Бункин прическа что это

Опубликовано: 02.05.2024

Прическа

Стиль старинных женских причёсок нихонгами, с которым я собираюсь вас познакомить, существовал, начиная с эпох Бунка и Бунсэй (середина - вторая половина Эдо), и до эпохи Мэйдзи. (Прежде парикмахерское искусство в Японии не было достаточно развито, поэтому, когда изображаете эти сложные причёски, не забывайте о временных рамках их реального существования). Наиболее распространённые виды нихонгами - это шимада (симада) и её многочисленные разновидности (бункин-такашимада, цубуши-шимада, юйвата), марумагэ, детская причёска момоварэ ("разрезанный персик") и её разновидность варэшинобу (причёска начинающих майко в Киото), и пр. Женщины эпохи Эдо никогда не носили укороченные спереди пряди, чёлку и т. п.!

Итак, перейдем непосредственно к технологической части моей прически.

  • 1. Волосы делятся на 5 частей (рис. 13 а), а именно: ФТз - маэгами («волосы спереди»), Вз - бин (боковые), ВЗз - нэ (верхняя) и СЗз + НЗз - табо (также называют зона - цуто, затылочная).
  • 2. Основой всей причёски является ВЗз (нэ). Эта часть крепко перевязывается мотоюи - бумажной лентой (рис. 13 б). Лента завязывается так туго, что вызывает головную боль, и все майко - гейши-ученицы - боятся, что через несколько лет работы получат круглую, размером примерно с монету в 10 йен лысинку на макушке, т.н. майко-хагэ - "лысину майко". В этом одна из причин того, что взрослые гейши сейчас, как правило, носят парики. Положение завязанного пучка на голове - поднят ли он (высокий нэ) или опущен (низкий нэ), зависит от ситуации, возраста и социального статуса. Высоко завязанная ВЗз означала утончённость и изысканность, и поэтому все девушки из самурайского сословия завязывали ВЗз высоко.
  • 3. Затем принимаются за расположенные над шеей волосы, образующие СЗз + НЗз (табо), и связывают их с прядями основы - кон. СЗз + НЗз (табо) можно не затягивать туго, оставляя висеть свободно, или, наоборот, плотно подтянуть к верху, за счёт чего изменяется весь силуэт причёски (рис. 13 в).
  • 4. Следующие на очереди - Вз - бин ("волосы на висках"): их также прикрепляют к ВЗз - нэ (рис. 13 г). Торчащие широко в стороны Вз - бин называются торо-бин, бин-фонарик, т.к. своей формой они напоминают разрезанный горизонтально пополам круглый бумажный фонарь. То, насколько широкими сделаны Вз - бин, является основным фактором, определяющим форму причёски.
  • 5. Волосы спереди ФТз - маэгами - собирают вместе, затем перевязывают в передней части, на некотором расстоянии от корней волос, после чего концы прядей привязывают к ВЗз - нэ. Чтобы придать причёске желаемые очертания, можно подтянуть ФТз - маэгами назад и создать плоский силуэт, или сделать его более пышным, приподняв маэгами кверху (рис. 13 д).
  • 6. К этому моменту все свободные концы оказываются присоединенными к ВЗз - нэ и образуют единый "хвост". Из этого хвоста и формируют магэ - пучок волос на затылке, - которому придают самые разнообразные формы и по-разному украшают. Как правило, название конкретной разновидности причёски даётся по форме магэ - пучка.

По описанию технологической части создания прически «Симада», кажется, что это всё очень сложно и малопонятно, но это не так. Все разделенные зоны собираются в отдельные хвосты, вытягиваются на столько, на сколько вам нужно их вытянуть (у каждого типа прически Симада волосы либо натянуты в НЗз, либо вытягиваются, образую мешочек) и собираются в единый хвост, который закрепляется твердой лентой. Всё, ваша прическа почти готова, но что- то не хватает?! Какая же японская прическа может быть без прекрасных украшений. А все украшения или же цветы также означают что - то свое. Например, чем больше цветов и бус, тем моложе девушка, в основном, это девочки, а чем старше женщина, тем меньше у нее украшений. К примеру, у взрослых женщин в голове разнообразные геометрические фигуры и шелковые ленты, а причёску майко справа украшает букет шёлковых цветов хана-кандзаси. В первый год обучения цветы хана-кандзаси спадают прямо на лицо, на второй год и позже используют меньшее украшение. Цветы должны соответствовать текущему сезону (сосна, бамбук и слива в январе, ива в июле, нарцисс в марте). На хана-кандзаси для сакко находятся шёлковые журавли и сосновые иголки. В затылочную часть любой причёски майко или гейши вкалывается тама-кандзаси (кандзаси с шариком), шпилька с украшением-шариком. Зимой шарик коралловый, летом -- нефритовый.

Причёски гейш и ойран немыслимы без разнообразных гребней и булавок. Чем неопытнее девушка, тем больше украшений носят в причёске:

  • - куси - гребень, деревянный или из панциря черепахи, также может быть лаковым или пластиковым, часто расписан сверху, хотя узор может спускаться и на зубцы. Майко носят «ханакуси» - гребень, на который сверху прикреплены искусственные цветы;
  • - бира-бира (дзынь-дзынь) - шпильки с длинными металлическими нитями, издающими приятный звон. Иногда они украшены колокольчиками;
  • - ёситё - раздвоенная широкая шпилька. В причёске таю и ойран достаточно много ёситё;
  • - тама-кандзаси (украшение-шарик) - шпильки, украшенные шариком из драгоценного камня;
  • - оги (веер) - алюминиевые шпильки в форме веера, с которых свисают тоненькие металлические пластинки;
  • - хана-кандзаси (кандзаси с цветами) - кандзаси с шёлковыми цветами и нитками, на которые насажены мелкие шёлковые цветочки, свисающие примерно на двадцать сантиметров. Одна хана-кандзаси может стоить дороже кимоно, так как работа по их созданию очень кропотливая и напоминает работу ювелира-дизайнера.
  • - маэдзаси - маленькое украшение, располагающееся за оги (веером).

Майко, работающие в Гион-кобу, до восемнадцатилетия носят ещё и жадеитовую булавку слева надо лбом.

С прической разобрались, но перед тем, как начать выполнение прически нам нужно окрасить и подстричь волосы.

Меня выручила только статья Пэнта-сан, с замечательными, очень понятными рисунками и информативными пояснениями. Пэнта-сан пишет, обращаясь к художникам, но эта статья будет полезна и кукольникам, и тем, кто увлекается косплеем, ролевым играми, постановочной фотографией, ценителям укиё-э, да и просто любителям японской культуры во всех её проявлениях. Прочитав эту статью, вы не только научитесь по причёске определять социальный статус и положение (например, сможете отличить куртизанку от гейши, дочь самурая - от горожанки, а девушку - от взрослой женщины) и познакомитесь с различными видами шпилек и украшений для волос, но и узнаете, как можно сделать такие причёски самим.

Я постаралась сделать статью как можно более понятной для русскоязычного читателя, дополнив оригинальный текст примечаниями и ссылками на внешние ресурсы, а также проиллюстрировав его фотографиями и гравюрами.

Вступление


Если мы говорим о персонажах фэнтези и фантастики, таких, как Юна из Final Fantasy 10 или королева Амидала из "Звёздных войн" , то вполне нормально изображать их в блузах с приставными рукавами, в плиссированных юбках, с волосами, стоящими дыбом на макушке, и т.д.: свобода художника тут ничем не ограничена, и он волен изобретать любые наряды, любые причёски, какие ему подсказывает вдохновение (впрочем, следует помнить, что всё это ни в коем случае не является традиционным японским стилем).

Но не торопитесь воскликнуть: "Раз всё так сложно, я больше никогда не буду рисовать гейш!": в этой статье я расскажу о базовых принципах с оздания нихонгами и объясню общие правила использования украшений для волос. Если вы просто запомните эти основы, то потом сможете с лёгкостью применить свои знания на практике, поэтому, пожалуйста, не волнуйтесь - мир традиционных японских причёсок-нихонгами вовсе не так стра шен!

1. Основы создания традиционной японской причёски

Пожалуйста, запомните, что женщины эпохи Эдо никогда не носили чёлку! Причину см. ниже, в разделе 7.

3. Затем принимаются за расположенные над шеей волосы, образующие табо (たぼ), и связывают их с прядями основы-нэ. Табо можно не затягивать туго, оставляя висеть свободно, или, наоборот, плотно подтянуть кверху, за счёт чего изменяется весь силуэт причёски.

2. Форма магэ и название причёски: симада-магэ и марумагэ

Как правило, название конкретной разновидности причёски даётся по фор ме магэ .

Шимада-магэ используется во многих причёсках:

Бункин-такашимада (文金高島田)


Бункин-шимада - причёска девушек самурайского сословия и современных невест, - делается так: из основы-нэ, завязанной высоко (高島田, яп. такасимада, буквально означает "высокая шимада"), формируется шимада-магэ, причём волосы, составляющие пучок-магэ, собираются вместе на самом верху головы и укладываются в виде пышного цилиндра. Центральную часть магэ перевязывают тонким шпагатом золотистого цвета (для свадебного торжества), белым бумажным шпагатом, плетёным шнуром или ещё чем-нибудь узким, причём настолько свободно, что создаётся впечатление, будто это сделано лишь в декоративных целях.

Заглянув в материалы документальной фото-галереи Artnet, можно увидеть, что так называемые "девушки из особняков" - служанки, работавшие у самураев (своего рода "офисные служащие" эпохи Эдо), - также ходили с этой причёской.

Цубуши-шимада (つぶし島田)


Украшенная каноко цубуши-шимада, в частности её разновидность под названием юйвата ( 結綿 ), стала типичной причёской молодых горожанок:


Марумагэ (丸髷)


Как для шимады, так и для марумагэ допустимы разные комбинации форм основных элементов причёски: вытянуты боковые части бин, в стороны или нет, подняты они (видны уши) или опущены (ушей не видно), волосы над шеей - табо - подтянуты или лежит низко на шее, нэ высокий или низкий. На примере марумагэ гейши с нижней части рисунка в разделе 5 можно увидеть, как за счёт того, что бин слева и справа выступают в стороны, образуя торо-бин ("фонарик"), а табо аккуратно подтянут кверху, создаётся гармоничная и элегантная форма причёски.


Пояснения к рисунку:
1. Магэ загибают наверх, затем внутрь, и закрепляют.
2. Такашимада: высоко расположенный узел. Пучок-магэ сделан пышным.
3. Цубуши-шимада: центральная часть магэ вогнута.
4. Цубуши-шимада спереди и сзади.

3. Форма магэ и название причёски: датэ-хёго (иначе - татэ-хёго)

Итак, типичные причёски проституток - это датэ-хёго, цубуши-шимада и марумагэ. Хотя существовало великое множество причёсок юдзё, именно эти три были наиболее распространены. Так, почти все юдзё на гравюрах Утамаро носят марумагэ с боковыми "крыльями" в форме фонариков (то:ро:-бин), а на укиё-э Хокусая изображены в основном девушки с датэ-хёго.

4. Виды украшений для волос и их использование: причёски ойран


В современном Гионе лишь ученицы-майко носят хана-канзаши, выполненные в технике цумами-сайку. Гребни и шпильки взрослых гейко изготовлены только из твёрдых и дорогих материалов (из белой слоновой кости, серебра, коралла, из черепахового панциря, напоминающего полупрозрачный пластик песочного цвета). Также и юдзё, оказывавшие мужчинам сексуальные услуги, и, разумеется, не относившиеся к категории "незамужних девушек", носили, как правило, шпильки и прочие аксессуары для волос из твердого материала - черепахового панциря (черепаховый панцирь был и остаётся чрезвычайно дорогим: простая маленькая шпилька из него сейчас стоит около 50 000 йен).

Украшения ойран на иллюстрации к этому разделу - это полный комплект парадных украшений для торжественных случаев:

Пояснения к рисунку:

1) - 2 марудама-канзаши
- 2 шпильки в форме сосновых иголок
- 2-3 гребня-куши
- 12 шпилек в форме лопаточки для чистки ушей
- 1 когай
2) Маэгами и магэ украшены шнурами из золотых нитей
3) Вместо шпилек в форме лопаточки для чистки ушей могут использоваться шпильки с семейным гербом камон, заключённым в круг
4) В магэ также могут быть вставлены бирабира-канзаши

Об украшениях причёски ойран подробней:

1. В маэгами слева и справа вставлено по три шпильки в форме лопаточки для чистки ушей, всего шесть; сзади в волосах табо ещё шесть таких же шпилек. "Ствол" этих шпилек разделён надвое, образуя узкую щель, и они крепятся в волосах за счёт того, что пряди волос защемляются этой щелью. Поскольку своей формой эта разновидность шпилек напоминает котоджи - подпорки для струн японской цитры-кото, они так и называются - "котоджи-канзаши" (琴柱かんざし, яп. котодзи кандзаси). (Прим.пер. - обычно эти шпильки крепятся не к волосам, а к специальной подушечке, которую подкладывают под маэгами.)


Ойран эпохи Эдо чаще носили именно такие шпильки, но вместо них могли использоваться и шпильки с заключённым в круг семейным гербом камон.

2. Следующий элемент причёски - два-три гребня-куши (櫛, яп. куси), расположенные в ряд. Они вставлены между магэ и головой и наклонены вперёд.

3. Между гребнями и магэ воткнуты две шпильки в форме сосновых иголок (松葉の形のかんざし, яп. мацу но ката но кандзаси) и две марудама-канзаши (丸玉 "марудама" - шарик, круглый драгоценный камень). (Прим.пер. - такие шпильки чаще называют тама-канзаши.) Это шпильки с круглым навершием из коралла или нефрита.

4. Спереди пряди маэгами перевязаны золотыми нитями или шнурком. Магэ сзади украшен шнуром-кумихимо, сплетённым из золотых нитей и завязанным в сложный узел. Название такому украшению даётся по способу завязывания узла: например, на иллюстрации к этому разделу показан агэмаки-мусуби ( あげまき結び ).

5. В магэ горизонтально вставлена четырёхгранная "палочка" - ко:гай. Собственно говоря, ко:гай - это не совсем украшение: он поддерживает магэ и, хотя и стал со временем выполнять декоративную функцию, является необходимым и обязательным элементом конструкции причёски.

Помимо вышеперечисленного, между магэ и бин могут быть воткнуты серебряные шпильки бирабира ( ビラビラ - звукоподражание для "развеваться"): с их плоского навершия - круглого или в форме веера, - свисают, свободно раскачиваясь, маленькие пластинки. Майко носят одну бира-канзаши, но ойран носили сразу несколько. Этот вид шпилек пользовался большей популярностью не в Эдо, где ценилось изящество, а в предпочитающей роскошь Осаке.

Магэ вместо золотого узла-агэмаки может быть украшен шёлковой тканью, окрашенной в чрезвычайно трудоёмкой технике шибори (絞り, яп. сибори) - узелкового окрашивания.


Ойран были немногочисленны: из примерно 5 тысяч юдзё (проституток) квартала Ёсивара в Эдо лишь несколько женщин из первоклассных заведений самого высокого ранга (т.н. "о:мисэ" 大見世) имели право называться "ойран" и совершать ойран-до:чу:. По популярности их можно сравнить с современными кинозвёздами (о чём свидетельствуют гравюры укиё-э - эквивалент постеров в эпоху Эдо). Услуги ойран могли купить только даймё или миллионеры - словом, те, чьё финансовое состояние позволяло потратить несколько сотен тысяч йен за одну ночь. Для сравнения, обычные юдзё (чей аналог в современной японской секс-индустрии - デリヘル "дерихэру", или "девушки по вызову" ) стоили около 10 тысяч йен за ночь.

Поэтому, если уж рисуете ойран - самую изысканную и самую дорогую куртизанку эпохи Эдо, - при полном параде или в ситуации ойран-до:чу:, то, пожалуйста, не изображайте её одетой как дешёвая юдзё - со спущенным до плеч воротником кимоно, образующим что-то вроде декольте.


5. Виды украшений для волос и их использование: причёски незамужних девушек, проституток и гейш

Незамужние девушки носили пышные, развевающиеся аксессуары для волос, изготовленные из мягких материалов: ленты, цветы, кисти из шёлковых нитей. Сами украшения и место их ношения в причёске были строго определены:

Пояснения к рисунку:
1) юйвата (разновидность цубуши-шимады): незамужняя девушка-горожанка
2) цубуши-шимада: проститутка-юдзё
3) марумагэ: гейша

Гейша на рисунке изображена в духе Утамаро: боковые части причёски - бин, - растянуты широко в стороны, образуя торо-бин - "фонарик", волосы над шеей - табо, - гладко зачёсаны кверху, волосы надо лбом - маэгами - также оттянуты назад. Магэ придана пышная округлая форма, характерная для причёски марумагэ. Всё это делает получившийся образ очень элегантным.

6. Виды украшений для волос и их использование: причёски майко и гейко Киото

Цветы на шпильках цумами-сайку у майко обычно собраны в округлые соцветия-пучки. У начинающих майко к ним добавляется ещё и цветочная гирлянда, свисающая вдоль лица наподобие глицинии. Старшие майко не носят шпильки с цветочной гирляндой.

Боковые части бин у киотских майко вытянуты в стороны и не закрывают уши, концы бин отличаются от то:ро:-бин - они немного опущены вниз. Обратите внимание, что пряди табо - затылочной части - гладко зачёсаны кверху. Тип магэ на рисунке называется варэшинобу (割れしのぶ, яп. варэсинобу) - это причёска начинающей, младшей майко.

Пояснения к рисунку:
1. Майко (сверху вниз, слева направо) - бира-домэ, серебряная бирабира-канзаши, гребень цумами-сайку, канзаши цумами-сайку, каноко-домэ, тама-канзаши.
2. Гейко.

Причёски майко делаются из их собственных волос (раз в неделю девушки моют голову и посещают парикмахера для обновления причёски), однако современные гейши Гиона носят парики.

Поскольку гейко Киото являются по статусу "взрослыми женщинами" (в отличие от "девочек"-майко), им полагается носить в причёске не легкомысленные ленты и цветы, а изящные украшения из твёрдых и дорогих материалов: это гребни - черепаховые, серебряные или из слоновой кости, нефритовые шпильки-нэджимэ (根締め, яп. нэдзимэ, т.е. крепящиеся в волосах при помощи защипывания прядей), бумажные ленты - серебряные, золотые или белые, шпагат-мидзухики.

У майко Киото тип шпилек строго определён для каждого месяца: например, в марте они носят канзаши с соцветиями сурепки, в апреле - с цветами сакуры, и т.д. Кроме того, причёска майко изменяется по мере продвижения от начальных ступеней обучения к более высоким. (Прим.пер.: подробно про все изменения наряда и причёски майко см. тут: "От майко - к гейше: этапы обучения") Большая часть этих изменений затрагивает пучок-магэ и заднюю часть причёски, а волосы спереди - маэгами, - и по бокам - бин, - почти не изменяются. Когда рисуете майко, не забывайте о правиле соответствия их шпилек месяцам года (ниже, в разделе 8 рассказано об этом подробней, но всё же, приступая к работе, не поленитесь и проверьте в сети, насколько выбранный вами дизайн соответствует действительности).

7. Чёлка. Распущенные волосы. Личная гигиена в эпоху Эдо

Почему же в эпоху Эдо не носили остриженные пышные чёлки? Да потому, что волосы тогда безумно пачкались. Даже ойран и юдзё мыли голову только один раз в месяц, во время единственного выходного в ю:каку (遊郭) - квартале публичных домов. В прочие дни волосы лишь расчёсывали частым гребнем, убирая перхоть. Кроме того, чтобы придавать причёске различные сложные формы, использовалось средство для укладки под названием масло бинцкэ (びんつけ, яп. бинцукэ), делавшееся из того же сырья, что и воск для японских свечей. Это белая масса, твёрдая как сало, которую с трудом можно согреть и размягчить в руках. Бинцкэ склеивало пряди и делало волосы очень липкими. (И сегодня в кабуки и традиционном японском танце используют бинцкэ: когда наносят белый макияж, сначала смазывают бинцкэ кожу, создавая основу для макияжа. В результате все поры забиваются, и кожа не потеет. Поверх наносят белила оширои (おしろい, яп. осирои), разведённые до консистенции воды. Жуть. )

Бинцкэ делает причёску очень твёрдой (представьте пучок волос борца сумо). Говорят, что современные майко, когда раз в неделю моют голову, то сначала смывают масло, вымачивая волосы в горячей воде (около 60-70 градусов), потом 10 раз моют их с мылом, а затем 3 раза шампунем, пока бинцкэ, наконец, не счистится полностью. (По слухам, борцы сумо моют волосы средством для мытья посуды, несмотря на то, что волосы от этого портятся.)

8. Цумами-сайку - искусство изготовление цветов из шёлка для "цветочных шпилек" хана-канзаши

Способ изготовления, или, вернее, их конструкция следующая:

Если это канзаши начинающей майко, то сложенные треугольником каплевидные детали приклеивают к нитям (например, из тонкой шерсти) и создают из них свисающую вниз часть, вроде гирлянды, которую затем подвешивают к округлому соцветию.

Декабрь: каомисэ-но манэки (顔見世のまねき): в сосновых ветках - маленькие деревянные таблички, которые перед Новым годом майко дают любимым актёрам кабуки, чтобы те подписали их своим именем.
(Прим. пер. - тут можно посмотреть, как выглядят настоящие канзаши майко для каждого месяца.)

9. Образцы шпилек цумами-сайку. Их использование в причёске молодой горожанки

Причёска цубуши-шимада на фото - это работа профессионального мастера, изготовителя традиционных японских париков-кацура. Как видите, этот парик оснащён всеми возможными украшениями практически в полном объёме, так сказать, полностью экипирован.

Теперь, обладая основными знаниями о том, что такое прическа, для чего она нужна, и как к ней относиться вы в состоянии сами решить, стоит ли вам становиться парикмахером. Мы весьма поверхностно описали то, что можно делать с волосами и чего с ними делать не следует, но не претендуем на истину в последней инстанции. Что касается парикмахерского искусства, то все модные парикмахеры современности знамениты именно тем, что не придают значения канонам. Главное в искусстве – это фантазия и единение со временем.

Алонжевый парик(от фр. Allonge – удлиненный, вытянутый) – удлиненный парик, состоящий из большого количества локонов. Он вошел в моду во Франции при короле Людовике XIV на рубеже XVII–XVIII веков.

Алопеция– сильное выпадение волос, облысение.

«Бабетта»– название женской прически в виде монолитного объемного пучка в верхней части головы, без лишних деталей. Она стала популярной в 1960-х годах, после выхода на экраны кинофильма «Бабетта идет на войну», в котором главную роль играла Бриджит Бардо.

Бакенбарды– часть бороды, растущая от висков по щекам до ушей.

Бак (бачек) – коротко подстриженная бакенбарда.

Басма– естественный краситель для волос, порошок из листьев растения индигоферы. Применяется вместе с хной для окрашивания волос в темный цвет.

Блондин– человек со светлыми, белокурыми волосами.

Блондирование– полное обесцвечивание волос с помощью отбеливающих красителей, основой которых является пероксид водорода.

Бомбаж– укладка волос в прическу с помощью круглой щетки и фена.

Брашинг– укладка волос в прическу с помощью плоской щетки и фена.

Брейды– заплетенные волосы. Существует очень много видов брейдов, в основном это косички разнообразных переплетений.

Бровь– дугообразная полоска волос на выступе над глазной впадиной.

Брюнет– человек с очень темными или черными волосами.

«Бумеранги»– мягкие бигуди, изготовленные из плотного поролона, с гибким стержнем внутри. По форме они похожи на палочки. С их помощью можно придать волосам вид мягких нежных локонов.

Букля– кудря, завитая или от природы курчавая, кудреватая прядь волос (то же, что и локон).

Вид стрижки – совокупность приемов, с помощью которых обрабатываются волосы при выполнении определенного фасона стрижки.

Витамины– органические вещества, которые участвуют в росте и жизнеобеспечении организма человека.

Чтобы получать все жизненно важные витамины, человеку необходима разнообразная пища, так как в естественном состоянии они находятся в небольших количествах во всех продуктах питания органического происхождения.

Вихор– клок, прядь торчащих вверх волос, направление роста которых отличается от направления остальных прядей конкретного участка головы.

Волосы– нитевидные роговые придатки кожи, которые покрывают 95 % кожи человека (за исключением ладоней, подошв, боковых поверхностей пальцев, красной каймы губ).

«Гаврош»– название женской стрижки, популярной в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Она характеризуется коротко остриженными фронтально-теменной, верхнезатылочной и височно-боковыми зонами и длинными волосами (они могут спускаться на шею и плечи) в нижней части затылка.

«Гарсон» – название женской стрижки «под мальчика» (от фр. garson – мальчик), которая была модной в 1915–1918 годах. Для большего эффекта концы волос завивались вовнутрь.

Гель (желе) – косметическое средство в виде прозрачной или полупрозрачной желеобразной массы, используемое для укладки волос.

Гидропирит– сухая смесь, состоящая из пероксида водорода и карбамида (мочевины), в виде таблеток.

В результате растворения одной таблетки гидропирита в 1 мл воды образуется 1 мл 30 %-ного раствора пероксида водорода (пергидроля).

Градуировка– ступенчатая стрижка волос, при которой осуществляется плавный переход от коротких волос к длинным за счет того, что пряди стригутся под определенным углом к голове. Градуировка может быть направленной вовнутрь и наружу.

Гребень– пластинка продолговатой формы с рядом зубьев по одной или по обеим сторонам, предназначенная для расчесывания волос или для скрепления и украшения женских причесок.

Группа стрижек– совокупность стрижек, объединенных общими признаками. Выделяют две основные группы стрижек: 1) с равномерным укорачиванием волос («стрижка на пальцах», «стрижка на расческе», стрижка с помощью машинки и др.); 2) с неравномерным укорачиванием волос (силуэтная стрижка), выполняемая с помощью таких приемов, как филировка, тушевка, «сведение волос на нет» и др.

Дезинфекция– обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи физических или химических методов.

Длинные волосы– волосы, которые растут на голове, бороде, груди, подмышечных впадинах и т. д. Они характеризуются густотой, большой длиной и быстрым ростом по сравнению с пушковыми и щетинистыми волосами.

Дреды– «свалянные» пряди волос. Подготовка дредов занимает около месяца, в результате получается прическа из свалявшихся волос. По окончании их «службы» дреды необходимо сбривать.

Жидкость для снятия маникюрного лака—состав, состоящий из таких веществ, как ацетон, изопропиловый спирт, амилацетат, которые легко растворяют лак. Некоторые такие жидкости не содержат ацетона, а для укрепления ногтей имеют в своем составе касторовое масло.

Завивка– способ физического или химического воздействия на волосы, чтобы сделать их волнистыми или кудрявыми. При химической завивке изменяется структура волос.

Зажим для волос– приспособление для фиксации волос в нужном положении при стрижке, химической завивке, окрашивании волос, выполнении причесок и т. д., состоящее из двух прижимных лапок, пружинки и заклепки Зажимы могут быть разными по конструкции.

Заколка– приспособление для скрепления или закрепления волос в прическе. Заколки могут быть изготовлены из дерева, металла, пластмассы, кости, кожи, ткани и т. п. и иметь разнообразные формы.

Зона головы– участок волосяного покрова головы. При стрижке выделяют следующие основные зоны: фронтально-теменную, две височные и затылочную.

Заусеница – задравшаяся кожица около основания ногтя.

Имидж(от англ. image – образ, изображение) – «картинка» или «рисунок» внешности, созданный под определенную ситуацию, задачу. Например, имидж может быть деловым, политическим и т. д. Имидж – понятие социальное. Он отражает ту сферу, с которой человек привык или хотел бы себя отождествлять, его статус в обществе.

«Каре» – название стрижки, которая характеризуется длинными волосами на фронтальной зоне головы и короткими – на нижнезатылочной зоне. Существует много разновидностей данной стрижки: «Классическое каре», «Градуированное каре», «Ложное каре», «Каре с углом» и т. д.

Касторовое масло– растительное масло, получаемое из семян клещевины. Оно является основой многих мазей и кремов, масок для волос и способствует смягчению кожи головы.

Керамиды– сложные органические вещества, входящие в состав мембран клеток, прежде всего нервных и клеток крови. Они играют важную роль в поддержании нормального состояния кожи и волос.

Кератин– прочный эластичный белок, характеризующийся высоким содержанием серы и азота, составляющий основу рогового слоя кожи, волос, ногтей и способствующий ороговению клеток.

Коклюшки – очень тонкие пластмассовые бигуди с маленькими отверстиями. Они используются для химической завивки.

Контрольная (базовая) прядь – прядь волос, по которой равняется длина последующих прядей в процессе стрижки.

Корень– находящаяся в толще кожи часть волоса, зуба или ногтя.

Корковый слой волоса– средний слой, который состоит из веретенообразных клеток, содержащих меланин (красящий пигмент) и пузырьки воздуха. Чем толще этот слой – тем крепче и эластичнее волосы.

Космы– спутанные и всклоченные пряди волос.

Краевая линия роста волос– линия, по которой проходит граница волосяного покрова головы.

Кутикула– внешний слой волоса, который состоит из прямоугольных клеток с чешуйчатым строением.

Лак для волос– жидкое или аэрозольное средство для фиксации прически и придания волосам блеска; он высыхает на волосах в течение 3–5 минут и легко смывается теплой водой с мылом или шампунем. Лаки для волос могут быть и цветными, придающими волосам какой-либо оттенок.

Лак для ногтей– средство, которым покрывают ногтевую пластинку, после чего она становится более твердой и блестящей. Лаки могут быть бесцветными, цветными, с перламутром или блестками.

Ланолин(от лат. lana – шерсть и oleum – масло) – животный воск, который получают промывкой шерсти овец с дальнейшей очисткой. Он составляет основу косметических кремов и мазей, повышающих содержание жира в коже.

Лецитин– сложное жироподобное органическое вещество, которое является одним из важнейших компонентов мембран всех клеток организма. В его состав входят глицерин, растительное масло, витамин В, благотворно действующие на сухие и ломкие волосы и препятствующие образованию перхоти.

Лосьон– жидкое косметическое средство, используемое для фиксации прически в процессе укладки волос феном или при помощи бигуди.

Мажимешь– способ окрашивания волос при помощи крем-краски с добавлением воска. Данный прием не позволяет достигнуть чистых белых оттенков волос, так как такая краска не содержит пергидроля. При этом используется не более трех оттенков краски. Мажимешь отлично смотрится на светлых и светло-русых волосах, но на темных эффекта практически не будет заметно.

Маникюр– уход за ногтями на руках.

Массаж– вид пассивной гимнастики, осуществляемый путем механического воздействия на поверхность тела с использованием специальных приемов (поглаживания, растирания, поколачивания, вибрации); производится руками, иногда – с помощью специальных инструментов или аппаратов. Массаж усиливает пото– и салоотделение, улучшает кровообращение и обмен веществ и применяется в гигиенических и лечебных целях.

Меланин– белок, содержащий азот, серу, кислород и небольшое количество железа и мышьяка. Меланин является пигментом, который содержится в корковом слое волос и влияет на их цвет.

Моделирование причесок– творческий процесс, результатом которого является создание новых оригинальных моделей причесок.

Мозговой слой волоса– его сердцевина, слой, который состоит из не до конца ороговевших клеток, имеющих сплющенную круглую форму.

Настой– жидкость, содержащая экстракт какого-либо растения или вещества.

Ноготь– плоский роговой покров в виде пластинки на конце пальца.

Окантовка– операция, выполняющаяся на заключительном этапе стрижки, чтобы придать ей законченный вид. При окантовке нижний край волос стрижется по резкой линии определенной формы (прямой, вогнутой, «уголком» и т. п.).

Окрашивание волос– процесс, при котором происходит изменение цвета волос в сторону частичного или полного осветления или приобретения какого-либо оттенка под воздействием специального препарата – красителя (осветляющего, химического, физического или естественного).

Ороговение– затвердевание, покрывание роговыми чешуйками.

Отвар – жидкость, насыщенная соком того растения, которое в ней варилось.

Парик– накладка на голове из натуральных волос или синтетических волокон, имитирующая волосы, прическу.

Парикмахер– мастер-специалист по прическам, завивке, стрижке, бритью.

Педикюр– уход за ногтями на ногах и удаление мозолей.

Пергидроль– 30 %-ный раствор пероксида водорода.

Перманент– вид продолжительной (до 6 месяцев) завивки, которая выполняется с использованием специальных химических составов. Такой способ завивки был изобретен немецким парикмахером Карлом Нестле в 1904 году.

Пероксид водорода(перекись водорода) – бесцветная жидкость, которую применяют как окислитель, отбеливатель для волос, в медицине – как антисептическое и кровоостанавливающее средство. Чистый пероксид водорода (85–90 %-ной концентрации) является взрывоопасным веществом.

Плойка– вид электрических щипцов для укладки или завивки волос ровными и волнообразными прядями.

«Площадка»– ровный и плоский участок коротких волос на теменной зоне, который по форме напоминает площадку. Волосы «площадки» находятся в вертикальном положении.

Постижер– мастер-специалист, изготавливающий парики и другие накладные изделия из натуральных или синтетических волос, имитирующие волосы или прически.

Правильное направление роста волос– такое направление, когда волосы теменной зоны растут в направлении от макушки ко лбу, волосы височно-боковых зон – от макушки к темени вниз к ушной раковине, а волосы затылочной зоны – вниз к краевой линии роста волос на шее.

Прическа– форма, придаваемая волосам расчесыванием, стрижкой, завивкой, укладкой.

Пульверизатор– флакон для разбрызгивания (распыления) жидкости мельчайшими частицами.

Пушковые волосы– волосы, которые покрывают кожу туловища и конечностей человека Их отличительная особенность в том, что они не имеют сердцевины (мозгового слоя).

Расческа– гребенка для расчесывания волос.

Ресницы– щетинистые волосы, расположенные по краям век. Они защищают глаза от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Русый– светло-коричневый цвет волос; человек со светло-коричневыми волосами.

Себорея– заболевание, которое характеризуется избыточным выделением качественно измененного кожного жира. Себорея может быть жирной и сухой. При жирной себорее волосы как бы смазаны жиром и склеиваются в пряди. На коже головы возникает зуд и образуются жирные корки желтого цвета. Сухая себорея характеризуется недостаточным выделением кожного жира. Кожа начинает шелушиться, а волосы становятся сухими, ломкими, теряют блеск, появляется перхоть. Себорея может вызвать преждевременное выпадение волос.

Седой– белый, потерявший свою окраску (о волосах).

Стиль– отражение внутренних качеств или индивидуальности личности во внешнем виде (следует отличать данное понятие от понятия «имидж»). Стильный имидж строится на индивидуальных особенностях конкретного человека и раскрывает его сущность. А просто имидж чаще всего «втискивает» человека в общепринятые в какой-либо жизненной среде рамки. Стиль построен на основной «идее» лица человека. Поэтому при создании индивидуального стиля в прическе очень важно учитывать сочетание формы и пропорций, аксессуаров, цвета и фактуры волос и множества других нюансов.

Текстура волос– такие характеристики волос, как их толщина и жесткость.

Термобигуди– бигуди, используемые, когда необходимо быстро завить волосы. Такая бигуди сделана в виде пластмассового цилиндра, внутри которого находится парафин. Для закрепления волос используются сеточки в виде «корзиночки».

Типсы– искусственные пластинки, которые приклеиваются к кончикам ногтей для их удлинения.

Трихолог– врач, специализирующийся по болезням волос и кожи головы.

Тушевка– прием стрижки, с помощью которого осуществляется пластичная обработка линии перехода от коротких волос к более длинным и у краевой линии их роста. Тушевка выполняется с применением филировочных ножниц и бритвы.

Укладка– придание прическе определенной формы, которая сохраняется в течение непродолжительного периода времени.

Фасон стрижки– форма прически, которую следует выполнить. Существуют стандартные фасоны стрижек, например, «Каре», «Бокс», «Канадка» и др. Каждый из этих фасонов характеризуется определенным силуэтом, однако они могут иметь и нестандартные линии в виде челки, пробора и т. п.

Фен– прибор для сушки и укладки волос под струей горячего или прохладного воздуха.

Физические красители для волос(красители III группы) – химически неактивные красители, поверхностно воздействующие на волосы, не вступающие в химическую реакцию с кератином. К ним относятся подкрашивающие и тонирующие шампуни.

Фиксаж– специальное средство для обработки локонов в процессе химической завивки, позволяющее закрепить завивающий эффект.

Филировка– прием стрижки волос, состоящий в их прореживании для уменьшения густоты. Филировку можно выполнять с помощью филировочных или обыкновенных ножниц, а также бритвы.

Формалин– водный бесцветный раствор, содержащий 37–40 % формальдегида и 6—15 % метилового спирта и обладающий резким неприятным запахом. Применяется в качестве дезинфицирующего средства.

Формальдегид– органическое соединение, альдегид муравьиной кислоты (муравьиный альдегид).

Хлорамин– химическое вещество, ароматическое соединение. Применяется как отбеливающее и дезинфицирующее средство. Для дезинфекции парикмахерских инструментов используется 0,5 %-ный раствор хлорамина.

Хна—растительная красно-желтая краска, получаемая из листьев кустарника или небольшого дерева лавсонии. В парикмахерском деле применяется для окрашивания и для укрепления волос.

Цирюльник– начиная со средневековья название парикмахера на Руси, который выполнял также некоторые обязанности лекаря (производил кровопускание, ставил пиявок и т. д.).

Шампунь– душистая мыльная жидкость или крем для мытья волос.

Шатен– человек с темно-русыми или каштановыми волосами.

Шевелюра– пышные и густые волосы на голове.

Шпилька– приспособление для закалывания волос в прическе, имеющее форму двузубой вилочки.

Щетинистые волосы– к таким волосам относятся ресницы, брови и волосы, растущие в ноздрях. Они достаточно жесткие, но короткие.

Щетка для волос– парикмахерский инструмент для расчесывания и укладки волос. Щетки могут иметь натуральную, искусственную или комбинированную щетину, быть плоскими, круглыми или полукруглой формы.

Эпиляция– искусственное удаление волос путем их выдергивания, применения восковых пластинок и др.

Источник:Наталья Брониславовна Шешко, "Профессия парикмахер. Учебное пособие"


Сейчас все больше девушек хотят преобразиться, для этого они долго выбирают себе красивое и модное окрашивание, стрижки, коррекции и многое другое. Эффектно смотреться будут стрижки на светлых оттенках волос, так как блонд — самый популярный цвет этого года.

Эта статья будет полезна тем, кто хочет узнать о модных и новых тенденциях в области парикмахерского искусства в 2021 году.


Лесенка на длинные волосы

Этот вариант стрижки подойдет для девушек, которые не хотят расставаться со своими волосами. Суть этой стрижки заключается в том, что мастер постепенно стрижет волосы с небольшими переходами по глубине.


Благодаря этому сохраняется длина, а выглядит такая прическа изящно и романтично.


Она универсальна и подходит к любому овалу и форм е лица. Особенно роскошно она будет смотреться на светлых, блондинистых волосах.


Именно поэтому она открывает список самых трендовых причесок в 2021 году.


Каскад

Каскад в этом году подойдет девушкам с длинными волосами, которые хотят изменить свой стиль. Пряди такой стрижки спускаются от самой короткой до самой длинной. Многоступенчатая фактура не придает волосам тяжести, а наоборот, поддерживает ее воздушность.

Оттенки волос по-новому начинают играть с этой стрижкой. Лучше всего такая стрижка будет смотреться на блондинистых волосах с такими оттенками:

  • медовый;
  • карамельный;
  • пшеничный.


Такая прическа начала активно распространяться в начале этого года, а сейчас все больше девушек хотят преобразиться с помощью нее.


Шегги на длинные волосы

Эта стрижка подойдет как длинным, так и средней длины волосам. После нее локоны становятся воздушными и легкими, добавляя модной небрежности образу. Они завиваются и по желанию тонируются, из-за чего выглядит такая стрижка романтичный и нежной.


Она была модной несколько лет назад, но сейчас снова набирает свою популярность. Обладательниц таких причесок можно увидеть на различных показах, в модных журналах.


Лисий хвост

Стрижка подойдет всем любительницам натуральной красоты. Светлые длинные волосы в этом исполнении будут выглядеть естественно, добавят новый акцент в образ. Структура стрижки повторяет линию роста волос, позволяя делать укладки самыми различными способами:

  • менять пробор;
  • делать завивку;
  • заплетать различные коси или хвосты;
  • добавлять заколки и другие украшения.

Немного вьющиеся локоны придают носительнице уверенность и стойкость.

Описанные стрижки позволят создать роскошный и дорогой образ. Они подойдут для девушек с длинными волосами светлых оттенков. Добавить к стрижкам можно мелирование, клонирование или градиентную покраску. Выбирают каждую прическу в зависимости от некоторых черт лица, его формы и овала, но эти будут сочетаться с любыми индивидуальными особенностями. Они уже начинают пользоваться всеобщей популярностью, а их распространение будет нарастать на протяжении всего 2021 года.

Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные.
Мария-Антуанетта, королева Франции.

Стиль рококо – это одновременно и продолжение и противоположность барокко. Рококо – стиль XVIII века. Стиль, в отличие от барокко, рассчитанный на более скромные помещения и малые размеры. Недаром рококо еще называют интерьерным стилем. Однако не менее пышный, нарядный и яркий.

Прически в стиле рококо

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
Прически и костюм периода рококо.

Рококо – стиль нежный: неяркие цвета (нежно-розовый, нежно-голубой, салатовый), весенние мотивы в живописи, а также мотивы вечной юности и любовь к жанру ню. А еще рококо – это стиль последних лет существования французской монархии, предреволюционный стиль. Стиль времен, когда народу не хватало продуктов и самого необходимого, а во дворцах царила чрезмерная роскошь.

Прически периода рококо отчасти продолжали традиции периода барокко. Это были прически на париках у мужчин и высокие прически у женщин. Впрочем, в период рококо, это одна из главных особенностей женских причесок того времени, они достигнут невообразимо высоких размеров.

В моде по-прежнему остается прическа «аля-фонтанж». Данную прическу очень любит Мария-Антуанетта. Появляется и еще один вариант такой прически – «фонтанж коммод» («удобная»).

Прическа и головной убор XVIII века

Портрет мадам Дю Барри, работы художницы Элизабет Виже-Лебрен
Прическа и головной убор XVIII века.

В 20-е годы XVIII века в моде небольшие прически. К примеру, прическа «малая пудреная» - прическа из слегка завитых волос, уложенных вокруг головы, и с гладким затылком. Еще одно название такой прически – «графиня Коссель». На основе «малой пудреной» прически была создана и прическа «полонез». Ее авторство приписывается французской королеве польского происхождения Марии Лещинской. Обязательными элементами прически «полонез» были украшения – перо и брошь.

В середине XVIII века носили прическу «тапи» - взбитые завитые волосы, уложенные высоко надо лбом. Также в моде были прически с яйцевидным силуэтом.

Прическа Марии-Антуанетты

Жан Батист Готье Даготи. Мария-Антуанетта.
Прическа Марии-Антуанетты, украшенная драгоценностями. Автор куафер (парикмахер) Леонар.

Высокая прическа

Портрет Марии-Антуанетты, работы художницы и ее подруги Элизабет Виже-Лебрен, 1785.

А в 60-70-е годы XVIII века приходит мода на высокие прически. Такие прически делаются с использованием искусственных прядей, а также целых декоративных элементов – фигурок людей, животных, фруктов. К примеру, прическа фрегат – с корабликом на голове. Такие прически сооружались длительное время и носились в течение не одного месяца. Посыпались пудрой, различными ароматическими веществами. И в таких прическах вполне могли заводиться различные насекомые. У одной из придворных дам на голове даже поселилась мышь. Прически чесались. Чтобы дамы могли чесать головы, у них существовали специальные длинные палочки. А так как с такими огромными прическами проблематично было сесть в карету с крышей, то дамы путешествовали в повозках. Но вскоре известный французский парикмахер того периода, личный парикмахер Марии-Антуанетты, Леонар придумал механизм, с помощью которого прически могли складываться.

Прическа в стиле рококо

Прическа фрегат


Прическа в стиле рококо

Карикатура на высокие прически

Помимо прически «фрегат» была популярна и прическа «а-ля мадам дю Барри», названная так в честь фаворитки короля Франции Людовика XV. Прическа состояла из завитых и напудренных волос, уложенных на высокий каркас.

Мужские прически делались на париках. Однако в отличие от париков XVII века парики века XVIII имели гораздо меньший размер.

Так, широко был распространен парик с мелкой завивкой «а-ля мутон» («под барана»). Носили и прическу «ке» («хвост») – подвитые волосы зачесывались назад и завязывались на затылке черной лентой. Изначально такая прическа делалась из своих волос, однако затем ее начнут носить и на париках.

Прическа с хвостом

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Этьена Виже (брата художницы), 1773.
Прическа с хвостом.

Еще одна прическа «а-ля бурс» - хвост из волос убирался в мешочек или же футляр, который делался из черного бархата и имел четырехугольную форму, а также украшался бантами, пряжками и рюшами. При этом около висков оставлялись пряди волос, которые спускались чуть ниже уха. Такие пряди назывались «крылья голубя».

Прически в стиле рококо

Морис Кантен де Латур. Автопортрет.
Прическа «а-ля бурс».

В 30-е годы XVIII века очень популярна была прическа «а-ля катоган» («узел»). Прическа делалась из завитых и напудренных волос. На висках волосы завивались в букли или же завитки-ракушки, а на затылке оставлялась длинная прядь, которая и собиралась в толстый узел, чем-то напоминая конский хвост.

Носили и прическу «а-ля будера» («крысиный хвост»). Волосы надо лбом взбивались в высокий кок, на висках завивались в букли, а на затылке плотно обвивались кожаными ремешками, муарной лентой.

Прическа эпохи рококо

Жозеф Дюплесси. Портрет Людовика XVI, 1775.
Парик и «крылья голубя» (у висков) на прическе.

Были и прически с косами, которые перевязывались бантом. Такие косы не были длинными и их называли «свиными хвостиками».

Со второй половины XVIII века моду на мужские прически все больше и больше начинает диктовать Англия. Плюс начинает проявляться интерес к Античности (ведутся раскопки Помпей), а соответственно и к античным прическам.



Морис Кантен де Латур. Портрет Руссо, 1753.
Мужская прическа. XVIII век.

Интересный факт: именно в XVIII веке в Париже была открыта Академия парикмахерского искусства. Парикмахеров тогда называли куаферами. Самыми известными куаферами были Легро – парикмахер Людовика XV, он же являлся и создателем Академии, и Леонар – парикмахер Марии-Антуанетты.

Пышная прическа, фото

Фото современных причесок в стиле рококо
Прическа в стиле рококо

Прическа в стиле рококо

Прическа в стиле рококо

Пышная прическа, фото

Читайте также: