С большой сивой гривою чай двадцать лет нестриженной с большущей бородой кто это

Опубликовано: 23.04.2024

Глава III. Савелий, богатырь святорусский

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Дугой спина у дедушки.

Сначала все боялась я,

Как в низенькую горенку

Пробьет дыру медведице

В светелке головой!

Да распрямиться дедушка

Не мог: ему уж стукнуло,

По сказкам, сто годов,

Дед жил в особой горнице,

В свой угол не пускал;

А та сердилась, лаялась,

Его «клейменым, каторжным»

Честил родной сынок.

Савелий не рассердится.

Уйдет в свою светелочку,

Читает святцы, крестится,

Да вдруг и скажет весело:

«Клейменый, да не раб. »

А крепко досадят ему —

К нам сваты!» Незамужняя

Золовушка — к окну:

Ан вместо сватов — нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу —

Не пьяный из питейного —

Сидят, молчат за ужином:

У свекра бровь рассечена,

У деда, словно радуга,

Усмешка на лице.

С весны до поздней осени

Дед брал грибы да ягоды,

На глухарей, на рябчиков.

А зиму разговаривал

На печке сам с собой.

Имел слова любимые,

И выпускал их дедушка

По слову через час.

«Эх вы, Аники-воины! [Аника-воин – популярный в ту пору фольклорный персонаж, хваставший непомерной силой.]

Со стариками, с бабами

Вам только воевать!»

«Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного! [Сермяга – грубое некрашеное сукно, обычно изготавливалось дома. Так же называлась и одежда из подобного сукна.]

Всю жизнь его дерут,

О смерти — муки адские

В ту-светной жизни ждут».

«Надумалась Корёжина [Корёжина – место, в котором проходила жизнь Савелия в молодые годы.] ,

Наддай! наддай! наддай. »

И много! да забыла я…

Как свекор развоюется,

Бежала я к нему.

Запремся. Я работаю,

А Дема, словно яблочко

В вершине старой яблони,

У деда на плече

Сидит румяный, свеженький…

Вот раз и говорю:

«За что тебя, Савельюшка,

Зовут клейменым, каторжным?»

— Я каторжником был. —

Я в землю немца Фогеля

«И полно! шутишь, дедушка!»

— Нет, не шучу. Послушай-ка! —

И все мне рассказал.

— Во времена досюльные

Мы были тоже барские,

Да только ни помещиков,

Не знали мы тогда.

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

«Да как же так, Савельюшка?»

— А были благодатные

Недаром есть пословица,

Что нашей-то сторонушки

Три года черт искал.

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие.

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Помещик наш Шалашников

Через тропы звериные

С полком своим — военный был —

К нам доступиться пробовал,

Да лыжи повернул!

К нам земская полиция

Не попадала по́ году, —

Вот были времена!

А ныне — барин под боком,

Тьфу! прах ее возьми.

Нас только и тревожили

Медведи… да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

Иду: «Мой лес!» — кричу.

Раз только испугался я,

Как наступил на сонную

Медведицу в лесу.

И то бежать не бросился,

А так всадил рогатину,

Что словно как на вертеле

Спина в то время хрустнула,

Покуда молод был,

А к старости согнулася.

Не правда ли, Матренушка,

На очеп [Деревенский колодец.] я похож? —

«Ты начал, так досказывай!

Ну, жили — не тужили вы,

Что ж дальше, голова?»

— По времени Шалашников

Удумал штуку новую,

Приходит к нам приказ:

«Явиться!» Не явились мы,

Притихли, не шелохнемся

В болотине своей.

Была засу́ха сильная,

Мы дань ей — медом, рыбою!

Мы — шкурами звериными!

А в третий — мы ничем!

Обули лапти старые,

Надели шапки рваные,

И тронулась Корёжина.

Пришли… (В губернском городе

Стоял с полком Шалашников.)

«Оброк!» — Оброку нет!

Хлеба не уродилися,

Снеточки не ловилися… —

«Оброк!» — Оброку нет! —

Не стал и разговаривать:

«Эй, перемена первая!» —

И начал нас пороть.

Туга мошна корёжская!

Да стоек и Шалашников:

Уж языки мешалися,

Мозги уж потрясалися

В головушках — дерет!

Не розги. Делать нечего!

Кричим: постой, дай срок!

Онучи распороли мы

И барину «лобанчиков» [Лобанчики – монеты.]

Утих боец Шалашников!

Поднес нам травнику,

Сам выпил с нами, чокнулся

С Корёгой покоренною:

«Ну, благо вы сдались!

А то — вот Бог! — решился я

Содрать с вас шкуру начисто…

На барабан напялил бы

И подарил полку!

Ха-ха! ха-ха! ха-ха! ха-ха!

(Хохочет — рад придумочке.)

Вот был бы барабан!»

Идем домой понурые…

Два старика кряжистые

Смеются… Ай, кряжи!

Домой под подоплекою

Как уперлись: мы нищие —

Так тем и отбоярились!

Подумал я тогда:

«Ну, ладно ж! черти сивые,

Вперед не доведется вам

Смеяться надо мной!»

И прочим стало совестно,

На церковь побожилися:

«Вперед не посрамимся мы,

Под розгами умрем!»

Что год — зовет… дерет…

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Я тоже перетерпливал,

«Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Как примет дань Шалашников,

Уйдем — и за заставою

«Что денег-то осталося!

Дурак же ты, Шалашников!»

И тешилась над барином

Корёга в свой черед!

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину —

Тащат последний грош!

Зато купцами жили мы…

Подходит лето красное,

Ждем грамоты… Пришла…

А в ней уведомление,

Что господин Шалашников

Под Варною [Варна – в 1828 г., во время Русско-турецкой войны шли кровопролитные бои за крепость Варна. Ныне – крупный болгарский город.] убит.

Жалеть не пожалели мы,

А пала дума на сердце:

И точно: небывалое

Наследник средство выдумал:

К нам немца подослал.

Через леса дремучие,

Через болота топкие

Пешком пришел, шельмец!

Один как перст: фуражечка

Да тросточка, а в тросточке

Для уженья снаряд.

И был сначала тихонький:

«Платите сколько можете».

— Не можем ничего! —

«Я барина уведомлю».

— Уведомь. — Тем и кончилось.

Стал жить да поживать;

Питался больше рыбою;

Сидит на речке с удочкой

Да сам себя то по носу,

То по лбу — бац да бац!

Смеялись мы: — Не любишь ты

Не любишь, немчура. —

Катается по бережку,

Гогочет диким голосом,

Как в бане на полке…

С ребятами, с дево́чками

Сдружился, бродит по лесу…

Недаром он бродил!

«Коли платить не можете,

Работайте!» — А в чем твоя

Болото…» Окопали мы…

«Теперь рубите лес…»

— Ну, хорошо! — Рубили мы,

А немчура показывал,

Где надобно рубить.

Глядим: выходит просека!

Как просеку прочистили,

К болоту поперечины

Велел по ней возить.

Ну, словом: спохватились мы,

Как уж дорогу сделали,

Что немец нас поймал!

Поехал в город парочкой!

Глядим, везет из города

Откудова ни взялися

У немца босоногого

Повел хлеб-соль с исправником

И с прочей земской властию,

Гостишек полон двор!

И тут настала каторга [Каторга – один из самых тяжелых видов тюремного заключения, связанный с работой на рудниках или на строительстве в труднодоступных местах.]

До нитки разорил!

А драл… как сам Шалашников!

Да тот был прост; накинется

Со всей воинской силою,

А деньги сунь, отвалится,

Ни дать ни взять раздувшийся

В собачьем ухе клещ.

У немца — хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя сосет!

«Как вы терпели, дедушка?»

— А потому терпели мы,

Что мы — богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик — не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою — а богатырь!

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие

Прошли по ней — сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит — катается

На колеснице огненной…

Все терпит богатырь!

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужли не богатырь?

«Ты шутишь шутки, дедушка! —

Сказала я. — Такого-то

Чай, мыши заедят!»

— Не знаю я, Матренушка.

Покамест тягу страшную

Поднять-то поднял он,

Да в землю сам ушел по грудь

С натуги! По лицу его

Не слезы — кровь течет!

Не знаю, не придумаю,

Что будет? Богу ведомо!

А про себя скажу:

Как выли вьюги зимние,

Как ныли кости старые,

Лежал я на печи;

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася? —

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

«А что же немец, дедушка?»

— А немец как ни властвовал,

Лежали — до поры!

Осьмнадцать лет терпели мы.

Застроил немец фабрику,

Велел колодец рыть.

Вдевятером копали мы,

До полдня проработали,

Приходит немец: «Только-то. »

И начал нас по-своему,

Не торопясь, пилить.

Стояли мы голодные,

А немец нас поругивал

Да в яму землю мокрую

Была уж яма добрая…

Случилось, я легонечко

Толкнул его плечом,

Потом другой толкнул его,

И третий… Мы посгрудились…

До ямы два шага…

Мы слова не промолвили,

Друг другу не глядели мы

В глаза… а всей гурьбой

Всё к яме… всё на край…

И немец в яму бухнулся,

Кричит: «Веревку! лестницу!»

Мы девятью лопатами

«Наддай!» — я слово выронил, —

Под слово люди русские

«Наддай! наддай!» Так наддали,

Что ямы словно не было —

Сровнялася с землей!

Тут мы переглянулися…

Кабак… острог в Буй-городе.

Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно;

Не выдрали — помазали,

Плохое там дранье!

Потом… бежал я с каторги…

Поймали! не погладили

И тут по голове.

По всей Сибири славятся —

Собаку съели драть.

Да нас дирал Шалашников

Больней — я не поморщился

С заводского дранья.

Тот мастер был — умел пороть!

Он так мне шкуру выделал,

Что носится сто лет.

А жизнь была нелегкая.

Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения.

Я денег прикопил,

По манифесту царскому

Попал опять на родину,

Пристроил эту горенку

И здесь давно живу.

Покуда были денежки,

Любили деда, холили,

Теперь в глаза плюют!

Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать…

Тут кончил речь Савельюшка…

«Ну, что ж? — сказали странники. —

Одной беды Бог миловал:

Холерой умер Ситников, —

«Наддай!» — сказали странники

(Им слово полюбилося)

Оглавление

  • Часть первая
    • Пролог
    • Глава I. Поп
    • Глава II. Сельская ярмонка
    • Глава III. Пьяна ночь
    • Глава IV. Счастливые
    • Глава V. Помещик
  • Крестьянка
    • Пролог
    • Глава I. До замужества
    • Глава II. Песни
    • Глава III. Савелий, богатырь святорусский
    • Глава IV. Дёмушка
    • Глава V. Волчица
    • Глава VI. Трудный год
    • Глава VII. Губернаторша
    • Глава VIII. Бабья притча
  • Последыш
    • Глава I
  • Пир — на весь мир
    • Вступление
    • Весёлая
    • Барщинная
    • Про холопа примерного — Якова Верного
    • О двух великих грешниках
    • Крестьянской грех
    • Голодная
    • Эпилог Гриша Добросклонов

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Урок 29. Русская литература 10 класс ФГОС

Доступ к видеоуроку ограничен

Конспект урока "Образы «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»"

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, кого и почему в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» называют «народными заступниками».

– Поговорим о судьбах Ермилы Гирина и Савелия, богатыря святорусского.

– Раскроем смысл легенды о двух великих грешниках.

В галерее ярких крестьянских образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо» есть особая категория персонажей.


Их называют народными заступниками.

Кто такие народные заступники? Это люди, готовые бороться и защищать обездоленный русский народ. Народные заступники в поэме показывают пробуждение народного сознания, готовность народа к борьбе с угнетателями за правду и за свои права.

Каждый из народных заступников обладает качествами, приближающими его к нравственному идеалу Некрасова. И каждый из этих героев влияет на мировосприятие и убеждения крестьян-правдоискателей, заставляя пересмотреть свои идеалы.

Народных заступников в поэме четыре. Это Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий Корчагин и Гриша Добросклонов. Надо сказать, что все они выходцы из крестьянской среды.

Крестьянское происхождение народных заступников – это новая, революционная идея Некрасова. До него считалось, что только дворяне могут защитить народ, решить его проблемы и привести к счастью. В 60-х годах XIX века стали верить, что Россию спасут разночинцы. Некрасов же ищет силы в народной среде.

Первым из народных заступников крестьянам встречается правдолюбец Яким Нагой. Он появляется в главе «Пьяная ночь». Яким с вызовом говорит о себе собирателю фольклора Павлуше Веретенникову:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Почему пьяницу Якима Нагого считают народным заступником? Он заступается за крестьян перед Павлушей Веретенниковым, который осуждает их пьянство. В гневе Яким требует не мерить крестьян господской меркой. Он рассказывает, как тяжела жизнь мужика. Чаша терпения в народной душе уже переполнена.

У каждого крестьянина

Душа что туча чёрная –

Гневна, грозна, – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Но, пожалуй, важнее слов Якима Нагого история, которую о нём рассказывают. Во время пожара Яким потерял всё нажитое добро, потому что первым делом они с женой кинулись спасать не деньги, а иконы и картиночки, которые висели на стенах. Яким Нагой защищает народную душу. Его история меняет у крестьян-странников представление о счастье, показывая, что хлеб духовный дороже хлеба земного.

Обратите внимание на то, как поэт описывает внешность Якима Нагого.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю – матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука – кора древесная,

А волосы – песок.

Яким больше похож на стихийного духа, выросшего из земли. Он живое воплощение трудовой жизни крестьянской, того самого русского духа из былин и сказок. Он сын матери-сырой земли. Единое целое с русской природой. А его история говорит о чувстве прекрасного, которое живёт в народной душе. Тягу к прекрасному неспособны заглушить тяжёлый труд, унижения и голод.

В поиске счастливого человека крестьяне-правдоискатели встречают Федосея, который рассказывает им о бывшем бургомистре Ермиле Гирине.

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почёт,

Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Ермил Гирин с юности болел душой за народ. Работая писцом, он бескорыстно помогал крестьянам. Авторитет его был так велик, что его единогласно выбрали бургомистром, несмотря на молодость. Не раз и не два в рассказах крестьян звучат слова о его честности и справедливости.

Ермил совершил один-единственный несправедливый поступок, спасая брата от рекрутчины. Он отдал вместо него в армию другого парня. Это прегрешение довело его до попытки самоубийства. Ермил публично раскаялся, вернул рекрута и выплатил штраф. Народ его простил, но обострённое чувство справедливости не позволило Ермилу Гирину оставаться управляющим. Он для себя стал самым строгим судьёй и тем самым заслужил ещё большее уважение людей.

Когда Ермилу Гирину срочно понадобились деньги, чтобы выкупить мельницу, люди несли ему всё до последней копейки. Ермил показывает веру в народное единство, против которого бессильны хитрость, подлость и богатство угнетателей.

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней.

У Ермила Гирина было всё для счастья: и достаток, и спокойная жизнь, и уважение народа. Он хотел изменить положение угнетённого крестьянина не борьбой, а честным трудом. Но ради народной правды он пожертвовал своим благополучием и попал в острог как бунтовщик.

Далёкий от идеи бунта труженик Ермил Гирин оказывается в тюрьме за участие в бунте. А другой народный заступник, Савелий Корчагин из бунтаря превращается в религиозного подвижника, проповедующего смирение.

С Савелием странники не встречаются. Его историю они узнают от Матрёны Тимофеевны. Савелий, богатырь святорусский – это воплощение народной силы и мужества.

Савелий – человек богатырского сложения, он обладает звериной, медвежьей мощью.

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Но почему же Савелия называют святорусским богатырём, ведь он не был солдатом и не сражался на войне?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В боюа богатырь!

Сила Савелия, его богатырство в долготерпении. Тяжёлый крестьянский труд, издевательства управляющего, побои, двадцатилетняя каторга не смогли сломить его. Савелий сохранил силу характера, чувство юмора, гордость и внутреннюю свободу. «Клеймёный, да не раб!» ‒ шутит он про себя.

Богатырём Савелий называет крепостного мужика, которого невозможно победить, потому что его терпение сильнее всех испытаний:

Всё терпит богатырь!

И гнётся, да не ломится,

Не ломится, не валится.

В молодости Савелий возглавил бунт доведённых до последнего предела крестьян. Именно он первым толкнул управляющего, и он произнёс слово «наддай», когда начали закапывать немца. А в конце жизни он сетует на безысходность крестьянской жизни:

Недотерпетьпропасть!

Перетерпетьпропасть.

Ещё святорусский богатырь жалеет о понапрасну растраченной силе:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

Савелий признаётся, что душа его зачерствела от бесконечных невзгод, и только любовь к правнуку растопила его сердце. Поэтому смерть Дёмушки он воспринимает как наказание за грех убийства. Он уходит в монастырь замаливать грехи.

От стихийного бунтарства Савелий, богатырь святорусский, приходит к мысли о смирении и тщетности борьбы. Он говорит перед смертью, что правды в этом мире не найти. Поэтому нужно терпеть и мириться со всем, даже самым большим злом.
Что на роду написано,

Того не миновать!

Можно ли сказать, что это точка зрения самого поэта? Нет. Потому что в поэме есть глава под названием «Легенда о двух великих грешниках», в которой Некрасов ищет ответ на философский вопрос о том, можно ли с помощью зла победить большее зло.

Великий грешник атаман Кудеяр раскаялся в своих грехах и ушёл в отшельники, чтобы вымолить у бога себе прощение. В видении разбойнику было сказано, что он получит прощение только когда срежет вековой дуб толщиной в три обхвата тем же ножом, которым убивал людей. Труд непосильный даже для молодого, полного сил человека, не то, что для старика. Кудеяр принялся за работу и заслужил прощение. Но как? Не трудом и молитвой, а убийством. То есть, новым страшным грехом, совершённым в порыве гнева.

Пан Глуховский так же, как и сам Кудеяр годы назад, живёт в беззаконии. Но он не желает даже задуматься о своих жертвах. Он абсолютно уверен в своей правоте и наслаждается, измываясь над людьми. Глуховский не раскаивается, а наоборот хвастает своими преступлениями.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Как только ослеплённый яростью Кудеяр убил пана Глуховского, столетний дуб рухнул и

С инока бремя грехов!»

В легенде о двух великих грешниках Некрасов вступает в спор с христианской моралью. Убив Глуховского, инок остановил его преступления. Получается, это убийство спасло множество людей, которых вельможный пан продолжал бы пытать и вешать. А значит, оно оправданно. Кроме того, Кудеяр ощутил обиду и гнев не за себя, а за издевательство над богом и ближними.

Обратите внимание, что формально пан Глуховский не преступник, за издевательства над крепостными его закон не преследует. Кудеяр же был грабителем и убийцей. Но уверенный в своей правоте барин становится гораздо большим грешником, чем бывший убийца.

Вместе с легендой о двух великих грешниках в главе «Пир на весь мир» звучит множество народных песен о народных страданиях: «Голодная», «Солёная» и другие.

Жизнь тошна,

Боль сильна.

В главе «Пир на весь мир» рассказывается история холопа примерного, Якова верного, который совершает грех самоубийства, чтобы отомстить своему барину за жестокую обиду. Рассказывается история старосты Глеба, который предал своих собратьев-крестьян, лишив их воли по сговору с наследником умершего хозяина.

В поэме указан и источник греха. Вот как об этом говорит крестьянам Гриша Добросклонов.

Змея родит змеёнышей.

А крепь – грехи помещика,

Грех Якова несчастного,

Грех Глеба родила!

Не стало крепостного права, значит, и такого беззакония твориться больше не будет, утверждает Гриша Добросклонов, истинный народный заступник.


Он ободряет крестьян и говорит о своём заветном желании, чтобы каждому крестьянину на Руси было жить хорошо.

Об этом и последняя песня в главе «Пир на весь мир»:

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.1. В чём сложность и неоднозначность образа Луки? (по пьесе М. Горького «На дне»)

17.2. «Это всё о России» (по творчеству А. Блока).

17.3. Образы героев-богатырей в русской литературе (по одному или нескольким произведением отечественной литературы).

17.4. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать. » (Особенности басни как литературного жанра).

Комментарии к сочинениям.

17.1. В чём сложность и неоднозначность образа Луки? (по пьесе М. Горького «На дне»)

Отвечая на основной социально-философский вопрос пьесы: что лучше истина или сострадание? - автор поднимает в приведенном фрагменте проблему сострадания, доведенного до лжи во спасение. Странник Лука считает обитателей ночлежки слабыми людьми, нуждающимися в жалости и утешении. Именно эта правда заставляет его сеять иллюзии среди ночлежников, кормить их утешительными сказками и вести проповеди о несуществующей «праведной земле». Нужна ли ложь во спасение? Будет ли спасение от лжи? Над этими вопросами необходимо рассуждать в сочинении.

С5.2 «Это всё о России» (по творчеству А. Блока).

Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока. Он любил Россию как сын, принимал её со всеми достоинствами и недостатками, доводящими порой до беспредельной боли за судьбу Родины-матери.

Для анализа можно взять стихотворения: «Родина», «Русь», «На поле Куликовом» -, поэму «Двенадцать».

Лирический герой стихотворений Блока влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Она разная. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, от этого она не потеряла своей душевной чистоты. В поэзии Блока звучит святая вера в то, что Россия, подобно степной кобылице, преодолеет все преграды и вырвется на вольное поле, как уже не раз бывало в её героическом прошлом.

17.3. Образы героев-богатырей в русской литературе (по одному или нескольким произведением отечественной литературы).

Фольклорная традиция изображения былинных богатырей нашла своё отражение в русской литературе.

Настоящим богатырём выглядит Герасим в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Автор отмечает его силу, некоторую могучесть даже и вместе с тем подчёркивает, что Герасим добр, трудолюбив.

В поэме Н.А. Некрасова создан образ Савелия – «богатыря святорусского»:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Савелий — очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Нелёгкая выпала крестьянину доля: издевательства управляющего, каторга, смерть внука. Но Савелию удаётся сохранить свои лучшие качества: доброту, свободолюбие, терпение.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» главным героем является народ, богатырский дух которого раскрывается на войне. Воспоминания старого солдата, волнующие его душу, о тех днях говорят, о русском боевом и настойчивом духе:

…Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!

Строки «Бородина» дают нам возможность представить силу и храбрость русского духа, способность людей на самопожертвование ради свободы русской земли.

17.4. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать. » (Особенности басни как литературного жанра).

Басня — краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня — жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. В баснях Крылова высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом и косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?

Таким образом, Крылов в своих баснях предстает перед нами как человек неравнодушный и к отдельным человеческим порокам, с которыми призы-вает активно бороться, так и к порокам социальным, политическим, против которых выступает в своих баснях.


Описание презентации по отдельным слайдам:

Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. Четыре части поэмы в современных изданиях располагаются в разной последовательности: литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу авторского замысла. Незадолго до смерти Некрасов писал Г.И.Успенскому, что надеется «создать народную книгу», опираясь «на весь опыт», «все сведения» о народе, «накопленные по словечку… в течение 20 лет».

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы — русского крестьянина. В своей поэме Некрасов изобразил жизнь народа в один из сложных моментов истории. В начале 1860-х годов в России была проведена Крестьянская реформа. В результате возникла ситуация, когда старые (крепостные) устои уже разрушились, а новые ещё не сложились. Кризис затронул все слои общества. Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику.

Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране в поисках ответа на вопрос: «Кому живётся весело, Вольготно на Руси?». Это и есть сюжетная линия поэмы. В рукописях Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром и увидеть царя. Об этом свидетельствует спор странников: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю.

Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо” — такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых крестьянах. Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука – кора древесная, А волосы – песок. Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству: “А всё вином кончается …“ В образе Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он – символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины.

Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо” — такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых крестьянах. Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удается проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание. Ермил Гирин честен, порядочен, умен, он принимает все правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за унижения, бедствия и страдания русских людей.

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой “счастливой” женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею: Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны — это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.

С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно, как из лесу, Согнувшись, выходил. Савелий — очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он — всего лишь игрушка в руках судьбы.

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа. Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Жизнь трудовая — Другу прямая К сердцу дорога, Прочь от порога, К сердцу дорога, Прочь от порога, Трус и лентяй! То ли не рай? Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежеде всего!

Большую роль в поэме играет устное народное творчество. Некрасов вводит фольклорные элементы в текст поэмы «прямо» (в виде стилизаций) и «косвенно» (как цитаты, характерные приёмы и образы). В качестве «арсенала» художественных средств он использует не только народные песни (барщинная, солдатская, бурлацкая и др.), поговорки, пословицы, загадки, но и более крупные фольклорные жанры: сказку (семь странствующих героев, говорящая птичка-пеночка, скатерть-самобранка), былину (образ Савелия). «Хвали траву в стогу, а барина – в гробу», « рад бы в рай, да дверь-то где?», «летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда ревёт», «не лает, не кусается, а не пускает в дом», «рассыпался горох на семьдесят дорог», «Хорошо, светло в мире божием! Хорошо, легко, ясно на сердце» и т.д.

Некрасов был прав, называя свою поэму «крестьянской эпопеей». Для неё, действительно, характерны черты эпопеи – наиболее крупной и монументальной формы художественной литературы: разветвлённый сюжет, многогеройность, национально-историческая проблематика, народный взгляд на действительность. Исследователи творчества Н.А.Некрасова чаще всего определяют жанр «Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея.

Сколько правдоискателей встречается на перекрестке? Перечислите деревни, в которых живут мужики. В чём суть спора между мужиками в поэме? Какую клятву дают семь правдоискателей?

Н.А.Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», однако он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни в переломный момент истории. Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое знание народных традиций и культуры помогло создать яркие образы. Использование элементов устного народного творчества содействовало передаче специфики народного языка. По верному замечанию писателя Г.И.Успенского, Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как «наиискреннейший выразитель сущности русской души – страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю, к свету, к правде…»

Меню статьи:

Николая Некрасова называют борцом за права народа, мастером гражданской лирики. Савелий – один из действующих персонажей некрасовского произведения под названием «Кому на Руси жить хорошо». Название очень говорящее.

Стихотворение Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» – редкий пример того, как писатель отходит от привычного для себя стиля. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Формально литературоведы определяют этот текст как эпическую поэму. А что именно скрывается за образами отсюда, мы узнаем чуть ниже. По крайней мере, мы точно проясним для себя образ Савелия.

Кто такой Савелий?

Чтобы понять личность этого персонажа, глубже проанализировать особенности характера Савелия, мы применим цитатную характеристику этой фигуры.

Формальные данные и родственные связи героя

Во-первых, Савелий описан как крепкий святорусский мужчина, богатырь. Впервые по-настоящему близко читатель знакомится с Савелием в главе о крестьянке. Здесь, семеро главных героев произведения встречаются с некой Матреной Тимофеевной Корчагиной.

Кому на Руси жить хорошо

Это крестьянская женщина, которая рассказывает путникам о своей истории, жизни, событиях. Кроме собственной доли, Матрена поведала новым знакомым и об одном родственнике по имени Савелий.

Произведение Николая Некрасова “Я не люблю иронии твоей”, посвященное его возлюбленной – немного тайна. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Итак, мы знаем, что Савелий состоит в родственных связях с Корчагиной.

Во-вторых, наш герой оказался обычным «барским» крестьянином, что значит – бывшим крепостным. Об этом свидетельствуют цитаты:

Мы были тоже барские…
С крестьянином Савелием…

Кем же приходится этот мужчина Матрене? Оказывается, что женщина вышла замуж за внука этого богатыря-крестьянина:

Из всей семейки мужниной
Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня…

Сидели мы и плакали.
Я деду горе новое
Поведала свое…

О месте жительства

Герой проживал в деревне под названием Корежина. Вот, что пишет об этом автор:

Надели шапки рваные,
Худые армяки –
И тронулась Корежина!…

О физических характеристиках персонажа

Здоровье у Савелия неважное. Вопреки прошлому, когда мужчина был по-богатырски силен, сейчас герой стал состарившимся и немощным:

Как ныли кости старые,
Лежал я на печи…

Спина в то время хрустнула,
Побаливала изредка,
Покуда молод был,
А к старости согнулася…

Но недуги не помешали мужчине дожить до преклонного возраста. Савелию шел 107-й год Он жил сто семь годов…

Внешние данные Савелия

Матрена красочно описывает внешность героя, вспоминая о том, что в молодости тот славился богатырской силой. Теперь же волосы мужчины поседели. Но грива на голове – длинная и словно свидетельствующая о свободолюбии:

Я вспомнила
Про богатырство дедово…

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал…

Время отразилось на некогда военной выправке мужчины:

Дугой спина у дедушки…
Да распрямиться дедушка
Не мог…

Сам же старик находит для себя забавное сравнение – сельский колодец (очеп). Возможно, это говорит о присущем герою чувстве юмора:

Не правда ли, Матренушка,
На очеп я похож.
…спину старую
Пытался разогнуть…

И правда, Некрасов неоднократно описывает здоровое отношение к жизни старика, умение посмеяться над собой, улыбнуться трудностям и катастрофам. Юмор – это черта, которую автор довольно часто упоминает, говоря об этом экстравагантном герое:

А крепко досадят ему –
Подшутит…

У свекра бровь рассечена,
У деда, словно радуга,
Усмешка на лице…

Ты шутишь шутки, дедушка.

Не правда ли, Матренушка,
На комара корёжского
Костлявый я похож?.

О судьбе персонажа

По иронии к мужчине прицепилась в деревне кличка – «счастливец». Это горько, ведь на самом деле у героя доля совершенно не пахла счастьем:

Ну то-то! речь особая.
Грех промолчать про дедушку.
Счастливец тоже был…

Мужчине пришлось испытать и прочувствовать в жизненном круговороте множество удач и невзгод. Это большой багаж опыта, который лежит грузом (с одной стороны), но также облегчает жизнь (с другой стороны), учит переносить ужасы и беды. Как мы видим, наш герой не сломался под давлением обстоятельств. Наоборот, смог продемонстрировать свою стойкость и настоящее достоинство:

А господин Шалашников
С своей воинской силою?
А немец-душегуб?
Потом острог да каторга…

Окаменел я, внученька,
Лютее зверя был…

Значит, наш герой прошел войну, опыт сражений:

Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут…
И долго, долго дедушка
О горькой доле пахаря
С тоскою говорил…

Однако потом мужчине пришлось вернуться в деревню, чтобы работать на земле. Крестьянский же труд, как видно, оказался делом очень неблагодарным:

За все страдное русское
Крестьянство я молюсь.
Сладка ли жизнь крестьянина.

О внутренних качествах героя

Савелию присуща доброта и некая мягкость:

Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня…

Герой – образованный мужчина, богатырь знает грамоту, чтение. Это удивительно, ведь крестьянский народ – в большинстве своем – масса необразованная, люди в селе тогда читать не умели:

…острог в Буй-городе.
Там я учился грамоте,
Пока решили нас…

Увидела я дедушку:
В очках, с раскрытой книгою…

Для мужчины характерна глубокая вера и религиозность. Матрена рассказывает, что старик часто уединяется в своей комнате, перебирает в руках четки, проводит время в молитвах. При этом, герой верит в предопределение, в фатум, рок, ведь, по его мнению, судьба человека находится в руках Господа:

А с Богом спорить нечего,
Стань! помолись за Демушку!
Бог знает, что творит…

Итак, герой выстоял во всех жизненных испытаниях, и это свидетельствует о стойкости духа и о мощности, крепости характера персонажа:

Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал…

Характер, темперамент персонажа

Мужчина способен на долгое терпение, однако ценит и обожает свободу.

Рабское существование угнетает героя:
Клейменый, да не раб.

Также для героя характерно проявление гордости, но это не гордыня:

Вот были люди гордые!
А нынче дай затрещину –
Исправнику, помещику
Тащат последний грош.

Ну, ладно ж! черти сивые,
Вперед не доведется вам
Смеяться надо мной.

Храбрость, сила, смелость – вот ключевые черты характера персонажа. Герой умеет охотиться на диких зверей, знает медвежью охоту, например, не боится опасностей:

…наступил на сонную
Медведицу в лесу.
И то бежать не бросился,
А так всадил рогатину…

Для характера героя также привычны терпеливость и выносливость. Савелий может смолчать, когда это нужно. Крепость тела и духа, впрочем, не дает герою оснований считать себя исключительным. Так, герой уверен: в каждом человеке, россиянине, живет богатырская сила:

А потому терпели мы,
Что мы – богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь.

Кому на Руси жить хорошо

Все терпит богатырь!
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится…
Ужли не богатырь.

Драма персонажа

Внешне и внутренне герой, безусловно, выражает сущность истинного русского воина. Между тем, драма героя состоит в следующем: эти возможности мужчина тратит попусту – не защищая родные территории от вражеских нападения, не работая на благо общества и общины… вся сила ушла на терпение барских побоев:

Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася? –
Под розгами, под палками
По мелочам ушла.

Матрена также поведала путникам, почему этот некогда сильный мужчина оказался в столь плачевном положении.

Кому на Руси жить хорошо

Герой проживал в родных пенатах. Жизнь эта была спокойной и мирной. Герой на тот момент был крепостным.

Однако помещик попался нормальный, добрый, не изводил своих крестьян. Но потом молодой барин, наследник, пригласил для управления хозяйством немца, и тот уж начал наводить «порядок»…

Приезжий управитель разорил деревню. Под разорение попал и наш герой. С этого момента жизнь мужчины и других крестьян превратилась в существование каторжников:

…небывалое
Наследник средство выдумал:
К нам немца подослал…

И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!
А драл… как сам Шалашников.

И вот, управляющий, наконец, довел народ до, как говорят, белого каления. Крепостные словно обезумели и расправились со своим врагом:

Я в землю немца Фогеля
Христьяна Христианыча
Живого закопал…

Героя наказали. Несчастный мужчина оказался в Сибирских далях, на каторжных работах:

Я каторжником был…

Решенье вышло: каторга
И плети предварительно…

Я старика столетнего
Звала клейменым, каторжным…

Но свободолюбивый дух мужчине не в состоянии выносить каторжную жизнь долго. Поэтому герой вскоре уносится оттуда прочь. Но неудачно: беглеца словили и вернули снова на работы. Каторжные работы длились долгое двадцатилетие. Все это время мужчина провел в опале, вдали от родственных земель. После окончания ссылки, Савелий вернулся в лоно малой родины:

Я денег прикопил,
По манифесту царскому
Попал опять на родину,
Пристроил эту горенку
И здесь давно живу…

О семье героя

Богатырь женился, а вскоре появились ребятишки, после них – внуки. За внуками – правнуки. Демушка – это любимый правнук героя:

Сто лет зима бессменная
Стояла. Растопил ее
Твой Дема-богатырь!
Однажды я качал его,
Вдруг улыбнулся Демушка…
Иду домой, опять
Смеюсь, играю с Демушкой…
Бог видит, как я милого
Младенца полюбил.

Но, к сожалению, случилась страшная трагедия. Демушка вернул в жизнь мужчины радость и свет, однако не усмотрел столетний старец за мальчиком. Как-то раз, играя с правнуков на улице, старик случайно задремал. И мальчика растерзали кабаны. Теперь герой постоянно мучается от чувства вины:

Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку…

Прости, прости, Матренушка! –
И повалился в ноженьки. –
Мой грех – недоглядел.

Кончина правнука сильно ударила по Савелию. Не сумев простить себе этой ужасной, смертельной ошибки, герой удалился в монастырские стены:

И я же, по грехам моим,
Сгубил дитя невинное…

Он в своей каморочке
Шесть дней лежал безвыходно,
Потом ушел в леса,
Так пел, так плакал дедушка,
Что лес стонал! А осенью
Ушел на покаяние
В Песочный монастырь…

Единственное, чего хочет наш герой в конце этой слишком долгой жизни, – получить прощение Матрены, матери умершего мальчика, своей невестки, за ошибку. Но Матрена давно простила несчастного старика. Когда Савелий узнал об этом, то, наконец, вернулся домой. Однако жить Савелию оставалось недолго. Со спокойным сердцем, замолив вину и грехи жизни, старец покинул этот мир:

Недолго прожил дедушка.
По осени у старого
Какая-то глубокая
На шее рана сделалась,
Он трудно умирал:
Сто дней не ел; хирел да сох…
И к ночи умер он…

Читайте также: