Почему еврейским мальчикам не стригут волосы

Опубликовано: 14.05.2024

Почему мальчикам не стригут волосы до трех лет?

Скажите, почему мальчикам не стригут волосы до трех лет? И можно ли отрезать, например, челку, чтобы волосы не лезли в глаза?

Источник обычая не стричь мальчиков до трёх лет – книга Каванот (глава Каванат Корбан Песах) рава Хаима Виталя. Там рав Хаим Виталь рассказывает о том, что его учитель Аризаль подстриг своего сына в Лаг ба-Омер на могиле рабби Шимона бар-Йохая. Многие считают, что Аризаль сделал это, когда его сын достиг трёхлетнего возраста[68].

Некоторые полагают, что обычай этот можно объяснить следующим образом: человек уподобляется дереву[69]. И, как плоды дерева запрещены в течение первых трёх лет после его посадки (см. Ваикра 19, 23), так и волосы человека не следует стричь в течение первых трёх лет после рождения. (Волосы в Каббале связаны с мудростью, которая в действительности является истинным «плодом» человека).

Если чёлка мешает ребёнку, можно её подстричь.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Волосы и борода

Волосы и борода Мы уже говорили о тех монахах, единственной «одеждой» которых были собственные волосы и борода. Но и другие могли никогда не стричь волос. По словам блаженного Иеронима, Павел Фивейский имел волосы до пят[331]. Но авва Аполлон осуждал монахов за длинные

Остриженные волосы

Остриженные волосы И Мимоза снова пошла домой, к мужу, который теперь уже выздоравливал, и продолжала преданно за ним ухаживать. Его волосы уже целый год никто не подстригал, не причёсывал и не мыл, потому что единственная капля масла или малейшее прикосновение гребня

Какого цвета были волосы у царя Давида?

Какого цвета были волосы у царя Давида? Художники, как правило, изображают царя Давида типичным семитом – темноволосым, преимущественно черноволосым (например, в живописи Андреа дель Кастаньо, Антонио дель Поллайоло, Микеланджело Буонарроти, Гвидо Рени, Микеланджело да

11 О трех состояниях естества, до которых поднимается и нисходит человек: естественном, противоестественном и вышеестественном. И о трех образах божественной благодати, которую он может получить, понуждая человеческое естество: очистительной, просвещающей и совершенной

11 О трех состояниях естества, до которых поднимается и нисходит человек: естественном, противоестественном и вышеестественном. И о трех образах божественной благодати, которую он может получить, понуждая человеческое естество: очистительной, просвещающей и

О пленной женщине, у которой обстрижены волосы и обрезаны ногти

О пленной женщине, у которой обстрижены волосы и обрезаны ногти 1. Бог всяческих исхитил потомков Израиля из дома рабства и как бы из железной печи, не только ведя войну с египтянами рукою крепкою и мышцею высокою (Пс.135, 12), как написано, но и ухищрениям угнетателей

О пленной женщине, у которой обстрижены волосы и обрезаны ногти

О пленной женщине, у которой обстрижены волосы и обрезаны ногти 1. Бог всяческих исхитил потомков Израиля из дома рабства и как бы из железной печи, не только ведя войну с египтянами рукою крепкою и мышцею высокою (Пс.135, 12), как написано, но и ухищрениям угнетателей

Та, Чьи волосы подобны пекельному пламени

Та, Чьи волосы подобны пекельному пламени При полной Луне Ты — Сон моего сна.Я — Сам Вещий, смотрящий в зеркало ночи.Я — Он, отверзающий Путь, без боли и без жалости — Путь из Ниоткуда в Никуда.Ты — во мне, когда «меня» нет, а есть лишь Вещий. Ты тень Его сна, и омут ночи, в

30. у вас же и волосы на голове все сочтены;

30. у вас же и волосы на голове все сочтены; (Лк. 12:7). У Луки 21:18: "но и волос с головы вашей не пропадет". Образное и пластическое выражение. Иначе сказать: даже и волосы на голове вашей, как ни малоценны сами по себе, находятся однако вот на счету, ни один из них не пропадет без

Глава XVI. О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех разделах и в последнем из них – о стрелках из луков

Глава XVI. О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех разделах и в последнем из них – о стрелках из луков Говоря о видах колдовства, практикуемого мужчинами, мы коснёмся их семи ужасающих преступлений. Во-первых, в день смертных страданий

Глава 596: О том, кто облачался в ихрам, склеив волосы камедью[1150] .

Глава 596: О том, кто облачался в ихрам, склеив волосы камедью[1150]. 740 (1540). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, волосы которого были склеены камедью, произносил

Глава 1426: Курчавые волосы.

Глава 1426: Курчавые волосы. 1906 (5905). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Волосы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были волнистыми, не гладкими и не курчавыми, и опускались ниже мочек его ушей, не доходя до плеч».1907 (5907). Сообщается,

Рясы, бороды и длинные волосы

Рясы, бороды и длинные волосы Почему священники не могут быть как все? Поменьше выделяться из толпы: стричься, бриться и носить костюмы. Вон у католиков священники выбриты, подстрижены и в костюме. Их от мирян отличает только белая референтка на шее вместо галстука. А

О воспитании детей. Первая стрижка волос.

1. Галаха обязывает отца приучать своих маленьких детей к исполнению заповедей - как тех, о которых сказано в Торе, так и установленных мудрецами.

Насколько быстро должно идти это воспитание, зависит от развития и способности восприятия ребенка, но от нарушения запретов Торы родители обязаны оберегать его с самого раннего возраста. Поэтому они должны строго следить за тем, чтобы ребенок ел только кашерную пищу и не ел ничего запрещенного. Особое внимание следует обратить на кашерность молока, которое дают младенцу. Известно, что человек физически и духовно формируется именно в первые годы жизни, и некашерная пища в этот период может принести особо тяжкий духовный вред. Позже, когда ребенок начинает говорить, особенно внимательно надо следить за тем, чтобы он не лгал и не говорил то, что запрещено Торой.

2. Считается, что нетилат ядаим предохраняет ребенка от желтухи. Поэтому некоторые матери начинают омывать детям ручки почти со дня рождения, держа в одной руке младенца, а другой поливая воду на его ручки. Во всяком слу- чае, со дня обрезания ребенку следует омывать руки утром и перед каждым кормлением, каждый раз соответствующим образом (см. 2:6 и 43:2). Есть также старинный хасидский обычай приучать ребенка омывать руки с того времени, когда он начинает самостоятельно брать еду со стола.

3. Относительно того, когда на мальчика надевают головной убор, существует три обычая: а) со дня обрезания; б) когда ребенку около года (особенно во время еды и питья, а также когда его берут в синагогу); в) после первой стрижки, когда ему исполняется три года. Как правило, придерживаются того обычая, который принят в данном месте. Но, как бы то ни было, начиная с трех лет надо приучать ребенка носить головной убор постоянно.

4. Ребенка приучают присутствовать при совершении "Кидуша" и "Гавдалы" и вести себя соответствующим образом: не шуметь, не разговаривать в то время, когда произносят благословения, и отвечать на них "амен". Сказали наши мудрецы, что с того самого момента, когда ребенок начинает отвечать "амен" на благословения, он удостаивается удела в будущем мире. В синагоге отец также обязан следить, чтобы ребенок не шалил и не мешал молящимся, вовремя отвечал "благословен Он и благословенно имя Его" и "амен" на благословения, которые произносит хазан.

5. Галаха запрещает еврею давать ребенку, даже чужому, есть и пить то, что запрещено, или говорить ему, чтобы он нарушил какой-либо запрет Торы или постановление мудрецов.

Если ребенок болен, и в качестве лекарства ему необходимо съесть или выпить что-то запрещенное, то лучше, если ему это даст нееврей.

Когда ребенок просит есть или пить перед "Кидушем" или "Гавдалой", его просьбу тут же удовлетворяют. (Относительно еды и питья в шалаше во время праздника Сукот см. выше, 127:20.) Там, где нет эйрува, запрещается в субботу давать ребенку что-либо, чтобы он вынес это на улицу, даже ради исполнения какой-нибудь заповеди - например, чтобы он отнес отцу в синагогу молитвенник или Хумаш.

6. Вещь, украденную ребенком, надо вернуть хозяину, если она сохранила свой вид.

Но если, например, ребенок съел или выпил украденное, сломал или потерял его, ни отец ребенка, ни он сам, когда станет взрослым, не обязаны возмещать пропажу.

7. Едва ребенок начинает говорить, с ним начинают учить отдельные стихи из Торы - прежде всего "Тору заповедал нам Моше, наследие общине Яакова" (Дварим, 33:4) и "Шма, Исраэль". Это, по словам мудрецов, первейшая обязанность отца по отношению к сыну. Позже ребенка учат произносить другие цитаты, благословения и отрывки из молитв.

Любавичский ребе, р. Менахем-Мендл Шнеерсон предложил, чтобы каждый еврейский ребенок заучил наизусть следующие 12 отрывков: 1) "Тору заповедал нам Моше. " (Дварим, 33:4); 2) "Слушай, Израиль. " (Дварим, 6:4); 3) "В каждом поколении человек обязан смотреть на себя, словно он сам вышел из Египта" (Псахим, 1166); 4) "У каждого сына Израиля есть удел в будущем мире. " (Сангедрин, 90а); 5) "Но очень близко к тебе. " (Дварим, 30:14); 6) "И вот Г-сподь стоит над ним, и полна вся земля славой Его, и глядит на него, и проверяет его совесть и сердце: служил ли он Ему как следует?" (Танья, гл.

41); 7) "В начале сотворения. " (Брейшит, 1:1); 8) "И повторяй их сынам своим. " (Дварим, 6:7); 9) "Трудился и не нашел - этим словам не верь; не трудился и нашел - этим словам не верь; трудился и нашел - этим словам верь!" (Мегила, 66); 10) "И люби ближнего своего, как самого себя". Раби Акива говорит: "Это великое обобщение всей Торы" (Торат коганим, Кдошим); 11) "И в этом - весь человек, и конечная цель, ради которой он создан и сотворены все миры, высшие и низшие: быть местом Его обитания в низших мирах" (Танья, гл. 33); 12) "Возрадуется Израиль Создателю своему". Это значит, что каждый, кто принадлежит к потомству Израиля, должен радоваться радостью Г-спода, Который веселится и радуется месту Своего обитания в низших мирах» (Танья, гл.33).

8. Галаха строго запрещает запугивать ребенка - в частности, будущим наказанием.

Как отмечает Талмуд, такие угрозы могут очень тяжело отразиться на детской психике. Следует или наказать ребенка немедленно, или сделать вид, будто ничего не произошло.

9. Галаха запрещает отбирать у ребенка вещь, которую он нашел или которую ему подарили.

10. Момент, когда мальчик достигает 3-летнего возраста, с полным правом можно назвать поворотным. С этого времени ребенка приучают носить "малый талит”, читать утренние благословения (включая благословение о цицит), "Биркат гамазон'4 и "Шма" перед сном и т. п. В три года мальчик начинает ходить в хедер, начальную школу.

11. Когда мальчику исполняется три года, в день его рождения происходит важное событие, заметным образом изменяющее его внешность: его первый раз стригут, оставляя локоны на висках - пеот ("пейсы") (см. Ваикра, 19:27). Эта церемония на идише называется опшерниш, а в Иерусалиме - арабским словом халакэ (значение обоих слов одно и то же - "стрижка"). Ее устраивают дома или в синагоге, после "Шахарит" или между "Минхой" и "Мааривом".

В честь этого события принято собирать родственников и друзей, каждому из которых оказывают честь срезать ножницами немного волос с головы ребенка (затем волосы подравнивают машинкой). Самому уважаемому человеку из приглашенных - раввину, когену, левиту - предоставляют право срезать первый локон. После стрижки устраивают веселую трапезу.

Перед началом церемонии ребенку в первый раз надевают "малый талит".

12. Опшерниш разрешается совершать в холь гамоэд, так как эта церемония считается исполнением заповеди. Если день рождения мальчика, когда ему исполняется три года, совпадает с субботой или праздником, опшерниш переносят на более поздний срок (но не на более ранний) -во всяком случае, это надо сделать как можно скорее после дня рождения. То же самое правило относится к дням "Сфират гаомер" и к периоду от Семнадцатого тамуза до Девятого ава, когда не стригут волосы: если ребенок достигает 3-летнего возраста во время "Сфират гаомер" до Лаг-Баомера, его стригут в Лаг-Ба-омер, если после - его стригут накануне праздника Шавуот.

13. В Стране Израиля существует весьма древний обычай устраивать опшерниш у места захоронения р. Шимона бен Йохая в местности Мейрон, в Верхней Галилее (недалеко от города Цфат). Считается, что если ребенка впервые постричь здесь, он вырастет благочестивым человеком и будет долго жить. Известно, что р. Ицхак Луриа-Ашкенази однажды совершил паломничество из Египта (где он жил до того, как переселился в Страну Израиля) в Мейрон специально для того, чтобы здесь впервые постричь своего сына.

14. Выше (п. 1) было сказано, что Тора возлагает на отца обязанность приучать своего ребенка к исполнению заповедей. Обучать ребенка Торе также должен отец.

Если по каким-либо причинам он не может делать это сам, ему следует нанять для сына меламеда (учителя маленьких детей) и платить ему за обучение сына.

Отметим, что дед обязан обучать внука - сына своего сына - так же, как когда-то обучал собственного сына. Однако, согласно Галахе, это не относится к внуку - сыну дочери - и к правнукам по обеим линиям.

Изучение Хумаша с ребенком принято начинать с книги Ваикра, в которой описывается порядок жертвоприношений в Храме. Сказали наши мудрецы: "Пусть придут те, что чисты (маленькие дети) и займутся изучением того, что чисто (жертвоприношений)".

15. Огромное событие в жизни ребенка - начало учебы в хедере. Принято, что к этому дню мать готовит лакомства, и в первую очередь медовый пирог, на котором пишут кремом: "Всевышний дал мне язык для учения, ум для быстрого постижения, каждое утро Он будит меня и ухо мое пробуждает, чтобы слушать слова Торы". Пишут также цитату из книги пророка Йешаягу (50:5): "Г-сподь, Всесильный [Б-г] раскрыл мне ухо, и я не своевольничал, назад не отступал". Таблицу с еврейским алфавитом смазывают медом. Ребенок повторяет за меламедом буквы с первой до последней, а затем произносит их в обратном порядке, после чего слизывает мед, чтобы почувствовать сладость изучения Торы. Есть также обычай, согласно которому ребенку, первый раз идущему в хедер, незаметно подбрасывают конфеты, говоря ему, что это ангел Михаэль бросает их ему с неба. То же самое делают в хедере в первый день обучения, если ребенок не хочет повторять за меламедом названия букв и цитаты из Торы. На крутом яйце пишут цитаты из Танаха, и после их прочтения дают ребенку съесть это яйцо.

Есть также обычай, согласно которому отец вносит ребенка в хедер, закутав его в свой "большой талит".

Соблюдение этих обычаев, по словам кабалистов, способствует тому, что в сердце ребенка пробуждается желание изучать Тору охотно и прилежно.

16. Чрезвычайно важно, чтобы первый учитель ребенка был человеком благочестивым и хорошим педагогом. Галаха запрещает ему бодрствовать по ночам, чтобы у него сохранились силы для работы с детьми днем. Расшалившихся детей он имеет право наказывать, но не проявляя при этом даже малейшей жестокости.

Со своей стороны отец должен по мере возможности помогать сыну в учебе. Весьма похвальный обычай - использовать субботу для повторения с ним пройденного за неделю.

17. Галаха запрещает поручать обучение ребенка нееврею, чтобы тот научил его грамоте или какому-нибудь ремеслу. Тем более запрещается обучать ребенка у еврея, не соблюдающего заповеди Торы, так как это еще опаснее, поскольку вполне вероятно, что тот отравит ребенка ядом неверия и нанесет непоправимый вред его душе.

18. Ребенку следует объяснять, что изучение Торы - дело чрезвычайной важности.

Сказали наши мудрецы: "Весь мир существует только благодаря звукам детских голосов, повторяющих слова Торы". И еще сказали мудрецы: "Детей; не отрывают от изучения Торы даже для строительства Храма".

19. Что касается девочек, то их, так же, как и мальчиков, обучают исполнять такие заповеди как нетилат ядаим, цдака, соблюдение субботы, произнесение благословений и простейших молитв. Но кроме этого, их приучают исполнять сугубо женские обязанности, а именно: зажигать свечи перед наступлением субботы и праздников, быть скромными в одежде и поведении. С ранних лет девочку следует приучать носить длинное закрытое платье и носки. Некоторые авторитеты Торы считают, что начиная с 3-лет него возраста одежда девочки должна быть такой же, как у взрослой женщины: платье шьют из непросвечивающей ткани, неярких расцветок и скромного фасона, чтобы были прикрыты шея, руки (хотя бы до локтя) и колени.

Кроме того, начиная с 3-летнего возраста девочке не надевают брюки, а если это необходимо (например, из-за холодной погоды), надевают их только под платье.

Сказал царь Шломо, мудрейший из людей: "Обманчива прелесть и тщетна краса - лишь женщина, боящаяся Б-га, достойна похвал!" (Мишлей, 31:30). Эти слова не следует понимать так, будто иудаизм не придает никакого значения внешней красоте. Смысл этих слов в том, что красота не должна быть самоцелью, далекой от идеалов жизни по Торе. В девочке следует воспитывать сознание, что стремление к красоте - это один из способов прославить Творца, создавшего прекрасный мир и его прекрасные создания.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!


В иудаизме маленьких мальчиков принято идентифицировать с "деревом в поле". Дерево начинает расти и плодоносит. Священная книга иудеев "Тора" называет плоды , приносимые деревом в первые три года после посадки "запретными". Поэтому, волосы нельзя трогать на протяжении трех лет после рождения. А после достижения трехлетнего возраста, мальчик становится "взрослым" и берет на себя обязанности "большого мальчика".


Детские волосы точно также требуют усилий и ухода как и взрослые и именно поэтому им вполне можно делать маски на волосы, но только из натуральных компонентов и под контролем взрослых.

Но стоит знать что волосы детей имеют отличие от взрослых:

У ребенка тонкий покров кожи и туда могут легко попасть как полезные вещества так и вредные.

Гораздо ближе залегание луковицы в волосах ребенка.

Детские волосы очень легко путаются и только к семи годам у них формируется шевелюра.

Итак, для приготовлении маски требуются натуральные и лечебные компоненты, их необходимо втирать прямо в кожу головы и корни прядей.

Самый простой классический рецепт маски для волос ребенка:

Берем желток куриного яйца, ложку йогурта, ложку меда(немного подогретого), пол ложки коньяка. и немного лука.

Наносите на чистые и немного влажные волосы малыша эту смесь и подержите около 30 минут, после хорошо смойте большим количеством воды.



В первом случае скорее всего брюнет, во втором тоже, так как ген, отвечающий за тёмные волосы, является доминантным, то есть более сильным, светлые и рыжие волосы-это рецессивный ген, то есть более слабый. Но, помимо мамы и папы есть ещё дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки и т.д. Каждый человек получает от родителей по 2 гена, то есть если мама получила от своих родителей ген тёмных волос и светлых, и учитывая, что папа блондин, и ребёнок может получиться блондином. Даже если у родителей одинаковый цвет волос, то ребёнок может получить другой цвет от родственников ранних поколений. Если в нескольких поколениях внешность, так сказать, "закрепилась", то вероятно и ребёнок скорее всего будет похож на такого родителя. Как уже было сказано, нация имеет значение. Если в роду у мамы (или папы, неважно) все черненькие, а значит их гены более сильные, то здесь очень маленькая вероятность родить блондина.


Действительно, некоторые дети рождаются с волосами, а некоторые - совсем лысые. Почему так происходит? Скорее всего, это связано с генетической предрасположенностью. Доктор Бадди Жуков в своей книге “Baby: An Owner’s Manuel" пишет, что на наличие/отсутствие волос у ребенка оказывают не только гены, но и этническое происхождение родителей. Более того, волосы новорожденного имеют мало сходства с тем, как они будут выглядеть в дальнейшем.

Кроме того, случается, что у ребенка, родившегося с густой шевелюрой, волосы вдруг начинают выпадать, что не может не пугать родителей. На самом деле ничего страшного не происходит: это вполне нормальный процесс, никак не связанный с какими-либо проблемами со здоровьем. Причины выпадения волос у младенцев в основном гормональные. Находясь в утробе матери, он получает от нее необходимое количество гормонов, а с появлением на свет, уровень гормонов начинает быстро падать, и волосы уходят на какое-то время в фазу покоя.


Я считаю, что стричь ребенка надо когда волосы отрасли и необходимо оформить их как-то, чтобы они не мешали ребенку.

Категорически не согласна с тем, что в год обязательно надо ребенка брить. На мой взгляд, склонность к густым волосам заложена в ребенке генетически и никакая стрижка или бритье этого не сможет изменить. Меня в год не брили (было три волосинки), сейчас же волосы у меня очень густые - в папу густотой волос пошла. Сына я в год тоже не брила и не стригла - также почти не было волос. Сейчас волосы (два года ребенку) уже отросли прилично сами, густые и, хоть и светлые и пока еще тонкие, но их много.

Конечно, выводы делать вам, но лично я не считаю, что бритье поможет волосам расти густыми.


Разумеется, может! Не одни родители определяют генетическую карту. Достаточно, чтоб сошлось сочетание генов, которые едва помнятся по прабабушкам с обеих сторон. Ну а пример вот такой блондинки, родившейся у жгучего брюнета и очень темной шатенки - мама моего сына. И все в семье на это совершенно нормально реагировали. Ну как минимум по той причине, что черты лица - неповторимо папины)))

Первая стрижка

Фотографии на память, горы сладостей, падающие под ножницами локоны – и сияющий от счастья ребенок. Теперь он большой, ему исполнилось три года!


Нет сомнений, что за неделю, предшествующую празднику Лаг Баомер, студийные фотографы в Израиле завалены работой. Одна за другой приходят в студию семейные пары, ведущие за руку маленьких мальчиков с длинными волосами, которых ни разу не касались ножницы. Скоро их отрежут, и на их месте появится короткая стрижка с пейсами "как у папы", так что пока – фотографии на память. "Я уже большой, – доверчиво рассказывает малыш фотографу, – скоро мы поедем на Мирон, и там меня подстригут".

Наши мудрецы говорят, что в трехлетнем возрасте ребенок уже все понимает, и можно начинать его обучение исполнению заповедей. Можно учить с ним буквы. Он уже твердо знает, что на голове всегда должна быть кипа и что нужно носить цицит.

И вот наступает этот день – Лаг Баомер. Все бегают из дома в машину и обратно, носят вещи: «Не забыть новую кипу и цицит! И фотоаппарат, фотоаппарат! Воды возьмите побольше, ехать-то долго!»

Так что же это такое – "халаке", первая стрижка?

В большинстве еврейских общин мира установился обычай не стричь мальчика до тех пор, пока ему не исполнится три года, а тогда уже устроить ему торжественную стрижку. На иврите ее называют "халаке", на идиш – "опшернеш". В Земле Израиля принято праздновать первую стрижку у могилы раби Шимона бар Йохая на горе Мирон, но можно сделать это и в любом другом месте.

Почему в три года?

У числа три в иудаизме есть множество смыслов.

Например, заповедь "орла". Заключается она в том, что плоды деревьев, посаженных евреями в Земле Израиля, нельзя есть до трех лет со дня посадки. На четвертый год урожай посвящается Всевышнему, а, начиная с пятого года, плоды можно есть.

Мидраш говорит, что глубинный смысл этой заповеди относится к процессу роста не только дерева, но и ребенка. Первые три года жизни он еще не умеет толком говорить и понимать, а на четвертый год родители посвящают его изучению Торы.

И точно так же, как до трех лет нельзя снимать плоды с дерева – нельзя стричь волосы маленького ребенка. Делая первую стрижку, оставляют ребенку пейсы, таким образом, четвертый год его жизни начинается с исполнения заповеди. Это и есть повод для праздника.

Практические аспекты первой стрижки

Где?

Праздник можно устроить в синагоге, в зале торжеств, в детском саду, в который ходит малыш, и просто дома. В Земле Израиля многие стремятся по обычаю сделать первую стрижку у могилы раби Шимона бар Йохая на горе Мирон или на могиле другого праведника.

Как?

В торжественной обстановке, в присутствии гостей, мальчика стригут, оставляя нетронутыми пряди волос на висках – пейсы, как сказано: "И не стригите краев волос головы".

Новый этап в жизни ребенка должен начинаться с исполнения заповедей и изучения Торы, и поэтому в этот день малыш произносит 12 отрывков из Торы, кладет монетку в копилку для благотворительности и читает соответствующую своему возрасту (четвертую) главу "Теилим".

Гости традиционно желают родителям вырастить сына "для Торы, для хупы и для добрых дел".

Кто стрижет малышу волосы?

Каждый из гостей может по приглашению родителей ребенка отрезать ему прядку. Некоторые стараются пригласить на церемонию уважаемых людей, чтобы предоставить им это почетное право.

Когда?

Церемонию устраивают в день достижения ребенком трехлетнего возраста по еврейскому календарю.

Но есть в еврейском году периоды, когда стричься нельзя. Если день рождения ребенка приходится на один из таких периодов, необходимо перенести церемонию на первый же после дня рождения день, когда стричься можно.

К таким периодам относятся все субботы и праздники, упомянутые в Пятикнижии, новомесячья, период отсчета омера (от Песаха до Шавуота) и период "Меж теснин" от 17 тамуза до 9 ава. В середине периода отсчета омера есть праздник – Лаг Баомер – когда стричься можно, и всех мальчиков, чей день рождения приходится на первую половину отсчета омера, стригут в этот день. Тех, чей день рождения наступает уже после Лаг Баомера, стригут после окончания отсчета омера.

Впрочем, в разных общинах – разные обычаи, так что посоветуйтесь с вашим раввином.

Что дальше?

С этого дня ребенок начинает носить кипу и цицит, и его начинают обучать Торе и буквам нашего святого алфавита.

Почему нет аналогичной церемонии для девочек?

Заповедь Торы "не стричь краев волос головы" - относится только к мужчинам (и к мальчикам). Поэтому обычай первой стрижки не распространяется на девочек. Вместо него можно устроить для девочки торжественную церемонию первого зажигания субботних свечей. Зажигать субботние свечи девочка начинает с того момента, когда она способна самостоятельно произнести благословение на исполнение этой заповеди.

Первая стрижка - советы

Предлагаем вам вариант сценария праздника первой стрижки. Разумеется, в него можно вносить изменения. Но при этом не стоит забывать, что центром праздника должен оставаться ребенок. Стоит узнать о его предпочтениях, планируя праздник; разучить с ним песни, танцы и 12 отрывков из Торы, которые он будет произносить публично; и вообще, сделать праздник незабываемым именно для него.

Можно показать гостям слайды с фотографиями из жизни ребенка до трех лет и рассказать запомнившиеся истории о нем. Если есть возможность, можно изготовить видеоклип, но пойдет и лист ватмана с наклеенными на него фотографиями.

Если у ребенка есть старшие братья и сестры, они будут рады принять участие в подготовке этой части мероприятия – сортировать фотографии, вспоминать истории, сочинять песню и исполнять ее во время показа фотографий. Важно, чтобы среди фотографий были такие, на которых ребенок исполняет заповеди. Например, опускает монетку в копилку для благотворительности, целует мезузу или делает утром омовение рук.

Оно должно быть связано с тематикой праздника – переходом от младенчества к детству. Это может быть песенка, перечисляющая буквы еврейского алфавита или названия книг Торы, произнесение наизусть 12 отрывков из Торы или что-то иное, соответствующее уровню развития конкретного ребенка.

Награда за это выступление тоже может быть тематической. Например, печенье в форме букв.

Лучше запланировать это выступление до стрижки, так как после нее ребенок может быть уже слишком усталым или возбужденным.

Можно посадить ребенка на специально декорированный для этого случая стул. После того, как ребенок дал согласие начинать, родители, а потом и гости, отрезают у него по прядке волос, начиная спереди и двигаясь к затылку. Разумеется, если ребенок не против и не боится посторонних. Следует напомнить всем присутствующим - не резать волосы под корень, чтобы позже их можно было аккуратно подравнять машинкой.

И, разумеется, не забудьте запечатлеть на фотографиях состояние "до" и "после".

12 отрывков из Торы

Эти отрывки специально выбраны Любавичским Ребе для заучивания наизусть каждым еврейским ребенком. Очень хорошо, если ваш ребенок уже в состоянии выучить их (или часть из них) и произнести перед гостями.

Завершить праздник лучше спокойно: поздравлениями и пожеланиями гостей, чтением стихов и пением песен о детстве, групповой фотографией, праздничным угощением.

Выделиться из толпы, привлечь внимание с легкостью удается истинным евреям. У представителей этого народа особое отношение к моде. Многие мужчины и женщины строго соблюдают обычаи, противоречащие современным модным тенденциям. Некоторые элементы облика считаются смешными и странными. Например, пейсы у евреев удивляют многих. Характерные черты национальных причесок, способы выполнения укладок, принципы формирования моды по-еврейски рассмотрим далее.

Мода и стиль: исторические моменты

С древних времен у евреев сложился стереотип на использование добротной, удобной, скромной одежды. Женщины использовали длинные платья и туники из натуральных материалов неброских расцветок. Мужчины носили просторные рубахи, штаны, кафтаны. Присутствие аксессуаров — редкое явление.


Ситуация резко изменилась во времена правления царя Соломона. Появилось много заимствованных элементов в одежде. Наряды стали дорогими, яркими. Стало распространенным использование украшений.

По мере дробления еврейского государства, переселения народа по миру менялся создаваемый облик мужчин и женщин. Евреи старались сохранить обычаи, но внешне слиться с окружением.

Одежда евреев подчиняется следующим принципам:

  • индивидуальность. Евреи всегда стремились отличаться от других народов. Это отражалось в наряде, прическе, манере поведения;
  • стоимость. Внешне одежда евреев проста, старомодна. Все элементы костюма шьют из натуральных, «отборных» тканей. Каждый элемент гардероба выглядит добротно;
  • удобство. Каждый элемент одежды продуман до мелочей. Наряды скроены по фигуре, облегчая движения;
  • соответствие обычаям. Внешний вид, функциональность элементов гардероба подчинены вере, традициям.

Типичным облачением чтущего традиции еврея считается старомодный костюм образца границы XIX–XX веков. Характерными элементами выступают длинный сюртук или фрак, ермолка, высокая шляпа с полями. В женском гардеробе присутствует закрытое платье темных оттенков, расширяющееся от талии. Используется длина по щиколотку, крупные зауженные манжеты, воротничок-стойка.


Характерные черты причесок

Состригать волосы в соответствии с древними обычаями евреям не принято. Большинство верующих мужчин и женщин носят длинную шевелюру. Как минимум, оставляют нетронутыми пряди на висках, называемые пейсы. Этот элемент причисляют к самым узнаваемым особенностям верующего иудея.


Современные мужчины не всегда придерживаются обычаев. Многие носят короткие стрижки, отказываются от бороды. Для особых случаев всегда можно использовать накладные пейсы, часто закрепляемые на поля традиционной шляпы с полями.

Женщины редко делают короткие стрижки. Подавляющее большинство дам обладает длинными, пышными шевелюрами. Волосы носят распущенными, собирают в разные прически. Укладку часто дополняют маленькой шляпкой или платком. Популярно высвобождение из собранной прически прядей по бокам, по аналогии с мужскими пейсами.


Обоснование традиций

Отказ от состригания пеота, прядей на висках, не считается строгим запретом, предписанным представителям еврейского народа. Сохранение длины локонов относится к традициям, которые евреи склонны бережно сохранять. Многим европейцам интересно, зачем нужны эти нелепые локоны. Вариант направлен на достижение внешнего отличия иудея в многонациональной толпе.

Пейсы оставляют или имитируют с помощью накладных прядей многие верующие евреи. Длинные локоны обычно завивают. Пейсы сочетают с длинной или короткой шевелюрой. Элемент символизирует принадлежность к вере, почитание требований Торы.

Пряди по бокам могут иметь разную длину. Некоторым достаточно оставить локоны до подбородка. Иные отращивают пряди, спускающиеся до пояса. За пейсами трепетно ухаживают, считая элемент отличительной особенностью и достоянием еврея.


Образ иудея считается неполным без характерной шляпы. Небольшая ермолка, едва прикрывающая макушку, более крупный вариант в черном цвете с полями или штраймл в меховом исполнении. По характерному головному убору получится точно сказать о принадлежности к иудаизму.

Кому подходит

Верующие евреи предпочитают придерживаться традиций. Мужчины, невзирая на современные модные тенденции, в повседневной жизни носят сюртуки, пейсы и шляпы. Традиции прививают детям, с 3-х лет не состригая мальчикам волосы на висках.

Ношение пейсов, характерных элементов одежды не зависит от внешних данных. Вариант является данью традициям, решение о необходимости соблюдения которых принимается индивидуально. Важную роль играет принадлежность к определенной общине. Многие современные мужчины ограничиваются ермолкой, используемой только во время посещения синагоги.


Характерные атрибуты ортодоксального еврея выделяют представителя нации на общем разношерстном фоне. Традиционные элементы можно использовать ситуационно или носить ежедневно. Многим удается составить органичный образ в сочетании с современной одеждой.

Общие рекомендации

Еврейскую прическу с пейсами реально выполнить без посторонней помощи. Достаточно отрастить в области висков пряди желаемого формата. Удлиненные волосы принято завивать в локоны. Для этого используют плойку, закручивают влажную прядь на кусок материи или плотной бумаги.

Пейсы недостаточной длины рекомендуется подкрутить минимально. Длинные пряди завивают различным образом. Встречаются тугие локоны, сильно завитые прядки, разделенные на несколько частей. Как красиво завить длинные волосы, читайте на нашем сайте.


Внимание! Обладателям плохого роста волос, лысины, короткой стрижки не надо отчаиваться создать подобающий образ для особого случая. Для этого используют накладные пряди, которые часто закрепляют к шляпе.

Популярные вариации

Пейсы реально сочетать с короткой и длинной стрижкой. Вариация в коротком исполнении основной массы шевелюры для европейцев кажется нелепой. Длинные пряди со стрижкой минимальной длины удачно выглядят только в присутствии традиционной шляпы.

Верующие евреи предпочитают не стричь волосы. Длинная шевелюра с пейсами в соседстве с густой бородой выглядят органично. Вариант часто встречается в Израиле, но в европейских странах такой образ — редкость.

Максимальной нелепостью для европейца выглядит присутствие пейсов на фоне бритой головы. Такой вариант встречается не очень часто. Оголенный череп удачно компенсирует присутствие традиционной шляпы, полностью закрывающей голову.


Женщины не носят пейсы. Традициями предписывается отказываться от стрижки волос. Хотя некоторые глубоко верующие замужние дамы, наоборот, наголо бреют голову, нося парик или платок.

Звездные примеры

Многие звезды с мировой известностью имеют еврейские корни. В числе таковых: Хариссон Форд, Дэвид Бэкхэм, Ричард Гир, Майкл Дуглас. Большинство из них гордится своим происхождением, уважительно относятся к традициям, но не придерживаются рекомендаций Торы. Изредка удается увидеть на звездных мужчинах ермолку.


Пейсы у евреев — дань традициям. Мужчины с таким элементом прически выглядят индивидуально и броско, становясь заметными на «безликом» фоне в европейской массовке. Вариант применим иудеями, не встречается среди представителей других народов мира.

Ускорить рост волос помогут народные средства:

Полезные видео

Зачем евреям пейсы.

Можно ли быть религиозным евреем без шляпы и пейсов?

Читайте также: