Почему нельзя бриться лезвием

Опубликовано: 03.10.2024

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

О мистическом значении бороды [↑]

Так же, как одежда, кроме своей главной функции, является чем-то вроде «оболочки» для человека, «защитного слоя», так же и волосы, и особенно — борода. Без нее человек оголен и уязвим. Объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8), что мэцора — человек, пораженный язвой цараат — злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.

По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Они ничего плохого не сделали, но, начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки.

Кроме того, как одежда служит «визитной карточкой» человека, его «фасадом» и «лицом», так же и волосы выполняют подобную функцию — особенно, борода, которую Талмуд называет адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).

Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После чего Давид велел им оставаться в Йерихо (Иерихоне), пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы. Потому что, как объясняет Мальбим (там же), борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». И появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.

Для женщины отсутствие бороды, разумеется, не позор, а естественное состояние. Но ведь для мужчины появление на публике в женской одежде — практически такой же позор, как и вовсе без одежды. Действительно, одна из функций бороды, согласно мнению мудрецов, — отличать мужчину от женщины. И сбривание бороды в определенных случаях является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» — (Дварим 22:5).

Известно, что, раби Йоханан был необычайно красив (Бава Мециа 84а), но тем не менее, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды — «великолепия лица». Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.

Волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.

То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.

Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

Брить или не брить? [↑]

В Торе сказано: «…не уничтожайте края бород ваших» (Ваикра 19:27). Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в «Эмек а-Давар», комментируя этот пасук, пишет, что в прежние времена важные люди носили бороды. Безбородыми были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно и поэтому запретил сбривать им бороды.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Ваикра,19:27) объясняет, что верхняя часть лица более духовна, чем нижняя, которой человек, в основном, пользуется для пережевывания пищи. Более материальная часть лица прикрыта бородой и усами. Сынам Израиля не следует обнажать места с меньшим духовным наполнением, поэтому им запрещено удалять волосы с нижней части лица. Женщинам — более совершенным в духовном отношении созданиям — нет надобности прикрывать нижнюю часть лица, поэтому у них нет бороды.

Как же евреи начали срезать бороду, что же случилось с запретом уподобляться неевреям? Хатам Софер объясняет, что началось это в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать: то Крестовые походы, то эпидемии чумы, то кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. В те времена иметь еврейскую внешность часто было просто опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому во многих случаях евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки.

Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. А в Америке середины 20-го века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово.

Сегодня в тех странах, где проживают евреи, за бороду уже никто не убьет и не уволит, поэтому никто не мешает желающим возвратиться к изначальному образу и подобию Б-га и «великолепию лица». Но там, где бритье стало нормой, многие продолжают бриться, не желая отличаться от большинства. Ибо, как сказано, строго по закону это можно сделать без нарушения заповеди Торы.

Обычай и закон [↑]

Во многих еврейских общинах и отдельных семьях принято, что мужчины отпускают бороду, а те, кто руководствуются Каббалой, бороду даже не подравнивают. Рав Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» пишет, что его великий учитель Аризаль не брил бороду и считал, что запрещено вырвать из нее даже один волос. Он говорил, что, если бы царь одарил своего подданного знаком отличия с золотыми нитями, тот наверняка берег бы этот орден, чтобы с него не упала ни одна нить.

Согласно букве закона, нет обязанности отпускать бороду. Запрет удалять волосы с лица относится к бритью. Если бороду и усы подстригают ножницами, то это разрешено («Макот», 21а; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 181:10). Однако речь здесь идет не об инструменте, которым пользуются для устранения волос, а о том, насколько тщательно проводится стрижка. Бритва срезает волос под корень, а с помощью ножниц удаляют только верхнюю часть волоса, поскольку волос попадает между двух «ножей», и тот «нож», который находится ближе к лицу, является своего рода «ограничителем» между кожей лица и срезаемым волосом, так что нижняя часть волоса размером в толщину ножа остается нетронутой. Понятно, что пользоваться ножницами для удаления волос с лица разрешено, только если ими именно стригут, но не бреют, как лезвием, широко раскрыв или разобрав их на отдельные части («Шэвет а-Леви», ч.5, п.101).


Вырывание волос [↑]

Вырывать волосы рукой или выщипывать пинцетом разрешено.

Бритье усов [↑]

Запрет удаления волос лица включает в себя также бритье усов.

Время прочтения: 9 мин.

Тора

Тора запретила мужчине брить бороду. И хотя этот запрет касается некоторых определенных областей на мужском лице и, например, не включает в себя область усов и еще несколько участков, которые брить можно, но факт остается фактом: еврейскому мужчине нельзя взять станок и гладко выбриться.

Запрет бриться лезвием относится к хуким, т.е. законам, не имеющим ясного логического объяснения, таким, как, например, заповедь красной коровы, запрет употреблять в пищу мясо с молоком – несмотря на то, что для них, безусловно, есть объяснение согласно Каббале. Все попытки дать объяснение этому запрету сводятся к тому, чтобы найти ему дополнительное, второстепенное объяснение. Поэтому даже если возникнет ситуация, где будет отсутствовать это дополнительное объяснение – запрет все еще будет в силе.

Примеры дополнительных объяснений запрета

Борода – это важная часть облика мужчины. Рабейну Бехае написал, что Творец специально дал мужчине бороду, отличающую его от женщины.

Рамбам пишет, что причина, по которой Тора запретила брить бороду – чтобы не уподобляться нееврейским священнослужителям, которые сбривали волосы на лице.

Каббала

В соответствии с Каббалой бороду вообще нельзя трогать – ничего не срезать и ни одного волоска не выдергивать.

Хотя автор книги респонсов «Рав поалим» считает, что рав Аризаль не запрещал трогать бороду, а только лишь срезать ее целиком. Но подстригать бороду можно даже по мнению Аризаля.

Минхат Шмуэль с ним спорит и говорит, что это противоречит учению Аризаля, и бороду все же трогать нельзя.

Также есть мнения, что существует разница между тем как следует вести себя в стране Израиля и за ее пределами. И что запрет стричь бороду не относится к тем, кто живет за пределами страны Израиля, в странах диаспоры.

Закон

В Торе написано: «Не уничтожай края бороды твоей» (ולא תשחית את פאת זקנך). Тора запрещает сбривать бороду, но не называет технических подробностей запрета, например, какую именно длину волос нельзя сбривать, каким инструментом нельзя пользоваться, Тора только говорит « не уничтожай» (ло ташхит) . Но далее в книге Ваикра, в законах о коэнах, написано: « Края бороды пусть не срезают» (ופאת זקנם לא יגלחו) . И здесь используется другой глагол «не срезай, не сбривай» (ло игалаху).

Сопоставляя эти два места в Торе, мудрецы говорят, что запрещено именно такое бритье, при котором происходят оба эти действия: и уничтожение и сбривание. Но если человек сделает только что-то одно – это не будет запрещено. Оба эти действия встречаются, когда человек пользуется лезвием бритвы.

Поэтому в «Шулхан арух» («Йоре деа», 181) написано, что можно пользоваться ножницами, поскольку при этом происходит только «срезание» волос, но не «уничтожение». И по этой же причине можно пользоваться, например, пинцетом (который волосы выдергивает), поскольку при этом волосы будут уничтожены, но не срезаны.

Крем для депиляции лица

Для нарушения запрета необходимы оба действия: срезание волос и их уничтожение. Поэтому депиляционный крем, который только уничтожает волосы, но не срезает их, по мнению большинства законодателей – разрешен. Проблема может возникнуть только с таким кремом, который после окончания процедуры депиляции требуется снять с кожи острой палочкой – поскольку те волоски, которые не до конца растворились кремом, будут палочкой срезаны.

Единственный инструмент, запрещенный по всем мнениям – это лезвие наподобие лезвия опасной бритвы, срезающее волосы вровень с кожей.

Электрическая бритва

На данном этапе у нас получается, что если электрическая бритва бреет столь чисто, что срезает волосы вровень с кожей, то пользоваться ею запрещено так же, как и лезвием.

Первые механические бритвы появились во времена Хафец Хаима. Сам Хафец Хаим запрещал ими пользоваться, поскольку считал, что оставшаяся после их работы длина волоса ничтожно мала. Но живший в его время рав Йосеф Элияу Генкин, а также некоторые другие законодатели, разрешили пользоваться этим новым инструментом на том основании, что отделяющая от кожи сеточка не позволяет полностью срезать волос.

Насколько мы можем судить, Хафец Хаим следует мнению, что волос должен остаться такой длины, чтобы его можно было бы поддеть ногтем. А рав Генкин считает, что только полное срезание волоса называется термином «ашхата» – уничтожение.

Многие законодатели не полагаются на облегчающее мнение рава Генкина, особенно учитывая тот факт, что современная технология бритья позволяет срезать волосы очень чисто, до уровня кожи.

Как измеряется длина волоса

До сих пор мы оценивали оставшуюся после бритья длину волоса. В связи с этим у нас получалось, что даже если срезать волосы ножницами, но оставшаяся длина волоса будет слишком короткой – это будет запрещено.

Но мы находим несколько мнений среди законодателей, которые считают, что запрет зависит не столько от оставшейся длины волоса, сколько от используемого инструмента для бритья.

Рав Моше Файнштейн объяснял, что когда Талмуд приводит лезвие как пример нарушения запрета брить бороду, то использует его не в качестве примера длины волоса, а в качестве примера запрещенного инструмента. Тора не запретила срезать волос очень коротко, она запретила пользоваться инструментом наподобие опасной бритвы, который сразу и срезает и уничтожает волос. Поэтому рав Файнштейн разрешал пользоваться бритвами, которые работают по принципу ножниц: есть сеточка, в которую попадает волос, а также второе лезвие, которое само не может срезать волос, но только в сочетании с сеточкой, т.е. они действуют как ножницы, где режет не само лезвие, но именно взаимодействие двух лезвий.

Но тут следует упомянуть еще одну важную деталь. Во времена рава Файнштейна неевреи, которые хотели добиться особо чистого бритья, пользовались опасной бритвой. И электробритва, бреющая не так чисто, не считалась «профессиональным» инструментом для бритья.

Проблемные электробритвы «lift and cut»

Есть бритвы, которыми бриться нельзя, даже если положиться на облегчающие мнения рава Генкина и рава Файнштейна. Это бритвы, работающие по принципу «lift and cut» – что можно перевести на русский язык, как «потянуть и отрезать». Принцип их действия заключается в следующем. Помимо сеточки, соприкасающейся с кожей лица, и срезающего лезвия, есть еще одно дополнительное неострое лезвие, которое вытягивает волосок, прежде чем волос будет отрезан. Бритье в таком случае получается очень чистым.

В таком случае, мы столкнемся со следующими проблемами. Во-первых, разрешение рава Генкина основывалось на том, что небольшая часть волоса остается над уровнем кожи, а здесь этого нет. Во-вторых, разрешение рава Файнштейна основывалось на том, что электробритва действует по принципу ножниц и срезание происходит при взаимодействии двух лезвий (сеточка и лезвие). Но по информации, полученной от производителей бритв работающих по принципу «lift and cut» – фирмы Norelco, срезает волос само очень остро наточенное лезвие. В таком случае электробритва будет иметь статус просто бритвы.


Кроме того, следует помнить, что как мы уже говорили, разрешение рава Файнштейна пользоваться электрическими бритвами было дано в то время, когда электробритва не считалась профессиональным инструментом для чистого бритья.

Нужно отметить, что можно легко удалить дополнительное поднимающее лезвие, что позволит вернуть электробритву в рамки разрешения рава Генкина.

Проблемные электробритвы с сеточками «micro-screen»

Есть большая вероятность, что сеточка, выполненная по технологии «micro-screen», имеет очень острые края и может сама срезать волос. Во всяком случае, именно так утверждает фирма-производитель этих сеточек. Эти сеточки очень тонкие и очень острые, и, возможно, волос срезается непосредственно сеточкой, а внутреннее лезвие действует по принципу щетки, убирая уже срезанный волос.

Если это действительно так, такая электробритва тоже будет иметь статус обычной опасной бритвы и таким образом окажется запрещена. Покупая бритву с сеточкой, следует убедиться, что сама сеточка волосы не срезает (что можно сделать, например, проведя бритвой по волоскам на руке в выключенном состоянии).

Триммеры

Тот, кто не хочет полагаться на облегчающие мнения, может воспользоваться триммером. Большинство триммеров оставляют волос такой длины, что его можно захватить ногтем, что является разрешенной стрижкой, по мнению практически всех законодателей.

Триммер тоже состоит из двух лезвий – неподвижного и подвижного. При этом нижнее лезвие достаточно толстое, чтобы оставлять необходимую длину волоса.

Хотя, покупая триммер, также стоит удостовериться, что лезвие не может самостоятельно срезать волос. Это нужно для того, чтобы триммер соответствовал мнению рава Файнштейна, который считал, что запрещает не длина волоса, а принцип действия, схожий с тем, как режет волос опасная бритва.

Практическое руководство: как выбрать бритву

Для тех, кто хочет положиться на разрешающие мнения рава Моше Файнштейна и рава Генкина, предлагаем следующие параметры при выборе бритвы.

1. По информации от организации вплотную занимающейся вопросами кошерного бритья МОЖНО покупать бритвы фирмы Philips и Norelco, на которых стоят бреющие головки comfortcut и closecut.



2. Если покупать бритву типа Braun или Panasonic, на которых стоит сеточка, то надо удостовериться, что эта сеточка не слишком острая чтобы срезать попадающие в ее ячейки волосы без внутреннего лезвия. Это можно проверить, проведя выключенной бритвой по волоскам, например, на руке. Также признаком бритвы с сеточкой, которую НЕ следует покупать, является слово microscreen в названии.


3. Даже купив кашерную бритву, брить ей можно только область бороды, не заходя выше на виски.

Практическое руководство: как сделать кашерной головку philips (пошаговое руководство)


1. Достаньте лезвие из головки. Вы увидите дополнительные вытягивающие ножи.


2. Достаньте вытягивающие ножи с помощью какого-нибудь инструмента.


3. Вот как выглядит стригущая головка с вытягивающими ножами и без них.


20.02.2019
4808
1


Удаление лишних волос это вопрос не только эстетики. Уход за собой диктуется также соображениями гигиены. От лишней растительности хотят избавиться и женщины, и мужчины. Для этого есть множество способов. Существует много средств для комфортного бритья. Основное из них бритва. Каковы же плюсы и минусы бритья опасной бритвой?

Все для мужчин

Бритье в барбершопе фото

У мужчин популярностью пользуются бритвенные станки со сменными лезвиями. Они компактны и удобны. Эргономичная конструкция позволяет брать их с собой в дорогу или офис. Еще более удобны электроприборы. С ними удаление лишних волос не составляет никакого труда. Они безопасны. Пользоваться ими можно в любом месте, где есть розетка.

И все-таки многие мужчины предпочитают опасную бритву. Есть в ней какой-то ностальгический шарм. Ее выбирают те, кто особенно ценит культуру этой процедуры. Для них обычное бритье превращается в целый ритуал.

Они любовно выбирают в фирменных магазинах предметы премиального качества. Большую часть своего времени они проводят в поисках интересных аксессуаров. Такой молодой человек никогда не позволит себе использовать нелицензионное или дешевое уходовое средство от сомнительного производителя.

Бритье у мастера фото

Конструкционно этот инструмент обычное лезвие с ручкой.

Опаски разделяются на несколько видов:

  • с фиксированным лезвием (не складные);
  • складные;
  • со сменными лезвиями (шаветки).

Шаветка аналог опасной бритвы. Это половинка обычного двустороннего лезвия безопасной модели. Владельцу не надо постоянно затачивать ее. Это большое преимущество. Намного проще купить комплект фирменных лезвий и периодически менять их. Для барбершопов и парикмахерских это имеет большое значение. Сменные лезвия гарантия гигиеничного бритья.

Авторские модели стоят очень дорого. Они продаются в фирменных изящных упаковках. Часто их хранят в домашних коллекциях как раритеты. Они не столь техничны, как современные модели. Но по-своему интересны.

Безупречное бритье: плюсы опаски

Ухоженная борода фото

Казалось бы, электрическая бритва должна полностью вытеснить с рынка устаревшую опаску. Но поклонников у нее очень много. Ведь электроприбор плохо удаляет растительность в зоне кадыка. Эта часть характеризуется достаточно резкими изгибами. Электробритва не справится здесь со своей задачей.

Опаска более эффективна, но нужна ювелирная ловкость, чтобы выполнить процедуру безупречно. Зато результат потом полностью устраивает молодого человека. Опасное лезвие исключает вероятность вросших волос. Особенно если используется техника против роста волос. В этом случае удаление будет максимально глубоким.

На несведущего человека опасная бритва может произвести устрашающее впечатление. Но это не так! Именно она обеспечивает бритье без раздражения. Если правильно подобран угол прилегания к коже, порезов никогда не будет.

К достоинствам прибора относится также отсутствие необходимости постоянно менять лезвия или докупать станки. Опаска покупается раз и навсегда. Исключение составляют наборы коллекционеров. В них можно встретить варианты с необычным оформлением ручки. Иногда попадаются древние модели с монограммой мастера.

Другие преимущества опаски:

  • длительный срок эксплуатации;
  • эргономичность;
  • простота в уходе.

С профессиональной точки зрения плюсы бритья опасной бритвой заключаются в минимальной травматичности. Прибор сбривает лишние волоски с одного раза. Мужчине не придется делать несколько однообразных движений, чтобы достичь желаемого. В результате кожа меньше травмируется. Поэтому многие молодые люди выбирают опаску. Она никогда не утратит своей актуальности.

Слабые стороны

Преимуществ у опасной бритвы гораздо больше. Слабых сторон у прибора мало, но они все же есть. Некоторым покажется утомительным необходимость постоянно поддерживать лезвие в хорошем состоянии. Его заточка выполняется по определенным правилам.

Движения необходимо делать всегда строго в одном направлении. Если лезвие затупилось, прибор использовать нельзя. Порезы и травмы будут неизбежными. Ремень для правки опасной бритвы должен быть прочным. Его задача обеспечить удобство и безопасность во время заточки.

Опасная бритва не подходит тем, кто всегда спешит. Если мужчина опаздывает, то от бритья лучше отказаться. Оперировать лезвием можно только при наличии достаточного времени. Бритье опаской исключает спешку и невнимательность. Процедура требует большой сосредоточенности от молодого человека.

В отличие от электроприбора и обычного станка использование опаски требует специальных навыков. Прочная посадка инструмента в пальцах и плавное скольжение вырабатываются не сразу.

Увлекательный ритуал

Идеальная форма бороды фото

Инструмент требует дополнительных аксессуаров. В комплекте с ним обязательно должен быть помазок и специальная чаша для взбивания пены.

Не каждый помазок устроит мужчину. Великолепные варианты из барсучьего, беличьего или кабаньего меха подчеркнут статус владельца. Они будут свидетельствовать о его хорошем вкусе и умении следить за собой.

Пена готовится также заблаговременно. Сегодня в интернет-магазине можно приобрести готовую пену для бритья. Но она не всегда устраивает мужчину. Для этого ритуала они предпочитают покупать специальное мыло и с удовольствием взбивают пену в фарфоровой, стеклянной или хрустальной емкости. Большим спросом пользуются также чаши из ценных пород дерева. Чаша из палисандра от minoxidil5 долго сохраняет тепло пены. Это не просто функциональный предмет. Она служит также своеобразным украшением туалетного столика в ванной комнате.

В идеале все приобретается в одном комплекте. Это дорогое удовольствие. Даже просто хороший помазок из натурального меха стоит немало. Но цена полностью себя оправдывает.

Процедуру нельзя провести без предварительной подготовки. Она состоит из последовательных манипуляций.

Выполнять их надо строго определенной очередности:

  • Необходимо тщательно очистить кожу.
  • Затем следует распарить лицо горячей водой или мягким влажным полотенцем.
  • Нанести несколько капель масла.
  • Нанести подготовленную заранее пену.
  • Удаление волос выполняется неторопливыми, но очень точными движениями. Рука должна двигаться плавно и уверенно.
  • Над верхней и под нижней губой движения должны быть как можно более аккуратными.
  • Особой внимательности требует бритье зоны кадыка. Допускается даже небольшая оттяжка кожи в этом месте для более тщательного удаления волос.
  • По завершении процедуры наносится увлажняющее или питающее средство.

Если кому-то все это покажется слишком длинным или утомительным, то от использования опасной бритвы лучше отказаться. Процесс требует вдумчивости. У мужчины появляется своя территория в ванной комнате. Здесь он может уединиться и уделить время только себе.

Видео

Секреты гладкого бритья: приемы, лайфхаки, инструменты


Как в домашних условиях произвести процедуру гладкого влажного бритья?

Весь процесс можно разделить на 3 этапа:

  • подготовка к бритью;
  • сама процедура бритья;
  • выход из процедуры бритья, он же уход за кожей.

Детально разберем каждый из них.

Подготовка к бритью

Очень важно понимать: чтобы бритье получилось действительно гладким и после него не возникло раздражений, нужно должным образом подготовить кожу и саму щетину.

Для этого необходимо распарить лицо. Бытует мнение, что мы распариваем кожу. На самом деле весь процесс нацелен на размягчение волосяных фолликулов и самой щетины. В этом случае сопротивление волосков бритве будет минимальным, и лезвие будет срезать растительность начисто. Итак, чтобы распарить лицо, нам понадобится толстое махровое полотенце. В классическом варианте лучших традиций барбершопов прошлых столетий можно поступить следующим образом: налейте кипяток в большую чашу (если такой нет, можно воспользоваться кастрюлей) и опустите туда полотенце. После того как оно пропиталось горячей водой, его нужно отжать до влажного состояния и аккуратно наложить на лицо. Сделать это нужно так, чтобы был эффект паровой бани, а не мокрой тряпки, которая обжигает.

В летний период компресса на 3−5 минут будет вполне достаточно, потому что на улице и без того довольно тепло и влажно и кожа уже частично распарена. В зимний период я бы рекомендовал делать компресс в 2 подхода, чтобы щетина хорошенько смягчилась.

Далее выбираем сам инструмент.

Инструменты для бритья




В домашних условиях оптимально использовать одноразовые или многоразовые станки. Я предлагаю остановиться на этом варианте.

Очень часто мужчины спрашивают, как научиться брить себя опасной либо полуопасной бритвой. Мое мнение таково: на этом пути вам не раз придется столкнуться с порезами, поэтому в первое время нужно делать это под четким контролем специалиста. Здесь очень важен угол наклона, говоря профессиональным языком, «угол атаки» лезвия на волоски щетины. Поэтому не рекомендую. Остановитесь на станке с двумя-тремя лезвиями — этого вполне достаточно.

К слову, для усиления эффекта распаривания можно сначала нанести крем либо лосьон для бритья. Особенно хорошо это сделать, если щетина жесткая — это свойственно кавказскому или азиатскому типу волос. В этих случаях нанесите помазком предварительно вспененный крем для бритья на лицо и уже поверх него накладывайте горячее влажное полотенце. Почему крем для бритья? Объясню. В нем уже содержится множество компонентов, которые нацелены на смягчение щетины, а под воздействием пара этот эффект удваивается.

Если же щетина средней жесткости, можно обойтись без дополнительных средств.

Средства для бритья





Процесс бритья

После того как мы сняли полотенце, приступаем непосредственно к бритью. Бритье бывает в трех направлениях.

  1. По первому разу — когда лезвие и направление движений идет по росту волос.
  2. По второму разу — когда направление лезвия идет вбок. Например, щетина на щеке растет вниз, и в процессе бритья мы используем боковые движения вправо и влево.
  3. По третьему разу — когда лезвие и направление движений идет против роста волос.

Мои рекомендации — использовать третий тип бритья как можно реже, и то только на верхней части лица и никогда на шее. Почему? Потому что здесь легче всего себя поранить и получить раздражение. Когда мы направляем лезвие против роста волос, идет максимальное сопротивление, и зачастую перед тем, как щетина срезается лезвием, она сначала немного оттягивается, тем самым натягивая и волосяной фолликул. Как результат — волос срезается вместе с небольшим кусочком кожи. Отсюда возникает раздражение.

Чаще всего особо чувствительные участки кожи находятся на шее, поэтому здесь я рекомендую бритье по первому либо второму разу.

На верхней части лица, на щеках и подбородке допускается бритье по третьему разу, но лично я в работе со своими гостями действую в рамках первых двух вариаций.

Поскольку в станке лезвие уже встроено и зафиксировано, не нужно уделять чрезмерного внимания его «углу атаки». Возвращаясь к самой технологии бритья.

  • Я всегда рекомендую начинать с верхней части лица — висков. Их подбриваем по первому разу. Одной рукой мы работаем бритвой, другой — слегка натягиваем кожу. Расстояние между лезвием и рукой не должно превышать 5 см. Если расстояние больше, смысл этого натягивания пропадает.
  • Затем пробриваем щеки по первому разу.
  • После этого аналогично работаем с верхней губой и подбородком.
  • Затем работаем с шеей — опять по первому разу. На этом заканчивается первый этап.
  • После этого кожа должна остаться еще чуть влажной. Если же вы чувствуете, что пена высохла и кожа тоже стала сухой, ни в коем случае не продолжайте бритье, так как высок риск получить раздражение. Прежде нанесите еще раз пену на те участки, с которыми собираетесь работать, после чего приступайте к бритью по второму разу. Рекомендую начинать с щек и далее спускаться вниз. Подбородок достаточно проработать буквально двумя движениями: в правую и левую сторону.
  • С верхней губой действуйте по ситуации. Если щетина темная и жесткая, обрабатывайте повторно. Если нет, вполне достаточно работы по первому разу.

Выход из процедуры бритья (уход)

После того как вы сбрили всю растительность, ваше лицо еще распарено, а поры раскрыты. Кроме того, лезвием снят верхний слой эпидермиса. В этом нет ничего страшного. Здесь есть даже определенная польза, потому что тем самым вы делаете легкий пилинг лица.

Важный момент: если всегда выполнять процедуру бритья правильно, мужчины очень красиво стареют, а их кожа даже с годами остается ухоженной.

На этапе завершения процедуры бритья мы должны распаренную кожу охладить. То есть сузить поры, чтобы туда не попадали различные частицы, которые могут спровоцировать покраснения. Для этого мы используем холодное полотенце. Наливаем холодную воду, в которую хорошо бы добавить достаточное количество льда, чтобы вода стала ледяной. Пропитываем махровое полотенце в этой воде, отжимаем, но не очень сильно. Важно достигнуть такой степени влажности, чтобы капли не стекали, но полотенце было напитано влагой. Это необходимо для того, чтобы еще немного увлажнить кожу естественным образом.

Итак, накладываем холодный компресс и выдерживаем 3−5 минут. Ориентируемся на комфортные ощущения. Как в случае с распариванием, так и с охлаждением, прислушивайтесь к себе и при необходимости повышайте либо понижайте температуру воды. Ведь вся процедура бритья должна приносить эстетическое и тактильное удовольствие.

После 3−5 минут снимаем полотенце. Вы сразу увидите, что кожа стала более бледной — это нормально, поскольку поры сузились.

После этого я рекомендую нанести лосьон после бритья. Любители острых ощущений могут использовать лосьон на спиртовой основе, но надо понимать, что будет жжение и покалывание. Однако есть категория людей, которым это даже нравится.

В качестве альтернативы можно нанести крем после бритья, который не содержит спиртовых компонентов и покрывает лицо легкой защитной пленкой, что помогает эпидермису быстрее восстановиться.

Аня Анискина

Брить или не брить?

Сегодня я пошла делать педикюр. За этим занятием меня можно заметить. практически никогда. Примерно когда в носках на пятках образуются дырки.

Кроме стыда за свои пятки, я усомнилась еще и в другом. У меня волосатые ноги. Они такие приятно мохнатые и пушистые. Но с образом современной русской женщины никак не сопоставимы. А уж тем более такие ноги вести в салон красоты. Подумала, не сбрить ли? И тут мне вспомнилось, как главная героиня книги Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи», феминистка, мужа своего строит:

– Ты подмышки побреешь? – Может, еще ноги побрить? А паранджу не хочешь?

Получается, для феминистки нынче бритье и паранджа уже где-то рядышком стоят?

Боль является неотъемлемой частью процесса ухода за собой, и это не случайно. Выщипывание бровей, бритье подмышек, затягивание талии, обучение ходьбе в обуви на высоких каблуках, операции по изменению формы носа или завивка волос – все это боль. Боль, конечно, дает прекрасный урок: никакая цена не может быть чрезмерной для того, чтобы стать красивой: ни отвратительность процесса, ни болезненность операции. Принятие боли и ее романтизация начинаются именно здесь, в детстве, в социализации, служащей подготовке женщины к родам, самоотречению и угождению супругу.

Андреа Дворкин
ГИНОЦИД*, ИЛИ КИТАЙСКОЕ БИНТОВАНИЕ НОГ

Вот для иконы радикального феминизма Андреа Дворкин депиляция и китайское бинтование ног, считай, одно и то же. Способ угнетения женщин патриархальным обществом. Через боль.

Кстати, отчего мужские небритые ноги отвращения у нас не вызывают, а женские – да? Неужели где-то в головах у нас прописано, что женщина - это существо с меньшим волосяным покровом и от волос нужно всеми способами избавляться? Конечно, мужчины тоже иногда жертвуют ради нас своими бородами. Но в квадратных сантиметрах это все же меньше.

Зачем вообще на теле человека волосы, всегда ли мы были озабочены их удалением и что по этому поводу думают у нас в России?

Начнем с того, что волосы на теле даны нам природой. Пах у женщин и мужчин и лицо у мужчин - это признак полового созревания.

А волосы в паху и под мышками не только определяют взрослую особь, но и способствуют терморегуляции. Более того, волосяной покров под мышками накапливает естественный запах пота и феромоны, по которым наши далекие предки чутко улавливали здоровую, сексуально активную и подходящую по генетическому составу особь.

Возможно, количество несчастливых семей и развалившихся браков было бы чуть меньше, если бы мы оставили свои подмышки в покое?

Однако удаление волос всеми возможными способами - это не мода последних лет. Судя по всему, волосы с тела удалялись еще в Древнем Египте. Брили не только подмышки, но и головы. Продиктовано это было представлениями о гигиене, и волосы методично удалялись сначала острыми камнями, потом кремниевыми и бронзовыми пластинами со всего тела.

А вот древние евреи бритье не приветствовали. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды своей» (Левит, 19, 27). Указание достаточно категорическое! Рядышком с запретом на инцест и требованием почитать субботний день. В общем, это вам не шутки! С другой же стороны в ортодоксальном иудаизме для замужних женщин в рамках цниют (скромности) существует, напротив, предписание о бритье головы, следствием чего стало распространение шейтелей (париков). Насчет подмышек у иудеев тоже все четко. Женщинам брить можно. Мужчинам нельзя.

Брить или не брить?

Ортодоксальный иудей

Рейчел Фрейер – первая судья-хасидка в штате Нью-Йорк. На голове шейтель

В Древней Греции моду на бритье по общепринятой версии завел Александр Македонский, и диктовалась она вроде бы изначально соображениями утилитарно-милитаристскими: чтобы в схватке противник не мог схватить воина за бороду или длинные волосы. Ну, а потом уж бритье стало общей модой. Римляне стали бриться вслед за греками, и постепенно бритый подбородок стал восприниматься как признак отличия римлянина от варвара.

Александр Македонский. Брился!

А вот его учитель Аристотель еще носил бороду!

Юлий Цезарь. Тоже брился!

А что там у древних с волосами на теле?

Афродита Браски, I в. до н.э.

Вот статуя Афродиты. Все гладко. И никаких следов растительности на лобке, заметим.

Дорифор

А вот у этого знаменитого копьеносца лобок не выбрит, как видим. Гендерные стереотипы греков относительно брить/не брить прочитываются при помощи скульптур достаточно отчетливо.

Однако перенесемся из древности в современность. Сегодня вопрос стоит остро, как никогда. Иногда кажется, что эта обязанность депиляции преследовала нас вечно, однако современное бритье уходит корнями не в Древний Египет, а всего-навсего в XX век.

По одной из версий, причина бритья ног – патриотизм. Мол, из-за недостатка нейлона и шелка во время Второй мировой войны американские дамы сдавали свои чулки на производство парашютов. Однако ходить совсем без чулок было неприлично – тогда женщины стали изображать чулки на ногах разными способами. А для того чтобы изобразить ровную стрелку карандашом, требовалось удалить все волосы.

Брить или не брить?

Вдобавок вина за ежедневное бритье наших ножек ложится на хрупкие плечи американской актрисы и секс-символа 40-х – начала 50-х Бетти Грейбл с серией фотографий «ножки на миллион долларов».

Брить или не брить?

Но все-таки, если разобраться, бритье стало популярным чуть раньше – в Первую мировую, когда компания Gillete выпустила линейку лезвий для женщин в рамках расширения своего продукта. И далее при помощи рекламы началось усиленное продвижение идеи тотальной депиляции в широкие массы. В книге «Общипанные: история удаления волос» (Plucked: A History of Hair Removal) Херциг пишет, что к 1964 году около 98 процентов американских женщин в возрасте от пятнадцати до сорока четырех лет брили волосы.

Сейчас на Западе тенденция обратная. Теперь феминистки и звезды разных сортов стали выставлять свои небритые подмышки напоказ, а иногда даже выкрашивать их в разные цвета.

Брить или не брить?

У нас в Отечестве без всякого на то феминистского посыла в журнале «Здоровье» прямо на обложке еще в 60-е видим небритые подмышки. Стереотип еще не сложился.

Брить или не брить?

К слову сказать, бриться в ту пору в СССР было не так просто. На первом фото опасная бритва «Чайка», на втором – бритвенный станок, выпущенный уже в 90-е: аппарат Владивостокского инструментального завода. Прошло 70 лет со времени появления в продаже женских станков для бритья. Однако советская промышленность не сильно торопилась. Одного взгляда на эти инструменты, кажется, достаточно, чтобы умерить стремление к депиляции.

Брить или не брить?

Брить или не брить?

Однако же наступление технологий красоты и цивилизации потребления после краха СССР сделали свое дело. Депиляция в последние тридцать лет восторжествовала и на наших просторах. Между тем, на Западе ситуация меняется.

Брить или не брить?

Однако и среди наших соотечественниц мне удалось отыскать подключившуюся к инстаграмному течению открытых волосатых подмышек Анастасию Погуляеву.

Брить или не брить?

В своем комментарии Анастасия пишет: «Я рада, что сейчас появилось движение за принятие своего тела. Потому что когда волосы начали отрастать, помимо того, что я поняла, что нам нужно познакомиться, потому что я их никогда! никогда! дожив до четверти века, не видела, так я еще и не готова их принять. Настолько у меня в сознании сложилось, что волос там быть не должно. Хотя, что уж там говорить, когда с малых лет ты по 300 раз в день видишь по ТВ, как у женщины застревает на ноге шелковый платок (о, боги!), а это ужасно стыдно?! Короче, я думаю, что принятие своего тела – это правильная тенденция. Конечно, выбор всегда остается за каждым человеком, но видеть другую сторону, другое мнение, другую точку зрения важно и полезно. Тогда можно принять правильное решение».

На вопрос, почему Анастасия решила выставить фото своих подмышек в Сеть, она ответила, что «причин много: в противовес нереалистичному образу женщин; чтобы люди видели, что волосы не значат неухоженность и неблагополучие; чтобы люди привыкли к такому виду подмышек, потому что чем чаще видишь, тем менее странным это кажется».

А вот, что сказали респонденты tv2.today:

Оксана, 25 лет:

Я не брею подмышек, потому что, во-первых, мне кажется, что это вредно для здоровья, а во-вторых, я не считаю это некрасивым: что естественно, то не безобразно. Косых взглядов никогда не замечала на себе, но я не ношу вещей, открывающих мои подмышки, и не потому, что там волосы, а потому, что мне не нравится ходить оголенной. Ноги я брею по мере зарастания, если не сильно отрастают, то могу ходить и с открытыми, и никаких проблем то, как я бреюсь, никогда ни с моим парнем, ни тем более с мамой не вызывало.

Елена, 28 лет:

Я бреюсь с 14 лет для своего собственного комфорта: тактильно приятных ощущений кожи, гигиены. Волосатые части тела кажутся мне непривлекательными. Это не касается рук и других маловолосатых частей тела. Если у кого-то волосы незаметные, мягкие и так далее, то их и не надо убирать, а если волосы заметные, выделяются, то от них нужно избавляться - мое мнение. Да, природой нам даны исходные данные, но мы можем их корректировать уже своим уходом за телом. Бреюсь я через день, и, конечно, бывает лень, но мне и голову бывает мыть лень. Конечно, надо все эти женские дела делать.

При этом обе респондентки, что характерно, пожелали остаться анонимными, посчитав бриться/не бриться вопросом гигиены и личного выбора.

У настоящих женщин есть волосы под мышками, на ногах, на лобке, на лице и на груди; у них есть сексуальные усы и густые пышные бороды. У настоящих женщин нет ничего из вышеперечисленного, случайно ли или в результате осознанного выбора. Настоящие женщины лысы, как яйцо – по воле случая, намеренно, из-за химиотерапии. У настоящих женщин настолько длинные волосы, что они могут сидеть на них. Настоящие женщины носят парики, шиньоны, накладные пряди, куфии, косынки, сетки для волос, хиджабы, шарфы, шляпы, ярмолки и ребристые резиновые шапочки для плавания с пластиковыми цветами на боку.

Настоящие женщины носят каблуки и юбки. Или не носят.

Итак, сегодня в на Западе очень многие женщины в вопросе брить/не брить отстаивают свое право быть женственными со всеми прилагающимися к тому волосами. У нас эта тема пока для большинства табуирована. Однако стереотипы изменчивы. И можно предположить, что когда-то в будущем этот непростой пока сюжет перестанет быть темой для пафосных деклараций и табу, а будет обычным житейским выбором вроде того, какого цвета сумочку к плащу подобрать.

Читайте также: