Что такое пропорция прически

Опубликовано: 13.05.2024

— прически обратного типа. Волосы зачесываются в направлении ото лба к затылку. Такие прически выполняются на длинных и на коротких волосах;

— ацентральный (ниспадающий) тип. Волосы направлены от макушки к краевой линии роста волос. Прически выполняются из различной длины волос, и в этом универсальность причесок этого типа;

— передние прически. Волосы направлены вперед.

Композиция прически — это расположение составных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорции.

Различают два вида композиции: объемную и плоскостную. Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм причесок, в придании им красоты и гармонии.

Форма прически — это объемное восприятие прически. Форма прически включает в себя определенные свойства. Важным из них является геометрический вид формы прически (шар, куб). Он определяется изменениями объемной формы прически в высоту, ширину, глубину.

Объем прически обусловлен размером головы. Он включает отдельные элементы и детали, которые сами по себе имеют разнообразные очертания.

Элементы прически, взятые вместе, образуют общий объем модели и выражают эмоциональные свойства ее формы. Объем прически может быть более или менее увеличенным, что зависит от требований существующего направления моды.

При моделировании причесок важную роль играет соотношение объема прически с фигурой, формой головы, шеи, лица.

Объем прически отражает соответствие ее моде. Объемы причесок колебались от малых к сильно увеличенным, от легких к тяжелым, от компактных к расплывчатым. С точки зрения удобства и красоты крайности в выражении объемности причесок не всегда были оправданы. Но всегда объемы причесок отражали основные тенденции моды своего времени.

В настоящее время полностью отсутствует диктат какой-либо формы.

Силуэт прически проявляется на границе между объемной формой прически и пространством при восприятии модели в анфас и профиль.

Силуэт — это плоскостное зрительное восприятие объемных форм прически, четко ограниченных контурами.

Для характеристики различных моделей, их сравнения и оценки пользуются понятием «силуэтная форма прически».

Она может быть приближена по форме к квадрату, треугольнику, окружности или другим геометрическим фигурам.

Силуэтные формы изменяются и развиваются, давая начало новым модификациям.

Выбор силуэтной формы прически обусловливается индивидуальными особенностями внешности, назначением модели и направлением развития моды.


Линии прически

Поверхность и контуры формы прически состоят из многочисленных линий. Они играют важную роль в композиции модели.

Различные элементы и детали прически создают разнообразные линии. Например, прямая линия пробора, контура, окантовки челки или низа затылка создает в прическе впечатление строгости и четкости.

И наоборот, такие элементы причесок, как локоны, волны, завитки, создают в прическе ломаные линии и придают ей легкость, мягкость, кокетство.

Характер линий внутри силуэтной формы модели, их направленность способствуют выразительности композиции.

Цвет прически

Важным элементом композиции прически является цвет. Он оказывает различное действие на органы наших чувств. Цвета в прическах воспринимаются нами как теплые или холодные, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие. Цвет волос оказывает большое влияние на изменение величины массы волос в прическе. Так, светлые волосы зрительно увеличивают и облегчают ее, темные — уменьшают и делают более тяжелой.

Цвет всегда являлся отражением степени модности прически. Вместе с фактурой волос он служит средством выявления достоинств формы и объема прически, подчеркивает выразительность отдельных участков или элементов. Современная мода отмечена поиском новых нетрадиционных цветовых сочетаний.

Наряду с одноцветной окраской в моделировании используются многоцветные виды окраски, которые вносят модный штрих в облик современного человека.

Гармония цвета в прическах может быть родственной или контрастной.

Родственная гармония заключается в сочетании близких по цвету, но различных по насыщенности тонов волос: темно- и светло-русый, каштановый и золотистый, блондин и розовый блондин.

Волосы, окрашенные одним чистым цветом, создают в композиции прически одноцветную гармонию.

Ритм также играет важную роль при композиционном построении формы прически.

Ритм — закономерное чередование отдельных элементов прически или интервалов между ними.

Ритм оказывает влияние на зрительное восприятие объемных форм причесок.

Наличие ритма приводит к достижению разной степени динамичности формы.

Любой перерыв в непринужденном движении ритмично повторяющихся линий создает ощущение статичности. Это нарушает гармонию прически.

Пропорции в прическе — это соотношение размеров, объема, линий, отдельных деталей и частей прически между собой, а также с фигурой человека.

При моделировании причесок необходимо соблюдать принципы пропорции. Важно принимать во внимание соотношение размера головы (с прической) с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтах одежды.

Голова (с прической) должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.

Важно также соблюдение соотношения размеров прически с силуэтом одежды.

Стиль одежды, ее конструктивные и декоративные линии всегда находят отражение в соответствующих деталях, элементах, силуэтах причесок, которые являются образным языком, отличающим одну эпоху от другой.

Важным средством достижения единства и художественной выразительности композиции прически является симметрия.

В прическе симметричными являются тождественные элементы, одинаково расположенные по отношению к какой-либо точке или оси. Наличие симметрии в композиции моделей причесок создает впечатление уравновешенности.

Для придания динамичности моделям причесок применяется асимметрия, которая может быть заложена как в технологии стрижки или окраски, так и при моделировании объемной формы прически.

Асимметрия в прическах имеет ряд преимуществ: вносит в модель новизну и не традиционность решения, придает нарядность и помогает тонко скрывать многие дефекты в строении головы и лица.

Главное условие целостности асимметричной формы прически — это ее композиционная уравновешенность.

Контраст также играет важную роль в композиции моделей причесок.

Контрастом называется противопоставление, борьба разных решений в форме прически. Это противопоставление выражается в различной степени объемности отдельных элементов и участков прически, в цвете, в форме.

Контрастные решения используются для придания моделям особой модности, остроты и динамичности.

Умелое использование в процессе моделирования причесок принципов симметрии, асимметрии и контраста позволяет создавать модели, разнообразные по стилевой направленности.

Композиционно организованная форма прически обязательно должна иметь свою главную часть, композиционный центр. Это место соединения всех элементов или частей модели, акцент, доминант в целостной композиции.

Композиционным центром может быть любой элемент или часть прически, декоративный пучок, челка, украшающий элемент. В сложных моделях причесок возможно наличие нескольких композиционных центров, взаимосвязанных между собой.

Согласование композиционного центра и остальных частей композиции прически достигается средствами единства и связи всех элементов модели на основе ряда условий соразмерности частей прически между собой, пропорций, пластичности, ритмических связей, цветового решения, органического введения декора. С помощью этих средств достигаются гармония и выразительность композиции всей модели прически.

Итак, к созданию логически осмысленных форм причесок парикмахер-модельер должен идти путем глубокого изучения основ композиции и принципов моделирования причесок, что будет способствовать созданию эстетически и конструктивно ценных моделей.

В моделировании причесок происходит постоянное развитие и видоизменение основных базовых силуэтных форм: «квадрат», «овал», «треугольник», — длительное время присутствующих в моде.

Эти изменения выражаются в формировании новых вариантов силуэтов причесок, т. е. их модификаций.


Существует 4 основных типа причесок, и каждый из них подбирается парикмахером в соответствии с типом лица клиента. Некоторые (обратный и ацентральный) подходят как мужчинам, так и женщинам. Другие (концентрированный и фронтальный) применимы только для причесок представительниц прекрасной половины человечества.

Выбор формы прически зависит от размеров и очертаний черепа. В основном, этот параметр субъективен – здесь во многом опираются на объемного восприятие.


Создание прически — безусловно, процесс творческий. Однако если парикмахер будет просто размахивать ножницами, бездумно отстригая прядь за прядью, клиент вряд ли останется доволен работой.


В основе любой прически лежит целый ряд параметров, которые необходимо учитывать парикмахеру.

Различают 4 основных типа причесок: ацентральный, или ниспадающий; обратный; концентрированный; фронтальный, или передний.


При укладке феном с насадкой-концентратором очень удобно пользоваться цилиндрической расческой с металлическим основанием, так как она при нагреве горячим воздухом дополнительно завивает волосы.

  1. Типы причесок для мужчин и женщин
  2. Форма (объем) прически
  3. Силуэт прически (силуэтная форма)
  4. Ритм прически (чередование элементов)
  5. Пропорции в прическе (соотношение деталей)
  6. Композиция прически
  7. Композиционный (главный) центр прически

Типы причесок для мужчин и женщин


Обратный тип прически. Все волосы в такой прическе располагаются от лица к затылку. Чаще всего такой тип прически выбирают мужчины. Однако, этот тип подходит и женщинам. Как и ацентральные, обратные прически могут быть выполнены как на длинных волосах , так и на коротких.


Концентрированный тип прически. Вся масса волос, в концентрированной прическе, в том числе волосы нижней части затылка и шеи, направляются от краевой линии роста к макушке. Выполнить такую прическу можно только на длинных волосах, поэтому ее делают только женщинам.


Ацентральный, или ниспадающий тип прически. Волосы направлены по естественному росту: от макушки в разные стороны. Длина волос значения не имеет, такой тип прически можно делать как женщинам, так и мужчинам.


Как видно выше на фото, этот тип прически обязательно выполняется с челкой, поэтому передняя часть волос в любом случае короче остальной массы.


Фронтальный, или передний тип прически. Волосы в таких прическах направлены от затылка на лоб. Чтобы фронтальная прическа получилась удачной, волосы нижней части затылка и шеи должны быть достаточно длинными. Тогда они будут доходить до темени, а потом плавно перетекать в короткую челку. Фронтальные прически выполняются очень редко, в основном в качестве конкурсных работ, и подходят они только женщинам.


Композиция прически — это расположение ее составных частей. Она складывается из объема, силуэта и пропорции. Композиция прически может быть объемной и плоскостной.

Форма (объем) прически

Форма прически — это ее объемное, трехмерное восприятие. Одна из важнейших составляющих формы — ее геометрический вид (например, куб, шар). Этот параметр зависит от высоты, ширины и глубины прически.


Форма (объем) прически составляется из ее элементов и деталей, каждая из которых имеет собственные очертания. Объем прически зависит от размера головы.


Совокупность элементов прически составляет ее общий объем и выражает эмоциональные свойства ее формы.


Моделируя прическу, необходимо обращать внимание на то, как соотносится ее объем с фигурой, формой головы, лица, шеи. Объем прически — показатель субъективный, зависящий, в первую очередь, от веяний моды.

Обратите внимание на фото: формы причесок в разное время были различными — то компактными, то расплывчатыми, то приплюснутыми, то сверхобъёмными, то легкими, то тяжелыми:



Современная мода допускает самые разнообразные степени объема прически.

Силуэт прически (силуэтная форма)

Силуэт прически — это ее двухмерное восприятие, которое представляет собой плоскостную фигуру, ограниченную четкими контурами. Силуэт мы наблюдаем, когда смотрим на прическу в профиль и анфас. Парикмахеры обычно используют термин «силуэтная форма прически». Она может быть квадратной, треугольной, круглой и т. п.


Силуэт прически выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей внешности и модных тенденций.


Поверхность и контуры формы прически состоят из линий прически. Они образуются элементами и деталями прически. Линии отражаются на эмоциональных свойствах прически.


Например, прямые линии пробора, челки, контура создают впечатление строгости и четкости. Локоны, завитки и другие элементы с ломаными линиями создают легкомысленный, кокетливый, мягкий образ.

Ритм прически (чередование элементов)

Ритм прически — еще одна важная составляющая ее композиции. Ритм — это определенный порядок чередования отдельных элементов прически и расстояний между ними.


Эта характеристика прически влияет на зрительное восприятие ее объемной формы. Разнообразные ритмы влияют на степень динамичности формы. Например, неожиданно прерывающееся ритмичное чередование определенных линий создает ощущение статичности, а значит, нарушает гармонию прически.

Пропорции в прическе (соотношение деталей)


Пропорции в прическе — это соотношение деталей, элементов, объема, линий и размеров прически между собой и с фигурой человека. В разделе о выборе прически в зависимости от фигуры приводились примеры того, как неудачно выбранная стрижка визуально делает человека непропорционально сложенным.


Моделируя прическу, надо учитывать, как голова вместе с прической соотносятся с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтов одежды.


Существует «золотая» формула: голова вместе с прической должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.

Композиция прически

Для композиции прически важны такие характеристики, как симметрия, асимметрия и контраст.


Симметрия достигается за счет одинакового расположения одних и тех же элементов относительно определенной точки или оси. Благодаря симметрии, композиция получается уравновешенной.


Асимметрия противоположна симметрии, а значит, достигается она за счет разного расположения одинаковых элементов относительно воображаемой оси или точки.


Асимметрия придает прическе динамизм, новизну, оригинальность. Кроме чисто художественного значения, она несет и практическую пользу: позволяет скрыть некоторые дефекты строения головы и лица.


Асимметрия достигается при стрижке, окраске или моделировании объемной формы прически. Главное, чтобы асимметричная форма была композиционно уравновешена.


Контраст — это противопоставление и одновременно сосуществование различных форм прически. Например, часть прически может быть более объемной по сравнению с другой частью. Контраст может проявляться и в цвете прически. Контрастные прически всегда динамичные, стильные, неожиданные.


Сочетая симметрию, асимметрию и контраст, парикмахер создает различные образы, разные стили причесок.


Если при укладке волос феном вы используете средства разного назначения (для объема, фиксации, гладкости и т. д.), то термозащитное средство наносите в последнюю очередь.

Композиционный (главный) центр прически

У прически обязательно должен быть композиционный центр — главная часть, где соединяются все элементы. Композиционный (главный) центр в прическе доминирует, на нем делается акцент.


В этой роли может выступать любой элемент или любая часть прически: челка, пучок, украшение. В сложных моделях причесок допускается присутствие нескольких взаимосвязанных композиционных центров.


Композиционный центр должен органично сочетаться с другими элементами прически посредством пропорций, ритма, пластичности, цвета, соразмерности частей, использования украшений.

Размерные соотношения элементов формы - это та основа, на которой строится вся композиция. При этом сравниваются две величины одного свойства, например длина или ширина сравниваемых частей прически, объем или площадь. Помимо соразмерности частей прически соотношения возможны по цвету, фактуре, массе, линиям и т. д.

Наиболее наглядно этот принцип просматривается в простых соотношениях, в которых числовая зависимость двух сравниваемых величин выражается дробью, где числитель и знаменатель представляют собой целые числа от 1 до 10.

На соотношении 1:1 строятся простейшие геометрические формы: квадрат, куб. Соотношения 1:2, 1:3, 1:4 и т. д. дают в прямоугольной форме (рис. 22) повторение квадрата целое число раз. Меньшая величина (квадрат) в этом случае называется модулем, т. е. единицей измерения большей величины (прямоугольника). Например, соотношение 1:4 означает, что в прямоугольнике укладываются четыре квадрата.


Рис. 22. Зависимость сравниваемых величин, выражаемая дробью

Создаваемые парикмахером-модельером формы причесок имеют теснейшую взаимосвязь с одеждой, следовательно, с телосложением человека, поэтому парикмахер-модельер должен иметь некоторые знания в области пластической анатомии, т. е. должен знать фигуру человека, формы и пропорции отдельных его частей.

В искусстве давно сложились различные каноны пропорциональных фигур, имеющие свои модули.

Каноном называется закономерность в пропорциях человеческого тела, принимаемая за идеальную. Модулем так называемого канона художников является высота головы (по высоте всей фигуры она укладывается 7,5 раза). Модельеры женской одежды пользуются несколько уточненным каноном: высота головы (от темени до подбородка) укладывается по высоте всей фигуры 8 раз.

В последнем, восьмом, делении учтена высота каблука, которая равна в среднем 4 см (рис. 23).


Рис. 23. Кратное соотношение частей человеческой фигуры

В классической пропорции голова по вертикали делится на четыре части: от темени до краевой линии роста волос, от краевой линии роста волос до переносицы, от переносицы до основания носа, от основания носа до подбородка. Каждая часть равна длине носа, т. е. длина носа является модулем в членении головы.

По горизонтали, или по ширине, отдельные части фигуры также находятся в определенных соотношениях между собой. Для каждой из этих частей характерны наиболее существенные величины, соответствующие всей пропорциональной системе канона: самая широкая часть головы, ширина шеи у основания, ширина плеч, ширина фигуры по линии груди, ширина по линии талии, ширина по линии бедер и т. д.

Тело человека в фасовом положении симметрично. Если мысленно провести вертикальную плоскость по линии позвоночника, то получатся две равные части. Однако у каждого человека имеются некоторые отклонения от симметрии, с возрастом они становятся более заметными. Возможны отклонения и от пропорционального сложения.

Парикмахер-модельер должен зрительно определить, какие наиболее существенные отклонения от пропорционального сложения имеются в конкретной фигуре или в лице, и принять их во внимание в своей работе.

Масштаб причёски

Величина прически во многом предопределяется и особенностями форм современной одежды (рис. 24).


Рис. 24. Зависимость величины прически от формы одежды

Пропорциональная прическа конкретного человека в рамках какого-либо исторического стиля или модного цикла определяется масштабностью. Каждый модный цикл задает свой масштаб размерных отношений, но так как каждый человек имеет свои индивидуальные особенности строения фигуры, головы, лица, то отношения согласованности основных элементов формы прически между собой строятся не на числовой связи, а несколько иначе. При сравнении каких-либо однородных элементов формы прически возможны три вида их сопоставления и связи: тождество, нюанс и контраст.

Тождество - полное сходство однородных элементов (равенство их) формы. Гармоническая связь в этом случае основана на полном сходстве (рис. 25, а).

Нюанс - отношение однообразных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве (рис. 25, б).

Контрастом называются отношения с сильно выраженным неравенством сопоставляемых однородных элементов формы. Связь в этом случае образуется в силу ясно выраженного различия и противопоставления (рис. 25, в).


Рис. 25. Соотношение основных элементов формы, основанное на тождестве (а), нюансе (б) и контрасте (в)

Тождество, нюанс и контраст в композиции используются как художественные средства построения единства элементов формы и их гармонической связи в определенном масштабе той или иной прически.

Принципы неравных отношений (нюанс, контраст) дают возможность членить форму на части по степени значимого в системе целого. Часть целого, большая по величине, объемности, массе, будет при прочих равных условиях доминировать над остальными частями. Часть целого, имеющая смысловое значение (модная деталь), главенствует над деталями, имеющими формальный характер. Размещение детали со смысловым значением на том или ином месте должно быть оправдано общей формой прически, формой лица, другими деталями, особенностями композиционного построения, причем масштабность в этом случае приобретает особенно важное значение, так как детали, прямо связанные с доминирующей деталью, образуют композиционный центр прически. В сложных моделях возможно наличие нескольких композиционных центров, соподчиненных друг другу. Каждый из них, являясь доминирующим на своем участке, должен быть гармонически связан с другими и подчиняться одному главному композиционному центру.
Общая композиция прически представляет собой сочетание отдельных прядей. Прядь волос одного направления - это комбинация волн, локонов или завитков, ритмически организованных в единое целое. Даже если в пряди по замыслу преобладают локоны и завитки, то по ним должны угадываться предопределяющие их волны.

Пряди, идущие в одном направлении, могут находиться рядом или следовать одна за другой, когда концы одной пряди накрывают начало другой. В этих случаях наиболее удобно соединять их по принципу волны. Можно также концы верхней пряди выработать в форме локона или завитка и положить его в волну нижней пряди (рис. 26, а). Для получения таких соединений используются бигуди одного диаметра или одинаковая техника накручивания кольцевых локонов.

Если же пряди имеют разное направление (предположим, концы встречаются), то наиболее естественным будет соединение по принципу локона, т. е. деталь, вырабатываемая на этом месте, чаще всего должна по рисунку напоминать локон или завиток (рис. 26, б).


Рис. 26. Соединение прядей одинакового (а) и разных (б) направлении

В том и другом случае детали, находящиеся на месте соединения, должны быть ощутимо соизмеримы друг с другом: толщина локона, лежащего в волне, должна быть похожа на ширину волны; диаметр завитка, выбивающегося из волны, не должен превышать ее ширины; соединяемые волны лежащих рядом прядей должны быть тождественны или отличаться незначительными нюансами (обязательно должны соединяться кроны, а ширина волн может, если тут имеется ритм, постепенно увеличиваться или уменьшаться).


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Художественным оформлением прически в моделировании принято называть процесс создания по конкретным законам красоты как отдельных деталей, так и прически полностью с целью вызвать у зрителя определенные ассоциативные ощущения. Во все времена прически особенностями своей формы выражали определенные идеи: формы барокко - высокопарность, торжественность; формы раннего рококо - грациозность, некоторое легкомыслие и т. п. (в XX в. каждая мода также характерна этой особенностью). Отсюда проистекают наши устойчивые представления и о характере линий, деталей, а следовательно, и об эмоционально-психологическом воздействии на зрителя. Грубо упрощая, можно сказать, что в большинстве случаев кудри представляются нам романтическими; геометричность линий иногда свидетельствует о строгости, деловитости, спортивности, возможно, элегантности; по контрасту с барокко, например, маленькая прическа с небольшим количеством декоративных деталей говорит о скромности ее обладательницы и т. д. Поэтому можно говорить о спокойном, динамическом, простом, лиричном и т. д. характере прически, т. е. эмоции, возникающие у зрителя в этих случаях, объясняются тем, что формы причесок, детали, очертания, цвет, линии и другие качества связаны с нашими привычными представлениями о покое, движении, энергичности, современности и т. п.



Таким образом, прическа как некое обобщенное художественное целое, способное вызвать у зрителя при восприятии определенные (запланированные модельером) эмоции, ассоциативные ощущения, представляет собой в совокупности с обликом человека художественный образ.

Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т. е. строением, расположением, соотношением ее составных частей. Композицией называется также и результат этого действия - сама прическа.

В основу композиции парикмахер-модельер берет совокупность образующих форму объемов (частей), соотношение этих объемов, общие пропорции (масштаб), силуэт. От того, насколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и выразительность формы прически. Если не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции прически, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.

Парикмахеру-модельеру приходится работать с разнообразными прическами. В одних главенствует "чистая" лаконичная форма, в других - под сложно разработанным декором геометрическая форма лишь угадывается, но в любом случае в основу берется определенная система пропорционирования, обусловленная художественным замыслом.

Пропорции прически, соотношение с лицом, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они сообщают форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие большую протяженность в горизонтальном направлении, нежели в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности, и никакие декоративные ухищрения не избавят прическу (и, конечно, образ) от некоторой приземленности (вертикали чаще всего дают обратное ощущение). Следовательно, образная выразительность прически достигается при помощи определенного ее построения, т. е. композиции.

Целесообразным единством композиции парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим. Непрофессионал в своих оценках прически может пользоваться словами "нравится" или "не нравится", не вникая в тонкости композиции; парикмахер-модельер в своем анализе модели должен четко понимать, почему нравится или не нравится та или иная композиция.

Точная аналитическая оценка, безусловно, важна, но она всего лишь констатирует уровень уже готовой прически. Гораздо существеннее иметь надежный метод анализа эстетических свойств прически в ходе проектирования самой модели. Для этого необходимо знать объективные закономерности формообразования и композиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как произведения) являются: форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы). Композиционными средствами, или приемами, композиции, являются пропорции (масштабность, композиционное единство характера всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.

Существуют еще два обязательных качества композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически. Образность форм являет собой как бы в сфокусированном виде все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.

Назначение прически и замысел парикмахера-модельера определяют выбор компонентов и композиционных средств. Разработать композицию модели означает найти характер всех компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности, т. е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма. Гармония как основа понимания красоты означает согласованность частей единого целого, в нашем случае - образа человека.

Гармоническая целостность, с одной стороны, являет собой четкость выражения замысла, с другой - обеспечивает точное его восприятие. Это и составляет основополагающий закон: цельность композиции.

Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных. Отсюда проистекают как причина и следствие следующие законы композиции:

1) подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;

2) наличие композиционного центра;

3) соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Нет необходимости доказывать, что сложная фантазийная прическа, например, неуместна на работе или на спортплощадке. Столь же очевидна несообразность появления на приеме, имеющем подчеркнуто официальный характер, человека с длинными распущенными волосами. Все в композиции должно подчиняться назначению прически и выражать его. Иначе говоря, практическое назначение прически должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающих этот закон:

1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

2) соответствие исходных данных назначению и форме прически;

3) единство исходных данных и декора (украшений).

Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т. е. прическа должна быть функциональной. Например, прическа работницы у станка должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму - это позволит избежать опасности попадания длинных волос в движущиеся или вращающиеся части станка. Прически спортсменок чаще всего характеризуются короткими стрижками: во-первых, правилами соревнований (особенно в игровых видах спорта) запрещено использование металлических заколок, шпилек и т. д. - они могут оказаться причиной травмы; во-вторых, спортсменам часто приходится пользоваться душем, и прически из длинных волос доставляют много холпот. При создании прически парикмахер-модельер должен предусмотреть удобство, ухода за прической, ее сохранность и т. п. Надо сказать, что удобство, функциональность прически, а значит и подчинение компонентов ее назначению, особенно в повседневных моделях последних лет, становится одним из главных композиционных свойств прически.

В современных вечерних моделях, которые (опять же вследствие своего назначения) должны в целом выглядеть более нарядно и празднично, величина, соотношение и характер всех деталей, образующих форму, диктуются общим замыслом, т. е. все композиционные средства направлены на выявление художественного образа, следовательно, в конечном счете, также подчиняются назначению прически.

Особенно четко это положение просматривается в зрелищных (исторических, театральных, маскарадных и т. д.) моделях.

В своей работе парикмахер-модельер использует совершенно особенный исходный материал - волосы. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически (не только техническая возможность создания тех или иных форм, но и композиционное обоснование).

Тектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, - это наиболее существенное, что представляет композицию любого произведения (и прически тоже). Любая деталь прически и форма в целом могут выглядеть красивыми только при одном условии - если в них отражены особенности материала, т. е. волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Относительно нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т. д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть (при соблюдении прочих условий) только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.

Наш глаз чутко отмечает: может ли держаться та или иная деталь, могут ли, например, дать напряженную линию тонкие, следовательно, вялые сами по себе волосы, т. е. соответствует ли техника обработки толщине волос, может ли выбранная техника исполнения отвечать состоянию волос и обеспечит ли возможность получения необходимой формы прически. Долгосрочность является одним из важнейших показателей в оценке повседневной прически.

Особенно важное значение тектоничность прически имеет при индивидуальном моделировании. Волосы могут быть по фактуре рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т. д. Художественная (и практическая) ценность прически обеспечивается учетом исходных данных и, как следствие, применением тех или иных композиционных средств и технических приемов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают форме и назначению модели.

В украшении прически (или в отделке ее) может использоваться многое: волосяные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки непосредственно из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерные особенности вычесывания отдельных прядей, их лакировка, использование различных цветных пудр и т. п.

Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Применяя отделку в композиции прически, необходимо определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения. Отделка не должна противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически.

Предположим, требуется сделать прическу (узел) с применением накладной косы. Такое украшение может придать композиции большую значительность, монументальность. Если по назначению прически, по пропорциям (в формальном отношении) все будет сделано правильно, но собственные волосы клиентки тонкие и слабые, а коса изготовлена из толстых эластичных волос, то вся композиция в целом окажется несостоятельной, поскольку прическа будет выглядеть неестественной, следовательно, и некрасивой. Видимо, в этом случае косу следует использовать только для создания формы прически, по-возможности, спрятав ее полностью или частично под волосами клиентки с таким расчетом, чтобы фактура косы не читалась в прическе. Вероятно, и украшение в этом случае нужно избрать такое, которое отвлекало бы внимание зрителя от фактурных особенностей накладной косы. Такими украшениями в зависимости от назначения прически могут оказаться ленты, обручи, цветы или бижутерия.

Очень часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки исходного материала, т. е. волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, какие-то исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, которые по тем или иным соображениям представляются неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, мы создаем "композиционные мостки" очень помогающие обойти неприятности такого рода.

Приблизительно с такой же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т. д., которые, фиксируя детали причесок на определенных местах, сообщают модели дополнительную нарядность, придают большую образную выразительность.

Вообще следует подчеркнуть, что отлично спроектированная модель, являющая собой законченное композиционное целое, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заострить идейную направленность композиции, когда украшение органически входит в композицию модели, придавая ей однозначный характер, например фата или белые цветы в прическе невесты, эмблема в конкурсной прическе, посвященной 0лимпиаде-80 (рис. 17) или специфические украшения, позволяющие точно обозначить историческое время или исторический типаж.

Рис. 17. Конкурсная прическа, посвященная Олимпиаде-80. Украшение органически входит в композицию модели

Рис. 17. Конкурсная прическа, посвященная Олимпиаде-80. Украшение органически входит в композицию модели

Когда украшение своим содержанием помогает выразить назначение и художественный замысел прически, оно становится активным и выразительным элементом в композиции, и наоборот, украшение разрушает целостность композиции, если оно своим содержанием не соответствует общему назначению прически и исходным данным.

Помимо украшений, специально изготовленных для дополнительной отделки, причесок, существует также много других средств декоративного решения модели. Формообразование деталей причесок предопределяется главным образом конструкцией. Чем сложнее форма, тем многообразнее конструктивные линии, выражающие ее. Такие линии могут быть прямыми, кривыми, изогнутыми, вертикальными, горизонтальными или наклонными, короткими и длинными; сочетаться между собой они могут также весьма разнообразно. Будучи необходимыми для построения формы, эти линии неотделимы от нее и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения модели.

В любой прическе различают два вида форм: 1) формы, которые составляют основу прически, ее объем; 2) формы, которые служат для внешнего обогащения этого объема, т. е. модели. К таким Декоративным элементам относятся разнообразные локоны, волны, форма окантовки, различные челки и т. п. Формы первого вида называются главными, формы второго - декоративными. Декоративные формы не могут существовать самостоятельно, вне главных, поэтому они должны подчиняться главным формам (предопределяться ими). Возможность получения главных форм связана с исходными данными. Следовательно, разработка того или иного декоративного решения должна находиться в неразрывной связи с исходными данными как конструктивно, так и эстетически.

Наличие композиционного центра. Существуют разные толкования понятия "центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр модели.

Например, в прическе из длинных волос, затянутых назад и собранных в небольшой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в положении анфас, но смысловой акцент (по назначению, функциональности, тектоничности и т. д.) придает объемно- пространственной форме прически композиционную завершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного акцента композиции должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника и образности модели.

Композиционный центр может не совпадать с геометрическим центром или осью симметрии. В этом случае возникает динамика, напряженность.

Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) в решении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративно-конструктивные компоненты (локоны, челки, украшения и т. д.).

Каждый из названных компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или может быть объединенным с другими компонентами. Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве главного акцента композиции способствует более четкому раскрытию замысла художника и образности модели.

Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т. е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие - это не простое равенство величин. Оно зависит от распределения основных компонентов композиции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, с пластикой формы, с цветотональными отношениями отдельных частей целого.

Таким образом, основными правилами второго закона композиции являются: 1) выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов, 2) уравновешенность композиции. На практике это означает, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, предопределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение второстепенных, т. е. декоративно-конструктивных, компонентов.

Соразмерность частей и элементов композиции. Очень важным фактором в этом законе выступает масштабность, т. е. отношение величины формы прически к величине головы, деталям лица, фигуре человека, соотношение частей формы между собой и отношение каждой части ко всей форме прически с учетом величины главной модной детали.

Масштабность имеет прямую связь с цветом и фактурой как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так прическа из светлых волос кажется несколько больше, чем точно такая же из темных волос; различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от окружающих элементов могут в общей композиции казаться меньше или больше.

Объективных критериев в оценке отношения величины прически или отдельных деталей к величине, предположим, черт лица не существует, поскольку каждая новая мода выдвигает свою систему пропорций, но в соответствии с той или иной модой масштабность должна соблюдаться неукоснительно.

Количество, величина и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом (в свете модных требований) должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение или его расположения, или формы и объема той части прически, где этот компонент располагается, что в свою очередь соотносится с общим объемом прически, головы и фигуры человека.

Композиция может быть цельной, если при ее создании соблюдались рассмотренные законы и правила, ибо цельность композиции, отметим еще раз, - это подчиненность второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность.

Сведения о волосах

Все о прическах

Основы моделирования

Полезное

Укладка волос для мужчин


Уход и забота о своем внешнем виде.
Подробнее.

Начёс на длинные волосы


Большую популярность начёс имел в.
Подробнее.

Объёмные стрижки на длинные волосы


Если Ваши волосы длинные.
Подробнее.

alt

Что такое пропорция ? Пропорция – это соотношение геометрических размеров и форм для отдельно взятых элементов единого целого. Так и в прическе оцениваются соотношения размеров различных элементов, которые составляют целостность прически. Следует помнить, что оценивать пропорции нужно только тех величин, которые имеют одинаковые свойства. Например, объем прически или ее площадь. Также наряду с оценкой соотношения размеров оценивают еще и соответствие цвета и фактуры прически, ее линии или общую массу и многие другие элементы.

Более просто и наглядно проводить оценку простых соотношений.

В этом случае соотношения представляют в виде дроби, где знаменатель и числитель - это простые целые числа в диапазоне от одного до десяти. Например, соотношение 1/1 представляют простые фигуры – квадрат, куб и т.п. А соотношения 1/2, 1/3, и т.д. представляют повторение простых фигур такое количество раз, какое указано в знаменателе дроби.

В обиходе профессионалов существует такое понятие как модуль. Модуль - это простая фигура, принятая в пропорциональной оценке за единицу. Для простоты понимания объясним на примере. Если говорят о пропорции 1/4 с модулем квадрат, то это значит, что за единицу (модуль) принята простая фигура квадрат, которая помещается в сложную фигуру – прямоугольник – ровно три раза без остатка.

Прическа, точнее ее форма, которую создает профессиональный парикмахер-модельер, должна безукоризненно соответствовать одежде, гармонировать с телосложением человека. Поэтому для парикмахера необходимо быть не только профессионалом своего дела, но и иметь представление про анатомические особенности человеческого тела, уметь оценивать пропорциональность отдельных частей и форм тела человека. Для этого совершенно не лишним будет обратиться к искусству живописи и архитектуры, где понятия о пропорции тела человека и о модулях сложились уже много веков назад.

Закономерные пропорции тела человека принимают за идеальные формы и названы они каноном. А за модульную величину в данном каноне принято считать высоту головы человека. Для примера, для художников высота головы человека укладывается по высоте фигуры ровно 7,5 раз, а для модельеров этот канон несколько уточнен – 8 раз, но в данном случае учитывается и средняя высота каблука 4 см.

Классическая пропорция предполагает деление головы по горизонтали на четыре равные части мнимыми границами: теменная часть – краевая линии роста волос; краевая линия волос – переносица; переносица – основание носа; основание носа – подбородок. Самое интересное, что каждая часть по длине равна длине носа человека. Поэтому длину носа в этом случае можно считать модульной величиной.

По канонам классической пропорции по горизонтали фигуру человека можно разделить на пропорциональные части. Каждая отдельно взятая часть рассматривается в отношении другой части с учетом наиболее существенных величин, которые соответствуют системе пропорций канона: наиболее широкая часть головы, ширина основания шей, ширина плеч и линии груди, ширина талии и линии бедра и т.п.

Если смотреть на тело человека в фас, то оно тоже симметрично относительно мысленно проведенной вертикальной плоскости по линии позвоночника. Но с возрастом пропорции и симметрия человеческого тела меняются, поэтому для парикмахера очень важно визуально определить наиболее заметные отклонения от канонов пропорции для конкретного человека и учесть эти факторы в процессе создания прически.

Читайте также: