Какая прическа была у солдат в персии

Опубликовано: 15.05.2024


Армия.

Короткие прически и правда частично направлены на то, чтобы солдат не ощущал свою индивидуальность, а свою причастность к группе — быть точно таким же, как остальные солдаты, помогает ощутить себя частью братства и в минуты опасности действовать сообща. Но главная причина всё же гораздо менее романтична — это гигиена. Все-таки любая армия создается с мыслями о возможной войне, а на войне часто отсутствует возможность следить должным образом за чистотой, и различные вши, блохи и прочие мелкие насекомые легко могут начать досаждать солдату, отвлекая его от поставленных перед ним задач. В коротких же волосах насекомые не заводятся.

Так было, конечно, не всегда. Например, многие греческие герои изображены с длинными волосами. А древнеримский историк Тацит, описывая воинов германских племен, рассказывал, что их воинами разрешалось обрезать себе волосы только после того, как им удалось убить врага. До XIX века никаких особых особых правил в унификации внешности солдат, кроме их обмундирования, не было. Позже пришла мода на длинные усы, бороды и бакенбарды. Сегодня солдат заставляют не только коротко стричься, но и наголо бриться, всё по тем же причинам, но в 1800-е замысловатость усов была своего рода показателем достатка и чувства стиля. Во время Крымской войны солдатам британской армии надо ПОЛАГАЛОСЬ иметь бороды, но, судя оставшимся по снимкам тех времен, этим требованиям следовали не все.

Генерал-майор Уинфилд Скотт Хэнкок (слева) и генерал-майор Эмброуз Бернсайд (справа) щеголяли эффектными усами и бакенбардами во время Гражданской войны в США.

В немецких вооруженных силах, Бундесвере, также существовали свои правила — волосы солдат должны были быть короткими, чтобы они не закрывали ни глаза, ни уши. Волосы не должны касаться формы солдат или даже ворота рубашки. Женщины в рядах военных сил могут оставлять свои волосы длинными при условии, что они будут заплетать их в тугой пучок или косу.

Длинноволосый солдат в Бундесвере.

В 1967 году молодой человек по имени Альбрехт Шмасснер прибыл в приемную комиссию Бундесвера с длинной шевелюрой. Альбрехту приказали, как и всем другим, подстричься коротко, однако парень настаивал, что отращивать свои волосы является его конституционным правом. Для доказывания своей правоты, он указал, что в военном уставе говорится лишь, что за волосами нужно ухаживать и они должны быть в порядке, а вот о максимальной длине волос там не было ни слова.

Альбрехт был единственным на тот момент солдатом с длинными волосами. Надо ним насмехались, над ним издевались, и в какой-то момент офицерский состав недвусмысленно пригрозил ему, что если он продолжит не повиноваться, то ему выдвинут официальное обвинение в неподчинении. Альбрехт сдался парикмахеру через 45 дней своего бунта.

Некоторое время солдаты могли носить бороды, усы и длинные волосы.

Это могло бы быть незаметным эпизодом, но он получил огласку и в высших рядах Бундесвера стали обговаривать возможность изменить устав. В конце концов, мода того времени предполагала длинные волосы и у девушек, и у парней, и все вокруг — включая Элвиса Пресли и «Битлз», певших со всех экранов, носили прически, которые были явно длиннее армейских.
8 февраля 1971 года тогдашний министр обороны Германии Гельмут Шмидт издал указ, разрешающий солдатам носить длинные волосы при условии, что они чистые и ухоженные. Если причёска мешала выполнению их обязанностей, солдаты должны были надевать сетку для волос, как это делают обычно работники фастфуда.

Длинноволосые солдаты.

Такое решение стало настоящим скандалом. Ветераны войны, которая окончилась совсем недавно к тому моменту, были возмущены таким «фривольным» трактованием армейской дисциплины. Во всем мире над Германией стали подшучивать, называя их армию «немецкими волосяными силами».

*Немецкие волосяные силы*.

Такое решение повлекло за собой проблемы не только с международным имиджем, но и — вполне ожидаемо — с гигиеной. Носить сетки для волос солдатам казалось неправильным и нездоровым. Бундесвер собрал медицинскую комиссию для исследования этого вопроса. Комиссия подтвердила, что сеточки не угрожают здоровью, а вот длинные волосы — сюрприз — провоцировали кожные заболевания, инфекции и заражение паразитами. В своем заключении комиссия четко обозначила, что в военных условиях ухаживать за длинными волосами и поддерживать гигиену будет «проблематично», если вообще возможно.

Военный в сеточке для волос.

Еще хуже дело обстояло с волосяной растительностью на лице. В условиях четкого распорядка дня у солдат не было возможности посещать туалет вовремя, из-за чего они нередко страдали от высыпаний на коже. Любые усы и бороды только усугубляли эту проблему.

Заключение комиссии поставил точку в разрешении солдат носить длинные волосы.

Как если бы этого было мало, комиссия также заметила, что длинные волосы, помимо уже упомянутых аспектов, также требуют больше воды для мытья, что влечет за собой увеличение счетов за воду, за обслуживание водопроводных и канализационных труб, и при условии использования фенов — еще и за электроэнергию. И все это, естественно, отразится соответствующим образом на бюджете армии.

Времена послабления к стандартам внешнего вида военных.

Разрешение носить длинные волосы и бороды продержалось в Бундесвере 15 месяцев. В 1972 году правило о том, что волосы солдата должны быть коротки и не касаться ни его глаз, ни ушей, снова вернулось в устав, и с тех пор уже не пересматривалось.

О том, какой была «дедовщина» в царской, императорской и советской армии, читайте в нашей статье , посвященной этой теме.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

На протяжении тысяч лет с волосами делали очень странные вещи. Вот некоторые из них.
Странно думать о крутых солдатах с завитыми волосами, но это то, что персы сделали более 2000 лет назад. Локоны были сделаны путем скручивания волос вокруг горячих стержней. Их густые бороды и усы тоже были завиты.
Примерно в 1150 году, в нормандский период, женщины отрастили волосы так долго, как только могли. Они часами заплетали волосы в косы. Они заворачивали волосы в ленты и засовывали их концы в металлические футляры.
В семнадцатом веке мужчины и женщины носили парики. Парики могут быть сделаны из шерсти животных, чужих волос или даже собственных волос. К 1780 году женские парики стали огромными. Они были набиты подушками, украшенными перьями, лентами и драгоценными камнями. Парики стирали так долго, что их носили целый месяц, а у женщин, когда они чесались под париком, была палочка для почесывания.
В 1940-х годах белокурая кинозвезда Вероника Лейк увлеклась длинными волосами, свисающими на один глаз. Это вызвало проблемы на заводах, где впервые работали тысячи женщин. Женщины ловили свои волосы в машинах.
В наше время люди предпочитают иметь разные прически. Они обычно выбирают, подходит ли им та или иная прическа. У мужчин и женщин длинные и короткие волосы.
Есть некоторые молодые люди, которые имеют невероятные прически. Они панки. Сегодня они являются частью туристической сцены Лондона.
В американском английском слово панк часто используется, чтобы описать кого-то, кто аморален и бесполезен. В Британии это слово было заимствовано для описания новой группы людей, которая впервые появилась в начале 1970-х годов. Они были смесью студентов-искусствоведов, хиппи и последователей моды, которые отвергали традиционные стили одежды. Они были поклонниками громкой, быстрой и неистовой музыки без мелодии, которая пыталась шокировать неистовой лирикой, и их волосы и одежда делали то же самое.
В дни до геля для волос они использовали все, чтобы сделать волосы жесткими. Сахар, зубная паста, жидкость для мытья посуды, масло, масло, клей-все использовалось. Одежда также была «DIY», и панки часами рвали свои джинсы и куртки и создавали панк-образ с помощью английских булавок, гвоздиков, скрепок и всего, что они могли найти.
К 1977 году панк-музыка была на вершине хит-парада и панк «взгляд» была высокая мода. Модельер Зандра Родс выпустила коллекцию одежды, основанную на панк-стиле, и вы могли бы сделать свои волосы в панк-стилях в парикмахерских по всей Британии.
Сегодняшние стрижки гораздо более преувеличены и красочны, чем все, что существовало в раннюю эпоху панка. Эти стрижки были созданы для американских камер, и панк-рокеры являются одним из немногих молодежных движений, которые продали себя таким образом. Первоначальное насильственное движение, которое изменило то, как многие люди выглядели и чувствовали, ушло в прошлое.

Вопросы
1. Какая прическа была у солдат в Персии? 2. Что вы знаете о женской прическе в 1150 году? 3. Что носили мужчины и женщины в семнадцатом веке? 4. Из чего были сделаны парики? 5. Какая сейчас прическа? 6. Какую прическу вы предпочитаете? Почему? 7. Что ты знаешь о панках? 8. Что означает слово панк? 9. Как появились панки? 10. Почему панки — часть туристической сцены Лондона?

Предложения интернет-магазинов

Похожие страницы:

  1. Сочинение по русскому языку на тему Афганская война
  2. Сочинение по картине Васнецова Аленушка 5, 6 классы
  3. Дружба в жизни человека сочинение
  4. Проблема загрязнения воды
  5. Загрязнение воздуха транспортом
  6. Сочинение на тему этика

Рубрики

На сайте собраны школьные учебники для учеников младших классов, а также для старшеклассников. Здесь вы можете в ознакомительных целях совершенно бесплатно просмотреть онлайн учебник по любому школьному предмету.

Онлайн библиотека вмещает в себе более 3000 учебников, которые вы можете посмотреть абсолютно бесплатно. База постоянно обновляется и пополняется. К сожалению учебников так много, что все их не удалось разместить к 1 сентября. Вам больше не придется искать в интернете часами: скачать учебник или скачать книгу. Мы сделали все за вас, теперь вы можете просматривать книги прямо с сайта, не скачивая программ для просмотра, или выполняя другие операции. Учебный процесс станет еще приятнее и удобнее. Наш сайт также доступен с мобильных устройств, поэтому вы можете пользоваться учебниками прямо на уроке.
Все учебные пособия взяты в открытом доступе или присланы нашими посетителями. Если у вас есть электронные версии учебной литературы не представленной на нашем сайте и вы готовы поделиться с другими, мы с удовольствием их добавим. Школьные учебники можно читать онлайн с телефона, компьютера (ПК) и планшета.

Культура мужских стрижек складывалась под влиянием различных событий, и войны стояли в них особняком. Героический образ солдата включал в себя не только стройное тело и красивую форму, но и идеальную стрижку, сделанную согласно уставу. Вопреки заблуждениям, военные стрижки — это не безликая работа машинкой, а кропотливый труд, где быт, военный устав и звания неразрывно связаны между собой.

В этом материале мы постарались разобраться в особенностях военных стрижек прошлого, периоде их популярности и причинах, почему рядовые носили одни формы, а высшие чины — совсем другие.

Flat Top

В американской армии «площадки» давно сыскали свою славу; даже сейчас эта военная стрижка считается неотъемлемой частью офицерских чинов. Первые флэттопы начали стричь в начале 20 века. Во время Первой мировой войны идеально ровная площадка считалась хорошим тоном среди американских генералов, и это неудивительно: подобная прическа требовала мастерства барбера и усидчивости самого военного. Если вы посмотрите старые фотографии солдат армии США 1910-1920-х годов, то обнаружите, что низшие по званию солдаты практически не носили Flat Top; у рядовых и сержантов не было ни времени, ни возможности регулярно следить за своей прической.

Эта ситуация начала меняться после Второй мировой войны, когда «площадки» начали распространяться среди гражданского населения. С ростом числа барберов Flat Top стал «доступным» для рядовых: они без проблем могли взять увольнение и сделать себе «площадку» не хуже, чем у своего главнокомандующего.

Flat Top

Butch / Crew Cut

Бутчи и крюкаты были полной противоположностью «площадкам». Это были стрижки солдат. Их носили рядовые, сержанты и лейтенанты. В основном морская пехота. Подобные формы также пользовались спросом среди тех солдат, кто активно занимался спортом: максимально короткие волосы не мешали во время сильных физических нагрузок, а также не требовали какого-либо ухода после их окончания.

Бутчи были крайне востребованы в середине 20 века; они «застали» Корейскую войну, период Холодной войны и первые годы войны во Вьетнаме. Во время последней, кстати, крюкаты пользовались большим спросом; причиной тому была волна популярности калифорнийской культуры среди новобранцев: серфа, гаражного рока и хитов группы Beach Boys.

Butch | Crew Cut

Undercut

Военные андеркаты были очень похожи на современные. Ещё со времён Второй мировой войны среди пехотинцев ходило негласное правило: «Всё, что под каской – твоё». Виски и затылок зачастую забривались под ноль, а верх делался по желанию самого солдата. Зачастую его оставляли нетронутым, без каких-либо переходов и работ ножницами. Копну волос на макушке было принято просто зачесывать назад. В фильме «Ярость» Бред Питт носил именно такой военный андеркат, и это наглядный пример того, как выглядели американские военные в 1940-е, а также образец правильной стрижки солдата, уместной и в наше время.

Undercut

Executive Contour / High & Tight

Тем служащим, кто не находился на поле боя, допускалось носить более удлиненные формы. Основное уставное правило оставалось тем же: никаких волос на висках и затылке. Исходя из него, офицеры делали себе высокий контур с плавным переходом и небольшим объемом спереди. Их основным выбором были Executive Contour и High & Tight, две «деловые» формы 1950-х годов. Вскоре эти стрижки солдат также начали носить учёные, преподаватели институтов и представители других профессий, которые помогали восстанавливать экономику страны после войны.

Executive Contour | High & Tight

Mohawk

Военные стрижки могавк не имеют практически ничего общего с панковскими ирокезами, кроме истоков: обе формы были заимствованы у одноименных племен североамериканских индейцев. Пик популярности могавка пришелся на 1960-е годы и период войны во Вьетнаме.

У солдат было много причин стричь могавк. Во-первых, они хотели выглядеть более грозно, что в своих глазах, что в глазах враждебных «Чарли». Толпы американских солдат с могавками напоминали берсерков, отчаянно рвущихся в самое пекло сражения, и это вселяло ужас в вьетконговцев. Кроме того, могавк не требовал особого ухода, что было на руку в суровых климатических условиях Вьетнама. Образ ветерана Вьетнама с могавком закрепился в массовой культуре благодаря Роберту Де Ниро, исполнившему роль таксиста в одноименном фильме 1976 года.

Mohawk

Текст подготовил Павел Прибылов

За фотографии благодарим:die Apotheke

НАШИ ФЕСТЫ

Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.

О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими гиматиями).

Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.

Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.

Украшения и косметика

Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги.

Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.

Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни,которые использовались как печати.

Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.

Женская обувь украшалась богатой вышивкой.

Прически и головные уборы

Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому.

Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.

Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей.

НАШИ ФЕСТЫ

Тиара древнеиерсидских царей имела форму низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца — многолепестковый цветок. Другим головным царским убором был «кидарис» — высокая заостренная шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.

Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды. У царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения, что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы.

Древние персы пользовались накладными бородами и париками.

Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом.

______________
А так выглядели воины персидской армии.

НАШИ ФЕСТЫ

1. Священная рубашка зороастрийцев

Она называется "судрэ" или "судрах". Происхождение слова объясняется по-разному. Анкетиль Дюперрон говорит, что слово "судрэ" происходит от авестийского "setehr paesehenghge", что означает "полезная одежда" ("Зэнд Авеста", том II, стр. 529). Этимология, данная Анкветилем, аналогична этимологии старых Дастуров Сурата, у которых он учился. Дастур Эдалджи Д.Санджана также образует слово подобным образом ("Моджиджат-и Зартушти") и отмечает далее, что слово "судрэ" означает "благодатный путь". Доктор Вест ("Священные Книги Востока", том V, стр. 286) возводит слово к персидскому "суд-рах", означающему благодатный путь. Некоторые образуют слово от авестийского "vastra", означающего "одежда", и говорят, что слово "садрех" получено пропуском начальной буквы "v". Наконец, г-н К.E.Канга говорит, что это слово - то же, что и арабское "sdrh", то есть "что-либо, покрывающее или защищающее (тело)".

Священная рубашка символична по своей структуре. Она шьётся из белого батиста или мелкотканой хлопчатобумажной ткани "муслин". Белый цвет - символ невинности и чистоты, а также символ маздаяснийской или зороастрийской религии (Яшт 10:126). Никаких пуговиц или металлических застежек на ней не должно быть. Это первый предмет одежды, надеваемый прямо на тело. Она представляет собой свободную рубаху без ворота, с короткими рукавами. Судрэ должен быть изготовлен из одного куска ткани. Это напоминает тому, кто его носит, что все в мире связано, все создано Творцом. Это символизирует всеобщее братство, которое существует в природе.

Судрэ должен иметь 9 швов. Если рубашка рвется или на ней появляются пятна, она теряет свою силу. Дополнительные швы мешают проявлению оккультных свойств цифры "9", а ее цель - способствовать духовному совершенствованию человека. Рубашка должна иметь следующие 9 швов: кармашки «гордэ» и «горибан», 2 шва на рукавах, 2 боковых шва, 2 треугольника "тири" на кромке и 1 прямой "тири".

2 шва на рукавах напоминают о двух противоположных силах - Ангро Манью (тьма) и Спента Ман (свет). Долг каждого зороастрийца - превратить Ангро Манью в Спента Мана, невежество - в мудрость, для чего следует идти путем Аши в каждом слове, в каждом решении, в каждом произнесенном слове. Левый рукав символизирует путь тьмы, правый рукав - путь божественного озарения.

Судрэ должна быть сделана из двух кусков ткани, сшитых вместе по сторонам, так чтобы один из швов был справа, а другой слева, разделяя таким образом рубашку на две части, переднюю и заднюю. Эти две части - передняя и задняя - считаются символом прошлого и будущего, связанных друг с другом через настоящее.

Передняя часть должна напоминать зороастрийцу о его долге по отношению к людям и обычаям прошлого. Мы в долгу перед теми, что ушли до нас - нашими предшественниками, нашими предками, нашими ушедшими близкими - всеми, кто предшествовал нам. Мы также в долгу перед старшими, что были перед нами.

Вторая, или задняя, часть рубашки должна напоминать нам о нашем долге перед будущим - нашими детьми, будущими поколениями. Она должна также напоминать нам о нашем долге по отношению к младшим, которым лишь предстоит достигнуть нашего положения. Одним словом, эти две части рубашки - передняя и задняя - как бы указывают и говорят нам следующее: "Смотри прямо вперед, помня, что это прошлое, которое перешло в настоящее и приведет к будущему".

НАШИ ФЕСТЫ

На судрэ пришиваются два очень маленьких мешочка (кармашка). Один размещается на груди, в районе сердца - он называется "горибан"; второй - на спине, он называется "гордэ" или "гирдо". Эти кармашки имеют символическое значение. Горибан также называется "kisseh-i kerfeh", то есть кошелек или кармашек праведности. Его по-другому еще называют "мешком хороших поступков" или "мешком благих дел". Он расположен несколько ниже той части рубашки, что охватывает часть тела под горлом. Он символически указывает на то, что человек должен быть трудолюбив и должен не только наполнять свой кошелек деньгами, но и наполнять его праведностью. Гордэ символизирует ту задачу, которая стоит перед любым человеком и которую необходимо выполнить правильно.

Он называется "кусти" или "кушти" (пехл. kustīg; ēbyānghan, авест. aiwyārjhana, n. «пояс»).
Состоит из 72-х (по количеству глав Ясны) шерстяных нитей, трижды обертываемых вокруг поясницы, который обязан постоянно носить зороастриец, достигший возраста совершеннолетия. Хождение без пояса - "открытым" - считалось тяжким грехом. Священный пояс следует подвязывать с надлежащими заклинаниями рано утром, встав до рассвета и совершив омовение; священный пояс является главой одежды. Изготовляют пояс из козьей шерсти (Чунакова О.М. ПЕХЛЕВИЙСКИЙ СЛОВАРЬ ЗОРОАСТРИЙСКИХ ТЕРМИНОВ, МИФИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ. Москва, «Восточная литература», 2004).

О происхождении кусти есть разные предположения:
1) Некоторые образуют его от пехлевийского "kosht", означающего "направление". Таким образом, слово может означать "то, что указывает нам должное направление или путь". Судрэ (священная рубашка) указывает "благодатный путь", а кусти указывает должное направление этого пути.
2) Некоторые образуют слово от "kosht", то есть "талия".
3) Некоторые считают это слово производным от персидского "kishti", то есть "корабль", и говорят, что он символизирует путь, который ведет в гавань праведности.
4) Однако наиболее вероятное происхождение, по-видимому, от "kost", то есть "предел" или "граница". Тогда кусти - то, что держит или напоминает о необходимости держать себя в должных пределах или границах. Судрэ, или священная рубашка, символизирует "путь праведности", а кусти символизирует обязанность каждого ограничивать себя должными границами пути праведности. Авестийское слово для обозначения кусти — "aiwyārjhana", который буквально означает "находиться в кругу или в границах". Это слово, следовательно, предполагает, что этот последний вариант — наиболее вероятное происхождение слова "кусти".

Кусти, изготавливаемый из шерсти ягненка, который во все времена рассматривался как символ невинности и чистоты, является знаком, напоминающим зороастрийцу о чистоте жизни и действия, которую он всегда должен соблюдать. Сперва шерсть расчесывается, а затем скручивается в тонкую нить. Две таких нити помещаются на два веретена ("chatri"). Затем эти две нити сплетаются в одну нить. Нить, сплетенную или удвоенную таким образом, ткут в шнур на ручном ткацком станке ("jantar").

Привилегия женщин священнического класса - ткать кусти, а привилегия священнослужителей - окончательно освятить его, прежде чем он будет окончательно соткан и завершен. Всего изготавливается 144 нити, которые скручиваются вместе так, чтобы получилось 72 волокна. Они пропускаются через ткацкий станок 72 раза, делятся на 6 прядей по 12 нитей. В завершение кусти, который является полым, выворачивается с помощью спицы, и затем оставшаяся несотканная часть нитей связывается вместе. 3 лари, или конца пряди в форме кисточки, каждый из 24 нитей, сформированы с каждого конца созданной нити. Таким образом, с 2-х сторон насчитывается всего 6 лари.

В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.
Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.

Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным.
Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.
Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов. Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.
Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.

Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.
О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими гиматиями).
Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.
Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.

Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены. Символами царской власти служили "митра" - головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.
Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов - птиц, посвященных высшему божеству Ормузду.
Это одеяние дополняли драгоценные украшения - браслеты, ожерелья и др.
Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.

Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.
Женская обувь украшалась богатой вышивкой.

Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому.
Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.
Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей.
Тиара древнеиерсидских царей имела форму низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца — многолепестковый цветок. Другим головным царским убором был «кидарис» — высокая заостренная шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.
Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды. У царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения, что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы.
Древние персы пользовались накладными бородами и париками.
Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом.

Костюм воинов

В древние времена оружием персов-кочевников были короткие ножи и длинные арканы, а также лук со стрелами и копье.
При царе Кире началась реорганизация персидской армии.
Кир создал конные полки, заменил легкие военные колесницы на более прочные, а воинов, которые сражались на них, одел в доспехи. Дарий усовершенствовал устройство армии и оружия.
Персидское войско состояло из пехоты, конницы и колесниц.
Все эти воинские части делились на легковооруженных и тяжеловооруженных воинов, а все войско, в свою очередь, было разделено на полки (10 000) человек), отряды (1000) человек) и сотни.
При Дарии основу персидской армии составляла конница. Многое в доспехах и вооружении персами было заимствовано у соседних народов - египтян, мидян, ассирийцев и др.
Доспехами и вооружением персидского воина были панцирь со шлемом, пояс, поножи, щит, лук со стрелами, праща, нож, кинжал, копье и палица. Со времен Кира персидские воины сражались также длинными и короткими мечами, ассирийскими булавами, топорами и секирами. Легкая конница была вооружена луками, мечами и щитами; у тяжелой конницы помимо этого оружия были еще и копья. Легкая пехота вооружалась мечами, щитами, луком и копьями, а также пращой: тяжелая - саблями, топорами, секирами.
Щиты персидских воинов были в основном ассирийские - большие, круглые, металлические, кожаные или плетеные. Царские телохранители носили щиты деревянные, покрытые кожей, с металлической бляхой посередине, по форме напоминающие так называемый беотийский щит, имеющий форму скрипки.
Шлемы (железные или медные) предназначались только тяжеловооруженным воинам и военачальникам. Шлемы воинской знати покрывали золотом и украшали пучком белых конских волос или перьями. Оружием их были изогнутые золотые мидийские сабли (в мирное время слуги носили их за своими господами).
Царское оружие было очень дорогим: у Дария III меч был украшен драгоценными камнями, а ножны висели на серебряной перевязи.
Наряд знатных всадников тоже отличался богатством: дорогие украшения, разноцветные на белой подкладке кафтаны, вышитые штаны, голубой или узорчатый плащ. Всадники надевали этот наряд поверх доспехов или под них. Их защищали чешуйчатые панцири и такие же наручни и поножи; у лошадей круп, грудь и лоб также были защищены латами.
Легкая пехота и легкая конница носила холщовые панцири и легкую чешуйчатую броню; у тяжеловооруженных конников латы защищали все тело, а лошади были покрыты тяжелой броней.
Простые воины защищали голову кожаными шапками. Некоторые носили фригийскую шапку, которая закрывала затылок и уши и завязывалась под подбородком. Для защиты от ветра и пыли поверх шапки или под нее повязывали платок, закрывавший рот и шею. Одеждой простых воинов было персидское кожаное платье, иногда раскрашенное под чешую.
На главном знамени персидских войск был изображен золотой орел - священная птица, военный знак рода Ахененидов. Каждый отряд войска также имел свое знамя с символическим изображением.
Военные сигналы подавали рогами и трубами.

Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги.
Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.
Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.

Читайте также: