Почему мусульмане бреют усы

Опубликовано: 16.05.2024

мусульмане сбривают усы


Почему мусульмане сбривают усы? Традиция ношения обильного волосяного покрова на поверхности мужского лица идет со времен пророка Мухаммеда. Так ходили предки мусульман, такого порядка старается придерживаться молодежь. Не все представители сильного пола оставляют щетину и усы, некоторые предпочитают их удалять. С чем связано почитание щетины, как мусульмане относятся к бороде, что она символизирует для них, попробуем разобраться ниже.

  1. Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет?
  2. Чистоплотность важнейший закон жизни
  3. Как мусульмане должны ухаживать за усами
  4. Почему некоторые мусульмане сбривают усы?
  5. Борода в исламе: значение. Почему мусульмане носят бороду?
  6. Ислам традиционное отношение к бороде
  7. Хадисы – что это такое?
  8. Хадисы о бороде
  9. Культура ношения бороды в исламе
  10. Борода в исламе – что значит?
  11. Окрашивание бороды
  12. Борода в исламе сунна или фарз
  13. Нормы шариата борода как символ истинной веры
  14. Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды
  15. Борода отличительная черта террориста
  16. Молодые мусульмане и отращивание бороды
  17. Отращивать или брить извечная дилемма
  18. Почему представители радикального ислама сбривают усы, но носят бороду?
  19. Не все и не всегда, но безусых бородачей в их кругах можно заметить часто
  20. Это что-то символизирует

Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет?

мусульмане сбривают усы

Каждый правоверный имеет собственное мнение по поводу того, как будет выглядеть его лицо, одни считают бритье усов обязательной процедурой, другие старательно отращивают и подстригают их, придавая желаемую форму.

Ислам уделяет много внимания нормам поведения правоверных, особенностям их внешнего вида, соблюдения гигиенических норм. Все они содержатся в Коране – основной духовной книге ислама, хадисах (изречениях) пророка Мухаммеда.

Чистоплотность важнейший закон жизни

Мир истинных мусульман придает много значения духовному воспитанию людей, но не оставляет без своего внимания и практический жизненный уклад. Правила гигиены занимают очень важное место, по мнению правоверных, несоблюдение чистоты собственного тела – это оскорбление пророка.

Некоторые хадисы утверждают, что верующий отличается от неверующего именно собственной чистоплотностью, внешним видом, соблюдением гигиенических правил.

Как мусульмане должны ухаживать за усами

Что касается усов, среди наставлений Пророка можно найти те, что касаются непосредственно их:

  • усы разрешается, как оставлять, так и удалять полностью;
  • борода стрижке подвергаться не должна;
  • по отношению к растительности должны соблюдаться строгие меры гигиены;
  • усы требуется аккуратно стричь, чтобы, во время еды, она их не запачкала;
  • идеальной считается стрижка, при которой между растительностью и кромкой верхней губы оставалась полоска чистой кожи;
  • весь волосяной покров, находящийся на лице, необходимо регулярно мыть, расчесывать, по праздничным дням умасливать специальными средствами.

Почему некоторые мусульмане сбривают усы?

мусульмане сбривают усы

Ношение усов отнюдь не относится к нарушению заповедей Аллаха, равно как и их полное удаление. Главное, чтобы мужчина в полной мере соблюдал собственную гигиену, не допуская загрязнения растительности, приобретения ею неряшливого внешнего вида.

Нарушением заповедей пророка считается неухоженность собственной внешности, взлохмаченный вид шевелюры.

Ислам имеет множество религиозных течений:

  • сунниты;
  • хариджиты
  • мурджииты;
  • шииты;
  • мутазиллиты.

Любое течение имеет собственные правила, которых его члены тщательно придерживаются. Для некоторых удаление растительности над верхней губой –процедура, что нельзя не исполнить, для других – желательна к исполнению, для третьих – запретна, четвертые – могут поступать по собственному усмотрению.

Специалисты отмечают, что удаление растительности над губой – это явный признак повышенного служения Аллаху.

Борода в исламе: значение. Почему мусульмане носят бороду?

борода у мусульман

Еще с древних времен волосяной покров, обрамляющий поверхность подбородка считался символом мужественности. Чисто выбритая поверхность лица, в некоторых случаях, считалась даже позором, вызывала всеобщее отвращение.

Течение времени привело к смене общественного отношения к этому непременному атрибуту мужского лица. Каждый из людей получил собственное право выбора, затрагивающего его внешний вид. Однако некоторые религии по прежнему придерживаются строгих норм, касающихся щетины. Особенно много тонкостей имеет ислам, попробуем прояснить основные из них.

Ислам традиционное отношение к бороде

Многие религиозные деятели многократно подчеркивали важность ношения обильной растительности у мужчин. Сам пророк Мухаммед носил и повелевал отращивать бороды своим сподвижникам. Эта рекомендация сегодня рассматривается правилом, потому является обязательной для правоверных.

Особенности отношения исламистов к этому вопросу:

  • необходимость обладания ухоженной растительностью;
  • недопустимость попустительского отношения к собственной внешности;
  • запрет ношения неопрятных, грязных волос;
  • отращивание – как символ взросления, становления мужественности, приобретения опыта, получения возможности обзаведения семьей;
  • символ веры в Аллаха.

Хадисы – что это такое?

Специально для того, чтобы люди могли понять отношение ислама к той или иной жизненной ситуации, создавались хадисы. Под ними понималось мнение пророка, которому было необходимо строго следовать. Слова Мухаммеда относились к множеству сфер жизни правоверного человека, они устанавливались один раз и не подлежали изменению, повторному толкованию.

Специального для изучения хадис, было создано течение, получившее название хадисоведение.

Хадисы о бороде

Хадисы о бороде

В хасидах есть четкие поучения, содержащие нормы поведения мусульман:

  • важность личной гигиены;
  • необходимость поддержания телесной чистоты, для примера другим людям;
  • обязанность бритья усов с одновременным отращиванием щетины, обрамляющей подбородок;
  • наличие растительности – основное отличие правоверных от многобожников, язычников, огнепоклонников;
  • обязательность ухода за полостью рта, очищения усов (при их наличии) после каждого приема пищи, их подстригание до определенной длины.

Культура ношения бороды в исламе

Несмотря на то, что многие правоверные считают необходимостью отращивание густой растительности, это мнение нельзя считать правильным.

Подстригание волосяного покрова – это процесс, отличающийся строгой регламентированностью, он не может производиться произвольным образом.

Хадисы отмечают регулярное подстригание волос Мухаммедом в длину, ширину, для поддержания их опрятного вида. Все правоверные должны уподобляться его примеру, со вниманием относясь к собственной щетине.

Борода без усов вполне допустима, впрочем, решение этого вопроса большинство течений отдает на усмотрение мужчины. Главное, чтобы растительность всегда была чистой, ухоженной, выглядела опрятно. Приемлемой длиной растительности принято считать размер сжатого кулака.

Борода в исламе – что значит?

борода у мусульман

Главное назначение растительности, покрывающей лицо правоверного мусульманина, трудно переоценить. Это особый символ, позволяющий отличать человека верующего от того индивидуума, для которого вера имеет небольшое значение. Подобный внешний вид приближает каждого смертного к пророку, передает людям его волю.

Окрашивание бороды

Окрашивание щетины для мусульман не просто разрешено, оно рекомендовано самим Мухаммедом. Пророк советовал своим приверженцам проводить окрашивающие процедуры, выбирая для этой цели оттенки красного, желтого. Это было необходимо для разительного отличия исламистов от иудеев, христиан.

Использование черного оттенка является строго запрещенным (здесь мнение богословов единодушно), его применяют только воины джихада, что является свидетельством его будущих намерений.

Борода в исламе сунна или фарз

Важность растительности для мусульман доказана. Но вопрос необходимости ее ношения, возможность сбривания, подстригания активно обсуждается современными правоверными.

Здесь нужно отметить, что все хадисы, объединяясь, составляют сунны. Эти рекомендации являются желательными, при этом, не являются обязательными к исполнению.Когда исламист выполняет сунны, он получает одобрение от Пророка, если же он отходит от этих правил, то греха здесь не возникает.

Другое дело, когда речь касается фард. Это те рекомендации, которые обязательны к исполнению, если следовать данному правилу, происходит совершение греха, требующего обязательного искупления, раскаяния.

Мнения богословов различны:

  1. Запрет сбривания растительности, если на то нет явной причины.
  2. Необходимость поддержания волос подстриженными, опрятными.
  3. Возможность сбривания волос по причине заболевания.
  4. Запрет ощущать себя испорченным, неправильным, когда щетина (по каким-либо причинам) не растет.

Вера – прежде всего, результат работы сердца, души, она не измеряется длиной волос на лице.

Существуют и крайне радикальные мнения, для которых борода обязательный атрибут правоверного мужчины. Ее отсутствие – всегда нарушение, вне зависимости от причин, послуживших тому. Это нарушение законов Аллаха, потому здесь требуется обязательное наказание. Такому мнению придерживаются радикальные исламисты.

Нормы шариата борода как символ истинной веры

борода у мусульман

Многочисленные споры среди верующих могут разрешить нормы шариата:

  • осмотр мужчин на предмет наличия щетины;
  • размер волос, равный сжатому кулаку;
  • истинная правоверность подтверждалась у людей, прошедших такой осмотр;
  • не прошедшие осмотр люди, подвергались всевозможным гонениям, публичным избиениям;
  • страны, где власть контролируется талибами, за отсутствие растительности полагалась смертная казнь.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

В каждой из стран, где распространен ислам, свои правила, касающиеся отращивания шевелюры, обрамляющей подбородок. Некоторые страны лояльно относятся к мужчинам, чьи лица всегда остаются гладко выбритыми.

  1. Турция: здесь щетина является сунной для уже взрослых, зрелых мужчин. Но государственным служащим необходимо иметь гладкий подбородок во время нахождения на государственной службе.
  2. Ливан: здесь данный атрибут не обязателен для верующего человека, более того, его наличие может стать причиной явного внимания со стороны полиции.
  3. Казахстан, Узбекистан: здесь равное отношение к людям с щетиной и без нее. Густая растительность вполне может вызывать ненужные подозрения, поэтому молодежь от нее отказывается, бороды носят лишь пожилые люди.

Борода отличительная черта террориста

Современный мир полностью поменял отношение к людям, исповедующим ислам, предпочитающим носить бороды. Это связано с тем, что сегодня прочно распространены ассоциации щетины с экстремистскими настроениями, терроризмом.

Большинство радикалов, что совершают кровавые террористические акты, обязательно имеют густую растительность. Они вызывают страх, потому и такой атрибут на лицах правоверных мусульман, не может не вызывать подозрений.

По этим причинам многие лидеры мусульманских государств положительно рассматривают приверженность современных мужчин к бритью бород.

Многие страны, где исповедуется ислам, вводят неофициальные запреты ношения густой щетины.

Молодые мусульмане и отращивание бороды

триммер

Избавление от усов – это мода, чрезвычайно популярная среди молодежи. Данное отношение не вызывает одобрения у богословов, что вызвано такими мнениями молодых людей:

  • соблюдение заветов Мухаммеда только в области ношения щетины;
  • отсутствие подтвержденных фактов добропорядочности.

Некоторые муфтии полагают, что современная молодежь, прежде чем отращивать щетину, должна заслужить право ее ношения. К обязательным условиям относят:

  • исполнение 30 лет;
  • обретение семьи;
  • моральная зрелость.

Эти условия подходят только для отращивания небольшой по длине бородки, позволить себе густую растительность могут только умудренные жизненным опытом, старцы. Для них это своеобразный показатель опыта, зрелости, ума, которыми они готовы делиться с молодыми людьми.

Отращивать или брить извечная дилемма

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о возможности или необходимости бритья для правоверного человека. Эта проблема отличается многогранностью. Не все люди стремятся полностью соблюдать заветы пророка, другие просто не могут сопротивляться давлению современного общества.

В качестве альтернативы, которая устроит всех, разрешено ношение аккуратно подстриженной растительности, имеющей опрятный внешний вид.

Почему представители радикального ислама сбривают усы, но носят бороду?

Радикальные исламисты, несмотря на ношение щетины, не относят ее к обязательному признаку религиозности. Для них это просто ритуал, возможно, особый долг, либо способ искусной маскировки собственного лица.

Не все и не всегда, но безусых бородачей в их кругах можно заметить часто

Не все радикалы носят длинные волосы, среди них можно увидеть тех, кто бреется наголо, здесь нет каких-то особенных причин, мотивов, скорее, это особенности того или иного радикального течения.

Это что-то символизирует

Борода – это всегда символ, который может показать величину погруженности человека в религию. Равно как и показать его радикальные настроения.

Каждый правоверный должен соблюдать правила гигиены, постоянно поддерживая собственную чистоту, опрятность, не только внутреннюю, но и внешнюю.

Важные правила гигиены:

  • ежедневное расчесывание волос, периодическое их подстригание, когда они доходят до уровня плеч;
  • возможность окрашивания волос на голове и щетины, особенно, когда она начинает седеть (это помогает внешне отличаться от христиан, которые не прибегают к выполнению подобной процедуры);
  • возможность подведения глаз с помощью сурьмы (сегодня практически не исполняется);
  • обязательное ополаскивание полости рта после употребления чеснока, лука.

Сила веры истинного мусульманина лежит гораздо глубже внешнего вида, особенностей отращивания волос. Тем не менее, этот фактор имеет немалое значение, поэтому внимание к нему должен уделять каждый мужчина.

Мусульманин с бородой

Зачем мусульмане носят бороду и обязательна ли борода в исламе? Этот вопрос достаточно популярен в обществе, поскольку чаще всего можно увидеть мужчину-мусульманина с красивой окладистой бородой. Но однозначного ответа на вопрос, какой именно должна быть борода, среди мусульманских ученых нет, поскольку у каждого из них есть своя точка зрения на этот вопрос и свое к нему отношение. Некоторые из них считают обязательным действием – отращивать и носить бороду (ваджибом) и греховным действием – брить ее (фиском). Но у некоторых других ученых господствует мнение, что отращивание бороды действие необязательное, но желательное, то есть мустахабб, а бритье ее – действие не запрещенное, то есть харам, но порицаемое, то есть макрух.

Едины все мусульманские ученые в том, что борода является сунной пророка Мухаммада ﷺ, который всегда носил бороду, кроме того борода - символ мужественности, она часть фитры человека, то есть его первозданного естества, подаренного человеку Аллахом.

Борода в исламе

Если обратиться к истории жизни и деятельности Пророка Аллаха ﷺ, то можно увидеть, что он отращивал бороду, как и все христиане-монахи и иудеи в то время. Как сообщают хадисы, Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ призывал и мусульман не брить, а отращивать бороду и носить ее: «Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороды и подстригайте усы», и «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». То есть, в его времена борода была отличительным признаком верующих в Единого Бога - Аллаха.

О запрете на бритье бороды встречается упоминание у Ибн Хазма, захиритского правоведа, а также у маликита аль-Хаттаба, ханбалита ас-Саффарини и ханафита Ибн Абидина. Но были и те, кто противоречил мнению о таком запрете, - такого мнения придерживались, к примеру, шафиитские ученые ан-Навави, ар-Рафии, аль-Хатиб аш-Шарбини и Закария аль-Ансари говорили о том, что бритье нежелательно, то есть макрух. Но аз-Заркаши, аль-Азраи, аль-Халими и аль-Каффаль аш-Шаши, представители шафиитского мазхаба, все-таки считали, что это скорее запретное действие.

По мнению салафитских богословов аль-Албани, аль-Усаймина, Ибн База, борода – это отличительный признак мужчин в исламе как от женщин, так и от неверующих, которые ее не носят и не отращивают, поэтому придерживаются того, что бритье бороды следует отнести именно к греховным и запретным действиям. Представители шиизма Мухаммад Ширази и Али Систани придерживаются такого же мнения. Всем известен случай, когда в телеэфире из уст аятоллы Али Хаменеи прозвучало осуждение короткой бороды короля Марокко Мухаммеда VI. У короля, по мнению аятоллы, она скорее напоминает легкую небритость, и он во всеуслышание назвал ее «позором», на что король сказал, что слова аятоллы в эфире иранского национального телевидения – полная чушь.

Ношение бороды в исламских странах сегодня

Бородатый спортсмен мусульманин

Нередки случаи, когда бородатые люди в ряде стран Ближнего Востока могут стать объектами пристального внимания полиции, сталкиваться с тем, что к ним представители силовых структур относятся с подозрением. Это касается таких стран, как Ливан – там подобные случаи нередки даже с теми, кто отращивает бороду не по религиозным причинам.

Из-за военных действий, которые ведутся в последнее время на территории Ирака и Сирии, где боевики ИГИЛ воюют против курдов, наметилась тенденция среди курдов, проживающих в юго-восточной части Турции, к сбриванию бород для того, чтобы не походить на членов ИГИЛ, которые носят длинные бородаты.

Связано это еще и с тем, что бывали случаи, когда состоящие в Рабочей Партии Курдистана курды были казнены только лишь за наличие у них бороды, хотя это и не является исключительно особенностью именно членов группировки «Исламское государство».

Турецкие мусульмане отращивание бороды считают сунной, рекомендованным для мужчин действием, но существует турецкий правовой кодекс, исходя из которого государственный служащий в Турции ее носить не может, однако в последнее время, в законах Турции приняты послабления. На улицах Стамбула можно встретить все чаще бородатых мужчин, часть из которых отращивают бороду, так как следуют сунне пророка ﷺ, другие же как дань исламской мусульманской моде.

В Египте во время правления Хосни Мубарака бороду рассматривали как элемент, характерный для исламистских сил, которые выступали против президента, невзирая на то, что бороды носили не только мусульмане, но и представители других религиозных концессий – к примеру, копты-христиане и сам патриарх Феодор II. Бороды братьев-мусульман отличались тем, что были ухоженными и аккуратными, в то время как у салафитов борода была внушительной, а усы они сбривали. Среди салафитов также наблюдалась тенденция к окрашиванию волос на лице хной поэтому их бороды могли иметь цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового. В Египте в то время бороды полагалось сбривать всем государственным служащим, а когда режим Хосни Мубарака пал, мусульмане вновь вернулись к ношению бороды.

Шариатские нормы были введены на территории захваченного талибами Афганистана после того, как он стал одним из Исламских Эмиратов. По этим нормам мужчин обязали отращивать бороды, причем длинные и густые, и их регулярно проверяли, и тех, у кого они оказывались короче сжатого кулака, могли сильно наказать.

В мусульманских странах постсоветского пространства ситуация с официальной религиозной позицией относительно ношения бороды также складывается по-разному. В Казахстане Духовное управление мусульман Республики избрало своей официальной позицией мнение, что отращивание бороды – это сунна, то есть необязательное действие. О том, что бритье греховно, говорят лишь салафиты. В своей позиции религиозная верхушка Казахстана опирается на мнение Мухаммада Абу Захра и Махмуда Шалтута, египетских улемов двадцатого века, а также на постановление Управления по фетвам Египта. Танжарык Турганкулов, заведующий «Центра религиоведения», высказал на сайте мечети им. Гылмани в Астане мнение, что молодые мусульмане Казахстана отращивают сегодня бороды в том числе и с целью внесения смуты в мусульманское общество.

Основное население Узбекистана – мусульмане, и в государстве нет определенных официальных законов, которые бы вводили запрет на ношение бороды, и все равно бородатые люди постоянно испытывают на себе, что окружающие, в том числе и работник полиции, относятся к ним с подозрением. Встречаются случаи, когда имамы мечетей вынуждены были сбривать бороду, поскольку опасались попасть в так называемый «список бородатых» Службы национальной безопасности страны.

Такие случаи неофициального запрета на ношение бороды уходят своими корнями в практику борьбы с экстремистскими движениями, начавшейся в Намангане в 1997г. Тогда Ферганской долине было совершено жестокое показательное убийство одного из высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, и во время операции по розыску преступников только лишь наличие бороды могло стать причиной для уголовного преследования и ареста. Даже для получения паспорта бородатому мужчине нужно было предоставить справку, выданную Управлением духовенства области, удостоверяющую, что человек не состоит в экстремистской организации, однако получить эту справку было крайне сложно.

В российских регионах, где традиционно проживает мусульманское население, ситуация складывается по-разному. В Карачаево-Черкессии в 2011 году Совет улемов выпустил постановление, которое объявляло ваджибом ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу. В результате всем мужчинам были обязаны отрастить их «минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)». А тюменский имам-мухтасиб Ильдар Зиганшин высказал личное мнение, что для татарского народа носить бороду – не есть традиция, и право носить ее надо заслужить: после женитьбы мусульманин может отпустить небольшую бородку, а уже после шестидесяти лет можно отпустить длинную и густую.

По мнению имам-хатиба Мемориальной мечети в Москве Шамиля Аляутдинова, которым он делится в статье на эту тему, обязательным, то есть фардом ношение бороды «категорически не является», и те, кто так считает, по мнению Аляутдинова, просто проявляют свою неграмотность. В своем мнении Шамиль Аляутдинов также опирается на Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута, улемов из Египта.

Случаи, когда ношение бороды является основанием для постановки человека на полицейский учет, зафиксированы в Дагестане – здесь бородатых мужчин ставили на «профилактический учёт» по подозрению в «религиозном экстремизме».

Длина и цвет бороды

Часто возникает вопрос о том, какой длины носить бороду, поскольку богословы позволяли в большинстве своем укорачивать бороду до тех пор, пока ее длина не будет превышать длину сжатого кулака.

Мнения, что стричь ее нельзя, придерживались часть шафиитов, к примеру, ан-Навави. Но, если судить по действиям сподвижников Пророка Аллаха ﷺ Абу Хурайры и Ибн Умара, и нескольких еще улемов прошлого (Ибн Таймии, Ибн Абидина, Ибн Абд аль-Барра и Хасан аль-Басри), укорачивание бороды – деяние дозволенное. Пророк Мухаммад ﷺ призывал бороду отращивать, носить, а также окрашивать ее, чтобы было видно отличие от христиан и иудеев. Среди мусульман часто встречаются те, кто окрашивает свою растительность на лице хной (хидаб). Ан-Навави считал, что как мужчинам, так и женщинам лучше окрашивать свою седину в желтый или красный цвет, говоря: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и катма». Сам Пророк Мухаммада ﷺ, по некоторым сообщениям, волосы и бороду красил в желтый цвет. Некоторые богословы считают, что красить в черный цвет волосы и бороду нельзя, за исключением тех случаев, когда это делают для устрашения врага во время джихада.

Усы в исламе

Что же касается выбривания усов мусульманами, то по поводу этого вопроса у ученых-богословов ислама нет единого мнения, как именно следует укорачивать усы: если имам Малик ибн Анас и шафииты считали, что укорачивать нужно только ту часть усов, которая выходит за край губы, то, по мнению Ахмада ибн Ханбаля, нет ничего в укорачивании усов плохого, точно так же, как нет ничего плохого в их полном сбривании.

Среди ранних ханафитов считалось, что укорачивать усы – это полностью их искоренять (исти’саль), но позднее по ханафитскому мазхабу разрешено было просто укорачивать усы, не искореняя их полностью.

Среди сподвижников Пророка Аллаха ﷺ были и те, кто усы только укорачивали - Абдуллах ибн Бишр, Хаджжадж ибн Амир, Утба ибн Ауф, Микдам ибн Мадикариб и Абу Умам аль-Бахили, а также те, кто полностью сбривал или убирал свои усы - Абу Рафиа, Салама ибн аль-Акуа, Абу Усайд аль-Ансари, Ибн Умар, Джабир ибн Абдуллах и Абу Саид аль-Худри.

Подводя итоги всего вышесказанного, будет справедливым сказать, что брить волосы на лице – это значит вносить изменение в тот свой облик, который был дарован Аллахом человеку при рождении. Этот свой облик он должен принимать беспрекословно как великий дар Аллаха, заботиться о нем и ухаживать. Это значит, что носить ухоженную и аккуратно подстриженную растительность на лице будет лучшим свидетельством бережного отношения мусульманина к своему облику, подаренному Аллахом. Носить бороду является сунной Пророка Мухаммада ﷺ, и этой его практики придерживались как многие другие пророки, так и их последователи. Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину?

Бороду принято считать одним из основных атрибутов внешнего вида мусульманина. Правоверные братья отпускают её для того, чтобы узнавать друг друга среди незнакомых людей (и затем обмениваться приветствиями, как того требует ислам).

Вопрос о каноническом положении бороды в среде мусульманских богословов остаётся дискуссионным. Ряд консервативных учёных относят её ношение к обязательным (фард) действиям. Они утверждают, что мужчины, которые сбривают волосяной покров на лице, совершают грех уподобления женщинам. Однако это лишь частные мнения, к которым не стоит относиться с полной серьёзностью.

Тем не менее, некоторые видные учёные считали полное сбривание грехом. Например, имам Ибн Хазм утверждал, что удаление волос на подбородке «подобно уродованию своего тела» и недопустимо в среде мусульман.

Бо́льшая часть учёных ислама считают ношение бороды сунной. Ведь Посланник Аллаха (с.г.в.) сам имел обильную растительность на лице и призывал так ходить своих сахабов. В одном из хадисов, который приводят Бухари и Муслим, сказано: «Стригите усы и отпускайте бороду». Смысл этого Пророк (с.г.в.) видел в необходимости отличаться от персидских язычников – чтобы мусульмане могли узнать своих единоверцев. Это положение актуально и в наши дни. Именно по бороде мы имеем возможность визуально определять братьев по вере (хотя 100-процентная точность здесь не гарантирована – прим. Islam.Global). Опираясь на хадисы, большинство богословов считают ношение именно суннатом, то есть желательным.

Некоторая же часть аливов склонна причислять ношение бороды к категории мандуб (одобряемое). Свою позицию они объясняют тем, что данный атрибут внешнего вида относится к бытовой составляющей жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.), не имеющей отношения к религиозным канонам или пророческой миссии. Иными словами, в ношении бороды отсутствует религиозная составляющая. Подтверждением тому и служит мотив отпускания бороды – чтобы отличаться от многобожников.

Кроме того, внешний вид человека во многом зависит от культурных особенностей народа, к которому он принадлежит. Здесь доминирует именно национальный элемент, а не религиозный. Именно по этой причине ношение бороды – это проявление уважения к Пророку ислама (с.г.в.), но без религиозной составляющей.

Некоторые современные представители мусульманского духовенства и вовсе призывают воздерживаться от отращивания бороды по причине того, что бородатый мужчина ассоциируется во многих обществах с радикалами.

Усы: сбривать или стричь?

Если желательность бороды у мужчин особых нареканий среди богословов не вызывает, то усы стали предметом дискуссии.

Представители мазхабов Абу Ханифы (он сам, его ученики Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани), а также Ахмада ибн Ханбала считают, что желательно сбривать растительность над губой. Аргументируют они свою позицию высказыванием Заключительного Божьего посланника (с.г.в.): «Удаляйте усы» (хадис приводит Бухари). Однако более поздние богословы-ханафиты, а также учёные шафиитского и маликитского мазхабов утверждали, что полное сбривание усов нежелательно, а лучше их просто укорачивать. Основным их аргументом служит другой хадис: «Естественное состояние человека кроется в 5 составляющих: обрезание, укорачивание усов, устранение волос на лобке, подстригание ногтей и удаление волос подмышками» (Бухари, Муслим).

В довесок приводятся слова сахаба Мугира ибн Шугба (р.а.): «Я носил длинные усы – увидев их, Пророк, саляллаху алейхи уа салям, подстриг их по длине мисвака» (Абу Дауд).

При этом Малик ибн Анас, основоположник маликитского мазхаба, и вовсе называл бритьё усов нововведением (бид`а), которое вредит верующим.

Известный мусульманский учёный имам Навави утверждал, что усы нужно подстригать так, чтобы был виден край верхней губы.

Некоторые алимы, такие как Табари или Ибн Хаджар, и вовсе считали допустимым оба варианта.

Какой длины должна быть борода

В Пречистой сунне не содержится указаний на то, какого размера должна быть борода мусульманина. Но Божий Посланник (с.г.в.) призывал верующих к чистоте и аккуратности, и волосяной покров – не исключение. Верующий должен ухаживать за бородой, используя для этого все необходимые средства. Опрятный внешний вид – то, к чему должен стремиться каждый.

Что касается длины бороды, то такой сахаб, как Ибн Умар (р.а.), брал свою бороду в кулак так, что большой палец его руки касался подбородка, и отрезал то, что выступало за пределы ширины его ладони (Бухари). Опираясь на пример этого сподвижника, мусульмане могут поступать аналогичным образом. А длину волос на щеках затем «подстраивать» по размеру волос на подбородке.

Борода или работа?

В современном обществе бытует множество стереотипов об исламе, главными жертвами которых становятся сами мусульмане. По этой причине густая борода нередко становится барьером при трудоустройстве. Как же быть в такой ситуации?

Одной из важнейших обязанностей мужчин считается содержание семьи. Именно мужчина в Судный день будет ответственен за то, в каком материальном положении была его семья и как он справился с содержанием своей жены и детей. Если же борода становится преградой на пути к устройству на работу, и работодатель требует побриться, то в такой ситуации правоверному следует выбрать «меньшее из двух зол». Содержание семьи выглядит в данном случае более предпочтительным, так как от этого зависит жизнь и достаток не только его самого, но и его родных. То есть если с начальством не удаётся договориться, и оно настаивает на своём, то лучше сбрить бороду и трудоустроиться.

Если борода не растёт

Некоторые молодые люди сталкиваются с тем, что борода начинает расти слишком поздно, либо она растёт, но редкими волосами. Безусловно, густая ухоженная борода выглядит симпатичнее, и молодые мусульмане хотят иметь мужественный вид. Как же быть?

Сегодня существует множество различных средств, стимулирующих рост волос. Кроме того, специалисты в этой области рекомендуют употреблять в пищу побольше фруктов и овощей, содержащих натуральный сахар (яблоки, морковь, гранат). Для увеличения выработки тестостерона, ведущего к росту волос, медики рекомендуют заниматься спортом. Также необходимо включить в рацион продукты, содержащие большое количество витаминов A, B3, B5, B7, C, E.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Исповедники ислама строго соблюдают законы данные их пророком Мухаммедом. Посланник небес дал им правила жизни, которые несут духовную пользу для каждого правоверного. Внешний облик тоже должен отвечать мусульманским смыслам, поэтому мужчины носят бороду и бреют усы. Но несмотря на молодой возраст ислама, эта традиция уходит корнями к первым дням существования мира.

Истоки древней традиции

Родословие Мухаммеда, основоположника мусульманства, восходит к сыну еврейского пророка Авраама — Измаилу. Он был рожден от наложницы Агари, и когда жена Сарра стала ревновать ее к своему мужу, тот выгнал их в пустыню. Там Ангел Джабраил позаботился о них: дал еду, воду и крышу над головой.

Пророк Мухаммед

Когда Измаил вырос, у него родилось 12 сыновей. Один из них стал прапредком пророка Мухаммеда. Отсюда основоположник мусульманства ориентировался на иудейские нормы и законы, которые требовали ношение бороды. Это связано с тем, что евреи верили, что Бог создал людей по образу и подобию своему. Поэтому нужно беречь внешний вид в первозданном виде.

Какие-либо изменения считались надругательством над творением Божиим. Запрещалось не только брить бороду, стричь волосы, но и делать татуировки.

Но здесь был и другой важный смысл — отличие от язычников. Иудеи и мусульмане исповедовали единого Творца вселенной, а прочие народы поклонялись нескольким богам. У них был сильно развит культ тела, поэтому они предпочитали избавляться от лишнего оволосения.

По этому поводу пророк Мухаммед говорил, чтобы правоверные должны отличаться от огнепоклонников − отпускать бороды и стричь усы. Таким образом, эти мужские признаки были определенным маркером религии предков.

Стрижка бороды

Отсюда мужчины гордились, когда у них появился первый пушок на лице. Это означало, что они становятся взрослыми. К тому же борода — важное отличие от слабых женщин, которые в исламской религии имеют подчиненную позицию.

Стоит отметить, что эти иудейские требования распространились не только в мусульманстве, но и в христианстве. Причина в том, что обе религии принимают Ветхий завет иудаизма (хотя и в несколько измененном виде) за правильную книгу. Поэтому многие заповеди данные в ней, строго соблюдаются.

Стоит вспомнить, что во времена Петра I, бояре в ущерб своему статусу и богатству отказывались брить бороды, только бы не навлечь гнев Божий. Значение лицевой растительности для мусульман имеет аналогичную важность. Одни из них считают ее сбривание нежелательным, а другие страшным грехом, за который Аллах лишит своей благосклонности.

Уход за бородой

Но разница приверженцев ислама от других поклонников авраамических религий в том, что они бреют усы. А также иногда красят бороду в рыжий цвет, чтобы точно выделяться в толпе неверных.

В наше время

Современные требования менее строгие, чем раньше. Хотя стоит отметить, что приверженцы ислама уже много веков сохраняют уверенное постоянство в своих нормах. Самый наглядный пример, что когда-то христианки и мусульманки выглядели практически одинаково — длинная одежда и обязательный платок на голове. Эти требования были также основаны на правилах иудаизма — базисе этих религий. Однако только исламские девушки до сих пор носят хиджабы и юбки до пят.

Мужчины тоже хранят память о законах предков и продолжают носить бороду, как важный атрибут, данный им от Создателя. К тому же, подобным образом они оказывают почтение пророку Мухаммеду.

До сих пор борода выполняет свою функцию — отличие правоверного от заблудшего. Хотя точные гарантии этого метода все больше теряют свою надежность. Бороду носят не только мусульмане и другие верующие, но и просто мужчины, любящие моду.

Но узнать верующего в Аллаха по бороде все таки можно. Мусульмане предпочитают носить аккуратную окантовку, оставляя размер примерно с кулак или совсем не стричь. Поэтому здесь не встретишь неожиданных стилистических решений.

Густая борода

Для примера достаточно вспомнить образ кавказцев. Восточное лицо обрамленное аккуратной черной бородой. При этом на лице, как правило, нет усов. Здесь мусульмане руководствуются упоминанием закона от Пророка в хадисе: “Носите бороду и подстригайте усы”.

Мужчин с бородой чаще всего останавливают правоохранительные органы, так как считают их экстремистами. Исходя из этого, некоторые имамы говорят своей пастве не носить бороду, чтобы не смущать окружающих. Так, главным критерием становится духовное соответствие заповедям Аллаха, а не внешнее.

Большинство мусульманских мужчин считают, что обязаны носить бороду и держать ее в красивом состоянии, чтобы выглядеть достойно. Эти правила установлены шариатом, который контролирует нравственные ценности исламской религии. Если кто-либо из них откажется от ношения лицевой растительности будет не понят своими духовными собратьями.

Польза

Но помимо духовной и нравственной ценности, приверженцы ислама указывают и на важность для здоровья в наличии бороды. При этом существуют мнения, что Мухаммед таким образом проявил заботу о переносимости жары в знойных странах арабов, где зародилось мусульманство.

Борода

Польза ношения бороды состоит в следующих критериях:

  1. Защита от солнечного воздействия. Борода не пропускает 95% ультрафиолета, который вызывает рак кожи;
  2. Отсутствие прыщей и воспалений. Частое бритье оставляет микроранки на лице, в которые попадают бактерии, вызывая их размножение;
  3. Блокировка от аллергенной пыли. Борода является природным фильтром, который защищает дыхательные пути от попадания мелких частиц загрязненного воздуха;
  4. Поддержание баланса кожи. Волосы на лице создают воздушную подушку, которая отвечает за термальную адаптацию кожи. Внешний покров не будет краснеть, опухать, обгорать и обсыхать;
  5. Укрепление иммунитета. Прикасание к бритой коже лица может вызывать раздражение и попадание вирусных бактерий в кровь. Ношение бороды уменьшает шанс на заражение.

К тому же отмечается и психологическая польза от небритости для мужчин. Они чувствуют себя более мускулистыми и уверенными, а не обычными парнями, как и все. Отношение к ним меняется в сторону уважения и признания, так как внешность с бородой выглядит солиднее. Конечно, физическое и психическое здоровье не самый важный пункт, который обуславливает ношение бороды мусульманами. Но при этом волосы на лице действительно негласно выполняют оздоровительную функцию среди жаркого климата, а также придают внешнее благородство.

Требования к бороде

Правила ношения бороды отличаются в зависимости от национальных требований. Каждый народ по-своему трактует постановления Мухаммеда. Ислам распространен по всему миру с особым средоточием в восточных странах. В каждом месте мусульмане носят бороду, если этого требует закон. Ее длина, форма и цвет указывают на социальный статус в обществе.

Представитель исламской веры

В зависимости от местности выделяют следующие требования:

  1. Ближневосточные страны. В Ливане, Сирии и Ираке в основном сбривают бороды, чтобы не быть похожими на террористов. В Турции носят аккуратную окантовку все взрослые мужчины, кроме госслужащих. В Египте некоторые мусульмане предпочитают красить волосы на лице хной. В Афганистане обязательно отращивать не только бороду, но и брови, чтобы не стать пострадавшими от побоев. Пакистан стал известен своими взглядами на бороду, после взрыва парикмахерских за бритье волос;
  2. Среднеазиатские страны. В Казахстане действует мнение, что отпускать бороды пережиток прошлого и не обязательно для мужчины. Узбекским гражданам необходимо получить разрешение правительства на сохранение бороды, в котором будет указано, что лицо не является членом экстремистской группировки;
  3. Россия. Мужчинам Карачаево-Черкесии требуется носить бороды, но в пределах видимости. То есть достаточно короткой щетины. Татары, дагестанцы, чеченцы, исповедующие ислам, не считают обязательным ношением волос. При этом в Татарстане принято носить бороду только старым мужчинам после 65 лет, которые предпочитают много думать и при этом гладить волосы на подбородке. До этого, при желании, можно носить легкую небритость после 35-летнего возраста.

Многие народы по своему смотрят на законы Мухаммеда. Некоторые отличаются огромной набожностью, а другие модернизировали свою религию. В любом случае, большинство мусульман стараются, как минимум, не бриться лезвием, оставляя на лице щетину.

Чтение молитв

Между королем Марокко Мухаммедом VI и иранский религиозным деятелем Али Хаменеи случился небольшой конфликт на телевидении. Имам назвал щетину правителя “плевком в лицо пророка” и “позором религии”, которые особенно нельзя проявлять главному человеку государства. Король прокомментировал эти оскорбления без эмоций, сказав, что это глупая чушь.

Современные нормы и правила наложили свой отпечаток на требования к внешнему облику мусульман. Из-за широкой преступности бородатых террористов, многие граждане отходят от обязательного ношения лицевой растительности. Все больше отдается важность внутренней безгрешности человека, оставляя внешние требования на личной совести каждого.

Ношение усов

Правила относительно бороды понятны всем, а вот требования к наличию или отсутствию усов до сих пор вызывает споры. Некоторые мусульмане сбривают усы, потому что так повелел пророк. Но отличие в том, что одни убирают их совсем, а другие только ровняют по краю губ.

Дискуссия зародилась в том, что Мухаммед велел носить бороды и брить усы, чтобы отличаться от язычников. Но с другой стороны существует хадис, где говорится, что для человека естественно брить усы, волосы на лобке и подмышками, а также стричь ногти.

В исламской литературе описывается случай, когда Мухаммад подошел к сабаху Мугиру ибн Шугбе и постриг его усы по длине мисвака. То есть несмотря на свое личное предписание, сам пророк отнесся к нему весьма условно.

Укорачивание усов

Поэтому сейчас ношение усов обусловлено двумя вариантами: выбривать совсем или подравнивать. При этом не одобряется полное безразличие к ходу за своими волосами. Чада Аллаха должны выглядеть аккуратными, а не косматыми.

Мусульмане бреют усы и оставляют бороду, потому что так делал их пророк Мухаммед, который, как считается, являлся единственным посланником Аллаха на Земле. Он же в свою очередь соблюдал правила своих предков евреев, почитающих образ Божий по которому были сотворены. В дальнейшем важность ношения волос на лице обуславливалась отличием от язычников и женщин. А чтобы не спутать себя с христианами и иудеями, то мусульмане красили бороду. В настоящее время все древние правила стараются соблюдаться, но остаются для личного решения. Однако стоит иметь в виду, что в некоторых странах, отсутствие или наличие бороды может стать поводом для физического насилия.

Видео в тему

  • Ислам и наука
  • Проблемы современных мусульман
  • Закят
  • Коран
  • Хадж
  • Единобожие
  • Брак
  • Развод
  • Пророки
  • Мусульманская кухня
  • Гигиена
  • Смысл слов
  • Мусумальманские имена
  • Авлияи
  • Пост
  • Шариат
  • Жертвоприношение
  • Зиярт
  • Асхабы
  • Хадисы
  • Вирд
  • Намаз
  • Прочее
  • Намаз
  • Пост
  • Закят
  • Хадж
  • Торговля
  • Home


Сбривание усов - это сунна?


Некоторая часть нашей молодежи отращивает бороды, но сбривают усы. Они говорят, что это сунна. Однако это далеко совсем не так. Мы попытаемся, с помощью Аллаха, объективно изложить то, что говорится в Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение, о бритье усов. Исламские учёные разошлись касательно желательной Сунны относительно усов, и у них сложилось два мнения: Первое мнение состоит в том, что Сунна сбривать их. Это мнение ханафитов и ханбалитов. Они приводят в доказательство внешний смысл слов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, в отношении этой темы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: "Удаляйте усы". аль-Бухари, Муслим. Ат-Тахауи сказал в «Шарх Ма’ани аль-Асар»: "Бритье лучше, чем укорачивание. Этого мнения придерживается Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани". Ибн ‘Абидин передал в «Радд аль-Мухтар», что поздние учёные ханафитского мазхаба предпочитали укорачивание, и сказал: "Мазхаб некоторых поздних учёных среди наших шейхов в том, что усы должны укорачиваться". Второе мнение состоит в том, что Сунна – укорачивать усы, и что бритьё нежелательно. Это мнение маликитов и шафи’итов. Имам Малик был очень строг касательно этого. В качестве доказательства они приводят следующие доводы: Передано от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Фитра (естество) состоит в пяти вещах: обрезание, бритьё лобка, укорачивание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос под мышками». аль-Бухари, Муслим. Передают, что аль-Муг1ира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: "У меня были длинные усы и Пророк, мир ему и благословение, подстриг их мне, по уровню сивака". Абу Дауд. Аль-Байхакы передал в «Сунан аль-Кубра», что ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах аль-Увайси сказал: "Малик ибн Анас упоминал, что некоторые люди бреют свои усы, и он сказал: «Тот, кто это делает должен быть побит. Хадис Пророка об усах не говорит о бритье, они должны быть укорочены так, чтобы край губ и рот были видны". Также Малик ибн Анас сказал: "Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей". Ибн ‘Абду-ль-Хакам передал от Малика: «Укорачивание усов не значит их сбривание. Я считаю, что того, кто бреет усы, следует порицать». Малик сказал: "Было передано от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что когда он был расстроен чем-то, то наматывал свои усы. Если бы они были сбриты полностью, то ему было бы нечего наматывать". «ат-Тамхид». Ан-Навави сказал в «аль-Маджму’»: "Границы в укорачивании усов заключаются в том, чтобы они были срезаны так, чтобы край губы был виден, но они не должны быть сбриты полностью". В книге «Нихая аль-Мухтадж» ар-Рамли, который был одним из шафи’итских имамов, сказано: "Нежелательно (макрух) брить усы". Аль-Байхакы передал в «Сунан аль-Кубра», что Шурахбиль ибн Муслим аль-Хавляни сказал: "Я видел пять сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение, которые укорачивали свои усы, отращивали бороды и красили их шафраном: Абу Умама аль-Бахили, ‘Абдаллах ибн Биср, ‘Утба ибн ‘Абду-с-Сулями, аль- Хаджжадж ибн ‘Амир ас-Самали и Микъдам ибн Ма’ди Йакриб аль-Кинди. Они укорачивали свои усы до края губ". Поэтому смысл "удаления" – это срезание края волос, которые растут над губой, а не в полном сбривании. Ан-Навави сказал в «аль-Маджму’»: "Хадисы об укорачивании усов понимаются нами в значении срезания их до края губ, а не в полном сбривании". Из этого следует, что укорачивание чего-то не значит полное удаление, это значит удаление части этого. Самое правильное мнение для нас это то, которое состоит в том, что Сунна – это укорачивание усов, а не их бритьё. Из достоверных хадисов мы видим, что укорачивание усов это и есть Сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение. А что касается их сбривания, то это не Сунна и не имеет никакого отношения к Сунне. Некоторые мусульмане из числа молодежи ошибочно предполагают, что сбривать усы это Сунна. Однако, на самом деле сбривание усов является полным противоречием Сунне Пророка, мир ему и благословение. Поэтому сбривать усы нельзя по шариату. Поэтому Малик касательно сбривания усов говорил: «Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей. Достоверные хадисы Посланника Аллаха, мир ему и благословение, указывают, что предписано укорачивание усов. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду». аль-Бухари и Муслим. Укорачивание значит срезание очень короткой части. В соответствии с Сунной находится тот мусульманин, который срезает усы чуть-чуть, так что видна верхняя губа или же немного укорачивает. Срезать усы полностью не допустимо. Да наставит нас Аллах на путь истинный!

Читайте также: