Какого цвета у маяковского волосы

Опубликовано: 22.04.2024

16 октября в центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля на Зубовском бульваре — в отделе «Доходный дом Любощинских-Вернадских» — откроется выставка «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль». Идея проекта — не только показать личные вещи больших русских писателей, но и развенчать стереотипы про их отношения с модой (которых якобы не было). Пожалуй, самый ярый модник из числа героев выставки — Владимир Маяковский. Специально для The Blueprint основательница телеграм-канала Fierce & Cute Мур Соболева разобрала стиль поэта.



Звание главного поэта революции не очень хорошо рифмуется с титулом иконы стиля, но Маяковский был весь сделан из контрастов — и хорошо это знал. Он очень рано понял важность внешности в самопрезентации. «Маяковский усвоил одно правило: одежда — действенный участник его выступлений», — говорит Лариса Колесникова, автор книги «Другие лики Маяковского», посвященной отношениям Маяковского с модой. Маяковский хорошо понимал, для какого случая подходит какой наряд, и умел менять образ. «Маяковский даже в годы футуризма — годы поиска себя, своего стиля — понимал, что такое сценический костюм и костюм на выход и чем они отличаются», — рассказывает Марина Краснова, куратор специальной программы выставки, заведующая научно-экспозиционным отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». «Современники вспоминают, что Маяковский производил впечатление человека, принадлежавшего к французской богеме, и я думаю, что ему хотелось соответствовать этому образу. Он чувствует себя художником, и ему хочется не только ощущать это внутренне, но и показывать это внешне».




На знаменитой фотографии с подписью «Футурист Владимир Маяковский» поэт одет подчеркнуто элегантно, при нем цилиндр и трость (любовь к тростям, кстати, сохранилась у него на всю жизнь). Современники вспоминают, что смокинги и шляпы Маяковский брал напрокат и покупал в недорогом магазине театрального реквизита. В его гардероб входил муаровый розовый смокинг и красный бархатный жилет, которые он носил вместе. Потом появилась знаменитая желтая кофта и нашейные ленты. В автобиографии «Я сам» Маяковский рассказывает о расцвете своего футуристического периода: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстука ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук». Под одной из «гнуснейших блуз», видимо, подразумевается пресловутая желтая кофта, воспетая и современниками, и самим Маяковским («Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана», — пишет он в поэме «Облако в штанах»). Крупные ленты, которыми Маяковский повязывает блузы на манер oversized-галстуков, имели еще и практическое значение — закрывали дырки и потертости на одежде.

Желтых кофт, собственно, было две — просто желтая и в черную полоску. В то время с одеждой Маяковскому помогают мама и сестры — Ольга и Людмила (последняя работала текстильным дизайнером, возглавляла мастерскую аэрографии на Трехгорной мануфактуре). Поэт Серебряного века Бенедикт Лившиц вспоминал, как покупал с Маяковским ткань: «Решив, что его наряд уже примелькался, он потащил меня по мануфактурным магазинам, в которых изумленные приказчики вываливали нам на прилавок все самое яркое из лежавшего на полках. Маяковского ничто не удовлетворяло. После долгих поисков он набрел у Цинделя на черно-желтую полосатую ткань неизвестного назначения и на ней остановил свой выбор. Сшила полосатую кофту Володина мать».

«В это время Маяковский начинает часто выходить на сцену», — объясняет Краснова. «Своими нарядами он отделяет себя от аудитории и в то же время декларирует новые взгляды на новое искусство, эпатируя публику. При этом, к примеру, одна из современниц вспоминала: Маяковский однажды позвонил ей и предложил пойти в театр, она сказала, что не хочет идти с футуристом, это будет скандал и очень неприлично. На что Маяковский ответил, что „знает, как заезжать за девушками“, и повесил трубку. И явился во фраке, с перчатками, в цилиндре — в театре все замирали от красоты пары».


CC BY

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ощепкова Ксения Евгеньевна

Текст научной работы на тему «Цвет как способ выдвижения подтекста у В. В. Маяковского и В. С. Высоцкого»

Ощепкова Ксения Евгеньевна

выпускница Московского финансово-юридического университета ksusha- sonia@mail .ru Ksenia E. Oshchepkova

Graduate of the Moscow financial and legal university ksusha- sonia@mail .ru

ЦВЕТ КАК СПОСОБ ВЫДВИЖЕНИЯ ПОДТЕКСТА У В.В. МАЯКОВСКОГО И В.С. ВЫСОЦКОГО

COLOR AS THE METHOD OF NOMINATION CONTEXT, BUT V.V. MA-

YAKOVSKY AND V.S. VYSOTSKY

Аннотация. Один из способов выдвижения подтекста - игра автора с цветом. В данной работе будет проведена сравнительная характеристика творчества В.С. Высоцкого и В.В. Маяковского с точки зрения использования цветовой палитры в тексте. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что В.С. Высоцкий активно использовал цвет и его ассоциативные указатели в качестве подтекста, то В.В. Маяковский, напротив, хотел обратить внимание на внешнее содержание, стараясь не обращаться к подтексту. Поэтика, мотивы, способы самопознания лирического героя В.В. Маяковского вошли в творческую практику В.С. Высоцкого. Для обоих поэтов характерен «принцип активного действия», который соблюдался и утверждался тем и другим создателем в свою эпоху.

Ключевые слова: подтекст, значение, цвет, поэтика, мотивы, способы самопознания, поэт, «принцип активного действия».

Annotation. One of the ways of nomination of subtext - the game of the author with color. This work will be carried out the comparative characteristic of creativity V.S. Vysotsky and V. V. Mayakovsky from the point of view of using the color palette in the text. According to the results of the study concluded that V.S. Vysotsky actively used color and associative indexes as subtext, V.V. Mayakovsky, in contrast, wanted to draw attention to external content, trying not to turn to the implication. Poetics, motives, methods of self-knowledge lyrical hero of V.V. Mayakovsky entered into creative practice V.S. Vysotsky. Both poets characterized by the principle of «active actions», which is respected and approved both by the Creator in his time.

Keywords: the implication, value, color, poetics, motives, methods of self-knowledge, poet, prin-citu active actions».

Подтекст - это одна из составляющих содержательно-концептуальной информации на высоком уровне постижения текста, это своего рода «диалог» между содержательно - фактуальной и содержательно-концептуальной информацией, то есть одна из его составляющих.

Для концепций, которые относятся к семантическому подходу в истолковании подтекста, характерно использование в определении этого явления терминов «смысл», «содержание», «информация», а также характеристик «глубинный», «скрытый», «неопределенный», «смутный» и проч. Подтекст - это смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, а вытекающий из повествования или диалога текста [9].

Именно здесь обнаруживается логическая и эмоциональная информация, так как это сотворчество автора и читателя. Создатель произведения формирует для своего читателя скрытый глубинный смысл, который не имеет материального выражения.

Мною будет заострено внимание на использовании цвета в произведениях В.В. Маяковского и В.С. Высоцкого, как одном из способов выдвижения подтекста.

Почему принято решение обратиться именно к этим поэтам? Между ними имеются общие черты, которые сближают поэтов между собой. Во-первых, имена В. В.Маяковского и В.С. Высоцкого сближаются в исторической перспективе. Оба - поэты 20 века. Во-вторых, каждый из них своим творчеством наиболее полно отражает эпоху своего времени. Произведениям В. С. Высоцкого и В.В. Маяковского присущ дух яростной борьбы, громогласность, подчеркнутая мужественность, одиночество при кажущейся общительности, афористичность. Этих авторов можно назвать символами своего времени.

Цвет - это подсистема психологии, философии и лингвистики. Это доказывает, что цвет - эстетическая подсистема. Важнейшая функция цветовой лексики - это выдвижение подтекстовой информации, которая оказывает воздействующую функцию на читателя. Таким образом, цвет несет в себе смысловую, описательную и эмоциональную функции. Цветоообозначение «цементирует» текст, участвует в его целостности и создает гармонию.

Цвет у В. С. Высоцкого был выбран не случайно - цветовая лексика носила у него символическое и ассоциативное значение. А вот цветовая гамма в произведениях В.В. Маяковского не очень богата, т.к. поэт хотел обратить наше внимание на само содержание произведения, стараясь не обращаться к подтексту. Однако есть и стихотворения с разнообразной цветовой гаммой. К примеру, стихотворение «Ночь», где встречаются все цвета, от багрового до черного: Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты («Ночь») Здесь все цвета - указатели. Багровый - закат, белый - рассвет, зеленый - деревья, черный - символ ночи, а желтый цвет - цвет фонарей. Вся эта цветовая палитра создает красочную картину московской ночи, которая строится на аасоциативном восприятии. Позднее этот прием позаимствует В.С. Высоцкий [7].

Основными цветами в поэзии В.С. Высоцкого были красный, белый и черный. У В.В. Маяковского - красный, черный и желтый.

Поскольку В.В. Маяковский - это поэт революции, футурист (сами футуристы рассматривали революцию в эстетике, как революцию политическую), то

именно поэтому у В.В. Маяковского преобладает в произведениях красный цвет. Например: Красный цвет моих республик Тоже должен пламенеть. («Письмо Татьяне Яковлевой»)

А вот этот же цвет у В.С. Высоцкого: Идет охота на волков, идет охота! На серых хищников - матерых и щенков. Кричат загонщики, и лают псы до рвоты. Кровь на снегу и пятна красные флажков («Идет охота на волков»).

Красный цвет в данном стихотворении - это прямой указатель красных флажков. Вместе с тем, помимо прямых указателей на цвет, имеются и ассоциативные указатели, т.е. цвет имеет символическое и ассоциативное значение. Например, кровь - указатель на кроваво-красный цвет, снег - указатель белого цвета. Все вместе они окрашивают сцену бойни в жесткие, режущие глаз серо-бело-кровавые тона. Тем сильнее, резче оказывается их воздействие и тем значимее их присутствие. Также можно отметить, что цветовая палитра в данном стихотворении построена по принципу контраста: красный-белый, причем построена на ассоциативном значении, восприятии этого контраста самим читателем. Если вновь обратиться ко времени, в которое написано стихотворение, то можно провести параллель между кровавой бойней волков и охотников в данном произведении и той репрессивной охотой, которая велась между писателями и государством. Как известно, В. С. Высоцкий был мастером эзопова языка.

Ассоциативное значение красного цвета можно обнаружить и у В.В. Маяковского: . душу вытащу, растопчу. Чтоб большая! - и окровавленную дам, как знамя. («Облако в штанах»). В данном тексте мы видим, что «знамя» и «окровавленною» - это указатель на красный цвет, который строится на ассоциативном восприятии читателем. Благодаря этому мы можем увидеть окровавленную ярко-красную картину. Таких приемов построения у В.В. Маяковского много, например «В сто сорок солнц закат пылал» или «Среди тонконогих, жидких кровью» [10].

Для В.С. Высоцкого характерно широкое употребление оттеночных качественных прилагательных, причём наиболее широко представлены оттенки красного: красный, рыжий, ржавый, бледно-розовый, рдяный, багровый, алый, малиновый. Например: В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок («Райские яблоки»). Это можно обнаружить и у В.В. Маяковского: Как я вот в растущую Мексику И в розовый этот песок на заре («Христофор Колумб») или: И на площадь, мрачно очерченную чернью, багровой крови пролилась струя. Бронзовые генералы на граненом цоколе молили: «Раскуйте, и мы поедем!» («Война объявлена»)

Но красный цвет у В.С. Высоцкого может существовать автономно, вне связи с каким-либо предметом. Чаще всего этого обозначение конца, прекращения, остановки. Наиболее ярким примером в этом отношении является данное стихотворение: Сколько лет счастья нет, Впереди - всё красный свет. («То ли - в избу и запеть»).

В.В. Маяковский использовал не только прямые и ассоциативные указатели на цвет, но использовал различные формы слов для определения цвета. Например, вместо прилагательного «красный» присутствует его глагольная

форма: В возмутительных прыщах зря краснеет на плечах («Подлиза»). Позднее этим приемом будет пользоваться В.С. Высоцкий.

На наш взгляд, черный цвет в поэзии В.С. Высоцкого является одним из самых символичных. Интересно, что признаком «черноты» Высоцким чаще всего отмечено то, что окружает человека. Черными могут оказаться женщины, лёгкие, сапоги, воронок, очи, повязки на глазах, хлеб, флаг и т.д. Этот цвет может быть символом смерти: Я голой грудью рву натянутый канат! Я жив -снимите черные повязки! («Я жив - снимите черные повязки»).

В текстах с исходной лексемой черный первая тема, выделяемая нами в семантической структуре данного прилагательного, будет сема «отрицательный, плохой», например: А потом в нормальном свете представало в черном цвете То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив («Пародия на плохой детектив»).

Прилагательное черный у В.С. Высоцкого употребляется в значении «мрачный, безрадостный, равнодушный», например: Я заглядывал в черные лица прохожих - («Пьяный город»).

Цветообозначение черный нередко употребляется В.С. Высоцким по отношению к предметам, олицетворяющим вероломство, насилие и горе, а также часто этим предметом являются «вечные» символы правоохранительных органов: Вывели болезного, руки ему за спину И с размаху кинули в чёрный воронок. («Песенка-сказка про джина»).

Зловещий смысл чёрного цвета В.С. Высоцким подчёркнут использованием в качестве цветонаименований глагольных форм с негативной семантикой. Обычно

они употребляются в значении «обманывать», «порочить» или «угасать», «болеть»: Чернели женщины от горя,(«Водой наполненные горсти») [11].

Также В.С. Высоцкий использует значение глагольной формы чернить как «клеветать на кого-что-н.», например: Знаю я, своих друзей чернить неловко, («Татуировка»)

Использование различных форм слова черный мы видим и у В.В. Маяковского, например: Чернь волос в цветах горит («Испания»).

Обозначения чёрного цвета встречаются у В.С.Высоцкого, как ни странно, при упоминании предметов поклонения верующих людей (икон). В стихотворении «Старый дом» «черная копоть» под иконами олицетворяет зло, невежество и безбожие: Испокону мы в зле да в шёпоте, Под иконами в чёрной копоти («Старый дом»).

У В.В. Маяковского черный цвет существует без связи с каким-либо предметом, автономно. Например: Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего. («Кофта фата»).

В.В. Маяковский пользовался принципом контраста. Например, в данном стихотворении он распределил цвета по контрасту красный-черный, причем как на прямом, так и на ассоциативном восприятии: Жил был на свете кадет. В красную шапочку кадет был одет. Кроме этой шапочки, доставшейся каде-ту,ни черта в нем красного не было и нету. Поднялся однажды пребольшущий

ветер, в клочья шапчонку изорвал на кадете. И остался он черный. А видевшие это волки революции сцапали кадета. («Сказка о красной шапочке»)

Как и у В.В. Маяковского, излюбленным приемом В.С. Высоцкого - это создание ассоциаций. Играя на контрастах, поэт создает следующие черно-белые образы: Может спел про вас неумело я, Очи чёрные, скатерть белая?!

Белый цвет - это, прежде всего, цвет справедливости, веры, невинности и начала начал. Это чистый лист, с которого пишется история. Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов! Сердца стучали на три счета вместо двух. К тому же дамы приглашали кавалеров На белый вальс традиционный - и захватывало дух («Белый вальс»).

Подобным же образом у В. С. Высоцкого белый цвет, который ранее воплощал беспризнаковую сплошную белизну, превращается в носителя ярко выраженного качества - чистоты, противопоставленной своему антиподу - грязи. Протопи ты мне баньку по-белому Я от белого свету отвык. («Протопи ты мне баньку по-белому»).

Как уже было сказано ранее, В.С. Высоцкий - мастер создания контрастов. Помимо прямых указателей на цвет, Высоцкий пользуется ассоциативным значением цвета, играя на контрастах: Раздался звон - и ворон сел На белое плечо. («Ошибка вышла») Ворон здесь является косвенной номинацией чёрного. Мы подсознательно видим ворона в «черном цвете». Итак, мы видим, что в поэзии В.С. Высоцкого реализуются традиционное символическое противопоставление белого и черного цветов. В художественном творчестве поэта преобладают более поздние представления о белом цвете как показателе чистоты, молодости, радости, доброты, а о чёрном - как символе зла, несчастий и траура. Но, тем не менее, подобные сочетания двух диаметрально противоположных начал - белого и чёрного, положительного и отрицательного, светлого и тёмного в одновременном противопоставлении повлияло на значение одного из двух цветов, а именно: семантика белого подверглась модификации, переосмыслению, что объясняется амбивалентностью значений белого цвета. Поэтому белый цвет в палитре В.С. Высоцкого нередко может быть сопряжён с горем и смертью, то есть быть синонимичным черному. Например: После смерти для всех свои птицы найдутся - Так и белые птицы для наших бойцов, Ну а вороны -словно над падалью - вьются Над чёрной колонной врагов. («В плен - приказ -не сдаваться, они не сдаются»)[11].

Что касается В.В. Маяковского, то, по аналогии с белым цветом В.С. Высоцкого, он использует желтый цвет. А после в огне раззолоченных зал, забыв привычку спанья, всю ночь напролет провести, глаза уткнув в желтоглазый коньяк («Эй»).

Но чаще всего В.В. Маяковский использует указатели желтого цвета. Как прямые: Читайте железные книги! Под флейту золоченой буквы полезут копченые сиги и золотокудрые брюквы («Вывескам»). Так и ассоциативные: На

солнечном золоте моих монет («Флейта-Позвоночник»). Адище города окна

разбили на крохотные, сосущие светами адки. Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки («Адище города»).

Таким образом, сопоставляя двух поэтов 20 века - В.В. Маяковского и В. С. Высоцкого, можно выделить общие черты и различия между ними:

- оба поэта активно пользовались прямыми и ассоциативными указателями на цвет;

- цветовая палитра произведений этих авторов богата не только основными цветами, но и оттенками основных цветов;

- В.В. Маяковский и В.С. Высоцкий употребляли различные формы слова, обозначающие цвет, в частности глагольные, в форме существительного и наречия;

- В.В. Маяковский и В.С. Высоцкий - мастера контраста, как на прямом, так и на ассоциативном значении (Чаще используется В.С. Высоцким);

- оба поэта имели свой цвет, как символ своей эпохи (у В.В. Маяковского это был красный цвет - цвет революции, а у В.С Высоцкого - черный цвет);

Однако основное различие в том, что, если В.С. Высоцкий активно использовал цвет и его ассоциативные указатели в качестве подтекста, то В.В. Маяковский, напротив, хотел обратить внимание на внешнее содержание, стараясь не обращаться к подтексту.

Поэтика, мотивы, способы самопознания лирического героя В.В. Маяковского вошли в творческую практику В.С. Высоцкого. Для обоих поэтов характерен «принцип активного действия», который соблюдался и утверждался тем и другим создателем в свою эпоху.

1. Альфред Бем. Спор о Маяковском. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.silverage.ru.

2. Зайцев В.А. Авторская песня: ее восприятие и перспективы изучения на современном этапе. ФН, 2005.

3. Критика Маяковского. Русская литература. Под ред. Е.И. Наумова, М.

4. Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996.

5. Маяковский. Литературная энциклопедия. Т.7. 1934.

6. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск III Т2 / Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. -М.: ГКЦМВ.С. Высоцкого, 2000. - 624с.

7. Нежданова Н.К. Владимир Маяковский и Владимир Высоцкий: параллели художественных миров. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/NEJDANOVA99.pdf.

8. Пфандль Х. Владимир Высоцкий. Исследования и материалы. М., 1981.

9. Словарь литературоведческих терминов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/61.html.

10. Томенчук Л.Я. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/MUSIC/TOMENCHUK/wysockij. txt_with-big-pictures.html.

11. Шалак В. « Черный вечер. Белый снег». [Электронный ресурс] Режим доступа: www.vaal.ru.

1. Alfred BEM. The dispute about Mayakovsky. [Electronic resource] access Mode: www.silverage.ru.

2. Zaitsev V.A. Author's song: its perception and perspectives of research on the modern stage. TN, 2005.

3. Criticism Of Mayakovsky. Russian literature. Edited by E.I. Naumova, M.

4. Twisted A. Our output. The history of Russian futurism. M., 1996.

5. Mayakovsky. Literary encyclopedia. Vol.7. 1934.

6. World Vysotsky: Research and materials. Issue IIIT2 / Comp. Aeschylos and Vffsekvua. - M: GCCM V.S. Vysotsky, 2000. - 624p.

7. Nezhdanova NICHOLAS Vladimir Mayakovsky and Vladimir Vysotsky: parallel artistic worlds. [Electronic resource] access Mode: http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/NEJDANOVA99.pdf.

8. Pfandl Agricultural Vladimir Vysotsky. Studies and materials. M., 1981.

Подписаться

В Музее театрального искусства открывается выставка «Маяковский от-кутюр: искусство одеваться», куда привезли личные вещи поэта — разноцветные галстуки, желтые бадлоны, лаковые ботинки и костюм «советского денди», которые во многом определили стиль 1920-х годов и сегодняшних хипстеров. Некоторая одежда будет показана широкой публике впервые — ее для проекта привез в Петербург Государственный музей В.В. Маяковского. Мы собрали ценнейшие экспонаты фэшн-вернисажа и рассказываем, почему поэт — самый модный герой своего (и нашего) времени.


В.В. Маяковский, Москва, 1912 год

1910-1915 годы. Футуристический период

Выставка делится на несколько хронологических разделов: первый показывает Маяковского как студента Училища живописи, ваяния и зодчества. Его семья тогда жила очень бедно — у Владимира было лишь несколько потрепанных сатиновых блуз, которые он всячески приспосабливал к стилю богемы. В ход шли разноцветные ленты, крупные банты и кашне из черных и желтых квадратов — за счет этих деталей Маяковский каждый раз обыгрывал образ со старой одеждой. «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук», — писал он в автобиографическом очерке «Я сам».


Н. Петрова (Н.П. Ходасевич-Леже), В.В. Маяковский в 1910 году, картина 1953 года


В.В. Маяковский, Москва, 1910 год

Стиль начинающего поэта из «низов», который пытался затесаться в элиту, так или иначе бросался в глаза. Исследователь футуризма Бенедикт Лившиц писал, что Маяковский одевался не по сезону легко — в черную пелерину с львиной застежкой и широкополую шляпу, надвинутую на брови, и напоминал в таком виде «члена сицилийской мафии, игрою случая заброшенного на Петроградскую сторону».

После знакомства с Велимиром Хлебниковым, Василием Каменским, Давидом Бурлюком и Алексеем Крученых гардероб Маяковского пополнился модными и интеллигентными вещами — например, розовым муаровым смокингом с черными атласными отворотами, красным бархатным жилетом и блестящим пиджаком, из кармана которого выглядывала большая желтая визитка с надписью «Владимир Маяковский» (желтый был любимым цветом поэта).


В.В. Маяковский, Казань, 1914 год


В.Д. Бурлюк. Портрет В.В. Маяковского. Иллюстрация в книге В.В. Маяковского «Владимир Маяковский: Трагедия в двух действиях, с прологом и эпилогом», 1914 год

Маяковский усвоил одно важное правило: одежда — действенный участник его выступлений. Поэтому он научился радикально менять свой имидж и в зависимости от ситуации прикидываться франтом, интеллигентом и простаком. Для первого, например, поэт брал напрокат смокинг, цилиндр и трость в дешевом магазине на Сретенском переулке. Пианистка Ида Хвасс, к которой Маяковский часто заходил в гости для литературных диспутов вспоминала: «До сих пор он был одет более чем скромно. После поездки в Казань, кажется, в 1913 году, где он читал доклад о футуризме и заработал порядочно денег, костюм Маяковского стал другим. Как-то прихожу домой — является в новехоньком английском пальто, лайковых перчатках и цилиндре. Раньше я видела цилиндры только на витринах и сцене, а тут в нашей скромной передней, рядом с измятыми студенческими фуражками и потрепанными фетрами художников».


Кинопроба к фильму «Не для денег родившийся»: В.В. Маяковский в роли Ивана Нова, Москва, 1918 год

1915–1922 годы. Влияние Лили Брик

В 1915 году Маяковский влюбился в Лилю Брик. Она повлияла не только на творчество поэта, но и на его внешний вид: по настоянию «Лилички» «Щен» (именно так называла Брик Маяковского) вставил новые зубы, накупил перстней и стал сниматься в кино. Фильмы «Барышня и хулиган» и «Не для денег родившийся» дают редкую возможность увидеть, как ходил, говорил, жестикулировал и носил одежду Владимир Владимирович. Причем для ролей он придумывал костюмы самостоятельно, а потом просил мать и сестер перешить его старую вещи по новым лекалам.


В.В. Маяковский, Берлин, 1922 год

В 1921-22 годах Лиля Брик начала путешествовать по Европе и присылать оттуда посылки с продуктами и новомодной одеждой. Позже обученный западными примерами Маяковский стал ездить в Берлин за костюмами сам и обязательно привозил из вояжа шляпы — широкополые с четкими архитектурными линиями. Образы поэта также неизменно включали драгоценные булавки, продетые в ворот рубашки, и ремешки из кожи, на которые крепились карманные часы. Их Маяковский купил сразу, как только начал хорошо зарабатывать, а после писал: «Человек — только с часами. Часы только Мозера. Мозер только у ГУМа».


В.В. Маяковский в редакции газеты «Известия», Москва, 1923 год

1920-1930 годы. Борьба с «серостью коммуновых лавок»

Помимо часов из ГУМа Маяковский рекламировал в стихах галоши «Резинотреста», продукцию «Москвошвея» и магазин «Моссукно» — каждый раз после выхода сборника фанаты стиля В.В. штурмовали эти фэшн-отделы. Таким способом поэт боролся с «серостью коммуновых лавок», в которых невозможно было найти красивую одежду нужных размеров. При этом буржуазные дорогие вещи считались признаком «нэпманского щегольства» — многие одевались нарочито небрежно. «Ох, и досталось мне, когда я явился в гостиницу к Маяковскому в «затрапезном» виде, — писал ленинградский литератор Илья Березарк. — "Это что у вас, патент на пролетарское происхождение?", — издевался он. — Вот вы, журналист, встречаетесь с разными людьми, что они могут подумать не только о вас, но и обо всей советской прессе?"».


А.А. Темерин, В.В. Маяковский, Москва, 1929 год


Спортивный костюм (блуза и юбка), смоделированный В.Ф. Степановой, 1923 год

В 1923 году Маяковский создал журнал «ЛЕФ», в котором, кроме коммунистических произведений, публиковал рисунки одежды для улиц и быта. Разработкой костюмов занимались художницы-авангардистки Варвара Степанова и Людмила Попова, которые специально для этого устроились на Первую ситценабивную фабрику. В результате девушки вместе с Маяковским и Родченко ввели в моду геометрический орнамент тканей — до этого ситец украшали только цветочками.


В.М. Ходасевич, эскиз обложки к журналу «Искусство одеваться», 1928 год


Журнал «Искусство одеваться», приложение к журналу «Красная панорама». Л.: Изд-во «Красная газета». 1929 год, май, № 5. Художник номера В.М. Ходасевич

В 1928-м вышел первый номер журнала «Искусство одеваться», где художники, философы и писатели спорили на тему внешнего вида рабочего класса. Позже дискуссия перетекла в другие издания и тексты — например, режиссер и хореограф Николай Фореггер написал очерк «Штаны и юбки», объяснив преимущество коротких юбок перед длинными платьями, необходимость носовых платков и пристегивающихся воротников для гигиены. Маяковский участвовал в пропаганде так называемой «новой моды» и декларировал в «Стихотворении одежно-молодежном» шить больше одежды для юных девушек и ребят. Сам поэт тогда уже был общепризнанным модником — Татьяна Яковлева, у которой в Париже начался с Маяковским роман, писала: «Он напоминал английского аристократа и выправкой, и одеждой и уж никак не связывался с тем образом, который слагался в моем сознании из его футуристической желтой кофты, скандальных выступлений, режущего бритвой острословия и шумной славы пролетарского поэта-трибуна»

Выставка «Маяковский от-кутюр: искусство одеваться»,
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства,
13 октября 2017 — 22 января 2018.



Владимир Маяковский никогда не носил усов и бороды, поэтому из трех представленных фотографий мы легко его находим - это третья фотография -


Его лицо всегда было серьезным, взгляд суровым, сведенные к переносице брови образовывали характерную складку. Кепка - это неизменный атрибут (иногда была шляпа).

Тем более, на первой фотографии изображен Бунин Иван Алексеевич.

На второй фотографии мы видим Куприна Александра Ивановича.

Так что правильный ответ - "С", третья фотография.


На самом деле,ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Даже те, кто не знают, как выглядел Великий Поэт, вполне могут обратиться со своим вопросом к вездесущему сервису гугл, уж он-то все знает и это тоже.

К тому же, кажется все знают о том, что Владимир Маяковский был всегда гладко выбрит, не носил ни усов ни бороды.

Если все же задать вопрос гуглу, то мы увидим портреты Владимира Маяковского, например этот.


На снимке поэт выглядит сущим денди. Есть фото, где он предстает в несколько ином виде, одежда совсем другого стиля, тем не менее, Маяковский на всех фото выглядит франтовато и почти на всех уличных фото он в различных головных уборах - в шляпе или в кепке.

Верный ответ под буквой С.

Совсем несложный вопрос - известного русского-советского поэта Владимира Маяковского знаем мы ещё со школьной скамьи, да и не только с того возраста.

Совсем маленьким ребятам очень просто и доходчиво он объяснил, "Что такое хорошо и что такое плохо" в своём замечательном стихотворении.

Поэтому, как выглядит поэт, знает каждый из нас.

Так вот, из очередного вопроса Викторины, который на этот раз из области литературы, можно с уверенностью сказать, что человек в кепке(одном из своих любимых головных уборов) - поэт Владимир Маяковский, изображён на крайней справа фотографии под буквой "С".

На первом и втором фото, также известные - русские писатели Иван Бунин(А) и Александр Куприн(В)


Как выглядел поэт Владимир Маяковский, можно определить по представленным фотографиям. Когда в школе изучается творчество этого удивительного поэта, обязательно рассматривается его портрет. Облик этого талантливого человека, написавшего произведения, ставшие классикой русской литературы, "Что такое хорошо и что такое плохо", "Стихи о советском паспорте", "Разговор с фининспектором о поэзии", "Облако в штанах", "Случай на даче" и пр., легко узнаваем. Его нельзя спутать ни с портретом писателя Ивана Бунина под буквой А, ни с портретом А. Куприна, обозначенного буквой В.

У поэта В. Маяковского серьезный взгляд, крупные черты лица и короткая стрижка. Он никогда не носил усов и бороды.

Портрет поэта В. В. Маяковского обозначен буквой С.


Владимир Владимирович Маяковский - советский писатель и поэт, художник, режиссёр, актёр - его звания можно перечислять до бесконечности. Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Маяковского трудно не узнать среди остальных деятелей искусства. Он отличался грубыми чертами лица, острыми скулами, стрижкой наголо и серьёзным взглядом. Под все эти черты подходит человек под фотографией и вариантом ответа номер 3 (С). На первой же фотографии представлен Иван Бунин, на второй изображён Александр Куприн.



Порой авторам много ру удается подобрать действительно интересные вопросы. На всех трех фотографиях значительные лица мужчин. Умный взгляд. Каждый может увлечь и повести за собой. И по аксессуарам понятно что они примерно из одного времени.

Я хорошо помню фотографии Владимира Маяковского. Было время когда меня очень интересовала его личность. Было время когда я любила и читала его ранние стихи. Помню ощущение упертости от его посадки головы на мощной шее. Какую то набыченность его взгляда. Из всех троих фотографий у Владимира Маяковского самое волевое лицо.

Верный ответ на вопрос викторины под буквой С.



В этом случае тем кто учился в советской школе нельзя ошибиться. У нас в классе висел портрет Маяковского.

Вот примерно такой.


Так что в пояснении к вопросу это последнее фото. Ну а в викторине правильность ответа подтверждена.


Имидж поэта. Как одевался Владимир Маяковский
Фото Владимира Юрченко

В Белгородском литературном музее представлены одежда, обувь и галстуки Владимира Маяковского. Как одевался знаменитый поэт – сначала из того, что было под рукой, затем вычурно и, в конце концов, элегантно – рассказывает выставка «Маяковский «haute couture»: искусство одеваться». Её привезли из столичного Государственного музея В.В. Маяковского.

Как носил и как выглядел

Главное здание музея В.В. Маяковского в Москве закрыли на реставрацию, и попасть туда на экскурсию пока нельзя. В путешествие по стране отправились выставки «Живопись словами» (её белгородцы могли посетить в Литературном музее летом и осенью 2016 года), «Реклам-конструктор: Маяковский и Родченко» и «Маяковский «haute couture»: искусство одеваться». Последнюю её кураторы в двух музеях, белгородском и столичном, называют уникальной.

«Эти предметы выставляются крайне редко из‑за состояния сохранности и условий экспонирования. Выставка проводится всего четвёртый раз: до Белгорода она побывала в Москве, Владимире и Санкт-Петербурге, – рассказывает хранитель фонда редкой книги Государственного музея В.В. Маяковского Дмитрий Карпов. – Ещё одна особенность выставки в том, что на фотографиях можно видеть, как сидели представленные вещи на Маяковском, как он носил их, как выглядел».

Вся коллекция музея насчитывает более двух тысяч экспонатов, прямо связанных с поэтом. После смерти Маяковского небезызвестная Лиля Брик получила охранную грамоту на его комнату в коммуналке по Лубянскому проезду и вывезла оттуда архив и личные вещи. С супругом Осипом перевезли они в своё новое жильё и всю обстановку и вещи поэта из квартиры в тогдашнем Гендриковом переулке. После того как в 1938 году открыли библиотеку-музей Маяковского, большую часть экспонатов в неё передали именно супруги Брик. Другую часть завещала музею сестра Маяковского Людмила, и эти предметы поступили в музей в 1970-х.



Жёлтая кофта и галстук

Свой имидж Маяковский менял не единожды. Каждая смена была связана с новым этапом в его жизни. По мнению поэта, именно одежда служила одним из важных проводников нового художественного вкуса.

Многие его образы вошли в историю. Так было с хрестоматийной жёлтой блузой Маяковского. Сама она не сохранилась, но есть в экспозиции лоскут жёлто-чёрной полосатой ткани, из которой мать поэта и сшила эту блузу.

«Жёлто-чёрная кофта вошла в историю как «жёлтая» и со временем стала символом русского футуризма, как строка из «заумного» стихотворения Кручёных «Дыр-бул-щыл», – поясняет Дмитрий Карпов.

Вот так о ней писала в 1913 году газета «Утро»:

«Жёлтая кофта» оказалась обыкновенной блузой без пояса типа парижских рабочих блуз, с отложным воротником и галстуком…».

Примерно в те годы поэт познакомился с сестрой Льва Шехтеля Верой. Она его изобразила в жёлтой кофте и сделала два медальона, куда вставила коллаж – Маяковского и свою фотографию. Они представлены на выставке.

А так охарактеризовал свой внешний вид Маяковский в автобиографическом очерке «Я сам»:

«Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке – галстук».

Галстуки его, а также чёрный бант вошли в экспозицию. Один из них датируется двадцатыми годами, поэту подарила его старшая сестра Людмила Владимировна. Художница по ткани, окончившая Строгановское училище, осваивала новый метод оформления – аэрографию.

Экспонаты выставки «расскажут» заинтересованным посетителям, как изменился Маяковский в турне футуристов по России в 1913–1914 годах: голову украсил цилиндром, в руки взял трость. А также как выглядел Маяковский-актёр, снявшийся в 1918 году в нескольких фильмах: на киноэкране он в своей обычной в то время одежде. Из трёх картин, где он в главной роли, целиком сохранилась лишь одна – «Барышня и хулиган». Там Маяковский – хулиган, одетый в косоворотку и дешёвый пиджак.

Образец элегантности

Узнают белгородцы и о преображении Маяковского после знакомства с уже упомянутыми Лилей и Осипом Брик в 1915 году: тут и модное английское пальто, и кепка, и рубашка с «бабочкой».

Маяковский-путешественник был практичен: с собой он возил даже складную ванну из брезента. Специально к выставке её восстановили. Из путешествия по Мексике привёз серапе – часть мексиканского народного костюма. Но использовал не по назначению, а как ковёр. А кофр после его смерти перешёл по наследству к женщине всей его жизни, о чём свидетельствуют вышитые инициалы «Л.Б.».

А пока же в 1920-х поэт – образец элегантности: шляпа из Австрии, французский ремень, французская же и английская сорочки, галстуки из Америки, не менее известный, чем блуза, пуловер, кожаные туфли из Франции. Почти всё из одежды тех лет есть в экспозиции. Тут же представлена и подковка на каблук: в день кремации её сняли с туфель Маяковского.

«Известно, что он творил, не сидя за письменным столом, а вышагивая свои стихи. Цокот подковок, стук трости сопровождали его на улице. Многие современники вспоминают, что, заслышав их издалека, понимали: идёт Маяковский. Высокий, в шляпе, он был заметен», – рассказывает Дмитрий Карпов.

Выставка продлится в Белгородском литературном музее до января будущего года.

Читайте также: