Можно ли в исламе красить бороду хной

Опубликовано: 15.05.2024


Предлагаем ознакомиться с темой: "можно ли бороду красить в черный цвет в исламе?", включая последние тенденции.

Дозволено ли мужчине пытаться скрыть свой возраст, крася волосы и бороду?

можно ли бороду красить в черный цвет в исламе

«Тот, кто поседел, будучи мусульманином, будет прощен» (Имам Раббани).

Дозволено ли мужчине пытаться скрыть свой возраст, крася волосы и бороду?

Если человек, будучи мусульманином, дожил до седых волос, то это хорошо. Так как в хадисах по этому поводу говорится следующее:

«Не выдергивайте поседевшие волосы! Так как каждый поседевший волос на голове мусульманина, станет для него источником света в судный день. И за каждый такой волос будет прощен один грех и будет записано одно вознаграждение» (Тирмизи).

«Не выдергивайте поседевших волос, так как они нур мусульманина» (Тирмизи).

«Каждый седой волос, который был выдернут для того, чтобы скрыть старость, в судный день превратится в штык, втыкаемый в тело этого человека» (Дайлями).

«Тот, кто поседел, будучи мусульманином, будет прощен» (Имам Раббани).

Для человека является большой милостью состариться мусульманином, поэтому лучше не красить волосы или бороду, без крайней необходимости. Так как в хадисах говорится:

«В судный день Аллах Всевышний не посмотрит на того, кто красил свои волосы и бороду в черный цвет» (Ибн Саид).

«Тот, кто выдергивал волосы или бороду, или красил их в черный цвет, не будет иметь никакой доли перед Аллахом» (Табарани).

Исламские алимы считали дозволенным для мужчин окрашивание волос и бороды в любой цвет, кроме черного. И даже были алимы, которые считали допустимым окрашивание волос и бороды в черный цвет, для того, чтобы казаться красивее. В качестве доказательства они приводили следующий хадис: «Аллах – Прекрасен, и любит прекрасное».

Однако категорически запрещено окрашивать волосы или бороду из высокомерия. Окрашивание для того, чтобы казаться красивее, подразумевает устранение того, что может оттолкнуть других людей, или вызвать у них чувство отвращения.

Вопрос: Можно ли красить волосы в черный цвет?

Ответ: Что касается окрашивания волос в черный цвет мужчинами и женщинами, то большинство ученых сказали, что это запрещено, а некоторые сказали, что порицаемо.

Разногласия в понимании хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится:

يكون قوم في آخر الزمان يخضبون بالسواد كحواصل الحمام لا يريحون رائحة الجنة

«В последнее время (ближе к концу света) будет народ, который будет окрашивать свои волосы в черный цвет, подобно голубиной груди (у голубей грудь бывает черной в основном), они не почувствуют запаха Рая» (ат-Тирмизий).

Если человек хочет красить волосы, то пусть красит в любой цвет, кроме черного, как сказано в хадисе:

غيروا هذا بشيء واجتنبوا السواد

«Измените это (цвет волос) и остерегайтесь черного цвета (то есть красить в черный цвет)» (имам Муслим). Это решение действует в отношении чисто черного цвета, что касается коричневого или других темных цветов, то нет запрета в этом.

По сунне Пророка (мир ему и благословение) и следуя сподвижникам, желательно красить бороду хной, она придает темно-красноватый оттенок. Тому, кто желает красить волосы, пусть красит хной.

Ибн Ахмад

ВОПРОС: Ас саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа барякатуху дорогой брат!

Поздравляю Вас с рождением сына, пусть Аллах Всевышний поможет Вам вырастить его в богобоязненности, праведности, и благочестии. Аминь.

Тоже жду рождение дочери со дня на день иншаАллах 🙂

Брат, у меня пару вопросов с дозволения Аллаха..

1. Прочитал материалы на сайте про бороду, как я понял ее нужно красить в красный цвет по Сунне, пытался найти хадисы про красный цвет-но не смог найти. Подскажите пожалуйста в каком сборнике они есть и под каким номером или в какой главе?

2. Известно что при коллективном намазе в мечети нужно заполнять пустые места в рядах, у меня в прошлую пятницу был такой случай- после того как имама сказал такбир, несколько человек стоящих слева от меня решили (в этот момент) перейти в ряд по ближе, тем самым осталось свободное место в ряду, т.к я тоже сказал такбир и начал уже совершать намаз за имамом, я не сдвинулся с места чтобы закрыть свободное место, т.к боялся нарушить смирение в намазе. Правильно ли я поступил брат Мейрам?

Джазака Ллаху хайран. Ас саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа барякатуху!

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуху брат мой!

Амин! Пусть Аллах подарит вам праведную дочку! Амин!

1)Пророксаллаллаху алейхи ва салям, сказал: «Поистине, иудеи и христиане не красят , так отличайтесь же от них!» (Аль Бухари). Также он говорил: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину — это хна и басма». Что касается Посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаха), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой (Ахмад, Ибн Маджда, Хаким) а также в желтый цвет и шафраном (Ахмад). Умар сказал: «Я видел как Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаха) красил бороду и волосы на голове в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом» (Бухари, Муслим).

2)Вы неправильно поступили, всегда надо заполнять пустующие места впереди себя и за свой шаг получили бы вознаграждения. Прочтите пожалуйста мою книгу с доказательствами.

Уа ийака! уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуху!

Его голова

Немало внимания в исламской культуре внешности уделяется этике ухода за волосами головы. Согласно нормам этого этикета, мусульманин должен постоянно хранить свою голову в чистоте, иметь аккуратную прическу и украшать волосы так, как это узаконено в Исламе. Один из выдающихся ханбалитских ученых Ибн Муфлих аль-Макдиси (ум. в 763 г.х.) в своей популярной книге по мусульманской культуре поведения пишет: «Волосы следует мыть, расчесывать и укладывать с пробором. Мужчина отпускает их до плеч, либо до мочек ушей. Можно ему сделать и челку. При этом нельзя забывать, что не должно приводить к тщеславию, либо к умалению мужского достоинства, либо к чему-нибудь подобному» .
Отказ от содержания волос в чистоте и аккуратности отвергается Исламом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) порицал тех, кто пренебрегал уходом за своими волосами. Он возмущался, когда видел людей с взъерошенными волосами, и даже сравнивал таких людей с шайтаном. Он говорил: «У кого есть волосы, пусть ухаживает за ними!» .

Правила ухода за волосами в Исламе не ограничиваются только содержанием головы в чистоте, расчесыванием волос и приданием им определённой формы. Ислам также рекомендует окрашивание волос и бороды и умащение их благовониями.

Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнёт появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой, в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и басма» .

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани (ум. в 852 г.х.) допускает и двоякое истолкование этого хадиса. По его мнению, этот хадис может говорить как об использовании хны и басмы отдельно, или поочередно, так и об использовании их смешанно .

О достоинстве окрашивания волос свидетельствуют разные хадисы, один из них гласит: «Поистине, иудеи и христиане не красят , так отличайтесь же от них!» .

Однако, среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) практика окрашивания волос не получила всеобщего распространения. По этому поводу Ибн Хаджар пишет:

«Из тех, кто красил волосы, были Абу Бакр, ‘Умар и некоторые другие , а воздерживались от окрашивания ‘Али, Убайа б. Ка’б, Саляма б. аль-Аку’, Анас и еще некоторые люди. Ат-Табари (ум. в 310 г.х.) объясняет это тем, что те из них, кто красились, тому это было к лицу, а седина не подходила, тем же, кто воздерживались от окрашивания, тому больше подходило не подкрашиваться, а седина была к лицу. Основано такое предположение на хадисе, рассказывающем о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!), увидев бросающуюся в глаза белизну волос Абу Кухафы, велел изменить их цвет. сказал: «Кто попадает под описание Абу Кухафы, для того желательно краситься, а тот, кто не попадает под его описание, тому нежелательно».

Однако в основе окрашивание предпочтительнее, потому что окрашивание волос – это исполнение веления отличаться от людей писания и защита волос от пыли и прочего. Не считая того, в чьём населённом пункте воздержание от окрашивания является обычаем населения. Такому предпочтительнее отказаться от окрашивания» .

Другой шафи’итский ученый ан-Навави (ум. в 676 г.х.) также приводит в своей книге различные мнения по этому поводу и в заключение пишет, что самое правильное утверждение – это то, которое соответствует Сунне, а заключается оно, как он пишет, в том, что как мужчине, так и женщине, предпочтительнее окрашивать седину в красный или желтый цвет, но запрещено окрашивать в черный цвет .

Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение!), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой и о том, как он красил волосы в желтый цвет и шафраном . Ибн ‘Умар сказал: «Я видел как Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – красил в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом» .

Еще исламские ученые говорят, что желательно также иногда покрывать бороду и волосы на голове маслами, чтобы они не становились взъерошенными. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) разрешал поступать так только время от времени . Ахмад (ум. в 241 г.х.) сказал, что это означает один день умащаться маслами, а на другой день нет.

Вместе с тем, от некоторых манер в обращении с волосами, ставших, к сожалению, довольно-таки распространёнными среди современных мусульман, Ислам предостерегает. Так, Ислам порицает частичное бритьё головы (аль-каза’), когда какую-то часть головы бреют, а на какой-то части оставляют волосы. Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему всё , либо оставляйте всё!» .

Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в порицаемости частичного бритья головы, кроме как в целях лечения и тому подобного. Однако некоторые наши товарищи говорят, что нет ничего плохого, если укорачивать волосы мальчику на затылке. Наше же мнение заключается в том, что порицается полностью, без исключения, как для мужчин, так и для женщин, на основании обобщения всех хадисов » .

Также порицается удаление седых волос. Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Не выдёргивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в День Воскресения» . «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» – поясняет ан-Навави .

Что касается полного обривания головы, то по этому поводу Абу Хамид аль-Газали (ум. в 505 г.х.) пишет: «Нет ничего плохого в сбривании волос головы тем, кто желает поддерживать её в чистоте, и нет ничего плохого в отращивании волос на голове тем, кто умащает их и причесывает» .

Его глаза

Мужчине мусульманину желательно подкрашивать свои глаза сурьмой, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» .
Это веление не носит обязательный характер, но исполнять его является сунной.

Сурьму получают из черного камня антимония (исмид). Ибн Муфлих пишет: «Лучший антимоний – это тот, который добывают в Исфахане, а также на Западе. Хорош тот антимоний, который легко расщепляется на блестящие крупинки, гладкий изнутри и без грязных примесей. Антимоний холодный и сухой, полезен для глаз, усиливает их свойства и укрепляет глазные нервы» .

Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз. Относительно этого есть два мнения. Согласно первому, желательно подкрасить каждый глаз по три раза, и это мнение подтверждается многочисленными сообщениями. Согласно второму мнению, подкрашивая глаза, желательно делать это пять раз: три раза в правый глаз и два раза в левый. Это мнение основано на хадисе, который приводит аль-Багави (ум. в 516 г.х.) в «шарх ас-Сунна» («Разъяснение Сунны»), о том, что так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). В последнем случае, необходимо чтобы подкрашивание глаз начиналось справа и заканчивалось справа, отдавая правой стороне предпочтение над левой, как сказал шейх Фируз Абади (ум. в 817 г.х.). Можно еще подкрасить каждый глаз по два раза и один раз подкрасить между глазами, или подкрасить вначале три раза подряд правый глаз, а потом два раза левый .

Продолжение следует

См.: Ибн Муфлих ‘А. аль-Адаб аш-Шари’ийа (Этические нормы в шариате) / Изд. 3-е. – Бейрут: «Муассаса ар-Рисаля», 1999. Т. 3. С. 327.
Достоверный хадис, приводит Абу Дауд (№ 4163).
Приводят Абу Дауд (№ 4205) и ат-Тирмизи (№ 1806) с достоверным иснадом.
См.: аль-‘Аскалани А. Фатх уль-Бари би-шарх Сахих аль-Бухари (Открытие Творцом, посредством разъяснения достоверного сборника аль-Бухари) / Изд. 1-ое. – Эр-Рияд: отпечатано на средства Султана б. ‘Абду-ль-‘Азиза Али Са’уда. 2001. Т. 10. С. 367.
Приводит аль-Бухари (№№ 3272 и 5559).
См.: аль-‘Аскалани А. Фатх уль-Бари би-шарх Сахих аль-Бухари. Т. 10. С. 367 – 368.
См.: ан-Навави М. Аль-Минхадж шарх сахих Муслим бни-ль-Хаджжадж (Методология: комментарий к достоверному сборнику Муслима б. аль-Хаджжаджа) / Изд. 1-ое, б.м.: Египетская типография аль-Азхара, 1930. Т. 14. С. 80.
Сообщение об этом приводят Ахмад и Ибн Маджах (№ 3623), а аль-Хаким назвал его достоверным (№ 5474).
Сообщение об этом приводит Ахмад с достоверным иснадом.
Приводят аль-Бухари (№ 5851) и Муслим (№ 1187).
Достоверный хадис, приводят Абу Дауд (№ 4159), ат-Тирмизи (№ 1809) и ан-Наса’и (№№ 9315 и 9316).
Приводят Абу Дауд (№ 4195) с достоверным иснадом.
См.: ан-Навави М. Шарх сахих Муслим. Т. 14. С. 101.
Приводят Абу Дауд (№ 4202) и ат-Тирмизи (№ 2975) с хорошим иснадом.
См.: ан-Навави М. аль-Маджму’ (Собранная). – Джидда: ­«Мактабат-уль-иршад», . Т. 1. С. 344.
См.: аль-Газали М. Ихйа ‘улюм ад-дин (Оживление религиозных наук) / Изд. 3-е. – Бейрут: «аль-кутуб аль-‘ильмийа», 2003. Т. 1. С. 134.
Достоверный хадис, приводит ат-Тирмизи (№ 1811).
См.: Ибн Муфлих ‘А. аль-Адаб аш-Шари’ийа. Т. 2. С. 381.
См.: аль-Мубаракфури М. Тухфат аль-Ахвази би-шарх джами’ ат-Тирмизи (Подарок аль-Ахвази в комментариях к сборнику ат-Тирмизи). – Дамаск: «аль-Фикр», . Т. 5. С. 449.

Хна, которая красит и лечит - сунна нашего любимого Пророка (мир ему)

Хна, которая красит и лечит - сунна нашего любимого Пророка (мир ему)

«Какая бы (резаная или колотая) рана ни постигала Пророка (мир ему благословение), он обязательно наносил на нее хенну». (Передается в сборнике ат-Тирмизи, хадисе от Салма умму Рафи’, служанки Пророка)

С давних пор хна успешно культивируется в странах с теплым и сухим климатом, главным образом, в Саудовской Аравии, Йемене, Судане, Египте, Иране, Турции и на юге Индии. Арабы научили жителей Испании и Сицилии, наряду с другими высокодоходными культурами, которые до них не были известны в Европе (сахарный тростник, хлопчатник, миндаль, фисташки, дыни, тутовое дерево, индиго, цитрусовые), выращивать хну и пользоваться ею для лечебных и косметических целей. Краска, приготовленная из хны, также высоко ценилась за стойкость и способность окрашивать шерсть и шелк в оранжево-желтый цвет.

Листья растения содержат красящее вещество, и поэтому порошок листьев хны, который также называется просто хна или хенна, уже несколько тысячелетий используется как краситель. Листья, собранные с верхних веток, имеют более интенсивные красящие свойства, их собирают отдельно и тонко измельчают. Такая хна высоко ценится и встречается довольно редко. Остальные листья измельчаются более крупно и предназначаются для массового употребления. Высушенная и измельченная хна должна храниться в плотной упаковке. После вскрытия упаковки хна довольно быстро портится, поэтому повторное использование порошка может дать более слабый результат.

В мусульманских странах женщины по сей день красят хной волосы, ногти и ладони рук, а мужчины – бороды. До сих пор хна – это самый обычный товар на всех ближневосточных рынках.

Разнообразие оттенков, которые можно получить, используя разные приемы и способы окраски хной, может удовлетворить даже самые взыскательные вкусы. Кроме разнообразного цвета, хна придает волосам красивый блеск. Под воздействием содержащихся в хне веществ структура тканей волос несколько уплотняется, отчего после окрашивания хной тонкие «жидкие» волосы становятся жестче и кажутся гуще, а густые волосы – пышнее. Надо иметь в виду, что хна не обладает столь сильным красящим свойством, чтобы полностью скрыть естественный цвет волос, она лишь придает им тот или иной оттенок. Воздействие хны на светлые волосы намного сильнее, чем на темные, которые приобретают лишь легкий красноватый отблеск. Чисто белые волосы и седину хна окрасит в неэстетичный морковно-красный цвет.

Кроме листьев, нашли свое применение и цветки лавзонии, обладающие приятным ароматом. Их использовали для производства ароматических средств для ухода за кожей. Для этого цветки заливали растительным маслом и через некоторое время выжимали под прессом.

Хна содержит белки, жиры, углеводы, красящие вещества – зеленый хлорофилл и желто-красный лавзон, дубильные и смолистые вещества, органические кислоты, флавоноиды, антрагликозиды, провитамин А, витамины С, К, Р, макро-и микроэлементы, следы эфирного масла. Многочисленные и разнообразные по строению биологически активные вещества хны оказывают разнообразное полезное и лечебное влияние на организм человека.

Народы, знакомые с хной, часто применяли ее в лечебных целях как дезинфицирующее, противовоспалительное, вяжущее и кровоостанавливающее средство для лечения разнообразных, трудно поддающихся лечению кожных болезнях и проказы. Особым образом очищенный порошок хны даже рекомендовали принимать внутрь при головных болях и желтухе.

Считалось, что хна понижает давление и оказывает успокаивающее действие.

Современные исследования подтверждают, что водные экстракты из хны обладают антибактериальным, противогрибковым, противовоспалительным действием и защищают волосы и кожу от интенсивного, вредного в больших дозах воздействия ультрафиолетовых лучей.

Полезными свойствами не исчерпывается вся ценность хны. Как и все растения, упоминаемые Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), хна несет в себе его благословение.

Хну употребляли не только для окраски частей тела мужчины и женщины, ею красили даже лошадей. Масть изображенных на старинных персидских миниатюрах лошадей, в большинстве своем, серая, которая характерна для арабской породы и, согласно древней традиции, царю, как и любому благородному человеку, пристало ездить на белом или, в крайнем случае, светло-сером коне. Однако в литературных текстах есть указание на то, что герой мог ездить на коне другого цвета. Например, Рахш, конь Рустама, был рыжий: «по блеску – вода, по цвету – огонь», в персидской миниатюре XIII века появляются изображения лошадей с выкрашенными хной ногами и хвостом.

В сборнике Ибн Маджа передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда у него болела голова, наносил на голову хенну и говорил: «Она, с дозволения Всевышнего, помогает от головной боли».

В книге «История» аль-Бухари, а также в сборнике Абу Дауда, говорится, что, кто бы ни жаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на головную боль, он говорил: «Примени хиджаму» и, кто бы ни жаловался ему на боли в ногах, он советовал:«(Примени) нанеси хенну».

20 449 просмотров


Его голова

Немало внимания в исламской культуре внешности уделяется этике ухода за волосами головы. Согласно нормам этого этикета, мусульманин должен постоянно хранить свою голову в чистоте, иметь аккуратную прическу и украшать волосы так, как это узаконено в Исламе. Один из выдающихся ханбалитских ученых Ибн Муфлих аль-Макдиси (ум. в 763 г.х.) в своей популярной книге по мусульманской культуре поведения пишет: «Волосы [на голове] следует мыть, расчесывать и укладывать с пробором. Мужчина отпускает их до плеч, либо до мочек ушей. Можно ему сделать и челку. При этом нельзя забывать, что [всё это] не должно приводить к тщеславию, либо к умалению мужского достоинства, либо к чему-нибудь подобному» [1] .
Отказ от содержания волос в чистоте и аккуратности отвергается Исламом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) порицал тех, кто пренебрегал уходом за своими волосами. Он возмущался, когда видел людей с взъерошенными волосами, и даже сравнивал таких людей с шайтаном. Он говорил: «У кого есть волосы, пусть ухаживает за ними!» [2].

Правила ухода за волосами в Исламе не ограничиваются только содержанием головы в чистоте, расчесыванием волос и приданием им определённой формы. Ислам также рекомендует окрашивание волос и бороды и умащение их благовониями.

Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнёт появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой, в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и басма» [3].

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани (ум. в 852 г.х.) допускает и двоякое истолкование этого хадиса. По его мнению, этот хадис может говорить как об использовании хны и басмы отдельно, или поочередно, так и об использовании их смешанно [4].

О достоинстве окрашивания волос свидетельствуют разные хадисы, один из них гласит: «Поистине, иудеи и христиане не красят [бороду и волосы на голове], так отличайтесь же от них!» [5].

Однако, среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) практика окрашивания волос не получила всеобщего распространения. По этому поводу Ибн Хаджар пишет:

«Из тех, кто красил волосы, были Абу Бакр, ‘Умар и некоторые другие [сподвижники], а воздерживались от окрашивания ‘Али, Убайа б. Ка’б, Саляма б. аль-Аку’, Анас и еще некоторые люди. Ат-Табари (ум. в 310 г.х.) объясняет это тем, что те из них, кто красились, тому это было к лицу, а седина не подходила, тем же, кто воздерживались от окрашивания, тому больше подходило не подкрашиваться, а седина была к лицу. Основано такое предположение на хадисе, рассказывающем о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!), увидев бросающуюся в глаза белизну волос Абу Кухафы, велел изменить их цвет. [Ат-Табари] сказал: «Кто попадает под описание Абу Кухафы, для того желательно краситься, а тот, кто не попадает под его описание, тому нежелательно».

Однако в основе окрашивание предпочтительнее, потому что окрашивание волос – это исполнение веления отличаться от людей писания и защита волос от пыли и прочего. Не считая того, в чьём населённом пункте воздержание от окрашивания является обычаем населения. Такому предпочтительнее отказаться от окрашивания» [6].

Другой шафи’итский ученый ан-Навави (ум. в 676 г.х.) также приводит в своей книге различные мнения по этому поводу и в заключение пишет, что самое правильное утверждение – это то, которое соответствует Сунне, а заключается оно, как он пишет, в том, что как мужчине, так и женщине, предпочтительнее окрашивать седину в красный или желтый цвет, но запрещено окрашивать в черный цвет [7].

Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение!), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой [8] и о том, как он красил волосы в желтый цвет и шафраном [9]. Ибн ‘Умар сказал: «Я видел как Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – красил [бороду и волосы на голове] в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом» [10].

Еще исламские ученые говорят, что желательно также иногда покрывать бороду и волосы на голове маслами, чтобы они не становились взъерошенными. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) разрешал поступать так только время от времени [11]. Ахмад (ум. в 241 г.х.) сказал, что это означает один день умащаться маслами, а на другой день нет.

Вместе с тем, от некоторых манер в обращении с волосами, ставших, к сожалению, довольно-таки распространёнными среди современных мусульман, Ислам предостерегает. Так, Ислам порицает частичное бритьё головы (аль-каза’), когда какую-то часть головы бреют, а на какой-то части оставляют волосы. Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему всё [на голове], либо оставляйте всё!» [12].

Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в порицаемости частичного бритья головы, кроме как в целях лечения и тому подобного. Однако некоторые наши товарищи говорят, что нет ничего плохого, если укорачивать волосы мальчику на затылке. Наше же мнение заключается в том, что [частичное сбривание] порицается полностью, без исключения, как для мужчин, так и для женщин, на основании обобщения всех хадисов [на эту тему]» [13].

Также порицается удаление седых волос. Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Не выдёргивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в День Воскресения» [14]. «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» – поясняет ан-Навави [15].

Что касается полного обривания головы, то по этому поводу Абу Хамид аль-Газали (ум. в 505 г.х.) пишет: «Нет ничего плохого в сбривании волос головы тем, кто желает [таким образом] поддерживать её в чистоте, и нет ничего плохого в отращивании волос на голове тем, кто умащает их и причесывает» [16].

Мужчине мусульманину желательно подкрашивать свои глаза сурьмой, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» [17] .
Это веление не носит обязательный характер, но исполнять его является сунной.

Сурьму получают из черного камня антимония (исмид). Ибн Муфлих пишет: «Лучший антимоний – это тот, который добывают в Исфахане, а также на Западе. Хорош тот антимоний, который легко расщепляется на блестящие крупинки, гладкий изнутри и без грязных примесей. Антимоний холодный и сухой, полезен для глаз, усиливает их свойства и укрепляет глазные нервы» [18].

Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз. Относительно этого есть два мнения. Согласно первому, желательно подкрасить каждый глаз по три раза, и это мнение подтверждается многочисленными сообщениями. Согласно второму мнению, подкрашивая глаза, желательно делать это пять раз: три раза в правый глаз и два раза в левый. Это мнение основано на хадисе, который приводит аль-Багави (ум. в 516 г.х.) в «шарх ас-Сунна» («Разъяснение Сунны»), о том, что так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). В последнем случае, необходимо чтобы подкрашивание глаз начиналось справа и заканчивалось справа, отдавая правой стороне предпочтение над левой, как сказал шейх Фируз Абади (ум. в 817 г.х.). Можно еще подкрасить каждый глаз по два раза и один раз подкрасить между глазами, или подкрасить вначале три раза подряд правый глаз, а потом два раза левый [19].

Продолжение следует

[1] См.: Ибн Муфлих ‘А. аль-Адаб аш-Шари’ийа (Этические нормы в шариате) / Изд. 3-е. – Бейрут: «Муассаса ар-Рисаля», 1999. Т. 3. С. 327.
[2] Достоверный хадис, приводит Абу Дауд (№ 4163).
[3] Приводят Абу Дауд (№ 4205) и ат-Тирмизи (№ 1806) с достоверным иснадом.
[4] См.: аль-‘Аскалани А. Фатх уль-Бари би-шарх Сахих аль-Бухари (Открытие Творцом, посредством разъяснения достоверного сборника аль-Бухари) / Изд. 1-ое. – Эр-Рияд: отпечатано на средства Султана б. ‘Абду-ль-‘Азиза Али Са’уда. 2001. Т. 10. С. 367.
[5] Приводит аль-Бухари (№№ 3272 и 5559).
[6] См.: аль-‘Аскалани А. Фатх уль-Бари би-шарх Сахих аль-Бухари. Т. 10. С. 367 – 368.
[7] См.: ан-Навави М. Аль-Минхадж шарх сахих Муслим бни-ль-Хаджжадж (Методология: комментарий к достоверному сборнику Муслима б. аль-Хаджжаджа) / Изд. 1-ое, б.м.: Египетская типография аль-Азхара, 1930. Т. 14. С. 80.
[8] Сообщение об этом приводят Ахмад и Ибн Маджах (№ 3623), а аль-Хаким назвал его достоверным (№ 5474).
[9] Сообщение об этом приводит Ахмад с достоверным иснадом.
[10] Приводят аль-Бухари (№ 5851) и Муслим (№ 1187).
[11] Достоверный хадис, приводят Абу Дауд (№ 4159), ат-Тирмизи (№ 1809) и ан-Наса’и (№№ 9315 и 9316).
[12] Приводят Абу Дауд (№ 4195) с достоверным иснадом.
[13] См.: ан-Навави М. Шарх сахих Муслим. Т. 14. С. 101.
[14] Приводят Абу Дауд (№ 4202) и ат-Тирмизи (№ 2975) с хорошим иснадом.
[15] См.: ан-Навави М. аль-Маджму’ (Собранная). – Джидда: ­«Мактабат-уль-иршад», [б.г.]. Т. 1. С. 344.
[16] См.: аль-Газали М. Ихйа ‘улюм ад-дин (Оживление религиозных наук) / Изд. 3-е. – Бейрут: «аль-кутуб аль-‘ильмийа», 2003. Т. 1. С. 134.
[17] Достоверный хадис, приводит ат-Тирмизи (№ 1811).
[18] См.: Ибн Муфлих ‘А. аль-Адаб аш-Шари’ийа. Т. 2. С. 381.
[19] См.: аль-Мубаракфури М. Тухфат аль-Ахвази би-шарх джами’ ат-Тирмизи (Подарок аль-Ахвази в комментариях к сборнику ат-Тирмизи). – Дамаск: «аль-Фикр», [б.г.]. Т. 5. С. 449.

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Хна (или хенна) – это растение Лавсония Неколючая, листья которого содержат красящее вещество. Произрастает в арабских странах и в Индии. С древних времен хна использовалась для красоты, лечения и окрашивания тканей, шерсти.

Впервые хну стали применять в североафриканских странах. Как известно, ею пользовались племена берберов. Позже это растение было завезено в арабские страны (Саудовскую Аравию, Йемен, Египет, Турция) и в Индию. А во время завоевания европейских территорий мусульмане завезли её в Испанию и Португалию.

Хна — это известный краситель в арабских странах. Женщины красят ею волосы, делают красивые рисунки на теле, руках и ногах. Мужчины красят ею бороды. Высушенные листья хны мелко измельчают, изготавливают порошок. Этот порошок хранят в закрытой упаковке, так как в открытом виде хна быстро теряет свои свойства окрашивания (может испортиться).

Полезные свойства хны

Хна является очень востребованным товаром на восточных рынках. У неё недорогая цена, множество различных оттенков для окрашивания и лечебный эффект для волос. Так как это абсолютно натуральный продукт, то такой вид окрашивания абсолютно безвреден, не содержит вредных химических веществ. Хна укрепляет корни волос, способствует их росту, делает их плотнее по структуре, придаёт блеск.

Она не меняет полностью цвет волос и не даёт очень яркого насыщенного цвета. Она придаёт новый оттенок волосам. На светлых волосах она проявляется насыщеннее, на темных – слабее.


В арабских странах и по сей день очень распространена культура украшения женского тела рисунками хны (мехенди). Красивые узоры женщины рисуют на теле, на кистях рук, на ногах. Такие рисунки могут не смываться до 1 месяца. Мусульманки также красят ногти хной. Как известно, обычный химический лак не позволяет проникнуть воде к ногтям, поэтому у женщины с накрашенными химическим лаком ногтями не принимается омовение. А при окрашивании ногтей хной такой проблемы нет.

Хотя в современном мире хна известна только как краска для волос, но она так же обладает и лечебными свойствами. Порошок натуральной хны использовали для лечения головных болей, различных кожных заболеваний, желтухи, невралгии и гипертонии. Она обладает противовоспалительным, антибактериальным и противогрибковым действиями.

Способ применения:

1. Для окрашивания волос: Порошок хны насыпают в миску, смешивают с горячей водой, размешивают до консистенции сметаны (по желанию добавляют один желток для легкости нанесения на волосы), наносят равномерно на волосы (используя перчатки), оставляют на волосах от 40 минут до нескольких часов, смывают теплой водой. Оттенок не смывается с волос примерно до 6-10 раз мытья головы, это зависит от времени окрашивания, от вашего цвета волос и частоты мытья головы. После окрашивания волос хной нельзя использовать химические краски для волос, вы можете получить совсем неожиданный оттенок, вплоть до зеленого цвета.

2. Лечение кожных заболеваний, усталости ног: Порошок хны разводят водой и полученную смесь наносят на раны, ожоги, ноги. Оставляют до 1 часа, потом смывают.

3. Для лечения головных болей, гипертонии, для очищения печени и крови: 1 чайную ложку очищенной хны (натуральной, без примесей, не косметологической!) заваривают 1 литром воды и настаивают 1 ночь. Утром процеживают и выпивают по 1 стакану в день натощак в течение 10 дней.

Хадисы Пророка ﷺ о хне:

• «Если люди жаловались Пророку ﷺ на головную боль, то он говорил: «Сделай хиджаму», а жалующимся на боли в ногах он ﷺ советовал: «Воспользуйся хной».

• «Лечитесь хной! Это сделает ваш разум светлым, а сердце чистым. »

• Умму Салама говорила: «При жизни Пророка ﷺ не было ни царапины, ни раны, на которую не наносили бы хенну в целебных целях»

• Абу Рафаи же сказал: «Я находился в присутствии Пророка ﷺ. Проведя рукой по своей голове, он ﷺ сказал, что «глава» всех красителей- хенна, так как она придает сияние лицу и улучшает потенцию».

Украшаясь и лечась хной, мы следуем Сунне Пророка ﷺ, проявляя тем самым любовь к Аллаху и его Посланнику ﷺ. При этом не забываем, что от нас только причины в лечении, а результат (исцеление) – только от Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик!

Мусульманин с бородой

Зачем мусульмане носят бороду и обязательна ли борода в исламе? Этот вопрос достаточно популярен в обществе, поскольку чаще всего можно увидеть мужчину-мусульманина с красивой окладистой бородой. Но однозначного ответа на вопрос, какой именно должна быть борода, среди мусульманских ученых нет, поскольку у каждого из них есть своя точка зрения на этот вопрос и свое к нему отношение. Некоторые из них считают обязательным действием – отращивать и носить бороду (ваджибом) и греховным действием – брить ее (фиском). Но у некоторых других ученых господствует мнение, что отращивание бороды действие необязательное, но желательное, то есть мустахабб, а бритье ее – действие не запрещенное, то есть харам, но порицаемое, то есть макрух.

Едины все мусульманские ученые в том, что борода является сунной пророка Мухаммада ﷺ, который всегда носил бороду, кроме того борода - символ мужественности, она часть фитры человека, то есть его первозданного естества, подаренного человеку Аллахом.

Борода в исламе

Если обратиться к истории жизни и деятельности Пророка Аллаха ﷺ, то можно увидеть, что он отращивал бороду, как и все христиане-монахи и иудеи в то время. Как сообщают хадисы, Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ призывал и мусульман не брить, а отращивать бороду и носить ее: «Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороды и подстригайте усы», и «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». То есть, в его времена борода была отличительным признаком верующих в Единого Бога - Аллаха.

О запрете на бритье бороды встречается упоминание у Ибн Хазма, захиритского правоведа, а также у маликита аль-Хаттаба, ханбалита ас-Саффарини и ханафита Ибн Абидина. Но были и те, кто противоречил мнению о таком запрете, - такого мнения придерживались, к примеру, шафиитские ученые ан-Навави, ар-Рафии, аль-Хатиб аш-Шарбини и Закария аль-Ансари говорили о том, что бритье нежелательно, то есть макрух. Но аз-Заркаши, аль-Азраи, аль-Халими и аль-Каффаль аш-Шаши, представители шафиитского мазхаба, все-таки считали, что это скорее запретное действие.

По мнению салафитских богословов аль-Албани, аль-Усаймина, Ибн База, борода – это отличительный признак мужчин в исламе как от женщин, так и от неверующих, которые ее не носят и не отращивают, поэтому придерживаются того, что бритье бороды следует отнести именно к греховным и запретным действиям. Представители шиизма Мухаммад Ширази и Али Систани придерживаются такого же мнения. Всем известен случай, когда в телеэфире из уст аятоллы Али Хаменеи прозвучало осуждение короткой бороды короля Марокко Мухаммеда VI. У короля, по мнению аятоллы, она скорее напоминает легкую небритость, и он во всеуслышание назвал ее «позором», на что король сказал, что слова аятоллы в эфире иранского национального телевидения – полная чушь.

Ношение бороды в исламских странах сегодня

Бородатый спортсмен мусульманин

Нередки случаи, когда бородатые люди в ряде стран Ближнего Востока могут стать объектами пристального внимания полиции, сталкиваться с тем, что к ним представители силовых структур относятся с подозрением. Это касается таких стран, как Ливан – там подобные случаи нередки даже с теми, кто отращивает бороду не по религиозным причинам.

Из-за военных действий, которые ведутся в последнее время на территории Ирака и Сирии, где боевики ИГИЛ воюют против курдов, наметилась тенденция среди курдов, проживающих в юго-восточной части Турции, к сбриванию бород для того, чтобы не походить на членов ИГИЛ, которые носят длинные бородаты.

Связано это еще и с тем, что бывали случаи, когда состоящие в Рабочей Партии Курдистана курды были казнены только лишь за наличие у них бороды, хотя это и не является исключительно особенностью именно членов группировки «Исламское государство».

Турецкие мусульмане отращивание бороды считают сунной, рекомендованным для мужчин действием, но существует турецкий правовой кодекс, исходя из которого государственный служащий в Турции ее носить не может, однако в последнее время, в законах Турции приняты послабления. На улицах Стамбула можно встретить все чаще бородатых мужчин, часть из которых отращивают бороду, так как следуют сунне пророка ﷺ, другие же как дань исламской мусульманской моде.

В Египте во время правления Хосни Мубарака бороду рассматривали как элемент, характерный для исламистских сил, которые выступали против президента, невзирая на то, что бороды носили не только мусульмане, но и представители других религиозных концессий – к примеру, копты-христиане и сам патриарх Феодор II. Бороды братьев-мусульман отличались тем, что были ухоженными и аккуратными, в то время как у салафитов борода была внушительной, а усы они сбривали. Среди салафитов также наблюдалась тенденция к окрашиванию волос на лице хной поэтому их бороды могли иметь цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового. В Египте в то время бороды полагалось сбривать всем государственным служащим, а когда режим Хосни Мубарака пал, мусульмане вновь вернулись к ношению бороды.

Шариатские нормы были введены на территории захваченного талибами Афганистана после того, как он стал одним из Исламских Эмиратов. По этим нормам мужчин обязали отращивать бороды, причем длинные и густые, и их регулярно проверяли, и тех, у кого они оказывались короче сжатого кулака, могли сильно наказать.

В мусульманских странах постсоветского пространства ситуация с официальной религиозной позицией относительно ношения бороды также складывается по-разному. В Казахстане Духовное управление мусульман Республики избрало своей официальной позицией мнение, что отращивание бороды – это сунна, то есть необязательное действие. О том, что бритье греховно, говорят лишь салафиты. В своей позиции религиозная верхушка Казахстана опирается на мнение Мухаммада Абу Захра и Махмуда Шалтута, египетских улемов двадцатого века, а также на постановление Управления по фетвам Египта. Танжарык Турганкулов, заведующий «Центра религиоведения», высказал на сайте мечети им. Гылмани в Астане мнение, что молодые мусульмане Казахстана отращивают сегодня бороды в том числе и с целью внесения смуты в мусульманское общество.

Основное население Узбекистана – мусульмане, и в государстве нет определенных официальных законов, которые бы вводили запрет на ношение бороды, и все равно бородатые люди постоянно испытывают на себе, что окружающие, в том числе и работник полиции, относятся к ним с подозрением. Встречаются случаи, когда имамы мечетей вынуждены были сбривать бороду, поскольку опасались попасть в так называемый «список бородатых» Службы национальной безопасности страны.

Такие случаи неофициального запрета на ношение бороды уходят своими корнями в практику борьбы с экстремистскими движениями, начавшейся в Намангане в 1997г. Тогда Ферганской долине было совершено жестокое показательное убийство одного из высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, и во время операции по розыску преступников только лишь наличие бороды могло стать причиной для уголовного преследования и ареста. Даже для получения паспорта бородатому мужчине нужно было предоставить справку, выданную Управлением духовенства области, удостоверяющую, что человек не состоит в экстремистской организации, однако получить эту справку было крайне сложно.

В российских регионах, где традиционно проживает мусульманское население, ситуация складывается по-разному. В Карачаево-Черкессии в 2011 году Совет улемов выпустил постановление, которое объявляло ваджибом ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу. В результате всем мужчинам были обязаны отрастить их «минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)». А тюменский имам-мухтасиб Ильдар Зиганшин высказал личное мнение, что для татарского народа носить бороду – не есть традиция, и право носить ее надо заслужить: после женитьбы мусульманин может отпустить небольшую бородку, а уже после шестидесяти лет можно отпустить длинную и густую.

По мнению имам-хатиба Мемориальной мечети в Москве Шамиля Аляутдинова, которым он делится в статье на эту тему, обязательным, то есть фардом ношение бороды «категорически не является», и те, кто так считает, по мнению Аляутдинова, просто проявляют свою неграмотность. В своем мнении Шамиль Аляутдинов также опирается на Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута, улемов из Египта.

Случаи, когда ношение бороды является основанием для постановки человека на полицейский учет, зафиксированы в Дагестане – здесь бородатых мужчин ставили на «профилактический учёт» по подозрению в «религиозном экстремизме».

Длина и цвет бороды

Часто возникает вопрос о том, какой длины носить бороду, поскольку богословы позволяли в большинстве своем укорачивать бороду до тех пор, пока ее длина не будет превышать длину сжатого кулака.

Мнения, что стричь ее нельзя, придерживались часть шафиитов, к примеру, ан-Навави. Но, если судить по действиям сподвижников Пророка Аллаха ﷺ Абу Хурайры и Ибн Умара, и нескольких еще улемов прошлого (Ибн Таймии, Ибн Абидина, Ибн Абд аль-Барра и Хасан аль-Басри), укорачивание бороды – деяние дозволенное. Пророк Мухаммад ﷺ призывал бороду отращивать, носить, а также окрашивать ее, чтобы было видно отличие от христиан и иудеев. Среди мусульман часто встречаются те, кто окрашивает свою растительность на лице хной (хидаб). Ан-Навави считал, что как мужчинам, так и женщинам лучше окрашивать свою седину в желтый или красный цвет, говоря: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и катма». Сам Пророк Мухаммада ﷺ, по некоторым сообщениям, волосы и бороду красил в желтый цвет. Некоторые богословы считают, что красить в черный цвет волосы и бороду нельзя, за исключением тех случаев, когда это делают для устрашения врага во время джихада.

Усы в исламе

Что же касается выбривания усов мусульманами, то по поводу этого вопроса у ученых-богословов ислама нет единого мнения, как именно следует укорачивать усы: если имам Малик ибн Анас и шафииты считали, что укорачивать нужно только ту часть усов, которая выходит за край губы, то, по мнению Ахмада ибн Ханбаля, нет ничего в укорачивании усов плохого, точно так же, как нет ничего плохого в их полном сбривании.

Среди ранних ханафитов считалось, что укорачивать усы – это полностью их искоренять (исти’саль), но позднее по ханафитскому мазхабу разрешено было просто укорачивать усы, не искореняя их полностью.

Среди сподвижников Пророка Аллаха ﷺ были и те, кто усы только укорачивали - Абдуллах ибн Бишр, Хаджжадж ибн Амир, Утба ибн Ауф, Микдам ибн Мадикариб и Абу Умам аль-Бахили, а также те, кто полностью сбривал или убирал свои усы - Абу Рафиа, Салама ибн аль-Акуа, Абу Усайд аль-Ансари, Ибн Умар, Джабир ибн Абдуллах и Абу Саид аль-Худри.

Подводя итоги всего вышесказанного, будет справедливым сказать, что брить волосы на лице – это значит вносить изменение в тот свой облик, который был дарован Аллахом человеку при рождении. Этот свой облик он должен принимать беспрекословно как великий дар Аллаха, заботиться о нем и ухаживать. Это значит, что носить ухоженную и аккуратно подстриженную растительность на лице будет лучшим свидетельством бережного отношения мусульманина к своему облику, подаренному Аллахом. Носить бороду является сунной Пророка Мухаммада ﷺ, и этой его практики придерживались как многие другие пророки, так и их последователи. Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину?

Читайте также: