Божий волос что это

Опубликовано: 17.09.2024

Знайте, что Бог все устроил в нашем организме непросто. Волос человека настолько сложен, что человек никогда не сможет его постичь, и уж тем более не сможет объяснить его происхождение с помощью случайных эволюционных процессов. О волосе упоминается в Библии более 100 раз, и чаще всего это слово используется тогда, когда говорится о заботе любящего Бога о Своем народе. Например, когда Бог вывел Седраха, Мисаха и Авденаго из раскаленной огнем печи, их «волосы на голове не были опалены» (Даниил 3:27). В Луки 21:18 Иисус предупреждает Своих учеников о гонениях, но Он говорит им не бояться, потому что «и волос с головы вашей не пропадет» . И, наконец, Иисус заявляет, что «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матфея10:30). Насколько близко знает и любит нас наш Спаситель!

Множество волос

На голове человека растет примерно 100 000 волосинок, хотя их количество у каждого человека индивидуально. Может показаться, что волосы у человека растут лишь на голове и в некоторых других местах нашего тела, но они, фактически, равномерно покрывают всю нашу кожу (за исключением ладоней и пяток, которые являются лысыми в полном смысле этого слова). На всей поверхности человеческого тела растет примерно 5 миллионов волосинок, но многие из них очень трудно увидеть.

Типы волос

Может показаться, что на некоторых частях нашего тела не растут волосы (например, на лбу или на носу). На самом деле они там растут, хотя и в виде крошечных, бесцветных волосинок, называемых пушком (vellus hairs).

Волос человека настолько сложен, что человек никогда не сможет его постичь, и уж тем более не сможет объяснить его происхождение с помощью случайных эволюционных процессов.

На 7см 2 нашего лба и носа растет столько же волос, сколько их растет на нашей голове - просто эти волосинки незаметны. Длинные и часто пигментированные волосы, растущие из кожи головы, называются терминальными волосами. Другие типы волос, как, например ресницы, образуются в течение нашей жизни. Первые волосяные фолликулы начинают формироваться на третьем месяце внутриутробного развития. Фолликулы образуют пушковые волосы (лануго). Эти длинные, шелковистые волосы обычно сбрасываются за несколько недель до рождения и заменяются пушком, который вырастает из тех же самых волосяных фолликул. Преждевременно рожденный малыш может выглядеть странно, потому что его тело покрыто пушковыми волосками.

Вы никогда не потеряете волосяные фолликулы

Удивительно, но еще при рождении у нас есть все волосяные фолликулы, которые будут давать рост волосам, и из этих фолликул будут расти волосы на протяжении всей нашей жизни. Почему же тогда многие из нас с возрастом лысеют? После наступления половой зрелости человека некоторые волосяные фолликулы, которые образовывали терминальные волоски, заменяют их почти невидимыми волосками. Поэтому можно сказать, что с возрастом мы волосы не теряем, а они просто становятся более тонкими.


Почему животным не нужен парикмахер?

Тогда как многие из нас регулярно посещают парикмахера, прическа большинства млекопитающих животных всегда выглядит идеально, притом, что они никогда не были в парикмахерской. Причиной этому является тот факт, что волосы у животных растут циклическим образом. Относительно долгий период роста (который меняется в зависимости от типа размещения волоса) сменяется коротким периодом отдыха, после которого волос отпадает от фолликула.

С нового волоса начинается новый цикл роста (смотрите ниже "Рост человеческого волоса"). Таким образом, продолжительность цикла роста определяет, насколько длинным будет волос. Если бы волосы млекопитающих животных росли все длиннее и не выпадали из фолликула, это привело бы к катастрофическим последствиям для животных, ведь они не посещают парикмахерских салонов. Можете ли вы представить себе, например, белку, которая прыгает по ветвям деревьев и тащит за собой двухметровый пучок волос? Господь предусмотрел абсолютно все!

Волос растет со скоростью примерно 0,3 мм в день. В течение года на нашей голове и бороде может вырасти около 13 см волос. Для сравнения, цикл роста самого длинного волоса на нашей руке составляет менее двух месяцев. Цикл роста волос, растущих на бороде и голове, зависит от индивидуальных особенностей человека, он может составлять и несколько лет. К примеру, длина волос одного из коренных жителей Вьетнама превышает 6 метров, что является, на данный момент, самой большой длинной волос на голове среди людей. Как сообщалось в теленовостях в июне 2004 года, этот человек не стриг свои волосы на протяжении более 30 лет.

Мы испытываем благоговейный трепет перед нашим Творцом Иисусом Христом, Который даже наши волосы щедро наделил изысканным дизайном и сложностью. Мы можем иметь полный покой во Христе, нашем Защитнике, Который сосчитал каждый волосок на нашей голове и не позволит ни одному из них упасть, если на то не будет Его воли. И, наконец, мы бесконечно благодарны Иисусу Христу, нашему Спасителю, Который позволил, чтобы Его собственные волосы были вырваны в то время, когда над Ним насмехались, мучили Его, и когда Он умер за наши грехи. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Исаия 50:6).

Доктор Давид МЕНТОН получил докторскую степень в области клеточной биологии в Брауновском Университете. Он известный и уважаемый преподаватель, автор многих работ, заслуженный профессор школы медицины при Вашингтонском Университете, находящемся в городе Сейнт Льюис. Доктор Ментон один из наиболее популярных лекторов, работающих в миссии Ответы Бытия (США).

Рост человеческих волос

Волосы растут из углублений, похожих на трубочки в коже, которые называются волосяными фолликулами. Волосяной стержень образуется из живых клеток, расположенных глубоко в фолликуле. Эти хрупкие живые клетки впоследствии умирают, чтобы образовать необыкновенно прочное волокно, называемое волосом. В течение всей нашей жизни один и тот же фолликул способен образовывать разные типы волос.

Волос растет из нижней части фолликула со скоростью 0,3 мм в день.

волосяной фолликул

Состояние покоя

Волос вырастает на определенное расстояние, определенное для каждого фолликула. Затем на короткий период рост волос приостанавливается.

волосяной фолликул

Новый рост

Когда в волосяном фолликуле снова начинается рост, волос в состоянии покоя выталкивается из фолликула, и начинает расти новый волос.

волосяной фолликул


Рисунок 1. Увеличенное изображение человеческого волоса. Показана средняя часть стержня волоса и его кончик. Волос покрыт слоем перекрывающих друг друга клеток, похожих на плитки, они называются кутикулой.

Волосяная кутикула

Все волосы покрыты слоем плоских мертвых клеток, которые называются кутикулой. Эти клетки предохраняют волосы от переплетения (только представьте себе, если бы наши волосы были похожи на переплетенный пучок тонких нейлоновых нитей). Под микроскопом волосяная кутикула выглядит как перекрывающие друг друга плитки или как черепица на крыше. Чтобы волосы в парике из натуральных человеческих волос были красиво уложены и выглядели ухоженными, они должны лежать в определенном направлении (свободные края клеток кутикулы должны быть повернуты в обратном направлении от кожи головы). Форма кутикулы приносит дополнительную пользу. Наверное, это самая важная её функция - она закрепляет волос возле его фолликула.


Невероятный замок волоса

Чтобы волос человека не мог легко выпасть, он должен блокироваться внутри волосяного фолликула. Без подобного "блокирования волоса" для большинства млекопитающих животных такая потеря волос стала бы катастрофой. Волосяной фолликул выстилается кутикулой. Ее перекрывающие друг друга клетки направлены в противоположном направлении по отношению к кутикуле на стержне волоса. Точное соединение двух кутикул делает выдергивание волос невозможным, разве что можно выдернуть его вместе с фолликулом. Но не волнуйтесь, если такое случается, процесс роста поврежденного волосяного фолликула немедленно восстанавливается и начинается новый цикл роста. Возникает вопрос: если волос блокируется в месте своего роста, каким образом ему удается выдвигаться по мере того, как он растет? - Десятки тысяч маленьких "кнопочек", которые называются десмосомами, выстилают поверхность волосяного фолликула. Эти кнопочки быстро нажимаются и разжимаются в точной последовательности, что позволяет волосу автоматично скользить и выдвигаться. До того, как волос появляется на поверхности кожи, место блокирования волоса (кутикула, выстилающая волосяной фолликул) обрабатывается специальными ферментами. Клетки кутикулы, выстилающие внутренний слой волосяного фолликула, сцепляются с кутикулой, покрывающей волосяной стержень.


Рисунок 2. Увеличенное изображение кутикулы фолликула, которая соприкасается с кутикулой волоса. АР


Рисунок 3. Увеличенное изображение кутикулы фолликула, снятой с волоса. Можно увидеть идеальное соответствие.

Волосы настолько интересные и необычные, что хотя человек имеет их множество - не в силах знать сколько их у него точно.

Относительно волос Бог в Своем Слове несколько раз сказал о них.

1. Первое, то, что Он единственный, кто знает и посчитал каждый волос на голове у верующих, поэтому даже 1 волос не выпадает с головы верующих без внимания Бога.

2. Второе, и об этом будет сегодняшняя статья, что человек при всем желании не сможет сделать даже 1 волос.

В синодальном переводе это написано немного не понятно, а именно так

Такое написание в некоторых церквях привело к ложному толкованию, когда женщины, поседевшие рано, подкрашивают волосы, их за это ругают, т.к. они, мол, нарушают написанное - не можешь изменить цвет волос.

Но в этом месте речь идет не об этом. Не о том, чтобы из черного сделать белым волосы, или наоборот. С этим проблем нет - это то люди прекрасно умеют красить волосы в любой цвет. Тут речь не о смене цвета, а о физической НЕВОЗМОЖНОСТИ, о том, что ВООБЩЕ никакой волос человек сделать не может - ни белый, ни черный, ни какой другой.

Человек при всей развитости технологий просто не способен создать такую "простую" штуку как человеческий волос.

Именно Бог сказал так, чтобы для людей это было уроком - Он создал волос, Он контролирует все, люди при всем уровне развития цивилизации не могут и не смогут сделать ничего подобного, как обычный волос человека.

Уникальность строения волоса и невозможность для развитой человеческой цивилизации сделать обычный волос, при том, что Бог так и сказал, и это написано в Библии, Божьем Слове - явно указывает на бытие Бога. Ему то это под силу.

Помните стихотворение детское?

Замените все это на волос и будет именно так, волос более сложная разработка чем ракета, и более долговечная.

Вот лишь некоторые характеристики этого уникального Божьего проекта.

Волосы не подвергаются разложению и гниению в течение очень долгого времени — египетские мумии, которым по меньшей мере 4 тысячи лет находились с отлично сохранившимся волосяным покровом.

Волосы необычайно прочны. Если сравнить по прочности человеческий волос и медную проволоку аналогичного диаметра, то первый окажется прочнее.

Простой волос крепче металла, те, кто стригут волосы профессионально, знают, что лезвия и ножницы затупляются о волосы. А вас не удивляет, что столь мягкий материал, как волосы - просто белок кератина, быстро приводит в негодность твердые лезвия из стали?

Ученые просветили лезвия до и после использования сканирующим электронным микроскопом и сравнили их структуру, оценивая характер износа и повреждений. Оказалось, что лезвия при использовании почти не изнашивались. Однако на их режущей грани появлялось множество зазубрин и трещин. ученые обнаружили, что лезвие повреждалось только в тех случаях, когда оно разрезало волос не под прямым углом. Это было связано с тем, что волосы покрыты множеством мелких чешуек. Если лезвие резало волос не перпендикулярно, то оно попадало между этих чешуек.

Когда это происходило, нагрузка на кончик лезвия резко усиливалась. В результате в тех частях лезвия, где сталь достаточно неоднородна по своему составу из-за включений углерода, на нем появлялись трещины и расколы.

Вы видите? Микроскопические чешуйки волос наносят повреждения металлу- зазубрины и трещины на закаленной стали, если резать волосы не под прямым углом.

Волосы также очень прочны при натяжении. Один человеческий волос может выдержать вес в 100 грамм. Вообще волосы хорошо выдерживает достаточно сильные механические и химические воздействия.

Волосы впитывают влагу и масло. Волос состоит из белков (97%) и воды (3%), поэтому волосы впитывают влагу подобно губке.

Волосы пружинят. Волос можно растянуть на 1/5 часть его длинны, и он после примет первоначальное положение. И увеличиваются в длину при увлажнении, Мокрые волосы длиннее сухих на 25-30%.

Волосы растут, рекорд принадлежит человеку, у которого они длиной почти 7 метров. А вообще, если бы человек не брился и не стригся за жизнь волосы на бороде могли бы вырасти гипотетически длиной в 1 километр.

За день на голове взрослого человека вырастает около 35 метров волос. В сумме, конечно же — волос же много. В течение жизни человек отращивает до 725 км волос.

К слову, некоторые волосы невозможно окрасить в другие цвета, в частности за рыжий цвет волос отвечает особый пигмент - меланин, за счет него рыжие волосы практически не поддаются окраске. Тут буквально рыжий волос сделать черным или белым нельзя.

Волосы содержат золото. В химическом составе одного волоска можно найти 14 элементов, в том числе и золото.

Кроме украшения человека волосы несут и вполне практичные функции. Например, они оберегают кожу головы от переохлаждения и от обгорания на солнце, защищают от избыточного трения.

Волосы содержат свой собственный антисептик, который помогает в борьбе с чужеродными микроорганизмами

В центре каждого волоса есть мозговое вещество, назначение которого в волосе ученым до сих пор не ясно.

И это мы еще не заглянули глубоко внутрь, например, на уровень клеток.

Перед вами самая детализированная 3D модель человеческой клетки. Визуализация получена в Гарварде на основе рентгена, МРТ и базы данных криоэлектронной микроскопии для молекулярных субъектов.

📗 - Это самая подробная фотография внутренней клеточной жизни. В организме человека более 100 триллионов клеток.

📗 - Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом.

Если бы вы увидели работающий химический завод, могли бы вы подумать о том, что он возник сам собой? не построил ли его кто-то, у кого есть цель? Но клетка, обычная клетка и есть такой завод, задумайтесь! И этот завод действует с триллионами других таких же заводов, и все это с конкретной целью.

Вдумайтесь в сложность и мудрость творения!

Вот такой вот волос, с такими характеристиками - долговечный на тысячи лет, прочнее металла, ломающий на атомном уровне сталь, растущий на километры, растягивающий и пружинящий, обеззараживающий себя сам, выдерживающий напряжение такое, что 1 волос держит 100 грамм, да еще и содержащий золото - человечество не в силах и никогда не будет в силах создать.

Это сказал Иисус, Бог в человеческом теле. Кто-то думает, что Иисус не Бог, но Он Бог и знал, о чем говорил. Прошло уже 2000 лет, появились самолеты, космические корабли, микроскопы, искусственный интеллект, а волос так никто и не может сделать - ни белый, ни черный, ни вообще никакой.

Этот же Иисус сказал Своим ученикам, что даже волосы на головах у них сочтены

Уважаемый читатель, знаешь ли ты, что обычный волос, да, самый обычный волос, коих на головах у нас огромное количество - является доказательством бытия Бога.

Волосы настолько интересные и необычные, что хотя человек имеет их множество - не в силах знать сколько их у него точно.

Относительно волос Бог в Своем Слове несколько раз сказал о них.

1. Первое, то, что Он единственный, кто знает и посчитал каждый волос на голове у верующих, поэтому даже 1 волос не выпадает с головы верующих без внимания Бога.

2. Второе, и об этом будет сегодняшняя статья, что человек при всем желании не сможет сделать даже 1 волос.

В синодальном переводе это написано немного не понятно, а именно так

Такое написание в некоторых церквях привело к ложному толкованию, когда женщины, поседевшие рано, подкрашивают волосы, их за это ругают, т.к. они, мол, нарушают написанное - не можешь изменить цвет волос.

Но в этом месте речь идет не об этом. Не о том, чтобы из черного сделать белым волосы, или наоборот. С этим проблем нет - это то люди прекрасно умеют красить волосы в любой цвет. Тут речь не о смене цвета, а о физической НЕВОЗМОЖНОСТИ, о том, что ВООБЩЕ никакой волос человек сделать не может - ни белый, ни черный, ни какой другой.

Волос - доказательство существования Бога

Человек при всей развитости технологий просто не способен создать такую "простую" штуку как человеческий волос.

Именно Бог сказал так, чтобы для людей это было уроком - Он создал волос, Он контролирует все, люди при всем уровне развития цивилизации не могут и не смогут сделать ничего подобного, как обычный волос человека.

Уникальность строения волоса и невозможность для развитой человеческой цивилизации сделать обычный волос, при том, что Бог так и сказал, и это написано в Библии, Божьем Слове - явно указывает на бытие Бога. Ему то это под силу.

Помните стихотворение детское?

Замените все это на волос и будет именно так, волос более сложная разработка чем ракета, и более долговечная.

Вот лишь некоторые характеристики этого уникального Божьего проекта.

Волосы не подвергаются разложению и гниению в течение очень долгого времени — египетские мумии, которым по меньшей мере 4 тысячи лет находились с отлично сохранившимся волосяным покровом.

Таримская мумия, возраст более 3800 лет, с прядями темно-русых волос.

Волосы необычайно прочны. Если сравнить по прочности человеческий волос и медную проволоку аналогичного диаметра, то первый окажется прочнее.

Простой волос крепче металла , те, кто стригут волосы профессионально, знают, что лезвия и ножницы затупляются о волосы. А вас не удивляет, что столь мягкий материал, как волосы - просто белок кератина, быстро приводит в негодность твердые лезвия из стали?

Волос - доказательство существования Бога

Ученые просветили лезвия до и после использования сканирующим электронным микроскопом и сравнили их структуру, оценивая характер износа и повреждений. Оказалось, что лезвия при использовании почти не изнашивались. Однако на их режущей грани появлялось множество зазубрин и трещин . ученые обнаружили, что лезвие повреждалось только в тех случаях, когда оно разрезало волос не под прямым углом. Это было связано с тем, что волосы покрыты множеством мелких чешуек. Если лезвие резало волос не перпендикулярно, то оно попадало между этих чешуек.

Когда это происходило, нагрузка на кончик лезвия резко усиливалась. В результате в тех частях лезвия, где сталь достаточно неоднородна по своему составу из-за включений углерода, на нем появлялись трещины и расколы.

Волос и нож, как волос ломает сталь

Вы видите? Микроскопические чешуйки волос наносят повреждения металлу- зазубрины и трещины на закаленной стали, если резать волосы не под прямым углом.

Волосы также очень прочны при натяжении . Один человеческий волос может выдержать вес в 100 грамм. Вообще волосы хорошо выдерживает достаточно сильные механические и химические воздействия.

Девушка протащила автомобиль весом 2,5 тонны на 20 метров своими волосами

83 летний дагестанец поднимает волосами больше 150 килограмм от земли.

Волосы впитывают влагу и масло. Волос состоит из белков (97%) и воды (3%), поэтому волосы впитывают влагу подобно губке.

Волосы пружинят . Волос можно растянуть на 1/5 часть его длинны, и он после примет первоначальное положение. И увеличиваются в длину при увлажнении, Мокрые волосы длиннее сухих на 25-30%.

Волосы растут , рекорд принадлежит человеку, у которого они длиной почти 7 метров. А вообще, если бы человек не брился и не стригся за жизнь волосы на бороде могли бы вырасти гипотетически длиной в 1 километр.

Волос - доказательство существования Бога

За день на голове взрослого человека вырастает около 35 метров волос . В сумме, конечно же — волос же много. В течение жизни человек отращивает до 725 км волос.

К слову, некоторые волосы невозможно окрасить в другие цвета , в частности за рыжий цвет волос отвечает особый пигмент - меланин, за счет него рыжие волосы практически не поддаются окраске. Тут буквально рыжий волос сделать черным или белым нельзя.

Волосы содержат золото . В химическом составе одного волоска можно найти 14 элементов, в том числе и золото.

Кроме украшения человека волосы несут и вполне практичные функции. Например, они оберегают кожу головы от переохлаждения и от обгорания на солнце, защищают от избыточного трения.

Волосы содержат свой собственный антисептик , который помогает в борьбе с чужеродными микроорганизмами

В центре каждого волоса есть мозговое вещество , назначение которого в волосе ученым до сих пор не ясно.

И это мы еще не заглянули глубоко внутрь, например, на уровень клеток.

Клетка

Перед вами самая детализированная 3D модель человеческой клетки. Визуализация получена в Гарварде на основе рентгена, МРТ и базы данных криоэлектронной микроскопии для молекулярных субъектов.

📗 - Это самая подробная фотография внутренней клеточной жизни. В организме человека более 100 триллионов клеток.

Волос - доказательство существования Бога

📗 - Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом.

Волос - доказательство существования Бога

Если бы вы увидели работающий химический завод, могли бы вы подумать о том, что он возник сам собой? не построил ли его кто-то, у кого есть цель? Но клетка, обычная клетка и есть такой завод, задумайтесь! И этот завод действует с триллионами других таких же заводов, и все это с конкретной целью.

Вдумайтесь в сложность и мудрость творения!

Вот такой вот волос, с такими характеристиками - долговечный на тысячи лет, прочнее металла, ломающий на атомном уровне сталь, растущий на километры, растягивающий и пружинящий, обеззараживающий себя сам, выдерживающий напряжение такое, что 1 волос держит 100 грамм, да еще и содержащий золото - человечество не в силах и никогда не будет в силах создать.

Это сказал Иисус, Бог в человеческом теле. Кто-то думает, что Иисус не Бог, но Он Бог и знал, о чем говорил. Прошло уже 2000 лет, появились самолеты, космические корабли, микроскопы, искусственный интеллект, а волос так никто и не может сделать - ни белый, ни черный, ни вообще никакой.

Этот же Иисус сказал Своим ученикам, что даже волосы на головах у них сочтены

У верующего человека даже волос не выпадает без пристального внимания Бога.

Сегодня время, когда ты, читатель, можешь стать особенным для Бога, избранным, ты сам можешь сделать себя избранным, если ответишь на Божий призыв, который звучит к твоему сердцу сегодня.

Признайся в грехах перед Богом, покайся от всего сердца, прими решение изменить жизнь и начать жить для Бога, признав Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, и Бог изменит тебя изнутри, в самой глубине тебя. Из просто творения ты станешь дитем Божьим.

Сколько бы тебе ни было сейчас лет, не поздно изменить свою жизнь и обратиться к Богу.

Тот, кто знает сколько у тебя волос на голове - не испортит твою жизнь, поверь.

Тот, кто спроектировали для тебя волосы, настолько сложно устроенные, что все ученые мира не могут сделать даже один волосок, близкий по качествам в оригиналу, знает как помочь тебе в жизни, как довести тебя в Вечное Царство.

Не откладывай покаяние на завтра, покайся в грехах и веруй в послание о вечной жизни.

Где вы оказались? Вы на канале " Ключи разумения. Апокалипсис " - то, что вы хотели знать о Боге, Библии, но вам не рассказали. А мы рассказываем ясно и просто, с картинками. Отвечаем на сложные вопросы. Вы здесь не случайно , поэтому обязательно подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи. Мы пишем, чтобы вы могли найти вечную жизнь и мир с Богом. Нас лучше всего читать по порядку с самого первого поста и далее.

Размягчи своё сердце до мягкости мягкого меха,
Хоть, как мускусу, жёсткость для плоти твоей не помеха.
Для одежды своей выбирай только грубую ткань,
По шелкам и узорам о людях судить перестань.
Жёсткость кожи! Газелям она украшением служит.
Потому-то для дружбы она утешением служит.
Мускус держится в жёстком. Подумай-ка: будет ли толк,
Если мускус рассыпется. Что ему нежащий шёлк!
(Низами, Сокровищница тайн)

Но авраамические религии — иудаизм, христианство, ислам — это ведь тоже, что ни говори, общность. И иудеи в этой общности являются закоснелой головой-фарисейкой. Да, еврею предназначено судить, ставить диагнозы, проектировать, анализировать, конструировать, исследовать, пародировать, опошлять всякий пафос и зубоскальничать, - короче, весь пакет интеллекта. Но ведь это самое что ни на есть фарисейство! Евреи не копают землю, не добывают уголь, не таскают носилки, то есть не воплощают свои проекты в дела. И любви в них ни на грош! Послушать только русофобскую шайку-лейку Алексея Венедиктова с ЭХА МОСКВЫ - они ненавидят страну, в которой родились! Но я и сам очерепенел, закостенел в познании Бога, потому и наклеиваю такие нелицеприятные ярлыки. Увы, это закономерность: нельзя старикашку посылать к юной деве! Сам Христос вслед за Иеремией обнажил это печальное явление: ДОМ МОЙ ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ; А ВЫ СДЕЛАЛИ ЕГО ВЕРТЕПОМ РАЗБОЙНИКОВ(Иеремия 7:11; Матфей 21:13). Пусть не обижаются на меня те, кого я тщусь обидеть, ибо я бросаю на лопатки только безответную семёрку: она — смертная коса, хищница, разбойница, губительный широкий путь, змея, блудница. А единицу, тесную тропинку, я прославляю, как прославляет Исайя евнухов среди сынов (сын — семь, сухое дерево, зима; евнух — единица с маленьким хвостиком, проклюнувшееся семя, весна), как прославляет и благословляет пророк иноплеменников среди коренных народов(Исайя гл. 56). Евреи, как иноплеменники в рассеянии, конечно же, на высоте, но в своей стране, в Израиле, они вкалывают, как и все. А апостол Павел обещает своим сородичам после вовлечения всех язычников в авраамическую династию великую славу. Увы, я не историк, может быть, она, слава, периодически уже являлась, когда у евреев протекала благополучная, идиллическая жизнь и даже, может быть, сегодня таковая-такезная. Мне не стыдно и фарисейку-голову похвалить:

Чтите племя уверенных. Все им известны дороги.
Ведь они — голова, а другие — покорные ноги.
(Низами, Сокровищница тайн)
Однако Коран однозначно стоит на страже законности. Как в мире ценится первое, престижное, так у Бога благословляется последнее, сермяжное. ТЕМ, КОТОРЫЕ ОБРАТИЛИСЬ В ИУДЕЙСТВО, МЫ ЗАПРЕТИЛИ ВСЕХ ИМЕЮЩИХ (нераздвоенное) КОПЫТО, А ИЗ КОРОВ И ОВЕЦ ЗАПРЕТИЛИ МЫ ИМ ЖИР, КРОМЕ НОСИМОГО ИХ ХРЕБТАМИ ИЛИ ВНУТРЕННОСТЯМИ, ИЛИ ТОГО, ЧТО СМЕШАЛСЯ С КОСТЯМИ. ЭТИМ ВОЗДАЛИ МЫ ИМ ЗА ИХ НЕЧЕСТИЕ: МЫ ВЕДЬ ПРАВДИВЫ!(Коран 6:147)
ЕШЬТЕ ЖЕ ТО, ЧТО ДАРОВАЛ ВАМ АЛЛАХ ДОЗВОЛЕННЫМ, БЛАГИМ, И БЛАГОДАРИТЕ МИЛОСТЬ АЛЛАХА, ЕСЛИ ЕМУ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ! ЗАПРЕТИЛ ОН ВАМ ТОЛЬКО МЕРТВЕЧИНУ, КРОВЬ, МЯСО СВИНЬИ И ТО, НАД ЧЕМ ПРИЗЫВАЛОСЬ ИМЯ НЕ АЛЛАХА(Коран 16:115-116).
А ТЕМ, КОТОРЫЕ ИСПОВЕДУЮТ, МЫ ЗАПРЕТИЛИ ТО, ЧТО РАССКАЗАЛИ ТЕБЕ РАНЬШЕ. МЫ ИХ НЕ ОБИДЕЛИ, НО ОНИ САМИ СЕБЯ ОБИДЕЛИ(Коран 16:119, перевод Крачковского).
В Левите в 11 главе перечислен весь набор животной пищи, которая разрешена или запрещена евреям. Апостол Варнава в своём послании интерпретирует эту кухню в иносказательном смысле, в ус посмеиваясь над буквалистами. Чтобы не рыться читателю в интернете, я привожу здесь десятую главу этого послания.

«Почему Моисей сказал: "Не ядите свиньи, ни орла, ни ястреба, ни ворона, и никакой рыбы, которая не имеет на себе чешуи" (Втор. 14:7-19)? Он при этом имел в уме три глубокие мысли. Сам Господь говорил иудеям во Второзаконии: "постановлю для этого народа заповеди Мои" (Втор. 4:2). Итак не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысли.
Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям. Ибо они, живя в удовольствиях, забывают своего Господа, а терпя недостатки, познают Его: так и свинья, когда ест, не знает своего хозяина, а когда терпит голод, кричит; получив же корм, опять умолкает. - "Не ешь," сказано "ни орла, ни ястреба, ни коршуна, ни ворона"; то есть, не прилепляйся к таким людям, которые не умеют доставлять себе пищу трудом и потом, но беззаконно похищают чужое, и ходя, по видимому, с простотою, строят ковы другим; так и те птицы, сидя в бездействии, изыскивают случай пожрать чужую плоть, и своим лукавством причиняют гибель. "Не ешь", сказано, "ни вьюна, ни полипа, ни каракатицы". - Это значить: не уподобляйся и не прилепляйся к таким людям, которые навсегда преданы нечестию, и осуждены на смерть; так как и те рыбы, одни из всех проклятые, ходят только во глубине, и не всплывают подобно прочим, но живут в земле под бездною.
"И зайца", сказано, "не ешь". В каком смысле? не будь срамником, и не уподобляйся таковым. Ибо в теле зайца каждогодно бывает перемена, противная естеству всех прочих животных. И гиены не ешь, сказано; это значить: не будь прелюбодеем, ни растлителем и не уподобляйся таковым. Почему? Потому что это животное ежегодно изменяет свою природу, и бывает то мужеского, то женского. По справедливости отверг Моисей и хоря. Не уподобляйся, говорить он, тем нечистым мужам, и не прилепляйся к тем нечистым женам, которые, как слышно, совершают беззаконие своими устами. Ибо это животное отступает от общих законов в зачатии плода.
Итак, Моисей, говоря о яствах, изрек три заповеди духовного смысла: иудеи же движимые похотью плоти, приняли их, как будто говорилось о яствах обыкновенных. Но Давид понимал таинственный смысл трех заповедей, и подобным образом говорить: "блажен муж, который не пошел на совет нечестивых", как те рыбы ходят во мраке бездны, - "и не стал на пути грешных", - так как те, которые боятся, по-видимому, Господа, но грешат подобно свинье, - "и не сел на седалище губителей", так как птицы сидят, подстерегая добычу (Пс. 1:1). Теперь вы вполне имеете ведение о тех заповедях.
Но Моисей также сказал: "ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку" (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? - Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. - Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века.
Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это».

Итак, апостол Варнава как бы констатирует аксиому: что человек ест, таково состояние его души. И еда, конечно, понимается как единение с вожделенной, аппетитной средой, проникновение в неё и познание. Но я, обозревая этот животный мир, кошерный для иудеев, обобщу жатвенную, жертвенную, жратвенную среду до чисел. Что может быть раздвоенным у головы, как единицы, у которой семёрочная орбита? У неё раздвоенные уши, глаза, ноздри, губы, то есть семёрочные конечности. Жевать жвачку — означает повторять, воспроизводить самоё себя, кружится и костенеть, очешуиваться, окоряться, укореняться, оволосяться, окорониваться, - о как много слов для накопления интеллекта! Библейская притча о Самсоне с его волшебными волосами как раз то самое! Но если сравнить человеческое тело с планетами, которые кружатся вокруг Солнца, то у головы, как и ближайшего к Солнцу Меркурия, самая незатейливая орбита. Но Христос усматривает другие орбиты: где труп, там соберутся орлы. А ведь орла иудеям нельзя есть. Таким мощным орлом-оратаем, конечно, никто не готов полакомиться, но многие желали бы им стать. На орбитах в семь седмин, в семьдесят и далее, кратные им, располагаются «духовные», то бишь газовые планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Поскольку их движение вокруг Солнца замедленное из-за огромной протяжённости орбит, на них почти нет патины, замшелости и чешуи. Потому интеллект их отстаёт от меркуриевой иудейской главы, но зато у них в избытке другие качества, - спросите у астролога! Да и зачем спрашивать, когда по туловищу и его конечностям, по тазу и его конечностям видно это без увеличительного стекла.

В «Повести временных лет» имя Волоса (в севернорусской огласовке — Велеса) не упомянуто среди имен богов пантеона, созданного князем Владимиром. Однако нет сомнений в том, что Волос — один из немногих языческих богов, которым поклонялись на всей территории Древнерусского государства. Каменные идолы Велеса хорошо были известны в севернорусских землях. По преданию, святилище Волоса существовало на р. Колочке, в 16-ти верстах от г. Владимира. Об идолах Волоса (Велеса) в Киеве и Новгороде упоминается в житии св. Владимира и житии св. Авраамия Ростовского.

О значительности Волоса свидетельствует то, что его имя наравне с именем Перуна использовалось в клятвах государственного уровня. Так, согласно Лаврентьевской летописи (под 971 г.), при заключении мирного договора с греками княжеская дружина клялась оружием и Перуном, а прочее войско — «Воло-сомъ скотемъ бгомъ». Соответственно классовой структуре Древнерусского государства X века Волоса воспринимали как покровителя народа и бога «всей Руси», тогда как Перун выступал в качестве бога княжеской дружины как особой части общества. Возможно, такое противопоставление двух богов стало причиной отсутствия имени Волоса в списке Владимировых богов. Известно также, что, в отличие от кумиров созданного Владимиром в 980 году пантеона, идол Волоса в Киеве стоял не на холме, а на берегу реки на Подоле, то есть в нижней части города.

О равном величии Перуна и Волоса свидетельствует также аналогичность «проводов-похорон» идолов обоих, в отличие от всех других кумиров. Если все идолы Владимирова пантеона были иссечены и сожжены, то Перуна и в Киеве, и в Новгороде «проводили» с земли (суши) в воду (в реку), что, соответственно архаичным представлениям, означало отправление на тот свет. Точно так же, согласно одному из древнейших списков жития Владимира (1492 г.), поступили и с кумиром Волоса: возвратившись из Кор-суни, великий князь «в Киев вшед, повеле испроврещи и изби кумиры, овы исъсещи, в иныа ижжещи, а Волоса идола, его же име-новаху скотьа бога, веле в Почаину реку върещи».

В древнерусских письменных источниках Волос часто упоминается как «скотий бог», то есть покровитель домашних животных, и бог богатства. Если Перун в текстах договоров с греками соотносится с оружием, то Волос — с золотом. Связь Волоса со скотоводством и земледелием как сферами крестьянского труда, обеспечивающими благополучие и достаток, прослеживается с языческих времен вплоть до XX века. Следует отметить, что архаичные представления о функциях Волоса в значительной степени раскрываются при рассмотрении тех народных верований о христианских святых Власии, Флоре и Лавре, Николе, некоторых святых, носящих имя Василий, и других, в которых нашел продолжение культ языческого божества.

О связи Волоса со скотом свидетельствует, например, зафиксированный в конце XIX — начале XX веков праздник, носивший в Витебской губернии название «Волосся», а в Гродненской губернии — «Волося», «Волосье». На Витебщине его отмечали в Васильев день (28 февраля) и соответственно связывали со св. Василием Капельником. В Гродненской губернии «Волося» отмечали в четверг на Масленой неделе, а иногда откладывали до четверга первой недели Великого поста, поэтому это был подвижный праздник. В день «Волося» рабочий скот освобождали от работы, а перед закатом солнца объезжали молодого бычка или жеребенка. Женщины в этот праздник утром готовили обильные мясные закуски, несмотря на то, что вообще на Масленой неделе есть мясо не полагалось, а крестьяне-хозяева запасались водкой и приглашали родственников и соседей в гости. После гуляния за столом празднующие крестьяне начинали бродить по улицам деревни, чтобы, по народному поверью, у мужчин велась скотина, а у баб родился волокнистый лен.

Описание белорусского праздника указывает на соотнесение образа Волоса в мифологических представлениях не только со скотом, но и с такой областью женских занятий, как обработка льна. Об этом соотнесении свидетельствуют также широко распространенные у всех восточных славян запреты на прядение и другие женские работы, связанные с рукоделием, в Святки и, в частности, в день св. Василия Кесарийского, который, как отмечалось выше, отчасти воспринял функции Волоса. Нарушение запрета угрожало наказанием со стороны духа, которого называли «Волосень» и который, вероятно, генетически связан с Волосом. По народным представлениям, Волосень под видом костоеды отгрызал у нарушителя запрета палец, из которого выпадала нечистая кость. Считалось также, что если шить и прясть на Святках, то домашние животные и дети будут рождаться слепыми, ягнята — кривоногими, а у того, кто нарушил запрет, совьется колтун в волосах.

Очевидно, что культ Волоса был связан с нитью, волосом и шерстью, которые в мифологических представлениях воспринимались как единоприродные и наделялись одним символическим значением. В традиционной культуре волокно/нить из растений, шерсть животных и волосы человека связывались с идеей богатства, благополучия, потенциальных сил, плодородия, что объясняется признаком их множественной структуры и свойством заметно расти, увеличиваться. Так, например, в Вологодской губернии новорожденному сразу после появления на свет перевязывали пупок суровой ниткой, скрученной с материнскими волосами, что должно было обеспечить младенцу защиту и благополучное развитие. В Московской губернии купленную корову, чтобы она в новом хозяйстве давала хорошие удои, не болела и приносила хороший приплод, окуривали клочками волос, взятых у всех членов семьи. На Владимирщине первое яйцо, снесенное молодой курицей, трижды катали на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у N (имя ребенка) волосков!» А на Витебщине пожилые крестьянки на Пасху специально расчесывали волосы, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Всем хорошо известен обычай, распространенный у русских повсеместно, согласно которому молодоженов на свадебном пиру сажали за стол на шубу, вывороченную шерстью наружу, а также устраивали брачную постель, подкладывая вниз меховую подстилку; все это делалось для того, чтобы молодые супруги жили богато и имели много детей. Примеров такого рода можно было бы привести еще очень много. Но для нас важно то, что если растениям/волокну, шерсти и волосам, связанным в системе мифологических представлений с Волосом, приписывалось продуцирующее значение, значит, и само языческое божество имело отношение к идее жизни, богатства, плодородия.

О связи Волоса с сельскохозяйственными культами свидетельствует сохранявшийся вплоть до XIX века обычай оставлять на поле после уборки хлеба несжатыми горсть колосьев, которые называли «Волосовой бородкой» (а в некоторых местах — «Николиной бородой», «божьей бородой» и т. п.). Вот, например, описание обряда «завивания бороды», записанное в Новгородской губернии в 1870-е годы:

Когда выжнутся, оставляют на поле небольшой кустик колосьев и говорят одной жнее: «Ты верти бороду Волосу, или Велесу, другояко скажут». Та три раза ходит около куста и, захватывая серпом пряди по 30-ти колосьев, припевает:

«Благослови-ка меня, Господи,

Да бороду вертеть:

А пахарю-то сила,

А севцу-то коровай,

А коню-то голова,

А Микуле — борода».

Из этого описания хорошо видно, что Волос и св. Никола взаимосвязаны по функции покровительства урожаю. Сам обряд изготовления «бороды» — закручивание колосьев в жгут или запле-тение из них косы и прижимание их камнем к земле или закапывание верхней части стеблей рядом с корнями — осмыслялся как жертва богу и способствовал возвращению силы земле, а соответственно, и обеспечению хорошего урожая на следующий год.

В традиционной культуре XIX века, в ее ритуальной сфере, сохранилось значительное число обрядов, направленных на обеспечение благополучия, плодовитости, умножения богатства.

Многие из этих продуцирующих обрядов, очевидно уходящих своими корнями в глубокую древность, приурочивались к Великому четвергу (четверг на Страстной неделе), представления о котором относятся уже к христианскому пласту народной культуры. Учитывая роль Волоса как бога богатства, покровителя скота, а также его связь с предметами, наделяемыми продуцирующей символикой, можно предположить, что обряды Великого четверга, значение которых соотносится со сферой функций языческого божества, в какой-то мере могут отражать его культ. Так, например, считалось, что любое действие, совершенное в Великий четверг способствовало удаче в данном виде деятельности в течение всего года. Поэтому, в этот день, встав до солнышка, хозяин пересчитывал имеющиеся у него деньги, чтобы они водились в хозяйстве, потом отправлялся в хлев, кормил, поил и чистил лошадей, чтобы они были выносливы и здоровы. Затем он перемешивал зерно в сусеках, чтобы его всегда было в достатке; передвигал с места на место сельскохозяйственные орудия, чтобы они не ломались при работе и чтобы лучше уродился хлеб. Для удачи в промысле рыбаки в этот день прорубали прорубь, а охотники трижды стреляли из ружья; пчеловоды выставляли на воздух ульи, чтобы пчелы лучше роились и были медоносны. Xозяйки в Великий четверг обязательно пекли хлеб, чтобы в течение всего года его было в достатке. Кроме того, женщины старались переделать много дел, чтобы успевать во всем круглый год: убирали избу, пряли, мотали нитки, ткали, шили. В Орловской губернии хозяйка ниткой, спряденной ночью накануне Великого четверга, перевязывала всем домочадцам запястья и поясницы, чтобы никто не болел весь год. Для этого нитку пряли особым образом, свивая ее в обратную, чем обычно, сторону. Такую же нить для сбережения скотины трижды обносили вокруг дома, ее концами опутывали ноги цыпленку, которого в доме обносили вокруг стола, приговаривая: «Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотину паси».

Вообще многие обряды Великого четверга были направлены именно на благополучие скота. На Русском Севере, например, хозяйки «кликали» домашних животных через печную трубу, чтобы во время сезона пастьбы они не погибли. Чтобы скотина не болела и не голодала, принесла приплод, ее «закармливали» дожиночным снопом, то есть тем, который сжали последним в прошлом году. Вместе с тем в некоторых местностях к этому дню приурочивался убой скота или ритуальное заклание курицы, которые, по мнению ученых, могут восходить к архаичному обрядовому жертвоприношению Волосу.

Xарактерной особенностью Великого четверга были и обычаи постригов волос у людей, шерсти у животных, перьев у домашней птицы. В центральной России в этот день впервые стригли волосы детям, которым исполнился год, чтобы они были гуще и хорошо росли. С той же целью девушки отстригали кончик косы. Xозяева подстригали у овец шерсть на лбу, а у коров, лошадей и кур — хвосты, чтобы они не болели и были плодовиты. В древности ритуальное подстригание волос/шерсти осмыслялось еще и как принесение жертвы.

Приуроченность обрядов, значение и предметный ряд которых соотносится с функциями Волоса, к Великому четвергу, а также свидетельства белорусской традиции об отмечании специального праздника, связанного прежде всего с домашними животными, — «Волосся» («Волося», «Волосье») — в четверг на Масленой неделе или в четверг первой недели Великого поста позволяет предположить, что Волосу, как и Перуну, в архаичной мифологической традиции был посвящен день недели четверг.

Кроме отмеченных разнообразных функций Волоса он, по мнению исследователей, был покровителем певцов и сказителей, а его культ был связан с обрядовыми песнями и поэзией, поскольку в «Слове о полку Игореве» эпический певец Боян называется «Велесовым внуком». Сам Боян в древнерусских письменных источниках — в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце — предстает как мифологизированный персонаж: он — вещий певец, то есть знающий то, что недоступно сознанию обычного человека, а пение его подобно колдовскому магическому ритуалу, во время которого совершается путешествие по всем мирам — верхнему, среднему и нижнему: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым [сизым] орлом под облакы».

На основе соотнесения многочисленных древних и поздних мифологических представлений ученые пришли к некоторым выводам по поводу внешнего облика Волоса. Так, на некоторых русских территориях, например в Заволжье, предположительно его представляли в виде медведя, который в традиционной культуре воспринимался как хозяин зверей, и, кроме того, его образ связывался с идеей богатства и плодородия. Известно, что амулеты из головы и лап медведя, а также его шерсть нередко вешали в хлеву, чтобы защитить скотину и обеспечить хороший приплод. Косвенным свидетельством о медвежьем облике Волоса является изображение на одной иконе рядом со св. Власием, унаследовавшим функцию языческого бога как покровителя скота, некоего существа с медвежьей головой.

Другим воплощением Волоса считается образ змеи. Так, одна из древнерусских летописей содержит миниатюру со сценой принесения клятвы дружиной князя Олега. Воины клянутся богами — Перуном и Волосом, первый из которых изображен в виде антропоморфного идола, а второй — в виде змеи, лежащей у ног дружинников. Следует отметить, что в традиционной культуре русских образ змеи, связанный с землей и подземным миром, символизировал богатство и плодородие, что соответствует функциям Волоса. Так, например, на Смоленщине, чтобы жить богато, было принято носить золотой амулет в виде змеи — «змеевик». Свое продолжение древние представления о змееобразном облике Волоса нашли в поверьях о живущем в воде мифическом черве, олицетворяющем болезнь. Во многих местах у русских его называют «волосом» («конским волосом») или «волоснем», а также «змеевцем», «змеевиком».

В православной традиции Волос, как и другие языческие боги, воспринимался как бес, нечистый дух, черт. Отсюда, вероятно, существование в русских диалектах названий типа «волос», «во-лосень», «волосатик» и подобных для образов низшей демонологии, воплощающих опасность и злое начало. Это и змееподобный червь «волос», о котором только что шла речь, и упоминавшийся выше дух «волосень», который, по тамбовским поверьям, наказывает прядущих под Новый год. Словами «волосатик», «волосатик-бог», «волосатый», «волосеник» могут обозначаться и водяной, и леший, и нечистый дух, и черт, которые, по народным поверьям, не только опасны, но иногда могут принести человеку удачу, что соотносится с представлениями о Волосе. Возможно, что со снижением образа Волоса после официального запрета язычества соотносятся многочисленные очистительные ритуалы, проводимые в Великий четверг как значимый для христианской культуры день, наряду с отмеченными выше обрядами, в которых явно сохранились отголоски культа «скотьего бога», в том числе и приуроченность их к этому дню.

С утверждением христианства Волос был заменен христианским покровителем скота св. Власием. В Новгороде, Киеве и Ярославле уже в XI веке на местах языческого поклонения Волосу были поставлены церкви св. Власия. На месте капища Волоса на реке Колочке был основан Волосов-Николаевский монастырь. В этом монастыре находилась чудотворная икона Николы, которая, по преданию, многократно являлась на дереве висящей на волосах.

Св. Власий был не единственным заменителем Волоса. Частично функции Волоса восприняли также св. Василий Кесарий-ский — покровитель свиней, или в народе — «свиной бог», свв. Флор и Лавр — покровители коневодства — «конские боги», св. Никола и св. Егорий. Кроме того, культ Волоса нашел продолжение в представлениях о некоторых представителях низшей демонологии: например, в поверьях о лешем, водяном и домовом.

Волос (Велес)

Волос (Велес) В «Повести временных лет» имя Волоса (в севернорусской огласовке — Велеса) не упомянуто среди имен богов пантеона, созданного князем Владимиром. Однако нет сомнений в том, что Волос — один из немногих языческих богов, которым поклонялись на всей территории

Велес

Велес Велес (Волос) — «скотий бог», покровитель домашних животных, а также бог богатства, олицетворение хозяйской мудрости. Упоминается в древних договорах, в частности, в договоре русских с греками 907 года он соотносится с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый

Велес (Волос)

Велес (Волос) Велес (Волос) – «скотий бог», в славянской мифологии являлся божеством, покровителем скота, а также покровителем сказителей и поэзии. Велес был тем, кто породнил людей и животных, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве. Также Велес был

Велес, Волос

Велес, Волос (др. — слав.) — славянский бог, покровитель домашних животных и богатства. Соотносился с золотом и считался богом «всея Руси», тогда как Перун был богом княжеской дружины. У славянских земледельцев существовал обычай оставлять на поле для В. несколько

Волос

Волос — см. Велес.

Волос

Волос Волос у человека и у млекопитающих есть образование эпидермы кожи; как покров тела, волосы свойственны исключительно млекопитающим, и характерны для этого класса, как перья характерны для птиц. Каждый волос, подобно перу, своей нижней частью (корнем) сидит в

Читайте также: