Какого цвета волосы бориса стругацкого

Опубликовано: 15.05.2024


Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Братья Стругацкие

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество

Аркадий (слева) и Борис (справа) Стругацкие

Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет

Братья в библиотеке

Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» - они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

Столкновение с советской цензурой

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов

Цветной снимок братьев

С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения

Аркадий Стругацкий

Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность

Борис Стругацкий

Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.

Интересные факты

Борис и Аркадий Стругацкие

  • Поклонники нередко используют аббревиатуру «АБС», которая обозначаем имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно используется не только в устных упоминаниях братьев, но даже и в печатных изданиях.
  • На Соцконе в 1989 году была выпущена купюра под названием «Два Стругацких». Незадолго до гибели Аркадия на Волгаконе был представлен «Один Стругль».
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • Могил Стругацких нет, поскольку по завещанию их прах после кремации было велено развеять над точно указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • В 2015 году энтузиасты планировали создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии на тот счет с властями Московского района все еще ведутся.
  • Братья Стругацкие - единственные российские писатели, чьи произведения называют по аббревиатурам: например, "Страна багровых туч" - СБТ.
  • Выражение "и ежу понятно" стало известно именно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Распространение выражение получило после повести "Страна багровых туч", а позднее - в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д - тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И - тех, кому один.

Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.

Биография

Некоторые писатели, режиссеры и музыканты проявили себя благодаря творческому тандему. К таким относятся братья Коэны, снявшие остросюжетный триллер «Фарго», сестры Вачовски, а также Илья Ильф и Евгений Петров, порадовавшие завсегдатаев книжных лавок произведениями с участием Остапа Бендера.

Борис Стругацкий и Аркадий Стругацкий

Борис Стругацкий и Аркадий Стругацкий

Также стоит выделить и братьев Стругацких, которых знают и взрослые, и дети. Писатели стали предводителями в мире фантастической советской литературы. Наверняка любители книг, где рассказывается о технологиях, вселенной и научном прогрессе, знают такие произведения, как «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» и т.д.

Примечательно, что после смерти брата Аркадия Борис Стругацкий, чья биография изобилует интересными фактами, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».

Детство и юность

Писатель появился на свет весной, 15 апреля 1933 года. Произошло это событие в Ленинграде. Будущее Бориса Стругацкого было предопределено, потому что писатель воспитывался в интеллигентной и образованной семье. Его отец Натан Залмалович Стругацкий пребывал на должности искусствоведа, библиографа и иконографа. На момент рождения сына мужчина был назначен научным сотрудником музея.

Аркадий и Борис Стругацкие с мамой

Аркадий и Борис Стругацкие с мамой

Любовь к литературе Борис Натанович и его брат впитали вместе с молоком матери: Александра Ивановна, в девичестве Литвинчева, преподавала русскую литературу в школе. За свои старания эта женщина удостоилась звания «Заслуженного учителя РСФСР» и награждена «Знаком Почета».

Семья Стругацких считалась образцово-показательной, а у братьев Аркадия и Бориса было счастливое детство. Однако в мгновение ока привычное существование изменилось до неузнаваемости: с началом Великой Отечественной войны яркие краски жизни поблекли, а радость сменилась слезами, депрессией и горем.

Борис Стругацкий в молодости

Борис Стругацкий в молодости

Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде, а в 1942 году Натан Залманович отправились вместе с Аркадием в эвакуацию вдвоем, так как Борис был болен. К сожалению, в семье Стругацких произошла трагедия: глава семейства умер от голода в дороге, в Вологде.

В 1943 году благодаря Аркадию Борис вместе с матерью переехал в Чкаловскую область. После окончания войны, в 1945-м, неполное семейство возвратилось в Ленинград, где будущий писатель окончил школу с серебряной медалью.

Борис Стругацкий

Борис Стругацкий

Примечательно, что человек, который порадовал книголюбов произведениями, связал свою жизнь с нетворческой стезей. Борис собирался стать студентом физического факультета, но не был зачислен. Далее выбор пал на математико-механический факультет. В 1955 году молодой человек получил диплом, в котором значилась специальность «астроном».

После получения высшего образования Стругацкий продолжил «неписательский путь». Поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, а также работал инженером и был участником астроклиматической экспедиции на Кавказе.

Литература

Пока одни считают, что все писатели занимались сочинением рассказов еще в детстве и знали свое будущее призвание с малого возраста, биография братьев Стругацких доказывает обратное.

Два гения литературы родились в момент из-за бутылки шампанского. Этот алкогольный напиток был призом, который стоял на кону в споре: молодые ученые заявили супруге Аркадия, Елене Ильиничне, что смогут проявить своей литературный талант. В тот вечер предметом дискуссии была слабость современной фантастики.

Братья Стругацкие

Братья Стругацкие

Таким образом, в 1959 году у братьев Стругацких вышла первая книга под названием «Страна Багровых туч»: черновик был готов уже в 1957-м, а сама книга вошла в цикл «Мир полудня».

Дебютное произведение писателей окунает читателя в эпоху Союза Советских Коммунистических республик. Главный действующий герой–специалист по транспортным машинам Алексей Быков – получает предложение поучаствовать в экспедиции на Венеру.

Книга братьев Стругацких «Страна Багровых туч»

Книга братьев Стругацких «Страна Багровых туч»

Литераторы наделили свое произведение детективным элементом: в сюжете книги имеется загадка гибели геолога Тахмасиба, который вместе со своей командой умер в предыдущей экспедиции. В романе рассматривается не только технологический прогресс, но и соотношения общественного блага и индивидуальных желаний человека.

Борис Натанович работал только над заключительной частью романа, которая носит название «На Венере». «Страна багровых туч» стала первым произведением в послужном списке братьев Стругацких, которое написано по частям. В дальнейшем писатели договаривались о фабуле романа или рассказа и составляли определенный сюжетный план. Мужчины привыкли работать в тандеме, но небольшие произведения они сочиняли отдельно друг от друга.

Книги братьев Стругацких «Пикник на обочине» и «Трудно быть богом»

Книги братьев Стругацких «Пикник на обочине» и «Трудно быть богом»

Книголюбы считают, что большинство сочинений братьев написано в жанре научной фантастики, однако Борис предпочитал говорить о «реалистической фантастике». Писатель старался делать главными героями не вычислительные машины, роботов и другие технологические новшества, а человека, раскрывая его характер и судьбу: космос, планеты и техника будущего служили декорацией.

После смерти брата Борис Натанович продолжил заниматься литературой, взяв себе псевдоним С. Витицкий. Из-под пера Стругацкого вышло два полноценных романа. Первый «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) повествует об инженере-программисте Станиславе Красногорове, который считает, что судьба оберегает его от неминуемой гибели и спасает в различных ситуациях.

Книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Обитаемый остров»

Книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Обитаемый остров»

Другое произведение Бориса называется «Бессильные мира сего» (2003), которое С. Бондаренко назвал самым трудным в библиографии Стругацких. Книга имеет три сюжетные линии, которые пересекаются друг с другом, а имена и прозвища главных героев перемешаны намеренно. Все события романа укладываются в одну неделю зимнего месяца.

Кроме того, Стругацкий занимался переводом зарубежной литературы, познакомив русских читателей с Андре Нортоном, Холом Клементом и Джоном Уиндэмом.

Личная жизнь

Борис Натанович Стругацкий был однолюбом. Большую часть своего времени писатель провел с женщиной, с которой познакомился, будучи студентом. Аделаида Карпелюк стала любовью всей его жизни. В 1959 году у счастливых супругов родился сын Андрей.

Борис Стругацкий и его жена Аделаида

Борис Стругацкий и его жена Аделаида

Вне литературной деятельности Борис Стругацкий интересовался политикой и имел четко выраженную гражданскую позицию: голосовал за Явлинского и хотел отдать свой голос партии «Яблоко», а также в 2010-м высказался по поводу десятилетнего правления Владимира Путина, назвав Россию «авторитарной страной».

Кроме того, современники вспоминали, что Борис Стругацкий ни при каких обстоятельствах не говорил, над чем он работает, руководствуясь правилом «никогда не говори – я делаю, всегда говори – сделал». В противном случае, по словам писателя, вся работа идет насмарку.

Смерть

Писатель умер в ноябре 2012 года от лимфомы. По завещанию Бориса Стругацкого его тело кремировали, а прах был развеян с вертолета по воздуху над Пулковскими высотами. Жена литератора пережила супруга на один год, один месяц и один день. Аделаида Карпелюк скончалась от онкологического заболевания.

Библиография

В соавторстве с братом:

  • 1959 — «Страна багровых туч»
  • 1960 — «Извне»
  • 1960 — «Путь на Амальтею»
  • 1962— «Стажеры»
  • 1962 — «Попытка к бегству»
  • 1963 — «Далекая Радуга»
  • 1964 — «Трудно быть богом»
  • 1965 — «Понедельник начинается в субботу»
  • 1969 — «Обитаемый остров»
  • 1970 год — «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1972 год — «Пикник на обочине»
  • 1974 год — «Парень из преисподней»

  • 1994-1995 – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
  • 2003 – «Бессильные мира сего»

Братья Стругацкие — Аркадий Натанович и Борис Натанович — советские и российские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Биография

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец — искусствовед, мать — учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне — Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности — переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил математико-механический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года — профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ — в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Творчество

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» — было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Он продолжал попытки писать фантастику и в 1950-е годы во время военной службы, приблизительно 1952 годом датирована повесть «Четвёртое царство». Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов; братья обменивались творческими замыслами по переписке и во время отпусков Аркадия Натановича. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, типичным для того времени примером «антиимпериалистической прозы». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной[1]. Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Братья Стругацкие в течение многих лет оставались ведущими представителями советской фантастики, их разноплановые произведения отражали развитие мировоззрения авторов. Каждая новая книга становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял собой живой, настоящий мир.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 — первоначальный вариант; 1989 — сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить[источник не указан 1472 дня], а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы — в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.

Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1972, опубл. в 1988—1989), в котором, по словам Марка Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Братья Стругацкие также являются авторами ряда сценариев.

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло офлайн-интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на более чем 7000 вопросов.

Вторым человеком, который повлиял на становление Бориса Натановича, был будущий соратник по перу – старший брат Аркадий. Благодаря Аркадию, Борис полюбил астрономию, математику, фантастические истории.

Аркадий и Борис Стругацкие

Борис Натанович с детства хотел быть писателем. Он пробует писать в начале 50-ых годов. Аркадий Стругацкий мог бы служить для младшего брата положительным примером и стимулом. Та как на писательском поприще он уже сделал кое-какие успехи. В 1946 году написал рассказ «Как погиб Кант», опубликованный лишь в 2001 году. Первая публикация Аркадия – работа «Пепел Бикини» (1956 год), написанная со Львом Петровым.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких – повесть «Страна багровых туч». В этом произведении писатели затрагивают тему технического прогресса, освоения ближайшего космоса. Проблематика вполне вписывается в коммунистическую идеологию – преобладание общественного блага над интересами конкретного человека. Здесь все решается однозначно, без какого-либо терзания выбора, что будет характерно для более поздних произведений авторов. Первые эксперименты с художественностью: попытка писать нешаблонных героев, проскальзывает мотив, оттеняющий оптимизм всеобщего коммунистического общества.

Потом те же герои из «Багровых туч» проследуют в произведения «Путь на Амальтею» (1960 год), «Стажеры» (1962 год), а также в рассказы первого сборника «Шесть спичек». Позднее этот сборник будет включен в цикл произведений о будущем Полумире. Мире, в котором хотели бы жить писатели.

002.jpg

В этих произведениях обсуждается проблема соотношения значимости человеческой жизни и подвига. Показаны герои, позиции которых по этому вопросу противоположенные. Но авторская точка зрения безусловно на стороне человеческой жизни. Подвиг подвигом, а человек должен жить. В «Стажерах» сформулированы темы, которые будут интересовать фантастов в дальнейшем. Во-первых, это проблем скудности духа, проблема мещанства, как основная загвоздка на пути к светлому будущему коммунизма. Во-вторых, тема учительства. Нужно научить людей, что плакать, страдать не стыдно, что нужно презирать мещанскую пошлость бытия, научиться доверять движениям души того, кто рядом…

Первые произведения писателей соответствуют всем требованиям социалистического реализма. Они проникнуты духом времени - в стране бойко шагала Оттепель. Авторы на страницах своих работ представляли смелые идеи о развитии техники, науки светлого будущего, а главным произведением того периода был «Полдень XXII».

Полдень XXII век

Повесть «Стажеры» же стала неким рубежом, за которым угол творческого зрения меняется. Писатели решительно расстаются с «технологическим футуризмом» и вплотную обращаются к теме человека. Эта тема направит взгляды писателей дальше, по отличному от прежнего пути.

В произведении «Полдень XXII век» показан мир будущего. Мир этот населен умными, интересными личностями, творческими, тонко чувствующими, покорителями космоса. Однако, в повести «Далекая радуга» (1963 год) писатели, развивая тему, приходят к некоторым тревожным предположениям.

2.jpg

В этом произведении звучит проблема возможности управления научными открытиями человеком. Иначе говоря, проблема «джинна в бутылки». Выпустить его можно, а как это отразится на жизни в дальнейшем? Тут уже звучит проблема ответственности людей на пути к научным переворотам, тема научной этичности. Тема нравственного выбора человека между плохим и ужасным вариантом развития событий.

Научно-фантастическим романом «Улитка на склоне» братья Стругацкие гордились больше любого другого своего произведения. Авторы считали его самым совершенным и законченным. Это произведение философское, проникнутое глубокими, порой темными размышлениями. В «Улитке на склоне» как нигде больше отпечатался внутренний мир художников. Произведение это сложное и для понимания, и для чтения. Было с ожесточением встречено цензурой, которая узнала за художественными оборотами бюрократическую бестолковщину органов правления. Однако, на глубинные проблемы произведения, а именно проблему неумолимого прогресса, уничтожающего все мешающее, всю прошлую жизнь, никто из государственных цензоров внимания не обратил.

Улитка на склоне

Возвращаясь к теме Полудня (идеального мира будущего), Стругацкие пишут «Обитаемый остров» (1969 год), а также «Парень из преисподней» (1974 год). Цензура озлоблена на авторов. В 70-е произведения их перестают выходить. Повесть «Пикник на обочине» (1972 год) также был под запретом долгое время в СССР. Сейчас это популярнейшее произведение лидирует по числу переводов среди прочих в копилке авторов. По его мотивам Андрей Тарковский снял знаменитый «Сталкер». Кстати, термин «сталкер», упрочившийся в русском языке, был придуман писателями.

В тексте «За миллион лет до конца света (1976 год) – все так же тема выбора человека между спокойствием, мирной жизнью и возможностью творить под угрозой смерти. В «Граде обреченном» (1972 год; опубликовано в 1988-1989 годах) – попытка проследить, как менялось общественное идеологизированное сознание на пути от веры в коммунистические идеалы к вакууму в сознании, когда вера вдруг закончилась. А что же дальше? Пустота.

4.jpg

После смерти брата Аркадия Борис Натанович издал два самостоятельных романа под псевдонимом С. Витицкий. Это «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995 годы) и «Бессильные мира сего» (2003 год). Он признавался - без брата работа идет трудно. Также младшим братом был создан «Комментарий к пройденному» (2003 год), где автор описал подробности работы и историю создания произведений Стругацких.

Братья Стругацкие сделали фантастику не просто облегченным чтивом, беллетристикой, чье место на дальних полках литературного мира. Они подняли ее на уровень высокой литературы. Пожалуй, это главный вклад Стругацкий в российскую литературу. Сейчас братьев Стругацких можно назвать классикой – их произведения проходят в школе, экранизируют, по сей день популярность их не проходит.

На протяжении всей творческой жизни авторов, а это период с 1958 по 1990 годы, взгляды их кардинально менялись, менялись углы творческого зрения. Период активности фантастов совпал с непростым периодом жизни страны. Они прошли путь от несокрушимого принятия идеалов коммунизма до крушения последних оплотов веры во всеобщее светлое будущее бюрократической машины советской системы.

6.jpg

Всегда произведения Стругацких вызывали огромный отклик в сердцах советских граждан. В интеллигентном обществе обсуждались проблемы, которые в свою очередь поднимали авторы в своих книгах. С братьями соглашались, их позиции оспаривали, но всегда велась эта культурная работа – дискуссия.

Таким образом, Стругацкие затрагивали темы, которые находились под запретом, но в мыслях волновали каждого – темы личности. Потому, в частности, за их книгами велась такая охота среди книголюбов и интеллектуалов - интеллигентов во времена, когда они были под запретом.

Расслабила цепкие пальцы цензура, а книги Стругацких по-прежнему популярны. В книгах наших фантастов поднимаются вечные вопросы – нравственного и морального выбора, вопросы человека, столь актуальные для всей классической русской литературы. Что соответственно ставит Стругацких в ряд классического списка русских писателей. Нить не рвется – традиции поддерживаются и передаются в будущее. Сами братья признавались - фантастическая сторона повествования не более чем фон для более обстоятельного и глубинного анализа человеческих отношений, поступков, человеческого выбора.


Стругацкий Борис (род. 15 апреля 1933, Ленинград, РСФСР) — русский советский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако из-за национальности принят не был, тогда документы отдал на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «звёздный астроном», который закончил в 1955 году, работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам.

С 1966 года — профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР.

С 1972 года — руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров — «Шесть спичек» (1959), «Испытание "СКИБР"» (1960), «Частные предположения» (1960) и другие; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). Однако в ряде ранних рассказов братьев Стругацких впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской научной фантастики.

На всем протяжении творческой деятельности Стругацкие выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью Стругацких объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991—1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная научно-фантастическая публицистика.

Произведения братьев Стругацких выдержали более 500 изданий, в том числе, в переводах на 42 языка в 33 странах мира. Их именем названа международная литературная премия в области фантастики - "АБС-премия". Произведения братьев Стругацких неоднократно экранизировались, в том числе такими режиссерами, как Андрей Тарковский (фильм "Сталкер") и Александр Сокуров (фильм "Дни затмения"); а также режиссером Федором Бондарчуком (фильм "Обитаемый остров") в 2008 году. Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

После смерти брата Аркадия в 1991 году Борис Натанович создает роман "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", он писался "долго и мучительно" и вышел в 1995 году под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 под этим же именем появилась книга "Бессильные мира сего". В настоящее время, по словам мастера, над крупными формами он не работает и пишет "главным образом, рецензии и интервью для разных изданий".

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала «Полдень XXI век».

В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». Собственноручно поставил свой автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.

В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. В 2008 году Борису Стругацкому присуждена медаль «Символ Науки».

Живет и работает в Петербурге.

Бориса Стругацкого часто называют предсказателем будущего, однако сам он себя таковым не считает, "ни фантастика, ни футурология ничего существенного предсказать не способны. Разве что случайно". "Писатель может почувствовать дух грядущего, но детали всегда остаются за пределами человеческих возможностей", - отмечает он.

Читайте также: