Чей это портрет осанистая женщина широкая и плотная лет тридцати осьми красива волос с проседью

Опубликовано: 17.09.2024

Образ удивительной русской женщины показан нам в третьей части поэмы - "Крестьянка". О структуре и содержании этой части нужно говорить отдельно.

Здесь же разберем сам образ центральной героини этой части.

Как нашли наши странники Матрену Тимофеевну ? Посоветовали люди, узнавшие, что мужики ищут счастливую бабу:

Портрет Матрены

Сравнивая бабу с холмогорской коровой, крестьяне делают ей большой комплимент, потому что корова - символ жизни для крестьянина, главная его кормилица. А холмогорская - это в то время была как раз самая молочная порода.

И добрая крестьянка, по их мнению, должна быть как хорошая корова: крепкой, мощной, здоровой, способной и родить, и грудью выкормить как можно больше детей. И одновременно послушной и смиренной. Ведь с простой бабой, как и с коровой, никто, увы, не церемонился; терпеть нужно много - иначе и не выживешь!

Именно таковой является наша новая героиня. Она красива ("Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие"), опрятна ("рубаха белая"), имеет крепкую, приземленную фигуру.


Роковая ошибка в личной жизни

Женщина вышла замуж по любви. Но "На горе — чужанин!", то есть из чужой деревни. Не думала Матрена о том, что прежде чем уезжать в его дом, надо бы узнать родню мужа, что за люди. Теперь, рассказывая странникам, она жалеет о том своем выборе:

Ах, кабы знать, говорит она сейчас, занавесилась бы тогда от Филиппа Корчагина яркой занавеской, чтобы он ее не заметил вовсе. Потому что не случилось у нее с ним "счастьица".

И несмотря на то, видимо, у других баб мужья еще равнодушнее. Потому что Матрена по доброте своей душевной считает:

Хотя один эпизод все нам говорит о том, насколько "хороший" муж был Филипп. За несправедливые замечания своих сестер и матери он, вместо того чтобы защитить Матрену, наоборот, "подбавляет" от себя жене удар за ударом. Но героиня рада и тому, что случилось такое лишь один раз.

Тут мужики начинают новую песню, которая подчеркивает, что бывают, действительно, мужья и свирепее Филиппа:

Главная причина несчастья Матрены - не сам муж, а его агрессивные домашние: свекр со свекровью, золовки и деверя. Все они - люди с каменным сердцем, бесчувственные, жестокие. Героиня абсолютно беззащитна и бесправна перед ними:

Некрасов затрагивает важную тему семейных взаимоотношений, и в этом проблематика части "Крестьянка" (1873 год) соприкасается с драмой Островского "Гроза", которая была опубликована на 14 лет раньше (в 1859).

Проблема рекрутчины

Эта боль и этот страх висел над каждой мужицкой семьей как дамоклов меч.

Ведь какой бы "постылый" ни был муж, без него баба в крестьянской Руси не выживет - станет просто нищей и пойдет по миру вместе с детьми. Поэтому пуще любого несчастья боялись все-таки остаться без мужа.

В главе "Трудный год" Матрена поет народную песню, в которой вся безысходность судьбы "солдатки" - бабы, супруга которой забрали в рекруты. Жизнь такой несчастной сравнивается с погребальным покрывалом:

Нет, не случилось такого горя с Матреной. Заберут лишь ее сына в будущем. А когда должны взять ее мужа, обратится она за помощью к Богородице и совершит небывалый поступок - обретет поддержку самой губернаторши.

Но сам страх внеочередной, несправедливой (да и "справедливой") рекрутчины мучил каждую бабу всю жизнь. В песне употребляются сильнейшие гиперболы:

Вообще в главах, посвященных Матрене, много песен , что подчеркивает типичность ее судьбы для русской женщины . Все ее страхи и тревоги - все уже давно сложено и рассказано в народных песнях, потому что то миллионы русских баб пережили и проплакали те же самые беды.

Молитва Матрены

Молитва Матрены Тимофеевны

Не век было страдать Матрене, терпя унижения ее домашних. В предпоследней главе части "Крестьянка" Матрена, выйдя в поле, ощутила небывалый прилив светлого, духовного озарения, и взмолилась. Здесь наступает кульминация части. Бедная баба анализирует всю свою жизнь:

Часть

Пресвятая заступница, как говорит героиня, помогла ей, и с той поры легче и радостнее стала ее жизнь.

Из повествования Матрены мы видим, что ей действительно во многом повезло больше, чем большинству русских баб: и в семье родной, до замужества ее холили-лелеяли (здесь тоже сходство с Катериной Островского), и муж не самый суровый. И губернаторша оказалась добрая - помогла, и поэтому супруг остался в семье. И дети есть, большинство выжили - тоже удача для того времени.

Но даже и такая, достигшая всеобщего уважения, убеждена: нет на Руси ни одной счастливой бабы. Слишком зависимое, шаткое и угнетенное у нее положение.

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!

Викторина по творчеству Н.А.Некрасова

1. Где родился Николай Алексеевич Некрасов?

2. Вставьте пропущенное словоназвание села, где прошло детство

Некрасова:

«Сельцо …………….. стоит на низовой Ярославско - Костромской дороге, называемой Сибиркой: барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало, было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

3. О каком периоде в своей жизни Некрасов написал:

«Восемь лет я боролся с нищетою…»

4. О ком поэт написал:

Не зол, но крут, детей в суровой школе

Держал старик, растил, как дикарей!

Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,

Травя волков, стреляя в глухарей

5. Как называется поэма, в которой поэт посвятил своей матери

следующие строки:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты в

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

6. Как называются два альманаха (сборника), которые Некрасов

собирает и публикует в середине 1840-х годов?

7. Как называется цикл стихов, в котором опубликованы эти строки?

Кому они посвящены?

Помогай же мне трудиться, 3(и)на

Труд всегда меня животворил.

Вот еще одна красивая картина —

Запиши, пока я не забыл.

Да не плачь украдкой! — Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих, записанный тобой.

8. О каком сборнике идет речь?

« Восторг всеобщий. Едва ли первые поэ­мы Пушкина, едва ли «Ревизор»

или «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга», - сообщал

поэту Н. Г. Чернышевский.

9. Как называется поэма Некрасова, в которой герои путешествуют

от селения к селению?

10. Чей это портрет из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

«Осанистая женщина

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью

Ресницы богатейшие …

Глаза большие, строгие

11. Чей это портрет из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

С большущей сивой гривою

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал.

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил».

12. Кому Некрасов посвятил целый цикл стихотворений, в котором

запечатлел историю своей сложной, радостной, а порой и

мучительной любви, где были такие строки?

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас,

Мы на один алтарь сложили,

И этот пламень не угас.

13. Какой теме посвящены следующие стихотворения: «Вчерашний

день, часу в шестом», «Муза», «Элегия», «Поэт и гражданин», «Умру я

скоро», «Блажен незлобивый поэт», «О, Муза! Я у двери гроба…»,

«Стихи мои, свидетели живые. »?

14. Как можно определить жанр следующих стихотворений:

«Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей»,

«Да, наша жизнь текла мятежно», «Застенчивость», «Гадающая

невеста», «Ты всегда хороша несравненно»?

15. Чей это идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Не надо мне ни серебра, И каждому крестьянину

Ни золота, а дай господь, Жилось вольготно, весело

Чтоб землякам моим На всей святой Руси!

16.. Из какого стихотворения эти строки?

Форме дай щедрую дань Строго, отчетливо, честно

Временем: важен в поэме Правилу следуй упорно:

Стиль, отвечающий теме, Чтобы словам было тесно,

Стих, как монету чекань Мыслям — просторно

17. Какой едва ли ни лучший журнал 50—60-х гг. ХIХ столетия

возглавлял Н.А.Некрасов с 1847 года?

18. Кто из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного

19. Вставьте пропущенное слово:

«Пиши: В деревне Босове

Он до смерти работает,

До полусмерти пьёт!»

20. В чьих устах о народной душе в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

слышится грозное предупреждение?

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна…

21. Какой теме посвящены следующие стихотворения Некрасова:

«В дороге», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда

деревенская. »; «Несжатая полоса», «Размышления у парадного

подъезда», «Желез­ная дорога», «Плач детей», «О погоде»?

22. Узнайте персонажа поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные,

И - разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

23. Чей это портрет из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Грудь впалая; как вдавленный Похож он: шея бурая,

Живот; у глаз, у рта Как пласт, сохой отрезанный,

Излучины, как трещины Кирпичное лицо,

На высохшей земле; Рука — кора древесная,

И сам на землю-матушку А волосы — песок

24. Кто в поэме «Кому на Руси жить хорошо» сочинил эту песню:

Ты и убогая, Ты и бессильная,

Ты и обильная, Матушка – Русь.

Ты и могучая,

25. Вставьте пропущенное слово в названии стихотворения Некрасова

«Еду ли ночью по улице ……..»:

26. В каком жанре написаны следующие произведения Н.А.Некрасова:

«Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос»

27. Вставьте пропущенное слово в названии стихотворения Некрасова

«Брожу ли я вдоль улиц …….»:

28. Какая из героинь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не скло­няет

головы перед грозны­ми начальниками и утверждает:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее — нет креста!

Ответы к викторине по творчеству Н.А.Некрасова

1. На Украине в го­родке Немиров

3. О жизни в Петербурге 16 – летнего Некрасова с 1838 года по 1846 гг

4. О своем отце - Алексее Сергеевиче Некрасове

6. «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник»

7. «Последние песни», жене поэта Зинаиде Николаевне (Ф. Н.Викторовой)

8. Поэтический сборник Некрасова 1856 года

9. «Кому на Руси жить хорошо»

10. Матрены Тимофеевны

13. Теме поэта и поэзии

14. Любовная лирика

15. Григория Добросклонова

16. «Подражание Шиллеру. II .Форма»

20. Якима Нагого

21.Теме родины и народа

22. Князь Утятин

23. Якима Нагого

28. Матрена Тимофеевна Корчагина




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Бирюкова Наталья АнатольевнаНаписать 2508 26.05.2016

Номер материала: ДБ-100209

  • Русский язык
  • 10 класс
  • Другие методич. материалы
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    26.05.2016 383
    26.05.2016 1506
    26.05.2016 25470
    26.05.2016 270
    26.05.2016 505
    26.05.2016 5873
    26.05.2016 1677

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. Некрасова.

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» — единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны — это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее.
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,
Мне в очи. и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

. Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной.
Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом.
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать.
Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели. Бог сибирской язвою. трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные.

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы — художественное открытие Некрасова — как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма — истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.
Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: "Русские женщины", "Орина, мать солдатская", "Кому на Руси жить хорошо".

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:

Ты вся — воплощенный испуг,
Ты вся — вековая истома!

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении "В деревне" изображена старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении "Орина, мать солдатская". В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про "печаль свою великую": единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка.

В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу — сестра некрасовских декабристок.
Когда-то в молодости она:
Красотою дивила, была
и ловка, и сильна,

но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке:
Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.
Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской -крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей "счастье в девках выпало: у нее была "хорошая, непьющая семья", — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться "по пятому годку".
Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была. —
говорит о себе Матрена.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труженицы:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми,
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она "попала с девичьей холи в ад". Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. "Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой".
Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: "Не дело — между бабами счастливую искать".

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет "с гневом на сердце". Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.
В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
Например, Матрёна Тимофеевна известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают её лишь семь мужиков-странников. Правдивость рассказа подчёркивается просьбой мужиков: « А ты нам душу выложи». Да и сама героиня обещает: « Не скрою ничего». Особую роль в описании жизни Матрёны Тимофеевны играют песни. Именно благодаря им Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте.

Матрёна Тимофеевна предстаёт перед нами красивой и трудолюбивой женщиной:
Матрёна Тимофеевна
Осаниста женщина
Широкая и плотная
Лет тридцати осьми
Красива волос с проседью
Глаза большие, строгие
Ресницы богатейшие…

В деревне Клин люди считали, что Матрёна Тимофеевна счастлива.
Но это не так. На самом деле героиня была счастлива, даже очень, но до замужества:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой
Жила я молодцы.
…И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Выйдя замуж, она «…попала с девичьей воли в ад…». Начались постоянные издевательства мужниной родни, бесчисленные побои, непосильный каторжный труд, но самым большим несчастьем для героини произведения была смерть любимого ребёнка. Выстоять Матрёне Тимофеевне помогает огромная душевная сила.
Ещё одно несчастье случается с её вторым сыном Федотушкой, пожалевшим голодную волчицу. И тут у героини проявляется готовность к самопожертвованию? Она бросается под розги, спасая от наказания своего сына. Матрёна Тимофеевна не унижается до просьбы о прощении, она стойко выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала своё горе над речкой.
Единственный раз, когда Матрёна Тимофеевна решает бороться за своё счастье,- это когда забирают в солдаты её мужа. Героиня находит в смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крёстной матерью её ребёнка.

Ключи от счастья женского
От нашей вольной волюшки
Заброшены потеряны
У бога самого!

Действительно, крестьянскую женщину никак нельзя назвать счастливой. Все трудности и тяжёлые испытания, выпадающие на её долю, могут сломить человека. Но с Матрёной Тимофеевной этого не случилось. Её душевная ясность, трудолюбие, энергия, стойкость, готовность к самопожертвованию, сила характера помогли пробиться сквозь преграды, которые ставила ей судьба. Наша героиня вызывает восхищение. Ведь она находит в себе силы жить, работать, продолжает радоваться тем скромным радостям, которые время от времени выпадают на её долю. И пусть она честно признаётся, что счастливой её назвать никак нельзя, она ни на минуту не впадает в уныние, продолжает жить.

Жизнь Матрёны Тимофеевны – это постоянная борьба за выживание, и ей удаётся выйти победительницей из этой борьбы.

Следующее сочинение из данной рубрики: У чому полягає велич подвигу Прометея?

Сочинение: «Есть женщины в русских селеньях. » (по произведениям Н. А. Некрасова)
Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действу­ющими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: "Русские женщины", «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо».

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал кресть­янское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной кре­стьянки:

Ты вся — воплощенный испуг,
Ты вся — вековая истома!—

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке.

В стихотворении «В деревне» изображена старуха-крестьянка, потерявшая един­ственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихо­творении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про «печаль свою вели­кую»: единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:

Девять дней хворая Иванушка,
На десятый день преставился.
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка.

В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, силь-
ой духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз, Крас­ный нос», по духу — сестра некрасовских декабристок. Когда-то в молодости она:

Красотою дивила, была и ловка, и сильна,

но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодуш­но видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным тру­дом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к кресть­янке:

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской дере­венской женщины.

Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэ­мы «Кому на Руси жить хорошо», и целиком посвящена ей вся вто­рая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини вто­рой части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у нее была «хорошая, не­пьющая семья», — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».

Тяжелый труд, однако, не сломил ее:
И добрая работница

говорит о себе Матрена

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труженицы:

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми,
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с Девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть лю-
бимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нуж­да — вот как сложилась ее жизнь. «Во мне, — говорит Матрена Ти­мофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой».

Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — ктакому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена гово­рит: «Не дело — между бабами счастливую искать».

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сло­мила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную по­корную рабыню. В ней зреет протест, она живет «с гневом на серд­це». Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замеча­тельные характеры русскихженщин. Сопоставлял их судьбу с буду­щей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного раз­вития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения остаются актуальными и в наше время.[/sms]

Читайте также: