Как подстричь ребенка аутиста

Опубликовано: 29.09.2024

Аутизм у детей

Как постричь ребёнка с аутизмом?

Тема стрижки, причёсывания, мытья головы может быть не простой, для тех детей, у которых наблюдается расстройство поведения аутического спектра. В этом посте я постаралась собрать полезные советы о том, как можно безболезненно или с малыми потерями постричь волосы у аутичного ребёнка.

Сама процедура и в раннем детстве лучше всего была во сне. Сейчас в ванной, на мокрых волосах, сразу после купания, собственными силами, острыми ножницами. Кто-то должен держать на руках = 1 человек (обе ноги зажать между своих бёдер, руки придержать на уровне плечевых суставов (1-ая рука взрослого) и ладоней (2-ая рука взрослого). Звучит, конечно, пыточно) Но на самом деле ничего ужасного. Мы однажды болели, надо было колоть в/м, меня научила безболезненно держать медсестра. Результат - вполне, т.к. волос много, цвет насыщенный, хорошо ложатся под феном.

Сын тоже плачет пока, но с возрастом быстро на убыль идёт, контакт в глаза не теряет и т.п. В общем, это не meltdown ни разу. Успокаивается, чуть ножницы в сторону. Думаю, если сильно не сказывается на поведении после, то можно понемногу приучить, АВА подключить. Мы пока не занимались этим вплотную. т.к. плач уменьшается по интенсивности раз от раза. Бывало уже, слышит, что "Будем стричься", но забывает сильно протестовать в голос. А с середины начнёт.

В перспективе не исключаю даже с плачем, но в парикмахерской. Видела однажды мастерицу, которая берётся, стригла мальчика с аутизмом, который не перепутаешь, и мама не скрывала. Мальчик 5 лет, не говорит, но из речи простое уже понимает. Сильно вокализировал, со стороны, не владея предметом - "громко ныл", но сидел с уговорами мамы в кресле, она также придерживала его руки. Рассказали мне, что никак не готовились, просто в 4,5 пришли попробовали - удалось. До этого дома сильно плакал, а в парикмахерской пошло дело.

Оказывается, пробовать наобум - тоже вариант. Мастер обычная, просто берётся и понимает, что такая реакция бывает.

Вот совет из далёкой Калифорнии: мой орет страшно и сопротивляется ужасно! Нашли парикмахерскую где вместо кресел машинки, парикмахер такой крепенький, сильный. Сажает его в маленькую машинку чтобы он не смог вылезти. Кресла крутятся, вот так крутит и подстригает понемногу. Не скажу что прям ровно, возле ушей не удается подстричь конечно но лучше чем было. Дома ходила за ним с ножницами иногда. Один раз стригану, только пискнет убираю ножницы. В течении дня подравняла. До этого домой женщина приходила, он ей сразу доверять стал и она его стригла ходя за ним по комнате. Как-то так. Но мы в Калифорнии живем.

У профессиональных поведенщиков попросите вам описать метод сенсорной десенсибилизации. Я сама толково это не сделаю, что-нибудь упущу. Но это очень хорошо работает. За 1 -2 раза можно приучить ребёнка не бояться ножниц и стрижки. Это педагогическая методика.

Я купила хорошую не шумящую машинку с несколькими насадками. Ее он не боится. Проводила по голове, волосы падали и сыну смешно было.

Мой сын тоже очень не любит, когда трогают волосы, и звука машинки боится ужасно. Я стала давать ему в руки играть машинку, он включает-выключает, рассматривает. Один раз вместе с ним папу подстригали. После этого стала его с длинной насадкой пробовать. Раздевала до трусов, ставила в ванную, включала воду, и пока он играл, потихоньку состригала пряди. Первый раз получилось за 3 дня, второй за два, и вот последний раз за один заход дал всю голову подстричь. Правда оно видно, что кусками и не очень ровно, но зато без истерик. Он, конечно, пытается вывернуть голову, но уже не орет. А раньше и в парикмахерскую пробовали, и домой приглашали, но стресс от чужих людей еще больший, чем от самой машинки.

Нам 9 лет, только недавно постриглась без слез и истерик. Купили машинку, дала потрогать. На планшете он смотрит видео всякой техники телефонов, специально загрузила инфо промашинку. Купила пепеси налила в стакан, это типа мотивации. как только пошли слезу давала глоточек. спрашивала, тебе страшно,тебе больно, пока думал, давала глоточек.Короче постригли, пока криво, но зато без слез.Теперь не бежит при виде машинки стригальной. Эти дни собираюсь опять постичь, обещаю дать ему еще пепеси, вроде пока согласен.

У нас тоже без истерик получилось только в детской парикмахерской. В первый раз было сложно и там, но сейчас привык, если так можно выразиться. Но, надо отметить, что ребенок в первую очередь сам стал менее чувствителен к прикосновениям и поэтому наконец у нас получается стричься. Если ребенок излишне чувствителен к прикосновениям - в любом случае будет трудно. С возрастом обычно снижается тактильная чувствительность. У всех в свое время.

20 родительских советов. Как постричься без истерик

20 родительских советов. Как постричься без истерик

Переводчик: Марина Лелюхина

Редактор: Анна Нуруллиина

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Ваш ребенок тоже не приходит в восторг от предложения постричься? Я – мама аутичного подростка, и хорошо представляю, с чем сталкиваются родители, чьи дети регулярно устраивают сцены в ответ на предложение подстричься или подровнять кончики. Надеюсь, мой опыт поможет вам снизить количество детских истерик во время стрижки волос и ногтей.

Начиная с первого года жизни и до сих пор, волосы моего сына продолжают расти. В детстве я заплетала ему косы дважды в неделю. Он лежал у меня на коленях и дремал, а я плела косы, и делала это до тех пор, пока ему не исполнилось три года. После всех этих манипуляций мы с удивлением обнаружили, что наш трехлетний малыш не дает себя стричь, трогать свои волосы и крайне чувствителен к любым прикосновениям в области головы.

Тогда мы еще не знали, что у нашего сына аутизм. Знали только, что у него задержка речевого развития. В это же время он начал вести себя странно. К примеру, делал вид, что он маленький щенок, или, как зачарованный, часами наблюдал за утюгом или пылесосом. В остальном у нас был счастливый, спокойный малыш, который не доставлял хлопот и часто улыбался.

Около трех лет он начал выражать несогласие при помощи громкого визга или крика. В то время он все еще совсем не умел говорить. Он ни на что не реагировал и постоянно крутился возле дома, сжимая в руках пластиковую вешалку. Потом он начал закрывать все двери, включать и выключать свет, выстраивать свои игрушки в линию. Если кто-то пытался нарушить этот порядок, он реагировал громким криком или закатывал истерику.

Также мы поняли, что он чрезвычайно чувствителен к шуму. Низкое гудение, или пронзительные звуки вызывали у него острое чувство дискомфорта. При этом некоторые громкие звуки продолжали ему нравиться. Так, например, он с удовольствием слушал вой нашей газонокосилки. Годы спустя, мы узнали, что у него правосторонняя гиперакузия, тогда как левое ухо имеет нормальную чувствительность, то есть дискомфорт вызывали звуки определенной частоты.

Кроме того, он стал чрезвычайно чувствителен к яркому свету и теперь был вынужден носить на улице солнечные очки, или хотя бы шапку с козырьком. Теперь перед истерикой сын начинал быстро моргать. Позже, когда он начал говорить, он рассказал мне, что в такие моменты он «творит молнии».

У нашего сына множество сенсорных проблем. Он с трудом может усидеть на месте, испытывает проблемы с выполнением инструкций, особенно если в этот момент ему стригут волосы. В такие минуты он изо всех сил сопротивлялся, пытаясь избежать неприятной процедуры: вертелся, закрывал голову руками и плакал, пока попытки постричь его не прекращались.

За последующий год наш сын сменил огромное количество парикмахеров. Кто-то из них умел найти подход к молодым клиентам с особыми потребностями, кто-то нет. Иногда во время стрижки он хватал парикмахера за руки, пытался его оттолкнуть. А часто требовалось минимум двое, чтобы удержать его в кресле во время стрижки.

С течением времени ситуация лишь ухудшалась, нежелательное поведение перерастало в полномасштабную истерику. Для парикмахеров это было слишком большим испытанием. Наконец стало ясно, что всем участникам процесса сеансы стрижки обходились слишком уж дорого.

Поняв, что у нас нет другого выхода, мой муж принял решение осваивать новую профессию. Методом проб и ошибок он научился стричь нашего сына. Процесс освоения этой непростой специальности потребовал от всех нас огромного нервного напряжения. Это были не самые лучшие времена для нашей семьи.

Со временем, после множества попыток, мы сумели найти способ помочь сыну подготовиться к процедуре стрижки. Позже он научился стричь волосы, оставаясь, насколько это возможно, спокойным, и истерики отошли в прошлое. Сейчас он воспринимает поход в парикмахерскую дважды в месяц как часть привычных мероприятий по уходу за собой.

Сенсорные проблемы и аутизм

Расстройство аутистического спектра, как правило, означает, что мозг человека не в состоянии регулировать сенсорное восприятие должным образом. Сенсорные проблемы у детей с аутизмом не являются редкостью. Дети могут быть гиперсенситивными или, обладать низкой чувствительностью, не способны к комбинированному чувственному восприятию.

Аутичные дети часто негативно реагируют на различные раздражители. Это состояние называется нарушением обработки сенсорной информации соответствует диагнозу «нарушение сенсорной интеграции».

Во время стрижки неприятные ощущения у ребенка с аутизмом могут появиться под влиянием множества факторов: звука ножниц, того, как колют шею состриженные волоски, то, что волосы падают на пол и на одежду. Наш сын говорил, что ему больно стричь волосы.

Если у ребенка не нарушено восприятие, то информацию о том, что происходит вокруг, он получает из того, что видит, слышит или чувствует. С другой стороны, если механизмы восприятия ребенка нарушены, то он не может адекватно воспринимать окружающую действительность. Многие аутисты очень остро, и даже болезненно, воспринимают обычные звуки, фактуры, вкусы и запахи.

Занятия сенсорной интеграцией могут помочь наладить у ребенка механизмы восприятия сенсорной информации. Обычно их проводит эрготерапевт, кинезиотерапевт, специалист по ЛФК или логопед.

1. Не предпринимайте больше одной попытки постричь ребенка за один раз. Наблюдайте за ним, если нужно, делайте записи. Каждая попытка даст вам новую информацию о вашем ребенке.

2. Купите хороший набор инструментов для стрижки дома. Поищите специальную насадку для машинки для стрижки, чтобы не стричь слишком коротко. В детстве сын моей подруги, когда стриг своего мальчика, надевал ему на голову миску и состригал все лишнее вокруг с помощью машинки. Мы это называли «стрижка под горшок». Модную стрижку, таким образом, уже не сделать, но можно сделать стрижку «лесенкой», если поднимать миску повыше.

3. Используйте шампунь и кондиционер без запаха, если ваш ребенок чувствителен к резким ароматам и отдушкам. Афроамериканцам стоит использовать специальные средства для увлажнения волос и кожи головы. Перед стрижкой тщательно вымойте волосы, смойте с них все лишнее. Чистые сухие волосы постричь гораздо проще. Многим детям не нравится мыть волосы. Наш сын не любил запрокидывать голову, и мы мыли его волосы при помощи мыльной мочалки и споласкивали влажным полотенцем. Позже он научился мыть голову самостоятельно.

4. Планируйте стрижку так, чтобы до этого момента ребенок испытывал минимальные сенсорные перегрузки. Не стригите его после школы, когда он устал или болен. После наблюдений мы пришли к выводу, что наш сын выглядит «наиболее аутичным» по утрам. Таким образом, если мы хотели подстричь его, то планировали стрижку на вторую половину дня.

5. Тому ребенку, который пугается жужжания машинки для стрижки или щелчков ножниц, могут помочь мягкие беруши. Ваш ребенок любит петь? Пойте с ним песню. Включите его любимую музыку.

6. Сделайте стрижку частью рутины. Ваш ребенок должен стричь волосы каждую неделю, дважды в месяц или каждый месяц? Старайтесь каждый раз планировать стрижку на тот же день, и то же время суток. Например, каждую вторую субботу месяца, утром, вы идете в парикмахерскую. Будьте последовательны.

7. Подумайте, какие занятия, еду или игрушки можно использовать в качестве «особой» награды. Что он любит делать? Что доставляет ему удовольствие?

8. Подробно объясните ребенку, что именно вы планируете делать. Говорите короткими фразами или используйте визуальную подсказку, фотографии или пиктограммы. Сфотографируйте, как ваш ребенок стрижется. Снимите все инструменты, которые будете использовать. Также вы можете использовать пиктограммы, по типу карточек PECS.

9. Убедитесь, что на вашем ребенке надета накидка или он закрыт полотенцем. Наш сын ненавидит, когда волосы падают на лицо, тело или одежду. Он закрывает лицо полотенцем, чтобы на него не падали срезанные пряди.

10. Под вашим присмотром научите ребенка самостоятельно пользоваться машинкой и другими инструментами для стрижки. Готовьтесь к стрижке вместе с ним, например, поручите ему принести расческу или полотенце. Научите его чистить ножницы после стрижки. Это послужит хорошей мотивацией. Кроме того, обучение в естественной среде всегда увлекательно.

11. Понаблюдайте за ребенком во время стрижки. Есть ли какие-то действия, которые ему особенно неприятны? Если да, постарайтесь отказаться от них или свести их к минимуму.

12. Дайте вашему ребенку подстричь старую куклу или мишку, пока стрижете ему волосы. Это поможет ему обобщить? полученный опыт. При помощи куклы вы или парикмахер можете помочь ребенку понять, как он должен себя вести или как вы хотите, чтобы он себя вел. К примеру, на кукле будет удобно продемонстрировать, как нужно выполнять инструкцию «поверни голову направо» или «наклони голову». В этом случае кукла может стать мощной визуальной подсказкой.

13. Пока ваш ребенок не научится спокойнее воспринимать процедуру стрижки волос, не делайте ему сложных причесок. Постарайтесь придерживаться простого классического стиля.

14. Сконцентрируйтесь на поставленной задаче. Постарайтесь сделать стрижку как можно быстрее. Не ленитесь и ни на что не отвлекайтесь: ни на разговоры, ни на звонки по телефону.

15. Сначала подровняйте отросшие волосы по бокам и на затылке, а затем приступайте собственно к стрижке. Если ваш ребенок будет не в силах вынести весь процесс до конца, этот прием позволит ему выглядеть, по крайней мере, аккуратно.

16. Постоянно успокаивайте ребенка во время стрижки. Объясняйте каждый ваш следующий шаг спокойным и ровным голосом. Обязательно похвалите его. Например, «Умница, держишь голову ровно, так держать». «Вот и почти готово, осталось чуть-чуть…». Дайте ему понять, что скоро мучения закончатся. Со временем, когда он запомнит последовательность действий во время стрижки, то сам будет помнить об этом.

17. Когда все закончится, обязательно восхититесь тем, как ему идет новая стрижка. «Какой ты красивый!» Дайте ему полюбоваться на себя в зеркало, если это доставит ему удовольствие. Сфотографируйте его до и после стрижки, чтобы он могу почувствовать разницу. Используйте эту возможность, чтобы научить его самостоятельно ухаживать за волосами.

18. Помните о том, что наградой вашему ребенку должно стать то, что доставит ему удовольствие. Позвольте ему выбрать себе приз самостоятельно. Награда даст ему понять, что, хотя мы и вынуждены порой делать то, что нам не нравится, всегда настает время и для приятных вещей.

19. Дома используйте любую возможность, чтобы обучить ребенка навыкам ухода за собой. Например, ваш ребенок может научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, принимать ванну (выбирать приятную температуру воды, вытираться так, как нужно, самостоятельно решать, сколько стоять под душем или лежать в ванной), мыть за собой ванну, убирать грязную одежду, пользоваться дезодорантом и так далее).

20. По мере необходимости осваивайте и другие ежедневные занятия. К примеру, ребенок может научиться убирать вещи на место, чистить и убирать машинку для стрижки, убирать с пола состриженные волосы при помощи веника или пылесоса, убирать грязные полотенца и одежду в корзину для белья или стиральную машинку. Он может научиться сортировать белье, включать машинку, загружать белье в сушку, гладить и т.д.

И, главный совет, вздохните глубоко и постарайтесь быть по-настоящему терпеливой. И не волнуйтесь, все получится.

Кожевникова Ольга Николаевна

Аутист в парикмахерской.

Перед многими мамами часто встает вопрос, как постричь ребёнка- аутиста, ведь для них поход в парикмахерскую превращается в настоящий кошмар.

Разберёмся сначала, почему аутист может бояться стрижки

Ребёнок боится насыщенных звуков.

· Ребёнок боится незнакомых людей

· Ребёнок не терпит прикосновений

· Ребёнок имеет острый нюх и его пугают насыщенные звуки косметических средств.

Аутичный малыш может испугаться незнакомой ему обстановки, не понять значения и предназначения предметов, которые он увидел в парикмахерской. Поэтому перед тем, как постричь ребенка, родителям надо сделать следующее:

1. Переговорите с менеджером парикмахерской, в которую собираетесь привести своего ребенка на стрижку. Пусть вам разрешат просто посетить с ребёнком несколько раз салон, чтобы ребенок привык к новой для него обстановке. Так вы сможете подготовить малыша и узнать, как он будет реагировать на новые запахи и звуки.

2. Поинтересуйтесь у персонала, в какое время суток у них меньше всего посетителей и запланируйте свой поход в салон именно на это время.

3. Узнайте, какой мастер будет стричь вашего ребенка и объясните ему особенности общения с ребенком-аутистом. Лучше, если у мастера будет опыт стрижки детей с проблемами в развитии.

4. узнайте, возможен ли индивидуальный подход к ребёнку. Например, может ли он сидеть у вас на коленках во время стрижки или быть подстриженным, пока в наушниках слушает музыку. Будьте готовы предложить двойную сумму парикмахеру за сложность работы.

4. Предварительно поговорите с малышом и пообещайте ему какой-нибудь «приз» если он все правильно сделает в парикмахерской.

5. Возьмите с собой в салон картинки, изображающие предметы, с которыми малыш столкнется в парикмахерской. Прихватите и картинку с изображением «приза». Время от времени напоминайте ребенку, что он должен «заработать» награду.

6. Дома, шаг за шагом, отрепетируйте все, что будет происходить с малышом в салоне. Если вы осваиваете общение по карточкам РЕСS, попросите педагога проработать тему похода на стрижку по карточкам, заранее подготовив все карточки и визуальное расписание, картинку «Поход в парикмахерскую».

7. Договоритесь с парикмахером о том, что стрижка будет в 2-3 этапа, то есть, возможно, вам придётся приходить два-три дня подряд и заплатить, увы, тройной тариф. В первый раз пусть ребёнку состригут только затылочек- это самое простое для ребёнка. Во второй раз - чёлку и перед головы, височки. Третий "заход" - это подравнивание низа волос у шеи.

8. Если ребёнок не терпит завязывания фартучка, то в парикмахерскую наденьте на него что-то с воротником под горло и откажитесь от фартучка. Захватите с собой сменную одежду и переоденьте ребёнка после стрижки.

9. Если ребёнок агрессивный, предупредите об этом парикмахера. Особо подвижных и агрессивных детей лучше стричь, когда мама держит ребёнка на руках. То есть, вы сажаете ребёнка лицом к себе, заводя его руки и ноги себе за спину и, в случае двигательного протеста, сжимаете руки и ноги, не давая ребёнку метаться и случайно пораниться об ножницы.

10. Попрактикуйтесь с ребенком дома в некоторых операциях, которые ожидают его в парикмахерской.

Домашняя подготовка к стрижке в парикмахерской:

Выберите наиболее спокойное время в течение дня и добавьте в режим карточку «будем стричься».

Покажите карточку, проговорите, посадите ребёнка на стул, надев фартучек, пощёлкайте ножницами над головой, а потом отпустите, похвалив и дав приз. В первое время малыш будет бояться, но вскоре, почувствовав, что ему в этой ситуации ничего не грозит — привыкнет. После этого на каждой «стрижке» подносите инструмент ближе и ближе к волосам. Так, постепенно и незаметно, вы приучите ребенка к этой процедуре.

Научите ребёнка спокойно относиться к брызганию из пульверизатора. Сначала научите его самого брызгать себе на руку или ногу, чтобы не бояться брызг. Потом легонько сбрызните волосы, предварительно проговорив: «Я брызгаю. Водичка тёплая».

Научите ребёнка переносить спокойнее запахи косметики. Используйте во время "стрижки" ароматические лампы, давайте понюхать ватки, пропитанные запахами. Для этого возьмите капсулы от киндер-сюрприза и вложите в них ватки с разной пропиткой, давайте нюхать. Разбрызгайте в комнате парфюмированную водичку, мойте ребёнка шампунем с яркими ароматизаторами. Кстати, лучше, если голову перед стрижкой в парикмахерской помоете вы сами дома. Если ребёнок не сможет-таки привыкнуь к ароматизированной атаке, найдите тот сильный запах, который нравится ребёнку, сделайте капсулу от киндера с прорезями и повесьте её на шею ребёнку в парикмахерской. Или, как вариант- намажьте воротничок одежды обильно запахом любимых маминых духов, чтобы ребёнок чувствовал себя под маминой защитой даже в процессе стрижки.

И последнее- чем чаще ребёнок аутист ходит на стрижку, тем скорее к ней привыкнет.

Джим «Чик» приглашает детей с аутизмом на стрижку

Джеймс Вильямс, известный как Джим «Чик» прославился после того, как постриг Мэйсона. Дюжины детей с аутизмом постриглись вчера в Пэйсли, многие из них в первый раз в своей жизни.

Джим Чик приглашает детей с аутизмом на стрижку

Измученные родители слетелись со всей округи, чтобы встреться с Уэльским парикмахером, известным под именем Джим «Чик». Он стал своего рода местной сенсацией после того, как выложил в сети видео, где он уговаривает мальчика в своем салоне разрешить его постричь. Это видео посмотрели более 3 000 000 раз.

Тот ребенок, Мэйсон, в итоге позволил Джеймсу Вильямсу поработать над ним с ножницами, после того, как парикмахер лег на пол на живот, пока мальчик был занят со своим смартфоном.

Многие дети с симптомами аутического спектра находят посещение парикмахерской просто невыносимым. Может быть потому, что ощущение от того, что обрезают волосы, физически болезненно, потому что они просто не могут справится с эмоциями от того, что кто-то нарушает их личное пространство, или просто из страха перед незнакомыми людьми. В результате этого, возник большой интерес к технике Джима, которая включает в себя:

1. Подрезать собственные волосы, чтобы показать, что бояться нечего,
2. Стрижка клиента в машине,
3. Следовать с ножницами в руках по всему салону за теми, кто не может усидеть спокойно.

Многие дети с аутизмом не переносят звуки или другие возбудители, поэтому ножницы, фены и косметика с запахом зачастую исключены. Необходимость одеть на себя незнакомую одежду - как например пеньюар для стрижки - тоже может вызвать сильное беспокойство, тем самым превращая каждое посещение парикмахера в кошмар для всей семьи.

Джим Чик приглашает детей с аутизмом на стрижку

В Пэйсли двое местных парикмахеров и один из Эдинбурга присоединились к Джиму и шестерым другим его коллегам по всей Англии и создали группу: Ассамблея Парикмахеров для Аутизма, и все 40 часовых приемов были полностью забронированы.

Сыну Вероники Калуму, которому уже семь, никогда раньше не стригли волосы. Его мама, представитель местного добровольческого филиала Национальной Ассоциации Аутизма в Шотландии, говорит: «Калуму не нравится, когда к нему кто-то близко подходит. У многих родителей был ужасный опыт стрижки детей у парикмахеров, которые не понимают, что такое аутизм или просто не имеют достаточно терпения».

«Поэтому некоторые родители пытаются стричь своих детей сами, стараясь делать это быстро, имеющимися под руками ножницами. Но это самое худшее, что можно сделать, к тому же выглядеть это может просто отвратительно. Некоторые дети не любят, чтобы к ним прикасались. А для некоторых с расстройствами этого спектра стрижка волос, ногтей на руках и ногах может быть на самом деле болезненным», - говорит Вероника. «В добавок ко всему, в парикмахерской может быть очень недружелюбная обстановка, поэтому родители всячески стараются избежать этой пытки».

«Но родители, посмотрев видео с Джимом в интернете, были в восторге от его подхода», - говорит она. «Такие люди, как Джеймс, которые понимают, что аутизм требует совершенно другой обстановки, делают нашу жизнь легче. Он выделяют больше времени на каждого клиента и готов провести больше времени, чтобы узнать ребенка получше. Также он выделил воскресенья специально для людей с аутизмом, а это значит, что родителям не придется ежиться от недружелюбных взглядов. Отчасти такая огласка - это средство достучаться до общественности и показать трудности этого заболевания, но также здесь выявилось, что это большая проблема для семей, поэтому люди готовы проехать много километров, чтобы добраться к нему».

Джеймс Вильямс говорит, что он развил свое умение общаться с аутистами абсолютно случайно, когда успешно смог найти подход к Мэйсону в прошлом ноябре. «Я подумал - пусть это не будет одноразовым случаем, давай встанем не защиту таких людей. Я захотел, чтобы люди моей профессии узнали об этой проблеме и поняли, что самое важное здесь - предоставить услугу».

Родители часто очень благодарны, говорит он, но расположение ребенка с аутизмом - самая большая награда. «Им нужно больше времени, чтобы подружиться. Некоторые ребятишки даже ответили мне на “дай пять” и это огромное достижение. Мэйсон теперь меня обнимает, получить такое от ребенка с аутизмом - просто невероятно».

Дженни Патерсон, глава Национального Общества Аутизма в Шотландии, сказала: «Многие люди с аутизмом с трудом обрабатывают сенсорную информацию. Любое чувство может быть слишком обострено или недостаточно развито, а может быть и то, и другое, в зависимости от ситуации. Во время стрижки ощущение рук, прикасающихся к волосам, волосы, падающие на лицо или тело, звук ножниц - все это может причинить много боли.
Я очень рада, что Джемс и Парикмахеры для Аутизма собрались в Пэйсли. Я надеюсь, что парикмахеры по всей Шотландии будут вдохновлены их примером».

Понравилось? Поделись с друзьями!

 Фото: iStock

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже - предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое 'речевое' полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, - подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: "Коля! Петя! Посмотри…" А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может - нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые - родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более "высокого порядка" - обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

Фото: iStock

Фото: iStock

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана - школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема - непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом - медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг - настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Читайте также: