Как сделать прическу чуб

Опубликовано: 14.05.2024


Прическа казака — чуб, чуприна или стрижка "под макитру" (горшок) — это не просто элемент образа. За каждым способом стрижки стоит целая легенда. В этой статье мы поговорим об истории появления своеобразных причесок и значении их в жизни казачества.

Чуб Тараса Бульбы

Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем седая. Бороду он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.

Тарас Бульба

Разновидности причесок

Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.

Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:

  • хохол;
  • чуб "оселедец";
  • стрижка "под чуприну";
  • "скобка", прическа "под горшок" или "под арбузную корку".

Хохол

Обычай носить такую прическу был в основном у казаков-черкесов. Стрижку «хохол» делали мальчикам, которые прошли обряд инициации. После того как ребенка посвятили в воины, по краям его голову гладко брили, а посередине оставляли то, что сейчас принято называть «ирокезом». Такой хохолок и стал основанием для немного насмешливого прозвища славянских воинов. Интересно, что у живших по соседству персов слово «казак» и имело значение "хохолок".

Оселедец

Чуб "оселедец", или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом - Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Длинный чуб казака

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками "под горшок".

Картина Репина

Как выглядел оселедец?

Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.

Внешность казака

Прически "хохол" и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.

Какое значение казаки придавали чубу?

Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.

Казачий

Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.

Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.

Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги - Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.

Что же означает слово "чуб"? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.

Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.

Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.

Стрижка "под чуб" или "чуприну"

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа "под чуприну" создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • реестровые казаки;
  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название "под чуб по-польски". Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же "под чуб" чаще всего стриглась знать. Такую "прическу казака" носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка "под чуприну" также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их "под чуприну".

Стрижка "под макитру"

Также она имела название "под горшок", "под арбузную корку". Выполнить ее было очень просто. На голову надевалась какая-то округлая емкость или та же арбузная корка. Все волосы, которые выглядывали из-под нее, остригались. Эту прическу носили по большей части казаки среднего Дона и Яика. Образ кузнеца Вакулы - яркий пример представителя казачества со стрижкой "под горшок".

Стрижка

Борьба царей с прическами запорожцев

Русских правителей раздражали прически казаков. Петр 1 издал указ сбрить усы и чубы. От этого можно было только откупиться крупной суммой.

Екатерина 2, которая не очень жаловала казаков, называла чубы "селедками". По-украински это звучит как "оселедець". В моде в то время были накрахмаленные огромные парики с локонами, и казаки смотрелись на этом фоне весьма странно.

Значение волос для казаков

Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.

До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.

Стрижка

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: папаху (шапку) или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких "хваленками". Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

Юлия Литвиненко

Старинные укладки могли многое рассказать об обычаях народа. Каждая форма имела сакральный смысл, за каждым завитком стояла легенда. Символом свободы, силы и борьбы были казаки. Отличались не только отвагой в бою, верностью присяге, но и особой стрижкой. Прическа «Взбитый чуб» навевала ужас на соперников, защищала воинов от нечистой силы. В парикмахерском искусстве все чаще появляются стрижки из прошлых столетий. Современные идеи тесно переплетаются с древними традициями.

Описание стиля казаков

Первые упоминания о казаках встречается в XVI веке, они всячески поддерживали единство Русского царство, присягая царям на верность, защищая от смут, вражеских нападений. В конце XVII века на Дону образовалась автономия, вольные жители участвовали в управлении, почитали старообрядческие традиции. Необходимость защиты южных границ империи привело к привилегиям в самоуправлении.


При Петре I казаки получили подкрепление при борьбе с турками, также активно поддерживали царя, выступая в Шведской войне. Но желая управлять свободолюбивыми воинами, царь изменил управление в Донской автономии, что привело к Булавинскому восстанию, потерей казачества автономии. Петр I перевел все казачьи войска под управление высшего военного органа Российской империи.

Постепенно Дон получил статус колонии, сохранял элементы автономии вплоть до самой революции. Но всегда отличались от регулярных войск дисциплиной и верностью товарищам, что связано с традициями семейных станиц. Выступая в бою, казаки ощущали поддержку друг друга, рядом плечом к плечу воевали деды, братья, отцы, сыновья. На сегодняшний день большинство казаков живут на территории Ростовской и Волгоградской области, по последним подсчетам численность составляет более 140 тыс. человек.


Особые традиции, обычаи позволяли воспитывать отважных воинов с малых лет. Обучение будущего защитника начиналось с трехлетнего возраста, отличалось постоянством, непрерывностью и высокой степенью нагрузки военной подготовки. Стрелять учили с 7 лет, искусству обращения с шашкой — с 10, мальчики воспитывались в строгости, с детства царила железная дисциплина. Помимо военной науки, дети работали в поле, пасли скот.


Оставалось время на игры, которые также были направлены обучению военному ремеслу, но в более занимательной, увлекательной форме. В середине XVIII века открылось первое образовательное учреждение, где казачьих детей подготавливали к духовному знанию. Позже основными предметами стали арифметика, грамматика, иностранные языки, рисование. В начале XIX века была создана Донская Гимназия — прототип современных кадетских училищ.

Многочисленные победы казачества объяснялись железной дисциплиной, тщательной подготовка воинов с малых лет. Любовь к родной земле прививалась с рождения, а станица состояла из семей, насчитывавших несколько поколений. Несли незначительные потери в бою в равнении с регулярными полками. Зачастую воевали целыми станицами, поддержка воинов основывалась также на кровном родстве. Казаки носили одну серьгу в ухе как знак о том, что мужчина один сын в семье.

Таких воинов товарищи оберегали в бою для сохранения продолжения будущего рода. На военных советах последнее слово не всегда было за командиром, часто решал жребий, общий совет.


Мода воинов отличалась практичностью, элементы одежды не должны были мешать в бою. Казаки традиционно носили шаровары, папаху, короткий распашной кафтан, остроконечный капюшон из сукна. Головным убором служила фуражка с красным околышем, оскорблением было сбить шапку. Особым знаком были лампасы, отличавшие вольного казака от воинов, проходивших регулярную военную службу. Шашка, короткая плеть нагайка — были главным оружием.

Посох же со времен Киевской Руси оставался символом мудрости. Часто использовался на собраниях для важных сообщений, наведению порядка среди казачества.

Характерные черты причесок

Основной прической был казачий чуб. По одной из легенд являлся частью выбритой головы, характерной стрижки каторжников. Подобный вариант состригания волос связывают с происхождением казаков, формировавшихся из бежавших заключенных. Эту версию опровергают старинные фрески, на которых воины запечатлены с характерным взбитым чубом еще в V веке. Волосам приписывалась особое значение, считалось, что в них заключена сила воина.

С персидского «казак» означает «хохолок», по характерной прическе побратимы могли узнать друга в любой стороне.

Обратите внимание! Воины старообрядцы стриглись под горшок, носить бороды могли только женатые мужчины. Еще эта прическа получила название «арбузная корка», для ее выполнения на голову надевали круглую емкость, по лекалу состригали волосы по краям.


Подобными легендами овеян и символ запорожских казаков — оселедець. Мужчины оставляли часть волос на макушке, остальные пряди сбривали. Такую прическу носили еще во времена Киевской Руси, стрижки носили мужчины княжьего рода. Встречался характерный длинный чуб также у норманнов. Была наделена сакральным значением, являлась посвящением богу Одину.

В бою развеивающийся чуб казака устрашал противника, имели право носить только опытные воины. По обычаю закладывали за левое ухо, считалось, что на правом плече сидит ангел, на левом черт, таким образом отгоняли нечистую силу. Казаки тщательно следили за внешностью, лицо гладко брили, оставляя лишь длинные усы.


Характерные черты причесок казаков:

  • волосы коротко стригли или сбривали;
  • оставляли одну прядь, чубчик;
  • прическу носили с усами или бородой.

Казачки до замужества плели одну косу, могли ходить с непокрытой головой. После замужества женщины завязывали две косы, покрывали голову головным убором. В каждой местности существовали свои традиции, техники повязывания платка — зануздалка, шлычка, каук. Украинские прически мало чем отличались от донских, девушки также вплетали отрезы ткани, ленты для увеличения длины и объема. Мелко сплетенные косички характерны для центральной Украины, в других регионах была популярна коса вокруг головы, украшенная живыми цветами.

Девичьи головные уборы отличались разнообразием, убранством. Сложные конструкции украшались лентами, окрашенными перьями, сусальным золотом. Как красиво вплести ленту в косу, вы можете прочесть на нашем сайте.


Внимание! Как и прически, головные уборы создавались на основе многовековых знаний, традиций. Орнаменты, композиции цветов, символов служили оберегом дома, семьи, потомства.

Актуальность в наши дни

Современные укладки отличаются разнообразием, свободой самовыражения. Если наши предки предавали особое значение волосам, сегодня прически являются одним из элементов имиджа. Сложно судить о роде деятельности, семейном статусе, актуальные тренды диктуют новые формы и идеи. Но мода циклична и некогда забытый взбитый чуб вновь становится популярным. Прическа заметно трансформировалась, появилась геометрия, динамика, точные графичные линии.


От лихого казака осталась лишь удлиненная часть сбоку в области макушки. Современная прическа приобрела элегантность, утонченность, но благодаря коротко подстриженным вискам и затылку, не потеряла мужественности.

Кому подходят:

  • стрижка не имеет возрастных ограничений, может стать стильным вариантом, для юноши и зрелого мужчины;
  • смелые, креативные барышни также могут воспользоваться данным вариантом, актуальные модели, выполненные на коротких прядях, украсят изящных, хрупких девушек;
  • подходит прямоугольным, вытянутым, правильным овалам, не рекомендуется обладателям круглого лица, прическа акцентирует внимание на пухлых щеках, невыразительном подбородке;
  • рекомендуется использовать стройным, спортивным парням и девушкам, открытые виски и затылок не скроют лишние килограммы, даже незначительные внешние изъяны;
  • уместна прическа для каждодневного графика, немного стайлинга и стандартная стрижка приобретет элегантные нотки;
  • подходит для разных направлений, сочетается с кэжуал, спортивным, классическим, деловым стилем, используется для торжественных светских мероприятий.


Общие рекомендации по выполнению

Стрижка требует профессиональных навыков, рекомендуется выбрать опытного мастера. Плавные переходы, актуальный пробор, возможность дополнить оригинальными рисунками — детали позволяют подобрать уникальную модель. Для создания стрижки в домашних условиях понадобятся:

  • тонкий гребень;
  • машинка для стрижки, триммер для окантовки;
  • классические и филировочные ножницы;
  • пульверизатор для периодического увлажнения волос;
  • фен и продуваемая щетка;
  • стайлинговые продукты — мусс, воск, глина.


Стоимость стрижки в салоне зависит от выбранной модели и дополнительных эффектов, создания рисунка, модного окрашивания. Средняя цена варьируется от 1000 до 3000 руб.

Современные варианты стрижек и укладок в стиле казаков

Прическа «Взбитый чуб» обрела второе дыхание. Современный вариант с короткими висками и выбритой областью затылка подходит мужчинам разных возрастных групп. Удлиненные пряди на темени оригинально смотрятся на вьющихся волосах. Стильно выглядит вариант с бородой, подходит для различных направлений, сочетается с современной, авангардной одеждой. Подобные образы уместны и на светском мероприятии, являются актуальными моделями для ежедневных дел.


Барышни также выбирают креативные варианты, основой которых стали традиционные стрижки казаков. Сделать подобную прическу, можно доверить только опытному стилисту, удачная модель станет изюминкой внешности. Смелый, экстравагантный образ стоит подчеркнуть ярким, модным окрашиванием. Рекомендуется выбирать хрупким, изящным девушкам с правильным, продолговатым овалом. Прическа акцентирует внимание на лице, подчеркивает пропорциональные выразительные черты.


Роскошно смотрится на вьющихся локонах, интересная фактура прядей подчеркивается выбритыми висками и затылком. Некогда мужская прическа, сегодня вполне уместна для женского образа. Подходит хрупким, стройным барышням, открывает линию шеи, рекомендуется сочетать с градиентными техниками окрашивания.


Прическа тупей, означавшая «прядь волос», осталась в прошлом. Традиционно ее выполняли на париках. Мужская мода в XVIII ориентировалась на французский стиль. Сложные завитки, тугие букли присутствовали в укладках ушедшей эпохи у представителей дворянства.


Прически с двумя косами традиционно использовали украинские девушки, а также донские казачки. После замужества обязательно покрывалось плетение платком, современные варианты имеют более свободную интерпретацию. Самобытные образы и сегодня не теряют актуальности. Подчеркивают красоту, миловидность юности, выполняются на длинных, густых локонах.


Одна центральная коса использовалась казачками, живущими в разных регионах. Стандартная укладка преображается благодаря оригинальным украшениям. Такие образы можно использовать не только для фотосессии или тематической вечеринки, с соответствующим нарядом подходят и для торжественного события.


Коса вокруг головы используется сегодня повсеместно. С небрежными, распущенными прядками является трендом последних лет. Но традиционно, казачки заплетали гладкие, тугие косы, аккуратно укладывая венком. Подходит барышням разного возраста и сферы деятельности. В зависимости от аксессуаров можно сочетать с различными стилистическими направлениями. Все чаще подобные образы используются для невест, а также светских мероприятий.


Плюсы и минусы

Традиционные прически казаков сегодня вновь обретают популярность. Создавать подобные формы могут как мужчины, так и женщины, выбирая оптимальные модели. Характерные стрижки не имеют былого значения, модные идеи являются лишь способом самовыражения. Стоит знать об особенностях выполнения, преимуществах, недостатках.

Плюсы:

  • прическа соответствует трендам парикмахерского искусства;
  • подходит как мужчинам, так и женщинам;
  • выполняется на разной структуре волос;
  • сочетается с классикой, кэжуал, гранж и деловым стилем;
  • не имеет возрастных ограничений;
  • подходит для разных типажей внешности.

Минусы:

  • не выполняется на средних и длинных волосах;
  • для создания стрижки рекомендуется обращаться к опытному мастеру.

Звездные примеры

Леонардо ди Каприо легко узнать по характерному чубчику. За годы карьеры актер часто менял имидж, но постоянно возвращался к любимой прическе.


Том Круз создает разные образы, элегантный и стильный, дерзкий и опасный — амплуа звезды завоевали миллионы поклонников.


Джонни Депп, как и его герои, имеет собственный стиль. Небрежные пряди придают динамичность прическе, эпатажность и свобода выражаются в мельчайших деталях образа.


Зейн Малик знаменит не только свои творчеством, но и оригинальными стрижками. Чего только стоят эксперименты с окрашиванием в розовый цвет.


Майли Сайрус не перестает подогревать интерес публику ярким имидж и эксцентричными поступками, регулярно отражающиеся в светской хронике.


Пинк и ее взбитый чуб стали настоящей классикой креативных стрижек.


Отечественные звезды также используют модные образы. Тимур Родригез тщательно следит за своей внешностью, безупречное чувство вкуса позволяет всегда выглядеть безупречно.


Максим Галкин в течение нескольких лет использует стрижку «Взбитый чуб», оригинально выглядит прическа на вьющихся прядях.


Популярные техники плетения, которые помогут создать шикарную прическу:

Полезные видео

Мужская стрижка с длинной челкой.

Модная мужская стрижка.

Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.

Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.

Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.

Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

У донских казаков обычай брить голову не сохранился, но казачий чуб выделялся из других русских причесок

Чуб(оселедец) и серьги в ушах у казаков.

Чуб(оселедец) и серьги в ушах у казаков.

Обычная русская прическа-под горшок. Стрижка « под горшок » свое название получила благодаря обычному глиняному горшку , который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».

Шикха — прядь волос на затылке, указывающая на принадлежность к брахманическому сословию. В соответствии с ведической культурой, когда человек подвергается церемонии обрезания волос (чуда-карана-самскара) и Ведической инициации (упанайана), он должен обрить голову, оставив лишь пучок волос, называемый шикхой. Имеющий шикху, может заниматься разными видами ягьи. Поэтому по индийской традиции все брахманы, вайшнавы и другие носят шикху.

Чуб(оселедец) и серьги в ушах у казаков.

Согласно грихья-сутрам, чудакарана должна иметь место в конце первого года жизни ребёнка либо же перед окончанием третьего (Ману-смрити, II.35), но более поздние писания увеличили этот возраст до семи лет. Сначала волосы ребёнка смачиваются, затем отец стрижёт их, читая молитвы. После стрижки волос ребёнка его отцом часто оставляется шикха (śikhā IAST) или чуда (cūḍā ). Аналог-стрижка волос в Элладе эфебами.

Чуб(оселедец) и серьги в ушах у казаков.

Гунны стриглись также. Подобная прическа описана у Святослава Игоревича Львом Диаконом

Чуб(оселедец) и серьги в ушах у казаков.

Подобную прически носили и саки,судя по захоронениям Пазырыкских курганов

Прическа-клок волос на затылке

Чуб(оселедец) и серьги в ушах у казаков.

Как видно, прическа всадника весьма своеобразна, идентична захоронению. Часть головы обрита.

Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.

Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.

В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.

Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.

Серьги мужские-также встречаются у гуннов эфталитов, изображены на монетах.

Чуб(оселедец) и серьги в ушах у казаков.

Как видно, усы, чуб(оселедец) и серьга в ухе у гунна-эфталита присутствует. Это так же доказывает происхождение казаков от саков и гуннов. Ведь само их имя означает КА-САКИ- главные саки( были и КА-Вары, кавары).

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Мертвая царевна и Семеро Грезящих

Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой матери

Легенды Севера

Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий


Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Прическа казака: чуб-оселедец, чуприна, стрижка под горшок. Фото, история появления, значение

Прическа казака — чуб, чуприна или стрижка "под макитру" (горшок) — это не просто элемент образа. За каждым способом стрижки стоит целая легенда. В этой статье мы поговорим об истории появления своеобразных причесок и значении их в жизни казачества.

Чуб Тараса Бульбы

Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем седая. Бороду он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.

Тарас Бульба

Разновидности причесок

Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.

Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:

  • хохол;
  • чуб "оселедец";
  • стрижка "под чуприну";
  • "скобка", прическа "под горшок" или "под арбузную корку".

Хохол

Обычай носить такую прическу был в основном у казаков-черкесов. Стрижку «хохол» делали мальчикам, которые прошли обряд инициации. После того как ребенка посвятили в воины, по краям его голову гладко брили, а посередине оставляли то, что сейчас принято называть «ирокезом». Такой хохолок и стал основанием для немного насмешливого прозвища славянских воинов. Интересно, что у живших по соседству персов слово «казак» и имело значение "хохолок".

Оселедец

Чуб "оселедец", или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом - Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Длинный чуб казака

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками "под горшок".

Картина Репина

Как выглядел оселедец?

Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.

Внешность казака

Прически "хохол" и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.

Какое значение казаки придавали чубу?

Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.

Казачий

Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.

Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.

Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги - Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.

Что же означает слово "чуб"? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.

Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.

Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.

Стрижка "под чуб" или "чуприну"

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа "под чуприну" создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • реестровые казаки;
  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название "под чуб по-польски". Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же "под чуб" чаще всего стриглась знать. Такую "прическу казака" носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка "под чуприну" также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их "под чуприну".

Стрижка "под макитру"

Также она имела название "под горшок", "под арбузную корку". Выполнить ее было очень просто. На голову надевалась какая-то округлая емкость или та же арбузная корка. Все волосы, которые выглядывали из-под нее, остригались. Эту прическу носили по большей части казаки среднего Дона и Яика. Образ кузнеца Вакулы - яркий пример представителя казачества со стрижкой "под горшок".

Стрижка

Борьба царей с прическами запорожцев

Русских правителей раздражали прически казаков. Петр 1 издал указ сбрить усы и чубы. От этого можно было только откупиться крупной суммой.

Екатерина 2, которая не очень жаловала казаков, называла чубы "селедками". По-украински это звучит как "оселедець". В моде в то время были накрахмаленные огромные парики с локонами, и казаки смотрелись на этом фоне весьма странно.

Значение волос для казаков

Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.

До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.

Стрижка

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: папаху (шапку) или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких "хваленками". Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

Читайте также: