Каким герой показан в произведении как он выглядит возраст одежда цвет волос

Опубликовано: 17.09.2024

makmakmaki2011

\u0445\u043e\u0447\u0443 \u0434\u043e\u0431\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0435\u0449\u0451 \u0441\u0432\u043e\u0439 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442

\u0442\u0430\u043a, \u043d\u0443 \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e\u0433\u043e \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f \u044f \u043d\u0435 \u0437\u043d\u0430\u044e, \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u0442\u044b \u0435\u0433\u043e \u043d\u0435 \u0443\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b, \u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u044b \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u0438\u043a\u0430 \u043d\u0435 \u0445\u0432\u0430\u0442\u0438\u0442 \u0447\u0442\u043e\u0431 \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438 \u0435\u0433\u043e, \u043f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u044f \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u0443\u044e \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c \u0441\u0440\u0430\u0437\u0443 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e

1.\u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u0440\u043e\u0439, \u0434\u0440\u0443\u0433 \u043a\u043e\u043d\u044c\u043a\u0430 (\u0438\u043c\u044f \u043d\u0435 \u043f\u043e\u043c\u043d\u044e)

\u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u044b \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u0438\u0441\u0442\u044b\u0435, \u043e\u0434\u0435\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0431\u0435\u0434\u043d\u043e, \u0432\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e 20-30 \u043b\u0435\u0442 (\u043d\u043e \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0436\u0438\u043b\u0438 \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435, \u043f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0441\u043a\u043e\u0440\u0435\u0435 15 \u043b\u0435\u0442)

\u0433\u0435\u0440\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0439, \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u043e\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043a\u0438 \u043e\u043d \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0430\u043b \u0432 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u043c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0438\u0435, \u0438 \u0441\u0443\u0434\u044f \u043f\u043e \u0432\u0441\u0435\u043c \u043f\u0435\u0440\u0435\u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u043f\u0430\u0440\u0430\u043c\u0435\u0442\u0440\u0430\u043c \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u043b\u0441\u044f \u043a \u043d\u0435\u043c\u0443 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e

2.\u043a\u043e\u043d\u0451\u043a \u0413\u043e\u0440\u0431\u0443\u043d\u043e\u043a (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0438\u043c\u044f, \u043d\u043e \u0432 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0435 \u043d\u0435 \u043c\u043d\u0435 \u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c) \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043e\u043d \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d \u043a\u0430\u043a \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f, \u0438 \u0441\u0443\u0434\u044f \u043f\u043e \u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d \u043a\u043e\u043d\u0451\u043a, \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u043e\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442 (\u043a\u0430\u043a \u0436\u0435\u0441\u0442\u043e\u043a \u044d\u0442\u043e\u0442 \u043c\u0438\u0440). \u043e\u0434\u0435\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f? \u043d\u0443 \u0441\u0435\u0434\u043b\u043e \u0432 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0435 \u0432\u0440\u043e\u0434\u0435 \u043a\u0430\u043a \u043e\u0434\u0435\u0436\u0434\u0430. \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043a\u0438 \u0443 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0436\u0435 \u043a\u0430\u043a \u0443 \u0432\u044b\u0448\u0435 \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430\u0436\u0430, \u0438 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e \u043a \u043d\u0435\u043c\u0443 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f.

\u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u044c \u0443\u0436\u0435 \u0438\u0437\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0451\u043d \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430\u0436. \u043e\u0434\u0435\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u043e\u043d \u043d\u0443 \u0438\u0442\u0430\u043a \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u043d\u043e \u0447\u0442\u043e \u043f\u043e \u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438 \u0438 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e, \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043a\u0438 \u0443 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u043b\u043e\u0445\u0438\u043c\u0438, \u043e\u043d \u043d\u0435 \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b \u0447\u0442\u043e\u0431 \u0435\u0433\u043e \u0434\u043e\u0447\u044c (\u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0435\u0441\u0441\u0430) \u0432\u044b\u0448\u043b\u0430 \u0437\u0430 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f \u0438 \u043e\u043d \u0441\u0442\u0430\u043b \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0435\u043c (\u0445\u043e\u0442\u044f \u0442\u0443\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u0430 \u043e\u0442\u0446\u043e\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044c \u0438 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0430\u043d\u0435\u0435 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0438\u0442\u044c \u0441\u0432\u043e\u044e \u0434\u043e\u0447\u044c \u043e\u0442 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0435\u043c\u0443 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u043d\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f, \u043d\u043e \u0442\u0443\u0442 \u043f\u0440\u043e \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0435) \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a \u043d\u0435\u043c\u0443 \u043f\u043b\u043e\u0445\u043e (\u043d\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u043d\u043e)

\u043d\u0443 \u0442\u0443\u0442 \u043a\u0430\u043a \u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u044c, \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0445\u0443\u0436\u0435, \u043e\u043d\u0430 \u043f\u043b\u043e\u0445\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043a\u043e \u0432\u0441\u0435\u043c, \u043d\u0435 \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b\u0430 \u0447\u0442\u043e\u0431 \"\u0435\u0451\" \u0434\u043e\u0447\u044c \u0432\u044b\u0448\u043b\u0430 \u0437\u0430\u043c\u0443\u0436 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a.

\u043f\u0440\u043e \u0441\u0432\u043e\u0451 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f\u043c, \u044d\u0442\u043e \u0443\u0436\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0442\u0432\u043e\u0451 \u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435, \u044f \u0442\u0443\u0442 \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0447\u0443, \u0442\u0443\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0435 \u043b\u0435\u0433\u043a\u043e \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c \u043a \u043a\u043e\u043c\u0443 \u043a\u0430\u043a \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e \u0422\u042b \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0448\u044c\u0441\u044f

\u043d\u0443 \u0438 \u044f \u0445\u043e\u0447\u0443 \u043d\u0430\u043f\u043e\u043c\u043d\u0438\u0442\u044c \u0447\u0442\u043e \u0447\u0438\u0442\u0430\u043b \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e, \u0438 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043c\u0430\u0447\u0435\u0445\u0438 \u0442\u0443\u0442 \u043d\u0435\u0442.

\u043d\u0443 \u043d\u0430\u0434\u0435\u044e\u0441\u044c \u0445\u043e\u0442\u044c \u043d\u0435\u043c\u043d\u043e\u0436\u043a\u043e \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433


Персонажи, то есть главные, второстепенные и эпизодические герои — это основа любого прозаического или драматического произведения. На их характерах, их особенностях строится сюжет. Многие известные писатели признавались, что иногда их герои получаются настолько живыми, а характеры настолько самобытными, что авторская задумка уже не может полностью контролировать ход сюжета. Хорошо прописанный герой не может поступить тем или иным образом, потому что это просто не в его характере, не соответствует его убеждениям.

Создание таких героев и есть настоящее писательское мастерство, таким образом проявляется сила художественного таланта — демиург творит мир, населяет его героями и дает правила-заповеди, но те выходят из его воли, подобно библейским Адаму и Еве. Конечно же, умение создавать таких героев — это если не признак огромного таланта или даже гениальности, то уж точно огромного мастерства, ведь чтобы даже просто почувствовать, увидеть что в характере твоего героя, а что нет, нужно уникальное чутье.

Так как же описать характер персонажа, его внешность таким образом, чтобы хотя бы приблизиться к этому идеалу? В этой статье мы дадим несколько важных советов для начинающих, которые помогут приблизиться к этому идеалу ну или, для начала, просто создать интересных и запоминающихся персонажей.

Как описать внешность персонажа?

Внешность героя — это важный, но не основной компонент создания цельного и гармоничного образа. Мы же обращаемся к этому аспекту создания героя в первую очередь. Причиной тому служит тот факт, что, особенно среди молодых и не очень опытных писателей, есть склонность или излишне увлекаться описанием внешних характеристик, или же вовсе упускать этот момент из внимания, описывая героя как бы «изнутри» (хороший ход, но и здесь внешность описать можно «обходным путем»). Как же придумать образ персонажа, не превратив его в фоторобот?

Отберите 3-4 особенно важных внешних детали

Это могут быть необычные глаза, шрамы, особенность прически, примечательная деталь в одежде. Больше деталей прописывать не стоит, большее количество характеристик просто не откладывается в человеческом сознании. Чтобы подтвердить эту особенность, достаточно вспомнить героев русской классики. Возьмем Пьера Безухова из романа Л. Толстого «Война и Мир». Что мы знаем о его внешности? Что он высокий и полный, этакий человек-шкаф, что носит очки, так как близорук и что одет он в хороший костюм, который на нем плохо сидит.

Всего трех внешних характеристик достаточно, чтобы картинка сложилась. Перед нами предстает физический сильный, но неловкий, неспортивный человек (телосложение), образованный и начитанный (зрение, снизившееся в столь раннем возрасте, говорит о привычке к чтению) и не умеющий подать себя «в свете», несмотря на довольно приличное социальное положение (неумение носить приличный костюм).

Не давайте слишком общих и субъективных характеристик

Героиня прекрасная, как утренний рассвет — это, конечно, хорошо, но для стихов, для лирики. В реальности, которой хоть в чем-то должна соответствовать проза, красота для всякого своя. Поэтому, если хотите наделить героя такой характеристикой, делайте это необычно, возможно даже немного диссонансно. Давайте опять обратимся к роману-эпопее «Война и Мир». Вспомним первую жену Болконского, Лизу. Ее Толстой напрямую называет по-настоящему красивой женщиной и тут же пишет, что верхняя губа у нее коротковата и не прикрывает зубов, поэтому рот всегда приоткрыт, а над губой виднеются усики.

Согласитесь, что такая характеристика у многих расходится с представлением о прекрасном, но поскольку автор дал нам установку на красоту, то мы верим в привлекательность Lise, а недостатки и особенности только добавляют ей шарма.

Уделяйте внимание мимике

Мимика и жесты, а не прямая речь часто выдают истинные намерения и мысли людей. Ложь и нежелание выкладывать все напрямую — это очеловечивающие характеристики для героев, они наделяют его предысторией и тайнами, а это всегда заинтересовывает. Смущение, плохо сдерживаемый гнев в ситуациях, казалось бы, к этому не располагающих, заставляют читателя думать о прошлом героя, о причине возникновения подобной реакции.

Раскрывайте внешность в динамике или глазами другого

Статичные описания навевают скуку — это и есть словесный фоторобот, место которому не в художественном произведении, а в криминалистике. Поэтому описывайте или от лица всевидящего автора, который знает, что зашел герой именно высокого роста, именно небрежно отбросил плащ, а выражение лица его в этот момент было именно презрительным, или же глазами других героев.

Замечательным примером силы такого приема описания — это восприятие других героев заглавным героем произведения М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Будучи человеком низким и бездарным по натуре, он видит других, более цельных и ярких героев, как в кривом зеркале. Сам читатель не сразу понимает, что его обманывает взгляд Клима, что те герои — хороши, как внутренне, так и внешне.

Избегайте клише

Описание внешности через разглядывание героя себя в зеркале имеет место быть, только если есть и сторонняя характеристика, иначе это попросту заезженный и банальный ход, который нужно уже оставить Нарциссу и его отражению в воде.

Особенно много клише в том, как молодые писатели пытаются описать лицо персонажа. «Чувственные губы», «огромные голубые глаза», «мужественные черты», «наивный взгляд» — все это хорошо, но такие характеристики предсказуемы. Если вы считаете необходимым их использовать, то разбавляйте их чем-нибудь более самобытным и оригинальным.

Как описать характер персонажа?

С тем как описывать характер персонажа в книге, по большей части, помогут разобраться только писательское чутье и фантазия. Однако есть универсальный план, который натолкнет на поиск верного решения.

Дайте герою основную черту характера

Если все действия и поступки героя диктуются только одним его качеством, то это скучно и плоско. Однако, если доминирующая черта характера присутствует всегда, но герой действует и вопреки ей, и согласно ей, и она явно отражается в глазах других героев, возможно осознается самим ее носителем и вызывает у него противоречивые чувства, то это делает персонажа ярким и живым.

Для примера возьмем высокомерную отчужденность Печорина из произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Являясь человеком холодным и разочаровавшимся он, тем ни менее, дважды испытывает почти юношескую влюбленность, ясную и чистую. Хватает ли его надолго? Нет. Это противоречит его сути, но он испытывает любовь и удивляется сам себе.

Конфликтообразующий недостаток

— это еще один важный двигатель сюжета. Идеальный герой просто скучен, схематичен. В идеальных героях люди не узнают себя и не могут сопереживать такому персонажу. Да и что может произойти с персонажем, который во всем идеален и ведет идеальную жизнь?

Примером такого важного недостатка является легкомысленность Наташи Ростовой из романа «Война и Мир». Именно это качество толкнуло ее в объятия негодяя Анатоля, но оно же заставило Андрея Болконского полюбить ее.

У героя должны быть мотивы и цели

Даже если герой совсем обыденный и неяркий, всегда есть основная движущая сила. Возьмем пушкинского «Станционного смотрителя». Какие мотивы и цели у незначительного Самсона Вырина? Но когда дело коснулось благополучия и жизни его любимой дочери, он проявил и силу духа и настойчивость.

Привычка или чудачество сделают героя ближе к читателю

Это может быть фобией, навязчивой идеей, каждодневным ритуалом. Герой подросткового фэнтезийного романа Д.Емца Мефодий каждый день ставил будильник на 4 или 5 утра и вставал, даже не имея планов и цели, даже если планировал лечь спать дальше. Просто чтобы доказать себе, что он сильнее сна, у него есть сила воли.

Универсального средства описания героя, конечно же, не существует. Но, возможно, эти незамысловатые советы помогут вам не запутаться в своих идеях, и натолкнут на важные мысли.

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое исходя из текста произведения, и будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описания автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, окружение, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.


Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Если есть какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у характеризуемого героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Может быть, есть какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.


Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает это?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя . Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.


Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не бойся процитировать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:


Рейтинг:




/ 6

portret 0

Все меньше и меньше интересных портретов героев в современной литературе. Вот я сейчас в жюри двух больших конкурсов фантастики, часто не могу представить героев. Ну, мелькнет пару раз цвет волос, глаз, иногда сказано что-то про улыбку или длинные пальцы… парочка эпитетов, парочка сравнений – скудно, скудно. Или шаблонно. Или скучно.

Лично я люблю портреты, я хочу представлять героя таким, каким придумал его автор. На мой взгляд, именно портрет «оживляет» героя, персонажа, делает его запоминающимся. А если помнится герой, то помнится и сюжет.

Я для себя классифицировал «виды» портретов в художественной литературе, поделюсь с вами:

Общий (цельный)

Размытый (штриховой)

Детализированный

Однодетальный

Сравнительный

Ложно-сравнительный

Раскиданный

Посмотрим, что это?

1. Общий (цельный) портрет:

Как правило, общие основные характеристики (возраст, черты лица, характерные приметы, цвет волос, глаз и пр.) даются один раз, а далее автор упоминает что-то, но цельного портрета уже нет. Вспомним Булгаковского Мастера:

«. с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми. ».

«Какой‑то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком‑то халате спускался вниз нетвердыми шагами. » .

Даже прозвище – Мастер – подчеркивает его общность, писатель достигает своей цели – создается образ не одного человека, а многих «мятущихся».

master bulg

2. Размытый (штриховой):

Такой портрет не складывается у читателя в цельную картину, но помогает формировать ему (читателю) собственное восприятие образа. Это если писатель – гений. А если нет, то и образа нет. Чтобы образ в голове читателя сложился, нужны не просто сведения, а цепочка сведений.

Вот Булгаковская Маргарита:

«. руку в черной перчатке с раструбом. »

«. туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками. »

«. черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке. »

«. кусая белыми зубами мясо, Маргарита. »

«. тонкие с остро отточенными ногтями пальцы. »

«. Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови. »

«. женщине, в глазах которой всегда горел какой‑то непонятный огонечек. »

Если задуматься, то и портрета тут особо нет. С чего многие думают, что Маргарита рыжая и зеленоглазая?

Булгаков – штрихами – умело управляет читательским воображением: тут и контраст черного и белого, «острота» всего – пальцев, бровей, взгляда, значимое слово «ведьма»… Все это позволяет читателю легко поверить в преображение Маргариты.

Margarita Bulg

Детальный портрет похож на общий. Это описание героя, которое позволяет читателю представить его таким, каким придумал героя писатель. Даются основные характеристики: рост, фигура, возраст, цвет волос, глаз, кожи и т.д.

В отличие от общего, получается не собирательный образ, а портрет конкретного человека.

Например, Н.В. Гоголь тщательно прописывает портрет Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели»:

«. один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! виноват петербургский климат. »

И далее эти детали постоянно упоминаются.

Akakiy akakievich

4. Однодетальный:

Такой портрет чаще у персонажа, чем у героя, но всего лишь одна четкая яркая деталь позволяет и представить образ, и запомнить его навсегда.

Такова у Л.Н. Толстого княжна Марья Болконская. Все, что Толстой говорит о ней, это общее слово «некрасивость», которая никак не поясняется, зато дается описание ее прекрасных глаз:

«Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. » (том 1 часть 1 глава XXII)

При этом писатель не говорит о цвете глаз, форме и т.д., он говорит только о необычном взгляде.

Kniazhna Marya

На фото: наша княжна и английский вариант

5. Сравнительный:

Иногда достаточно лишь одного сравнения, чтобы читатель представил героев. Чем контрастнее сравнение, тем удачнее портрет.

Однако тут важно соблюдать правила.

1) Нельзя сравнивать что-то с чем-то вообще непонятным или малоизвестным.

«Ее брови изгибались, словно дорога Готтарда» (из сетевой литературы) – думаю, мало кто захочет оторваться от книги и погуглить, что речь о самой извилистой дороге в мире, которая находится там-то, там-то. Не все бывали в Альпах, не все знают об этом.

2) Нельзя сравнивать что-то с чем-то, вызывающее у читателя ощущение недостоверности.

Как раз это – удел графоманов, которые пыжатся, чтобы образ создать, даже знают приемы, но получается плохо:

«… ее жопка сама собой поднялась, словно кобра на игру заклинателя змей…» (из сетевой литературы).

3) Нельзя увлекаться оксюморонами все по той же причине.

Плохо: «Кожа Петра Ивановича была, точно выбеленная черная ткань с вкраплениями веснушек от нерастворившейся марганцовки» (из сетевой литературы). Вы представили себе такую кожу? Я нет.

4) Нельзя увлекаться шаблонами. Они хороши в меру.

«… волосы цвета вороньего крыла. »

«глаза, горящие каким-то странным ярким огнем»

«побелевшие костяшки пальцев»

«бездонные глаза» и прочее.

Нет, нет, я вовсе не против «длинных чутких пальцев», но если кроме этого больше ничего нет, то перед нами текст графомана.

Лично я считаю великими мастерами сравнительного портрета А.П. Чехова и Н.В Гоголя. Ну вот помещики Гоголя запомнились навсегда:

«Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх».

Gogol

6. Ложно-сравнительный:

Очень сложный вид портрета. Нужно быть гением, чтобы создавать такие.

Вот у Х. Мураками в «Охоте на овец» герою понравилась девушка, когда он увидел фотографию ее ушей. И не знал-то сначала, что это девичьи уши.

«Эти уши просто околдовали меня. Это были уши фантастической формы, уши из мечты или сна. Можно сказать - уши на все сто процентов…».

«Я впервые в жизни ощущал, какой притягательной силой могут обладать увеличенные изображения отдельных частей человеческого тела (не говоря уже о половых органах). Чуть не сама судьба со всеми ее завихрениями и водоворотами бурлила перед моими глазами.

Одни изгибы уверенно-дерзко рассекали весь общий фон поперек; другие спешили укрыться от постороннего взгляда в робких стайках себе подобных и напускали тени вокруг; третьи, подобно старинным фрескам, рассказывали бесчисленные долгие легенды. Мочки же ушей просто-напросто вылетали за все траектории и по насыщенности своей чуть припухшей, упругой плоти затмевали реальную жизнь».

Вы спросите: а почему сравнение – ложное?

Обратите внимание: герой Мураками выражает собственное отношение к этим ушам, описывает свои чувства. И хотя мелькают слова «форма, мочки…», но собственно про уши никакой конкретики нет. И вот так, восприняв чувства героя, читатель помнит девушку с необычными ушами, но спросите его – «в чем их необычность?» – не скажет. А Мураками этого и не надо, все в «Охоте на овец» сосредоточено исключительно на герое. Именно поэтому возникает ощущение безбрежного одиночества героя, его уникальности, подчеркивается трагедия невозможности реализации.

158409

7. Раскиданный

У гениев такой портрет рассчитан на внимательность читателей.

Увы, увы, может, при жизни Л.Н. Толстого и были такие, но в наше время мало кто осилил четыре тома «Войны и мира».

Как вы представляете князя Андрея Болконского? Если смотрели наш старый фильм, то высоким сухопарым брюнетом с острыми чертами лица? Ну, актер В. Тихонов такой и есть. Или как Джеймса Нортона из английского сериала? Однако в книге князь брюнет, но маленького роста, с маленькими детскими руками, с нежной тонкой, тоже детской, шеей. Детали раскиданы по тексту, запоминаются плохо, а вот сильный, мятущийся, самобытный характер князя описан так хорошо, что «переносится» на портрет.

Knyaz

Д. Нортон, В.Тихонов

Еще интереснее портрет профессора Преображенского у М.А. Булгакова в «Собачьем сердце».

С одной стороны, то, что делает профессор, гнусно, аморально, безрассудно. К тому же Преображенский подставляет и своего помощника – доктора Борменталя, по сути – толкает его на преступление. Искупает профессора лишь то, что он искренне признает ошибку и не менее искренне раскаивается.

С другой стороны, «создание» профессора – Шариков – также гнусно и аморально. И Шариков вызывает заслуженное негодование читателя.

Что делать писателю, чтобы показать и нутро героя во всей красе, и не «перетянуть» восприятие читателя?

Раскидать детали портрета по всему тексту. А там уж читатель сам додумается – что к чему. Если он вообще думает, а не смотрит одно лишь кино с милейшим актером Е. Евстигнеевым.

Достаточно «собрать» портрет Преображенского, чтобы понять, что и писателю он не сильно-то нравится:

«. господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой. »

«. Ноздри его ястребиного носа раздувались. »

«. Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком. »

«. Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы. »

«. лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки. »

«. захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол. »

«. тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб. »

«. Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях. »

«. Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее. »

«. По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь. »

«. блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой. »

1476094319 595115 375145

Итак, какой портрет героя, если он вообще есть в тексте, плох?

Слишком общий, с кучей незапоминающихся деталей

Скупой, одна-две обычные характеристики

Без изюминки – отличительной черты человека

Неполный, нелепый, недостоверный, какой давным-давно высмеян братьями Стругацкими:

«На людей смотреть было интереснее. Я увидел здоровенных ребят в комбинезонах, ходивших в обнимку, чертыхавшихся и оравших немелодичные песни на плохие стихи. То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках». Попадались и люди нормально одетые, правда, в костюмах странного покроя, и то тут, то там проталкивался сквозь толпу загорелый бородатый мужчина в незапятнанно-белой хламиде с кетменем или каким-нибудь хомутом в одной руке и с мольбертом или пеналом в другой. У носителей хламид вид был растерянный, они шарахались от многоногих механизмов и затравленно озирались».(«Понедельник начинается в субботу»)

Когда я увлекся портретами в художественной литературе, в какой-то момент понял, что без знания об анатомических особенностях трудно создать достоверную деталь и сделать общее описание. Я стал собирать эти сведения (на секунду, я типичный гуманитарий) и собрал коллекцию названий, которые помогут дать точный портрет героя, выделить характерную черту.

e-max.it: your social media marketing partner

Добавить комментарий

Уважаемые комментаторы!

Просим придерживаться правил цивилизованного общения, то есть:

- не переходить на личности, обсуждать текст и персонажей, а не автора/читателя;

- не изображать из себя «звезду» во избежание конфуза;

- не советовать членам администрации сайта, как им выполнять свою работу;

- отдельно — избегать оскорблять гипотетических читателей, членов администрации, сайт, авторов;

- прислушиваться к словам модератора: он приходит, когда есть весомая причина.

Комментарии


Тут как раз недавно в чате был вопрос о том, как давать портрет персонажа, если текст даётся от первого (его) лица. В числе прочего, было высказано, что описание себя-любимого через отражение поднадоело. И вдруг я в книге, которую сейчас читаю, как раз натыкаюсь на описание внешности через отражение - правда, текст не от первого лица, но всё равно мне отрывок показался любопытным )

"Опираясь о стену, Рапосо переводит дыхание. Затем запирает дверь (. ) и приближается к окну, выходящему на улицу Ферронри.
Внизу кипит жизнь. Среди лачуг, теснящихся вплотную к старинному кладбищу Невинных, (. ) точильщик затачивает ножи, сидя на скамье напротив своей лавки, чья открытая дверь демонстрирует богатейший ассортимент замков и задвижек. Пока Рапосо следит за его работой, солнечный луч падает ему на лицо, делая отражение в оконном стекле более контрастным: взлохмаченные волосы, двухдневная щетина, усталые круги под глазами. Большую часть ночи он провел без сна, до самого утра мучаясь бессонницей: вертелся на скомканных простынях, от нечего делать начистил башмаки, саблю, пистолет, завел часы, потом долго сидел напротив окна, наблюдая за тенями и звездами. Так бывает всегда, когда у него болит желудок, а последнее время это случается чаще, чем обычно".

Мне здесь понравилось то, что отражение дано не само по себе, оно тогда и правда часто выглядит нарочитым - а вписано в погоду (солнечный луч) и говорит не столько о внешности в целом, сколько о сиюминутном состоянии. Ведь правда, никто не станет разглядывать в зеркале или окне свои глаза, а вот обратить внимание на то, что под глазами круги, - естественно. Вроде "ну ничего себе как я выгляжу, спать надо больше" )

Портрет раскольникова в романе преступление и наказание

Преступление и наказание

Родион Раскольников — центральная фигура в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Все события развиваются вокруг этого молодого человека, который решается на страшный шаг — убийство. Писатель уделил много внимания Родиону. Прежде всего автор делает упор на психологическую составляющую, что дает четкий портрет Раскольникова. Описание внешности также является важной составляющей, так как на протяжении романа герой переносит большие изменения.

  1. Внешность и одежда героя
  2. Характеристика персонажа
  3. Раскольников после преступления

Внешность и одежда героя

Достоевский начинает знакомство с Раскольниковым в начале повествования, описывая его внешность. Молодой человек замечательно хорош собой. Он обладатель тёмно-русых волос и темных глаз. Мужчина подтянут и высок. На момент событий романа ему 23 года. Черты лица его были тонкими и аккуратными. Цвет кожи — бледный, аристократичный. Взгляд его внимателен. Иногда в глазах появляется блеск, что добавляет привлекательности персонажу. Таким образом, первое впечатление о нем самое приятное. Перед читателем восстает картина приятного, скромного парня.

Описание внешности раскольникова портрет

Одежда Родиона была более чем скромна. Он носил костюм, который явно был не по размеру, мешковат и ободран. Многие оценивали его внешний вид, как будто это оборванец или простой кочегар. Обычный человек лишний раз бы постыдился выходи́ть в таком наряде на публику, но у Родиона не было иного выхода.

Раскольников носил и шляпу. Она тоже была поношена, в пятнах и дырах. Она была рыжего цвета, выцвела на солнце, а полы ее практически отсутствовали. Сапоги он носил дырявые, и не чистил их — они были все в грязи. Текст романа содержит прямые цитаты о внешности и одежде юноши. Иногда речевую характеристику ему дают другие герои, которые успели оценить юношу. Это позволяет создать точную картинку того, как он выглядел.

Характеристика персонажа

Описание внешности персонажа тесно связано с его личностною характеристикой. Это важный момент для анализа героя. Несмотря на скромную, нищую одежду, он был красив и обладал прекрасными манерами. Более того, молодой человек был образован. Достоевский как будто намеренно садит красивого, умного юношу в узкую комнату и одевает в лохмотья, чтобы показать развитие личности в таких условиях. Комнатка его была небольшой, и чем-то напоминала гроб. Там мрачно, грязно, стоит сломанная мебель. Атмосфера не дополняет его, а лишь угнетает.

Портрет раскольникова

Родион — отшельник. Чем дольше он рассуждает о своем положении, тем более отстраняется от людей. Его раздумья отражаются на внешности, он начинает выглядеть болезненно. Раскольников много думает, гуляет по улицам, наблюдает за людьми и всему дает свою оценку. Юноша одержим смятениями и страхами. Его наблюдения и опасения подталкивают на совершение преступления.

Родиона не беспокоит его бедный и обшарпанный наряд. Намного больше главного персонажа волнуют вопросы социального неравенства. Герой раздражен, что одним людям достается все, а другим ничего. Так он постепенно приходит к идее людей обычных и людей великих. К великим он относит Наполеона, а обычные люди лишь материал, благодаря которому великие добиваются успехов. И он относит себя к таким.

Образованность и начитанность юного студента лишь усиливают его амбиции. Он перестал давать частные уроки, потому что стремился к большим богатствам, а мелкий заработок его не интересовал. Тут проглядывается высокомерие главного персонажа. Некоторые герои книги ощущали, что юноша смотрит на них свысока.

Раскольников после преступления

Роман можно разделить на 2 части: до преступления и после. Таким образом, и главный персонаж претерпевает некоторые изменения. Особенно это касается его психологического состояния. До преступления перед читателями предстает:

Внешность раскольникова

  1. Образованный, статный молодой человек.
  2. Красив внешне.
  3. Рассуждает о великих и обычных людях.
  4. Высокомерен по отношению к другим, жестко отстаивает свою позицию.

Убийство старухи-процентщицы кардинально меняет жизнь героя. Его настигают муки совести. Он постепенно начинает осознавать, какое зло совершил. После преступления Родион выглядит так:

Внешность раскольникова анализ

  1. Слаб как морально, так и физически, много спит.
  2. Меняется цвет кожи — она желтеет и взгляд становится болезненным.
  3. Меняются идеи относительно величия особенных людей, он ощущает себя обычным человеком.
  4. Испытывает чувство стыда перед близкими и обществом.
  5. Теряется во времени, бредит.

Состояние Родиона было настолько сложным, что временами ему казалось, будто на самом деле ничего не произошло, а преступление лишь сон. Образ парня обретает черты сломленной, погубленной личности. Сам юноша считает, что там в той квартире он погубил не столько старуху, сколько себя. Он примерил маску убийцы и уже не сможет ее снять. С искуплением вины мужчина меняется, и даже становится слегка религиозен под руководством Сонечки — еще одной сломленной души.

Существуют авторские рисунки Родиона Раскольникова. Позже они были добавлены в издания романа. Облик его на изображениях достаточно мрачен. Портретная характеристика из текста полностью соответствует тем изображениям, что лишний раз подтверждает точность, которой Достоевский уделил внимание.

Читайте также: