Почему китайцы брили пол головы

Опубликовано: 26.04.2024


Известный немецкий географ XIX века Фридрих Ратцель в своем труде «Народоведение» отмечал, что «китайская коса» у мужчинъ доходитъ до самой Индiи». И действительно подобная прическа стала своеобразной визитной карточкой жителей Китая. Однако на самом деле своей косой китайцы обязаны маньчжурской династии.

Завоевание государства Мин

В древности Маньчжурия представляла собой множество разрозненных владений. Эти владения порой объединялись в единое целое, но всякий раз снова распадались. И только в конце XVI века благодаря хану Нурхаци, основателю династии Цин, государство все-таки было образовано. Как утверждает автор издания «История мира», Роман Зарапин, в 1618 году Нурхаци отвоевал часть земель у Китая: некоторые территории Южной Маньчжурии и Ляодунского полуострова. Но это оказалось только началом. В 1643 году, уже после смерти сына Нурцахи, Абахая, провозгласившего себя императором, маньчжурские полководцы взяли Пекин.

Тогда же Пекин был провозглашен и маньчжурской столицей. Поэтому именно сюда завоеватели перевезли нового, но еще малолетнего императора. В сущности, так называемая Маньчжурская война продолжалась до 1683 года, пока все земли, некогда принадлежавшие государству Мин, не перешли во владение новых хозяев. Для того, чтобы упрочить свое положение маньчжуры не стали менять ни сложившуюся в Китае систему управления, ни народные традиции. Однако эта политика не коснулась внешнего вида жителей Поднебесной. Китайцев в буквальном смысле заставляли носить маньчжурскую одежду и прически.

Волосы или смерть?

Знаком подчинения новой власти стала и знаменитая «китайская косичка». Впрочем, поначалу, как пишет Елена Грицак в своей книге «Пекин и Великая Китайская стена», завоеватели приказали китайцам мужского пола вообще избавляться от волос на голове. Всем непокорным грозила смертная казнь, после которой отрубленная и уже обритая голова ослушавшегося китайца выставлялась на всеобщее обозрение на главной площади Пекина. Однако даже под страхом высшей меры наказания жители Поднебесной продолжали отращивать волосы. Иначе следующий указ, предписывавший ношение «китайской косы», вряд ли появился бы на свет.

По-видимому, тех, кто был не согласен с маньчжурскими порядками, было слишком много. Именно поэтому, по словам Грицак, представители династии Цин и разрешили китайцам брить головы так, чтобы на макушке оставался небольшой «островок» волос. Эти волосы следовало заплетать в косу. Впрочем, наказание за неисполнение указа осталось прежним. Тяжелее всего приходилось пожилым мужчинам, которые начинали лысеть. Для того, чтобы в буквальном смысле спасти свою жизнь, стареющие китайцы приобретали косы в лавках.

Отрезание косы как знак протеста

Так длинная «маньчжурская» коса стала своеобразной визитной карточкой китайцев. Но в связи с тем, что такая прическа являлась все-таки не исконно китайским атрибутом, а символом покорности империи Цин, многие жители Поднебесной ее попросту ненавидели. В качестве доказательства данного утверждения можно привести события, имевшие место во время Синьхайской революции 1911-1912 годов. Именно к этому моменту влияние династии Цин заметно снизилось. Причинами ослабления позиций стали и русская оккупация Маньчжурии, и условия Портсмутского мира после русско-японской войны, и тот факт, что в 1910 году страна Восходящего солнца сделала Корею своей колонией. Китайцы опасались, что аналогичная участь ждет и их.

Вышеперечисленные обстоятельства привели к Уханьскому восстанию, которое и положило начало революции в Китае, приведшей в свою очередь к свержению династии Цин. Как утверждает Виктор Усов, автор книги «Последний император Китая. Пу И (1906-1967)», в знак освобождения от маньчжурского ига, длившегося не один век, участники революционных выступлений срезали ненавистные косы, напоминавшие своим владельцам об их унизительном подчинении завоевателям.

Почему китайские мужчины носили косы?

Когда мы говорим про Китай и китайскую моду, сразу всплывает в памяти необычная мужская прическа – выбритая голова с «островком» волос на макушке и длинной косой.

Казалось бы, это вообще не должна быть прическа бравых мужчин, но тем не менее, почти 265 лет местные жители подчинялись закону и носили косичку. Это стало своеобразным символом Китая. И тем более удивительно, что прическа эта пришла из другой страны – Маньчжурии.

Косичка была первоначально деталью прически чжурчжэньской или Маньчжурской династии, которая когда-то располагалась на северо-востоке современного Китая, но не была китайской территорией. В 1644 году армия захватчиков разгромила ханьских китайцев и завоевала страну. В стране установилась новая власть новой династии, взявшей себе имя – Цин.

Почему китайские мужчины носили косы?

Новый император Китая, взявший тронное имя — Шунци, приказал всем китайцам сделать на голове косичку в знак подчинения власти.

Исключение сделали лишь для монахов и священников, которые могли полностью сбривать волосы или отрастить их по своему усмотрению. Для всех остальных жителей действовало новое правило.

Разумеется, нововведение вызвало широкое сопротивление по всему Китаю. У маньчжуров разговор был короткий — они установили политику «потеряй волосы или потеряй голову»; за нежелание изменить прическу полагалась смертная казнь.

Однако и тут были свои подводные камни. Мужчинам приходилось подбривать головы раз в 10 дней, чтобы косичка смотрелась ярко и выделялась.

Вот как описывали современники эту прическу — «Первоначально это был знак покорности, которого требовал первый маньчжурский император только через год после захвата трона в 1645 году.

Китайцы брили переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетали в косы. Они использовали не только собственные натуральные волосы, но и конский волос или черный шелк».

Интересно, что маньчжуры не издавали никаких эквивалентных правил о женских прическах- то есть в подавляющем большинстве случаев косичка предназначалась только для мужчин.

Даже китайцы, проживавшие за границей, старались сохранять свои традиционные прически с косичкой, ведь их жизнь на чужбине была не навсегда, они планировали вернуться домой. И нужно было стараться не вызвать гнев властей.

В начале 20-го века повстанцы (в том числе молодой Мао Цзэдун) отрезали свои косы в качестве демонстрации неповиновения властям.

Постепенно Китай отходил от этого пережитка прошлого и императорского наследия. Косичка была отменена в Китае в 1911 году, когда маньчжурская династия была свергнута в пользу Республики. То есть символ эпохи ушел вместе с ней. В 1922 году последний император Пу И самолично отрезал свою косичку, чтобы показать, что Китай отныне шагает по новому пути.

Пользуясь безграничным влиянием маньчжуры насадили свой стиль не только в прическе. Было навязано носить маньчжурскую одежду не только ханьцам, а также и монголам и бурятам. Хотя маньчжурская прическа не совсем маньчжурская, она сохранилась со времен античности. Ее принято было носить и в империи хунну.

  • Популярное
  • Комментарии

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

NARA, Т 311, R 244, f. 280 № 698/39, секретно Командование Группы Армий "Юг" Командующий 18.09.1939 (идет война с Польшей) Из донесения начальника гражданской администрации следует, что солдаты в больших количествах перевозят грузовиками пакеты с награбленным через границу рейха и сдают их в немецких почтовых отделениях. Список с конфискованными посылками, а также донесение криминальной полиции г. Бреслау прилагаются. В тех случаях, когда отправитель неизвестен, Группа Армий "Юг" проведёт расследование и сообщит армиям их результат. Я прошу обращаться с преступниками со всей строгостью и результат доложить мне. Против командира 3-й роты 538-го дорожно-строительного батальона завести уголовное дело. Верховному командующему Люфтваффе направлена просьба разобраться с личным составом 8-й строительной роты 13-го корпуса люфтваффе. Чтобы предотвратить в будущем подобные действия, которые сильнейшим образом угрожают дисциплине и чести вермахта, я приказываю: 1. В армиях предпринять все необходимые меры для поддержания военной дисциплины и порядка и предотвратить мародёрство в любых формах. В особенности дать указания всем тыловым структурам жёсткими методами контроля и энергичными действиями немедленно вмешиваться в случаях нарушениях дисциплины. Каждого мародёрствующего солдата немедленно задерживать и как можно быстрее передать полевому суду. Армии издают необходимые постановления, дабы избежать затяжки таких дел из-за "ведомственной принадлежности". Всем судьям дать указание наказывать за мародёрство самым строгим образом. На непосредственного начальника (Disziplinarvorgesetzte) преступника заводить дело по § 147 свода военных законов. Против старших ответственных начальников действовать по § 142. 2.) Позаботится о том, чтобы как можно быстрее все солдаты были проинструктированы о поведении на территории противника. В особенности указать всем командирам тыловых структур на их ответственность за дисциплину подчинённых. 3.) Дать распоряжение, чтобы с настоящего момента во всех одиночных машинах, въезжающих из оккупированных территорий в рейх, проводился контроль ввозимого. Всё подозрительное подлежит конфискации. Группа Армий отдаст распоряжение о наблюдении за пунктами приёма посылок в больших населённых пунктах в силезском районе операции.

. "машина крино» — германской уголовной полиции"? . Не "крино", а "крипо".

ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОЧЕСТЬ О СПЕЦ ОПЕРАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ УБИЙЦ ТЕРРОРИСТОВ ОЛИМПИЙСКОЙ КОМАНДЫ ИЗРАИЛЯ В ГЕРМАНИИ. БЛЕСТЯЩАЯ ОПЕРАЦИЯ ,КОТОРАЯ ВОШЛА ВО ВСЕ УЧЕБНИКИ ВОЙСК СПЕЦ НАЗНАЧЕНИЯ

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Картинки и мемы для настро.
  • Фото для очень взрослых ;)
  • Молодые мамки, зрелые милф.
  • Развратный юмор: большая п.
  • Всякое
  • Всякое
  • Немного слегка пошлых карт.
  • Прогулка по Москве: Сухаре.
  • ПОСТ 16 (ФОТО МОИ)
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Телки (бабы) из социальных.
  • Бредзона
  • Просто гифки
  • Весёлые
  • Взрослый юмор
  • Так себе картинки
  • Просто гифки
  • Так себе картинки
  • 20 забавных и занимательны.
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

Tonsura - в дословном переводе с латыни означает "стрижка" и является зеркальной противоположностью модных сегодня бритых по бокам голов. Почти две тысячи лет оставаясь актуальным символом христианского смирения и веры она вошла в мировую историю, а может и снова в неё вернётся, учитывая современные тренды. Но зачем монахи брили затылок и что общего у них с самураями?

Сама по себе процедура обрезания волос является очень старой, практически такой же старой, как сами волосы, плюс-минус появление кремниевых резаков для их укорачивания у волосатых "эректусов". Традиций связанных с волосами очень и очень много. Какие-то из них носят бытовой характер и должны помочь избавиться от насекомых, какие то религиозный, а иногда и сексуальный.

Египетская депиляция.

Первооткрывателями религиозных стрижек были египтяне. Каждый принадлежащий к классу священослужителей обязан был не просто удалять волосы на голове, включая брови и бороду, а выщипывать их. Более поздние отсылки также связаны с классовостью в Египте. Следить и ухаживать за волосами, позволяя их рост без развития болезней и появления вшей могли позволить только состоятельные люди. Чем ниже класс и уровень жизни - тем проще была прическа. Рабы, находившиеся под солнцем и не имевшие лишнего времени на мытьё и борьбу со вшами вообще сбривали волосы подчистую. Нет волос - нет проблем. И всем понятно что ты - раб.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

Отсюда кстати и первое первое объяснение монашеской танзуры - полного сбривание волос на голове. Идейная составляющая такой процедуры соотносится с метафорой о том что монах, не просто служитель Господа, а вообще - раб божий. Таким образом бритьё головы при вступлении в сан монаха означало что монах намерен всецело подчинить свою жизнь воле Бога. Теологическим обоснованием послужил пример Святого Павла (Новый завет, Деяния Апостолов, гл.18 ст.18), в котором Павел бреется налысо принимая обет.

Волосы помимо прочего всегда ассоциировались не только с богатством но и с сексуальностью и эротизмом, мужеством и часто выступали как средство привлечения противоположного пола. Манящие чёрные кудри Аполлона, волосатая грудь Самсона и всё такое. Отречение от страстей как бы само намекает на необходимость их сбривать в таком случае.

Частичное бритьё возникло в Греции и Египте как дань уважения богу солнца. Греки - служители бога солнца выбривали затылок, правда в куда более скромных масштабах чем католические монахи средневековья, подставляя его тем самым богу, который тёплыми лучиками им его грел.

Волосатые Меровинги.

Григорий Турский, святой епископ и франкский историк, описывая Меровингов в своём великом труде - "История Франков", куда он умудрился вписать автобиографию, говорил об их королях исключительно как о "пышноволосых". Согласно их обычаям, нельзя было короновать коротко стриженного монарха. При этом постриг вообще мог не иметь никакого отношения к принятию церковного служения. Так, например, Гримоальд Старший, сын Пиппина из Ландена и опекун Дагоберта Второго - узурпировал трон и постриг Дагоберта, чтобы публично показать его непригодность на занятие престола. Дагоберт при этом не был отправлен в монастырь и его никто не обязывал служить господу всю жизнь. Это был акт банального публичного унижения одним волосатым меровингом - другого. В Византии для свергнутых императоров, начиная с 8-го века, к постригу можно было добавлять кастрацию, ослепление, ампутации и увечья, что являлось обыденной практикой. Вот например изображение ослепления Лео Фокаса Старшего, после попытки восстания и свержения власти.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

Христианская тонзура.

Форма стрижки в виде круга с оставлением небольшой каймы - короны отождествляется со Святым Петром. Со слов Святого Германиуса Первого, Патриарха Константинополя, когда голову Петра обрили в насмешку, изгнав его за проповеди, Учитель благословил эту голову, превратив бесчестие и позор в честь, возложив на его голову тем самым корону нерукотворную.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

Безусловно такой пример вдохновлял священослужителей на самые разные вариации депиляций и постригов в форме круга. Варьировалась длина, толщина полоски, глубина окружности. Кроме того у такой танзуры проводились прямые ассоциации с терновым венцом, возложенным римскими воинами на голову Христа. И именно такая тонзура больше всего запомнилась в истории, стала самой популярной и многократно одобренной вплоть до самого Папы.

Но были и другие. К примеру - кельтская. Сбривалась вся голова, за исключением полоски от уха до уха. Таким образом оставался обод волос, высокий лоб и полностью лысый затылок и шея. Такой постриг был популярен короткое время в Ирландии и Великобритании. Кельтский тип пострига был неортодоаксальным и вероятней всего является совмещением христианских традиций и обычаев друидов в до-римскую эпоху железного века Британии.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

Достаточно быстро он был признан еретическим, богохульным и постепенно искоренён.

Причёска Будды.

Пожалуй вторым постригом по известности является буддийский. Образ лысого буддийского монаха в оранжевой накидке прочно вошел в стереотипы обывателей. Ритуал бритья головы в буддизме является частью посвящения Паббаджа, буквально - "идти вперёд". Эта практика является частью посвящения в монахи или монахини и включает бритьё головы и лица.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

В традициях Дхармы волосы являются символом тщеславия и символизируют связь с обществом. У добрых богов и богинь природы волосы изображаются свободными, распущенными. У злых - связаны в узелок. У самых злых - туго. Точно так же вдова в буддизме одевает белую одежду, снимает все украшения и бреет голову - тяжелая утрата идёт бок о бок с жертвой своего тщеславия.

Война как религия.

Так же широкую известность и узнаваемость сегодня имеют некоторые типы азиатских причесок. К примеру Чонмагэ. Знакомая вам по многочисленным изображениям самураев. Её появление прочно связано с воинским сословием и периодом феодальной раздробленности - Эдо. Лысый верх головы и зализанные бока соответствуют форме и способу крепления шлема Кабуто.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

В основе шлема чашеобразная конструкция которая плотно прилегает к голове, а система узлов и креплений подвязывает его под подбородком и сзади головы за узелком. Самураи имели множество военных задач от конных атак до стрельбы из лука, доспехи были лёгкими и универсальными, из-за чего отсутствовала плотная под-доспешная экипировка, характерная для Европы. Позднее, с развитием воинов как класса, причёска стала атрибутом именно принадлежности к сословию. А поддержание пострига - делом чести и знаком принадлежности. Можно было быть практически нищим, но если у тебя был меч и правильная стрижка - ты всё ещё самурай.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

Типично китайский аналог Чонмагэ не имеет к сословиям монахов или воинов ничего общего. По легенде во времена Первого императора - Хуан-ди, его жена и императрица Лэйчжу придумала национальный китайский костюм и традиционный образ китайца - ханьфу. Сегодня ханьфу насчитывает 4 000 лет истории, множество маленьких ритуалов и традиций. Куда входит огромное число деталей, от обуви и шапочек, до цветов и материалов. Но что касается волос - традиционно в Китае их не стригли с момента наступления совершеннолетия, только собирая в узелки и тщательно, по меркам своего достатка, ухаживая.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

Изменения пришли с Маньчжурами, которые завоевали Китай в 17 веке и заставили всех китайцев обрить лбы в знак подчинения, основав династию Цин. За несоблюдение прически полагалась смертная казнь. Поэтому смотря историческое кино, где седые старцы перелетают с крыши на крышу, а за ними гоняются солдаты с бритыми лбами - знайте, старик не только древний мастер, но и бунтарь, покруче христианских кельтских монахов.

Восточно христианский постриг бывает трех видов: при крещении, при уходе в монастырь и при рукоположении (принятии в сан). При этом состригают только четыре пряди волос в форме крестовины. Слово постриг в восточном христианстве никогда не было именно прической.

Так или иначе, причёска - это то, что человек демонстрирует окружающим в первую очередь. Ну или во-вторую, сняв шляпу. Поэтому многие сотни лет она определялась прежде всего его статусом и положением в обществе, и только потом модой или удобством. Поэтому, как правило, самые яркие и самые радикальные её формы символизируют максимальную отдалённость от простых людей.

Алексей Липкин

Наиболее характерное внешнее отличие китайца было, конечно, его коса. Без косы нет и китайца; она его величайшая гордость, предмет его высшего тщеславия, равно как и предмет горячих желаний каждого китайского мальчика, которому дозволяется отпускать косу лишь на двенадцатом, четырнадцатом году. Косу носит и сам император, и последний кули, и храбрый генерал, и аптекарь. Лишь одно сословие является исключением: это жрецы, наголо бреющие всю голову. Крысиные хвосты, болтающиеся за спиной китайцев, смешат европейцев, но последние забывают, что было время, когда и в Европе мужчины носили косы. Правда, косы европейцев были не так длинны, к тому же пудрились до бела и дольше всего держались в военном сословии, тогда как в Китае все мужское население носит косы до пят. Девушки же в Китае носят волосы распущенными лишь до помолвки.

До середины семнадцатого столетия китайцы носили волосы обычной длины; обычай отращивать косы ведет свое начало только с падения коренной династии Минов и воцарения маньчжурской династии. Маньчжуры сами носили косы и едва захватили власть над обширным китайским государством, как тотчас ввели ношение косы в знак верноподданства. Каждому китайцу было вменено в обязанность брить всю голову за исключением макушки, и на ней отпускать косу.

Приведение в исполнение этого императорского распоряжения было поручено цирюльникам. С бритвой в одной руке и мечом в другой руке обходили они свои участки, предлагая каждому китайцу на выбор - поступиться прической или головой. Большинство шло, разумеется, на менее серьезную операцию. Тем не менее, эта драконовская мера повлекла за собой не мало восстаний, тем более, что цирюльники и в те времена принадлежали к париям общества, и должность императорских чиновников им не подходила. Тогда первый маньчжурский император, один из величайших властитеелей, каких имел Китай, придумал иную, более мирную меру - воспретил носить косы всем преступникам, всем отбывающим наказание и всем принадлежащим к презираемым сословиям. Таким образом коса сделалась как бы знаком отличия каждого честного уважаемого гражданина, сопротивление прекратилось, и скоро нельзя стало и представить себе китайца без косы.

С этих же времен ведет свое происхождение характерная вывеска китайских цирюльников, проложившая себе путь даже в Америку и отчасти в Европу. Путешественникам, посетившим Новый Свет, наверно, бросилось в глаза, что цирюльники выставляют перед своими лавочками коротенькие, толстые, раскрашенные палки вместо вывески. Происхождение этой вывески неизвестно по сей день, но для человека, знакомого с китайским бь том, нет сомнения, что она китайского происхождения И теперь, как сотни лет тому назад, отличительным при знаком жилищ китайских императорских чиновников служит один или несколько высоких шестов, водруженных перед входом. Так, например, перед ямынем уездного мандарина их бывает два, перед ямынем губернатора четыре. Цирюльники, став исполнителями правительственного мероприятия, сочли себя вправе отмечать свои жилища таким же знаком, как прочие чиновники, а странствующие цирюльники стали водружать такие шесты, только поменьше, на своих тачках. Переселяясь в Америку, китайцы охотнее всего брались за ремесло цирюльника, а сохраняемая ими эмблема китайских цирюльников была затем перенята и цирюльниками-американцами.

Алексей Липкин

Китайцы лишены лучшего украшения мужчины - бороды и усов; лишь в более зрелом возрасте у них на губах и на щеках появляются отдельные жесткие волосы, которыми они очень гордятся и которые тщательно холят. Вообще же на лице у китайцев растут волосы разве только на бородавках, и эти волосы являются предметом таких же забот. Этот недостаток растительности на лице природа с избытком возмещает богатой растительностью на голове, где растут густые, всегда черные волосы. Китайским мальчикам бреют голову лет до двенадцати-четырнадцати очень своеобразным образом, оставляя там и сям на висках, на темени и на затылке маленькие чубы. Выходит презабавно. Лишь в указанном возрасте им бреют наголо весь череп за исключением макушки, на которой растет чуб для косы. Конечно, вырастает этот чуб настолько, чтобы его можно было заплести в косу, лишь с годами. У возмужалых китайцев длина собственных волос достигает половины спины, у некоторых доходит даже до метра и больше, но для того, чтобы иметь установленную обычаями косу до самых пят, китайцам приходится все-таки прибегать к хитростям. В собственную косу вплетается прядь чужих человеческих или конских волос; сама коса, чем дальше от макушки, становится тоньше, и от поясницы спускается уже только тоненькая плетушка из шелковых шнурочков чер¬ного или красного цвета, с кисточкой на конце.

Во время траура по близким родственникам китайцам воспрещено в течение семи недель не только плести, но и чесать свои волосы. По смерти же императора такой траур носится в течение ста дней. Можно представить себе тогда вид этих миллионов людей! Бедным же цирюльникам приходится во время таких неволь¬ных каникул "класть зубы на полку" и, конечно, никто в Срединном царстве не молится так горячо о здравии "отца народа", как эти рыцари бритвы.

По миновании срока глубокого траура, китайцы вплетают в косы вместо черных шнурков белые - в знак легкого траура. На улице и в путешествиях белые шнурки часто заменяются синими, не столь маркими. Ради же чистоты самой косы, ее при поездках или во время грязной работы свертывают на затылке. Предстать с завернутой косой перед высокопоставленными лицами считается, однако, таким же нарушением благопристойности, как у нас, например, принять почетного посетителя в шапке или в одной рубашке, без костюма. Никакой части своего туалета китаец не уделяет столько внимания, как своей косе, и не только живя на родине, но куда бы ни заехал, хоть в Америку. Я видел десятки тысяч китайцев, принадле-жащих к беднейшим классам, но как ни плоха была их одежда, пища, как ни жалко жилище, косы у всех были в наилучшем порядке.

Для китайца нет худшего позора, как лишиться косы. Они относятся к ней с какой-то суеверной заботливостью, и, когда несколько лет тому назад вегетарианская секта -тайное общество, стремившееся к низвержению чужой маньчжурской династии, -объявила войну введенным этой династией косам, и невидимые руки стали отрезать последние в уличной толпе, в театрах, в чайных домах, вся страна застонала стоном. Начальство отдало приказ всем китайцам сидеть по вечерам дома, тщательно закрывать все двери и окна, а некоторые городские власти принялись оповещать население посредством "плакатов" о разных чудесных мерах охранения кос, так как считалось, что косы отваливаются сами по себе из-за воздействия магических сил. Так, например, дао-тай Пекина рекомендовал вплетать в косы по красной и желтой нитке, что должно было явиться самым верным средством сохранить косу в целости. Городские власти в Хан-чжоу придумали еще лучшее средство: трижды изобразить на лоскутках желтой бумаги черной тушью три известных охранительных знака-слова, затем один такой лоскуток сжечь и пепел выпить, другой вплести в косу, а третий наклеить над входной дверью. Во время подобных народных смут прежде всего страдали европейцы; подозрение в сношениях с злыми духами падает преимущественно на миссионеров и купцов-иностранцев, и довольно неосторожного слова, малейшего повода, подозрительной мины, чтобы навлечь на них слепую ярость толпы. Итак, честь и мест

Китайские прически, столь непривычные взгляду среднестатистического европейца, являются своеобразным символом Поднебесной, неотъемлемой частью образа, элементом культуры. Женские прически варьируются в зависимости от возраста и семейного положения. Стричь волосы считается неуважительным действом, так как это то, что унаследовано от родителей. Маньчжурский режим диктовал мужчинам необходимость бритья передней части головы. Волосы с макушки заплетались в косичку и перевязывались черной шелковой лентой. Это было традицией, сломленной лишь недавно, во времена правления последнего императора в начале прошлого века. Обрезание косички стало одним из наиболее известных символов падения императорского правления династии Цин, готовности к модернизации и политическим изменениям.

Прически – один из способов персонализации истории. Норманны носили их во времена Вильгельма Завоевателя, который побудил англичан отращивать волосы. В умах населения прочно засели ассоциации длинных волос с крепкой политической властью, а их отсутствие – с анархией. Волосы – символ энергии, жизненной силы библейского Самсона. Распущенные волосы часто обозначают свободу и протест, а растрепанные – признак тоски и печали. Собранные волосы могут означать семейное положение или порабощение. Бритая голова – удел истинно верующего. Заключенные, рабы и солдаты, чье положение предполагает послушание – владельцы коротких причесок. Так, в древнем Китае прически символически иллюстрируют вехи китайской истории.

Книга о сыновьей почтительности

Основы традиций, в частности касательно отношения к убранству головы, лежат в древности и отсылают к конфуцианскому трактату под названием «Книга о сыновьей почтительности». Упор в тексте был сделан на социальные отношения, особенно между отцом и сыном. Трактат традиционно приписывается Конфуцию, то есть датируется 479 годом до нашей эры. Однако эта теория подвергалась сомнению вплоть до периода династии Сун, управлявшей Китаем с 1127 года по 1279-й. Предполагалось, что текст был составлен учениками Конфуция или последователями мыслителя в конце периода Воюющих царств или во времена начала правления династии Хань. Несмотря на то, что привлекла к себе внимание эта книга в незапамятные времена, частью конфуцианского канона она стала лишь во время правления Северной Сун с 960 по 1126 год.

Часть глав книги посвящена сыновьей почтительности, которая рассматривается в качестве основной концепции конфуцианской социальной системы. Согласно конфуцианской философии благочестие детей – социальный руководящий принцип, который является основой всех других добродетелей и всех действий, предпринимаемых человеком. Благочестивый правитель способен управлять своей страной справедливо, а это значит, что и народ станет наводить порядок и привносить гармонию в свои семьи. Сыновье благочестие, равно как и отношения между отцом и сыном, распространяются в полной мере и на сферу государственных отношений между правителем и его народом. В отношении двух братьев его можно сравнить с любовью младшего брата к старшему. Книга дает конкретные инструкции по выстраиванию взаимоотношений во всех сферах взаимодействия.

Тело дано сыну его родителями, и почтительность подразумевает невозможность навредить собственному телу. Самоубийство, равно как и бритьё на себе волос, как у буддийских монахов, является выражением отсутствия сыновней почтительности. Концепция также подразумевает, что сыновья должны почтить имя родителей и уважать предков. Высшая форма почитания собственных родителей – достижение высокого положения и социального статуса. Собственная позиция влияет на славу предков.

Истоки китайской косички

Характерная маньчжурская прическа привлекала внимание приезжих западных путешественников с древних времен. Так, в 1618 году Альваро де Семедо, португальский миссионер в Китае, утверждал, что китайцы бреют бороды и часть головы, а оставшиеся волосы собирают в пучок, заплетенный таким образом, что они небрежно свисают ниже плеч. Британец девятнадцатого века уверял соплеменников, что у китайцев волосы собраны в хвост на макушке, который они формируют в прическу. Юстус Дулиттл в 1865 году в опубликованной им книге о Китае пишет, что волосы сбривают все, начиная с простых людей и заканчивая мандаринами, оставляя круговой участок на макушке, который растет в течение жизни и, разбиваясь на три пряди, заплетается. Гильом де Рубрук, путешественник в страны Востока, описывал мужчин, которые выбривают все волосы, кроме квадрата на верхней части головы, включая виски, заднюю часть шеи и лба.

Большинство людей на Западе считают, что маньчжуры изобрели косы, но эта китайская традиция намного древнее. Кочевое племя хунну, то самое, которое воевало с империей Хань на стыке первого и второго тысячелетий, имело символ, описывающий процесс плетения волос или веревок. Мужские и женские косы наблюдались у племен на крайнем западе Китая во время правления династии Тан в период с 618 по 907 год. Правители Северного Китая во времена династии Ляо носили нечто вроде косы на затылке с 947 по 1125 год. Этот же обычай был приписан племенам чжурчжэней, которые наводнили север страны и создали династию Цзинь. Есть мнение, что такими прическами китайцы обязаны указу императора Тай-Цзуна. Во времена Марко Поло большинство китайцев носили завязанные на затылке или на макушке волосы. Китайские прически были описаны и рядом путешественников шестнадцатого века. Хуан Гонсалес де Мендоса отметил, что китайские мужчины собирают волосы на макушке. Отец Гаспар да Круз в 1569 году был удивлен тем, что мужчины носят длинные волосы, подобно женщинам, и так же хорошо причесывают их. Мартин де Рада завершил картину, заметив, что сильный пол гордится длинными волосами не меньше слабого.

Приказ об обрезании волос

Все изменилось летом 1645 года. Китай увидел указ об обрезании волос, выпущенный маньчжурским военачальником Доргонем. Согласно указу, каждый взрослый китайский мужчина должен был брить переднюю часть головы, а волосы с затылка собирать в тугую косу. Безапелляционность указа, равно как и требования к его неукоснительному выполнению под страхом смерти, походили на российский указ Петра Первого относительно бритья бород. Для представителей маньчжурских народов это требование было возможностью отличить своих от чужих, а для многочисленной ханьской народности выполнение Доргонского приказа стало действом, оскорбляющим чувства приверженцев учения Конфуция. Во время правления прошлой династии Мин мужчины завязывали волосы, а неповиновение новому указу повлекло массовую гибель ханьцев.

Маньчжуры принуждали ханьцев следовать северным обычаям и заставляли брить головы, за исключением макушки. Несогласных казнили. Даже король Кореи подчинился как правитель вассалитета. Приказ об обрезании волос распространялся на все категории граждан, но встретил сопротивление народа. Был создан военный совет, призванный подавить оппозицию. Бытует мнение, согласно которому цирюльники носили по городам на бамбуковых палках головы тех, кто не подчинился, чтобы показать обоюдоострый характер их профессии.

Несколько смягченный указ опирался частично на конфуцианские заповеди, трактуя их в свою пользу. В обращении говорилось, что в то время, когда страна объединилась и стала одной семьей, правитель стал народу отцом, а подданные – его сыновьями. Но эта попытка смягчить подход не возымела действия. При этом повиновение было верным отличительным знаком согласия с властью.

Женские прически Древнего Китая

Женская традиция ухода за волосами в Китае не зависела от политической конъюнктуры в такой степени, как мужская. Девочки до достижения ими возраста 16 лет не были обременены серьёзными ограничениями при выборе прически. По достижении этого времени девушки проходили церемонию переходного возраста «цзи-ли» (笄禮), в ходе которой волосы собирались в традиционную для Китая прическу. Во время ритуала волосы мылись, скручивались и фиксировались заколкой-шпилькой, называемой «цзи», (笄) или гребнем. Девушка, прошедшая церемонию, считалась взрослой и получала право на брак.

Простая прическа времен династии Хань, правившей с 206 года по 22 год до нашей эры, состояла из длинного «конского» хвоста, распадающегося вдоль головы так, чтобы волосы обрамляли лицо с обеих сторон и показывали в выгодном свете лоб. Волосы могли разделяться пробором, так как идеалы красоты предполагали симметрию. Девочки могли оставить большую часть своих волос распущенными, собирая лишь их часть в пучок на затылке, который фиксировался шпилькой.

После того как девушка выходила замуж, прагматизм брал верх. Занимаясь семьей и домашними делами, женщины не имели необходимости выставлять напоказ свои волосы.

Замужние женщины в Древнем Китае носили волосы собранными в прически различных стилей, начиная от практичных до сложных, предназначенных для праздников и церемоний. Прическа зависела и от социального ранга. Самым простым был пучок из волос, собранных на затылке. Более сложный вариант времен династии Тан (618–907 годы) предполагал использование шиньонов, декоративных гребней, булавок и даже свежих цветов. Для фиксации причесок использовался прототип нынешнего лака для волос, изготовленный методом вымачивания древесины в горячей воде, в результате чего получался липкий гель.

Читайте также: