В чем заключается композиция лицевой части прически

Опубликовано: 01.05.2024

Композиция причёски - это объединенение всех элементов формы в единое целое , выражает идейно художественное и образное содержание отдельной модели.

Под композицией прически понимается построение, расположение и соотношение ее составных частей. Композицией также называется и конечный результат этих действий - сама прическа.

С композицией непосредственно связано художественное оформление прически. В моделировании художественным оформлением принято называть процесс создания по определенным законам как прически в целом, так и отдельных ее деталей.

Основа композиции - это совокупность образующих форму объемов (частей), соотношений этих объемов, общих пропорций (масштаб) и силуэта. От того на сколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и вы­разительность формы прически.

Для правильного проектирования модели прически необходимо знать объективные закономерности формообразования и композиции, т.е. компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как произведения) являются форма, силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные ее детали и декор (украшающие элементы).

Композиционными средствами (приемами) являются пропорции (соблюдение масштабности, единства характера всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.

Обязательным условием композиции является соблюдение единства стиля и образности формы. Выполнение этого условия зависит от умения передавать дух времени в облике прически.

Назначение прически и ее замысел определяют выбор компонентов композиции и композиционных средств.

Разработать композицию модели - это значит найти необходимое сочетание всех компонентов, характер их сопод­чинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности (т.е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма).

Композиция должна быть гармонично целостной. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании различных элементов (главных, менее значимых и второстепенных).

  • - Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению.
  • - Наличие композиционного центра
  • - Соразмерность всех частей композиции между собой, лицом и фигурой человека.

Основными правилами первого закона композиции являются:

органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

соответствие исходного материала назначению и форме прически;

единство исходного материала и декора (украшений).

Под функциональностью прически понимается соответствие ее формы своему назначению. Например, прическа женщины, работающей у станка, должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму. Прически спортсменок должны базироваться также на короткой стрижке.

Вечерние прически должны в целом выглядеть более нарядно и празднично, чем дневные (рабочие). Величина, со­отношение и характер всех деталей, образующих форму, диктуются общим замыслом, т.е. все композиционные средства должны быть направлены на выявление художественного образа.

В своей работе парикмахер-модельер использует совершенно особенный исходный материал - волосы. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически.

Любая деталь в прическе, а также ее форма в целом могут выглядеть красивыми только при условии, что в них отражены особенности исходного материала, т.е. фактура волос. По фактуре волосы могут быть рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т.д. Обеспечить художественную (и практическую) ценность прически можно только учитывая эти исходные данные и используя соответственно те или иные композиционные средства и технические приемы, позволяющие осуществить замысел художника.

Для украшения прически используются волосяные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки, цветные пудры и т.п. Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. При использовании украшения в композиции прически необходимо учитывать его характер, вид, технику изготовления, так как оно не должно противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически.

Пример. Требуется сделать прическу (узел) с применением накладной косы, придающей композиции большую значительность, монументальность. Если собственные волосы клиентки тонкие и слабые, а коса изготовлена из толстых эластичных волос, то прическа будет выглядеть неестественной и некрасивой. В этом случае косу следует использовать только для создания формы прически, т.е. по возможности спрятать ее под волосами клиентки так, чтобы фактура косы не просматривалась. Украшения в этом случае должны отвлекать внимание от фактурных особенностей накладной косы. Такими украшениями в зависимости от назначения прически могут быть ленты, обручи, цветы и бижутерия.

Очень часто применение декоративных украшений, особенно в парадных прическах, обусловливается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки исходного материала (т.е. волос). Например, лишние проборы, какие-то исходные точки разворотов прядей или пустоту в объемно-пространственной структуре прически, которая представляется неэстетичной. Прикрывая изъяны прически украшениями, создают «композиционные мостки». Разнообразные декоративные заколки и гребешки, фиксирующие детали прически из длинных волос в определенных местах, придают ей дополнительную нарядность, спо­собствуют созданию выразительности образа.

Правильно спроектированная модель не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо подчеркнуть идейную направленность композиции. В этом случае украшение органически входит в композицию модели. Например, фата или белые цветы в прическе невесты, эмблема в конкурсной прическе или специ­фические украшения, позволяющие точно обозначить историческое время или исторический типаж.

Помимо украшений существуют и другие средства декоративного решения модели. Формообразование деталей причесок предопределяется главным образом ее конструкцией. Чем сложнее форма прически, тем многообразнее могут быть конструктивные линии, выражающие ее. Это могут быть прямые, кривые, изогнутые, вертикальные, горизонтальные, длинные линии или их различные сочетания. Эти линии неотделимы от формы прически и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения модели.

Различают две формы прически: главную, т.е. форму составляющую основу прически, ее объем, и декоративную, предназначенную для внешнего обогащения объема прически, т. е. для создания модели.

К декоративным элементам относятся разнообразные локоны, волны, форма окантовки, различные челки. Декоративные формы не могут существовать самостоятельно, они подчиняются главным формам. Создание же главных форм обусловлено исходными данными как конструктивно, так и эстетически.

Второй закон композиции утверждает наличие центра композиции, т.е. места сосредоточения основных важнейших свя­зей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр модели. Композиционный центр может располагаться в любой зоне головы. Его местонахождение и соединение с другими компонентами прически должно способствовать наи­более четкому раскрытию замысла художника и образности модели. Композиционный центр может не совпадать с гео­метрическим центром или осью симметрии. Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) прически, разделяются на главные, необходимые для образования объемной формы (с контурными очертаниями), и второсте­пенные (декоративно-конструктивные), к которым относятся локоны, челки, украшения и т.д.

Важным свойством композиции прически является равновесие ее объемной формы, т.е. такое состояние, при котором все элементы прически сбалансированы между собой. Композиционное равновесие - это не простое равенство величин. Оно зависит от распределения основных компонентов композиции относительно центра прически и организации ее пространства, т.е. пропорций, пластики формы и цветотональных отношений отдельных частей.

Основными правилами второго закона композиции являются: выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов прически; уравновешенность композиции.

Важнейшим фактором третьего закона композиции является масштабность, т.е. соотношение прически и ее формы с размером головы, деталями лица и фигурой человека, а также соотношение частей прически между собой.

Масштабность имеет прямую зависимость от цвета и фактуры как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется более объемной, чем точно такая же прическа из темных волос. Различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от окружающих элементов могут в общей композиции казать­ся меньше или больше.

Новая мода всегда заключает в себе новую систему пропорций, и в соответствии с ней должна соблюдаться и мас­штабность. Число, размер и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение формы и объема той части прически, где этот компонент располагается.

Композиционный центр- это место в котором сосредоточена причёска.

Композиционные средства причёски:

Контраст причёски- под контрастом подразумевается сочетание в одной прическе всевозможных элементов - разных объемов, цветов, различных форм волны и так далее.

Контраст применяют для того, чтобы подчеркнуть уникальность причёски , сделать ее модной, стильной и заметной. Проще всего это сделать при помощи асимметрии.

Самым ярким и простым примером контраста может служить сочетание в прическе прядей разной длины или цвета. Контрастные прически всегда смотрятся свежо и необычно.

Прежде чем добиваться контраста, сначала необходимо определить, какая часть прически будет являться ее композиционным центром. Им может стать, например, пробор или челка, декоративное украшение или отдельный локон. Все детали непременно должны быть связаны с центром композиции, иначе прическа станет неконтрастной, потеряет все свое очарование. Помимо этого, элементы нужно связывать и между собой так, чтобы они составляли одно целое.

Ритм в прическе. Располагая основные части прически в определенной последовательности, нельзя забывать о ритме. Ритм - это равномерное чередование отдельных элементов причёске. В прическе он создает движение, поэтому она может выглядеть спокойной или энергичной, мягкой или резкой. Если ритмичность нарушается или прерывается, прическа становится невыразительной и статичной.

Ритм бывает плавным и быстрым. Пышные и длинные волосы, которые слегка вьются, обладают плавной ритмичностью, а кудрявые волосы и крутые локоны - быстрой.

Сочетание в одной модели фантазийной причёски различного ритма приводит к тому, что она становится асимметричной. Это делает прическу оригинальной и заметной.

С помощью ритма можно подчеркнуть форму причёски , зрительно увеличить объем или обратить внимание на какой-то один элемент. Главное, чтобы ритм не нарушал общую гармонию прически.

Тождество- это полное сходство однородных элементов, равенства их форм.

Пропорции - тонкое восприятие линий и соотношение размеров корпуса, головы, и формы лица.

кцент причёски- фокусная точка(выразительность). Их может быть несколько и они не должны перебивать друг друга.

Гармония причёски- линии причёски должны соединяться целыми и отсутствовать незавершенность.

Также причёски могут быть симметричными и асиммитричными.

Симметрия это полное равенство одной половины целого другой его половине, полное соответствие расположению и величине всех входящих в форму причёски деталей, линий и других элементов композиции по отношению ассимметрии.

Симметрия как средство гармоничного построения композиции чаще всего сообщает причёске спокойное равновесие отдельных частей и деталей формы.

В практике моделирования причёске решение композиции может быть основано также на неполной симметрии и на асимметрии. В том и другом случае необходимым условием гармоничности модели является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия.

Цвет в прически. Цвет - один из важнейших элементов моделирования. Неудачный оттенок может испортить самую красивую причёску. Правильно подобранный цвет способен отвлечь внимание от некоторых недостатков во внешности. С его помощью можно создать даже впечатление объема. Светлые тона делают лицо моложе, свежее, а прическу легче. Темные цвета придают внешности загадочность, но иногда могут и состарить. Они уменьшают и утяжеляют причёску. Сочетание в прическе нескольких оттенков всегда производит неизгладимое впечатление, а вызывающе яркие тона могут шокировать.

Парикмахеры утверждают, что по цвету прически можно судить даже о характере клиента. Мягкие люди предпочитают теплые тона, а решительные и уверенные в себе выбирают холодные.

Цветом легко подчеркнуть основные линии прически. Например, мелирование на длинных прямых волосах подчеркнет преобладание вертикальных линий, а на вьющихся - изогнутых.

Желательно, чтобы цвет волос был гармоничным. В искусстве моделирования есть понятие гармонии, которая может быть родственной или контрастной.

Родственная гармония сочетает близкие оттенки одного цвета. К примеру, светло-русый цвет и темно-русый считаются близко-гармоничными. Родственная гармония чаще всего используется в строгих прическах. При двуцветном окрашивании один оттенок обычно на два-три тона светлее или темнее другого.

При помощи контрастной гармонии можно сделать причёску яркой и модной. Она сочетает оттенки разных цветов, например: светло-русый и черный, платиновый блондин и черный. Сильный контраст всегда бросается в глаза, поэтому его выбирают те, кому нравится всеобщее внимание.

Если волосы покрашены в один цвет, то такая гармония именуется монотонной или одноцветной.

План УРОКа Ф.И.О Смолякова Н.Н, Мастер п/о Учебный предмет: технология парикм.

Описание презентации по отдельным слайдам:

План УРОКа Ф.И.О Смолякова Н.Н, Мастер п/о Учебный предмет: технология парикмахерских услуг, 3 курс Раздел : Основы моделирования Урок №37 Тема урока: «оформление лицевой части прически»

Цель урока Познакомить обучающихся с силуэтами и формами причесок. Научить использовать знания по подбору элементов причесок и заканчивать их. Воспитывать вкус при выполнении причесок. Развивать фантазию. Тип урока: комбинированный.

Дидактическое обеспечение эскизы и рисунки моделей причесок учебник «Технология парикмахерских услуг» рабочие тетради журналы компьютерный класс раздаточный материал для учеников карточки-задания, карточки для самостоятельной работы в группах

План урока Организационный момент 5 м Объяснение новой темы 20 м Закрепление пройденного материала 10 м Оценивание работ 3 м Домашнее задание 2 м

Ход урока 1 Организационный момент -присутствие -готовность -цель, задача урока 2 Объяснение новой темы Для того чтобы правильно и грамотно уметь оформлять лицевую часть прически необходимо знать какие бывают прически по объему и силуэту По объему и силуэту прически можно разделить на три группы: прилегающие, полуприлегающие и декоративные. Прически прилегающего силуэта красивые, стильные и элегантные, однако подходят далеко не всем — они слишком четко обрисовывают контур головы, повторяя ее форму и не скрывая недостатков. Полуприлегающий силуэт является как бы переходным от прилегающего к декоративному. Он наиболее распространен и удобен.

В прическах декоративного силуэта волосы лежат пышно, форма головы практически не прорисовывается, что позволяет скрыть ее недостатки. Форму причесок в наиболее характерном ракурсе принято схематизировать, приближая каждую к определенной геометрической фигуре. По этому принципу выделяют шесть основных форм. Каждая основная форма обычно имеет несколько различных вариантов укладки или прически

Такие варианты называются фасонами. Выполнить их можно не только используя разные виды укладки, но и добавляя к основной форме различные декоративные детали: локоны, завитки, кудряшки, волны. Однако характер каждой выбранной декоративной детали должен соответствовать фасону и гармонично сочетаться с другими деталями и дополнениями.

При оформлении прически с целью выражения образного содержания парикмахер уделяет огромное внимание разработке лицевой части. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Именно эта часть прически читается в совокупности с лицом человека, а лицо играет огромную роль в нашей оценке и образе человека: - форма лица в целом - особенности кожи ( цвет) - форма и величина деталей (лоб, скулы, щеки, глаза, нос ), их пропорциональное расположение, учитывая все эти особенности Наша задача правильно и гармонично подобрать прическу с нужными элементами, чтобы избежать таких моментов, что готовый результат прически не идет.

Закрепление пройденного материала Карточка задания По предложенной фотографии обучающиеся предлагают свой вариант оформление лицевой части прически.

Карточка задания По предложенной фотографии обучающиеся предлагают свой вариант оформление лицевой части прически.

Мои варианты оформления лицевой части прически

Оценка работы. Домашнее задание. Используя интернет- ресурсы или журналы подобрать прическу в анфас и профиль.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Смолякова Наталья НиколаевнаНаписать 1060 30.10.2017

Номер материала: ДБ-805888

  • Другое
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    30.10.2017 422
    30.10.2017 814
    30.10.2017 182
    30.10.2017 2239
    30.10.2017 204
    30.10.2017 180
    30.10.2017 491
    30.10.2017 209

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Пропорции – размерные соотношения элементов формы – это та основа, на которой строиться вся композиция. При этом сравниваются две величины одного свойства, например длина или ширина сравниваемых частей прически, объем или площадь. Помимо соразмерности частей прически соотношения возможны по цвету, фактуре, массе, линиям. Парикмахер создавая прическу, которая имеет взаимосвязь с одеждой и соответственно телосложением человека, должен иметь знания в области пластической анатомии, т.е. должен знать особенности фигуры человека, форму и пропорции отдельных его частей.

Каноном в пропорциях человеческого тела называется закономерность, принимаемая за идеальную. Модулем канона у художников является высота головы (от темени до подбородка), по высоте всей фигуры она укладывается 7,5 раз. Модельеры женской одежды пользуются несколько утонченным каноном: высота головы укладывается по высоте всей фигуры 8 раз. Последнем 8 делении учитывается и высота каблука (примерно 4 см). Голова в классической пропорции делится на 4 части: от темени до КЛРВ, от КЛРВ до переносицы, от переносицы до основания носа, от основания носа до подбородка (каждая часть равна длине носа).

Масштаб – величина прически. Она во многом предопределяется и особенностями форм современной одежды. Пропорциональная прическа конкретного человека в рамках какого-либо исторического стиля или модного цикла определяется масштабностью. Модные циклы задают свои масштабы размерных отношений, но так как каждый человек имеет индивидуальные особенности строения фигуры, то согласованность основных элементов формы прически между собой строиться не на их числовом соотношении, а несколько иначе. При сравнении однородных элементов формы прически возможны три вида их сопоставления и связи: тождество, нюанс, контраст.

Тождество – полное сходство однородных элементов (равенство их) формы. Гармоническая связь в этом случае основана на полном сходстве (рис.4.9).

Нюанс – соотношение однообразных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству, выраженному сильнее, чем различие. Связь образуется на явно выраженном сходстве (рис.4.9).

Контрастом называются соотношения однородных элементов формы с резко выраженным неравенством. Связь в этом случае основана на явном различии и противопоставлении (4.10).

Тождество, нюанс и контраст в композиции используются как художественные средства построения единства элементов формы и их гармонической связи в определенном масштабе той или иной прически.

Симметрия в прическе – это полное равенство одной половины целого другой его половине, полное соответствие по расположению и величине всех входящих в форму прически деталей, линий и других элементов композиции по отношению к середине (оси симметрии). Осью симметрии в прическе принято считать воображаемую вертикальную линию, проходящую через середину лица и затылка. Симметрия как средство гармоничного построения композиции чаще всего придает прическе спокойное равновесие отдельных частей и деталей формы. Ось симметрии при этом является осью равновесия. Решение композиции прически может также быть основано на неполной симметрии и асимметрии. В таком случае необходимым условием гармоничности модели является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия. Это достигается введением в форму конструктивных и декоративных линий, деталей, украшений, зрительно создающих равновесие асимметричных частей прически (4.11).

Оформление лицевой части прически.

Прическа часто помогает скорректировать некоторые недостатки лица. Масштаб прически и пропорциональные соотношения должны зависеть прежде всего от величины частей лица, а не от моды. Так, даже если модными на данный момент являются прилизанные, гладкие прически из длинных волос, но они не подходят к типу лица конкретного человека, то всегда можно приподнять или сделать пышней некоторые детали прически, тем самым подогнав ее к внешности. Подбирать прическу следует не только в соответствии с формой лица, но и учитывать макияж.

Технику выполнения прически выбирают, учитывая образ человека. Например при укладке с помощью бигуди, основным формообразующим фактором выступает именно укладка (расположение бигуди, диаметр локонов, фиксация полученной формы), в таких прическах, обычно много различных декоративных элементов и они имеют самые разнообразные формы, фиксируемые лаком. При укладке феном главным факторов является красота волос и правильно выполненная стрижка, такие прически всегда цельные, монолитные формы и предусматривают свободу в движении волос.

При общей симметричной основе можно ввести элементы, не имеющие зеркального отражения относительно оси симметрии. Но при этом нужно обязательно соблюдать закономерности композиционного равновесия. Любая разработка лицевой части прически имеет в качестве организующего начала ось симметрии, но она участвует в организации формы прически с разной степенью активности. Так несимметричная форма прически не вызывает резко отрицательной реакции, за исключением причесок, в которых короткий прямой пробор разделяет волосы надо лбом на две равные части. В этом случае прическа вызывает ощущение неправильности, т.к. ось симметрии является явно выраженной и ошибка в построении формы сразу же бросается в глаза. Основным правилом сочетания симметричных причесок с ассиметричными элементами является то, что ось симметрии не должна быть акцентирована. Детали одинаковые по форме и расположенные на одинаковом расстоянии от оси, сообщают прическе идеальную симметричность и задают равенство сторон (4.12). Незначительная асимметрия допустима в деталях, входящих в подчеркнуто симметричную форму (4.13). Эти отклонения не должны выступать за линию четко читаемого симметричного силуэта. При оформлении прически необходимо помнить, что чем меньше акцентирована ось симметрии, тем более возможна разработка асимметричных деталей.

Следует помнить, что введение асимметричных деталей в симметричную композицию должно проводиться очень осторожно, чтобы прическа не выглядела нелепой и незаконченной. В каждом отступлении от симметричной основы должен быть предел, и нарушать его ни в коем случае нельзя. Асимметричными считаются те прически, силуэт которых несимметричен в виде спереди (анфас). Любые другие композиции считаются симметричными.




При укладке волос всегда нужно следить, чтобы соотношение света и тени в прическе было одинаковым и не получалось такого варианта, когда на одной стороне прически преобладает тень, а на другой – световые блики. Несмотря на тени и блики, линия силуэта прически должна всегда сохранять свою непрерывность. Асимметричные контрастирующие по внешнему виду элементы имеют главное смысловое значение. Сам силуэт прически может быть не идеально симметричным, но полностью уравновешенным. Ассиметричные элементы в прическах должны всегда сохранять роль смыслового акцента и вписываться в общий объем; малейшее отклонение от этого правила может стать губительным для всей формы.

Фактура и цвет волос в асимметричных прическах имеют еще большее значение, чем в симметричных. Поэтому мелированные или просто отличающиеся по тону волосы находились в крупной асимметричной детали, а уравновешивающая деталь сбоку была того же цвета, что и все остальные волосы. В ассиметричных прическах желательно немного поднимать волосы на затылке с помощью тупирования или начесывания, так как это помогает уравновесить форму.

Динамичной считается форма, активно односторонне направленная, резко вторгающаяся в пространство. Если динамичность ярко выражена, то она может стать основным моментом в композиции. Необходимо, чтобы в прическах, в которых четко прослеживается динамическая устремленность в ту или иную сторону, направленность волос при расчесывании не противоречила геометрической направленности формы. В противном случае следует перечесать волосы на другую сторону, и прическа приобретет динамичность и уравновешенность. Для уравновешенности асимметричных форм с динамичной направленностью желательно, чтобы концы волос загибались кверху, так как это придает прическе большую устремленность (4.15). Уравновешенность прическе придает и диаметральная противоположность форм левой и правой сторон. Так, наиболее уравновешенной будет прическа, в которой волосы одной из боковых частей немного загибаются кверху, а волосы другой – книзу. Форма прически должна быть устремленной и динамичной в профиль, но сохранять признаки статичности и устойчивости при положении анфас. Прическа считается статичной, если имеет ясный центр тяжести. При оформлении статичной прически, например тупированный пучок на затылке, возможно использование асимметричных элементов при оформлении челки или боковых сторон (4.16). Тупированные волосы даже при самом устремленной форме производят впечатление статичности и уравновешенности, прически без начеса выглядят более динамичными и подвижными, хотя и могут быть предельно зафиксированы. По этой причине прически, в которых сочетаются сильно тупированные детали и подвижные, неначесанные волосы, могут вызвать ощущение неестественности формы. Тупированные и нетупированные элементы могут сочетаться, но при этом всегда должно быть чувство меры. Если развитие формы прически прерывается заколкой или другим украшением, ниспадающие после украшения волосы, можно несильно их тупировать, иначе прическа будет состоять из двух частей: неподвижной верхней и подвижной нижней.

В прическах, в которых доминируют подвижные волосы, недопустимо их тупирование, так как это придаст всей прическе нелепый и неестественный вид. В асимметричных прическах начесывание меньшей части, при неначесанной большей части также будет выглядеть нелепо. Сочетание в одной прическе волн и локонов выполненных при помощи щипцов и при помощи бигуди, т.к. итоговая форма этих элементов выглядит очень по разному. Только правильная проработка деталей и их пропорциональное соединение, совокупность и уравновешенность всех элементов формы помогут создать красивую и хорошо сочетающуюся с лицом человека прическу.

— прически обратного типа. Волосы зачесываются в направлении ото лба к затылку. Такие прически выполняются на длинных и на коротких волосах;

— ацентральный (ниспадающий) тип. Волосы направлены от макушки к краевой линии роста волос. Прически выполняются из различной длины волос, и в этом универсальность причесок этого типа;

— передние прически. Волосы направлены вперед.

Композиция прически — это расположение составных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорции.

Различают два вида композиции: объемную и плоскостную. Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм причесок, в придании им красоты и гармонии.

Форма прически — это объемное восприятие прически. Форма прически включает в себя определенные свойства. Важным из них является геометрический вид формы прически (шар, куб). Он определяется изменениями объемной формы прически в высоту, ширину, глубину.

Объем прически обусловлен размером головы. Он включает отдельные элементы и детали, которые сами по себе имеют разнообразные очертания.

Элементы прически, взятые вместе, образуют общий объем модели и выражают эмоциональные свойства ее формы. Объем прически может быть более или менее увеличенным, что зависит от требований существующего направления моды.

При моделировании причесок важную роль играет соотношение объема прически с фигурой, формой головы, шеи, лица.

Объем прически отражает соответствие ее моде. Объемы причесок колебались от малых к сильно увеличенным, от легких к тяжелым, от компактных к расплывчатым. С точки зрения удобства и красоты крайности в выражении объемности причесок не всегда были оправданы. Но всегда объемы причесок отражали основные тенденции моды своего времени.

В настоящее время полностью отсутствует диктат какой-либо формы.

Силуэт прически проявляется на границе между объемной формой прически и пространством при восприятии модели в анфас и профиль.

Силуэт — это плоскостное зрительное восприятие объемных форм прически, четко ограниченных контурами.

Для характеристики различных моделей, их сравнения и оценки пользуются понятием «силуэтная форма прически».

Она может быть приближена по форме к квадрату, треугольнику, окружности или другим геометрическим фигурам.

Силуэтные формы изменяются и развиваются, давая начало новым модификациям.

Выбор силуэтной формы прически обусловливается индивидуальными особенностями внешности, назначением модели и направлением развития моды.


Линии прически

Поверхность и контуры формы прически состоят из многочисленных линий. Они играют важную роль в композиции модели.

Различные элементы и детали прически создают разнообразные линии. Например, прямая линия пробора, контура, окантовки челки или низа затылка создает в прическе впечатление строгости и четкости.

И наоборот, такие элементы причесок, как локоны, волны, завитки, создают в прическе ломаные линии и придают ей легкость, мягкость, кокетство.

Характер линий внутри силуэтной формы модели, их направленность способствуют выразительности композиции.

Цвет прически

Важным элементом композиции прически является цвет. Он оказывает различное действие на органы наших чувств. Цвета в прическах воспринимаются нами как теплые или холодные, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие. Цвет волос оказывает большое влияние на изменение величины массы волос в прическе. Так, светлые волосы зрительно увеличивают и облегчают ее, темные — уменьшают и делают более тяжелой.

Цвет всегда являлся отражением степени модности прически. Вместе с фактурой волос он служит средством выявления достоинств формы и объема прически, подчеркивает выразительность отдельных участков или элементов. Современная мода отмечена поиском новых нетрадиционных цветовых сочетаний.

Наряду с одноцветной окраской в моделировании используются многоцветные виды окраски, которые вносят модный штрих в облик современного человека.

Гармония цвета в прическах может быть родственной или контрастной.

Родственная гармония заключается в сочетании близких по цвету, но различных по насыщенности тонов волос: темно- и светло-русый, каштановый и золотистый, блондин и розовый блондин.

Волосы, окрашенные одним чистым цветом, создают в композиции прически одноцветную гармонию.

Ритм также играет важную роль при композиционном построении формы прически.

Ритм — закономерное чередование отдельных элементов прически или интервалов между ними.

Ритм оказывает влияние на зрительное восприятие объемных форм причесок.

Наличие ритма приводит к достижению разной степени динамичности формы.

Любой перерыв в непринужденном движении ритмично повторяющихся линий создает ощущение статичности. Это нарушает гармонию прически.

Пропорции в прическе — это соотношение размеров, объема, линий, отдельных деталей и частей прически между собой, а также с фигурой человека.

При моделировании причесок необходимо соблюдать принципы пропорции. Важно принимать во внимание соотношение размера головы (с прической) с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтах одежды.

Голова (с прической) должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.

Важно также соблюдение соотношения размеров прически с силуэтом одежды.

Стиль одежды, ее конструктивные и декоративные линии всегда находят отражение в соответствующих деталях, элементах, силуэтах причесок, которые являются образным языком, отличающим одну эпоху от другой.

Важным средством достижения единства и художественной выразительности композиции прически является симметрия.

В прическе симметричными являются тождественные элементы, одинаково расположенные по отношению к какой-либо точке или оси. Наличие симметрии в композиции моделей причесок создает впечатление уравновешенности.

Для придания динамичности моделям причесок применяется асимметрия, которая может быть заложена как в технологии стрижки или окраски, так и при моделировании объемной формы прически.

Асимметрия в прическах имеет ряд преимуществ: вносит в модель новизну и не традиционность решения, придает нарядность и помогает тонко скрывать многие дефекты в строении головы и лица.

Главное условие целостности асимметричной формы прически — это ее композиционная уравновешенность.

Контраст также играет важную роль в композиции моделей причесок.

Контрастом называется противопоставление, борьба разных решений в форме прически. Это противопоставление выражается в различной степени объемности отдельных элементов и участков прически, в цвете, в форме.

Контрастные решения используются для придания моделям особой модности, остроты и динамичности.

Умелое использование в процессе моделирования причесок принципов симметрии, асимметрии и контраста позволяет создавать модели, разнообразные по стилевой направленности.

Композиционно организованная форма прически обязательно должна иметь свою главную часть, композиционный центр. Это место соединения всех элементов или частей модели, акцент, доминант в целостной композиции.

Композиционным центром может быть любой элемент или часть прически, декоративный пучок, челка, украшающий элемент. В сложных моделях причесок возможно наличие нескольких композиционных центров, взаимосвязанных между собой.

Согласование композиционного центра и остальных частей композиции прически достигается средствами единства и связи всех элементов модели на основе ряда условий соразмерности частей прически между собой, пропорций, пластичности, ритмических связей, цветового решения, органического введения декора. С помощью этих средств достигаются гармония и выразительность композиции всей модели прически.

Итак, к созданию логически осмысленных форм причесок парикмахер-модельер должен идти путем глубокого изучения основ композиции и принципов моделирования причесок, что будет способствовать созданию эстетически и конструктивно ценных моделей.

В моделировании причесок происходит постоянное развитие и видоизменение основных базовых силуэтных форм: «квадрат», «овал», «треугольник», — длительное время присутствующих в моде.

Эти изменения выражаются в формировании новых вариантов силуэтов причесок, т. е. их модификаций.

date image
2020-06-29 views image
321

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Художественным оформлением прически принято называть процесс создания по конкретным канонам красоты как отдельных элементов, так и всей прически в целях получения зрителем определенных ассоциативных ощущений.

Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т.е. гармоничным сочетанием, расположением ее составных элементов. Слово композиция происходит от латинского composition составление, сложение, соединение частей образующих некоторое единство.

Основой композиции прически является совокупность образующих ее форму частей, соотношение этих частей, общие пропорции (масштабность), силуэт. Оттого, насколько удачно решена композиция в целом, зависят красота и выразительность прически. Если не будет согласованности в сочетании основных частей прически, если не найдены ее общие пропорции, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.

Пропорции прически, ее соотношение с лицом, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они придают ее форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие большую протяженность в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности. Следовательно, образная выразительность прически достигается путем ее определенного построения, т. е. композицией.

Композиция – составление, объединение всех элементов формы худ. Произведения в органическое целое…

Для этого необходимо знать объективные закономерности композиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как художественного произведения) являются форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы). Существуют еще два обязательных компонента композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически Образность формы в сфокусированном виде представляет собой все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.

Композиционными средствами, или приемами, композиции являются пропорции (масштабность, композиционное единство всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс(акцент).

Гармоническая цельность, с одной стороны, представляет собой четкость выражения замысла, с другой — обеспечивает точное его восприятие. Это составляет основополагающий закон: цельность композиции. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных.

Гармония как основа понимания красоты – означает согласованность элементов, создающих образ человека.

Отсюда можно сформулировать следующие законы композиции:

• подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;

• наличие композиционного центра;

• соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Существует три правила, выражающие этот закон:

1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

2) соответствие исходных данных назначению и форме прически;

3) единство исходных данных и украшений (декора).

Архитектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, — наиболее существенное в композиции любого произведения (и прически тоже). Любая деталь прически и ее форма в целом могут выглядеть красивыми если в ней отражены особенности волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т.д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.




Долговременность повседневной прически является одним из важнейших показателей в ее оценке.

Для украшения прически можно использовать волосяные изделия, бижутерию, ленты, обручи, цветы, локоны из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерное вычесывание отдельных прядей, их лакировку, различные цветные пудры и т.п.

Применение любых видов декора в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Прежде чем применить отделку в композиции прически, необходимо определить ее характер, вид и технику выполнения. Украшения не должны противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически. Часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, представляющие ся по тем или иным соображениям неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, создают «композиционные мостки», помогающие обойти неприятности такого рода.

Приблизительно с той же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т.д., которые, фиксируя детали причесок на определенных местах, придают модели дополнительную нарядность и большую образную выразительность.

Однако следует подчеркнуть, что отлично спроектированная модель, представляющая собой законченное композиционное целое, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заострить идейную направленность композиции и когда украшения органически входят в композицию модели, придавая ей однозначный характер. Когда украшения своим содержанием помогают выразить назначение и художественный замысел прически, они становятся активными и выразительными элементами в композиции, и наоборот, украшения разрушают цельность композиции, если они своим содержанием не соответствуют общему назначению прически и ее исходным данным.

В прическе различают два вида форм: формы, которые составляют основу прически, ее объем( являются главными), и формы для внешнего обогащения этого объема – декоративные элементы ( локоны, волны, форма окантовки, челка).

Наличие композиционного центра. Существуют разные толкования понятия «центр (акцент) композиции», однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами прически. Место размещения – любая зона головы. Как правило, это и смысловой центр модели.

Например, в прическе из длинных волос, собранных в небольшой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в анфас, но смысловой акцент придает форме прически композиционную завершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного акцента композиции должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника-модельера и образности модели.

Все компоненты, составляющие композиционный центр в решении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративно конструктивные (локоны, челки, украшения и т.д.). Каждый из компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или объединен с другими компонентами.

Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве основного акцента композиции способствует более полному раскрытию замысла и образности модели.

Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т.е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие зависит от распределения основных компонентов композиции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, пластикой формы, цветотональными отношениями отдельных частей целого.

Таким образом, основными положениями второго закона композиции являются:

• выявление акцента композиции и подчинение ему других компонентов;

На практике это означает, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, предопределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение его второстепенных, т. е. декоративно-конструктивных компонентов.

Соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека. Важным фактором в этом законе выступает масштабность, т. е. отношение величины формы прически к величине головы, частям и деталям лица, фигуре человека, соотношение частей формы между собой и отношение каждой части ко всей форме прически с учетом величины главной модной детали.

Масштабность имеет прямую связь с цветом и фактурой как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется несколько больше, чем точно такая же из темных волос; различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от других элементов могут в общей композиции казаться меньше или больше.

Понятие ритмаозначает закономерное чередование соизмеримых или чувственно ощутимых элементов. Эмоциональное содержание линий:

а - стремление вверх; б - движение вниз, падение; в – ощущение покоя; г – неустойчивость, текучесть; д – напряженность; е - вялость; ж – убывание; з – нарастание; и – равномерность; к – неравномерность

Понятие ритма и пространственное распределение объема формы в прическе:


а – равномерное, повторяющееся; б – равномерное, чередующееся; в – возрастающее к шее; г – возрастающее к лицу; д – комбинированное; е – чередующееся с элементами прически.

Понятие баланса связано с пропорциональным соотношением масс и объемов:

а, в – симметричный баланс; б, г – ассиметричный баланс


Композиция линий в балансе:

а – симметрия статичная; б - симметричная динамичная; в – асимметрия статичная; г – ассиметричная динамичная; д – асимметричная комбинированная

Читайте также: