Для чего женщины в эпоху рококо вставляли в прическу флакон с водой

Опубликовано: 29.04.2024

Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные.
Мария-Антуанетта, королева Франции.

Стиль рококо – это одновременно и продолжение и противоположность барокко. Рококо – стиль XVIII века. Стиль, в отличие от барокко, рассчитанный на более скромные помещения и малые размеры. Недаром рококо еще называют интерьерным стилем. Однако не менее пышный, нарядный и яркий.

Прически в стиле рококо

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
Прически и костюм периода рококо.

Рококо – стиль нежный: неяркие цвета (нежно-розовый, нежно-голубой, салатовый), весенние мотивы в живописи, а также мотивы вечной юности и любовь к жанру ню. А еще рококо – это стиль последних лет существования французской монархии, предреволюционный стиль. Стиль времен, когда народу не хватало продуктов и самого необходимого, а во дворцах царила чрезмерная роскошь.

Прически периода рококо отчасти продолжали традиции периода барокко. Это были прически на париках у мужчин и высокие прически у женщин. Впрочем, в период рококо, это одна из главных особенностей женских причесок того времени, они достигнут невообразимо высоких размеров.

В моде по-прежнему остается прическа «аля-фонтанж». Данную прическу очень любит Мария-Антуанетта. Появляется и еще один вариант такой прически – «фонтанж коммод» («удобная»).

Прическа и головной убор XVIII века

Портрет мадам Дю Барри, работы художницы Элизабет Виже-Лебрен
Прическа и головной убор XVIII века.

В 20-е годы XVIII века в моде небольшие прически. К примеру, прическа «малая пудреная» - прическа из слегка завитых волос, уложенных вокруг головы, и с гладким затылком. Еще одно название такой прически – «графиня Коссель». На основе «малой пудреной» прически была создана и прическа «полонез». Ее авторство приписывается французской королеве польского происхождения Марии Лещинской. Обязательными элементами прически «полонез» были украшения – перо и брошь.

В середине XVIII века носили прическу «тапи» - взбитые завитые волосы, уложенные высоко надо лбом. Также в моде были прически с яйцевидным силуэтом.

Прическа Марии-Антуанетты

Жан Батист Готье Даготи. Мария-Антуанетта.
Прическа Марии-Антуанетты, украшенная драгоценностями. Автор куафер (парикмахер) Леонар.

Высокая прическа

Портрет Марии-Антуанетты, работы художницы и ее подруги Элизабет Виже-Лебрен, 1785.

А в 60-70-е годы XVIII века приходит мода на высокие прически. Такие прически делаются с использованием искусственных прядей, а также целых декоративных элементов – фигурок людей, животных, фруктов. К примеру, прическа фрегат – с корабликом на голове. Такие прически сооружались длительное время и носились в течение не одного месяца. Посыпались пудрой, различными ароматическими веществами. И в таких прическах вполне могли заводиться различные насекомые. У одной из придворных дам на голове даже поселилась мышь. Прически чесались. Чтобы дамы могли чесать головы, у них существовали специальные длинные палочки. А так как с такими огромными прическами проблематично было сесть в карету с крышей, то дамы путешествовали в повозках. Но вскоре известный французский парикмахер того периода, личный парикмахер Марии-Антуанетты, Леонар придумал механизм, с помощью которого прически могли складываться.

Прическа в стиле рококо

Прическа фрегат


Прическа в стиле рококо

Карикатура на высокие прически

Помимо прически «фрегат» была популярна и прическа «а-ля мадам дю Барри», названная так в честь фаворитки короля Франции Людовика XV. Прическа состояла из завитых и напудренных волос, уложенных на высокий каркас.

Мужские прически делались на париках. Однако в отличие от париков XVII века парики века XVIII имели гораздо меньший размер.

Так, широко был распространен парик с мелкой завивкой «а-ля мутон» («под барана»). Носили и прическу «ке» («хвост») – подвитые волосы зачесывались назад и завязывались на затылке черной лентой. Изначально такая прическа делалась из своих волос, однако затем ее начнут носить и на париках.

Прическа с хвостом

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Этьена Виже (брата художницы), 1773.
Прическа с хвостом.

Еще одна прическа «а-ля бурс» - хвост из волос убирался в мешочек или же футляр, который делался из черного бархата и имел четырехугольную форму, а также украшался бантами, пряжками и рюшами. При этом около висков оставлялись пряди волос, которые спускались чуть ниже уха. Такие пряди назывались «крылья голубя».

Прически в стиле рококо

Морис Кантен де Латур. Автопортрет.
Прическа «а-ля бурс».

В 30-е годы XVIII века очень популярна была прическа «а-ля катоган» («узел»). Прическа делалась из завитых и напудренных волос. На висках волосы завивались в букли или же завитки-ракушки, а на затылке оставлялась длинная прядь, которая и собиралась в толстый узел, чем-то напоминая конский хвост.

Носили и прическу «а-ля будера» («крысиный хвост»). Волосы надо лбом взбивались в высокий кок, на висках завивались в букли, а на затылке плотно обвивались кожаными ремешками, муарной лентой.

Прическа эпохи рококо

Жозеф Дюплесси. Портрет Людовика XVI, 1775.
Парик и «крылья голубя» (у висков) на прическе.

Были и прически с косами, которые перевязывались бантом. Такие косы не были длинными и их называли «свиными хвостиками».

Со второй половины XVIII века моду на мужские прически все больше и больше начинает диктовать Англия. Плюс начинает проявляться интерес к Античности (ведутся раскопки Помпей), а соответственно и к античным прическам.



Морис Кантен де Латур. Портрет Руссо, 1753.
Мужская прическа. XVIII век.

Интересный факт: именно в XVIII веке в Париже была открыта Академия парикмахерского искусства. Парикмахеров тогда называли куаферами. Самыми известными куаферами были Легро – парикмахер Людовика XV, он же являлся и создателем Академии, и Леонар – парикмахер Марии-Антуанетты.

Пышная прическа, фото

Фото современных причесок в стиле рококо
Прическа в стиле рококо

Прическа в стиле рококо

Прическа в стиле рококо

Пышная прическа, фото


Москва, 04.05.2021, 14:19:54, редакция FTimes.ru, автор Елена Вайло.

Женщины в эпоху Рококо были настоящими героинями! Только посмотрите на фото их причесок — и поймете, в чем состоял их «беспримерный подвиг».

  • Десять часов на прическу!
  • Что изображали в прическах
  • Цветы в волосах
  • Драгоценности и перья
  • Шпильки, пудра, лаки, жир…
  • Неприятный запах, вши и даже мыши!
  • Как приходилось спать с такими прическами
  • Мужские парики

Десять часов на прическу!


К созданию и ношению причесок в эпоху Рококо можно смело применить выражение «Красота требует жертв».

Парикмахеров того времени ставили наравне с художниками. Ведь они создавали монументальные шедевры из волос, и при этом эти творения никогда не повторялись! Таким образом, они создавали за год несколько сотен новых неповторимых композиций, достойных восхищения.

Известно, что Леонардо Боляр вместе с несколькими куаферами сооружали королевскую семидесятисантиметровую прическу Марии-Антуанетты. Впоследствии эта прическа стала поистине знаменитой как «а-ля фрегат «Бель Пуль». Ее делали десять часов! Мастера при этом стояли на высоких лестницах.

Что изображали в прическах


Интересно, что в ту эпоху делали не просто прически — в них обязательно вкладывали глубокий смысл. Это были целые композиции, сюжеты. В прическах барышень можно было разглядеть сюжеты охоты, богатые пейзажи, натюрморты, крепости, ветряные мельницы, мосты, сады, корабли, сцены из известных пьес, рога изобилия и даже эротичные сцены…

Например, торжественному спуску на воду фрегата «Адмирал» обязана прическа «адмиральская», в центре композиции которой — кораблик с парусами. Та же история и промчавшейся в 1773-м году по небу Парижа кометы — она продолжила жизнь в прическе под одноименным названием «комета», в основе которой — длинный хлопчатобумажный хвост.

Цветы в волосах


Сейчас спрашивают, для чего женщины в эпоху Рококо вставляли в прическу флакон с водой. Так вот такой лайфхак появился тогда, когда в волосы стали вплетать живые цветы. Вот для того, чтобы такая красота не вяла, в волосы незаметно вставляли сосуды, наполненные водой. Конечно, цветы еще долго благодаря этому оставались свежими. Однако только представьте себе, насколько сложно было сидеть и ходить с такими сооружениями на голове. Их следовало носить осторожно.

Однако это было легче, чем носить на голове овощи, которые со временем пришли на смену цветам. Теперь в волосах изящных дам можно было увидеть артишоки, морковь, капусту, редис и т.д. А позже в волосах создавали птичьи гнезда и даже сооружали клетки с птицами.

Драгоценности и перья


Часто в прическу вставляли немало драгоценностей. Было даже такое, что вес украшений в прическе был таким, как вес всего тела хрупкой носительницы прически.

Потом стало модно делать элементом причесок перья, и ради такой сиюминутной красоты уничтожали лебедей, страусов, цапель, павлинов и прочих птиц.

Шпильки, пудра, лаки, жир…


Для того, чтобы соорудить такие тяжелые и высокие прически, использовали шиньоны, лаки, бараний жир и сало, которые удерживали пудру, а также множество, до несколько сотен шпилек разной формы и длины.

Пудру использовали самую разнообразную — белую, розовую, серебряную, палевую…

Чтобы не запачкать платье и не испортить грим, женщине надевали специальный пеньюар — «пудель-мантель», а также длинную маску.

Существовали даже специальные помещения, где сверху на прически осыпалась пудра.

Парикмахерам того времени не позавидуешь — их даже называли «мерланами», что в переводе означало «обваленная в муке рыба».

И так как эти прически делались так долго и трудозатратно, понятное дело, женщины расчесывались очень редко. Аристократкам, например, достаточно было одного-двух раз в неделю. А простые девушки делали это и того реже — единожды в месяц.

Неприятный запах, вши и даже мыши!


В связи с тем, что при создании таких причесок использовали тонны различных материалов, и что дамы так редко расчесывались, их волосы пахли отвратительно. Для того, чтобы перебить этот непривлекательный, мягко говоря, запах, представительницы прекрасного пола банками использовали резкие духи. Можно представить, насколько неприятно пахли волосы женщин — их можно было учуять за сотню шагов!

К тому же, в волосах часто заводились вши и даже мыши!

Можно себе представить, насколько зудела кожа головы — для того, чтобы ее почесать, придумали специальные длинные тросточки, которыми пробирались сквозь сооружения из волос.

Как приходилось спать с такими прическами


Сон с такими прическами — это вообще отдельная тема. Ведь для того, чтобы композиции не ломались, приходилось спать со специальными подставками, которые удерживали волосы.

Многие женщины и вовсе спали сидя.

Стоит отметить, что не только прически было тяжело носить женщинам — их жизнь усложняли и тяжеленные шлейфы, и туфли на высоких каблуках, и многослойные юбки… Для того, чтобы удерживать равновесие, женщина брала с собой трость, которая в то же время служила чесалкой.

Страшно представить, что выдерживали хрупкие женщины той эпохи. Например, французской королеве даже приходилось передвигаться в карете, стоя на коленях.

И при всех этих страданиях женщины умудрялись улыбаться и гордо держать голову!

Мужские парики


Конечно, намного реже, но мучились и мужчины. Так, когда их настигало облысение, они вынуждены были, в соответствии с указом Людовика XIV в обязательном порядке носить парики. Причем их меняли как минимум три раза на день.

Наконец добавим, что изготавливали мужские парики из волос казненных людей.

Дамские прически эпохи Рококо | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Философию стиля Рококо определяли женщины. «Женщины царствовали», - сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо только занималась. Рококо считает главным в жизни - праздник, утонченное наслаждение и любовь. Игра, «искусство казаться» в жизни достигло в этот век такого совершенства, что театр с его условностями на сцене - померк.

На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи - женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 1

Маркиза де Помпадур

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 2

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 3

Однако с появлением на истрической сцене Марии-Антуанетты панье (в России - фижмы) постепенно приобрели просто устрашающие размеры. К 1725-му году они достигали 7-ми и более футов диаметром, вследствии чего круглое панье заменяется двойными фижмами, когда две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно) крепили тесьмой на талии.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 4

Юбка с панье "с локтями"

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 5

Эта юбка с панье "гондола" (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 6
Дамские прически эпохи Рококо, фото № 7
Дамские прически эпохи Рококо, фото № 8

По мере увеличения ширины юбки росла и высота дамских причесок. Все начиналось скромно. -)

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 9

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически "Цветы королевы", украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 10

Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота».

Творчество виртуоза парикмахера и шляпника Леонара Отьё по прозвищу Боляр - «Великолепный» и неуёмная фантазия королевы Марии-Антуанетты дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 11

Головные уборы, конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения», - так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 12

Удобство, изящество и красота были принесены в жертву Её Величеству Моде. Несмотря на очевидные неудобства таких причесок - дамы спали, положив голову на специальные подставки, на голову надевались специальные каркасы и эта опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие причёски использовали десятки шиньонов, шпилек, помады и пудры - куафёры изобретали и воплощали в жизнь всё новые и новые виды «искусственности», стараясь угодить всем вкусам, пристрастиям, а также сообразуясь с политическими переменами. Число разнообразных причёсок постоянно увеличивалось. В книге «Похвала парикмахеров, направленная дамам» их было перечисленно 3774.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 13

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 14

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 15
Дамские прически эпохи Рококо, фото № 16

Мария-Антуанетта, 1780 год

Карикатуристы надсмехались над такими куафюрами как могли

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 18

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 19

К началу 80-х годов, благодаря влиянию все той же неугомонной Марии-Антуанетты, платья приобретают более мягкий силуэт и в первую очередь это коснулось костюмов "для деревенской жини". Под такие платья не одевали корсет и панье, так как эти платья в английском стиле имели удлинённую мысом спинку, зрительно суживающую спину и талию.

С изменением костюма несколько видоизменяется причёска. Она становится ниже - тип причёски «Принцесса Ламбаль». Форма её асимметрична. Букли становятся не модны. Волосы завивают и расчёсывают. Украшения используют намного меньше, а в 80-е пудра совсем выходит из моды.

Женские прически XVIII века. Франция

Мода XVIII столетия в целом тяготела к вычурности и утончённости, к лёгкости и манерности. Этому способствовал и стиль рококо, главенствовавший в изобразительном и декоративно прикладном искусстве на протяжении большей части XVIII века.

Рококо ( от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка) стиль в искусстве, возникший во Франции во второй половине XVIII века. Идейная основа стиля рококо - это вечная молодость и красота, галантное и меланхоличное изящество, бегство от реальности.Характерными чертами этого стиля являются изысканность, большая декоративная нагруженность композиций, Большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям.

Аристократия в середине XVIII века замкнулась в своем уютном и интимном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах и маскарадах, стремясь урвать от жизни все доступные ей утехи, в первую очередь чувственные. Ее девизом стала фраза: "Apres nous le deluge!" (фр. "После нас хоть потоп!"). В этих словах отразилось отношение к миру почти всего высшего французского сословия. Кстати, после них и случился "потоп", потрясший до основания общественные устои Западной Европы - грянула Французская буржуазная революция 1789г., и покатились с эшафотов гильотинированные головы французских аристократов и аристократок.
Но все это случится еще не скоро - только в конце века, а пока капризы и прихоти аристократии открыли простор творческой фантазии французских портних-модисток и парикмахеров.

До 1713 года дамы все еще носят фонтанж, сама форма которого давала большой простор для фантазий.
Фонтанж (фр. fontange) - дамская высокая прическа времен Людовика XIV и одноименный чепец , состоящий из ряда накрахмаленных кружев. Укреплялся он при помощи шпилек и проволочных конструкций.

French man and woman, 1730s.

Интересна история появления этой прически. Во время очередной королевской охоты в 1680г. юная фаворитка короля Франции - Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их куском кружева. Исследователи расходятся во мнениях - то ли это кружево было сорвано с рукава, то ли было чулочной подвязкой. Так или иначе, это концептуальное сооружение на голове де Фонтанж пришлось по вкусу эксцентричному королю, и на утро почти все дамы явились ко двору с такими же "фонтанжами"
Некоторые модницы собирали пучок не прямо, а под углом, на манер падающей Пизанской башни. Даже простолюдинки сооружали себе подобие "фонтанжей".Появилось более сотни вариантов этой прически. Обычно прическа типа "фонтанж" представляла нагромождение высоко надо лбом нескольких туго завитых локончиков-штопоров, расположенных горизонтально и поэтажно. Один или несколько этих змеевидных локонов спускались на грудь.

Мария Анжелика де Скорайлль де Рувилль-Фонтанж

Со временем фонтанжи становились все выше и причудливей. У иных дам они достигали высоты 50-60 см. Такие сооружения уже приходилось поддерживать каркасом
.
Случай заставил европейских красавиц навсегда отказаться от фонтанжа. В 1713 году, на торжественном приеме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери, предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена.В моду тут же вошла маленькая, гладкая прическа с рядами ниспадающих на плечи локонов.Эта простая, слегка припудренная прическа, украшенная букетиками или кружевной наколкой, эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденцией века рококо.
В России мода на фонтанж держалась несколько дольше - до середины 20-х годов XVIII века. Правда, носили его, по преимуществу, пожилые дамы.
Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причесаны скромно и элегантно, - будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия или юная Мария-Антуанетта. Сохранились названия этих причесок - "бабочка", "сентиментальная", "тайна", "неженка". Носили даже короткие завитки , стиль а-ля mouton ("овечка").

Francous Boucher. 1746s. Madame Bergeret .

Liotard L`Archiduchesse. Marie-Antoinette d`Autriche, future Reine de France, a lage de 7 ans (1762s.)
Elegante avec la robe a grands paniers, abbe mondain, jeunes gens en costume de chasse et de promenade avant 1760.
Buucher. 1758s. Marquise de Pompadou.
Однако с середины 70-х годов прослеживается иная тенденция: прическа снова принялась "расти" вверх, превращаясь в сложное сооружение. Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV - Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, - девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов.
Ее личный парикмахер Леонар Отьё по прозвищу Боляр, то есть Великолепный, лишь только направлял бурную фантазию "австриячки" в новое русло. Так Франция стала законодателем моды в области причесок. От названия сложной прически - куафюра - парикмахеров стали называть куаферами. все новые и новые прически стали появляться в результате соперничества парикмахеров.
Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как "взрыв чувствительности", "сладострастная", "тайная страсть".
Между 1770 и 1780 гг. с легкой руки Марии-Антуанетты, обладавшей роскошной шевелюрой, женская прическа начала подниматься вверх - иногда на высоту 70, а порой и 100 см, т.е. иные прически были в несколько раз больше головы.

French woman in an alluring rose, 1770s.

Robe a la circassienne, 1770s .
Разумеется не каждая придворная красавица имела настолько длинные и густые волосы, чтобы в точности следовать новой моде. Так началось триумфальное шествие шиньонов и дамских париков. В ход шли и волосы, купленные у представительниц "третьего сословия", и конские волосы.А также - ленты, драгоценности, ткани, цветы и плоды.Наиболее стильные женщины умудрялись носить на голове чучела птиц, статуэтки, и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами.

Чудовищных размеров прически выполняли функции противовеса огромному шлейфу, тянувшемуся за платьем дамы.Кроме того, туфли с высокими каблуками и огромная ширина юбки в бедрах, тоже требовали уравновешивания. Поскольку при подобных прическах удержать равновесие было сложно, то появилась мода на тонкие трости с жесткой кисточкой-чесалкой для головы - необходимый атрибут для прогулок.


От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц ужасно болела голова, но, помятуя о том, "красота требует жертв", чего только не выдерживали женщины той эпохи! Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу - шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.
Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов было учтено Боляром. Он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, - снова высокой.

Marie Antoinette, Quenn of France, in coronation robes by Jean-Baptiste Gautier Dagoty, 1775.
К этому периоду относиться всем известная прическа A-lа Belle Poule. Она была в моде всего несколько недель. В 1778г фрегат "Belle Poule" одержал победу.Леонар со своей талантливой ученицей королевой Марией-Антуанеттой живо отозвались на это событие. несколько куаферов во главе с Леонаром , сооружая на голове королевы эту прическу высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов.

Coiffure a la Belle-Poule

Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей.
Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц.
Парижский журнал «Курьер де ля мод» в 1770 г. в каждом выпуске помещал гравюры, изображавшие девять новых причесок — всего 3744 образца в год, что считалось величайшим достижением времени, позволяющим каждому проявить свой вкус при выборе прически.

Berliner Trachten des 18 Jahrhunderts .

Coiffure a la zodiaque; coiffure casque a la clorinde; Coiffure en soleil levant; coiffure a la persane .

Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.
Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке.
Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Кстати, мука, служившая основой пудры, была не всем по карману. Слуга Иоганна Беттгера – изобретателя фарфора – вместо муки стал использовать порошок из белой глины. Обнаружив ее свойства, хозяин парика изобрел. фарфор. .
Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру. Естественно спать с такой прической было невозможно да к тому же такие громадные сооружения на голове были идеальными местами обитания для огромного количества вшей. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы, дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.
Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица - трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти.
Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна.
В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок.
Мода на высокие прически исчезла после рождения Марией-Антуанеттой наследника престола; после родов ее роскошные волосы сильно поредели и она быстро ввела в моду новую прическу – небольшой паричок с шаловливыми локонами “enfant” (фр. «дитя»).
Со временем (к началу 80-х годов) громоздкая, вычурная куафюра становится несколько скромнее. Исчезает мода на «паруса» и «вазоны». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц , но шляпы и наколки по-прежнему большие и обьем прически сохраняется. В моду входят шляпы из соломы с низкой тульей и широкими полями , их повязывают с лентами в новом «деревенском» стиле.

French men, women, and a child, 1774-1792

Thomas Gainsborough Lady Georgiana Cavendish 1787

Marie-Antoinette by Elisabeth Vigee-Lebrun 1783

Fachion plate of 1786 shows a caraco and petticoat, worn with a wide-brimmed summer hat of straw with elaborate trimmings.

1787 fashion plate.

Желание нравиться преобладало надо всеми другими стремлениями и породило одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все женщины хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, два раза в день утром и вечером) принимали освежающую кожу ванну из парного молока, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.
Все женщины стремились остановить время. Именно поэтому в моду вошли обильные румяна - одна из отличительных черт XVIII в. Так как повелевать природой человек не в силах, то с помощью румян был искусственно создан цвет, считавшийся типичным цветом молодости и красоты. Благодаря румянам на женских лицах царила вечная весна.
Грим применялся столь обширно, что порой мужья не узнавали своих жен.Гримирование было исключительно привилегией знатных дам, другим, в том числе и женщинам легкого поведения, оно был запрещено, Дама высшего света уже издалека бросалась в глаза своим искусным гримом. Щеки были сильно нарумянены, остальная часть лица бледна до крайности. Дамы покрывали лицо свинцовыми белилами, поскольку бледная кожа считалась признаком аристократизма.

На каждую даму уходило в год косметики с полпуда. На многочасовых увеселениях пудра и румяна на основе цинковых белил подсыхали и отваливались кусками, поэтому дамы вынуждены были поправлять грим на своих ярко нарумяненных щеках, который делал их похожими не на людей, а «на ободранных телят».
Гримировали даже мертвых, чтобы они выглядели как можно красивее. Некоторые дамы в своем завещании точно описывали, как следует загримировать их после смерти. Нежность шеи умершей подчеркивали прозрачные платки с синими прожилками.
Потребности в пудре в Европе того времени были огромными. Для французов и француженок ее требовалось столько, что во Франции случались перебои с рисовой или пшеничной мукой, из которых производилась разноцветная пудра для косметики, Пудрили лицо кисточками или мехом. Зато обильно напудренные волосы и не в меру раскрашенные лица помогали в самом главном: скрывать возраст.
Женщина той изысканной и беззаботной поры все больше и больше становилась похожей на утонченную драгоценную статуэтку в фантастически сказочном интерьере. Грациозность и легкость продолжали отличать женский силуэт и, соответственно, женский костюм тех времен: узкие плечи, чрезвычайно тонкая (осиная) талия, округлая линия бедер, поначалу маленькая, а затем огромная прическа и высоко приподнятая грудь, которая к концу века будет все увеличиваться и увеличиваться в размерах все больше выступать вперед.
Кстати, моду на высокую грудь ввела супруга Людовика XVI красавица-австриячка Мария-Антуанетта, обладавшая безупречно красивым, как две пиалы, высоким бюстом.
Поскольку широкая грудная клетка считалась признаком неблагородного происхождения, то дамы шнуровались как можно туже. Случалось, ребра из-за этого срастались, что доставляло благородным бедняжкам-модницам невыносимые страдания. Многие из них, памятуя о том, «что красота требует жертв», продолжали носить корсеты даже во время беременности (особенно, если она была нежелательной, а подобное в то галантное время случалось очень часто), что нередко приводило к появлению на свет детей с искривленными руками или ногами либо иными тяжелыми заболеваниями.

Fashion Before Ease The Lewis Walpole Library, Yate University

Прямо на корсет дамы рококо натягивали платье и, не надевая и не поддевая более ничего, отправлялись за пределы своего дома. В ту до предела утонченную эпоху нравы настолько упростились, что возникла даже игра, одинаково приятная обеим сторонам.
На модной тогда картине знаменитого французского живописца Фрагонара «Качели» (1767 г.) молодой человек смотрит даме под юбку и видит то, что ему разрешается увидеть.

Чрезмерное увлечение интимом вызвало появление столь глубокого декольте в виде каре, что грудь обнажалась до околососкового кружка (ареолы)
Кстати, большой популярностью пользовалось подкрашивание сосков красными (пунцовыми, бордовыми, малиновыми и др.) красителями. Прийти на бал с бледными сосками было столь же немыслимо, как сегодня появиться на светском рауте без. макияжа. Чтобы сосок «стоял» – его время от времени натирали льдом, который модницы возили с собой на балы или приемы в специальных «ледницах"
Ближе к концу века грандиозные и буйный стиль европейской знати подвергся критике со стороны философов Просвещения. Не только прически и платья, но тот же художественный стиль, "Рококо", был подвергнут резкой критике.А после Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек… А уже спустя несколько лет, светские дамы щеголяли с элегантно — скромными причёсками «а-ля грек» и «а-ля Аспазия Новое общество повернулось к простоте, от рококо стиль они отправились в "нео-классик, художественный стиль, который прославляет древнегреческие классические каноны красоты. И это стиль идет в гармонии с романтизмом, который начался в конце века и останется на протяжении почти всего девятнадцатого века.

Интересных картинок еще превеликое множество, но, к сожалению, в рамках одного поста их просто нереально показать:)

источники:

Я.Н.Нерсесов. «Они определяли моду» ООО«Издательство АСТ»2005

http :// bibliodyssey . blogspot . com /2009/09/ waiter - theres - hair - in - my - satire . html

Екатерина Сахарова

FB VK OK Link


Выйдя замуж за дофина Франции, будущего короля Людовика XVI, Мария-Антуанетта стала королевой в 19 лет. Государственные дела юную красавицу мало интересовали, поэтому она занималась исключительно собой. Проводила много времени на балах и маскарадах, играла в театре, а еще она была главным трендсеттером Франции XVIII века.


Кроме нарядов, которых в гардеробе главной модницы было превеликое множество, она уделяла огромное внимание прическам и постоянно экспериментировала с ними. Заботу о своих густых белокуро-золотистых волосах она поручила придворному парикмахеру Леонару, фантазия которого не знала границ. Мастер постоянно изобретал для королевы экстраординарные прически.


FB VK OK Link

В то время женская прическа стала стремительно подниматься вверх – в буквальном смысле, порой достигая 70-80 см в высоту. А так как не каждая красавица обладала роскошной шевелюрой, в ход шли шиньоны и парики, различные накладки, которые изготовлялись из покупных волос, в том числе конских. Подобные прически украшались всевозможными лентами, драгоценностями, перьями павлинов и страусов, искусственными цветами, а также вазами с фруктами, чучелами птиц. Иногда в каркас прически вставляли флакон с водой, в который помещали живые цветы – это стимулировало женщину держать осанку, чтобы неожиданно при наклоне головы не облить себя.


FB VK OK Link

На создание подобной прически, которая представляла из себя настоящее произведение парикмахерского искусства, требовалось много времени. Например, несколько недель в моде была прическа A la Belle Poule, в честь одноименного фрегата, который в 1778 году одержал морскую победу, и представляла собой мини копию одноимённого французского военного корабля.

Когда прическа в 70 см высотой была готова, ее нужно было закрепить салом, а в конце – пудрой из рисовой муки. Для этого даму заводили в специальный шкаф без крышки, предварительно прикрыв лицо маской, а платье – пеньюаром, после чего куафер щедро осыпал свою модель разноцветной пастельной пудрой. Задав моду на волосы пастельных оттенков, королева предвосхитила тренд на несколько веков вперед. Конечно, держать такой вес прически на голове было сложно, но что делать! Мария-Антуанетта осталась довольна, несмотря на то что была крайне измучена.

Не только придворным дамам, но и королеве ни раз приходилось ехать на бал в карете, стоя на коленях, чтобы сохранить высокое великолепие на собственной голове. А после бала таким же образом нужно было вернуться во дворец. Ложась спать, прическу «не разбирали», потому что даже для королевы сооружать такое только на один раз – было дорого и очень утомительно. Чтобы сохранить «товарный вид» и не повредить прическу, спали на оттоманках или сидя в кресле с подголовниками. Утром волосы не расчесывали, а лишь поправляли примятые пряди.

FB VK OK Link


Меняли прическу, а значит, причесывались и мыли голову, раз в две недели, а то и реже – раз в месяц. За это время в волосах заводились блохи и вши, а кожа головы ужасно зудела. В таких сооружениях, на горе их хозяек, заводились даже мыши, которых привлекал запах пудры, смешанный с жиром. Чтобы почесать голову, модницы использовали специальные «чесалки» – изящные палочки-спицы, сделанные из серебра или слоновой кости, которые на балу носили на поясе. Кстати, ими допускалось почесать голову прилюдно. Для борьбы с паразитами красавицы также использовали «блохоловки» – маленькие флаконы без крышки, наполненные густой патокой, которые крепились в каркасе прически. На тонкий, сладкий запах слетались насекомые, а затем погибали. Со временем в немытых волосах появлялся специфический прогорклый запах от пудры и жира. Чтобы его заглушить, дамы сильно душились и всегда имели при себе флакон духов.

В 1781 году, после того Мария-Антуанетта стала матерью, она остыла к экстравагантным сооружениям из волос. Переехав из Версаля в Трианон, королева начала носить естественные прически и наряды в пейзанском стиле. На смену «пирамидам» в волосах пришли простые прически «à l’Enfant», которые представляли собой локоны, обрамляющие лицо. Вслед за королевой сменили стиль и парижанки.

Читайте также: