Стрижка портит ли омовение

Опубликовано: 29.09.2024

Что портит омовение

Что нарушает омовение (тахарат или абдез или вудуу), об этом можно судить только на основании текстов из Корана или Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в которых есть тому подтверждение. Таким же подтверждением может быть наличие единогласного мнения ученых по этому вопросу. Существует целый ряд вещей или поступков, когда люди считают, что нарушается омовение, но в действительности это не так.

Прикосновение к женщине

  1. Есть несколько мнений относительно того, нарушает ли омовение прикосновение к женщине. Часть ученых считает, что прикосновение к женщине при любых обстоятельствах и в любых ситуациях, омовение нарушает . Такого мнения придерживались сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ ибн Мас ‘ уд и ибн Умар, такое же мнение разделял имам аш-Шафии, и Ибн Хазм. В качестве подтверждения своему мнению они приводили аят из суры «Аль-Маида» Священного Корана, в котором сказано, что если человек находится в половом осквернении, то ему следует очиститься. «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (сура Аль-Маида (Трапеза), 6-й аят). Шафииты считают, что если происходит соприкосновение между женщиной и мужчиной, которые близкими родственниками не являются, то у обоих нарушается состояние ритуальной чистоты. Не нарушает омовения прикосновение к тем женщинам, на которым мужчина мусульманин не может канонически жениться, то есть матери, сестры, дочери, племянницы и тети, а также к жене.
  2. Существует также мнение, что нарушает омовение прикосновение к женщине только в том случае, если мужчина касался со страстью или вожделением. Так считал имам Малик, такого же мнения придерживался и имам Ахмад. И подтверждение этого дано в книгах «аль-Мудаууана» и «аль-Мугъни». Некоторые ханафиты также считают, что если такое прикосновение произошло непреднамеренно, то оно не нарушает ритуальную чистоту если ни мужчина, ни женщина не почувствовали каких-то эротических ощущений или возбуждения.
  3. Третье мнение, заключается в том, что прикосновением женщины омовение не нарушается вообще, прикоснулся ли мусульманин к женщине случайно или намеренно, сделал ли он это со страстью или без вожделения, была ли эта женщина для мусульманина близкой и знакомой или посторонней. Такого мнения придерживались имам Абу Ханифа, ибн Аббас, Хасан аль-Басри, а также аш-Шайбани, Таус и шейхуль-Ислам ибн Таймия. В пользу того, что именно последнее мнение наиболее верное, говорит тот факт, что Аиша упоминает о таком обстоятельстве: «Обычно я спала перед Посланником Аллаха, … протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их». Посланник Аллаха ﷺ продолжал совершать молитву после такого прикосновения, из чего можно сделать вывод, что он не считал, что такое прикосновение к женщине нарушает омовение. Со слов Аиши также известно, что Пророк Мухаммад ﷺ «целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения». Такой же случай приводится и по отношению к Умару, который поцеловал жену, а потом помолился, но омовения не совершал. Имам аш-Шафии не считал, что прикосновение к женщине нарушает малое омовение, приводя хадис, в котором сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ перед молитвой целовал своих жен. Шейхуль-Ислам ибн Таймия также указывал, что ничего не передается от Пророка Аллаха ﷺ на тему того, что после прикосновения к женам Пророк Мухаммед ﷺ совершал бы тахарат.

О подобных случаях, которые могут нарушить ритуальную чистоту, сказано в аяте четвертой суры Священного Корана, где написаны слова «…и если вы дотронулись до женщин» (сура Ан-Ниса (Женщины), 43-й аят). По мнению ибн Аббаса, подразумевается под этими словами именно половая близость, а не просто соприкосновение, поскольку в арабском языке слова «ва ин ляямэстум» употребляются именно в этом значении.

Испускание газов

По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, если мусульманин чувствует в своем животе какое-то беспокойство и не может точно сказать, сомневаясь, произошло ли выделение газа, которое портит воздух, то он не должен покидать мечеть, если не почувствовал явно запах выделения газов или не услышал характерный звук. Тем самым Пророк Мухаммад ﷺ обозначил одно из важных правил в Исламе: «Сомнение не нарушают убежденность», поэтому если мусульманин действительно уверен в нарушении малого омовения или в том совершил ли он малое омовение или нет - то он не имеет малого омовения, если же он сомневается в том, что он нарушил и склоняется к мнению, что малое омовение у него есть - то малое омовение он не нарушил.

По словам имама аль-Багауи, человек не должен прерывать молитву, если у него есть какие-то сомнения и он не вполне уверен, что омовение его нарушено.

Болезненные выделения

Человек, страдающий хроническими выделениями по причине болезней, таких, как простатит или недержание мочи, или это могут быть выделения крови в результате каких-то хронических кровотечений, не должен переживать относительно того, что такие выделения могут нарушить его ритуальную чистоту. В хадисе от Фатимы бинт Аби Хубайш рассказывается, как она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и задала ему вопрос о том, что у нее истихада (хронические кровотечения), от которых очиститься она не может, и следует ли ей оставить молитву, нарушают ли такие кровотечения ее ритуальную чистоту. Посланник Аллаха ﷺ ответил, что эти кровотечения не являются менструацией, а являются кровотечениями из сосудов.

Женщина должна воздерживаться от молитвы во время менструации, а по ее окончании она должна совершить полное омовение и совершать малое омовение перед каждой молитвой, если у нее имеются хронические выделения, тоже касаемо недержания мочи.

Выделения, которые у молящегося человека происходят во время намаза, вреда ему не принесут, - об этом говорил Шейхуль-Ислам ибн Таймия, отмечая, что такому человеку, у которого возможны болезненные выделения, достаточно совершать перед каждой молитвой малое омовение. Такие люди после омовения совершают одну обязательную молитву и те добровольные молитвы, которые связаны с ней, но к следующему намазу омовение уже становится недействительным, поэтому его следует возобновить.

Прикосновения к чужим половым органам или анальному отверстию

Мнение о том, что прикосновение к чужим половым органам или анальному отверстию нарушает малое омовение, основывается на том, что никаких указаний по этому вопросу нет. Если жена прикасается к анальному отверстию или половым органам мужа, то судить о том, нарушает ли это ритуальную чистоту, можно лишь по хадису, с которым обычно проводят аналогию. В хадисе сказано, что человек, который прикоснулся к своему половому органу , должен совершить омовение, но в хадисе есть прямое указание на то, что речь идет о своем половом органе, поэтому нельзя судить, относится ли это и к половым органам вообще. Считать половым органом дубур или анальное отверстие нельзя, поскольку половым органом анальное отверстие не называют.

Приводятся по этому вопросу слова Всевышнего Аллаха в суре "Муминун" о том, что верующие, которые свои половые органы (фурудж) оберегают от всех посторонних, кроме супругов и невольниц, преуспели. Толкования о том, что анальное отверстие можно причислить к половым органам, нет ни в одном источнике. В половом акте с женщиной анальное отверстие не применяется, в нем участвуют только половые органы. В пользу того, что считать анальное отверстие половым органом нельзя, говорит Имам ибн Хазм, который сказал, что не является правильным называть анальное отверстие половым органом. Об этом написано и в словарях по арабскому языку.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что прикосновение к анальному отверстию или половому органу супруга не будет считаться как нарушение омовения, также как и прикосновение к своему половому органу или прикосновение к половым органам своих детей при их подмывании. Указаний в Коране и сунне на эту тему никаких нет, поэтому нет и иджма, то есть единого на это мнения.

Нарушает ли омовение сопровождение носилок или купание умершего?

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ отмечал, что те, кто купал тело умершего, должны и сами искупаться после, как и те, кто нес носилки с телом умершего. Но это не обязательное повеление Пророка Мухаммада ﷺ, а желательное, как это следует из других хадисов, где сказано, что нет на верующих такой обязанности, как совершение омовения поле того, как искупаешь тело мертвого, поскольку нечистыми мертвые не являются, поэтому мусульманину достаточно помыть руки после купания тела умершего или несения носилок.

Верующие могут выбирать для себя приемлемое действие на свое усмотрение: как свидетельствовал ибн Умар, в его время мусульмане после того, как купали мертвых, совершали полное омовение, если кто считал нужным, а кто не желал этого, тот не совершал. По словам имама аль-Хаттаби, он не может назвать ни одного факиха, который был обязывал мусульман совершать полное омовение или гусль, если они несли умершего. Из этого он делал вывод, что в хадисе такое веление относится к разряду желательных.

Прикосновение к нечистотам

Не существует никаких указаний на то, что прикосновение человека к нечистотам нарушает омовение, и в данном случае ученые едины в своем мнении. Но также ученые придерживаются единого мнения в том, что следует удалить наджасу с одежды и тела.

Выход воздуха из половых органов у женщины

Относительно того, является ли нарушением ритуальной чистоты выход воздуха из половых органов человека, мнение также не разнится: такой выход воздуха случается преимущественно у женщин, и это не является нарушением ритуальной чистоты. Того же мнения придерживается Шейх ибн Усаймин, который сказал, что здесь речь не идет о газах, которые выходят из анального отверстия и портят воздух, а значит его не следует считать нарушившим омовение.

Кровопускание или выход крови из-за пореза

Упоминая кровотечения или кровопускания, которые происходят не из половых органов, то необходимо знать, что омовения такие кровотечения также не нарушают. Приводится случай, рассказанный Джабиром ибн Абдуллахом, когда во врем молитвы одного ансара ранили сразу три раза, но молиться он не прекратил, хоть и истекал кровью. Имам аш-Шаукани не сомневается в том, что об этом происшествии был проинформирован Посланник Аллаха ﷺ, и поскольку он ﷺ никак не прокомментировал необходимости совершения малого омовения с кровотечением, то нет ничего сомнительного в этом вопросе: кровотечение не из половых органов ритуальную чистоту не нарушает. Шейх Альбани придерживался такого же мнения. Кровь при таких кровотечениях нечистотой (наджасом) не является.

О кровопусканиях было сказано ибн Умаром, что человек, который совершает кровопускание, омовение совершать не обязан, и ему достаточно только просто омыть то место, где произошло кровопускание.

Разногласия ученых в вопросе выхода крови

Ханафиты считают, что из-за «выхода текущей крови» следует совершить малое омовение: если вдруг из носа во время молитвы потекла кровь, то молящему следует удалиться, совершить тахарат и только потом присоединиться к намазу снова. Но их мнение относится только к текущей крови, поскольку они отмечают, что если речь идет об одной или двух каплях, то омовение совершать не требуется. Нет достоверных хадисов, которые бы обосновывали это мнение, но есть другие хадисы, поэтому в религиозной практике это может применяться.

Шафииты считают, что в случае кровотечения не нарушается ритуальная чистота, и в качестве обоснования своего мнения они указывают хадис, в котором рассказано, как Посланник Аллаха ﷺ делал кровопускание, а затем приступил к молитве, не совершив малого омовения, но места, которые были испачканы кровью, Посланник Аллаха ﷺ промыл.

Мнение ученых единогласно в том, что если кровотечение внутреннее, то оно не нарушает ритуальной чистоты. Также не нарушается омовение, если кровь течет у кого-то другого или у животного, а мусульманин просто испачкался в этой крови, испортил одежду – ему следует смыть со своего тела и одежды следы этой крови, чтобы восстановить каноническую чистоту.

Нарушает ли смех, сплетни и сквернословие омовение и молитву?

Довольно распространено мнение, что смех в молитве нарушает молитву, и оно основано на том, что в хадисе от Абу аль-Алии сказано, что, когда мимо Посланника Аллаха ﷺ проходил слепой человек, а Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники в это время совершали молитву и проходивший мимо человек упал, то кое-кто из сподвижников Пророка ﷺ засмеялся, но Посланник Аллаха ﷺ повелел тем, кто из сподвижников засмеялся, возобновить молитву и прекратить смех. Эта история приводится в слабом хадисе.

Вопрос о смехе в молитве задавали Джабиру, и он отвечал тогда, что из-за смеха омовение брать повторно не нужно, но молитву следует повторить.

Также приводится хадис, в котором сказано, что намима и гиба, то есть сплетни и сквернословие могут нарушить ритуальную чистоту, но хадис, в котором говорится об этом, недостоверный. Это не отменяет того, что и сквернословие, и сплетни являются греховными деяниями, и поэтому мусульманин не должен их совершать.

Рвота и отрыжка

Существует также мнение, что отрыжка или рвота нарушают ритуальную чистоту, но такая точка зрения должна основываться на доказательствах и обоснованиях, но имам Абу Бакр ас-Сан‘ани и аш-Шаукани говорили о том, что таких доказательств нет.

Существует хадис, в котором рассказано о том, что следует прервать молитву после отрыжки, рвоты, а также после мази, то есть выделения прозрачной жидкости, и что следует после этого совершить омовение: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение», то этот хадис не является достоверным.

Достоверным является лишь хадис, переданный от Ма ‘ дана, в котором Абу ад-Дарда сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ после того, как у него случилась рвота, совершил омовение. Ма‘дан рассказал об этом Саубану, на что Саубан подтвердил это, поскольку сам поливал Посланнику Аллаха ﷺ воду, когда Пророк ﷺ совершал тахарат. В хадисе ничего не сказано о том, что совершать омовение является обязательным после рвоты, Посланник Аллаха ﷺ этого не повелел, а лишь совершил это сам, то есть такое действие желательно, но не обязательно.

Снятие носков, стрижка ногтей и волос, взгляд на аурат человека

На тему того, является ли нарушением омовения снятие носков или стрижка ногтей и волос, авторитетно то мнение, что те, кто совершили все эти действия, омовение совершать не должны. Это мнение является единогласным, и было подтверждено также словами имама ибн аль-Мунзира. Это касается и того, когда мусульманин берет масх на носки, а затем снимает носки, но при этом оставаясь в состоянии ритуальной чистоты. Такое снятие носков не портит тахарат.

Есть также мнение относительно того, нарушает ли омовение взгляд на аурат человека или нет, и также единогласно считают ученые, что это если мусульманин взглянул на аурат человека, то это его ритуальной чистоты не нарушило. Но мусульманин не должен забывать о том, что взгляд на аурат незнакомца является грехом.

Что нарушает малое омовение
Что нарушает омовение?

Единого мнения придерживаются ученые-факихи в том, что любые выделения из мочеиспускательного канала и прямой кишки нарушают омовение. К таким выделениям могут относиться испускание газов, а также выделение из гениталий мужчины или женщины в момент сексуального возбуждения. К таким выделениям относится также дефекация.

Что еще может нарушить омовение?

  • Потеря сознания;
  • Сон, если человек спит и во время сна опирается на что-то или лежит. Если человек дремлет сидя, то такой сон не нарушает ритуальной чистоты.
  • Многие ученые едины во мнении, что сумасшествие или опьянение нарушают омовение.

Если мусульманин испытывает сомнения относительно того, нарушилось ли омовение или нет, эту дилемму всегда можно разрешить с помощью совершения малого омовения, если мусульманин сам считает, что на то есть веские основания.

1. Любые выделения из прямой кишки и мочеиспускательного канала.

Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении[1] и прочих физиологических процессах.

2. Кровотечение или выделение гноя.

В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения[2]. Приведу аргументацию сторон. Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты)[3], обосновывают его следующим[4]:

  • «омовение необходимо из-за выхода текущей крови»;
  • «если кого-то вырвало или у кого-то потекла кровь из носа во время молитвы, то пусть удалится, совершит омовение и присоединится[5] к молящимся, если он не разговаривал»;
  • «одна-две капли не требуют обновления омовения. Причиной нового омовения является только текущая кровь».

Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые. Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике. Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты)[6], приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью»[7]. В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью[8]. Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся»[9]. Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

  • при внутреннем кровотечении омовение не нарушается;
  • если кровь выходит наружу и ее столько, что она течет, тогда омовение нарушается[10];
  • если человек испачкался кровью другого человека или, к примеру, животного, то омовение не нарушается. Единственное, что нужно сделать для восстановления канонической чистоты тела или одежды, так это по мере возможности смыть кровь.

Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:

3. Рвота, заполняющая ротовую полость[11].

4. Потеря сознания.

5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы[12].

7. Соприкосновение мужчины и женщины.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается[13]. Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…» Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни. Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение. В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)». Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей: — «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве»[14]; — «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой»[15]. Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения; — «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего. »[16]. Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины. Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным[17]. Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента [18].

8. Прикосновение рукой (ладонью) к половым органам.

Это требование лишь шафиитского мазхаба[19]. Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение. Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль).

[2] Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики.

[3] Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268.

[4] См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162.

[5] Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки.

[6] Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.

[7] Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.

[8] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.

[9] Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.

[10] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.

[11] Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270.

[12] Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76.

[14] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».

[15] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.

[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.

[17] Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).

[18] Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214. Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.

Действия, портящие омовение

  1. Испражнения (выход мочи или кала).

"Или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места". (Благородный Коран, сура «Маида», 6)

  1. Выход газов из заднего прохода.
  2. Выход крови , гноя или сукровицы из тела, если они растеклись по телу величиной с дирхам или больше.
  3. Кровь из носа или дёсен (если слюна полностью или больше чем наполовину в крови).

Передается от Айши радыяллаху анха, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Если кого-то во время намаза вырвало или пошла кровь из носа, отрыгнул или у него вышло мази, то пусть идет совершать омовение и продолжает свой намаз, при условии, что он не разговаривал". (Ибн Маджа; Булуг аль Марам, 7)

  1. Рвота кровью даже в малом количестве.
  2. Рвота , которая заполняет всю ротовую полость.

Передается от Ма'дана ибн Аби Тальхи, что Абу Дарда радыяллаху анху сказал: "Посланника Аллаха салляллаху алейхи ва саллям вырвало, поэтому он совершил омовение". (Тирмизи)

  1. Опьянение , потеря сознания, временное умопомешательство и т.п.
  2. Сон в лежачем, полулежачем положении, а также, если человек заснул, прислонившись к чему-либо.

Передается от Ибн 'Аббаса радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Совершить омовение необходимо для того, кто лег набок. Поистине тот, кто ложится набок, тот расслабляется". (Тирмизи; Абу Дауд)

  1. Смех в намазе. Улыбка не портит намаз, а беззвучный смех портит намаз.Вследствии громкого смеханарушается и намаз, и вуду.

Передается от Абу Мусы радыяллаху анху, который сказал: "Мы совершали намаз вместе с Посланником Аллаха салляллаху алейхи ва саллям. Один человек зашел в мечеть и из-за того, что он плохо видел, упал в яму находящуюся в мечети. Многие рассмеялись, находясь в намазе. Людям, которые смеялись, Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям приказал совершить омовение и перечитать намаз". (привел Табарани в “Кабире”).

Примечание:

Прикосновение к женщине не портит вуду, если было без желания, но некоторые ученые сказали, что вуду взять – мандуб (действие, совершение которого является богоугодным делом, а оставление его не приводит к греху). (Если мужчина поцеловал свою жену и из полового органа не было выделений (мази), то это не портит вуду.) Также является мандубом после прикосновения ладонью к половым органам совершить тахарат.

Рассказывает Айша радыаллаху анха: "Обычно я спала напротив Посланника Аллахасалляллаху алейхи ва саллям, протягивая ноги в ту сторону, куда он поворачивался во время намаза. Когда он совершал саджда, то касался меня, и тогда я подбирала ноги. Когда же он вставал, я снова вытягивала их, и в то время в наших домах не было ламп". (Бухари; Муслим)

Прикосновение к половым органам не портит вуду.

Передают, что Тальк ибн Али радыяллаху анху рассказывал, что некий мужчина спросил Пророка салляллаху алейхи ва саллям: "Я прикоснулся к своему половому органу". Или же он сказал: "Должен ли человек совершить омовение, если он во время намаза прикоснулся к своему половому органу?" Пророк салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Нет, потому что это всего лишь часть твоего тела". (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным).

Ма'зур – больной человек, у которого хронические болезни, например, постоянный метеоризм, недержание мочи, кровотечения и т.д. Ма'зур совершает омовение перед началом времени каждого из пятикратных намазов и действие этого тахарата продолжается до наступления времени следующего намаза. Во время этого тахарата, он может читать нафили (добровольные намазы), Коран. Вуду портится по истечении времени данного намаза, для которого он ее совершил. Так же если он по своему желанию справил нужду или совершил всякое другое действие, не относящееся к его гузру, болезни. Но ма'зур должен попытаться препятствовать причинам, которые портят вуду. Если ма'зур знает, что испачкал одежду, то одежду следует поменять или постирать.

Ильдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.


فَصْلٌ فِي نَوَاِقضٍ الوُضُوء

Раздел о том, что нарушает малое омовение

Что нарушает вуду:

  1. То, что выходит из двух отверстий[1], даже если что-то выходит в малом количестве[2]. При этом не обязательно, чтобы это были моча или кал, омовение нарушится и в том случае, если вышли камни или червь.

Исключение делается для выхода воздуха из переднего отверстия – он не нарушает вуду. Воздух, который выходит из заднего прохода, нарушает вуду, но по Шариату является чистым сам по себе и не может загрязнить одежду.

  1. Роды, не сопровождающиеся выходом крови.

Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, женщине, которая родила ребенка без выделения крови, нужно совершить только вуду. Однако фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имама Абу Ханифы, согласно которому гусль для такой женщины обязателен из предосторожности (аналогичную фетву по данному вопрос дал шейх Садр Шахид).

  1. Выход/истечение наджасы из тела человека[3].

В данном случае под выходом наджасы следует понимать выход наджасы (например, крови или гноя) за пределы своего источника (например, раны). Омовение нарушается тогда, когда наджаса (например, кровь) достигает участка, мыть который обязательно или желательно во время вуду или гусля. Например, доводить воду глубоко в нос[4] является суннатом в вуду, поэтому, если кровь дойдет до твердой части носа, но не достигнет мягкой его части, вуду уже становится фардом. Однако если кровь появится в глазах и не выйдет за пределы глаза, вуду не нарушается, так как мыть глаза не обязательно и не желательно.

  1. Рвота едой или водой[5], сгустком крови или желчью при условии, что рвоты настолько много, что человеку трудно было бы удержать ее во рту[6] или говорить, удерживая во рту рвоту.

Если человека рвет несколько раз небольшими порциями, то вуду нарушается в том случае, если его рвет по одной и той же причине несколько раз подряд и в сумме количество рвоты заполнило бы рот. Это мнение имама Мухаммада, на котором строится фетва в ханафитском мазхабе. По мнению имама Абу Юсуфа, омовение нарушается лишь в том случае, если человека вырвало несколько раз в одном и том же месте и в сумме его рвота заполнила бы рот.

Жидкость, которая выходит изо рта спящего человека, является чистой. Но имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если жидкость имеет неприятный запах и цвет, она является наджасой.

  1. Кровотечение во рту при условии, что крови столько же или больше, чем слюны.

Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, так как преобладает кровь.

  1. Сон, так как во сне человек не контролирует себя. За исключением ситуации, когда человек спит сидя, плотно прижав ягодицы к полу. Если человек слегка задремал[7], его вуду не нарушается.

  1. Если человек спал сидя, но до того, как проснулся, оторвался от пола (даже если он не упал), его вуду нарушается.

  1. Сумасшествие (جنون).

  1. Алкогольное опьянение (سكر).

  1. Громкий смех во время молитвы при условии, что человек смеется настолько громко, что его слышат находящиеся рядом. Если человек засмеялся тихо, так что слышал самого себя, его намаз нарушается, но вуду действительно. Если человек улыбнулся во время намаза (даже если были видны зубы), ни намаз, ни вуду не нарушаются. Громкий смех нарушает вуду и намаз только в том случае, если молящийся является совершеннолетним по Шариату (بالغ), находится в состоянии бодрствования и совершает молитву, в которой есть руку и суджуд[8].

Вуду нарушается независимо от того, что совершил человек, который захохотал в намазе, – гусль, вуду или таяммум. Вуду нарушается также в том случае, если человек намеренно расхохотался после последнего ташаххуда до совершения саляма, хотя молитва при этом является действительной.

  1. Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без преграды, сопровождающееся половым возбуждением[9].

فَصْلٌ فِيمَا لا يَنْقُضُ الوُضُوء

Раздел о том, что не нарушает малое омовение

Что не нарушает вуду:

  1. Кровь, которая не вышла за пределы своего источника (например, границы раны).

По мнению имама Абу Юсуфа, такая кровь при соприкосновении с ней не загрязняет твердые предметы, например, одежду и тело[10]. Если такая кровь смешается с малым количеством жидкого вещества, оно становится нечистым[11], например, если вату, смоченную такой кровью, бросить в малое количество воды, эта вода станет нечистой.

  1. Отделение от тела человека кусочка кожи или плоти без крови (например, мазоль).

  1. Выход червя из раны, уха или носа, если на этом черве нет наджасы, такой, как кровь или гной.

  1. Прикосновение к половым органам. При этом не имеет значения, как и кто прикоснулся[12].

  1. Прикосновение к коже женщины, которая не является махрамом для человека, без преграды. Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха целовал своих жен и затем совершал молитву, не обновляя вуду.

  1. Рвота, которая не заполнила рот.

  1. Отхаркивание слизи, даже если этой слизи много.

  1. Если человек спит, плотно прижав ягодицы к полу, но при этом покачивается.

  1. Сон, в то время как ягодицы плотно прижаты к полу, даже если человек опирается на предмет (например, подушку, столб или стену), без которого он упал бы.

  1. Сон молящегося в положении руку или суджуда при условии, что человек совершает руку и суджуд в соответствии с сунной[13].

[1] Переднего и заднего.

[2] Вуду нарушается сразу, как только вещество (например, моча) появляется на отверстии, из которого оно выходит, при этом не ставится условием, чтобы оно вышло за границы этого отверстия.

[3] Помимо заднего прохода и половых органов.

[4] До твердой его части.

[5] Даже если пища или выпитая жидкость не успели изменить свои качества.

[6] Согласно самому сильному мнению.

[7] Так, что слышал голоса людей вокруг.

[8] Если человек совершает погребальный намаз или саджда тилява, его вуду не нарушается, но погребальный намаз или саджда становятся недействительными.

[9] Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, однако имам Мухаммад высказал мнение, что такое соприкосновение не нарушает вуду.

[10] На этом мнении строится фетва в ханафитском мазхабе.

[11] Это мнение имама Мухаммада, и на нем строится фетва в ханафитском мазхабе.

[12] Этого мнения придерживались такие великие сподвижники, как Умар, Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Зейд ибн Сабит, табиины Хасан аль-Басри, Саид ибн Мусаййеб и Суфьян ас-Саури.

[13] То же касается саджда тилява и саджда шукр.

Вопрос: Можно ли держать пост, если я не читаю намаз?

Ответ: Да, можно. Так как пост — один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.

Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?

Ответ: Намерение поста (нийат):

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля».

Перевод: «Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Всевышнего Аллаха».

Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ифтара)?
Ответ: Слова, которые произносит постящийся при разговении(ифтара):

«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва аляйкя таваккяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!)» (Ибн Маджа, Сыйам, 48; Даракутни, II/185).»

Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Ответ: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.

Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Ответ: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.

В Рамазан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).

Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Ответ: После фаджр намаза — кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)

Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Ответ: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся — вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)

Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Ответ: Нет, нельзя.

Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)

Вопрос: Можно ли держать пост несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Ответ: Нет, подобное запрещено.

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)

Вопрос: Во время поста, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Ответ: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении поста, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Ответ: Да, можно.
Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)

Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?

Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Ответ: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.

Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Ответ: Сглатывание слюны — пост не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать — нельзя, так как это портит пост.

Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Ответ: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).
К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Ответ: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.

Вопрос: Можно ли в период поста чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Ответ: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.

Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Ответ: Пост не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.

Вопрос: Во время Поста разрешается курить днем?
Ответ: Нет, не разрешается.

Вопрос: Во время Поста разрешается употреблять насвай?
Ответ: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.

Вопрос: Можно ли во время поста принимать душ, ванну?
Ответ: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы мисиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)

Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время поста?
Ответ: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)

Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Ответ: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос: Во время поста, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Ответ: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамазан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)

Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае пост не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся — вам необходимо прервать половой контакт.

Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время поста, в ночное время (после разговения)?
Ответ: Да

«Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (Коран 2:187)

Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Ответ: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)

Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Ответ: При непреднамеренном семяизвержении — пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).

Вопрос: Что делать, если во время поста начался менструальный цикл?
Ответ: Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится:

«Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)

После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.

Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Ответ: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис)

Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Ответ: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.

Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Ответ: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего:

«А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)

Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Ответ: Да

«Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)

Вопрос: Как надо проводить Ураза байрам?
Ответ: В Ураза байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.

Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после поста. Что это за пост и как его нужно держать?
Ответ: Пост в течении 6 дней после месяца Рамазан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника » Ураза байрам «.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто постится месяц Рамазан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)

Читайте также: