Как сделать прическу эпохи барокко

Опубликовано: 04.05.2024

Государство – это я.
Людовик XIV

«Король-солнце» - именно так называли французы своего короля Людовика XIV из династии Бурбонов. Королем Франции Людовик стал в 1643 году, когда ему не было еще и пяти лет. Регентом при сыне была назначена мать короля Анна Австрийская. Отцом Людовика XIV был Людовик XIII, хорошо известный всем нам по книге А. Дюма «Три мушкетера».

Портрет Людовика XIV

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701
В парике.

Времена правления Людовика XIV также не раз упоминались как во многих литературных произведениях, так и становились площадкой для развития сюжетов в кино. К примеру, в начале ХХ века была издана серия романов про Анжелику (авторство Анн и Серж Голон), которые рассказывают не только о судьбе главной героини, но и о самой эпохе правления «короля-солнца».

XVII век, а это и есть время Людовика XIV, период господства в искусстве стиля барокко. Чтобы понять, что такое барокко, достаточно зайти в оперу. Барокко – это чрезмерная роскошь, огромные размеры, тяжелые и дорогие материалы. Барокко – это стиль дворцов. Время для пиров и безудержного веселья.

Прически XVII века

Кадр из фильма «Анжелика и король»
Прически XVII века

То же самое и относительно внешности – самые изящные наряды, дорогие украшения, обилие косметики, причем как у мужчин, так и у женщин. В период барокко мужчины начинают носить рюши и банты, а также чулки. Еще никогда силуэт мужского костюма не был столь женственным, а необходимость ухаживать за своей внешностью, используя помады, пудру и духи, не была столь обязательной для мужчин. Платья дам становятся все шире, а их вырезы все глубже. Прически вырастают в размерах, а количество украшений в них выходит за все рамки приличия. В XVII веке снова начинают носить парики.

Мужские прически эпохи барокко

В первые десятилетия XVII века в моде еще были короткие стрижки, пришедшие из Испании и возникшие в связи с модой на высокие воротники (воротник-фреза).

Прически в стиле барокко

Шарль Антуан Куапель. Портрет Мольера.
Прическа из длинных завитых волос и усы «шевалье» - в виде узкой полоски над верхней губой, концы усов завивались.

Однако уже в 20-30-е годы XVII века в моду входят прически из длинных волос – волосы завиваются, подвязываются бантами. Это было связано, в том числе, и с появлением отложных воротников. Таких, которые носили мушкетеры. К примеру, прическа «а-ля каденетт». Названа прическа была в честь герцога Лотарингского Каденетта. Состояла она из подстриженных «лестницей» волос, ровно разделенных на две части. А с левой стороны была завязана тонкая косичка, украшенная бантом и драгоценностями. Плюс на лоб опускалась небольшая ровная челка. Впрочем, прически времен Людовика XIII помнят все, кто смотрел «Трех мушкетеров».

король Людовик XIV

Шарль Лебрен — король Людовик XIV в молодые годы — портрет написан в 1661 году

Во времена Людовика XIV мужчины также будут носить прически из длинных волос и украшать их бантами, но с одним существенным отличием – это уже будут прически не из своих волос, а прически на париках. Считается, что мода на парики была введена Людовиком XIV в связи с одним очень досадным фактом – монарх облысел. После чего парики начал носить как сам Людовик, так и придворные.



Кадр из фильма «Анжелика и король»
Парик и усы «шевалье»

Парики были пышные и с завивкой. Создание париков стало возможным благодаря изобретению королевского лейб-медика Эрве – способу крепления волос к маленькой шапочке, обтянутой шелковой тонкой сеткой. Самыми дорогими считались парики из натуральных волос. Волосы для париков могли продавать либо нищенки, либо заключенные, волосы которых (при условии, что они были хорошими) остригались насильно. Очень ценились парики с белокурыми локонами. Одно время их могли носить только члены королевской семьи. Отсюда и появилась мода осветлять, а именно посыпать пудрой парики других цветов. Франция торговала своими париками. Французские парики покупали и при российском дворе. К слову, доходы от продажи париков были существенной графой в казне Франции.

Женские прически периода барокко

Кроме мужских париков существовали и женские. Однако, дамы все же чаще делали прически из своих волос, лишь добавляя искусственные локоны.



Голландский художник Каспар Нетшер. Портрет леди Филиппы Стонтон, 1668.
Прическа, похожая на прическу «Мадам Севинье»

В период, когда Людовик XIV был еще ребенком, женские прически походили на детские. К примеру, в моде была прическа «аль-анфан» («по-детски»), состоящая из завитых локонов, подвязанных лентой вокруг головы.

Также в середине XVII века была популярна прическа маркизы Севинье – завитые волосы, собранные в пучки вокруг головы. Прическа «фейерверк», которую ввела в моду королева Анна Австрийская, - спереди волосы были плоско уложены, а сзади собраны в массивный пучок, на плечи спускались змеевидные и штопорообразные локоны.

В 60-е годы XVII века носили прическу «Мария Манчини». Прическа была названа в честь итальянской знатной дамы. Она состояла из уложенных над ушами двух полушарий из завитых мелкими локонами волос. Очень похожей по силуэту на прическу «Мария Манчини» была и прическа «юрлю-берлю», популярная в 70-е годы XVII века. Ее авторство принадлежит первой известной в истории женщине-парикмахеру Мартине.

Прическа юрлю-берлю

Голландский художник Каспар Нетшер. Елена Катарина де Витте, 1678
Прическа «юрлю-берлю»

Но самой популярной прической была прическа «фонтанж». По легенде данную прическу придумала фаворитка Людовика XIV Анжелика де Фонтанж. Ее прическа растрепалась во время охоты, и она просто завязала свои волосу подвязкой с драгоценностями в высокий пучок на макушке. Людовик XIV был в восторге от данной прически и сделал Анжелике комплимент. После чего все придворные дамы стали украшать свои головы подобным образом. Прическа «фонтанж» имела множество вариантов – ее главная особенность высота (завитые локоны, расположенные горизонтальными рядами надо лбом) и множество украшений. Также существовал и одноименный головной убор – высокий чепчик «фонтанж».

Мария Анжелика де Фонтанж

Мария Анжелика де Фонтанж


Мария-Антуанетта

Портрет королевы Франции Марии-Антуанетты. Прическа «фонтанж».


Прическа в стиле барокко

Прическа «фонтанж»


Прическа в стиле барокко

В последние годы правления Людовика XIV женские прически становятся более скромными. В моду входит прическа «смирение» - гладко зачесанные волосы с пучком на затылке.

В XVII веке Франция становится законодательницей моды. Французский двор начинает диктовать моду для всех королевских дворов Европы. А Париж, как столица Франции, став столицей моды в XVII веке, не теряет своего звания по сей день.

Я уже писала на своём канале о женской и мужской моде эпохи барокко. Но как-то упустила причёски. А ведь причёска может рассказать не только о самом человеке, но и об исследуемой эпохе. Но информации по ним не так много, так что давайте восполним этот пробел и поговорим о женских причёсках.

Посмотрите внимательно на портреты этих дам (листайте галерею) . Совершенно разный силуэт и форма причёски, хотя между этими портретами прошло около 20 лет.

Царствовавшая испанская мода с её строгими, чёткими линиями, уступила место легкомысленным, буквально взбитым причёскам.

С тех пор как начала уменьшаться высота воротника, уменьшилась высота причёски. Волосы более не надо было зачёсывать наверх. С 1620-х годов в моду вошли новые веянья, у причёсок появилась легкомысленная чёлка.

Портрет Цицилии Ренаты Австрийской, королевы Польши, 1642 г. Модная деталь — это чёлка гарсетт.

Чёлка называлась «гарсетт» («девчонка»), а сама причёска туф . Т уф несложная в исполнении причёска: волосы делились на фронтальную и затылочную часть. Волосы на затылке оформляли в аккуратный пучок, а по бокам — укладывали в объёмную укладку, иногда для этих целей используя подкладочный валик.

Амалия Ван Сольмс, Принцесса Оранская, ок. 1629 г. Причёска — Туф.

В отличие от моды конца XVI века волосы стали активно завивать. Вот один из вариантов причёски — называлась "Волнистая ". Способ укладки практически такой же как и у "Туфа", вот только височные пряди завивались и укладывались в небрежные локоны.

Мария Луиза де Тассис, между 1629 и 1634 гг. худ. Антонис ван Дейк. Мария Луиза как раз изображена с модной причёской —

Полная версия портрета. На разных сайтах указываются разные даты создания этого портрета от 1629 до 1634 года. Но силуэт платья и воротника наиболее характерен для 1620-х, поэтому мне ближе 1629 г.

Но помимо этих причёсок модными были и другие. Одной из таких причёсок были локоны "серпенто", д анное название причёски возникло от слова Serpent - змея. Эта причёска отличалась от предыдущих только одним: теперь боковые пряди завиваются в тугие локоны и лежат на плечах словно змейки. Волосы на затылке так же собираются в пучок, такие пучки украшаются бантами.

Мария Генриетта Французская в роли Святой Екатерины Александрийской. ок. 1640-х. На этом портрете хорошо видны локоны

На портрете королевы Польши вы наверное заметили небрежно выпавший из причёски локон. Данный локон это ещё одна модная деталь эпохи — "Мусташ" (от фр. moustache - ус) , его ещё называли "Локон любви".

Автором даной причёски был герцог де Каденетт и называлась она «а-ля Каденетт». Изначально эта причёска была чисто мужской, но милая деталь так приглянулась дамам, что они позаимствовали и адаптировали под себя.

Причёски барокко: от строгости к легкомысленности

Причёски барокко: от строгости к легкомысленности

Ну а после смерти короля Людовика XIII мода на такие причёски прошла. Наступила новая эпоха, а вместе с ним и мода на новые причёски.

О первой моде на стрижку среди женщин, знаменитый "Фонтанж" я расскажу в следующей статье. А пока, ставьте лайки и пишите в комментариях, какая причёска приглянулась больше всего. Ну а если, вы ещё не подписаны на канал, то скорее подписывайся. Дальше будет интереснее.

Женственность образов, создававшихся в старые времена, сложно оспорить, а уж если речь идет о галантном веке барокко — стоит лишь с придыханием вспоминать эти элегантные, богато изукрашенные платья, и пышные, высокие укладки. Сегодня прически в стиле барокко, безусловно, совершенно не жизнеспособны, считаются вычурными и попросту неудобными для современной девушки. Однако они могут быть уместны для стилизованного бала или фотосъемки, да и они поддаются преобразованию, что подтверждают модные показы.

Основоположница укладок в стиле барокко — «Фонтаж»

Считается, что мода на те самые пышные, с множеством аксессуаров, прически пошла от одной из фавориток Людовика, которая на охоте небрежно подвязала свои локоны кружевной лентой, чтобы они не мешались ей в развлечении. Каким-то образом прием ее был перенят всеми придворными дамами, и появился «Фонтаж»: накрученные локоны, убранные при помощи кружева или атласной ленты. Постепенно место фиксации приподнималось вместе с самой прической, и в ее основе стал присутствовать каркас, а наивысшая точка находилась уже на расстоянии 60 см от головы. Позже эту укладку перенесли и на парики.

Прически в стиле барокко

  • Следует отметить, что практически все прически барокко подразумевают под собой наличие сильного начеса (в основном, с внутренней стороны), и большинство нуждается в каркасе, если укладка высокая.
  • Также прически того времени требовали открытого лба и завивки. Примечательно, что некоторые дамы даже искусственно поднимали линию роста волос, выбривая их спереди. Если же говорить именно о накрутке локонов, то в почете была спиралевидная форма, которой сегодня можно добиться с любой плойкой — как конусной, так и цилиндрической. А вот утюжком или на бигуди придать нужный силуэт пряди не получится.

Прически барокко с каркасом

Было популярно и декорирование готовой прически камнями, а после — цветами: как искусственными, так и живыми. Некоторые женщины даже ароматизировали свои волосы.

Принцип создания укладки

Руководство по воссозданию

Для того чтобы самостоятельно соорудить (а иначе об этой прическе и не скажешь) «Фонтаж», сегодня может не потребоваться каркас, однако без валика не обойтись. Из инструментов обязательна плойка (лучше небольшого диаметра — 19-24 мм), тонкая расческа с ручкой-спицей, шпильки и невидимки. Из стайлинговых средств обязателен лак сильной фиксации и мусс. Если волосы не слишком густые, стоит обратиться к накладным прядям.

Прическа

  • Прочешите все полотно волос, разделите горизонтальными линиями на несколько слоев (3-4), заколите верхние и начните работу с нижнего. Обработайте его муссом (как можно лучше), накрутите широкими прядями на плойку: щипцы во время этой процедуры держите четко перпендикулярно полу, накручивать прядь начинайте от корня. Каждый локон после снятия фиксируйте зажимом до полного остывания.
  • Когда по указанной технологии будет завита вся голова, кроме пары височных частей (ровно по ширине 1 пряди каждая), массажной расческой превратите одиночные локоны в единое волнистое полотно. Сбрызните увлажняющим спреем.
  • Начните так же по слоям начесывать каждую прядь у корня: большую массу волос со всех сторон, а те зоны, которые являются внешними (по краевой линии роста) — только изнутри, чтобы не потерять визуальную гладкость.
  • Соберите на макушке часть волос (примерно внутреннюю треть) в хвост, при натяжении он должен смотреть четко вертикально. Наденьте на него 2-3 бублика «пирамидкой», чтобы получился стоящий объемный цилиндр. Свободный хвост, выглядывающий сверху, уложите вниз по бубликам, стараясь не уничтожить начес, закрепите шпильками и залейте лаком.
  • Заднее полотно (от мочки уха до мочки уха) осторожно пригладьте натуральной щетиной с лицевой стороны, приподнимите и уложите на «башню» из бубликов и хвоста, прикрывая ее ровно наполовину. Заколите невидимками. То же самое сделайте с боковыми (за ушами) зонами с каждой стороны.
  • Переднее полотно снова начешите по всей длине изнутри, затем, сохраняя объем, прикройте с его помощью оставшуюся часть прически, оформите кончики аккуратными завитками. При необходимости обрабатывайте их гелем, чтобы сделать более четкими. Обработайте готовую прическу лаком сильной фиксации. Последний штрих — подкрутите височные пряди и выпустите их на грудь.

Прически барокко в современном исполнении

Если необходимо добиться полной достоверности (а такой вариант «Фонтажа» не выполняют даже на торжество — только для костюмированного вечера или съемки), оберните вокруг «башни» кружевную ленту, добавьте веточки цветов или крупные заколки с камнями.

Стилизация барокко в современном парикмахерском искусстве

На сегодняшний день влияние галантного века можно проследить почти во всех высоких прическах, особенно в тех, что были популярны пару десятилетий назад, когда почти на каждое торжество накручивались и поднимались наверх локоны. Сейчас это кажется вычурным и излишне претенциозным, однако небольшие начесы все еще являются актуальными, и именно они — то самое дыхание барокко в парикмахерском искусстве.

Ярче всего оно чувствуется в образах, создающихся Dolce&Gabbana — несложные прически с крупным, объемным декором. Выполнить такую легко даже в домашних условиях. Единственное требование — длина волос от лопаток и ниже.

Прически в стиле барокко от Dolce&Gabbana

Главный нюанс такой прически — легкий прикорневой объем, ровный пробор, несложный пучок внизу. Но изюминкой, которая и отдает роскошью прошлых столетий, становится ободок или тиара, густо усыпанная блестящими крупными элементами.

Не забудьте о том, что барокко — это открытый лоб, поэтому челку (при ее наличии) нужно будет убрать под ободок, желательно, старательно спутав с основной массой волос и тоже начесав.

Укладка барокко с ярким ободком
Современная стилизация барокко

Если же говорить о более явной стилизации, то это, безусловно, прически «бабетта», объемный «французский пучок» и им подобные варианты. Последний ближе всего к исходному «Фонтажу», поскольку выполняется почти по той же технологии, что была приведена выше, однако накручивание не требуется.

Французский пучок

Пошаговое выполнение французского пучка

  • Прочешите все полотно, разделите горизонтальной линией от уха до уха на 2 слоя, верхний временно заколите и оставьте.
  • Нижний начешите по всей длине и с изнаночной, и с лицевой стороны. Обработайте начес лаком, чтобы пряди в прямом смысле стояли, удерживая заданный объем.
  • Не теряя его, осторожно соберите, слегка прижимая руками, волосы в крупный валик, кончики заверните внутрь и подколите шпильками и невидимками.
  • Теперь начните начесывать переднее полотно, однако делайте это только по изнаночной стороне, чтобы сохранилась общая гладкость. Каждую начесанную часть укладывайте на валик так, чтобы кончики прятались в одном и том же месте. Для фиксации используйте невидимки.

Укладки с начесом

Когда все волосы будут уложены, хорошо обработайте их лаком и подсушите феном с функцией холодного воздуха. При необходимости добавьте декоративные элементы и/или выпустите височные пряди вперед, подкрутив их щипцами.

Хвост с начесом

Процесс создания пучка с начесом на макушке

Более современный, удобный и повседневный вариант. Выполняется за считанные минуты, отлично подходит для визуального вытягивания лица и фигуры, однако, опять же, требует длинные волосы.

  • Прочешите всю массу волос, от лба к макушке протупируйте каждую прядь примерно на 1/3 ее высоты (снизу), лицевую сторону не трогайте.
  • Осторожно соберите верхнюю и боковую зоны и зафиксируйте невидимками крест-накрест чуть ниже макушки. Подтяните туда же оставшиеся локоны, соберите все в хвост ровно в точке соединения невидимок.
  • Свободной прядью закройте и резинку, и заколки. Завейте хвост спиральными локонами или оставьте прямым, перебросьте на бок. При желании эту прическу можно дополнить ободком или лентой, мягко уложенной вокруг начеса.

Как сделать хвост с начесом

Современные прически под барокко
Объемная укладка в стиле барокко

По большому счету, частичку барокко можно добавить абсолютно любой укладке, если соблюдать главные правила этой эпохи: открытый лоб, кудри-спирали, начес на макушке и обилие декоративных элементов. Однако помните, что сегодня соединение всех деталей будет выглядеть безвкусно, поэтому старайтесь не перегружать свой образ.


Эпоха барокко в прическах XVII века

Семнадцатый век во Франции - время причесок в стиле барокко

Это была отдельная эпоха в истории парикмахерского искусства – французский XVII век. Стиль барокко из изобразительного искусства перекочевал во все сферы жизни аристократии – в моде были роскошь и пышность, дорогие изысканные материалы, крупные, тяжелые украшения. Сдержанности не было места ни в интерьерах дворцов, ни в одежде, ни в нарядах. Это столетие ознаменовалось чрезмерным вниманием к внешности – как женщин, так и мужчин. Аристократы обоего пола в изобилии пользовались пудрой и духами, носили чулки, банты, кружева и драгоценности, само собой, не забывая и о волосах и прическах.

П.П. Рубенс. Портрет Марии Медичи

В начале XVII века во Франции еще прослеживалось влияние испанской моды – благодаря высоким воротникам мужчины носили короткие стрижки. Да и женщины укорачивали волосы – мать Людовика XIII Мария Медичи ввела в моду прическу «гарсетт», которая отличалась еще и легкой короткой челкой. Вскоре стали носить отложные воротнички, волосы отпускали ниже плеч, мужчины подвязывали их бантом, а женщины укладывали разными замысловатыми способами. Какая бы прическа ни украшала голову придворной модницы, получалось уникальное творение – благодаря своим собственным приемам и деталям. Это мог быть отдельный локон, например, завязанный на конце бантом – он носил название «мусташ», то есть «ус».

Женские прически XVII века

Некоторое время была популярной прическа «аль-анфан» - «по-детски», которая представляла собой мелкие локоны, завитые по всей голове, распущенные, подвязанные лентой. Другая популярная прическа во Франции XVII века – «тортье». Волосы укладывали в пучок на затылке, по бокам оставляли длинные пряди, которые завивали в слегка небрежные волны.

Прическа «тортье» на даме с портрета кисти Ван Дейка

Часто новый стиль в прическе диктовали отдельные дамы, которые впервые демонстрировали ее на публике. Так было в случае с маркизой де Севинье – именно она ввела в моду собирать завитые волосы в пучки на висках, делать едва заметную челку и украшать прическу небольшой шапочкой – «бонне» или кружевной наколкой.

Прическа «севинье»

Королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, придумала прическу «фейерверк», когда спереди волосы укладывали плоско, а сзади делали массивный пучок, на плечи же спускались змеевидные локоны или пряди, закрученные в форме штопора. Именно такую прическу мы привыкли видеть на королеве в ее киновоплощениях, ее же можно часто наблюдать на портретах знатных французских дам середины семнадцатого века.

Прическа «фейерверк»

Друг сердца Анны и ее, по некоторым данным, официальный супруг, кардинал Мазарини, став фактически первым лицом во французском королевстве, выписал к себе из Италии племянниц, «мазаринеток», многие из которых сыграли большую роль в европейской политике, а некоторые существенным образом повлияли и на историю парикмахерского искусства. Одна из самых знаменитых причесок той эпохи появилась благодаря Олимпии Манчини, графине де Суассон, женщине с полной событиями биографией.

Портрет трех сестер Манчини, Олимпия - в центре

Вот как создавали прическу «а-ля-Манчини»: волосы делили на прямой пробор, взбивали над висками, укладывали над ушами в две большие розетки. Два локона – «серпенто» («змейки») – оставляли на плечах. Олимпия Манчини была одной из фавориток короля Людовика XIV, а потому стремлению быть на нее похожей французские аристократки, само собой, противиться не могли.

Фаворитки короля – законодательницы моды в области причесок

Маркиза де Монтеспан

Другая знаменитая королевская фаворитка, маркиза де Монтеспан, сделала популярной прическу «юрлю-берлю», создающую впечатление милой небрежности, растрепанности. Вот как описывала ее в письме мадам де Севинье: « волосы изящно разделяются пробором в паре дюймов от пучка, волосы по обе стороны пробора подстригаются ступеньками и закручиваются свободными локончиками, которые заканчиваются всего на дюйм ниже уха. И все это выглядит так молодо и прелестно – будто два букета локонов с каждой стороны ».

Прическа «юрлю-берлю»

Интересно, что юрлю-берлю ознаменовала собой некоторую революцию в области французского парикмахерского искусства, она стала первым знаменитым творением профессиональных парикмахеров. До определенного времени дам причесывали их собственные служанки, и первые патенты на оказание услуг куаферов, парикмахеров, король стал выдавать лишь в 60-е годы XVII века. Авторство прически «растрепы» приписывают некоей мадам Мартен, владелице парижского парикмахерского салона.

А. Пигайем. Портрет Анжелики де Фонтанж

А законы моды все же продолжали исходить от фавориток. Однажды одна из них, Анжелика де Фонтанж, участвовала в королевской охоте и наскоро подвязала лентой растрепавшиеся волосы – в высокий пучок на макушке. Людовик был в восторге, сделав своей спутнице комплимент, он пожелал видеть на ней эту прическу и впредь – и, разумеется, на следующий же день большая часть придворных дам повторили экспромт Анжелики. Укладка «фонтанж» предполагала расположение завитых локонов горизонтальными рядами надо лбом, волосы украшали драгоценностями.

М.В. Жакото. Портрет маркизы де Ментенон

Ближе к концу правления Людовика XIV прически дам становились все более скромными, одна из них, с гладко зачесанными в пучок волосами, и вовсе носила название «смирение». Так любила укладывать волосы маркиза де Ментенон – еще одна знаменитая фаворитка короля.

Дамы более поздних эпох продолжали экспериментировать с теми прическами, что придумали когда-то французские аристократки

Прически барокко, однажды возникнув во французских придворных кругах, продолжали пользоваться успехом и в последующие эпохи – видоизменяясь, то набирая популярность, то утрачивая ее. На портретах уже русских аристократок XVIII и XIX века можно проследить влияние этой моды, созданной еще при Людовике XIV. Сам же король к закату своего правления все больше ценил парики, которые стали во Франции очень распространены – все потому, что, по всей видимости, с возрастом он заметно облысел.

Героини Атенаис де Монтеспан и Анжелики де Пейрак на экране причесаны в соответствии с правилами своей эпохи

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

-Рубрики

  • ✿Аватарки (251)
  • ✿Восток (103)
  • ✿Все для дачи (87)
  • ✿Все о кофе (44)
  • ✿Вся красота природы (364)
  • ✿ГАРМОНИЯ моей ВСЕЛЕННОЙ (24)
  • ✿Гороскопы,тесты (512)
  • ✿Дизайн,декор,стили, интерьер (720)
  • ✿Для блога (353)
  • = Клипарт (101)
  • = кнопочки (18)
  • =Линеечки - разделители (6)
  • =Надписи (30)
  • =Фоны (30)
  • ✿Для меня (143)
  • ✿Домоводство (302)
  • =Вязание (181)
  • =Сад на подоконнике (19)
  • =Шитьё (9)
  • ✿Драгоценные камни и все об украшениях (398)
  • ✿Животные,птицы,насекомые (154)
  • ✿Интересные факты (285)
  • ✿Искусство (1775)
  • ✿История (41)
  • ✿Катастрофы ,стихии,бедствия,трагедии (33)
  • ✿Ковид-19 (1)
  • ✿Коллажи на прозрачном фоне 1 (158)
  • =Коллажи на прозрачном фоне2 (116)
  • ✿Красота по-рублевски (10)
  • ✿Куклы,игрушки (176)
  • ✿Кулинария и рецепты (1286)
  • =Блюда в духовке и мультиварке (33)
  • =Кулинария в картинках (1)
  • =Блюда из кролика, птицы и дичи (53)
  • =Блюда из мяса и субпродуктов (79)
  • =Блюда из рыбы и морепродуктов (83)
  • =Блюда из творога и молокопродуктов (28)
  • =Выпечка и торты (156)
  • =Десерты ,пирожное (26)
  • =Закуски и бутерброды (56)
  • =Какао, шоколад, молоко, сливки (12)
  • =Консервирование (20)
  • =Напитки (2)
  • =Салаты (201)
  • =Соусы и заправки (11)
  • =Спиртные напитки (20)
  • =Супы разные (53)
  • ✿Медицина , здоровье и красота (620)
  • ✿Мир женщин (478)
  • ✿Мир моды и парфюм (804)
  • =История моды (47)
  • ✿Мир мужчин (94)
  • ✿Мои работы (8)
  • ✿Музыка (438)
  • ✿Мысли вслух (824)
  • ✿На ЛИРУ (47)
  • ✿Неопознанное, необъяснимое (170)
  • ✿НОВЫЙ ГОД и Рождество (429)
  • ✿Обои на рабочий стол (20)
  • ✿Открытки и Колажи разных авторов (697)
  • ✿Питер (10)
  • ✿Поздравления и пожелания,праздники дру (667)
  • ✿Полезные советы (429)
  • ✿Полезные ссылки,компьютер (19)
  • ✿Приветствие в блог (153)
  • ✿Психология (405)
  • ✿Путешествия (415)
  • =Города ,деревни,села (126)
  • =Замки ,дворцы,поместья,храмы (27)
  • =Сады и парки (58)
  • ✿Рамочки для текста простые (3027)
  • =Рамочки весенние (443)
  • =Рамочки желтые,оранжевые. (21)
  • =Рамочки зеленые,салатовые,хаки. (45)
  • =Рамочки зимние (715)
  • =Рамочки коричневые (37)
  • =Рамочки красные (59)
  • =Рамочки летние (765)
  • =Рамочки осенние (883)
  • =Рамочки прозрачные (5)
  • =Рамочки с прокруткой (2)
  • =Рамочки синие,голубые,бирюзовые (50)
  • =Рамочки сиреневые,розовые (42)
  • =Рамочки черные ,серые,белые (112)
  • ✿Рамочки ФШ (5211)
  • = Рамочки С Днем Святого Валентина (8)
  • =Рамочки разные праздники (77)
  • =Рамочки девушки (3154)
  • =Рамочки девушки 2 (251)
  • =Рамочки Дождь (181)
  • =Рамочки животные (56)
  • =Рамочки кофе (375)
  • =Рамочки кулинарные (13)
  • =Рамочки морские (67)
  • =Рамочки мужчины (106)
  • =Рамочки Новогодние (117)
  • =Рамочки религиозные (53)
  • =Рамочки романтические (789)
  • =Рамочки с 8 марта (15)
  • =Рамочки с 9 и 1 мая (11)
  • =Рамочки с днем рождения (285)
  • ✿Религия,Ангелы (77)
  • ✿Рецепты народных целителей (314)
  • ✿Свадебные фотосессии (111)
  • ✿Светлая память! (10)
  • ✿Сказки,цитаты,афоризмы,притчи (216)
  • ✿Современные художники (1906)
  • =Иллюстраторы (214)
  • =Фентези (69)
  • ✿Стихи,истории,рассказы,высказывания (2038)
  • =Инна Разумовская (7)
  • =Ирена Буланова (6)
  • = Леонид Митенев (1)
  • =Алина Ермолаева (5)
  • =Анастасия Снегина (5)
  • =Андрей Бонди (5)
  • =Андрей Степанов 88. (16)
  • =Андрей Шумилов (73)
  • =Ася Настасья (1)
  • =Борис Рудин (7)
  • =Евгения Весенняя (3)
  • =Ирина Самарина (35)
  • =Ирина Стефашина (79)
  • =Лариса Олейник (13)
  • =Лео (2)
  • =Любов Кукуруза (3)
  • =Людмила Маковеева (2)
  • =Мира Сколова (11)
  • =Нина Гайворонская (1)
  • =Рима Коровина (2)
  • =Романова Людмила (25)
  • =Эндрю Фриз (9)
  • =Яков Баст (3)
  • ✿Темы и схемы (812)
  • =схемки девушки (115)
  • =схемки зима (149)
  • =схемки орнамент (49)
  • =схемки осень (100)
  • =схемки разные (27)
  • =схемки цветочные (274)
  • ✿Фото и Фотосессии (810)
  • ✿Фотошоп (1)
  • ✿Франция-Париж (151)
  • ✿Эволюция (36)
  • ✿Эротика и все о сексе (292)
  • ✿Это интересно (1376)
  • ✿Юмор (104)

-Музыка

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

«Король-солнце» - именно так называли французы своего короля Людовика XIV из династии Бурбонов. Королем Франции Людовик стал в 1643 году, когда ему не было еще и пяти лет. Регентом при сыне была назначена мать короля Анна Австрийская. Отцом Людовика XIV был Людовик XIII, хорошо известный всем нам по книге А. Дюма «Три мушкетера».

Портрет Людовика XIV

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701
В парике.

Времена правления Людовика XIV также не раз упоминались как во многих литературных произведениях, так и становились площадкой для развития сюжетов в кино. К примеру, в начале ХХ века была издана серия романов про Анжелику (авторство Анн и Серж Голон), которые рассказывают не только о судьбе главной героини, но и о самой эпохе правления «короля-солнца».

XVII век, а это и есть время Людовика XIV, период господства в искусстве стиля барокко. Чтобы понять, что такое барокко, достаточно зайти в оперу. Барокко – это чрезмерная роскошь, огромные размеры, тяжелые и дорогие материалы. Барокко – это стиль дворцов. Время для пиров и безудержного веселья.

Прически XVII века

Кадр из фильма «Анжелика и король»
Прически XVII века

То же самое и относительно внешности – самые изящные наряды, дорогие украшения, обилие косметики, причем как у мужчин, так и у женщин. В период барокко мужчины начинают носить рюши и банты, а также чулки. Еще никогда силуэт мужского костюма не был столь женственным, а необходимость ухаживать за своей внешностью, используя помады, пудру и духи, не была столь обязательной для мужчин. Платья дам становятся все шире, а их вырезы все глубже. Прически вырастают в размерах, а количество украшений в них выходит за все рамки приличия. В XVII веке снова начинают носить парики.

Мужские прически эпохи барокко

В первые десятилетия XVII века в моде еще были короткие стрижки, пришедшие из Испании и возникшие в связи с модой на высокие воротники (воротник-фреза).

Прически в стиле барокко

Шарль Антуан Куапель. Портрет Мольера.
Прическа из длинных завитых волос и усы «шевалье» - в виде узкой полоски над верхней губой, концы усов завивались.

Однако уже в 20-30-е годы XVII века в моду входят прически из длинных волос – волосы завиваются, подвязываются бантами. Это было связано, в том числе, и с появлением отложных воротников. Таких, которые носили мушкетеры. К примеру, прическа «а-ля каденетт». Названа прическа была в честь герцога Лотарингского Каденетта. Состояла она из подстриженных «лестницей» волос, ровно разделенных на две части. А с левой стороны была завязана тонкая косичка, украшенная бантом и драгоценностями. Плюс на лоб опускалась небольшая ровная челка. Впрочем, прически времен Людовика XIII помнят все, кто смотрел «Трех мушкетеров».

король Людовик XIV

Шарль Лебрен — король Людовик XIV в молодые годы — портрет написан в 1661 году

Во времена Людовика XIV мужчины также будут носить прически из длинных волос и украшать их бантами, но с одним существенным отличием – это уже будут прически не из своих волос, а прически на париках. Считается, что мода на парики была введена Людовиком XIV в связи с одним очень досадным фактом – монарх облысел. После чего парики начал носить как сам Людовик, так и придворные.

Прически в стиле барокко

Кадр из фильма «Анжелика и король»
Парик и усы «шевалье»

Парики были пышные и с завивкой. Создание париков стало возможным благодаря изобретению королевского лейб-медика Эрве – способу крепления волос к маленькой шапочке, обтянутой шелковой тонкой сеткой. Самыми дорогими считались парики из натуральных волос. Волосы для париков могли продавать либо нищенки, либо заключенные, волосы которых (при условии, что они были хорошими) остригались насильно. Очень ценились парики с белокурыми локонами. Одно время их могли носить только члены королевской семьи. Отсюда и появилась мода осветлять, а именно посыпать пудрой парики других цветов. Франция торговала своими париками. Французские парики покупали и при российском дворе. К слову, доходы от продажи париков были существенной графой в казне Франции.

Женские прически периода барокко

Кроме мужских париков существовали и женские. Однако, дамы все же чаще делали прически из своих волос, лишь добавляя искусственные локоны.

Прически в стиле барокко

Голландский художник Каспар Нетшер. Портрет леди Филиппы Стонтон, 1668.
Прическа, похожая на прическу «Мадам Севинье»

В период, когда Людовик XIV был еще ребенком, женские прически походили на детские. К примеру, в моде была прическа «аль-анфан» («по-детски»), состоящая из завитых локонов, подвязанных лентой вокруг головы.

Также в середине XVII века была популярна прическа маркизы Севинье – завитые волосы, собранные в пучки вокруг головы. Прическа «фейерверк», которую ввела в моду королева Анна Австрийская, - спереди волосы были плоско уложены, а сзади собраны в массивный пучок, на плечи спускались змеевидные и штопорообразные локоны.

В 60-е годы XVII века носили прическу «Мария Манчини». Прическа была названа в честь итальянской знатной дамы. Она состояла из уложенных над ушами двух полушарий из завитых мелкими локонами волос. Очень похожей по силуэту на прическу «Мария Манчини» была и прическа «юрлю-берлю», популярная в 70-е годы XVII века. Ее авторство принадлежит первой известной в истории женщине-парикмахеру Мартине.

Прическа юрлю-берлю

Голландский художник Каспар Нетшер. Елена Катарина де Витте, 1678
Прическа «юрлю-берлю»

Но самой популярной прической была прическа «фонтанж». По легенде данную прическу придумала фаворитка Людовика XIV Анжелика де Фонтанж. Ее прическа растрепалась во время охоты, и она просто завязала свои волосу подвязкой с драгоценностями в высокий пучок на макушке. Людовик XIV был в восторге от данной прически и сделал Анжелике комплимент. После чего все придворные дамы стали украшать свои головы подобным образом. Прическа «фонтанж» имела множество вариантов – ее главная особенность высота (завитые локоны, расположенные горизонтальными рядами надо лбом) и множество украшений. Также существовал и одноименный головной убор – высокий чепчик «фонтанж».

Мария Анжелика де Фонтанж

Мария Анжелика де Фонтанж


Мария-Антуанетта

Портрет королевы Франции Марии-Антуанетты. Прическа «фонтанж».


Прическа в стиле барокко

Прическа «фонтанж»


Прическа в стиле барокко

В последние годы правления Людовика XIV женские прически становятся более скромными. В моду входит прическа «смирение» - гладко зачесанные волосы с пучком на затылке.

В XVII веке Франция становится законодательницей моды. Французский двор начинает диктовать моду для всех королевских дворов Европы. А Париж, как столица Франции, став столицей моды в XVII веке, не теряет своего звания по сей день.

Читайте также: