Кто ввел моду на короткую стрижку

Опубликовано: 14.04.2024

В начале XX века в моде все еще были длинные платья и пышные прически. Однако ситуация постепенно менялась. Движение за эмансипацию достигло определенных успехов, и все больше женщин начинали вести активный образ жизни: заниматься спортом, работать, добиваться самостоятельности. Внутренняя свобода влияла и на изменение внешнего облика дам. Женский костюм медленно, но неуклонно упрощался, становился более практичным. А некоторые женщины решались даже на короткие стрижки.

В 1903-м коротко подстриглась французская писательница Колетт. В 1909-м это сделала актриса Эве Лавальер, чтобы сыграть подростка. На портрете работы Леона Бакста 1906 года Зинаида Гиппиус изображена с короткими рыжими кудрями. Таких примеров можно найти немало, однако в самом начале века это были только отдельные случаи. В основном женщины носили прически из длинных волос и даже добавляли к ним шиньоны. Если же женщине приходилось остричься, например из-за болезни, она предпочитала это маскировать. Например, жена писателя Леонида Андреева, по воспоминаниям их дочери, в такой ситуации «подвязывала себе локоны на тесемочке, когда одевала шляпку».

Все изменилось после Первой мировой войны: женщины массово вышли на арену общественной деятельности. Многие отправились на фронт в качестве сестер милосердия. В военных условиях ухаживать за длинными волосами было практически невозможно, к тому же белые платки полностью покрывали головы. Поэтому значительная часть сестер милосердия остригла волосы.

Ситуация в тылу тоже менялась. На оставшихся там женщин легла ответственность за заботу о семьях, многим из них пришлось заменить мужчин на рабочих местах. В стороне от тяжелой работы не оставались даже дамы высших социальных слоев. Поэтому женщины стали отказываться от лишнего, сложного, непрактичного.

Сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара Жан вспоминал, как его в госпитале навещала жена брата. Она приехала в юбке до колен и с коротко подстриженными волосами: «Новый, никогда прежде не виденный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем».

На роль революционерок, популяризовавших короткие стрижки в военную и послевоенную эпоху, претендовали многие известные женщины. Например, модельер Коко Шанель рассказывала, что однажды сушила волосы над газом, сожгла несколько прядей, и ей не оставалось ничего другого, кроме как остричь их. Другие подхватывали эту моду. Однако нельзя сказать, что короткую прическу ввела в моду конкретная женщина: этот тренд стал логическим продолжением изменения роли женщины в обществе.

За стрижками было легче ухаживать, особенно во времена, когда теплая вода и мыло были едва ли не роскошью. Они символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой — платьями, подол которых также укоротился.

Конечно, поначалу немногие отваживались на такой эксперимент. К тому же консерваторы критиковали новую моду. Однако чем дальше, тем больше короткие стрижки завоевывали мир, и уже к середине 1920-х даже те, кто не решался отрезать длинные волосы, укладывали их так, чтобы сымитировать модные прически «под мальчика».

В начале XX века в моде все еще были длинные платья и пышные прически. Однако ситуация постепенно менялась. Движение за эмансипацию достигло определенных успехов, и все больше женщин начинали вести активный образ жизни: заниматься спортом, работать, добиваться самостоятельности. Внутренняя свобода влияла и на изменение внешнего облика дам. Женский костюм медленно, но неуклонно упрощался, становился более практичным. А некоторые женщины решались даже на короткие стрижки.

В 1903-м коротко подстриглась французская писательница Колетт. В 1909-м это сделала актриса Эве Лавальер, чтобы сыграть подростка. На портрете работы Леона Бакста 1906 года Зинаида Гиппиус изображена с короткими рыжими кудрями. Таких примеров можно найти немало, однако в самом начале века это были только отдельные случаи. В основном женщины носили прически из длинных волос и даже добавляли к ним шиньоны. Если же женщине приходилось остричься, например из-за болезни, она предпочитала это маскировать. Например, жена писателя Леонида Андреева, по воспоминаниям их дочери, в такой ситуации «подвязывала себе локоны на тесемочке, когда одевала шляпку».

Все изменилось после Первой мировой войны: женщины массово вышли на арену общественной деятельности. Многие отправились на фронт в качестве сестер милосердия. В военных условиях ухаживать за длинными волосами было практически невозможно, к тому же белые платки полностью покрывали головы. Поэтому значительная часть сестер милосердия остригла волосы.

Ситуация в тылу тоже менялась. На оставшихся там женщин легла ответственность за заботу о семьях, многим из них пришлось заменить мужчин на рабочих местах. В стороне от тяжелой работы не оставались даже дамы высших социальных слоев. Поэтому женщины стали отказываться от лишнего, сложного, непрактичного.

Сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара Жан вспоминал, как его в госпитале навещала жена брата. Она приехала в юбке до колен и с коротко подстриженными волосами: «Новый, никогда прежде не виденный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем».

На роль революционерок, популяризовавших короткие стрижки в военную и послевоенную эпоху, претендовали многие известные женщины. Например, модельер Коко Шанель рассказывала, что однажды сушила волосы над газом, сожгла несколько прядей, и ей не оставалось ничего другого, кроме как остричь их. Другие подхватывали эту моду. Однако нельзя сказать, что короткую прическу ввела в моду конкретная женщина: этот тренд стал логическим продолжением изменения роли женщины в обществе.

За стрижками было легче ухаживать, особенно во времена, когда теплая вода и мыло были едва ли не роскошью. Они символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой — платьями, подол которых также укоротился.

Конечно, поначалу немногие отваживались на такой эксперимент. К тому же консерваторы критиковали новую моду. Однако чем дальше, тем больше короткие стрижки завоевывали мир, и уже к середине 1920-х даже те, кто не решался отрезать длинные волосы, укладывали их так, чтобы сымитировать модные прически «под мальчика».

В XX веке жизнь девушек кардинально изменилась. Женщины впервые стали бороться за свои права, шли на фронт, осваивали мужские профессии. Изменения не могли не затронуть и внешний вид. Мода на короткие стрижки появилась в начале прошлого столетия. О том, какие события этому предшествовали, читайте дальше.

Первая мировая война
В Первую мировую войну на фронт пришлось идти даже девушкам. Они ухаживали за больными в госпитале, вытаскивали раненых солдат с поля боя. На войне тяжелой работы было много, а времени на уход за собой, укладку волос просто не хватало. Сестры милосердия носили белые платки, которые покрывали голову. Из-за этого длинные волосы стали им не нужны, поэтому большинство девушек обрезали их под корень, а некоторые и вовсе побрились налысо.
Женщинам, которые остались, тоже было нелегко. Им пришлось взять ответственность за свою семью и трудиться на мужских рабочих местах. Война сказалась даже на дамах из высших социальных слоев. Женственность и изысканность сменились на практичность и удобство. Длинные волосы — это первое, от чего пришлось отказаться девушкам.

20-е года XX столетия
Женщины коротко стриглись и раньше. Но это были единичные случаи, которые, как правило, были вызваны болезнью, а в XX веке длинные волосы перестали быть атрибутом женственности: короткие стрижки прочно вошли в моду. Распространяться они начали примерно с 1914–1915 годов.
В 20-е годы XX столетия идеал девушки меняется. Теперь в моде решительная, независимая женщина с худой фигурой, длинными ногами, небольшой грудью и с короткой стрижкой. Яркий макияж тоже был важным атрибутом. Также в прошлом веке впервые стали использовать накладные ресницы.
В 20-х годах становится модной стрижка «а-ля гарсон». В Германии ее называли «бубикопф», что буквально переводится — «голова мальчика». Женщины укладывали волосы волнами с помощью специальных щипцов.
Из коротко остриженных волос делали прически «фокстрот», «танго», «полька». Названы они в честь популярных танцев. Примерно в то же время появилась прическа «каре», которую носят и по сей день.
Не все девушки решались обрезать локоны. Те, у кого были длинные или средние волосы, разделяли их прямым пробором, связывали узлом или закалывали в пучок на шее. Прически обязательно были гладкие, украшали их бусами, лентами, брошами, бижутерией, цветами и кружевами.
Короткие стрижки в 20-х годах пришли и в Советский Союз. Тогда прическа «под мальчика» олицетворяла революционный идеал женщины коммунистического общества — независимой и трудящейся.
Но уже в 30-е годы идеал меняется. Начинают цениться женственные девушки, с широкими бедрами, большой грудью и тонкой талией. Длинные волосы снова возвращаются в моду.

Коко Шанель
Некоторые считают, что моду на короткие прически ввела Коко Шанель. Есть даже легенда, по которой газовая горелка подожгла и опалила волосы Шанель. Модельер уже опаздывала в театр, поэтому решительной рукой обрезала испорченные локоны. В театре она шокировала женщин и мужчин своим видом. Но на следующий день многие дамы остригли свои волосы, подражая законодательнице мод. Сама Коко Шанель говорила, что на самом деле все было не так интересно, как описывают люди.
Неудивительно, что появление коротких мужских стрижек приписывают Шанель. Ведь это она ввела в женский гардероб мужской классический стиль, элегантное черное платье, сняла с девушек удушающие корсеты, рюши, оборки. Революцию в мире женской моды Шанель описывала так: «я взяла английскую мужественность и сделала ее женственной».
Авторитет Коко Шанель в мире моды сложно переоценить. Однажды она вернулась из отпуска с сильным загаром, через некоторое время стали загорать многие дамы. Моду на знаменитое черное платье подхватили женщины со всего мира. Поэтому когда модельер появилась с короткой стрижкой, девушки, недолго думая, последовали ее примеру.
Однако ошибочно считать, что Шанель была единственным создателем коротких стрижек. Еще до тяжелого военного времени, когда женщины избавлялись от мешавших волос, модельер Поль Пуаре презентовал миру образ девчонки-сорванца. Было это в 1908 году. Парикмахер впервые коротко подстриг женщин, но тогда массовое распространение это не получило.

«Стричь или не стричь»

Новые модные прически вызвали фурор в обществе. Разгорались бурные обсуждения. Кто-то критиковал, а кто-то одобрял и призывал присмотреться к коротким стрижкам.
Насчет стрижек рассуждали звезды экрана, известные врачи, литераторы. Например, актриса Мэри Пикфорд в известном журнале 1927 года выказала свое недовольство по поводу новомодных причесок. Она считала, что девушки, которые обрезали волосы, потеряли свою привлекательность. Однако спустя некоторое время актриса сама же коротко подстриглась.
Еще одна известная дама, которая внесла «вклад» в распространение коротких стрижек — Ирен Кастл. В 1914 году танцовщица попала в больницу с воспалением аппендикса. Ей пришлось обрезать волосы, чтобы было легче ухаживать за ними после операции. Ее примеру последовали тысячи здоровых молодых девушек. Авторитет Кастл заслужила не только необычайным талантом, но и своим вкусом в одежде. Ее туалеты шили в домах высокой моды, на публике она появлялась только в дорогих платьях по последней моде. Поэтому когда ее увидели со стрижкой под мальчика, все это восприняли как новый тренд и поспешили ему последовать.
Таким образом, короткие прически стали олицетворением новой эпохи. Нежные и беззащитные дамы остались в XIX веке, в новом столетии их сменили решительные и самостоятельные женщины. XX век подарил свободу самовыражения во внешнем виде: длинные или короткие волосы, платья или штаны. Теперь девушка могла сама решать, как ей выглядеть, не боясь осуждения окружающих.


Мадам Помпадур

Фаворитка французского короля Людовика XV, продержавшаяся при нём двадцать лет, царила в моде Европы в восемнадцатом веке - времени, когда и дамы, и кавалеры старались быть похожими на фарфоровые статуэтки, а не людей из плоти и крови. И те, и другие активно пользовались макияжем, украшали одежду оборками, носили кольца и другие украшения - правда, мужчинам это ничуть не мешало отменно владеть шпагами и стрелять на дуэлях и в сражениях из пистолетов. Некоторым женщинам тоже.

Портрет работы Франсуа Буше.

Среди фасонов, которые мадам Помпадур ввела во французскую моду, была короткая женская причёска из завитых волос, которую обычно украшали цветами, крохотными бантиками и прозрачными косыночками. Это был смелый ход, поскольку до Помпадур француженка обрезала волосы в трёх случаях: если была проституткой, если уходила в монахини или если она была Жанной Д’Арк. Причёска дамам понравилась, потому что красиво обнажала шею сзади, не требовала большой возни и в то же время смотрелась очень элегантно. В историю стрижка так и вошла под именем “помпадур”.

Ввела в моду Помпадур также рыжий оттенок волос (до неё он считался недостатком), огранку бриллиантов в форме лодочки, ридикюли, туфли на каблучке (которые должны были придать женской ножке форму забинтованных, сломанных пополам стоп китаянок) и высокие бокалы для шампанского.

Туфельки восемнадцатого века из коллекции Н.Мустафаева. Такие туфельки должны были придать ступне укороченный и выгнутый вид.

Античный стиль

После революции у Франции была новая законодательница мод - Тереза Тальен, та самая дама, которая ввела корсиканца Наполеона во французское общество. Она ввела моду на всё, что ей представлялось древнегреческим и древнеримским: коротко остриженные локоны, завышенную талию и спускающееся складками с плеч платье из тончайшего, просвечивающего муслина. Известен также её портрет, на котором одна её грудь была обнажена - хотя на античных статуях так одевались только Артемида и амазонки, долгое время европейцы-христиане были убеждены, что женщины Древней Греции вообще имели привычку ходить, открыв одну грудь.

 История коротких женских стрижек. Фрагмент картины Пьера Нарсиса Герена.

Сама Тереза обрезала волосы чуть выше плеч, завивая их “под греческие статуи”, но скоро девушки стали стричься ещё радикальнее. Новая причёска называлась “а-ля Тит”, то есть - как у древнеримского политика Тита. Волосы стриглись на равную длину по всей голове, так коротко, что были открыты уши, и затем завивались. Эту причёску носили одинаково и женщины, и мужчины. Женщины часто повязывали поверх стриженых волос ленты, полагая, что это делает причёску ещё античней.

Иллюстрация к модному журналу начала девятнадцатого века.

Нигилистки

В шестидесятые годыдевятнацатого века многие молодые дворянки в России отстригали девичьи косы, а молодые дворяне, к негодованию общества, отпускали бороды (которые, как считалось, по статусу приличны людям в возрасте и с положением) и, напротив, слишком поздно шли стричься - когда волосы уже начинали падать на плечи. Нынешнего слова “хипстер” тогда и слыхом не слыхивали. Все эти молодые люди были нигилистами, то есть отрицателями - всего старого, что мешает прогрессу.

Среди идей нигилизма была борьба с пустым эстетизмом, зря возбуждающим сентиментальность и половую чувственность. В рамках этой борьбы девушки отказывались от корсетов, сложных в носке и уходе ярких платьев и пышных юбок, надевая вместо того блузки и самые простые фасоны юбок. Причёски из длинных волос, за которыми в условиях девятнадцатого века уход был не очень прост, тоже объявлялись эстетизмом.

Картина Владимира Маковского.

Стриженые волосы высвобождали около часа времени каждый день - не считая ещё пары часов в те дни, когда обычно происходила помывка и просушка волос - и это время предполагалось тратить на что-нибудь более полезное. Например, на учёбу. Хотя с женским высшим образованием в России всё обстояло очень сложно, многие прогрессивные студенты, профессора, врачи бесплатно давали лекции, собирая аудиторию на частных квартирах.

Носили короткие волосы не только исповедницы радикальных идей. В шестьдесят первом году, после отмены крепостного права, мелкие помещики оказались на грани нищеты. Крупные помещики выкинули из своих домов воспитанниц, бедных родственниц, крестниц - всех, кого называли словом “приживалки”, то есть иждивенки, хотя очень часто эти женщины имели вполне определённые обязанности в работе по дому. Страна оказалась переполнена бедными дворянками на грани голодной смерти.

Сельская учительница. Картина Константина Трутовского.

В результате круг допустимых для дамы профессий негласно очень сильно расширился. Девушки поступали на работу не только гувернантками, учительницами и компаньонками, но и наборщицами в типографии, литературными редакторами, журналистками, продавщицами, секретарями. Работа, однако, давая прожить хоть как-то, часто не давала возможности обзавестись горничной и не оставляла сил ухаживать за длинными волосами, так что, глядя на нигилисток, обрезали волосы и многие другие девушки, родственникам объясняя, что это просто мода. Со временем, из-за активного преследования политически неблагонадёжных девушек, мода сошла на нет.

Комиссарши

В двадцатые годы в СССР получила массовое распространение стрижка в виде короткого каре. Хотя не каждая девушка с такой стрижкой была комиссаром, всё же всех стриженых звали скопом - “коммисарши”. К стрижке частенько полагался платок, повязанный узлом назад (в отличие от обычного русского платка, закрывавшего волосы и порой шею), короткая (до колена) юбка и кожаная куртка. Некоторые из юбок перелезли в брюки. От одежды требовалось одно: чтобы она не ограничивала свободу движения. От волос, по сути, требовалось то же самое. Газеты осуждали юбки и платья, сковывающие женщине ноги, словно лошадиные путы, излишнюю закрытость, мешающую закалке и наслаждению воздухом и солнцем, напоминали, что за косы девочек и женщин традиционно таскали по избе - они были одним из способов проявить власть над женщиной.

Картина Георгия Ряжского.

В Европе и США шли те же тенденции, хотя вряд ли кто-то из модниц счёл, что остригает волосы под влиянием коммунистов. Девушки активно осваивали спорт, автомобиль и полёты на самолётах, и с этим новым образом жизни сложные пучки и простые косы мешали.

Хотя в тридцатые годы пошёл разворот на демонстративную женственность, и вскоре брюки стали недопустимой на работе (если она была не физической) одеждой, всё же каре продолжало считаться допустимой стрижкой даже в школе с её очень суровым подходом ко внешности девочек. С каре, например, вошла в историю советского кинематографа Наталья Варлей - правда, играла она не обычную девушку, а спортсменку, способную в одиночестве путешествовать по горам.

20 ретро фотографий элегантных дам со стильными прическами из 1930-х годов , однако, свидетельствуют, что даже модницы в эпоху, диктующую женщинам нарочитую женственность, не обязательно отращивали длинные волосы.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

"Стрижка тысячелетий", "причёска, не выходящая из моды" - эти лестные утверждения вполне обоснованы и касаются любимой многими стрижки, под названием каре. Мало найдётся причёсок, сохраняющих свою актуальность на протяжении нескольких веков.

Исторические корни первых причёсок похожих на каре нужно искать в Древнем Египте.
Вспомните изображения египтян на фресках или в учебниках истории, какие они носили причёски?

Египетское каре было простым – волосы специально начёсывали, стригли по одной линии чуть ниже уха, выстригали прямую густую чёлку. Затем волосы смазывали воском, благовониями и укладывали в причёску.

Парики египтян тоже имели форму каре. Тщательно заплетённые в косички пряди волос были подстрижены на одном уровне, ниже ушей.
И, конечно, самый яркий образ Древнего Египта-царица Клеопатра. По легенде считается, что именно ей принадлежит идея создания этой причёски, которая в свою очередь делала образ царицы столь прекрасным и в чем- то магическим.

imgonline-com-ua-Resize-KEbjME2GzEdDZUB2.jpg

Женщины Средневековья предпочитали длинные волосы и вычурные причёски, но это не значит, что каре на время забыли. Именно в средние века его облюбовали мужчины.
Рыцари, бароны, короли, графы и простые вояки носили волосы до плеч.
Таким образом каре пользовалось популярностью довольно долго, но у мужского населения.

imgonline-com-ua-Resize-KShRg83cs8ua.jpg

Дамы вспомнили о существовании коротких стрижек только в начале XX века. О том, как это было есть две версии.
Первая история связана с французской актрисой Евой Лавальер. Когда в 1909 году 43-х летняя актриса получила роль девушки, она обратилась к своему стилисту с просьбой сделать ей молодёжную стрижку. Антуан де Пари не долго раздумывал над образом, он просто отрезал длинные локоны актрисы. Никто не ожидал такого эффекта, Ева выглядела с новой стрижкой на неполные 18 лет.

imgonline-com-ua-Resize-nzC26qAVdBN.jpg

По другой версии, возвращению "каре" в моду мы обязаны легендарной Коко Шанель. Здесь все было совсем просто, как и всё гениально созданное этой женщиной. Однажды перед "выходом в свет" Коко немного обожгла свои волосы, недолго думая она поровняла волосы по линии ушей. Новая стрижка произвела настоящий фурор.

Многим женщинам хотелось последовать примеру Коко, но делали это только самые смелые. Общество не приветствовало короткие стрижки, считая их вульгарными.

imgonline-com-ua-Resize-IPkDRloNVXdela.jpg

Первая мировая война показала, что мода на "каре" жива и женщины того времени без сожаления расставались с длиной своих волос, потому что в условиях войны длинные волосы были помехой.
После революции 1917-го крутой поворот сделала не только история, но и мода.

На смену пышным нарядам пришли простые силуэты, а короткие стрижки заняли лидирующие позиции.
Каре всегда было актуально и имело большую армию поклонниц, несмотря на разные модные веяния.
Эту причёску по праву можно назвать одной из самых популярных стрижек в мире. Универсальность основная причина такой популярности. "И в пир и в мир. " — это про каре.

Удобная и практичная стрижка легко превращается из повседневного варианта в праздничный.
Классическое каре предполагает наличие чёлки и длинные боковые пряди, образующие у лица линию каре, то есть большую букву П.

imgonline-com-ua-Resize-HmrzdcX2rAF.jpg

Казалось бы, классический вариант причёски сложно изменить, но современные стилисты проявляют чудеса фантазии и вносят своё видение стрижки, не упускают возможность поэкспериментировать, внося новые элементы.

Например, существует молодёжный тип этой стрижки, часто его называют «коротким каре». Его особенность в том, что на затылке волосы короче, чем по сторонам.
Ещё одна модель стрижки носит название «колокольчик», этот вариант предусматривает небольшой объём с расширением возле основы.

Особой популярностью сегодня пользуются текстурные стрижки – «разорванное каре» или асимметрия.

imgonline-com-ua-Resize-N3r2COmG5P0P.jpg


Мы познакомили вас с историей причёски, что называется " на все времена». О том, чем отличаются современные варианты каре друг от друга мы расскажем в следующей статье.


Мадам Помпадур

Фаворитка французского короля Людовика XV, продержавшаяся при нём двадцать лет, царила в моде Европы в восемнадцатом веке - времени, когда и дамы, и кавалеры старались быть похожими на фарфоровые статуэтки, а не людей из плоти и крови. И те, и другие активно пользовались макияжем, украшали одежду оборками, носили кольца и другие украшения - правда, мужчинам это ничуть не мешало отменно владеть шпагами и стрелять на дуэлях и в сражениях из пистолетов. Некоторым женщинам тоже.

Портрет работы Франсуа Буше.

Среди фасонов, которые мадам Помпадур ввела во французскую моду, была короткая женская причёска из завитых волос, которую обычно украшали цветами, крохотными бантиками и прозрачными косыночками. Это был смелый ход, поскольку до Помпадур француженка обрезала волосы в трёх случаях: если была проституткой, если уходила в монахини или если она была Жанной Д’Арк. Причёска дамам понравилась, потому что красиво обнажала шею сзади, не требовала большой возни и в то же время смотрелась очень элегантно. В историю стрижка так и вошла под именем “помпадур”.

Ввела в моду Помпадур также рыжий оттенок волос (до неё он считался недостатком), огранку бриллиантов в форме лодочки, ридикюли, туфли на каблучке (которые должны были придать женской ножке форму забинтованных, сломанных пополам стоп китаянок) и высокие бокалы для шампанского.

Туфельки восемнадцатого века из коллекции Н.Мустафаева. Такие туфельки должны были придать ступне укороченный и выгнутый вид.

Античный стиль

После революции у Франции была новая законодательница мод - Тереза Тальен, та самая дама, которая ввела корсиканца Наполеона во французское общество. Она ввела моду на всё, что ей представлялось древнегреческим и древнеримским: коротко остриженные локоны, завышенную талию и спускающееся складками с плеч платье из тончайшего, просвечивающего муслина. Известен также её портрет, на котором одна её грудь была обнажена - хотя на античных статуях так одевались только Артемида и амазонки, долгое время европейцы-христиане были убеждены, что женщины Древней Греции вообще имели привычку ходить, открыв одну грудь.

 История коротких женских стрижек. Фрагмент картины Пьера Нарсиса Герена.

Сама Тереза обрезала волосы чуть выше плеч, завивая их “под греческие статуи”, но скоро девушки стали стричься ещё радикальнее. Новая причёска называлась “а-ля Тит”, то есть - как у древнеримского политика Тита. Волосы стриглись на равную длину по всей голове, так коротко, что были открыты уши, и затем завивались. Эту причёску носили одинаково и женщины, и мужчины. Женщины часто повязывали поверх стриженых волос ленты, полагая, что это делает причёску ещё античней.

Иллюстрация к модному журналу начала девятнадцатого века.

Нигилистки

В шестидесятые годыдевятнацатого века многие молодые дворянки в России отстригали девичьи косы, а молодые дворяне, к негодованию общества, отпускали бороды (которые, как считалось, по статусу приличны людям в возрасте и с положением) и, напротив, слишком поздно шли стричься - когда волосы уже начинали падать на плечи. Нынешнего слова “хипстер” тогда и слыхом не слыхивали. Все эти молодые люди были нигилистами, то есть отрицателями - всего старого, что мешает прогрессу.

Среди идей нигилизма была борьба с пустым эстетизмом, зря возбуждающим сентиментальность и половую чувственность. В рамках этой борьбы девушки отказывались от корсетов, сложных в носке и уходе ярких платьев и пышных юбок, надевая вместо того блузки и самые простые фасоны юбок. Причёски из длинных волос, за которыми в условиях девятнадцатого века уход был не очень прост, тоже объявлялись эстетизмом.

Картина Владимира Маковского.

Стриженые волосы высвобождали около часа времени каждый день - не считая ещё пары часов в те дни, когда обычно происходила помывка и просушка волос - и это время предполагалось тратить на что-нибудь более полезное. Например, на учёбу. Хотя с женским высшим образованием в России всё обстояло очень сложно, многие прогрессивные студенты, профессора, врачи бесплатно давали лекции, собирая аудиторию на частных квартирах.

Носили короткие волосы не только исповедницы радикальных идей. В шестьдесят первом году, после отмены крепостного права, мелкие помещики оказались на грани нищеты. Крупные помещики выкинули из своих домов воспитанниц, бедных родственниц, крестниц - всех, кого называли словом “приживалки”, то есть иждивенки, хотя очень часто эти женщины имели вполне определённые обязанности в работе по дому. Страна оказалась переполнена бедными дворянками на грани голодной смерти.

Сельская учительница. Картина Константина Трутовского.

В результате круг допустимых для дамы профессий негласно очень сильно расширился. Девушки поступали на работу не только гувернантками, учительницами и компаньонками, но и наборщицами в типографии, литературными редакторами, журналистками, продавщицами, секретарями. Работа, однако, давая прожить хоть как-то, часто не давала возможности обзавестись горничной и не оставляла сил ухаживать за длинными волосами, так что, глядя на нигилисток, обрезали волосы и многие другие девушки, родственникам объясняя, что это просто мода. Со временем, из-за активного преследования политически неблагонадёжных девушек, мода сошла на нет.

Комиссарши

В двадцатые годы в СССР получила массовое распространение стрижка в виде короткого каре. Хотя не каждая девушка с такой стрижкой была комиссаром, всё же всех стриженых звали скопом - “коммисарши”. К стрижке частенько полагался платок, повязанный узлом назад (в отличие от обычного русского платка, закрывавшего волосы и порой шею), короткая (до колена) юбка и кожаная куртка. Некоторые из юбок перелезли в брюки. От одежды требовалось одно: чтобы она не ограничивала свободу движения. От волос, по сути, требовалось то же самое. Газеты осуждали юбки и платья, сковывающие женщине ноги, словно лошадиные путы, излишнюю закрытость, мешающую закалке и наслаждению воздухом и солнцем, напоминали, что за косы девочек и женщин традиционно таскали по избе - они были одним из способов проявить власть над женщиной.

Картина Георгия Ряжского.

В Европе и США шли те же тенденции, хотя вряд ли кто-то из модниц счёл, что остригает волосы под влиянием коммунистов. Девушки активно осваивали спорт, автомобиль и полёты на самолётах, и с этим новым образом жизни сложные пучки и простые косы мешали.

Хотя в тридцатые годы пошёл разворот на демонстративную женственность, и вскоре брюки стали недопустимой на работе (если она была не физической) одеждой, всё же каре продолжало считаться допустимой стрижкой даже в школе с её очень суровым подходом ко внешности девочек. С каре, например, вошла в историю советского кинематографа Наталья Варлей - правда, играла она не обычную девушку, а спортсменку, способную в одиночестве путешествовать по горам.

20 ретро фотографий элегантных дам со стильными прическами из 1930-х годов , однако, свидетельствуют, что даже модницы в эпоху, диктующую женщинам нарочитую женственность, не обязательно отращивали длинные волосы.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также: