна

10. Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении:

а) Соне Мармеладовой

б) своей сестре Дуне

в) следователю Порфирию Петровичу

г) своей матери Пульхерии Александровне

11. Кто принёс Раскольникову повестку из полиции о денежном взыскании:

а) прислуга Настасья

б) квартирная хозяйка

в) квартальный надзиратель

12. Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина:

а) Она очень любила этого человека.

б) Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.

в) Она мечтала сделать карьеру в Петербурге.

г) Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.


13. Как описывается в романе внешность Лужина:

а) «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. «. » Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами. «. » Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина»

б) «. он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. «. » Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»

в) «На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые лёгкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое бельё, батистовый самый лёгкий галстучек с розовыми полосками «. ». Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придаёт лицу сходство с немцем, идущим под венец.»

г) «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённое на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать»

14. Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту:

а) Он упал с моста в Неву и утонул.

б) Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски..

в) Он спас девочку от нападения разбойников.

г) Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.

15. Чем закончилось знакомство Раскольникова с Лужиным:

а) Лужин был оскорблён Раскольниковым.

б) Раскольников предложил Лужину деловую сделку.

в) Раскольников спустил Лужина с лестницы.

г) Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.

16. Кто познакомил Раскольникова с Порфирием Петровичем:

17. Чем закончились поминки у Мармеладовых:

а) Лужин дал пощёчину Раскольникову.

б) Лебезятников избил Катерину Ивановну.

в) Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала.

г) Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора.


18. Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых:

а) Он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи.

б) Он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны.

в) Он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место.

г) Он устроил похороны Катерины Ивановны и усыновил её детей.

19. Какое событие в романе «Преступление и наказание» является кульминационным:

а) Смерть Мармеладова

б) Сон Раскольникова

в) Исповедь, признание Раскольникова Соне

г) Уголовное преступление Раскольникова.

20. Теория «целых кафтанов» принадлежит:

Среди перечисленных утверждений выберите несколько правильных.

21. На поминках у Мармеладовых

а) Лужин предложил Соне выйти за него замуж.

б) Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета.

в) Раскольников подрался со Свидригайловым.

г) Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне.

д) Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа.

е) Раскольников был арестован.

22. Согласно теории Раскольникова:

а) все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).

б) обыкновенные люди совершают преступления.

в) все люди имеют право совершать преступления.

г) обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.

д) люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.

е) необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

В произведении «Преступление и наказание» Свидригайлова характеристика помогает наиболее полно раскрыть образ центрального персонажа. Данный герой является двойником Родиона Раскольникова.

Образ Свидригайлова из «Преступления и наказания»

  1. Краткая характеристика Свидригайлова
  2. Образ и характеристика Свидригайлова
  3. Сочинение про Свидригайлова
  4. Свидригайлов в романе Преступление и наказание
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика Свидригайлова

Аркадий Иванович Свидригайлов – мужчина среднего роста с «широкими и крутыми» плечами. Он выглядел «осанистым барином», благодаря «щегольской» одежде и аксессуарам, среди которых были красивая трость, свежие перчатки и перстень с дорогим камнем. Больше всего Свидригайлов любил «щеголять» своим бельем.

Лицо Аркадия Ивановича было широким и скулистым, белым и румяным. Такими же румяными были и губы персонажа. Свидригайлов имел довольно приятное лицо. Взгляд был «слишком тяжел и неподвижен».

Несмотря на то, что герой описывается как немолодой мужчина, в целом он показан как «отлично сохранившийся человек», который казался «гораздо моложе своих лет». Однако было в его красивой и «чрезвычайно моложавой» внешности что-то «ужасно неприятное».

На момент действия ему 50 лет. По происхождению он дворянин, является офицером в отставке, вдовец.

Несмотря на то, что Свидригайлов имеет детей, их воспитанием он не занимается, потому что «они богаты», а он им «лично не надобен». Персонаж не воспринимает себя как отца.

Известно также, что Аркадий Иванович – в прошлом шулер, раньше он состоял в команде шулеров. Вероятнее всего, именно из-за этого он и попал в долговую яму, из-за чего его посадили в тюрьму.

Тут и раскрывается его любовная линия с Марфой Петровной. Она настолько любила Свидригайлова, что делала для него по-настоящему многое: прикрывала все его преступления и измены.

Характер Свидригайлова достаточно противоречив и двойственен. С одной стороны, это циничный, хитрый и пошлый человек. Он сам объясняет, почему является таким: «Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь», «отчего же и не побывать пошляком». С другой же стороны, Свидригайлов – жертвующий деньги и силы ради других людей.

Автор называет Свидригайлова «сумасбродом». Другие персонажи называют его «грубым злодеем», «сладострастным развратником» и «подлецом». В повествовании несколько раз подчеркивается его «сладострастие». Это главная и отличительная черта Свидригайлова. Он знает, что не безгрешен, называет себя также человеком «скверным и пустым».

Для Раскольникова Свидригайлов – «пустейший и ничтожнейший злодей».

Образ и характеристика Свидригайлова

Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.

Свидригайлов – человек, абсолютно лишенный всякой нравственности. За свою жизнь он совершил немало жестоких поступков, его руки испачканы человеческой кровью. Целью его злодеяний было получение возможности свободно выбирать, каким образом выстраивать собственную жизнь.

В свое время Свидригайлов был карточным шулером, а затем и вовсе стал убийцей, отсидел срок в тюрьме, а после оказался виновным в смерти своей жены.

Тем не менее, несмотря на все эти события, герой не считает себя злодеем. Свидригайлов способен совершать и добрые дела, а именно: он готов оказать финансовую помощь Авдотье Романовне, не требуя от нее брачного союза; он желает ее оградить от брака с Лужиным, потому как видит гнилую сущность этого человека.

Свидригайлов быстро раскрывает суть теории Раскольникова, разгадывает его мысли, видит мучения главного героя. Он понимает, что Родион задается нравственными вопросами, вопросами «гражданина и человека». Он призывает Раскольникова отказаться от этих мыслей, призывает его не браться «не за свое дело».

В отличие от Свидригайлова, Раскольников, совершив преступное деяние, все же не переступил черту, остался «на этой стороне». Преступившего черту Свидригайлова совесть совершенно не мучает.

Однако подобная вседозволенность лишила его всяческого интереса к жизни. Герой осознает, что весь путь, который он прошел, был неправильным, и теперь он стал рабом собственной прихоти и желаний, с которыми не в силах бороться. По мнению Свидригайлова, он и Раскольников – «одного поля ягоды».

Весьма показательным является момент, когда Родион узнает о самоубийстве Свидригайлова. Это происходит тогда, когда главный герой идет к следователю с намерением признаться в совершенном им злодеянии.

Этим Достоевский показывает, что настоящую свободу могут обрести только те люди, у которых по-настоящему доброе сердце. Те же, кто избрал путь греха и порока, в конце концов, утрачивают свободу. Таким образом, бесчеловечная теория Раскольникова терпит окончательный крах – она лишена права на существование.

Преступления превращают человека в раба. Такие люди уже не способны совершать хорошие поступки, даже если сами этого хотят. Свидригайлов показательный тому пример. Слишком долго этот человек жил в грехе, и осознание своей ошибки пришло к нему с опозданием.

При помощи образа Свидригайлова автор показывает нам, к чему может привести бесчеловечная теория, придуманная Раскольниковым. По утверждению Достоевского, собственное счастье нельзя построить на чужом несчастье, тем более, если речь идет о преступном деянии.

Сочинение про Свидригайлова

Образ Свидригайлова Аркадия Ивановича один из самых загадочных в романе. Впервые о нем упоминается в письме матери к Раскольникову.

Со слов Пульхерии Александровны мы узнаем, что сестра Раскольникова Дуня служила в доме семейства Свидригайловых гувернанткой и несправедливо подверглась унижению из-за домогательств Аркадия Ивановича.

Но со временем, убедившись в невиновности Дуни, его жена Марфа Петровна восстановила ее репутацию и даже устроила ее замужество со своим дальним родственником Лужиным.

Это человек с темным прошлым, о котором ходит множество смутных слухов. Его подозревали в причастности к гибели жены. Говорили, что покончил с собой лакей, не вынеся его издевательств, что удавилась девочка-подросток, на которой он надругался. Явных доказательств достоверности этих злодейств не было.

Сам же Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым много говорит о себе дурного. Но смеется над нелепыми слухами. Он довольно откровенен и простодушно говорит о своих пороках, что он праздный, недобрый, развращенный и даже продажный. Была у него недолгая служба в кавалерии, потом он стал шляющимся, без определенных занятий господином.

Не стыдится, что был шулером, из-за чего сидел в долговой тюрьме, откуда его выкупила Марфа Петровна и женила на себе.

Но и самые лучшие поступки в романе совершает этот же человек. После похорон Катерины Ивановны пристраивает ее детей в пансион и обеспечивает им дальнейшее содержание, фактически спасая от голодной смерти. А старшую девочку Полечку уберег, возможно, от повторения Сониной участи.

Самой же Соне дает денег, чтобы она могла последовать на каторгу за Раскольниковым. Пытается через Раскольникова предлагать Дуне денег, чтобы спасти ее от брака с мерзавцем Лужиным, понимая, что на эту жертву она идет ради брата. Но она этих денег не принимает.

Только почему-то мучают его призраки умерших. То являются привидения жены и лакея. То мучают во сне кошмары с девочкой-самоубийцей. За что, какие грехи? Он понимает, что у Раскольникова есть путь к спасению, может быть будущее. А своего будущего он не видит. Лишившись последней надежды на спасение в Дуниной любви, кончает жизнь самоубийством.

Свидригайлов в романе Преступление и наказание

В романе Достоевского «Преступление и наказание» раскрыто очень много интересных образов. Одним из самых ярких и запоминающихся является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова.

По описанию автора это немолодой человек лет пятидесяти, но очень хорошо сохранившийся для своего возраста. Он хорошо одет, приятной наружности, на голове его практически нет седых волос. Глаза голубые и глубокие, но почему- то главному герою Родиону Раскольникову они кажутся загадочным и страшными.

Свидригайлов представляется читателю сначала человеком очень много пожившим и повидавшим. И, как становится понятно, сделавшим в своей жизни немало плохого. Например, даже его знакомство с женой. Она выкупила его из тюрьмы, куда он попал за шулерство. Так же на его счету есть злодеяния намного страшнее.

Кажется, что из благодарности супруге, он должен был стать благородным мужем и отцом, но все совершенно не так. В браке Свидригайлов продолжает дебоширить, пить, и творить нехорошие дела. Ему вменяют в вину надругательство и доведение до самоубийства немой девочки – служанки.

Но благодаря деньгам супруги, донос на Свидригайлова исчезает из полиции. И только наличием этой записки жена могла влиять на него. Что, тем не менее, не мешало Свидригайлову колотить супругу, а в дальнейшем, по слухам, отравить.

Человеческие чувства проявляются у Свидригайлова тогда, когда он влюбляется в Дуню Раскольникову, сестру главного героя романа. Но в меру своей распущенности Аркадий Иванович начинает за ней ухаживать так, что становится Дуне противным и ненавистным. Он предлагает ей деньги, сбежать вместе за границу. Но Дуня его отвергает.

Далее в романе становится понятным, что чувства Свидригайлова к Дуне были, наверное, настоящими и чистыми, насколько того позволяла его испорченная душа. Чтобы стать ближе к ней он пытается делать хоть что-то хорошее в своей жизни.

В общем, образ Свидригайлова является спорным, и дает повод задуматься. В одной стороны пьяница и убийца, с другой, — понимающий и щедрый человек. Хотя, если учесть то, что он задумал самоубийство, или как он сам это называет вояж в Америку, то можно понимать его хорошие поступки как попытку искупить свои грехи. Он хочет облегчить свою совесть.

Образ Свидригайлова в сюжетной линии романа очень важен, интересен и многогранен. Он был плохим человеком, но также умел совершать и благие дела.

Описание образа с цитатами

Аркадий Иванович Свидригайлов является знакомым Дуни Раскольниковой, сестры главного героя Родиона Раскольникова. Свидригайлов влюблен в Дуню и пытается добиться ее взаимности.

Возраст господина Свидригайлова — около 50 лет:

“Это был человек лет пятидесяти…” (часть 3 глава IV)

О внешности Свидригайлова известно следующее:

“…росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…” (часть 3 глава IV)

Аркадий Иванович является офицером в отставке и дворянином по происхождению, бывший шулер (карточный мошенник). 8 лет назад он жил в Петербурге и состоял в команде шулеров:

“Нет, какой я игрок. Шулер — не игрок.…Да, был шулером.” (часть 6 глава III)

“Целая компания нас была, наиприличнейшая, лет восемь назад; проводили время; и всё, знаете, люди с манерами, поэты были, капиталисты были.” (часть 4 глава I)

В начале романа Свидригайлов является вдовцом. Незадолго до событий, описанных в романе, умерла его жена Марфа Петровна. У Аркадия Ивановича есть дети, но, они, по его словам, в нем не нуждаются, так как являются богатыми людьми. Сам себя он считает плохим отцом.

Он является состоятельным человеком, пока живет со своей женой Марфой Петровной. Однако после смерти жены он теряет доступ к ее богатствам:

“Оно конечно, одет прилично и числюсь человеком не бедным…” (часть 1 глава IV)

“Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно…” (часть 4 глава I)

“…Марфа Петровна… и если и оставила ему нечто …чего и на год не хватит человеку с его привычками…” (часть 4 глава II)

Свидригайлов — очень странный человек, по словам Раскольникова:

“Он очень странный и на что-то решился… Он как будто что-то знает… От него надо Дуню оберегать…” (часть 4 глава II)

Он является сумасбродом, по словам Пульхерии Александровны:

“…слишком уже строго поступили с этим сумасбродом…” (часть 1 глава III)

“…этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть…” (часть 1 глава III)

Это человек “забубенного поведения”, то есть отчаянный, способный на все:

“…человек поведения забубенного…” (полицейский Илья Петрович о Свидригайлове, часть 6 глава VIII)

Он является грубым злодеем, сладострастником и подлецом, по мнению Раскольникова и его сестры Дуни:

“…от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца…” (Раскольников о нем, часть 6 глава V)

“Это непременно ты… подлец!” (Дуня о нем, часть 6 глава V)

“Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитий и возбуждает сладострастие! И неужели вы в самом деле так женитесь?” (часть 6 глава IV)

Сам себя Аркадий Иванович называет грешным, низким человеком, любящим “места с грязнотцой”:

“…я человек грешный. Хе-хе-хе!…” (часть 6 глава IV)

“…я люблю клоаки именно с грязнотцой…” (часть 6 глава IV)

Свидригайлов — скверный и пустой человек, который ничем по-настоящему не занимается, по его собственному мнению:

“…и в таком скверном и пустом человеке, как я…” (он о себе, часть 6 глава III)

“…хотя бы чтонибудь было; ну, помещиком быть, ну отцом, ну уланом, фотографом, журналистом… нничего, никакой специальности! Иногда даже скучно…” (часть 6 глава III)

Аркадий Иванович — пустейший, ничтожнейший злодей в мире, по мнению Раскольникова:

“В Свидригайлове он убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире.” (часть 6 глава III)

Он умеет вести себя обворожительно и казаться порядочным человеком:

“…Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами…” (часть 6 глава VI)

“Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком…” (часть 4 глава I)

8 лет назад Свидригайлов попал в Петербурге в долговую тюрьму, судя по всему, из-за шулерства. Он был должен огромные деньги, которые не мог заплатить. Влюбленная в него Марфа Петровна выкупила его из тюрьмы, вышла за него замуж и привезла к себе в имение в провинцию:

“…я сидел здесь в долговой тюрьме, по огромному счету, и не имея ни малейших средств в виду для уплаты.” (часть 6 глава IV)

“Это ведь я в деревне теперь опустился. А все-таки посадили было меня тогда в тюрьму за долги, гречонка один нежинский. Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч сребреников. (Всего-то я семьдесят тысяч был должен). Сочетались мы с ней законным браком, и увезла она меня тотчас же к себе в деревню, как какое сокровище. Она ведь старше меня пятью годами. Очень любила. Семь лет из деревни не выезжал…” (часть 4 глава I)

Свидригайлов, судя по всему, не любил Марфу Петровну и просто пользовался ее богатством. Марфа Петровна смирилась с тем, что муж не хотел хранить ей верность, и разрешила ему изменять ей с крестьянками. Взамен Свидригайлов пообещал жене никогда ее не бросать.

Живя с Марфой Петровной, Свидригайлов влюбился в Дуню Раскольникову, работающую гувернанткой в доме. Он предложил Дуне бежать с ним, но та отказалась. Вскоре после этого жена Свидригайлова, Марфа Петровна, умерла при странных обстоятельствах:

“…я и решил предложить ей все мои деньги (тысяч до тридцати я мог и тогда осуществить) с тем, чтоб она бежала со мной хоть сюда, в Петербург. … Верите ли, я до того тогда врезался, что скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне, — это тотчас же было бы сделано!” (часть 6 глава IV)

По мнению Дуни, именно Свидригайлов отравил ядом свою жену Марфу Петровну, чтобы избавиться от нее навсегда. По словам Пульхерии Александровны, Свидригайлов, возможно, избил Марфу Петровну до смерти:

“Не твой револьвер, а Марфы Петровны, которую ты убил, злодей! У тебя ничего не было своего в ее доме. Я взяла его, как стала подозревать, на что ты способен.” (Дуня о револьвере, часть 6 глава V)

“Ты жену отравил, я знаю, ты сам убийца!… Ты мне сам намекал; ты мне говорил об яде… я знаю, ты за ним ездил… у тебя было готово… Это непременно ты…” (слова Дуни, часть 6 глава V)

“…этот ужасный человек, кажется, и был причиной ее смерти. Говорят, он ее ужасно избил. ” (Пульхерия Александровна о нем, часть 3 глава III)

После смерти Марфы Петровны господин Свидригайлов начинает видеть ее призрак то тут то там. Судя по всему, он медленно сходит с ума. Раскольников замечает это и прямо называет его помешанным и сумасшедшим:

“«Это помешанный», — подумал Раскольников.” (часть 4 глава I)

“Но вы действительно, действительно сумасшедший!…” (Раскольников Свидригайлову, часть 4 глава I)

Накануне своей смерти полусумасшедший Свидригайлов совершает несколько странных благородных поступков. Так например, он дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь. Кроме того, он дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой собирался жениться:

“Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи. Это вы возьмите себе, собственно себе, и пусть это так между нами и будет, чтобы никто и не знал, что бы там вы ни услышали.” (часть 6 глава VI)

“…Аркадий Иванович … принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку пред свадьбой…” (часть 6 глава VI)

Совершив эти странные поступки, Свидригайлов кoнчаeт жизнь сaмoубийствoм на одной из улиц Петербурга:

“Свидригайлов спустил курок.” (часть 6 глава VI)

Это был цитатный образ и характеристика Аркадия Ивановича Свидригайлова в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера героя.

Данная статья поможет раскрыть образ Свидригайлова из романа Ф. М. Достоевского, а также поможет написать сочинение «Характеристика Свидригайлова».

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова. Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно. Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.

Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

Внешность

«…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»

— Таким написан портрет Свидригайлова. Автор очень детально его нарисовал, подчеркивая важность данного персонажа для судеб остальных героев романа. Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного. И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый. Известное выражение «глаза – зеркало души» автор подчеркнул буквально в двух словах, которые раскрывают самую суть персонажа. Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале. Здесь – первый намек на истинную суть Свидригайлова, которую автор раскрывает через мнение Раскольникова, заметившего, что лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.

Семья персонажа

В произведении дается биография Свидригайлова, из которой читатель знакомится с его семьей. Это покойная Марфа Петровна и дети Свидригайлова. В полном смысле этого слова настоящей семьей данных людей назвать трудно. Это семья лишь официально, взаимного чувства в ней нет никакой. Свидригайлов не любит Марфу Петровну, которая, однако, делает ради него все. Героиня действительно любит Свидригайлова до «одурманения». Аркадий Иванович же равнодушен к ней: между ним и женой составляется «изустный контракт», который разрешает Свидригайлову пылать страстью к другим девушкам с согласия Марфы Петровны.

Хотя женщина безумно любит Свидригайлова, она не завещает ему свои богатства, а оставляет их своим детям, потому что понимает, что он не будет заботиться о них. И действительно, дети, по мнению Свидригайлова, абсолютно не нуждаются в нем. Персонаж оставляет их на попечение тетке.

Семья Свидригайловых перестает существовать после смерти Марфы Петровны, хотя фактически она и не начинала существовать. Многие считают смерть героини подозрительной и обвиняют Свидригайлова в гибели его жены. Дуня, в которую влюблен Аркадий Иванович, такого же мнения.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Вариант 3

В романе Достоевского « Преступление и наказание » раскрыто очень много интересных образов. Одним из самых ярких и запоминающихся является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова.

По описанию автора это немолодой человек лет пятидесяти, но очень хорошо сохранившийся для своего возраста. Он хорошо одет, приятной наружности, на голове его практически нет седых волос. Глаза голубые и глубокие, но почему- то главному герою Родиону Раскольникову они кажутся загадочным и страшными.

Свидригайлов представляется читателю сначала человеком очень много пожившим и повидавшим. И, как становится понятно, сделавшим в своей жизни немало плохого. Например, даже его знакомство с женой. Она выкупила его из тюрьмы, куда он попал за шулерство. Так же на его счету есть злодеяния намного страшнее.

Кажется, что из благодарности супруге, он должен был стать благородным мужем и отцом, но все совершенно не так. В браке Свидригайлов продолжает дебоширить, пить, и творить нехорошие дела. Ему вменяют в вину надругательство и доведение до самоубийства немой девочки – служанки. Но благодаря деньгам супруги, донос на Свидригайлова исчезает из полиции. И только наличием этой записки жена могла влиять на него. Что, тем не менее, не мешало Свидригайлову колотить супругу, а в дальнейшем, по слухам, отравить.

Человеческие чувства проявляются у Свидригайлова тогда, когда он влюбляется в Дуню Раскольникову, сестру главного героя романа. Но в меру своей распущенности Аркадий Иванович начинает за ней ухаживать так, что становится Дуне противным и ненавистным. Он предлагает ей деньги, сбежать вместе за границу. Но Дуня его отвергает.

В общем, образ Свидригайлова является спорным, и дает повод задуматься. В одной стороны пьяница и убийца, с другой, — понимающий и щедрый человек. Хотя, если учесть то, что он задумал самоубийство, или как он сам это называет вояж в Америку, то можно понимать его хорошие поступки как попытку искупить свои грехи. Он хочет облегчить свою совесть.

Образ Свидригайлова в сюжетной линии романа очень важен, интересен и многогранен. Он был плохим человеком, но также умел совершать и благие дела.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию. Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи. И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Экранизации

Александр Балуев в роли Свидригайлова


Александр Балуев в роли Свидригайлова
В 1969 году на киностудии имени Максима Горького выходит двухсерийный фильм «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Роль Свидригайлова в этом фильме сыграл актер Ефим Копелян.

В 2007 году на телеэкраны вышел сериал «Преступление и наказание», снятый Дмитрием Светозаровым. Сериал снимали в Санкт-Петербурге, роль Свидригайлова досталась актеру Александру Балуеву.

Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова


Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова

В 1979 году роль Свидригайлова в спектакле, поставленном Театром на Таганке, сыграл Владимир Высоцкий. Это была последняя театральная роль актера.

Урок литературы в 10 классе «Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание».

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

определить значение образа Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова; развивать навыки анализа сцен романа, показать их связь с проблематикой произведения; совершенствовать умения и навыки интерпретировать художественное произведение; формировать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

1.Подготовка к восприятию.

— Героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», которым по жизненным позициям близка теория Раскольникова, которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей, называют «двойниками» бывшего студента. «Мы одного поля ягоды», — говорит Раскольни-кову Свидригайлов. Действительно ли это так? Является ли Свидригайлов двойником бывшего студента? Что сближает этих героев? На этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Кто такой Аркадий Иванович Свидригайлов? Что мы узнаём о жизни этого героя? Как эта жизнь характеризует его? Расскажите о Свидригайлове, опираясь на материал письма матери Раскольникова, слова Лужина и рассказы самого героя.

И письмо Пульхерии Александровны, и слова Лужина характеризуют Свидригайлова как злодея, раз-вратника: преследовал Дуню, причастен к делу «душегубства» (жестоко оскорбил глухонемую девочку, и она повесилась), повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, был выкуплен Марфой Петровной из тюрьмы, где сидел за долги. Однако именно Свидригайлов избавил Дуню от позора и восстановил её доброе имя, отдав жене письмо Дуни. Сам Свидригайлов говорит о том, что он «дворянин, служил два года в кавалерии, потом … в Петербурге шлялся, потом женился на Марфе Петровне и жил в деревне», «был шулером».

— Свидригайлов – самая загадочная фигура в романе: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для обыкновенного подлеца. Какие эпизоды романа характеризуют героя с положительной, а какие — с отрицательной стороны?

Отрицательные стороны Положительные стороны
Пользуясь своим положением, пытается оболь-стить Дуню. Делает пребывание в его доме невы-носимым. Сам отдал Марфе Петровне обличавшее его письмо Дуни. Пожалел ее, восстановил ее честь.
По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и глу-хонемой девочки также на совести Свидригай-лова. Приносит деньги для Дуни (10 тысяч), понимая необходимость «спасти» ее от Лужина.
Возможно, смерть Марфы Петровны на его совести.
Думал жениться на 16-летней девочке. Не женился, зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету.
Обманом заманил Дуню в квартиру, пытался силой добиться любви.
Сам о себе говорит: «Я человек развратный и праздный». Откровенен.
Дает деньги на похороны Катерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют

— Уже во время первой встречи с Раскольниковым Свидригайлов говорит: «Мы одного поля ягоды». Действительно ли это так? Какие параллели между героями можно провести, опираясь на их первый диалог?

Явившись к Раскольникову, Свидригайлов сразу же сообщает о цели своего визита и тут же начи-нает оправдывать свои преследования Дуни: «…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?…и я способен прельститься и полюбить». Лукавит: «Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?» (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?» Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие.

Свидригайлов объясняет происхождение денег, которые предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови. Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже «его настоящие», полученные им от матери или за часы его отца. По сути дела, герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.

Свидригайлов, по оценке Раскольникова, – «на что-то твёрдо решившийся человек» — такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников накануне преступления.

Рассказ Свидригайлова о «подстрекательных «немках», оправдывающий насилие по отношению к ним: «…Эта точка зрения-то и есть настоящая гуманная…» – параллель теории Раскольникова и его преступления.

— Свидригайлов чувствует своё сходство с Раскольниковым, потому и говорит, что между ними «есть какая-то точка общая», что они «одного поля ягоды». Это на самом деле так: идея вседозволенности и отрицания моральных законов, неразличение добра и зла — те принципы, по которым живёт Свид-ригайлов, напоминают теорию Раскольникова о право имеющих и тварях дрожащих.

Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Свидригайлов ис-пользует как руководство к действию. Если жизнь Раскольникова показывает возникновение, разви-тие, проверку теории, её выбор или отрицание, то Свидригайлов — это уже реализованная в жизни теория Раскольникова. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов не задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Он всю жизнь считает себя право имеющим.

Раскольников показан в момент выбора. У него три возможных пути решения проблемы: первый — признать себя тварью дрожащей, второй — Наполеоном, третий — отречься от своей теории. Раскольников в финале романа встает на третий путь, признавая несостоятельность своей теории, ее ошибочность. Свидригайлов идет по пути Наполеона, считая единичные преступления оправдан-ными, он не обременяет себя вопросами добра и зла.

Переступая через чужие жизни, Свидригайлов переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожида-емого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. «Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету доб-рых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершённое им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возро-дить его больную душу. Свидригайлов – это тот избранный, который «переступил», и «переступил» не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал.

У Свидригайлова вроде бы нет четко сформулированной и оформленной теории, однако в разго-ворах с Раскольниковым герой высказывает несколько интересных мыслей, например, о вечности. Как представляет её Свидригайлов?(с.284)

«…одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…»

— Свидригайлов утверждает правду субъективности мира: «быть может, вечности-то и нет», а потому — какая разница был ли ты в этом мире праведником или же предавался всяческим удовольствиям, все равно никто не знает, что за пределами этого мира ждет человека, а потому каждый живет согласно своим убеждениям и никого упрекнуть, стало быть, нельзя.

Как нравственный циник, Свидригайлов – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Свидригайлов перепробовал в жизни все, и ничто не трогало его души. И вдруг в этой пустой жизни появляется Дуня. С чего начинаются отношения с Дуней?

— Любит ли её Свидригайлов?

— Можно ли согласиться с мнением искусствоведа К. М. Исаевой, считающей, что «Достоевский почти поэтизирует Свидригайлова в момент последней его встречи с Дуней. Здесь пробуждается в нем человек, тоскующий по идеалу, по красоте, но растерявший все человеческое и способный лишь на минутный добрый порыв под влиянием впервые нахлынувшего на него чувства — увы, безответ-ного»?

Можно: Свидригайлов говорит: «…Я вас бесконечно люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать… Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я всё сделаю! Я невозможное сделаю!»

— Свидригайлову нужна любовь Дуни, нужны живые, чистые отношения. «Воздуху, воздуху надоб-но», говорит герой, и эти слова так похожи на слова Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Человек не может быть один. Теория «мне всё по-зволено» отделяет от людей. Поднимает над ними, но отделяет.

Свидригайлов отступает перед душевной силой Дуни, перед своей любовью к ней. Отпустить Ду-ню — значит смириться с тем, что тебе не всё позволено, что ты такой же, как все. Теория вседозво-ленности рухнула, и не остаётся в его жизни ничего другого, кроме смерти. Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Герой уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград».

Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольни-кова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Сообщение о самоубийстве Свидригай-лова стало последним доводом для Раскольникова в пользу чистосердечного признания.

4.Д/З: перечитать эпизоды встреч Раскольникова с Порфирием Петровичем, отметить авторские ремарки, сопровождающие речь и поведение героев, и внутренние монологи Раскольникова (ч.3 гл.5, ч.4 гл.5, 6, ч.6 гл.2)

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016

Читайте также: