Какого цвета волосы у египтян

Опубликовано: 05.05.2024


Во все времена женщину воспринимали как источник вдохновения и красоты. При этом каждым народом, в соответствии с особенностями быта, культурными традициями и верованиями, создавался некий определенный образ.

египетские пирамиды

Он и служил эталоном женской красоты, причем порой не только многие годы, но и столетия. А что являлось подобным идеалом в Египте? Это лицо с тонкими чертами, полными губами и большими миндалевидными глазами, находящееся в контрасте с вытянутой изящной фигурой и тяжелой прической. Такая женщина должна была вызвать представление об экзотическом растении, находящемся на гибком колышущемся стебле.

Применение косметики

Египетские женщины первыми в истории человечества стали уделять пристальное внимание уходу за своей кожей. Стоит отметить, что до них никто не применял скрабы и кремы для лица. Историки приписывают создание первых косметических средств египетским медикам. Это подтверждают раскопки археологов, на месте которых исследователи обнаружили первые кремы, которые применялись для борьбы с процессами увядания кожи лица. В эти составы добавлялись тонизирующие добавки, а также настои целебных трав и цветков.

Кроме этого, египтянки первыми начали использовать тушь для ресниц, тени для век, румяна, лак для ногтей и другие косметические средства, которые широко применяются и сегодня. А какие в этой стране существовали представления о женской красоте?

Фигура

Об идеалах красоты египетских женщин (фото изображений представлены ниже) мы можем судить по фрескам, которые сохранились до наших дней.

женщины играют

В этой стране таким представлениям соответствовало стройное тело с развитой мускулатурой. Красивыми считались египетские женщины, обладавшие небольшой грудью, широкими плечами, длинными ногами и шеей, черными густыми волосами и узкими бедрами. Фигура при этом у них должна быть непременно стройной и грациозной. Недаром одной из богинь народа этой страны была египетская женщина-кошка Бастет. Она выступала олицетворением радости и света, богатого урожая, а также красоты и любви. Эту богиню почитали как хранительницу семейного счастья, уюта и домашнего очага. В египетских мифах можно встретить различное описание образа этой женщины. Порой она была ласковой и грациозной, а иногда мстительной и агрессивной.

Макияж

Магия взгляда египетских женщин и умение повелевать им другими людьми, воспевалось историками, писателями и поэтами всех эпох. Однако до настоящего времени косметологи и визажисты так и не смогли разгадать секреты «фараоновских» глаз. Сегодня они представляют собой одну из самых прекрасных загадок, пришедших к нам из прошлого.

Изображения глаз исследователи находят на саркофагах. Считается, что эти рисунки являлись оберегами и указывали на то, что и после своей смерти усопший будет видеть все происходящее в мире живых.

Изначально косметикой имели право пользоваться только жрецы. Только они знали секреты изготовления косметических средств. Эти составы были необходимы жрецам для проведения ритуалов, в частности, тех, которые снимают порчу и защищают от сглаза. И только с течением времени косметику стали использовать египетские женщины, относившиеся к знати.

Каким же был макияж той эпохи? Конечно, особый акцент всегда делался именно на глаза. В древности египетские женщины использовали палочки, которые изготавливались из бивней слонов. С помощью этого инструмента они наносили на ресницы специальную краску. В ее составе находились сурьма и графит, жженый миндаль и даже крокодилий помет. Глаза египетские женщины (фото процесса см. ниже) подводили другой краской.

египтянка накладывает макияж

Она изготавливалась из лазурита, малахита и толченой пыли. Такой макияж позволял придать глазам миндалевидную форму. Более темный черный контур получался при использовании сурьмы. Тенями для век служили составы, в которых включали пыль бирюзы, малахита и глины.

Для того чтобы соответствовать идеалу красоты, женщины Египта расширяли зрачки и придавали своим глазам блеск. Для этого они капали сок растения, называемого «сонная дурь». Сегодня мы знаем его как белладонну.

Египтяне самыми красивыми считали зеленые глаза. Именно поэтому женщины обводили их краской, изготовленной из углекислой меди. Несколько позже ее заменили на черную. Глаза непременно удлиняли к вискам и обязательно пририсовывали длинные и толстые брови.

Применяли зеленую краску для ступней ног и ногтей. Для ее приготовления растирали малахит.

Еще одним изобретением египтянок стали особые белила. Они позволяли придать их темной коже светло-желтый тон. Этот цвет являлся символом земли, согретой солнцем.

Помадой для губ у древней египетской женщины служила смесь, основу которой составляли морские водоросли, йод и бром. Подобные ингредиенты были небезопасны для здоровья. Исследователи полагают, что известное нам выражение о том, что красота требует жертв, возникло именно в связи с использованием данного состава.

Свой оригинальный рецепт помады был у Клеопатры. Она смешивала толченых красных жуков с измельченными муравьиными яйцами. В смесь добавлялась чешуя рыб, придающая губам блеск.

Румянами для скул и щек египтянок служил едкий сок, полученный из ириса. Он вызывал раздражение кожи, придавая ей красноту, сохраняющуюся в течение длительного времени.

Красивой египетская женщина считалась тогда, когда скрывала все дефекты кожи лица, придавая ей мерцающий ровный матовый оттенок. Для этого ей приходилось наносить порошок из морских перламутровых раковин, истолченных в мелкую пудру.

Накладывая подобный макияж, египетские фараоны-женщины выглядели так, словно надели на свое лицо маску. Однако подобный образ и считался в этой стране идеальным. Он позволял ощутить собственное достоинство, представляющее собой понимание абсолютной женской ценности.

Волосы

Красивыми в Древнем Египте считались гладкие густые волосы, имеющие черный цвет. Именно поэтому женщины тщательно ухаживали за своими локонами. Голову они мыли водой, в которой растворяли лимонную кислоту. Кондиционером в те времена служило миндальное масло.

Волосы женщины Египта непременно красили. Для этого ими использовалась хна, а также краска, в составе которой находились вороньи яйца, жир быков, а также черная кровь животных. Волосы могли быть окрашены с приданием им различных оттенков. Для получения нужного цвета хна перемешивалась с раздавленными головастиками. Окрашиванию седины способствовала смесь из крови буйвола, вскипяченная в масле. По поверью, такой раствор обладал еще и магическими свойствами. Египтянки верили в то, что темный цвет шкуры животного переносится на их волосы. Для борьбы с облысением и улучшения роста локонов на них наносился жир носорога, тигра или льва.

Прическа

То, как были уложены волосы, являлось в Древнем Египте важнейшим показателем социального статуса их хозяйки. Верхом изящества считали высокую прическу, которая подчеркивала длину шеи. Но с течением времени укладывать свои волосы у знати стало немодно. Этим продолжали заниматься только люди, находящиеся на низшей социальной ступеньке. Знать же начала использовать парики. Их изготавливали из волокон и нитей растений, шерсти животных и натуральных волос. Парики были черного цвета. Их украшали бусинами из полудрагоценных камней и золота. Несколько позже, уже на закате цивилизации Древнего Египта, модными стали считаться парики голубого, оранжевого и желтого цвета. Для того чтобы защитить голову от теплового удара и от педикулеза, свои волосы женщины коротко стригли или брили. За париками египтянки тщательно ухаживали. Они расчесывали их гребнем из дерева и слоновой кости.

макияж женщины Древнего Египта

Кстати, бритые головы считались одной из привилегий жреческой касты. Наголо стригли даже детей, причем независимо от их пола. На макушке оставляли только один «младенческий локон».

Древние Египтяне могли создавать довольно сложные прически, состоящие из множества мелких косичек. Исследователи полагают, что эта мода была заимствована у народов Малой Азии.

Для создания прически использовалась и завивка. Примером тому может служить парик, который украшал голову богини Хатхор. Он выделяется двумя крупными прядями волос, которые своими завитыми концами ниспадают на грудь.

Нередко на верх парика ставили конусы, в которых наливали ароматную помаду, изготовленную из животного жира, и отдушки. Этот состав постепенно плавился на солнце и стекал по волосам, источая благоухание.

Атрибуты красоты

Лучшим доказательством того, что женщины Древнего Египта много внимания уделяли своему лицу и телу, считаются найденные археологами сосуды и баночки для косметики, красок, духов, различных растираний, а также всевозможные лопаточки и ложечки, заколки, гребни, шпильки, зеркала и бритвенные лезвия. Подобные аксессуары обнаруживались в большом количестве и нередко имели украшение в виде символа богини красоты Хатхор. Хранился этот инструментарий в специально изготовленных для этого ларцах. Подобная вещь была непременным атрибутом в интерьере знатной египтянки.

Использование ароматов

Древние египтяне были одними из первых, кто занялся производством благовоний и духов, которые впоследствии стали объектами стабильного экспорта. Еще Диоскоридом было отмечено умение этого народа изготавливать великолепные масла. Особенно часто для этого использовались лилии. Мастера отжимали лепестки цветов, а также применяли настои из коры и плодов растений. Особенно любили египтяне лотос и корицу, кардамон и ирис, миору, сандал и миндаль.

египтянка с длинной шеей

При изготовлении ароматов использовалась и вытяжка, добытая из желез антилопы. Вещество, вырабатываемое этим пустынным животным, и сегодня является неизменным составляющим в рецептуре дорогой французской косметики и товаром, экспортируемым современным Египтом. Ценность этой вытяжки состоит в необычайно стойком аромате.

Рецепты красоты

И сегодня современные египетские женщины с удовольствием пользуются великолепными маслами и вытяжками животного и растительного происхождения, рецепты которых были придуманы на их родной земле много веков назад. На любом восточном базаре в этой стране можно увидеть огромное разнообразие подобных средств, которые рекомендованы к использованию не только в косметических, но и в лечебных целях.

Так, масло лотоса придает силу и вселяет энергию. Аромат, полученный из жасмина, успокаивает и дарит ощущение внутреннего равновесия, а также чувство уверенности. Масло, добытое из дикого апельсина, часто добавляется в средства для лица. Подобный ингредиент тонизирует кожу и придает ей свежий вид. Незаменимо это масло и в борьбе с целлюлитом. Для придания коже упругости его втирают в проблемные зоны, предварительно смешав в равных пропорциях с маслом сандала. Последнее вещество способно увлажнить кожу, согреть и размягчить ее. Помимо этого, масло сандала великолепно укрепляет ногти. При мытье волос 1-2 капли этого вещества добавляют в шампунь. Это позволяет ускорить рост локонов.

Использование кунжутного масла замедляет процессы старения кожи и защищает ее от солнечных лучей. До наших дней дошел еще один рецепт красоты египетских женщин. Это молочно-медовая ванна, которую очень любила принимать царица Клеопатра.

Еще один уникальный косметический рецепт представляет собой детальное описание теста, изготовленного из метелок сочевичника. Это многопрофильное средство, которое омолаживает кожу, разглаживает морщины, осветляет пигментные пятна и стимулирует рост волос.

Уход за кожей

Египетские женщины отличались чистоплотностью. При этом большое внимание они уделяли уходу за телом и лицом. Представительницы высшего сословия довольно часто принимали ванны с ароматическими средствами, очищали кожу с применением специальных смесей из золы и глины. Для придания мягкости и гладкости кожи они втирали в нее крема на основе тертого мела. Считается, что именно египтяне придумали скраб, в состав которого входила морская соль и перемолотые кофейные зерна. Аналогом современного мыла в Древнем Египте служил пчелиный воск. Его разводили в воде, после чего применяли для омовения.

Для того чтобы защитить кожу от палящих лучей солнца и сильного ветра, египтянки наносили на нее натуральные масла и овечий жир. Борьбу с морщинами они вели, используя смесь меда и соли.

Волосы древние египтяне ценили только на голове. Для удаления лишней растительности на теле ими была придумана восковая эпиляция. Женщины избавлялись от ненужных волосков, нанеся на кожу пастообразную массу из крахмала, лайма и мышьяка. Аналогом это средства являлась смесь из пчелиного воска и сахара.

Одежда

Судя по свидетельствам древнейших документов, наряды египетских женщин во времена фараонов были изящны и в то же время практичны. Предпочтение отдавалось платьям, которые не имели излишеств в отделке и плотно облегали фигуру. В более позднем периоде египетская одежда женщин была несколько видоизменена по своему фасону. Платья стали двойными. Нижнее шилось из плотного, но тонкого материала. Верхнее при этом было широким и полупрозрачным.

Для того чтобы придать фигуре большую стройность, платье затягивалось двумя поясами. Один из них был расположен на талии, а второй – выше груди. Порой египетская одежда женщин состояла из трех платьев. Самое верхнее из них было похоже на короткий плащ и украшалось вышивкой.

По манере женщины одеваться можно было определить ее социальное положение. У профессиональных танцовщиц и певиц наряды были такими же, что и у знатных дам. Гардероб рабынь и служанок состоял из коротких платьев. Такая одежда не сковывала движений.

Египетские мужчина и женщина никогда не обходились без украшений. Представители обоих полов носили подвески и цепочки, ожерелья, кольца и браслеты. Чисто женским аксессуаром были только сережки.

В связи с тем, что идеалом красоты в Древнем Египте была стройная фигура, женская юбка шилась так, чтобы плотно облегать икры. Это также не позволяло делать большие шаги, что строго регламентировало походку и позволяло хозяйке передвигаться с чувством собственного достоинства. Грудь в таком платье была обнажена, но в то же время не выставлена напоказ. Весь наряд был призван сохранить гармоничность и естественность.

Одежда жителей древнего Египта была продумана и функциональна. Из-за жаркого климата, находясь в долине Нила, наряды можно было не носить вообще. Но это касалось только мужчин. Первоначально они носили лишь прикрепленную спереди на середине пояса примитивную драпировку. Она изготавливалась из узкой полоски кожи или сплетенных вместе тростниковых стеблей. В дальнейшем мужчины облачились в схенти - египетский фартук. У женщин (фото скульптурных изображений представлено ниже) любые передники в гардеробе отсутствовали.

скульптуры Древнего Египта

Схенти носили все египетские мужчины, начиная от земледельцев и заканчивая фараонами. Эти передники представляли собой треугольный или прямоугольный кусок ткани, одна часть которого собиралась в складки и прикладывалась спереди. Оставшаяся же оборачивалась вокруг тела. Ее свободный конец приспускался под той деталью, которая находилась впереди.

Обувь у жителей Древнего Египта была довольно простой. Она представляла собой сандалии, основными деталями которых являлась кожаная подошва и несколько ремней, охватывающих ногу. При этом женская обувь ничем не отличалась от мужской.

Имена

У древних египтян, как, впрочем, и у других народов, имена были призваны подчеркнуть индивидуальность человека, его внешность и характер, преданность определенному богу и т.д.

египтянка с накрашенными глазами

Например, Нефертити означает «прекрасная». Египетские имена женщин, так же как и мужчин, нередко имели в качестве одной из своих составных частей имена божеств. Это являлось надеждой человека на благосклонное отношение высших сил. Были в Древнем Египте и имена-пророчества. Они являлись ответом божества-оракула на запрос родителей.

10 интригующих научных версий о том, как выглядели древние египтяне.

1. Геродот

Отец истории Геродот.

Греческий историк Геродот, который много писал о Египте примерно в 450 г. до н.э., был одним из первых, кто косвенно пролил свет на появление древних египтян. Писавший более чем за 100 лет до того, как Александр Македонский покорил Египет, Геродот утверждал, что жители Колхиды (район на восточном побережье Черного моря) были египетского происхождения, потому что, как и у египтян, у них была темная кожа и густые курчавые волосы. Обе группы также практиковали обрезание.

Краткое описание Геродота было предметом бесконечных дебатов. Если быть точным, то историк использовал слова melanchroes (имеющие темную или черную кожу) и oulotriches (имеющие кучерявые или вьющиеся волосы). Некоторые ученые полагают, что слово melanchroes может означать просто людей, у которых была более темная или смуглая кожа, чем у самого Геродота. Геродот также отмечает, что физический облик колхидян «ничего не доказывает, поскольку другие народы также имеют эти черты», а это может означать, что колхидяне не сильно отличались от других азиатских народов. Единственное, что понятно из записей Геродота, - египтяне, вероятно, не были очень уж светлокожими.

2. Рамсес II

В начале XIX века сторонники рабства и другие расисты утверждали, что древний Египет мог только быть настолько продвинут, поскольку в нем была европеоидная цивилизация. Они также предполагали, что египетский правящий класс был белым, а их рабы были чернокожими. Афроцентрические историки, с другой стороны, подчеркивают субсахарские истоки египетской цивилизации, утверждая, что древние египтяне были чернокожими. Кажется, что истина находится где-то посредине.

Мумия Рамсеса II.

В 1881 году была обнаружена мумия Рамсеса II (египетского фараона, правившего примерно в 1279-1213 г.г. до н.э.). Почти столетие спустя, в 1974 году, археологи в Париже провели судмедэкспертизе эту мумию. Их анализ показал, что у фараона были рыжие волосы, а эта черта никогда не встречалась в Африке к югу от Сахары. Рамсесу II было около девяноста лет, когда он умер, его седые волосы были окрашены в рыжий цвет хной, но микроскопический анализ подтвердил, что он изначально был рыжим. Поскольку Рамсес, как известно, был ливийского происхождения, историки предположили, что он, вероятно, имел относительно светлую кожу, тем более, что правителю Египта не нужно было часто появляться на солнце.

3. Тутанхамон

Источником споров являются современные изображения Тутанхамона, египетского фараона, который начал свое правление в возрасте девяти лет в 1330-х годах до нашей эры. Некоторые афроцентрические ученые утверждают, что популярные изображения фараона как белокожего человека, являются расистскими и вопиюще неточными.

Маска Тутанхамона.

Спор вспыхнул заново, когда египетские ученые секвенировали ДНК Тутанхамона. Хотя исследователи не опубликовали никакой информации о расе фараона, различные неонацистские организации ссылаются на размытый скриншот из документального фильма Discovery Channel, который, как они настаивают, «доказывает», что Тутанхамон был белым или даже скандинавом, поскольку у него предположительно была группа крови, распространенная на севере Европы.

Власти Египта были даже обвинены в попытке скрыть возможное еврейское наследие Тутанхамона из-за нынешней напряженности на Ближнем Востоке. Тем не менее, большинство генетических экспертов признают, что древнюю ДНК невероятно легко спутать (в одном известном случае ДНК, идентифицированная как принадлежащая динозавру, оказалась принадлежащей современному человеку). А это делает любое исследование ДНК Тутанхамона весьма спорным.

4. Кемет

Подобно тому, как немцы называют свою страну Дойчланд, а не Германия, древние египтяне не называли свою страну Египтом; они называли ее Кемет, что означает «черный». Как и следовало ожидать, есть много споров о конкретном значении слова «кемет». Два основных аргумента заключаются в том, что египтяне использовали слово «кемет» для обозначения своей страны как «земли чернокожих» или же называли её «черной землей».

Кемет - чёрная земля.

Большинство современных лингвистов склоняются ко второму варинту. Они утверждают, что ежегодные наводнения реки Нил приносили плодородную черную почву, которая обеспечивала сельскохозяйственное процветание страны. В результате египтяне назвали свою землю Кемет. Черная почва обеспечивала резкий визуальный контраст с песчаными пустынями вокруг Нила, которые древние египтяне называли «Дешрет» («красная земля»). Но только в части Египта, наиболее близкой к Нилу, была черная почва, а также у египтян не было никакого слова для обозначения расы, поэтому, возможно, ни один аргумент не является полностью правильным.

5. Мать Клеопатры

Разумеется, знаменитая Клеопатра была не совсем египтянкой, а происходила от одного из диадохов-полководцев Александра Македонского, Птолемея. Но какова была ее этническая принадлежность? Большинство египтологов считают, что она была смесью македонских греков и персов, но они точно не знают, кем была ее мать.

Тайна происхождения Клеопатры.

По политическим причинам Клеопатра приказала убить свою сестру Арсиною IV (у них был один отец, но, возможно, разные матери). Некоторые ученые утверждали, что Арсиноя IV была чернокожей, а это означает, что мать Клеопатры (и сама Клеопатра) могли быть африканками. В 1990-х годах один археолог утверждал, что идентифицировал могилу Арсинои и нашел ее скелет. Однако результаты тестирования ДНК костей были неубедительными, и ученые все еще не уверены, что это ее кости. Скорее всего, у Клеопатры была смесь крови ряда средиземноморских народов, греков и разных других национальностей.

6. Египетское искусство

А теперь о том, как же древние египтяне изображали сами себя. В египетских храмах есть статуи, настенные росписи и иллюстрированные папирусы, которые дают некоторое представление о том, как их создатели видели себя. Египтяне изображали себя с различным цветом кожи: от светло-коричневого, красного и желтого до черного.

Египетское искусство.

Мужчины часто были более темнокожими, чем женщины. Это, вероятно, указывает на то, что мужчины занимались ручным трудом на открытом воздухе, но стоит помнить, что древнеегипетские произведения искусства не были реалистичными, и большинство оттенков кожи были скорее символическими, чем реалистичными. Например, египтяне, изображенные с красными лицами или волосами могли означать, что они находятся под заклинанием Сета, злого божества пустыни.

Некоторые ученые утверждают, что египтяне использовали цвета в своих картинах, чтобы отличить себя от нубийцев (людей, которые жили на территории современного Судана), поэтому они и рисовали себя с красноватой или медной кожей, а нубийцев — с черной.

7. Большой Сфинкс

С его человеческой головой и львиным телом Большой Сфинкс Гизы - огромная и невероятно древняя скульптура (вероятно, она была построена около 2500 г. до н.э.). Никто точно не знает, чье лицо у сфинкса, но большинство египтологов считают, что это фараон Хафра. Когда в 1780-х годах французский историк граф Константин де Вольней посетил Сфинкса, он заявил, что у скульптуры африканские черты лица.

Большой Сфинкс

Другими словами, древние египтяне были настоящими чернокожими, подобными всем коренным африканцам». Современные ученые считают почти невозможным судить об этнической принадлежности Сфинкса, поскольку тысячелетия дождей, ветров и жары стерли лицо статуи. Однако в начале 1990-х годов Фрэнк Доминго использовал свой опыт (он работал судмедэкспертом в полицейском участке в Нью-Йорке), чтобы измерить лицо Сфинкса.

Смоделированное им лицо было определенно не похожим на другие статуи Хафра, что указывает на то, что лицо Сфинкса было сделано по подобию кого-то другого. Вместо этого, получившаяся модель содержала отличительные африканские черты, которые, как правило, отсутствовали в других изображениях Хафры.

8. Новая раса

В 1880-х годах историк и археолог сэр Сэр Уильям Мэттью Флиндерс Питри был одним из ведущих исследователей египетских артефактов. Петри внес огромный вклад в египтологию - среди прочего он первым определил доисторическую культуру, которая предшествовала древнему Египту, каким его знают сегодня. Но некоторые из идей Петри остаются спорными. Например, он настаивал на том, что цивилизация раннего династичного Египта не является наследником местных доисторических народов, а по сути являлась «Новой расой», которая вторглась и завоевала «декадентскую цивилизацию доисторического периода».

На раскопках в Египте.

Петри утверждал, что между египетскими артефактами доисторических и династических периодов не наблюдается никакой преемственности, а это означает, что новая раса должна была «уничтожить или изгнать все египетское население». Он считал, что «Новая раса» могла быть из Ливии или Персии. Современные историки предположили, что теории Петри скорее основывались на европейских колониальных идеях XIX века, а династическая раса, которую он идентифицировал, была на самом деле местными египтянами. Интересно, что сам Петри в конце концов признал, что он ошибался.

9. Восточная пустыня

В начале 2000-х годов египтолог Тоби Уилкинсон опубликовал результаты исследования наскальных рисунков, найденных в древней восточной пустыне, в районе Сахары между Красным морем и Нилом. Наскальные рисунки, датируемые началом четвертого тысячелетия до нашей эры, изображают типичные снимки Нилской долины, крокодилов, гиппопотамов, а также изображения людей, которые носят головные уборы и вооружены булавами. Эти образы имеют значительные параллели с более поздними произведениями династических египтян, поэтому Уилкинсон сделал вывод, что корни египтян восходят к Восточной пустыне.

Где ваши корни?

Согласно Уилкинсону, предки династических египетских народов были полукочевыми скотоводами, которые перемещались между берегами рек и сухими районами Восточной пустыни. Эта пустыня, о которой идет речь, охватывает части современного Египта, Судана и Эфиопии. Однако теория Уилкинсона не была окончательно доказана, и он сам признает, что трудно точно идентифицировать наскальное искусство.

10. Зубы

Может ли изучение зубов древних египтян пролить свет на их происхождение и на кого они были похожи. В 2006 году исследование останков челюстей почти 1000 египетских скелетов показало, что зубы египтян оставались похожими на протяжении всей древней истории - другими словами, древнеегипетское население, вероятно, оставалось удивительно однородным на протяжении тычячелетий: между додистастическим периодом и ранней Римской империей.

Всё меняется, даже зубы.

Зубы с течением этого времени в основном просто слегка уменьшались по размеру, и они весьма напоминали зубы современных популяций по всей Северной Африке (на зубы людей из Европы и Западной Азии они были похожи меньше). Интересно, что автор исследования, Джоэл Д. Ирланд, предлагает, что стоматологические исследования показали «смесь многих биологически разных народов, включая группы из Сахары, нилотов и Леванта». Однако он утверждает, что эта «смесь» произошла в преддистастический период, до наступления золотого века Древнего Египта.

Когда египетская цивилизация процветала, население оставалось генетически схожим, благодаря обширным торговым связям, которые существовали по всей стране, что в значительной степени перевешивало любое внешнее влияние. Однако стоит отметить, что стоматологические измерения могут широко варьироваться даже среди близкородственных популяций.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

От древних египтян осталось множество изображений и скульптур. Казалось бы, восстановить их внешность очень просто. Увы, это не так — изобразительное искусство древнего Египта было весьма схематичным, люди рисовались по строгим канонам. К примеру, египтяне раскрашены в красный цвет, у них обычно короткие прямые чёрные волосы. Но на самом деле это парики, а цвет кожи на этих рисунках условен. Египтяне должны были визуально отличаться от нубийцев, изображаемых чёрными, и восточных народов (ливийцев, ассирийцев), которые на египетских изображениях показаны белокожими.

Единственным исключением являются очень реалистичные Фаюмские портреты, найденные в одноимённом оазисе. Там сохранилось около 900 погребальных портретов людей, имеющих различные черты лица, цвет кожи и волос. Но, к сожалению, в этой местности жили греки, осевшие в Египте после завоевания этой страны Александром Македонским. От коренного населения подобных изображений не осталось.

Несколько лучше обстоит дело с погребальными масками фараонов. Но, во-первых, они тоже делались по строгим канонам классического египетского искусства, а во-вторых, фараоны по происхождению могли быть и не египтянами (к примеру, династия Птолемеев, правивших Египтом с IV в. до н.э., греческая). При исследовании мумии Рамсеса II выяснилось, что фараон при жизни был рыжеволосым. Этот факт вполне объясним, ведь его предками были ливийцами.

Мериам Джордж, «Мисс Египет 2005», коптского происхождения.

К счастью, остались записи античных историков, например Геродота, который описывает египтян как людей «темнокожих, с курчавыми волосами». Кроме того, сейчас в этих краях живут прямые потомки древних египтян. Учёные-генетики относят к таковым народность коптов — христианское меньшинство жителей Египта. Причём живущие в верховьях Нила ближе к исходному типажу древнего египтянина, а вот жители дельты от него дальше, поскольку в этих краях происходило более активное смешение с пришлыми арабами.

Рисунок земледельца из гробницы Сеннеджема. XIII в. до н.э.

Но и в глубокой древности внешность жителей Египта не оставалась неизменной на протяжении его долгой истории. Современные египтологи считают, что первые доисторические люди, населявшие эти земли, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, с несколько удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник исходный этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями, сильными запястьями и лодыжками.

Кадр из сериала «Тутанхамон», 2015 г.

В результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила, этот типаж несколько изменился. Египтяне позднего времени имели высокий рост, плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.

Статуя сидящего писца. III тыс. до н.э.

Что касается одежды, то в быту и на полевых работах египетские мужчины обычно ограничивались набедренной повязкой. При этом как женское, так и мужское население древнего Египта, даже не слишком богатое, любило разнообразные украшения: браслеты на запястьях, кольца на пальцах, нагрудное ожерелье в пять-шесть рядов, подвески на длинном шнуре. Писцы носили короткую прямую юбку из белой ткани. Праздничная одежда состояла из туники, расширяющейся книзу. Поверх него надевался широкий пояс-передник.

Сандалии из гробницы Тутанхамона. XIV в. до н.э.

О богатстве и положении человека в обществе у древних египтян больше всего говорили не столько одежда, сколько парик и сандалии. Представитель простого народа обычно именовался «человек со своими волосами» (то есть без парика). Сандалии также были отличительным признаком знати, а крестьяне ходили босиком. Недорогие сандалии изготавливались из папируса (более качественные — из кожи), они были не слишком прочными и поэтому их надевали лишь на торжественные случаи и только в месте проведения праздника, а по улице несли в руках или привязанными к палке.

Древнеегипетская коробочка с косметикой и результат её применения. Современное фото.

Наряд знатной египтянки состоял из очень тонкой рубашки, надетой сверху белой туники такого же фасона, как и мужская, но полупрозрачной и с разрезом почти до пояса. Египетская женщина могла быть одетой и в платье — узкое, облегающее фигуру. Его закрепляли на левом плече, оставляя правое открытым. На парик (женские парики были аналогичны мужским, но с более длинными волосами) сверху крепились «твёрдые духи» в виде маленького конуса. Этот конус состоял из ароматной смолы, которая под солнечными лучами растекалась по парику и благоухала. Египтянки также знали и активно применяли косметику, и не только тени для глаз, но и губную помаду. То есть «индустрия красоты» возникла за несколько тысяч лет до нашей эры.

Казалось бы, у нас есть масса источников, чтобы ответить на этот вопрос: во-первых, изображения. Египтяне династического периода охотно рисовали себя и своих соседей, однако руководствовались при этом каноном и не ставили целью достижение реализма или портретного сходства, во всяком случае, пока не доходило до посмертных масок и статуй.

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

Себя египтяне изображают почти всегда в профиль, довольно часто (но не всегда) — с развернутыми прямо плечами, стройными и молодыми. У мужчин кожа красновато-кирпичная, в то время как у женщин — более светлая и желтоватая. Вряд ли это было обусловлено генетическими особенностями; действительно, кожа женщин в целом светлее кожи мужчин, это относится ко всем расам и популяциям, однако всего на 3-4 % и обычно это даже не бросается в глаза. Можно предположить, что египетские женщины специально осветляли кожу при помощи масел или косметических средств; кроме того, египетские женщины носили длинные платья, в то время как мужчины — в основном набедренные повязки, следовательно, были больше подвержены загару. Но основную роль все равно играл канон изображения мужчин и женщин.

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

Очевидно, египтяне были смуглокожими, но никак не негроидами; они оставляли и сравнительные изображения своих соседей, по которым очевидно, что нубийцы казались им почти черными, а ливийцы и ассирийцы — практически белокожими.

Волосы у всех изображений черные, тут и удивляться нечему; однако, учитывая, что египтяне носили парики, сложно определить, где настоящие волосы, а где парик, т.е. фактически головной убор из волос. А существенно это в случае, если мы хотим определить степень их природной волнистости, что важно для определения предполагаемой расовой принадлежности древних египтян. Впрочем, с расами песня отдельная, поговорим об этом ниже.

Кроме условных и не стремящихся к реализму рельефов, египтяне создавали трехмерные скульптуры, в которых вполне можно заподозрить портретное сходство с оригиналом (хотя и здесь не без вопросов), а также погребальные маски. Сразу уточним, что из категории египетских посмертных изображений стоит исключить знаменитые Фаюмские портреты.

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

Почему? Ну камон, посмотрите на них, это же греки. Ну, или римляне. Или немного оегипченные греко-римляне. Последнее — самая вменяемая версия, но вообще греки и все. (Впрочем, некоторые портреты, что похуже, вполне могут быть и египетскими, но все равно на полном серьезе привлекать их к реконструкции облика древних египтян нельзя, ибо это первые века нашей эры).

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

Но вот, например, голова сами знаете кого. Конечно, Нефертити Тутанхамона. В целом, это изображение не сильно расходится с современной реконструкцией внешности фараона, разве что, сдается мне, здесь он младше, чем был на момент смерти. Можно видеть прямой тонкий нос, не слишком выступающий, полные губы, скошенный лоб и мягкую линию подбородка (в целом отсутствует характерная для европеоидных лиц резкость), череп заметно удлинен (так было и у мумии — видимо, врожденная патология, ибо если бы были следы намеренного вытягивания, об этом бы всяко были упоминания, однако о его черепе упоминают только в контексте предполагаемой родственной связи с Эхнатоном). При этом глядя на Тутанхамона (как и на любого древнего египтянина) сложно определить его расовую принадлежность. На лицо смешение фенотипических признаков всех трех больших рас, наиболее близкое к современной эфиопской переходной расе. Вероятно, египтяне просто жили слишком давно и в таком этническом плавильном котле, что говорить о принадлежности к какой-либо из современных рас вообще не приходится.

По этой же причине не особо показательно антропологическое изучение современных коптов, которые, хотя и являются потомками тех самых египтян, намешали такое количество примесей от других народов, что уже едва ли похожи на "тех самых" предков. Многие ученые сейчас придерживаются мнения, что видоизменение египтян с самого начала и до самого позднего периода шло в сторону осветления и европеизации с постепенной утратой негроидных черт.

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

Существует довольно интересное предположение, что у египтян просто не росли усы и борода. Вероятно, это теория появилась благодаря тому, что почти на всех изображениях египтяне ходят с гладкими лицами, в то время как их соседи щеголяют своими шикарными бородищами. Вместе с тем, можно встретить большое разнообразие различных накладных приблуд, символизирующих бороду, причем у кого длиннее — тот и круче.

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

Однако сакраментальный вопрос: "брили или не тупо не растут?" до сих пор открыт; все эти накладные футляры могут быть обусловлены не комплексами перед ассирийцами, а теми же соображениями, которое побуждали египтян брить головы и заменять на парики. Однако, если волосы на лице действительно не росли или росли слишком редкими, чтобы носить нормальные усы и бороду, это вполне конкретно роднит египтян с монголоидами, например — совершенно неожиданно — с американскими индейцами, у которых (за исключением нескольких племен) ровно такие же проблемы.

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

Египтяне были большими фанатами косметики. Помимо уже упоминавшихся масел и мазей, защищавших кожу от воздействия солнца, популярностью пользовались краски для глаз. Основными цветами были черный, синий и зеленый; предполагается, что эта мода также была обязана климату: темный макияж вокруг глаз работал как солнечные очки, благодаря чему солнце слепило меньше. Краской обводился весь контур глаза, к вискам проводились небольшие "стрелочки". Видимо, брови тоже рисовали, больно шикарная у них форма и изгиб. Красками пользовались как мужчины, так и женщины.

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

При этом знаменитый "голливудский" египетский макияж на аутентичных изображениях мне ни разу не встречался — в основном обводился только контур глаза, но не веко и не область между веком и бровью. Могу, конечно, ошибаться, но единственное, где можно встретит что-то похожее на "голливудский" макияж (черная подводка, синие тени) — это амулеты Уаджет (глаз Гора).

Как выглядели древние египтяне? Древний Египет, Египтяне, Расы, Длиннопост

Знак Уаджет состоит из непосредственно глаза, подведенного краской, с характерной "стрелочкой" сбоку и двумя непонятными откростками (вероятно, слеза и сокол, но это не точно) и брови, повторяющей форму глаза. Пространство между верхним веком и бровью иногда заполняется отличным по цвету материалом (как на картинке сверху) или просто раскрашивается; но далеко не всегда, а когда это служит для соединения элементов в одно целое. На людях такой раскраски мне не попадалось ни разу, хотя если кто найдет, скиньте в комментарии.

Все боится времени, но время боится пирамид

Историческая справка:
Древний Египет – государство, существовавшее в долине реки Нил на территории Северо-Восточной Африки в период с ок. 3000 года до нашей эры до 30 года до нашей эры.

Именно с пирамидами (мощными, вечными) ассоциируется Древний Египет в первую очередь. Но, как говорится, все, что не изобрели в Древнем Египте, было придумано немного позже китайцами. Древние египтяне были не только превосходными строителями, астрономами, математиками, медиками, но и прекрасными парикмахерами. Впрочем, тогда и такого слова не существовало – парикмахер.

Прически Древнего Египта

Статуя царского сына Рахотепа и его жены Нофрет, III тысячелетие до н.э. Египетский музей, Каир.
Нофрет – парик, Рахотеп – короткая стрижка.

И если одежда египтян была достаточно проста и незамысловата – кусок ткани, обернутый вокруг тела, завязанный на бедрах, накинутый на плечи, то прически отличались особой сложностью.

Жители Древнего Египта делали прически как из собственных волос, так и из париков. Причем прически из собственных волос чаще всего носили люди бедные и незнатные, или молодые (мужчины – короткие стрижки, женщины – прямые распущенные волосы, иногда слегка завитые). Фараоны же, царицы, а также жрецы и чиновники носили парики.

Прически Древнего Египта

Тутанхамон с женой в саду, рельеф на крышке ларца, XIV в. до н.э.
Тутанхамон и жена – парики.

Парики в Древнем Египте делались из натуральных волос (самые дорогие парики во все времена), шерсти животных, ниток, веревок, волокон растений. Египетские парики были по цвету всегда темными, только в последние столетия существования египетской цивилизации появятся разноцветные парики – голубых, оранжевых, жёлтых цветов.

Парики, как и все, что окружало жителей Древнего Египта, имели геометрическую форму и четкость линий.

Под парики как мужчины, так и женщины брили головы. Так как климат в Египте достаточно жаркий, то, чтобы не получить солнечный удар, очень часто носилось два парика, одетых друг на друга, между которыми образовывалась воздушная прослойка, которая и защищала от теплового удара.

Женские парики могли быть самых разнообразных форм – в форме шара, «каплевидной» формы, «трехчастный» (волосы спускаются на грудь и спину), с плоским верхом и волосами, разделенными на две части и с ровно подстриженными концами.

Особенностью жрецов (служителей культа) были парики огромных размеров, а также, не менее огромные, маски священных животных.



Погребальная маска Тутанхамона. Новое царство. Египетский музей. Каир. Египет.
На маске Тутанхамона виден урей и клафт.

Все мужчины в Древнем Египте тщательно выбривали лица. Делали они это при помощи специального приспособления – серповидного, сделанного из бронзы или камня. Бороду (и то искусственную) мог позволить себе носить только фараон. Бороду фараон носил вне зависимости от того был он мужчиной или женщиной. К слову, в истории Египта был всего один фараон-женщина – Хатшепсут. Всем известная Клеопатра хоть и правила Египтом, но была лишь его царицей. Борода фараона считалась символом владения землей, а хозяином земли в Древнем Египте был только фараон.

Борода фараона была искусственной, достаточно тонкой и вытянутой – она чем-то напоминала козлиную бородку. Борода могла заплетаться в косичку или мог завиваться её конец. Иногда в бороду вплеталась золоченая змейка – урей - символ власти фараона.

Дети (и девочки, и мальчики) ходили с бритыми головами, на которых оставлялась лишь одна прядь волос у левого виска, либо несколько прядей, которые заплетались в косичку.

Не менее интересными и сложными были и головные уборы древних египтян.



Статуя Осириса, Лувр, Париж
На статуе можно увидеть корону пшент и бороду фараона.
(Осирис – бог, но Осирис и правитель в то же время.)

Корона фараона – пшент – по форме напоминала кольцо, со вставленной в него бутылкой. Корона была сдвоенной, как и сам Египет, состоящий из, когда объединённых в одно целое, двух частей – Верхнего и Нижнего Египта. Также корона была двухцветной – красно-белой – цвета-символы Верхнего и Нижнего Египта. Корону пшент фараоны одевали поверх чепцов, платков или же маленьких шапочек изо льна. Носили фараоны и тростниковую корону – атеф, а также сдвоенную корону, которую украшали изображения кобры и коршуна.

Очень популярным среди всех египтян был клафт – платок, плотно облегающий голову, полосатый. Такой платок имел три конца, два из которых спадали на грудь, а третий – на спину.

Бюст Нефертити

Бюст Нефертити, ок. 1351-1334 гг. до н.э. Известняк. Новый музей, Берлин.
Корона в форме цилиндра.

Что касается египтянок, то они головных уборов практически не носили, обходясь париками. Исключением являлись лишь царицы. Корона царицы представляла собой головной убор в виде птичьей фигуры – фигуры сокола с расправленными крыльями. Такие короны делались из золота и украшались драгоценными камнями. Впрочем, самая известная и прекрасная египетская царица Нефертити носила совершенно другую корону – простую, цилиндрической формы.



Кадр из кинофильма «Клеопатра» 1999 год.
Корона царицы в виде сокола.

Жители Древнего Египта очень любили себя украшать сложными прическами и головными уборами, Больше париков они любили разве что украшения и косметику, которыми пользовались все – как мужчины, так и женщины. К примеру, знатные египтянки в обязательном порядке красили ресницы и брови порошком кохль (сурьма, черный камень, истолченный в порошок), а вокруг глаз малахитом рисовали зеленые круги. Очень косметику любила и последняя египетская правительница Клеопатра, она даже написала книгу, посвященную косметике, - «О лекарствах для лица». Была у нее, на берегу Мертвого моря, и своя парфюмерная фабрика, которую подарил ей Антоний – римский полководец.



Нофрет. Подводка глаз.
Фрагмент статуи царского сына Рахотепа и его жены Нофрет, III тысячелетие до н.э.

Так как туалетные процедуры во времена Клеопатры выполнялись рабынями, то, можно предположить, что и парикмахерами в Древнем Египте также были рабы. И в этом не будет ничего удивительного, ведь точно известно, что парикмахеры в Древней Греции были рабами. Но это уже совсем другая история.

Читайте также: