Какого цвета волосы сони мармеладовой

Опубликовано: 17.09.2024


Соня Мармеладова. Актриса Т. Бедова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Соня Мармеладова ­– самый трогательный, беззащитный, самоотверженный женский образ романа Ф.М. Достоевского. В произведении ей принадлежит центральная роль наряду с главным героем Раскольниковым. Девушка – родная дочь горького пропойцы Семена Мармеладова и падчерица Катерины Ивановны. Безысходность, порожденная нищетой, вынуждает ее торговать своим телом. Встреча Сони и Родиона Раскольникова коренным образом меняет судьбы обоих героев.

В образе Сони отразились черты грешницы из 8-й главы Евангелия, которую прощает Иисус, предоставляя ей шанс начать новую жизнь.

Описание героя

Внешность

Во внешнем облике Сони удивительным образом отражается чистота ее духовного мира. Автор «награждает» девушку ангельски невинным, детским выражением лица и небесно-голубыми глазами. Соне почти восемнадцать лет, но выглядит она, как девочка-подросток. Она маленького роста, у нее худенькое, бледное, довольно симпатичное личико и белокурые волосы. Кротость ее взгляда выдает ту предельную степень униженности, в которой она пребывает.

В эпизоде смерти Мармеладова Соня одета так, что сразу отпадает вопрос о роде ее занятий. Вульгарное платье с хвостом и громадным кринолином и ярко-красное перо, прикрепленное к шляпке, выдают в ней «блудницу». В остальное время она одевается, как и все девушки ее возраста и положения – просто и бедно: «теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка…»

Характер Сони

Достоевский довольно скупо описывает характер Сони и делает это сознательно. Обходясь без подробного представления и довольствуясь малым количеством эпитетов, он преследует цель придать своей героине воздушность и легкость, практически незаметность. Известно, что одними из главных черт характера Сони являются доброта и милосердие. «Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!» «Соня робкая от природы» и, вдобавок ко всему, очень терпеливая и покорная. Она верит в бога и пытается в этой вере обрести утешение и спасение от своего грехопадения. Основу ее существования составляют смирение, кротость и человеколюбие. В этих ипостасях и заключена «правда жизни» Сонечки Мармеладовой.

Биография

Соня родилась в небольшом провинциальном городке, в небогатой семье. Мать девочки рано ушла из жизни, поэтому ее воспитанием занимался отец, чиновник в должности титулярного советника. Когда Соне исполнилось четырнадцать лет, Семен Мармеладов встретил женщину, история которой наполнила его сердце жалостью и сочувствием. Так в их доме появилась Катерина Ивановна с тремя детьми, которая стала мачехой Сонечки.

Отношение Катерины Ивановны к падчерице можно назвать двойственным. С одной стороны, всю свою озлобленность неудавшейся жизнью она срывает на девушке, с другой – ни в чем не обделяет ее и не делает различий со своими родными детьми. У Сони нет никакого образования, так как отец внушил ей, что она не большого ума и не отличается никакими способностями. «Достигнув зрелого возраста», она прочитала несколько романтических книг, а после этого – «Физиологию» Льюиса – на этом ее просвещение закончилось. В настоящее время Соня занимается шитьем, что приносит ей небольшой, но стабильный доход. Жизнь безропотной девушки полностью подчинена интересам семьи, ради которой она готова на любую жертву.

Грехопадение

После того, как главу семейства сокращают на службе, супруги принимают решение о переезде в столицу. В Петербурге Мармеладов быстро находит работу, но практически сразу же теряет ее из-за постоянных запоев. Скудные запасы семьи мгновенно улетучиваются, и Мармеладовы начинают погружаться в полнейшую нищету. Чахотка, которая с каждым днем все больше подрывает здоровье Катерины Ивановны, не позволяет ей работать, Мармеладов не просыхает от пьянства, дети голодают. Невыносимо страдая от этой удручающей картины, Соня решает взять обеспечение семьи на себя.

Необходимо отметить роль Катерины Ивановны в решении Сони заняться постыдным делом. Женщина отличается взрывным, непростым характером, теперь же, когда ее окончательно сводит с ума плач голодных детей, она становится совершенно невыносимой. Однажды, на взлете эмоций, она бросает Соне фразу, которая оказывается для девушки роковой. Катерина Ивановна не может даже предположить, что сказанные сгоряча слова, так подействуют на Соню. Ей все становится понятно, когда Соня, вернувшись домой, отдает ей деньги и ложится на кровать лицом к стене. Осознав весь ужас происходящего, Катерина Ивановна встает перед падчерицей на колени и, целуя ее ноги, рыдает.

Учитывая то, что, по сути, и Катерина Ивановна, и ее дети были для Сони не кровными родственниками, а чужими людьми, ее жертву ради них невозможно переоценить. До сих пор между исследователями творчества Достоевского не утихают споры: является ли решение Сони духовным подвигом? Большинство приходит к выводу, что именно как подвиг во имя спасения семьи следует рассматривать ее поступок. Надо отдать должное Катерине Ивановне, которая глубоко ценила ее помощь и всегда заступалась за девушку, если кто-то дурно отзывался о ней.

«Новое» жилье Сони Мармеладовой

После того, как Соня пошла по желтому билету, она была вынуждена поселиться отдельно от семьи. То подобие жилища, в котором она теперь ютится, нельзя назвать ни комнатой, ни, тем более, квартирой. Оно больше похоже на отживший свой век сарай с косыми стенами. Из мебели здесь только кровать, покрытый скатертью стол, стул и допотопный комод. Желтизна на обоях свидетельствует о том, что зимой в комнате сыро и промозгло. Дополняет эту убогую картину вид из окон, под которыми смердит сточная канава. Обстановка унылости и нищеты, в которой вынуждена прозябать девушка, позволяет еще больше оценить ее жертвенность.

Вера и любовь Сони

Скромная и кроткая Соня страдает и мучается осознанием того, какой великий грех она совершает. Чувствуя себя раздавленной и униженной, она не решается даже присесть рядом с родственницами Раскольникова. По ее мнению, она теперь недостойна быть рядом с порядочными женщинами. Уязвимость своего нового положения она уже успевает прочувствовать по отношению к ней Лужина и квартирной хозяйки.

Но физическая слабость Сони противопоставлена в романе ее духовной силе, источником которой являются вера и любовь. Все поступки, совершаемые девушкой, основаны на взаимодействии этих двух божественных сущностей. Именно любовь к пьянице отцу заставляет ее жертвовать последние деньги на его похмелье, любовь к голодным детям Катерины Ивановны вынуждает ее торговать своим телом и душой. Любовь к Родиону Раскольникову толкает ее на отчаянный шаг – следовать за ним на каторгу.

Соня не злопамятна. Она не осуждает Катерину Ивановну, во многом из-за которой оказалась на панели, и не держит зла на своего отца за его пьянство, а напротив, жалеет его. Даже по отношению к убийце Раскольникову в ней просыпается чувство жалости, которое она выражает словами: «Нет никого несчастнее тебя в целом свете». В начале их отношений Раскольников искренне не понимает, почему Соня так и не довела до конца решение о самоубийстве: «Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». Внезапно ему открывается непреложная истина – Соня остается жить в сопротивлении своему греху лишь из-за того, что больше некому позаботиться о ее семье. «А с ними то, что будет?» – спрашивает она Родиона в ответ на его тираду. Именно это заставляет Раскольникова поклониться Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Возникает ряд закономерных вопросов: где берет силы и терпение эта слабая, беззащитная девушка? Откуда в ее душе столько нерастраченной любви и всепрощения? Что помогает ей в оправдании поступков и пороков окружающих ее людей? Ответом на эти вопросы является вера в бога, которая подтверждается ее собственными словами: «Что бы я без бога-то была?»

Соня и Раскольников

Эти герои живут в абсолютно параллельных мирах но, несмотря на полярность, их непреодолимо тянет друг к другу. Раскольников – яркое олицетворение бунта, Соня – воплощение смирения, Родион – атеист, Соня не мыслит себя без веры в бога, Раскольников эгоистичен, для Сони в порядке вещей посвящать свою жизнь другим людям.

О Соне Раскольников впервые узнает от пьяного Мармеладова, с которым он знакомится в одном из трактиров. Родион, будучи по своей природе чутким человеком, искренне проникается историей девушки, что еще ближе подталкивает его к совершению убийства процентщицы.

Его первая встреча с Соней происходит позже, в доме Семена Захаровича, куда она приходит, чтобы проститься с умирающим отцом. Родиона поражает вульгарный и неуместный для подобного случая наряд Сони, а ее смущает его бесцеремонное разглядывание.

По мере развития их отношений становится понятно, что Соня является полным антиподом Раскольникова. Раскольников идет на убийство ради своей безумной теории, Соня же преступает моральные законы ради спасения семьи. Соню терзает вина за совершенный грех, Раскольников пока не чувствует раскаяния. Но, как это часто случается с противоположностями, героев неудержимо влечет друг к другу, поэтому именно Соне, а не кому-то другому признается Родион в своем страшном преступлении.

Соня не озлобилась на людей после своего грехопадения, она продолжает оставаться все той же миролюбивой и доброй девушкой. В этом ей помогает глубокая вера в бога, основанная на любви и всепрощении. Раскольников, несмотря на пробуждающиеся у него муки совести, все еще отрицает и веру, и бога. Но ему необходима поддержка, поэтому он идет к Соне: «сам не вынес и на другого пришел свалить». Соня читает ему про воскрешение Лазаря из Евангелия. Прослушав эту легенду, Раскольников начинает понимать: принося себя в жертву ради спасения других людей, всегда нужно помнить о боге. Именно отстраненность Родиона от бога является, по убеждению девушки, главной причиной его преступления. Так, благодаря Соне, ее любви и вере понемногу начинает оттаивать сердце главного героя.

В начале их отношений его часто раздражает присутствие Сони, нередко он срывается на грубость. Но со временем он начинает привыкать к их встречам и даже скучает, если они долго не видятся. Соня становится для Раскольникова такой же необходимостью, как глоток воздуха. Это понимает и сама Соня, когда оправляется после тяжелой болезни. Отношения Сони и Раскольникова доказывают антигуманность изначально несостоятельной теории главного героя. Девушка советует ему «страдание принять и искупить себя им», она незаметно подводит его к признанию, а после приговора сопровождает в Сибирь, где делит с ним все лишения. Заключенные уважают ее и относятся ласково и доброжелательно. Беззаветная и жертвенная любовь Сони приводит Раскольникова к духовному возрождению.

В противостоянии двух абсолютно разных мировоззрений Достоевский присуждает победу Соне, олицетворяющей собой христианскую веру. Автор не отделяет любовь от бога, для него эти понятия составляют единое целое, это то, что позволяет героям пережить духовное возрождение и открыться навстречу вере и милосердию. «Их воскресила любовь», – такими словами заканчивает Достоевский историю своих героев.

Роль героя в произведении

На примере характера Сони Мармеладовой писатель изображает всепрощающую, ничего не требующую взамен, любовь. Эта любовь преподносится автором, как некая невысказанность, потому что в романе Соня не произносит о ней ни единого слова. Сама сущность девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словесной форме, а в виде дел и поступков.

Неоценимо влияние героини и на дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова. Соня помогает ему избавиться от его заблуждений и приблизиться к нравственному очищению. Соня уже самим своим существованием разрушает теорию главного героя. Ему становится понятно, что эта девушка – не «тварь дрожащая», а сильная личность, веру которой ничто не способно сломить и поколебать. Она остается нравственно чистой даже в той липкой обстановке своей убогой комнаты, где ей приходится обитать. Возможно, это понимают и бывалые «грубые, клейменые каторжные», которые обращаются к Сонечке со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».

Развитие героя по мере сюжета

Безропотная Соня, испытавшая на себе муки и страдания, прошедшая через унижения, являет собой необыкновенную духовную силу, способную спасти не только себя, но и своего возлюбленного Раскольникова, находящегося на грани отчаяния. Ее отличительной чертой является способность считать чужой грех своим собственным. Во многом из-за искупления и своего греха тоже, она сопровождает Раскольникова в Сибирь. Ее уже нельзя назвать той возвышенной и безропотной жертвой, которую автор представляет в начале повествования. Теперь это сильная личность, которая олицетворяет собой новый тип героини второй половины девятнадцатого столетия.

Отношение автора к герою

Для Ф.М. Достоевского его героиня является нравственным идеалом. Он наделяет ее такими чертами, как доброта, всепрощение, нежность, сочувствие и любовь. Только такой, по его мнению, должна быть настоящая женщина. В образе Сони заключена теория самого писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь. Эту установку он преподносит читателю через убеждения девушки о том, что грех, ради чего бы он ни был совершен, так и останется грехом, что невозможно обрести счастье, совершив преступление. Соня уверена, что путь к счастью всегда лежит через страдания и доказывает это своим смирением и любовью к людям и богу.

Прототипы

В образе Сони отражаются евангельские мотивы. Не случайно в романе она представлена глубоко верующим человеком. В одной из глав Евангелия есть сюжет о девушке, обвиненной в прелюбодействе. Эту историю Достоевский использовал при создании образа Сони Мармеладовой. Он преподносит этот образ так же, как Иисус, обратившийся к людям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

Еще одним прототипом героини можно считать Марию Магдалену, которая, сопровождая Христа, проповедует его учение. Так же и Соня, будучи предельно набожной, следует заветам Спасителя и доказывает это не только словами, но и поступками.

Экранизации героя

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в Российской Империи, в 1909 году. Роль Сони Мармеладовой сыграла актриса Александра Гончарова. К сожалению, посмотреть этот фильм в настоящее время не представляется возможным — оригинал и копии кинопленки были утеряны. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль святой грешницы Сони исполнила Мэриэн Марш. В 1956 году французские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Сони досталась известной актрисе Марине Влади.

Самой известной и полюбившейся экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Сони Мармеладовой стала первой работой в кино для двадцатитрехлетней актрисы Татьяны Бедовой, которой на удивление легко удалось вжиться в образ главной героини. После знакомства с экранным образом Сони в исполнении Татьяны Александровны, надолго остается удивительное чувство чистоты, смирения, какой-то особенной тонкости.

В 2007 году был снят сериал «Преступление и наказание», роль главной героини в котором досталась актрисе Полине Филоненко.

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Характеристика сони мармеладовой

Преступление и наказание

Порой персонажи классической литературы становятся бессмертными примерами для читателей, именно таким получился образ Сони в произведении «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Глядя на Мармеладову, люди задумываются о лучших человеческих качествах: милосердии, душевности, способности к самопожертвованию. Героиня показывает, как преданно нужно любить и искренне верить в Бога.

  1. Биография девушки
  2. Описание внешности
  3. Черты характера
  4. Роль героини в романе

Биография девушки

Достоевский знакомит читателя с Софьей Мармеладовой не сразу. Она появляется в романе после того, как Раскольников уже совершил убийство и загубил свою душу. Герою кажется, что он обречен, а его жизнь до конца дней будет лишена ярких красок. Однако знакомство с робкой девушкой изменило судьбу Раскольникова. Она была словно луч надежды для главного героя.

Образ сони в преступлении и наказании

Впервые читатель услышал о Соне из рассказа пьяного Мармеладова. Он повествует о своей неудачно сложившейся жизни, о бедной, голодающей семье и с благодарностью вспоминает о старшей дочери. В своей истории мужчина также кратко рассказал о тяжелой судьбе Сонечки и объяснил, почему же ей пришлось торговать своим телом.

Девочка рано осталась без матери. Воспитанием ее занимался отец Семен Захарович, который работал чиновником и мачеха Катерина Ивановна. Мармеладов женился во второй раз, когда Соне было 14. У Катерины Ивановны было трое детей, он принял их как родных. Мачеха была несчастной и болела, она выбивалась из сил, чтобы дети не умерли от голода. Отец был пьяницей и тратил на бутылку последние деньги, поэтому семья была нуждающейся. От отчаяния Катерина Ивановна часто раздражалась и была очень строга с маленькой Соней. В будущем она стала попрекать ее куском хлеба, и то и дело устраивать скандалы. Девушка же была милосердной и не держала на нее зла.

Соня мармеладова характеристика

Сначала Софья долгое время была швеей, но за это много не платили. Когда отец потерял работу из-за пьянок, Соня решилась на отчаянный шаг — податься в проститутки, чтобы хоть как-то помочь семье. Девушка отдала себя в жертву ради родных. Из-за работы Мармеладовой пришлось жить отдельно от близких людей, чтобы не позорить их. На заработанные деньги она содержала отца, мачеху и ее троих детей.

Соня никогда не упрекала их, что они ничем не заняты. Она, наоборот, давала папе денег, чтобы тот смог сходить выпить. Эту печальную историю Раскольников узнал еще задолго до знакомства с героиней, она поразила его и тронула.

Мармеладов умер, упав под лошадь, а мачеха скончалась от чахотки, детей забрали в детский дом. Девушке больше не осталось ради кого жить. Ее любимого Родиона отправили на каторгу. Соня отправилась вслед за ним в Сибирь, и ее жизнь обрела смысл. Она вновь вернулась к работе швеей и сумела обзавестись связями со значимыми людьми. Благодаря этому она смогла попросить, чтобы Родиону дали легкую работу, а сама стала популярной в городе.

Описание внешности

Портретная характеристика Сони Мармеладовой появилась на страницах романа не сразу. Впервые автор описал ее внешность, когда девушка молча пришла на порог родного дома после смерти отца, которого раздавил пьяный извозчик. Она была стеснительной по натуре, а потому не осмелилась войти в комнату, так как считала себя порочной и недостойной. Описание внешности героини автор также дал во время одной из сцен ее пребывания у Раскольникова, когда она читала евангелия:

Образ сони мармеладовой

  1. На Софье всегда был дешевая, потрепанная одежда яркой расцветки, которая указывала на род ее деятельности.
  2. Девушка носила нелепые украшения. Вся одежда Мармеладовой должна была привлекать ее будущих клиентов.
  3. На вид Соне было лет 17. Раскольников, впервые увидев ее, описал внешность девушки цитатой: «Соня была маленького роста, лет семнадцати, худенькая, но очень хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
  4. Автор же говорил, что у девушки было лицо, что олицетворяло невинность и чистоту. При этом он не считал ее симпатичной, хоть и всегда уделял особое внимание глазам. Именно они делали ее облик более добродушным и милым.

Достоевский часто называл Сонечку «худенькое и маленькое создание». Это цитатное описание подчеркивает хрупкость и физическую слабость девушки.

Черты характера

Образ Сонечки в романе полон непостижимых противоречий. Скромная слабая девчушка полагает, что она грешница, которая не имеет права находиться в одной комнате с порядочными дамами. Она стесняется сесть возле мамы Родиона или пожать руку его сестре, поскольку боится, что обидит их этими поступками. При этом девушку очень легко обидеть. Соня не в состоянии заступиться за себя перед подлецами вроде хозяйки комнаты или Лужина. Она беззащитна перед наглым и грубым поведением окружающих и просто не в силах защитить себя.

Соня мармеладова образ

Характеристика Сони Мармеладовой основывается на анализе ее поступков и слов. Удивительным образом в девушке нерешительность и слабость сочетаются с большой душевной силой. Все действия и решения героини объясняются любовью. Ради детей мачехи она отправляется торговать своим телом. Из любви к папе отдает ему последние гроши, чтобы тот пошел похмелиться. Ради обожаемого Раскольникова она поехала вслед за ним на каторгу и терпела его равнодушие в свой адрес.

Она отличается от других героев романа добротой и умением прощать. Девушка не была в обиде ни на мать, что испортила ей жизнь, ни на слабого отца-алкоголика. Соня также жалеет и понимает Родиона, хоть тот и убил ее близкую знакомую. Она убеждает его, что теперь на всем белом свете нет никого несчастнее, чем он. Отношение героини к чужим порокам показывает ее как сильную и мудрую личность.

С первого взгляда непонятно, откуда в столь хрупкой и нежной девушке столько терпения и любви к людям. Соня черпает силы в вере в бога. Религия имеет большое значение в жизни девушки. Она помогает ей выстоять в трудные времена и при этом помочь другим людям. Самой себе она задает вопрос «Что бы я без бога-то была?». Софье непонятно, какой была бы ее жизнь без веры. Неслучайно и то, что несчастный страдающий Родион обратился к ней за помощью и рассказал о своем преступлении. Вера Сонечки помогла Раскольникову сперва сознаться в содеянном, а после и искренне покаяться. Благодаря ей, Родион и сам поверил в бога и начал жить счастливо.

Роль героини в романе

Несмотря на то что центральным персонажем произведения Достоевского считается Родион Раскольников, роман невозможно было бы представить без образа Софьи Мармеладовой. Ее принципы, поступки и ощущение мира отображают убеждения автора. Эта падшая девушка на самом деле невинна и чиста. Она полностью искупляет свои грехи всепоглощающей любовью к людям. И пусть она униженная и оскорбленная, но по теории Родиона все равно не какая-то там «тварь дрожащая». Софья достойна уважения, она намного сильнее Раскольникова. Несмотря на все испытания и страдания, она не потеряла своей внутренней доброты и веры в лучшее, а потому выстрадала счастье.

Характеристика сони мармеладовой

Мармеладова была противоположностью Раскольникова и его теории. Она не понимает мыслей Родиона, ведь для нее все люди равны и по законам божьим никто не может возвышаться над другими и лишать кого-то жизни. Соня сыграла большую роль в судьбе главного героя:

  • только ей Родион доверял и рассказал о совершенном преступлении;
  • благодаря Мармеладовой герой сумел раскаяться в содеянном и сдаться полиции;
  • девушка отправилась вслед за Раскольниковым на каторгу, своим примером она показывает, что такое настоящая любовь и преданность;
  • герой стал верить в Бога, так же как и Соня;
  • благодаря девушке он начал новую жизнь с новыми устоями и виденьем окружающего мира.

Образ Сони Мармеладовой символичен. В жизни героини было мало хорошего, но она все стерпела и с любовью и пониманием относилась к окружающим людям. Несмотря на боль и обиду, она никогда не позволяла себе распоряжаться чужими судьбами, как это сделал Раскольников. Этот вечный персонаж стал символом смирения в романе. Соня была любимой героиней Достоевского, воплощением его мыслей и идеалов христианства.

Встреча с Соней Мармеладовой

Соня – героиня, которая появляется в романе не сразу. Читатель знакомится с девушкой постепенно, медленно: незаметно героиня входит в произведение и остается в книге, как и в памяти читателя, навсегда. Девушка – это огонь надежды. Сонечка Мармеладова вступает в повествование в момент, когда убийство уже свершилось, а Раскольников попал в ловушку софистических заблуждений. Родион лишил жизни двух людей и кажется, что герой оказался на дне, из которого не может выбраться. Однако Соня – это мост, спасительная веревка или лестница, с помощью которой Родион возвращает себе целостность.

Впервые читатель узнает о Соне из рассказа отца девушки. В этот день Семен Мармеладов выпил слишком много и в пьяном разговоре упомянул о старшей дочери. Сонечка приходилась Мармеладову единственной родной дочерью, остальные же трое детей – приемные воспитанники Мармеладова, прибывшие вместе во второй женой бывшего чиновника – Катериной Ивановной. Отец женился во второй раз, когда Сонечке было 14 лет. Катерина тяжело работала, чтобы прокормить семью, детей, постоянно недоедающих и страдающих от алкоголизма главы семейства.

Мы тоже любим Достоевского! Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с кратким содержанием повести “Сон смешного человека” Федора Достоевского

В какой-то момент больная чахоткой женщина больше не могла работать. Спасать семью пришлось Соне. Катерина Ивановна, казалось, выказывала Соне одну только неблагодарность.

Но несчастная девушка понимает боль и природу раздражения мачехи, не держа на Катерину зла. На скандальное поведение, скряжничество женщину толкало отчаянье и безвыходное положение семьи. Тогда Сонечка приняла решение, что должна помочь семье.

Проституция – единственное дело, на которое был спрос и которым Соня могла заниматься.

Соне всегда отличалась трудолюбием. Девушка подрабатывала швеей, впрочем, это занятие приносило слишком малый доход, чтобы повлиять на благополучие семьи и улучшить бедственное положение Мармеладовых. Доверчивость Сонечки приводила к тому, что порой девушке не платили за сделанную работу.

Получив «желтый билет», то есть занявшись ремеслом продажных женщин, Сонечка, от стыда и общественного осуждения, жила отдельно, чтобы не порочить репутацию семьи. Живя в арендованной комнате, с «перегородкой», у некоего господина Капернаумова, Соня содержит отца, мачеху, троих детей Катерины Ивановны. Раскольников, узнав, что кроме старшей дочери бывшего чиновника, в семье Мармеладовых нет источников дохода, осуждает позицию родственников Сони. Родион считает, что те пользуются девушкой, как «колодцем».

Раскольников услышал историю Сони из уст Мармеладова. Этот рассказ глубоко врезался в душу юноши.

Однако история все равно заканчивается плохо, вопреки жертвам Сонечки. Отец девушки погибает, сбитый лошадью извозчика на улице. Вдова Мармеладова – Катерина – вскоре скончается от туберкулеза. Троих же детей покойницы заберут в сиротский дом.

Детали биографии Сони

Семен Мармеладов – бывший чиновник, который, потеряв должность, нашел утешение в стакане спиртного. Соня – дочь Семена. Писатель сообщает возраст девушки: Сонечке исполнилось 18 лет. Мать девушки умерла, а отец женился во второй раз. Вскоре Семен Мармеладов умирает, а мачеха Сони – Катерина – убеждает падчерицу внести свой вклад в дело выживания семьи. Поэтому Соня жертвует собой и выходит на улицу, чтобы выручить немного средств продажей тела.

Внешность героини

Достоевский уделяет значительное внимание описанию внешности Сони. Облик девушки – это выражение душевных качеств и внутреннего мира. Писатель дарит Мармеладовой белокурые локоны, утонченные черты лица и белую кожу. Рост девушки – небольшой. Автор говорит, что на лице Сони – всегда испуганная маска, а голубоватые глаза полнятся ужасом. Рот от удивления и страха приоткрыт. Вопреки худощавости и утонченности лица, оно – ассиметричное и острое. Первое, что привлекает внимание к лицу девушки, – безмерная доброта, добродушие, которое исходит от облика Сони.

Эпизод. Преступление и наказание

Соня выглядит, как ангел. Белые волосы, голубые глаза – это образ, который стереотипно ассоциируется с целомудренностью, наивностью. Писатель подчеркивает, что героиня – чиста и невинна, что парадоксально, если учитывать род деятельности девушки. Достоевский так и говорит, что миниатюрность Сонечки заставляла думать, что девушка – совсем ребенок.

Занятие Сони выдает наряд: Достоевский называет такую одежду «уличной». Это платье – дешевое и старое, но яркое, цветастое, сделанное в колористике улицы и моды этого круга. Одежда Сони говорит о том, с какой целью девушка находится здесь, на грязной петербургской улице. Писатель часто подчеркивает неуместность наряда девушки там, где Соня появляется: например, в доме отца. Платье – слишком яркое, видно, что одежда эта перекуплена из сотых рук. Кринолин загораживает все пространство, а в руке девушка держит смехотворный соломенный головной убор, украшенный яркими перьями.

Соня Мармеладова

Удивительно, что читатель узнает о внешности героини, как и самой девушке, не сразу: поначалу Сонечка Мармеладова существует на страницах книги, подобно призраку, контуру, эскизу. С течением времени и с развитием событий, образ Сонечки постепенно приобретает четкие черты. Внешность девушки впервые описывается автором при трагических обстоятельствах: отец героини, Семен Мармеладов, попал под карету извозчика. Соня появляется в доме скончавшегося отца. Героиня стесняется заходить в дом, наряженная в пошлое и вульгарное платье. Совесть – это постоянная черта характера девушки. Совесть толкнула Мармеладову на занятие проституцией, совесть заставляет героиню считать себя порочной и падшей женщиной. У читателя, знакомого с библейскими рассказами, в воображении невольно возникает образ Марии Магдалины.

Душевные и нравственные качества героини

У Сони нет каких-то выразительных талантов, как у Раскольникова. Между тем, героиню отличает трудолюбие, простота, искренность. Тяжелый и непотребный труд не испортили Соню, не привнесли черноту в душу героини. В каком-то смысле, Соня оказалась натурой более стойкой, чем Родион, ведь жизненные трудности не сломали девушку.

Соня не строит иллюзий: девушка понимает, что честный труд не принесет большой прибыли. Кротость, робость, терпение помогают Соне выстоять в непростое время. Также героине свойственна безответность: Соня жертвует собой, чтобы прокормить детей мачехи, болеющей туберкулезом, но не получает отдачи. Так же Мармеладова не получает ответа от Раскольникова, ведь юноша остается холоден к чувствам девушки и лишь со временем начинает осознавать, что Соня духовно близка ему. Соня любит Раскольникова, но чувства героя к девушке нельзя назвать любовью. Это благодарность, нежность, забота. Здесь читатель видит, что, действительно, безответность – это рок Сони Мармеладовой.

Соня не умеет постоять за себя, поэтому обидеть девушку легко. Безропотность, самоотверженность, доброта остаются неотъемлемыми характерными чертами образа Сони Мармеладовой, вопреки обидам, пинкам и превратностям судьбы. Соне не жалко отдать последнее платье и последние деньги, чтобы помочь тому, что нуждается в помощи или находится в беде. Специфика жизненного уклада девушки не отняла у Сони доверчивости: например, героиня искренне считает, что Лужин чист в своих намерениях помочь деньгами.

Доверчивость иногда сочетается с глупостью. Частично это связано с тем, что Соня лишена образования, в девушке чувствуется недостаток знаний. Жизненные трудности не позволили девушке освоить какую-либо науку или профессию. Воспитания Соня не получила – так же, как и образования. Однако у Сони есть склонность к быстрому усваиванию информации. Достоевский сообщает, что героиня с интересом читает книги, если имеет такую возможность: например, она прочла «“Физиологию” Льюиса».

Роль религии и веры в жизни Сони Мармеладовой

Девушке свойственная глубокая вера в Бога. Несмотря на обстоятельства собственной жизни, Соня считает, что Бог видит все происходящее и не допустит плохого конца. Раскольников открывается Соне, признаваясь в совершенном преступлении. Ожидая осуждения, герой удивляется, что подруга ощущает жалость и боль. Соня считает, что Родион искусился соблазном дьявола, но возвращение к Богу, к христианским идеалам и ценностям вернуть целостность душе возлюбленного.

Преступление и наказание

Соня – воплощение истинных христианских идей. Жертвенность, милосердие, отсутствие малейшей крупицы зла в душе девушки делают ее святой. Соня не чувствует осуждения по отношению к отцу или к Катерине Ивановне, которые используют старшую дочь для пропитания. Сонечка даже дает отцу деньги, которые тот спускает на выпивку в трактире.

Литературные критики неоднократно отмечали, что «Преступление и наказание» – это кладезь противоречий. Читатель становится свидетелем того, что мир перевернут с ног на голову. Социальные конвенции приводят к тому, что маленькая, худенькая девушка, вынужденная использовать для выживания «желтый билет» считает себя грязной и недостойно находится в компании других женщин. Сонечка Мармеладова, опустив голову, заходит в дом родного отца, когда тот погибает под копытами лошади, но не осмеливается подать руку находящимся там. Так же девушка стесняется присесть около Пульхерии – матери Родиона, поздороваться с Дуней – сестрой Раскольникова, пожав той руку. Соня считает, что такие действия оскорбят этих приличных женщин, ведь Соня – проститутка.

Образ героини тоже полон противоречий. С одной стороны, Соне свойственная хрупкость, беззащитность, наивность. С другой стороны, девушка наделена огромной душевной силой, волей, способностью сохранить внутреннюю чистоту. Внешность Сони – красноречива, но поступки героини не менее содержательны.

Отношения Сони и Раскольникова

Достоевский, безусловно, выделяет Соню из сонма остальных персонажей. Читатель заметит, что Соня Мармеладова – любимица писателя, которые восхищается девушкой как нравственным идеалов, образом собственной правды.

Христианские ценности обосновывают, что счастье не достигает через совершение преступления. Соня придерживается этих ориентиров в собственной жизни и убеждает Раскольникова, что единственный путь искупления, избавления от мук совести – это покаяние.

Любовь Сонечки Мармеладовой знаменует духовный ренессанс Раскольникова. Герои – очень разные. Родион – образованный, интеллектуальный, начитанный юноша, которому свойственны цинизм и нигилизм. Раскольников не верит в Бога, имея собственные взгляды на социальную справедливость, мир и людей. Соня же – это источник надежды, веры в чудо. Соня переживает не менее сложное время, чем Раскольников. Возможно, Родион увидел в Соне такую же страдающую душу, как и он. Но девушка не потеряла веру – в Бога и людей, а Родион – замкнулся в себе, обозлившись на мир.

Самоубийство: взгляды Сони и Раскольникова

Внимательное прочтение романа Достоевского позволит заметить, что героев преследуют похожие события, испытания и мысли. Одно из таких испытаний – мысль о самоубийстве. Суицид – это легкий выход из трудных жизненных ситуаций. Нищета, безвыходность и отчаянье заставляют задуматься о таком решении.

Раскольников и Соня отказываются от самоубийства. Логика размышлений такова: суицид – это выход, который выбирают эгоистичные натуры. Смерть избавляет от мук совести, от дна, в котором легко оказаться в условиях нужды и бедности. Но позор и мучения продолжаются в тех, за кого мы ответственны. Поэтому самоубийство было отброшено героями, как недостойный выход из ситуации.

Христианское смирение удержало девушку от самоубийства, несмотря на то что смерть для Сони – вариант более приемлемый, чем грех и прелюбодеяние. Решение Сони остаться в живых демонстрирует читателям и Раскольникову силу воли, решимости, стойкость духа хрупкой Сонечки Мармеладовой.

Каторга

Соня убедила Раскольникова признаться в убийстве старушек и сдаться с повинной. Раскольникова осудили на каторжные работы. Девушка не оставила возлюбленного, отправившись с Родионом отбывать наказание. В Сибири Мармеладова забывает о своей жизни, живя только Раскольниковым и желанием помочь возлюбленному выбраться из нравственной ямы, в которую тот угодил через убийство.

Раскольников не сразу принимает Соню. Поначалу девушка раздражает Родиона, но настойчивость, смиренность и терпение девушки побеждают холод души Раскольникова. В итоге Родион признается, что тоскует, когда Соня – из-за болезни – не могла навещать его. Пока Раскольников находится в ссылке, Сонечка устраивается швеей, чтобы прокормить себя. Жизнь улыбается девушке и вскоре Мармеладова – уже популярная модистка.

Отдельная тема – это отношение каторжан к Соне. Достоевский пишет, что к Раскольникову заключенные не выражали особой симпатии, между тем как Соня вызывала у каторжан уважение и любовь. Для Раскольникова такое отношение к девушке – загадка. Юноша задается вопросов, отчего же Соня вызывала любовь у окружающих. Девушка не ждала к себе симпатии, не заискивала перед заключенными, не оказывала им услуг. Но доброе отношение, бескорыстность, понимание и милосердие сыграли свою роль.

В конце романа Раскольников окончательно принимает Соню: герои решают строить новую, совместную жизнь с чистого листа. Сонечка Мармеладова – неотъемлемый, обязательный образ в произведении Достоевского. Главный герой – это, конечно, Родион Раскольников, но образ Сони помогает читателю осознать, что такое логика наказания и преступления. Роман латентно автобиографический. Автор показывает, что социально-философские концепции – вещь тленная и глупая – на фоне вечности религиозных идеалов. Образ Сони – простой, но глубокой девушки, высоконравственной, твердой, принципиальной, благодаря наличию духовного, внутреннего стержня – веры. Этого стержня нет у Раскольникова, что и приводит юношу к падению, к нравственной болезни, излечиться от которой помогает герою Сонечка.

2.\u0421\u043e\u043d\u044f \u043b\u044e\u0431\u0438\u0442 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043e\u0442\u0446\u0430, \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0431\u0440\u0430\u0442\u044c\u0435\u0432 \u0438 \u0441\u0435\u0441\u0442\u0435\u0440.
3 \u041d\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u044e \u0435\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0442\u043e\u043b\u043a\u043d\u0443\u043b\u0430 \u043c\u0430\u0447\u0435\u0445\u0430, \u0447\u0442\u043e \u0431\u044b \u043f\u0440\u043e\u043a\u043e\u0440\u043c\u0438\u0442\u044c \u0441\u0435\u043c\u044c\u044e,\u0442.\u043a \u0435\u0435 \u043e\u0442\u0435\u0446 \u043f\u0438\u043b. \u0421\u043e\u043d\u044f \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0433\u043b\u0430 \u0431\u0440\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u044d\u0442\u0443 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443, \u043e\u043d\u0430 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0447\u0442\u043e \u0435\u0435 \u0441\u0435\u043c\u044c\u044f \u043f\u0440\u043e\u043f\u0430\u0434\u0435\u0442 \u0431\u0435\u0437 \u043d\u0435\u0435.
4. \u041e\u0442\u0435\u0446 \u0448\u0435\u043b \u043f\u044c\u044f\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e \u0443\u043b\u0438\u0446\u0435 \u0438 \u043e\u043d \u0443\u043f\u0430\u043b \u043f\u043e\u0434 \u043a\u043e\u043d\u043d\u0443\u044e \u043f\u043e\u0432\u043e\u0437\u043a\u0443.
5. \u041e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0421\u043e\u043d\u044f \u043f\u0440\u0438\u0448\u043b\u0430 \u0437\u0432\u0430\u0442\u044c \u0420\u043e\u0434\u0438\u043e\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0445\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u043e\u0442\u0446\u0430.
6.
\n\u0421\u043e\u043d\u044f \u041c\u0430\u0440\u043c\u0435\u043b\u0430\u0434\u043e\u0432\u0430 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u043e\u0447\u0435\u0440\u044c\u044e \u0441\u043f\u0438\u0432\u0448\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u0447\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0421\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430 \n\u041c\u0430\u0440\u043c\u0435\u043b\u0430\u0434\u043e\u0432\u0430. \u041f\u043e\u043b\u043d\u043e\u0435 \u0438\u043c\u044f \u0433\u0435\u0440\u043e\u0438\u043d\u0438 - \u0421\u043e\u0444\u044c\u044f \u0421\u0435\u043c\u0435\u043d\u043e\u0432\u043d\u0430 \u041c\u0430\u0440\u043c\u0435\u043b\u0430\u0434\u043e\u0432\u0430.\n\n\u0412\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442 \u0421\u043e\u043d\u0438 \u041c\u0430\u0440\u043c\u0435\u043b\u0430\u0434\u043e\u0432\u043e\u0439 - \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e 18 \u043b\u0435\u0442:\n\n \". \u043b\u0435\u0442 \u0432\u043e\u0441\u0435\u043c\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u0438. \"\n\n\u041e \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0421\u043e\u043d\u0438 \u041c\u0430\u0440\u043c\u0435\u043b\u0430\u0434\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0435\u0435:\n\n \". \u0431\u0435\u043b\u043e\u043a\u0443\u0440\u0435\u043d\u044c\u043a\u0430\u044f, \u043b\u0438\u0447\u0438\u043a\u043e \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0431\u043b\u0435\u0434\u043d\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0435, \u0445\u0443\u0434\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0435. \"\n\n \". \u0445\u0443\u0434\u043e\u0435, \u0431\u043b\u0435\u0434\u043d\u043e\u0435 \u0438 \u0438\u0441\u043f\u0443\u0433\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043b\u0438\u0447\u0438\u043a\u043e \u0441 \u0440\u0430\u0441\u043a\u0440\u044b\u0442\u044b\u043c \u0440\u0442\u043e\u043c \u0438 \u0441 \n\u043d\u0435\u043f\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043e\u0442 \u0443\u0436\u0430\u0441\u0430 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u043c\u0438. \u0421\u043e\u043d\u044f \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043c\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430, \u043b\u0435\u0442 \u0432\u043e\u0441\u0435\u043c\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u0438,\n \u0445\u0443\u0434\u0435\u043d\u044c\u043a\u0430\u044f, \u043d\u043e \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u043d\u044c\u043a\u0430\u044f \u0431\u043b\u043e\u043d\u0434\u0438\u043d\u043a\u0430, \u0441 \u0437\u0430\u043c\u0435\u0447\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0433\u043e\u043b\u0443\u0431\u044b\u043c\u0438\n \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u043c\u0438.\"\n\n \"\u042d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0445\u0443\u0434\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0435, \u0441\u043e\u0432\u0441\u0435\u043c \u0445\u0443\u0434\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0435 \u0438 \u0431\u043b\u0435\u0434\u043d\u043e\u0435 \u043b\u0438\u0447\u0438\u043a\u043e, \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \n\u043d\u0435\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435, \u043a\u0430\u043a\u043e\u0435-\u0442\u043e \u0432\u043e\u0441\u0442\u0440\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0435, \u0441 \u0432\u043e\u0441\u0442\u0440\u0435\u043d\u044c\u043a\u0438\u043c \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u0438\u043c \u043d\u043e\u0441\u043e\u043c \u0438 \n\u043f\u043e\u0434\u0431\u043e\u0440\u043e\u0434\u043a\u043e\u043c. \u0415\u0435 \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u044e, \u043d\u043e \u0437\u0430\u0442\u043e \u0433\u043e\u043b\u0443\u0431\u044b\u0435 \n\u0433\u043b\u0430\u0437\u0430 \u0435\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u044f\u0441\u043d\u044b\u0435, \u0438, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043e\u0436\u0438\u0432\u043b\u044f\u043b\u0438\u0441\u044c \u043e\u043d\u0438, \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430 \u0435\u0435 \n\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0435 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e\u0434\u0443\u0448\u043d\u043e\u0435, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0435\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u043b\u043e \u043a \u043d\u0435\u0439. \u0412\n \u043b\u0438\u0446\u0435 \u0435\u0435, \u0434\u0430 \u0438 \u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u0439 \u0435\u0435 \u0444\u0438\u0433\u0443\u0440\u0435, \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0441\u0432\u0435\u0440\u0445 \u0442\u043e\u0433\u043e \u043e\u0434\u043d\u0430 \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \n\u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f \u0447\u0435\u0440\u0442\u0430: \u043d\u0435\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f \u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0432\u043e\u0441\u0435\u043c\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u044c \u043b\u0435\u0442, \u043e\u043d\u0430 \u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043f\u043e\u0447\u0442\u0438\n \u0435\u0449\u0435 \u0434\u0435\u0432\u043e\u0447\u043a\u043e\u0439, \u0433\u043e\u0440\u0430\u0437\u0434\u043e \u043c\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043b\u0435\u0442, \u0441\u043e\u0432\u0441\u0435\u043c \u043f\u043e\u0447\u0442\u0438 \u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043a\u043e\u043c, \u0438 \u044d\u0442\u043e \n\u0438\u043d\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0441\u043c\u0435\u0448\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u044f\u0432\u043b\u044f\u043b\u043e\u0441\u044c \u0432 \u043d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0435\u0435 \u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f\u0445.\" \n\n \". \u0432\u0441\u043f\u043e\u043c\u043d\u0438\u043b \u0435\u0435 \u0431\u043b\u0435\u0434\u043d\u043e\u0435, \u0445\u0443\u0434\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0435 \u043b\u0438\u0447\u0438\u043a\u043e. \" \n\n \". \u0437\u0430 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0430 \u0442\u0430\u043a\u0430\u044f \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u0430\u044f. \"\n\n \". \u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u043c\u0443 \u0438 \u0445\u0443\u0434\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u043c\u0443 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u044e.\" \n\n\u0412\u043d\u0435\u0448\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0421\u043e\u043d\u0438 \u041c\u0430\u0440\u043c\u0435\u043b\u0430\u0434\u043e\u0432\u043e\u0439 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u043c \"\u0437\u0435\u0440\u043a\u0430\u043b\u043e\u043c\" \u0435\u0435 \u0434\u0443\u0448\u0435\u0432\u043d\u044b\u0445\n \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432. \u0410\u0432\u0442\u043e\u0440 \"\u043d\u0430\u0434\u0435\u043b\u0438\u043b\" \u0421\u043e\u043d\u044e \u0433\u043e\u043b\u0443\u0431\u044b\u043c\u0438 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u043c\u0438, \u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u044b\u043c\u0438 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u0430\u043c\u0438 \u0438 \n\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u043c \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u043b\u0438\u0446\u0430. \u042d\u0442\u043e\u0442 \u0442\u0438\u043f \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0430\u0441\u0441\u043e\u0446\u0438\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0443 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439\n \u0441 \u0447\u0438\u0441\u0442\u043e\u0442\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0435\u0432\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e.\n\n\"\u0423\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439\" \u043d\u0430\u0440\u044f\u0434 \u0421\u043e\u043d\u0438 \u041c\u0430\u0440\u043c\u0435\u043b\u0430\u0434\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0432\u044b\u0433\u043b\u044f\u0434\u0438\u0442 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c:\n\n \"\u041e\u043d\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0442\u043e\u0436\u0435 \u0432 \u043b\u043e\u0445\u043c\u043e\u0442\u044c\u044f\u0445; \u043d\u0430\u0440\u044f\u0434 \u0435\u0435 \u0431\u044b\u043b \u0433\u0440\u043e\u0448\u043e\u0432\u044b\u0439, \u043d\u043e \u0440\u0430\u0437\u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \n\u043f\u043e-\u0443\u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u043c\u0443, \u043f\u043e\u0434 \u0432\u043a\u0443\u0441 \u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0430, \u0441\u043b\u043e\u0436\u0438\u0432\u0448\u0438\u0435\u0441\u044f \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c \u043e\u0441\u043e\u0431\u043e\u043c \u043c\u0438\u0440\u0435, \u0441 \u044f\u0440\u043a\u043e\n \u0438 \u043f\u043e\u0437\u043e\u0440\u043d\u043e \u0432\u044b\u0434\u0430\u044e\u0449\u0435\u044e\u0441\u044f \u0446\u0435\u043b\u044c\u044e.\" \". \u0437\u0430\u0431\u044b\u0432 \u0438 \u043e \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c \u043f\u0435\u0440\u0435\u043a\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u0438\u0437 \n\u0447\u0435\u0442\u0432\u0435\u0440\u0442\u044b\u0445 \u0440\u0443\u043a, \u0448\u0435\u043b\u043a\u043e\u0432\u043e\u043c, \u043d\u0435\u043f\u0440\u0438\u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u043c \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c, \u0446\u0432\u0435\u0442\u043d\u043e\u043c \u043f\u043b\u0430\u0442\u044c\u0435 \u0441 \u0434\u043b\u0438\u043d\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c \u0438\n \u0441\u043c\u0435\u0448\u043d\u044b\u043c \u0445\u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u043c, \u0438 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044a\u044f\u0442\u043d\u043e\u043c \u043a\u0440\u0438\u043d\u043e\u043b\u0438\u043d\u0435, \u0437\u0430\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0432\u0448\u0435\u043c \u0432\u0441\u044e \u0434\u0432\u0435\u0440\u044c, \u0438 \u043e \n\u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u044b\u0445 \u0431\u043e\u0442\u0438\u043d\u043a\u0430\u0445, \u0438 \u043e\u0431 \u043e\u043c\u0431\u0440\u0435\u043b\u044c\u043a\u0435, \u043d\u0435\u043d\u0443\u0436\u043d\u043e\u0439 \u043d\u043e\u0447\u044c\u044e, \u043d\u043e \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043e\u043d\u0430 \u0432\u0437\u044f\u043b\u0430 \u0441\n \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439, \u0438 \u043e \u0441\u043c\u0435\u0448\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043e\u043b\u043e\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043a\u0440\u0443\u0433\u043b\u043e\u0439 \u0448\u043b\u044f\u043f\u043a\u0435 \u0441 \u044f\u0440\u043a\u0438\u043c \u043e\u0433\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0446\u0432\u0435\u0442\u0430 \n\u043f\u0435\u0440\u043e\u043c. \u0418\u0437-\u043f\u043e\u0434 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u043d\u0430\u0434\u0435\u0442\u043e\u0439 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u0448\u0435\u0441\u043a\u0438 \u043d\u0430\u0431\u0435\u043a\u0440\u0435\u043d\u044c \u0448\u043b\u044f\u043f\u043a\u0438 \u0432\u044b\u0433\u043b\u044f\u0434\u044b\u0432\u0430\u043b\u043e \n\u0445\u0443\u0434\u043e\u0435, \u0431\u043b\u0435\u0434\u043d\u043e\u0435 \u0438 \u0438\u0441\u043f\u0443\u0433\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043b\u0438\u0447\u0438\u043a\u043e.

1Ее внешность привлекательна, но не всем.
2.Соня любит очень отца, своих братьев и сестер.
3 На проституцию ее подтолкнула мачеха, что бы прокормить семью,т.к ее отец пил. Соня не могла бросить эту работу, она считала что ее семья пропадет без нее.
4. Отец шел пьяный по улице и он упал под конную повозку.
5. Они познакомились когда Соня пришла звать Родиона на похороны отца.
6.
Соня Мармеладова является дочерью спившегося чиновника Семена Мармеладова. Полное имя героини - Софья Семеновна Мармеладова. Возраст Сони Мармеладовой - около 18 лет: ". лет восемнадцати. " О внешности Сони Мармеладовой известно следующее: ". белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. " ". худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами." "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях." ". вспомнил ее бледное, худенькое личико. " ". за то, что она такая маленькая. " ". этому маленькому и худенькому созданию." Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью. "Уличный" наряд Сони Мармеладовой выглядит следующим образом: "Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью." ". забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико.

Софья Семёновна Мармеладова — это персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Образ Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова в романе появляется не сразу. Читатель с ней знакомится медленно, постепенно. Героиня незаметно входит в повествование и остается в памяти читателя навсегда. Соня Мармеладова – это огонь надежды. Она вступает в действо романа в тот момент, когда преступление уже свершилось, а Родион Раскольников оказался в ловушке софистических заблуждений. Раскольников убил двух человек. Кажется, что он в омуте, из которого уже не сможет выбраться. Но Соня оказывается спасительным мостом, лестницей, веревкой, с помощью которой главному герою удается вернуть себе целостность.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ Сони Мармеладовой 440 руб.
  • Реферат Образ Сони Мармеладовой 270 руб.
  • Контрольная работа Образ Сони Мармеладовой 210 руб.

Читатель впервые узнает о Соне из рассказа ее отца, Семена Мармеладова. Он выпил лишнего и в пьяном разговоре упомянул о дочери. Соня – единственная родная дочь Мармеладова, остальные трое его детей – приемные, рожденные второй женой бывшего чиновника, Катериной Ивановной от ее прежнего мужа. Мармеладов женился второй раз, когда его дочери было 14 лет. Катерина Ивановна тяжело работала, чтобы прокормить детей, постоянно недоедающих и страдающих от пьянства главы семьи. И однажды больная чахоткой Катерина Ивановна окончательно расхворалась. Тогда спасать семью пришлось Соне. Однако, казалось, что мачеха выказывала девушке только неблагодарность. Но Соня понимает природу раздражения Катерины Ивановны, ее боль, и не держит на мачеху зла.

Единственным делом, которым могла заниматься Соня, и на которое был спрос – проституция. Хоть девушка всегда отличалась трудолюбием, подрабатывала шитьем,оно приносило слишком маленький доход, которого не хватало на жизнь. А доверчивость девушки и ее мягкий не скандальный характер приводили к тому, что ей часто и вовсе не платили за работу.

Сонечка, получив «желтый билет», жила отдельно от семьи, чтобы не порочить репутацию родных. Живя в арендованной комнате у Капернаумова, Сонечка содержит своего отца, мачеху, троих детей Катерины. Родион, когда узнает, что в семье Мармеладовых кроме Сони нет источников дохода, осуждает позицию ее родственников. Раскольников считает, что они пользуются Соней, как «колодцем».

Историю Сони Родион услышал из уста Мармеладова. Рассказ глубоко врезался в душу Раскольникова. Но эта история, вопреки всем стараниям ижертвам Сони, заканчивается печально. Семен Мармеладов погибает, сбитый на улице лошадью извозчика. Катерина Ивановна в скором времени умирает от чахотки. А троих детей забирают в сиротский дом.

Внешность Сони Мармеладовой

Писатель уделяет значительное внимание описанию внешности Сони Мармеладовой. Ее внешность – это выражение ее внутреннего мира и душевных качеств. Достоевский дарит ей белокурые локоны, белую кожу и утонченные черты лица. Девушка небольшого роста. На ее лице всегда испуганная маска, а ее голубые глаза наполнены ужасом. Лицо, вопреки утонченности и худощавости, острое и ассиметричное. От облика Сони исходит добродушие и безмерная доброта, что сразу привлекает внимание к ней.

У Сони ангельская внешность.

Голубые глаза и белокурые волосы – это образ, стереотипно ассоциирующийся с наивностью и целомудренностью.

Достоевский подчеркивает, что Соня – невинна и чиста, что парадоксально, учитывая ее род деятельности.

Занятие Сони Мармеладовой выдает ее наряд. Такую одежду Достоевский называет «уличной». Это старое и дешевое платье, но цветастое, яркое, сделанное в духе моды продажных женщин. Одежда девушки говорит о том, для чего она находится на грязной петербургской улице. Достоевский подчеркивает неуместность наряда Сони там, где она появляется. Ее платье – слишком яркое, и видно, что одежда перекуплена. Кринолин загораживает пространство. В руке Соня держит соломенный головной убор, украшенный перьями.

О внешности Сони, как и о ней самой, читатель узнает не сразу. Сначала Соня существует на страницах книги подобно эскизу, контуру. Постепенно, с развитием событий, ее образ приобретает четкие четы. Впервые внешность героини описывается автором при печальных обстоятельства – Семен Мармеладов, отец Сони, погиб под каретой извозчика. Соня появляется в доме отца. Она стесняется заходить в дом, одетая в вульгарное, пошлое платье. Постоянной чертой характера Сони является совесть. Она толкнула девушку на занятия проституцией, и она же заставляет считать себя падшей, порочной женщиной.

Нравственные качества Сони Мармеладовой

У Сони, в отличие от Раскольникова, нет выраженных талантов. Ее отличают такие черты, как:

  • Искренность,
  • Трудолюбие,
  • Простота.

Тяжелый труд не испортил Соню, не принес в ее душу черноту. Соня оказалась более стойкой натурой, чем Раскольников. Ее не сломали жизненные трудности.

Соня не умеет за себя постоять, поэтому ее очень легко обидеть. Неотъемлемыми чертами образа девушки являются доброта, самоотверженность, безропотность. Соня не задумываясь отдаст последние деньги, последнее платье, чтобы помочь нуждающемуся. И даже специфика жизненного уклада Сони не отняла у нее доверчивости. Героиня искренне верит, что Лужин чист в намерении помочь деньгами.

Иногда такая доверчивость граничит с глупостью. Отчасти это связано с тем, что девушка лишена образования. Жизненные сложности не позволили ей освоить какую-либо профессию или науку. Не получила она и воспитания. Но девушка быстро усваивает информацию. Она с интересом читает книги, когда появляется такая возможность.

Вера и религия в жизни Сони

Соня верит в Бога. Несмотря на обстоятельства своей жизни, она считает, что Бог видит происходящее и никогда не допустит плохого конца. Родион признается Соне в преступлении. Он ожидает осуждения, и очень удивляется, когда Соня ощущает боль и жалость. Девушка считает, что Раскольников поддался соблазну дьявола, и возвращение к христианским ценностям и идеалам, к Богу, помогут ему вернуть целостность души.

Соня Мармеладова является воплощением истинных христианских идей. Милосердие, жертвенность, отсутствие зла в душе, стремление помочь ближнему делают ее почти что святой.

Читайте также: