Почему у будды такая прическа

Опубликовано: 23.04.2024

Е сли мы посмотрим на тибетские тханки Будды Шакьямуни, на ведические изображения божеств, например, Шивы — то обязательно обратим внимание на ушнишу, — своеобразную выпуклость на макушке головы, покрытую волосами. Ушниша является обязательным иконографическим признаком Будд.

В Тибете и Таиланде ушниша изображается наподобие наконечника от копья, расположенного на макушке, что, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот драгоценный камень известен буддистам всего мира как «чинтамани», или камень, исполняющий все желания. К этой же парадигме относятся и изображения языка пламени, на макушке. Все это разнообразные варианты изображения ушнишы.

В литературных источниках мы можем также найти множество упоминаний. В «Ушниша Виджая Дхарани Сутре» читаем: «Внезапно ушниша Татхагаты испустила многочисленные лучи света, осветившие миры всех десяти направлений; затем свет вернулся, трижды описал вокруг Будды круги и исчез у него во рту. — Царь Небес, есть дхарани известное как "Ушниша Виджая"». То есть эта дхарани была передана не только словесно, но и с помощью света. Такие примеры есть и в других сутрах. В «Сутре об основных обетах бодхисаттвы Кшитигарбхи» также описывается подобный феномен: «Тогда Почитаемый В Мирах испустил из отверстия на ушнише сотни, тысячи, десятки тысяч коти великих лучей. Он сказал великому собранию, божествам, драконам и прочим существам, принадлежащим к восьми видам сверхъестественных существ, а также людям и нелюдям: "Слушайте, как ныне я, находясь во дворце на небе Траястримша, восхваляю деяния бодхисаттвы Кшитигарбхи». То есть основное содержание сутры также было передано не только словесно, но и посредством разнообразных световых лучей, исходящих из ушнишы.

Научная точка зрения объясняет наличие у Будды пучка волос на макушке тем, что в придворных кругах, где вращался юный Сиддхартха, мужская мода предполагала ношение длинных волос, которые часто укладывали на макушке в подобную прическу. Укладывать волосы в пучок было совершенно необходимо при ношении тюрбана. В старейшей ведической индуистской культуре действительно существовал особый род тюрбана, который наматывался вокруг пучка волос, который именовался ушнишей.

Однако в буддийской культуре это совсем не прическа. Волосы всего лишь закрывают выпуклое образование на черепе, появление которого говорит об обретении высшего всеведения.

Ушниша — это один из «тридцати двух признаков» высшего существа: «Далее, монахи, у великого человека на макушке головы имеется ушниша. То, что у великого человека на макушке головы имеется ушниша, — это, монахи, есть признак великого человека («Тридцать два телесных признака Великого Человека»).

С точки зрения физиологии, ушниша формируется у просветленных существ в том месте черепа, где при рождении находился родничок, то есть шовное соединение, обеспечивающее движение костей черепа в момент прохождения ребенком родовых путей матери. Первоначально оно хрящевое, с возрастом же ткань замещается и превращается в костную. Существует точка зрения, согласно которой именно через родничок, незаросшее костное сочленение, и получает еще не окрепший младенец космическую, божественную энергию. Через него он включен в мировое единство. С возрастом эта связь обрывается, а череп «закрывается» полностью. Однако духовные практики могут менять собственную физиологию, у активно практикующих это соединение снова становится менее плотным, а на уровне высших ступеней развития — череп деформируется, формируя ушнишу.

В проекции на энергетическое тело ушниша соответствует сахасрара-чакре и совпадает с местом выхода основного энергетического канала человека — сушумны, его центрального энергетического столба, и связана с областью изначально чистых пран. Ушниша находится, по сути, за пределами доступных человеческому сознанию измерений, она не имеет размера, пронизывает все пространство и уходит в космос. Человек может взаимодействовать с окружающей реальностью с позиций различных чакр. Взаимодействуя «из ушнишы» он уже сливается с пространством, превращается в единое с ним целое.

Ушниша — это своеобразный «орган», позволяющий общаться с окружающими на тонком плане, так, согласно писаниям, некоторые учения Будда передавал не с помощью слов, а посредством света, исходящего из ушниши.

  • Add to friends
  • RSS

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Ушниша. Различные аспекты смысла
nandzed November 25th, 2018


Некоторым практикующим, интересующимся анатомическими подробностями тела Будды, наличие ушниши, выпуклого образования на макушке головы, кажется несуразицей или попросту символическим, но отнюдь не телесным (по-настоящему) знаком. Я не буду сильно углубляться. Просто сделаю несколько штрихов. Как говорят в Азии, чувствительному сердцу не обязательно пускать стрелу прямо в цель - иногда важнее положить её рядом, и этого уже достаточно, чтобы известие было понято. Прямолинейность вызывает излишнее потрясение в сердце и затмевает тонкость понимания посланного известия.

Буддисты говорят, что ушниша Будды как один из 32 признаков Его тела - это проявление реализованной парамиты терпения. Кстати, мне также говорили, что терпение - это основное качество, гарантирующее рождение человеком, так что его практика в течение жизни тоже есть щит от рождения в нижних мирах.

Но есть и другие мысли относительно ушниши. Именно там, сразу над поверхностью головы находится центр, в котором по одному из методов медитируют на присутствие гуру, посвящающего божества, ишта-дэвата, Защитника. Это положение созерцания линии передачи. У Ваджрайогини там расположено лазуритовое полое яйцо, прямо названное как "тайное вместилище Будд". Кто обращал внимание, чаще думают, что это украшение, но смысл его неясен. Но мало кто знает, что это не украшение, а нечто прямо функциональное. Гухья - это не только символ.

Это связано не только с тем, что ушниша по факту самое священное "место" в человеке, но и с тем, что это область изначально чистых пран, уже объединённых с пространством. То есть оттуда йогин может распространять обширное влияние. Это так же ясно, как и то, что даже для начинающих есть этот способ саморазвития и помощи живым существам, когда в уме ставят этих существ себе на макушку, тем самым признавая священность любой жизни, пусть даже сами существа омрачены и не способны к такому отношению-восприятию.

Традиция отношения к этой области над головой вовсе не является специфически буддийской. Именно на голове располагали "лотосные стопы" своих Учителей и в древней Индии, и в этом есть сугубо практический, можно сказать, "технический" смысл для возможности получения шактипат. Кстати, в традиции методов бодхисаттв рекомендуется мысленно помещать своего врага у себя над головой - именно в этой области. Это говорит об области, где вмещение противоположностей практически возможно и где конкретность переживания преодолевается легко и непринуждённо. То есть понимание о терпении и ушнише - это внешнее выражение более глубокого внутреннего смысла и действия.

В буддийской философии ушниша имеет совершенно иное значение: рельефная выпуклость на макушке Будды никак не связана с веяниями моды, а говорит об обретении высшего всеведения и является одним из 32-х отличительных признаков высшего существа. По словам досточтимого ламы Калмыкии Геше Тензин Дугды, ушниша - это признак просветленного существа. Писатель Майкл Джордан в своей книге «Будда. Его жизнь в образах» отмечает способность ушнишы Будды видоизменяться. Она имеет свойство превращаться в слегка накрененную спираль, напоминающую раковину улитки, а иногда язык пламени.

Эти видоизменения могли развиваться по различным соображениям среди различных буддийских культур. В южной части Индии, Шри-Ланке и Индонезии они, возможно, восходят к представлениям о сакральном жертвенном пламени индуистского огненного бога Агни. Огонь над головой Будды, как символ просветления, рассеивает тьму невежества и является символом абсолютного всеведения. Поэтому буддисты данных регионов изображают ушнишу Будды в виде языка пламени.

В других частях буддийского мира, включая Тибет и Тайланд, превращение пучка волос в вытянутую вертикаль, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот драгоценный камень, известен буддистам всего мира как «чинтамани» или камень, исполняющий все желания.

Прочёл это нынче, как-то сложилось в голове многое и более ясно. Обычно Учителя говорят, что появление ушниши - знак того, что собирание качеств для достижения состояния Будды закончено. Это знак плода. Но мне ещё были интересны различные явления божеств именно из ушниши. Обычно это описывается в крия-тантрах семейства Татхагата. Все такого рода божества обладают необычайно обширным ваджрным действием. В частности, речь о Дугкармо - Ситатапатре Апараджите и также о Махачунди-дэви. А в хвале Дугкармо за авторством Чже Цонкапы я нашёл вот такое упоминание о Белом Демчоге: "Ты, богиня Дуккар, родившаяся из короны на голове Сугаты, повергающая в прах сонмы демонов и злых духов. Сделай так, чтобы мы получили благословение от Демчога Дугкара, родившегося из ушниши Милосердного Сугаты, который уничтожает всех, кто препятствует распространению благого Закона, приносящего счастливые плоды”.

И вот нынче наткнулся на это радикальное замечание, совершенно прямо объясняющее обширность действия божеств ушниши:"Когда незапятнанные качества, то есть главные и второстепенные знаки Будды, доведены до совершенства, абсолютным проявлением заслуги является ушниша. У чакравартинов тоже есть своего рода ушниша, но это не та ушниша, которой обладают Будды. Ушниша Будды распространяется в небо таким образом, что она за пределами любых измерений. Даже Маудгальяпутра, несмотря на все свои магические силы, не был способен увидеть, где она заканчивается. Причина этого в том, что ушниша Будды не имеет размера, она пронизывает всё пространство. Когда ветер-ум растворяется в ушниша-чакре, достигается состояние Будды. В учениях великого совершенства описывается, что тигле поднимаются вверх, скапливаясь вертикально над головой. И когда ветер-ум растворяется в ушниша чакре, достигается "исчерпание" явлений в таковости (chos nyid zad sa), состояние Будды".

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Картинки и мемы для настро.
  • Фото для очень взрослых ;)
  • Молодые мамки, зрелые милф.
  • Развратный юмор: большая п.
  • Всякое
  • Прогулка по Москве: Сухаре.
  • Немного слегка пошлых карт.
  • Всякое
  • ПОСТ 16 (ФОТО МОИ)
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Телки (бабы) из социальных.
  • Бредзона
  • Весёлые
  • Взрослый юмор
  • Так себе картинки
  • Просто гифки
  • Так себе картинки
  • 20 забавных и занимательны.
  • Смешные комментарии из соц.
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

В чём загадка «причёски Будды»?

Одна из интереснейших личностей древности – индийский принц Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал известен как Будда Шакьямуни, или просто Будда, основатель буддизма. Он родился около 563 года до нашей эры, и до нас не дошло ни одного прижизненного изображения этого человека.

В чём загадка «причёски Будды»?

Однако многочисленные изображения Будды – иконы и статуи – можно встретить по всему миру: в Индии, Китае, Японии, даже в России (например, в Тыве и Калмыкии). Буддисты всего мира считают Будду величайшим духовным учителем, пророком, «просветлённым» – но вовсе не богом, как думают некоторые. Однако мы сегодня хотим поговорить не о Будде, а о его. причёске! Да-да, о причёске!

Наверняка вы видели буддийских монахов – хотя бы по телевизору – в их приметных оранжевых одеждах и с обритой головой. Бритьё головы для буддийского монаха – важнейший ритуал, символизирующий очищение от земных страстей. По преданию, первым к этому подал пример сам Будда – начав свою проповедь, он обрил голову наголо.

В чём загадка «причёски Будды»?

Многочисленные предания, записанные в книгах, подтверждают это. Например, индийские жрецы-брахманы презирали Будду и его учеников, поскольку для брахманов волосы – это один из знаков общения с высшими силами (поэтому брахманы вообще никогда не стригли волос). Существует множество преданий о том, что узнать Будду среди его учеников было невозможно – поскольку он, как и все остальные, носил оранжевые одежды и был обрит.

В чём загадка «причёски Будды»?

Но давайте посмотрим на изображения Будды Шакьямуни и удивимся – потому что везде он изображён с волосами! У него длинные завитые волосы, собранные на макушке в довольно крупный пучок, на раскрашенных статуях и иконах всегда чёрного цвета. Посмотрите на статуи Будды – везде он изображается с волосами, и нигде – обритым наголо! Как же так? Книги говорят о том, что Будда брил волосы, а изображения – что носил причёску!

Более поздние буддийские книги рассказывают о том, что «пучок» на голове Будды – вовсе не пучок волос, а «ушниша», «локон просветления», «верхняя чакра», один из 32 признаков «высшего существа», своеобразная шишка на голове. Волосы же, покрывающие голову Будды – тоже совсем не волосы, а. улитки!

В чём загадка «причёски Будды»?

Согласно легенде, однажды Будда ранним утром на прогулке глубоко задумался, сел под дерево и предался медитации. Долгие часы он сидел неподвижно, погружённый в себя; взошло Солнце, стало невыносимо жарко – однако великий учитель продолжал медитировать. Тогда сотни улиток выползли из-под опавших на землю листьев, по одежде взобрались на обритую голову Будды и остались там, чтобы защитить его от палящего Солнца.


Жизненная сила, отращивание прядей и пейсы

Уже в древности вопрос о том, как должна выглядеть шевелюра, был подчинен старинным нормам и обычаям, у разных народов были свои поверья и традиции. В Древнем Египте, остригая детям волосы, оставляли отдельные пряди волос на висках или на темени. Считалось, что в волосах заключена жизненная сила.

Это верование позже нашло отражение в библейском повествовании о Самсоне, что был посвящен в назореи и принял обет не укорачивать волосы. Славяне не стригли ребенку волосы до достижения определенного возраста – этот обычай нередко соблюдается и в современном мире.

Иудеи оставляют неостриженными пряди на висках

Следуя предписаниям Торы, иудеи носили бороду, головной убор и не сбривали волосы на висках – они получили название пеот или пейсы. Необязательно, чтобы длина этих прядей превышала длину остальных волос на голове, но для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к иудаизму, свое религиозное рвение, часто пеот не стригли вовсе.
Сейчас заметные пейсы носят скорее ортодоксальные евреи, длина прядей при этом зависит от традиций общины и от местности – как и одежда верующих. Порой пейсы завивают – так делают, например, хасиды.

По длине пейсов и по одежде иудеи узнают членов своей общины

Характерные особенности внешнего облика иудеев демонстрировали верность библейским заветам вместе с готовностью следовать им при любых обстоятельствах. Еще в первой половине XIX века пейсы подвергались гонениям: император Николай I издал указ, запрещавший евреям носить подобные прически. Но санкции не уничтожили традицию, евреи подвергались наказаниям, но продолжали сохранять верность традиции. Позже, столкнувшись с нацистским режимом, им пришлось отстаивать свои убеждения уже в несравнимо более опасных условиях.

Тонзура и гуменцо

Выстрижение волос при проведении христианского обряда символизирует приобщение к церкви. Когда возник этот обычай – стричь волосы при посвящении в ту или иную степень духовного служения, точно не известно. Во всяком случае, так делали уже в первые столетия новой эры. Поначалу волосы выстригали надо лбом. А с 683 года, когда состоялся IV Толедский собор, официально было закреплено правило о тонзуре - пострижении кругообразно, на макушке, оставляя волосы «в круг».

Г. Мемлинг. Святой Бенедикт

Таков был знак перехода в статус монаха или священнослужителя. Остригая большую часть волос, христианин провозглашал тем самым свою принадлежность церкви; в те времена полностью выбритая голова могла быть лишь у рабов.
«Ободок» невыстриженных волос символически напоминал терновый венец Христа. Требование носить тонзуру для католических монахов сохранялось вплоть до 1973 года, до того момента, когда оно было признано необязательным по решению папы Павла VI.

Тонзура практиковалась до 1973 г.

Православная церковь долгое время сохраняла ту же традицию – выбривать или выстригать волосы на темени, оставляя их по краям. На Руси такая стрижка получила название «гуменцо» - от слова «гумно», то есть выровненная, вычищенная часть земли. На голове носили шапочку-скуфью, которая еще носила название «плешегрейка» или «наплешник».
Традиция выстригать гуменцо пришла на Русь из Византии и благополучно просуществовала вплоть до реформ патриарха Никона в середине XVII века. По новому правилу следовало оставить в прошлом обычай носить «венец Христов», а волосы отпускать.

Гуменцо - русский вариант тонзуры - было перенято от византийцев

На практике гуменцо сохранялось и после официальных нововведений. Лишь к середине XIX века священники и монахи в России обрели привычный для настоящего времени вид. Когда именно перестали выстригать гуменцо – вопрос остается открытым. Кстати, что касается православных греков, то женатым священнослужителям полагается носить короткую стрижку, в отличие от холостых, монашествующих – те отпускают волосы.

Бритая голова буддиста и пучок на голове Будды

Буддисты полностью сбривают волосы на голове. Таким образом они освобождаются от разного «мусора» - тщеславия, зависти, всего суетного и мешающего двигаться на пути к просветлению. Волосы, по философии буддизма, хранят информацию о личности человека, его мыслях и поступках – все это надлежит оставить в прошлом.

Будда обычно изображается с волосами и с ушнишей - особым «пучком» на макушке

А вот сам Будда, как правило, изображается с волосами, уложенными в пучок. В кругах, где вращался Сиддхартха, предполагалась такая прическа – это было необходимо для ношения тюрбана. На макушке изображают ушнишу – выпуклое образование на макушке, символ достигнутого просветления.
До того, как Будда достиг просветления, он носил длинные волосы, а став аскетом, остриг их, отказавшись от своего происхождения.

Монахи в буддизме обривают волосы в знак отказа от прошлой жизни

Кстати, по легенде, традиционное изображение Будды – сидящего в позе лотоса, правой рукой касающегося земли, а в левой держащего чашу для подаяний – возникло благодаря чуду. Когда один из правителей Индии пожелал иметь при себе портрет Будды, он пригласил лучших мастеров-художников, но ни один не смог добиться точного отображения внешности принца. Тогда кисти и краски сами создали этот портрет – первый, по преданию, портрет Будды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Спрашивалка

Сергей Мирович

Почему у всех изображений Будды очень длинные мочки ушей? изображение ухо будда мочка

Основатель буддизма Гаутама Сиддхартха происходил из царского рода, в юности был принцем и жил во дворце, купаясь в роскоши, пока не покинул свой дворец и не распрощался с царской жизнью. В те времена и в той местности, где он рос, нормой для мужчин было показывать свое богатство, вставляя в уши тяжелые украшения из драгоценных металлов и камней. В результате мочки сильно вытягивались.
Восточные культуры всегда считали большие уши благоприятным знаком и признаком мудрости и сострадания (в отличие от западной культуры, где самой красивой считается голова с маленькими ушами, плотно прижатыми к голове). Поскольку Будда мудрый и сострадательный, то вполне логично для художников Востока изображать его с длинными мочками ушей.
Такое изображение дает буддистам уверенность, что Будда слышит все их взывания, знает о страданиях мира смертных и не оставит их без помощи.Возможно, Будда просто был слегка лопоухим, это отразилось в его первых изображениях, а все последующие скульпторы-художники считали необходимым подчеркнуть эту особенность. Так и выросли уши у Будды.
Еще одна версия. Уши такие длинные потому, что Будда слушает вибрации Вселенной.
И наконец - Будда принадлежал к более древней расе и имел характерные для той расы признаки.

Но! С длинными мочками ушей изображается не только Будда.У изображений джайнских тиртханкаров тоже длинные мочки ушейА мне все-таки хочется думать, что это представители древних цивилизаций…:-)

Сергей Мирович

Спасибо, Ира! )) Ооочень подробный ответ.

да не за что . я видела статуэтки но не задовалась вопросом. а про это я очень много прочитала в интернете. мне понравилось

Потому что в молодости
Сиддхартха Гаутама был
баснословно богат
Основатель буддизма
Сиддхартха Гаутама происходил
из царского рода Шакья и
юные годы провел во дворце,
купаясь в роскоши. Мочки его
ушей оттянулись под тяжестью
серег, которые он носил. От
огромного богатства он
отказался, чтобы встать на
путь духовного просветления.
В буддийской иконографии
образ Будды Гаутамы детально
регламентирован. Так, в
тибето-монгольском словаре
буддийских терминов
«Источник мудрецов»
приводится 32 основных и 80
второстепенных признаков,
отличающих его от прочих
людей. В частности, на голове
Просветленного находится
ушниша (овальный выступ) —
чакра соединения с космосом.
Между пальцами его рук —
перепонки, говорящие о том,
что он способен существовать
в воде (в буддизме вода —
один из символов иных миров)
. На канонических
изображениях Будда обычно
предстает сидящим в позе
лотоса на символических
дисках солнца и луны как
повелитель мира. Поза лотоса
означает углубленное
созерцание. Правая рука Будды
касается земли, символизируя
просветление, достигнутое
вопреки козням злого демона
Мары: когда Шакьямуни обрел
освобождение, он призвал в
свидетели мать-землю.

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама происходил из царского рода Шакья и юные годы провел во дворце, купаясь в роскоши. Мочки его ушей оттянулись под тяжестью серег, которые он носил. От огромного богатства он отказался, чтобы встать на путь духовного просветления. В буддийской иконографии образ Будды Гаутамы детально регламентирован. Так, в тибето-монгольском словаре буддийских терминов «Источник мудрецов» приводится 32 основных и 80 второстепенных признаков, отличающих его от прочих людей. В частности, на голове Просветленного находится ушниша (овальный выступ) — чакра соединения с космосом. Между пальцами его рук — перепонки, говорящие о том, что он способен существовать в воде (в буддизме вода — один из символов иных миров). На канонических изображениях Будда обычно предстает сидящим в позе лотоса на символических дисках солнца и луны как повелитель мира. Поза лотоса означает углубленное созерцание. Правая рука Будды касается земли, символизируя просветление, достигнутое вопреки козням злого демона Мары: когда Шакьямуни обрел освобождение, он призвал в свидетели мать-землю.


Изначально Будду изображали с нормальными ушами. Более поздние изображения - с длинными ушами - пошли от тех народов, в культуре которых было оттягивать и обезображивать свои уши, якобы, для красоты.
"Будда был индусом, арийцем, приближение же к таким ушам встречается лишь среди монголоидов, бирманцев и сиамцев, которые так же как и в Кохине, искусственно обезображивают свои уши. Первоначальная мысль была взята из Эзотерический аллегории. Противоестественно большие уши являются символом всеведения мудрости и должны были означать и напоминать мощь Того, кто все знает и все слышит, и от благостной любви и заботы которого ко всем созданиям, ничто не может ускользнуть. Как гласит Стих: "Милосердный Владыка, наш Учитель, слышит вопль страдания самого малого из малейших за пределами долин и гор и спешит ему на помощь"

Замира Бейсенбаева

Будда был индусом, арийцем, приближение же к таким ушам встречается лишь среди монголоидов, бирманцев и сиамцев, которые так же как и в Кохине, искусственно обезображивают свои уши. Первоначальная мысль была взята из Эзотерический аллегории. Противоестественно большие уши являются символом всеведения мудрости и должны были означать и напоминать мощь Того, кто все знает и все слышит, и от благостной любви и заботы которого ко всем созданиям, ничто не может ускользнуть. Как гласит Стих: "Милосердный Владыка, наш Учитель, слышит вопль страдания самого малого из малейших за пределами долин и гор и спешит ему на помощь. ну а позже . оттягивали и обезображивали уши, якобы, для красоты.

Читайте также: