Соберите сведения о проявлении какого либо признака цвет волос глаз рост наличие сахарного диабета

Опубликовано: 12.05.2024

Егорова Надежда Николаевна

Работа «Домашние лабораторные работы» предназначена для учащихся 8-х классов использующих в учебном процессе учебно-методический комплекс «БИОЛОГИЯ. «СФЕРЫ».

В работе приведены описания 11 лабораторных работ, которые можно провести в домашних условиях.

Целью работы является воспитание культуры здорового образа жизни.

ü повышение интереса к предмету «БИОЛОГИЯ. Человек. Культура здоровья»;

ü развитие навыков самонаблюдения и самоанализа;

ü совершенствование навыков работы с дополнительной литературой и интернет - ресурсами;

ü продолжить развитие умения обобщать, анализировать, делать выводы.

Домашние лабораторные работы дают возможность учителю разнообразить формы оценки знаний и навыков учащихся , поддерживать интерес к предмету.

ВложениеРазмер
domashnie_laboratornye_raboty.pptx 2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Домашние лабораторные работы по биологии 8 класс

Управление образования Администрации г.о. Электросталь Московской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением иностранного языка» Домашние лабораторные работы по биологии в 8 классе Исполнители: ученицы 9«А» класса Варгановой Анны Галимяновой Юлии Руководитель: Егорова Н.Н. 2011 -2012 учебный год

Цель работы - воспитание культуры здорового образа жизни Задачи: повышение интереса к предмету «БИОЛОГИЯ. Человек. Культура здоровья»; развитие навыков самонаблюдения и самоанализа; совершенствование навыков работы с дополнительной литературой и интернет - ресурсами; продолжить развитие умения обобщать, анализировать, делать выводы; воспитание культуры здорового образа жизни.

Перечень лабораторных работ Работа №1 Проверить соотношения размеров, существующих между различными частями тела Работа №2 Выясните характер наследования признака Работа №3 Выявление нарушения осанки Работа № 4 Определение гибкости позвоночника Работа № 5 Определение наличия плоскостопия Работа № 6 Сравните скорость утомления мышц при статической и динамической работе Работа № 7 Выясните состояние свей сердечно - сосудистой системы Работа № 8 Правила накладывания жгута при кровотечениях Работа № 9 . Выясните влияние задержки дыхания на частоту дыхательных движений Работа №10 Изучение дыхательной функциональной проблемы Работа № 11 Изучи внешнее строение зубов Работа №12 Изучение действия ферментов слюны на крахмал Работа № 14 Определите функции отделов головного мозга Работа №13 Определение типа кожи на разных участках лица Работа №16 Определение наличия чувствительных рецепторов Работа №15 Наблюдение за функциями вегетативной нервной системы Работа №17 Определение слуховой чувствительности

НАУКА ОБ ОРГАНИЗМЕ. ЧЕЛОВЕК Работа №1 Проверить соотношения размеров, существующих между различными частями тела «помощник»: Длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы– длине окружности кулака. Расстояние между кистями разведённых в сторону рук равно сумме длин обеих ног. Длина ладони равна длине лица. Врачи осуществляют лечение больных людей, но могут помочь далеко не всем. Поэтому важно беречь и укреплять здоровье. Для этого необходимо знать основы строения и функций организма, закономерности наследственности и изменчивости, последствия влияния различных факторов на организм, вести здоровый образ жизни.

Оформление работы №1 Цель:… Длина предплечья Длина стопы Длина стопы Длина окружности кулака Расстояние между кистями разведённых в сторону рук Длина одной ноги Длина ладони Длина лица Заполни таблицу : Ответь на вопросы : 1.Что вы выяснили после измерений указанных длин? 2. Чьи портреты изображены на рисунках? Что их связывает? 3. Что означает термин «золотое сечение»? Кто его ввёл? 4. Существуют ли идеальные пропорции тела?

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ Работа №2 Выясните характер наследования признака « помощник»: Соберите сведения о проявлении какого-либо признака(цвет волос, глаз, рост, сахарный диабет, близорукость. ) у членов вашей семьи. Выясните, повторяется ли выбранный признак на протяжении трёх поколений со стороны матери и отца. Сделайте вывод о характере наследования признака(доминантный или рецессивный). В обязательном консультировании нуждаются семьи, где имеются сходные заболевания у нескольких родственников. Например, случаи рождения первого ребёнка с пороком сердца, отставанием в умственном и физическом развитии.

Оформление работы №2 Цель :…… Выполнение работы: 1.Проанализировать сведения о проявлении выбранного признака у членов вашей семьи. 2. Повторяется ли выбранный признак на протяжении трёх поколений со стороны матери и отца. 3.Заполните схему «древо жизни». 4. Сделайте вывод о характере наследования признака(доминантный или рецессивный ).

Работа №3 Выявление нарушения осанки «помощник»: Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно, просуньте ладонь. Необходимо обращать внимание на уровень и симметричность расположения лопаток, треугольников на уровне талии: промежуток между боковой поверхностью туловища и опущенными вниз руками. Осматривая грудную клетку, необходимо обратить внимание на отдельно выступающие ребра, на форму грудной клетки, торчащие крыловидные лопатки, круглую спину (сутулость), опущенную голову, смещение грудной клетки вперед, выпуклый живот (плоская спина) и др.

Оформление работы №3 Цель:…… Этапы работы: 1.Выполнить предложенные исследования. 2.Оцените результат: В норме данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

СКЕЛЕТ. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула. Работа №4 Определение гибкости позвоночника «помощник»: Возраст и работоспособность позвоночника определяются его гибкостью, а не возрастом человека. Так позвоночник 70-летних йогов порой “моложе” позвоночников 15-летних подростков. Доказано, что регулярные физические нагрузки оздоравливают позвоночник, позволяя его хозяину навсегда забыть о болях в спине.

Оформление работы № 4 1.Выполнить предложенные исследования. 2.Оцените результат: Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника). Если палец не достал до уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-» (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника). Цель :…… Этапы работы:

Работа№5 Определение наличия плоскостопия Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах. Измерьте ширину отпечатка стопы в её средней части. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразите в процентах. «помощник»: Плоскостопием, как следует из названия, называется болезнь, при которой свод стопы теряет свою природную вогнутость, и нога становится уплощенной. Казалось бы, такой небольшой дефект, но вреда от него очень-очень много. Во-первых, у человека сразу изменяется походка. Во-вторых, обувь начинает стаптываться неравномерно, внутренняя часть быстрее, чем наружная. Но это еще полбеды. Самое ужасное заключается в том, что такие «плоские» стопы теряют способность пружинить при ходьбе.

Оформление работы №5 Цель:…… Этапы работы: 1.Выполнить предложенные исследования. 2.Оцените результат: Если полученное процентное отношение не будут превышать 33%,стопа нормальная, плоскостопия нет.

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА Работа №6 Сравните скорость утомления мышц при статической и динамической работе « помощник»: Возьмите в руку гантелю(1кг) и отведите руку в сторону до горизонтального положения. Отметьте время наступления утомления(рука с грузом начинает опускаться). Отдохните. Теперь поднимайте и опускайте груз. Когда наступает утомление в этом случае? Сделайте вывод о влиянии вида работы на утомление мышц. При снижении физических нагрузок мышцы уменьшаются в объёме и размерах. При этом сокращается поступление питательных веществ, кислорода к тканям, органам и вывод продукта обмена. В результате замедляется рост и развитие организма, снижаются иммунитет, выносливость и работо-способность, ускоряется процесс старения.

Оформление работы №6 Цель :…… Заполнить таблицу: Вид деятельности Время наступления утомления Отведите руку с гантелей в сторону до горизонтального положения. Поднимайте и опускайте груз. Ответить на вопросы: 1.Что такое утомление? 2.От чего зависит время наступления утомления? 3.Как замедлить время наступления утомления? Вывод:

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ Работа №7 Выясните состояние свей сердечно-сосудистой системы « помощник »: Измерить пульс в состоянии покоя за 10 с. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе и вновь измерить пульс за 10 с. Оцените полученные результаты ( в норме 20 приседаний частота пульса повышается на треть и меньше.) У взрослых здоровых людей максимальное систолическое давление равно 110-120 мм рт. ст., а минимальное (диастолическое) – 70-80 мм рт. ст. Разность между максимальным и минимальным давлением называют пульсовым давлением. Его величина в норме составляет 40-50 мм рт. ст.

Оформление работы №7 Цель :…… Заполнить таблицу: Вид деятельности Состояние пульса Измерить пульс в состоянии покоя за 10 с Сделайте 20 приседаний в быстром темпе за 10 с Сделайте 20 отжиманий в быстром темпе за 10 с Оцените полученные результаты

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ Работа №8 Правила накладывания жгута при кровотечениях Прочитайте правила наложения жгута. Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения. Забинтуйте место условного повреждения артерии. «помощник»: Кро в отечения различают артериальные, венозные, артерио-венозные и капиллярные. В зависимости от направления кровотечения делят на наружные, внутренние и внутритканевые, а в зависимости от сроков – на первичные и вторичные. По происхождению их делят на травматические и нетравматические.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ №8 Цель :…… Этапы работы: 1.Выполнить предложенные исследования. 2.Описать последовательность наложения жгута с объяснением своих действий: а) Сначала надо определить вид кровотечения, т.к. …………… . б) Жгут следует накладывать …………… места повреждения, т.к. ………. . в) Жгут надо накладывать так, чтобы …………… . г) Жгут надо держать примерно………. часа, т.к. …………… .

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ Работа №9 Выясните влияние задержки дыхания на частоту дыхательных движений «помощник»: Положите руки на грудь и посчитайте количество дыхательных движений за 1 мин. Задержите дыхание на 40-50 секунд и снова посчитайте количество дыхательных движений. Сделайте вывод о причинах изменения частоты дыхания. Развитию дыхательной системы ; регулярные физические упражнения и прогулки на открытом воздухе; влажная уборка и регулярное проветриваний помещений; поддерживание правильной осанки; соблюдение правил гигиены при общении с больными людьми.

Оформление работы №9 Цель :…… Заполнить таблицу: Вид деятельности Число дыхательных движений Количество дыхательных движений за 1 мин.в покое После задержки дыхания на 40-50 секунд После 30 интенсивных приседаний Ответить на вопросы: 1.Как влияет нагрузка на интенсивность дыхания? 2.Биологическая роль интенсивного дыхания? Сделайте вывод о причинах изменения частоты дыхания

Работа№10 Изучить дыхательные функциональные проблемы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха «помощник»: Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох. После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчёт. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно и запишите результат. Отдохните 5-7 минут. Сделайте не очень глубокий выдох и тут же включите секундомер. Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат. Дыхательная система участвует в таких важных функциях, как терморегуляция, голосообразование, обоняние, увлажнение вдыхаемого воздуха. Лёгочная ткань также играет важную роль в таких процессах как: синтез гормонов, водно-солевой и липидный обмен. В обильно развитой сосудистой системе лёгких происходит депонирование крови. Дыхательная система также обеспечивает механическую и иммунную защиту от факторов внешней среды.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ № 1 0 Цель:…… Этапы работы: 1.Выполнить предложенные исследования. 2.Оцените результат, сделайте вывод о способностях вашего организма. Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание 16-55 сек . Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие- хорошими. Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек.

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА Работа №11 Изучи внешнее строение зубов «помощник »: Рассмотрите зубы, найдите резцы, клыки и коренные. Выясните, какая часть зуба видна, а какая находится в ячейке челюстной кости. Определите, есть ли на зубах налёт. Установите его причины. Чистить зубы необходимо два раза в день– утром и вечером, с внешней и внутренней стороны. Щётку следует вести от десны к коронке. После еды важно полоскать рот. Если между зубами остаются частицы пищи, их надо удалить с помощью зубочистки или зубной нити.

Оформление работы №11 Цель :…… Этапы работы: 1. Рассмотрите зубы, найдите резцы, клыки и коренные. 2. Выясните, какая часть зуба видна, а какая находится в ячейке челюстной кости. 3. Сделайте рисунок зуба и подпишите его части. 4. Определите, есть ли на зубах налёт. 5. Установите его причины и последствия. 6.Что такое кариес? 7. Напишите памятку «Профилактика кариеса». 1 2 3 4 5 6

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин, а затем опустите в разбавленный раствор йода. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта. Работа № 1 2 Изучение действия ферментов слюны на крахмал «помощник»: Пищеварение начинается в ротовой полости, где происходит механическая и химическая обработка пищи. Механическая обработка заключается в измельчении пищи, смачивании ее слюной и формировании пищевого комка. Химическая обработка происходит за счет ферментов, содержащихся в слюне.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ №12 1.Выполнить предложенные исследования . 2. Записать в тетрадь результаты работы по плану: Цель опыта Ход опыта Результат опыта Вывод из опыта Цель :…… Этапы работы:

КУЛЬТУРА УХОДА ЗА КОЖЕЙ. БОЛЕЗНИ КОЖИ Работа №13 Определение типа кожи на разных участках лица «помощник»: Приложите мягкие бумажные салфетки к разным участкам кожи лица(лбу, носу, щёкам, подбородку). Определите, где цвет салфетки изменился больше. Определите тип кожи на каждом участке(сухая, нормальная и жирная). Выясните правила ухода за сухой, нормальной и жирной кожей. У подростков в связи с половым созреванием может изменяться состав секрета сальных желез, что приводит к образованию угрей. В этом случае следует избегать жирной пищи, острых приправ. Потребление алкогольных напитков и табака нарушает состояние кожных сосудов, что ведёт к дряблости кожи

Оформление работы №13 Цель :…… Этапы работы: Исследовать кожу своего лица и определить его тип. Найти в специальной литературе характеристики типов кожи. Выписать основные правила ухода за кожей Тип кожи Характеристика Уход за кожей сухая жирная нормальная Исследуйте домашние косметические средства, выпишите подходящие вашему типу кожи.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ: ЗАДНИЙ И СРЕДНИЙ МОЗГ Работа №14 Определите функции отделов головного мозга «помощник»: Примите неустойчивую позу: -соедините руки перед грудью и сблизьте локти; -поставьте ступни ног на одной линии. Обратите внимание, через какое время вы стали покачиваться. Отметьте, через какое время вы стали переступать с ноги на ногу, затем балансировать. Объясните, почему происходят названные действия. Лицевой нерв контролирует мимические мышцы лица, слюнные и слезные железы. Чувствительные волокна тройничного нерва доставляют сигналы от глаз, лица и зубов, двигательные иннервируют жевательные мышцы. Блуждающий нерв в отличие от других черепно-мозговых нервов участвует в контроле многих важных функций тела, включая сердцебиение.

Оформление работы №14 Цель :…… Этапы работы: 1.Выполните описанные выше задания. 2. Рассмотрите картинки №2-5, что помогает этим людям удерживать устойчивое положение тела. 3. Рассмотрите рисунок №1. Что он комментирует? 1 2 3 4 5

СОМАТИЧЕСКИЙ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОТДЕЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Работа №15 Н аблюдение за функциями вегетативной нервной системы. «помощник»: Проведите углом линейки по коже ладони. Обратите внимание на появление белой полосы. Через короткое время полоса краснеет. Объясните это явление с позиции знаний о симпатическом и парасимпатическом отделах. Типичный признак вегетативной нервной системы — прерывистый путь от центра до внутреннего органа, состоящий из двух нервных волокон. Поэтому скорость распространения нервных импульсов по вегетативным нервным волокнам невелика(1-3м/с). Нервные волокна соматической нервной системы доходят до мышц, органов чувств, не прерываясь.

Оформление работы №15 Цель :…… Этапы работы: 1.Выполнить предложенные исследования. 2.Запишите наблюдения. 3.Сравните строение и действие симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Параметры сравнения Симпатический отдел Парасимпатический отдел Расположение узлов Действие на системы органов Примеры Можно ли сравнить работу этих отделов с изображением мифического героя Двуликого Януса? Сделайте выводы о биологическом значении совместного действия этих отделов нервной системы,

АНАЛИЗАТОРЫ Работа №16 Определение наличия чувствительных рецепторов «помощник»: Возьмите циркуль-измеритель. Разведите его на 2 см. Прикоснитесь двумя иголками к коже внешней и внутренней сторон ладони, затем в области голени. Зафиксируйте, в какой части прикосновение двумя ножкам воспринималось как одно(раздражаются чувствительные точки одного рецептора);как два (разных рецепторов). Важнейшее кожное чувство - осязание. Больше всего рецепторов, воспринимающих прикосновение, на подушечках пальцев, губах. Рецепторы ступней ног воспринимают давление тела и помогают контролировать ходьбу.

Оформление работы № 1 6 1.Выполнить предложенные исследования. 2.Запишите наблюдения. Вывод: Цель :…… Этапы работы: Части тела Прикосновение воспринималось как одно прикосновение воспринималось как два Кожа внешней сторон ладони Кожа внутренней стороны ладони Области голени

ГИГИЕНА ОРГАНОВ ЧУВСТВ И ЗДОРОВЬЕ Работа №17 Определение слуховой чувствительности «помощник»: Поднесите к уху наручные механические часы. Начните постепенно их отдалять, пока не перестанете их слышать. Измерьте расстояние, на котором оказались часы в момент исчезновения звука. Постепенно приближайте часы к уху и измерьте расстояние, на котором они оказались в момент появления звука. Вычислите среднее расстояние и сделай вывод об остроте слуха. Длительное пребывание на дискотеках, а так же в других средах «загрязнённых звуковыми шумами», ведёт к повышению давления крови, головным болям, раздражительности, ухудшению сна. Негромкая классическая музыка благоприятно действует на работу мозга и органов чувств, вызывает положительные эмоции, позитивно сказывается на настроении.

Оформление работы №17 1.Выполнить предложенные исследования. 2.Запишите наблюдения . Вывод: Цель :…… Этапы работы: При отдалении часов При приближении часов Среднее расстояние

Генетическое обследование родственников совершенно необходимо при некоторых заболеваниях, например, рака, болезни Вильсона, поликистоза почек и др. При некоторых состояниях выявление латентной формы заболевания у родственников может спасти жизнь, если сопровождается соответствующим лечением. Таким образом, составление генеалогических таблиц расширяет возможности практического здравоохранения. Обоснована программа обследования всех членов популяции с повышенным риском для выявления дефекта в случае, если возможно лечение и профилактические меры.

Неоднократно предпринимались попытки подтвердить наследование гениальности или особых талантов. Например, в качестве доказательства наследственной одаренности приводились родословные знаменитых музыкантов и ученых – Баха, Дарвина, Гальтона, Бернулли; публиковались обширные статистические данные. В частности, в статье "Наследственность таланта и характера" (1865) и в последующей монографии "Наследственная гениальность" (1869) Ф. Гальтон впервые описал людей, чьи достижения по стандартам их общества рассматривались как выдающиеся. Он показал, что люди, которых в британском обществе считали выдающимися, имели среди близких родственников мужского пола во много раз больше знаменитостей, чем можно было бы ожидать при случайном распределении высокой одаренности. Во всех случаях, однако, тесно переплетены наследственность и влияние окружающей среды.

К генетически детерминированным свойствам личности Айзенк относит экстраверсию-интроверсию и нейротизм. Эти свойства составляют тип высшей нервной деятельности (ВНД), или темперамент.

Тип ВНД – это совокупность индивидуальных особенностей психики и поведения, которые характеризуются силой, выраженностью и подвижностью нервных процессов возбуждения и торможения, экстраверсией-интроверсией, эмоциональной стабильностью – нейротизмом.

Наиболее разработанным на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. Айзенку и его последователям удалось установить более пятидесяти различий по физиологическим показателям между экстра– и интровертами.

Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладают следующие особенности поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также неустойчивостью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) – это эмоционально стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим – отражается в "круге Айзенка": по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.

Для каждого типа свойственны характерные генетически детерминированные особенности поведения. Однако индивидуальность каждого человека определяет тип личности, который является результатом взаимодействия в ходе онтогенеза генотипа и внешней среды. Пластичность генетически детерминированных типов высшей нервной деятельности обуславливает формирование темперамента и характера.

Темперамент – это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. Большинство ученых признает существование двух основных свойств темперамента, или двух базальных формально-динамических характеристик поведения. Это общая активность и эмоциональность, которые, как и внешность, могут изменяться в ходе онтогенеза.

Однако, меняясь, и нередко очень сильно, человек остается самим собой, сохраняет свою связь с прошлым, какую-то часть своего "Я". Как писал Овидий: "Все изменяется, ничто не исчезает". Только при серьезных психических заболеваниях люди полностью теряют свое "Я" или замещают его абсолютно другим.

Работа 16
Выявление наследственных признаков и признаков, появление которых может быть обусловлено влиянием внешней среды

Проведите сбор генетического материала для последующего составления генеалогической таблицы семьи. Соберите сведения, касающиеся особенностей проявления у членов семьи какого-либо нормального признака (цвет глаз, волос, кожи, рост, близнецовость и т. д.) или патологического (сахарный диабет, близорукость, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, желудка и т. д.). Сбор сведений проводите путем тщательного и полного изучения индивидуальных особенностей каждого из членов семьи. От этого зависит достоверность генетических сведений и правильность составления родословных.

Соберите сведения в трех поколениях семьи, куда входят пробанд (человек, на которого составляется родословная), его братья и сестры, его дети, племянники и племянницы, поколение родителей, их братья и сестры, двоюродные братья и сестры, поколение дедов и бабок по обеим родительским линиям. Собранные сведения по каждому из членов семьи должны отразить: фамилию, имя, отчество, возраст, пол, особенности труда и быта, характеристику изучаемого признака. Собранный генетический материал используйте для составления генеалогической таблицы семьи, соблюдая принятые в медицинской генетике условные обозначения, приведенные на рисунке:

Ольга Мизирева, Любовь Губарева и др. - Экология человека: практикум для вузов

Условные обозначения для составления семейных генеалогических таблиц

Поместите в центр составляемой таблицы изучаемой семьи пробанда. Расположите в один ряд, в порядке рождения, слева направо всех его братьев и сестер и соедините их графическим коромыслом. Выше укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака и, кроме того, графическим коромыслом. Для отражения родственных связей пробанда обозначьте в составляемой таблице и всех остальных его родственников, расположив представителей одного поколения на одних горизонтальных линиях.

Далее соедините между собой горизонтальными и вертикальными линиями всех лиц одного поколения, обозначив их арабскими цифрами, и всех лиц разных поколений, обозначив их римскими цифрами. Для облегчения ориентировки в семейной таблице в отношении изучаемых признаков следует пользоваться цветными карандашами.

После составления подробной характеристики каждого члена семьи с указанием поколения и места в таблице, произведите тщательный генетический анализ особенностей наследования изучаемого признака. Прежде всего обратите внимание на многократную повторяемость изучаемого признака у отдельных членов семьи на протяжении ряда поколений. Анализируя особенности проявления признака у тех или иных членов семьи, попытайтесь оценить характер его наследования (доминантный или рецессивный тип, моногибридная или полимерная наследственность, аутосомная или сцепленная наследственность и т. д.). Необходимо также учитывать, что в характере появления тех или иных признаков в поколениях существенную роль может играть не только генотипическое предрасположение, но и влияние факторов окружающей среды (условия труда, быта и т. д.).

Обработка результатов и выводы

При выявлении в родословной таблице повторяемости одной и той же патологии в ряде поколений сопоставьте полученные вами данные с данными медицинской генетики. Сделайте соответствующие выводы.

Врач-эндокринолог Валентина Шутова о том, что такое сахарный диабет, чем отличаются между собой два типа болезни и по каким признакам можно понять, что начинаются проблемы?


Наиболее распространены два вида диабета: 1 и 2 типы.

Диабет второго типа: «возрастной»

Этот вариант встречается чаще, как правило, у людей после 40 лет. Заболевание 2 типа связано с абсолютным или с относительным дефицитом инсулина (инсулинорезистентностью). Это означает, что в организме вырабатывается достаточное количество инсулина или даже его избыток, но он не работает.

Диабет 2 типа, по словам врача, более сложный для выявления. Он долго может протекать бессимптомно.

Со временем больного могут начать беспокоить:

  • сильная жажда и частые мочеиспускания;
  • бессонница ночью;
  • усталость, разбитость и сонливость днем.

Также первые признаки сахарного диабета включают:

  • медленное заживление ран;
  • ухудшение зрения;
  • эпизодические или постоянные головокружения;
  • онемение конечностей или покалывание в них;
  • дерматиты.

При высокой глюкозе крови сладкая среда в организме распространяется повсеместно. В потоотделении, выделении секрета — повсюду больше глюкозы. Соответственно, микробы «гнездятся» легче. При этом любой воспалительный процесс не локализуется самостоятельно (как в здоровом организме), а усугубляется. Вот почему фурункулы, порезы, комариные укусы — все заживает медленнее. Со временем нарушается питание кожи, происходит выпадение волос на голенях, утончение кожи, наблюдаются шелушения и высыпания…

Возникнет болезнь или нет, зависит от наследственной предрасположенности к метаболическим нарушениям и образа жизни человека (его активности и питания). Если есть предрасположенность к болезни, а также ожирение или гипертония, но человек не контролирует давление и не борется с лишним весом, то диабет обязательно возникнет. Причем в тяжелой форме.

— Около 80-85% моих пациентов с диабетом 2 типа страдают ожирением.

Риск развития заболевания 2 типа есть также у женщин, которые рожают ребенка весом более 4-4,5 килограмма. Если малыш был рожден с весом меньше 2 килограммов 800 граммов, то после 40 лет человек тоже имеет риск заболеть диабетом 2 типа.

Имеет значение и количество вирусных инфекций, которые ослабляют иммунитет, и число стрессов.

Профилактикой может быть:

  1. Ходьба — минут 30-40 в день.
  2. Домашняя гимнастика
  3. Водные процедуры

В качестве профилактики болезни нужно обращать внимание на питание. Оно должно быть здоровым и включать в себя растительную клетчатку. Клетчатка содержится в отрубях, свежих овощах, хлебе грубого помола. Такое питание поможет значительно снизить инсулинорезистентность.

Кроме того, важно снижать потребление простых углеводов (фрукты, булочки, конфеты), которые дают быстрое повышение сахара в крови. Нежелательно во второй половине дня есть ягоды (вишню, клубнику). Лучше потреблять такую пищу с утра.

Диабет первого типа: «молодежный»

Болезнь 1 типа, или «диабет молодых» (и детей), отличается тем, что характеризуется абсолютным дефицитом инсулина. Инсулярный аппарат у заболевшего работает плохо или не работает вовсе. Это аутоиммунное заболевание, которое не зависит от образа жизни. Скорее, от состояния иммунной системы и от количества вирусных инфекций. Такой тип диабета имеет сезонность. Вспышки чаще всего происходят в осенне-зимний период, когда иммунитет ослаблен.

Болезнь, как правило, развивается резко. Меняется кислотно-щелочной состав крови. Люди часто даже теряют вес.

На фоне полного здоровья могут появиться такие признаки:

  • жажда, потребление большого количества воды. Соответственно, увеличивается и объем выделяемой мочи (полиурия);
  • снижение веса;
  • постепенное снижение аппетита;
  • сильная усталость и слабость;
  • зуд кожи;
  • постоянные головные боли;
  • повышение артериального давления;
  • нарушения зрения.

— Что касается питания при 1 типе диабета, обязателен расчет количества съеденных углеводов. Это необходимо для грамотного расчета инсулина, который вводится в организм больного. Подобные манипуляции производит врач, объясняя все каждому конкретному пациенту.

С другой стороны, подобные явления нередко развиваются и при других патологиях, поэтому постановкой диагноза и определением разновидности СД должен заниматься врач, а не сам пациент.

scale_1200 (1).jpg

Виды и причины заболевания

Диабетом называют группу эндокринных патологий. Все они провоцируют нарушение толерантности к глюкозе. Врачи используют следующую классификацию СД:

  • диабет 1 и 2 типа (инсулинозависимый и инсулиннезависимый);
  • гестационный (у беременных);
  • диабет как симптом при панкреатите или разрушении клеток поджелудочной после хирургического вмешательства, травмы, отравления.

У каждой болезни - своя природа, механизмы развития и способы лечения. Специалисты называют много разных причин, влияющих на развитие патологии. Основными из них являются:

  • нарушения в работе иммунитета, при которых иммунная система атакует клетки поджелудочной и разрушает их;
  • неблагоприятная наследственность: наличие диабета у ближайших родственников;
  • беременность;
  • аномалии развития и болезни ПЖ;
  • неправильный рацион, избыток быстрых углеводов, жирной пищи;
  • гиподинамия;
  • избыточная масса тела;
  • эндокринные патологии, вызывающие нарушения обменных процессов;
  • психоэмоциональные перегрузки, длительные стрессы.

Некоторые причины связаны врожденным особенностями, но большинство факторов, которые провоцируют диабет, обусловлены образом жизни. Это позволяет контролировать свое здоровье и принять меры профилактики сахарной болезни.

Что происходит в организме диабетика?

При диабете нарушается секреция гормона клетками поджелудочной (1 тип) или затрудняется его усвоение (2 тип). По этой причине в крови повышается содержание сахара. Это явление называют гипергликемией, которая у диабетиков носит хронический характер. Кратковременное повышение сахара - алиментарная гипергликемия - происходит, когда человек поел. Принятие пищи повышает уровень глюкозы из-за содержания углеводов и, соответственно, активирует выработку инсулина. Инсулин отвечает за доставку аминокислот, глюкозы и жиров в клетки, благодаря чему уровень глюкозы в крови поддерживается на безопасном уровне. Нормальным считается показатель в районе 80–100 мг/децилитр.

Если поджелудочная железа здорова, показатели сахара через некоторое время снижаются. Его излишки под воздействием инсулина откладываются в мышцах и печени в виде гликогена.

У больных СД этот физиологический процесс нарушен. Хронически повышенный сахар в крови плохо влияет на работу всех систем организма. Если не компенсировать данное состояние приемом лекарств и диетой, происходят необратимые патологические изменения. В тяжелых случаях они способны приводить к летальному исходу.

Можно ли в домашних условиях определить, что человек болен СД?

Поставить такой диагноз может только врач-эндокринолог после необходимых лабораторных анализов. Однако существуют признаки, которые могут свидетельствовать о хроническом избытке глюкозы в крови и необходимости обратиться за медицинской помощью. Вот основные симптомы, с которыми сталкиваются диабетики:

  • Сильная усталость сохраняется даже после сна, при снижении нагрузок.
  • Масса тела начинает резко расти или уменьшаться. При диабете 1 типа она снижается, хотя у человека хороший аппетит и обильный рацион. При диабете 2 типа постоянно хочется есть, поэтому человек потребляет больше калорий и масса тела увеличивается.
  • Избыточность сахара в крови приводит к сухости во рту, неприятному запаху.
  • Некоторые пациенты сталкиваются с таким явлением, как головокружение, головная боль, потемнение в глазах.
  • У мужчин может наблюдаться ухудшение либидо. До трети пациентов молодого и среднего возраста отмечают признаки эректильной дисфункции.
  • Зуд во влагалище, частая молочница, жжение при мочеиспускании - так диабет проявляет себя у женщин. Из-за высокого уровня сахара риск грибковой инфекции повышается. Кандида - дрожжеподобные грибы, которые используют сахар как питательную среду, оптимально подходящую для их роста и размножения.
  • Со стороны нервной системы диабет может проявлять себя не только вялостью, но и чрезмерной раздражительностью, тревожностью, плаксивостью и снижением успеваемости у детей.
  • Диабетиков постоянно мучает жажда, что также вызвано гипергликемией. Это состояние сопровождается учащенным мочеиспусканием и увеличением нагрузки на почки.

Отсутствие тревожных симптомов не отменяет необходимости следить за питанием и периодически сдавать анализы на глюкозу. Вначале болезнь может протекать бессимптомно, поэтому человек не подозревает об опасности и ведет привычный образ жизни. До 50% случаев СД остаются невыявленными! Болезнь обнаруживают при профосмотрах или после того, как пациенту довелось срочно вызвать "скорую помощь" из-за проблем с самочувствием из-за развития осложнений.

Кроме того, многие из вышеперечисленных признаков являются симптомами диабета и ряда других заболеваний.

Что происходит с внешностью при диабете?

СД - тяжелое заболевание, которое отражается на самочувствии и внешности. Если у человека без видимых причин ухудшилось состояние кожи и волос, причиной может являться нарушение углеводного обмена.

Специфическим признаком диабета называют зуд кожи и слизистых, который появляется без видимой причины. Кожа при диабете не только чешется, но и становится более сухой. Это вызвано повышенной потерей жидкости, нарушением работы потовых и сальных желез. Высокий сахар в крови замедляет заживление ранок на коже, снижает местный иммунитет. Также происходит повреждение мелких сосудов, из-за чего кожа теряет эластичность.

У диабетиков повышается риск инфекционных кожных заболеваний, опрелостей, грибковых поражений. Из-за расчесывания инфекция легко проникает в кожу.

Проверить уровень сахара стоит, если волосы начали заметно выпадать, произошло их истончение и поредение. Поскольку диабет провоцирует нарушение обмена веществ, волосы сразу реагируют на подобные изменения. Диабетики рискуют столкнуться с очаговой алопецией, при которой на отдельных участках головы волосы полностью выпадают. Это чаще всего происходит при диабете первого типа как последствие аутоиммунной реакции. Также причиной ухудшения состояния шевелюры при повышенном сахаре специалисты называют повреждение кровеносных сосудов, по которым к луковицам поступает кровь и питательные вещества.

Как протекает болезнь у детей?

В детском возрасте практически всегда диагностируется сахарный диабет 1 типа. Причиной патологии становится нарушение иммунитета, которое обусловлено наследственной предрасположенностью. Иммунная система ошибочно атакует организм, и происходит поражение клеток поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулина. Болезнь способна проявить себя уже в первый год жизни. У многих юных пациентов она возникает после того, как ребенок переболел краснухой, или из-за попадания в организм антигенов с пищей.

При диабете первого типа поджелудочная железа перестает вырабатывать инсулин, поэтому ребенок нуждается в регулярных инъекциях препарата и ежедневном контроле показателей глюкозы. Поэтому данный вид диабета называют инсулинозависимым.

Также известен неонатальный сахарный диабет - достаточно редкая разновидность. Она возникает у младенца. В первые полгода жизни у ребенка уже проявляются симптомы СД. Патология возникает из-за нарушения внутриутробного развития, вызванного нехваткой инсулина у матери.

Может ли развиться диабет второго типа у детей и подростков? К сожалению, да. За последние годы болезнь существенно "помолодела". Основная причина - злоупотребление сладостями, нехватка движения. Признаки сахарной болезни у детей такие же, как и у взрослых: повышенная жажда, утомляемость, кожный зуд и другие.

Какие обследования пройти, если человек подозревает у себя повышенный сахар?

Диагностикой и лечением заболевания занимается эндокринолог. Он подбирает и выписывает лекарство, определяет дозировку, дает рекомендации, какие продукты можно употреблять, как организовать питание.

При симптоматике диабета или плановой проверки сахара нужно прийти на прием к терапевту и сдать кровь. По общеклиническому анализу определяют уровень гликемии и назначают дополнительные анализы.

Анализы при СД

Определить содержание сахара помогает лабораторное исследование крови и мочи. У молодежи и пациентов среднего возраста норма глюкозы - 3.3- 5.5 ммоль/л, если кровь сдается утром до еды. В моче людей без диабета сахара быть не должно.

В профилактических целях и при повышенном риске развития заболевания анализ крови на глюкозу следует сдавать дважды в год. При показателях глюкозы от 5 до 7 ммоль/л проводят глюкозотолерантный тест. Он включает два этапа. Сначала сахар измеряют на голодный желудок, затем человек должен выпить сладкую воду. Через два часа снова делают анализ крови, чтобы отследить изменения и тем самым оценить, как клетки реагируют на инсулин.
Самый точный - анализ крови на гликозированный гемоглобин. По нему определяют показатели сахара за последние три месяца.


Офтальмолог — второй врач после эндокринолога, у которого должны наблюдаться пациенты с сахарным диабетом. По данным ВОЗ, диабет является главной причиной потери зрения жителей экономически развитых стран. Опасность в том, что болезнь бьет по глазам медленно, долгое время никак не проявляясь. Как распознать осложнения? Можно ли их предотвратить и вылечить?

Как диабет влияет на зрение

По данным мировой статистики, с диабетом живет 7 % населения Земли — 371 миллион человек. По прогнозу, через 5 лет цифра может вырасти в два раза. Россия на 4-м месте в мире по количеству жителей с диагнозом «диабет». Со временем болезнь может приводить к поражению глаз. Ткани глаза у диабетиков — в постоянном кислородном голодании. Высокий уровень содержания глюкозы в крови приводит к поражению кровеносных артерий, в том числе мелких сосудов сетчатки. Происходят кровоизлияния. От скопившейся крови образуются рубцы, которые «утяжеляют» сетчатку. Может произойти ее отслойка, ухудшение зрения, вплоть до полной слепоты. Поражение сетчатки глаза у диабетиков называют диабетической ретинопатией, или диабетом глаза .

Симптомы диабета глаза

Симптомы диабета глаза могут проявляться, только когда заболевание уже перешло в тяжелую форму. На ранних стадиях оно протекает бессимптомно, выявить его может только офтальмолог на специальном оборудовании. Чтобы вовремя отслеживать все изменения на сетчатке, больные диабетом должны проходить диагностику зрения раз в год.

комплексная диагностика зрения

Диабетикам рекомендуется проходить диагностику зрения 1 раз в год.

Признаки диабета глаза :

  • искажение предметов
  • трудности при чтении
  • пелена
  • боль в глазу
  • «мушки»
  • нарушение цветовосприятия

Если заметили один или несколько симптомов, это повод для срочного обращения в офтальмологическую клинику.

Кто в зоне риска

  1. Люди с диабетом 1 и 2 типа. Большей опасности подвергаются те пациенты, которые отказываются соблюдать назначения врачей в отношении лечения диабета.
  2. Диабетики с большим «стажем». По подсчетам медиков, после 10 лет жизни с диабетом признаки ухудшения зрения замечают у себя 75% пациентов.
  3. Беременные с сахарным диабетом. Во время беременности диабетическая ретинопатия может прогрессировать.

Как лечить сетчатку глаза при диабете

Чтобы диабетическая ретинопатия не прогрессировала, нужна операция — коагуляция сетчатки. По данным исследований, на сегодня этот метод — самый эффективный для лечения диабета глаза и предупреждения слепоты. Он укрепляет сетчатку, снижает риск кровоизлияния.

Как проходит процедура

  • Лазером запаивают слабые кровеносные сосуды. Процедура длится 10–40 минут.
  • Через час пациента отпускают домой.
  • В зависимости от тяжести заболевания, может понадобиться несколько сеансов. Они проводятся с месячным перерывом.

Коагуляция сетчатки замедлит процесс ухудшения зрения

Если патология стенок сосудов проявилась однажды, она может дать о себе знать снова. Коагуляция сетчатки помогает замедлить процесс ухудшения зрения. Именно поэтому важно не запускать болезнь, держать ее под контролем.

Профилактика диабетической ретинопатии

Ретинопатия глаз при диабете появляется не сразу. Ее проявление напрямую зависит от продолжительности диабета. По статистике, через 20 лет она есть практически у всех диабетиков. Простые меры предосторожности способны отсрочить заболевание и повысить качество жизни.

Профилактика ретинопатии при диабете:

  • поддержание уровня глюкозы;
  • ежегодное офтальмологическое обследование;
  • отказ от курения;
  • правильное питание;
  • физическая активность.

Поход к офтальмологу — лучшая профилактика заболеваний глаз.

Что будет, если не лечить диабет глаза

Ретинопатия — самое распространенное поражение глаз при диабете. В запущенной форме болезнь может привести к отеку центральной части сетчатки, макулы, снижению зрения и даже слепоте. При сахарном диабете могут появиться катаракта и глаукома. Регулярное офтальмологическое обследование поможет выявить заболевание на ранних стадиях и сохранить зрение.

В некоторых случаях больным диабетом показана лазерная коррекция зрения. В каких случаях ее можно проводить, мы рассказывали в этой статье.

Берегите свои глаза и не затягивайте с походом к офтальмологу!

Читайте также: