Можно ли брить бороду

Опубликовано: 15.05.2024


«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

Бриться – грех?

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:


Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

vladimir_Lavrov

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:


Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.


Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Сбривание ненужных волос является не новым процессом для мужчин. Для большинства из них это ежедневный ритуал, другие же прибегают к нему раз в несколько дней. Но, невзирая на это, а также ваш стаж в этом деле, нужно делать всё правильно. Многим это может показаться абсолютно несложным. Взять станок и сверху вниз по коже. Но именно в этом и заключается большая ошибка, которую, к сожалению, допускают многие. Сбривать волосы против их роста является не самой лучшей идеей.

Если женщины могут не задумываться об этом вопросе, тем самым заменив станок на депилятор, воск или полоски для депиляции, то мужской части человечества убежать от этой проблемы не получиться.

Бритье по росту или против?

В каком направлении стоит бриться?

Правильное бритьё – это своего рода искусство. В нём можно и даже нужно достигать совершенства. Согласитесь, что о чистом и гладком бритье, без какого либо раздражения на коже, следов порезов и жжения мечтает каждый мужчина? Но многим тяжело сделать, казалось бы, такую, простую на первый взгляд, вещь. И всё это не потому, что мы не понимаем, просто в правильном бритье, как и в любом деле, необходим опыт и навык.

Чтобы избавиться от щетины на лице и шеи, получив гладкую кожу, сбривать волосы стоит по направлению их роста. То есть сверху вниз, от висков к подбородку. Довольно часто многие мужчины делают всё наоборот. Свои действия они объясняют тем, что так удаётся удалить волосы под самый корень. Кожа станет максимально гладкой. Возможно, так оно и будет, но это абсолютно неправильно!

Если вы хотите достичь гладкости своей кожи после бритья, то к этой процедуре стоит правильно подготовиться. Нужно распалить волосы в тёплой воде. Затем нанести необходимое количество пены либо же геля для бритья на вашу щетину. Сбривать волосы стоит по их направлению, лишь мягко надавливая на станок. Никакого большого усилия и резких движений. Особое внимание стоит уделять шеи. На этом участке большинство допускают ошибку и бреются снизу-вверх. Конечно же, это очень удобно. Так даже делают в рекламе станков либо средств для бритья. Однако это не правильная методика!

Почему нельзя бриться против роста волос?

Бритьё против роста волос. Что тут может быть плохого? Этот вопрос не раз задавали многие мужчины. Что будет, если я пару раз пройдусь станком снизу-вверх? Первая проблема, с которой вы столкнётесь – это раздражение кожи. Возможно, вы с этим сталкиваетесь постоянно, но сваливаете всю вину на некачественную пену или же гель для бритья. Либо же считаете, что лезвие некачественное.

Но это не так. Что происходит, когда вы бреете волосы против их роста? Вместе с ними лезвие снимает и слой эпителия (верхний покров кожи). Эти действия можно смело сравнить с соскабливанием. Всё это приводит к тому, что на коже образуются микроповреждения. А это и есть раздражение. Коже нужно время на восстановление, а вы бреетесь ежедневно. Всё это приводит к возникновению воспалительных процессов. Согласитесь, что это не самое приятное, что вы ждёте от бритья?

Что будет, если бриться против роста волос? В таком случае вы сможете получить ещё одну весомую проблему – порезы. Воспаления, раздражение и открытые раны причинят вам не только болезненные ощущения, зуд и дискомфорт. Это первый шаг на пути к занесению инфекции. Перспектива не из радостных. А если ещё при этом не дезинфицировать своё лезвие после каждого бритья, то результаты могут стать для вас не утешительными. Мы не пытаемся вас запугать. Просто предупредить о тяжести последствий неверных решений. Заражение инфекцией можно отнести к самым плохим последствиям бритья против роста волос. Согласитесь, что никто не знает, к каким именно заболеваниям это может привести.

Можно ли бриться против роста волос? Вы ещё думаете? Тогда хотим вам сказать, что эта методика чревата ещё и тем, что приводит к врастанию волос. Ведь когда вы сбриваете щетину против её роста, бритвенный станок раздражает эпителий. Кожа начинает восстанавливаться, и её покров может просто покрыть волоски, которые начинают расти. Такие волосы начинают расти в обратном направлении, тем самым врастая в кожу, вызывая покраснения и воспаления. Это не только выглядит не эстетично, но ещё и очень болезненно.

Пару советов, как правильно бриться

Уделите этому процессу достаточно времени. Никакой спешки.

Распарьте кожу и волосы. Для этого достаточно смочить лицо тёплой водой.

Нанесите нужное количество пены либо же геля для бритья на лицо и шею, втирая их лёгкими массирующими движениями.

Сам процесс бритья должен осуществляться по росту волос, от висков к подбородку.

Смойте остатки пены либо геля.

Вытереть кожу полотенцем насухо, но лишь прикладывая его к лицу. Никаких движений.

Нанесение лосьона или крема против бритья.

Если соблюдать все эти простые правила и помнить, почему не стоит бриться против роста волос, то вы станете обладателем гладкой и нежной кожи. Ну а сам процесс принесёт вам только положительные эмоции и избавит от неприятностей.

Разрешено ли укоротить или побрить бороду?

Несколько хадисов о бороде…

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними, а затем:

Всевышний сказал в Своем писании:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ
И был в посланнике Аллаhа для вас прекрасный пример

В различных хадисах пришли различные формы приказа отращивать бороду, вот некоторые из них:

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

В другой версии от Ибн ‘ُУмара в двух сахихах:

В версии Абу Хурайры у Муслима:

Имам Бади’у-Ддин ас-Синди رحمه الله сказал:

وقد أخبر الصادقُ المصدوقُ أن حلق اللحى من عادات المشركين ، فيجبُ على المسلمين الذين آمنوا بالله ورسولِه وصدَّقُوه المخالفةُ لهم وعدمُ التشبه بهم

«Сообщил правдивейший и правдивый, что бритье бороды является обычаем многобожников, и поэтому мусульмане, верующие в Аллаhа и его посланника и принявшие посланника, обязаны противоречить им и отличаться от них».

Граница бороды

Имам и языковед Джамалу-Ддин Мухаммад Ибн Манзур аль-Ансари (ум. 711) сказал:«Борода — это то, что растет на щеках и подбородке». См. «Лисану аль-‘Араб» 15/243

➖

Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал:«Ученые пояснили, что борода, это то, что растет на щеке и подбородке, это и есть борода. А то, что растет на шее бородой не является. Также та часть (кости), что выше уровня (расположенного параллельно) ушам, тоже бородой не является, так как это продолжение головы. Но бородой является то, что растет на костях, (расположенных) параллельно (отверстий) ушей (т.е бакенбарды — сариф по арабски)… Также бородой является то, что растет под нижней губой. Ее называют эспаньолка».

Единогласный запрет бритья бороды

Видные имамы этой уммы передали единогласие в этом вопросе.

Имам Ибн Хазм аль-Андалуси رحمه الله сказал:

اتفقوا أن حلق جميع اللحية مُثْلة لا تجوز

«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды это проступок. Не дозволено это делать».

См. «Маратибу аль-Иджма» стр.157.

Имам Абу аль-Хасан Ибн аль-Къаттан аль-Фаси аль-Малики رحمه الله сказал:

▪️

واتفقوا أن حلق اللحية مُثْلَة لا تجوز«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды это проступок. Не дозволено это делать».См. «Аль-Икъна’ фи Масаили аль-Иджма». 2/3953.

Имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафи رحمه الله сказал:

وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ، ومخنثة الرجال : فلم يُبحه أحد .«А что касается удаления бороды больше )чем хват кулака) как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял». См. «Рад аль-Мухтар» (2.418).

Сказал авторитетный ученый Азхара ‘Али Мах|фуз в своей книге «аль-Ибда’ фи Мударри аль-Ибтида’»:

وقد اتفقت المذاهب الأربعة على وجوب توفير اللحية وحرمة حلقها
«Единогласны все четыре мазхаба в обязательности оставления бороды и в запрете ее бритья».

Сказал ‘алляма Мах|муд ас-Субки:

فلذلك كان حلق اللحية محرماً عند أئمة المسلمين المجتهدين؛ أبي حنيفة, ومالك, والشافعي, وأحمد, وغيرهم
«И поэтому бритье бороды было запрещенным делом у имамов муджтаhидов, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и другие».

Если я не ошибаюсь, но по моему Ибн аль-Къайим رحمه الله тоже передавал единогласие в этом вопросе.

Мнения мазhабов

Теперь, с дозволения Всевышнего, быстренько пробежимся по четырем мазhабам и выясним, какое действительное положение среди мазhабов, ведь многие относят себя к мазhабам.

Ханафитский мазhаб:

Имам Шиhабу-Ддин ат-Турбишти аль-Ханафи (661) رحمه الله сказал:

قصُّ اللحية كان من صنع الأعاجم وهو اليوم شعار كثير من المشركين كالإفرنج والهنود ومَنْ لاخَلاق له في الدين من الفِرَقَ الكافرةِ ، طَهَّرَ الله حَوْزَةَ الدين منهم
«Укорачивание бороды пришло от иностранцев. Сегодня это знамя многобожников, как европейцы и индусы, а также те, у кого нет религиозного воспитания из числа неверующих сект. Да очистит Всевышний религию от них». См. аль-Х|аляби в «Х|укму ид-Дин фи аль-Лих|ья уа ат-Тадхин» стр. 24.

Сказал имам Уалийюллаh ад-Деhляуи رحمه الله:

وقصها ـ أي اللحية ـ سنة المجوس, وفيه تغيير خلق الله
«Укорачивание бороды сунна зороастрийцев. В этом также изменение творений Аллаhа». См. Аль-Х|уджа аль-Балигъа.

Сказал имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафиرحمه الل ه:

وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ومخنثة الرجال, فلم يبحه أحد, وأخذ كلها فعل يهود الهند, ومجوس الأعاجم
«А что касается удаления бороды больше чем хват кулака, как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял. Полное ее бритье это из поступков индийских иудеев и зороастрийцев». См. «Рад аль-Мух|тар» (2.418).

Маликитский мазhаб:

Имам аль-‘Адауив «Хашия» передавал, что имам Малик رحمه الله считал бритье бороды поступком зороастрийцев.

Имам Абу ‘АбдиЛля Мухаммад ибн ‘Арафа аль-Малики (716-803) запрещал брить бороду. См. «Х|ашия аль-‘Адауи» 2/446.

Сказал имам Ибн ‘Абд аль-Барр رحمه الله у себя в «ат-Тамhид»:

ويحرم حلق اللحية ، ولا يفعله إلا المخنثون من الرجال
«Бритье бороды запрещено. Никто у нас так не поступает кроме женоподобных».

Также о запрете говорили такие маликитские имамы как:

Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани аль-Малики в «ар-Рисаля».

Мухаммад ад-Дусукъи аль-Малики в «Шарх|у ад-Дардир».

Аль-Х|ат|аб ар-Ру’ейни аль-Малики в «Мауаhибу аль-Джалиль Шарх| Мухтасар аль-Халиль».

Шафиитский мазhаб:

Вот тут пожалуй по подробней, уж больно много «шафиитов» сегодня говорят о нежелательности бритья бороды. Сегодня я намерен раскрепостить ума «шафиитов», срубить фетвы вековой лжи и освободить их шеи от кандалов фанатизма.

Сказал имам аль-‘Иракъи аш-Шафииرحمه الله ه:

واستدل الجمهور على أن الأولى ترك اللحية على حالها, وأن لا يقطع منها شيء, وهو قول الشافعي وأصحابه
«Большинство ученых привели доказательства в пользу того, что лучше оставить бороду как есть и не отрезать с нее ничего.Это мнение аш-Шафи’и и его учеников«. См.»Тарх ат-Тасриб» 2/83.

Сказал имам Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби аш-Шафии رحمه الله в «аль-Муфhим»: «Не разрешается ни брить бороду, ни щипать ее, ни укорачивать».

Сказал имам Абу Шама аль-Макъдиси аш-Шафии رحمه الله (учитель имама ан-Науауи):

وقد حدث قوم يحلقون لحاهم, وهو أشد مما نقل عن المجوس من أنهم كانوايقصونها
«Люди уже начали брить свои бороды. Это самое очевидное из того, что былоперенято от зороастрийцев, ведь (именно) они укорачивали свои бороды».

Абу аль-Х|амид аль-Гъазали رحمه الله в своей книге «Аль-Их|ья» сказал: «Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Ибн Аби Я’ля – судья Медины, что они не приняли свидетельство (на суде) от бреющего свою бороду». Он также сказал, упоминая бритье бороды:«…это- является тяжким грехом. Борода является украшением мужчины».Он же сказал:«…и посредством нее (т.е эспаньолки) отличают мужчину от женщины». См. «аль-Их|ья» 2/257.

Имам ан-Науауи не согласился с имамом аль-Къади ‘Иядом в том, что бороду нежелательно брить, сказав: "…но более верно, что ее надо оставить как естьи не укорачивать" .Также ан-Науауи сказал:

والمختار تركهاعلى حالها, وألا يتعرض لها بتقصير شيء أصلاً
Предпочитается оставить бороду как есть и не укорачивать ее вообще.
Шарх Муслим 2/154.

Не смотря на известно мнение самого имама аш-Шафи’и о запрете укорачивания бороды, имам ан-Науауи противоречил самому аш-Шафи’и в этом вопросе. Да помилует его Аллаh.

Такой видный и авторитетный имам знаток шафиитского фикха как Шиhабу-Ддин Абу аль-‘Аббас Ах|мад аль-Азра’и аш-Шафи’и (709-783). Ученик аль-х|афиза аль-Миззи и аль-х|афизааз-Заhби говорил, что что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды. И в этом на него упирался дагестанский ученый, знаток шафиитов, который переехал из Дагестана в Мекку (оно и понятно) 200 лет назад, по имени ‘Абдуль-Х|амид аш-Ширвани. Сказал аш-Ширвани: «…и теперь ты узнал,что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды.И также ты узнал, что мнение о нежелательности бритья ошибка, согласно словам аль-Азра’и: Более верно – запрет бритья».

Ахмад бин Къасим аш-Шафии رحمه الله привел слова еще одного имама и знатока мазhаба аш-Шафи’и — Ибн ар-Риф’а аль-Ансари (современник ан-Науауи), сказавшего в «Х|ашияту аль-Кифая»:«Имам аш-Шафии прямо писал у себя в «аль-Умму» о запрете бритья бороды. Также аз-Заркаши аль-Х|улейми в «Шу’абу аль-Иман» и его устаз аль-Къаффаль аш-Шаши в «Мах|асину аш-Шари’а» писали о запрете бритья бороды». См. аль-Х|аляби «Х|укму ад-Ддин фи Тадхин уа Лихья» стр. 31.

P.S. Кстати, Ибн ар-Риф’а, это Наджму-Ддин Абу аль-‘Аббас Ахмад Ибн Риф’а аш-Шафи’и аль-Ансари (645-710). Это тот самый, про которого сам Ибн Теймийя сказал:«Я видел шейха, с бороды которого капал шафиитский фикх». См. Ибн Хаджар в «Ад-Дурар аль-Камина» 1/335.

Ханбалитский мазхаб:

➖

Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя رحمه الله сказал: «Запрещено брить бороду» См.«Аль-Ихтиярат аль-‘Илмийя» стр. 6 Он же сказал:

فأما حلقها فمثل حلق المرأة رأسها وأشد لأنه من المثلة المنهي عنها وهي محرمة «А что касается бритья бороды, то это словно женщина, побрившая свою голову, и даже хуже. Это запрещенный проступок».

Тоже самое сказал Ибн аль-Къайим رحمه الله.

Шамсуддин Ибн Муфлих| аль-Ханбали رحمه الله в своей книге «Аль-Фуру» говорил о запрете бритья бороды в ханбалитском мазхабе.

Сказал имам Мансур аль-Буhути رحمه الله в «аль-Икъна»:«Запрещено брить бороду».

Сказал имам Абу ан-Наджа رحمه الله :«Запрещено брить бороду».

Сказал Шамсуддин ас-Сафарайни аль-Ханбали رحمه الله:

المعتمد في المذهب ، حُرمَةُ حَلْقِ اللحية
«Принятое в мазhабе (ханбалитов), это запрет бритья бороды» См. «Гъизау аль-Альбаб» 1/376.

Сказал имам ‘Абд ар-Рахман бин Къасим аль-‘Асими аль-Ханбали (1392):

وما لهم قاتلهم الله أنى يؤفكون, أمرهم الله بالتأسي برسوله-صلى الله عليه وسلم فخالفوه, وعصوه, وتأسوا بالمجوس والكفرة, وأمرهم بطاعة رسوله , وقد قال: أعفوا اللحى, أوفوااللحى, أرخوا اللحى, أرجوا اللحى, وفّروا اللحى. فعصوه وعمدوا إلى لحاهم فحلقوها, وأمرهم بحلق الشوارب فأطالوها, فعكسوا القضية
«Что же с ними? Да уничтожит их Всевышний, как же они лгут! Аллаh приказал им следовать примеру Его посланника, мир ему и благословение, а они вошли в противоречие с ним и ослушались его, последовали примеру зороастрийцев и кафиров. Он приказал им подчиниться посланнику. Ведь он сказал:«Отпускайте бороду, отращивайте бороду…»а они ослушались его…он приказал им подстричь усы, а те отрастили их и перевернули все на оборот…» См. «Тах|риму Х|алькъи-Ллих|а» стр 13.

Муфтий ‘алляма Мухаммад бин Ибраhим رحمه الله сказал: «Тот, кто сбрил свою бороду после того, как ему стало известно о запрете и он упорствует в этом, совершил большой грех». См «Фатауа уа расаиль» 2/54.

Бритье бороды ниже хвата кулака

➖

Аль-Х|афиз Зейн аль-‘Иракъиرحمه الله в «ат-Тасриб» писал: «Саляфы разногласили: есть ли ограничение в длине бороды, или нет? Некоторые из них сказали, что нет для нее ограничения до тех пор, пока она не станет отличатся (от остальных), тогда он возвращает ее (на привычный образ). Имам Малик не любил слишком длинную (бороду). Некоторые (саляфы) сказали, что ее (минимальный) рост, это все то, что равно хвату кулака, а ниже этого разрешается отрезать. Другие (саляфы) сказали, что отрезается то, что (ниже кулака) лишь при Х|адже и ‘Умре». См. «Т|арх|у ат-Тасриб» имам Зейна аль-‘Иракъи.

Имам аль-Къади ‘Ийядرحمه الله считал, что если борода слишком длинная, то можно укоротить до обычной длины. Он объяснил это тем, что слишком огромная борода привлекает внимания. См. «Т|арх|у ат-Тасриб» имам Зейна аль-‘Иракъи.

Тоже самое передается от ‘Умара и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh. См. «Фатх|уль-Бари» имама Ибн Хаджара, в комментариях к хадису: «Отпускайте бороду…»

Ат-Т|абари считал, что если борода стала безобразно огромной, то разрешается привести ее в порядок. В этом он ссылался на Аль-Х|асана аль-Басри и ‘Ат|а. См. «Фатх|уль-Бари» имама Ибн Хаджара, в комментариях к хадису: «Отпускайте бороду…»

Также на этом мнении имам Ибн ‘Абд аль-Барр, аль-Къади ‘Ийяд, Ибн Теймийя и другие.

Аль-х|афиз Абу аль-Уалид аль-Баджиرحمه الله в шархе на «Муват|аъ имама Малика» сказал:«Передал Ибн аль-Къасим от имама Малика, (сказавшего): «Нет проблем отрезать от бороды ту часть, которая безобразно растет». Ему сказали: «А если она очень длинная?» Он сказал: «Я считаю, что он может подстричь то, что ниже хвата кулака».
И передается от ‘Абдуллы бин ‘Умара и Абу Хурайры, что они отрезали то, что было ниже хвата кулака.
Также передал Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» от ‘Али бин Аби Т|алиба, Абу Хурайры,‘Абдуллы бин ‘Умара ибн аль-Хат|аба, Т|ауса и аль-Къасима бин Мухаммада ибн Аби Бакра, что они отрезали ту часть бороды, что ниже хвата кулака. Аль-Х|асан (аль-Басри) говорил: «Они сделали исключением укорачивать то, что ниже хвата кулака». Джабир сказал: «Мы не будем трогать то, что нижу хвата кулака, разве только на Х|адже и ‘Умре…»».

Случаи, когда бороду дозволяется укорачивать/брить

Этот вопрос я задал бывшему судье столицы королевства — Эр-Рияд, шейху Сулейману аль-Маджиду на его официальном сайте.
Текст ответа:

حلق اللحية محرم، لكن إن أكره الإنسان عليه؛ وذلك بأن يغلب على ظنه أنه لم يفعل فإنه يسجن أو يضرب أو يؤخذ ماله أو يفصل من عمله الذي هو في ضرورة إليه أو نحو ذلك فلا حرج عليه في هذه الحال إذا حلق لحيته، لكن ليحذر الإنسان من الأوهام غير المتحققة في مثل هذا. والله أعلم.

«Бритье бороды — запрещено! Однако, если человек был принужден, т.е. более чем вероятно в случае невыполнения (требуемого) его посадят, или побьют, или отнимут его имущество, или отрежут от его работы, в которой он нуждается или что-то еще в этом плане, то нет на нем греха если в таком случае он побреет бороду.
Но! В подобных случаях человеку следует избегать (всяких) воображений»!

Также этот вопрос я задал шейху ас-Сухейм на нашем еженедельном уроке по правовому делу: Шейх, вопрос относительно отращивания бороды на Кавказе, особенно в Дагестане. Мы по сей день претерпеваем аресты и пытки со стороны режима. Говорю вам это без всякого преувеличения и искажения. Так вот, есть ли для принужденных какое-нибудь исключения? Т.е укоротить бороду то требуемой длины? Или как нам поступить, шейх?

Ответ: «Ученые говорят: если дело не дошло до принуждения, то не допускается послабление. Принуждение имеет свое определение. Принуждением не называется простое (ничем не обоснованный) страх. Необоснованные опасения ареста не берутся во внимания. Но, если реально, в самом деле по причине соблюдения сунны, отращивая бороду он рискует быть схваченным, арестованным, или будут в отношении него применены пытки и т.д, то в таком случае разрешается укоротить бороду столько, сколько позволяет (местность).Ведьукорачивание бороды не тяжелее грехом чем произношение слов куфра, ведь Господь сказал» …кроме принужденных, сердца которых наполнены верой». У ученых сюда же входит и поступок куфра (по принуждению). А кто желает, может быть стойким до последнего.

Как известно некоторые сподвижники, да будет доволен им Аллаh, как Биляль, Хаббаб и другие, стояли до конца, несмотря на то, что их пытали, волокли по горячему песку, клали на них большие камни и т.д. Некоторых даже пытались убить, пытаясь выбить с них слова куфра и отречения от религии, но при этом они не оставляли свою религию даже словесно.

Это и есть непоколебимая решимость. Были и такие, которые словесно дались, как это произошло при смуте в вопросе сотворения Корана, но и там были проявляющие непоколебимую решимость и стойкость. Кто непоколебимо стоит до конца, его не упрекают, как и того, кто под принуждением сдались (словесно). Поэтому, если, одеваясь в исламский вид он может пострадать, то он может прибегнуть к послаблениям (в рамках разумного). Но прибегая к подобным послаблениям важно учитывать, что человек не должен следовать страстям и испытывать успокоение в сердце в том, чему его принудили…»

Ученые «Марказу аль-Фатауа» сказали: «Если более чем вероятно, что, отпустив бороду его коснётся вред, который он не сможет перенести; пытки, изгнание, или тюремное заключение, не говоря уже о убийстве, то в таком случае разрешается сбрить ее!»

Тоже самое сказал шейх аль-Альбани, Ибн Джибрин, Ибн ‘Усеймин, Мукъбиль и другие, да помилует их Всевышний. Тоже самое говорил шейх Мустафа аль-‘Адауи, Мухаммад аль-Фиркаус, ‘Али ар-Рамлий и другие.

Сегодня действительно есть такая опасность, и я сам свидетель такому случаю, когда из-за бороды людей ставили на «профилактический» (экстремистский) учет, а оттуда все несчастья.

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними.

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего.

Ассалям алейкум уа Рахматуллахи уа баракатуху!

Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, исполняйте Его веления и остерегайтесь Его недовольства.

Брить или не брить бороду?

Сегодня благодаря Аллаху через интернет мы находим много фатв о бороде и внешности муслима, в которых говорится, что борода — это сунна и сбривание ее харам. Однако находятся такие женоподобные деятели, которые позабыли Аллаха, предались мирским благам и преследуя какие-то цели умаляют ношение бороды, и более того утверждают, что это средневековый обычай и пусть лучше она будет расти у нас в «сердце». Не вызывает сомнения, что автором таких заявлений могут быть только джахили, которым наплевать на Пречистую Сунну Пророка, алейхи соляту уа ссалям.

Важно помнить, что в каком бы народе ни распространялись грехи, они непременно навлекали на него гибель. Утвердившись в сердце, ослушание Аллаха ослепляет его. Общину, которая ослушивается Аллаха, всегда постигает унижение, которое не оставляет её до тех пор, пока от неё не останутся пустые дома… И это униженное состояние мы с вами наблюдаем сегодня каждый день по причине умаления и несерьезного отношения к устоям религии, в частности вопрос бороды.

О мусульмане! Поистине, ослушание Аллаха всегда приносит с собой зло и навлекает на человека гнев и кару Всевышнего, где бы он ни был. Ослушание Аллаха ведёт к заблуждению и распространению порока. Почему нам с вам не достаточно тех достоверных хадисов и правдивых асаров от сподвижников, радиАллаху анхума, в которых призыв носить бороду в приказном тоне?!

Открытое ослушание Аллаха – это когда человек, совершивший нечто непристойное и греховное, рассказывает об этом другим. Например, человек заявляющий о себе как о мусульманине, стремится продемонстрировать свои ложные знания, рассказывает другим о том, как он привлекательно выглядит без бороды и даъват от этого идет только вперед.

В каких случаях можно сбрить бороду
Pinterest

Нет, клянемся Аллахом это самая губительная ложь! О каком дагвате может идти речь, когда ты уже принял кафирские убеждения о неприемлемости бороды на сегодня? Субханаллах, разве не очевидно, что данный человек — лжец, который идет на поводу у неверных?

Также достаточно упомянуть и о тех мужчинах, которые не возражают против того, чтобы в их семье происходили непристойности, и не ревнуют своих жён, что бы они ни делали. Они – одни из самых отвратительных творений Аллаха, и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал о них, что они не войдут в Рай.

До каких же пор мы будем игнорировать обычаи Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)? Очень печалит тот факт, что путь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его жизнь, мучения, лишения, унижения, терпение, призыв, стало всего лишь — сунной.

Братья, любая достоверная сунна лучше, чем вся эта дунья и все, что в ней. Или же вам автоматом уже гарантировано попадание в Рай?

У сподвижников во время выстаивания ночного намаза, бороды наполнялись слезами. А У НАС?

У НАС НЕ ТО, ЧТО СЛЕЗ, БОРОД НЕТУ!

Дело дошло до того, что сами мусульмане придумывают и распространяют сказки про вред бороды и прочую бредятину! Аллаху Акбар, как можно после этого удивляться нашему униженному состоянию? И не удивительно, что Всевышний Аллах послал своих собак, чтобы собрать нас воедино, подобно тому как пастух оберегает свое стадо от разъединения.

Все Пророки, которых посылал к людям Всевышний Аллах носили бороду: Нух, Ибрагим, Исмаил, Исхак, Муса, Харун, Яхья, Иса и Мухаммад, мир и благословение им Аллаха. Но как оказалось не только духовные ценности представляет собой для мусульман мужская борода, исходя из сегодняшних научных открытий можно наблюдать и пользу для самого здоровья.

Конечно же, сегодня наличие щетины или бороды не говорит о богобоязненности мужчины, поскольку определённая их часть носит её с намерением соблюдать моду, а не сунну. Однако в том или ином случае её польза очевидна.

И серьезные исследования, и независимая медицина утверждают о положительной стороны бороды. Мы приведем удивительные факты в свете последних исследований, свидетельствующие о пользе ношения бороды для здоровья человека.

Так вот оказывается, что борода предотвращает рак кожи. Недавние исследования проведенные в университете Австралии показали, что борода защищает кожу от ультрафиолетовых излучений, исходящих от Солнца. Борода блокирует эти излучения на 95 процентов, то создает великолепную основу и играет большую роль для предотвращения заболеваний рака кожи. Раковые клетки, которые могут появляться на лице человека, на его голове или шеи получают дозу излучения на 90 процентов.

Снижение проявлений астмы и аллергии

Согласно данным медицинских исследований, полученных из Нью Йорка, если человек страдает от симптомов аллергии и астмы, то борода срабатывает как фильтр и не дает распространяться аллергенам. Это похоже на то как срабатывают волосы в носу человека. Помимо того, что вы видите, когда высмаркиваетесь в платок, волосы в носу не дают пройти внутрь грязи и микробам, которые могут причинить вред организму. То есть чем больше у вас растительности на лице, тем больше она предохраняет вас от загрязнения каждый день.

Защита кожи от раздражений

Если мужчина не отращивает бороду, на коже лица могут высыпать разного рода раздражения, тогда как ношение бороды создает защитный слой, который предохраняет кожу на лице от раздражений, таких как раздражение от бритвы, прыщи и фолликулит. В большинстве случаев, раздражение кожи лица связано с бритьем, как заявляет об этом специалист по дерматологии, профессор медицинского Центра при университете штата Огайо. Лезвие может раздражать кожу и даже распространять бактерии, что может стать причиной инфекции волосяного фолликула.

Естественное увлажнение

Волосы обладают уникальным встроенным увлажнителем, который называется сальными железами. По мере роста бороды происходит выработка сальных желез, которые увлажняют кожу лица. Это не только предохраняет кожу лица от сухости и раздражения, но и поддерживает оптимальную влажность, необходимую для комфортного функционирования – оставайтесь молодыми надолго.

А вот еще секрет того, как можно естественным образом добиться замедления старения и молодо выглядеть. Борода защищает от солнечных лучей, и кожа выглядит моложе.

Предотвращение болезней

Когда осенью или зимой наступают ужасные холода, борода всю зиму будет согревать вас и поможет бороться с холодом. Чем длиннее ваша борода, тем лучше ваша теплоизоляция.

Уменьшение инфекций

Если вы носите бороду, вам никогда не придется переживать по поводу бактериальной инфекции, врастания внутрь или заболевания волосяных фолликул. Ведь инфекция часто сопутствует в случае с регулярным бритьем.

Популярность бороды отдельные эксперты объясняют следующим:

  • Густой волосяной покров может скрыть шрамы, скорректировать овал лица, тем самым сделать его более привлекательным и повысить самооценку мужчины, придать большей уверенности в себе.
  • Борода – это лазейка для ленивых: зачем каждый день бриться, если можно оставить всё как есть и быть в тренде. Хотя борода требует определенного ухода.
  • Густая щетина является показателем отличного гормонального фона мужчины, его плодовитости.
  • Неожиданное решение отрастить бороду может стать первым сигналом надвигающейся депрессии. Борода может стать некой маской мужественности, за которой можно скрыть чувствительный внутренний мир мужчины. Возможно, не зря популярность бороды приходится на годы кризисов.

Интересно исследование американских военных, которые ввели в оборот новое оружие – «тактическую бороду». Помимо защиты от обветривания и обморожения, борода придаёт свирепый вид, уверенность в себе, что помогает в ближнем бою. Исследования Пентагона показывают: наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности! Об этом говорится в опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions: Результаты исследований были потрясающими: из 50 солдат с бородами никто не был ранен или убит, точность стрельбы у них была значительно выше, чем у солдат без бород. У солдат без бород был высокий уровень неисправности личного оружия, и с ними всё время происходили какие-то неприятности.

Борода в армии США

Генерал ЦЕНТКОМа (Центральное командование США) Джеймс Е. Маттис выступил с обращением ко всем войскам в зонах боевых действий: «Настало время для Вооружённых Сил принять факты, факты таковы, что бороды спасают жизнь. В свете этой информации мы будем требовать, чтобы все мужчины носили, по крайней мере, один дюйм волос на лице всё время».

Эти исследования также показывают, что систематическое отращивание бороды приводит к повышению уровня тестостерона (мужского гормона) у носителя бороды, что стимулирует эндокринную систему, приводя к тому, что такие мужчины физически более сильные, они принимают более точные и взвешенные решения, имеют более трезвые суждения в стрессовой или ограниченной во времени ситуации. Однозначно установлено, что тестостерон положительно влияет не только на психические, физические, но и умственные параметры. В частности, отращивание бороды оказывает положительное воздействие при симптомах синдрома хронической усталости.

Но при этом сегодня мы часто слышим кучу вопросов на тему о разрешении сбривания бороды в медицинских и других ситуациях. Только, что мы с вами поняли, что медицина наоборот доказывает ее положительный эффект на здоровье и, что такие вопросы задают лишь те, кому наплевать на сунну Пророка, алейхи соляту уа ссалям, и стараются быть женоподобными.

Вдобавок скажем, что действительна есть такая ситуация, когда укорачивание бороды разрешено, но это ситуации, при которых нашей жизни угрожает реальная опасность. Вот пример такой фатвы:

Вопрос: «Если кто-то из нас будет ехать в другую страну, можно ли ему побрить бороду, чтобы не говорили, что он террорист? И можно ли укорачивать большую бороду?».

Ответ шейха ‘Абдулла́ха ибн Джибри́на (да помилует его Аллах):

“Это не дозволено, если только человек не опасается для себя заключения в тюрьму, или избиение, или изгнание, или его подвергнут мучениям, или репрессируют. Тогда он будет считаться принужденным и не желающим этого.
А принуждение является оправданием даже в неверии, как сказал Аллах: «…(Гнев Аллаха) не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера…». (16:106). И как сказано в хадисе: «Моей общине прощено совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены». (Ибн Маджа, 2045; Ибн Хиббан, 7219).
И нельзя укорачивать большую бороду, если только она не стала безобразной, привлекающей внимание, по причине чего человек будет выделяться. А Аллах знает лучше”. См. “Фатауа Ибн Джибрин”, №12950.

О Аллах, прости нам наши грехи и проступки и не спеши наказывать того, кто надеется лишь на Твою милость. О Аллах, окружи нас милостью Своей, отдали от мерзостей, тайных и явных, мусульман нашей страны и всего мира, о Господь миров!
(Аллахумма ‘акыли-ль-‘асрата ва-гфири-з-заллята ва джуд би-хильмика ‘аля ман лям йарджу гайрака. Аллахумма тавалляна би-рахматика ва джаннибна-ль-фавахиша ма захара ва ма батуна ‘ан билядина хассатан ва ан саири биляди-ль-муслимин йа Рабба-ль-‘алямин!).

Борода — любимая Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Просите же и вы прощения у Него. Поистине, Он – Прощающий, Милосердный (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).


Борода с точки зрения религий Востока и иудаизма

Изображение царицы Хатшепсут с бородой

В Древнем Египте мужчинам полагалось бриться. Фараоны, правда, бороду носили, но она была искусственной – из шерсти или волос, переплетенная золотыми нитями. Это украшение представляло собой символ верховной власти, его подвязывали к подбородку, причем не только мужчины. Даже царица-фараон Хатшепсут, чтобы подчеркнуть свой высокий статус, носила такую бороду.
Брахма, один из трех верховных богов в индуизме, часто изображается с длинной белой бородой, символизирующей мудрость и вечность бытия.

Изображение Брахмы в индийском храме XII века

А вот буддизм вместе с отречением от чувственных удовольствий предписывает последователям и отказ от волос на голове. В подражание Будде приверженцы этой религии бреют также и бороду. Так пропадает необходимость ухаживать за волосами, а значит, больше времени и внимания можно уделять внутреннему самосовершенствованию. К тому же, таким способом буддисты становятся еще на шаг ближе к отказу от собственной личности.

Буддийский монах

Ветхий Завет относительно бороды непреклонен: избавляться от нее не разрешает, связывает бритье с трауром или унижением. Долгое время сбривание бороды было равносильно потере чести, обрезать кому-либо бороду считалось жестоким оскорблением.

Представитель общины хасидов

Сбривающий бороду отдаляется от творца, от близости его образу и подобию. У хасидов – приверженцев одного из течений в иудаизме - бритье бороды влечет за собой разрыв с общиной.

Однако в современном мире еврею дозволяется решать вопрос с бритьем самостоятельно, и если человек не считает свой духовный, религиозный уровень достаточно высоким, он может и избавляться от волос на лице, только, разумеется, не в шаббат. А вот традицию не бриться в течение месяца в знак траура по близкому человеку соблюдают все.

Так или иначе, уход за бородой и ее поддержание в аккуратном состоянии приветствуется, но вот вопрос о том, можно ли подравнивать бороду, теоретиками иудаизма рассматривается по-разному.

Борода в католичестве и православии

Взгляды католиков и православных христиан на ношение бороды различались еще до официального разделения христианской церкви в 1054 году. Во многом это было обусловлено традицией – римляне считали бороду чертой варваров. Долгое время вопрос «бриться или не бриться» церковью не регламентировался, но традиция все же предписывала «латинянам» ходить без бороды. С XII века католическим священнослужителям не дозволялось отпускать бороду, это определил Тулузский собор 1119 года, но спустя четыре столетия папы римские уже позволяли себе отказываться от бритья.

Вошли в моду и считались делом вполне богоугодным усы и эспаньолка, такого имиджа придерживались многие правители Ватикана. Что касается католических монахов, то им предписывалось не только избавляться от бороды, но и брить волосы на макушке.

Папа римский Климент VII

Гладкие подбородки латинян воспринимались православными христианами с осуждением. Брадоношение признавалось обязательным для верующих, поскольку таков замысел творца – мужчинам иметь бороду, а женщинам – нет.

Брадобритие, бритье бороды, запрещалось церковными книгами и постановлениями соборов, в частности, Стоглавого Собора 1551 года. Посягнувшим на бороду грозили серьезные наказания: по ним не служили панихиду и сорокоуста, не ставили свечи в храме.

Православные священнослужители

А потому то, что сделал на рубеже XVII и XVIII веков Петр I, представляется делом поистине грандиозным – ему удалось перевернуть с ног на голову многовековые установки и традиции относительно того, что приличествует порядочному христианину. Была установлена пошлина, которая взималась с тех, кто предпочитал ношение бороды новым правилам – налог довольно существенный: например, царедворцы, чиновники, купцы и посадские люди платили по шестьдесят рублей в год, слуги, ямщики – по тридцать.

Указом Петра была предусмотрена пошлина на бороду

Разумеется, на первых порах роптали, бунтовали, хранили сбритую бороду дома в сундуке, чтобы быть с ней похороненными – в царствие небесное без бороды путь закрыт. Но обычай бриться прижился довольно быстро, правда, от этой обязанности были освобождены попы, дьяконы и архиереи, всем остальным за нарушение царского указа полагалось уплатить штраф.
Вот только раскольники этих изменений не признали. По правилам старообрядцев, бритому человеку запрещается входить в церковь, а если он умирает, не покаявшись в этом грехе, то будет похоронен без обряда.

Старообрядцы предпочитали платить пошлину, но бороду не сбривать

Даже теперь, в то время как обычным семинаристам полагается бриться – чтобы отличаться от тех, кто уже получил сан, ученикам, что придерживаются старообрядчества, разрешено отпускать бороду.

Борода в исламе

Мусульманин

Согласно исламу, если борода растет, значит, таков замысел Аллаха, и ее нужно носить. Борода отличает правоверного мусульманина от язычников, а еще от женщин. Бритье бороды считается большим грехом, или, по крайней мере, порицается – многое зависит от течения в исламе. Им же определяются разные варианты взглядов и правил по вопросу обращения с бородой. Разрешено укорачивать бороду – если длина превышает размер сжатого кулака. Допускается и даже приветствуется окрашивание бороды.

Бороду обычно красят хной

И все же мусульманам, как и представителям других вероисповеданий, приходится порой идти навстречу требованиям общества. В ряде стран госслужащим запрещено носить бороду, и последователям ислама при выборе профессии приходится учитывать это. Согласно разъяснениям российских имамов, ношение бороды не является обязательным. Примечательно, что и некоторые монархи исламских государств предпочитают бритье ношению бороды, как, например, король Марокко Мухаммед VI.

Король Марокко Мухаммед VI

На женскую внешность во все времена мода влияла куда сильнее, чем на мужскую, и в отношении волос тоже. А потому религиозные традиции быстрее уступали место прическам, которые подарили миру знаменитые дамы прошлого.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также: