Кто не стрижет волосы религия

Опубликовано: 29.09.2024

Можно ли стричься в воскресенье


Волосы – это не простое украшение…

Можно ли стричься в воскресенье


Согласно библейской версии, первые люди не имели волос. До грехопадения головы Адама и Евы были покрыты легким пушком, от которого исходило свечение, подобное нимбу. Это сияние было ничем иным, как связью с Богом и космосом. Длинные волосы на голове появились только после грехопадения. Но даже в таком виде наши локоны сохраняют связь с небом.
Данную версию поддерживают не только православные, но и представители многих других конфессий. С волосами связано множество различных примет и суеверий. Во многих эзотерических практиках локоны человека рассматривают как носитель его энергии. Нередко волосы используются в разнообразных магических ритуалах. Это значит, что к собственным локонам необходимо относиться с особым вниманием. Постараемся разобраться, можно ли стричься в воскресенье?

Православные приметы о стрижке

В христианских традициях седьмой день недели особенный. Считается, что воскресенье предназначено для молитв, отдыха, добрых дел и общения с близкими людьми. Наши предки верили, что работать в этот день грех. Современный ритм жизни вносит свои коррективы в религию. Представители многих профессий работают в выходные, не исключение – парикмахеры и модные стилисты.

Если обратиться к представителям духовенства с вопросом: «Можно ли стричься в воскресенье православным людям?» — возможно, вы даже получите благословение. При условии, что постричься в другой день не представляется возможным. Священнослужители советуют своим прихожанам стараться не планировать на воскресенье сложных дел и тяжелой работы.

Существует и еще одна христианская примета, связанная со стрижкой волос. Некоторые люди верят, что менять прическу в воскресенье нельзя, так как высок риск оборвать свою связь с ангелом-хранителем.

Значение праздника

Во-первых, почему Благовещение? Название праздника происходит от двух слов: «благая весть». Считается, что в этот день архангел Гавриил спустился с небес к Деве Марии, чтобы возвестить ей о том, что ей суждено принять от Духа Святого, и понести во чреве, и родить Сына, которого нарекут Иисусом Христом. Эту весть Мария приняла с радостью и смирением. Она сказала: «Величит душа моя Господа! Я – раба Господня, да будет мне по слову Его».

Таким образом, с этого дня идет отсчет прихода Спасителя всего человечества, поскольку ровно через 9 месяцев, 7 января, православные празднуют Рождество Христово. Однако Церковь чествует спиритуальное значение Благовещение. В этот день миру было возвещено о скором приходе Спасителя, о том, что Отец Небесный вскоре осенит весь Свой народ благодатью.

Взяли картон, краску, плетеную посуду и оформили спальню в стиле бохо: фото

Не будьте слишком серьезны: 99-летняя актриса поделилась секретом долголетия

Оказывается, пиццу изобрели египтяне: La Marinara — самая древняя пицца

Волосы в воскресенье стричь – память и ум состричь?

Стричься в воскресенье можно ли


Что говорят народные приметы: можно ли стричься в воскресенье? Православие не рекомендует, но и не запрещает стрижку в главный выходной день. А вот народные приметы, не связанные с религией, более категоричны. В Древней Руси к волосам также относились с особым почтением. Считалось, что женщине просто неприлично появиться в обществе с распущенными волосам, а еще лучше спрятать их под головным убором. Состриженные пряди обязательно сжигали, иногда так поступали и с выпадающими во время расчесывания волосками.
Седьмой день недели тогда не считался самым праздничным и радостным. По верованиям наших предков, именно в воскресенье активизировались ведьмы и колдуны. В этот день нельзя было стричь волосы и ногти, а тем более позволять это делать кому-то постороннему. Историки предполагают, что после Крещения Руси эти традиции переплелись с православными.

До наших дней дошла занимательная пословица: «В воскресенье волосы стричь – ум и память отстричь». Стоит заметить, что современная эзотерика также не рекомендует менять прическу в выходные. По мнению некоторых экстрасенсов и целителей, стрижка в этот день недели может отвернуть удачу от человека и кардинально изменить его судьбу.

Как отмечают Благовещение верующие

Поскольку главным персонажем евангельского события является Мария, то и значительная роль в праздновании отведена женщинам. Именно им предписывается посещать храм в этот день. Чтобы в доме весь год царило согласие, жена должна в Благовещение 40 раз назвать мужа «милым».

Женщинам запрещается всякая грязная работа: нельзя убирать, стирать, а также шить и вязать. Есть поговорка, что в Благовещенье «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет». Это не значит, что нужно ходить растрепанной, но сложных причесок сооружать не нужно. Также стоит воздержаться от стрижки и покраски волос. На всякий случай приготовить еду нужно загодя, чтобы в праздник ее только разогреть.

Но и для мужчин имеются предписания на этот день. Им нельзя работать в поле, саду и огороде, особенно подстригать деревья и кустарники. Вообще, считается, что в этот день просыпается все живое, что впадало в спячку: ежи, ящерицы, пчелы. Поэтому во двор на солнышко нужно выносить ульи. В этот день лекарственные травы удваивают свою целительную силу, поэтому их можно и нужно собирать.

Шанс для хронических неудачников

Стричься в воскресенье можно ли или не стоит? Все народные и церковные приметы советуют воздержаться от подобной процедуры. Но на самом деле попробовать имеет смысл, если терять нечего. Стрижка в выходной день способна кардинально изменить жизнь. И если вас долгое время преследуют неудачи, возможно, это ваш шанс. Недаром со сменой прически связано множество положительных примет. Многие люди и сегодня верят, что вместе с отстриженными кончиками волос мастер избавляет их от проблем и негатива в жизни. А это значит, что во время «черной полосы» очень полезно посетить парикмахера.

День рождения и стрижка

Можно ли стричься в воскресенье православие


Современные астрологи советуют при записи к стилисту вспомнить, в какой день вы родились. Именно от этого зависит, можно ли стричься в воскресенье конкретному человеку. Стричь волосы в седьмой день недели можно тем, кто родился во вторник, среду, четверг и пятницу. Это правило действует для людей, довольных собственной жизнью. Если же вы хотите кардинальных перемен, запишитесь в парикмахерскую в другой день. Тем, кто желает изменений, стричься в воскресенье можно при условии, что они рождены в понедельник или субботу. Узнать, в какой день недели вы появились на свет, можно, используя любой электронный календарь.

Можно ли стричься в церковные праздники?

Даже в преддверье церковных праздников большинство верующих особо остерегаются и задают священнослужителям вопрос о том, можно ли стричь волос в священные для православных дни?! Не будет ли такое деяние считаться грехом и не последует ли за ним наказание господне?

В народе сложилось по этому поводу лишь одно мнение – стричься в православные праздники нельзя! Это считается не только неуважением к Богу, но и насмешкой относительно столь великого дня, ведь каждый церковный праздник истинно верующий должен посетить церковь, молиться и быть с Богом насколько это возможно.

В то время, когда человек намеренно идет в салон красоты, чтобы сделать долгожданную стрижку, о каком почитании веры идет речь. Товарищ собрался заниматься «собой любимым», а не посвятить себя Богу!

Лунный календарь для стрижки волос

Многие современные женщины предпочитают заглядывать в лунный календарь, прежде чем стричь волосы. И если ответ на вопрос «Стричься в воскресенье можно ли или нет?» носит скорее мистический характер, влияние фаз Луны на земную жизнь вполне доказано наукой.

В полнолуние менять прическу следует тем, кто хочет обрести блестящие и шелковистые волосы. Благоприятным временем для стрижки является и растущая Луна. Если посетить парикмахера в этот период, волосы станут быстрей расти. Многие астрологи не рекомендуют стричься на убывающей Луне. Если вы пренебрежительно отнесетесь к данной рекомендации, возможно, ваши локоны станут отрастать очень медленно.

Между тем, постричься на убывающей Луне можно тем, кто хочет сохранить форму новой стрижки как можно дольше. Считается также, что при этом волосы могут изменить некоторые свои свойства, например стать более послушными. Существует и еще одно правило, подсказывающее, когда можно и нельзя стричься в воскресенье. В лунном календаре есть несколько неблагоприятных для изменения прически дней. Это так называемые сатанинские дни Луны – 9, 15, 23 и 29-е лунные сутки. В них стричься не рекомендуется никому.

В какой день недели лучше стричься

Выбирая, по каким дням стричься для улучшения состояния шевелюры нужно обращать внимание на фазу луны:

  • Если стоит цель, быстро отрастить волосы, нужно подстригать кончики, когда луна растет.
  • Для густоты волос рекомендуется стрижка на убывающей луне. Но в результате такого решения волосы будут расти очень медленно. Зато в этот период укрепите волосяные луковицы.
  1. Рожденные в понедельник могут стричься по четвергам, пятницам и субботам. Неудачный день – воскресенье.
  2. Если вы родились во вторник, занимайтесь сменой имиджа с помощью стрижки в четверг, субботу и в воскресенье (в особом случае). Неподходящие дни для перемены прически – понедельник и пятница.
  3. Рожденным в среду для стрижки рекомендуется неблагоприятный для других случаев день – воскресенье. Не стоит посещать парикмахерскую в четверг.
  4. Тем, кто появился на свет в четверг, можно стричь волосы в такие дни недели – понедельник, вторник, пятница. Не желательно – по средам.
  5. Рожденные в пятницу останутся довольны результатами стрижки в понедельник, четверг, субботу. Неудачный день – вторник.
  6. «Субботним» людям подходит для подстригания пятница, не подходит – воскресенье.
  7. Рожденным в воскресенье нужно ходить в парикмахерскую по вторникам и четвергам. Избегать салонов красоты по понедельникам.

Лучший парикмахер

Можно ли стричься в воскресенье православным


К выбору парикмахера следует относиться также с особым вниманием. Во время стрижки мастер взаимодействует с энергетическими полями клиента. Хорошо, если вас стрижет человек позитивный и доброжелательный. Есть примета: «Стричь волосы — менять жизнь», и она очень часто работает. Если вы хотите набраться мудрости, запишитесь на стрижку к мастеру, который старше вас. Людям, желающим продлить собственную молодость, следует посетить стилиста младше себя.
Желательно, чтобы мастер был одного пола с клиентом. Согласно древней примете, стилист-мужчина может «погубить» женщину, которую он стрижет. Это правило действует и для противоположной ситуации. После стрижки обязательно прислушайтесь к собственной интуиции. Если парикмахер вызвал исключительно положительные эмоции, обязательно сохраните его контакты.

Есть еще одна важная примета, связанная со стрижкой волос. Ни при каких обстоятельствах нельзя стричь самого себя. Такая процедура может стать причиной не самых приятных перемен в жизни.

Что делать с состриженными прядями?

Можно ли стричься в воскресенье отзывы


В современных салонах красоты и парикмахерских при стрижке отрезанные локоны бросают на пол, а затем убирают, как обычный мусор. Наши предки ужаснулись бы, увидев подобное обращение с волосами. В старину считалось, что все состриженные и выпавшие волосы необходимо сжигать. Огонь наделяли разнообразными мистическими свойствами, в том числе и очистительными. Этот обряд был важен и тем, что после него от сжигаемых прядей не оставалось ничего, кроме пепла. А это значит, что никто не сможет использовать волосы в магических обрядах.
Сегодня многие из нас стесняются просить парикмахера собрать состриженные пряди. Но если эта примета имеет для вас значение, обязательно постарайтесь ее выполнить. Постарайтесь составить собственный список правил стрижки волос. Приметы наиболее точно срабатывают тогда, когда человек верит в них искренне. Если же самостоятельно уничтожать срезанные во время стрижки пряди вам кажется глупой идеей, можете оставлять их в салоне. Единственное требование – проследите, чтобы локоны не бросали в воду. Наши предки верили, что это очень плохая примета.

Если хочется перемен

Если главной необходимостью в стрижке волос является желание просто сменить имидж, то от такой идеи во время поста лучше отказаться. Ведь важная задача этого не легкого периода – это отстраниться от искушений и сосредоточиться на собственном духовном воспитании.

Наводить красоту, чтобы привлечь внимание противоположного пола, а также стать более женственной не желательно в Великий пост. Дело в том, что в это время следует как можно меньше потакать своим прихотям и желаниям, избегать самолюбования в зеркале и выставлять свою красоту напоказ.

Если вам хочется перемен, то лучше подождите некоторое время, осмыслите свое решение, подумайте о чем-то более важном и серьезном, а потом уже смело идите в парикмахерскую. Ведь для улучшения своего внешнего вида или кардинальной смены имиджа всегда можно найти более подходящий период.

Можно ли стричься в воскресенье современным людям?

Можно ли стричься в воскресенье народные приметы


Когда и как стричься – это личное дело каждого. Мы живем в век науки и технического прогресса, многие наши современники не знают народных примет и отвергают старинные традиции. Но есть и те, кто верит в знания предков. Если приметы для вас важны, по возможности старайтесь им следовать. Помните и о том, что, даже делая что-то «неправильное» с точки зрения религии или иных верований, вы всегда можете привлечь удачу своим следующим поступком. Если же вы не верите приметам, стричься можно в любой день. Не забывайте о том, что любые правила действуют только при безусловной в них вере.

Когда можно подстричься

Но бывают такие моменты, когда подстричь волосы в православный праздник не считается грехом. К таким исключениям относят проведение операции, когда необходимо побрить волосы или если Вас укусил клещ и необходимо его удалить. Священники же говорят, что в законах Божьих ничего по данному вопросу не написано, как и почему в праздник нельзя мыться. Они советуют стричься тогда, когда это необходимо, но не будет лишним сходить в церковь и помолиться.

Так что принимать решение о стрижке в церковный праздник – только Вам. Но помните о том, что необходимо уделить в такой день внимание и Господу. С утра можно сходить в церковь и помолиться или отстоять службу, а вот после обеда – совершить поход в парикмахерскую.

Лучшая статья для Вас, переходите: Успение Пресвятой Богородицы: история праздника, приметы, традиции, что означает

Господь всегда с Вами!


Реальные отзывы о приметах, связанных со стрижкой волос

Что говорят простые люди сегодня о том, можно ли стричься в воскресенье? Народные приметы многие наши соотечественники считают бабушкиными сказками. Стричься в выходной день очень удобно – можно заранее записаться на удобное время и не нужно никуда спешить. Кроме того, для некоторых россиян воскресенье – единственный выходной, а в рабочие дни сходить к парикмахеру им просто некогда. Многие люди посещают стилистов в седьмой день недели, и не сталкиваются ни с какими проблемами.

Но это только одна точка зрения. Есть среди наших соотечественников и те, кто тщательно планирует каждый поход в парикмахерскую. Они считают, что стричься по воскресеньям не следует, и стремятся выбрать подходящий лунный день. Что примечательно, некоторые люди, верящие в приметы, действительно могут похвастаться роскошными волосами. А некоторые любители традиций замечают, что «правильная» стрижка им не помогла.

Что делать, если вы неудачно постриглись в воскресенье?

Подождите несколько недель после повторной стрижки. Если перемен не произошло, обратитесь за профессиональной помощью. Рассказать о произошедшем вы можете психологу, священнику или экстрасенсу. Никогда не забывайте о том, насколько индивидуален вопрос «Можно ли стричься в воскресенье?». Отзывы о народных приметах имеются самые разные, а верить в них или нет – это только ваше личное дело!


Почему монахи во многих традициях бреют головы, а некоторые йоги – наоборот, волосы не стригут, и у некоторых из них они достигают в длину нескольких метров. Или почему во многих культурах у мужчин было распространено бритьё головы с оставлением пряди волос на макушке?

Такая причёска – обритая налысо голова с оставлением пряди длинных волос была популярна у турок, украинских казаков, сарматов, абхазцев, прародителей всех кавказских народов – аланов. Эта причёска считалась престижной у русских ведических витязей. В «Житии святой Ольги» церковные летописцы описывая облик её сына, Святослава Храброго (наставником которого был волхв Асмунд, ученик Вещего Олега) упоминают, что «у него были густые брови и светло-синие глаза, длинные густые усы, крепкий затылок, широкая грудь, голова же у него была голой, с оставленной прядью свисающих на бок волос – признак знатности рода».

Итак, эта причёска у древних славян указывала на знатное происхождение рода. Сегодня её можно увидеть лишь у индийских браминов, монахов Сознания Кришны, некоторых мастеров восточных боевых искусств.

Объяснение оказалось весьма интересным: волосы – это «антенны», через которые человек воспринимает определённые спектры материальных энергий, осуществляет связь с материальным творением. Волосы, которые находятся в том месте, где они завиваются на макушке – антенны духовного спектра. Поэтому те, кто хотят действовать как проводники воли Всевышнего в этом мире, под Его руководством, не имея никаких личных материальных желаний – сбривают все волосы, которые связывают их с этим миром и оставляют лишь те, которые связывают их с Высшей Личностью.

Представители некоторых оккультных учений, стремящихся манипулировать обществом, — наоборот, обривают макушку или закрывают её и отпускают волосы по бокам, чтобы увеличить свою связь с материей.

Буддийские монахи, стремящиеся к внутреннему безмолвию – сбривают все волосы.

Практически в любой из духовных традиций «принять постриг» означает «отказаться от материальных желаний», т.е. стать монахом.

Тех, кто попал в армию – тоже практически всех обривают, чтобы уменьшить привязанность к материальным вещам. Когда у человека меньше привязок к материи – ему идти в бой легче, он проще относится к смерти.

Короткие волосы усиливают в человеке энергии Марса – мужские энергии; длинные волосы – усиливают влияние Венеры, женственность. Поэтому мужчинам, чтобы быть мужественными, рекомендуются короткие волосы. Короткие волосы увеличивают решительность, делают ум острым.

Для женщин – наоборот, короткая стрижка неблагоприятна, потому что они накапливают свою психическую силу в волосах. Женщина успокаивается, когда расчёсывает свои длинные волосы, ухаживает за ними, заплетает их в косы. Чем длиннее у женщины волосы – тем спокойнее её ум, тем устойчивее и уравновешеннее её психика, тем более она гармонична и тем труднее вывести её из себя. Женщины же с короткой причёской – наоборот, менее уравновешенные, более беспокойные, вспыльчивые, у них меньше склонности зависеть от мужчины, — потому что в них начинают развиваться мужские качества. А «плюс» с «плюсом» взаимно отталкиваются.

В Ведах есть утверждение, что женщина в своих волосах хранит благочестие мужа, и если она состригает свои волосы, начинает носить короткую причёску – этим она сокращает жизнь мужу минимум лет на десять. Возможно, именно в этой связи мужчины сейчас живут меньше, чем женщины, лет на 10-15. Возможно, это связано так же и с тем, что, когда ум женщины становится более беспокойным и вспыльчивым, теряет стабильность, своими пустыми претензиями, ссорами она очень серьёзно сокращает жизненную энергию мужчины. Милые дамы! Это — в ваших же интересах, чтобы муж жил, защищал Вас подольше, чтобы в семье чтобы было меньше конфликтов! Поэтому развивайте в себе женственность, увеличивайте в себе благотворные энергии Луны и Венеры, — этому хорошо помогает ухаживание за длинными волосами!

Венера отвечает так же за различные виды искусств. Поэтому многие музыканты, художники отращивают длинные волосы. Это помогает им в творчестве, увеличивает чувственность, а так же ранимость (от критики)- женские качества, но уменьшает мужскую энергию: настойчивость в достижении цели, мужскую решимость.

Другой важный момент, касающийся женских волос, особенно длинных, заключается в том, что видеть волосы женщины, особенно распущенными, должен лишь муж. Если посторонние мужчины видят волосы женщины, особенно если смотрят на неё с вожделением – этими волосами она воспринимает их вожделение и теряет своё благочестие, свою хорошую карму.

Взгляд – носитель энергии. Мы даже затылком чувствуем обращённый к нам взгляд, и хорошо знаем, что взглядом можно «испепелить» (иногда в прямом смысле – как в истории про Ганеша и Мучукунду). В зависимости от испытываемых нами эмоций, взгляд может нести с собой жизнь или смерть ненависть или любовь. Любящий взгляд наделяет нас силой, ненавидящий взгляд может убить. Взглядом можно воспитывать. «Птицы растят птенцов прикосновением; рыбы – взглядом; черепахи – медитацией». Завистливый взгляд: «Ой, какой хорошенький младенчик! Мне бы такого!», «Ах, какая женщина! Мне б такую!» сжигает хорошую карму того, на кого он направлен и известен в народе как сглаз. Особенно им подвержены новорожденные и женщины с непокрытыми или хотя бы не заплетёнными в косы волосами.

Практически во всех древних культурах женщины открывали свои волосы только лишь перед мужем. Целомудренные индианки покрывают голову краешком сари; мусульманские женщины тоже тщательно скрывают волосы от взглядов посторонних мужчин. Славянские женщины при посторонних завязывали голову платком или надевали кокошник. В России до сих пор в обиходе используется слово «опростоволоситься» в смысле «попасть в неловкое положение». Женщина попадала в неловкое положение, если какой-то причине посторонние заставали её без платка, с «простыми», распущенными волосами, – это и называлось «опростоволосилась». В Индии не покрывали голову краешком сари только лишь проститутки. Так же и русское выражение «распутный» или «распущенный образ жизни» связано именно с волосами. «Распутными девками» называли тех, кто распускал свои волосы перед посторонним мужчиной: для мужчин это невербальный достаточно явный сигнал: «женщина тебе хочет отдаться!»

Глупые современные девушки намеренно ходят с распущенными волосами и одеваются так, чтобы вызывать похотливые взгляды мужчин, но такие их взгляды, несущие сглаз, выжигают их будущее семейное счастье, увеличивают вероятность развода, поражают мочеполовую систему. Это – одна из причин, почему у женщин сейчас очень много проблем по гинекологической части, а у многих секс-символов, порно — звёзд блокирована способность стать матерью.

Если мужчина жил гармонично, достиг просветления, — в 50 лет его энергетика перестраивается, и в его волосах начинает накапливаться мистическая сила. Поэтому многие мудрецы, старцы и йоги после 50 лет перестают стричь волосы, усы, бороду. Сила многих волшебников, йогов и мистиков хранится в их волосах. Многие помнят, наверное, сказку о Черноморе, сила которого находилась в его бороде. Старик Хоттабыч тоже, как мы хорошо помним, выдёргивал по волоску из своей бороды, чтобы заключённой в нём силой исполнить любое желание. Известный всем мистик Сатья Саи Баба носил необыкновенно пышную шевелюру: она помогала ему в волшебстве!

В 2-х частях

Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.

БУДДИЗМ

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову - в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.


Буддистские монахи

Бритая голова вообще - это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем - это один из путей достижения нирваны . К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос - отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

ИНДУИЗМ

Брахма

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров - неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.

Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом). Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры – набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.

Индийские сикхи

Индийские сикхи

ИСЛАМ

В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога – раз борода растет, значит, ее надо носить.

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!».


Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды – это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.

В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).

ИУДАИЗМ

В иудаизме обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной.

В Торе запрещено стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Поэтому иудеи, ревностно верные законам Торы, не брили бород. Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов (есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц и электрической бритвы, есть и авторитеты, считающие, что эти методы категорически запрещены).


В Танахе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а). Согласно обычаям иудаизма, ортодоксальные евреи носят пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках), бороду и непременно головной убор.

В новое время с распространением Каббалы запрет на бритьё бороды приобрёл уже мистический смысл. Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Но, в тоже время считается, что тот еврей, который ещё не чувствует, что находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выполнять всё, что требуется по Каббале, не должен опасаться бриться. И он может это смело делать во все дни недели (разумеется, кроме субботы).

Общим для всех евреев (включая нерелигиозных), является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго - всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.

Папа Юлий II

Папа Юлий II

Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

Папа Клемент VII

Папа Клемент VII

Последующие Папы решили, что борода - это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.

Папа Александр VII

Папа Александр VII

Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.

Папа Клемент XI

Папа Клемент XI

Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду - начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.

Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра - выстриженные кругом на макушке волосы.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.


ПРАВОСЛАВИЕ

В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.


Русские святители. Деталь. Слева направо Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия .

Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».

Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».

Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

Бритье бороды (брадобритие) строго запрещается, как латинский обычай. Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного (Лев. 19, 27; 21, 5; Стоглав гл. 40; Кормчая Патр. Иосифа. Правило Никиты Скифита "О пострижении брады", л. 388 на об. и 389).

В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил: «аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе) , не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша» (т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.

В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя», или, чтобы было понятно, - нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться - значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина - муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия.

Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства , представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6:5; Суд. 13:5). Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.


Икона «Спас Нерукотворный»

Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ (икона «Спас Нерукотворный»); изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Традиция православных священников носить бороду

В современной России (до и во всём православном мире) ношение бороды священниками - это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.




Святитель Тихон Феофан Затворник Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Священник Православной Церкви является носителем образа Христа. Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас.

Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.» (Лев.21:1,5) . Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.» (Лев. 19:1,2,27-28).

В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами». Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят "в капищах. с обритыми головами и бородами".

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли - настало время стабилизации. Иереям предоставлена бóльшая свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека. Сейчас ношение бороды – это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? - вопрос другой.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

В подготовке материала использовалась литература:
1. В.А.Синкевич «Борода в истории христианства»
2. «История бороды и усов» (публикации в историко-литературном журнале «Исторический вестник», 1904г.)
3. Джайлз Констебл «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие»
4. Б.Беллевосский «Апологии бороды»

Волшебная сила волос

В древних ведических текстах говорится о том, что первые потомки богов, расселявшиеся по Евразийскому континенту, были белокуры, а их бледная кожа совсем не имела волосяного покрова.

Волшебная сила волос

Об этих «богоподобных» признаках упоминается в сакральной Велесовой книге и легендах славянских народов дохристианского периода. В частности, в них повествуется о том, что арии, создавшие после гибели континента Арктида мощное государство в Азии, а затем двинувшиеся на запад, были светловолосы и отличались высоким ростом.

Признак богоподобного родства

Светлые волосы считались признаком близости к божественному роду в раннем Египте и у кельтов, в Древнем Китае, Скифии и у гуннов до их смешения с европейскими племенами. Предания индейского народа хопи задолго до открытия Америки Христофором Колумбом гласили о том, что «золотой век» для их народа вновь наступит после того, как к ним прибудут «белоголовые». В противоположность восточным, в культурах англосаксонских стран верным признаком божественного родства был темный цвет волос, коим обладали представители исчезнувшего континента Лемурия и цивилизации атлантов. Жрецы и правители этих канувших в Лету мифических народов явились родоначальниками многих государств Западной Европы, способствовали расцвету Древнего Египта и государства древних шумеров.

А вот обилие волос на коже человека и в восточной, и в западной древних культурах считалось напоминанием о грехопадении, произошедшем на заре цивилизации.

Свидетельством дьявольской сущности человека, по мнению обывателей средневековой Европы, также являлась «огненная» шевелюра. Предполагалось, что кто-то из предков рыжеволосого когда-то согрешил с самим сатаной, и с тех пор ни в чем не повинные потомки несут на себе неизгладимую демоническую печать. По этой причине, по мнению ряда историков, большинство женщин, сожженных на кострах в период святой инквизиции, были рыжими.

Старинные поверья и традиции

Этнографы и эзотерики уверены в том, что связанные с волосами старинные поверья и традиции являются отголосками древних легенд о божественной природе человечества. В частности, во всех культурах мира волосы считаются вместилищем жизненной силы. Так, в Древнем Египте, Китае и на Руси не стригли детей наголо. Долгое время в христианском обряде крещения совершался ритуал, во время которого у младенца срезали небольшую прядь волос, закатывали ее в воск и опускали в сосуд со святой водой. Если восковой шарик тонул, это было верным признаком того, что ребенок скоро умрет. Если же он всплывал на поверхность – младенцу уготована долгая жизнь. Замужние женщины славянских племен, Иудеи, восточных и азиатских стран тщательно прятали волосы под головным убором и распускали их лишь тогда, когда занимались ворожбой. На Руси беременным запрещалось стричься до родов, дабы не отобрать силу у себя и будущего младенца.

Расчесывались наши предки только собственным гребешком, который традиционно изготавливали из березы, сосны, дуба или можжевельника. И это делалось не только из соображений личной гигиены. Считалось, что чужая расческа «напутает на голову» чужие беды.

Также у славян не было принято выбрасывать пряди после стрижки и расчесывания. Одно из поверий гласит, что может прилететь птица, собрать волосы и свить гнездо, после чего у бывшего их обладателя голова будет болеть до тех пор, пока птенцы не вылупятся и не улетят из жилища.

Поверья, связанные с необходимостью бережно относиться к собственным волосам, существовали и в Древнем мире. В частности, историк Геродот, имевший счастье видеть манускрипты из знаменитой Александрийской библиотеки, описывал один из свитков, в котором давались точные указания, как поступать с остриженными волосами и ногтями, дабы те не стали добычей злых жрецов.

Религиозные практики

Стрижка мальчика-индуса, готовящегося к обряду посвящения – начала периода брахмачарьи (ученичества)

Стрижка мальчика-индуса, готовящегося к обряду посвящения – начала периода брахмачарьи (ученичества)

Еще в древних языческих религиях волосам придавалось особое значение.

К примеру, в княжеских родах русичей с обрядом инициации мальчиков совпадал ритуал (пострижины), во время которого им обривали голову, оставляя лишь одну прядь. Одновременно с этим мальчиков впервые усаживали на коня и давали им боевое оружие. Своеобразным продолжением той традиции во времена христианства стал ритуал пострижения в монахи, олицетворяющий собой полный отказ от мирской суеты и переход на высшую ступень духовной жизни.

В погребальных обрядах Древней Греции усопшему срезали прядь волос, тем самым отпуская его душу в загробный мир. В Моравии, Польше и Румынии под голову покойнику было принято класть подушечку, наполненную волосами, состриженными с его головы при жизни. Согласно поверьям, Господь иногда отпускает душу умершего в земной мир, дабы она могла повидаться со своими родственниками. Именно на эту подушечку она, жаждущая встречи с близкими, и спускается с небес…

Требование брить голову, возникшее еще в Древнем Египте, во многих религиях является знаком полной покорности Богу. Такого правила на протяжении многих столетий придерживались в Китае, на Ближнем Востоке и в странах ислама. На голове оставляли лишь небольшой пучок волос, за который правоверного после его смерти духи могли поднять в рай. Однако высшая степень религиозности заключалась в полном отказе от стрижки. Яркий пример – библейский назорей (принявший обет) Самсон, неимоверная сила которого заключалась в его длинных волосах…

Вторые после крови

Так выглядит тонзура – символ монашества

Так выглядит тонзура – символ монашества

Как гласит библейская легенда, Самсон, согрешив с филистимлянкой, лишился волос, а вместе с ними и своей силы.

Это, по свидетельству ряда исследователей паранормальных явлений, одно из первых упоминаний о так называемой власяной магии, часто используемой колдунами и жрецами для достижения своих, не всегда благих, целей.

По мнению эзотериков и магов, волосы стоят на втором месте по силе и эффективности магического воздействия после человеческой крови. Путем власяной магии знахари снимали порчу и напускали болезни, присушивали любимых и даже распутывали так называемые кармические узлы. В частности, у сибирских колдунов существовала практика снятия родового проклятия. Для обряда брались пряди волос от трех поколений одной семьи. При этом старший ее представитель должен был находиться при смерти. Когда он умирал, пряди сплетались в небольшую косичку, которая затем резалась на мелкие кусочки. Потом их смешивали с землей и развеивали по ветру. В старину на Руси и в Западной Европе волосы использовали гадалки.

Они прекрасно знали, насколько информационно насыщенной является их энергия, которая содержит в себе ключевые сведения о судьбе человека, его предках и потомках. В древних летописях приводятся факты, сообщающие о том, как волхвы северных славянских племен, лишь проведя ладонью по волосам сородича, могли увидеть всю его судьбу. У поморов даже в наши дни потомственные ведуньи часто используют прием, при котором срезанный человеческий волос опускают в серебряную чашу с родниковой водой и пристально смотрят на ее поверхность. По словам гадалок, вскоре их взору начинают открываться картины будущей жизни человека. Специалисты по паранормальным явлениям убеждены, что волосы являются одной из самых сильных энергетических субстанций людей, своеобразными антеннами, которые связывают нас с космическим разумом как во время земной жизни, так и после нее.

Размягчи своё сердце до мягкости мягкого меха,
Хоть, как мускусу, жёсткость для плоти твоей не помеха.
Для одежды своей выбирай только грубую ткань,
По шелкам и узорам о людях судить перестань.
Жёсткость кожи! Газелям она украшением служит.
Потому-то для дружбы она утешением служит.
Мускус держится в жёстком. Подумай-ка: будет ли толк,
Если мускус рассыпется. Что ему нежащий шёлк!
(Низами, Сокровищница тайн)

Но авраамические религии — иудаизм, христианство, ислам — это ведь тоже, что ни говори, общность. И иудеи в этой общности являются закоснелой головой-фарисейкой. Да, еврею предназначено судить, ставить диагнозы, проектировать, анализировать, конструировать, исследовать, пародировать, опошлять всякий пафос и зубоскальничать, - короче, весь пакет интеллекта. Но ведь это самое что ни на есть фарисейство! Евреи не копают землю, не добывают уголь, не таскают носилки, то есть не воплощают свои проекты в дела. И любви в них ни на грош! Послушать только русофобскую шайку-лейку Алексея Венедиктова с ЭХА МОСКВЫ - они ненавидят страну, в которой родились! Но я и сам очерепенел, закостенел в познании Бога, потому и наклеиваю такие нелицеприятные ярлыки. Увы, это закономерность: нельзя старикашку посылать к юной деве! Сам Христос вслед за Иеремией обнажил это печальное явление: ДОМ МОЙ ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ; А ВЫ СДЕЛАЛИ ЕГО ВЕРТЕПОМ РАЗБОЙНИКОВ(Иеремия 7:11; Матфей 21:13). Пусть не обижаются на меня те, кого я тщусь обидеть, ибо я бросаю на лопатки только безответную семёрку: она — смертная коса, хищница, разбойница, губительный широкий путь, змея, блудница. А единицу, тесную тропинку, я прославляю, как прославляет Исайя евнухов среди сынов (сын — семь, сухое дерево, зима; евнух — единица с маленьким хвостиком, проклюнувшееся семя, весна), как прославляет и благословляет пророк иноплеменников среди коренных народов(Исайя гл. 56). Евреи, как иноплеменники в рассеянии, конечно же, на высоте, но в своей стране, в Израиле, они вкалывают, как и все. А апостол Павел обещает своим сородичам после вовлечения всех язычников в авраамическую династию великую славу. Увы, я не историк, может быть, она, слава, периодически уже являлась, когда у евреев протекала благополучная, идиллическая жизнь и даже, может быть, сегодня таковая-такезная. Мне не стыдно и фарисейку-голову похвалить:

Чтите племя уверенных. Все им известны дороги.
Ведь они — голова, а другие — покорные ноги.
(Низами, Сокровищница тайн)
Однако Коран однозначно стоит на страже законности. Как в мире ценится первое, престижное, так у Бога благословляется последнее, сермяжное. ТЕМ, КОТОРЫЕ ОБРАТИЛИСЬ В ИУДЕЙСТВО, МЫ ЗАПРЕТИЛИ ВСЕХ ИМЕЮЩИХ (нераздвоенное) КОПЫТО, А ИЗ КОРОВ И ОВЕЦ ЗАПРЕТИЛИ МЫ ИМ ЖИР, КРОМЕ НОСИМОГО ИХ ХРЕБТАМИ ИЛИ ВНУТРЕННОСТЯМИ, ИЛИ ТОГО, ЧТО СМЕШАЛСЯ С КОСТЯМИ. ЭТИМ ВОЗДАЛИ МЫ ИМ ЗА ИХ НЕЧЕСТИЕ: МЫ ВЕДЬ ПРАВДИВЫ!(Коран 6:147)
ЕШЬТЕ ЖЕ ТО, ЧТО ДАРОВАЛ ВАМ АЛЛАХ ДОЗВОЛЕННЫМ, БЛАГИМ, И БЛАГОДАРИТЕ МИЛОСТЬ АЛЛАХА, ЕСЛИ ЕМУ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ! ЗАПРЕТИЛ ОН ВАМ ТОЛЬКО МЕРТВЕЧИНУ, КРОВЬ, МЯСО СВИНЬИ И ТО, НАД ЧЕМ ПРИЗЫВАЛОСЬ ИМЯ НЕ АЛЛАХА(Коран 16:115-116).
А ТЕМ, КОТОРЫЕ ИСПОВЕДУЮТ, МЫ ЗАПРЕТИЛИ ТО, ЧТО РАССКАЗАЛИ ТЕБЕ РАНЬШЕ. МЫ ИХ НЕ ОБИДЕЛИ, НО ОНИ САМИ СЕБЯ ОБИДЕЛИ(Коран 16:119, перевод Крачковского).
В Левите в 11 главе перечислен весь набор животной пищи, которая разрешена или запрещена евреям. Апостол Варнава в своём послании интерпретирует эту кухню в иносказательном смысле, в ус посмеиваясь над буквалистами. Чтобы не рыться читателю в интернете, я привожу здесь десятую главу этого послания.

«Почему Моисей сказал: "Не ядите свиньи, ни орла, ни ястреба, ни ворона, и никакой рыбы, которая не имеет на себе чешуи" (Втор. 14:7-19)? Он при этом имел в уме три глубокие мысли. Сам Господь говорил иудеям во Второзаконии: "постановлю для этого народа заповеди Мои" (Втор. 4:2). Итак не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысли.
Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям. Ибо они, живя в удовольствиях, забывают своего Господа, а терпя недостатки, познают Его: так и свинья, когда ест, не знает своего хозяина, а когда терпит голод, кричит; получив же корм, опять умолкает. - "Не ешь," сказано "ни орла, ни ястреба, ни коршуна, ни ворона"; то есть, не прилепляйся к таким людям, которые не умеют доставлять себе пищу трудом и потом, но беззаконно похищают чужое, и ходя, по видимому, с простотою, строят ковы другим; так и те птицы, сидя в бездействии, изыскивают случай пожрать чужую плоть, и своим лукавством причиняют гибель. "Не ешь", сказано, "ни вьюна, ни полипа, ни каракатицы". - Это значить: не уподобляйся и не прилепляйся к таким людям, которые навсегда преданы нечестию, и осуждены на смерть; так как и те рыбы, одни из всех проклятые, ходят только во глубине, и не всплывают подобно прочим, но живут в земле под бездною.
"И зайца", сказано, "не ешь". В каком смысле? не будь срамником, и не уподобляйся таковым. Ибо в теле зайца каждогодно бывает перемена, противная естеству всех прочих животных. И гиены не ешь, сказано; это значить: не будь прелюбодеем, ни растлителем и не уподобляйся таковым. Почему? Потому что это животное ежегодно изменяет свою природу, и бывает то мужеского, то женского. По справедливости отверг Моисей и хоря. Не уподобляйся, говорить он, тем нечистым мужам, и не прилепляйся к тем нечистым женам, которые, как слышно, совершают беззаконие своими устами. Ибо это животное отступает от общих законов в зачатии плода.
Итак, Моисей, говоря о яствах, изрек три заповеди духовного смысла: иудеи же движимые похотью плоти, приняли их, как будто говорилось о яствах обыкновенных. Но Давид понимал таинственный смысл трех заповедей, и подобным образом говорить: "блажен муж, который не пошел на совет нечестивых", как те рыбы ходят во мраке бездны, - "и не стал на пути грешных", - так как те, которые боятся, по-видимому, Господа, но грешат подобно свинье, - "и не сел на седалище губителей", так как птицы сидят, подстерегая добычу (Пс. 1:1). Теперь вы вполне имеете ведение о тех заповедях.
Но Моисей также сказал: "ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку" (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? - Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. - Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века.
Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это».

Итак, апостол Варнава как бы констатирует аксиому: что человек ест, таково состояние его души. И еда, конечно, понимается как единение с вожделенной, аппетитной средой, проникновение в неё и познание. Но я, обозревая этот животный мир, кошерный для иудеев, обобщу жатвенную, жертвенную, жратвенную среду до чисел. Что может быть раздвоенным у головы, как единицы, у которой семёрочная орбита? У неё раздвоенные уши, глаза, ноздри, губы, то есть семёрочные конечности. Жевать жвачку — означает повторять, воспроизводить самоё себя, кружится и костенеть, очешуиваться, окоряться, укореняться, оволосяться, окорониваться, - о как много слов для накопления интеллекта! Библейская притча о Самсоне с его волшебными волосами как раз то самое! Но если сравнить человеческое тело с планетами, которые кружатся вокруг Солнца, то у головы, как и ближайшего к Солнцу Меркурия, самая незатейливая орбита. Но Христос усматривает другие орбиты: где труп, там соберутся орлы. А ведь орла иудеям нельзя есть. Таким мощным орлом-оратаем, конечно, никто не готов полакомиться, но многие желали бы им стать. На орбитах в семь седмин, в семьдесят и далее, кратные им, располагаются «духовные», то бишь газовые планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Поскольку их движение вокруг Солнца замедленное из-за огромной протяжённости орбит, на них почти нет патины, замшелости и чешуи. Потому интеллект их отстаёт от меркуриевой иудейской главы, но зато у них в избытке другие качества, - спросите у астролога! Да и зачем спрашивать, когда по туловищу и его конечностям, по тазу и его конечностям видно это без увеличительного стекла.

Читайте также: