Какого цвета были волосы у петра первого

Опубликовано: 17.09.2024


В 1714 году по распоряжению императора Петра I в Санкт-Петербурге был основан «кабинет редкостей» — Кунсткамера, в анатомическом собрании которой хранились экспонаты, имевшие генетические мутации и уродства. Между тем сам правитель отличался неординарной внешностью, некоторые составляющие которой вполне могли украсить этот необыкновенный музей.

Великанский рост

Всем известно, что из всех российских правителей Пётр I имел возможность видеть дальше всех, и причиной тому было не столько хорошее зрение, сколько высокий рост, достигавший 204 сантиметров.

Для XVIII века этот показатель был чрезмерным, поскольку тогда средний рост мужчины колебался у отметки 160 см.

Историк Василий Ключевский в своём труде «Исторические моменты» отмечал: «Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. ».

Вместе с тем исследователи прошлого констатируют, что при таком огромном росте фигура Петра I была диспропорциональной, что придавало его внешнему образу некую неуклюжесть.

Маленькие ступни

У первого императора России были несоотносимые с его богатырским ростом маленькие ступни 38 размера, в то время как по всем параметрам они должны были достигать чуть ли не 45 размера.

Длина стопы Петра I, которая собственно говоря, придаёт устойчивость человеку, соответствовала росту людей, имевших рост ниже среднего.

Ныне считающийся женским размер стопы доставлял правителю немало хлопот, поскольку из-за него возрастала нагрузка на ноги. Именно поэтому, выходя на прогулки, он обязательно прихватывал с собой трость, на которую опирался, вышагивая бойко и размашисто.

Однако далеко не многие современники Петра I знали об этой аномалии. Всё дело в том, что правитель предпочитал ходить в высоких сапогах-ботфортах, длина подошвы которых составляла 31 сантиметр, что соответствовало 45 размеру ноги. Но надевал он их поверх туфель 38 размера, которые шили для него лучшие сапожники того времени. Поскольку этот хитрый трюк должен был оставаться в секрете, существует версия, что после изготовления очередной пары обуви для императора, ремесленника попросту лишали жизни, и он уносил его тайну в могилу.

Щуплое телосложение

Дисгармонию в образ Петра I привносило его щуплое телосложение. Несмотря на исполинский рост, одежда императора была всего лишь 48 размера и, благодаря мастерству портных, визуально хоть как-то скрывала недостатки его фигуры.

Историк Николай Павленко писал: «. сохранившаяся до нас одежда Петра I показывает, что он действительно выделялся ростом, но не могучим телосложением». Проанализировав тип конституции тела монарха, он сделал вывод, что она соответствовала астеническому, то есть слабому типу, характеризующемуся склонностью к простудным заболеваниям, хроническим заболеваниям органов пищеварения и дыхания, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Руководитель музея Нижегородской медицинской академии Е. Чижова в работе «Причины смерти императора Петра I: версии мемуаристов и наших современников», констатировала, что «при огромном росте он был узкогруд и узкоплеч».

К тому же у него были короткие по отношению к росту руки.

О достоверности этих строк можно судить по прижизненным портретам Петра Великого, выполненным рукой немецкого живописца Иоганна Таннауэра.

Маленькая голова

Из них же становится очевидным, что император был обладателем несоразмерно маленькой головы. Задумавший написать портрет правителя художник Валентин Серов отмечал: «Он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головой, чем на живого человека».

Психолог Ольга Меженина предположила, что маленькая голова Петра I, могла быть как патологией внутриутробного развития, так и свидетельствовать о родовой травме.

О подмене царя Петра во время Великого посольства в Европу написана масса материала, подкрепленного «железными» доказательства. Предлагаю сегодня рассмотреть эти доводы и понять, насколько они состоятельны. По слухам настоящего царя то ли убили, то ли замуровали в стену, то ли спрятав под железной маской, посадили в Бастилию. А вместо истинного царя в Россию вернулся голландец-самозванец.

1. Разительное изменение внешности Петра вернувшегося из поездки по Европе . В качестве доказательства приводятся изображения Петра до и после поездки. При этом исследователи утверждают, что до путешествия по Европе у Петра было: вытянутое лицо, большая бородавка или родинка под левым глазом и кудрявые волосы. После возвращения: бородавка у царя исчезла, лицо стало круглое, а волосы прямые. И главное, когда Петр вернулся в Москву, ему должно было быть 26 лет, но на всех портретах написанных после возвращения он выглядел старше 40 лет.

Портреты последних лет жизни Петра I

В общем, доводы убедительны, но только на первый взгляд. Проблема в том, что исследователи сравнивают картины молодого Петра и картины, написанные в последние годы жизни царя, либо заказные посмертные портреты времен Екатерины Великой. Конечно, на них царь Петр сильно изменился, так как с момента возвращения из Великого посольства прошло, как минимум лет двадцать, а то и больше.

Портреты Петра в детстве и юности

Что касается исчезнувшей бородавки-родинки, которая у Петра была с детства. На всех портретах молодого Петра бородавка отсутствует, но я вполне допускаю, что она была. Художники умышленно ее не рисовали, и это вполне понятно, чтобы не портить внешний вид монаршей особы для потомков. Эта практика была обыденной сродни сегодняшней ретушёвки в фотошопе. Пример , на всех портретах императора Петра III у него гладкое и вполне милое лицо, но на самом деле все лицо императора было изрыто оспой, поэтому оно было уродливым и вызывало отвращение. Впрочем, этого Вы не увидите ни на одной картине.

Портрет императора Петра III

Все художники старались убрать неудобные изъяны с императорских лиц, таковы были правила того времени, и с точки зрения обычного человека это вполне понятно. Более того, чтобы поставить окончательную точку на бородавке-родинке, я привожу ниже прижизненный портрет царя Петра с родинкой под левым глазом. Поэтому родинка на лице это не аргумент, к тому же он достаточно просто развенчивается.

Прижизненный портрет царя Петра I с родинкой или бородавкой под левым глазом

По вьющимся волосам, что у юного Петра до поездки в Европу, что у взрослого царя после приезда из посольства, волосы как были вьющимися, так и остались, аргумент это вообще не серьезный.

Петр I с вьющимися волосами

2. Царь Петр до путешествия по Европе был роста выше среднего и плотного телосложения . Вернувшийся обратно царь был очень узок в плечах и худощав, а его рост, который точно установлен, увеличился до 2 метров 4 сантиметров. Опять-таки, информация не соответствует действительности. Петр, как был изначально худым и длинным до поездки, так таким и вернулся из Великого посольства. Есть описание молодого царя иностранными послами, до его поездки в Европу:

Это же описание Петра подтверждает в своих мемуарах процесса Пфальцская София Ганноверская, которая лично встречалась с царем в Голландии в 1697 году. Она пишет: «Царь был очень высокого роста, но худой, а лицом был красив. Он нам сказал, что собственноручно работает на строительстве корабля, показал свои грубые руки и заставил потрогать шершавые мозоли.»

Иллюстрация к роману А. Толстого

Таким образом, царь Петр никогда не был крепкого телосложения, всегда был худосочный и длинный, с маленьким размером ног.

На этом первую часть закончу, но в следующих статьях продолжу разбирать факты подмена царя.

KLINIKA HAŁAŬNOHA MOZHU

Liepš być bahatym i zdarovym, čym biednym i chvorym

Об особенностях патографии Пётра I и его большом интересе к анатомии переросшее в манию

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость. Скульптор Михаил Шемякин (США).

Манекен этого человека находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Скульптор Михаил Шемякин (США, выдворенный из СССР) много не лукавил над образом великого человека, да и не было необходимости - один к одному скопировал с манекена в Эрмитаже, добросовестно выполнил условия договора. Творческие муки были излишни. Гиперреалистическая скульптура, - образ Петра Великого, как и сама Россия. Голова один к одному с "подлинным лицом" от предсмертной маски. Бросается в глаза огромные и непропорциональные части тела: маленькая и уродливая голова, тоненькие ножки, огромный торс и живот.

В произведениях искусства и трудах всех российских историков Петр I изображается парадно и героической фигурой. Однако они, в большинстве, не всегда соответствуют действительности, за его свершениями все забывают и негативные, патологические черты монарха – жестокость, распутство, пьянство, которые больше приближают его к личности своего предшественника Ивана Грозного, нежели к гуманистическим идеалам эпохи Просвещения.

http://ic.pics.livejournal.com/andreistp/13279564/1206543/1206543_600.jpg

Отцовская татарская линия Петра I идёт от татарина Кобылы, служившего в ВКЛ. Один из сыновей Кобылы по имени Кошка стал родоночальником рода Романовых - Роман Кошка-Кобыла. Его потомок уже взял фамилию Романов.

Материнская еврейская хазарская линия Петра I идёт от богатого хазарского еврея, ставшего в Крымском Ханстве Мурзой, Мордехая Кубрата Нарыша. Прозвище "нарыш", которое получил Мордехай Кубрат за своё богатство, с татарского переводится как "гранат". Мать Петра уже получила фамилию Нарышкина от прозвища предка Нарыш.

В 1700 году хан Москвы Петр I по сговору с турками, воспользовался тяжёлым положением Крымского Ханства и просто перестал платить дань, объявив о создании самостоятельного Царства Московского в пределах Улуса Джучи Золотой Орды.

В 1721 году тот же Петр I объявил себя императором, а Царство Московское Россией или Российской Империей, которую признали только при Екатерине 2.

Послов Петра I в Европе называли просто татарами московскими.

При Екатерине 2 татарин Кара-Мурза, состряпавший лже-историческую фальсификацию "история государства российского", подчистил и биографию Романовых.

Кто же отец Петра? Теории на самом деле две, в отцах у Петра прописаны два великих грузинских князя из рода Багратионы, это:

Арчил II — царь Имеретии (1661—1663) и Кахетии (1664—1675), поэт-лирик, старший сын царя Картли Вахтанга V. Один из основателей грузинской колонии в Москве.
Ираклий I — царь Картли (1688—1703), царь Кахетии (1703—1709). Сын царевича Давида и Елены Диасамидзе, внук царя Картли и Кахетии Теймураза I.

Вероятно, что отцом мог стать именно Ираклий, именно Ираклий перебывал во время подходящее для зачатия царя в Москве, в то время как Арчил переехал в Москву лишь в 1681 году.

Можно предположить, патографические особенности Пётр унаследовал от своих грузинских родственников, так как его описание с точностью подходило к роду Багратионы. Но не суть, даже не визуально, а по характеру Петр определенно, ни коим образом, не относился к роду Романовых, он по всем своим повадкам был настоящим кавказцем.

Да он унаследовал немыслимую жестокость московских царей, но эта особенность могла достаться ему и по материнской линии, так как, весь род их был больше татарским. Именно эта черта дала ему возможность превратить уездное ордынское княжество Московия в Российскую империю

О родстве царя похоже в то время знали все. Так царевна Софья писала князю Голицыну: “Нельзя отдавать власть басурманину!”. Мать Петра, Наталья Нарышкина, тоже страшно боялась того что натворила, и неоднократно заявляла: “Царем он быть не может!”. Да и сам царь, в тот момент, когда за него сватали грузинскую княжну, заявил во всеуслышанье: “Я на однофамильцах не женюсь!”

В физическом развитии Петр был акселератом. От рождения крупный, в одиннадцатилетнем возрасте он выглядел на 14 - 15 лет. Все отмечали его высокий рост и выдающуюся физическую силу. В то же время при росте 203 см его фигура была диспластичной – он носил обувь 39, а одежду – 48 размера. У него были узкие плечи для его роста, небольшие ладони, непропорционально большой живот, его голова была мала по сравнению с телом. Художник Готфрид Кнеллер, который рисовал портрет Петра I, дал такое описание его внешности: «При его большом росте ноги показались мне очень тонкими, голова у него часто конвульсивно дергалась вправо».

Голос его был громким, а движения порывистыми, ходил он так быстро, что спутники вечно не поспевали за его широким шагом. Еще в раннем детстве замечали некоторую торопливость и нетерпеливость в его поведении. Петра отличали живой темперамент и от природы повышенная нервная возбудимость. Энергичный, предприимчивый, смелый, с развитым практическим интеллектом царь вызывал симпатию у простых людей. Петр любил шумные попойки, которые, бывало, продолжались несколько дней подряд.

Неизвестный художник. Пётр Первый в голландском кабачке.

Он ласково называл алкоголь «Ивашкой Хмельницким». Высказывались предположения о гомосексуальных наклонностях Петра, основанные на фактах, что при отсутствии женщины он заставлял ложиться с собой дневального, однако это было продиктовано, скорее, боязнью спать в одиночестве, чем патологическим влечением. И все же его веселый характер иногда омрачался вспышками гнева, которые с возрастом возникали все чаще, от которого разбегались из-за страха его приближённые. Среди представителей православной церкви Петр негласно считался антихристом. Во время заграничных поездок Петр I ошарашивал европейских аристократов вульгарной, почти мужицкой манерой общения. Позднее, в 1717 г., во время пребывания Петра в Париже герцог СенСимон так записал свое впечатление о Петре: «Он был очень высок рос том, . ; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, . ; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые пов торяются не часто, но искажают и глаза и все лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид».

Неизвестный художник. Портрет Петра I

Во время переживаний, эмоционального напряжения или усталости у Петра проявлялся тик, затрагивавший левую половину лица и шеи. За этими пароксизмами, как правило, следовали дисфории, когда он не мог выносить не только присутствия посторонних, но даже лучших друзей. Венгерский кардинал Коллониц, описывая тики русского императора, нашел им оригинальное объяснение: «Его левый глаз, левая рука и левая нога пострадали от яда, который ему дали при жизни брата, но сейчас от этого остается только застывший взгляд в глазу и постоянное движение его руки и ноги». Петра также мучили пароксизмальные головные боли, успокаивать которые удавалось только Екатерине. Он клал голову ей на колени и так засыпал, а после пробуждения через несколько часов приступ амнезировался. Бывали случаи, когда нервный тик Петра переходил в конвульсионный приступ и приводил к потере сознания. Так, некоторые специалисты (по данным Вивиан Грин) предполагали наличие у Петра эпилепсии височной доли. В 1710 г. датский дипломат Юст Юль описывал приступ ярости, случившийся с Петром на фоне алкогольного опьянения во время торжественного въезда в Москву после победы в Полтавской битве: побледневший, с искаженным конвульсиями лицом, производя «страшные движения головой, ртом, руками, плечами, кистями рук и ступнями», царь набросился на провинившегося солдата и начал «безжалостно рубить его мечом». Петр пробовал лечить болезненные состояния заморскими лекарствами вроде порошка, приготовленного из желудка и крыльев сороки. Хотя приступы часто имели психогенное начало, нельзя исключить и экзогенных вредностей, повлиявших на организм Петра и могущих вызвать эпилептическую активность. Прежде всего, это алкоголь, употребляемый Петром в больших количествах (злоупотребление носило характер бытового пьянства с большей вероятностью, чем алкоголизма). Также в ноябре 1693 – январе 1694 гг. он был тяжело болен «лихорадкой» (возможно энцефалитом), приступы которой давали о себе знать и в дальнейшем. Тем не менее, более вероятным является диагноз не эпилепсии, а органического расстройства личности, развившегося на фоне алкогольной зависимости и сопровождавшегося тикозным расстройством, эпилептиформными припадками, эмоциональной лабильностью с дисфориями.

Художник Алексей Петрович Антропов. См. Прижизненные портреты Петра I .

Петр часто давал волю рукам – провинившиеся чиновники, подчас даже близкие друзья, например Меншиков и Лефорт, были лично биты императором за провинности. Для таких наказаний у него имелась специальная дубинка. Среди самых невинных садистских увлечений императора – выдирание зубов у придворных (правда, не в наказание, а в помощь от зубной боли). Когда в голландском анатомическом театре спутникам Петра стало плохо от увиденного, он велел им наклониться к рассеченному трупу и зубами рвать мускулы. Петр любил смотреть на пытки и истязания.

Неизвестный художник. Портрет Петра I → См. Пётр I (1672-1725) в живописи .

Во время заговора 1689 г. он приказал отрубать заговорщикам руки и ноги, прежде чем их обезглавят. Через три года, после восстания стрельцов, Петр лично выступил в роли палача, рубая головы топором. Когда открылось участие в заговоре матери наследника, Евдокии Лопухиной, и оказалось, что, будучи сосланной в монастырь, она состояла в любовной связи с майором Глебовым, Петр приказал посадить его на кол, а чтобы продлить страдания, дело было зимой, надеть на него шапку и шубу.

Василий Иванович Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881.

Уже в самом начале правления Пётр I проявлял большой интерес к анатомии. Постепенно он перерос в манию: царь лично (или под его надзором) препарировал трупы своих ближайших родственников. Он маниакально искал подтверждения тех или иных догадок: отравлены ли были его сёстры, осталась ли девственницей жена его брата? Чем объяснялось такое увлечение Петра I, в журнале Родина, №11, 2012, рассказывает историк Алексей Морохин

Уже во время своего первого путешествия за границу в 1697 году Пётр проявил себя как воодушевлённый посетитель анатомических театров в Амстердаме и Лейдене. Вернувшись в Россию, царь в 1699-м распорядился организовать в Москве лекции по анатомии с демонстрациями на трупах и сам принимал деятельное участие в этих мероприятиях. Любил государь и лично присутствовать при анатомировании трупов и даже считал себя «великим хирургом» (отправляя под нож приговорённых к смертной казни).

Этот государев интерес обычно объяснялся как чудачество монарха, демонстрировавшего таким образом свою абсолютную власть над подданными. Однако у монарха были свои основания. В первую очередь это касалось выяснения причин смерти родственников царя.

Впервые пристальный интерес Петра к причинам смерти членов его семьи проявился в октябре 1715 года, когда вскоре после родов умерла его невестка, супруга царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта Христина София. Пётр «смотрел анатомию кронпринцессы», то есть присутствовал на вскрытии тела. Подробности этого «смотрения» мы находим в донесении австрийского резидента в России А.Плейера: «Пётр после вскрытия тела увидел кровяные спазмы, неожиданно приказал ничего не вынимать, всё опять зашить и распорядился насчёт погребения».

Было бы слишком просто объяснить это лишь царским чудачеством. Пётр, будучи прекрасно осведомлённым о непростой семейной жизни своего сына, получив известия, что с останками скончавшейся невестки стали происходить изменения, вполне мог заподозрить царевича Алексея (или его приближённых) в отравлении нелюбимой жены, для выяснения этого захотел выяснить причины смерти своей невестки и лично присутствовал при вскрытии её тела.

Вскоре после этого, 31 декабря 1715 года скончалась другая невестка Петра I, царица Марфа Матвеевна, вдова его старшего брата, царя Фёдора Алексеевича. Представительница рода Апраксиных, Марфа Матвеевна в 18 лет была выдана замуж за недавно овдовевшего и больного царя. Он вскоре скончался и его юная супруга, уже через два месяца после свадьбы ставшая вдовой, «как многие достоверные утверждали, девицею по нём осталась». По словам князя П.Долгорукова, царь «захотел узнать правду об этом кратком браке». Пётр I со свойственным ему цинизмом не остановился перед освидетельствованием трупа: только убедившись собственными глазами в девственности своей почившей невестки.

Однако личное участие Петра I во вскрытии тела вдовы его брата вряд ли можно объяснить лишь его повышенным интересом к семейной жизни Фёдора Алексеевича. Царя могла заинтересовать непродолжительная предсмертная болезнь Марфы Матвеевны, что и могло вызвать необходимость вскрытия её тела для выяснения причин смерти.

18 июня 1716 года «умерла царевна Наталья Алексеевна, любимая сестра Петра. Ни Петра, ни его супруги царицы Екатерины Алексеевны в 1716-м не было в Петербурге: они находились в поездке за границей. В этой связи царь поручил сестре следить за его малолетними детьми — дочерьми Анной и Елизаветой и сыном Петром. Наталья дважды в неделю, в понедельник и пятницу, регулярно писала брату и невестке, информируя их о состоянии здоровья детей. За Натальей, в свою очередь, следил Меншиков.

Получив известие о смерти любимой сестры, Пётр 26 августа сообщал Меншикову «не хоронить до своего возвращения». Монарх вновь захотел лично удостовериться в естественности смерти сестры. Тело царевны бальзамировали и оставили во дворце «до возвращения Его Величества» — в леднике (фактически, заморозили труп). Вернувшись из Европы в октябре 1717-го, царь, даже выяснив причины смерти сестры, ещё целый месяц медлил с похоронами. Лишь 17 ноября состоялись её похороны. То есть труп Натальи не хоронили почти полтора года.

1 мая 1718 года умерла другая сестра Петра — Екатерина Алексеевна. Всё время с основания Петербурга царь требовал её переселения туда из Москвы. Екатерина отказывалась. Пётр стал подозревать что-то неладное. В апреле 1718 года он распорядился силой доставить её в столицу. Но распоряжение не успели выполнить.

Случилась ещё одна оказия. Екатерину Алексеевну довольно быстро похоронили в Москве. Но царь распорядился вынуть труп из могилы и препарировать его, что и было выполнено 20 мая 1718 года. Вторично царевну перезахоронили 24 мая.

Кроме родственников, Пётр анатомировал или присутствовал при вскрытии других приближённых — распорядителей двора и лейб-медиков. Он страшно боялся, что враги-отравители могут добраться до него.

Когда физическое здоровье Петра ухудшилось, Екатерина завела любовника Вильгельма Монса, брата той самой упоминаемой ранее немецкой пассии царя. Узнав об измене, император не тронул жену, но казнил последнего, а его голову приказал заспиртовать и отнести в спальню Екатерины как напоминание о ее неверности.

В 1709 г. у Петра проявилась мочекаменная болезнь, осложненная уремией. Он страдал странгурией, сопровождаемой сильными болями. Петр, любивший хвастать своими медицинскими познаниями, применял их и по отношению к себе. Так, сохранились серебряные катетеры, которыми он самостоятельно бужировал уретру.

Пётр I в последние годы жизни. Из книги: В.О.Ключевский. «Русская история».

Состояние его здоровья стало критическим в конце января 1725 года. Петр I умер 28 января 1725 г. по официальной версии от воспаления легких. В документах вскрытия значилось следующее: «резкое сужение в области задней части мочеиспускательного канала, затвердение шейки мочевого пузыря и антонов огонь», то есть с наибольшей вероятностью смерть последовала от воспаления мочевого пузыря, перешедшего в гангрену на почве задержки мочи, вызванной стриктурой уретры.

Борис Чориков. Кончина Петра Великого.

После смерти Петра тело его также было вскрыто: Екатерина, Меншиков и другие люди из придворного круга искали доказательства отравления.

Хоронить его стали через 40 дней после смерти. И эти похороны растянулись на…6 лет. Гроб Петра был установлен в Петропавловском соборе — для долгого прощания.

http://ic.pics.livejournal.com/01vyacheslav/23083325/614145/614145_original.jpg

В три часа дня гроб с телом Петра начали выносить через отворенное окно Зимнего дома - ни в одну дверь он не проходил - и по специально построенному крыльцу и лестнице спустили на набережную. Процессию открывали 48 трубачей и 8 литаврщиков. Протяжные звуки полковых труб и грохот литавр и барабанов полков, стоявших вдоль Невы, задали траурный мотив. В этот момент в толпе послышались рыдания. А народу собралось множество. Вдоль всей набережной, в окнах, на крышах, вдоль перил построенного через Неву моста толпились тысячи петербуржцев, с жадным вниманием глядя на то, чего еще никогда не случалось в России, - хоронили императора! Люди были подавлены траурными мелодиями полковых оркестров, глухим рокотом барабанов, тяжкими ударами литавр, пением церковников, блеском и бряцанием оружия, поднимающимся к небу дымом десятков кадил. Непрерывный звон церковных колоколов несся над Невой, уходил в низкое небо. Все шумы и звуки через равные промежутки времени заглушались пушечной стрельбой. Эти залпы производили особенно гнетущее впечатление: на протяжении всей многочасовой церемонии раздавались мерные - через минуту - выстрелы с болверков Петропавловской крепости. И удары этого гигантского метронома разливали во всех, как писал Феофан Прокопович, «некий печальный ужас».

Земле его предали только 21 мая 1731 года, отдельно на дне могилы были захоронены сердце и внутренности царя.

.
Завещание Петра Великого

Программа действий наследников императора, согласно «Завещанию», содержала 14 основных пунктов и начиналась словами: «Во имя святой и нераздельной Троицы, мы, Петр, император и самодержец всероссийский, всем нашим потомкам и преемникам на престоле и правительству русской нации». Далее по пунктам перечислялись предписания:

Таким образом, «Завещание» предписывает преемникам Петра вести непрерывные военные действия, путём войн и дипломатических интриг подчинить себе всю Европу, разделить Польшу, нейтрализовать Турцию и завоевать Индию, добившись, таким образом, полной евразийской гегемонии. Часть «заветов» Петра к моменту появления фальсификации уже «осуществились» (например, династические союзы с немецкими государствами, активное привлечение культурного опыта Запада, расширение выхода к Чёрному морю и раздел Польши), что и придавало большей убедительности остальным «планам» → Википедия .

Удобная навигация по статье:

Внешность Петра I

Петр I

Петр I

Один из самых знаменитых во всём мире русских царей Пётр Первый Великий, согласно дошедшим до нас описаниям и картинам являлся тем самым «человеком, взглянув на которого, можно понять, что стоит перед тобой великий человек с огромной силой». Именно так описывали его соратники и знакомые с ним люди. Великан, без малого трёх аршинов ростом, он возвышался над толпой на голову. А кланяясь на праздник Пасхи, император нагибался до болей в спине.

От природы Пётр был силачом, а регулярное обращение его с самого детства с молотом и топором, способствовали ещё большему физическому развитию. Восхищённые политики писали, что русский царь способен одною рукою свернуть серебряную тарелку в трубку и перерезать на лету кусок сукна.

памятник Петру 1

Памятник Петру 1

Однако, начиная с двадцатилетнего возраста у будущего императора Российской империи начала трястись иногда голова, а на его красивом лице то и дело проходила волна безобразивших его судорог. Такая яркая и броская внешность царя, а также выделяющаяся на правой щеке родинка, вместе с его любимой привычкой размахивать во время объяснения чего-либо руками, выделяли его из любой толпы.

Его легкоузнаваемая походка, отличающаяся огромным размером его шагов, была так быстра, что многие чиновники, стараясь донести что-либо до царских ушей, бежали за ним вслед. Кроме того, правителю России было крайне сложно усидеть на одном месте продолжительное время, что требовалось от него во время официальных дипломатических приёмов и на заседаниях. Поэтому Пётр часто подымался и выбегал скорым шагом в соседнюю комнату, где он разминался.

Характер Петра I

Эта знаменитая подвижность и энергичность государя способствовала тому, что царь считался одним из лучших танцоров в границах дворца. На традиционных празднованиях вельмож Пётр Алексеевич вёл себя раскованно и по-простому, часто напиваясь, веселясь и рассказывая смешные истории.

Его супруги отмечали в своих записях, что если Пётр не пировал, не ехал, не осматривал что-то и не спал, то он обязательно что-нибудь строил и мастерил. Его руки постоянно были готовы к самой тяжёлой работе и на них с самого детства «красовались» постоянные порезы и мозоли. Заморские инженеры и другие привезённые Петром с Европы специалисты утверждали, что русский царь бросался первым работать при их объяснении устройства механизмов или частей к ним.

Подобные воспоминания можно найти и в записях матери Петра, которая писала, что, осматривая завод или фабрику, её сын постоянно хватался то за одно, то за другое дело, так как с детства взял себе за привычку не оставаться обычным безвольным зрителем, когда кто-то перед ним показывал свою сноровку. Поэтому Пётр Алексеевич к преклонному возрасту сумел «собрать» огромную техническую базу и практический опыт. Он был замечательным плотником, маляром, столяром и мог сравниться в своём умении с самыми талантливыми умельцами Российской империи.

Как Петр I изменился после «великого посольства» в Европу?

Например, согласно историческим сведениям, достоверно известно, что, будучи в составе Великого Посольства, русский царь владел в совершенстве четырнадцатью ремёслами. Благодаря столь лёгкой обучаемости правитель был уверен в своих силах, считая себя не только знатоком базовых ремёсел, но и отличным медиком. Пётр неоднократно лечил зубы не только придворным, но и простым солдатам. Говорили, что у него даже был собственный мешок полный вырванный им зубов.

При всех положительных описанных выше качествах, царь Пётр Великий был крайне несдержан в отношении людей. К примеру, на одном большом празднике иноземный артиллерист и при этом знатный болтун, начал хвастать в разговоре с царём своими подвигами и знаниями, не давая государю сказать ни одного слова. Недослушав хвастуна, император плюнул ему в лицо и отошёл в сторону, сразу же заведя новый, более интересный разговор.

Правитель России не смог смириться с отсутствием «тонкого понимания и ума» у первой жены, постоянно жалуясь и ревнуя вторую. Кроме того, он с самого рождения сына не ладил с ним, регулярно отчитывая его и щедро одаривая оплеухами. Многие историки и исследователи биографии Петра утверждают, что именно негативное отношение царя к его сыну вынудило последнего искать понимания у врагов государства и петровских реформ, что в итоге привело к гибели царевича.

Из всего вышеописанного – видно, что император Пётр Великий был совершенно не похож на своих предшественников, как и правители, сменившие его, не были даже отдалённо похожими на царя. Славный хозяин государства, который благодаря своему стремлению к знаниям сумел вывести Россию на принципиально другой уровень развития известен сегодня не только на территориях бывшего СССР. В мире существует немало памятников, подчёркивающих величие этого человека.

date image
2015-01-21 views image
3915

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon




Портрет Петра I


Скульптурная голова, сделанная по посмертной маске (ГИМ)


Слепок руки царя Петра (ГИМ)


Кафтан и камзол Петра позволяют представить его вытянутую фигуру

Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 203 см (6 футов 8 дюймов) [41] — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом [42] [43] [44] .

Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева и душевного волнения. Эти конвульсивные движения современники приписывали детскому потрясению во время стрелецких бунтов или попытке отравления царевной Софьей [43] .

Во время заграничных поездок Пётр I пугал утончённых аристократов грубоватой манерой общения и простотой нравов. Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так:

«Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум.» [45]

Позднее, уже в 1717 году, во время пребывания Петра в Париже, герцог Сен-Симон так записал своё впечатление о Петре:

«Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные чёрные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести.» [45]

Читайте также: