Зачем василий 3 сбрил бороду

Опубликовано: 16.05.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

"Яко блудницам обычай есть. " или про Василия III, его молодую жену и брадобритие.

Некоторое время назад камрад
lev_usyskin озадачил меня вопросом про бороду Василия III, сбритую ради молодой жены. Тогда у меня не было времени порыться в источниках, но сейчас оно появилось (благо комиссия вроде бы как нашу специальность проверила и решила, что все в порядке). И вот что получилось в итоге.

Итак, дано – великий князь так влюбился в юную деву (сиречь Елену Глинскую) что ради нее пошел на неслыханный шаг и сбрил бороду. Ну вот, к примеру, как об этом пишет А.И. Филюшкин: «Молодясь и стремясь выглядеть на литовский манер, он (Василей – Thor) впервые в жизни сбрил бороду и ходил только «в усах». Это вызвало при дворе настоящий шок, бояре при виде бритого государя только что в обморок не падали…».

Неправильный Василей III, без брады:

Откуда это? Я сразу заподозрил, что в летописях этого быть не может – на всякий случай решил проверить и заглянул в Постниковский летописец (автором которого считается великокняжеский дьяк Постник Губин Маклаков, почему некоторые исследователи полагают этот летописец своего рода «мемуарами»). Действительно, нет.И в псковских детописях нет (а псковичи известны были своим оппозиционерством). А откуда же это взялось? И кто он, этот человек, донесший до нас такую интимную подробность быта великого князя? И такой человек есть, и мы знаем его – это Сигизмунд наш Герберштейн (о котором было уже столько много говорено и о котором мы еще не раз будем говорить).
Так, что пишет барон? Повествуя об одной из бесед с великим князем, он вспоминал, что «среди прочего он (Василей – Thor) спрашивал меня, брил ли я бороду, что выразилось одним словом: “брил” (Brill). Когда я сознался в этом, он сказал: “И это по-нашему”, т. е. как бы говоря: “И мы брили”. В самом деле, когда он женился вторично, то сбрил совершенно бороду, чего, как они уверяли, не делал никогда никто из государей. ».
Итак, первоисточник найден. Теперь посмотрим на него повнимательнее. Прежде всего вызывает интерес фраза Василия «Это по-нашему». Что это означает? То, что на Руси все-таки брили бороду (вопреки расхожему мнению)? Или же Василий кивает сам на себя? И в поисках ответа на этот вопрос вспомнил я про то, что митрополит Даниил, известный своей суровостью в бытность игуменом Волоколамского монастыря, напрямую касался этого вопроса в своих писаниях. Ну вот, к примеру, в 12-м своем «Наказании» он, осуждая франтов и петиметров тогдашних, пишет: «яко блудницам обычай есть, сицев нрав твой уставляеши. Власы же твоя не точию бритвою и с плотию отъемлеши, но и щипцем искорене изтарзаеши, и щипати не стыдишися, женам позавидев, мужеское свое лице на женское претворяеши. Или весь хощеши жена бытии? О помрачения сластей плотских! О безумия конечнаго. Не хощу, рече, жена бытии, но муж, яков-же и есмь; да аще еси муж, и не хощеши жена бытии, почто брады твоея или ланит твоих власы щиплеши, и искорени исторзати не срамляешися. «.
В другом наказании, 13-м, митрополит снова вопрошает: «Почто не точию власы твоя, но и плоть свою с власы твоими остригаеши от брады и ланит твоих, многажды и главу твою…, сице есть излишнее украшение мужей в женский изводить образ». И, судя по всему, тема эта очень волновала митрополита, ибо он возвращается к ней снова и снова. Так, в «Слове к верным иже христианя словом нарицаются…» он снова осуждает поганце, которые, «груб смысл имущее, и Божия премудрости исполнение мнящее яко тлену вещь преобидети, режут и терхают потребляющее власы одеяния личнаго, иже суть на устех и на браде, мнящее младостию краситься некоего ради сквернаваго дела (уж не в огород ли Василея III камешек-то – Thor?)…». И дальше митрополит восклицает в негодовании (действительно, что уж тут непонятного?): «Не младость бо есть красота, но се красота, ею же Бог человека украсил есть, в ня же лета достоит ему тако бытии. Како же смеем сие изрезати, еже не от наших рук сотворено есть?» А тем же невегласам, кои «ркут», что де «нелепо есть се (в смысле бороду имать и власов не подстригать- Thor) и непремудрено, прими же ты младенца пятилетняя и сотвори ему таковой сан (а митрополит-то наш еще и юморист – Thor)…».
Но главный довод супротив брадобрития повергает просто в священный ужас: «Богоданную красоту честнейши злата и сребра, и камения драгаго и бисера, понеже бо Бог сотвори все честнейши на земле человеческую плоть, созда бос я своими рукама, злато же и сребро и камение многоценное повеле земли и воде ражати. Какоже сия власы не честнейши ли сего всего суть, яко ражаются от богосозданныя человеческия плоти, и во время повеленное Богом. ». Шах и мат, брадоубийцы!
Любопытно, что явно не Василий III был зачинателем сего обычая и он был достаточно широко распространен и до него, и после него, и церковь в лице ее предстоятелей неоднократно (и, судя по всему, не шибко успешно) восставала против этого богомерзкого обычая. Вот, к примеру, есть такое послание некоего ростовского архиепископа к некоему великому князю (гм, не к Василию ли III – Thor). В нем пастырь вопрошает своего духовного сына: «Повеждь ми, сыну, чего ради закону Божию не повинуешися и супротивная твориши? Проклятую бритву накладаеши на браду свою, женам угодие творящи; понеже сие дело блудолюбие есть. Верному бот и сущу рабу Божию, не подобает ти сих творити: ты же, сия творя, поругаешися образу Божию, - создавшему тя по образу своему. Се же дело есть чюже християньского обычая, но латынское любомудрие есть…». И поп Сильвестр туда же, поучает Tyrann’a: «Преступихом заповедь Божию, возненавидехом, по созданию Божию, свой образ, и строимся женскою подобою, на прелесть блудником, главу и браду и ус бреем, ни по чему не обрящемся крестьяне: ни по образу, ни по одеянию, ни по делом…». И Максим Грек отметился (о чем я уже как-то писал полтора года назад), и на Стоглавном соборе поганцев осуждают…
Так что по всему выходит, что грех брадобрития не такой уж и редкий был, скорее даже наоборот, и церковь с ним регулярно боролась, полагая брадоубийцев отступниками от православияЪ…

Правильный Василей III, с брадою:

«Создавая основу будущей России»: какой вклад в отечественную историю внёс Василий III
  • Василий III и Елена Глинская. Худ. Клавдий Лебедев
  • © Wikimedia Commons

Василий III — сын великого князя Московского Ивана III и отец первого русского царя Ивана Грозного — родился 25 марта 1479 года в Москве. При рождении его шансы на великокняжеский престол казались невелики, так как новым главой государства должен был стать старший сын Ивана III — Иван Иванович Молодой. Но судьба распорядилась иначе.

Борьба за престол

«Детям Ивана III было заведомо сложно сравниться со своим отцом. Тот был мощной политической фигурой, добившейся независимости Руси от Орды», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

Первой женой Ивана III была тверская княжна Мария Борисовна. В 1458 году у них родился первенец — Иван Иванович, получивший затем прозвище Молодой. Девять лет спустя Мария умерла. По слухам, она была отравлена. Князю в это время было 37 лет, и он решил жениться снова. Иван III остановил свой выбор на воспитывавшейся в Риме племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Ватикан планировал при помощи греческой принцессы, считавшейся сторонницей Флорентийской унии, нарастить влияние католицизма на Руси. Но Софья, покинув Рим, вернулась к православной вере предков. В браке с Иваном III у неё родились 12 детей. Старшим среди сыновей оказался Василий.


  • Елена Волошанка и София Палеолог
  • © Wikimedia commons

По одним данным в 1470 году, по другим — в 1477 году Иван III объявил сына от первого брака соправителем и стал оставлять его руководить Москвой во время своих военных походов. В 1483 году Иван Молодой вступил в брак с дочерью молдавского господаря Стефана III Еленой, которую на Руси прозвали Волошанкой. У них родился сын Дмитрий. Через два года после свадьбы Иван Молодой был провозглашён князем Тверским. Однако в 1490 году Иван заболел «ломотой в ногах» и быстро умер. Согласно некоторым предположениям, его могла отравить Софья, расчищавшая дорогу к престолу своим детям, однако это ничем не подтверждено.

«Вокруг трона развернулась жестокая борьба, — рассказал Сергей Перевезенцев. — На политическую ситуацию того времени ощутимое влияние оказало распространение на Руси ереси жидовствующих. Считается, что Елена Волошанка была одной из сторонниц данной секты».

В то время московская знать разделилась на две партии: представители одной видели будущим великим князем Дмитрия и группировались вокруг Елены Волошанки, сторонники другой ставили на сына Софьи — Василия.

По словам эксперта, распространение ереси было связано с тем, что 1492 год по старому христианскому исчислению считался 7000-м от сотворения мира. Ходили слухи о приближении конца света, однако никаких признаков апокалипсиса заметно не было.

На духовных метаниях народа сыграли сторонники иудейского летоисчисления, согласно которому в это время только начиналось шестое тысячелетие существования мира. В дальнейшем они сформировали секту, подвергающую жёсткой критике основы христианского вероучения и православную церковь. Сторонников ереси оказалось много среди богатых и влиятельных жителей Новгорода и Москвы. Их тайно поддерживали часть чиновников и духовенства. Лидером секты в Москве стал думный дьяк (чиновник, ведавший делопроизводством Боярской думы) Фёдор Курицын, который, как считается, и привлёк на свою сторону Елену Волошанку.

В 1497 году представителей окружения Василия и Софьи уличили в подготовке заговора с целью убийства Дмитрия и захвата государственной казны. Софья оказалась в опале у собственного мужа, а Василий — под домашним арестом. А в начале 1498 года Иван III сделал своего внука Дмитрия официальным соправителем. Это время стало периодом наивысшего могущества сторонников ереси жидовствующих.


  • Разгром и казнь представителей секты ереси жидовствующих в 1503—1505 годах
  • © Wikimedia commons

Что произошло дальше, историки достоверно не знают. Судя по последствиям, партия Софьи и Василия, а также представители церковного руководства смогли убедить Ивана III в том, что ересь несёт угрозу государству. Поэтому в 1499 году Василий стал псковским посадником, а ещё через год отец провозгласил его великим князем всея Руси. В 1502 году Иван III запретил именовать Дмитрия великим князем и отправил его вместе с матерью Еленой под стражу. На следующий год была полностью разгромлена секта жидовствующих. Елена и Дмитрий умерли в тюрьме.

Две жены

В 1503 году скончалась Софья. После её смерти Иван III сильно заболел. Жену он пережил всего на два года. Так Василий стал единоличным правителем Русского государства.

«Василий III, судя по всему, эффективно сыграл на противоречиях между сторонниками ереси и её противниками. Прекращение духовного противоборства на Руси стало его победой. История не терпит сослагательного наклонения, но если бы ересь сохранилась, то могли бы возникнуть проблемы даже с самим существованием независимого Русского государства. Примерно в то же самое время раскол католической церкви погрузил Европу на столетие в кровопролитные войны, унёсшие сотни тысяч жизней. В аналогичной ситуации единое суверенное Русское государство могло бы не сохраниться», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.

Невесту Василию начал искать ещё его отец — сначала среди европейских принцесс, а затем среди знатных соотечественниц. Ко двору пригласили сотни девиц, из которых в жёны князю выбрали Соломонию из боярского рода Сабуровых.

В 1505 году Василий и Соломония заключили брак, в котором прожили двадцать лет. Однако за эти годы жена так и не родила великому князю наследника, и это ставило под угрозу преемственность власти в стране. В 1525 году Василий III, посовещавшись с боярской думой, принял решение о разводе. Соломонию отправили в монастырь. В Москве ходили слухи о том, что уже после пострига в московском Богородице-Рождественском монастыре она якобы родила сына по имени Георгий. Согласно легенде, мальчик стал знаменитым разбойником Кудеяром, однако никаких прямых подтверждений эта версия не нашла.

Уже в 1526 году Василий III женился снова, теперь — на дочери литовского князя Василия Глинского Елене.


  • Изображение Василия III в Царском титулярнике
  • © Wikimedia commons

«На второй брак великого князя многие смотрели косо. И из-за развода, и из-за того, что Василий в угоду молодой жене сбрил бороду, что на Руси считалось неестественным поступком», — рассказал Сергей Перевезенцев.

У Василия и Елены родились двое сыновей: Иван (будущий царь Иван Грозный) и Юрий (князь Углицкий).

Собиратель земель русских

Василий III был сторонником абсолютной власти великого князя и продолжил политику собирания русских земель, начатую его отцом Иваном III. В 1510 году по решению вече Псковская республика вошла в состав Русского государства. В 1517 году Василий III по обвинению в сепаратных переговорах с крымским ханом взял под стражу рязанского князя Ивана Ивановича и присоединил его удел к своим землям. В дальнейшем были включены в состав Русского государства Стародубское и Новгород-Северское княжества.

В 1507—1508 и 1512—1522 годах Василий III провёл две успешные войны против Великого княжества Литовского и Польского королевства, приведших к воссоединению с Россией пограничных земель, ранее захваченных литовцами. «Великой победой стало возвращение России Смоленска», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.


  • Крымский поход 1521 г. Лицевой летописный свод
  • © Wikimedia commons

В начале XVI века испортились отношения Москвы с Крымским ханством. В 1521 году представители Крыма организовали свержение в Казани дружественного русским Шах-Али хана. Вскоре после этого крымский хан Мехмед Гирей во главе войска численностью от 30 до 100 тыс. человек совершил набег на Русь. Татары победили русские войска в битве на Оке, но были разбиты под Рязанью благодаря грамотным действиям местных артиллеристов. В дальнейшем на южных рубежах Русского государства началось массовое возведение укреплений. В 1523—1524 годах войска Василия III совершили два успешных похода в Казанское ханство, а в 1527-м разгромили крымские войска на реке Осётр.

Эпоху Василия III историки называют временем активного строительства. Именно при нём были возведены здания, считающиеся сегодня архитектурными шедеврами, — например, Архангельский собор в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. Массово основывались новые крепости и поселения, а вокруг ранее существовавших городов возводились фортификационные сооружения.

3 декабря 1533 года Василий III скончался от заражения крови из-за образовавшегося у него нарыва. Перед смертью он попросил бояр и митрополита Даниила признать наследником его старшего сына — Ивана Васильевича.

«При Василии III Русское государство переживало экономический расцвет, хотя во многом это было отсроченным эффектом реформ, проведённых ещё его отцом — Иваном III», — рассказал в беседе с RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.

Кроме того, по словам эксперта, во время правления Василия III завершилось объединение ядра великорусских земель вокруг Москвы.

«Отец и сын Василия — Иван III и Иван IV — были настолько яркими личностями, что затмили его самого, однако Василий всё равно оставил серьёзный след в истории. Его эпоха — это время выработки идеологем, ставших базовыми не только для Русского государства, но и для Российской империи. Они создавали основу будущей России», — подытожил Сергей Перевезенцев.

Как вы относитесь к моде на бороды? Что это, возрождение давних обычаев?

В Древней Руси увидеть мужика без бороды было дико. Это как в наше время даму с бородой. Безбородые мужчины на Руси считались несерьезными, ненадежными, неспособными к деторождению. В общем, девушки старались обходить их стороной. А если и попадался им такой на свою беду, они смеялись ему вслед: «Босое рыло, уходи!».

Так было в допетровские времена. Злые языки говорили, что у царя Петра Первого борода не росла. Максимум усики. Когда он вернулся из заграничного турне, им овладела идея европеизации страны. И первое, что попало под санкции — это раздражавшая его борода. В 1698 году вышел указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них одеянии». Это было шокирующей новостью.

«Приказано на Руси бороды брить». Русский лубок

«Приказано на Руси бороды брить». Русский лубок

Первые бороды отрезал сам Петр своему ближайшему окружению. Когда поняли что с бритьем бород не все просто и народ сопротивляется, решили ввести специальный налог. Бог с вами, хотите носить бороды — носите , но это будет дорого стоить.

Ввели четыре разряда государственной пошлины. К первому относились государственные служащие и городская знать. С них брали по 600 рублей. Ко второму причисляли торговцев. Они отдавали в казну по 100 целковых. Жители городских окраин — по 60 руб. и прислуга, кучера — по 30 руб. Для сравнения — 30 рублей составляло ежегодное жалованье пехотинца.

Крестьяне налоги не платили, но должны были при въезде в город отдавать в казну по копейке за каждый приезд с бородой.

«Петр Первый стрижет бороды боярам». Художник Д. Белюкин, 1985 год

«Петр Первый стрижет бороды боярам». Художник Д. Белюкин, 1985 год

На Руси к бороде относились как к святыне. В Псковской судной грамоте за надругательство над бородой наказание было хуже, чем за убийство. За убийство по штрафу нужно было заплатить один рубль, а за нанесение ущерба бороде — 2 рубля.

Хуже не было наказания, чем бритье. Когда к князю прибывали послы с неподобающими предложениями, им молча срезали бороды и отправляли домой. И слова не нужны.

Так вот, почему русских нельзя было лишать бород:

  1. Борода — БОгатство РОДА. Чем обильнее растительность на лице, тем богаче семья, сильнее род и успешнее потомки.
  2. Борода — признак отваги. Воину без нее никак нельзя — на войну не пускали. Мужчин с детства убеждали в том, что борода делает их бесстрашными.
  3. Борода — символ духовной мощи. Мужчина — выразитель силы рода, несет наследие предков. Кроме того, бог создал его по своему образу, значит борода — это необходимый атрибут. Ее сбривание является нарушением божественных законов.
  4. Бородач в семье — хозяин в доме.

Так было у нас. Вообще, борода имела много применений в истории человечества.

Древний человек

Древний человек

Доисторические люди отращивали бороды для тепла, запугивания и защиты. Волосы на лице сохраняли температуру тела древнего человека, а также защищали от песка, грязи и многих других элементов, способных проникнуть в организм через рот. Кроме того, она придавала пугающий вид, как бы визуально увеличивая челюсть.

С 3000 г. до н.э. до 1580 г. до н.э. египтяне использовали фальшивую бороду, сделанную из золота. Эту фальшивую бороду они привязывали, закрепляя узелком на затылке.

Представители месопотамских цивилизаций очень заботились о своих бородках. Они первыми начали употреблять такие продукты, как масло для бороды, чтобы их растительность выглядела здоровой и шелковистой. Они также формировали свои бородки с помощью древних щипцов для завивки — создавали локоны, кудри, придавали волосам волнистость. Ассирийцы красили их в черный цвет, а персы — в оранжево-красный. В древние времена, в Турции и Индии, когда у кого-то была длинная борода, это считалось символом мудрости и достоинства.

В Греции борода была знаком чести. Древние греки обычно обрабатывали бороды щипцами, чтобы создать завитки. Стрижка бороды использовалась только как наказание.

Около 345 г. до н. э. Александр Великий постановил, что у солдат не может быть бороды. Он боялся, что враги схватятся за бороды греков и будут использовать их против них во время битвы.

Древние римляне предпочитали, чтобы их бороды были пострижены и ухожены.

Портрет римлянина

Портрет римлянина

Римлянин по имени Луций Тарквиний Приск поощрял использование бритв, чтобы провести в городе гигиеническую реформу в 616-579 годах до нашей эры. Несмотря на то, что Приск пытался поощрить бритье, оно все еще не было общепринятым до 454 года до нашей эры. В 454 г. до н.э. группа греков-парикмахеров отправилась из Сицилии в основную Италию. Они открыли парикмахерские, которые были расположены на главных улицах Рима. Эти парикмахерские обычно использовались только теми людьми, у которых не было рабов. Если у человека был раб, то он своего хозяина стриг и брил. Со временем бритье стало тенденцией в Древнем Риме, но философы сохраняли свои бороды независимо от тренда.

Англосаксонские племена не брили бороды до появления христианства в седьмом веке.

В Англии титулованные особы носили усы до 1066-1087 гг. н.э. пока закон Уильяма Первого не потребовал, чтобы они брились по норманнской моде.

Как только начались крестовые походы, бороды вернулись в обиход. В течение четырех столетий допускалась любая растительность. Как и в наше время, мужчины могли свободно выбирать, что им носить на лице: бороды, усы или чисто бриться. В 1535 году борода снова вошла в европейскую моду. Появились разные стили и длина бород. В 1560 году английские дворяне свои бороды крахмалили, чтобы они были острыми и аккуратными.

Для предания формы своим бородам мужчины использовали помаду и воск. Каждый уважающий себя сэр всегда имел при себе специальную щеточку или расческу для бороды. Кроме того, использовались специальные закрепители для бороды и усов, пока мужчиныспали.

На протяжении веков человечеством было придумано множество стилей ношения бороды. Например, стиль Авраама Линкольна называют «ширмой (занавесом) подбородка». Волосы на бороде настолько длинные, что свисают.

Авраам Линкольн

Авраам Линкольн

У писателя и эссеиста Генри Дэвида Торо на лице «Странствующий Джим».

Генри Дэвид Торо

Генри Дэвид Торо

У писателя Генри Лонгфелло — «Удлиненная голландка».

Генри Лонгфелло

Генри Лонгфелло

«Борода лопатой» у художника Василия Верещагина.

«Портрет Василия Верещагина». И. Крамской. 1883 г.

«Портрет Василия Верещагина». И. Крамской. 1883 г.

По результатам социологического интервью, проведенного специалистами из Новой Зеландии и Канады, обнаружилось, что основной массе девушек нравится не борода, а легкая небритость на лице того паренька с которым ей доведется целоваться.

-Метки

-Рубрики

-Цитатник

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis .

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась .

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. .

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. .

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

Василий III Иванович (1479 — 1533) — великий князь владимирский и московский с 1505, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог — племянницы последнего византийского императора. Отец Ивана IV Грозного.


Великий князь Василий III

Согласно существующим брачным договоренностям дети великого московского князя и византийской царевны Софьи не могли занимать московский престол. Но Софья Палеолог не хотела смириться с этим. Зимой 1490 года, когда наследник престола Иван Молодой (старший сын от 1-го брака) заболел, по совету Софьи был призван лекарь, но через 2 месяца он умер. При дворе заподозрили отравление, но казнили лишь лекаря. Новым наследником престола стал сын умершего наследника — Дмитрий.

Накануне 15-летия Дмитрия Софья Палеолог и ее сын задумали заговор с целью убийства официального наследника престола. Но бояре разоблачили заговорщиков. Некоторых сторонников Софьи Палеолог казнили, а Василия Ивановича посадили под домашний арест. Софье удалось с большим трудом восстановить хорошие отношения с мужем. Был прощен отцом и его сын.

Вскоре позиции Софьи и сына так окрепли, что уже сам Дмитрий и его мать Елена Волошанка подверглись опале. Наследником престола был провозглашен Василий. До смерти великого князя московского, Василий Иванович считался великим князем новгородским, а в 1502 году получил от отца еще и великое владимирское княжение.

Брак Василия III и Соломонии Сабуровой

В 26 лет княжича Василия решили женить. Для выбора невесты его отец, великий князь Иван III, приказал собрать в Москву первых красавиц из всех русских княжеств, поскольку ему не удалось найти невесту Василию среди иностранных владетельных домов. В Москву прибыли 1500 девушек — очень красивых, знатных и незнатных, из них поэтапно выбрали 300 оучших, затем 200, 100 и 10 лучших показали Василию, который выбрал дочь именитых московских бояр Соломонию Сабурову.


Сабурова, Соломония Юрьевна

В 1505 г. состоялась свадьба, через 4 месяца Иван III умер, Василий стал великим князем. Брак был долгим и счастливым, но не было детей. Великокняжеская чета ездила по монастырям, делала богатые вклады, но детей все равно не было, брак оставался бездетным. У Василия III были четыре брата, которым он не хотел оставлять престол, не разрешил им жениться. По завещанию отца в свое владение братья получили 30 городов, а Василий — 66. Василий III чуть ли не ненавидел братьев, считавших завещание отца несправедливым, ждавшим его кончины и перехода верховной власти к одному из них.

Заболев, Василий III даже собрался передать право наследования престола мужу сестры Евдокии — татарскому царевичу Куйдакулу, в православии Петру, но он внезапно скончался (скорее всего, его отравили). Василий III узнал о слухах о его собственном бесплодии. Стало ему известно и то, что жена несколько раз обращалась к гадалкам и колдуньям, чтобы они избавили великокняжескую чету от бездетности. Церковь категорически запрещала (и запрещает) обращаться к гадалкам, колдунам, оценивает подобные действия как большой грех.

Тогда подобные действия царицы оценили не только как грех, но и вред ее супругу, оказавшемуся жертвой порчи. Одна из гадалок уверенно царице сказала, что детей у них не будут никогда. Василий III стал думать о неизбежности их развода, для решения этого вопроса собрал совет из духовных лиц и бояр. Московский митрополит Даниил изъявил готовность взять грех развода князя на свою душу. Некоторые бояре и священнослужители открыто выступали против развода (князь Патрикеев — инок Вассиан Косой, монах Макрсим Грек, князь Семен Курбский), все они за это были жестоко наказаны, заточены. Большинство людей было против развода, осуждали намерение Василия III, но боялись его гнева и молчали.

Василий III руководствовался государственными интересами в личной жизни. После тяжелых раздумий Василий III решился на развод. С разрешения митрополита Даниила он развелся и получил право вступить в новый брак. Бывшую жену Соломонию Сабурову Василий III заключил в 1525 г. в московский Рождественский монастырь, затем ее отвезли в суздальский Покровский монастырь, где она прожила 14 лет и скончалась, пережив бывшего мужа и его новую жену.


Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня,

Легенда утверждает, что оставленная царем Соломония якобы тайно родила сына и его тайно воспитали в обном из боярских домов. По другой версии, он якобы стал знаменитым разбойником Кудеяром.


Василий III Vasiliy III 1505-1533.

Василий III, вероятно, в душе жалел свою разведенную жену, хотя бы отчасти корил себя за грех развода, как мог (в рамках приличия) проявлял заботу о ней и городе, монастыре, где она оказалась. Так, в суздальском кремле в 1528-1530 гг. по велению и на пособие Василия III провели реставрацию Рождественского собора. На должное содержание разведенной царицы в суздальском Покровском монастыре он выделил обители село Вышеславское с крестьянами. В Покровском монастыре по велению Василия III построили в надвратной церкви небольшое помещение для отдельного престола, предназначавшееся только для одной монахини — Софьи, его разведенной жены. Вообще Василий III каким-то образом заранее выделил Покровский монастырь из других женских обителей, чуть ли не догадался о его особой роли в судьбе великокняжеской четы. В период первого десятилетия семейной жизни с Соломонией Сабуровой он приезжал в Покровский монастырь, выделил значительные средства, заложившие основу монастырского благосостояния и позволившие начать обстоятельное каменное строительство в нем.

Брак Ивана III с Еленой Глинской


Второй женой царя стала Елена Васильевна Глинская (1509-1538), в жилах которой текла литовская кровь. Ее дядя Александр бежал из Литвы в Россию. А это значило, что избранница царя происходила из рода беглецов и изменников, обесславивших себя на родине, в Литве.


Елена Глинская Великая княгиня Московская

Факт весьма неприятный: великие князья обычно выбирали себе жен из славных боярских семейств или из уважаемых родов — королевских, царских — вне России. Современники писали, что царь Василий III страстно влюбился в молодую Елену Глинскую, чтобы нравиться ей, он решился на невиданное дело: стал молодиться и даже сбрил бороду, использовал косметические средства.

Через два месяца после развода и пострижения Соломонии Сабуровой царь Василий III обвенчался с Еленой Глинской (ему было 48 лет, ей- 18). Влюбленный в молодую жену царь не разглядел в ее свите ее прежнего любовника князя Ивана Федоровича Телепнева-Оболенского-Сабурова-Овчину (тот вскоре был возведен в знатные чины государства и, возможно, является отцом следующего царя — Ивана IV, родившегося в 1530 г.).


Василий III Иванович

Семь лет царь наслаждался жизнью с молодой женой, родившей ему сыновей Ивана и Юрия (первый затем стал царем Иваном Грозным). Судьба молодой царицы вряд ли была завидной.

Только после смерти мужа она смогла, добавив еще почетных должностей И.Ф.Телепневу-Оболенскому, как бы узаконить его в роли своего практически официального фаворита, такое в великокняжеской семье случилось на Руси впервые.

Е.В.Глинская.ю ее братья-князья и И.Ф.Телепнев-Оболенский после смерти Василия III стали управлять Москвой и Россией. Но судьба их всех сложилась плохо: Глинскую в 1538 г. отравили, Телепнева-Оболенского уморили в заточении голодом и т.д. Это была расплата за притворную любовь к царю и стремление к власти, наживе, богатству любыми средствами.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ


Василий III Иванович. Миниатюра из Царского титулярника. 1672 год

В 1505 г. умирающий отец просил сыновей помириться, но едва Василий Иванович стал великим князем, он сразу же приказал посадить Дмитрия в подземелье, где тот и умер в 1508 году. Вступление Василия III Ивановича на великокняжеский престол вызвало недовольство среди многих бояр.

Как и его отец, тот продолжил политику «собирания земель», укрепления великокняжеской власти. За время его правления к Москве отошли Псков (1510), Рязанское и Угличское княжества (1512, Волоцк (1513), Смоленск (1514), Калуга (1518), Новгород-Северское княжество (1523).

Успехи Василия Ивановича и его сестры Елены, отразились в договоре Москвы с Литвой и Польшей в 1508 году, согласно которому за Москвой были сохранены приобретения его отца в западных землях за Москвой.

С 1507 года начались постоянные набеги крымских татар на Русь (1507, 1516–1518 и 1521). Московский правитель с трудом договорился с ханом Менгли-Гиреем о мире.


Василий III Иванович.

Позже начались совместные набеги казанских и крымских татар на Москву. Князь московский в 1521 году принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска) и Большой засечной черты (1521–1523гг.) с целью укрепления границ. Также он приглашал татарских царевичей на московскую службу, давая им обширные земли.


Летописи свидетельствуют о том, что князь Василий III Иванович принимал послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с папой римским возможность войны против Турции. В конце 1520-х гг. начались отношения Московии с Францией; в 1533 году прибыли послы от султана Бабура, индусского государя. Торговые отношения связывали Москву с Италией, Австрией.


Великий князь Василий III Иванович

ПОЛИТИКА В КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ III ИВАНОВИЧА

В своей внутренней политике он в борьбе с феодальной оппозицией пользовался поддержкой Церкви. Также увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали привилегии бояр.

С боярами Василий III обращался осторожно; ни один из них, кроме сравнительно незнатного Берсеня Беклемишева, не подвергся смертной казни, и опал было немного. Зато и внимания большого Василий III боярству не оказывал, советовался с боярской думой, по-видимому, более для формы и «встречи», т. е. возражений не любил, решая дела преимущественно с дьяками и немногими доверенными людьми, среди которых виднейшее место занимал дворецкий — Иван Шигона, подьячий из тверских бояр.

Годы правления Василия III Ивановича ознаменовалось подъемом русской культуры, широким распространением московского стиля литературного письма. При нем московский Кремль превратился в неприступную крепость.

По рассказам современников, князь был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем правлении в народной поэзии.


Великий князь московский и всея Руси Василий Иванович умер 4 декабря 1533 года от заражения крови, которое было вызвано нарывом на левом бедре. В агонии он успел постричься в монахи под именем Варлаама. Был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Наследником престола был объявлен 3-летний Иван IV (будущий царь Грозный), сын Василия Ивановича, а регентшей назначена Елена Глинская.

Василий был женат дважды.
Его жены:
Сабурова Соломония Юрьевна (с 4 сентября 1506 года по ноябрь 1525 года).
Глинская Елена Васильевна (с 21 января 1526 года).

Детей было 2 (оба от 2-го брака): Иван IV Грозный (1530 -1584) и Юрий (1532-1564).


Рубрики: История/История России
Метки: история россии Василий III Елена Глинская Иван III Иван Грозный

Процитировано 17 раз
Понравилось: 16 пользователям

Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.

Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.

Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.

2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.

Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило - следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.

3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.

Усы и борода… казалось бы - пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!

Читайте также: