Могут ли не допустить к огэ из за цвета волос

Опубликовано: 17.05.2024

Лента новостей

  • 21:19 РБК: спрос на наличные в России приблизился к рекорду 2020 года
  • 20:50 Минздрав назвал причину травм и отравлений на майские праздники
  • 20:20 Среди пострадавших при крушении поезда в Мехико россиян нет
  • 19:50 Bloomberg: министры туризма стран G20 одобрят введение ковид-паспортов
  • 19:19 В Госдуме опровергли сообщение о штрафах для дачников за сорняки
  • 18:49 ЦБ выдал прогноз по инфляции и коронавирусу
  • 18:20 Автоматика отключила энергоблок Белоярской АЭС
  • 17:49 Этим летом Россия не будет продавать за рубеж гречку
  • 17:40 Моуринью будет тренировать «Рому»
  • 17:09 Доверенные лица Тихановской получили сроки в колонии
  • 16:39 РБК: назван самый дорогой район Москвы
  • 16:09 Украинца осудили за попытку вывоза из России запчастей для МиГ-29
  • 15:39 Лукашенко обещал европейским компаниям сложности в ответ на санкции ЕС
  • 15:10 На экс-чиновника Красноярского края заведено уголовное дело
  • 14:48 Сборная Италии по футболу привилась от коронавируса
  • 14:08 Pandora больше не будет использовать натуральные алмазы
  • 13:27 В РФ заметили рекордное потребление мороженого
  • 12:55 Дрессировщик Михаил Багдасаров умер от коронавируса
  • 12:36 На месте обрушения метромоста в Мехико завершен поиск выживших
  • 11:57 У подавшей на развод четы Гейтс не было брачного контракта
  • 11:33 В России выявлено 7,7 тысячи новых случаев коронавируса
  • 10:49 При пожаре в московской гостинице погибли два человека
  • 10:20 Россиянка Тансыккужина стала семикратной чемпионкой мира по шашкам
  • 09:47 При крушении метропоезда в Мехико погибли 20 человек
  • 09:35 В Нью-Джерси обещают бокал пива вакцинированным от COVID-19
  • 08:58 Число пострадавших при пожаре в отеле Москвы выросло до 18
  • 08:27 В центре Москвы ограничат движение 4 мая
  • 07:53 В Мехико рухнул метромост с поездом
  • 07:50 При пожаре в отеле в Москве пострадали семь человек
  • 05:23 В национальном парке США готовится отстрел бизонов
  • 02:32 Греческие профсоюзы проводят суточную забастовку
  • 02:00 Билл Гейтс и его жена заявили о разводе
  • 00:59 Спекулятивная лихорадка начала 2021 года подняла прибыль Robinhood на новый уровень
  • вчера, 23:57 Сборная России обыграла белорусов и вышла в полуфинал чемпионата мира по хоккею среди юниоров
  • вчера, 23:29 В ВОЗ подсчитали стоимость вакцинации в мире на 2022 год
  • вчера, 23:09 На президента Армении завели дело о сокрытии двойного гражданства
  • вчера, 22:40 Целующего Белоснежку принца гости Диснейленда обвинили в насилии
  • вчера, 22:09 Группа туристов попала под лавину в Бурятии
  • вчера, 21:39 Украина может выйти из минского формата переговоров
  • вчера, 21:11 Украине укажут путь в НАТО, но еще не дали вакцин от COVID-19
  • вчера, 20:40 В ФРГ раскрыли крупнейшую сеть по распространению детского порно
  • вчера, 20:14 Байден хочет стабилизировать отношения с Россией
  • вчера, 20:09 Путин ждет доклад по проекту о предсказуемости цен
  • вчера, 19:40 ЕС выразил протест постпреду РФ по поводу санкций
  • вчера, 19:09 «Спартак» победил «Арсенал» и вышел на второе место в таблице РПЛ
  • вчера, 18:40 Bild: «Октоберфест» снова не состоится
  • вчера, 18:10 Путин поручил выплатить по 10 тысяч рублей семьям с детьми-школьниками
  • вчера, 17:40 В мэрии предостерегли москвичей от нового вида мошенничества
  • вчера, 17:10 В Хельсинки из Петербурга пришло судно с больным экипажем
  • вчера, 16:40 Дмитрий Тетенькин назначен замглавы Минприроды

Все новости »

В этом учебном году произошло уже два подобных случая — в Перми и Санкт-Петербурге. Имеют ли на это право преподаватели и администрация школы?


Фото: depositphotos.com -->

Родители и учителя обсуждают в сети громкие случаи отстранения старшеклассниц от занятий за неестественный цвет волос. Они практически одновременно произошли в Санкт-Петербурге и Перми. Девушку с синими волосами не пустили на торжественную линейку в День знаний. Другую, с розовыми, отстранили от занятий в конце прошлой недели.

Уполномоченная по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова уже заявила, что действия администраций школ незаконны. Даже если в уставе учебного заведения есть запрет на какой-то цвет волос, пирсинг или дреды, администрация может позволить себе лишь замечание или беседу с родителями.

Но если в первом случае инцидент исчерпан и синеволосая девочка вернулась за парту, то в пермской гимназии № 4 конфликт только обостряется. Родители намерены отвести дочь в школу в сопровождении юриста, рассказала Business FM мама школьницы, депутат Пермской думы от партии «Яблоко» Надежда Агишева:

«Ребенок решил поэкспериментировать. Ей 15 лет. Это никакая не форма протеста, обычная подростковая ситуация самореализации. Она покрасила волосы. Она блондинка, и у нее розовые пряди. Подростковая мода. Я могла себе представить, что мне завтра будут звонить педагоги и высказывать какие-нибудь замечания. Но утром она мне пишет SMS: мама, меня отстраняют от занятий. Я ей говорю: Дина, ты сейчас возвращаешься в кабинет того педагога, завуча или директора, который тебя отстраняет, и просишь письменное распоряжение. Она 40 минут ждала. Конечно, директор была разочарована такой попыткой получить письменный документ, зафиксировать сам факт. Я сама юрист, я осведомлена, что отстранять ребенка никто не имеет права, если это не несет никакой угрозы безопасности других детей. Видимо, директор поняла, что немножко перегнула палку, но не отказалась от этого намерения, пыталась изобразить, что не только цвет волос стал причиной, но еще и якобы отсутствие формы, хотя девочка была в синих брюках и белой блузке, единственное — с розовыми волосами. Но даже если они считают, что она что-то нарушила, никакого права на отстранение у них нет».

Закон об образовании действительно не дает школе прав на отстранение от занятий за несоблюдение дресс-кода, и, скорее всего, разговора с девочками было бы достаточно. Проблема в том, что школьные начальники даже не попробовали поговорить, отмечает директор московского Центра образования № 548, народный учитель России Ефим Рачевский:

Ефим Рачевский директор московского Центра образования № 548, народный учитель России «В уставе школы может быть фраза «деловой стиль одежды», «стандартный внешний вид». Розовые волосы — это нестандартный внешний вид. Нестандартный — значит, органически не присущий человеческой особи. Розовыми ведь бывают, на моей памяти, в основном фламинго. Но она же ученица, она же не фламинго, поэтому школа вполне может применить меру воздействия: иди и перекрасься в свой натуральный цвет волос. Я точно знаю, что некоторые учительницы тоже красят волосы. Девочка может сослаться: почему Александрина Степановна в прошлом году была блондинкой, а сейчас у нее красноватые волосы, почему вы ее к работе допускаете? Поэтому директор или классный руководитель должны были поговорить с девочкой и мамой: будут у тебя каникулы — красься, закончатся каникулы — возвращайся к естественному цвету своих волос. Я о своей школе сужу. Бывало, с какой-нибудь ярко-зеленой прядью придут, никто на это внимания не обращает — некогда всем».

Эти конфликты стали поводом для отсылок к советскому прошлому, когда учителя линейкой измеряли длину юбок школьниц и силой тащили их в туалет смывать макияж. «Советские ученицы применяют методы родных учителей. Этому нет конца», — пишут в соцсетях.

Другие обращаются к опыту развитых стран. Один из примеров — Великобритания, но как раз там бывает и строже, рассказал глава группы компаний Carfax Education в Великобритании Александр Никитич:

Александр Никитич глава группы компаний Carfax Education в Великобритании «Зависит от учебного заведения. Какие-то учебные заведения имеют более строгий дресс-код, какие-то — более расслабленный. Школы, академически более успешные, которые наиболее востребованы, куда родители стремятся отдать своих детей, как правило, более строгие в плане соблюдения дисциплины, в том числе дресс-кода, и достаточно строго за ним следят, вплоть до недопуска до занятий, если это дневная школа, или отправки обратно в общежитие, если это частная школа-пансион. Вообще, эти вопросы очень строго прописываются, когда ребенок поступает в школу, родителям очень четко разъясняются правила поведения. Если возникает ситуация, когда ученика не допускают до занятий, или какие-то другие наказания вроде отстранения на несколько дней, а может быть, и вплоть до исключения, то школы всегда имеют бумагу, подписанную родителями, или их согласие на соблюдение правил школы. Каких-то особо конфликтных ситуаций не возникает, поскольку так было договорено заранее».

Единого школьного дресс-кода нет и в России. Каждое учебное заведение самостоятельно решает, какой должна быть форма. Нюансы оговариваются на родительских собраниях. Школьный устав — документ, не имеющий юридической силы, но к бумагам вроде британских российские школы еще не готовы, считают эксперты. Так же, как не готовы к диалогу с учеником, и не только по поводу цвета волос.

Доколупаться больше не до чего. скоты тупорылые

Хоть в радугу покрасься, никто не имеет права выгонять. это если б ты в трусах и каске пришла то еще ладно

Не имеют права, вот читайте все ваши права:

ПРЕАМБУЛА
Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоя­щую Декларацию прав школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы, а также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права, закрепленные данной Декларацией.
Статья 1.
Для целей настоящей Декларации школьником признается каждый человек без дискриминации по любому признаку, как-то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования, далее называемое Школа.

Статья 2.
1.Каждый школьник имеет право обладать всеми правами и свободами, перечисленными в настоящей Декларации, а также закрепленными в других международных и внутригосударственных документах. Каждый школьник имеет право свободно осуществлять свои права, если он при этом не оскорбляет нравственные, религиозные и иные чувства окружающих, не нарушает прав других людей, не наносит вреда их здоровью и не препятствует учебному процессу.

Статья 3.
1. Каждый школьник имеет право на свободу мыс­ли, мне­ния и слова. Каждый школьник имеет право на свободу убеждений и вероисповедания. Ни один школьник не может быть принужден к участию в религиозных и иных обрядах. Каждый школьник имеет право отправлять свои религиозные обряды, если это не мешает учебному процессу. Каждый школьник имеет право на свободу самовыражения. В том числе:
а) право самостоятельно определять свой внешний вид;
б) право на свободу творчества.
Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.
Статья 4.
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.
Каждый школьник имеет право получать качественное и полное образование, что включает в себя:
а) право учиться у квалифицированных учителей, стандарты для квалификации должны быть установлены государством;
б) бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе и получение учебников от государства, учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию;
в) равные для всех возможности доступа к технологическим ресурсам, которые предназначены для использования школьниками;
г) право изучать родной язык;
д) содействие иностранным школьникам в изучении нового языка и помощь в выполнении работ на этом языке;
е) знания, как минимум, соответствующие общим требованиям, установленным государством;
Каждый школьник имеет право посещать школу во все учебные дни и присутствовать на всех занятиях, кроме случаев принятия школьной администрацией дисциплинарных мер, требующих исключения школьника из учебного процесса на некоторое время.
Статья 5.
Каждый школьник имеет право получать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться:
1.Здоровая атмосфера в школе, включающая в себя:
а) качественную и своевременную медицинскую помощь, которая должна
а1. быть бесплатной и доступной для каждого школьника;
а2. быть доступной в течение всего учебного дня;
а3. оказываться профессиональными медицинскими работниками;
б) чистоту учебного заведения и его территории;
в) достаточное дневное и искусственное освещение;
г) нормальный уровень шума, не мешающий учебному процессу;
д) поддержание темпера

Сталкивались ли кузбассовцы с травлей со стороны учителей, имеет ли право директор выгнать из школы из-за внешнего вида и что делать, если ученика по этой причине обижают педагоги, разбирался корреспондент A42.RU.

«Какое дело учителям до цвета волос»

В одной из кузбасских школ, где училась Анастасия Т., до 10 класса не было формы и требований к внешнему виду. Но когда в учреждении сделали ремонт, родителям советовали купить форму. Чтобы привлекательно смотрелись не только школьные стены, но и дети.

— Разработали единый стандарт. Сочетание цветов было неплохим, но сама форма выглядела не лучшим образом. Первоклашки носили, а нам, в 10-11 классе, не хотелось в такое наряжаться — максимализм прёт. Старшеклассники постоянно устраивали бунт: флешмобы, когда ученики поголовно приходили в красном или жёлтом. Учителя сначала выгоняли с уроков, но потом поняли, что это бесполезно. Тогда разрешили носить что-то своё, но строгое. Такая альтернатива старшеклассников устроила, — рассказала Анастасия.

Если ввести форму — это право школы, то вмешательства со стороны учителей в другие параметры внешности кажутся сумасбродными.

— Лет в 14 я перекрасилась из блондинки в чёрный цвет — расцвет субкультур, хотелось быть крутой. Это было шоком для родителей, когда зашла в ванную с одним цветом волос, а вышла с другим. Но не думала, что это произведёт такой «фурор» среди учителей. Классная руководительница гнобила из-за цвета волос, говорила, что мне не идёт, что выгляжу глупо, что пожалею. Вызывали к директору даже — мама не пошла, сказала, что её дочь может краситься как хочет. До сих пор не понимаю, какое дело учителям до цвета волос, — вспомнила кемеровчанка Ирина Г.

Родители вынуждены обороняться от тех, кто критикует их детей за внешность. К подобному готова мама из Кемерова Анна Горелик. Шестилетний сын захотел афрокосы.

— Я носила афрокосы, сыну понравилось. А у него была стрижка андеркат. Мы вплели рыжие афрокосы, как ребёнок и хотел. Узколобые твердили, что косы носят только девочки. А люди с типом мышления, склонном к развитию, говорили, что это круто и красиво. Руководство сада даже не заикалось, потому что я умею постоять за себя и своего ребёнка. У гражданина РФ есть право на свободу самовыражения, не оскорбляющего ничьи чувства. Считаю, что никто не должен ни доказывать, ни сообщать своего мнения, если его не спрашивают, — сообщила Анна.

Нарушение ли?

Согласно закону «Об образовании», школа должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учеников. Поэтому на федеральном уровне у преподавателей нет права выгонять учеников с урока ни при каких обстоятельствах. В том числе за неподобающий внешний вид. По факту: детей, которые живут близко от школы, отправляют домой переодеваться.

Письмо Минобрнауки от 28 марта 2013 «Об установлении требований к одежде обучающихся» обязывает учеников носить форму. Согласно документу, вид одежды, цвет и фасон определяет орган государственно-общественного управления образовательной организации: совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное собрание и так далее.

— Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодёжных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение, — говорится в письме.

При этом на федеральном уровне нет документа, который предписывал бы ученикам носить определённый цвет волос или причёску, запрещал бы прокалывать нос. Подобные запреты вводят некоторые школы. Например, в Карелии прокуратура потребовала отменить ограничения, связанные с пирсингами, маникюром и экстравагантным видом школьников в нескольких образовательных учреждениях.

— В ряде школ запрещались каблуки выше 5-7 см в зависимости от школьного звена — чем старше, тем длиннее позволялись каблуки. Прописывалось, что волосы учеников должны быть естественного цвета и прибраны, макияж — неброский или же должен отсутствовать. Некоторые школы запрещали экстравагантные стрижки, пирсинг, яркий маникюр и большие сумки, — рассказали в прокуратуре Лоухского района Республики Карелия.

Конфликт воспитания

В школе Сосновоборска Красноярского края учителя объяснили свои действия с мальчиком с «нацистской» причёской внутренним положением учреждения. 2 сентября вступило в силу правило, которое запрещает красить волосы в яркие цвета. По мнению психолога, пренебрежение этими требованиями, как правило, идёт от семьи.

— Сейчас молодые люди раньше формируются за счёт открытой информации, в том числе активнее идёт сексуализация. Но ребёнку нужно устанавливать границы, иногда жёсткие. Школа подразумевает соблюдение определённых требований. В чужой монастырь, как говорится, со своим уставом не ходят. Родители должны учитывать это, когда ребёнок собирается в школу. Если они допустили, что мальчик нарушил правила, значит, они сами их не принимают. Всё начинается с семьи, — пояснила аналитический и семейный психолог Ольга Замазий.

По словам учителя биологии кемеровской школы № 54 Андрея Цеттеля, сейчас в вопросах внешности часто происходит конфликт воспитания. Сталкиваются учителя, которые преподают в школах (в основном старшее поколение, так как молодёжь не стремится в педагогику), и дети, которых воспитывают люди, рождённые в 90-е. Становление личности последних происходило уже в другой стране, у них другие понятия приличия.

— Когда сам учился в школе, то подвергался травле из-за внешности. Я был рэпером — носил широкие штаны с мотнёй до колена, кепка с прямым козырьком, одежда на 5-6 размеров больше. В 8 классе проколол ухо. Тогда началась вакханалия. Одноклассники меня оскорбляли, причисляли к сексуальным меньшинствам. Учителя то же самое говорили. Эту серьгу даже выдирали, слава богу, ухо не порвали. Но сейчас такого нет. Общество стало более терпимым. И то, что является самовыражением, списывается в рамки дозволенного, — рассказал Андрей Цеттель.

Также учитель говорит: введение строгих правил относительно внешнего вида (за исключением формы) — довольно проблематично для школы и самих родителей.

— Если есть подобный устав, то это, скорее, какая-то закрытая школа должна быть, в которой дети не покидают её пределы, подчиняются внутреннему распорядку. В обычной школе такое провернуть вряд ли получится. Нельзя ввести такие правила и выдать родителям на школьном собрании, мол, вот, вы должны соблюдать каждый пункт. Это лишняя головная боль, в первую очередь, для самих родителей. Им проще будет в другую школу отдать детей, — рассказал Андрей Цеттель.

В другой кузбасской школе существует такой регламент. В нём прописаны требования к форме, а также правила: никакой экстравагантной причёски и яркого маникюра.

Что делать?

Разумнее всего — соблюдать дресс-код, установленный школой, не провоцировать учителей на конфликт. В причёсках, макияже, маникюре руководствоваться здравым смыслом. Это избавит от проблем и ученика, и его родителей, считают специалисты. Ведь ответственность за внешний вид ребёнка всегда несут родители.

— Иногда ученики спрашивают про стиль, одежду. Я всегда говорю, что лучше подчиняться родителям, но вносить в это немного своей личности. То есть находить компромисс. До 18 лет за детей отвечают родители, а создавать им лишние проблемы из-за внешнего вида не стоит. Кидал ссылки на модные блоги, где стилисты рассказывают, как одеваться в школу, просил показать их родителям. Там нет никакого эпатажа, которые представляют люди, когда говорят о моде, — рассказал учитель Андрей Цеттель.

Также психологи советуют родителям разобраться в собственных проблемах. Зачастую именно они становятся причиной каких-то стычек учителей и детей.

— Проблема неоднозначная и судить о ней, не зная ситуации и участников, точно не стоит. С одной стороны, родители должны быть на стороне своего ребёнка. С другой — школа на то и школа, чтобы воспитывать и образовывать. Если учитель не авторитет, то зачем отдавать ребёнка к такому учителю? Дискредитация учителей не благо ни для общества в целом, ни для учеников. Поэтому могу лишь посоветовать родителям то, что всегда рекомендую в похожих случаях: возникла проблема с ребёнком — идите к психологу сами. Не детей водить по разным инстанциям, не по прокуратурам ходить, а постараться вовремя разобраться, что они упускают в жизни и воспитании собственного ребёнка, какую их проблему он отражает, — считает кемеровский психолог Светлана Рябова.

Мария Зеленова, клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» и программы Травли NET

В травле нет ничего правильно. Она как явление имеет цель — унижение человеческого достоинства. Травля — это не противный комментарий, а многократные агрессивные действия, вербальное, физическое и/или психологическое насилие.

Устав может запретить определённую одежду и дать рекомендации по внешнему виду учеников, а учителя могут на него ссылаться в конфликтных ситуациях. Но когда речь идёт о дискриминирующих, уничижительных и агрессивных высказываниях, мы понимаем, что дело не в правилах. Когда травлей заряжен класс, а учитель заинтересован в решении проблемы, избавиться от агрессии проще. Если травлю провоцирует сам учитель, всё намного сложнее. Это иерархичные отношения, заочно не равные. В таком случае два пути: родители могут встать на сторону учителя и критиковать ребёнка или же яро защищать своего отпрыска, не всегда сохраняя объективность.

При общении с детьми не нужно забывать, что они такие же личности, как и взрослые. Любой вопрос должен решаться в уважительном дипломатичном ключе с ровным тоном. Это касается учителей, которые для детей являются значимыми взрослыми. Они подают пример.

Родителям важно научиться понимать права и обязанности как в школе, так и за её пределами. А ребёнок должен знать свои границы и не нарушать их. Дети, понимающие это, не испытывают проблем, чтобы сказать: «Не кричите на меня», «Мне это не нравится», «Хватит». Не получится уберечь от всех бед ребёнка, но надо установить с ним доверительные отношения. Попав в неприятности, он в первую очередь пойдёт к своим родителям. Это тоже важный момент. В отношениях «ребёнок-взрослый» сила всегда на стороне взрослого, поэтому ребёнок должен обратиться к родителям, чтобы ситуация поменялась на «взрослый-взрослый». Тогда конфликт можно решать более адекватно. Но взрослые могут не отличаться дружелюбием друг к другу. Поэтому, прежде чем научить кого-то чему-то, всегда лучше обратиться к себе. Открытое, доброе и ответственное отношение друг к другу, понимание своих собственных границ и уважение границ другого, осознание общих целей и правил, комфортных для каждого — это и есть основа спокойного безопасного общения в любом коллективе

И помните, что не допустить до уроков ученика, пришедшего без формы и с необычным цветом волос, школа не может. Главное в деятельности учреждений — оказание образовательных услуг, что никак не связано ни с цветом волос, ни с одеждой, ни с длиной ногтей.

Алина Купава

По всей территории СССР действовали общепринятые нормы, касающиеся внешнего вида школьников. Никто не их не нарушал, поскольку малейшее отклонение от Устава прилюдно осуждалось, и «нестандартный» школьник мог стать изгоем. Сейчас же все чаще можно встретить учеников с татуировками, пирсингом, нестандартной прической. Нередко внешний вид подростков становится поводом для взысканий со стороны администрации школы, например, девочек не пускают в школу из-за цвета волос. Законно ли это, чем все заканчивается, узнаем далее.

Девочка с розовыми волосами

Весной 2017 года в Санкт-Петербурге 15-летнюю девушку «терроризировали» представители образовательного учреждения, которое она посещала. Классный руководитель категорически осуждала преображение девушки, выкрасившей волосы в розовый цвет. Учительница пыталась добиться возвращения к прежнему виду угрозами остричь локоны неестественного оттенка. Завуч школы поддержала педагога, пообещав школьнице отчисление.


Оборонять дочь взялся отец. Родитель обратился к омбудсмену по правам детей. Папа отстаивал не только интересы своего ребенка, но и одобрял поступок дочери по смене имиджа. После вмешательства в дело уполномоченного представители администрации школы проявили снисходительность по отношению ко внешнему виду девочки. Подросток продолжил посещать школу, не меняя внешний облик.

Мирное решение вопроса не дало делу широкую огласку. Вопрос закрыли без дальнейших разбирательств. Представители учебного заведения перестали «травить» девушку, отец ученицы не стал добиваться наказания администрации школы.

«Мальвина» из Питера

На линейке, посвященной Дню знаний, 1 сентября 2018 года старшеклассницу одной из школ г. Санкт-Петербурга показательно удалили из строя одноклассников за шевелюру, выкрашенную в синий цвет. Представители школы вывели девушку за ворота учебного заведения, лишив праздника.

Забили тревогу родители ребенка, обратившиеся к Светлане Агапитовой, уполномоченной по правам детей в регионе. Чиновница разобралась в ситуации. Девочка продолжает посещать свою школу, не меняя цвет волос.


Родители ребенка решили не «раздувать» скандал. С администрацией учебного заведения вышестоящими органами проведена разъяснительная беседа. Имя основной фигурантки, номер школы, другие подробности участники инцидента пожелали скрыть.

«Яркие волосы подростков не причина не пускать их в школы»: высказалась заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Спасская.

Случай в Перми

В образцовой гимназии №4 г. Перми 7 сентября произошел аналогичный случай. Ученица школы, 15-летняя десятиклассница Зина Агишева, явилась на урок с розовыми волосами. Школьница выкрасила пряди в неестественный, но мягкий вариант цвета. Присутствовать на занятиях девушке запретили. Школьница потребовала выдать ей письменное распоряжение за подписью директора гимназии об отстранении от учебы. Документ Зина получила.



Источник фото: страница Надежды Агишевой в Facebook

Мать подростка, депутат Пермской городской думы Агишева Надежда, возмутилась ситуацией, развернула борьбу за права дочери. Благодаря деятельной матери, дело приняло широкий общественный резонанс. Агишева-старшая довела разбирательство до прокурорской проверки учебного заведения.

Результатом дела стало назначение административной ответственности директора школы. Помимо этого, прокуратура принудила внести изменения в локальный документ учебного заведения, касающийся требований ко внешнему виду учеников.

Правовая сторона вопроса

Основным документом, регламентирующим внешний вид учащихся общеобразовательных школ, является Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Документ подтверждает право на образование для всех, невзирая на различные внешние и другие особенности. Закон исключает дискриминацию учеников. За неформальный внешний вид ограничивать право на образование представители школ не имеют права.

Внимание! Все локальные акты, устанавливающие конкретные ограничения для школьников, носят рекомендательный характер. Администрации учебных заведений могут требовать соблюдения норм, но применение любых дисциплинарных взысканий противоречит закону.

«В уставах образовательных учреждений нет конкретного запрета на окрашивание волос в яркие цвета, формулировки ограничиваются «опрятностью» и «деловым стилем» — поясняет зампред комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Спасская.

За нарушение законодательства для ответственных лиц установлена ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях статьей 5.57 предусмотрено наказание за нарушение или незаконное ограничение права на образование.

Психологический аспект

В вопросе самовыражения подростков в части изменения внешнего вида существует не только правовая сторона. Психологи напоминают, что подростковый период — сложное время становления личности. Психологические травмы, получаемые в результате публичной критики со стороны учителей, способны пагубно отразиться на незрелой личности.

Если школьник появляется в учебном заведении с неформальным внешним видом, то педагоги обязаны провести с «преступником» разъяснительную беседу. Можно взывать к разуму школьника или привлечь к ответственности родителей, которые должны оказать воздействие.

Учителя, администрация школы не имеют права подавлять в ребенке личность. Даже требовать переодеться, смыть макияж педагоги не могут. Разговор с «нарушителем» должен выстраиваться в позитивном русле. Педагоги могут воззвать к соблюдению этических норм, но не топтать личность подростка, которая не успела окрепнуть.

Позиция представителей школ по вопросу соблюдения дисциплины понятна: дети в любом возрасте должны соблюдать общие правила. Публичное дисциплинарное наказание становится примером для масс, побуждающим к соблюдению требований. Вот, только правовая и психологическая сторона вопроса исключает подобные воспитательные действия в отношении детей.

Просмотры

Могут ли выгнать из класса из-за яркого цвета волос или пирсинга? А не пустить на урок из-за опоздания? Иногда трудно понять, где проходит грань между нарушением прав подростка и простыми школьными правилами. Эти ситуации беспокоят не только ребят и родителей, но и учителей. Чтобы такие спорные моменты решались мирно, мы разобрали самые распространенные из них.

Школы могут принимать правила внутреннего распорядка, это закреплено п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в РФ». Если в правилах есть пункт об обязательном ношении сменной обуви и формы — учащийся обязан его соблюдать. В противном случае принимаются дисциплинарные меры: например, делают замечание, звонят родителям. Отчислять и отстранять от уроков за этот проступок администрация не имеет права.

Требования к форме и сменке перечисляют в уставе школы, в правилах внутреннего распорядка, в локальном нормативном акте. Эти документы всегда есть на сайте организации.

Учитель не может не пускать на урок за опоздание. Это относится и к отсутствию формы, и к любым другим дисциплинарным нарушениям. Однако мы советуем соблюдать свои обязанности и приходить вовремя, ведь даже небольшое опоздание отвлекает других школьников от учебного процесса и мешает педагогу, а на уроках физкультуры это даже может привести к травме.

Отвечает юрист по гражданскому праву Яна Вербицкая:

— Нет, не пустить в школу или выгнать не могут. А вот разобраться в законности замечаний сложно. Правила внешнего вида юридически не регулируются, нет и пояснений, что относится к этой формулировке. Зато есть п.1 ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании», который говорит, что школа вправе принимать правила внутреннего распорядка обучающихся. А еще статья 38 ФЗ «Об образовании»: по ней школа может устанавливать требования к одежде, в том числе «к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия и правилам ее ношения». Получается такая ситуация: пункта о внешнем виде нет, но и запрета на его регулирование тоже нет. Выходит, что по закону каждая школа может сама определить, обязателен ли у них деловой стиль и что к нему относится. Так в правилах оказываются пункты о прическе, макияже, обуви. Эта странность вытекает из отсутствия конкретики в законе.

Конечно, унижать ученика, заставлять умыться или перекрасить волосы никто не может. Если ваш внешний вид нарушает внутренние правила, администрация проведет беседу, попросит написать объяснительную записку, вызовет для разговора родителей, но не более. Если же школьные требования кажутся вам дискриминирующими — родительский комитет вправе сообщить свое мнение директору, либо обратиться в органы управления образованием или в прокуратуру. Главный совет для учеников и родителей — внимательно изучить школьные документы.

Конечно, по закону никто не может забирать ваши вещи: личное имущество должно сдаваться добровольно, телефон — не исключение. Учитель может запрещать пользоваться гаджетами в стенах школы, если это, опять же, прописано в уставе учебного заведения, но отбирать смартфоны не должны.

При этом не стоит переживать, если педагог просит сдать телефон, когда вы отвлекаетесь — это нормально. Есть «учебные кабинеты повышенной опасности»: классы физики, химии, спортивный зал. Использование телефона во время занятий в них может быть опасно, поэтому просьба учителя отдать устройство вполне обоснована. Кстати, педагог в этом случае идет вам навстречу: провести какое-то время без телефона намного лучше официального выговора.

Часто возникают вопросы: обязательно ли ходить на классные часы, участвовать в олимпиадах или конференциях? Формально: внеурочная деятельность — обязательная часть школьной программы. К ней относятся и внутренние праздники, и соревнования, и другие дополнительные мероприятия. Конечно, участие в них — дело добровольное. Ответственности за отказ прийти в школу после уроков быть не может. Но это не значит, что дополнительные мероприятия можно игнорировать. Классные часы, например, контролирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а отчеты по их проведению отправляют в Комитеты по образованию. Так что без уважительных причин пропускать не стоит: у классного руководителя могут быть проблемы. Мы рекомендуем относиться к этому не как к скучной обязанности, а как к возможности узнать что-то новое, тогда школьная жизнь станет еще интересней.

В любом случае ПУ советует все спорные вопросы решать спокойно. Школа — это государственное учреждение, поэтому для каждого правила всегда есть объяснение, стоит только вежливо спросить. Конечно, знать свои права нужно, но не стоит забывать и про обязанности.

Читайте также: