Как увидеть и услышать электричество опыты чудо прическа волшебные шары вертушка

Опубликовано: 17.05.2024

Наталья Вячеславовна Щекунских
Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебное электричество»

Конспект организованной образовательной

деятельности

Тема: «Волшебное электричество»

Возрастная группа: старшая «Б» группа

Щекунских Наталья Вячеславовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №150»

Знакомство детей с понятием «Статическое электричество».

Закрепление правил безопасного поведения с электроприборами.

-Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека;

-воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым;

-уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

- Прививать навыки экспериментирования, развивать знания по технике безопасности с электричеством;

-побудить детей к постоянному их соблюдению;

- развивать наблюдательность, любознательность.

- познакомить с новым понятием «статическое электричество».

3. Речевое развитие.

-Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

- развивать связную диалогическую и монологическую речь.

- способствовать развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

-Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки;

- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Для воспитателя: Экран, ноутбук, видеозапись мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности», аудиозапись песни «До чего дошел прогресс…», аудиозапись со звуками бытовой техники, полотенце, соль, перец, игрушка, батарейка; воздушные шары, варежка из шерстяной ткани, леска, свеча. Плакаты, бытовые приборы для оформления группы.

Для детей: Белые халаты, воздушные шары, линейки, бумажные тарелки, конфетти, обруч, волшебный электрический провод.

-Знакомство с различными бытовыми приборами.

-Рассматривание игрушки на батарейке, беседа по принципу работы игрушки.

-Знакомство с загадками по теме «Электричество».

-Беседа по технике безопасного поведения с электроприборами.

-Взаимодействие с родителями:оформление папки передвижки по теме: «Правила безопасного поведения с электроприборами».

План совместной деятельности:

1. Мотивация детей к изучению понятия «Статическое электричество». Знакомство детей с достижением человечества – электричеством.

2. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения с электроприборами.

3. Прививать детям навыки экспериментирования, развивать наблюдательность, любознательность.

Ход совместной деятельности.

(Дети проходят в комнату, встают вокруг воспитателя).

(Актуализация ранее пройденного материала. Наблюдение за работой игрушки на батарейке).

–Я принесла в группу игрушку, Но что-то она, по-моему, не работает. Что же это такое?Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т. д.

– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработала.

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

– Верно, когда мы вставили батарейку, через игрушку прошел электрический ток, и она заработала.

–Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?

– Это электричество.

– А что такое электричество?

Беседа об электричестве.

– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.

Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла.

Усаживайтесь удобнее на стульчики.

(Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора. Фрагмент мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».)

– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.

– Дети, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)

– Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.

Беседа о бытовой технике.

(Дети продолжают сидеть на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение).

Про девушку эту сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

– Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О Золушке)

– Дети, вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? (Ответы детей).

– Сегодня фея предлагает вам сделать Золушке подарок.

Какой – вы узнаете, отгадав загадки. Если вы правильно называете отгадку, фея дарит подарок Золушке.

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают.)

1) Пыль найдет и вмиг проглотит

Чистоту для нас наводит.

Коврик чистит (Пылесос).

2) То назад, то вперед ходит, бродит пароход,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Остановишь - горе, продырявит море… (Утюг).

3) Посмотри на меня

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра.

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит… (Чайник).

4) Наша тетушка игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку,

строчка в строчку,

вашей дочке… (Швейная машинка).

5) Это прачка-автомат

Нам стирает всё подряд (Стиральная машина).

– Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили.

– Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? (Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома).

– Для чего она нужна? Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Физкультминутка.

Разомнемся немного. Поиграем в игру «Ток бежит по проводам…».

(Дети держатся руками за обруч и вращают его по кругу, проговаривая слова и аналогично с волшебным проводом).

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Ток энергию принес.

Дидактическая игра «Что есть, что было».

– Дети, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)

– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.

Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электрических приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Перед вами на экране будет появляться изображение бытовой техники, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Показываются картинки, образующие пару –

Настольная лампа – свеча;

Электроплита - костер;

Стиральная машина - корыто;)

– Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.

Беседа о технике безопасности.

– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.

– Почему? (Ответы детей).

– Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.

Давайте вспомним правила безопасности. Помогут нам карточки-схемы. (Воспитатель по одной показывает карточку на экране, дети рассказывают)

Вопросы к детям:

Что означает эта карточка?

О чем предупреждает эта схема?

О чем рассказывает эта карточка?

Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.

Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

Электричество – это великое открытие.

Ученые научились получать электрический ток около 200 лет назад. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества.

Человеку помогают компьютеры, станки, роботы. Электропоезд приводит в движение электрический ток.

(Стихотворение про электричество читает ребенок).

Электричество, все знают, -

это очень хорошо.

Если правильно всё делать –

благо нам даёт оно.

Если ж правила нарушишь –

будет много разных бед.

Соблюдай ты все советы

и не нарушай запрет.

Электричество в природе.

– Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество?

– Кто во время грозы видел молнию? Так вот разряд молнии это тоже разряд электричества. Посмотрите на экран. Небо как будто бы злиться, и пускает на землю стрелу.

У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Деревья притягивают молнии, а через низ и через землю разряд может попасть в наше тело, причинить большой вред здоровью.

– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».

Неопасное электричество живет в батарейках.

– Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в "Волшебную лабораторию ", где мы научимся ловить электричество.

(аудиозапись песни «До чего дошел прогресс.» Дети одевают белые халаты).

(Дети становятся около стола на свои места).

1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)

– Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей).

Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть конфетти (показывает конфетти на тарелочке и у каждого из вас есть такая же тарелочка). Возьмите пластмассовые линейки и прикоснитесь к бумажкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, они лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими, и они помогут конфетти взлететь. Возьмите и потрите линейки об голову. Медленно поднесите её к бумажкам и потихоньку поднимите ее. Они тоже будут подниматься. Почему? Линейки стали электрическими, и листочки бумаги прилипли к ним, притянулись. Как линейки стали электрическими? Их натерли о волосы.

Вывод: электричество живет в волосах.

3. Так как мы уже поняли,что наша лаборатория волшебная, я еще немного хочу побыть волшебником, и попробую показать вам интересный фокус.

У нас есть шар, подвешенный на леске. Я подношу к нему руку,ничего не происходит: Но если потереть его об голову, то он станет волшебным. Давайте попробуем. Теперь, если подносить к нему руки,он будет отклоняться в сторону рук.

– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.

5. Следующий наш опыт игры с электричеством такой:

6. Два шарика подвешены на леске. Как мы видим с ними ничего не происходит. Теперь мы потрем их о волосы и наши шары поссорятся друг с другом, начнут отталкиваться. Как же нам их помирить? Можно взять и зажечь свечу рядом с шариком, они будут греться от свечки и их настроение улучшится, а потом они помирятся, притянутся друг к другу.

- Какие вы молодцы!

Мы с вами помогли нашей золушке выполнить быстрее всю работу с помощью бытовой техники. И рассказали ей очень многое об электричестве. Наша золушка выполнила всю работу и собралась на бал.

Итог. Обратная связь.

О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?

–Дети, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет?

Сегодня вы научились делать предметы волшебными. На память о наших экспериментах возьмите воздушные шары.

Блинова Ольга Сергеевна

Конспект НОД соответствует ФГОС, ориентирован на страший дошкольный возраст.

ВложениеРазмер
konspekt_kak_uvidet_elektrichestvo.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Центр образования №12»

(МООД, Литейная, 34)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

по теме: Как увидеть электричество?

Возрастная категория детей: разновозрастная группа детей 5 – 7 лет

Место проведения: групповая комната

Дата проведения: 20.03.2018

Воспитатель: Блинова Ольга Сергеевна

Образовательные области: познавательное развитие

Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность

Лексическая тема: Человек и окружающий мир

Вид НОД: тематическая

Тип НОД: сообщение новых знаний

Формы образовательной деятельности: фронтальная

Цель: знакомство детей с проявлением статического электричества

Образовательные: обобщить и расширить знания детей об окружающем мире, закрепить знания о необходимости электричества в жизни человека, познакомить со способами появления электрического тока; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие: развивать стремление к поисково–познавательной деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемый результат: дети узнают о способах появления электричества, о его важности в жизни человека, начнут проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы для педагога: записи звука электричества, грома; картинки с изображением тепловой, атомной и ветряной электростанций; провод; иллюстрация молнии; воздушный шарик, шерстяная варежка; картинки на тему «Опасное электричество»

Оборудование и материалы для детей: карточки с изображением бытовых приборов, ручки, салфетки, карточки- светофорчики

Предварительная работа: беседы на тему «Электричество», «Электрические приборы», рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, сказки В. Стручкова «Про его величество ваше электричество» .

Технологическая карта НОД

Структурные компоненты деятельности

Методы и формы работы

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сейчас мы поиграем в игру «Кто меня слышит». Я буду обращаться к вам с просьбами, а вы, если услышите меня, должны их исполнить.

Игра «Кто меня слышит»:

- Кто меня слышит, дотроньтесь до носа.

- Кто меня слышит, похлопайте в ладоши.

- Кто меня слышит, закройте глазки.

- Кто меня слышит, улыбнись соседу.

-Кто меня слышит, подними ручки вверх.

- Молодцы, ребята, все меня услышали, вы очень внимательные!

Дети прислушиваются к словам воспитателя, выполняют действия.

Фронтальная форма работы

Дети настроены для дальнейшей работы

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Слышится запись «Звук электричества».

Воспитатель читает загадку:

По тропинкам я бегу

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет

Не зажжётся в доме свет.

- Ребята, вы догадались, что это за шум мы услышали?

- Верно, это звук электричества.

- Дети, а что такое электричество?

- Для чего нам всем нужно электричество?

- А что было бы , если бы у нас не было электричества?

- Электричество нужно, чтобы работали приборы, горел свет, ездили автомобили…

- Если бы не было электричества, то не было света в дома, пришлось бы пользоваться свечой, не могли бы посмотреть телевизор…

Закрепление представлений об электричестве, его необходимости в жизни человека

- Я вам расскажу об электричестве.

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях . (показ фото электростанций) Чтобы получить электричество , на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Про эту энергию вы узнаете в школе, когда подрастёте. Затем, электрический ток течёт по проводам (показ провода), спрятанными глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дом, больницы, школы, детские сады.

- Давайте вместе покажем электрический ток.

Ток бежит по проводам

Свет несёт в квартиру к нам,

(стучат пальчиками друг о друга)

Чтоб работали приборы:

(Загибают одновременно пальчики на обеих руках.)

(загибание пальцев поочерёдно)

Ток энергию принёс.

( Кулачки стучат друг о друга)

Дети повторяют слова и действия воспитателя

Дети получают новые знания о возникновении электричества.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

- Как мы уже сказали, если бы не было электричества, то мы не смогли бы пользоваться электрическими приборами. Давайте вспомним, какие приборы нам нужны ежедневно. Перед вами лежат карточки с изображением электрических приборов. Я буду загадывать загадку, а вы будете поднимать подходящие карточки. ( карточки разложены на столах)

1. Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

2. Полюбуйся, посмотри

Полюс северный внутри,

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

3. Через поле и лесок.

Он бежит по проводам,

4. Он охотно пыль вдыхал,

Не болел и не чихал.

5. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается.

6. Привела я солнце

К потолку подвесила –

Стало дома весело!

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

- Мы уже узнали, в наших домах везде есть электричество, его создал человек. А в природе есть электрический ток?

- Вы его видели или слышали? Верно, дети, раскаты грома и сверкание молнии – это самое настоящее электричество! Посмотрите , кА сверкает ярко молния и громко гремит гром. ( Просмотр иллюстраций и прослушивание записи грома )

- Поэтому мы можем видеть не только работу приборов от электричества, но и его мощные разряды!

- Сейчас мы немного отдохнём и сами превратимся в электрические приборы.

(Дети разводят руки в стороны, затем поднимают вверх, выполняя движения пальцами).

(Дети кладут руки на пояс, выполняют приседания и, подражая, произносят звуки – [пх]).

(Соединяют вытянутые вперед руки и разводят их в стороны ладонями вниз, произносят звук – [ш]).

(Руки складывают «полочкой», приседают, произнося звук – [ф]).

(Дети «пылесосят», произносят звук – [у]).

А стиральные машины тихо так жужжат .

(Дети крутят руками перед грудью, изображая моторчик, приседают и произносят звук – [ж]).

Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие карточки

Дети повторяют слова и действия за воспитателем

Происходит закрепление знаний о электрических бытовых приборах, развивается внимание и мыслительная активность детей в ходе отгадывания загадок.

Расширяются представления об окружающем мире, дети узнают о том, что электрический ток можно увидеть в природе.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Ребята, сегодня мы станем волшебниками и сами увидим электричество и его его силу. У вас на столах есть ручки и салфетки, поднесите ручку к ним. Что-нибудь происходит? Нет, ничего не происходит. А теперь потрите ручку о свои волосы и повторите опыт. Что происходит сейчас? Правильно, салфетка примагничивается! Это настоящее волшебство! Значит, во всех нас живёт электрический ток.

- Но ток живёт не только в нас и электрических приборах, но и в других окружающих предметах. У меня есть воздушный шарик. Как вы думаете, каким образом я могу повесить его на стенку, не используя скотч, клей или нитки? Посмотрите, я натру его шерстяной варежкой и вы увидите, что получится! Правильно, шарик висит на стене! Значит, шерстяные вещи тоже содержат частицы электричества. Очень часто, снимая шерстяной свитер, вы можете услышать небольшой треск, а в темноте даже увидеть сверкание, это и есть электрический ток.

Дети дотрагиваются ручкой до салфеток.

- Ничего не происходит

Дети натирают ручку о волосы, дотрагиваются до салфетки.

Дети получают новые знания , происходит развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности

- Дети, о чём мы сегодня говорили? Правильно, об электричестве.

- Как человек создаёт электричество? Верно, строит электростанции.

- Как мы можем его увидеть?

- Электричество может быть опасным? Да, дети , электричество очень опасно, нельзя вставлять посторонние предметы в розетку, пользоваться неисправными электроприборами , трогать повреждённые провода. (показ иллюстраций)

- Электричество вырабатывается на электростанциях.

- Можно увидеть молнию в небе или провести опыт с шерстяной варежкой и

Закрепление знаний, полученных на занятии.

- Дети , вам понравилось наше занятие? Если вам было интересно и вы узнали что-то новое , покажите синий свтофорчик. ( Карточки- светофоры лежат на столах перед детьми) А если вам было скучно и не интересно, то красный.

- Мне очень понравилось с вами разговаривать и делать интересные опыты! Нам нужно продолжить наблюдать за электричеством, и зарисовывать результаты наших наблюдений в журнале ( показ журнала )

Дети показывают карточки - светофорчики

У детей сформировано положительное отношение к занятию, интерес к исследовательской деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство.


План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. : «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться».

В материале представлены 5 образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы", "Социализация". Данный материал позволяет дать предста.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»

Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть.


Конспект НОД с использование ИКТ по Художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему: "Если взглянешь на дощечку, то увидишь чудеса!"

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!» Интеграция образовательныех областей: «Ху.


План-конспект НОД "Как увидеть воздух" по методике Н.А.Коротковой

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.


Конспект занятия по исследовательской деятельности: "Как увидеть воздух?"

Дать детям знания о понятии "воздух", с использованием моделирования, опытов.


Конспект НОД "Как увидеть и почувствовать воздух?"

1 Расписание занятий кружка «Друзья природы». (подготовительная группа) на апрель 2020г. Руководитель: Куляпина Т.П. О3. О г. Занятие 1. Тема: «Почему лампочка светит?» Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» Беседа об электричестве и о технике безопасности. Опыты со статическим электричеством: Опыт 1- с шариками: На стене висит шарик и на полу разбросаны разноцветные шарики. Волшебник предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.). Воспитатель: - Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей). - Давайте и ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о лоскутик из шерстяной ткани и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в лоскутках живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарики тереть о них. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке. Опыт 2 с расческами: -А еще можно увидеть электричество в волосах. -Что происходит с волосами, когда мы их расчесываем? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Попробуйте сами. Вывод: в волосах тоже живет электричество. Мастер-класс «Вертушка из бумаги» Для изготовления вертушки понадобится: Ножницы, цветная бумага, карандаш Палочка, булавка с головкой

2 10. О г. Занятие 2. Тема: «Солнечная система» «Солнечная система» это объединение планет и их спутников вращающихся вокруг самой яркой звезды Солнца. Поиграем в солнечных зайчиков. 1.Дидактическая игра «Солнечные зайчики» Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, Вот, вот, вот - левей, левей! Убежал на потолок Вывод: Все блестящие предметы отображают свет и солнечные лучи. 2.Опыт с шариком ( надуваем воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх). Почему так происходит? Вывод: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.

4 г. Занятие 3. Тема: «Перелетные птицы» Просмотр презентации Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (грачи, трясогузки, журавли и др.), прилет, добывание ими корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; развитию представлений о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц. И г р а «Кто лишний?». На картинках найти какая из птиц не перелетная? Пальчиковая гимнастика. Распилю пилой дощечки: Вжик-вжик, вжик-вжик. (эмитируем распиливание дощечки ребром ладоней) Сколочу из них скворечник Тук-тук, тук-тук(стучим кулачками один об другой) Прилетайте птицы в гости К нам, к нам ( обеими руками зовем птиц к себе) Я скворечники развешу Тут и там (движения вправо) Тут и там (движения влево) Наблюдение на прогулке за прилетом и поведением птиц.

5 г. Занятие 4. Тема: «Березы тоже плачут» Отгадайте загадку «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек». (Береза). Прочитайте стихотворение В.Берестова "От чего березка плачет? Не пойму, что это значит, Кто бы ответить мне помог. Почему береза плачет, Кто ее обидеть мог? Отчего так горько белой,хоть кругом звенит весна? Если бы сказать умела. Рассказала бы она! Отчего березка плачет.я ответ теперь нашел: Ведь какой-то глупый мальчик,у березки ранил ствол. Беседа Оказывается, березы тоже плачут. Ранней весной, с наступлением первых теплых дней, береза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит? Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эта влага несет к коре все, что необходимо для набухания почек, из которых потом появляются листья. Эту влагу и называют березовым соком. Чем он ценен для березы? Из-за него люди и наносят раны березе, и она плачет. Да и как иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто береза погибает. Что же делать? И сок нужен, и березу жалко, как же можно такую красоту губить? Оказывается, можно добывать сок, не причиняя березе вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с нее веточку, привязать к этому месту банку и к утру в нее наберется сок. И еще запомните: срезать ветку можно только с больших берез, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой или землей, чтобы сок не вытекал и береза бы не сохла. Лучше собирать сок с деревьев, предназначенных для вырубки. - А вы знаете, что береза - единственное в мире дерево с белой корой? Ее можно назвать белоствольной. Это делает ее особенно красивой, трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года: осенью - в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее, летом - длиннокосая, кудрявая, весной - ослепительно белая на фоне изумрудной травы. Вот, наверное, почему береза стала символом России. Береза не только красива, но и необходима для человека. Из нее делают мебель, игрушки, ложки, посуду, краски, чернила, корзины, вешки и другие поделки. В коре березы имеется вещество, которое и окрашивает кору в белый цвет, плохо

6 пришлось бы березе без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево могло бы получить солнечные ожоги, а с белой корой ствол и в жаркий день остается прохладным. Отвар из березовых почек успокаивает нервы, заживляет раны. Когда не было еще бумаги, люди писали на берестяных грамотах. Игра «Что нужно березе для роста?». Подвижная игра «Во поле березка стояла». Проговоаривают слова и поют песню вокруг березы. Во поле берѐза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла, Люли, люли, стоя - ла.

Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы и оборудование: Воздушные шары, шерстяная ткань.

Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется (шар падает, отлипает от стены), выясняют, как сделать шар волшебным. Предположения дети проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду — и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.


Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы и оборудование: Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе (потереть тканью о волосы, одежду). Предположения дети оформляют в виде алгоритма или пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Делают вывод о возникновении притягивающих сил. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы, фигурки прилипают к стеклу. Дети протирают влажной тканью стекло и смотрят, что произошло с фигурками (фигурки упали на стол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать).

Задачи: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Взрослый предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие. Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении, становится наэлектризованной).

Как увидеть и услышать электричество?

Задачи: Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Материалы и оборудование: Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.

В темном помещении дети снимают с себя сухую одежду. Выясняют, что увидели и услышали (слышен слабый треск, видны искры). Надевают одежду, проводят по ней влажной

рукой, щеткой (или сбрызгивают антистатиком), вновь снимают одежду и выясняют, есть ли теперь электричество (нет). Сложенные друг на друга кусочки ткани натирают воздушным шариком (или пластмассовым предметом). В темноте медленно, держа за концы, разъединяют их. Наблюдают, что происходит (проявляется электричество — искры, треск). Подносят ткань друг к другу, определяют, что происходит при соединении материала (ткань липнет, при разъединении потрескивает, искрит, притягивается при приближении друг к другу). Сбрызгивают их водой, проверяют, есть ли электричество, почему к одежде иногда прилипают нитки, пушинки (одежда в этот момент наэлектризована).

Задачи: выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материалы и оборудование: Воздушные шары на длинных нитках, кусочки ткани.

Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать шарик «электрическим». Дети электризуют шарик, проверяют его электризацию, поднося к мелким кусочкам бумаги, ниткам, пушинкам, стене. Выясняют, что произойдет, если оба шарика сделать «электрическими» (подвешенные шары натирают о волосы и отпускают, шарики не притягиваются друг к другу). Затем сбрызгивают один шар водой, проверяют, что изменилось (шарики сближаются).

Задачи: Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материалы и оборудование: Три пластмассовые расчески, мех.

Взрослый подвешивает расческу на длинной нити. Спрашивает детей, как заставить ее вращаться, ничем не дотрагиваясь (подуть, подействовать какой-нибудь силой). Предложения детей обсуждают. Электризуют вторую расческу, поднеся ее к первой, заставляя ту вращаться. Выясняют, почему это происходит («электрическая» расческа притягивает «не электрическую» и заставляет ее вращаться).

Электризуют подвешенную расческу, поднося к ней вторую наэлектризованную расческу, обращают внимание, куда теперь движется первая расческа (вращается в другую сторону). Соединяют две одинаковые пластмассовые расчески крестообразно, подвешивают их на нить. Выясняют, как заставить их вращаться. Предположения дети оформляют в виде алгоритма действий, проверяют, поднося третью наэлектризованную расческу к краям «вертушки».


Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы и оборудование: Воздушные шары, шерстяная ткань.

Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется (шар падает, отлипает от стены), выясняют, как сделать шар волшебным. Предположения дети проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду — и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы и оборудование: Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе (потереть тканью о волосы, одежду). Предположения дети оформляют в виде алгоритма или пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Делают вывод о возникновении притягивающих сил. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы, фигурки прилипают к стеклу. Дети протирают влажной тканью стекло и смотрят, что произошло с фигурками (фигурки упали на стол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать).

Задачи: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Взрослый предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие. Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении, становится наэлектризованной).

Как увидеть и услышать электричество?

Задачи: Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Материалы и оборудование: Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.

В темном помещении дети снимают с себя сухую одежду. Выясняют, что увидели и услышали (слышен слабый треск, видны искры). Надевают одежду, проводят по ней влажной рукой, щеткой (или сбрызгивают антистатиком), вновь снимают одежду и выясняют, есть ли теперь электричество (нет). Сложенные друг на друга кусочки ткани натирают воздушным шариком (или пластмассовым предметом). В темноте медленно, держа за концы, разъединяют их. Наблюдают, что происходит (проявляется электричество — искры, треск). Подносят ткань друг к другу, определяют, что происходит при соединении материала (ткань липнет, при разъединении потрескивает, искрит, притягивается при приближении друг к другу). Сбрызгивают их водой, проверяют, есть ли электричество, почему к одежде иногда прилипают нитки, пушинки (одежда в этот момент наэлектризована).

Задачи: выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материалы и оборудование: Воздушные шары на длинных нитках, кусочки ткани.

Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать шарик «электрическим». Дети электризуют шарик, проверяют его электризацию, поднося к мелким кусочкам бумаги, ниткам, пушинкам, стене. Выясняют, что произойдет, если оба шарика сделать «электрическими» (подвешенные шары натирают о волосы и отпускают, шарики не притягиваются друг к другу). Затем сбрызгивают один шар водой, проверяют, что изменилось (шарики сближаются).

Задачи: Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материалы и оборудование: Три пластмассовые расчески, мех.

Взрослый подвешивает расческу на длинной нити. Спрашивает детей, как заставить ее вращаться, ничем не дотрагиваясь (подуть, подействовать какой-нибудь силой). Предложения детей обсуждают. Электризуют вторую расческу, поднеся ее к первой, заставляя ту вращаться. Выясняют, почему это происходит («электрическая» расческа притягивает «не электрическую» и заставляет ее вращаться).

Электризуют подвешенную расческу, поднося к ней вторую наэлектризованную расческу, обращают внимание, куда теперь движется первая расческа (вращается в другую сторону). Соединяют две одинаковые пластмассовые расчески крестообразно, подвешивают их на нить. Выясняют, как заставить их вращаться. Предположения дети оформляют в виде алгоритма действий, проверяют, поднося третью наэлектризованную расческу к краям «вертушки».

Читайте также: