По какой прическе в англии можно было распознать противников короля

Опубликовано: 04.05.2024

В Англии начало XVII века ознаменовано быстрыми темпами развития многих отраслей промышленности, особенно суконной. В этом производстве Англия занимала первое место в Европе. Сукноделие процветало и давало стране большие прибыли. Стремительное развитие мануфактур приводит к росту городского населения. Но феодальные порядки, королевская власть тормозили развитие торговли, промышленности, сельского хозяйства. Введение новых налогов затрудняло деятельность капиталистов-собственников. В XVII веке в Англии шла ожесточенная война между дворянством и буржуазией - "кавалерами" и "круглоголовыми", сторонниками короля и парламента. Эта война носила также и религиозный характер. Сторонники короля в большинстве принадлежали к англиканской церкви, возникшей в XVI веке, после реформации церкви в Англии, и возвысившейся при короле Карле I. Сторонники парламента - пуритане (от латинского слова "пурус" - "чистый") были ярыми противниками пышных обрядов, богатых служб католической и англиканской церкви - они выступали за упрощение, "очищение" церкви. Междоусобицы, военные действия раскололи страну на два враждующих лагеря и приняли характер гражданской войны, в исходе которой армия "круглоголовых" под предводительством дворянина Оливера Кромвеля разбила армию короля.

Основные виды и формы причесок

Междоусобицы между дворянством и буржуазией, религиозные разногласия сказались на внешнем облике населения, в частности на прическах. Пуритане, представлявшие средние слои населения, требовали исправления нравов, отмены увеселений, запрещения театральных представлений, которые они считали греховными. Отсюда пошло гонение на пышные костюмы и прически, головные уборы аристократии. В Англии XVII века господствовали французские моды. Возможно, это произошло из-за сближения английского и французского королевских дворов. Родственные связи сделали путь моды короче. Все подражали королям и королевам. Двор щеголял в изящных прическах, а позднее - париках, которые были предметом роскоши, признаком аристократизма.

Завивка в Англии, несмотря на борьбу против нее пуритан, оказалась живучей. Кавалеры носили сильно завитые полудлинные волосы - длина их достигала воротников (рис. 66). Король Карл I ввел в моду прическу с длинными локонами, взбитыми с правой стороны в виде полушария, а с левой - спадающей длинной, прямой, слегка завитой прядью. Возможно, это был английский вариант французской прически "а-ля Каденетт". С появлением отложных воротников прически приобрели свободу и естественность. Многие аристократы носили красиво подстриженные "лестничками" и завитые в локоны прически, касающиеся воротника, по бокам волосы взбивались; в таких прическах были челки, которые мелкими завитками обрамляли лоб, достигая его середины. Моден был каштановый цвет. Низшие слои населения носили короткие прически, пуритане также носили короткие стрижки. Принято было носить небольшие бородки остроконечной формы и тонкие, с торчащими в разные стороны стрелками усы. Некоторые носили бородки-мушки (см. рис. 66) по французской моде, другие - по немецкой - "круглые" бородки "а-ля Валленштейн". Усы и бороды красили, завивали, на ночь укладывали в специальные футляры из кожи или ткани.

Рис. 66

Рис. 66

Женские прически находились под влиянием французских мод, что объясняется сближением королевских дворов после женитьбы английского короля Карла I на сестре французского короля Людовика XIII Генриетте-Марии. Многие придворные дамы носили прическу типа "мадам Севинье", с горизонтальным пробором, небольшой челкой и пучками завитых локонов над ушами. Сзади волосы убирались в пучки. На всех формах причесок лежала печать кокетства и французского изящества. Многие годы прически не менялись. Разнообразие составляли локоны, которые завивались различно - то кольцеобразно, то в трубочки или штопорами.

Для всех причесок этого времени характерно одно: приподнятые, собранные вверх волосы, наличие маленькой челки из мелких колечек, боковые локоны и пучок на макушке. Эта прическа была настолько популярна, что продолжала существовать и во второй половине XVII века. Позднее она несколько удлинилась и вновь вошла в историю европейских причесок в 40-е годы XIX века под названием "английской".

Рис. 67

Рис. 67

Пуритане вели активную борьбу против роскоши и в области причесок; возможно, поэтому каркасные, конусообразные прически на париках времен королевы Елизаветы были заменены на более простые, на женственные и изящные. Во второй половине XVII века начинают носить прическу типа "фонтанж", а также "Мария Манчини". Обе прически были так же нарядны и изящны, как и французские. Элементы, из которых они выполнялись с большим мастерством, обильно украшались нитями жемчуга, наколками из кружев.

Женщины из буржуазного сословия, горожанки носили более скромные прически, но форма пучков наподобие голландских повторялась (рис. 67, 67а и 67б). Носили локоны над ушами в виде небольших пучков и челки, пучки из кос.

Головные уборы, украшения, косметика. В английском обществе в начале XVII века ощущается интерес к античности. Это проявляется в архитектуре, прикладном искусстве, костюме. Появляются разные ткани, новые отделки. И если в начале XVII века линии костюмов почти не изменились по сравнению с XVI веком, сохранив вычурность форм, возникших в конце столетия, в период царствования королевы Елизаветы, то с 20-х годов начинает ощущаться французская мода. Тонкий вкус, утонченность, изящество, противопоставление изысканности простоте, живописность характерны для костюмов этого времени. Модным становится белый цвет. Но новшества были встречены не всеми одинаково приветливо. В своей книге "Правда нашего времени" Генри Пичам писал: ". почему именно англичане так жаждут нового в моде и почему они сами ничего не могут выдумать? Этому и обязаны своим появлением резаный камзол, длинные, сужающиеся к колену штаны, усыпанные драгоценными камнями подвязки, свисающие до самых башмаков, раздушенные парики в качестве доказательства того, что отсутствие собственных волос может быть возмещено за деньги; все это и подобные им безумства были несвойственны нашим предкам" * .

* ( Цит. по кн.: Мерцалова М. Н. История костюма. М., "Искусство", 1972, с. 101.)

Головные уборы были разнообразными - каждый мужчина стремился носить шляпу оригинального фасона. Но отличие было в большинстве случаев только в величине полей и высоте тульи. Цвета шляп были разнообразны: носили черные, белые, коричневые, желтые шляпы, украшенные перьями, пряжками. Молодежь, следуя иностранной моде, украшала шляпы цветами. Часто размеры так увеличивались, что шляпа вполне могла заменить зонт. Шляпы делались из мягких и жестких материалов - фетра, сукна, шерсти, кожи, замши, велюра. Мелкие буржуа, ремесленники, крестьяне носили шапки и шляпы из более грубых, низкосортных материалов, скромно украшенные лентой или жгутом. Пуритане носили строгие, чопорные шляпы с высокой тульей.

Рис. 67а

Рис. 67а

Женские головные уборы по сравнению с XVI веком изменились мало. Носили чепцы и головные уборы гейбл, хоутс, капюшоны, маленькие бархатные плоские шапочки, расшитые шнурами, капоры, платки.

На улицу надевали поверх маленьких головных уборов шляпу больших размеров, получившую название "пуританской". Аристократки носили большие фетровые мягкие шляпы со страусовыми перьями, чепцы из кружев наподобие популярного головного убора "а-ля Фонтанж".

Рис. 67б

Рис. 67б

Женские головные уборы разделялись на праздничные и будничные. Так, шляпу с большими полями и со спускающимися страусовыми перьями носили только при наличии костюмов для прогулок, верховой езды, появляются шляпы-"амазонки". Само название говорит о ее характере: это небольшая шляпа с отогнутыми маленькими полями, с лентой вокруг тульи и длинной вуалью. На ночь на прически надевали чепцы.

Украшения. Косметика. В начале XVII века украшений носили мало, но в конце правления лорда-протектора Оливера Кромвеля (1657-1659) распространяется мода на украшение причесок и шляп дорогими камнями. Появляются нити из серого и розового жемчуга, подвески из опала.

Французская мода на мушки пришла в 20-е годы и в Англию. Несмотря на все протесты блюстителей нравов, модницы накрепляли их на лицо в большом количестве. В высшем обществе было принято употреблять белила и румяна, ароматические масла и духи, пудру и помады.

Обычаи того времени требовали от женщин прикрывать лицо при выходе на улицу, поэтому стали носить бархатные или шелковые черные маски. Формы масок были различны. Некоторые крепились при помощи крючков за ушами, другие напоминали веера - придерживались при помощи ручки. Маска защищала от солнца, ветра, дождя.

Прически Голландии

Общая характеристика

Расцвет абсолютизма в XVII веке не смог затормозить развитие нового класса - буржуазии, зародившегося в феодальном обществе. Победившая буржуазная революция в Северных Нидерландах привела к образованию из мелких разрозненных провинций единого государства, названного Голландией по наименованию наиболее крупной провинции. Ранее европейские страны не знали такого вида управления. Крупная буржуазия, возглавив массы народа, сумела захватить власть в свои руки и свергнуть господство испанского абсолютизма и мучительное угнетение католической церкви. Страна, освобожденная от иноземного рабства, стала быстро развиваться и вскоре стала ". образцовой капиталистической страной XVII столетия" * . Быстро развивавшиеся судостроение, текстильная промышленность приносили буржуазии большие доходы. Но они не шли ни в какое сравнение с барышами, которые давала посредническая торговля. Несмотря на внешнее благополучие, классовая борьба продолжала обостряться; крестьяне, мелкие ремесленники разорялись. Но она еще не проявилась так сильно благодаря общности национальных интересов, победе освободительного движения в борьбе против испанских захватчиков. Голландская культура, освободившись от плена католицизма, создает шедевры реалистического искусства.

* ( Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 761.)

Отдельные виды искусства, в особенности живопись, достигают небывалого расцвета. Имена Яна Стена, Мейнарда Хоббема, Якоба ван Рейсдаля, Франца Хальса, Рембрандта Харменса ван Рейна, Адриана ван Остаде, Питера Пауля Рубенса известны всему миру. Художники изображали окружающую действительность в реалистической манере.

Портреты Франца Хальса, Герарда Терборха Рубена достаточно полно передают облик современников.

Основные виды и формы причесок

Мужчины-буржуа носили слегка завитые волосы, спускающиеся до плеч. Некоторые предпочитали "пейзанские" прически или короткие стрижки. Прическу дополняли небольшие бородки остроконечной или полукруглой формы и небольшие усы с торчащими концами. Крестьяне носили более длинные прически и большие бороды. Цирюльники пользовались большой любовью населения - ни один город не обходился без их лавочек и бань.

Женщины носили скромные прически с пучками из кос, уложенными на затылке. На висках завивали один или два небольших локона. Прически почти всегда закрывались красивыми, изящными белыми чепцами, форма которых видоизменялась. В прическах не было перегруженности и излишней замысловатости. Женщины всех слоев сохраняли свои старинные национальные прически. На портрете Терборха изображены дамы в прическах из волос, завитых в локоны. Пучки укладывались высоко на макушке, укрепляли их шпильками, гребнями.

Головные уборы, украшения, косметика

В начале XVII века, в 20-30-е годы, мужские костюмы сохранили старые формы. Только позднее они начинают испытывать французское влияние. Простота форм является характерной чертой голландского костюма. Отсутствие изысканных линий, мягкая фактура, преобладание темных тонов отличали костюмы Голландии от английских или французских.

Женские костюмы некоторое время испытывали и влияние чужеземцев, но со второй половины XVII века появляются костюмы, ставшие позднее "классическими", исчезают элементы испанского и французского костюмов. Начинают преобладать упрощенные формы, создающие ощущение единого целого.

Из головных уборов голландцы носили невысокие шляпы с широкими полями - тулью украшали лентой темного цвета, бареты с пряжкой на боку, небольшие войлочные или фетровые колпаки. Буржуа предпочитали шляпы остроконечной формы, с небольшими круглыми полями. Солдаты носили шлемы и головные уборы из кожи, замши.

Женщины надевали всюду небольшие изящные чепцы, которые увековечены на полотнах голландских мастеров живописи. Чепцы органично сочетаются со всем обликом скромной голландской женщины. Иногда дамы надевали маленькие шапочки, поверх которых водружали плоскую шляпу с большими полями. На улицу поверх чепцов из тонкого полотна набрасывали шерстяное покрывало. Носили вуали, шарфы.

Косметика не была распространена. Возможно, она считалась одним из проявлений ненавистного испанского владычества, так как ею увлекались чопорные испанские гранды.

Вопросы и задания

1. Какие события происходили в XVII веке во Франции? Расскажите о прическах населения. Зарисуйте их.

2. Эстетический идеал этого времени. Расскажите о влиянии стиля барокко на прически.

3. Расскажите о прическах на париках.

4. Кто диктовал моды в области костюма и прически; какие черты были общими для английских, французских и голландских причесок?

5. Назовите скульпторов, художников этого периода, их произведения.

6. Какие произведения, пьесы могут быть оформлены прическами, с которыми вы познакомились?

7. Назовите театральные постановки, кинофильмы, которые отражают быт и нравы Франции XVII века.

Дополнительная литература

История зарубежного искусства. Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. Учебник для средних худож. учебных заведений. M., "Искусство", 1971.

Мерцалова М. Н. История костюма. М., "Искусство", 1972.

Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. М., "Сов. Россия", 1967.

Киреева Е. В. История костюма. М., "Просвещение", 1976.

Школьников С. П. Прически, головные уборы и украшения для сцены. Минск, "Высшая школа", 1975.


Это сейчас британцы радостно приветствуют представителей королевского дома и охотно копируют наряды Кейт Миддлтон… Было время, когда резкое несоответствие между королевской семьей и частью английского общества, в том числе в сфере моды и косметологии, привело одного из королей на плаху, а королеву на долгие годы отправило в изгнание. Конечно, в числе причин были еще и пустая казна, и повышение налогов, но главную роль сыграло противостояние на религиозной почве. Именно религия определяла в тогдашней Англии не только идеологию, но и внешний вид человека: как он одевался, причесывался, красился и душился, пользовался ли лечебной косметикой. В итоге «коротко стриженные» казнили короля, предпочитавшего длинные локоны.

Наследником престола Карл не рождался, так как был третьим сыном Якова Шотландского из династии Стюартов и Анны Датской. Он появился на свет 19 ноября 1600 года хилым, болезненным и тихим ребенком. Тем не менее смерть унесла его старших братьев, и именно он стал основным претендентом на трон.

Дело в том, что протестанты ратовали за отказ от всех земных благ и развлечений, в том числе и от яркой одежды, танцев, театра и музыки, от любой косметики, от красивых причесок… А юная принцесса любила всё это! Оказавшись, так сказать, «на воле», в Шотландии, она быстро попала под влияние прокатолической партии, помнившей еще веселый и красивый двор Марии Стюарт и, что важно для нас, его огромные достижения в области косметологии. Всё это очень понравилось уставшей от скромности датчанке, и она перешла в католичество! А заодно возродила балы, театральные постановки, ввела моду соблюдать моды, восстановила право дам и кавалеров на пользование косметикой, в том числе декоративной.

Анна Датская покровительствовала косметологам, изготовителям косметических препаратов, парикмахерам. Приглашала профи «красивого» бизнеса из Франции. И тщательно, тщательно, тщательно ухаживала за собой… Но покорить этим собственного мужа не смогла. Несмотря на рождение в королевском браке семи детей (до взрослого возраста дожили лишь трое), супруги оставались чужими людьми. Слишком разные были у них стили жизни. Якову было скучно с женой, которую мы бы сейчас назвали «гламурной красавицей».

В 1603 году умерла Елизавета Первая Английская. Ее ближайшим родственником был Яков Шотландский, отец нашего героя. Он и занял престол соседнего королевства, более богатого, более сильного, более могущественного и вечно враждебного Шотландии. Так две ненавидящие друг друга страны, обе на грани гражданского конфликта внутри самих себя, оказались под властью одного монарха. А Анна Датская получила новые средства и возможности для продолжения веселого образа жизни, который теперь уже не нравился английским протестантам. Они и до этого уже ворчали про себя на излишне роскошный двор протестантки Елизаветы, но та хотя бы была своя…

Кстати, королева Анна умела хорошо выбирать профи не только в сфере индустрии красоты – она покровительствовала Шекспиру, Бену Джонсону, Уильяму Драммонду и многим другим видным деятелям британской культуры. Из ее свиты вышла целая когорта умелых управленцев, составивших славу госаппарата Англии и Шотландии того времени. Лордом-канцлером не без влияния ее величества стал знаменитейший философ и историк Фрэнсис Бэкон. (Кстати сказать, существует не признанная официально «бэконианская версия», приписывающая именно Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира…)

А его величество Яков Шотландский пока философствовал и плыл по течению. Слагал стихи, писал религиозные трактаты, увлекался изучением алхимии. Надо заметить, в этом интересы супругов совпадали. Мы уже не раз писали, что в средние века и Новое время врач-алхимик и изготовитель высококачественной (профессиональной, говоря сегодняшним языком) косметики – это одно и то же лицо.

Яков и Анна активно поддерживали исследования алхимиков, медиков, «аптекарей» (фармацевтов) и, конечно, столь близких сердцу ее величества косметологов. За время их правления медицина и косметология Британских островов стали одними из самых совершенных в Европе. Кстати, супруги первыми в мире «додумались» до идеи вреда табака. Королеве не нравилось, что от него желтеют зубы, меняется цвет бород и усов. А его величеству придворные медики доказали связь между курением и заболеваниями легких. В результате Яков сочинил научно-популярный трактат, призывавший: «НЕ КУРИТЬ!» – и сделался активным пропагандистом отказа от этой привычки, которую еще мало кто в обществе воспринимал в качестве вредной. Их величества также были убеждены в полезности для здоровья и здорового красивого внешнего вида прогулок на свежем, особенно деревенском воздухе, которые активно пропагандировали.

Анна мечтала о женитьбе своего сына Карла на дочери короля Испании. Испания была богата. Это была самая могущественная католическая страна. Следовательно, здесь жили весело! Странный момент, но католическая культура Европы 16–18 веков – аналог современного гламура, с точки зрения внешности конечно. Здесь была еще и серьезная духовная основа. Но! Католики красиво одевались, на них держалась мода, они носили элегантные прически (сложные у дам и просто ухоженные длинные локоны у кавалеров), употребляли декоративную косметику и духи, тщательнейшим образом ухаживали за собой.

Протестанты представляли полную противоположность. Одежда «классических» протестантов по большей части была «всегда одной модели», темных цветов, часто черная. Ее украшали только белыми кружевными или батистовыми манжетами и воротниками. Туфли – черные, на низком каблуке. Прически – самые скромные: гладкие пучки у дам и короткие стрижки (почти «под ноль») у мужчин. Никакой косметики, даже кремы для лица и рук считались греховными! Никаких танцев, театров, ну разве что на совершенно «душеспасительные» темы.

Впрочем, некоторая часть протестантов так и не смогла обходиться без красивых нарядов, украшений и хотя бы каких-то развлечений. Особенно это касается Англиканской церкви – протестантского вероисповедания Англии, главой которой был король. Англикане, вызывая на себя страшный гнев остальных братьев-протестантов, никак не могли отказаться от стиля жизни, свойственного знати, просто сделали его скромнее. Но всё равно, в сумме, католик всегда был одет более богато и модно, гораздо более ухожен, просто жил намного веселее.

Взаимная ненависть пылала. Представители обеих религий поносили (мягче не скажешь) друг друга, в том числе и внешний вид, с церковных кафедр, на страницах серьезных книг и обидных сатирических памфлетов, жанр карикатуры стал одним из самых популярных. Не одна элегантная шляпа с пером была сорвана с католика (бывало, вместе с головой) и брошена в грязь протестантом, не один косметолог или парикмахер повешен (именно так) за свое ремесло. Правда, католики своих противников ссылали на галеры или… сжигали. А зачем еще иметь инквизицию? Хотя нередко протестант мог отделаться тем, что его поливали насильно духами, или пудрили, или купали (некоторые течения протестантизма предписывали своим «верным» не мыться, иные, наоборот, требовали чистоты тела). Истины ради скажем, что виноваты в жестоких гонениях друг на друга были обе стороны.

Вот в этом мире постоянного противостояния и воспитывался принц Карл. Большое влияние на него оказала мать. Королева Анна приучила сына любить искусство, музыку и танцы. Тщательно, со вкусом одеваться, но при этом немного отставать от моды, не привлекать излишнего внимания своим отличием от окружающих. Поддерживать себя в хорошей физической форме за счет верховой езды, фехтования и игры в мяч. Несмотря на свой малый рост (всего 162 см), Карл имел величественную осанку (фитнес помог!), его темные волосы всегда были чистыми; густые и вьющиеся от природы, они идеально соответствовали тогдашним модным трендам. Принц всегда содержал в порядке ногти и часто мылся, что не всегда и не все тогда делали.

Большое влияние на него имел его друг, фаворит короля Якова Джордж Вильерс, получивший английский дворянский титул – герцог Бекингем, огромный любитель роскоши всякого вида. Именно под его влиянием в 1623 году принц лично инкогнито отправился в Мадрид, чтобы сначала познакомиться с невестой, а потом уже решить вопрос о браке. Вышло так, что брак расстроился (испанцы потребовали официального перехода принца в католичество, чего Англия с ее протестантским большинством позволить себе никак не могла).

Тогда Карлу подобрали новую католическую принцессу – француженку Генриетту-Марию, младшую дочь Генриха Четвертого. Более «неудачный» выбор трудно себе представить: это была одна из самых прекрасных и самых ухоженных дам своего времени. Генриетта-Мария прекрасно подошла своему супругу и сразу не понравилась «народу».

Дело просто в том, что лидеры партии католиков принадлежали исключительно к знати. Политические гонения времен королевы Елизаветы, общая экономическая ситуация в стране и огромные расходы на роскошь опустошили кошельки многих из них и разорили поместья. Сельское хозяйство уже постепенно отступало на второй план. Силой Англии стали ее торговля и промышленность, развивавшиеся и богатевшие с каждым днем. А ими руководили протестанты. Бизнесмены того времени, как никто, оценили скромность и умеренность протестантизма, которая позволяла сэкономить средства для банальных вложений в дело. Кроме того, законы Англии поддерживали именно этот слой населения (больше никто не мог платить в казну достаточно налогов). Подъему протестантской буржуазии способствовало отсутствие серьезных иностранных конкурентов, так как наука и техника развивались в Англии быстрее, чем в других странах, многие из которых (например, Германия) были еще и разорены постоянными войнами. Вот этот-то состоятельный, но скромный по образу жизни слой всё больше и больше прибирал к рукам власть и всё с большим негодованием смотрел на роскошь королевского двора. Подобная ситуация вылилась во всё нараставшее противостояние между двором и парламентом.

Несколько лет король и королева жили душа в душу. Устраивали праздники и балы, охоты и торжественные выезды; ее величество, к ужасу протестантов, даже играла в спектаклях домашнего театра! Не танцевала на тогдашних театрализованных балах, нет, просто была «сама себе актрисой»: играла на сцене! При дворе господствовали самые изысканные моды, размеры декольте, глубина которых казалась протестантским пасторам глубинами ада, зашкаливала. Изящные ножки кавалеров обтягивали чулки, а дамы демонстрировали свои – в танцах.

Женщины и мужчины обильно пользовались декоративной косметикой, носили элегантные прически. Однако по сравнению с предыдущей эпохой макияж стал немного более естественным, тона декоративной косметики – более пастельными, она не покрывала лицо, но подчеркивала его естественные достоинства. Закрашивать недостатки уже не удавалось, их надо было убирать.

В Англии был настоящий расцвет косметологии, именно сюда бежали многие европейские специалисты, изгнанные войнами с насиженных мест, и стремились врачи и алхимики. Важный момент: официально король был «умеренным» протестантом (согласно законам до сих пор трон Англии не имеет права занимать католик), королева сохраняла католическое вероисповедание. Поэтому в стране не было инквизиции, это создало наилучшие условия для развития… медицины.

Инквизиция контролировала в Европе обращение с мертвыми телами, в том числе факт установления смерти человека. На деле это означало полный запрет на вскрытие и изучение человеческого тела, несмотря на то что это стопроцентный труп. Помните современные споры о трансплантации органов? С одной стороны, они нужны для спасения жизней других пациентов, с другой стороны – как сделать так, чтобы на них не разобрали еще живого человека? Точно так же в старые времена: для развития науки надо резать трупы. Но когда человек становится трупом? Как это определить? В результате, чтобы не разрезали живых (а такое ведь вполне могло практиковаться среди наименее совестливых ученых), Церковь запретила изучение анатомии вообще.

В Англии же медики могли официально или полулегально, однако без риска попасть на костер, изучать трупы. Тела казненных преступников им вообще продавали по дешевке. Отсюда огромный рывок в медицине. Именно в этот период англичане активно изучают в том числе и строение человеческой кожи, ее возможности и ресурсы: как ее омолодить, поддерживать в хорошей форме. Усилиями анатомов и алхимиков начинает зарождаться дерматология – наука о коже. Изучаются волосы, принципы их роста. Большое внимание уделяется изучению мускулатуры человека, тому, какие мышцы и как развивались у тех, кто занимался физической культурой, и тех, кто предпочитал гиподинамию. Деньги на данные исследования нередко выделялись из казны, несмотря на ее скромные размеры.

Постепенно в обществе назревал страшный конфликт: между красивыми ухоженными людьми, не игравшими серьезной роли в экономике, но заправлявшими в политике, и буржуазией, к которой примкнула часть дворянства и у которой была экономическая мощь. Последнюю поддерживал народ, которого тяготили растущие налоги и оплаченная ими роскошь королевского двора. Впрочем, знатных протестантов тоже просто бесили образ жизни и эстетический идеал приспешников «вавилонской блудницы», как они с высочайшей степенью толерантности именовали католиков. Никто не хотел пойти на компромисс.

Результатом стали первая в Европе революция, первая республика на месте монархии, первая казнь короля, ибо Карла Первого судили и отрубили ему голову 30 января 1649 года на виду у всего Лондона. Первая массовая эмиграция знати, у которой (знакомая лексика!) экспроприировали имущество. А вместе со знатью из Англии уезжали… наши с вами коллеги, специалисты индустрии красоты. Оставались исключительно парикмахеры, согласные делать лишь одну модель мужской прически – коротенький «ежик». Остальным, даже просто высокопрофессиональным горничным (не просто служанкам, а кураторам внешности знатных дам, обладавшим большими знаниями и серьезными навыками в парикмахерском деле, косметологии, нейл-сервисе), пришлось бежать из страны.


Причёска викингов, посланцев герцога Вильгельма Нормандского — длинный чуб, и бритый затылок

Одно из самых знаменитых произведений средневекового прикладного искусства – Гобелен из Байё, созданный по заказу епископа Одо, одновременно с постройкой в городе собора в 1070 годы, был завершен в 1077 году.

Для историков гобелен из Байё, состоящий из 58 исторически достоверных сюжетов, представляет собой ценнейший источник сведений по истории средневекового европейского оружия. На гобелене изображены сотни фигур нормандских и английских воинов со всеми деталями их снаряжения и вооружения времён нормандского завоевания Англии 1066 года.


UBI NUNTII WILLELMI DUCIS VENERUNT AD WIDONE[M] = где послы герцога Вильгельма прибывают к Видо (ВИДОНУ)

Возле фигуры человека очень маленького роста помещена надпись «Турольд» = TUROLD. нормандское имя Турольд вариант древнескандинавского имени Торольв (Þórólfr), образованного от имени бога Тора (Þórr) и слова «волк» (úlfr), т. е. «волк Тора». Turoldus, Турольд — личное имя, довольно часто встречающееся в XI—XII веках в Германии. Возможно, это один из слуг, ухаживающих за лошадьми.


Почему графа Ги — герцога Нормандии Вильгельма считают викингом?

Эпоха викингов (ок. 790-1100 гг. н.э.) внесла много изменений во все аспекты жизни и культуры народов с которыми викинги вступали в контакт. Викинги известны в Европе в раннем средневековье, как грабители, совершавшие набеги на территории соседей, разрушители христианских храмов.

Викинги под командованием Ролло совершали военные рейды на Королевство Западной Франции. Ролло участвовал в осаде Парижа в 885-886 гг. н.э., когда город защищал Одо (Odo of West Francia) из Западной Франции (856-898 гг. н.э.). Осада Парижа закончилась только когда король Восточно-Франкского королевства Карл III Толстый (Charles the Fat) заплатил викингам дань, около тысячи фунтов серебра, чтобы они ушли, но викинг Ролло остался в Нормандии, продолжая совершать набеги на соседние поселения.

Король Западной Франции (с 898 по 922 г.) и король Лотарингии (с 911 по 919–23 г.) Карл Простой (Charles the Simple или Straightforward, 893-923 г.г. н.э.) испытывал искушение откупиться от викингов, но вместо этого он в 911 году н. э. предложил Ролло руку своей дочери Гизлы (Gisla) и землю в обмен на его верность и защиту от набегов викингов.


В 911 году Ролло принял предложение короля франков Карла Простого, женился на его дочери Гизеле (Gisela of France), это был символический брак, заключил договор Сен-Клер-сюр-Эпт и основал область Нормандию («земля норманнов»).

Викинг Ролло и его наследники приобрели огромные феодальные владения и назвали её Нормандия, в обмен на клятву верности французскому королю. Обе стороны выиграли. Нормандия стала дружественной буферной зоной, защищающей Францию от вторжений новых грабительских рейдов скандинавских викингов, а ставшие норманнами викинги нашли удобную и процветающую страну для поселения.

Ролло оставался верным своему договору с французским королём Карлом Простым, он не только защищал Западную Францию ​​от нашествий викингов, но и улучшал жизнь людей в своём королевстве — Нормандии. Ролло и его северяне стали почти постоянными жителями этого района в течение двух десятилетий. Ралло пересмотрел законы, восстановил церкви и аббатства, и боролся за самостоятельность и независимость Нормандии от французской короны.

У Ролло было двое детей с Поппой из Байё (Poppa of Bayeux): сын Уильям «Длинный Меч» (англ. William Longsword; фр. Гийом Лонгспри; ок. 893 — 942 г.г.), его преемник, граф Нормандии, и дочь Герлок (Gerloc), по крещению Адель Нормандская. Адель выйдет замуж за герцога Аквитании Гийома III и внесёт немного нормандской крови в ветвь Элеоноры Аквитанской.

Единственный сын и преемник Уильяма «Длинный Меч» и бретонки Спрота (Sprota) был Ричард I «Бесстрашный» (Richard I “the Fearless”; 932 — 996 г.г.). Дети Ричарда I «Бесстрашного» из Нормандии: Ричард II, ставший в 1026 году его преемником, Роберт II, архиепископ Руанский.

Ричард II Нормандский стал отцом Роберта I, и дедом Вильгельма Завоевателя, родившегося вне брака 22 июня 1000 года от Херлевы (Herleva of Falaise) из Фалеза, но норманны и саксы всегда признавали детей, рожденных вне брака, как сводных братьев или сестёр.

Викинг Ролло (911 год) известен как пра-пра-прадедушка Вильгельма Завоевателя (1000- 1066 г.г.), именно поэтому жители завоёванной им в 1066 году Англии, считали его и всех норманнов викингами.


Викинги, завоевавшие Англию в раннем средневековье, похоже, причёска викингов стала популярной в английском обществе. По мере распространения этой новой причёски в Англии некоторые англосаксонские священники начали выражать беспокойство по поводу этого смешения культур…


После набега викингов на Линдисфарн в 793 году англосаксонский монах и учёный Алкуин (Alcuin) написал письмо с предупреждением королю Этельреду Нортумбрийскому (King Æthelred of Northumbria; ум. 796). Алкуин отметил, что король и его дворяне вели себя не так, как следует, не говоря о том, что если бы нортумбрийцы жили скромно и тихо, то такие ужасные события, как набег Линдисфарна, больше никогда не повторялись.


причёска дракона напоминает причёску викингов

Интересно, что Алкуин напомнил Этельреду Нортумбрийскому о том, что он и его дворяне скопировали прическу и одежду скандинавов-викингов, которые теперь вызвали в стране такой большой хаос:

«Посмотрите на своё платье, способ ношения волос, роскошные привычки принцев и ваших людей. Посмотрите на свою стрижку бороды и волос, неужели, вы хотели походить на язычников. Тебя не пугает ужас тех, за чьей модой ты хотел следовать?»

Принимая во внимание, что Алкуин не вдавался в подробности относительно того, как могла выглядеть прическа викингов, эти сведения были предоставлены спустя два столетия другим англосаксонским религиозным писателем, Эльфриком из Эйншема (Ælfric of Eynsham; ум. ок. 1010 г.).


HIC VENIT NUNTIUS AD WILGELMUM DUCEM = Здесь послы приходят к герцогу Вильгельму. (Стражники Вильгельма изображены с длинными чубами.)

В письме «брату Эдварду», Элфрик (Ælfric) жаловался на различные злоупотребления, о которых он слышал. Эти злоупотребления включали в себя языческие обряды викингов — употребление крови, алкогольных напитков и еды в туалете (что-то «нелепое» приписывают «горным женщинам» (‘uplandish women’). Эльфрик также жаловался на то, что англосаксонские монахи одеваются «по-датски»:

«Ic secge eac ðe, broðor Eadweard, … þæt ge doð unrihtlive þæt ge ða Engliscan þeawas forlætað þe eowre fæderas heoldon, and hæðenra manna þeawas lufiað … mid ðam ġeswuteliað þæt ge forseoð eower cynn and eowre yldran … þonne ge … tysliað eow on Denisc, ableredum hneccan and ablendum eagum. (ed. Clayton, source)»

«Я также говорю вам, брат Эдвард, что вы действуете неправильно, когда вы отказываетесь от английских обычаев, которые соблюдали ваши отцы, и любите обычаи язычников, с ними вы показываете, что презираете своих родственников и своих старших, когда вы украшаете себя по-датски, обнажая шею, носите причёску, ослепляющую глаза.»

Вероятно, имеется ввиду популярная в Англии в раннем средневековье причёска викингов: длинный казацкий чуб, ниспадающий с макушки головы, на один глаз, и, таким образом, «ослепляющий» его.


HIC DUX WILGELM CUM HAROLDO VENIT AD PALATIU[M] SUU[M] = Здесь герцог Вильгельм приходит с Гарольдом в свой дворец


Стражники во дворце герцога Вильгельма Нормандского изображены с длинными чубами и бритыми затылками

Хотя не сохранилось ни одного изображения викингов или англосаксов с «обнаженной шеей и глазом, ослепленным прядью волос», было высказано предположение, что викинги—норманны на гобелене Байе изображены с бритыми затылками и без волос на шеях.

Бронзовые бритвы викингов 10 века


1. Бронзовая бритва из Ваммена (Vammen).
2. Фрагмент бритвы из Лема (Lem).

Перед вами бронзовые бритвы викингов, украшенные великолепной гравировкой по металлу. Подобные сюжеты изображений кораблей и змееподобных драконов викингов впервые появились около 1600 года до н.э. на мечах, найденных в Рибе — Ribe, в Южной Дании. Корабль изображали с символами солнца и часто со стилизованными животными, встречается в основном на бритвах.


3. Бритва из прихода Сеннелс (Sennels). 4. Бритва из Недер Хволрис (Neder Hvolris). 5. Бритва из прихода Вестер Хорнум (Vester Hornum). 6. Бритва из окрестностей Скьелхойе (Skjelhøje). 7. Бритва из неизвестного раскопа.

Интересно, что на бритвах викингов изображены разные образы, которые можно вписать в повествование о круге дня и ночи. Изображение утреннего солнца сопровождается Рыбой, которая переносит солнце с ночного корабля на утренний корабль, а с наступление дня вступает в свои владения конь. После полудня, когда солнце клонится к закату, изображён Конь с сияющей и сверкающей гривой солнца, перепрыгивающий на другой корабль, где он прощается с солнцем. С наступлением вечера Змея (Дракон) забирает солнце, покрывая его своим телом и провожает солнце на ночной корабль. Змеи, возможно, представляют воды Океана, куда погружается Солнце. Рыба следует за ночным кораблем, сопровождая солнце в течении ночи до следующего утра.


Почему англосаксонские мужчины захотели подражать прическе викингов? Ответ, похоже, дают дамы.

Викинги были известными сердцеедами. Они могли с легкостью обворожить сердца английских дам свежим запахом своего тела, аккуратной причёской и одеждой. Викинги — скандинавы и норманны имели традицию тщательно мыться по субботам. В западной Европе 10 века было не принято часто мыться, даже европейские короли и придворные вельможи мылись очень редко.



Скандинавы считались одними из самых ухоженных людей своего времени, многие из них гладко были выбриты и аккуратно причёсаны. В расшитых вышивкой мешочках богатые и среднего достатка викинги носили бронзовые бритвы, которыми брили затылки и ухаживали за усами, пинцеты для бровей, иголки с нитками и костяные или деревянные гребни.


В Хронике тринадцатого века Джона Уоллингфорда (John of Wallingford; ум. 1258 г.), описано, как викинги-датчане, живущие в Англии, смогли соблазнить различных англосаксонских женщин благодаря своим модным причёскам и укладке волос и бородам:

«По обыкновению своей страны они каждый день расчёсывали волосы, каждую субботу мылись, часто меняли одежду, и с помощью многих таких легкомысленных приёмов привлекали к себе людей. Таким образом они осаждали достоинство замужних женщин и смогли убедить дочерей даже знати быть их наложницами.»

Лучший способ завоевать сердце англосаксонской женщины в Англии во времена раннего средневековья — это бритьё шеи, уход за волосами и усами, частая смена одежды и еженедельные ванны!


Интересны характерные причёски Свебов, союза родственных племён, живших с I века до н. э. по VI в. н. э., по описанию географа Птолемея, на побережье Свебского моря (Балтийское море) и Венедского (Славянского) залива, примыкающего к побережью Восточной Прибалтики.

Этимологи считают, что слово «Свебы» происходит от протогерманского * swēbaz, основой которого служит прото-германский корень * swē-, означающего «СВОИ», либо на рефлексивном местоимении от третьего лица; либо от более раннего индоевропейского корня * swe; санскрит: swa; русский: свой, свои; польский: swój, swoi, латинский: sui, каждое из них означает «СВОЙ».

Судя по данным археологии и ономастики, значительная часть населения Свебов тесно связано с этногенезом славян.

Во времена Тацита на востоке среди родственных племени Свебов упоминались венеды (праславянские племена). Признаки схожести венедов и славян.

В XVIII веке, так же как и в наши дни, мода требовала неукоснительного внимания и пристрастного подхода. Нужно было быть модным с головы до пят, или, как говорят англичане, «до кончиков носков». И, конечно, ни в коем случае нельзя было забывать о самой модной детали, а в XVIII веке ею был парик.

Никола де Ларжильер, «Портрет Людовика XIV и его наследников»

В Англию мода на аллонжевые парики (от французского allonge — длинный) была привнесена из Франции от двора Людовика XIV, его парикмахер Бинет первый закрепил длинные локоны на королевском парике. С конца XVII века аллонжевые парики стали входить в моду при дворе английского короля Карла II (1660−1685), а к XVIII веку этот аксессуар стал наиболее значимой и модной деталью.

В Англии в период моды на парики вошел в обиход эпитет «задастый» (full-bottomed). Задастый парик представлял собой очень объемную массу локонов, которая разделялась на потоки, обычно на два, спускалась на плечи и достигала груди.

Никола Бейли,
Никола Бейли, «Парики»
Фото: artchive.ru

К середине XVIII века английская мода на парики перешагнула границы дворцового круга и пошла в массы. Теперь парики носили все слои общества, кроме беднейших. Парик носил и аристократ, и военный, и врач, и адвокат, и судья.

В XVIII веке в английскую речь вошло выражение «большой парик» (bigwig), что означало кого-то, кто согласно своей высокой должности носил внушительных размеров парик.

Аллонжевые парики сохранились и до наших дней, в Англии их носят члены Высокого Королевского суда.
Иван Никитин,
Иван Никитин, «Русский вельможа Г. Головкин в парике аллонж»
Фото: ru.wikipedia.org

Парики, как и другие атрибуты одежды, менялись в угоду капризной моде. Так популярные при дворе начала XVIII века громоздкие парики со временем уступили место более практичным своим собратьям, которые были скромнее по размеру и аккуратнее по виду. И при этом в моду входили парики самых разных фасонов.

Парик Рамильи (Ramillies wig) — по имени произошедшей в 1706 году битвы в ходе войны за испанское наследство. Этот парик имел сзади небольшую косичку, он был гораздо более удобным в носке, что особенно ценили военные. Д. Левицкий,
Д. Левицкий, « Суворова»
Фото: ru.wikipedia.org

Как можно догадаться из названия, у «парика-сумы» (bag-wig) сзади имелся черный шелковый кисет, куда укладывались локоны, а сверху завязывался элегантный бант. Волосы над ушами были уложены в два плотных валика.

С 30-х годов XVIII века становится популярным «боб» (bob-wig) — наиболее простой и практичный парик, здесь недлинные волосы были уложены локонами или просто волной. Такой парик стал популярным в профессиональной среде: у врачей, у стряпчих и у церковнослужителей — в нем привлекало отсутствие помпезности.

Парик был дорогой вещью и в плане цены, и в плане ухода. Очень дорогие парики изготавливались из натуральных человеческих волос. Можно прочесть, что волосы были предметом завещания или что постижеры не брезговали волосами казненных преступников. Для париков подешевле использовался конский волос, самые дешевые делали из овчины.

До моды на напудренные парики цвет волос в париках был разнообразным. Карл II, например, предпочитал черный парик. Но с XVIII века пудрить парики становилось все более популярным.
Карикатура на мужские парики, XVIII век
Карикатура на мужские парики, XVIII век
Фото: ru.wikipedia.org

Нельзя сказать, чтобы напудривание париков было делом «непыльным». В домах предполагалось иметь специальные комнаты, где обрабатывали парики. Для этой процедуры пользовались пшеничной мукой или крахмалом. Случалось, что с количеством пудры слегка переусердствовали, и тогда оставалось только посочувствовать тем, кто оказывался в опасной близости от владельца парика.

Карикатура из истории моды, напечатанная в одном издании конца XVIII века, изображает премьер-министра Уильяма Питта, которого жарят на огне разгневанные парикмахеры. Чем же он так разозлил представителей почтенной профессии? Все дело в налоге на пудру для париков и волос, введенном в конце XVIII века. Согласно принятому закону, каждый, кто пользуется пудрой, должен купить лицензию сроком на год, которая стоила одну гинею. А такую цену мог заплатить далеко не каждый.
Уильям Питт
Уильям Питт
Фото: ru.wikipedia.org

Что касается женщин, то они редко носили парики как таковые. Однако в кругу дам высшего света было невероятно модным создание причесок, в которых собственные волосы дополнялись шиньонами, а также такими предметами, как проволока, валики, специально сконструированные накладки, что делало собственные волосы шикарными и неотразимыми.

Изобретательность стилистов XVIII века не сравнима с каким-то простеньким наращиванием волос в наши дни. Аристократки проводили многие часы в обществе своих стилистов, готовясь к придворным приемам. Часто сооружение прически затягивалось на несколько дней. Чтобы еще более поразить воображение и затмить соперниц, прическу затейливо украшали цветами, драгоценностями, фруктами, изящными вещицами вроде модели парусника и перьями экзотических птиц.

Можно предположить, что модницы становились желанной мишенью для карикатуристов того времени. Особенно полюбился сюжет, изображающий даму с приставленной к прическе лестницей, на которую взбирается парикмахер. Образцы сложных причесок XVIII века
Образцы сложных причесок XVIII века
Фото: ru.wikipedia.org

Просуществовав приблизительно век, мода на парики в Англии стала отходить. Но нельзя сказать что сегодня эта деталь исторического имиджа полностью исчезла из «Туманного Альбиона». Хотя в наши дни существует стойкая тенденция к либерализации официального дресс-кода и искоренению такой устаревшей детали, как парик. При всем при этом в Соединенном Королевстве существует специальный регламент, касающийся цвета, размера париков и регулирующий, кто, где и когда их должен носить.

Гражданская война в Англии была одной из первых в Европе, сопровождавших буржуазную революцию и крушение феодального порядка. Причиной войны стала тяжёлая социально-политическая обстановка в Англии, которая привела к конфликту короля Карла I Стюарта с парламентом.

В 1637—1638 гг. вспыхнуло восстание в Шотландии, отложившейся от британской короны. Причиной восстания стала попытка королевской власти возвратить себе церковные земли и ввести в пресвитерианскую церковную службу англиканскую литургию. В Англии господствовала Протестантская церковь, главой которой являлся король. Такая Церковь называлась Англиканской, но многие её ритуалы приближались к католическим (церковная иерархия с епископами, безбрачие духовенства, пышный культ и литургия). В Шотландии победила более радикальная ветвь протестантизма — пресвитерианство (от греч. «пресбитерос» — буквально «старейшина»). Оно было основано в Шотландии Джоном Ноксом, бывшим учеником Жана Кальвина, в середине XVI в. и признано государственной религией Шотландии в 1592 г. Пресвитерианство требовало строгого единообразия, упрощения и удешевления церковного культа, замены епископов выборными старейшинами (пресвитерами), централизации Церкви, ослабления её зависимости от королевской власти.

Король Англии Карл I Стюарт

Для войны с Шотландией королю требовались деньги, которые можно было получить, только увеличив налоги. Для решения этого вопроса в ноябре 1640 г. Карл I созвал парламент. Парламентарии не пошли навстречу требованиям короля, а, напротив, выразили своё недовольство его политикой. Они настаивали, чтобы теперь заседания происходили постоянно, а не по воле короля, и стремились ограничить королевскую власть.

Политическая ситуация осложнилась после того, как в октябре 1641 г. вспыхнуло восстание в Ирландии. В этом парламент обвинил короля, а король возложил вину на парламент, отказавшийся дать деньги на содержание армии. Уступая давлению парламента, король был вынужден согласиться на казнь графа Уэнтфорда Стаффорда — вице-короля (наместника) Ирландии. Основу парламентской оппозиции королевской власти составляли пуритане (от лат. puritas — «чистота»). Это были последователи кальвинизма, недовольные половинчатой реформацией, проведённой в Англии. Они требовали введения пресвитерианской организации и церковных обрядов. Идеи пуританизма получили распространение среди буржуазии и нового дворянства — джентри.

Пуританская оппозиция в парламенте опасалась давать деньги на регулярную армию, которая несомненно усилила бы королевскую власть. По настоянию оппозиции палата общин небольшим большинством (159 голосов против 148) приняла «Великую ремонстрацию», содержавшую жалобы общин на злоупотребления королевской власти в тот период, когда парламент не действовал (1629—1640 гг.). В январе 1642 г. король попытался арестовать наиболее видных вождей парламента, но потерпел неудачу и уехал на север страны.

Карл I обосновался в Ноттингеме, где стал собирать армию для борьбы с парламентом. В свою очередь, парламент в июле 1642 г. санкционировал создание 10-тысячной армии, под командованием графа Эссекса. Так началась Первая гражданская война, длившаяся с 1642 по 1646 г.

Короля поддерживали палата лордов, епископы Англиканской церкви, часть провинциального дворянства, не связанного с буржуазией, и часть крестьянства. У сторонников Карла (роялистов) были сильные позиции на севере и западе Англии. Парламент поддерживали палата общин, новое дворянство, буржуазия крупных городов и зажиточное крестьянство, имевшие наибольшее влияние в южных и центральных графствах Англии. Сторонников короля ещё называли кавалерами из-за причёсок с длинными локонами; пуритане, предпочитавшие короткую стрижку, получили прозвище «круглоголовые». Армии обеих сторон состояли из пехоты, кавалерии и артиллерии. Её основой была пехота, состоявшая из мушкетёров и пикинёров. Основным оружием мушкетёра был мушкет с фитильным замком и шпага. Эффективный огонь из мушкета можно было вести на расстоянии 100 м, но фитильный замок был очень зависим от погоды и не работал в дождь. Часть солдат имела мушкеты с кремнёвым замком, но их было мало. Шотландцы продолжали использовать своё старинное оружие — лук.

Принц Руперт

Кроме мушкета пехотинец имел сошку (на неё ставился мушкет при стрельбе), банделер (перевязь с 12 патронами), шлем и шпагу. Правда, после появления облегчённого мушкета сошка не использовалась. Пикинёры были вооружены пикой длиной 15—18 футов (4,5—6,4 м) и латами, состоявшими из двусторонней кирасы и набедренников. Также у пикинёров имелась шпага. Доспехи спасали от пистолетного выстрела, но пробивались из мушкета, поэтому от них постепенно отказывались, оставляя только шлем. Пехота делилась на полки, включавшие мушкетёров и пикинёров в пропорции 2:1.

Ударной силой армии была кавалерия, которая могла свободно маневрировать на поле боя. Защитное снаряжение кавалериста состояло из двусторонней кирасы и шлема с подвижным козырьком, а к нему крепилось забрало в виде решётки из трёх дужек. Дополнялся шлем нащёчниками и нашейником. Часто поверх кирасы надевалась специальная противопульная пластина на грудь, после этого она выдерживала выстрел из мушкета. На левой руке кавалеристы носили стальную перчатку до локтя, служившую для отражения ударов шпаги. Ноги закрывали высокие ботфорты из толстой кожи. Такой доспех носили кавалеристы парламента и роялисты. Из огнестрельного оружия всадники имели аркебузы и карабины, отличие между ними заключалось в том, что карабин имел меньший калибр. Также у кавалериста было два пистолета для ближнего боя. В качестве холодного оружия использовались шпаги, сабли и палаши. Шпага имела длину клинка до 80 см и ширину 30—40 мм. Палаш повторял шпагу, но клинок был с одним лезвием. Кавалерия делилась на эскадроны по 100—120 человек, сводившиеся в полки.

Парламент обладал более многочисленной и лучше снаряжённой армией, зато роялисты превосходили своих противников боевым мастерством. В обеих армиях были опытные офицеры, участвовавшие в Тридцатилетней войне. Наиболее известным полководцем королевской армии являлся племянник Карла I принц Руперт Пфальцский. В 22 года он стал командиром роялистской кавалерии, в его лице король получил храброго и решительного военачальника и умелого кавалерийского командира, также принимавшего участие в Тридцатилетней войне.

В армии парламента война выдвинула в несомненные лидеры Оливера Кромвеля. Сын небогатого дворянина, воспитанный в пуританском духе, он получил образование в университете Кембриджа. В 30 лет был избран от своего округа депутатом в парламент, а в 1640 г. стал депутатом парламента от города Кембридж Глубоко религиозный и искренний пуританин, Кромвель открыто встал на сторону парламента. После бегства короля он предложил создать армию для «защиты истинной религии, свободы, закона и мира». В военном деле Кромвель был талантливым самоучкой. Искусству воевать он учился у голландского офицера. С началом гражданской войны Оливер лично навербовал в своём графстве тысячу человек и сформировал из них кавалерийский полк.

23 октября 1642 г. произошло первое крупное сражение между роялистами и армией парламента у холма Эджхилл. Граф Эссекс, командующий парламентской армией, имел в строю 14 тыс. солдат против 7 тыс. солдат короля, но роялисты были лучше обучены. Конница принца Руперта опрокинула кавалерию парламента на правом фланге, а на левом кавалеристы парламента разбили роялистскую кавалерию. Но королевская пехота смогла устоять до возвращения конницы принца Руперта. Граф Эссекс был вынужден отступить, и королевская армия начала поход на Лондон, однако была остановлена у Тернхем-Грин.

В этих сражениях отличился кавалерийский полк Кромвеля, солдаты которого получили прозвище «железнобокие» из-за стальных кирас и железной дисциплины. Летом 1644 г. армия парламента подступила к Оксфорду, где находилась резиденция короля, но взять его не смогла.

Кромвель, наблюдая плохую боеспособность армии парламента, сказал полковнику Гемпдену: «Ваши отряды состоят большей частью из старых, дряхлых военных служак и пьяниц, а их (королевские) отряды — из сыновей джентльменов. Неужели вы думаете, что эти низкие и подлые люди когда-либо будут в состоянии померяться силами с джентльменами? Чтобы сразиться с людьми чести, мы должны иметь людей совести (пуритан)». Неудачи продолжали преследовать сторонников парламента, они потеряли Бристоль и Гулль, королевская армия осадила Плимут. Граф Эссекс сумел отбить атаки королевской армии при Ньюбери, но лондонские ополченцы решили вернуться домой, не желая воевать далеко от своих родных мест.

В конце 1643 г. Карл I вступил в переговоры с ирландскими повстанцами-католиками, намереваясь перебросить часть королевских войск в Англию. Это решение оказалось крупной политической ошибкой, поскольку напугало шотландских пресвитериан. Английский и шотландский парламенты заключили Ковенант (соглашение) о гарантиях привилегий парламентов в обеих странах и сохранении Пресвитерианской церкви в качестве господствующей. В январе 1644 г. шотландская армия под командованием Дэвида Лэсли, графа Ливена, атаковала роялистов на севере Англии. Одновременно Томас Ферфакс, командующий парламентской армией, обрушился на тылы королевской армии герцога Ньюкастла, сражающейся с шотландцами. Герцог Ньюкастл был осаждён в Йорке, но ему на помощь прибыл принц Руперт, заставивший армию парламента снять осаду. Вскоре армия парламента также получила подкрепления, которыми командовали Эдуард Монтегю, граф Манчестер и Кромвель. Решающее сражение произошло 2 июля 1644 г. у Марстон-Мура. Обе армии имели до 7 тыс. кавалеристов, но роялисты уступали в пехоте (11 тыс. против 20 тыс. пехоты парламента). В сражении отличился Кромвель, разбивший кавалерию принца Руперта на правом фланге, но на левом конница роялистов под командованием Джорджа Горинга нанесла поражение кавалерии Ферфакса и шотландской пехоте. Вмешательство Кромвеля и его «железнобоких», ударивших по кавалерии Горинга, помогло опрокинуть центр роялистов. Потери роялистов достигали 3 тыс., их боевой порядок был нарушен. Только принц Руперт с 6 тыс. кавалеристов сумел уйти на юг к Карлу I. Армия парламента потеряла убитыми 2 тыс. солдат, но захватила весь север Англии. Победа в этом сражении принесла большую известность Кромвелю, а также убедила его в необходимости реорганизации армии.

Армия финансировалась из бюджета и насчитывала 22 тыс. солдат, её офицерский состав был значительно демократизирован — до чина полковника дослужились бывший извозчик Прайд и бывший сапожник Хьюсон. По принятому парламентом Биллю о самоотречении от 19 декабря 1644 г. члены парламента не могли занимать командные должности в армии, но для Кромвеля из-за его многочисленных заслуг было сделано исключение.

Во всём блеске новая армия продемонстрировала себя 14 июля 1645 г. в битве при Нейзби. Армия короля насчитывала 7,5 тыс. солдат против 13,5 тыс. армии парламента. Принц Руперт разбил конницу левого фланга «круглоголовых» и бросился в преследование, но Кромвель разгромил левый фланг роялистов, а затем, воспользовавшись отсутствием Руперта, и королевскую пехоту. Кромвель писал в донесении спикеру нижней палаты: «Сэр, после трёх часов упорного боя, шедшего с переменным успехом, мы рассеяли противника, убили и взяли в плен около пяти тысяч, из них много офицеров. Также было захвачено двести повозок, то есть весь обоз, и вся артиллерия». В гражданской войне наступил перелом. Король бежал в Шотландию, но в феврале 1647 г. шотландцы выдали его парламенту за 400 тыс. фунтов стерлингов.

После победы при Нейзби Кромвель приобрёл огромный авторитет, а его армия стала грозной силой. Основной состав армии был набран из индепендентов (от англ. independents— «независимые») — левого крыла пуритан. Они выступали за полную автономию каждой общины верующих и отвергали всякую Церковь, берущую начало от государства. Это пугало пресвитерианский парламент, стремившийся договориться с пленным королём, а армию расформировать. В ответ в армии началось политическое движение левеллеров-уравнителей, утверждавших, что власть исходит от народа и принадлежит ему. Солдаты требовали похода на Лондон, намереваясь освободить парламент от засилья пресвитериан. Чтобы сохранить контроль над армией, Кромвель был вынужден согласиться и б августа 1647 г. во главе её вступил в Лондон. Лидеры пресвитериан были изгнаны из парламента. Организовав Общеармейский совет, куда входили по два офицера от каждого полка и все генералы, Кромвель сумел взять армию под контроль. В дальнейшем Совет армии был распущен.

Король, воспользовавшись разногласиями в стане своих противников, бежал из плена на остров Уайт и призвал роялистов Англии и Шотландии к новой войне. Так началась Вторая гражданская война (1648—1653). Как писал сэр Уинстон Черчилль, «расклад сил во Вторую гражданскую войну был прост донельзя. Король, палата лордов и палата общин, лендлорды и торговцы, город и крестьянство, епископы и пресвитеры, шотландская армия, население Уэльса и Британский флот — все выступили против армии „новой модели". И армия со всеми справилась». 17— 19 августа 1648 г. в сражении под Престоном Кромвель разбил армию шотландских роялистов во главе с герцогом Гамильтоном. Потом армия «новой модели» вступила в Шотландию и заняла Эдинбург. Карл I был пленён, и армия требовала судить его. По словам проповедника Бакстера, «солдаты „новой модели" стоят против короля и против всякой власти, кроме народной. они считают короля тираном и врагом». Полковник Прайд провёл чистку парламента, удалив из него всех пресвитериан (около 100 парламентариев), после чего король был предан суду за измену. 30 января 1649 г. король Карл I Стюарт был казнён как «тиран, изменник, убийца и враг государства».

Казнь Карла I

Казнь короля, однако, не привела к миру. Армия «новой модели» была переброшена в Ирландию, где она с большой жестокостью подавила антианглийское восстание. Армия Кромвеля истребила треть ирландцев; оставшихся в живых сгоняли на бесплодные земли северо-запада, а их поля переходили к дворянам-лендлордам. В 1650 г. шотландские пресвитериане объявили королём Карла II (сына казнённого короля) признавшего привилегии Пресвитерианской церкви, и короновали его 1 января 1651 г. Кромвелю пришлось начинать новую военную кампанию в Шотландии против умелого и опытного противника, проводившего тактику «выжженной земли». 3 сентября 1651 г. произошло сражение при Данбаре, где 11 -тысячная армия Кромвеля одержала решительную победу над 26 тыс. шотландцев. Вслед за этим три армии Оливера Кромвеля окружили шотландцев под Вустером. 16 тыс. шотландских солдат доблестно бились против 30 тыс. «круглоголовых» и были практически все уничтожены. Карлу II удалось бежать во Фрайцию. Отдельные крепости роялистов сопротивлялись до мая 1652 г.

Оливер Кромвель

Итогом войны стало утверждение в Англии военной диктатуры Кромвеля, хотя юридически Англия считалась республикой. В апреле 1653 г. Кромвель, опираясь на армию, распустил Долгий парламент, заседавший с 1640 г. Парламент нового созыва оказался слишком самостоятельным и тоже был распущен, после чего в 1654 г. Кромвель стал лордом-протектором Англии, Ирландии и Шотландии. Власть Кромвеля была неограниченной. Свой титул Кромвель на смертном одре передал сыну Ричарду (1б58 г.). Но тот, не обладая талантами и железной волей отца, вскоре отрёкся от власти. В 1660 г. видный сподвижник Кромвеля генерал Джордж Монк, договорившись с роялистами, захватил Лондон и подготовил условия для возвращения на трон Карла II. После реставрации Стюартов останки Кромвеля были извлечены из гроба, облиты смолой, разрублены на части и прибиты к столбам на проезжих дорогах.

Реставрация вернула страну к дореволюционному политическому устройству. Английское общество устало от политических бурь и потрясений. Вместе с тем в социально-экономических отношениях все завоевания революции были подтверждены Стюартами. Подтверждалась отмена монополии рыцарства на земельную собственность, к которой получила доступ буржуазия. В среде крестьянства широко распространились капиталистические отношения: большинство деревенских жителей превращались в наёмных рабочих, крестьянские держания заменили капиталистические фермы. Королевская власть отказалась от тесной опеки над экономикой, что способствовало её бурному росту и образованию крупных капиталов торговой буржуазии. Вторая половина XVII в. стала эпохой мощного подъёма английской мануфактурной промышленности и судоходной торговли, что закрепило бесспорное лидерство Англии на море и её ведущую роль в международной экономике и политических отношениях, ставших основой для обширных колониальных захватов англичан в XVII—XIX вв.

Читайте также: