Зачем подростки красят волосы

Опубликовано: 29.04.2024

Что скрывает мода на цветные волосы-1200x800

Маргарите шесть лет, она любит мультик My little pony и играет в куклы Monster High. Дане — 10 лет, и он сутками просиживает в TikTok и увлекается дертджампингом, а Лере — 14, она ведет свой блог в Instagram и любит танцевать. Но всех этих детей объединяет одно — они хотят перекрасить волосы в яркие цвета.

И сегодня такое желание детей не редкость. Причем выделиться таким образом сегодня не прочь девочки-отличницы и мальчики-домоседы.

Но родители по-разному относятся к желанию детей таким образом преобразить свою внешность. Одни сами выкрашивают пряди на голове ребенка, руководствуясь принципом "не можешь остановить беспорядок — возглавь его". Другие — категорически запрещают. А третьи — отпускают ситуацию, надеясь без сильных потерь переждать подростковое чудачество.

"Вести" вместе с Мариной Шапран, подростковым психологом, и Еленой Лукшиц, психологом-цветотерапевтом, разбирались, можно ли разрешать детям красить волосы в радужные оттенки и как сделать желание самовыразиться безопасным.

Три причины перекрасить волосы

Желание кому-то подражать

Обычно дети хотят быть похожими на друзей, кумиров-блогеров и любимых мультипликационных героев. Эта причина вызывает желание изменить цвет волос у детей до 10–12 лет. В этом возрасте проще всего выяснить причину изменить свой внешний вид. Ребенка нужно просто спросить: "Почему? Что тебе это даст?". Отвечая на ваши вопросы, ребенок либо аргументирует свое решение причинами, которые для него действительно важны (тогда следует пойти ему на уступки), либо сам передумает, когда поймет, что синие волосы — это не совсем подходящий для него образ.

Что делать? Отучите копировать

Если желание изменить цвет волос на экстремальный вызван стремлением быть на кого-то похожим, не пытайтесь отделить его от "враждебного социума". В этом случае аргументы типа "надо думать своей головой" — не действуют. Желаемый эффект принесут замечания в режиме реального времени. Например, вместо того чтобы упрекать: "Ты опять хочешь быть похожим на кого-то!" — перефразируйте замечание, сделав упор на "Я вижу". "Я вижу, ты оделся, как любимый блогер!" или "Я вижу, что ты сейчас ведешь себя, как твоя одноклассница". Сделав акцент в режиме реального времени, вы обратите внимание ребенка на его повторяющееся неправильное поведение.

Поиски границ

Причиной перекрасить волосы в неестественный цвет может быть потребность найти границы собственного Я и определить, где заканчивается доверие окружающих. Так ребенок прощупывает, как будут себя вести родители, когда он будет не такой, как все, и что они станут делать, если другие от него отвернутся. Обычно эта причина становится ключевой в резкой смене имиджа у подростков в 13–15 лет.

Что делать? Покажите, что он вырос

Если в вашем ребенке проснулся "анархист", то выделиться из толпы — это его жизненно необходимая задача, которая сопровождается болью и унынием. А нейтрализовать генерирующийся негатив можно только радостью и признанием "важности" взрослеющего ребенка. Создать эту радость можно, показав, что вы воспринимаете его уже как взрослого, готовы поручать ему ответственные задания и приобщать к взрослым увлечениям. Например, когда вы уезжаете на ночь, не отправляйте ребенка под присмотр к бабушке, если он этого не хочет, а попросите присмотреть его за квартирой. Или, собираясь на природу со своими друзьями, возьмите ребенка с собой и не просите его удалиться, когда начинаются "взрослые" темы. Такие доверительные отношения покажут ребенку, что границы, где заканчивается ваша любовь, — нет, и ему вовсе не обязательно испытывать вас "на прочность" голубыми волосами.

Страх и немая просьба о помощи

Третья причина эпатажного поведения подростков обычно проявляется в старшем подростковом возрасте — в 16–18 лет. В это время ребенок уже отвоевал некоторую независимость, но вместе с ней получил и свою зону ответственности. А вот что с ней делать, он еще не знает. Ему становится страшно, а свой страх он пытается нивелировать смелыми решениями и спрятаться за маской сильного героя, которому начихать на мнение окружающих. И хотя он не против получить совет от родителей, сам он никогда его не попросит из-за все еще присутствующего юношеского максимализма.

Что делать? Возглавьте беспорядок и защитите

Снизить градус экстремальных экспериментов можно, если вместе подбирать краску или стрижку. Если "живой коралл" или цвет морской волны, на ваш взгляд, слишком рискованное решение, обратите внимание на "розовое золото", насыщенный пепельный и бордо. Они выглядят не менее интересно, чем яркие оттенки, но благодаря своей приглушенности позволяют носить их и в повседневной жизни. А еще можно сделать такую стрижку-окраску, когда, уложив волосы на одну сторону, голова засветится всеми цветами радуги, а зачесав их на другую, получится совершенно приличная укладка для посещения учебного заведения или офиса.

Еще один способ снизить желание эпатажа — поддержать затею подростка. Как показывает практика, мамы более лояльно относятся к готовности подростков экспериментировать со своей внешностью. А вот папы — большие консерваторы. Ими нередко оказываются и бабушки-дедушки, у которых поднимается давление от выбритого виска или малиновой пряди на челке. Особенно острое невосприятие внешних изменений ребенка возникает, если желание стать голубоволосым персонажем аниме возникает у мальчиков.

В этом случае контроль над ситуацией и предотвращением конфликта должна взять в руки мама. Ее задача — убедить отца в том, что окрашивание волос — это "не недостойное занятие для мужчины", и несколько зеленых прядей на русой шевелюре — это вовсе не признак того, что "что-то пошло не так". С остальными домочадцами следует договориться, что во время экспериментов ребенка с внешностью не должно быть никаких обидных разговоров и упреков. В противном случае к осуждающим членам семьи доверие ребенка будет потеряно, а эксперименты затянутся, ведь он будет пытаться всеми силами досадить обидчикам еще больше.

Обратите внимание на выбранный цвет

Если ваш ребенок все-таки твердо решил, что этим летом разноцветная шевелюра — это необходимость, расспросите его о том, в какой цвет и почему он решил перекраситься. Дело в том, что цвет, в который хочет покраситься ребенок, является лакмусовой бумажкой, которая может много рассказать о его душевном состоянии, комплексах и желаниях.

Красный цвет выбирают лидеры и жестокие люди. К таким детям нужно относиться более нежно и внимательно.

Розовый оттенок выбирают дружелюбные и легкомысленные особы. Подросткам с такими волосами не хватает рядом авторитетного человека.

Фиолетовые волосы выдают чувственность, которая находится на грани индивидуальности и может трактоваться как внушаемость. В этом случае необходимы какие-то лидерские курсы и работа с самооценкой.

Зеленый — показатель эгоизма и того, что ребенок взывает о нехватке внимания. Для становления его личности необходимо, чтобы кто-то из близких родственников участвовал в его жизни, не ругал за ошибки и в любой момент спешил на помощь.

А что если уже случилось…

Часто на запреты родителей делать что-либо с собственной внешностью подростки в ответ поступают самостоятельно и назло. Получается, что в один не совсем прекрасный день ребенок появляется с цветным ирокезом на голове.

Увидев сногсшибательный сюрприз, действуйте от обратного. Похвалите ребенка, даже если вы в шоке. Такой прием поможет остановить бунт, ведь, скорее всего, такая прическа была апогеем борьбы за собственную независимость. И когда конечная точка будет поставлена, ребенок увидит, что дальше воевать не с кем, ведь даже такое "вопиющее непослушание" не вызвало у родителей негативных эмоций. И они его не стали от этого меньше любить. В результате уже через несколько дней ребенку надоест его новый образ, и он сам начнет искать способы, как бы избавиться от этого "нечто" на своей голове. И вот тогда уже точно придет к вам за советом.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Как реагировать родителям на эпатажность подростка?

Когда пеленки и памперсы уже позади, детский сад и начальная школа - тоже пройденные этапы, наступает самый сложный период в воспитании ребенка – переходный возраст. Как и о чем разговаривать с ребенком, как реагировать на его поведение и что делать, если часто возникают конфликтные ситуации? Сейчас постараемся разобраться.

В этом возрасте основной психологической потребностью подростка является общение со сверстниками, а также желание стать независимым и самостоятельным, школьник начинает требовать признания своей значимости и взрослости.

Частые конфликты в этот период связаны с завышенными притязаниями и неадекватной оценкой подростком своих сил и возможностей, это вызывает ссоры с родителями и другими взрослыми, а также именно с этим связано часто протестное поведение ребенка.

Ребенок начинает подражать поведению взрослых, это может выражаться в чрезмерном использовании косметики (для девушек), преувеличенном интересе к противоположному полу, появлении пагубных привычек — табакокурения и употребления алкоголя, а также копировании привычных видов коммуникации среди взрослых.

Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма, всплеск гормонов. С этим связана половая идентификация подростков.

Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.

Для подростков характерна тяга к риску, попытка найти пределы допустимого, но в связи с заниженной самооценкой и завышенными требованиями к себе, что часто приводит к пагубным последствиям. Для подростка рискнуть — значит выделиться, стать лидером, самоутвердиться.

Желание выделиться подростки часто удовлетворяют посредством яркой одежды, необычного цветами волос, пирсинга, татуировок. Часто подобные эксперименты не одобряются родителями, что приводит к нарастанию конфликтов. Что делать, если ваш горячо любимый ребенок в один день вернулся домой с кольцом в носу, фиолетовыми волосами и татуировкой на животе?

Обычно первым порывом родителей бывает перекрасить волосы насильно и вырвать это кольцо из носа, «чтоб неповадно было». Но остановитесь и подумайте: а почему? Почему я, взрослый, состоявшийся во всем человек, так реагирую на это? Может быть, это моя проблема, а не ребенка?

Спросите у ребенка, какой смысл он вкладывает в эти действия. Любое поведение человека полимотивированно – просто так никто ничего не делает. Узнайте, что случилось, чем вызвано желание ребенка так изменить свою внешность. Возможно, что, поняв причины, вы не захотите препятствовать ребенку в дальнейшем. У меня в практике был случай, когда девочка украшала свое тело пирсингом и татуировками, а маме это очень не нравилось. Но однажды, вместо криков и паники она спросила у дочери «Почему?». Дочь внимательно посмотрела на нее, расплакалась и сказала: «Я просто хочу быть красивой». Так нужно ли мешать ребенку в период становления быть красивым, даже если его представления о красоте идут вразрез с вашими?

Ведь какая, впрочем, разница, какого цвета волосы, если ребенок счастлив и уверен в себе?

Существует стереотип о том, что неформальная внешность – это удел хулиганов и наркоманов. Так вот, это - миф. Самовыражение – это естественная потребность человека, особенно в подростковом возрасте. Исследования показали, что интерес к пирсингу и татуировкам не связан с преступными наклонностями или зависимым поведением.

Если на вопрос «зачем?», подросток отвечает, что так принято в его субкультуре, постарайтесь узнать побольше об этом. Поинтересуйтесь, что именно его привлекло в этом сообществе людей. Пусть подросток поймет, что вы его друг, что вы не против его увлечений, и тогда он не станет закрываться от вас и еще глубже уходить в эту субкультуру. Для подростков крайне важно чувствовать себя частью какого-то общества, быть там значимым человеком, быть «своим». Это одно из противоречий этого возраста – ребенок хочет выделиться, но при этом быть частью какой-то группы, а не белой вороной. Только «постарайтесь узнать» не означает «допрос подсудимого».

Он должен чувствовать, что вам действительно очень интересно и важно узнать, что же происходит у него внутри. А внутри у него, поверьте, буря.

Доверие и любовь к ребенку – вот что поможет вам избежать конфликтных ситуаций, найти компромисс и решение любой проблемы.

Порцию внимания, пожалуйста

YouTube
Instagram

Еще каких-то 30 лет назад школьники мало отличались друг от друга: мальчишки носили синие костюмы, девчонки – коричневые платья, в которых разнились разве что манжеты, если в семье кто-то увлекался рукоделием. Передники, обувь, ранцы и спортивная форма у большинства ребят были похожими. Сейчас только белорусские дизайнеры к новому учебному сезону выпускают сотни моделей обуви и одежды делового стиля – шансы выглядеть под копирку сводятся к нулю. Но многие подростки все равно стремятся добавить ярких штрихов во внешний вид. Что стоит за этим желанием? Медицинский психолог Минского городского клинического детского психиатрического диспансера Ольга Науменкова объясняет так:


– Внешние метаморфозы в юности свойственны всем, и нужны они для привлечения внимания. Тот, кто заметно меняет свой образ, делает, например, цветной ирокез или протягивает серьгу в нос, тем самым подспудно задает близким вопрос: будете ли вы любить меня таким, останетесь ли на моей стороне, если другим не понравится, как я выгляжу? Те же, кто предпочитает меняться не так радикально, а всего лишь укоротив косу на пять сантиметров, тоже получают определенную порцию внимания – именно их педагоги и родители ставят в пример другим детям.

Острее всего желание выделяться проявляется именно в переходном возрасте. У многих оно проходит, стоит только найти свой стиль. Но что делать, если эксперимент затянулся? Неприятие подростками школьных правил – извечная тема, подмечает специалист:

– На самом деле ни на учебный процесс, ни на усвоение материала цвет волос и количество украшений в ушах не влияют. Но этикет нужно соблюдать. А в противостоянии детей и взрослых очень важна культура реагирования на неуместный для уроков внешний вид. Учителю не стоит отчитывать экспериментатора перед всем классом, лучше побеседовать с ним наедине, а родителям нужно тратить время и энергию не на конфликты с педагогами и переписку с инстанциями для отстаивания цвета волос ребенка, а на общение с ним.

Кардинальные запреты в споре с подростком по поводу его стиля и образа мало помогут. Табу лишь усиливают намерение сделать все наоборот, уверяет Ольга Науменкова:

– Надо не отговаривать, а разговаривать. Объяснять, что, допустим, после популярных тоннелей в ушах мочки трудно вернуть к первоначальному виду, а тату, эскиз которой так нравится сейчас, через год может показаться безобразной, и избавиться от нелепой картинки будет непросто и недешево. Иногда стоит апеллировать к отзывам молодых людей, которые испробовали подобные модификации на себе, а еще полезно поговорить с мастерами, которые исправляют ошибки юных лет. И все же самым главным авторитетом для подростка должны оставаться близкие, и лучше всего, чтобы это были родители.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Игорь Плетнев, дизайнер, Витебск:


– Стремление подростков показать себя взрослыми и самостоя­тельными, способными распоряжаться внешностью, – это своего рода протест против домашних тепличных условий и излишнего контроля со стороны взрослых. Я приверженец того, что самовыражение допустимо, если это не травмирует тело, ребенок может демонстрировать свою позицию в уместных ситуациях. Уверен, если в школе есть интересные занятия, связанные с творчеством, дети могут реализовать потенциал, и необходимость что-то в себе менять отпадает. Что касается делового стиля одежды и этикета, то они должны быть – ребята приходят учиться и получать знания, а не выставлять напоказ превосходство.

С началом учебного года в интернете разгорелись споры о том, имеют ли право школьники красить волосы, а учителя - запрещать то, что разрешают детям родители? Все началось с замечания администрации школы в адрес ученицы с красными прядями. Мама этой девочки возмутилась просьбе школы привести волосы дочки в естественный вид. Комитет по образованию Мингорисполкома разъяснил, что запрета на окрашивание волос для школьников нет, но не рекомендовал использовать яркие цвета.

Ребенок.BY посмотрел, как самовыражаются современные школьники. Что думают об экспериментах с внешностью сами дети, их родители и учителя?

Стас, пятиклассник, красит волосы

Мама Стаса говорит, что в школе замечаний по поводу его внешности никогда не было, только одна учительница с первого урока мальчика называет крашеным.

Я отношусь к реакции учителя спокойно, так как во времена учебы этой женщины, дети не красились. Хотя опасения есть, что это может отразиться на отношении к нему или на отметках в негативную сторону.

По словам мамы, папа Стаса сразу отнесся к желанию сына покрасить волосы без одобрения, но потом привык.


Источник фото: архив героя

Я захотел покрасить волосы еще в четвертом классе, просто попробовать, как буду выглядеть с другим цветом волос. Спросил у мамы, она согласилась. Договорилась с ее подругой-парикмахером, и меня покрасили. В школе все восприняли нормально, замечаний не делали. Что касается учебы, не думаю, что это каким-либо образом меня отвлекает.

Саша, шестиклассница, красит кончики волос и бреет висок

Мама Саши одобряет эксперименты дочери:

- Полтора года назад мы побрили ей висок, а этим летом покрасили кончики волос, кажется, это называется омбре. В обоих случаях инициатором шалостей с волосами выступала дочка. А мне нравятся ее эксперименты, нравится желание меняться, гибкость и легкое отношение к внешности.

У меня у самой висок выбрит на треть головы, так что такое желание Александры вполне объяснимо. Ну а с покраской кончиков вышло забавно. 31 августа дочка купила два бальзама для волос и вручила их мне со словами:

Мама, нас ждет яркое лето! Тебе пойдут голубые пряди, а мне - сахарно-розовые кончики. Давай пошалим…


Источник фото: архив героя


Летом дочка отрывалась по полной: от жгуче-кирпичного до фиолетового. Сейчас школьный сезон, так что в тренде - персиковый, лиловый и нежно-розовый. Висок же очень аккуратный и в глаза не бросается, особенно если волосы распущены. У нас достаточно прогрессивная школа, замечаний по поводу внешнего вида никогда не было.

Классный руководитель довольно справедливо считает, что внешний вид не влияет на качество образования и сам приходит на работу в цветных носках.

Даша, одиннадцатиклассница, делает маникюр у мастера

Я делаю маникюр примерно с июня. Был повод - собирались семьей на свадьбу к родственникам. А потом уже решила продолжить ходить на маникюр. Красиво же! Еще к свадьбе я делала накладные ресницы. Но эту процедуру нужно повторять каждый месяц, и это дорого выходит, поэтому отказалась.

По словам Даши, в школе некоторые учителя относятся к маникюру ученицы нейтрально, а некоторые - агрессивно. Но сама школьница не видит ничего плохого в этом и считает, что учебе красивые ногти не мешает. Даша – хорошистка.


Источник фото: архив героя

В сентябре у меня были очень длинные ногти, но недавно ходила к мастеру, сделала короче, потому что с длинными ногтями неудобно ручку держать. Половина моих одноклассниц тоже покрывают ногти гель-лаком. Часто обсуждаем, кто какие ногти хочет сделать, советуемся.

Мама Даши поддерживает дочку:

- Я считаю, что пусть лучше так, чем она будет ходить неопрятная. Ничего в этом плохого нет. От школы и от учебы это не отвлекает. Даша давно увлекается маникюром, ей это нравится. Она все время делала маникюр себе сама, а сейчас делает у мастера.

Настя, четвероклассница, сделала красные пряди


Мама девочки покрасила кончики волос в красный цвет за компанию с дочкой:

- К цветному окрашиванию и вообще любым экспериментам с волосами я отношусь спокойно. Скорее всего, была бы против блонда или какого-нибудь другого «взрослого» цвета на голове дочери, а цветные яркие пряди – это весело и по-детски.

Я и сама покрасила кончики волос в красный цвет за компанию с дочкой. А почему бы и нет? Я уезжала в отпуск, поэтому было не страшно, что клиенты не поймут, а к приезду все равно цвет вымылся.

Первая реакция учителя на цвет волос Насти была неоднозначной, но не категоричной, однако когда вслед за моей дочерью волосы окрасила ее одноклассница, девочкам начали задавать вопросы. И недавно мне позвонил учитель, чтобы передать требование "сверху" за два дня смыть краску. Мне это требование кажется безосновательным и бессмысленным. Как связан цвет волос с учебой и дисциплиной – мне не понятно.

Я высказала учителю свое мнение и попросила, чтобы этот вопрос обсуждала со мной лично администрация школы, а не через учителя или ребенка. Тема больше не поднималась. Волосы постепенно теряют цвет сами.

В ответе чиновницы меня удивил вопрос, который она привела как главный аргумент: «Если у нас сегодня кто захочет покрасит волосы в розовый, оранжевый, еще какой-то цвет, что это будет?». А действительно, что будет? Чего боится наше образование и наша система? Ведь не оранжевых же волос?

Анна Северинец, известный педагог, писатель и литературовед:


- Надо сказать, что в вопросе крашеных волос мои дети меня перевоспитали. Старшей дочке я не разрешала красить волосы в школу - вот, говорю, отгуляешь выпускной, и крась.

Я же учитель, во мне тоже сидит какой-то старинный советский комплекс насчет волос. Сидел. Когда старшая дочь покрасилась в синий и проходила так год - я даже восхитилась. Это действительно очень красиво, как ни крути. И очень ей шло. Теперь ей самой надоело, и она отрастила свой собственный русый, а мне уже и синего жаль. Хороший был цвет.

Так что когда покраситься решила средняя (у нее теперь половина головы белая, половина каштановая), я уже и не сопротивлялась. Тоже красиво, между прочим.

Цвет волос, разумеется, никак не влияет на оценки. Впрочем - нет. Когда человеку нравится свой цвет, когда он имеет ту прическу, которую хочет, у него на душе спокойнее. И оценки - выше.

А как вы относитесь к свободе выражения школьников?


Сама красила себе челку в розовый (20 лет) и вот мои причины:

С детства нравились красивые разноцветные перья Аврил Лавин

цветные перья Аврил Лавин

Аврил Лавин

Аврил Лавин

Аврил Лавин

Цветные локоны выглядят необычно и ярко, поэтому хочется разбавить повседневную скуку любимыми цветами. Ну и к тому же, можно одеть цветную кофту, накрасить цветным глаза, а почему бы не покрасить челку?

А что в этом плохого? Это плохо, потому что взрослые люди не красят волосы во все цвета радуги? А почему они не красят вы не задумывались? Во первых сложно найти качественную краску, во вторых " Да я уже старая для такой покраски, скажут - тетка сошла с ума", в третьих во многих серьезных организациях дрескод не позволяет. Если уж пошла тема на счет естественности, то давайте выкинем все краски! Пусть больше никто не косит под блондинку или не прячет седину!


Зачем молодые девочки красят волосы в ядовито-зеленый цвет? Причины очень просты: хочется выделится, быть не такой, как все и, при этом, стать похожей на кого-то, кто нравится. Например, на моделей из модных журналов, у которых волосы окрашены в различные оттенки зелёного - это сейчас очень модный тренд.

текст при наведении

Увидят девочки, например, вот такую модель в образе речной нимфы,

текст при наведении

и вдохновятся на то, чтобы сотворить нечто подобное на своей голове. И не важно, что над моделью поработала целая команда профессионалов, чтобы получился такой прекрасный результат.

Как говорится, хочется - сделаем! Хотя, скорее всего, полученный результат будет, мягко говоря, весьма далёк от красивой журнальной картинки.

текст при наведении

текст при наведении

текст при наведении

текст при наведении


Девушки в подростковом возрасте хотят выделится, хотят, чтобы на них обратили внимание. Кому-то это просто нравится. Я сама красила волосы в зеленый цвет(в 16 лет). Походила немного, а там цвет сам смылся, но красила я волос. т.к мне просто было интересно, что получится)

Видимо, это следование подростковой моде, некоему молодежному тренду.

А подростки и молодежь, как известно, часто хотят самовыразиться так, чтобы отличаться от взрослых. Возможно,в таком самовыражении заложен некий протест против привычного, нормального уклада жизни взрослых.

Кроме того, такое следование моде сигнализирует о стремлении девушки / девочки принадлежать определенной субкультуре, определенной социальной группе. И основное правило такой субкультуры - отличаться от других, выделяться из толпы. Нечто подобное слышал о хипстерах. Проблема лишь в том, что многие совершенно не стремятся понять глубинную сторону тех или иных поступков, чем мотвировано то или иное поведение. Совершенно не пытаются мыслить самостоятельно. Для них существует только то что лежит на поверхности и блестит. Их суждения и мышление зачастую очень поверхностно, но тем не менее очень амбициозно.

Думаю, что большинство взрослых прошли через такой или подобный период в своей жизни, когда они тоже были подростками, переходили во взрослую жизнь и стремились самоутвердиться через протест против тогдашних взрослых.

Читайте также: