Что такое гармония образа в прическе

Опубликовано: 16.04.2024

Любая женщина сталкивалась с ситуацией, когда отражение в зеркале вызывает чувство диссонанса, незавершенности. Причина банальна – один штрих не соответствует образу, к примеру, прическа не подходит к выбранному типу макияжа.

Содержание статьи:

1. Формирование образа

2. Макияж и прически – стили и особенности

5. Прически и макияж в стиле ретро

7. Греческий стиль в прическе и макияже

8. Цвет волос, прическа и макияж – как добиться гармонии

9. Девушка «зима»10. Цветотип «лето»

11. Женщина «осень»

12. Весна – поле для фантазий

Быть женщиной, выглядеть идеально – это искусство, которому можно учиться всю жизнь, в любом возрасте, причем процесс обучения всегда увлекателен и не может наскучить. Азы искусства мы осваиваем еще в подростковом возрасте, постоянно совершенствуем навыки, самостоятельно и бесплатно дома или посещая специальные курсы, онлайн, тем не менее, вопросы по созданию идеального образа всегда возникают. Самые популярные из них – как сочетать прическу и макияж, маникюр и педикюр, какая укладка подойдет для торжественного грима или офисного варианта, как выбрать оттенки декоративной косметики под цвет волос, способна ли прическа структурировать лицо.

удачное сочетание прически и макияжа

Формирование образа

Каждая женщина обязана быть профессиональным стилистом для себя любимой. И это не роскошь, не супер навык, а жизненно важная ежедневная необходимость, которую нужно использовать не только перед фотосессией. Только освоив в совершенстве искусство парикмахерства, косметологии, визажа и стиля, можно всегда выглядеть идеальной, ухоженной и привлекательной. Прежде чем решить, что надеть, какой сделать макияж и укладку, нужно определиться с тем, образ какого стиля необходимо создать:

  • дневной или вечерний,
  • офисный, деловой,
  • свадебный, торжественный,
  • возрастной.

Каждому из перечисленных типов образов соответствуют особенные техники макияжа и укладки причесок, подбор которых требует времени и сил.

Дневной образ отличается от вечернего (романтического) простотой, комфортом и отсутствием сложных деталей. Вечерний, для встречи с друзьями, любимым человеком или похода в клуб, так же должен быть простым, не вычурным, но элегантным, соответствовать месту, куда его «выводят».

Торжественный образ, к которому относится и свадебный – это тематический тип. Часто группа людей обсуждает своеобразный дресс-код перед мероприятием. Особенность образа невесты в подчеркнутой свежести, нежности.

Женщины, перешагнувшие определенный возраст, деловые дамы и сотрудницы офиса обязательно должны быть элегантными. Дерзкая прическа и яркий макияж в этом случае совершенно не подходят.

Макияж и прически – стили и особенности

Если классифицировать женские образы по принципу профессиональной стилистики, то можно выделить несколько основных направлений, исключая межвидовые, такие как «спортивный», «нюд», «минимализм», «футуризм» или «этника». Создавая женский образ с учетом типа макияжа и вида прически, профессиональные стилисты выбирают одно из направлений:

  • классика,
  • романтика,
  • ретро,
  • экстравагантность,
  • греческий стиль.

Для каждого из них используются определенные оттенки декоративной косметики, техники ее нанесения, цвет волос и способы их укладки.

Классика

Классические макияж и прически актуальны всегда, независимы от тенденций моды. Макияж этого типа практически незаметен. Его главная задача – подчеркнуть природную красоту, не допустить ярко выраженного акцентирования на конкретных чертах лица, создать четкие и одновременно мягкие, нежные контуры. Прически отвечают тем же требованиям – строгая симметричность, четкие линии. К классическому макияжу подойдут такие укладки и стрижки, как

  • конский хвост,
  • пучок,
  • каре,
  • короткая стрижка без филировки.

Романтика

Романтический макияж нежный и женственный, и прическа должна быть такой же – обилие крупных локонов, плавных линий, если косы, то заплетенные не туго, если декор, то с цветами или бабочками. При создании макияжа нельзя использовать кричащие цвета, предпочтение отдается пастельным оттенкам.

макияж и прическа в романтическом стиле

Прически и макияж в стиле ретро

Этот стиль универсален – он подойдет женщинам с любой формой лица, любого цветотипа. Для ретро-макияжа характерны выделение глаз стрелками умеренной дины, пушистые ресницы на фоне лиловых, голубых или зеленых теней, яркие сочные губы. Прекрасно дополнят такой макияж прически в стиле Брижит Бардо, Гэтсби, Вероники Лейк, «Бабетта», низкий пучок, стрижки «пикси», «паж», короткое каре с ярко выраженной челкой.

Экстравагантность

Этот стиль легко распознать и создать, так как он является полной противоположностью классики. Для него характерны яркость и непредсказуемость, смелое сочетание контрастных оттенков и форм, причем это касается и макияжа, и причесок. Главная их задача – привлечь внимание окружающих, выделить обладательницу в толпе.

Греческий стиль в прическе и макияже

Греческий макияж достаточно яркий, привлекающий внимание. При его создании важно прочерчивать линию бровей и губ четко, симметрично. Кроме этого, необходимо структурировать лицо – подчеркнуть скулы, скрыть темные круги под глазами. Прическа должна быть соответствующей – четкой, без лишних линий и неряшливости. Прекрасно дополнят греческий макияж косы вокруг головы в технике «колосок», короткая челка, направленные назад локоны, обручи и ленты в качестве декора.

Цвет волос, прическа и макияж – как добиться гармонии

Подбирать макияж, прическу и цвет волос нужно не только под одежду, но и в соответствие с формой лица и цветотипом кожи. Стилисты разделяют типы внешности на 4 группы:

  • лето
  • осень,
  • зима,
  • весна.

Каждая из групп делится на три подгруппы – светлая (яркая), холодная, темная (мягкая). Обычной женщине будет довольно трудно разобраться в такой сложной классификации и правильно подобрать тип макияжа, прическу. Можно определить лишь свой основной цветотип, не вдаваясь в профессиональные стилистические хитрости, и подобрать под него прическу, цвет волос и макияж.

Девушка «зима»

Если ваш цветотип «зима», то вам подойдет макияж с использованием серых, фиолетовых, малиновых, вишневых оттенков, в романтическом, классическом и экстравагантном стиле. Оптимальные цвета волос – темные, каштановые, но никак не рыжий или «блонд». Если говорить о прическах и укладках, то в этом плане нет ограничений. Единственное, что рекомендуют стилисты – избегать слишком коротких стрижек.

Цветотип «лето»

Внешность в этом случае, как правило, лишена ярких красок и акцентов, поэтому женщина вправе экспериментировать, примерять новые яркие оттенки, стили макияжа, цвет волос и оригинальные прически. Можно пробовать все стили, выбрать оптимальный для себя вариант и удачно варьировать им, внося кардинальные или незначительные изменения. Единственное правило – постарайтесь сохранить естественный цвет волос и кожи, не использовать тональную основу и краску для волос контрастного оттенка.

Женщина «осень»

Осень – вовсе не означает увядание. Женщинам этого цветотипа подойдут макияж с румянами, тенями и помадой теплых оттенков, бежевые, медовые тональные основы. Цвет волос не может быть холодным – предпочтение стоит отдавать сочным цветам – рыжему, медному, каштановому. Прически – лучше мягкие, без четких линий, с локонами и кудрями. Основные стили причесок и макияжа – классика, ретро, романтика. Но не стоит бояться и экспериментов – можно «примерить» образ экстравагантной дамы, возможно, он будет к лицу.

цветотип

Весна – поле для фантазий

Цветотип «весна» - это элегантность, утонченность, романтизм и максимум простоты. Выбирая стиль макияжа и прическу, необходимо руководствоваться именно этими понятиями. Образ должен быть максимально приближен к естественности – никаких насыщенных или холодных оттенков в макияже, отсутствие кричащих и экстравагантных укладок. Если говорить о цвете волос, то будет уместно легкое мелирование, колорирование, но отличие прядей строго на тон или два от естественного оттенка.

Даже самая модная одежда и лучшая декоративная косметика не помогут создать идеальный образ, если макияж не соответствует выбранной прическе или наоборот. Важно понимать это и уделять должное внимание выбору укладки и стилю макияжа, их соответствию ситуации.

Добиться гармонии образа не так просто. Чтобы отражение в зеркале не вызывало чувства незавершенности, нужно проследить, чтобы прическа органично дополняла нанесенный макияж. Целое искусство – научиться сочетать укладку с выбранным стилем мейк-апа. Оттенки декоративной косметики должны гармонировать с цветом волос, структурой прически. Понадобится овладеть приемами профессионального стилиста, чтобы сделать макияж, который подчеркнет красоту образа. Освоив навыки парикмахера и визажиста, можно всегда выглядеть идеально.

Выбор стиля

Для начала нужно определить, каков выбранный стиль облика:

  • дневной либо вечерний;
  • деловой;
  • торжественный;
  • возрастной.

Каждому из указанных типов соответствуют техники макияжа и укладки волос.

Дневной образ максимально прост, без сложных элементов. Вечерний также не должен быть перегруженным деталями и вычурным, соответствовать месту, которое планируется посетить: театр, дискотека, ресторан и пр.

Торжественный образ – отдельная категория. Обычно сюда относится свадебный вариант мейк-апа и укладки волос. Нужно постараться подчеркнуть свежесть и нежность невесты.

макияж невесты

Возрастной образ должен быть элегантным, сдержанным, без ярких деталей.

Особенности направлений

В соответствии с классификацией профессиональных визажистов можно выделить несколько направлений:

  • классика;
  • ретро;
  • романтика;
  • греческий стиль;
  • экстравагантный образ.

При этом каждому из них соответствуют определенные оттенки декоративной косметики вместе с техниками ее нанесения, способы укладки волос.

Классический вариант мейк-апа и прически остается актуальным всегда, вне зависимости от модных веяний. Главный принцип – простой макияж, практически незаметный на лице. Его задачей становится подчеркнуть естественную красоту, без создания ярких акцентов на определенных чертах. Мягкость и нежность контуров – отличительная характеристика стиля. По аналогии с этими принципами выбирается и прическа. Укладка должна быть с четкими линиями, строгая симметрия также характерна для данного направления. Наиболее предпочтительными являются конский хвост, каре, пучок.

Простой макияж для классической прически

Романтический стиль в макияже проявляется отсутствием кричащих красок, предпочтение отдается пастельным тонам теней, помады и пр. Подходящая прическа должна быть аналогичной – с обилием крупных локонов и плавных линий. Косы должны быть не туго заплетенными, из декоративных элементов допустимы цветы и бабочки.

макияж для романтического стиля

Ретро-стиль универсален, так как подходит любой даме, вне зависимости от формы лица и цвет типа. Характерные черты – акцент на глаза в виде стрелок поверх лиловых, зеленых либо голубых теней. Можно также выделить губы яркой помадой. Соответствующая стилю прическа – укладка в духе Гэтсби, Бриджит Бардо, низкий пучок, короткое каре с челкой, стрижка «паж».

макияж для прически в ретро стиле

Для экстравагантного направления характерны яркость и вычурность за счет оригинальной комбинации контрастных тонов и форм. Прическа, макияж призваны привлечь внимание окружающих.

Греческий стиль подразумевает акцент на четкости линий бровей и губ. Нужно также проработать скулы. Укладка волос должна быть соответствующей – с четкими линиями, аккуратной. Подойдет короткая челка, косы, заплетенные вокруг головы «колоском», ленты и обручи как декоративные детали.

Принципы гармонии по цветотипу

Если выбор, как правильно наносить макияж и делать укладку волос, строится на базе цветотипов внешности, нужно учитывать следующие рекомендации. Стилисты придерживаются следующего деления на группы:

  • лето;
  • осень;
  • зима;
  • весна.

Женщинам зимнего цветотипа подходят серые, фиолетовые, вишневые и малиновые оттенки в мейк-апе. В отношении волос и способа их укладки особых ограничений нет, следует лишь избегать рыжих оттенков и «блонда». Однако слишком короткие стрижки не подходят дамам данной категории.

принципы гармонии по цветотипу

Летний цветотип подразумевает отсутствие ярких красок во внешности. Поэтому допустимы смелые эксперименты с прическами и декоративной косметикой. Однако тон волос и кожи лучше сохранить натуральными, без кардинальных изменений.

Осенний тип внешности совместим с румянами и помадой, тенями теплых тонов. Укладка локонов должна быть без чрезмерной четкости линий, предпочтительны локоны и кудри. Цвет прядей может быть сочным: рыжим, каштановым, медным.

В случае с женщиной-«весной» средства для макияжа должны быть естественных тонов, без насыщенных либо холодных оттенков. Экстравагантные укладки также недопустимы. Если речь идет о цвете локонов, лучше оставить его натуральным, оттенив мелированием либо легким колорированием, с незначительным отличием прядей по тону.

макияж для цветотипа весна

Идеальный образ можно создать лишь путем гармоничного сочетания прически и мейк-апа.

— прически обратного типа. Волосы зачесываются в направлении ото лба к затылку. Такие прически выполняются на длинных и на коротких волосах;

— ацентральный (ниспадающий) тип. Волосы направлены от макушки к краевой линии роста волос. Прически выполняются из различной длины волос, и в этом универсальность причесок этого типа;

— передние прически. Волосы направлены вперед.

Композиция прически — это расположение составных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорции.

Различают два вида композиции: объемную и плоскостную. Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм причесок, в придании им красоты и гармонии.

Форма прически — это объемное восприятие прически. Форма прически включает в себя определенные свойства. Важным из них является геометрический вид формы прически (шар, куб). Он определяется изменениями объемной формы прически в высоту, ширину, глубину.

Объем прически обусловлен размером головы. Он включает отдельные элементы и детали, которые сами по себе имеют разнообразные очертания.

Элементы прически, взятые вместе, образуют общий объем модели и выражают эмоциональные свойства ее формы. Объем прически может быть более или менее увеличенным, что зависит от требований существующего направления моды.

При моделировании причесок важную роль играет соотношение объема прически с фигурой, формой головы, шеи, лица.

Объем прически отражает соответствие ее моде. Объемы причесок колебались от малых к сильно увеличенным, от легких к тяжелым, от компактных к расплывчатым. С точки зрения удобства и красоты крайности в выражении объемности причесок не всегда были оправданы. Но всегда объемы причесок отражали основные тенденции моды своего времени.

В настоящее время полностью отсутствует диктат какой-либо формы.

Силуэт прически проявляется на границе между объемной формой прически и пространством при восприятии модели в анфас и профиль.

Силуэт — это плоскостное зрительное восприятие объемных форм прически, четко ограниченных контурами.

Для характеристики различных моделей, их сравнения и оценки пользуются понятием «силуэтная форма прически».

Она может быть приближена по форме к квадрату, треугольнику, окружности или другим геометрическим фигурам.

Силуэтные формы изменяются и развиваются, давая начало новым модификациям.

Выбор силуэтной формы прически обусловливается индивидуальными особенностями внешности, назначением модели и направлением развития моды.


Линии прически

Поверхность и контуры формы прически состоят из многочисленных линий. Они играют важную роль в композиции модели.

Различные элементы и детали прически создают разнообразные линии. Например, прямая линия пробора, контура, окантовки челки или низа затылка создает в прическе впечатление строгости и четкости.

И наоборот, такие элементы причесок, как локоны, волны, завитки, создают в прическе ломаные линии и придают ей легкость, мягкость, кокетство.

Характер линий внутри силуэтной формы модели, их направленность способствуют выразительности композиции.

Цвет прически

Важным элементом композиции прически является цвет. Он оказывает различное действие на органы наших чувств. Цвета в прическах воспринимаются нами как теплые или холодные, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие. Цвет волос оказывает большое влияние на изменение величины массы волос в прическе. Так, светлые волосы зрительно увеличивают и облегчают ее, темные — уменьшают и делают более тяжелой.

Цвет всегда являлся отражением степени модности прически. Вместе с фактурой волос он служит средством выявления достоинств формы и объема прически, подчеркивает выразительность отдельных участков или элементов. Современная мода отмечена поиском новых нетрадиционных цветовых сочетаний.

Наряду с одноцветной окраской в моделировании используются многоцветные виды окраски, которые вносят модный штрих в облик современного человека.

Гармония цвета в прическах может быть родственной или контрастной.

Родственная гармония заключается в сочетании близких по цвету, но различных по насыщенности тонов волос: темно- и светло-русый, каштановый и золотистый, блондин и розовый блондин.

Волосы, окрашенные одним чистым цветом, создают в композиции прически одноцветную гармонию.

Ритм также играет важную роль при композиционном построении формы прически.

Ритм — закономерное чередование отдельных элементов прически или интервалов между ними.

Ритм оказывает влияние на зрительное восприятие объемных форм причесок.

Наличие ритма приводит к достижению разной степени динамичности формы.

Любой перерыв в непринужденном движении ритмично повторяющихся линий создает ощущение статичности. Это нарушает гармонию прически.

Пропорции в прическе — это соотношение размеров, объема, линий, отдельных деталей и частей прически между собой, а также с фигурой человека.

При моделировании причесок необходимо соблюдать принципы пропорции. Важно принимать во внимание соотношение размера головы (с прической) с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтах одежды.

Голова (с прической) должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.

Важно также соблюдение соотношения размеров прически с силуэтом одежды.

Стиль одежды, ее конструктивные и декоративные линии всегда находят отражение в соответствующих деталях, элементах, силуэтах причесок, которые являются образным языком, отличающим одну эпоху от другой.

Важным средством достижения единства и художественной выразительности композиции прически является симметрия.

В прическе симметричными являются тождественные элементы, одинаково расположенные по отношению к какой-либо точке или оси. Наличие симметрии в композиции моделей причесок создает впечатление уравновешенности.

Для придания динамичности моделям причесок применяется асимметрия, которая может быть заложена как в технологии стрижки или окраски, так и при моделировании объемной формы прически.

Асимметрия в прическах имеет ряд преимуществ: вносит в модель новизну и не традиционность решения, придает нарядность и помогает тонко скрывать многие дефекты в строении головы и лица.

Главное условие целостности асимметричной формы прически — это ее композиционная уравновешенность.

Контраст также играет важную роль в композиции моделей причесок.

Контрастом называется противопоставление, борьба разных решений в форме прически. Это противопоставление выражается в различной степени объемности отдельных элементов и участков прически, в цвете, в форме.

Контрастные решения используются для придания моделям особой модности, остроты и динамичности.

Умелое использование в процессе моделирования причесок принципов симметрии, асимметрии и контраста позволяет создавать модели, разнообразные по стилевой направленности.

Композиционно организованная форма прически обязательно должна иметь свою главную часть, композиционный центр. Это место соединения всех элементов или частей модели, акцент, доминант в целостной композиции.

Композиционным центром может быть любой элемент или часть прически, декоративный пучок, челка, украшающий элемент. В сложных моделях причесок возможно наличие нескольких композиционных центров, взаимосвязанных между собой.

Согласование композиционного центра и остальных частей композиции прически достигается средствами единства и связи всех элементов модели на основе ряда условий соразмерности частей прически между собой, пропорций, пластичности, ритмических связей, цветового решения, органического введения декора. С помощью этих средств достигаются гармония и выразительность композиции всей модели прически.

Итак, к созданию логически осмысленных форм причесок парикмахер-модельер должен идти путем глубокого изучения основ композиции и принципов моделирования причесок, что будет способствовать созданию эстетически и конструктивно ценных моделей.

В моделировании причесок происходит постоянное развитие и видоизменение основных базовых силуэтных форм: «квадрат», «овал», «треугольник», — длительное время присутствующих в моде.

Эти изменения выражаются в формировании новых вариантов силуэтов причесок, т. е. их модификаций.

Художественным оформлением прически в моделировании принято называть процесс создания по конкретным законам красоты как отдельных деталей, так и прически полностью с целью вызвать у зрителя определенные ассоциативные ощущения. Во все времена прически особенностями своей формы выражали определенные идеи: формы барокко - высокопарность, торжественность; формы раннего рококо - грациозность, некоторое легкомыслие и т. п. (в XX в. каждая мода также характерна этой особенностью). Отсюда проистекают наши устойчивые представления и о характере линий, деталей, а следовательно, и об эмоционально-психологическом воздействии на зрителя. Грубо упрощая, можно сказать, что в большинстве случаев кудри представляются нам романтическими; геометричность линий иногда свидетельствует о строгости, деловитости, спортивности, возможно, элегантности; по контрасту с барокко, например, маленькая прическа с небольшим количеством декоративных деталей говорит о скромности ее обладательницы и т. д. Поэтому можно говорить о спокойном, динамическом, простом, лиричном и т. д. характере прически, т. е. эмоции, возникающие у зрителя в этих случаях, объясняются тем, что формы причесок, детали, очертания, цвет, линии и другие качества связаны с нашими привычными представлениями о покое, движении, энергичности, современности и т. п.



Таким образом, прическа как некое обобщенное художественное целое, способное вызвать у зрителя при восприятии определенные (запланированные модельером) эмоции, ассоциативные ощущения, представляет собой в совокупности с обликом человека художественный образ.

Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т. е. строением, расположением, соотношением ее составных частей. Композицией называется также и результат этого действия - сама прическа.

В основу композиции парикмахер-модельер берет совокупность образующих форму объемов (частей), соотношение этих объемов, общие пропорции (масштаб), силуэт. От того, насколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и выразительность формы прически. Если не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции прически, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.

Парикмахеру-модельеру приходится работать с разнообразными прическами. В одних главенствует "чистая" лаконичная форма, в других - под сложно разработанным декором геометрическая форма лишь угадывается, но в любом случае в основу берется определенная система пропорционирования, обусловленная художественным замыслом.

Пропорции прически, соотношение с лицом, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они сообщают форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие большую протяженность в горизонтальном направлении, нежели в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности, и никакие декоративные ухищрения не избавят прическу (и, конечно, образ) от некоторой приземленности (вертикали чаще всего дают обратное ощущение). Следовательно, образная выразительность прически достигается при помощи определенного ее построения, т. е. композиции.

Целесообразным единством композиции парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим. Непрофессионал в своих оценках прически может пользоваться словами "нравится" или "не нравится", не вникая в тонкости композиции; парикмахер-модельер в своем анализе модели должен четко понимать, почему нравится или не нравится та или иная композиция.

Точная аналитическая оценка, безусловно, важна, но она всего лишь констатирует уровень уже готовой прически. Гораздо существеннее иметь надежный метод анализа эстетических свойств прически в ходе проектирования самой модели. Для этого необходимо знать объективные закономерности формообразования и композиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как произведения) являются: форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы). Композиционными средствами, или приемами, композиции, являются пропорции (масштабность, композиционное единство характера всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.

Существуют еще два обязательных качества композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически. Образность форм являет собой как бы в сфокусированном виде все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.

Назначение прически и замысел парикмахера-модельера определяют выбор компонентов и композиционных средств. Разработать композицию модели означает найти характер всех компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности, т. е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма. Гармония как основа понимания красоты означает согласованность частей единого целого, в нашем случае - образа человека.

Гармоническая целостность, с одной стороны, являет собой четкость выражения замысла, с другой - обеспечивает точное его восприятие. Это и составляет основополагающий закон: цельность композиции.

Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных. Отсюда проистекают как причина и следствие следующие законы композиции:

1) подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;

2) наличие композиционного центра;

3) соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Нет необходимости доказывать, что сложная фантазийная прическа, например, неуместна на работе или на спортплощадке. Столь же очевидна несообразность появления на приеме, имеющем подчеркнуто официальный характер, человека с длинными распущенными волосами. Все в композиции должно подчиняться назначению прически и выражать его. Иначе говоря, практическое назначение прически должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающих этот закон:

1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

2) соответствие исходных данных назначению и форме прически;

3) единство исходных данных и декора (украшений).

Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т. е. прическа должна быть функциональной. Например, прическа работницы у станка должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму - это позволит избежать опасности попадания длинных волос в движущиеся или вращающиеся части станка. Прически спортсменок чаще всего характеризуются короткими стрижками: во-первых, правилами соревнований (особенно в игровых видах спорта) запрещено использование металлических заколок, шпилек и т. д. - они могут оказаться причиной травмы; во-вторых, спортсменам часто приходится пользоваться душем, и прически из длинных волос доставляют много холпот. При создании прически парикмахер-модельер должен предусмотреть удобство, ухода за прической, ее сохранность и т. п. Надо сказать, что удобство, функциональность прически, а значит и подчинение компонентов ее назначению, особенно в повседневных моделях последних лет, становится одним из главных композиционных свойств прически.

В современных вечерних моделях, которые (опять же вследствие своего назначения) должны в целом выглядеть более нарядно и празднично, величина, соотношение и характер всех деталей, образующих форму, диктуются общим замыслом, т. е. все композиционные средства направлены на выявление художественного образа, следовательно, в конечном счете, также подчиняются назначению прически.

Особенно четко это положение просматривается в зрелищных (исторических, театральных, маскарадных и т. д.) моделях.

В своей работе парикмахер-модельер использует совершенно особенный исходный материал - волосы. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически (не только техническая возможность создания тех или иных форм, но и композиционное обоснование).

Тектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, - это наиболее существенное, что представляет композицию любого произведения (и прически тоже). Любая деталь прически и форма в целом могут выглядеть красивыми только при одном условии - если в них отражены особенности материала, т. е. волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Относительно нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т. д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть (при соблюдении прочих условий) только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.

Наш глаз чутко отмечает: может ли держаться та или иная деталь, могут ли, например, дать напряженную линию тонкие, следовательно, вялые сами по себе волосы, т. е. соответствует ли техника обработки толщине волос, может ли выбранная техника исполнения отвечать состоянию волос и обеспечит ли возможность получения необходимой формы прически. Долгосрочность является одним из важнейших показателей в оценке повседневной прически.

Особенно важное значение тектоничность прически имеет при индивидуальном моделировании. Волосы могут быть по фактуре рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т. д. Художественная (и практическая) ценность прически обеспечивается учетом исходных данных и, как следствие, применением тех или иных композиционных средств и технических приемов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают форме и назначению модели.

В украшении прически (или в отделке ее) может использоваться многое: волосяные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки непосредственно из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерные особенности вычесывания отдельных прядей, их лакировка, использование различных цветных пудр и т. п.

Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Применяя отделку в композиции прически, необходимо определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения. Отделка не должна противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически.

Предположим, требуется сделать прическу (узел) с применением накладной косы. Такое украшение может придать композиции большую значительность, монументальность. Если по назначению прически, по пропорциям (в формальном отношении) все будет сделано правильно, но собственные волосы клиентки тонкие и слабые, а коса изготовлена из толстых эластичных волос, то вся композиция в целом окажется несостоятельной, поскольку прическа будет выглядеть неестественной, следовательно, и некрасивой. Видимо, в этом случае косу следует использовать только для создания формы прически, по-возможности, спрятав ее полностью или частично под волосами клиентки с таким расчетом, чтобы фактура косы не читалась в прическе. Вероятно, и украшение в этом случае нужно избрать такое, которое отвлекало бы внимание зрителя от фактурных особенностей накладной косы. Такими украшениями в зависимости от назначения прически могут оказаться ленты, обручи, цветы или бижутерия.

Очень часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки исходного материала, т. е. волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, какие-то исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, которые по тем или иным соображениям представляются неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, мы создаем "композиционные мостки" очень помогающие обойти неприятности такого рода.

Приблизительно с такой же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т. д., которые, фиксируя детали причесок на определенных местах, сообщают модели дополнительную нарядность, придают большую образную выразительность.

Вообще следует подчеркнуть, что отлично спроектированная модель, являющая собой законченное композиционное целое, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заострить идейную направленность композиции, когда украшение органически входит в композицию модели, придавая ей однозначный характер, например фата или белые цветы в прическе невесты, эмблема в конкурсной прическе, посвященной 0лимпиаде-80 (рис. 17) или специфические украшения, позволяющие точно обозначить историческое время или исторический типаж.

Рис. 17. Конкурсная прическа, посвященная Олимпиаде-80. Украшение органически входит в композицию модели

Рис. 17. Конкурсная прическа, посвященная Олимпиаде-80. Украшение органически входит в композицию модели

Когда украшение своим содержанием помогает выразить назначение и художественный замысел прически, оно становится активным и выразительным элементом в композиции, и наоборот, украшение разрушает целостность композиции, если оно своим содержанием не соответствует общему назначению прически и исходным данным.

Помимо украшений, специально изготовленных для дополнительной отделки, причесок, существует также много других средств декоративного решения модели. Формообразование деталей причесок предопределяется главным образом конструкцией. Чем сложнее форма, тем многообразнее конструктивные линии, выражающие ее. Такие линии могут быть прямыми, кривыми, изогнутыми, вертикальными, горизонтальными или наклонными, короткими и длинными; сочетаться между собой они могут также весьма разнообразно. Будучи необходимыми для построения формы, эти линии неотделимы от нее и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения модели.

В любой прическе различают два вида форм: 1) формы, которые составляют основу прически, ее объем; 2) формы, которые служат для внешнего обогащения этого объема, т. е. модели. К таким Декоративным элементам относятся разнообразные локоны, волны, форма окантовки, различные челки и т. п. Формы первого вида называются главными, формы второго - декоративными. Декоративные формы не могут существовать самостоятельно, вне главных, поэтому они должны подчиняться главным формам (предопределяться ими). Возможность получения главных форм связана с исходными данными. Следовательно, разработка того или иного декоративного решения должна находиться в неразрывной связи с исходными данными как конструктивно, так и эстетически.

Наличие композиционного центра. Существуют разные толкования понятия "центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр модели.

Например, в прическе из длинных волос, затянутых назад и собранных в небольшой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в положении анфас, но смысловой акцент (по назначению, функциональности, тектоничности и т. д.) придает объемно- пространственной форме прически композиционную завершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного акцента композиции должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника и образности модели.

Композиционный центр может не совпадать с геометрическим центром или осью симметрии. В этом случае возникает динамика, напряженность.

Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) в решении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративно-конструктивные компоненты (локоны, челки, украшения и т. д.).

Каждый из названных компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или может быть объединенным с другими компонентами. Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве главного акцента композиции способствует более четкому раскрытию замысла художника и образности модели.

Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т. е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие - это не простое равенство величин. Оно зависит от распределения основных компонентов композиции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, с пластикой формы, с цветотональными отношениями отдельных частей целого.

Таким образом, основными правилами второго закона композиции являются: 1) выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов, 2) уравновешенность композиции. На практике это означает, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, предопределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение второстепенных, т. е. декоративно-конструктивных, компонентов.

Соразмерность частей и элементов композиции. Очень важным фактором в этом законе выступает масштабность, т. е. отношение величины формы прически к величине головы, деталям лица, фигуре человека, соотношение частей формы между собой и отношение каждой части ко всей форме прически с учетом величины главной модной детали.

Масштабность имеет прямую связь с цветом и фактурой как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так прическа из светлых волос кажется несколько больше, чем точно такая же из темных волос; различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от окружающих элементов могут в общей композиции казаться меньше или больше.

Объективных критериев в оценке отношения величины прически или отдельных деталей к величине, предположим, черт лица не существует, поскольку каждая новая мода выдвигает свою систему пропорций, но в соответствии с той или иной модой масштабность должна соблюдаться неукоснительно.

Количество, величина и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом (в свете модных требований) должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение или его расположения, или формы и объема той части прически, где этот компонент располагается, что в свою очередь соотносится с общим объемом прически, головы и фигуры человека.

Композиция может быть цельной, если при ее создании соблюдались рассмотренные законы и правила, ибо цельность композиции, отметим еще раз, - это подчиненность второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность.

2. Композиция причёски. Ее сущность и основные законы

Художественным оформлением прически в моделировании принято называть процесс создания по конкретным законам красоты как отдельных деталей, так и прически полностью с целью вызвать у зрителя определенные ассоциативные ощущения. Во все времена прически особенностями своей формы выражали определенные идеи: формы барокко - высокопарность, торжественность; формы раннего рококо - грациозность, некоторое легкомыслие и т. п. (в XX в. каждая мода также характерна этой особенностью). Отсюда проистекают наши устойчивые представления и о характере линий, деталей, а следовательно, и об эмоционально-психологическом воздействии на зрителя. Грубо упрощая, можно сказать, что в большинстве случаев кудри представляются нам романтическими; геометричность линий иногда свидетельствует о строгости, деловитости, спортивности, возможно, элегантности; по контрасту с барокко, например, маленькая прическа с небольшим количеством декоративных деталей говорит о скромности ее обладательницы и т. д. Поэтому можно говорить о спокойном, динамическом, простом, лиричном и т. д. характере прически, т. е. эмоции, возникающие у зрителя в этих случаях, объясняются тем, что формы причесок, детали, очертания, цвет, линии и другие качества связаны с нашими привычными представлениями о покое, движении, энергичности, современности и т. п.


Таким образом, прическа как некое обобщенное художественное целое, способное вызвать у зрителя при восприятии определенные (запланированные модельером) эмоции, ассоциативные ощущения, представляет собой в совокупности с обликом человека художественный образ.

Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т. е. строением, расположением, соотношением ее составных частей. Композицией называется также и результат этого действия - сама прическа.

В основу композиции парикмахер-модельер берет совокупность образующих форму объемов (частей), соотношение этих объемов, общие пропорции (масштаб), силуэт. От того, насколько удачно решена композиция в целом,

зависит красота и выразительность формы прически. Если не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции прически, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.

Парикмахеру-модельеру приходится работать с разнообразными прическами. В одних главенствует "чистая" лаконичная форма, в других - под сложно разработанным декором геометрическая форма лишь угадывается, но в любом случае в основу берется определенная система пропорционирования, обусловленная художественным замыслом.

Пропорции прически, соотношение с лицом, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они сообщают форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие большую протяженность в горизонтальном направлении, нежели в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности, и никакие декоративные ухищрения не избавят прическу (и, конечно, образ) от некоторой приземленности (вертикали чаще всего дают обратное ощущение). Следовательно, образная выразительность прически достигается при помощи определенного ее построения, т. е. композиции.

Целесообразным единством композиции парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим. Непрофессионал в своих оценках прически может пользоваться словами "нравится" или "не нравится", не вникая в тонкости композиции; парикмахер-модельер в своем анализе модели должен четко понимать, почему нравится или не нравится та или иная композиция.

Точная аналитическая оценка, безусловно, важна, но она всего лишь констатирует уровень уже готовой прически. Гораздо существеннее иметь надежный метод анализа эстетических свойств прически в ходе проектирования самой модели. Для этого необходимо знать объективные закономерности формообразования и композиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как произведения) являются: форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы). Композиционными средствами, или приемами, композиции, являются пропорции (масштабность, композиционное единство характера всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.

Существуют еще два обязательных качества композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически. Образность форм являет собой как бы в сфокусированном виде все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.

Назначение прически и замысел парикмахера-модельера определяют выбор компонентов и композиционных средств. Разработать композицию модели означает найти характер всех компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности, т.

е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма. Гармония как основа понимания красоты означает согласованность частей единого целого, в нашем случае - образа человека.

Гармоническая целостность, с одной стороны, являет собой четкость выражения замысла, с другой - обеспечивает точное его восприятие. Это и составляет основополагающий закон: цельность композиции.

Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных. Отсюда проистекают как причина и следствие следующие законы композиции:

1) подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;

2) наличие композиционного центра;

3) соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Нет необходимости доказывать, что сложная фантазийная прическа, например, неуместна на работе или на спортплощадке. Столь же очевидна несообразность появления на приеме, имеющем подчеркнуто официальный характер, человека с длинными распущенными волосами. Все в композиции должно подчиняться назначению прически и выражать его. Иначе говоря, практическое назначение прически должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающих этот закон:

1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

2) соответствие исходных данных назначению и форме прически;

3) единство исходных данных и декора (украшений).

Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т. е. прическа должна быть функциональной. Например, прическа работницы у станка должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму - это позволит избежать опасности попадания длинных волос в движущиеся или вращающиеся части станка. Прически спортсменок чаще всего характеризуются короткими стрижками: во-первых, правилами соревнований (особенно в игровых видах спорта) запрещено использование металлических заколок, шпилек и т. д. - они могут оказаться

причиной травмы; во-вторых, спортсменам часто приходится пользоваться душем, и прически из длинных волос доставляют много холпот. При создании прически парикмахер-модельер должен предусмотреть удобство, ухода за прической, ее сохранность и т. п. Надо сказать, что удобство, функциональность прически, а значит и подчинение компонентов ее назначению, особенно в повседневных моделях последних лет, становится одним из главных композиционных свойств прически.

В современных вечерних моделях, которые (опять же вследствие своего назначения) должны в целом выглядеть более нарядно и празднично, величина, соотношение и характер всех деталей, образующих форму, диктуются общим замыслом, т. е. все композиционные средства направлены на выявление художественного образа, следовательно, в конечном счете, также подчиняются назначению прически.

Особенно четко это положение просматривается в зрелищных (исторических, театральных, маскарадных и т. д.) моделях.

В своей работе парикмахер-модельер использует совершенно особенный исходный материал - волосы. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически (не только техническая возможность создания тех или иных форм, но и композиционное обоснование).

Тектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, - это наиболее существенное, что представляет композицию любого произведения (и прически тоже). Любая деталь прически и форма в целом могут выглядеть красивыми только при одном условии - если в них отражены особенности материала, т. е. волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Относительно нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т. д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть (при соблюдении прочих условий) только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.

Наш глаз чутко отмечает: может ли держаться та или иная деталь, могут ли, например, дать напряженную линию тонкие, следовательно, вялые сами по себе волосы, т. е. соответствует ли техника обработки толщине волос, может ли выбранная техника исполнения отвечать состоянию волос и обеспечит ли возможность получения необходимой формы прически. Долгосрочность является одним из важнейших показателей в оценке повседневной прически.

Особенно важное значение тектоничность прически имеет при индивидуальном моделировании. Волосы могут быть по фактуре рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т. д. Художественная (и практическая) ценность прически обеспечивается учетом исходных данных и, как следствие, применением тех или иных композиционных средств и технических приемов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают форме и назначению модели.

В украшении прически (или в отделке ее) может использоваться многое: волосяные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки непосредственно из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерные особенности вычесывания отдельных прядей, их лакировка, использование различных цветных пудр и т. п.

Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Применяя отделку в композиции прически, необходимо определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения. Отделка не должна противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически.

Предположим, требуется сделать прическу (узел) с применением накладной косы. Такое украшение может придать композиции большую значительность, монументальность. Если по назначению прически, по пропорциям (в формальном отношении) все будет сделано правильно, но собственные волосы клиентки тонкие и слабые, а коса изготовлена из толстых эластичных волос, то вся композиция в целом окажется несостоятельной, поскольку прическа будет выглядеть неестественной, следовательно, и некрасивой. Видимо, в этом случае косу следует использовать только для создания формы прически, по-возможности, спрятав ее полностью или частично под волосами клиентки с таким расчетом, чтобы фактура косы не читалась в прическе. Вероятно, и украшение в этом случае нужно избрать такое, которое отвлекало бы внимание зрителя от фактурных особенностей накладной косы. Такими украшениями в зависимости от назначения прически могут оказаться ленты, обручи, цветы или бижутерия.

Очень часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки исходного материала, т. е. волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, какие-то исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, которые по тем или иным соображениям представляются неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, мы создаем "композиционные мостки" очень помогающие обойти неприятности такого рода.

Приблизительно с такой же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т. д., которые, фиксируя детали причесок на определенных местах, сообщают модели дополнительную нарядность, придают большую образную выразительность.

Вообще следует подчеркнуть, что отлично спроектированная модель, являющая собой законченное композиционное целое, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заострить идейную направленность композиции, когда украшение органически входит в композицию модели, придавая ей однозначный характер, например фата или белые цветы в прическе невесты, эмблема в конкурсной

прическе, посвященной 0лимпиаде-80 (рис. 17) или специфические украшения, позволяющие точно обозначить историческое время или исторический типаж.


Рис. 17. Конкурсная прическа, посвященная Олимпиаде-80.

Украшение органически входит в композицию модели

Когда украшение своим содержанием помогает выразить назначение и художественный замысел прически, оно становится активным и выразительным элементом в композиции, и наоборот, украшение разрушает целостность композиции, если оно своим содержанием не соответствует общему назначению прически и исходным данным.

Помимо украшений, специально изготовленных для дополнительной отделки, причесок, существует также много других средств декоративного решения модели. Формообразование деталей причесок предопределяется главным образом конструкцией. Чем сложнее форма, тем многообразнее конструктивные линии, выражающие ее. Такие линии могут быть прямыми, кривыми, изогнутыми, вертикальными, горизонтальными или наклонными, короткими и длинными; сочетаться между собой они могут также весьма разнообразно. Будучи необходимыми для построения формы, эти линии неотделимы от нее и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения модели.

В любой прическе различают два вида форм: 1) формы, которые составляют основу прически, ее объем; 2) формы, которые служат для внешнего обогащения этого объема, т. е. модели. К таким Декоративным элементам относятся разнообразные локоны, волны, форма окантовки, различные челки и т. п. Формы первого вида называются главными, формы второго - декоративными. Декоративные формы не могут существовать самостоятельно, вне главных, поэтому они должны подчиняться главным формам (предопределяться ими). Возможность получения главных форм связана с исходными данными. Следовательно, разработка того или иного декоративного решения должна находиться в неразрывной связи с исходными данными как конструктивно, так и эстетически.

Наличие композиционного центра. Существуют разные толкования понятия "центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр модели.

Например, в прическе из длинных волос, затянутых назад и собранных в небольшой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в положении анфас, но смысловой акцент (по назначению, функциональности, тектоничности и т. д.) придает объемно- пространственной форме прически композиционную завершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного акцента композиции должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника и образности модели.

Композиционный центр может не совпадать с геометрическим центром или осью симметрии. В этом случае возникает динамика, напряженность.

Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) в решении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративно-конструктивные компоненты (локоны, челки, украшения и т. д.).

Каждый из названных компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или может быть объединенным с другими компонентами. Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве главного акцента композиции способствует более четкому раскрытию замысла художника и образности модели.

Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т. е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие - это не простое равенство величин. Оно зависит от распределения основных компонентов композиции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, с пластикой формы, с цветотональными отношениями отдельных частей целого.

Таким образом, основными правилами второго закона композиции являются:

1) выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов, 2) уравновешенность композиции. На практике это означает, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, предопределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение второстепенных, т. е. декоративно-конструктивных, компонентов.

Читайте также: