Зачем еврейские женщины бреют голову

Опубликовано: 14.05.2024

Кто эти красотки? Вы не поверите! Еврейские женщины из семей, строго соблюдающих традиции предков иудейского исповедания! И речь идёт, конечно же, о соблюдении так называемого цниюта: правил приличия и скромности, в соответствии с которыми многие женщины (и не только замужние!) не могут появляться на публике с непокрытой головой.

Но в последние годы и в этом вопросе произошла «сексуальная революция»: традиционные платок или шляпка оказались заменены игривыми париками. И наверняка многим евреям куда приятнее гладить красивые, пусть и не родные, женские локоны, чем трёхдневную щетину на бритой голове благоверной.






В современном мире соблюдение религиозных традиций, в частности, связанных с внешним видом, зачастую сопряжено с рядом проблем. Так, например, во многих странах Европы запрещено ношение мусульманских женских головных уборов — хиджаба и паранджи. Прочие виды религиозных головных уборов тоже, как правило, не приветствуются в повседневной жизни светских государств.

С аналогичной проблемой сталкиваются и ортодоксальные иудейки. Согласно цниюту – иудейскому закону о женской скромности женщина не должна появляться на людях с непокрытой головой. Традиционно еврейские женщины покрывали волосы платком, однако, в светском современном обществе, как было сказано выше, ношение платка, из-под которого не выбивался бы ни один волосок, было бы связано с проблемами на работе или в учебных заведениях. Относительно недавно был найден выход — вместо платка ортодоксальные иудейки стали надевать парики. Сейчас изготовление париков, их укладка и уход за ними — это огромный и невероятно прибыльный бизнес с ежегодным оборотом в сотни миллионов долларов.

Однако, несмотря на то, что любой парик, полностью покрывающий собственные волосы или бритую голову женщины, «технически» соответствует цниюту, многие ортодоксальные иудеи отмечают некоторое противоречие, связанное с тем, что современные парики зачастую ничем не отличаются от настоящих волос и популярных женских причесок. Проблема, по их словам, заключается в том, что, хотя изначальная функция головного убора – это демонстрация скромности его владелицы, нынешние парики, создающиеся в виде красивых, игриво распущенных волос, или же уложенные в сложные прически, скорее приводят к обратному эффекту — громко заявляют всему миру о сексуальности тех женщин, что их носят, и желании привлечь внимание. В сочетании же с одеждой, макияжем и, что самое главное, поведением, прическа может не просто о заявлять о сексуальности, а уже прямо-таки кричать о ней. Психологи соглашаются: действительно, распущенные, слегка кудрявые волосы считаются наиболее желанной с точки зрения мужчин женской прической.

Таким образом, парик принимает два противоположных значения — и символ скромности, и атрибут сексуальности. И, хотя женщина в парике формально не нарушает правил, она способна вызывать недовольство религиозных лидеров и непонимание со стороны единоверцев.

В защиту своих «нескромных» париков выступают сами ортодоксальные женщины, не чуждые эмансипации. Они утверждают, что ношение парика, как и скромность, не должны обязательно лишать женщину ее привлекательности. Головной убор в таком случае становится чем-то вроде «психологического барьера». Да, современные парики зачастую неотличимы, как вы могли и сами убедиться выше, от настоящих волос. Это позволяет избегать неловкостей в обществе. Но для самой женщины ношение парика означает то, что, хотя она и «открыта», на самом-то деле её настоящую не видит никто, кроме мужа. Настоящая скромность, утверждают они, должна проявляться через поведение и поступки.

Открытым остается вопрос — где же, все-таки, проходит грань между «скромным париком» и лукавством сексуальной прически?

А с какими случаями подмены понятий и ханжества - не обязательно религиозными - доводилось сталкиваться вам?

И еще 7 вопросов о еврейской традиции. Отвечает гид Еврейского музея Екатерина Кузнецова

Правда, что у евреев сейчас другой год?

Да, абсолютно верно — сейчас идет 5780 год 2020 год по григорианскому календарю — это 5780 год по еврейскому. . Евреи ведут летоисчисление от сотво­рения мира — мир был сотворен 5780 лет назад. Евреи живут по лунно-солнечному календарю. Месяц равняется 29 или 30 дням, и в итоге получается, что в году 354 дня. Но для того, чтобы 354 дня лунного календаря соче­тались с 365 днями солнечного, добавляются високосные годы. Но не такие високосные годы, к которым мы привыкли, живя по григорианскому солнеч­ному календарю, когда високосный год — это всего лишь наличие 29 фев­раля. Еврейский високосный год означает, что в году добавляется дополни­тельный месяц. В лунно-солнечном календаре — 19-летний цикл, и семь годов из 19 лет — ви­со­косные. Это 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы.

В Израиле пользуются григорианским солнечным календарем, но и еврейский календарь тоже используется. Это рели­гиозный календарь. Например, празд­ники отмечают по еврейскому календарю, и, так как это лунно-солнечный календарь, они всегда приходятся на разное время.

Как кипа держится на голове?


Студенты изучают Талмуд. Нью-Йорк, 1960 год © Bettmann / Getty Images

Кипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счет своей формы и размера. Чаще всего это матер­чатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жесткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для ее ношения может потребоваться девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка. Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает. Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках.

Правда ли, что женщины-еврейки всегда носят парик?

Нет, еврейки не всегда носят парик. Парик носят религиозные еврейские замуж­ние женщины. Согласно еврейской традиции, волосы замужней еврейки может видеть только ее муж, поэтому голова покрывается головным убором. Это может быть платок, шляпка, шапочка или косынка, а также парик, который приравнивается к головному убору. Некоторые еврейские женщины, которые носят парики, очень коротко стригутся или иногда даже бреются налысо для того, чтобы этот парик было удобнее носить.

Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?

Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гарде­роба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.

Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно кото­рому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют коли­чество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 запо­ведей, что вы еврей и должны их выполнять.



Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длин­ные локоны на висках и даже завивать их особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиоз­ной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.

Что такое штетл?

Штетл — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, пре­иму­щественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко, это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея. Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть развитая еврейская инфраструктура: синагога, хедер (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуаль­ного омовения) и так далее. Там есть раввин, есть шохет — это резник, который занимается ритуальным убоем скота, там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.


Местечко Броды. Литография Карла Ауэра. годы Wikimedia Commons

Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.

Само слово «штетл» происходит от немец­кого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».

Местечки были практически стерты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. местечки оста­лись как небольшие городки или поселки городского типа.

Пурим связан с 8 Марта?

Мне кажется, это из разряда самых шокирующих гипотез. Я думаю, этот вопрос был задан потому, что несколько раз в музее мы отмечали Пу­рим — это праздник-карнавал, самый веселый праздник еврей­ского календаря; отмечали мы его с большим размахом, и празднование Пурима выпадало на 8 Марта.

Что такое хала и чем она отличается от батона?


Халы на рынке Кармель в Тель-Авиве © Michael Jacobs / Art in All of Us / Getty Images

Хала — это традиционный еврейский праздничный хлеб. Он может быть круглый или в форме косички, субботняя хала — это обычно плетеная косичка. От других хлебо­булочных изделий хала отличается в первую очередь кошер­ностью То есть хала приготовлена в соответствии с еврейскими религиозными традициями и употребление ее в пищу не противоречит канонам иудаизма. , составом и симво­ли­ческим значением. Две халы на суббот­нем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция посы­лалась в канун субботы для того, чтобы евреи в субботу не собирали манну, да и сам Господь в этот день отдыхает. Другой известный еврейский хлеб — это маца, пресные лепешки, и от халы он очень сильно отличается. В состав мацы входят только мука и вода. Этот хлеб употребляется в праздник Песах, когда запрещено употреб­ление квасного, то есть дрожжевого, поэтому во время Песаха едят вот такой пресный хлеб.

Ханука — это еврейское Рождество?

Нет, Ханука — это еврейский праздник огней или света. Празднуется он в па­мять о хану­кальном чуде, которое произошло во II веке до нашей эры в Иеру­салиме. В то время Иудея находилась под владычеством Селев­кидской дер­жавы, и император этой державы Антиох Епифан проводил политику эллини­зации — он насаждал греческий язык, грече­скую культуру, и Второй Иеруса­лимский храм Иерусалимский храм — центр религиозной жизни евреев. Разрушен в 70 году и, согласно пророчествам, будет восстановлен с приходом Мессии. был осквернен — там было устроено святилище Зевса. В ре­зуль­­тате всего этого вспыхивает еврейское восстание, так называе­мое восста­ние Маккавеев. Храм был освобожден, очищен от идолов, и должно было восста­новиться храмовое богослу­жение. А для этого нужно было восста­новить храмовую менору — семисвечник, один из важнейших символов иуда­изма. Ее нужно было зажечь, но в храме был обнаружен всего один кувшин освящен­ного масла для меноры. И случилось ханукальное чудо: масла, которое было в кувшине, хватило на восемь дней горения этого семисвеч­ника — ровно столько, сколько потребо­валось для изготовления нового освященного масла. С тех пор во время праздника Хануки зажигается ханукальный светильник. Это восьмисвечник, он очень похож на менору, но там восемь свечек и еще одна дополни­тельная — шамаш, от которой зажигаются остальные свечки. В тече­ние восьми дней Хануки зажигается по одной свечке в день.


Дети зажигают свечи в ханукальном светильнике. 1971 год © Spencer Grant / Getty Image

Такая курьезная путаница возникает из-за календарной близости Хануки к католи­ческому Рождеству, и с этим же связан успех праздника Хануки и его популярность. Восемь дней Хануки обычно выпадают на вторую половину декабря, и в некоторых западных странах, в которых Рождество отмечается с размахом, это государственный праздник. В массовой почтовой рассылке там, например, поздравляют не с Рождеством и Новым годом, а с зимними праздниками.

Ортодоксальные евреи и еврейки живут в строго ограниченных и мало соприкасающихся сферах. Фотографу Шарон Пульвер удалось получить приглашение в закрытый мир самых ортодоксальных еврейских женщин Бруклина.


Ортодоксальная еврейская свадьба в Краун‑Хайтс в Бруклине. Девочки танцуют в женском отделении Фотография Шарон Пульвер

Шарон Пульвер оказалась в бруклинском районе Вильямсбург вскоре после того, как приехала в Нью‑Йорк из Израиля изучать фотографию. Здесь она столкнулась с черными шляпами и скромными одеждами религиозных евреев Нью‑Йорка. Это зрелище ошеломило нерелигиозную еврейку. «Меня удивило, что здесь протекает такая яркая часть еврейской жизни, о которой я ничего не знала».


В автобусе, ежедневно курсирующем между главной синагогой Краун‑Хайтс и могилой раввина М.‑М. Шнеерсона в Квинсе Фотография Шарон Пульвер

Двадцатичетырехлетнюю мисс Пульвер поразили приверженцы движения Хабад‑Любавич, ортодоксальные евреи, последователи учения харизматичного раввина Менахема‑Мендла Шнеерсона, скончавшегося в 1994 году. Узнав о них больше, Шарон поразилась, до какой степени библейские заповеди строго определяют роли мужчин и женщин. Высшее призвание мужчины — жизнь, состоящая из изучения религиозных текстов; для женщины это приверженность религии, семье и дому.

«Я сама еврейка, и у меня возникают вопросы по поводу женственности и иудаизма, места женщины в еврейском мире», — говорит мисс Пульвер. Заинтересовавшись, она попыталась поближе познакомиться с группой, живущей вокруг дома № 770 по Истерн‑Парквей, не зная, что здесь находится всемирный центр движения. К ее удивлению, к наблюдательнице отнеслись приветливо.


Хасидские девочки‑подростки в Краун‑Хайтс Фотография Шарон Пульвер

По мере того как Шарон Пульвер со своей камерой все глубже проникала в мир ортодоксальных женщин, она все больше узнавала о богатстве их сугубо женской жизни. В Краун‑Хайтс, где обитает около 20 тыс. последователей Хабад‑Любавич, живут 45‑летняя Далия Шустерман, играющая на ударных в женском ансамбле (который может выступать только перед женщинами); Двора Бенджамин, организатор свадеб, которая оплачивает свадьбы малоимущим парам; а также 34‑летняя Наоми Шлифер, когда‑то нерелигиозная еврейка, которая выбрала для себя ортодоксальный образ жизни и ведет в общине группы поддержки для женщин.


Далия Шустерман во время репетиции женского ансамбля «New Moon All‑Stars Party Band» Фотография Шарон Пульвер

Эти женщины, по словам Шарон, «берутся за свои гендерные роли и делают их неповторимыми. Они превращают их в дело, которым они могут гордиться».

«Возникает чрезвычайно интересное и красивое столкновение между самовыражением и соблюдением правил, — говорит она, — а также поисками своего места в этом религиозном мире».

Двадцатидевятилетняя Сара Блау, мать четверых детей, работает в местной женской школе «Бейт Ривка» координатором специальных программ. Она автор 19 детских книг. Лавировать между весьма строгой версией иудаизма и вторгающимся внешним миром может быть нелегко, особенно при наличии социальных сетей и технологий. Девочки в ее школе пользуются смартфонами, но у них стоят интернет‑фильтры.


Сара Блау в своем доме в Краун‑Хайтс Фотография Шарон Пульвер

«Мы используем современные технологии для распространения знаний о Б‑ге, — рассказала миссис Блау в интервью Шарон Пульвер. — Мы не пытаемся спрятаться. Мы хотим вооружиться тем, что у нас есть, и вдохновить этим мир».

«Если у вас есть миссия, то вы способны на это, — продолжает она. — Когда у вас достаточно энергии, вы все можете».


Сугубо женское благотворительное мероприятие в Краун‑Хайтс Фотография Шарон Пульвер

Анат Хазан рассказала Шарон, что в возрасте 21 года она закрыла париком свои «непослушные светло‑каштановые кудри» в соответствии с религиозным предписанием, разрешающим замужней женщине показывать волосы только собственному мужу. Некоторые женщины предпочитают просто покрывать голову платком или париком‑шейтелем, а самые ревностные бреют голову под париком, чтобы уж точно никто не увидел их волос.

«В волосах скрыта определенная энергия, и когда ты выходишь замуж, эта энергия может пойти тебе во вред, а не на пользу», — считает 49‑летняя Хазан. Она опубликовала брошюру «Преимущества шейтеля» и стала признанным авторитетом в этой области.


Девочки в женском отделении во время церемоний еврейского праздника Лаг ба‑омер Фотография Шарон Пульвер
За кулисами школьного спектакля в ортодоксальной еврейской женской школе Фотография Шарон Пульвер

«Девушке требуется немало уверенности в себе, чтобы начать покрывать голову париком, — считает Анат Хазан. — Этот акт наполнен чрезвычайно глубоким смыслом, выходящим за пределы физической сферы. Парик носят не только из скромности, ведь часто бывает, что парик красивее натуральных волос женщины».

Двора Бенджамин родилась в Англии и переехала в Краун‑Хайтс, когда ей было 19 лет. Она рассказала Шарон Пульвер, что последние 30 лет реализует собственную миссию — организует свадьбы для малоимущих пар или для пар, у которых нет родителей, через основанную ею организацию «Керен симхас хосон ве‑кала», фонд «Радость жениху и невесте».


Наоми Шлифер с сыном Фотография Шарон Пульвер
Женщины пишут письма Б‑гу, которые потом оставляют на могиле раввина М.‑М. Шнеерсона Фотография Шарон Пульвер

«Нерелигиозные люди или неевреи часто спрашивают меня, зачем нужно организовывать свадьбы. “Пусть просто пойдут в окружной суд и зарегистрируются”, — рассказывает Двора, которая оплачивает большую часть свадеб сама. — Традиция очень важна. Существует традиция устраивать свадьбу. Существует традиция, что люди приходят и танцуют. Так закладываются основы новой семьи, будущего нового поколения».

Дворе Бенджамин совершенно не мешают правила о разделении полов. «У меня своя роль, у них своя роль, и нам это нужно, — уверена она. — Я не чувствую себя ущемленной из‑за этого».


Капарот, традиционный обряд покаяния, который проводится в канун Йом Кипура Фотография Шарон Пульвер


Костры в праздник Лаг ба‑омер. Фотография Шарон Пульвер

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Волосы занимают промежуточное положение между телом человека и его одеждой. С одной стороны, волосы оказывают духовное влияние на мир, будучи воплощением меры суда. С другой стороны — волосы украшают и придают достоинства. Замужние женщины обязаны покрывать волосы. Скорбящие — не стригутся. Тора обязала назира, левита и человека, излечившегося от мецора, сбривать волосы. Существуют особые законы по поводу окрашивания волос, подстригания бороды, бритья волос на теле и обращения с волосами в субботу.

Оглавление

Духовная сила волос [↑]

В Торе о создании Хавы написано: «И отстроил Господь Б-г сторону, которую взял у человека, (чтобы ему быть) женой, и привел ее к человеку». (Берешит 2:22). То есть недостаточно было отделить от человека сторону, грань, её нужно было достроить, то есть придать ей соответствующую форму и суть. Но если женщина была образована путём отделения готового образа от общего тела, какая надобность в таком существенном преобразовании?

На этот вопрос Гемара отвечает, что «строительство» относится не к телу женщины, а к ее волосам. Вс-вышний, словно желая придать Хаве привлекательность, заплёл ей волосы. Но, спрашивает Бен Йеоядо, зачем для создания прически Хавы понадобилось вмешательство Вс-вышнего?

Дело в том, что в волосах, впрочем, как и в любом человеческом органе, заключено средство, которым человек влияет на духовное состояние мира.

Известно, что мужчина стрижёт волосы на голове. Этим самым, считают мудрецы, он ослабляет действие сил, ответственных за воплощение меры суда, с которой волосы имеют мистическую связь. Пейсы на висках оставляются намеренно, ибо не годится полностью лишать силы меру суда — без этой меры мир не мог бы существовать.

Но женщина, являясь конечным итогом Творения, основой основ практического исполнения Закона — а мера правосудия зиждется на этом исполнении, — сняв волосы, способна привести к полной отмене меры суда. Более того, для укоренения этой меры, женщина не только не стрижёт волос, она отращивает их.

С другой стороны, по этой же причине женщине надлежит заплетать косы. Заплетая волосы, женщина как бы упорядочивает меру правосудия (Бен Йеоядо, Брахот, 61,1; Китвей Аризаль, Шаар а-Мицвот, глава Кдошим). Таким образом, создавая тело Хавы, Вс-вышний заплел ей волосы, тем самым усмирив и подчинив меру суда, ибо подчинение и усмирение необузданных сил является одним из признаков полного исправления человека.

Женские волосы [↑]

Известно, что замужние женщины никому не показывают своих волос, кроме мужа — и то, только в разрешенные дни. Обязанность женщины покрывать волосы является законом Торы. В Книге Бемидбар приводятся законы Сота. Сота — женщина, которую муж начал подозревать в связи с другим мужчиной и предупредил, чтобы она не уединялась с ним. Если же она, несмотря на это, уединилась с тем мужчиной и нет доказательств, что между ними произошло что-то более серьезное, ее приводят в Храм. Там коэн проверяет, вступила ли она в связь с тем мужчиной, давая ей выпить специальную воду (подробнее см. Бемидбар 5:12-31).

Сказано, что при этом коэн распускает ее волосы, это один из элементов процедуры проверки. Отсюда мы делаем вывод, что волосы еврейской женщины обычно были собраны и покрыты. Раши добавляет: коэн распускает волосы этой женщины, чтобы унизить ее — в наказание за то, что она распустила их, чтобы привлечь того человека, с которым уединилась, несмотря на предостережение мужа. Отсюда следует: если волосы женщины не покрыты, это унижает ее. Появляться на людях с непокрытыми волосами — нарушение законов скромности, упомянутых в Торе.

Замужняя женщина должна покрывать волосы, так как с момента замужества волосы становятся одной из тех «частей тела», которые должны быть закрыты. Кроме того, головное покрытие показывает, что женщина замужем.

Мишна Брура (75:14) приводит высказывание книги Зоар о том, что тщательное соблюдение женщиной законов покрытия волос положительно влияет на обстановку в доме и на судьбу её сыновей.

Устная Тора разъясняет, что волосы женщины — ее украшение, они привлекают (на подсознательном уровне) особое внимание мужчин. «Волосы женщины имеют потенциал возбуждения» (трактат Брахот, лист 24). Важно подчеркнуть, что речь идет не о красоте прически, но в первую очередь — о духовных явлениях.

В принципе, и девушки тоже должны были бы ходить с покрытой головой. Однако такое требование к ним не предъявляется, так как в жизни девушки (молодой женщины, которая еще не вышла замуж) действуют в «высших мирах» принципы, о которых говорится в книге Шир а-Ширим («Песнь песней»): «Закрытый сад, сестра моя, невеста; источник сокрытый, родник запечатанный» (Шир а-Ширим, 4:12).

Эта закрытость «женского центра» девушки — ощущается, но после того, как она выходит замуж, ее «сад», «источник» и «родник» открываются и остаются открытыми. Поэтому женщина должна ходить в головном уборе, даже если она — разведенная или вдова.

Хазон Иш пишет, что незамужним разрешили не покрывать волосы из-за того, что мудрецы не хотели сильно утруждать людей. Достаточно, чтобы замужние женщины покрывали волосы.

Хатам Софер (к Недарим 30 б), дает еще одно объяснение тому, что незамужние женщины не обязаны покрывать волосы. Мужчины обязаны покрывать голову, в том числе, из-за запрета следовать обычаям неевреев (Таз на Эвен а-Эзер 8). Ведь у неевреев принято заходить в молельные дома без головного убора. А обычай нееврейских женщин, наоборот, заходить туда именно в головном уборе. Поэтому наши мудрецы постановили: незамужние еврейские девушки не обязаны покрывать волосы. Тогда это не будет похоже на следование чужим обычаям.

Среди законов чтения молитвы Шма (Шулхан Арух 72:2) есть запрет читать Шма, если напротив — замужняя женщина с непокрытыми волосами, даже если это собственная жена, т.к. это вызывает недолжные мысли. Но если это незамужняя девушка, то запрета нет, ведь они обычно не покрывают волосы.

Существует мнение, что даже незамужним девушкам всё же не следует ходить с распущенными волосами; надо собирать их в косу или в хвост (Маген Авраам75:3, Мишна Брура 75:12). Так обычно и поступает большинство еврейских девушек. Однако есть мнение, которое «облегчает» закон в этом вопросе (Махацит а-Шекель, Маген Гиборим).

В книге рава Песаха-Элияу Фалька «Оз вэ-адар левуша» («Могущество и великолепие — облачение её») указывается: «Прическа должна быть аккуратной и скромной, девушке надо стараться придерживаться “золотой середины”. С одной стороны, чтобы прическа была тщательно уложенной и изящной, но не вызывающей, не бросалась в глаза… С другой стороны, девушке запрещено пренебрегать своим внешним видом, а волосы, их конфигурация играют очень важную роль в общем облике.

Поэтому волосы должны быть аккуратно уложены, не выглядеть чересчур длинными или объёмными, а также нечесаными, с эффектом “небрежности”. Следует, не впадая в ту или иную крайность, следить, чтобы прическа была приятной, даже красивой и производила достойное впечатление. Ведь еврейская девушка — Царская дочь, и её внешний вид должен об этом свидетельствовать».

Борода [↑]

По мнению мудрецов, волосы в чем-то схожи с одеждой, поэтому они, как и одежда, выполняют двойную функцию: служат «оболочкой» для человека, «защитным слоем», а также — его «визитной карточкой», «фасадом» и «лицом». Достойного человека одежда и борода должны украшать и придавать ему достоинство. Талмуд называет бороду адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).

Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После этого Давид велел им оставаться в Йерихо, пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы, потому что, как объясняет Мальбим, борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». Появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.

Известно, что, хотя, согласно Талмуду (Бава Мециа 84а), раби Йоханан был необычайно красив, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды. Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.

А Адам был идеальным потому, что человек был создан по образу и подобию Б-га. Волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.

То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.

Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

Написано в Торе (Ваикра, 19:27): «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм), и не порти края бороды твоей (пеат зканэха)». Строго по закону, запрещено только «уничтожать» («лё ташхит») бороду посредством «сбривания» («лё йегалеху»), срезая волосы лезвием бритвы под корень. Запрещено обстригать по кругу голову, удаляя полностью волосы на висках. Главное — не удалять волосы на висках, стрижка по кругу упомянута потому, что так было принято стричься у языческих священников.

Можно срезать бороду ножницами, которые оставляют нижнюю часть волоса, или электрической бритвой, если ее лезвия действуют, как ножницы (в этом плане отнюдь не все бритвы кошерны). Такое срезание не определяется как «уничтожение». Также разрешено удалять волосы с помощью мазей и кремов, т. к. это не является «сбриванием».

Большинство евреев не ограничивается простым исполнением Закона. Они специально отпускают на висках волосы подлиннее. У йеменских евреев даже принято называть пейсы симаним — признаки. По этим признакам еврея видно издалека, и это тоже очень важно для нас — чтобы еврей не боялся быть евреем.

Первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания), — запрет остригать «край головы». При первой стрижке мальчику оставляют пейсы — «края». Источник обычая не стричь мальчика находим в книге Каванот (Каванат Корбан Песах) раби Хаима Виталя. Там раби Хаим Виталь рассказывает о том, что его учитель Аризаль (Ари аКадош) подстриг своего сына в день Лаг баОмер на могиле раби Шимона бар-Йохая.

Волосы и траур [↑]

Когда умирает близкий человек, в соответствии с законами траура, нельзя в течение всего первого года бриться и стричься. В те дни, что мы скорбим по разрушенному Храму (бейн амецарим: с 17 тамуза по 9 ава), мы также не стрижем волосы. В данный запрет входят волосы на голове и теле, борода. Разрешено подрезать усы, если они мешают человеку есть. Скорбящий, чей 30-дневный период траура окончился в ходе бейн амецарим, может побриться или подстричься до рош ходеш ав. Человек, который обычно бреется каждый день и вынужден продолжать бриться в течение этого периода по причине деловых или денежных потерь, тем не менее должен прекратить бриться с рош ходеш ав или, как минимум, с начала той недели, на которую приходится 9 ава.

Многие алахические авторитеты считают, что этот закон о стрижке волос касается и мужчин, и женщин. Если у женщины избыток волос на висках, то ей, возможно, разрешено удалить их, чтобы они не выбивались из-под головного убора. Замужняя женщина или такая, которая находится в брачном возрасте, может удалять волосы на ногах даже с рош ходеш ав вплоть по 9 ава.

В честь обрезания, проводящегося в бейн амецарим, моэль, сандак и отец младенца могут подстричь волосы и побриться, но только до начала той недели, на которую приходится 9 ава.

В знак памяти о трагическом исходе восстания Бар-Кохбы, а также о 24000 учениках раби Акивы, погибших в дни между праздниками Песах и Шавуот, принято соблюдать некоторые законы траура в этот период. В дни счета омера не играют свадеб, не устраивают никаких веселий, а также не стригутся и не бреются. Парик в этот период подстричь разрешено. Девушки и женщины, которые обычно удаляют волосы в косметических целях, могут делать это и в дни сфират а-омер.

Не стригут волосы также и в холь-амоэд, но совсем по другой причине. Стражам (сменам) коаним и левиим, а также специальным людям, которые наблюдают за ними, запрещено стричься и бриться в ту неделю, когда их очередь работать в Храме, — чтобы они заранее позаботились об этом и не появились на службе в неопрятном виде. По той же причине нельзя стричься и бриться в холь а-моэд — чтобы человек нашел время подстричься и побриться до холь а-моэда и не выглядел неопрятным в праздничные дни. Усы, впрочем, подстригать можно.

Есть несколько категорий людей, которым разрешено бриться и стричься в холь а-моэд, в частности, тому, кто освободился из заключения, вернулся из путешествия, где не было возможности подстричься и побриться и т.п.

Кто и когда обязан сбривать волосы? [↑]

Сказано в Сифре (Мецора): «Трое обязаны сбривать волосы, и это обривание — заповедь: назир, человек, излечившийся от цараат, и левиты». И если левиты были обязаны обрить волосы только в Синайской пустыне, и это повеление не распространялось на последующие поколения, то для назира и излечившегося от цараат бритье волос остается обязательным в последующих поколениях.

Назиром называется человек, который дал обет в течение 30 дней не пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты из винограда. Он не должен стричь весь этот период волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей. По истечении срока своего обета назир обязан обривать голову и приносить соответствующие жертвы.

Еврейский богатырь Шимшон был назиром и понимал, что источник его силы — в святости назирута: «Бритва не касалась моей головы, ибо я — назир Б-га от чрева моей матери. Если бы я был обрит, то покинула бы меня сила, и я бы обессилел, и стал бы как все люди».

Какая связь между волосами и мэцора? Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8) объясняет процедуру очищения мэцора — человека, пораженного язвой цараат. Он злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.

По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки, освободившись от «лишнего», «добавленного». Ведь волосы, растущие на человеческом теле, символизируют некое «дополнение» к тому, что являет собой человек.

Окрашивание волос [↑]

Окрашивание волос — известное косметическое средство, к которому очень часто прибегают женщины, которые хотят выглядеть моложе своих лет или думают, что другой цвет волос сделает их более привлекательными. Не существует запрета для женщины украшать себя, и, в том числе, можно красить волосы — как девушкам, так и замужним женщинам — чтобы быть красивой в глазах мужа.

Иногда мужчины делают то же самое: некоторые мужчины седеют раньше времени и стесняются этого, иногда они думают, что седина может повредить им при трудоустройстве или женитьбе.

Многие авторитеты разрешили мужчинам красить волосы при определенных условиях, и не только в том случае, если седеет половина головы: мужчине, поседевшему слишком рано, если он хочет покраситься не для красоты — разрешают это сделать.

Рав Мордехай Эпштейн («Левуш Мордехай» пар. 24) разрешает красить волосы человеку, желающему поступить на работу в молодежный коллектив, но лишь в том случае, если он действительно молод, физически активен, и красится не для красоты. Проблемы обмана (утаивания настоящего возраста) в наше время нет, так как сегодня все заполняют анкету, в которой указывается настоящий возраст.

Волосы на теле [↑]

Женщине не запрещено убирать волосы на любых частях тела. Это называется дэрех нашим — «женский обычай». Именно как «женский обычай» это запрещено мужчинам. Женщине же это разрешено и не считается вмешательством в волю Творца, в отличие, например, от пластических операций. И если женщине приятней удалять волосы в определённых местах, то изначально желательно делать это каждый раз перед окунанием в микву — т.к. она воспринимает отросшие волосы как помеху, т.е. как инородное тело.

Волосы в субботу [↑]

Срезание волос относится к одной из 39 запрещенных в субботу работ — гозез («стрижка»). Поэтому запрещается не только стричь, но и вырывать любые волосы из тела человека. Необходимо проявлять осторожность, когда какой-либо предмет запутался в волосах, и не вытаскивать его, чтобы не вырвать волос. Аналогично, прочищая глаза, нос или уши, снимая пластырь с тела, надо стараться не совершить запрещенного действия.

Мудрецы запретили причёсываться в шабат обычной расчёской: при пользовании такой расчёской часто вырываются волосы, и это является псик рейша. Поэтому принято использовать мягкую щетку, предназначенную специально для шабата, которая при причёсывании не вырывает волос. Принято не делать пробора в волосах с помощью какого-либо предмета, но разрешается сделать пробор пальцем.

Есть авторитеты, разрешающие опрыскивать уже сделанную причёску в шабат различными парфюмерными средствами, например, лаком для волос, только когда причёска полностью готова и больше не требует никакого вмешательства — даже пригладить волосы рукой. Но все время, пока волосы окончательно не уложены, это запрещено по всем мнениям. Таков же закон относительно парика, но, в отличие от обычных волос, парик не следует опрыскивать ароматной парфюмерией. Поскольку парик — не часть тела, а одежда, ему, как и остальной одежде, запрещается придавать в шабат запах.

5.40. Почему женщина должна покрывать волосы?

Волосы - видимо, единственная часть женского тела, единственное назначение которой - делать ее более красивой. Женщина закрывает волосы потому, что они - часть ее внутренней красоты [1], которую только ее муж, интимно зная эту внутреннюю красоту, способен правильно воспринять. Поэтому еврейские женщины в течение столетий закрывали свои волосы, выражая этим свою суть как созданий, внутренне определенных[2]. Строго говоря, женщине нет необходимости прикрывать голову в присутствии другой женщины - только в присутствии других мужчин. Но многие женщины ощущают свое внутренне чувство скромности оскорбленным, если их волосы открыты даже в тех случаях, когда это Галахически разрешено.

"Голова, часть тела, заключающая в себе разум, символизирует наше более высокое положение как человеческих существ. Придавая голове особое значение, мы тем самым подчеркиваем то ощущение "бытия человеком", которое от нас исходит (например, выпускники колледжей надевают специальные четырехугольные шапочки с кисточками, индейские вожди отличаются специальными головными уборами, первосвященник в Храме надевал совершенно особенную шапку, носившую название мицнефет). Замужняя женщина закрывает волосы, подчеркивая то, что она теперь достигла более уважаемого социального положения". (Гила Манельсон, Внутри/Снаружи).

Прикрывание женских волос сродни включению ее ауры в ее внутреннюю суть (סוד המקיף, "окружающая тайна"), так же, как человек покрывает голову талитом во время молитвы[3].

Почему только замужние женщины?

Женщина, вышедшая замуж, покрывает волосы, чтобы выразить "глубокое и необратимое изменение, происшедшее, когда она из одинокой стала замужней (…) сменила свою сексуальную неопытность на непосредственное знание интимной сферы (…). Когда женщина, более не являющаяся невежественной в сексуальной сфере, выражает нечто чувственное, она "излучает этим больше энергии", так как сама теперь на опыте знает, к каким последствиям это может привести (…) Когда женщина после свадьбы покрывает волосы, она говорит этим: "Мои глаза открылись; и в то же время я собираюсь удерживать мою сексуальность там, где она должна быть: в интимной сфере брака". (Снаружи/Внутри, стр. 46-47). На самом деле, освобождение от этого невежества даже вне рамок брака рассматривается как достаточная причина закрывать волосы. Поэтому Тамар стала покрывать волосы после того, как Амнон изнасиловал ее. (Шмуэль 2, 13:19). Чтобы отразить то, что ее интимность была нарушена, и чтобы сохранить свое естественное чувство стыдливости и скромности, она на людях стала покрывать волосы. Это было очищением, выходящим за рамки того, что обычно ожидается от незамужней девушки. (Скромность - украшение жизни, стр. 245).

Во времена мудрецов Талмуда даже неевреи чувствовали, что после свадьбы следует покрывать волосы ("Сангедрин" 58б). Страна, в которой мы оказались сейчас, где замужние женщины не испытывают побуждения к скромному поведению - совершенно неестественна. (Скромность - украшение жизни, стр. 227).

Лайза Эйкен, стр. 133: "Некоторые удивляются, чего ради замужняя женщина покрывает волосы, если она более привлекательна в парике, чем с собственными волосами. Нет никакой причины, по которой женщине следовало бы выглядеть непривлекательной; ей запрещено выглядеть привлекающей… Это даже может сделать ее более чувствительной к присутствию Б-га".

Идея парика поднимает проблему "буквы Закона против его духа". Разрешение надевать парик показывает, что первоначально женщины покрывали волосы ради самих себя. Головной убор напоминал женщине о ее особом статусе замужней (Гила Манельсон, Внутри/снаружи).

Снаружи/внутри, стр. 48-49: "Во всех культурах те, кто хотят показать другим свой более высокий статус, обращают внимание на голову. Выпускники университетов надевают особенные, четырехугольные шапочки с кисточкой. Священники почти всех религий отличаются бросающимися в глаза головными уборами. Священники в Еврейском Храме надевали головные уборы, напоминающие тюрбаны. Среди племен коренных американцев, вожди надевают самые высокие головные уборы. Все они интуитивно понимают, что голова, где расположен мозг, есть вместилище нашего "бытия человеком", и, обращая на нее внимание, человек сильнее подчеркивает свой статус человеческого существа".

"С этой точки зрения, женщина покрывает голову после свадьбы в знак того более высокого положения, которое теперь занимает. (С этой точки зрения, даже совершенно лысая женщина должна покрывать голову) (…) На самом деле, многие женщины относятся к своему головному убору так же, как королева - к своей короне".

[1] Волосы Хавы, как и все остальное ее тело, не были покрыты. Но мы видим, что с самого начала ее волосы были очень важной стороной ее привлекательности в глазах Адама. Поэтому Б-г украсил ее, сделав ей привлекательную прическу, перед тем, как представить ее Адаму. (Трактат "Шаббат", 95а). И это было сделано, даже несмотря на то, что он не реагировал на ее внешнюю красоту, из-за чего ей не нужно было надевать одежду. Это означает, что ее волосы, вырастая, как мы это видели, из самой вершины всего ее существа, излучают нечто большее, чем просто физическую красоту.

[2] ברכות כד. אמר רב ששת: שער באשה ערוה, שנאמר (שיר השירים ד') שערך כעדר העזים

"Брахот" 24а: Сказал рав Шешет: Волосы женщины - срам, как сказано (Шир а-Ширим 4): "Волосы твои - как стадо коз".

במדבר ה:יח והעמיד הכהן את האשה לפני ה' ופרע את ראש האשה ונתן על כפיה מנחת הזכרון…

Женщина, подозреваемая в неверности:

Бемидбар 5:18: «И поставит коэн эту женщину перед Б-гом, и обнажит голову (растреплет волосы) этой женщины, и положит на ее руки хлебную жертву напоминания. »

רש"י שם: "סותר את קליעת שערה כדי לבזותה, מכאן לבנות ישראל שגלוי הראש גנאי להן (ספרי)"

Раши на это место: «Разрушает ее прическу, чтобы опозорить ее. Отсюда мы делаем вывод относительно дочерей Израиля: непокрытая голова - позор для них».

במדבר רבה פרשה ט: כך שלא יאמר הכהן אני פורע ראש האשה ורוחו גסה עליו לכך נאמר לפני ה' ופרע ופרע למה שדרך בנות ישראל להיות ראשיהן מכוסות ולכך היה פורע ראשה ואומר לה את פרשת מדרך בנות ישראל שדרכן להיות מכוסות ראשיהן והלכת בדרכי העובדי כוכבים שהן מהלכות ראשיהן פרועות הרי לך מה שרצית, ונתן על כפיה את מנחת הזכרון

"Бемидбар Рабба", глава 9: «Также не должен коэн думать: "Я обнажаю голову этой женщины" - и гордиться; поэтому сказано: "Перед Б-гом, и обнажит". "И обнажит" - для чего? Так как в обычае дочерей Израиля, чтобы их головы были покрыты. Поэтому он обнажает ее голову и говорит ей: Ты сошла с пути дочерей Израиля, в обычае которых покрывать голову , и пошла по пути идолопоклонников, женщины которых ходят с непокрытыми головами, - так вот же тебе то, чего ты хотела! И кладет на ее руки хлебную жертву напоминания.»

(סנהדרין קט:)" ואון - שישב באנינות, פלת - שנעשו לו פלאות, בן ראובן - בן שראה והבין. אמר רב: און בן פלת אשתו הצילתו. אמרה ליה: ידענא דכולה כנישתא קדישתא נינהו, דכתיב (במדבר ט"ז) כי כל העדה כלם קדשים. אמרה ליה: תוב, דאנא מצילנא לך. אשקיתיה חמרא, וארויתיה, ואגניתיה גואי, אותבה על בבא, וסתרתה למזיה, כל דאתא חזיה, הדר. אדהכי והכי אבלעו להו. "

"Сангедрин" 109б): И Он - поскольку был в трауре (на иврите созвучно со словом "траур"); сын Пелета - так как были сотворены для него чудеса (на иврите созвучно со словом "чудо"), сын Реувена - сын, который "увидел и понял" (на иврите эти два слова соединяются в слово "Реувен)". (Речь идет о человеке, который сначала был с Корахом, а потом не был наказан вместе с ним; см. Бемидбар, "Корах", самое начало - перев.). Сказал Рав: Он, сын Пелета - его жена спасла его (. ) Сказала ему: Я знаю, что вся община (Израиля) свята, как сказано (Бемидбар 16): "Ибо вся община - все они святы". Сказала она ему: Вернись (домой и не ходи с Корахом; а если ты опасаешься, что они придут звать тебя, то - перев.) я спасу тебя. Она напоила его вином, пока он не опьянел, и уложила его в доме. Села у входа и распустила волосы. Всякий, кто приходил - видел ее и возвращался (не входя в дом - перев.). Тем временем были они проглочены (всю общину Кораха проглотила земля и вопрос был снят, а Он, сын Пелета, спасся - перев.).

Жена Она знала, что, поскольку  דכולה כנישתא קדישתא, вся община Израиля свята, ни один мужчина из Израиля, даже если он восстал против Моше-рабейну, не пройдет мимо дома, на пороге которого сидит женщина с непокрытой головой.

וזה לומדים מקמחית יומא מז . אמרו עליו על רבי ישמעאל בן קמחית: פעם אחת סיפר דברים עם ערבי אחד בשוק, ונתזה צינורא מפיו על בגדיו, ונכנס ישבב אחיו ושמש תחתיו, וראתה אמן שני כהנים גדולים ביום אחד. ושוב אמרו עליו על רבי ישמעאל בן קמחית: פעם אחת יצא וסיפר עם הגמון אחד בשוק, ונתזה צינורא מפיו על בגדיו, ונכנס יוסף (עם) אחיו ושמש תחתיו, וראתה אמן שני כהנים גדולים ביום אחד. תנו רבנן: שבעה בנים היו לה לקמחית וכולן שמשו בכהונה גדולה. אמרו לה חכמים: מה עשית שזכית לכך? - אמרה להם: מימי לא ראו קורות ביתי קלעי שערי אמרו לה הרבה עשו כן ולא הועילו

А учим мы это из истории с Кимхит, "Йома" 47а: Рассказывают о рабби Йишмаэле, сыне Кимхит, что однажды он разговаривал с одним арабом на улице, и попала капелька слюны из его (араба - перев.) рта на его (рабби Йишмаэля - перев.) одежду (и сделала рабби Йишмаэля временно нечистым и неспособным служить в качестве первосвященника - перев.). И вошел Йишбав, брат его, (временно в должность первосвященника - перев.) и служил вместо него, и видела их мать двух первосвященников в один день. Учили мудрецы (в Барайте): Семь сыновей было у Кимхит, и все служили первосвященниками. Сказали ей мудрецы: "Что же ты сделала, что удостоилась такого?" Сказала им: "Никогда не видели балки моего дома моей прически". Сказал ей: "Многие делали так, а им это не помогло".

Отсюда мы видим, что скромность, выражающаяся в прикрывании волос, не зависит от мужчины, который может это видеть. Кимхит утверждала, что ее внутреннее ощущение скромности никогда не было нарушено, видел ее кто-либо или нет.

[3] В иудаизме есть такое понятие: סוד המקיף, "окружающая тайна". У каждого человека есть пять уровней души. Первые три, נפש, רוח, נשמה ("нешама", "руах" и "нефеш"), находятся в теле человека. Следующие два, חיה ("хайя") и יחידה ("йехида"), хотя и связаны с телом, не заключены внутри него. Согласно одному из каббалистических представлений, "хайя" окружает тело, в то время как "йехида", наивысший уровень души, присоединена к телу сверху (Рамхаль). Это и называется סוד המקיף, "окружающая тайна", аура святости, окружающая тело (Рабби Матитьягу Глазерсон). Мы рассказываем это, чтобы объяснить, зачем мужчина покрывает голову талитом, когда молится утром. Женщина, обладающая гораздо большим чувством скромности, выражает эту идею, все время покрывая волосы. Однако среди ашкеназим принято закутываться в талит также лишь после свадьбы (исключение составляют еки); и даже вреди сфарадим, у которых принято закутываться в талит после бар-мицвы, голову покрывают талитом также лишь после свадьбы.

Некоторые считают, что именно головной тфиллин содержит в себе סוד המקיף, "окружающую тайну", или составляет ее часть. Поэтому раввин Шимон Шваб утверждает, что женщина потому не обязана накладывать тфиллин, что она, покрывая волосы, "накладывает свой тфиллин" каждый день. (В книге раввина Песаха Элиягу Скромность - украшение жизни, стр. 243)

Читайте также: