Какой цвет волос у греков

Опубликовано: 16.09.2024

Здесь нужно понимать, что образ прошлого обычно фальшив до крайности, хотя и не на пустом месте возник. Достаточно послушать, что говорят о нашем русском прошлом, скажем, русские православные, русские язычники и, скажем, кавказские русофобы. Три разных мира, три разных картинки и ни одна реальности не соответствует.

И то же самое можно сказать обо все остальных народах, чье прошлое начинают обсуждать. Особенно если это делают непрофессионалы. Итак, о греках.

Цивилизация атлетов

Древние греки выглядели примерно так же, как и нынешние. Единственное отличие было в том, что толстых среди них было намного меньше, поскольку в ту пору человечество вообще было стройнее.

Но толстяки были, поскольку, несмотря на то, что греки проповедовали воздержанность и питали определенный скепсис к разного рода восточным пирам и внешней роскоши, от украшений они не отказывались, и что такое пиры и веселые застолья знали прекрасно.

Никаких толп атлетов по улицам не гоняло. Эллины потому и изображали этих красавцев, поскольку они были чем-то необычным. А обычные люди выглядели совершенно ежедневно.

Реальный облик древних греков! Ничего общего с мифами!

А как с лицами?

Их лица тоже были не столь прекрасны, как на статуях Поликлета, Фидия или Мирона. Антропологические исследования вообще показали, что внешность древних греков от внешности греков нынешних отличалась примерно никак.

Все сказки о том, что всех страшилищ грекам турки подсунули – сказки и есть. Ибо завоевавшие греков турки – это по большей части тюркизированные греки и армяне.

Население Малой Азии является автохтонным, а пришлой была лишь малая часть, которая еще до того как добралась до этих мест успела растратить изрядную долю своей исконно тюркской внешности.

Естественно, у древних греков, как и у любого другого народа, были и красивые и некрасивые люди. Откуда же столько красивых лиц у древнегреческих статуй?

Просто на своих скульптурах они предпочитали изображать не портреты, а некий идеал. Отсюда и совершенные формы. Впрочем, портреты порой тоже ваяли, и на них мы видим уже самых разных людей, среди которых такие «красавцы», как, например, Сократ.

Реальный облик древних греков! Ничего общего с мифами!

Не стоит списывать со счетов и то, что портреты делали в основном со знаменитостей, т. е. людей более развитых, чем средняя масса. Соответственно, их лица были более облагороженными, нежели лица простого народа.

Цвет волос был, как и нынче, темным. Светлыми волосам древние греки называли все, что светлее угольно-черных. Европейцы потом этот термин поняли по-своему и сочинили белокурых древних греков. Цвет кожи тоже был в основном смуглым.

Умеренность в питии

Вино греки разводили водой далеко не всегда, хотя и считали этот обычай варварским. Во всяком случае, разбавленным вином или нет, но напиваться они умели.

К тому же недавно стало известно, что греки еще и пиво неплохо варили, обучившись этому еще во времена Троянской войны, если не раньше. Вероятно, от египтян научились.

Мраморное великолепие

На деле храмы у них были совсем не белокаменными, а ярко раскрашенными, и статуи раскрашивались очень яркими красками. Так что цивилизация Древней Эллады была довольно веселенькой и вряд ли имела тот сдержанный и благородный белокаменный лоск.

Реальный облик древних греков! Ничего общего с мифами!

Высокая культура

Она была действительно высокой, но, как и у всех прочих народов, носителями этой культуры было абсолютное меньшинство. Большинству все эти Пиндары и Эврипиды были до всех интимных мест сразу.

Не помню, где это я вычитал в лохматые годы, но было такое упоминание, что некоторые греки-просветители даже платили обычному народу, чтобы тот посещал трагедии. Ибо народ любил древнегреческий «камеди-клаб», сиречь комедии.

Реальный облик древних греков! Ничего общего с мифами!

Никаких украшений?

Вообще-то именно древние греки возвели любовь к кольцам в настоящий культ. Их находят буквально повсюду. Носили кольца в большом количестве, и на руках их было побольше, чем у братков из 90-х.

Реальный облик древних греков! Ничего общего с мифами!

Красивая пластика?

Может быть на их пластике и отразились занятия выдуманным в ХХ веке танцем сиртаки, но это не более чем допущение. Но можно точно сказать, что не особо-то красиво эллины и стояли.

Увы, антропологической анализ показал, что древние греки почти постоянно сидели на корточках. Если делать это всю жизнь, на костях остается целый комплекс следов, который ни с чем другим не спутаешь, и у греков этот комплекс был выраженным.

Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:

греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие - последствия турецкого завоевания.

"Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками".(Википедия).

Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме: www.greek.ru

Спасибо пользовательнице Olga R.:

"Греки никогда не были "однородным" этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы -- высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово "полностью" здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях -- например, на некоторых островах -- до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.

Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции -- но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно "белых и кудрявых" греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности)."

"- Тогда откуда появился и закрепился такой "классический" греческий образ?

  • Благодаря" западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых -- то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и "стереотип" (отнюдь не основанный на исторических данных.

"Беловолосые блондины тоже, конечно, называются "ξανθοι" (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета."

"Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого."

А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с "греческими профилями"(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.

Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще - заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники - на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:

Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.

Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди "истинных арийцев":

Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом - потомки греческих колонистов.

Так выглядели жители этих областей в античное время:

А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:

А вот - греческий колхозник из фильма "День, когда всплыла вся рыба" Чем не древнегреческий бюст философа?):

До недавнего времени в фильмы о Древней Греции и Древнем Риме на главные роли приглашали актеров с ярко выраженной европейской внешностью: Брэд Питт, Орландо Блум, Джерард Батлер и другие. Однако в вышедшем в этом году сериале «Падение Трои» на экранах предстали темнокожие Ахиллес, Патрокл и Эней, что вызвало бурю возмущения среди телезрителей. Давайте выясним, есть ли основания полагать, что сами греки и герои их эпоса не были стереотипно белокожими?


Современные специалисты по античному миру и классической литературе стараются не делать громких заявлений и чаще всего оставляют вопрос расовой принадлежности греков за рамками своих исследований. Их можно понять: информации на эту тему немного, да и предмет разговора крайне щекотливый.

Но еще сто лет назад облик эллинов не вызывал у европейских ученых ни малейших сомнений. В одиннадцатом издании «Британской энциклопедии», опубликованном в 1911 году, говорилось, что нордический тип внешности (белая кожа и светлые волосы) встречался в Греции еще в древние времена. Философ Бертран Рассел в 1946 году вообще назвал эллинов «светловолосыми захватчиками с Севера».

У авторов «Британники» были свои причины придерживаться такой точки зрения. В путевых дневниках, датированных 150 годом до н. э., мы находим следующее описание жительниц древних Фив: «Самые высокие и миловидные во всей Элладе. Свои соломенные волосы они завязывают в узел на макушке». Другие поэты воспевают златовласых и сероглазых женщин. Стереотип оказался живуч: в IV веке н. э. греческих мужчин по-прежнему представляли светлокожими и светловолосыми.

Но давайте вернемся к нашим античным героям и Гомеру. «Илиада» и «Одиссея» — самые ранние литературные тексты на греческом, дошедшие до наших дней. Важно понимать, что достоверными историческими источниками их считать нельзя: в поэмах переплетены реалии XIII–XII (взятие Трои) и современного автору VIII веков до н. э. Хватает здесь и фантастических вкраплений: лошади Ахиллеса умеют говорить.

Сам Ахилл не был историческим персонажем, поэтому главный вопрос не в том, как он выглядел, а в том, каким его изобразил Гомер. Подобных описаний в тексте немного, и в самом известном из них упоминаются светлые волосы. Греческое xanthos может означать и ‘желтый’, и ‘коричневый’, и ‘золотой’, и даже ‘кирпичный’ — зависит от конкретного предмета, который это прилагательное определяет. В русском переводе у героя «русые» кудри.


И здесь мы уже переходим от сугубо лингвистических вопросов, связанных с переводом, к не менее важной этнокультурной проблеме цветовосприятия у разных народов. Как уже отмечалось, в некоторых языках попросту отсутствовало подходящее слово для описания известных нам цветов, поэтому их носители выбирали ближайшие по значению. Так, знакомое нам по хлорофиллу khlōros древний грек употреблял, когда рассказывал кому-либо не только о зелени растений, но и, например, о песке, слезах и оттенке кожи испуганного человека. Некоторые слова, помимо цветового, имели и другие значения и могли характеризовать образ с разных сторон. Прилагательное xanthos этимологически связано со словом xouthos — ‘быстрое движение’, и остается только гадать, о чем же в действительности идет речь — о внешности Ахиллеса или о его быстроногости и крутом характере.

Еще один пример: в «Одиссее» мы видим, как Афина несколько раз преображает главного героя:

Снова смуглым лицо его стало, разгладились щеки,

Иссиня-черной густой бородой подбородок покрылся.

…С головы же густые

Кудри спустила, цветам гиацинта подобные видом.

Melagkhroiēs можно интерпретировать как ‘темнокожий’, kuaneai — ‘синий’ (отсюда же англ. cyan — ‘голубой’). Многие переводчики предпочли черную бороду растительности более экстравагантных оттенков, но если вспомнить о «гиацинтовых кудрях», то напрашивается предположение, что у Одиссея и в самом деле были синие волосы. После таких примеров становится ясно, что цветовая схема у Гомера крайне сложна и «подвижна».

А что насчет его смуглости? Была ли кожа Одиссея изначально темного оттенка или, как предполагают современные исследователи, он просто загорел во время странствий? Версия переводчика может довольно сильно поменять мнение читателя о персонажах. Но чтобы разобраться, нам нужно, обратившись к оригиналу, отмести современные ассоциации.

«Темная кожа» Одиссея, так же как и «золотые кудри» Ахиллеса, не имеет ничего общего с современным концептом расы, а служит исключительно средством поэтической выразительности.

Melas (‘черный’) и leukos (‘белый’) считались гендерно маркированными прилагательными. Обычным эпитетом для женщин было слово leukolenoi — ‘белорукая’. Вспомним традиционный наряд греческих барышень — пеплос, верхнюю одежду с открытыми плечами; этот цвет считался символом женственности, и назвать мужчину «белокожим» значило бы оскорбить его. Кроме того, дамам в Элладе полагалось сидеть дома, а не гулять под палящим солнцем, и бледность подчеркивала образ благодетельной затворницы. В греческом и египетском искусстве было принято изображать женское тело в более светлых тонах, чем мужское. Таким образом, эта деталь портрета — темная кожа Одиссея — может считаться как признаком его многочисленных странствий, так и символом настоящей мужественности.


Итак, делать вывод о расовой принадлежности Ахиллеса и Одиссея на основании гомеровских описаний — значит слишком узко их интерпретировать, игнорируя ряд не связанных собственно с внешностью значений, которыми могут переливаться эпитеты великого аэда. Греки не воспринимали мир четко разделенным на расы — это не такое уж давнее изобретение западного мира. Расцвет подобных теорий пришелся на золотой век работорговли, уже в Новое время. Разумеется, греки видели разные оттенки и тоны кожи и отделяли себя от жителей Африки и Индии, иногда в терминах, которые мы бы сейчас отнесли к расистским. Но не менее «другими» они считали и белокожие народы Севера. Гиппократ в своем сочинении «О воздухах, водах и местностях» пишет:

«В продолжение лета утром дуют холодные ветерки и падает роса; в остальное же время солнце, опускаясь, прямо варит людей. Поэтому, естественно, они бесцветны и слабы, причастны ко всем вышеупомянутым болезням».

Древнегреческий автор Ксенофонт так описывает встречу греков с народом, жившим на территории современной Турции:

«При проходе через страну дружественных моссинойков эллинам показали откормленных сыновей богатых родителей, упитанных вареными каштанами, изнеженных, чрезвычайно белых и почти одинаковых в вышину и ширину. Все, как женщины, так и мужчины, у них белы».

То есть светлая кожа была скорее отличительной особенностью, достойной отдельного упоминания и описания, а не обыденным явлением.

Давайте теперь обратим взоры на Юг. Не стоит забывать, что около VIII века до н. э. у греков как таковой централизованной территории не существовало. Они основывали колонии по всему Средиземноморью, включая Северную Африку, вели активную торговлю с Египтом и не чурались заимствовать элементы культуры. В верховьях Нила (современная территория Судана) находилась еще одна занимавшая важное место в их внешней политике цивилизация, в разное время известная под названиями Мероитское царство и Намибия. Греки именовали эту территорию Эфиопией, что значило «земля людей с опаленными лицами». Они были уверены, что солнце постоянно обжигает местных жителей, но никакого оскорбительного или уничижительного смысла в это определение не вкладывали. Гомер несколько раз упоминает эфиопов: так, в «Одиссее» Менелай утверждает, что встречался с ними. К сожалению, детальных описаний внешности не сохранилось, и, учитывая весьма вольное обращение классика греческой литературы с географией, они вообще могли не иметь к Африке никакого отношения.


Хотя сам Гомер эфиопов не описывал, это сделали его последователи в продолжении «Илиады» — «Эфиопиде». В ней после смерти своего лучшего бойца Гектора троянцы обращаются за военной помощью в дальние страны — и призывают под знамена царицу амазонок Пентесилею и правителя эфиопов Мемнона. Текст поэмы до нас не дошел, сохранилось только краткое содержание, и в нем ничего не говорится об этническом происхождении народа, жившего в верховьях Нила. Однако Квинт Смирнский, римский поэт IV века н. э., пересказал эту историю, и у него эфиопы из Трои темнокожие.

Тот же сюжет можно встретить и в изображениях на вазах, которые, однако, большой доказательной силой не обладают, потому что все фигуры на них черные из-за особенностей техники росписи. На одном из сосудов V века до н. э. Мемнон представлен во всеоружии, его лица́ не разглядеть, но окружен он людьми с африканской внешностью. На другой вазе царь эфиопов уже одного цвета с греками. Позже его изображали даже с персидскими чертами лица, но истинный облик Мемнона остается загадкой.

В воображении самого Гомера, возможно, бойцы из Африки не были темнокожими, а вот его последователи представляли их себе именно такими. Скорее всего, в «Эфиопиде» цвет кожи все-таки упоминался — иначе поздние авторы не были бы так уверены в том, что этот загадочный край находится на территории Африки.

Весьма затруднительно составить точный фоторобот древнего грека по подобным описаниям, однако они демонстрируют всю условность мировосприятия эллинов. Мы привыкли относить Грецию к Европе, но это понятие скорее не природно-географическое, а историческое, в те времена на Пелопоннесе и в окрестных областях его попросту не существовало. Территория страны находилась в пределах Средиземноморья, поэтому о землях севернее границ греки знали не больше, чем о народах Африки.

Когда мы видим англосаксонских актеров в роли персонажей «Илиады» и «Одиссеи», это такой же анахронизм, как и афроамериканские артисты.

Возможно, герои Гомера не выглядели как Дэвид Гяси (Ахиллес в «Падении Трои»), но и до Брэда Питта им было далеко.


В прошлом году научный журнал Nature опубликовал работу, в которой анализировалась ДНК жителей Греции и Крита XXIX века до н. э. Согласно результатам исследования, греки оказались потомками микенцев и минойцев, чья внешность установлена довольно точно: карие глаза и темные волосы. Позже к этим чертам примешиваются славянские, а в бронзовом веке их кожа становится значительно темнее из-за расширения греческого мира в сторону Африки.

В целом древние греки, вероятно, были более смуглыми, чем их потомки, и уступали им по антропометрическим показателям: средний рост найденных мужских скелетов составил 163 см, женских — 153 см.

Но внешность их варьировалась в достаточно широких пределах благодаря активным контактам с народами Средиземноморья и севера Африки. Не стоит забывать также об иммиграции и межрасовых браках, которые упоминаются в дошедших до нас литературных произведениях. Так, в одном из эпизодов поэмы Гелиодора «Эфиопика» в семье темнокожих правителя Эфиопии Гидаспа и его супруги Персинны рождается белая дочь. Сама царица объясняет случившееся очень просто: во время зачатия она смотрела на изображение Андромеды (разумеется, чистокровной «европейки»), и этот фактор оказался важнее генетических условностей.

Цветовые определения часто кажутся нам очевидными и естественными, потому что они моментально позволяют воссоздать в голове облик героев. Легко представить, что мы видим ту же палитру, что и древние люди, и принять это как данность. На уровне физиологии всё так и есть. Но хотя наш мозг обрабатывает внешние сигналы точно так же, как мозг праотцов, их интерпретация сильно зависит от категорий, принятых в том или ином окружении. Попытки взглянуть на знакомые вещи глазами других народов и цивилизаций — неплохой эксперимент для разрушения стереотипов. Возможно, древние греки крайне удивились бы, если бы узнали о современных дебатах по поводу цвета их кожи. В конце концов, тогда мыслящую часть человечества занимали вопросы поважнее.

Греки волосы

Цвет волос древних греков претерпел серьезные изменения, она практически не поход на такой вариант, каким мы его видим сегодня. Волосы мужчин греков и женщин в древних документах изображены и описаны как светлые, но сегодня греки имеют преимущественно темный цвет волос. Греки отличаются своей жгучей южной красотой, черные длинные волосы греков непременно привлекают к себе внимание. Сегодня мы поговорим о том, какой цвет волосы древних греков. Читайте следующую статью на страницах журнала volosyinform.ru.

Цвет волос древних греков

Современные специалисты по античному миру и классической литературе стараются не делать громких заявлений и чаще всего оставляют вопрос расовой принадлежности греков за рамками своих исследований. Их можно понять: информации на эту тему немного, да и предмет разговора крайне щекотливый.

Но еще сто лет назад облик эллинов не вызывал у европейских ученых ни малейших сомнений. В одиннадцатом издании «Британской энциклопедии», опубликованном в 1911 году, говорилось, что нордический тип внешности (белая кожа и светлые волосы) встречался в Греции еще в древние времена. Философ Бертран Рассел в 1946 году вообще назвал эллинов «светловолосыми захватчиками с Севера».

нордический тип внешности
В древние времена греки имели светлые волосы

У авторов «Британники» были свои причины придерживаться такой точки зрения. В путевых дневниках, датированных 150 годом до н. э., мы находим следующее описание жительниц древних Фив: «Самые высокие и миловидные во всей Элладе. Свои соломенные волосы они завязывают в узел на макушке». Другие поэты воспевают златовласых и сероглазых женщин. Стереотип оказался живуч: в IV веке н. э. греческих мужчин по-прежнему представляли светлокожими и светловолосыми.

Греки волосы и прически

От природы греки имели прямые и густые волосы черного цвета. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.

Греки волосы и прически какие

Греки волосы и прически

В архаичный период мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.

Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Такие косы кольцом, в два ряда, обвивали голову, при этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных локонов. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.

Советуем почитать: Волосы таджиков

Греки волос мужчин

Греческие лица мужчин обладают характерными для нации крупными чертами с широкой костью. Греки коренасты, тела их характеризуются повышенной волосатостью, смуглостью.

Все представители нации отличаются глубиной посадки глаз и густыми волосами. Типичная греческая внешность мужчины – широкоплечий, коренастый, с повышенной сексуальностью и знающий себе цену. Все греки гордятся своим происхождением, каждый считает себя почти что прямым потомком самого Зевса.

Отдельного внимания заслуживает эталонный греческий профиль мужчин этой страны. Классическое понимание красоты ассоциируется именно с национальными чертами греков. Эталонный греческий нос у мужчин абсолютно прямой, плавной линией идущий ото лба. На переносице практически нет никакой впадинки, там лишь едва заметный изгиб. Прославленный на весь мир греческий нос у мужчин отражается на всех античных фресках и скульптурах. Такими особенностями внешности, как тогда считалось, обладали боги.

Греки с длинными волосами

Греки с длинными волосами будоражат взгляды многих женщин. Тео Теодоридис — представитель греческой нации, который практически не изменяет своей прическе. Кажется, он вобрал в себя всю красоту греческих мужчин.


В Древней Греции женское тело оценивалось по параметрам, которые были близки к современным. Красота считалась одним из высших проявлений щедрости богов - красивые люди, как женщины, так и мужчины, пользовались не меньшим почтением и популярностью, чем государственный деятель или знаменитый полководец. В обществе была особая прослойка, которую составляли самые красивые люди - они были почтенными и многоуважаемыми вдохновителями творческих людей и поэтов. Им посвящали песни, стихи, скульпторы создавали с них статуи.

Математическая красота

Древние греки питали особую любовь к математике и геометрии, именно поэтому абсолютно все параметры красоты греческих женщин (да и не только их) получили точное выражение в плане пропорций. Однако скульпторы и художники разрабатывали собственные модули и каноны, которые использовали при создании своих творений.

Красота и этика

женщина греческая

Нужно заметить, что в Древней Греции было запрещено изображать абсолютно нагое женское тело - считалось, что это унижает достоинство женщины и выглядит непристойно. Именно поэтому многие скульптуры прикрывались высеченными из камня элементами оформления (частями одежды и имитацией тканевой драпировки и т. п.) и были лишь частично обнажены. Афродита Праксителя и Афродита Милосская остаются очень редкими исключениями из правил. Авторам этих скульптур удалось избежать осуждения общества: чтобы за этими творениями искусства не закрепилась дурная репутация, скульпторы изобразили женщин во время процедуры подготовки к купанию.

Женщины в греческой мифологии

О главенстве и былом величии женского начала можно судить по таким образам греческой мифологии, как Лето, Афина, Гера и Афродита.

С появлением культа богини любви происходит скачок в развитии искусства: в Древней Греции начинают уделять внимание изображению нагого тела в скульптуре, фресках и картинах. На первоначальном этапе богиня Афродита отличалась от остальных богов греческого пантеона тем, что она изображалась абсолютно обнаженной. Это была прекрасная дева с длинными волосами, похожими на жидкое золото, с тонкими и нежными чертами лица и глазами изумрудного цвета. К тому же она обладала вечной юностью и была грациозна и изящна, словно лань.

афина богиня

Афродита

С периода Древней Греции существует одна история создания скульптуры богини любви и красоты - Афродиты. Пракситель, один из талантливейших творцов изящных статуй человеческого тела, создал ее по образу своей любимой. За это его вызвали в суд и обвинили в святотатстве, так как по законам того времени запрещалось изображать богов с человеческих образов и уж тем более - проводить ассоциации с богиней через смертную женщину. Было мнение, что боги могли разгневаться на людей за такие оплошности и в гневе уничтожить всех, кто живет в городе.

В свою защиту Пракситель привел с собой в суд Фрину - свою возлюбленную. Сняв с нее одежду перед всеми присутствующими, скульптор спросил, почему они считают, что ее тело не божественное и какие в нем есть недостатки? Убедившись в красоте тела Фрины, судьи не смогли подобрать аргументы и были вынуждены даровать мастеру свободу.

афродита богины

Стандарты красоты у мужчин

Понятие привлекательности у мужчин Древней Греции также было четко составлено. В почете было подтянутое, спортивное тело, потому что греки были приверженцами здорового образа жизни. Примером подражания для них были боги Олимпа – они изначально считались идеалом, которого нужно было достичь. У молодых людей было принято носить длинные волнистые волосы, стянутые шелковой лентой или обручем, и чисто выбривать лицо. По мере того, как они взрослели, мужчинам разрешалось отращивать бороду, а их прическа становилась короче.

Идеал красоты у греческих женщин

Как уже было сказано ранее, идеалом привлекательности в период античности было спортивное, абсолютно пропорциональное тело. Для греческой женщины большим преимуществом были высокие развернутые плечи, рост, слегка расширенный таз, осиная талия, стройные ноги и плоский подтянутый живот. Комбинация из высокого лба, голубых глаз и светлых волос считалась очень красивой. Нос у греческих женщин должен был быть прямым с маленькой горбинкой. Под это описание попадает статуя Афродиты Милосской. Она олицетворяла высшее природное совершенство и была идеалом красоты. Скульптура изображает стройную девушку с изящной осанкой. Ее рост - 164 см, а объемы бедер, талии и груди соответственно – 86, 69 и 93 см.

Красота лица

профиль грека

Пропорциональности и симметричности лица придавалось большое значение. Безупречное лицо можно было условно разделить на три одинаковые части по линиям бровей и кончику носа. Как уже было упомянуто, голубоглазые блондинки с волосами, которые забирались в низко поставленный, но элегантный пучок, считались красивыми.

Греческий профиль

Греческий профиль — особенная трактовка профиля лица человека, которая является частью канона скульптуры Древней Греции эллинистической и классической эпох. Он также является одной из самых важных характеристик привлекательности того периода.

Отличительной чертой является линия носа, которая прямо переходит в лоб почти без выделения переносицы. Если на голову надет шлем, то эта линия сливается с ним тоже. Отмечают также относительно тяжелый подбородок.

Чрезвычайно затруднительно в реальной жизни встретить людей с похожей внешностью, даже среди современных греков. Общий тип: высокий компактный нос, развитые скулы, прямоугольные глазницы, узкая подносовая область, прямоугольное лицо. Использование выражения "греческий профиль" в устной речи, чтобы описать чью-либо красоту, не является соответствующим истине, потому что на самом деле обычно люди просто хотят выразить восхищение чистотой линий профиля человека, которого они описывают. Стоит отметить, что «греческий профиль» не является синонимом «длинного носа», думать так - распространенная ошибка.

Анализируя греческий профиль, Гегель приходит к выводу, что в нем максимально сглажены «звериные» черты, которые присущи голове: скулы, жевательные мышцы, рот, напоминающие о человеческой физиологичности, и, наоборот, сделаны акценты на черты, которые обозначают умственную деятельность, — в первую очередь, это красивый лоб. В таком лице, пропорции которого находятся в полной гармонии, обычно не очень высокий лоб получает выражение упрямой концентрации ума и твердости, свидетельствующих о высоких достоинствах человека.

Что касается женского лица, то, согласно главным канонам, которые определяют представление о красоте, красивым считалось, если у греческой женщины нос прямой, а глаза широко открытые и большие, расстояние между ними не должно быть менее размера одного глаза. Большие глаза искусно подчеркивались округлыми дугами бровей. Это все должно было обрамляться ровными линиями подбородка, носа и невысоким лбом. Волосы не обрезали, а укладывали в аккуратную, перевязанную шелковой лентой на затылке прическу.

Греческая диета

греческая диета

Греческие женщины внешности уделяли большое внимание. Известно, что у них особое пристрастие к еде, поэтому неудивительно, что они обладали пышными фигурами. Однако для того, чтобы формы были именно соблазнительными, похожими по форме на песочные часы, гречанки стараются следить за своим рационом. Именно поэтому греческие женщины на фото выглядят так гармонично. Среди национальных греческих блюд можно заметить много рецептов из мяса, рыбы и овощей. Неудивительно, что греческие женщины красивые. Во всем мире диетологи уже не раз обращали внимание на то, что греческая кухня - образец раздельного питания: здесь баклажаны запекаются с картофелем, сыры едят с помидорами, а мясо и рыбу едят отдельно друг от друга и без гарнира.

Греческий характер

Женщины Греции (и не только они, кстати, мужчины тоже) - яркие индивидуалисты, которые имеют свой собственный взгляд на эту жизнь и не боятся противопоставлять его мнению общества. У них есть привычка отстаивать только личные интересы и в чаще всего они нейтрально относятся к культурным, экономическим и политическим событиям, которые не затрагивают их личный мирок.

греческая женщина

Чего уж точно не потерпит ни один грек, так это покушения на свободы его страны и на его личную свободу. Это неудивительно, так как поклонение демократии находится у современных жителей Эллады в крови. Если возникает малейший намек на ущемление его прав, греческое население может превратиться в грозную силу, которая готова ринуться на врага.

Еще одна типично греческая черта - ярко выраженная эмоциональность. Чтобы выразить свои чувства, греки не видят необходимости в полумерах. Если они плачут - то навзрыд, а если смеются - то от души. Даже знаменитая непоколебимость и задумчивость греческих рыбаков - это лишь подтверждение данной особенности их характера, так как только очень эмоциональные люди могут погрузиться в свой внутренний мир с такой же страстью, с какой они предались бы веселью и радости на свадьбе у собственной дочери.

Нужно также обязательно обратить внимание на знаменитое греческое гостеприимство, возведенное самими греками в ранг чтимой с особым трепетом национальной традиции. Приехав в Грецию, вы столкнетесь с этим почти на каждом шагу. Официанты с большим удовольствием и радостью объяснят вам, какие сегодня блюда особенно удалось приготовить шеф-повару, в магазине продавцы примут ваш заказ с вежливой и доброй улыбкой, а сотрудники отеля будут окружать вас вниманием и настоящей домашней заботой. Если же в Греции у вас есть бизнес-партнеры или друзья, и вам нужно будет приехать к ним с визитом - приготовьтесь к встрече, по сравнению с которой даже столь нахваливаемое русское хлебосольство померкнет. Это будет не всего-навсего обычный ужин, а самый настоящий пир, где столы будут ломиться от вкуснейших блюд, вино потечет рекой, а песням и танцам не будет ни конца, ни края.

Очень забавно, что также в греческом характере гармонично сочетаются друг с другом еще две абсолютно противоположные черты: знаменитая деловая хватка греков и не менее известное греческое благочестие.

Греческая одежда

Древние греки не только достигли больших успехов в самых разных сферах культуры, но и преуспели и в искусстве хорошо одеваться: именно они первыми приходят к мысли, что люди в своем великолепии подобны богам, а тело человека - это зеркало отражающее идеалы мироздания.

греческая одежда

Основными элементами национального костюма в Древней Греции были: гиматий, представляющий собой накидку, которую драпировали, чтобы подчеркнуть фигуру, и хитон, который был нательной одеждой. Исходя из требований нравственности и морали той эпохи, одежда для греческих женщин была длиннее мужской и прикрывала почти все тело. Она также состояла из гиматия и хитона, но была намного красочнее и ярче. Однако носить пеструю одежду греками не приветствовалось. Чтобы сделать одноцветный наряд интересней, его украшали искусным орнаментом и вышивкой.

Сегодня одежда для женщин в греческом стиле - это не только часть истории страны, но и вдохновитель дизайнеров и модельеров со всего мира на создание творений модного искусства современности, привлекающих модниц своей изящностью и легкостью.

Читайте также: