Что значит подстричься в монахи
Опубликовано: 29.09.2024
Православный монастырь
В православном монастыре живут и трудятся верующие, добровольно избравшие для себя монашеский образ жизни. Они добровольно избрали путь духовного и нравственного совершенствования. Существуют отдельно мужские и женские обители. Христиане, принявшие постриг в монахи или только готовящиеся к нему, называются братией/сестричеством, или насельниками обители.
Во время советской власти многие монастыри в России закрыли. Например, к 1965 году в Советском Союзе осталось всего 16 монастырей, хотя до революции их насчитывалось 970. Но монашество не исчезло, оно скрывалось преимущественно в приходских храмах. Там собирались небольшие общины из 2-3 (иногда более) тайных монахов или монахинь.
Возрождение монастырской жизни в России началось в конце 1980-х годов. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви насчитывалось 1012 монастыря, 972 из которых — непосредственно на территории России.
Зачем уходить в монастырь?
В Православии монашеский путь рассматривается как особый духовный дар и образ жизни некоторых членов Церкви. Они полностью посвящают себя служению Господу, не имея в душе иных привязанностей. Идти этим путем способны далеко не все, хотя поступить в монастырь находится немало желающих. В сознании невоцерковленных людей сложились неверные представления о монашестве.
Распространено, например, мнение, что монастырь — это место, куда «уходят» из семьи, города, мира. Причинами такого «ухода» считают неразрешимые личные проблемы, надоевшую суету, житейскую усталость и тому подобное. Однако в основе этих мотивов лежит не истинное монашеское призвание, а желание человека устраниться от решения проблем. Люди с подобными устремлениями и понятиями в монастырях не задерживаются. Ведь чтобы остаться в монастыре, в него нужно не «уйти», а прийти, оставив за спиной то, что называется житейскими узами. Таково исполнение евангельских слов: «Не можете служить Богу и маммоне» (Евангелие от Матфея, 6:24). Христианин, желающий полностью посвятить себя Богу, разрывает прежние привязанности с миром, удаляется в монастырь.
«Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая — что говорю легкая — неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих. Потому Господь и сказал возлюбленным ученикам: не бойся, малое мое стадо! Яко изволи Бог даровать вам — что? — думаешь, отраду? богатство? наслаждение? Нет! — Царство. Царство это — Царство всех веков, перед которым все величайшие царства мира сего — дым, смрад! И в том-то Царстве света и веселия тебе уготовано, и всем возлюбившим Господа Иисуса, царское место» (преподобный Анатолий Оптинский, 1855-1923).
Ложное и правильное представление о монашестве
Невоцерковленные люди часто поддаются влиянию сложившихся ложных стереотипов о монашестве.
Издавна существовало мнение, что постриг в монахи сам по себе спасителен. То есть для человека будет достаточно лишь произнести монашеские обеты и облачиться в монашеское одеяние, чтобы сразу выделиться из среды обычных мирских христиан и встать на верный путь спасения. В этом некоторые видят объяснение стремлению русских князей на смертном одре принять монашество. Пусть даже за час до смерти — чтобы это «засчиталось» им в особую заслугу для спасения души. Это ложное представление опровергал преподобный Максим Грек (1475-1556), говоря, что
«одни монашеские обеты, черные ризы, посты и молитвы, без деятельного исполнения заповедей Божиих, не могут спасти монаха».
Многие полагают, что, раз монахи часто творят молитву, постоянно посещают церковные службы, читают разные каноны, постятся, то этим одним они непременно спасут свои души. На самом деле
«не пост и молитва сами по себе создают высокое нравственное настроение, спасающее человека, а только живое деятельное исполнение заповедей Христа. Причем пост и молитва — это форма и выражение нравственного высокого настроения, а не причина его. Не количество молитв и воздержаний от яст, а сопровождающая их внутренняя нравственная настроенность, которая только одна и придает истинную цену посту и молитве, так что между монахом и мирским человеком, с этой стороны, нет никакого существенного различия» (профессор, русский историк Церкви Николай Федорович Каптерев, 1847-1917).
Для чего не нужно принимать постриг в монахи
Некоторые считают, что в монастырь уходят люди, у которых не сложилась мирская жизнь, например, не смогли создать семью. На самом деле в монахи уходят самые разные люди, разных возрастов и социального положения. Много здесь можно встретить молодых и интеллигентных людей, вполне успешных в “прошлой жизни”.
Также есть мнение, что в монастырь уходят для душевного успокоения, чтобы укрыться от грешного мира за монастырскими стенами, куда мирские грехи и пороки не могут проникнуть. Об этом неверном понимании монашеской жизни предупреждал отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006):
«Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот напомню завещание печальника земли русской преподобного отца нашего Сергия: “Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения”. Потому уверяю вас: Ваши нынешние трудности, по сравнению с монастырскими, покажутся вам ничтожными».
А преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) часто приговаривал:
«Если в миру скорбей воз, то в монастыре их целый обоз».
Что такое православное монашество?
Жизнь в монастыре построена на исполнении послушания, совершении постоянной молитвы, уважении к старшим и заботе о ближних.
Для воспитания послушания Господу монахи сначала учатся этому в послушании старшим в монастыре. «Послушанием» в обители еще называется обязательное исполнение какой-либо работы каждым насельником. Послушание зависит от уклада жизни монастыря.
По мнению святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867) «прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином». Однако заблуждением будет считать всех приходящих в монастырь праведниками, почти готовыми святыми. Монахами становились и грешники, которые с течением времени являлись для других образцом покаяния. Как, например, святой Моисей Мурин (330-405), который был разбойником и пьяницей, но раскаявшись, ушел в монастырь.
Монах – это «предавший себя Богу и избравший монашескую жизнь; тот, кто властвует над гневом, и завистью, и сребролюбием, и сладострастием, и прочими пороками, постоянно имея в виду и заботясь, как бы не допустить душу подпасть под власть гнусных страстей и не предать разум в рабство этой тяжкой тирании, но всегда соблюдать ум выше всего, поставив над страстями страх Божий» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).
Кто может принять монашеский постриг
До 20 века в Русской Православной Церкви для желающих принять постриг в монахи были установлены определенные ограничения. Постричься в монашество было нельзя при наличии жены (мужа), детей, престарелых родителей, оставленных в миру. Препятствием служили также долги, нахождение под судом, прохождение военной или государственной службы. Мужчины могли принять монашество не ранее 30, а женщины — не ранее 40 лет. Важным было получение родительского благословения на уход в монастырь.
В наши дни монахом можно стать по достижении совершеннолетия. Отсутствие родительского благословения не служит препятствием для поступления в монастырь. За исключением того случая, когда больные, престарелые родители нуждаются в уходе и средствах к существованию.
«Выбор между супружеской и монашеской жизнью христианин делает сам, по велению сердца, в зависимости от того, к чему призывает его Господь. Другое дело, если человек связан необходимостью помогать действительно нуждающимся в сыновней заботе родителям. Лучше всего решать этот вопрос совместно с духовником. Все зависит лишь от одного: от воли Божией.
Если Господу угодно, чтобы выбрали для себя стезю монашества, то Он, видя устремление, Сам устроит все обстоятельства жизни так, что они будут способствовать этому и ничто не сможет воспрепятствовать. Нужно молиться словами Псалмопевца: Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 142, 8) и стараться жизнь свою сделать практическим исполнением заповедей Евангелия, ибо именно к этому призван всякий христианин, а тем более — монах» (епископ Саратовский и Вольский Лонгин).
Постриг в монахи: подготовка
Что такое постриг в монахи? Так в Православии называется посвящение в иноческий образ (монашество). Это священнодействие не принадлежит к числу церковных Таинств. С другой стороны, оно занимает исключительное место среди остальных церковных священнодействий. При постриге христианином даются обеты, то есть обещания Богу. Давать эти обеты можно только один раз в жизни. Если монах самовольно отказывается от обетов и уходит из монастыря, он совершает тяжкое духовное преступление. Ведь тем самым он нарушает торжественное обещание, лично данное Господу. В царской России такой человек не имел права на церковное погребение после своей смерти.
Поэтому перед принесением обетов у послушника всегда есть время. До принятие малой схимы (пострига в монахи) может пройти от одного года до 10 лет. Это время, которое нужно потратить на размышления, на трезвую оценку своих духовных и физических сил. Хватит ли их для несения монашеского подвига до конца своих дней? В этот период еще можно поменять свое решение, отказаться от монашества и покинуть монастырь. В таком шаге не будет никакой трусости, это не позор. Лучше заранее понять, что монашество не по силам, чем затем нарушить обеты.
Монашеский постриг
«Преподобный Иоанн Лествичник указывает на сокрушение о прежде содеянных грехах как на одно из трёх (наряду со всецелой любовью к Богу и желанием Царства Небесного) оснований для прихода в монастырь. Но, во всяком случае, приход этот должен быть выверенным, а не спонтанно-эмоциональным решением. Для человека, не способного жить в уединении, а главное, не любящего, не желающего молиться сама жизнь в обители может оказаться искушением, приводящим, в конце концов, к жизненной трагедии. Как спецназ в армии не для всех, так и монастырь не для каждого… Но даже если у вас твёрдое намерение всю свою жизнь посвятить Богу, необходимо испытание (пребывание в монастыре в качестве паломника или трудника некоторое время), и только после этого принятие окончательного решения в этом весьма непростом вопросе» (игумен Даниил Гридченко).
Чин пострижения в монашество содержится в Великом Требнике. Для каждой степени монашества совершается определенный чин. Отдельно имеется Последование во одеяние рясы и камилавки. Есть Последование малой схимы и Последование Великой схимы (высшая степень монашества).
В русском монашестве посвящение в рясофор служит как бы подготовительной стадией для перехода собственно в монашество (схиму). При пострижении в малую схиму монах даёт обеты послушания, нестяжания и девства. При пострижении в великую схиму монахом даются те же обеты, но для совершенного отчуждения от мира ради единения со Христом он обещает их более строгое исполнение.
Монашеские обеты
При постриге монах дает обещания Богу до самой смерти строго соблюдать целомудрие, послушание, нестяжание. По учению Церкви, отменить их невозможно, даже если человек решил покинуть монастырь.
Обет целомудрия заключается в том, что монах отказывается от семейной жизни. Это свидетельствует о стремлении служить всей душой только Господу, а не отдельным людям. Для монаха обязательным является соблюдение девства, то есть безбрачия.
Но обет целомудрия не сводится только к безбрачию. Слово «целомудрие» имеет более глубокий смысл. Оно говорит о том, что монах должен «целостно мудрствовать», то есть во всех своих поступках и помыслах руководствоваться «мудростью, сходящей свыше».
В миру каждый человек самостоятельно принимает решения. Монах же отказывается от этой самостоятельности, «отсекает» свою волю, разум и чувства и предоставляет душу и тело Богу. То есть под послушаем понимает стремление максимально приблизить свою волю к воле Божией. Послушания не бывает без смирения, под которым понимается доброе отношение к Богу, готовность во всём следовать Его заповедям.
Обет нестяжания означает, что монах отказывается от владения личным имуществом и не привязывается ни к чему земному. Это делается ради достижения духовной свободы и более полного выражения любви ко Господу.
«Нестяжание можно понимать по-разному. Речь может идти о полной добровольной нищете, когда человек отказывается от всех земных благ, от всякой собственности. Но в большинстве случаев речь идет о том, что монах, обладая теми или иными материальными благами, относится ко всему, что имеет, так, будто это взято взаймы. Монах и к жизни должен относиться так, будто она дана ему взаймы. В «Лествице» и других памятниках аскетической литературы говорится о добродетели странничества, когда человек понимает, что не имеет здесь, на земле, «пребывающего града, но грядущего взыскует», потому что его духовная родина – Небесный Иерусалим. И именно к нему устремлен духовный взор монаха» (митрополит Волоколамский Иларион).
Основные этапы пострижения
Пострижение совершается в храме настоятелем обители в присутствии братии. На принимающем постриг в монахи должна быть только длинная белая рубаха (символ чистоты и смирения). Человек ползком двигается от притвора к алтарю храма. Настоятель помогает ему подняться на ноги и задаёт ему вопросы. Утвердительные ответы на эти вопросы и представляют собой обеты Богу. Дается обещание жить в данной обители до конца своих дней. Отрекающимся от мира человеком даются обеты девства (безбрачия), послушания, нестяжания.
Всем мирским монах жертвует ради достижения победы в духовной борьбе преодоление греха и искушений ради достижения Небесного Царства. Поэтому монашеские обеты приносятся словно воинская присяга — в присутствии «дружины иночествующих» братьев.
Затем совершается пострижение волос. Это действие символизирует послушание и жертву. Так монах выражает свой отказ от собственной воли и от всего мирского. Церковь учит, что пострижение совершается Самим Господом, Который незримо присутствует при этом.
Постригаемый трижды подает ножницы настоятелю. Настоятель со словами: «От руки Христовой принимаешь их», кладет их на Евангелие. Затем крестообразно постригаются волосы на голове посвящаемого «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
В это время монах получает новое имя. Принятие монашества является изменением внутреннего состояния христианина, его духовным перерождением. Он становится по сути другим человеком — поэтому ему необходимо и иное имя. Каким будет новое имя, решает совершающий постриг настоятель обители, нередко это делает епископ. Монашеское имя может начинаться с той же буквы, что и мирское имя человека. Распространена традиция давать имя в честь святого угодника, память которого приходится на день пострига.
Облачение при постриге
Пострижение волос и наречение имени заканчиваются одеванием (облачением) постригаемого в монашеские одежды. Настоятель в определенном порядке подает вещи, при этом объясняет их духовное значение. Одежда монахов — как доспехи у воинов, идущих на поле боя. Монах также вступает в битву, только духовного характера кожаным поясом обретается «сила истины». Мантия выступает в роли «брони праведности». Клобук — это «шлем спасения». Чётки — «меч духовный, который есть слово Божие». Сандалии выступают знаком того, что он «отправляется» свидетельствовать о Христе.
Каждая новая ступень восхождения к Богу (то есть последовательные иноческие степени) дает монаху больше «средств» для духовной борьбы. Это находит отражение и в его внешнем виде. Иноческое одеяние предельно простое по покрою. Его черный цвет призван напоминать о смерти, смирении, уединении и покаянии.
«Облачение в монашеские одежды — это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни» (старец Иосиф Афонский, 1898-1959).
Постриг в монахи: завершение
Завершается постриг в монахи братским целованием. Таково взаимное приветствие, при котором присутствующие в церкви подходят к новопостриженному с вопросом: «Как твое имя, брат?» Инок, назвав свое новое имя, трижды полуобнимается с подошедшим, соединив с ним руки в рукопожатии.
Далее, чтобы монах побыл «наедине» с Господом, его могут на несколько ночей оставить одного в храме для молитвы.
Как происходит постриг в монахини? Пострижение в женской обители совершается тем же порядком. Единственное отличие — пострижение совершается не настоятельницей монастыря, а иеромонахом (монахом, имеющим сан священника).
«Желающему монашества необходимо довериться Богу, от Которого зависит успех всякого дела, и просить Его помощи, чтобы не сойти с узкого и тернистого пути монашеской жизни. Господь неслучайно сказал, что узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь, поэтому немногие идут ими. Монашество называется еще бескровным мученичеством, потому что человек отсекает свои страсти, которые с ним сроднились и стали его второй природой, страдает и за других людей. Как сказал один подвижник: «Молиться за людей – это кровь проливать». Глубоко убеждена в том, что никого нельзя привлекать и зазывать в монастырь. Пусть обитель начнется с немногих, но истинных монахов. Но они станут примером для многих, и вокруг них будут спасаться тысячи» (игумения Викторина Перминова, настоятельница Богородице-Рождественского женского ставропигиального монастыря в Москве).
Постриг (пострижение) – это основной обряд посвящения в монашество. Человек, совершающий постриг, даёт несколько пожизненных обетов перед Господом, заручаясь при этом Божественной благодатью. Постриг в монахини – всегда представляет собой абсолютно добровольное желание, оно никоим образом не может быть навязано извне. Давайте попробуем разобраться в особенностях данного священного ритуала в сегодняшнем материале.
Исторические сведения
Последователи Иисуса Христа распространили его знания по всему земному шару. Уверовавшие им люди стали придерживаться аскетического образа жизни. Чуть позднее отдельная категория верующих начинает объединяться небольшими группами для служения Богу.
Где и когда конкретно возник монашеский постриг – история до наших дней не донесла. Известно лишь то, что первоначально монахиням следовало дать обет безбрачия, а впоследствии возникли и другие обеты. У католиков при посвящении в монахи проводили ритуал, называемый «гуменцо» — особая стрижка с выбриванием кружка на голове.
Православные христиане подобной традиции не придерживались и даже, напротив – здесь принято ношение священнослужителями и монахами длинных волос и бород.
Постриг в монахи – что означает?
Нередко послушников приравнивают к ангелам Божьим. Их называют «ангелами на земле». И, правда, принять на себя монашеский сан – очень непростое решение, доступное далеко не каждому человеку.
Ангелы являются совершенно бескорыстными существами, не стремящимися получить какую-либо выгоду. Они верно служат Господу. То же самое делают и монахи. Совершив монашеский постриг, иноки отдают свою жизнь в полное служение Всевышнему.
Данный ритуал часто сравнивают со вторым крещением – происходит резкое изменение жизни человека. Монашество – это с одной стороны подвиг, а с другой – невероятно сложная миссия. Послушники в награду за все лишения получают особенную связь с Господом.
С другой стороны – они лишают себя многих земных радостей, не создают семью, то есть не продолжают человеческий род. У любой медали всегда есть оборотная сторона. К тому же человеческое Эго – весьма непростая штука, полностью преодолеть которую удаётся лишь избранным. Поэтому иногда иноки не выдерживают подобной нагрузки и снимают с себя обет, возвращаясь к обычной жизни.
Интересно! До 19 столетия отречься от монашеского сана не представлялось возможным. Сегодня это вполне реально сделать при желании.
Постриг в монахини: ступени, типы монашества
Желающая постричься в монахини должна пройти длительную подготовку, а именно:
- Побыть трудником.
- Затем она может стать кандидаткой в послушницы.
- И только потом – самой послушницей.
Быть трудником возможно каждому верующему христианину. На данном этапе человек выполняет определённую работу, помогая монастырской обители в своё свободное время.
Трудники – это не всегда послушники, у них может быть семья, мирская жизнь. А в некоторых случаях они даже получают зарплату от обители за свой труд. Но если трудник принимает решение жить при монастыре, то в обязательном порядке должен придерживаться установленных правил: не нарушать режим дня, отказаться от пагубных привычек.
Женщина, которая хочет стать монахиней, при поступлении в обитель, становится кандидаткой в послушницы. Другие сёстры знакомят её с правилами устава, а она уже сама должна для себя определить, согласна ли она вести строгую монашескую жизнь.
Интересно! В роли кандидатки в послушницы придётся пробыть около 3 лет. Но точный период времени устанавливается настоятельницей обители и старшими сёстрами.
Если под конец испытательного периода претендентка не меняет своего решения остаться при монастыре, отсутствуют какие-либо внешние препятствия – она зачисляется в послушницы. Настоятельница монастыря и сама кандидатка пишут прошение правящему архиерею. Получив благословение, сестре потребуется пройти специальный ритуал посвящения в монахини.
В современном русском православии используются три разновидности пострига в монахини:
- Рясофор.
- Малая схима (иначе мантия).
- Великая схима.
Чтобы постричься в первый тип – рясофор, женщине потребуется не меньше трёх лет прожить в монастыре. Правда, в отдельных случаях делаются исключения – к примеру, если кандидатка смертельно больна и жить её остаётся меньше положенного для пострига срока.
Ритуал пострига в монахини рясофор включает в себя:
- произнесение особых молебнов;
- обрезание волос в форме креста;
- изменение либо оставление мирского имени;
- облачение в специальную одежду (ряса и клобук);
- при этом отсутствуют обеты.
Но хотя данный тип монашества не предполагает применение обетов, решение посвятить свою жизнь Богу – это уже весьма серьёзное обязательство. Рясофор – это подготовительная стадия монашества, она подобна обручению перед браком. На данном этапе женщину называют инокиня, рясофорная послушница или рясофорная монахиня. Она получает Божью благодать, а также помощь той святой личности, в честь которой её нарекли в процессе обряда.
Нужно отметить, что схема пострижения в монахини может варьироваться в зависимости от конкретной обители. Так возможно, что стадия рясофор пропускается, сразу же производится посвящение в малую схиму. А некоторые монахи на святом Афоне и вовсе принимали великую схиму без предварительной подготовки. Все люди разные, все находятся на разном уровне духовного развития, поэтому иногда делаются исключения из общих правил.
Ритуал пострижения в малую схиму – это уже начало иночества. На данном этапе, женщина должна дать обеты перед Господом, полностью отказаться от мирской жизни, ей даётся новое имя и специальное одеяние.
Обряд посвящения в великую схиму отличает особая торжественность: долго читаются различные молитвы, игумен даёт монахине свои наставления. Затем она получает новое имя и одежду, а также великий параман (особый платок с сакральной христианской символикой), куколь с аналавом. Теперь её называют схимница.
Интересно! В русском православии в великую схиму часто постригаются тяжелобольные или престарелые люди.
Обряд совершается либо непосредственно правящим архиереем, либо иными высшими чинами духовенства (игуменами, иеромонахами, архимандритами), но обязательно с его разрешения.
Постриг в монахини: как происходит, особенности монашества
Монашество не относится к главным церковным таинствам. Но большое количество священников находят его за второе крещение. Постриг символизирует собой послушание и принесение жертвы Богу. Серьёзное монашество начинается с пострижения в малую схиму (либо мантию). Данный обряд уже более продолжительный, чем предшествующий ему рясофор, более торжественный. Постриг в монахини как происходит на этой стадии?
Вначале исполняется тропарь из недели про блудного сына. Будущая монахиня при этом должна ползти на животе в центральную часть храма. Она облачена в длинную белую рубаху. В центре здания она должна лежать лицом вниз, руки распростёрты крестообразно. По бокам от неё находятся две монахини, которые прикрывают женщину своими схимами.
Начальный этап ритуала призван напомнить, что монашество – это путь плача, сердечного раскаяния. Затем к женщине обращается игумен, призывает её встать, начинает спрашивать, свободно ли она делает выбор монашеской жизни. Настоятель делает акцент на том, что обеты, данные ею, будут приняты самим Иисусом Христом и Его Матерью, а также всеми святыми и ангельскими сущностями.
После чего наступает время дать обеты:
- послушница обещает проживать в обители (той, где проходит посвящение либо в другой, куда будет направлена);
- выражает готовность жить по монашеским уставам, не нарушая их;
- соблюдать постничество и целомудрие;
- справляться со скорбью монашеской жизни;
- даёт обет безбрачия;
- обещает быть послушной (игумену и другим сёстрам);
- даёт обет бедности.
Затем настоятель поучительно рассуждает о смысле жизни инока, ставит на голову будущей монахини книгу, читает молитвы, чтобы наставить её на путь служения, вразумить и даровать Благодать Святого Духа. Игумен при этом будет выполнять роль духовника новой инокини (но он может поручить эту задачу опытной монахине).
После послушнице необходимо три раза подать настоятелю с пола специально бросаемые ножницы – тем самым она подтверждает, что её выбор доброволен. Затем следует крестообразное подстрижение волос, монахине озвучивают её новое имя (как правило, в честь святой личности, в день которой она появилась на свет).
Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?
Важно знать некоторые формальности, если вы хотите стать монахиней. Ведь в некоторых случаях вам будут вынуждены отказать. В каких именно?
- Если вы состоите в официальном браке. В монастырь не принимают людей, имеющих счастливые семейные отношения (да и вряд ли у них возникнет такое желание).
- Если вы одиноки, но у вас есть несовершеннолетние дети. По правилам русской православной церкви, недопустимо брать с собой детей в обитель, ведь монашество – представляет собой только добровольное решение человека. Оно не может быть никем навязано.
- Если у вас имеются нерешённые проблемы семейного, имущественного или юридического характера.
Как правило, постричься в монахини можно женщине по достижении возраста тридцати лет. Если же у неё остаются несовершеннолетние дети, то потребуется оформить свидетельство про их опёку.
Помните, что постриг в монахини – весьма серьёзный и ответственный шаг, люди не приходят к нему просто так, руководствуясь сиюминутными мотивами. Решение посвятить себя Богу должно быть тщательно обдуманно и пройти испытание временем. Только тогда его можно считать правильным.
По́стриг мона́шеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати.
Существует три степени монашества – рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима).
Постриг в рясофор совершается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком».
При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом».
Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому дается новое имя, он облачается в схимническую одежду – т.н. схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником».
Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея, или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения.
Преподобный Макарий Великий: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Духовные беседы. Беседа 9.1).
Пострижение
Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов: символом послушания и жертвы. С незапамятных времен люди чувствовали в волосах наличие «маны», сосредоточение в них силы и энергии человека. Примером может служить библейское повествование о Самсоне. Но даже в наше время кое-что от этой веры сохраняется в постоянной озабоченности людей по поводу своих волос и причесок. Они остаются выражением, символом человеческой красоты, символом национальной принадлежности (например, стиль причесок «Афро»), даже символом некоторых глубоких патологических отклонений в человеке. Короче говоря, существует «тайна волос» как одного из основных средств самовыражения, самоутверждения и характерности. Поэтому христианский обряд пострижения волос (который, помимо чинопоследования крещения, встречается в пострижении в монашеский чин и в посвящении в чтецы, т. е. в члены клира) не должен рассматриваться как один из многих других «освященных древностью» обрядов, совершаемых неизвестно почему и принимаемых в качестве неотъемлемой части нашего «наследия». В Церкви все всегда действительное, настоящее. Каждый символический акт символичен именно потому, что он являет саму Реальность, те глубочайшие и «неизреченные» ее пласты, с которыми мы общаемся посредством символов и обрядов. Послекрещальное «пострижение власов» начинается торжественной молитвой, которая подводит итоги значению таинства: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного Божьего творения. Как будто Церковь, совершив работу по восстановлению, смотрит на человека и восклицает радостно и ликующе: как ты прекрасен! Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его: яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшая чувств водрузивый… власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изрядно художннка… Человек есть образ Божественной неизреченной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту и радоваться ей – значит возносить благодарение Самому Богу. Как и все в мире сем, красота была затемнена, унижена, искалечена, превращена в падшую красоту. И некоторые склонны просто-напросто отказаться от нее как от дьявольского искушения. Однако не таково восприятие красоты Церковью. Несмотря на всю ее деградацию, красота всегда остается божественной как Божий знак и печать на творении. Человек прекрасен, и он должен быть восстановлен в своей красоте, должен возрадоваться этой красоте и вознести благодарение Богу за нее, как это сделал святой египетский монах, по чистоте сердца увидевший божественную красоту даже в блуднице. В нашем падшем мире путь к восстановлению божественной красоты лежит через послушание и жертву. И таким образом, жизнь начинается с принесения жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарностью того, что в этом мире стало символом человеческой падшей красоты. Таков смысл послекрещального пострижения волос: это первая свободная и радостная жертва человека Богу. Особенно «точным» и живым это значение становится при крещении младенцев: действительно, ребенок, не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы! Славное уничижение: начало единственно истинного пути к настоящей красоте, радости и полноте жизни…
Интересно, что где-то до середины 17 столетия и у нас в Православии что-то подобное было. Только называлось гуменцо
Одна из русских икон.
Никто не скажем с чем именно была связано такая традиция и столь странный метод прически. Практиковаться в христианской церкви это началось где-то с 3-4 века и связано, скорее всего, с жертвенностью Богу. Волосы всегда носили сакральный и мистический характер - это знак величия человека и его красоты. Лишиться волос - лишиться силы и удачи (вспомним хотя бы библейский мотив с Самсоном). Добровольное же острижение части волос - это жертва Богу свой красоты и удачи, ради служения ему и восславления его. Думаю, как то так..
Однако в Православии от подобного отошли очень давно.
Самсон и Далила.
Именно православная традиция нас интересует больше всего, ибо напрямую связано с отечественной историей. Все течет, все меняется, и даже такой консервативный институт как Церковь, вносит изменения в свои, казалось установленные веками, процедуры.
Начнем с того, что насколько я понимаю, ныне под постригом подразумевается не одна а целых 5 процедур, которые несколько отличаются и по смыслу и по значению. главное в том, что сейчас "насильно постричь" больше невозможно. В принципе :-)
Е.Ф. Лопухина
Первые 2 из этих процедур Вы, наверняка, видели воочию. При крещении и сразу же после миропомазания священник срезает часть волос с особыми молитвами. То же самое происходит во время постановки в чин кого то из младшего клира, например чтеца.
Третий уровень - это уже серьезно. Это так называемый иноческий постриг. Инокини обоего пола на этом уровне называются рясофоры. Это самый первый, начальный уровень монашества. Человек осознано переходи из статуса послушника в статус инока (-ини). Происходит процедура примерно так:
При посвящении новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Далее постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».Про камлавку мы с Вами говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/204223.html
Следующий уровень - это мантийный или по-иному малая схима. Принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Напомню, что про чины монашества мы говорили вот тут вот немного: http://id77.livejournal.com/206372.html
На этом этапе неофит получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета:
Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
Безбрачия (или целомудрия);
Нестяжания (нищеты, или отказа от владения личной собственностью);
Непрестанной молитвы.
Тут особая процедура - более сложная. Постриг проводит игумен, который испытывает желание постригаемого служить Богу троекратным повелением подать ножницы и двукратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира.
После этой процедуры монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, паллий, клобук, сандалии и дают в руку чётки (обо всем этому мы с Вами уже говорили).
Самая последняя стадия пострижение - это так называемая Великая Схима или же Великий ангельский образ. Не во всех Православных церквях она есть, но в РПЦ существует. Это крайняя степень аскезы и послушания Богу. В древности и вовсе еще один обет давали — вселиться в затвор, сиречь закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом. Ныне все немного попроще, но чаще всего, те, кто принял Великую Схиму обычно живут отдельно ото всех и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Помните, как там было у Бориса Акунина в одном из его самых лучших произведений "Пелагия и Черный Монах"? Вот как то так.
Процедура Большой схимы более длительная и торжественная. Великосхимнику (так их иногда называют) дают еще одно монашеское имя (как бы еще одного небесного покровителя) и облекается в великосхимнические одежды (куколь и параман)о коих мы уже говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/212384.html
Так что насильно ныне не пострижешь, а вот расстрижение можно получить очень даже легко. Это самое жестокие прещение (наказание) в Русской православной церкви. Правильнее говорить, не расстрижение, а извержение из сана. Просто в давние времена процедура выглядела примерно так: что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство).Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!») или же в консистории(епархиальное управление), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма или из консистории. В Российской империи такой священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана. Отсюда и выражения "поп-расстрига" или расстрижение.
Филарет (А. Денисенко)
Суть в острижении волос с бороды есть определенная традиция. Насколько я понимаю, дело в том, что в верованиях русского народа, Господь Бог будет забирать на небо женщин и девок хватая за косу, а мужчин за бороду. Вот поэтому такой скрежет зубовный стоял про Петре Великом, которого считали Антихристом в том числе и за то, что он заставлял бороды брить.
Ныне же, все это упрощено, и никто никому бороду не отстригает. Поэтому то и название ныне извержение из сана. Хотя по традиции часто таких священников называют расстригами. С точки зрения РПЦ (и это весомо в Христианской церкви) таковым расстригой является Филарет (А. Денисенко) ныне возглавляющий УПЦ Киевского патриархата. Георгий Гапон тоже был расстригой. Вот как то так.
Г. Гапон
Но самое забавное, что постриг связан не только с христианством, о чем мы уже начали говорить в начале этого поста. В Древней еще дохристанской Руси, постригали молодых благородных мальчиков (обычно в возрасте 4-5 лет) - и это было, своего рода, посвящение в будущего воина.
Надеюсь, Вам было интересно.
Приятного времени суток.
Монашество — это определённый образ жизни, посвящённый всецело Богу. Своеобразное второе крещение, перерождающее и обновляющее душу. Человек при совершении пострига отрекается от мира и облекается в святой ангельский образ. Учитывая последовательность того, как происходит постриг в монахини, можно сказать, что данное священнодействие глубоко символично. Инок даёт пожизненные обеты Богу и взамен получает дар благодати в помощь на борьбу с греховными наклонностями.
Ступени монашеского делания
Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:
- трудник;
- кандидатка в послушницы;
- послушница.
Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени. Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты. Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.
Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами. Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки. После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.
На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:
- рясофор;
- малая схима (мантия);
- великая схима.
Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:
- с чтением специальных молитв;
- пострижением волос крестом;
- переменой или оставлением старого имени;
- отсутствием обетов;
- облачением в рясу и клобук.
Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития. Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.
Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму. На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий. Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.
Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды. Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей. Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.
Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.
Особенности чинопоследования монашеского пострига
Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.
Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:
После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.
Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.
В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.
Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.
В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.
Читайте также: