Она была удивительно сложена ее коса золотого цвета и тяжелая как золото кто это

Опубликовано: 15.05.2024

Ченкина Нина Борисовна

Викторина по "Отцам и детям" И.С. Тургенева поможет в довольно короткое время проверить знание учащимися текста произведения, определить степень их готовности к работе по роману и найти учителю правильные подходы к организации учебных занятий по этому произведению.

ВложениеРазмер
Вопросы по содержанию романа "Отцы и дети" 18.63 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Она поразила … достоинством своей осанки. Обнажённые руки её красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветви фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица».

2. «В маленькой невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у неё: « Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»

3. «На вид ему было лет сорока пяти; его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро. Лицо его, жёлчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные продолговатые глаза».

4. «Барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах…».

5. « Человек лет шестидесяти, безволосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.»

6. «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

7. « Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

8. « Она была удивительно сложена; её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото, падала ниже колен, но красавицей её никто бы не назвал: во всём её лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы – но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд».

9. « Высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку».

10. « Круглая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке».

1. « Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!»

2. «Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел, а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком и ни с места».

3. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

4. «Я начинаю думать, что Базаров был прав, упрекая меня в аристократизме . Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете, мы люди уже старые и смирные, пора нам отложить в сторону всякую суету».

5. «С вами говорить весело…точно по краю пропасти ходишь. Сперва робеешь, а потом откуда смелость возьмётся».

6. «Я , напротив, того мнения, что для человека мыслящего нет захолустья. По крайней мере, я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века».

7. «Мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую чт о за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами. Молодость? Нет, не одна только молодость! Не в том ли состоит это преимущество, что в них следов барства, чем в нас?».

8. « Я старинный знакомый Евгения Васильевича и могу сказать- его ученик. Я ему обязан своим перерождением… Поверите ли, что когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел».

III. У кого мы в гостях?

1. «Домик состоял из крошечных комнат. Одна из них… называлась кабинетом. Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопчёнными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами. По стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то анатомические рисунки…»

2. « Комната походила скорей на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запылённым столам; везде белели разбросанные окурки папирос».

3. « В доме видимо царствовал порядок: всё было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских покоях».

4 «Изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пёстром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой тёмно-зелёным трипом, с библиотекой « ренессанс» и старого чёрного дуба, бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином».

5. «Небольшая, низенькая комнатка…была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены ещё покойным генералом в Польше, во время похода; в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой».

IV. О ком сказано?

1. « Между тем целая погибшая жизнь в нём трепетала».

2. « А у самого и губы, и брови дёргало, и подбородок трясся…но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным».

3. « Она была набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны, верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света».

4. « Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за неё – и увидела за неё даже не бездну, а пустоту…или безобразие».

5. « Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое».

6. « Недавно заведённое на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева».

Чей портрет? 1-Одинцова. 2-Кукшина. 3-Павел Петрович Кирсанов.4- Николай Петрович Кирсанов.5- слуга Кирсановых Прокофьич.6-Ситников.7-Базаров. 8-Княгиня Р. 9 -Василий Иванович. 10- Арина Власьевна.

Чьи слова? 1-Базарова. 2-Арины Власьевны. 3- Аркадия. 4- Павла Петровича. 5.-Одинцовой. 6- Василия Ивановича. 7- Николая Петровича. 8- Ситникова.

У кого мы в гостях? 1- у Василия Ивановича. 2- у Кукшиной. 3- у Одинцовой. 4- у Павла Петровича.5 – у Фенечки.

О ком речь? 1-о Павле Петровиче. 2- о Василии Ивановиче. 3.- об Арине Власьевне. 4- об Одинцовой. 5- о Базарове. 6- о Николае Петровиче.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Викторина по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация может быть использована в рамках проведения предметной недели литературы.


Викторина по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Викторина составлена учащимися 10 класса к зачётному уроку по творчеству Л.Н.Толстого.


Викторина по роману А.С.Пушкина "Дубровский".

Это викторина на знание содержания произхведения А.С.Пушкина. Дана с ответами. Можно использовать на уроке внеклассного чтения в качестве игры.


Викторина по роману М,Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Викторина помогает решить сразу несколько вопросов: во-первых, с её помощью можно определить степень готовности учащихся к работе по изучению нового произведения; во-вторых, используя её, можно подв.


Игра-викторина по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" повести "Собачье сердце".

Данная игра помогает в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве М.А.Булгакова.


Викторина по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Викторина для 11 класса по литературе.


Литературная викторина по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Литературная викторина по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (2 варианта). Можно использованть в целях знания текста.

Павел Петрович и княгиня Р.

1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.

2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?

3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.

1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
Однажды, за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству. Он встал из-за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь как вкопанный близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка.

2. Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение. Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза — они были невелики и серы, — но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд.
Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу.
Помимо этого образ княгини Р. можем связать с мифом об Эдипе и сфинксе. Сфинкс — это загадочная княгиня Р. , а Эдип — Павел Петрович. Только если в мифе Эдип разгадал загадку сфинкса, за что и остался жив, то Павел Петрович не смог разгадать загадку, саму княгиню Р. , и поплатился за это своими чувствами, то бить так и не смог завоевать любовь таинственной княгини. Но потом мы узнаём, что княгиня Р. сказала разгадку, нарисовав крест сфинксу, тем самым говоря Павлу Петровичу, чтобы он начал новую жизнь (крест символизирует начало жизни. ) Но Павел Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжая мучить себя мыслями о княгине Р.
Говоря о роли истории княгини Р. в произведении, нужно заметить, что оно немаловажно и что этот образ пронизывает все произведение. Образ княгини Р. помогает нам понять, почему так «сблизились» Павел Петрович и Базаров в конце произведения. Оказывается, причиной к этому послужила несчастная любовь героев: княгиня Р. оставила бедного Павла Петровича, Одинцова не ответила взаимностью Базарову. И, как говорится, «Горе или радость сближают людей ». И вот именно горе сблизило столь различных людей (Павел Петрович и Базаров очень сильно спорили между собой) , что тоже важно. Ведь тем самым Тургенев показал нам, как резко меняется герой после жизненных испытаний.

3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Павел Петрович так и не смог забыть княгиню Р. , и даже когда он был ранен после дуэли с Базаровым, единственное, о чем просил он брата, так это жениться на Фенечке, он хотел, чтобы хотя бы Николаю Петровичу повезло в личной жизни, и в ту же очередь Павел Петрович желает счастья Фенечке, поскольку в конце произведения он влюбляется в нее, видя в ней княгиню Р. И можно предположить, что Фенечка как бы последовательница княгини Р. , так как мы знаем, что княгиню звали Нелли (Елена) , что означает «свет, блеск» , в ту же очередь имя «Федосья» означает «богом данная» , а это высший свет, высший блеск.

«Она была удивительно сложена: ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; по всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, – но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, – загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи».

1 Фенечке 3 Анне Сергеевне Одинцовой

2. княгине Р. 4 Евдоксии Кукшиной

7 Кому Базаров говорит следующие слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет»?

1. матери 3. Одинцовой

2. Кате 4. Фенечке

У кажите автора произведения «История одного города» ?

1. И.С. Тургенев 3. М.Е.Салтыков-Щедрин

2. Н.А.Некрасов 4. Н.С. Лесков

Чей это портрет в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

"Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и большою лысиной, с отекшими от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито no-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина".

1. Раскольникова 3. Аркадия Свидригайлова

2. Семена Мармеладова 4. Павла Петровича Лужина

10 У каждого из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» есть своя философия. Крик души какого из героев передается следующей фразаой: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает же такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!»?

1. Мармеладова 3. Раскольникова

2. Свидригайлова 4. Разумихина

Кто взял на себя вину Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

1. Разумихин 3. маляр Миколка

2.Соня Мармеладова 4. Аркадий Свидригайлов

Почему князь Андрей Болконский из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» идет служить в действующую армию (1 том)?

1.стремление к славе

2.представление об офицерском долге

3.стремление защищать Родину

4. желание продвинуться по служебной лестнице

13 Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова- Щедрина :

1.большинство сказочных героев имеют отчетливые социально-классовые определения

2.фантастика пронизана «духом времени»

3.используется эзопов язык

4.в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» у каждого из героев свой «исход». Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством?

1. Мармеладов 3. Лужин

2. Свидригайлов 4. Разумихин

15 Произведение А. Блока, написанное в январе 1918 года и вобравшее в себя “музыку революции”, называется:

1. “Коршун” 2. “Русь”

3. “Двенадцать” 4. «Россия»

Часть 2. Тестовые задания с кратким ответом.

Н апишите фамилию поэта , которого считали «последним поэтом-романтиком» в 19 веке.

2 Н апишите фамилию, имя, отчество автора и название произведения, из которого взяты эти строки: «…Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Напишите, чье появление в ночлежке изменило жизнь героев (пьеса М.Горького “На дне”).

Назовите писателя, перу которого принадлежат произведения: ”Родинка”, “Чужая кровь”, «Продкомиссар».

К какому жанру принадлежит произведение А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Дополнительная часть по литературе.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, записав ответ словами.

Надоело.

Не высидел дома.

Анненский, Тютчев, Фет.

тоскою к людям ведомый,

в кинематографы, в трактиры, в кафе.

Надежда сияет сердцу глупому.

А если за неделю

так изменился россиянин,

что щёки сожгу огнями губ ему.

Осторожно поднимаю глаза,

роюсь в пиджачной куче.

Страх орёт из сердца,

Мечется по лицу, безнадёжен и скучен.

неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,

старательно работает над телячьей ножкой

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.

Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.

Два аршина безлицего розоватого теста:

хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи

мягкие складки лоснящихся щёк.

Сердце в исступлении,

Обернулся к первому, и стало иначе:

для увидевшего вторую образину

воскресший Леонардо да Винчи.

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

Брошусь на землю,

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами

тысячью поцелуев покрою

умную морду трамвая.

Прилипну к обоям.

Где роза есть нежнее и чайнее?

прочту «Простое как мычание»?

Когда все расселятся в раю и в аду,

земля итогами подведена будет –

из Петрограда исчезли красивые люди.

(В. В. Маяковский,1916).

Задания 1-7

1. К какому роду литературы относится данное стихотворение?

2. Назовите поэтическое течение начала 20 века, одним из лидеров которого был В.В. Маяковский и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Надоело».

3. Каким термином обозначают созвучие концов строк, характерное для стихотворной речи?

4. Как называется вопрос, не требующий ответа и представляющий собой скрытое утверждение («Душа не хочет немая идти, а сказать кому?», «Где роза есть нежнее и чайнее?»)?

5. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) ирония 2) метафора 3) оксюморон 4) инверсия 5) гипербола

6. В.В. Маяковский использует в своём стихотворении созданное им новое слово «тысячедневных». Назовите термин, которым обозначают новые слова.

7. Описывая страх, поэт наделяет его человеческими свойствами («страх орёт из сердца»). Назовите соответствующий термин.

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

Тест по роману И.С.Тургенева

1. Кому принадлежит портрет?

Она была удивительно сложена: её коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен; но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза - они были невелики и серы,- но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния…

2. В романе важную роль играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между деталью и персонажем романа.

а) серебряная пепельница в виде лаптя;

б) томик стихов А.С.Пушкина;

в) балахон с кистями;

г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Евгений Базаров

Д) Аркадий Кирсанов

3. Вставьте пропущенное слово.

а) Речь зашла об одном из соседских помещиков. «Дрянь, …», - равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

б) «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в … театр».

в) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого …»

4. Кому из героев даются такие определения?

а) «архаическое явление»

б) «Она, в своем роде, высоконравственное явление».

в) «мяконький, либеральный барич», «нежная душа, размазня»

г) «добрый малый, но… человек отставной, песенка его спета»

д) «тертый калач», «баба с мозгом»

5. О каком герое замечает автор?

Но в его прекрасных темных глазах не отразилось нечего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа.

6. «Со всем тем в обоих молодых людях, с первых же дней их пребывания в Никольском, произошла перемена», - пишет автор.

Кто и почему?

а) «легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало»

б) «начал предаваться тихому унынию»

7. Продолжите слова Базарова.

- Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотою, живете в деревне? …я хотел сказать, что не понимаю хорошенько, зачем вы поселились в деревне?

- Вы этого не понимаете… Однако вы объясняете это себе как-нибудь?

- Я полагаю, что вы постоянно остаетесь на одном месте потому, что вы себя…

8. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось…»

Что вселилось? Кого с негодованием сознавал в себе герой?

9. В разговоре с Одинцовой Базаров утверждает, что он «будущий уездный лекарь».

Кому и зачем Аркадий говорит, что Базаров - «один из самых замечательных людей, с которыми когда-либо встречался», что Б. «ждет великая будущность» и «он будет знаменит»?

10. Кому принадлежит восклицание и как характеризует героя?

«О мой друг, …об одном прошу тебя: не говори красиво!»

11. Под каким предлогом Аркадий вновь отправился в Никольское?

12. О какой ситуации идет речь?

« Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно. Но он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны» и отправился к себе в комнату».

Почему Базарову совестно, досадно, почему он поздравил себя с поступлением в селадоны?

13. Кто был единственным свидетелем дуэли Базарова и П.П.Кирсановым?

14. О ком эти слова?

«…его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца…

Да он и был мертвец».

Почему Тургенев называет этого героя мертвецом?

15. Назовите фамилии героев.

а) Авдотья Никитишна

б) Арина Власьевна

г) Василий Иванович

д) Анна Сергеевна

16. От чего умер Базаров?

17. Как сложилась судьба Кирсановых и Одинцовой после смерти Базарова?

18. Можно ли вслед за критиком (Д.И.Писарев) утверждать, что «умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг»? Обоснуйте свое мнение.

Глаза любимой не похожи на солнце яркое ничуть.
Хоть губы красные, но всё же сказать нельзя "кораллы губ".
И если белый снег, то скулы моей возлюбленной смуглы,
И волос проволокой грубой растёт у ней из головы

Я видел розы из Дамаска, они немыслимой красы,
Но тех оттенков той окраски в щеках любимых не найти.
И нет в дыхании любимой тех наслаждений, чем когда
Вдыхаю я в духах несильный и нежный аромат цветка.

Любимой голос чист и внятен, но отрицать не стану я:
Игра мелодии приятней звучит для сердца и ума.
Я сам не видел, но наслышан: парят богини над землёй,
Моя любовь и громко дышит и громко топает ногой.

Но я клянусь вам, боже правый, моей любимой лучше нет,
Она без фальши без обмана правдива как и тьма и свет.

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Глаза достались, а не звезды ей,
И губы на кораллы не похожи,
Чернеет проволокой сноп кудрей,
И грудь темна - не белоснежна кожа.
Обычны щеки, и на ум нейдет
Сравнить их с розой белой или алой,
А дух такой от тела, что забьет
Простые запахи земли, пожалуй.
Милее прочих милой говорок,
Хоть мелодично он звучит едва ли,
И топот мил земных девичьих ног.
Пускай таких богинь и не видали,
Клянусь, она не хуже тех, ей-ей,
Что лжец вознес, чтоб уложить верней.

Не солнце, нет, моей любимой взор,
Кораллы краше губ, не верь молве;
Грудь у нее тусклее снежных гор,
Чернеют завитки на голове.
Хоть розами весенний сад богат,
Ее ланитам роскошь роз чужда;
У ней в устах не только аромат,
Примешан тлен к дыханию всегда.
Отрадой нежный голос мне звучал,
Однако благозвучнее струна;
Я признаюсь: богинь я не встречал,
А милой почва твердая нужна.
Напыщенностью лживой бредит свет,
А для моей любви сравнений нет.

Ее глаза на солнце не похожи,
Коралл краснее, чем ее уста,
Снег с грудью милой не одно и то же,
Из черных проволок ее коса.
Есть много роз пунцовых, белых, красных,
Но я не вижу их в ее чертах, -
Хоть благовоний много есть прекрасных,
Увы, но только не в ее устах.
Меня ее ворчанье восхищает,
Но музыка звучит совсем не так.
Не знаю, как богини выступают,
Но госпожи моей не легок шаг.
И все-таки, клянусь, она милее,
Чем лучшая из смертных рядом с нею.

Глаза ее сравнить с небесною звездою
И пурпур нежных уст с кораллом - не дерзну,
Со снегом грудь ее не спорит белизною,
И с золотом сравнить нельзя кудрей волну,
Пред розой пышною роскошного Востока
Бледнеет цвет ее пленительных ланит,
И фимиама смол Аравии далекой
Амброзия ее дыханья не затмит,
Я лепету ее восторженно внимаю,
Хоть песни соловья мне кажутся милей,
И с поступью богинь никак я не смешаю
Тяжелой поступи красавицы моей.
Все ж мне она милей всех тех, кого толпою
Льстецы с богинями равняют красотою.

Лицом моя любовь на солнце не похожа,
Кораллы ярче, чем уста ее горят,
Когда снег бел, то грудь прекрасной с ним не схожа,
А волосы есть шелк - у ней их не каскад.
Я видел много роз, в садах хранимых строго,
Но им подобных нет у милой на щеках,
А благовоний вкруг найдется лучших много,
Чем то, что на ее покоются устах.
Я лепету ее внимать люблю, но знаю,
Что музыка звучит и лучше и нежней,
И к поступи богинь никак не прировняю
Вполне земных шагов возлюбленной моей.
И все же для меня она стократ милее
Всех тех, кого сравнить возможно б было с нею.

Ее глаза на солнце не похожи,
А губы цветом - вовсе не коралл;
И груди белы, но не снежно все же,
И локон черный - нет, не идеал.

С дамасской розой нежной, бело-красной
Любимой щек не спорит красота;
К чему твердить про запах уст прекрасный,
Коль не фиалкой пахнет изо рта?

Речь милой, хоть для уха и приятна,
По тембру - далеко не арфы звук;
Парят, как пух, богини, вероятно, -
Ее же след печатает каблук.

Меж тем, она прекрасней, без сомненья,
Красавиц тех, о ком нам лгут сравненья.

Ее глаза - не звезды, я не скрою,
И алость губ с кораллом не сравнить,
И грудь не так бела, как снег зимою,
А волосы - что проволоки нить.
Встречал я много роз в пору цветенья,
Но на щеках ее подобных нет;
От запахов иных я в восхищенье,
Чем тех, что в ней оставили свой след.
Люблю я разговор ее, но знаю,
Что музыке приятнее внимать;
Стройна богинь походка - допускаю:
Ей не дано, как им, легко ступать.
И все ж, о небо, ни к чему сравненья:
Любовь моя, ты редкое явленье!

Звезд нет в зрачках у женщины моей,
рубин красней, чем у любимой губы,
и грудь у ней, конечно же, смуглей,
чем снег. И непослушен волос грубый.
Не замечал я и дамасских роз,
что расцветают у иных на лицах,
да и парфюмам, ежели всерьез,
навряд ли пот в сравнение годится.
И речь она ведет не как свирель,
не ангельски на глину ставит ногу.
И все-таки от женщины своей
я прихожу в восторг. И слава богу:
моя любовь - теперь таких уж нет -
чиста от поэтических клевет.

Взор госпожи моей - не солнце, нет,
И на кораллы не походят губы;
Ее груди не белоснежен цвет;
А волосы, как проволока, грубы.
Я видел много белых, алых роз,
Но их не вижу на ее ланитах,
И не сравнится запах черных кос
С усладой благовоний знаменитых;
Мне речь ее мила, но знаю я,
Что музыка богаче благостыней;
Когда ступает госпожа моя,
Мне ясно: то походка не богини;
И все же, что бы ни сравнил я с ней,
Всего на свете мне она милей.

Глазам любимой солнца не затмить,
Ее уста кораллов не красней,
И грудь смугла - со снегом не сравнить,
Черна, как смоль, копна ее кудрей.

Алея, розы юга не горят
На бледном бархате ее ланит,
Цветов душистых нежный аромат
Ее дыханье вовсе не струит.

Мила и сердце радует мое
Подруги речь, но звуки струн - милей,
Нет грации богини у нее:
Любимая ступает по земле.

Но я клянусь, что все сравненья сплошь
С ее красою рядом - просто ложь!

Не солнце - блеск любимых мной очей,
С кораллом не сравнима алость губ,
Белее снег, чем цвет ее грудей,
И волос, словно проволока, груб.
Я видел цвет дамасских роз, но все ж
Нет этих роз у милой на щеках,
И жар ее дыханья вряд ли схож
С благоуханьем в царственных духах.
Лепечет мило госпожа моя,
Но музыка сильней волнует кровь,
Походки у богинь не видел я,
Ступает по земле моя любовь.
Но я клянусь - она прекрасней тех,
Кого цветистой лестью ввергли в грех.

Ее глаза на солнце не похожи,
Коралл намного губ ее красней,
И не белее снега смуглость кожи,
И волосы как смоль черны у ней,

И щеки далеко не так богаты,
Как роз дамасских бело-алый куст,
И я послаще знаю ароматы,
Чем запах, что с ее слетает уст.

Люблю ее послушать, но признаю,
Что музыка куда милее мне.
Как шествуют богини, я не знаю,
Но поступь милой тяжела вполне.

И все ж она не менее прекрасна
Тех, что в сравненьях славили напрасно.

Ее глаза не схожи с солнцем, нет;
Коралл краснее алых этих губ;
Темнее снега кожи смуглый цвет;
Как проволока, черный волос груб;
Узорных роз в садах не перечесть,
Но их не видно на щеках у ней;
И в мире много ароматов есть
Ее дыханья слаще и сильней;
В ее речах отраду нахожу,
Хоть музыка приятнее на слух;
Как шествуют богини, не скажу,
Но ходит по земле, как все, мой друг.
А я клянусь, - она не хуже все ж,
Чем те, кого в сравненьях славит ложь.

Не солнца свет - сиянье милых глаз,
Коралл красней её обычных уст,
Не бел, как снег, а смугл груди атлас,
И волос - проволокой чёрной, густ.
Сад алых роз увидеть я был рад,
И ярче щёк её алел тот сад.
Слабее благовоний во сто крат
Её дыханья нежный аромат.
Хоть речь её приятна мне вполне,
Но музыка пленит меня вдвойне.
Богини поступь не увидеть мне,
Ведь милая ступает по земле.

И, всё ж, она, ей-богу, много краше,
Противореча всей хвалебной фальши.

В ее глазах нет солнца – ну и что же?
Пурпур коралла – не ее уста,
И смуглость ее плеч на снег так не похожа,
По ним рассыпались как смоль власа.
Румянец моей милой щек – не розы,
Что цветом радуют людей глаза.
И аромат ее не так чарует,
Как лилий аромат в садах.
Люблю я слушать ее голос сердцу милый,
Хоть знаю – музыка прекрасней во сто крат.
Походка у нее - не шаг богини,
А женщины простой обычный шаг.

Но все же только к ней любовь питаю,
С богинями земными не ровняю.

Её глаза не звёздные каскады,
Уста — не алый с трещинкой гранат,
Цвет кожи белизной не манит взгляды
И волосы чернее, чем гагат.

Цветы Шираза — пурпур с белизною —
Не одарили трепетных ланит,
И тело, под сорочкою льняною,
Восточных ароматов не хранит.

Увы, не совершенны очертанья
Ложбинок тайных и округлых мест.
Походка — не надземное витанье,
Звук голоса — совсем не благовест.

И всё же мне краса её дороже,
Чем та, о коей лгут одно и то же.

Глаза возлюбленной - не солнечные блики,
Морской коралл - алее ее губ,
Грудь не как снег - чудесно-бледноликий,
А волос, будто прут ивовый груб.

Я видел роз орнамент бело-красный,
Но он горел не на ее щеках,
Духи ее пожалуй что прекрасней
Ее дыханья на моих губах.

Люблю я слышать голос этот кроткий,
Хоть звуки музыки приятней и милей.
Я не знаток божественной походки,
Любимая ступает по земле.

Любовь моя редка, но без сомнения
Оболгана неверными сравненьями.

Глаза возлюбленной - не солнечные блики,
Морской коралл - алее ее губ,
Грудь не как снег - чудесно-бледноликий,
А волос, будто прут ивовый груб.

Я видел роз орнамент бело-красный,
Но он горел не на ее щеках,
Духи ее пожалуй что прекрасней
Ее дыханья на моих губах.

Люблю я слышать голос этот кроткий,
Хоть звуки музыки приятней и милей.
Я не знаток божественной походки,
Любимая ступает по земле.

Любовь моя редка, но без сомнения
Оболгана неверными сравненьями.

Читайте также: