Как сделать прическу императрицы

Опубликовано: 15.05.2024

Пожалуй, единственным государем, которого мало занимала его собственная прическа, был Петр I . Судя по его иконографии, он с юных лет и до смерти носил длинные, слегка вьющиеся волосы до плеч. В торжественных случаях надевал парик, но бывало это крайне редко. При этом парики тогда были обязательны для придворных и офицеров.

Жгучая брюнетка Екатерина I , носившая длинные волосы, вне всякого сомнения, пользовалась услугами профессиональных куаферов, поскольку в иконографии императрицы мы можем видеть довольно сложные варианты причесок. Как правило, она поднимала волосы вверх, оставляя открытой шею, иногда украшая прическу одним-двумя выпущенными на плечи локонами.

Имена парикмахеров, создававших привычный облик властителей Российской империи, за редким исключением неизвестны. Первое имя, которое мы знаем, относится ко времени царствования Анны Иоанновны . Судя по документам, прической императрицы занимался ее камердинер Петр Лобри. Его работа в качестве куафера оплачивалась «сдельно» по числу завитых им локонов на парадной прическе. Повседневные прически Анне Иоанновне делали ее камер-медхены или камер-юнгферы, и только для парадных событий использовались услуги камердинера-куафера.

Портрет императрицы Анны Иоанновны. Художник Луи Каравак. Фоторепродукция из открытых источников.

Елизавета Петровна в молодые годы справедливо считалась одной из первых красавиц своего времени. Имея собственные прекрасные волосы, она активно носила парики, как того и требовала европейская мода. Однако в ее прическах не было ничего вычурного – открытый лоб, поднятые вверх волосы и несколько длинных завитых локонов. Следуя традиции, локоны Елизавете Петровне укладывал ее камердинер. Отметим, что Елизавета Петровна самым пристальным образом следила за последними парижскими модами, вменив в обязанность российским дипломатам в Париже немедленно сообщать о последних трендах в мире изменчивой моды, диктуемых, например, маркизой Помпадур.

При Елизавете Петровне важной частью женских причесок стали ювелирные украшения-трясульки. Это были массивные украшения с пружинками, на которых укреплялись драгоценные камни. Малейшее движение головы заставляло эти «трясульки» приходить в движение, отбрасывая бесчисленные блестки на прическу.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Вигилиус Эриксен. Фоторепродукция из открытых источников.

Периодически при Елизавете Петровне происходили «куаферные недоразумения», тяжело отражавшиеся на фрейлинах императрицы. Например, однажды императрица неудачно покрасила волосы и была вынуждена их обстричь, после чего она приказала сделать то же самое и всем своим фрейлинам. Впрочем, дамы коротко стригли волосы и сами – для того чтобы парик сидел «как влитой».

Какого цвета волосы были у Петра III Федоровича , неизвестно, поскольку на всех портретах он изображен только в стандартных «немецких» париках. Естественно, у него был свой парикмахер-камердинер, который брил скоротечного императора. После переворота 28 июня 1762 года в Зимний дворец из Ораниенбаума доставили серебряный туалет «под Голштинским вензелем», среди предметов которого упоминаются: щипцы с поддоном, две щетки овальные, две щетки такие же для бритья (без указания веса), рукомойник с глубокой лоханью.

Портрет Петра III Федоровича. Художник Лукас Конрад Пфанцельт. Фоторепродукция из открытых источников.

Екатерина II в своих записках неоднократно упоминает о своем парикмахере. Например, в 1745 году она, 16-летняя великая княжна, опаздывая на службу в церковь, велела позвать своего камердинера-парикмахера и сказала ему, что если он впредь будет причесывать ее с такою медлительностью, то она его прогонит. Этим мастером был Тимофей Евреинов, в обязанности которого во время укладки волос по утрам входило краткое изложение дворцовых новостей своей хозяйке. После скандального увольнения Евреинова от двора обязанности парикмахера выполнял некоторое время «мальчик, родом калмычонок», а затем новый камердинер Екатерины Алексеевны В. Г. Шкурин.

Следует подчеркнуть преемственный характер причесок российских императриц XVIII века – открытый лоб, поднятые вверх волосы с несколькими локонами на плечах. Ничего подобного экстравагантным французским прическам, характерным для Франции второй половины XVIII века, при императорском дворе не встречалось, поскольку российские императрицы следовали не только традиции прежних лет, но и духу здорового консерватизма.

Портрет императрицы Екатерины II. Неиизвестный художник. Фоторепродукция из открытых источников.

В документах Екатерины II удалось обнаружить два имени ее парикмахеров. В придворном штате значится некий «парикмахер Матвей Михайлов», которому в 1784 году Екатерина II выплатила 30 руб. наградных. В 1792 году 63-летней императрице волосы укладывал парикмахер Гаспар Нейшратер. В архивном деле имеется счет на оплату его услуг за весь 1792 год: он заработал на локонах и париках 170 руб.

При Павле I придворный парикмахер Иван Павлович Кутайсов сделал головокружительную карьеру. Мальчишка-турок, взятый в плен в ходе первой Русско-турецкой войны и подаренный генералом Репниным наследнику-цесаревичу Павлу Петровичу, начал свою карьеру в Зимнем дворце буквально в качестве мальчика на побегушках, продолжил камердинером-брадобреем и закончил ее, положив начало роду графов Кутайсовых.

Портрет Павла I. Неизвестный художник. Фоторепродукция из открытых источников.

Должность брадобрея цесаревича Павла Петровича Кутайсов занял после обучения парикмахерскому искусству в Париже и Берлине. Заметим, что блондин Павел I, как и его отец, предпочитал немецкие прически, в молодые годы с тупеем (так в XVIII веке называли прическу со взбитым хохлом надо лбом и зачесанными назад волосами), с буклями над ушами. Периодически император носил парики. Даже став дворянином (1798), бароном (1798), а затем и графом (1799), Кутайсов вплоть до гибели Павла I продолжал ежедневно брить императора. Но буквально через три дня после убийства граф-брадобрей был удален от царского двора.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.


  1. Мода первой половины XIX века
  2. Тенденции конца эры
  3. Популярные русские стрижки
  4. Старинная причёска своими руками

Роскошные стили барокко и рококо сменяет лаконичный классицизм. В моде правит стиль ампир, идеал красоты упрощается. Тяжёлые конструкции из напудренных париков сменяются нежными, лёгкими локонами. Особенность причёсок XIX века — укладки на разную длину волос. Возможны даже короткие, которые игриво завиваются. Чтобы создать романтический образ сегодня, можно позаимствовать парикмахерские секреты эпохи викторианства.

Прически 19 века

Мода первой половины XIX века

В начале столетия преобладает стиль ампир. Великая Французская революция, вместе с отрицанием буржуазной культуры рококо, принесла простоту, лаконичность в моду. Главное отличие причёски XVIII века от XIX — приемлема разная длина волос. Становится популярной новаторская для того времени короткая женская стрижка. Она носит название «причёска жертвы», как копирование заключённых, идущих на казнь.

Мода первой половины XIX века

Античные укладки «узел Психеи», «Грек» и подобные им завоёвывают популярность. Очень распространённой становится «а-ля Тит»: мелкие тугие завитушки, как у каменной скульптуры одноимённого императора. По прошествии двух десятков лет они сменяются более сложными конструкциями. Вокруг лица накручиваются локоны, волосы на макушке убираются в разнообразные пучки. В 1830-е годы становится популярным «узел Аполлона». Заплетённые косы на макушке укладываются на проволочный каркас, собираясь в высокую плетёнку.

Благодаря королеве Виктории в конце 1830-х годов сложные аристократические причёски заменяются простыми. Для коронации будущая английская монархиня предпочла лаконичную укладку, которая становится популярной. Две косы укладываются вокруг ушей, остальные волосы остаются гладкими. В середине века настаёт эпоха романтизма. В моде простые косы, симметричные проборы, крупные пучки. Если по предыдущему веянию косички и локоны укладывались в объёмный пучок вертикально на макушке, то в 40-е годы он располагается сзади над шеей, оставляя её обнажённой.

Фактурные локоны обрамляют лицо, закрывая уши. Завитки могут ниспадать до плеч, которые обнажены, в соответствии с модой 1850−60-х годов. Становятся популярными небольшие головные украшения — фероньерки. В романтическую эпоху идеалом женщины считается «домашний ангел» — кроткая, хорошенькая девушка с гладко зачёсанными, тёмными волосами. Светлые волосы, которые считались достоинством европейских женщин, уступают место каштановым локонам. Господствует культ личности английской королевы Виктории. Становятся непопулярными налобные драгоценные украшения. В причёски вплетают живые цветы или жемчужную нить.

Тенденции конца эры

Прически 19 века

В 1870-х годах мода вновь меняется. Платья в дневное время становятся закрытыми, юбки сужаются, открытые руки и декольте уместны только в вечерних туалетах. Начинается период подражания XVIII веку, становится популярным стиль неорококо. Для сложных, высоких укладок порой использовались искусственные локоны. По бокам и впереди волосы высоко поднимались, что придавало объём, на макушке замысловато укладывались. На затылке пряди убирались в сеточку или завитками свободно падали на спину. В моде чёлки — прямые и кудрявые.

Мода на причёски в конце XIX века вновь упрощается, укладки становятся более лаконичными. Завитые волосы поднимались в причудливый пучок, который не возвышался над головой, а был практически не виден спереди. В конце века американский художник Чарльз Гибсон изобразил идеал красоты, который оказал большое влияние на моду того времени. Образ получил название «девушки Гибсона». Становится популярной укладка «Помпадур». Стрижки выглядят более лёгкими, локоны свободными. Чёлки перестают быть модными. К концу столетия популярен крупный пучок из волнистых волос, собранный наверх. Эта тенденция перешла в первое десятилетие нового столетия.

Мужская мода 19 века

Женская мода стремительно меняется весь век. Мужская остаётся более стабильной. Достаточно иметь цилиндр, фрак по фигуре, жилетку, облегающие длинные брюки. Допускались броские аксессуары, но доминировали тёмные цвета. Во времена викторианской эпохи были популярны денди — стильные юноши, задающие направление моде. Выбору наряда отводилось много времени. Он был небросок, изящен, со вкусом. Мужские причёски XIX века должны были соответствовать.

Симметричный пробор пришёл на смену высоко поднятым чёлкам. Длина волос укорачивается. В 1920−30-х годах растительность на лице сбривалась. Начиная с 40-х, борода и усы вновь возвращаются.

Популярные русские стрижки

Направления русской моды начала века диктовала Франция. Все парикмахерские новинки появлялись из Парижа. В это время правил бал стиль ампир. В цирюльнях, шляпных магазинах устанавливались бюсты античных героев, императоров. В укладках подражали римской, греческой стилистике

Русская аристократия

Русская аристократия во всём брала пример с французской. В светских разговорах обсуждались парижские веяния моды, модницы заказывали наряды, накладные волосы, мушки из Франции. Наташа Ростова, героиня Л. Толстого, является ярким примером девушки того времени. Готовясь к первому в своей жизни балу, она велит парикмахеру уложить приподнятые букли и надеть на её голову золотой обруч, как тогда носили.

Отказавшись от напудренных париков, мужчины стали коротко стричь, тщательно укладывать волосы. В России стрижка по образу римского властителя «а-ля Тит» была популярна среди сильного пола. К причёскам иногда добавляли небольшие узкие бакенбарды — «фавориты». В эпоху романтизма пришла популярность мужского каре на средней длины волосы. Спросом стрижка пользовалась у представителей творческих профессий: музыкантов, художников. Первым её одобрил известный пианист Ф. Лист.

Волосы русских красавиц также были недлинными, их накручивали различными способами. Локоны были спиральными, плоскими, круглыми, трубчатыми, сходными со стружкой. Большую популярность завоёвывает в начале XIX века причёска «а-ля Нинон». Кудри укладывали надо лбом и висками, на затылке мастерили пучок или крепили шиньон, на макушку водружалось перо. Не воспрещалось пользоваться румянами, белилами, духами, губной помадой, но делать это стоило умеренно.

К середине века входят в моду укладки с ровным пробором, валиками, полушариями из волос по сторонам лица. В пушкинское время причёски вновь усложняются, украшаются накладными косами, шиньонами, перьями, живыми цветами, гребнями с драгоценностями. Первое приспособление для накручивания волос — щипцы Марсель — появляются в Петербурге в 1886 году. Это производит фурор в парикмахерском искусстве, способствует быстрому изменению моды на укладки. Стало возможным разнообразно завивать и укладывать даже самые длинные волосы.

В конце века в России становится популярной мужская причёска — «а-ля Капуль». Название она получила благодаря поклонникам творчества французского тенора В. Капуля. Особенности укладки: короткая чёлка, симметричный пробор, волосы, уложенные полукругом по бокам. Девичьи укладки к завершению столетия упрощаются. Идёт борьба за права женщины, меняется её социальное положение.

Девушки становятся более свободными в выборе занятий, у них больше нет времени на какие-то сложные причёски. В моду входят простота, естественность, удобство.

Старинная причёска своими руками

Укладку XIX века или её элементы можно воспроизвести самостоятельно. Если использовать только детали причёски, то получится вариант на каждый день. Полное подражание причёске викторианской эпохи поможет создать шедевр, подходящий для вечеринки, выпускного бала. В качестве примера можно брать изображения девушек на картинах в стиле ампир, классицизм. Особенно красиво смотрятся укладки с живыми бутонами цветов.

Старинная причёска своими руками

Создать причёску с помощью укладочных средств, щипцов, фена сейчас гораздо проще, чем двести лет назад. Понадобится следующее:

  • небольшого диаметра круглая плойка;
  • расчёска с частыми зубьями и массажная;
  • укладочная пенка, лак для волос.

Несложная укладка, которая подойдёт к праздничному образу. Инструкция по выполнению:

  1. Волосы должны быть чистыми, сухими, хорошо расчёсанными. Для большей послушности можно использовать кондиционер.
  2. Частой расчёской делаются симметричные полукруглые проборы со стороны висков. Чтобы пряди не мешали, их можно скреплять зажимами.
  3. Свободные волосы стягиваются в высокий хвост, который скрепляется шпильками и незаметной резинкой под цвет волос. Локоны спереди остаются свободными.
  4. На незафиксированные пряди по бокам и в хвосте наносится небольшое количество мусса. Разогретыми щипцами завиваются сначала волосы у висков, затем на затылке.
  5. Завитки в хвосте следует уложить с помощью шпилек и невидимок в пучок. Кудри впереди не расчёсываются, их нужно равномерно распределить у висков.
  6. В завершение причёска фиксируется лаком. Для украшения подойдут цветы, декоративные гребни, диадема.

Вот ещё одна простая для выполнения укладка. Последовательность выполнения причёски XIX века своими руками:

Волосы делятся горизонтально пробором на две части

  1. Волосы делятся горизонтально пробором на две части. При помощи бигуди накручивается нижний слой, потом макушечный. Прядки должны быть довольно тонкими. При укладке удобнее пользоваться зажимами, чтобы локоны не мешали.
  2. Теперь следует подождать фиксации кудрей. Для этого потребуется около часа. После этого папильотки нужно снять. Лёгкую волнистость дадут бигуди, оставленные минут на 15, что также было актуальным в викторианскую эпоху.
  3. Убирать папильотки нужно осторожно, чтобы не повредить локоны. Причёсывать их не нужно, только слегка уложить мелкой расчёской.
  4. Затем от висков отделяются две симметричные пряди и на затылке скалываются красивым зажимом.
  5. Созданная причёска сбрызгивается лаком для фиксации.

Эта укладка подойдёт для любого образа, украсит повседневный и вечерний наряд, хотя детали её заимствованы в прошлом. Удачным дополнением причёски будет маленькая шляпка.

Парикмахерские шедевры XIX века и сейчас выглядят интересно, женственно. Они добавят образу утончённости, оригинальности.

В XVIII веке пафосный стиль барокко сменился более приземленным рококо. Одежда и прически медленно проделали путь от роскошной вычурности к удобной изящности. Модные тенденции, задаваемые царственными особами и их приближенными, долго придерживали у власти богатство и помпезность. Прически 18 века, как и другие сферы моды, прошли длинный путь, меняясь и не забывая поражать великолепием и необычностью.

Исторические моменты

Францию, законодательницу мод, на протяжении 18-го столетия «штормило» народными восстаниями. Революции, войны, восстания — типичные события того времени. Политический курс отличался непостоянством. Частая смена правителей отразилась нестабильностью разных сфер жизни. Мода не стала исключением. Тенденции менялись, следуя курсом к упрощению «демократизации» внешнего вида.


Модные тенденции

Мода Франции, как и Европы в целом, не сильно изменилась в сравнении с предшествующим столетием. Балы проходили не так шумно и часто, но подобные мероприятия позволяли знати показать себя во всей красе.


Сохранялась многослойность нарядов. Пышности, многоярусность однажды — удел знати. Использовались дорогие натуральные ткани, богатая отделка. Присутствие аксессуаров — обязательное явление. Популярны:

  • часы;
  • зонтики;
  • веера;
  • сумочки;
  • трости.

Сохранилась востребованность рюшей, кружева, вышивки. Продолжали использовать жабо. Все чаще шили одежду из тканей с готовым рисунком. Парча и бархат удерживали лидерство при изготовлении бальных нарядов.

Дамы продолжали носить узкие корсеты, пышные юбки. Использовали закрытую (цельнокроеную) и распашную модели платьев с наполовину голами руками. В повседневной жизни чаще стали использовать отрезной костюм: жакет и юбку.

Платья на французский манер отличались пышностью. Использовали больше ткани, деталей и украшений. Наряд смотрелся дорого, ярко. Немного скромнее одежда итальянок. Фасон платья из Англии считался еще более простым, неброским. Польский вариант для дам отличался вычурностью кроя.

Мужчины продолжали использовать рюши, чулки, жабо, парики. В одежде доминировали яркие краски. Носили короткие штаны и длинные камзолы. Это придавало мужской внешности женский характер. Кавалерам подобралось выглядеть, как с картинки.


В Россию европейская мода пришла в период правления Петра I. В страну завозили не только популярные фасоны нарядов и формы причесок. Востребованными стали парики, дорогие ткани. Хотя изящное кружево плели на территории государства. Вологодская область считалась родиной искусных мастериц.


Макияж 17 и 18 веков мало чем отличается. Все также использовали обилие пудры. Поверх наносили розовые румяна. Губы красили алой помадой. В ходу остались мушки, которые к концу века стали рисовать, а не клеить кусочки ворсистой материи. Внимание обратили на глаза. Ресницы и брови начали выделять черной сурьмой.


Формирование модных тенденций осталось прерогативой королей, их свиты. Многочисленные принцессы, фаворитки и камергерши задавали тон. Век проходил под эгидой возвышения женщин. Дамы считались музами, вдохновлявшими на поступки. Для поддержания стереотипа женщины прилагали массу усилий.

Характерные черты укладок

Мужские парики не выходят из моды. В начале века представители сильного пола поголовно носят искусственные локоны. Меняется только объем парика, характер укладки прядей. Укорачивается длина, постепенно исчезает равномерная кудрявая структура.


С 30-х гг. волосы зачесывают гладко назад, слегка приподнимая теменную часть вверх. На висках укладывают 2–3 горизонтальных ряда локонов. Сзади пряди убирали в хвост или косичку. Элемент достигал плеч, реже — лопаток. Молодые мужчины делают прическу из собственных волос, пожилые используют парики.


Для женских причесок начала века характерно величие. В моде со времен 17 века остается фонтанж. Волосы поднимают высоко вверх, создавая причудливые формы. Завершением конструкции становится чепец из лент и кружева. Парики используют редко. Прическу засыпают немыслимым количеством пудры. Дамы выглядят напыщенно.


С подачи герцогини Шрусбери с 20-х гг. в моду входят более простые технически, маленькие прически. Укладки выглядят скромно, но изящно. Чувствуется утонченность и манерность хозяйки. В ходу слабое припудривание волос. Используют конструкции из кос и локонов. Корзинки, короны, плетеные пучки — типичные вариации.


Внимание! Укладку продолжают украшать локонами, лентами, диадемами. Изредка используют готовые парики. Женщины этого периода элегантные и загадочные.

В период господства во Франции королевы Марии-Антуанетты в моду возвращаются вычурные композиции. Чувствуется размах и буйная фантазия. Шедевры часто содержат немыслимые дополнения: статуэтки, вазы, чучела птиц, макеты кораблей. Прически сливаются воедино с головными уборами. Женщины выглядят экстравагантно, будоража воображение.


К концу века размах теряется. В моде опять лаконичные композиции. Волосы собирают в аккуратный пучок, выпуская из него тугие локоны. Популярными становятся античные и греческие варианты укладок, но в более объемном исполнении. Чаще встречаются распущенные волосы в виде локонов, слегка подколотые по бокам. Женский образ становится максимально нежным и романтичным.


Кому подходит

Современные женщины редко обращают внимание на прически 18 века. Варианты считаются экстравагантными и непрактичными. Укладки с тугими локонами признают устаревшими. Перевоплощение в даму 18 века для повседневной жизни не подходит. Образ с историческим налетом иногда используют на тематических мероприятиях, свадьбах.


Рассматривая популярные формы причесок 18 века, становится очевидным, что вариации больше подходят женщинам с круглым, овальным лицом. Обладательницам квадратной формы овала предпочтительны невысокие сооружения с расположением на затылке. Девушки с треугольным лицом органично смотрятся с ворохом локонов по бокам.


Для выполнения укладки в стиле 18 века требуется длинная шевелюра. Для получения крупного сооружения используют накладные локоны, объемные вкладки, каркасы. Девушкам с короткой, ослабленной шевелюрой рекомендуется использовать стилизованные парики.

Общие рекомендации

Самостоятельно соорудить экстравагантные башни из волос — нереальная затея. Профессиональный мастер трудится над укладкой не менее 2 часов, использует в работе множество инструментов и материалов. Только так получится наслаждаться результатом.

Сделать скромную прическу в стиле 18 века реально без участия парикмахера. Для этого понадобится накрутить локоны, собрать пряди в пышный пучок или заплести косы.


Для решения задачи необходимы:

  • плойка;
  • парикмахерские губки или каркас;
  • различный крепеж (шпильки, невидимки);
  • продукты стайлинга;
  • украшения (гребешки, ленты, цветы, заколки).

Сложные прически ослабляют волосы. Рекомендуется обратить внимание на здоровье шевелюры.

Внимание! Лучшая основа для укладки: длинные волосы нормальной густоты без повреждений. После выполнения прически желательно «полечить» пряди с помощью масок, профессиональных процедур.

Современные вариации

Типичный вариант в духе 18 века: локоны, собранные на макушке. Волосы закручивают с помощью плойки в тугие завитки. Пряди собирают на макушке, подкалывая шпильками. Не рекомендуется туго стягивать волосы. Результат украшают цветами, заколками с камнями. Характерным элементом в духе 18 века станет маленькая шляпка.


Волосы можно заплести в косу. Элемент закручивают в виде пучка или укладывают по периметру головы, закрепляют шпильками. Внизу, по бокам обязательно оставляют свободные пряди. Распущенные волосы завивают в тугие локоны.


Высокую прическу рекомендуется делать с помощью парикмахера. Мастер использует каркас, профессиональные вкладки в виде объемных губок. Пряди кропотливо укладывают по выбранной схеме. Реально сделать не только корабль, «огурец», но и вплести в шевелюру настоящую люстру. Варианты экстравагантны, требуют мастерства исполнения и терпения владельца сооружения.


Звездные примеры

Прически 18 века как у обычных женщин, так и у звезд не пользуются повышенной популярностью. Варианты сложны, не современны. Носить такие прически утомительно. Для идеальной стилизации требуется тщательный подбор одежды.

Укладки в духе 18 века часто используют на съемках исторических фильмов. Классический образ дамы эпохи прекрасно воссоздан Натали Портман, Скарлетт Йоханссон.



Натали Портман и Скарлетт Йоханссон

На красных ковровых дорожках встретить знаменитостей с укладками эпохи Марии-Антуанетты сложно. Лена Ленина — типичная любительница подобных конструкций. Знаменитость с достоинством демонстрирует варианты с неординарным характером.


Прически 18 века нечасто получится встретить в современности. Варианты обычно используются для съемок, фотосессий. Подобные укладки помогут окунуться в историю, проникнуться духом эпохи, почувствовать себя королевой.

Перхоть легко испортит даже самую идеальную укладку. Предлагаем эффективные средства для борьбы с недугом:

Полезные видео

Как сделать историческую прическу 18 века.

прическа и макияж 18 века.

Прически в стиле XIX века: идеи и советы по оформлению

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Экскурс в историю
  2. Все новое – хорошо забытое старое
  3. Рекомендации специалистов

Прически XIX века отличаются особой пышностью и оригинальностью. В те времена красивые укладки женщины делали только при помощи своих помощниц, знатным же дамам помогали так называемые фрейлины.




Основной отличительной чертой причёсок того времени были начесы. Они пришли на смену слишком громоздким конструкциям из волос, которые барышни активно делали в XVIII веке.



В данной статье более подробно ознакомимся с прическами в стиле XIX века, рассмотрим особенности и рекомендации по оформлению.

Экскурс в историю

Прически, которые дамы носили в XIX веке, можно сказать, были на греческий манер. Они подчеркивали естественную красоту женщин того времени. На моду Российской империи тех времен большое влияние оказывала Европа. Сложные формы и конструкции отходили на второй план, и барышни стали отдавать предпочтение роскошным локонам разных форм и диаметра, которые зачастую укладывались вокруг головы.





Для завивки кудрей применялись специальные приспособления, которые нагревали на горячих углях до определенной температуры. Эти приборы очень напоминают современные плойки.





В моде были различные узелки из волос, пучки и прямые проборы. Не меньшей популярностью пользовались и косы. Кудрявые волосы часто собирали в пучок, фиксировали и украшали красивыми аксессуарами, такими как перья, диадемы и даже настоящие цветы.



Разнообразные косы плели не только когда их собирали в праздничную причёску или какой-то оригинальный пучок. Плетение пользовалось спросом и в повседневной жизни, его наиболее часто дополняли различными лентами.




Поскольку в середине XIX века уже начали появляться короткие стрижки с прямыми проборами, многие женщины для добавления дополнительного объема волосам носили шиньоны и парики, при помощи которых также можно было соорудить необычную прическу.

Все новое – хорошо забытое старое

Несмотря на то что женские прически XIX века канули в лету, это вовсе не значит, что их нельзя соорудить своими руками. Разумеется, никто не будет ходить с викторианской прической или укладкой из золотого века в повседневной жизни, но для тематической вечеринки или даже выпускного бала, такая прическа будет весьма кстати.



Для вдохновения можно обратить внимание на картины из стиля позднего классицизма – ампир XIX века в России. На них можно обнаружить роскошные прически с живыми цветами.







Рассмотрим пошаговый мастер-класс прически из XIX века на средние или длинные волосы, такой вариант прически в свое время дамы выбирали на бал.

В настоящее время косметические средства позволяют упростить создание парикмахерского шедевра и воспользоваться современными средствами для укладки.

Необходимо подготовить:

  • круглые щипцы среднего диаметра;
  • гребень;
  • расчески – массажную и для проборов;
  • мусс и лак для фиксации волос.


Пошаговое руководство

  • Для начала следует вымыть волосы с шампунем и кондиционером, затем хорошенько высушить при помощи фена и расчесать по всей длине.
  • Далее при помощи тонкой расчески необходимо сделать пробор полумесяцем с двух сторон головы, отступив небольшое расстояние ото лба. Чтобы пряди не мешались и не распадались, их можно фиксировать при помощи зажимов.
  • Из остальных волос сзади сделать хвост, не захватывая передние локоны, отделенные при помощи пробора. Хвост можно зафиксировать при помощи тонкой резинки в тон волосам и шпилек.
  • Разогреть щипцы и приступить к накручиванию локонов. Предварительно на них можно нанести небольшое количество мусса – так прическа продержится дольше. Сначала накрутить передние оставленные локоны в кудри, затем приступить к прядям, собранным в хвост.
  • Далее кудри в хвосте следует сложить как бы в гульку и зафиксировать при помощи невидимок и шпилек. Передние кудри оставить распущенными, расчесывать их не нужно, по задумке они должны оставаться тугими.
  • Прическа готова. Теперь ее следует сбрызнуть лаком для сильной фиксации. При желании можно дополнить диадемой или шпильками с декоративными цветами.

Еще один оригинальный для нашего времени, но распространенный в XIX веке, вариант довольно простой укладки, которая наилучшим образом подойдет обладательницам длинных локонов.



Следуем пошаговой инструкции.

  • Для начала вдоль линии роста шевелюры необходимо выделить небольшую часть волос, 3 см будет достаточно.
  • Теперь желательно на волосах сделать небольшой начес. Однако если практики в этом нет, то можно просто собрать хвост на затылке. Причёска получится менее объемной, чем с начесом, но не менее красивой.
  • Следующим шагом будет плетение косы из хвоста. Лучше всего плести классический вариант косы со слегка вытянутыми для объема прядями.
  • Затем косу следует красиво заколоть в пучок при помощи шпилек. Оставшиеся отделенные пряди необходимо накрутить при помощи щипцов небольшого диаметра. Завитки должны получиться небольшими, но тугими. Готовую прическу следует хорошенько сбрызнуть лаком сильной фиксации.

В качестве альтернативы к заколотой косе можно просто накрутить хвост и заколоть каждый из завитков на макушке, создавая оригинальную укладку. Получится отличный бальный вариант на выход для юных девушек.

Легкой в исполнении прической, которую может воплотить в жизнь каждая женщина, может стать укладка, для которой понадобятся только бигуди и одна заколка.



Волосы следует расчесать по всей длине и разделить горизонтально на 2 части, чтобы получилось 2 яруса. Сначала следует накрутить нижний ярус при помощи бигудей, а затем верхний таким же способом. Пряди не должны быть слишком толстыми. Чтобы пряди не мешали, их можно закалывать при помощи зажимов.

  • Затем нужно выждать время. В среднем для получения хорошего завитка бигуди носят 30-60 минут, после чего их нужно снять. Если оставить бигуди всего на 10 минут, то получатся легкие локоны-волны, как и те, что делали в эпоху романтизма конца XVIII века.
  • Снимать бигуди следует аккуратно, чтобы завиток оставался красивой упругой формы. Расчесывать волосы не нужно, но можно сделать корректировки при помощи тонкой расчески для проборов.
  • Далее при помощи тонкой расчески необходимо выделить по одной пряди от висков, соединить их сзади на затылке и заколоть при помощи выбранной заколки.
  • Готовую прическу зафиксировать лаком для волос.

Данная укладка считается универсальной. Несмотря на нотки моды из прошлого, она прекрасно дополнит любой современный вечерний образ. В качестве аксессуаров для такой прически можно использовать миниатюрную шляпку.

Рекомендации специалистов

  • Если волосы не густые и тонкие, то для пышности можно использовать валик или же шиньон. Нередко специалисты для добавления объема волосам используют трессы, но в домашних условиях с ними может быть непривычно работать.
  • Создавая прическу из прошлого, можно использовать различные варианты кос, особенно выигрышно смотрятся именно французские.
  • Для добавления ноток современности в прическу можно запросто вносить что-то новое. Например, отличным ходом может стать создание не классических локонов на щипцы, а вариант гофре. Такие пряди волос можно также изысканно уложить.


Мастер-класс по созданию бальной прически эпохи ампир XIX века смотрите далее.

Сайт об отношениях


pricheski5

Светские красавицы императорской эпохи уделяли большое внимание своей прическе. Ее красота во многом зависела от мастерства создателя ювелирного украшения для волос, которое было главным дополнением женского убранства. Законодательницей моды и нравов светской жизни XVIII-XIX вв. становится Франция. Русское высшее общество в те времена стремилось во всем следовать Европе. Это привносило новизну в образ светских увеселений и разных затейливых соблазнов. Официальные приемы требовали повышенного внимания к особенностям костюма, прически и аксессуаров. Появляется много предметов роскоши, а вместе с ними и украшения, которым отводилась главенствующая роль. Ювелиры, творившие для русской знати, создавали восхитительные украшения, полные ослепительной красоты, изящества и технического совершенства, блещущие вставками из драгоценных камней: бриллиантами, сапфирами, рубинами…

Прическа эпохи барокко - куафюра

Прическа эпохи барокко — куафюра

Прическа в стиле рококо

Прическа в стиле рококо

Высокая объемная прическа придворных дам в эпоху барокко (куафюра) изобиловала украшениями для волос. Наиболее популярными тогда были эгреты (султаны) фантазийной формы в виде букетов и цветов, шпильки и булавки с игривыми фигурными навершиями. А подчеркивающий ассиметрию роккоко предпочитал яркие бабочки и изящные перья. Это было главной изюминкой женского костюма.

Платья в стиле ампир

Платья в стиле ампир

Классицизм и ампир внесли в костюм и прически черты демократичности и основы античного наследия. Светские петербургские красавицы александровской эпохи начинают осваивать костюм нового силуэта, причесываться и украшаться по античному образцу. Покрой женского платья эпохи ампира развивается под влиянием моды эпохи античности. Они создаются из легких тканей: индийского муслина, батиста, кисеи, тонкого льняного полотна и напоминают греческие туники с мягкими струящимися складками. Постепенно костюм приобретает черты строгости, освобождается от обилия сложных деталей, а в дальнейшем, легкие воздушные ткани уступают место плотным шелкам и бархату насыщенных тонов. Укладка прически делается в греческих и римских традициях. (Древние римлянки предпочитали носить гладко причесанные волосы, а сзади скрепляли их застежкой или заплетали в косы, укладывая вокруг головы. Прически они делали из своих волос и из накладных париков. Отличительной особенностью римской прически были мелкие кудряшки вокруг лба).

Прическа в стиле «а-ля Титус» с украшениями из драгоценностей и цветов

Прическа в стиле «а-ля Титус» с украшениями из драгоценностей и цветов

Светские дамы эпохи ампир заимствуют и перерабатывают античные модели. Начинают носить уборы из завитых волос, которые подстрижены и уложены мелкими кудрявыми локонами вокруг лба «а-ля Титус», «а-ля Фрина» и обхвачены яркой лентой «а-ля виктим». Они делают высокие прически из искусно выполненного шиньона в виде пучка с греческим узлом. Часто голову украшают натуральными и искусственными цветами из разных материалов.

Тюрбан

Большой популярностью среди русских светских дам пользовались головные уборы в виде чалмы или тюрбана. Впервые эти головные уборы были надеты парижанками. Модные в ту пору тюрбаны делали из «мериносовой», «кашмирской» шали, из тонкой индийской кисеи с золотыми полосами, из бархата и парчи, из белого и розового крепа. Носились такие уборы сложенными в складки, или в виде витой полосы с украшениями из жемчуга и драгкамней или султанами из перьев. В этот же время появляются ювелирные украшения в греческом стиле, которые придавали костюму законченный вид.
Эти вещицы отразили традиции неоклассицизма, герметизм форм с четким орнаментальным декором разных мотивов — пальметт, розеток, листьев лавра, жемчужника. Как и в эпоху Римской империи, изделия для волос начинают украшать филигранью. Такой лаконичный узор наделял предмет строгой элегантностью и придавал ему оттенок демократичности.
Красоту дамским прическам стиля ампир создавали изысканные и изящные украшения: налобные повязки, диадемы, разной величины обручи с перьями, золотые сетки для волос, высокие гребни из черепахового панциря, эгретки, шпильки с жемчужными навершиями, заколки. В их отделке ювелиры используют бриллианты, жемчуг, кораллы. Но особенно интересны декоративные вставки из камей с древнегреческими мотивами и изобразительными сюжетами. Самые темные слои материала камей использовались как фон, а более светлые как цвет рельефа с миниатюрными силуэтами мифологических персонажей. Эта композиционная особенность была ключевой и подчеркивала стилевую связь ювелирных украшений с костюмом и прической.

Императрица Елизавета Алексеевна в жемчужной повязке

Императрица Елизавета Алексеевна в жемчужной повязке

Женщины эпохи русского ампира носили жемчужные повязки на лбу.. Нити жемчуга (обычно 2) скреплялись изящной декоративной застежкой -фремуаром, украшенной бриллиантами или камеей.
Для украшения декоративных гребней и шпилек для волос часто используется натуральный и искусственный жемчуг, который замечательно подчеркивает строгую красоту украшения и мотивы его орнаментального декора. К примеру, в налобных повязках жемчужины сочетали с геммами из агатов и сердолика, а на светских балах волосы и тюрбаны обвивали нити жемчужных бус.
Светские дамы той поры блистали на балах в самых разнообразных головных уборах. Они являлись тогда главным украшением женского туалета. Поэтому их зачастую делали из золота и драгоценных камней в виде обручей, жестких сеток, пышных повязок со страусиными перьями и диадем. Юные девушки украшали голову атласными лентами или бархоткой, поддерживающей игривые завитки. К сожалению, ювелирные украшения для причесок в стиле ампир в основном не сохранились, поэтому анализировать их художественный уровень можно только по живописным портретам женщин тех лет.
В ту эпоху увлечение резными камнями продолжает развиваться. Отечественные мастера начинают изготавливать геммы в традициях античной пластики, используя многослойные агаты, ониксы, сердолик, а также раковиницы. Главной деталью диадем, гребней, повязок и булавок для головных уборов становится глиптика.

Черепаховый гребень времен бидермейера (1815 — 1848 гг)

Черепаховый гребень времен бидермейера (1815 — 1848 гг)

Излюбленным аксессуаром для волос у женщин эпохи позднего классицизма становится черепаховый гребень. В прическе он играет не только декоративную, но и функциональную роль. В галантерейном и ювелирном деле больше всего тогда ценился золотистый панцирь. Он хорошо поддавался обработке, изгибался, смягчался на огне, видоизменялся с помощью напильника, а разделанная на зубцы черепаховая пластина шлифовалась и полировалась известняком. Конфигуративная основа этого украшения менялась в зависимости от стиля времени. Верхнюю часть гребня украшали резьбой и инкрустацией — завершьем или насадкой. Завершье выполнялось из золота и имело фигурную форму, гравировалось, украшалось драгоценными и резными деталями. На ее фоне в центре могла располагаться камея с каким-либо античным образом или сюжетом.
Неоценимое влияние на ювелирное дело в России оказали иностранные мастера, долгие годы служившие русским монархам, среди них братья Франсуа-Клод и Пьер Термен, Яков и Луи Дюваль, Карл Барбе, Иоганн Кейбель и другие. Помимо того, что эти придворные ювелиры занимались поставкой великосветским кругам всевозможных украшений. Они умело совершенствовали технологию процессов изготовления изделий, улучшали качество огранки алмазов, преобразили обработку металла эмалью.

Диадема императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I). Мастерская Дювалей 1810 г

Диадема императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I). Мастерская Дювалей 1810 г

Постепенно строгие античные украшения эпохи ампира заменяются роскошными головными уборами из бриллиантов. Наиболее эффектно эти камни излучали свое сияние в диадемах — украшениях для прически, используемое на балах и на официальных приемах. Эти роскошные, изысканные украшения изготавливались из золота и серебра в виде лавровых венков и колосьев, цветов, переплетенных ветвей и завитков. Существовали и полукруглые золоченые диадемы, и диадемы-гребни с орнаментальной отделкой из жемчугов. Классическим примером стиля считается сохранившаяся до настоящего времени диадема императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I), созданная в 1810 году на предприятии ювелиров Дювалей. Эта шедевральная по своему исполнению диадема вошла в историю ювелирного искусства как «русская тиара». Она имела сильно выраженный шпиц, который представлял собой некий симбиоз древнегреческой тиары и русского кокошника. «Грушевидные бриллианты-панделлоки, свободно подвешенные к верхней части диадемы, ассоциируются с жемчужными подвесками на русских головных уборах. Композиция диадемы проста и конструктивна, рисунок четкий и ясно читаемый. Несмотря на огромное количество крупных камней, она кажется легкой, как бы сотканной из переливающегося, яркого света».

Прически в стиле романтизма - 30-е годы XIX века

Прически в стиле романтизма — 30-е годы XIX века

К концу первой четверти ХIX века увлечение античностью постепенно проходит, общество проникается идеями сентиментальности и романтизма, атмосферой «своеобразного рыцарства». 1830-1840-е гг. считаются расцветом европейского романтизма, охватившим и Россию. Согласно канонам романтизма идеальная женщина должна была отличаться хрупкостью, особым изяществом и изысканностью. В моде стали появляться аналоги платья, причесок и украшений ретроспективной ориентации. Посредством кринолина и воланов видоизменяется силуэт женского костюма. Корсеты стали вновь эстетически важным элементом женской одежды. Они подчеркивали красоту тонкой талии, а глубокие декольте и объемные рукава придавали фигуре выразительность. В ту пору в светских кругах наибольшую известность получает модный венский журнал, публикующий рисунки моделей и аксессуаров. Наиболее актуальными моделями эпохи романтизма становятся наряды из светлого атласа и бархата, украшенные лентами, кружевами, оборками. Аксессуарами к ним служили пышные головные уборы, перчатки и ювелирные украшения.

Украшение из перьев - эспри

Украшение из перьев — эспри

Отличительной особенностью причесок и головных уборов тех лет было обилие украшений из искусственных цветов и эспри (украшение из перьев фазана, страуса и павлина). В убранстве волос используется стилевое разнообразие и оригинальность. К примеру, модна прическа из гладких волос «а-ля мадонна», или заимствуется силуэт прически «а-ля Малибран» по имени французской певицы. Характерны также сложные композиции с эффектными височными пучками, завитыми в локоны. А зачесанные вверх волосы украшают шиньоны в виде декоративной петли или банта.
Парадный убор романтической эпохи представлял собой пышно взбитые букли, украшенные «пшеничными колосьями» из платины с бриллиантами. Высокий шиньон дополняли гребни, булавки с мелкими бантиками из драгоценных камней в стиле Людовика XVI. В женственной и романтичной прическе «Покаяние» длинные до плеч волосы преображались пышными перьями экзотических птиц. Ювелирные украшения раскрывают романтический образ, создают неуловимую прелесть всему ансамблю костюма.
В 1830-е годы появляются украшения и из более дешевых материалов. Золото применяют в виде сплавов или заменяют его золоченым серебром. «Драгоценные камни соседствуют с поделочными, которые применяют как в виде граненых минералов. Так и полированных кабошонов, получает распространение декор, образованный различными по цвету минералами».

А.П.Брюллов. Портрет Н.Н. Гончаровой (Пушкиной), 1832 г.

А.П.Брюллов. Портрет Н.Н. Гончаровой (Пушкиной), 1832 г.

Капризы моды возродили интерес к фероньеркам, черепаховым гребням с высоким резным верхом в виде веточек, цветов и стеблей, отличающимися необычайным изяществом.
Налобное украшение -фероньерка , спускающееся до середины лба, изготавливливалось, как правило, из жемчуга. Этот модный аксессуар эффектно выделялся на гладкой прическе и подчеркивал красоту и изящество женской головки. Чтобы понять, как выглядела фероньерка эпохи романтизма, достаточно взглянуть на портрет девятнадцатилетней Натальи Гончаровой работы Брюллова.. Молодая жена поэта изображена в открытом бальном платье, темно-русые волосы причесаны по последней столичной моде, их дополняет жемчужная нить ФЕРОНЬЕРКИ. Фероньерки в ту пору изготавливали в виде обруча, шнура, бус или цепочки, с изящной подвеской из драгкамня, жемчужины грушевидной формы и розетки. История фероньетки уходит в эпоху Возрождения и получило название от «прекрасной Фероньер», фаворитки французского короля Франциска I (1494-1547).

Гребни и шпильки. Рисунки из модного журнала 1832 г

Гребни и шпильки. Рисунки из модного журнала 1832 г

Часто украшением прически женщин 1830-х г. служат букетики из бриллиантов и других драгкамней, гребни из черепахового панциря, сандалового дерева и кости, поддерживающие тяжелые узлы волос, сложные уборы переплетаются нитями жемчужных и коралловых бус. В этот период встречаются и очень оригинальные украшения для причесок. Так, например, в фондах Кремля хранится золотое украшение в виде длиной ажурной плоской цепочки, части которого выполнены в виде миниатюрных музыкальных инструментов — арфы, лиры, тамбурина, кастаньет.
Постепенно меняется силуэт причесок, а вместе с ними видоизменяется и форма и художественное решение головных уборов. Модные французские и отечественные журналы того времени начинают предлагать различные фасоны шляп и подбирать к ним покрои платьев. Ткани, отделка, декор подвергаются влиянию исторически сложившихся стилей. Дополнением к уборам часто служат украшения в виде пучков перьев марабу и цветов. Многие светские дамы той поры любили носить головной убор «Минервина». Но особенно эффектно выглядели венки из мелких роз «а-ля Тальони». Также были популярны восточные токи из булавчатого бархата, украшенного шелковым шнуром.

Парюра - набор украшений

Парюра — набор украшений

Диадема продолжает быть актуальной, поражая своим разнообразием форм и оригинальным мотивом, ослепляет драгоценной палитрой, является главным композиционным звеном в парюре (наборе украшений). Диадема (тиара), одно из самых типичных украшений для головы и прически 2-й половины XIX столетия, пользовалась огромным спросом у представителей Высшего света, для которых она была символом роскоши и величия. Диадема была необходима как для официальных приемов, так и для пышных торжеств. Созданные в этот период времени диадемы имеют форму , напоминающую русский народный убор XVII века — кокошник.

Императрица Мария Федоровна в диадеме - кокошнике

Императрица Мария Федоровна в диадеме — кокошнике

Кокошник в «русском стиле» становится любимым украшением императриц и придворных дам на петербургских костюмированных балах середины и 2-й половины XIX века. Расшитый золотом и серебряными нитями, он являлся наиболее торжественной частью наряда. Женские костюмы тогда шились из бархата и обильно украшались искусно исполненными золотыми и серебряными вышивками. Наряд дамы завершал праздничный кокошник с вуалем, а девицы — повязка с вуалем.
Ювелирные украшения для головы и прически сочетали в себе разнообразие исторических эпох. Они отличались оригинальным своеобразием форм, деталями отделки, подбором драгоценных камней и вставок. Эти украшения являлись наиболее важной композиционной деталью общего художественного замысла в костюме. Заказчиками таких туалетов были члены царской фамилии, придворные и аристократические круги, а также состоятельная буржуазия.

Императрица Александра Федоровна (в диадеме фирмы Болин). Портрет Н.К. Бодаревского

Императрица Александра Федоровна (в диадеме фирмы Болин). Портрет Н.К. Бодаревского

Начиная с 1-й четверти XIX века до конца столетия форма ювелирных украшений видоизменялась. К середине столетия модели украшений становятся все более композиционно усложненными, отличаются насыщенностью узоров и усилением многоцветности. Особенностью изделий того времени была полихромия, использование цветного золота, разнообразие приемов обработки металла , композиционных и орнаментальных мотивов.
В разработке и создании драгоценных уборов для русской знати принимали участие про-славленные ювелирные фирмы Петербурга: «К.Э. Болин» и «К. Фаберже» Мастера этих предприятий использовали в создании своих изделии модные в ту пору тенденции исторических стилей. Ювелирная фирма «К.Э. Болин» создавала украшения для высочайших слоев общества, была главным поставщиком Императорского двора. Эта фирма непрерывно служила семи русским монархам – начиная с 1796-го и заканчивая 1916 годом. Их изделия отличались высоким профессиональным уровнем и техническим совершенством. Наибольшую ценность в украшениях этой фирмы представляли драгоценные камни, воплощением их стиля являлся продуманный композиционный прием. Одно из ведущих мест Болины уделяли в своем творчестве изготовлению диадем для высочайших представителей царского дома. Некоторые большие заказы Кабинета Императорского двора были осуществлены в содружестве с фирмой Фаберже и представляли собой великолепный ансамбль, ведущее место в котором занимала диадема. Для последней из русских императриц Александры Федоровны ювелиры фирмы Болин создали несколько превосходных жемчужных и бриллиантовых уборов.

Читайте также: