Зачем монахи брили макушку

Опубликовано: 08.05.2024



Существуют специфические прически, которые символизируют собой принадлежность человека к определенному кругу людей. К таким прическам относится и тонзура христианских монахов. Если у человека имеется на макушке выбритый круг, который и носит название «тонзура», то ясно, какое призвание в жизни он себе выбрал, так как это знак его принадлежности к Церкви.

Откуда же появилась такая странная стрижка?

Что такое «пострижение»?

Многие считают, что можно постричься только в монахи. На самом деле этот термин имеет широкое использование и относится к любой религиозной стрижке волос, связанной с церемониальным действом, и встречается практически во всех религиях – христианстве, восточном православии, индуизме и буддизме. Что характерно, такие стрижки были приняты в древней Греции и Риме, и именно с Рима начинается история христианского пострига.


Почему тонзура имела такой вид

История умалчивает о том, когда именно монахи-католики начали брить макушки, оставляя вокруг них узкое кольцо волос. Исследователи этой темы склоняются к мнению, что такая тенденция стала наблюдаться во II или III веке нашей эры, когда начали появляться сообщества набожных монахов. Есть несколько версий появления такой прически, но две из них наиболее вероятные.

Одна из них говорит о том, что в древности голову брили рабам, чтобы обозначить их низкий статус, а поскольку монахи называли себя «рабами Божьими», то такой постриг головы, но не полностью, с одной стороны, отличал их от настоящих рабов, а, с другой, демонстрировал послушание Богу.

Вторая версия касается того, что такая прическа была данью терновому венцу, который был возложен на голову Христа во время распятия.


Виды прически церковников

Когда мужчины хотели стать членами религиозных сообществ, то им очень коротко стригли волосы, используя для этого ножницы.

Тонзуру выбривали лишь в том случае, когда послушник принимал обет и становился настоящим монахом, то есть отрекался от мирской жизни. При монастырях всегда держали парикмахеров, которые поддерживали внешний вид всех тех, кто там находился, и знали, в каком случае какую прическу надо делать.

Стрижка монахов, так называемая тонзура, которая знакома многим по историческим фильмам, на самом деле представляет собой самый распространенный вариант этой прически, которых было два.

Традиционная тонзура носит название пострига римлянина или святого Петра.

Второй вид называется кельтским постригом или тонзурой Саймона Магуса. Он был распространен в Ирландии и на Британских островах. Имеется предположение историков, что кельтские монахи брили лишь переднюю часть головы от уха до уха, оставляя все остальные волосы длинными, но точных подтверждений этому нет, так как уже в 664 году кельтский постриг запретили.


К какому единому постригу пришла христианская церковь

Стоит отметить, что кельты, которые издревле занимались спортом, брили головы наголо, чтобы волосы им не мешали в занятиях. И когда к ним дошло христианство, то они и постриг решили носить в таком виде, то есть голову брить полностью. Естественно, церковь была возмущена таким кощунством и грозила отлучить любого от своего лона, кто будет носить такую прическу.

Кстати, церковь рассматривала постриг разного вида, как признак того, что монахи хотят носить не только разные прически, но и склонны по-разному воспринимать церковные традиции, что ей совсем не нравилось. Намечалась тенденция раскола, и у многих людей могло сложиться впечатление, что они напрасно приняли христианство.

Вот почему в 664 году был созван в Уитби церковный собор, который решил, какую в Англии принять форму богослужения, и между кельтской и римской выбрал последнюю.

В процессе обсуждений был затронут и вопрос пострига – кельтский признали вне закона, а постриг Святого Петра (римский) стал единственным.

Лишь только спустя 1300 лет, а именно в 1973 году было принято решение, которое предложил папа Павел VI, отменить тонзуру.


Постриг на Руси

В древние времена на Руси был обычай, который сначала касался только великих князей, а позже стал применяться у дворян и бояр. Это постриг, которому подвергали подросших мальчиков, показывая тем самым, что их воспитание переходит от женщин к мужчинам. Позже этот обряд утратил свое значение, и волосы стали выстригать представителям мужского пола лишь при пострижении их в монахи.

Лютер с тонзурой
Лютер с тонзурой
Тонзура (лат. tonsura, слав. гумёнце, оброснение) — ocтpижeннoe место на макушке у духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов (отменена в 1973)

С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г.

Этот обычай существовал повсеместно по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода [1], именно 21-е правило Трулльского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце» [2].

Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» [3].

Тонзуры бывали двух видов:

  1. Тонзура апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы. Этот вид тонзур был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Тонзура апостола Иакова) — также у британцев и ирландцев.
  2. Тонзура апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Второй вид тонзур общепринят в западной церкви у монахов и священников.

Католическая традиция

В начале XIX века тонзура у католиков обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиною с гостию, у епископов — еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос надо лбом.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 г.

Русский обычай

На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно» [4], которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники [5].

Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь» [6]. Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев [7].

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой [8], или наплешником [9], которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:

Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» [11]. Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:

По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.» [13]. По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» [14]. Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Облик русского священника: к истории длинных волос. Вероника Макарова / Журнал "Теория моды. Одежда. Тело. Культура", №4, 2007
    • http://deacon.ru/library/raznoe/68-makarova.html

[1] Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496

[2] Руднев 1870: 115

[3] Руднев 1870: 114

[4] Фасмер 1996, 1: 474

[5] Фасмер 1996, 3: 778; Срезневский 2003, 3: 547; Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2 со с. 578

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Картинки и мемы для настро.
  • Фото для очень взрослых ;)
  • Молодые мамки, зрелые милф.
  • Развратный юмор: большая п.
  • Всякое
  • Всякое
  • Немного слегка пошлых карт.
  • Прогулка по Москве: Сухаре.
  • ПОСТ 16 (ФОТО МОИ)
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Телки (бабы) из социальных.
  • Бредзона
  • Просто гифки
  • Весёлые
  • Взрослый юмор
  • Так себе картинки
  • Просто гифки
  • Так себе картинки
  • 20 забавных и занимательны.
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Почему у монахов такая странная причёска?

Почему у монахов такая странная причёска?

Монахи от мирян длительное время отличались не только строго регламентированным образом жизни, но ещё и своеобразным внешним видом, по которому их сразу же можно было выделить среди остальных. Речь идёт о традиции выбривать макушку – тонзуру, как её называли в западной практике. У православных аналогичная причёска именовалась гуменцом.

Происхождение

Доподлинно неизвестно, откуда именно взялся этот обычай. Существует поверье, будто бы христианские монахи переняли его у кающихся грешников. Те якобы таким образом хотели подчеркнуть свою близость к Богу, свою готовность обнажиться перед его лицом.

Есть также довольно распространённое представление о том, что подобная причёска связана с терновым венцом, который Иисус носил на голове. Монахи тем самым указывают на свою связь с ним, на определённое подражание.

Однако исследования говорят о том, что такое объяснение могло появиться позднее возникновения самого обычая уже как попытка его объяснить. А само бритьё головы было распространено в более ранних религиях, например, в буддизме. Там оно воспринималось с нескольких позиций одновременно.

Во-первых, для буддийских монахов это была просто гигиеническая процедура. Поскольку они проживали в жарком климате и не могли постоянно заботиться о собственном внешнем виде, то оптимальным становилось именно бритьё.

Во-вторых, в буддизме монашество означает, как и в христианстве, уход от всего мирского. И забота о собственной причёске, без чего внешний вид станет просто неопрятным, в такой образ жизни элементарно не вписывается. Поэтому стрижка и бритьё головы становятся настолько важны. Плюс они ещё и получают символическую окраску как отказ от всего прежнего, оставление чего-то своего в мирской жизни.

Почему у монахов такая странная причёска?

В-третьих, в восточных духовных практиках волосы – это великолепный носитель информации. Они прекрасно впитывают энергетику. Так что за время жизни шевелюра, согласно этим поверьям, буквально пропитывается информацией о жизни человека. И бритьё головы представляется своеобразным «обнулением».

В-четвёртых, удаление волос помогает освободить канал связи с космосом. На голове у человека, согласно всё тем же восточным поверьям, находятся чакры. То есть когда буддийский монах сбривает волосы, он очищается от информации от «прежней жизни» и обнажает каналы для получения потока по-новому.

Разумеется, всё это не имеет отношения к христианству. Однако некоторые исследователи считают, что преемственность в обычаях всё же просматривается.

Тонзура возникла довольно рано и была официально закреплена в VI веке. Она стала обязательной для монахов. Это был один из способов выделить их как класс. Продержался данный обычай вплоть до 1973 года, когда в рамках проводившейся Папой Римским реформы был отменён.

Почему у монахов такая странная причёска?

Что же касается православного бритья головы, то здесь всё более туманно, поскольку такой обычай наблюдался и «в миру» у детей аристократов. Так что однозначно сказать, когда он появился, сложно, хотя явно позднее, чем у западных христиан. Его отмена начала происходить в XIX веке. Окончательную точку в этой практике поставило СССР: поскольку к священнослужителям относились негативно. Естественно, на монахов это всё тоже распространялось. Поэтому во время практики так называемого «тайного пострига» многие начали отказываться от бритья макушки, поскольку оно становилось верным способом выдать себя перед властями.

В настоящем

Сейчас подобная причёска уходит в прошлое. У западных христиан существует практика выбривания пятна размером с монетку, что носит исключительно символический характер.


Жизненная сила, отращивание прядей и пейсы

Уже в древности вопрос о том, как должна выглядеть шевелюра, был подчинен старинным нормам и обычаям, у разных народов были свои поверья и традиции. В Древнем Египте, остригая детям волосы, оставляли отдельные пряди волос на висках или на темени. Считалось, что в волосах заключена жизненная сила.

Это верование позже нашло отражение в библейском повествовании о Самсоне, что был посвящен в назореи и принял обет не укорачивать волосы. Славяне не стригли ребенку волосы до достижения определенного возраста – этот обычай нередко соблюдается и в современном мире.

Иудеи оставляют неостриженными пряди на висках

Следуя предписаниям Торы, иудеи носили бороду, головной убор и не сбривали волосы на висках – они получили название пеот или пейсы. Необязательно, чтобы длина этих прядей превышала длину остальных волос на голове, но для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к иудаизму, свое религиозное рвение, часто пеот не стригли вовсе.
Сейчас заметные пейсы носят скорее ортодоксальные евреи, длина прядей при этом зависит от традиций общины и от местности – как и одежда верующих. Порой пейсы завивают – так делают, например, хасиды.

По длине пейсов и по одежде иудеи узнают членов своей общины

Характерные особенности внешнего облика иудеев демонстрировали верность библейским заветам вместе с готовностью следовать им при любых обстоятельствах. Еще в первой половине XIX века пейсы подвергались гонениям: император Николай I издал указ, запрещавший евреям носить подобные прически. Но санкции не уничтожили традицию, евреи подвергались наказаниям, но продолжали сохранять верность традиции. Позже, столкнувшись с нацистским режимом, им пришлось отстаивать свои убеждения уже в несравнимо более опасных условиях.

Тонзура и гуменцо

Выстрижение волос при проведении христианского обряда символизирует приобщение к церкви. Когда возник этот обычай – стричь волосы при посвящении в ту или иную степень духовного служения, точно не известно. Во всяком случае, так делали уже в первые столетия новой эры. Поначалу волосы выстригали надо лбом. А с 683 года, когда состоялся IV Толедский собор, официально было закреплено правило о тонзуре - пострижении кругообразно, на макушке, оставляя волосы «в круг».

Г. Мемлинг. Святой Бенедикт

Таков был знак перехода в статус монаха или священнослужителя. Остригая большую часть волос, христианин провозглашал тем самым свою принадлежность церкви; в те времена полностью выбритая голова могла быть лишь у рабов.
«Ободок» невыстриженных волос символически напоминал терновый венец Христа. Требование носить тонзуру для католических монахов сохранялось вплоть до 1973 года, до того момента, когда оно было признано необязательным по решению папы Павла VI.

Тонзура практиковалась до 1973 г.

Православная церковь долгое время сохраняла ту же традицию – выбривать или выстригать волосы на темени, оставляя их по краям. На Руси такая стрижка получила название «гуменцо» - от слова «гумно», то есть выровненная, вычищенная часть земли. На голове носили шапочку-скуфью, которая еще носила название «плешегрейка» или «наплешник».
Традиция выстригать гуменцо пришла на Русь из Византии и благополучно просуществовала вплоть до реформ патриарха Никона в середине XVII века. По новому правилу следовало оставить в прошлом обычай носить «венец Христов», а волосы отпускать.

Гуменцо - русский вариант тонзуры - было перенято от византийцев

На практике гуменцо сохранялось и после официальных нововведений. Лишь к середине XIX века священники и монахи в России обрели привычный для настоящего времени вид. Когда именно перестали выстригать гуменцо – вопрос остается открытым. Кстати, что касается православных греков, то женатым священнослужителям полагается носить короткую стрижку, в отличие от холостых, монашествующих – те отпускают волосы.

Бритая голова буддиста и пучок на голове Будды

Буддисты полностью сбривают волосы на голове. Таким образом они освобождаются от разного «мусора» - тщеславия, зависти, всего суетного и мешающего двигаться на пути к просветлению. Волосы, по философии буддизма, хранят информацию о личности человека, его мыслях и поступках – все это надлежит оставить в прошлом.

Будда обычно изображается с волосами и с ушнишей - особым «пучком» на макушке

А вот сам Будда, как правило, изображается с волосами, уложенными в пучок. В кругах, где вращался Сиддхартха, предполагалась такая прическа – это было необходимо для ношения тюрбана. На макушке изображают ушнишу – выпуклое образование на макушке, символ достигнутого просветления.
До того, как Будда достиг просветления, он носил длинные волосы, а став аскетом, остриг их, отказавшись от своего происхождения.

Монахи в буддизме обривают волосы в знак отказа от прошлой жизни

Кстати, по легенде, традиционное изображение Будды – сидящего в позе лотоса, правой рукой касающегося земли, а в левой держащего чашу для подаяний – возникло благодаря чуду. Когда один из правителей Индии пожелал иметь при себе портрет Будды, он пригласил лучших мастеров-художников, но ни один не смог добиться точного отображения внешности принца. Тогда кисти и краски сами создали этот портрет – первый, по преданию, портрет Будды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Почему католические монахи бреют только макушку головы?


Бритая макушка у средневековых христианских монахов - называлась тонзура. Считалось, что тем самым - оставшимся кольцом волос - они носят на себе память о терновом венце, который одели на Христа перед распятием.

текст при наведении

текст при наведении

Однако с 1973г. тонзура в РКЦ - была отменена.

текст при наведении

Но не только католические монахи носили тонзуру - её носили и православные, например - греки и русские священники

У русских средневековых священников она была обязательна для всех и называлась "гумёнцо" (от слова "гумно"):

текст при наведении

текст при наведении

Отсюда и термин "пострижение" - при рукоположении в монахи - им выбривали гумёнцо. Сейчас же - просто символически отрезают несколько волосинок.


Почему католические монахи бреют только макушку головы? По другому это называют "тонзура". Что же означает это слово? Тонзура означает символ отречения монахов от мирских интересов. Изначально это служило отличительным признаком монаха, чем его одежда. Макушку брили а оставшиеся волосы образовывали в круг, чтобы было похоже на венец. Это стало символом данных им обетов и обещания себя Богу. Тонзуру придумал Папа Анаклет, еще в средние века. Отменил ее папа Павлов VI в 1973 году.



В начале шестнадцатого века в католической церкви произошли значительные реформы, приведшие к появлению трех линий францисканского ордена, которые существуют и сегодня.

Одна из этих ветвей называется


Монахи этого ордена носили остроконечные капюшоны, за что и получили свое прозвище капуцины.

На сегодняшний день орден насчитывает более полутора тысяч общин по всему миру.

Ответ на вопрос кроссворда - КАПУЦИН.


На сколько я слышал, в данный момент любого желающего могущего оплатить занятия или готового себя посвятить служению монастырю. На протяжение истории монастыря ситуация с приёмом учеников менялась. Одно время могли принять любого желающего, но ученик в самом начале проходил через суровые испытания дисциплиной, лишениями и трудом. В другое время нужно было сначала доказать свою готовность, пройдя испытания, зачастую терпения и унижения. Ещё набирали малых детей, родители которых не могли содержать. А кого то возможно по рекомендациям. Надо понимать что монастырь был очень популярен и зачастую не испытывал дефицита учеников. Хотя весьма вероятно что текучка могла быть большая.


Очень интересный вопрос.

Все дело в том, что по старым правилам, постригать в Монашество, а также рукопологать в священство могли только после 33 лет. То есть до этого времени можно было сколько угодно прислуживать алтарником, сколько угодно быть послушником в монастыре, но до 33 лет нельзя было получить ни сан иерея, ни монашество.

Думаю, что сейчас в данном вопросе получается юридическая дырка

Насколько я слышал, действует какое-то соглашение согласно которому молодые священники не служат в армии. Более того, я не раз слышал, что некоторые батюшки специально отправляют своих сыновей в семинарию и стараются, чтобы их сразу рукоположили после семинарии, чтобы не пойти служить в армию.

Помню, одного молодого батюшку пожилые прихожанки, добрые бабуленьки пытались поздравить с 23-февраля. Так он всячески уходил от поздравления, говоря, что у него вместо армии была семинария.


Оказывается, монахи коротали свои дни не только за молитвами и постом, не чурались они и игр запретных - всё у них, как и людей земных, грешных.

ДОМИНО заменило карты, свято место, как говорится, не бывает незанятым.




На ваш вопрос точнее ответил бы сам монах, а не я.

Далее . счастье - это не абсолютное понятие, а относительное. То есть, каждый высказывает свое мнение . и думает, что он прав или она права.

А так . монах - это от слова "моно" - один. Иначе говоря, "уединенный" или ушедший от мира соблазнов и страстей.

Так что . монах - это борец со своими страстьми не причиняя никому никаких своеволий. Он никому не мешает. Так может и мы тоже не будем ему доставлять разного рода хлопот и раздражений?

Читайте также: